Характеристика эдипова комплекса

Характеристика Эдипова комплекса

  • 19 Августа, 2019
  • Психология личности
  • Маруся Кот

Эдипов комплекс проявляется у мальчиков на ранних стадиях развития. Ребенок начинает позиционировать себя как мужчину и влюбляется в собственную мать, поскольку она является первой самой близкой женщиной в его жизни. Подобная ситуация возникает и у девочек, когда малышка испытывает притяжение к первому мужчине в своей жизни – отцу. Это состояние называется «комплексом Электры».

Значение понятия

Великий ученый Зигмунд Фрейд написал множество трудов о причинах развития психических и невротических заболеваний человека. В 1910 году вышла его небольшая книга «Об особом типе выбора объектов у мужчин».

Из нее люди узнали, что такое Эдипов комплекс, этот термин стал распространенным среди специалистов данной отрасли.

По мнению Фрейда, это бессознательное или сознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного пола и двойственное проявление чувств к родителю своего пола.

Характеристика Эдипова комплекса

Данное открытие стало ключевым в психоаналитической теории Зигмунда Фрейда. По его версии комплекс является основным источником развития всех невротических заболеваний. Решение этой проблемы станет залогом психического здоровья человека в то время, как игнорирование понятия приведет к самым печальным последствиям.

Происхождение названия

Название «Эдипов комплекс» взято из трагедии Софокла «Царь Эдип». Согласно мифическому сюжету, древнегреческий царь Лай получил предсказание, что умрет от руки своего сына. Испугавшись, Лай велел своему слуге убить младенца.

Слуга пожалел ребенка и передал его пастуху, а тот, в свою очередь, правителю своего царства. Царь сделал мальчика своим приемным сыном и дал ему имя Эдип. Повзрослев, парень узнал о пророчестве и поспешил покинуть королевство, чтобы не подвергать опасности своего отца.

На своем пути он встретил старца, между ними завязался спор, и Эдип убил его.

Эдип последовал в Фивы, где народ назначил его царем. Предыдущий правитель был убит неизвестным человеком, поэтому парень женился на его жене – одинокой царице. Через некоторое время выяснилось, что Эдип и был тем страшным убийцей царя (своего родного отца), не ведая того стал мужем собственной матери и отцом их общих детей.

Характеристика Эдипова комплекса

Когда страшная правда всплыла на поверхность, Эдип ослеп от горя и переживаний. Его мать повесилась по аналогичной причине.

Теория Фрейда глазами современных психоаналитиков

В психологии Эдипов комплекс – это неоднозначная теория. Современные психоаналитики имеют собственную точку зрения по этому поводу. По мнению Карла Густава Юнга девочки не испытывают гомосексуального притяжения к матери (Фрейд утверждал обратное), а лишь имеют сексуальное влечение к отцу. Мать они воспринимают больше как соперницу.

Характеристика Эдипова комплекса

Альфред Адлер настаивал на том, что подобный комплекс является не чем иным, как простой избалованностью. Сексуальный опыт ребенка он расценил как вседозволенность (ребенку позволено все, чего он пожелает).

Эрих Фромм лишь отчасти согласен с утверждениями Фрейда. Он считает, что не существует никакого сексуального влечения со стороны ребенка. Малыш не испытывает ревности к своему отцу, он просто старается отстоять свою свободу и независимость.

Три состояния комплекса

Эдипов комплекс может проявляться в разных направлениях: это враждебное отношение к представителям своего, противоположного или всех полов. В результате этого анализа Фрейд обозначил три основных состояния. Предлагается их рассмотреть на примере ребенка мужского пола:

  • Позитивное. Это комплекс, при котором ребенок тянется к противоположному полу, но проявляет враждебное отношение к своему (мальчик стремится к матери и не любит отца).
  • Негативное. Ребенок тяготеет к представителю своего пола, но негативно относится к противоположному (мальчик дружен с отцом, но не уважает свою мать).
  • Полное. Малыш агрессивно относится к представителям обоих полов (мальчик ревнует и ненавидит обоих своих родителей).

Стадии развития ребенка

Характеристика Эдипова комплекса

Великий ученый Зигмунд Фрейд считал сексуальность основой развития психики человека. Согласно этой теории ребенок развивается в результате прохождения догенитальных стадий вплоть до наступления половой зрелости. Так формируется его психика. Все психотравмирующие ситуации отражаются на будущем характере ребенка и провоцируют возникновение Эдипова комплекса. Очень важным моментом является возрастная стадия, на которой находится малыш.

  • До 1,5 лет – оральная стадия. Это ситуация, когда малыш воспринимает все через рот. Он сосет молоко из маминой груди, считает ее своим единственным источником питания и направляет всю свою эротическую энергию на себя. В этот период жизни очень важно, чтобы ребенок получал много любви и ласки, поскольку именно в этом возрасте формируются задатки самооценки. В случае дефицита позитивных эмоций этот взрослый человек будет замкнутым.
  • До 3 лет – анальная стадия. Малыш получает удовольствие от контроля над своими физиологическими потребностями. Он с удовольствием отправляется на горшок и исправно выполняет свои обязанности. Эдипов комплекс у взрослых людей возникнет в том случае, если родители будут ругать или высмеивать малыша за то, что он чего-то не успел. Подросший в таких условиях ребенок станет чрезмерно сдержан и скуп на эмоции.
  • От 3 до 5 лет – фаллическая стадия. Ребенок начинает осознавать свою половую принадлежность. Он живо изучает свое тело и интересуется своим появлением на свет. Малыш начинает испытывать притяжение к самому близкому человеку, у него появляется ревность и неприятие к тем, кто может претендовать на объект его привязанностей.
  • От 6 до 12 лет – латентная стадия. В этом возрасте ребенок перестает концентрировать свое внимание только на себе и начинает учиться адаптироваться в социуме. Он формирует понятие собственного «Я», придерживается определенных правил, расставляет приоритеты.
  • От начала полового созревания и до конца жизни наступает генитальная стадия. Человек испытывает половое влечение к представителям противоположного пола и реализует свои сексуальные потребности.

Признаки наличия комплекса у обоих полов

Характеристика Эдипова комплекса

Что такое Эдипов комплекс, можно определить по поведению некоторых детей и взрослых. Его появление может быть обусловлено индивидуальными особенностями ребенка, характером и поведением родителей, уровнем воспитания и степенью либеральности его окружения. Основные проявления выглядят следующим образом:

  • Раздражительность. Ребенок постоянно находится в состоянии нервного напряжения. Он переполнен негативными чувствами: злостью, ненавистью, ревностью, обидой. Эти чувства перемешиваются и провоцируют неадекватные реакции.
  • Чрезмерная требовательность, капризность. Малыш старается всеми силами привлечь внимания одного или двух родителей (в зависимости от типа состояния комплекса). Он демонстрирует свое негодование по любому поводу, устраивает истерики, отказывается выполнять привычные функции.
  • Трудности с расставанием. Ребенок очень болезненно переносит прощание с объектом своей привязанности. Он не может смириться с тем, что его любимый родитель не будет находиться рядом с ним какое-то время. Малыш нервничает, плачет, закатывает истерики.
  • Отказ от общения. Ребенок с проявлениями Эдипова комплекса часто отказывается общаться со своими сверстниками. Он хочет постоянно находиться с мамой или папой, поскольку только их непосредственное присутствие позволяет малышу чувствовать себя спокойно и уверенно.

Мальчики

Мама является самым близким человеком, постоянно находящимся рядом, самым родным и теплым в восприятии ребенка. В период фаллической стадии приходит осознание того, что мама является женщиной. Именно с этого времени начинается формироваться Эдипов комплекс у мальчиков.

Малыш постоянно пытается контролировать объект своего обожания, считает маму только своей и больше ничьей. Он еще не может распознавать разновидности любви и старается удержать свою единственную симпатию любой ценой.

Мальчик воспринимает себя и маму одним целым и пытается всячески оберегать неразделимую (в его представлении) связь. Мальчик ревнует маму к отцу, демонстрирует свое негодование в виде плача, истерик, раздражения.

Он видит, что папа может отнять у него мамино внимание, разъединить это целое на две половинки. Малыш конкурирует с отцом, но понимает свою несостоятельность в этом поединке.

Девочки

Характеристика Эдипова комплекса

Эдипов комплекс у девочки принято называть комплексом Электры. С данной теорией Фрейда не согласны многие феминистские организации. Но психотерапевты всего мира единогласно заявляют, что такой комплекс присутствует и имеет под собой реальную основу. В возрасте от 3 до 5 лет девочка также начинает идентифицировать свою половую принадлежность и улавливать свою схожесть с мамой. Также малышка начинает оценивать маминого спутника и «примерять эту роль» на себя. В некоторой степени мать становится ее конкуренткой, которую малышка будет всячески стремиться победить. Многие девочки с этим комплексом ведут себя агрессивно по отношению к маме и слишком навязчиво по отношению к отцу.

Мужчины

Очень часто встречается Эдипов комплекс у мужчин. Взрослые парни по-прежнему привязаны к своей матери, делятся с ней самыми сокровенными секретами, создают для нее самые комфортные условия. Такие мужчины часто долго не женятся, поскольку не могут себе найти точную копию матери (именно такое условие выбора заложено у них на подсознании).

Характеристика Эдипова комплекса

Если отец присутствует в их жизни, они относятся к нему несколько настороженно. Между людьми отсутствуют откровенные мужские разговоры, общение сводится к минимуму.

Если папа ушел к другой женщине, парень никогда его не поймет и станет мстить вместе с матерью (хотя в душе даже может порадоваться такому поступку). Своеобразно проявляется Эдипов комплекс у взрослых мужчин в случае смерти отца.

Такие парни, наконец, обретают спокойствие, наслаждение от которого можно сравнить с победой над невидимым противником. Чувство, что мама теперь целиком и полностью принадлежит им, приносит долгожданное удовлетворение.

Женщины

Комплекс Электры является также очень опасным для взрослеющей девушки. Она видит перед собой первую и самую главную для нее модель поведения семьи.

Если мама и папа ведут себя правильно, девушка перенесет этот опыт в свой взрослый мир общения с представителями сильного пола. Если отец слишком балует свою дочурку, она станет конкурировать с матерью в борьбе за его еще большее внимание.

Таким девушкам сложно найти себе достойного жениха, поскольку любовь к отцу является приоритетной, а его образ – уникальным и неповторимым. Отсутствие отца или его уход к другой женщине вызовет ненависть к нему и ко всем мужчинам.

Не исключено, что вместо поддержки, мать в этом случае также получит осуждение. Девушка может успокоиться лишь тогда, когда создаст свою семью и родит собственных детей.

Советы родителям

Чтобы никакие комплексы не повлияли на развитие детей, психологи рекомендуют прислушаться к следующим советам:

  • всегда говорить ребенку правду;
  • никогда не рассказывать больше, чем спросил ребенок;
  • у ребенка должно быть личное неприкосновенное пространство;
  • отец должен объяснить мальчику, почему ребенок не может жениться на маме;
  • ребенок ни в коем случае не должен видеть полового акта родителей;
  • отцу рекомендуется больше времени проводить с сыном, посвящая его в мужские заботы (работа, хобби и т. д.);
  • не рекомендуется ругать ребенка за мастурбацию;
  • всегда принимать ребенка таким, каким он есть, не заставлять его скрывать свое истинное поведение;
  • не заострять внимания, если мальчик наряжается в мамины одежды, необходимо переключить его внимание, предложив инициативу;
  • родители должны подавать пример своим поведением, ответственно относиться к роли мужа и жены.

Самое главное, что можно пожелать родителям – это искренне уважать своих детей, как самостоятельных полноценных личностей. Ребенку необходимо помочь построить свои личные отношения и адаптироваться в социуме, а свои амбиции следует оставить при себе. В этом и заключается сила родительской любви.

Источник: https://psychbook.ru/443275a-edipov-kompleks-opisanie-priznaki-sovetyi-psihologov

Самое важное о комплексе Эдипа: интервью с психологом

О том, как современные психотерапевты относятся к понятию эдипова комплекса, чего стоит ждать родителям от детей, переживающих так называемую эдипову фазу, и чем чревато невнимание к этому этапу в жизни ребенка, рассказывает психолог Александра Шарапова.

А есть ли комплекс?

– Насколько мне известно, впервые термин “эдипов комплекс” был введен З. Фрейдом (и им же описано соответствующее явление). Сейчас многие аспекты теории Фрейда критикуются за умозрительность и недоказуемость, касается ли это комплекса Эдипа?

– Конечно, теория Фрейда как таковая во многом устарела и перешла в учебники, над самим Фрейдом шутят, выставляя его харизматичным чудаком.

Однако, отдав дань истории и истеричным клиенткам доктора Фрейда, надо признать, основные его теоретические положения, несмотря на огромное количество критики и, действительно, недоказуемость, до сих пор активно используются современным психоанализом как успешно работающие.

В целом сейчас концепция эдипова комплекса понимается более свободно, чем она понималась Фрейдом: часто это понятие используется в самом широком смысле, например, в контексте обозначения и характеристики всей гаммы отношений ребенка с родителями.

– Подтверждена ли реальность существования комплекса какими-либо серьезными исследованиями?

– Как и большинство психологических феноменов, эдипов комплекс практически невозможно научно исследовать, поскольку все постулаты теории Фрейда, от которых он отталкивался при описании этого комплекса, не обладают параметрами научных гипотез и скорее являются умозрительными.

Читайте также:  Боязнь измены (жены, мужа): как избавиться

Тем не менее определенное отношение ребенка к родителю противоположного пола, сочетающееся с напряженностью и ревностью к родителю своего пола, отмечено во многих культурах на протяжении всего существования человечества, оно описано  в книгах и встречается даже в современных сводках новостей.

И, конечно, в практике психолога проявления и наследие эдипова комплекса в виде особого типа личности встречается очень часто.

– Получается, что “фаза Эдипа” – это некий универсальный этап развития личности? Или все же его возникновение обусловлено социокультурными особенностями западной цивилизации? И возможно ли нормальное развитие ребенка без возникновения этого комплекса?

– Исследования этого феномена в культурах, отличных от западной, проводились, но и они, к сожалению, противоречивы. Они то подтверждают эдиповы переживания ребенка (чаще), то отрицают их.

Сам Фрейд видел в истоках эдипова комплекса зависть вырастающих мужчин древних племен к своему отцу, желание его убить и страх наказания за убийство, возникающий как один из первых моральных человеческих законов.

Полагается, что эдиповы чувства (страх, зависть, влечение, вина) достаточно универсальны и сигнализируют об определенном этапе развития личности вне зависимости от культурной дифференциации.

Отделить, но не оттолкнуть

Характеристика Эдипова комплекса– Хорошо, раз этот комплекс заметно проявляется в поведении ребенка, расскажите немного о том, как именно.

– В период с 2 до 6 лет каждый ребенок сталкивается с более или менее выраженными чувствами (они могут быть не осознаны или осознаны частично, но могут и проговариваться в словах) к родителю противоположного пола.

Мальчик будет проявлять большой интерес к матери, а девочка – к отцу (в противоположность эдипову комплексу это явление называется комплексом Электры), стараться завоевать их внимание, помогать им, делать комплименты, требовать особых выражений любви и ласки и даже высказывать желание «жениться на маме» или «выйти замуж за папу». Может иметь место ревность и желание занять место матери или отца в отношениях родителей и страх наказания за свои желания. Чаще всего родители принимают это за милые детские игры, однако именно так протекает важнейший  кризис в формировании личности.

После 6 лет при благоприятном исходе эти конфликтные чувства и фантазии уходят, они могут появиться вновь в подростковом возрасте, в несколько измененном виде, а могут прорабатываться и в дальнейшем.

– Как вы посоветуете вести родителям себя с ребенком, находящимся в этой фазе?

– Безусловно, необходимо прежде всего понять важность наступившего момента для ребенка.

Помочь ему справиться с его чувствами, кое-что стараясь проговаривать открыто («ты сердишься на маму, потому что она лежит рядом со мной и не пускает тебя прилечь тоже; она моя жена, и нам хорошо вдвоем; а ты, когда вырастешь, найдешь себе тоже жену и вам тоже будет хорошо вдвоем»).

Необходимо уметь настаивать на своем и мягко, но уверенно не пускать ребенка в супружеские отношения, касается ли это обсуждения взрослых вопросов или закрытия двери спальни родителей, указывая ребенку, что он – хоть и любимый обоими, но все же ребенок и никак не может заменить собой ни мать, ни отца.

Показывать свою любовь ребенку также нужно осознанно, стараясь не допустить ни попустительства, ни чрезмерной холодности. Разумеется, не нужно идти на поводу у своих чувств вроде ревности, агрессии или желания ответить особой любовью, выделив тем самым ребенка.

Это может привести к непоправимым последствиям, создавая у ребенка иллюзию его особой значимости в жизни родителей и возможности влиять на супружеские отношения или даже разрушить их, а эта иллюзия повлечет за собой страхи, огромное чувство вины, невозможность достичь успеха в жизни (из-за ощущения, что он не достоин хорошего, или из-за несформированности идеалов), проблемы с самооценкой и при взаимодействии с другими (нарушены представления о союзе взрослых).

– То есть родителям, желающим воспитывать ребенка правильно, нужно, возможно, первый раз в жизни установить дистанцию между собой и малышом? А не будет ли это травматично для его психики? Тем более что сейчас очень популярен так называемый стиль сближения в воспитании детей, который предполагает минимум психологического давления, максимальную близость (в том числе и в плане физического общения с ребенком), получается, что к 2-3 годам необходимо от него отказываться?

– Действительно, стиль сближения при всем его либерализме создает препятствия для естественного развития ребенка после достижения им 2-2,5 лет.

  Если после того, как ребенок начинает транслировать эдиповы идеи, сближение с родителями продолжается, установления личных границ не происходит, растущему “Я” ребенка трудно выделить себя из этого общего симбиоза, в итоге поддерживаются отношения, нормальные для более раннего этапа развития, но мешающие его идентификации.

Чувства родителей и детей перемешиваются, мать начинает отвечать на ласки сына, отец – ревновать, ребенок чувствует, что угрожает родительским отношениям и ужасается. Дистанцироваться от ребенка, безусловно, нужно, чтобы он почувствовал свои границы.

Главное – не отталкивать его чувства, поскольку на этих хрупких идеализациях будет потом строиться способность любить другого человека, зрело и мудро или инфантильно и несчастливо.

В некотором смысле он должен почувствовать себя проигравшим в этой борьбе за любовь родителя и понять, что отношения взрослых – это их поле, а для него оно будет доступно, когда он сам повзрослеет. Невозможность союза между разными поколениями должна уложиться в его голове как норма, а уж задача родителей состоит в том, чтобы обеспечить ребенка поддержкой и родительской любовью, чтобы это открытие было для их ребенка менее болезненным.

– То есть если родители практиковали совместный сон с ребенком, в эдиповой фазе от него лучше отказаться?

– Да, на мой взгляд, совместный сон с  ребенком в это время, к сожалению, неуместен, поскольку даже при символических ритуалах (отделения лежащего ребенка от родителей игрушкой) у него появляется богатая почва для фантазий.

К тому же при совместном сне для ребенка не существует “скрытой любви” в жизни родителей, которая могла бы его в дальнейшем мотивировать на взросление и серьезные отношения.

Понимание того, что папа и мама могут оставаться наедине и в это время как-то по-особенному любить друг друга, и это приятно обоим, создает здоровую основу будущей сексуальности.

А уж после “эдиповых” высказываний ребенка нужно среагировать сразу, четко и серьезно: мы тебя очень любим, ты наш ребенок, но мама моя жена, мы с ней спим в одной комнате, а ты – в другой. Когда ты вырастешь, ты тоже будешь спать со своей женой. Необязательно, чтобы у ребенка была отдельная комната, но кровать у него должна быть своя.

– А если у ребенка на тот момент какие-то выраженные страхи, расстройства? И как все-таки быть с современной теорией о значимости тактильного контакта мамы и малыша?

– Тут, конечно, нужно смотреть на индивидуальные потребности ребенка и на его возраст. По современным представлениям, тесный физический контакт между младенцем и мамой очень важен для того, чтобы ребенок чувствовал доверие и любовь мамы.

Но этот опыт оптимально получить ребенку до начала эдиповой фазы.

Опираясь на него, ребенок сам начинает постепенно отделяться, как бы насытившись, сохраняя этот позитивный опыт и возвращаясь к маме в случае какого-то неблагополучия за поддержкой – таково естественное развитие ребенка в этот период.

Думаю, необходимо просто поддержать стремление ребенка к самостоятельности, стараться давать ему свободу действий и поощрять все варианты ролевого поведения соответственно полу. И, конечно, если ребенок чувствует “тыл”, уверен в любви родителей к нему, никакие переживания отвергнутости, даже в эдиповой фазе, не причинят вреда его психике.

– Насколько я понимаю, роли родителей и их поведение в эдиповой фазе должны отличаться? Расскажите об этом поподробнее.

– Да, роль родителя, на которого направлено влечение, состоит в том, чтобы в меру восхищаться ребенком, стимулировать и поощрять его взрослость и новые умения, потому что похвала из уст любимого родителя будет особо значима для ребенка. Перехвалить за дело практически невозможно.

В то же время, если отец, например, будет обесценивать или высмеивать попытки девочки убираться в квартире или готовить, это может привести к невротическим нарушениям, перфекционизму или озлоблению и мужским вариантам поведения в дальнейшем.

Еще этому родителю нужно обратить особое внимание на свое личное пространство, то есть границы, и прислушиваться к своим чувствам: если вам кажется, что ребенок перегибает палку в своих ласках или требованиях к вам и вас это настораживает или напрягает, стоит выйти из игры и мягко  дать ему понять, что вы уважаете его чувства, но отношения детей и родителей – это немного не то, что он сейчас делает; отвлечь его или рассмешить. Идеализируемый родитель должен быть для ребенка и восхищающимся, и строгим.
Партнер идеализируемого родителя оказывается в щекотливой ситуации, потому что он то старается сохранить близкие отношения с ребенком, то чувствует неприязнь к ребенку, обиду и желание оттолкнуть, к сожалению, часто идущие из неосознаваемой ревности и попадания в собственные детские непроработанные переживания. Совет здесь простой: просто оставайтесь для ребенка родителем. Если вы чувствуете, что ваши эмоции в отношении этой ситуации достигли определенного градуса, просто вспоминайте и повторяйте себе: “Я родитель, а это мой ребенок. Он не может быть мне соперником, не может влиять на наши с супругом отношения, он только учится любить”.
Особо стоит ситуация, когда родитель только один: в этих случаях эдипов комплекс обычно проходит с сильными нарушениями. Если мальчик воспитывается без папы, задача матери состоит в том, чтобы не допустить, чтобы ребенок занял в доме место отца (в практике я сталкивалась со случаями, когда сын выбирал одежду для мамы, ревновал ее к мужчинам, старался быть для нее джентльменом и не давал возможности выстроить новые отношения). Также просто необходимо обеспечить ребенка реальным, достойным мужским образом для подражания, будь то учитель в школе или спортивной секции, иначе ребенок не сформирует свою мужскую идентичность.

Если девочка воспитывается без отца, особое внимание нужно обратить на формирующееся у нее представление о мужчинах и стараться, чтобы оно было как можно более реалистичным; увеличить общение с дедушками, дядями и пр.

Потому что в отсутствие реального объекта для проекции влечения фантазия создает идеальный образ, который встраивается в супер-эго и в дальнейшем при попытке выстраивания отношений преподнесет девочке много неприятных сюрпризов.

Источник: https://detyvradost.ru/kompleks-edipa-intervyu-s-psihologom/

Эдипов комплекс у детей — что это такое: симптомы у мальчика, девочки, рекомендации родителям

У детей на ранних этапах развития возникает непреодолимая тяга к матери и отцу. Часто она переходит в Эдипов комплекс.

В одной древнегреческой легенде рассказывается про Эдипа. Он убил собственного отца, а потом взял в жены маму. Об этой легенде люди знают достаточно давно.

Помимо того, что про Эдипов комплекс очень многое написано в литературе, о нем известно даже в сфере медицины.

Что такое Эдипов комплекс?

Проявляется данный комплекс, когда ребенку исполняется минимум 3 годика и максимум 6 лет. Однако последствия от этой патологии могут проявляться, когда ребенок становится взрослым.

Зачастую данное явление касается мальчиков: они начинают тянуться к собственной маме, постоянно конфликтовать с папой.

Что из себя представляет Эдипов комплекс? Это нормальное развитие психики ребенка либо определенное отклонение?

ВАЖНО: Эдипов комплекс – состояние, когда ребенка сильно влечет к родителю иного пола. Ребенок может чувствовать ревность к маме или папе, враждебно относиться к родителю своего пола.

Фактически данный комплекс считается первой привязанностью ребенка к какому-то родителю. Это проявление сексуальности, плюс желание ее постоянно проявлять. Малыш, привязываясь к какому-то родителю, пытается в нем отыскать того, кто относился бы к ребенку по-особенному. Зачастую это мама для мальчика. Малыш начинает чувствовать сильнейшую привязанность к маме, ревновать ее к папе.

Тяга к родителям

  • Как было сказано выше, название этого комплекса произошло благодаря мифу, в котором рассказывалось про Эдипа. Человек, убивший в будущем собственного отца, был воспитан отдельно от семьи, а потому был совсем не знаком с настоящими родителями.
  • В один день он встретился с папой, а потом убил его. Он женился на матери, не зная всей правды. У них даже появились детки. Немного позже он все узнал, ослеп, а супруга мужчины (его же мама) повесилась.
Читайте также:  Страх потерять работу в кризис

Конечно же, этот случай мог бы быть не таким печальным. Зигмунд Фрейд рассказывает о нем, как о нормальном развитии детей, возраст которых составляет не более 5 лет.

Помимо этого, этот комплекс может даже не проявлять себя, не вызывать каких-то симптомов. Знаменитый психоаналитик утверждает, что подобное поведение считается одним из обычных этапов, когда формируется детская психика в таком возрасте.

Он решил на своем примере указать, что был сильно влюблен в маму, ревновал к папе.

Данный термин официально ввели в 10 году прошлого столетия. О термине упоминалось в работах Фрейда. В ней он рассказывает о том, как формируются мужские предпочтения, когда тот выбирает для себя партнера.

Фрейд работал над этим

Знаменитый психиатр Фрейд взял для основы собственного понимания развития человеческой психики теорию, в которой говорилось про сексуальность. Как указано в этой теории, детки проходят во время развития некоторые догенитальные стадии, пока у них не наступила половая зрелость. Соответственно благодаря данным стадиям развивается психика детей.

Во время возникновения каких-то травмирующих случаев либо событий они способны отразиться на будущем ребенка. Проявляются они в зависимости от стадии, которая сопровождает малыша в определенном возрасте.

Существуют следующие стадии развития ребенка, которые могут формировать Эдипов комплекс:

  • Оральная. Такая стадия может развиваться у малыша, когда ему не более 1.5 годиков. Каждое переживание, познание окружающего мира происходит при помощи рта. В данном периоде, как указывает Фрейд, малыш направляет собственную энергию только на себя самого. Грудь мамы, как один источник большого удовольствия, ребенок воспринимает, как свою собственность, а потому не отказывается от нее никогда. На данной стадии роста человеческой психики начинают формироваться первые «нотки» самооценки. Если ребенок в таком периоде недополучит ласку, внимание и любовь от мамочки, возможно, он будет замыкаться в себе в будущем.
  • Анальная. Эта стадия наступает, когда ребенку исполняется от 1.5 годиков до 3 лет. Фрейд говорил, что именно на данном этапе роста малыша начинает формироваться важная для него привычка – ребенок начинает контролировать собственные физиологические потребности. Конечно же, ребенок не стесняется собственных действий, а потому, когда родители разрешают ему сходить на горшок, он пытается выполнить эти обязанности. Малыш может по-разному развиваться в психическом плане (все зависит от того, как родители будут реагировать и позиционировать приучение ребенка к горшку). Если малыша родители наказывали или ругали, когда он ходил в туалет не в горшок, он становится в будущем сдержаннее. Если мама и папа поощряли поведение карапуза, когда он себя правильно вел, тогда он станет открытие в будущем.

Стадии

  • Фаллическая. Эта стадия наступает с 3 лет, продолжается до 5 лет. В данном периоде времени детки начинают активно интересоваться гендерными различительными особенностями, ставить огромное число вопросов, которые касаются того, как они появились на свет. Еще ребенку в таком возрасте становится интересно собственное тело. Он может бессознательно прикасаться регулярно к половым органам. Но это не говорит о том, что малыш является извращенцем. Это реакция считается вполне нормальной. Благодаря такой особенности малыш может знакомиться с миром и самое главное, со своим телом. Также могут возникать у малыша первые привязанности. Мама – это та первая женщина, которая становится для ребенка направлением для проявления сексуальности. Карапуз подрастает, начинает осознаваться собственную половую принадлежность. Он тянется к человеку, к которому больше привязывается. Помимо этого, ребенок может ревновать маму к папе, который является для него «соперником» в определенном смысле. Ребенок просто не хочет потерять любовь близкого человека, для него она является, как что-то уникальное, что возможно дать только одному единственному человеку.
  • Латентная. Проявляется у детей, чей возраст составляет минимум 6 лет и максимум 12 лет. Точнее сказать, он проявляется, когда ребенок достигает полового созревания. В данном периоде возраста сексуальность мальчика или девочки спит, почти молчит. Но у ребенка может формироваться понимание собственного «Я», понятие того, каких рамок необходимо придерживаться, а каких желательно обходить стороной. Таким образом возникает «Сверх-Я» — комплект правил, нормативов поведения, которые продиктованы окружающими людьми, способны ограничивать возможности показа собственного «Я». Иными словами, если сравнивать со стадиями, описанными вверху, которые являются основанием проявления интересов, удовлетворения физиологических потребностей ребенка, тут он развивается с учетом специфики социализации в нашем мире.

При росте ребенка3

  • Генитальная. Этот этап длится от времени, когда у ребенка наступает половое созревание и до старости. Проявляется стадия следующим образом – ребенок уже начинает понимать собственные сексуальные потребности, когда общается с девушкой (парнем), плюс реализует их. Конечно же, это вовсе не означает, что в период полового созревания человеку просто необходимы сексуальные отношения. Ребенок должен просто правильно направить собственную симпатию в нужное русло, которое будет проявляться в обыкновенном общении. Желание мальчика или девочки проводить почаще время с противоположным полом, осознание того, что это первые привязанности – начальные шаги проявления собственной сексуальности, которые реализовываются.

Эдипова комплекса: симптомы проявления

Проявления могут быть самыми разнообразными. Все зависит от особенностей характера ребенка, от того, какие у него родители, методы воспитания и уровни либеральности в той или иной семье. Еще по-разному ведут себя дети разных полов, находясь в данном возрасте.

Общие симптомы Эдипова комплекса

Для мальчиков и девочек многие признаки считаются общими:

  • Раздражительность. Малыш нервничает, поскольку на него постоянно давят в плане психики. Ребенок не может справляться с ощущениями, которые возникают неожиданно.
  • Капризы. Ребенок не хочет выполнять что-то, если около него не будет находиться мама или папа. Добиться того, чтобы обратили внимание, карапуз использует разные методы.
  • Сложности, связанные с прощанием. К примеру, если отец или мать идут на работу. Малыш не желает смириться, что необходимо отпустить любимого человека до конца дня. Появляется ощущение собственности, а потому ребенок будет постоянно раздражительным, если его родной человечек отлучится.
  • Отказ общаться с другими детьми такого же возраста. Частый признак проявления комплекса – ребенок отказывается играть с одногодками, идти с ними на контакт. Ребенок выбирает для игры маму или папу, вместо того, чтобы общаться с друзьями.

Признаки Эдипова комплекса у мальчика

Для мальчишек с первого дня появления на свет самым близким человечком считается тот, кто находится постоянно рядом. Когда наступает фаллическая стадия, малыш понимает, что его мамочка также является женщиной.

Ее любовь, ласка для него одна только симпатия, возникшая в данном периоде.

Малыш, не совсем различающий такие типы любви, начинает воспринимать в свой адрес, как нечто удивительное, не дает возможность кому-то получать что-то подобное.

У мальчиков

Ревность к папе проявляется раздражительностью, регулярным плачем, если отец пытается забрать внимание мамы, отвлечь ее либо просто заводить с мамой разговор. На данный период времени малыш думает, что с мамой он как одно целое, а потому не хочет делиться, так и проявляется Эдипов комплекс.

Папа является человеком такого же пола, поэтому он может быть конкурентом для мальчика. Одним словом, идиллия, которую малыш придумывает у себя в голове, не допускает лишнего соперника. Ребенок не желает допускать кого-то ближе, дабы не разрушилась связь с мамой, известная ему.

Признаки Эдипова комплекса у девочек

Эдипов комплекс может развиваться также у девочек. Когда ей исполняется 3 годика, она начинает себя ассоциировать с женщиной.

Она осознает, что очень похожа на маму, а потому первые привязанности с матерью со временем становятся чем-то большим. Девочка старается скопировать поведение мамы, выбирает ее вкусы, манеры.

Помимо этого, девочка анализирует выбор спутника жизни своей мамы.

В данном периоде начинает формироваться идеальная сторона семьи, где счастье олицетворяет для мамы и девочки отец. Папа считается образцом, даже прототипом. В будущем ребенок пытаться найти любимого человека, похожего на папу. У нее может возникать ревность к маме.

У девочек

Внимание, которое проявляют мужчины, пусть это внимание идет от отца, будет главным для девочки на этом этапе жизни.

Если же девочка заметит, что поведение папы совершенно не идеальное, она начнет к нему относиться даже негативно. А это может сильно повлиять на будущее ребенка.

Девочке будет сложно доверять парням, она не сможет быстро выбрать партнера, так как ее прототип был совершенно неидеальным.

Эдипов комплекс у детей: рекомендация родителей

На фаллическом этапе развития психики ребенка отнеситесь внимательно к каждому возникшему признаку. Симптомы Эдипова комплекса, которые периодично возникают, способны вызывать отрицательную фикцию из-за переживаний. Вследствие них могут проявиться разнообразные психические расстройства у ребенка в будущем.

Что делать родителям?

Вот почему вы должны помнить, как правильно устранить Эдипов комплекс у своего ребенка:

  • Доверие. Убедитесь, что ваш малыш может поговорить с вами, если это ему очень надо. Многие детки ощущают, что они одинокие. Они не выражают свои переживания родителям. Если вы наладите контакт, тогда сможете быстро устранить все симптомы.
  • Внимание. Зачастую чувство ревности к маме или папе может появляться от нехватки внимания. Детки самостоятельно придумывают различные истории. К примеру, мальчик полагает, что мамочка его разлюбила, любит только папу. Не обделяйте своего малыша вниманием, а потому чаще играйте, гуляйте с ребенком. Настройте отличные отношения с всеми домочадцами, проработайте те схемы поведения, устраивающие всех.
  • Общение. Вопросы, которые беспокоят ребенка, остались без ответов? Малыш обязательно придумает иное объяснение, которое станет правильным для него, но не для окружающих. К примеру, если ваша дочка не хочет понять, по какой причине отец порой разговаривает с мамой, не рассказывая подробности разговора ей, она обязательно подумает, что ее разлюбили. Малыш будет переживать, ревновать маму к папе, который для нее всегда идеальный мужчина. Вы должны объяснять дочке, что существует любовь к детям и супруге (супругу). Благодаря вам ребенок должен понять, какое место в семейной цепочке занимает именно он.
  • Социализация. Не позволяйте, чтобы ребенок развивался в закрытой семье. Так он будет замечать лишь один вид любви. Запишите карапуза в садик, на какой-то кружок, где он будет общаться с иными детками, найдет друзей. При помощи такого подхода вы достигните того, что симптомы Эдипова комплекса уменьшатся к минимуму.

Любовь к отцу

Эдипов комплекс  – психическое состояние ребенка, которое является только временным. Если вы заметили у ребенка первые признак комплекса, не паникуйте. Зачастую все симптомы появляются неожиданно, также исчезают со временем бесследно.

Видео: Эдипов комплекс

Источник: https://heaclub.ru/edipov-kompleks-u-detej-chto-eto-takoe-simptomy-u-malchika-devochki-rekomendacii-roditelyam

Эдипов комплекс и начало сексуально-партнерской ориентации

Эдипов комплекс и начало сексуально-партнерской ориентации

Эдипово развитие у девочки предполагает все большее и большее восприятие отца как объекта любви и создание разработанных фантазий о «чарующей фигуре ее фаллического отца» (Jacobson, 1964, стр. 114). Так девочка делает первый главный шаг на пути к окончательной гетеросексуальной ориентации.

По Фрейду, эдипово развитие девочки основывается на принятии своего неполноценного кастрированного положения, яростном отдалении от матери, растерянности и, затем, принятии отца, как любовного объекта, вследствие чего мать воспринимается, как соперница.

Мы расширяем понимание женского эдипова комплекса в контексте развития половой идентичности. Тотальное отвержение матери девочкой происходит только в патологических случаях и может заставить девочку отказаться от преследования эдиповой привязанности к отцу.

Мы считаем, что важно понимать, как привязанность к матери меняется и развивается.

Эти изменения основываются на задачах развития доэдиповой ранней генитальной фазы, из которой возникает нарциссически ценимое (вместо неполноценного) ощущение женственности и развивается женская половая роль. Все это основывается на доэдиповой привязанности девочки к матери.

Когда девочка символически разрешает доэдипову амбивалентность в пользу матери и достигает необходимой степени постоянства либидного объекта, у нее появляется «нежная внутренняя мать».

На этом этапе под ведущим влиянием ее женского Эго-идеала и желания расширить свою женскую половую роль, она может оказаться озабоченной фантазиями быть избранной отцом, не опасаясь быть покинутой матерью, и сверх того, уверенная в ее продолжающейся любви.

По мере того, как девочка приобретает способность к триадным объектным отношениям, она утрачивает свою исключительную привязанность к матери. Она не отвергает ее; она хочет, чтобы отношения с отцом были не такими, как с матерью. Тревога теперь концентрируется вокруг страха потерять любовь, как отца, так и матери.

Читайте также:  Синдром белого халата: как бороться при измерении давления, как пройти комиссию

Несмотря на то, что в фантазиях девочка вытесняет мать, воображая себя предметом отцовской любви, она продолжает надеяться на поддержку идеализированного прекрасного материнского образа.

На самом деле ее фантазии развиваются именно в связи с этим образом, и она чувствует обеспокоенность, если считает, что ее либидные желания относительно отца подвергают опасности анаклитическую связь с матерью.

Одна девочка в возрасте трех лет и восьми месяцев проиллюстрировала это своим заявлением о том, что она хочет быть «женатым ребенком» — то есть, не хочет ждать, пока вырастет.

Она, казалось, не предусматривала критицизма матери, несмотря на то, что была конкурентноспособной, но скорее искала материнской поддержки в различных вариациях своей фантазии. Определенный отказ и решение выявились, когда она попросила посмотреть на мамино свадебное платье и разрешить ей надеть его, когда она выйдет замуж.

Позитивное эдипово развитие девочки не всегда проходит так гладко, как предполагает данное описание. Достижение способности к триадным отношениям зависит частично от природных данных и от степени отзывчивости отца.

Его восхищение поддерживает ее гордость и самоуважение, способствует ее идентификации с женским Эго-идеалом и усиливает эдипову консолидацию.

Однако, если отец более обольщающий, чем восхищающийся, маленькая девочка может стать перевозбужденной, но все еще под влиянием конфликтов преданности и вины и, затем, может регрессивно снова вернуться к матери. Другие возможные трудности в отношениях дочери и отца (см.

Leonard, 1966) включают в себя тенденцию у девочки идеализировать отца (или мужчин в целом) или видеть в нем чрезмерно садистичного и наказующего, если он часто отсутствует, неотзывчив или критичен.

Другое препятствие в эдиповом развитии девочки — это ее чувства по отношению к матери. Трудности в разрешении конфликтов воссоединения могут задержать эдипово развитие. Когда начинается движение вперед, предшествующий конфликт может облегчить регресс.

Тогда вместо того, чтобы вовлечь девочку в эдиповы стремления, ее зависть к матери или сознательное чувство вины за эдиповы желания приводят к страху потерять материнскую любовь.

Вдобавок, из-за раннего начала формирования Суперэго у девочки, в ответ на усилия разрешить конфликт воссоединения, идеализация матери и самокритичность со стороны жестких интроектов могут нарушить ее уверенность в своей женственности.

Слияние этих факторов может заставить ее отказаться от Эдипова соревнования и регрессировать в раннюю привязанность к матери, оставаясь замороженной в положении детской зависимости. Такие черты характера как покорность, уступчивость и мазохистичность становятся доминирующими. Необычный случай Фрейда с гомосексуальной женщиной иллюстрирует некоторые из этих положений (см. Tyson, 1989b, для разработки).

Неотъемлемой частью психоаналитических формул было постулирование, что негативный Эдипов комплекс предшествует позитивному. Девочка идентифицирует себя с отцом, принимает активную фаллическую роль в отношении к матери и соревнуется с отцом в достижении материнской любви в триадных объектных отношениях (см.

Lample de Grut, 1927, Deutch, 1930, 1932, 1944, 1945; Freud, 1931; Breenswick, 1940; Patera, 1975). Фрейд отмечал, что привязанности девочки к отцу предшествует «период, определяемый негативным комплексом» — то есть, «фаза привязанности исключительно к матери с равной силой и страстностью.

Кроме смены объекта любви, вторая фаза не привносит почти ничего нового в ее эротическую жизнь» (1931, стр. 225-226).

Несмотря на то, что колебания и конфликты в отношении выбора объекта являются частью идеи бисексуальности, парная доэдипова амбивалентная привязанность к матери у девочки, сопровождаемая восприятием отца как назойливого и приносящего беспокойство, должна отделяться от триадной, так называемой негативной эдиповой привязанности. И хотя доэдиповы отношения мать — дочь могут быть «сильными и страстными», Эдгамб и ее коллеги (1976) отмечают в аналитических исследованиях, что сила и страстность догенитальны и сфокусированы на контроле борьбы, а не на трехстороннем соревновании за объект. Поэтому можно заключить, что негативная эдипова ситуация — не обязательная часть женского развития. Мы соглашаемся, но добавляем оговорку. Мы находим, что если имеет место негативная эдипова привязанность к матери, она скорее последует за позитивной, а не предшествует ей и предполагает нарушение объектных отношений (см. Tyson, 1986a, для разработки).

Фрейд заметил, что разрешение эдиповой ситуации для девочки не столь безотлагательно, как для мальчика; эдиповы желания могут всего лишь медленно отодвигаться, подавляться или они могут оставаться в течение неопределенного срока времени.

Мы согласны с тем, что, так как девочке нужно разрешить много конфликтов перед тем как перейти к позитивной эдиповой позиции, однажды достигнутая триадная гетеросексуальная конфигурация может продлиться.

Однако, страх нарциссических повреждений или утраты материнской любви и усиливающееся давление чувства вины, исходящего из Суперэго, заставляет девочку подавить эдиповы либидные желания относительно отца. Таким образом, она сохраняет нежные отношения с обоими родителями.

Однако, для девочки не является исключительным продолжать искать расположения отца. Это не только помогает укрепить ее удовольствие от ощущения женственности, но и облегчает выборочную идентификацию с отцом, что расширяет ее половую идентичность.

Пока материнская зависть не пробуждает чрезмерное чувство вины, пока привязанность присутствует в уместных пропорциях и бессознательные инцестуозные желания не осознаются, девочка может удерживать позитивную эдипову конфигурацию до подросткового периода, когда подъем сексуальных импульсов может заставить ее использовать реактивные формирования против отцовской привязанности и искать внесемейные объекты.

Но, мы не должны смешивать тенденции девочки оставаться в позитивном эдиповом гетеросексуальном состоянии с неудачей в формировании Суперэго, как сделал Фрейд, когда он не смог определить ранние различия между развитием мужчин и женщин.

Как мы разъяснили в нашей дискуссии о Суперэго, путь девочки в формировании Суперэго отличен от пути мальчика. Он начинается раньше и потребность разрешить амбивалентность, относительно вхождения матери в Эдипов комплекс, делает фундаментальный вклад в развитие.

Более поздние модификации зависят от успешного развития и разрешения Эдипова комплекса, во время которого девочка совершает выборочную идентификацию с отцом.

Следующая глава

Источник: https://psy.wikireading.ru/29369

Эдипов комплекс

Под эдиповым комплексом подразумевают присущее представителям обоего пола характерное сочетание инстинктивных вле­чений, целей, отношений, страхов и идентификаций, универсально проявляю­щееся на пике так наз. фаллической фазы психосексуального развития ребенка(от 2/5 до 6 лет) и сохраняющее свое организую­щее значение на протяжении всей жизни.

   В фаллический период ребенок стремит­ся к сексуальному единению (по-разному представляемому в зависимости от его ког­нитивных способностей) с родителем проти­воположного пола и желает смерти либо исчезновения родителя своего пола.

В свя­зи с присущей ребенку противоречивостью и потребностью в защите наряду с этими позитивными эдиповыми стремлениями су­ществует так называемый негативный эди­пов комплекс, то есть ребенок желает так­же сексуального единения с родителем своего пола и в связи с этим проявляет со­перничество с родителем противоположно­го пола.

   В типичном случае позитивный эдипов комплекс преобладает над негатив­ным при формировании гетеросексуальной ориентации и идентичности хорошо адап­тированного взрослого.

Однако на бессоз­нательном уровне привязанность девочки к матери, равно как желание мальчика сдать­ся на милость отца в надежде пассивного обретения мужественности, бесконечной любви и защиты, продолжают оказывать глубокое влияние на психическую жизнь и последующий выбор любовного объекта.

   Понятие комплекс Электры было исполь­зовано Юнгом для обозначения существо­вания у девочки желаний и установок, ана­логичных комплексу Эдипа у мальчиков. Однако Фрейд не признал этот термин полезным, и понятие эдипов комплекс ста­ло общепринятым для описания тройствен­ных отношений между ребенком и родите­лями независимо от поло ребенка.

   Ребенок боится возмездия (страх воз­мездия) за запретные инцестуозные и отцеубийственные желания, связанные с комп­лексом Эдипа. Конкретно, мальчик боится кастрации или удаления пениса, девочка — менее специфических повреждений генита­лий и детородных органов.

Этот страх объе­диняет более примитивные страхи, связанные с родителем-соперником, — страх утраты объекта и потери любви объекта.

Последний может острее переживаться девочками; правда, современные психоаналити­ки оспаривают мнение Фрейда о большей нарциссической ранимости и зависимости девочек.

   С точ­ки зрения развития эдипова ситуация — узловая точка, отмечающая единение или консолидацию внутрипсихической системы — Сверх-Я. При идентификации ребенка с эдиповыми объектами идеализа­ции трансформируются в Я-идеал, а страх перед наказанием — в чувство вины.

Эдипов комплекс ча­стично осознается; он проявляется в дет­ской речи, поведении и иных способах коммуникации. В дальнейшем он становит­ся по большей части бессознательным, но в зависимости от степени разрешения в той или иной мере обнаруживает себя в пове­дении, установках, при выборе объекта любви.

Эдипов комплекс стоит в одном ряду с другими фундаментальными открытиями Фрейда (бессознательное, детская сексуаль­ность). «В каждом человеке… хоть раз в жизни взра­стал Эдип» (Freud, 1887-1902).

Пуб­ликуя впервые эти идеи в 1900 году в ра­боте «Толкование сновидений», Фрейд, использовал примеры не только чужих, но и собственных сновидений, и пытался связать миф о царе Эдипе с бессознательными желаниями каждого человека.

   Классический миф, использованный Со­фоклом в драме «Царь Эдип», рассказывает о фивонском царе Лае, которому оракул предрек, что он будет убит своим еще не рожденным сыном. Когда царица Иокаста родила мальчика, царь велел отвезти ребен­ка в горы и бросить его там, чтобы мальчик погиб.

Однако младенца нашел пастух и отнес его царю Полибосу, усыновившему мальчика. Став юношей, Эдип покинул Ко­ринф; случай свел его с Лаем на перекре­стке дорог. В споре, кому пройти первым, Эдип убил царя, своего отца.

На пути в Фивы он встречает Сфинкс, преграждавшую доро­гу в город и требовавшую от всякого путни­ка разгадать загадку. В случае неудачи путник должен умереть. Эдип разгадал за­гадку, и униженная Сфинкс умерло. Благо­дарные Фивы отдали Эдипу царский пре­стол и сделали мужем Иокасты.

Однако боги не могли смириться о кровосмешением, даже неосознанным, и наслали но Фивы тяжкий мор. Согласно предсказанию ораку­ла, для избавления от мора нужно найти убийцу Лая.

В пьесе Софокла Эдип, покляв­шийся раскрыть преступление и тем спасти город, узнает, что убийца — он сам и женился он на своей матери. Конец Софокловой драмы трагичен: Иокаста вешается, а Эдип выкалывает себе глаза заколкой от ее хи­тона.

   С эдиповым комплексом связан целый ряд терминов. Некоторые авторы рассмат­ривают эдипову фазу развития (от 2,5 до 6 лет).

Многие исследо­ватели выделяют доэдипову генитальную организацию, первичную женственность и мужественность, родительские амбиции, кастрационные реакции и др.; все это возни­кает до собственно фаллической эдиповой фазы.

Некоторые обсуждают наличие на втором году жизни соперничества и прототипических конфликтов, включающих диф­ференцированные и специфические для пола реакции на мать и отца и идентифи­кации с матерью и отцом.

    Многочисленные конфликтные характе­ристики комплекса принято обозначать тер­мином эдипов конфликт.

Стремление к сек­суальному единению (исходящее из Оно — внутрипсихического полюса влечений) вступает в конфликт с ограничениями, на­лагаемыми Я и Сверх-Я(моральной инстанции), что в итоге приво­дит к возникновению страха кастрации.

Кроме того, существуют конфликты, кореня­щиеся в антитетических положительной и отрицательной фазах комплекса, активных и пассивных целях влечений, мужской и женской идентификациях в фантазиях о сексуальном единении. Эти конфликты мо­гут питать друг друга.

Так, например, страх кастрации как страх возмездия со стороны отца может накладываться на страх каст­рации, связанный с желанием родить от него ребенка.. Многие психоаналитики считают, что эдипов конфликт играет реша­ющую роль в каждом клиническом психоанализе.

    В клинических дискуссиях часто упот­ребляются еще два термина. Говорят, что, ког­да ребенок завоевывает большую часть любви и внимания родителя противополож­ного пола, появляется эдипов триумф.

На­пример, мать, будучи агрессивным членом семьи, обожает сына, одновременно прояв­ляя презрение к мужественности своего мужа. Другая ситуация, приводящая к эди­пову триумфу, — переживаемая в детстве смерть родителя своего пола.

Многое ав­торы, подчеркивают трагичные и фатальные последствия 'вознаграждения' этого вытесненного и сознательно неприем­лемого желания.

Термин эдипова ситуация относят к сочетанию фазы, конфликта и комплекса; она специфична для психического развития кон­кретного человека, проявляясь в его фанта­зиях при мастурбации, семейных любовных историях. Еще одно применение термина касается отдельных жизненных ситуаций или событий, пробуждающих фантазии, чув­ство и формы поведения, вытекающие из эдиповой фазы развития.

PsyStatus. ru — консультация психолога, психотерапевта(Москва): психоанализ депрессии, страха, невроза

Источник: https://www.motti.ru/2007-04-10/14832

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector