Фобии и страхи в подростковом возрасте: упражнения и советы

  • Психотерапевт высшей категории Олег Викторович
  • 46086
  • Дата обновления: Октябрь 2019

Иррациональный страх перед подростками – это достаточно редкая фобия, о которой впервые заговорили в 1994 году.

Именно тогда она получила свое название – эфебифобия. Причины развития этого нарушения чаще всего обусловлены психотравмами, связанными с подростками, которые как-то негативно повлияли на человека. Проблема успешно поддается психотерапевтическому лечению.

Причины развития эфебифобии

Фобии и страхи в подростковом возрасте: упражнения и советы

Эфебифобы панически боятся группы подростков, а одинокий тинэйджер не вызывает столь сильных эмоций

Эфебифобия – достаточно редкое нарушение. Причины фобии необходимо искать в прошлом человека.

Любые столкновения с группой лиц подросткового возраста, негативно настроенных против человека – одна из самых распространенных причин развития фобии.

Интересно, что это нарушение чаще всего встречается именно у взрослых людей. С эфебифобией могут сталкиваться учителя, нарушение часто диагностирует у лиц старше 50 лет.

Причины можно поделить на психологические и социальные. Под психологическими причинами подразумевается негативный опыт общения с подростками.

Это может быть нападение малолетней банды, насмешки от группы подростков, нанесение вреда имуществу человека.

Так, известен случай, когда человек столкнулся с иррациональным страхом после того, как группа подростков испортила его машину, а он не смог ничего предпринять, чтобы защитить свое имущество.

Под социальными причинами следует понимать установки, принятые в обществе. Подростков часто называют агрессивными, неуправляемыми, импульсивными и опасными. Для людей определенного склада характера этого может быть достаточно, чтобы получить фобию.

Нередко первые ростки страха появляются на фоне просмотра фильмов про бесчинства подростковых групп.

Волна эфебифобии захлестнула мир после трагических событий в США, когда подросток принес в школу оружие и расстрелял своих одноклассников и учителей.

Боязнь подростков у взрослого человека также может возникнуть после просмотра новостных сводок, в которых освещаются преступления, совершенные лицам 14-16 лет.

Как правило, с эфебифобией сталкиваются нерешительные и пугливые люди, которые зависят от мнения окружающих. Фобия может возникнуть на фоне каких-либо комплексов или патологического чувства вины.

По мнению психологов, к фобиям склонны люди, легко подвергающиеся панике и часто сталкивающиеся с беспричинной тревогой. Немаловажную роль в развитии фобии играет общее психоэмоциональное состояние человека.

Так, подверженность стрессам, неврозам, ипохондрии или депрессии увеличивает риск развития иррациональных патологических страхов.

Симптомы

Эфебифобия протекает в форме генерализованного тревожного расстройства.

Так как полностью обезопасить себя от встреч с подростками человек не может, психика постепенно учится закрываться от травмирующих событий.

Это означает, что при встрече с одним человеком подросткового возраста пациент с фобией не испытывает паническую атаку, однако присутствуют явные симптомы тревожного расстройства.

Как правило, острая симптоматика проявляется при неожиданном столкновении с группой лиц подросткового возраста.

Психоэмоциональные симптомы и поведенческие особенности

Фобии и страхи в подростковом возрасте: упражнения и советы

Человек начинает накручивать себя и придумывать то, чего на самом деле нет, что негативно отражается на его отдыхе

Любая фобия меняет поведение человека. В случае эфебифобии, больной начинает избегать мест, в которых можно встретить группу лиц подросткового возраста. Так, человек выбирает маршрут, проходящий вдали от учебных заведений, обходит стороной магазины молодежной одежды и ночные клубы. Он внимательно выбирает фильмы для просмотра, ведь кино для подростков вызывает чувство тревоги.

При столкновении с молодежью, человек с фобией испытывает сильные деструктивные эмоции – страх, тревогу, боязнь за свою жизнь.

Психологи связывают эфебифобию со страхом смерти, утверждая, что пациенты видят в подростках потенциальную угрозу для своей жизни.

Человек считает подростков непредсказуемыми и неуправляемыми, и при встрече с группой молодежи допускает мысль о нападении. В результате пациенты сталкиваются с постоянной тревогой, которая покидает их только дома. Любое передвижение по улицам сопряжено со страхом встретить группу подростков. При этом один подросток обычно не воспринимается как угроза.

Если у человека есть ребенок, больной с ужасом думает о процессе его взросления. Это может стать причиной предвзятого отношения к собственным детям.

Нередко родители с эфебифобией слишком строго воспитывают детей и держат их в страхе, чтобы обезопасить себя от возможных проблем в будущем.

Правда, чаще всего такой подход к воспитанию дает совершенно обратный эффект, и в подростковом возрасте дети объявляют настоящую войну родителям.

Эфебифобия может сопровождаться навязчивыми мыслями. Как правило, они возникают перед сном. Человек может представлять мысленно различные негативные сценарии, в которых он становится жертвой подростковой банды.

На этом фоне тревожное расстройство лишь прогрессирует, вызывая различные осложнения со стороны психики и нервной системы.

В тяжелых случаях эфебифобия становится причиной ночных кошмаров, бессонницы, параноидных мыслей.

Физические проявления фобии

Фобии и страхи в подростковом возрасте: упражнения и советы

Неприятные эмоции способствуют сильному потоотделению

Телесные симптомы проявляются в момент обострения фобии. Как правило, это происходит в момент неожиданной встречи с группой подростков. Обострение психопатологии протекает приступами по типу панических атак, которые сопровождаются выбросом адреналина и повышением тонуса сосудов, чем и объясняется вегетативная симптоматика.

Признаки приступа:

  • сильная дрожь в руках;
  • повышение частоты пульса;
  • скачок артериального давления;
  • головная боль напряжения;
  • головокружение;
  • тахикардия;
  • давление в грудной клетке;
  • нехватка воздуха, одышка;
  • чувство дереализации;
  • озноб и холодный пот.

Все это сопровождается нарастающей тревогой и неконтролируемой паникой, приводящей пациента в ужас. Длительность приступа может варьироваться от нескольких минут до получаса. Как правило, приступ проходит в тот момент, когда больной почувствует себя в безопасности. В тяжелых случаях приступ паники может завершиться обмороком.

Обострение фобии тесно связано с общим самочувствием человека. Острый симптомы, как правило, появляются в периоды психоэмоционального напряжения и стресса. Обостренная эфебифобия дает о себе знать после перенесенных тяжелых заболеваний, нервного перенапряжения, а также на фоне сильного физического переутомления.

В тяжелых случаях приступ панической атаки может случиться при виде группы подростков из окна, либо даже во время просмотра фильма или новостных репортажей.

Как бороться со страхом?

Фобии и страхи в подростковом возрасте: упражнения и советы

Отодвигать проблему на задний план не нужно, следует обязательно консультироваться со специалистом

Фобия – это иррациональный страх, которому нельзя найти объяснение самостоятельно. Эфебифобия сопровождается острой симптоматикой, которая истощает психику, лишая человека способности к критическому мышлению.

В результате со временем человек начинает бояться подростков просто по привычке, не отдавая себе отчета в том, что такая реакция не нормальна.

Из-за этого необходимо своевременно обратить внимание на тревожные симптомы и записаться на прием к врачу.

Чтобы побороть любые фобии и страхи, в том числе боязнь подростков, необходимо полностью осознать наличие проблемы, что сложно сделать самостоятельно. Здесь на помощь придет врач-психотерапевт.

Психотерапия

Для успешного лечения фобии необходимо определить причину страха, иначе лечение поможет избавиться лишь от симптомов, а основная проблема останется с человеком на всю жизнь.

Для определения причины необходимо обратиться за помощью к врачу. В большинстве случаев успешным методом является гештальт-терапия. Если определить причину фобии не удается, можно прибегнуть к гипнозу.

Работа с подсознанием является эффективным методом лечения фобий с выраженной тревожной симптоматикой.

После определения причины страха и ее ликвидации, необходимо скорректировать имеющиеся подсознательные установки.

С этой целью рекомендована когнитивно-поведенческая психотерапия, выступающая “золотым стандартом” в лечении различных фобий.

Метод позволяет изменить образ мышления таким образом, чтобы подсознание перестало воспринимать объект фобии как потенциальную угрозу для жизни и здоровья человека.

Во время работы с пациентом врач может выявить сопутствующие нарушения – комплексы, незакрытые гештальты, другие иррациональные страхи. Все это ослабляет психику и является благоприятной почвой для развития различных психопатологий, поэтому требует лечения.

Медикаментозная терапия

Избавиться от фобии таблетками невозможно, однако в некоторых случаях без медикаментов не обойтись. Их назначают для коррекции сопутствующих нарушений, например, неврозов, ипохондрического синдрома или депрессии.

Выбор препарата зависит от показаний к назначению. В терапии используют анксиолитики, антидепрессанты, реже – ноотропные и седативные препараты. Лекарственная терапия подбирается врачом в индивидуальном порядке. При отсутствии сопутствующих патологий, медикаменты не назначаются.

Дополнительно могут быть рекомендованы различные способы релаксации – массаж, иглорефлексотерапия, душ Шарко. Все эти методы позволяют уменьшить напряжение нервной системы и бороться со стрессом.

Самопомощь

Фобии и страхи в подростковом возрасте: упражнения и советы

Дыхательные упражнения помогут расслабить и успокоить нервную систему

Самолечение направлено на релаксацию и уменьшение нагрузки на психику. Человек должен научиться очищать свой разум от навязчивых мыслей и переключать внимание при возникновении тревоги. Для этого рекомендуются следующие методы:

  • дыхательная гимнастика;
  • цигун;
  • йога;
  • медитация;
  • аутотренинг.

Для борьбы со страхом широко применяются различные аффирмации. Важно понимать, что для победы над фобией необходимо изменить собственное отношение к объекту страха. Человеку следует вспомнить, как он сам был подростком, постараться сфокусироваться на проблемах, беспокоящих его в тот период. Чтобы освежить минувшие годы в памяти, можно воспользоваться семейным фотоархивом.

Далее необходимо освоить методы переключения внимания, например, дыхательную гимнастику. К ней следует прибегать каждый раз при столкновении с объектом страха.

Для купирования панических атак используется аутотренинг и дыхательные упражнения. Во время приступа рекомендуется положить под язык мятную конфетку, которая оттянет на себя часть внимания, тем самым помогая переключиться с психоэмоциональных переживаний на вкусовые ощущения.

Заниматься медитацией рекомендуется перед сном. За час до сна врачи советуют отправиться на прогулку на свежем воздухе. Медитация перед сном поможет очистить мысли и уменьшит нагрузку на нервную систему. Этот метод помогает бороться со стрессом и не допустить прогрессирования фобии.

Победить фобию может только здоровая психика и способность к критическому мышлению. Самостоятельно одержать победу над страхом бывает сложно, поэтому лучше обратиться к специалисту. Как показывает практика, в 95% случаев достаточно всего 10 сеансов когнитивно-поведенческой психотерапии, чтобы избавиться от фобии навсегда.



Источник: https://mozg.expert/fobii/efebifobiya/

Какие бывают страхи у подростков и как с ними бороться?

Период подросткового возраста является очень важным и ответственным этапом становления личности. В возрастной психологии промежуток между 11 и 16 годами жизни определяют как переходной от детства к взрослости и связывают с серьезной психологической перестройкой.

Читайте также:  Психолог гипнолог: врач, кто такой

На подростка оказывают влияние новые стресогенные факторы (половое созревание, повышение уровня социальных требований). Механизмы адаптации, сформировавшиеся в более раннем возрасте, перестают работать. Растет уровень тревожности. Развиваются различные страхи и фобии.

Какими бывают страхи у подростков?

Психологи разделяют все страхи на три группы:

  • биологические (боязнь боли, опасных хищников, стихийных бедствий);
  • социальные (страх оценки, неудачи, страх быть непринятым в группе);
  • экзистенциальные (страх старения, смерти, изоляции, свободы).

Для каждого возрастного периода характерен свой набор страхов. К 11–13 годам у детей происходит снижение выраженности биологических страхов и нарастание социальных и экзистенциональных. Такая тенденция является одним из признаков формирования самосознания у подростков.

Социальные страхи

В подростковом возрасте происходит становление системы социальных отношений. Ребенок через дружбу с ровесниками, которая становится одной из самых значимых ценностей, усваивает правила сотрудничества. Приобретаются навыки для установления отношений и выполнения социальных ролей в зрелом возрасте.

Возрастает чувствительность подростка к реакциям на него со стороны посторонних. Возникает страх подвергнуться критике из-за внешности, недостатка способностей и умений.

Из этого произрастает постоянная настороженность, подозрительность при взаимодействии с другими людьми, стремление избежать определенных ситуаций. Пораженческое самоощущение может зафиксироваться в виде заикания.

Иногда тревожность в социальных ситуациях принимает форму агрессивного, задиристого поведения.

Физиологические изменения, возникающие в пубертатный период, усиливают социальные страхи. Подросток может начать испытывать страх перед противоположным полом, опасения проявить свою несостоятельность при сексуальном общении.

Страх полового акта может возникнуть не только из-за отсутствия опыта, но и из-за необходимости обнажаться, демонстрировать свое несовершенное тело.

Именно в подростковом возрасте обычно развивается телесная дисморфобия — расстройство, при котором человек чрезмерно озабочен мнимым или незначительным дефектом своей внешности.

Процесс полового созревания и пробуждающаяся сексуальность также способствует развитию специфических фобий:

  • страх негативных последствий мастурбации;
  • страх оказаться гомосексуалистом;
  • эротофобия.

У юных девушек может развиться менофобия — страх менструаций и связанных с ними болевых ощущений, запахов, неловких ситуаций. Страх возможной беременности может беспокоить не только девушек, но и юношей, начинающих половую жизнь.

Страх смерти у подростков

Впервые страх смерти возникает в 3–5 лет как симптом пробуждающегося самосознания. В подростковом возрасте окончательно оформляется способность оперировать абстрактными понятиями, формируется логика взрослого. Объяснения о феномене смерти, полученные в детстве, уже не удовлетворяют подростка. Он полностью осознает неизбежность перспективы однажды умереть, исчезнуть.

Страх смерти может проявляться в повышенном интересе к данной теме, в ношении одежды и аксессуаров с соответствующей символикой (черепа, кресты). Ребенок может бороться с тревогой, глумясь над смертью, бросая ей вызов.

Отсюда любовь к фильмам ужасов, увлечение компьютерными играми с обилием жестокости, тяга к экстремальным развлечениям.

Безрассудно рискуя своей жизнью и здоровьем, ребенок пытается добиться ощущения превосходства над смертью, вернуть себе чувство контроля.

Коррекция фобий и страхов подростков

Работа с подростковыми фобиями имеет свою специфику. Хотя бы потому что подросток вместо того, чтобы попросить о помощи, старается тщательно скрыть причины своего беспокойства.

Страх перед своим телом

Страхи подростков, связанные с физиологическими изменениями в пубертатный период проще предупредить, чем бороться с их неприятными последствиями. В работе с данной проблемой поможет доскональное изучение предмета страха — предварительная подготовка ребенка к тем изменениям, которые произойдут у него в период полового созревания.

Девочкам нужно подробно объяснить, что такое менструация еще в 10 лет, так как у большинства месячные наступают в 11–12-летнем возрасте.

Причем информация о физиологии беременности должна преподноситься в позитивном ключе — никаких красочных историй о невыносимой боли при месячных или родах.

Девочка должна знать как снять болевой синдром при месячных, причем не только медикаментозными методами.

Мальчику нужно также заранее быть осведомленным о тех изменениях, которые будут с ним вскоре происходить. Например, нужно объяснить, что ночные поллюции — совершенно нормальное физиологическое явление и происходит со всеми.

Нужно предупредить ребенка, что вскоре у него появятся вторичные половые признаки. Что у девочек начнет расти грудь, станут шире бедра, у мальчиков увеличатся наружные половые органы.

Объяснить, где будут расти волосы, и какими способами можно от них избавиться, как ухаживать за кожей и гениталиями.

Если подросток почерпнет всю нужную информацию от родителей, а не от друзей или через СМИ, тогда никакой телесной дисморфобии можно не опасаться.

Желательно, чтобы разъяснительную беседу с подростком проводил родитель одного с ним пола или взрослый, которому ребенок симпатизирует. Важно уверить подростка, что стесняться изменений в теле не стоит и при любой проблеме он может обратиться за помощью к родителям.

Страх смерти у подростков: как помочь?

Если ребенок боится смерти, нужно выяснить, чего именно он опасается. Иногда простое озвучивание страхов снижает их интенсивность. Не исключено, что за боязнью смерти скрывается что-то другое.

Например, подростка тревожит не сама перспектива кончины, а тех обстоятельства, которые часто сопровождают уход из жизни. Они боятся сильной физической боли, изнурительной болезни, а также связанной с этим потери собственного достоинства. Особое место занимает боязнь потерять близких, за которой может скрываться психологическая зависимость от родителей и недостаток самостоятельности.

Чтобы подросток открылся, нужно самому быть готовым откровенно говорить о собственных чувствах и страхах, связанных со смертью. Если вы не ощущаете в себе сил открыто обсуждать данную тему, лучше обратиться за помощью к психологу.

Разгрузить психику также помогает арт-терапия. Методика построена на механизме сублимации, то есть перенесении тревожных мыслей и переживаний на результат творчества. Попросите ребенка изобразить на бумаге, что именно пугает его в смерти.

А также проиллюстрировать ощущения в теле, возникающие в момент приступа страха. Можно персонифицировать смерть: сделать для ребенка маску и попросить ребенка сыграть роль старухи с косой.

Такое упражнение поможет преобразить ассоциации, связанные с данной темой, в нечто более спокойное и нейтральное.

Постарайтесь объяснить ребенку, что эмоция страха возникает лишь в ответ на негативные представления о смерти. Никто не знает наверняка — ни ученые, ни священники — что происходит, когда человек умирает.

Никто даже не может со стопроцентной уверенностью предсказать, что произойдет в следующую минуту. В непредсказуемости жизни есть своя красота.

Осознание быстротечности времени помогает прожить жизнь более полно и насыщенно, правильно расставить приоритеты, больше ценить важные взаимоотношения.

Помогают справиться танатофобией сеансы гипноза у практикующий специалистов, например у психолога-гипнолога Батурина Никиты Валерьевича. Для снятия симптомов рекомендуем к прослушиванию аудиотранс:

Упражнения для коррекции социальных страхов

Дети расстраивают массу психической энергии в погоне за престижем, популярностью среди ровесников. Вдобавок сохраняется страх не оправдать ожидания родителей, учителей, не соответствовать роли хорошего ученика.

Лечение социальных страхов у подростков может вестись в нескольких направлениях:

  • когнитивная терапия;
  • улучшение навыков общения;
  • медикаментозная терапия.

Когнитивный подход

«Когнитивный» означает «относящийся к познанию, оперированию понятиями». Когнитивная терапия направлена на изменения восприятия людей и социальных ситуаций, повышение самооценки.

Социофобы зачастую уверены, что единственный выход избежать чувства стыда и страха — уклоняться от участия в ситуациях, в которых появляются эти негативные эмоции. Понять, что источником негативных эмоций всегда является сам подросток, а не обстоятельства, поможет метод трех колонок.

В первую колонку записываются пугающие ситуации. Например, выступление перед классом с докладом. Во вторую вносят реальные причины, вызывающие страх. Например, опасения, что подросток забудет текст доклада, выставит себя глупцом перед одноклассниками и преподавателем. В третью заносятся позитивные сценарии развития событий: выступление пройдет хорошо, учитель поставит высокий бал.

Прокрутив в воображении каждый вариант будущего, подросток поймет, что проблема только в его негативных ожиданиях. Изменив отрицательные мысли положительными или нейтральными, он избавится от тревоги. Для изменения пессимистического сценария нужно выполнить следующие действия.

Предложите подростку сделать то, что обычно поднимает ему настроение (прогуляться в красивом парке, поиграть с собакой, послушать любимую музыку, посвятить время любимому хобби).

Далее пусть он закроет глаза и представит во всех подробностях, как он справляется со страхом и успешно совершает действия, которые его пугают.

У подростков с социофобией также имеется множество ложных представлений, мешающих воспринимать реальность объективно и провоцирующих тревогу. Рассмотрим примеры изменения ошибочных представлений.

  1. Ложное суждение: все смотрят на меня. Коррекция: оглянуться по сторонам, посчитать, сколько людей действительно обращают на вас внимание, негативно ли реагируют.
  2. Ложное суждение: все подумают, что я глупый, если я покраснею или начну заикаться. Коррекция: опросить знакомых, что они в действительности чувствуют, когда рядом с ними кто-то начинает смущаться и волноваться. Ощущают неприязнь? Пытаются успокоить человека? Надеются, что скоро ему станет лучше?

Важно найти центральное ошибочное убеждение, которое является основной причиной возникновения страха у подростка. Как правило, это представления, что люди в целом агрессивны, и вера в то, что подростку нечего противопоставить исходящему от них негативу.

Когнитивную терапию социальных страхов часто дополняют гипнозом, который помогает закрепить новые позитивные представления о себе и окружающих людях.

Важно, проследить за тем, кто является референтной группой для ребенка — воображаемой или реальной группой людей, которые являются своеобразным эталоном, системой отсчета для себя и других.

Чем больше у ребенка опыта наблюдения за разными людьми, чем больше разнообразных образцов для подражания, тем комфортней он себя ощущает таким, какой он есть, не пытаясь себя загнать в узкие рамки нормальности, устанавливаемые ближайшим социальным кругом.

Улучшение навыков общения

Лучше всего справиться с застенчивостью поможет психолог на специальных групповых занятиях для подростков. Но кое-что могут сделать и сами родители.

  1. Отрепетируете зрительный контакт. Часто у ребенка вызывает смущение взгляд постороннего человека в глаза. Посоветуйте подростку смотреть на переносицу собеседнику. Такая маленькая хитрость поможет ему избежать чувства неловкости в разговоре.
  2. Научите ребенка дежурным фразам: как нужно начинать и заканчивать разговор, приглашать девушку на свидание и вежливо отказываться, как отвечать на грубость. Попав в новую, нетипичную для него ситуацию, ребенок не растеряется и будет знать, что делать, чтобы выйти из нее с достоинством.
  3. Предложите подростку отрепетировать навыки общения с детьми помладше. Как правило, в таких случаях подросток испытывает меньшую неловкость, чем при общении с ровесниками.
Читайте также:  Как не волноваться при собеседовании на работу: советы психолога, как подготовиться, чтобы не нервничать, что из успокоительного выпить перед интервью

Если страхи у подростков провоцируют панические атаки, есть смысл обратиться за помощью к специалисту. Он  подберет наиболее подходящий метод психологической коррекции фобии.

  • Как называется боязнь тишины, и как избавиться от силенсофобии?Фобия тишины, или силенсофобия, — это патологическое, иррациональное нежелание человека оставаться в…
  • ВСД панические атаки и шейный остеохондрозОстеохондроз шейного отдела позвоночника, который все чаще диагностируют у молодых людей, — гораздо …
  • Паника, страх, тревога, лечениеКаждый человек с самого детства хотя бы раз испытывал панику и страх без причины. Нахлынувшее ниотку…
  • Как называется боязнь работы, и как избавиться от эргофобии?Словосочетание «страх работать» вызывает у людей насмешливую реакцию. Обществу проще повесить ярлык …
  • Причины и лечение психологического бесплодия у женщинНесмотря на достижения современной медицины, каждая пятая пара сталкивается с проблемами при желании…

Источник: https://ProPanika.ru/strahi/kakie-byvayut-strahi-u-podrostkov-i-kak-s-nimi-borotsya/

Тренинг для подростков «Страхи и их преодоление»

  • Цель тренинга:
  • Выявление страхов у детей подросткового возраста из числа принимающих семей; Обучение методам избавления и урегулирования страхов; Психологическая разгрузка;
  • Активизация позитивных ресурсов подростов, настрой на новый учебный год;

Эпиграф к тренингу: У меня были и мечты и страхи. Я преодолел свои страхи благодаря своим мечтам.

  1. (автор неизвестен)
  2. Ход тренинга:

I. Вводная часть. Приветствие

Психолог: Добрый день, дорогие ребята! Рада видеть всех вас на нашем тренинге, тема которого – «Страхи и их преодоление».

Упражнение 1. «Приветствие без слов»

Психолог: Каждый из вас должен поздороваться с группой, продемонстрировав какое-то невербальное приветствие. Это может быть как бесконтактное приветствие (помахать рукой, кивнуть головой, сделать реверанс), так и контактное (пожать руку, обнять). Остальные участники группы отвечают на приветствие так же, как с ними поздоровались (кивают в ответ, пожимают протянутую им руку и т. д.).

Это упражнение можно выполнять и по кругу, и в произвольном порядке— по мере готовности или путем передачи мяча.

Для тренера это упражнение может иметь дополнительный диагностический смысл. Кто из членов группы инициировал более тесный контакт? Кто попытался устраниться от такого контакта? Кто был наиболее изобретателен? Как осуществлялось рукопожатие? И т. д.

Упражнение 2. «Поменяйтесь местами»

Психолог: Сейчас мы с вами немного разомнемся.

Я буду называть определенный признак если он у вас имеется вы должны поменяться местами с тем у кого тоже имеется такой признак, например: «Поменяйтесь местами те, кто сегодня проснулся рано!», «Поменяйтесь местами те кто, сегодня чистил зубы», «Те кто делал зарядку», «Поменяйтесь местами те, кто любит животных», «Поменяйтесь местами те, кто любит учиться», «Поменяйтесь местами те, кто чего-то боится».

II. Основная часть. Работа с проблемой

Психолог: Вот мы и поздоровались и размялись. Спасибо всем большое! Итак, тема сегодняшнего тренинга актуальна для каждого из нас, тот, кто скажет, что ничего не боится, тот однозначно лукавит т.к. невозможно ничего не бояться.

Мы живем в нестабильном мире, это отражается в выборе бедующей профессии то, что актуально сейчас утратит свою актуальность в будущем, мы зависимы от СМИ и мнения окружающих, полностью подчинены социальным сетям и красивым картинкам, сталкиваясь с реальностью, мы потеряны – все это порождает наши страхи или как их называют фобии. Какие страхи-фобии вы знаете?

(ответы детей)

Замечательно, спасибо! Вы озвучили лишь малый перечень всех известных страхов, в настоящее время науке известно около 40 000 фобий.

Например, самые необычные фобии: апопатофобия — боязнь заходить в туалеты, астрофобия — боязнь звёзд и звёздного пространства, барофобия — боязнь подъёма тяжести, вербофобия — страх отдельных слов, винофобия — боязнь употребления вина, и много, много других о которых мы и не догадывались.

Люди могут бояться очень многого, да абсолютно всего, если учесть, что известно 40 000 фобий.

В подростковом возрасте наиболее часто встречаются такие страхи как: социофобия – боязнь не состояться в обществе сюда же относят и страх ответа у доски, общение со сверстниками, публичное выступление и страх оказаться объектом юмора, насмешек, страх смерти кого-то из близких, страх болезни как своей, так и своих близких, страх темноты, различные ночные страхи. Я предлагаю вам, выяснить есть ли у вас скрытые или открытые фобии для этого мы проведем небольшое тестирование.

  • Упражнение 3. Тест на выявление фобий
  • Для того, чтобы определить интенсивность наших собственных страхов, определить наличие (или отсутствие) фобий, я предлагаю воспользоваться следующим тестом-опросником, в основе которого лежит объективная самооценка и самоанализ.
  • Инструкция:

Внимательно ознакомьтесь с каждым вопросом. При положительном ответе на вопрос, оцените интенсивность возникающей эмоции по 10-бальной шкале, определив интенсивность переживаний того или иного, имеющегося страха.

  1. Если вы совсем не испытываете данного страха, поставьте цифру «1».
  2. Тест – оценка на выявление страхов и фобий
Оценка субъективного состояния
  • Степень интенсивности
  • (от 1 до 10)
1 Можно ли сказать, что некоторые животные (например, пауки, змеи) вызывают у Вас беспокойство?
2 Боитесь ли Вы темноты?
3 Беспокоит ли Вас возможность болезненных изменений в Вашем психическом состоянии?
4 Насколько сильно Вас беспокоит возможность болезни близких людей?
5 Боитесь ли Вы оказаться жертвой преступного нападения на городских улицах?
6 Испытываете ли Вы неприятные ощущения (учащение дыхания, сердцебиения и пр.) во время вызова на к  директору или к доске?
7 Страшат ли Вас возможные изменения в личной жизни (ухудшение в будущем возможные взаимоотношения  с близким человеком, неверность будущего супруга, развод и т. п.)?
8 Знаком ли Вам страх ответственности (принятия ответственных решений)?
9 Пугает ли Вас перспектива неизбежной старости?
10 Возникает ли у Вас чувство страха при нарушении ритма сердца или болевых ощущениях в нем?
11 Насколько Вас страшит перспектива бедности?
12 Пугает ли Вас неопределенность будущего?
13 Насколько высоко Вы можете оценить свой страх, который испытываете, когда идете на экзамен?
14 Тревожит ли Вас возможность войны?
15 Часто ли посещает Вас страх смерти?
16 Возникают ли у Вас неприятные ощущения, когда Вы находитесь в замкнутых пространствах (лифт, закрытая комната)?
17 Боитесь ли Вы высоты?
18 Боитесь ли Вы глубины?
19 Боитесь ли Вы, что в случае болезни близких людей, в Вашей жизни произойдут неблагоприятные изменения?
20 Испытываете ли Вы повторяющийся страх заболеть каким-либо заболеванием?
21 Насколько Вам знаком страх самоубийства?
22 Испытываете ли Вы страх перед публичными выступлениями?
23 Посещает ли Вас чувство тревоги из-за агрессивного поведения по отношению к своим близким (желания избить, нанести повреждения, убить и т.п.)?
  1. Обработка и самоанализ:
  2. Показатели интенсивности страхов №1-3, 10, 15-18, 20-23 выше 8 баллов указывают на фобическую симптоматику.
  3. Психолог: Бесстрашных людей не бывает, и каждый из нас имеет свои слабости, но именно умный человек осознает, как он может помочь самому себе, в этом отношении, качественно улучшив жизнь… Любую проблему можно решить, и устранение фобии – не исключение.
  4. Упражнение 4 «Волшебная надпись».

Напишите на бумаге фразу, обозначающую суть вашего страха. Посмотрите, как это написано: большими или маленькими буквами, вверх или вниз уходит строка? А сейчас вам нужно из вашего страха сделать желание или цель.

Например:

Я боюсь умереть — Я хочу жить и прекрасно себя чувствовать – Я ставлю себе цель…. (цель должна быть самой главной для вас); Я боюсь провалить экзамен – Я хочу сдать экзамен та хорошо — Сдать экзамен на 4. Я боюсь за здоровье своей мамы — Я хочу, чтобы моя мама была здорова – Помощь маме; Я боюсь стать жертвой преступления — Я хочу быть защищенным – Научиться самообороне.

Ваша фраза должна выглядеть на бумаге веселой картинкой. Напишите ее цветными фломастерами: любимые цвета усиливают позитивный эффект.

Упражнение 5. Техника «Магическая лестница».

Психолог: Зачем нам цель? Чтобы удовлетворить наше желание. Без желания цели не добиться. Вставая на первую ступеньку волшебной лестницы, еще раз спросите себя: «Я действительно этого хочу?» Да?! Тогда – вперед!

  1. Четко, в одном-двух предложениях сформулируйте, чего именно вы хотите. Задайте себе пять магических вопросов. Что сделать? Когда сделать? Где сделать (на даче? в городе? на работе? дома?). Как сделать? Зачем это делать?
  2. Теперь переходите к сбору информации. Вы должны знать все, что возможно узнать. Сведений много не бывает. Особенно, когда речь идет о вашей цели.
  3. Обработайте собранный материал. Отберите ценную информацию. Ваша главная задача: выбрать! Идей у нас всегда много. Надо отобрать из них самую простую и эффективную. Что чаще всего нам мешает? Есть множество планов и проектов, а выбрать – не получается…
  4. Удалось отделить зерна от плевел? Пришло время составить план работы. План – не пустой звук! Распишите все по неделям и месяцам. А лучше – по дням. Постарайтесь предвидеть и все возможные негативные обстоятельства. Чем больше запасных вариантов имеешь, тем крепче спишь.
  5. Теперь встаньте перед зеркалом. Критически оглядите себя. Хватит ли у вас сил и умения идти к поставленной цели? К своему потенциалу надо подходить реалистично. Ответ «нет» — это еще не причина посыпать голову пеплом. Надо продумать, где раздобыть нужные ресурсы, знания, помощников, наконец. Проанализировать собственные «минусы» необходимо. Глупо дважды наступать на одни и те же грабли. Зная причину прошлых проигрышей, в этот раз вы будете играть наверняка.
  6. Вы готовы перейти к активным действиям? Вперед! Ваша цель ждет вас!
Читайте также:  Как избавиться от заикания взрослому: самостоятельно, в домашних условиях, народные средства

Упражнение 6. Игра «Сурдоперевод»

Источник: http://psycholog-school.ru/psikhologi/trening-dlya-podrostkov-strakhi-i-ikh-preodolenie.php

13 простых и эффективных техник побороть даже сильные детские страхи

Более 40% хронических заболеваний у детей — следствие пережитого стресса и страхов. Узнайте, какие детские фобии нельзя игнорировать и какие техники могут вам их побороть.

В рамках совместного проекта канала TiJi и «Академии Монсиков» Виктория Шиманская, психолог, автор книг и специалист по развитию эмоционального интеллекта детей, провела вебинар «Страхи у детей. Как помочь ребенку?». Мы прослушали ее лекцию и делимся с вами интересными мыслями и действенными техниками.

Страх — это некий сигнал, который предупреждает нас об угрозе. Страх бывает полезным и вредным.

Безопасная жизнь без такой эмоции, как страх, невозможна, ведь именно она сдерживает нас от безрассудных и опасных поступков. Когда мы видим проносящиеся мимо нас машины, нам становится страшно, и это чувство останавливает нас от того, чтобы выйти на дорогу.

Но у страха есть и обратная сторона, которая разрушает нас: он не позволяет совершать важные поступки и заставляет чувствовать себя дискомфортно. Бывает, что мы не можем проявить себя на работе, потому что боимся начальника.

Или не можем водить машину, так как боимся аварий на дорогах.

Именно с этой негативной стороной страха нужно бороться. Но сначала давайте выясним, что может стать причиной детской страха.

• Этапы взросления. Уже в 7 месяцев ребенок бьет тревогу из-за долгого отсутствия мамы. До 3 лет у малыша развиваются привязанность и чувство доверия к родителям. И в этом возрасте особенно сильно работают внушаемые страхи, а также страхи, вызванные неожиданностью, — резкий звук или боль от укола.

С 3 до 5 лет появляется страх темноты и одиночества. А дальше ребенок сталкивается с осознанием реальной смерти. И страх потери самого близкого человека может прочно засесть в его мыслях.

Как мы видим, у каждого детского возраста существует своя «норма» страхов.

Прожить эти этапы — естественная часть процесса взросления.

Страхи появляются и исчезают. Однако иногда они задерживаются в психике ребенка и полностью завладевают его вниманием, тем самым мешая развитию, общению со сверстниками, учебе.

• Угрозы. Не всегда страхи у детей возникают из-за возрастных особенностей. Иногда их причины кроются в родительских реакциях.

Мы не всегда умеем договариваться с детьми. Нам проще говорить угрозами, потому что так легче и быстрее добиваться результата. Например, «Не доешь кашу — позову Бабу-ягу!», «Не будешь слушаться — отдам тебя чужой тете!».

Мы этого не замечаем, но такие «смешные» угрозы лишают ребенка чувства безопасности и спокойствия.

В результате семья перестает быть крепостью, а дети теряют психическую устойчивость.

• Семейная обстановка. Скандалы и выяснения отношений ведут к формированию чувства тревоги и мнительного характера. В результате при любом внешнем раздражителе у мнительного ребенка может сформироваться глубокий страх.

• Родительские страхи. Иногда мамы и папы проецируют свои страхи и опасения на своих детей.

Благодаря родителям малыш узнает, чего стоит бояться, а чего нет. Например, ваш ребенок может так и не научиться плавать, если вы сами боитесь воды или выражаете сомнения или неуверенность в этом действии.

Физиологически страх проявляется выработкой гормона адреналина, который усиливает сердцебиение и вызывает сужение сосудов. Все это позволяет моментально среагировать на опасность и стать на время быстрее и сильнее, чтобы справиться с опасностью. Это полезный страх.

Однако дети часто прячут свои страхи не только от сверстников, но и от взрослых, мнение которых важно для него. А что бывает, если человек не прорабатывает свой страх, а скрывает его?

В организме происходит продолжительная выработка адреналина, которая ускоряет белковый обмен.

Это приводит к усталости и истощению — как физическому, так и эмоциональному.

Головной мозг расходует слишком много энергии на бессмысленную деятельность — постоянное переживание этих страхов. Это вредный страх.

Пусть дети понимают, что бояться — это нормально, что ничего стыдного в этих эмоциях нет. Однако нездоровые страхи надо обязательно прорабатывать. Вот несколько советов, как делать это правильно.

1. Проявите понимание. Важно показывать ребенку, что мы понимаем его переживания и готовы всегда прийти на помощь.

Доверительный разговор и честный рассказ о том, как мы сами побороли свои страхи, поможет ребенку понять, что его ситуация не безвыходная. Личный пример родителей позволяет ему почувствовать себя в безопасности, осознать, что он не одинок в своих чувствах.

2. Поделитесь своим опытом. Расскажите малышу, что вы когда-то сами были маленьким ребенком и сталкивались со страхами, которые в итоге преодолели и стали храбрыми.

Здорово, если таким рассказчиком выступит папа, как олицетворение силы и мужества.

3. Примите страх ребенка. Ребенок имеет право бояться чего угодно, даже если это не соответствует нашим взрослым ожиданиям. Это могут быть и фантазийные страхи.

Привычная манера успокоения «Ну что за глупости! Тут нечего бояться» обесценивает детский страх и подрывает доверие ребенка к вам.

Все, что необходимо сделать, — это искренне принять эмоции малыша и поверить, что ему сейчас действительно невыносимо страшно!

Даже если причина его страха — маленькая гусеница на тротуаре или монстр, живущий в темном углу комнаты.

4. Меняйте установки. Дети часто боятся выдуманных образов, которые возникают у них из-за невозможности объяснить себе что-то новое и непонятное.

Так, громкий лай одной собаки может сформировать страх перед всеми собаками мира.

Чтобы помочь ребенку справиться с такой фобией, нужно постепенно менять сложившийся образ на позитивный.

Например, показывать добрые и смешные мультфильмы про собак, познакомить малыша с милым маленьким щенком, рассказать, какими преданными и добрыми по своей природе могут быть собаки. И со временем у ребенка произойдет замена негативного образа на позитивный.

5. Нарисуйте страх вместе с малышом. На бумаге отображаются все те пугающие образы, которые малыш зачастую не может осознать и сформулировать словами.

Попросите его нарисовать свой страх. Кто это? Монстр? Страшное животное? Или отрицательный герой? А потом предложите сделать его веселее — пририсуйте страшному монстру смешную рожицу или забавные усы.

Дайте волю своей фантазии, сделайте страх смешным!

Такие метаморфозы помогают детям взглянуть на ситуацию с разных сторон.

6. Придумывайте сказки. Представьте с ребенком ситуацию, в которой его страх стал реальностью и найдите способы выхода из нее.

Главным героем сказки может стать сам малыш, который смело преодолевает препятствия, сражается со злобными монстрами, побеждает их и вступает с ними в диалог. А иногда даже становится их другом!

Другой вариант — добавить в сказку волшебного персонажа. Это может быть герой мультика, который помогает малышу справиться с любыми страхами на его пути.

7. Делайте игрушки спутниками ребенка. Игрушка — верный друг, который поможет преодолеть страх темноты, врачей или сверстников.

Игрушка поможет малышу не чувствовать себя одиноким и беззащитным в сложных или просто новых условиях.

Пусть любимая игрушка станет бесстрашным спутником вашего ребенка.

8. Определите страх в теле ребенка. Эмоции живут не только в нашей голове, они всегда отзываются определенными ощущениями в теле. Например, от счастья у нас может сводить скулы или щемить сердце. От тревоги сосет под ложечкой или трясутся руки.

Попросите ребенка показать, в каком месте у него сейчас находится страх. Затем попросите его дышать ровно и чувствовать, как успокаиваются его напряженные части тела.

Обнимите малыша, дайте ему ощутить физически, как вы его оберегаете.

Тактильный контакт — это самое эффективное средство, которое способно снять напряжение во время тревоги. К тому же оно всегда «под рукой».

9. Используйте ритуалы. Одним из самых частых страхов, которые возникают у детей в возрасте 3 лет, является страх темноты. Малыша пугает не только то, что он перестает видеть близких людей и окружающую обстановку. Ему кажется, что весь мир исчезает!

Чтобы справиться с этим страхом, создайте свой собственный ритуал засыпания.

Например, прочитайте книжку, обнимите своего малыша, укройте его одеялом, поцелуйте, пожелайте доброй ночи и выйдите из комнаты. Это позволит малышу создать красивый сказочный образ ночи и отвлечься от страха темноты.

10. Включайте правильные мультфильмы. Просмотр мультиков также поможет в борьбе со страхами, ведь сказочные герои пробираются через темные леса и преодолевают разные страшные препятствия.

Главное — подобрать мультфильмы в соответствии с возрастом ребенка.

Прочтение пугающих сказок тоже полезно, так как они дают опыт переживания страхов.

Ребенок в своем воображении рисует картины, которые наиболее просты для его понимания. Однако страшные мультфильмы лучше не включать, поскольку они предлагают уже готовые образы, к которым малыш может быть не готов.

И тем более нельзя давать смотреть детям взрослые фильмы.

11. Дайте понять разницу реальных и нереальных страхов. Поиграйте с ребенком в игру на различие настоящих страхов и фантастических. Важно, чтобы он понял, что придуманный страх всегда можно остановить: закрыть книгу, выключить компьютер, проснуться или просто поменять игру во время таких праздников, как Хеллоуин.

12. Сделайте оберег от страха. Оберег нужен для того, чтобы оберегать человека от опасности.

Предложите ребенку сделать такой талисман своими руками.

Например, из фольги от шоколадки, скомкав ее в шарик и продев через него нитку. Такой талисман можно повесить рядом с кроваткой или носить в виде браслета или кулона по особым случаям.

13. Станьте настоящими укротителями страха. Соберите все вышеперечисленные способы борьбы со страхами, добавьте свои, вооружитесь фонариком и отправляйтесь с ребенком в поход в место, которое ему кажется страшным. Можно надеть нарисованные своими руками маски и сочинить храбрилку.

А в конце этого путешествия обязательно вручите медаль за храбрость!

Shutterstock.com

Источник: https://letidor.ru/psihologiya/13-prostyh-i-effektivnyh-tehnik-poborot-dazhe-silnye-detskie-strahi.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector