Материнский комплекс: у мужчин и женщин, проработка

sheramankryТоже, кстати, в тему освоения ролей.Если начать с простого и чёткого, то:

Мама отвечает за любовь, заботу и ресурсы,а Папа — за направление (путь), взаимодействие в социуме (закон/власть) и устойчивость.

В центре каждого комплекса лежит архетип, и если выходить на этот уровень, то постоянно повторящийся цикл смерти и возрождения (угасания и расцвета; смены времён года; начала и конца) — это про Маму, а Путь, поиск (неизведанного, Земли Обетованной, себя самого) и обучение (движение от Тьмы к Свету) — это про Папу.

Очевидно, что папа и мама есть аболютно у каждого, поэтому подавляющему большинству людей приходится иметь дело с проявлениями материнского и отцовского комплексов — с теми их искажениями, которые возникают в процессе воспитания ребёнка.

Усиление комплекса (и свойственных ему искажений) как правило, происходит при взаимодействии с другими людьми — и тогда порой возникает феномен под названием «что это на меня нашло?». Но в целом «вычислить», опознать проявления комплекса достаточно просто, если помнить о двух основных «осях»: любовь/ресурсы (Мама) и путь/власть (Папа).Начну с Мамы.

Центральной проблемой является подмена любви (настоящей, безусловной любви) жалостью и/или любовью условной («я буду любить тебя, если ты будешь вести себя хорошо»). В результате, вметсо того, чтобы быть наполненным любовью изнутри, человек постоянно ищет внешний источник, способный его наполнить.

Разница примерно такая же, как между «Я хочу быть с тобой» и «Я не могу без тебя».Второй пункт — искажение заботы.

Проявления материнского комплекса могут выражаться как в неспособности (отказе) позаботиться о себе и других (показная беспомощность «дорогая, где мои носки?» и вымогание заботы либо контрзависимое поведение, «самодостаточность»), так и в «унижении заботой» — т.е.

навязчивом контроле или позиции «сверху», том самом «причинении добра» и «нанесении пользы».Практически любое неумение обращаться с ресурсами (деньгами, временем, силами, эмоциями, телом и т.д.) — это тоже «про Маму». В крайних проявлениях человек может быть искренне убеждён в том, что нужного ему «просто не бывает» («ну нет таких женщин/таких мужчин!», «Ну не бывает такого в жизни!») — и, разумеется, не найдёт требуемого даже у себя перед носом.

Проявления материнского комплекса у женщин и у мужчин

(NB: здесь я использую слова «женщина» и «мужчина» скорее в символическом, метафорическом смысле, как некие общие ориентиры. Потому, что у нас всех, как у людей с различными гендерными идентичностями, могут быть любые комбинации из проявлений этих базовых комплексов).Здесь тоже будут две основные оси: у женщин это «быть или не быть как Мама» (т.е.быть или не быть женщиной); у мужчин «зависеть или не зависеть от Мамы» (от женского — внешнего и внутреннего).Для женщины это выбор меры и формы собственной Женскости (специально не пишу слово «женственность», чтобы не путаться в терминах. «Женскость» — для меня более широкое и глубинное понятие). В крайних проявлениях это либо полное растворение собственной личности в чём-то или (чаще) в ком-то другом (муже, маме, ребёнке), уход в «первозданный хаос», слияние с «первозданной материнской утробой». Либо, напротив, яростное отречение от всего женского и/или, как минимум, от всего, напоминающего реальную мать (контрзависимое поведение).У мужчин это выбор между «я (делаю всё) сам (в одиночку)» и «я прошу помощи (у мамы/женщины/мира)». А также: желание, чтобы обо мне позаботились vs. боязнь попасть в зависимость (от заботы) — в крайних формах это «маменькин сынок»/»подкаблучник» (забота перевесила) или «мачо/насильник» (перевесил страх, превратившись в агрессию). Сюда же относится выбор между принятием собственной эмоциональности и ответственностью за свои чувства и перекладыванием этой ответственности на (внешнюю) женщину или Аниму другого мужчины (проще говоря, это способность взаимодействовать со своей внутренней Женскостью, Анимой). Плюс это выбор формы и меры сексуальных взаимодействий (вплоть до выбора в пользу гомосексуальности).

Отцовский комплекс

Если Мама — это «земля», то Папа — это «солнце». Тоже податель жизни, но немного в другом аспекте. Задача отца — показать/научить, как надо жить в социуме, как выбирать собственную дорогу, свой путь, и как устанавливать собственный, внутренний закон, дающий личностную устойчивость.

(Желательно, всё это — личным примером).Самое значимое искажение — это условно говоря, «проклятие» вместо «благословения» — Папа не показывает, как можно и нужно, а запрещает, накладывает табу и ограничивает.

Вместо просвещения и устойчивости даются осуждение (кто «прав», кто «виноват», чувство вины) и опора на внешнюю власть/внешние авторитеты. Плюс здесь же возможны как минимум два варианта отправки Ребёнка по неверному пути: либо Отец хочет, чтобы Ребёнок прошёл путь за него (т.к.

у самого Отца это не получилось), либо Отец «напутствует» Ребёнка тем, что и у него/у неё тоже никогда не получится (как не получилось у него самого).Ещё один важный аспект: Папа учит, как обращаться с Мамой.Т.е.

Отец показывает Ребёнку (особенно это относится к сыновьям) как взаимодействовать с Женским (внешним и внутренним), а также учит тому, как преодолевать трудности, не лишая себя поддержки и статуса.

Проявления у мужчин и женщин

У женщин чаще всего искажаются взаимоотношения с Анимусом, Внутренним Мужским.

В крайних проявлениях это так называемая «одержимость негативным Анимусом», выражающаяся в крайней категоричности и резкости суждений (проявляется то самое табу, наложенное Папой и не подлежащее сомнению), частом использовании слов «мы», «нам», «у нас», воинственности и язвительности, стремлении унизить мужчин и мужское, импульсивности.У мужчин наиболее частые искажения это: неустойчивая идентичность (боязнь «быть как баба», т.е. постоянное сомнение в собственной мужественности и боязнь всего женского — воинствующие гомофобы и «мачо» тут самый лучший пример. Отцовский и материнский комплексы в данном случае усиливают друг друга.). Сюда же — боязнь не пройти испытание любого рода, что приводит либо к избеганию всех возможных ситуаций конкуренции, либо нарочитое и постоянное состязание со всем и всеми. Плюс это искажения взаимодействия с Фигурами Власти — либо стремление «обмануть Папу», хитрость, мошенничество, «игра с законом», либо, наоборот, открытая «борьба с Папой» — неуместный революционизм, отрицание любых авторитетов, гордыня и выпячивание себя.

(подготовленно и написано по материалам лекций Белокуровой Марины Владимировны, а также по книгам «Под тенью Сатурна» Дж.Холлиса и «Человек и его символы» К.Г.Юнга)

Источник: https://sheramankry.livejournal.com/393774.html

Женская травма в психотерапии — Психолог Литвина Ольга, Психотерапевт, Юнгианский аналитик

Фрагмент из книги Марии-Луизы фон Франц «Фемининность в волшебных сказках»

(Мария-Луиза фон Франц — швейцарский психолог, психотерапевт, доктор философии, ученица и коллега К.Г.Юнга, преподавательница в институте Юнга).

Тогда женщина должна была бы принять все господствую­щие идеи в отношении религии, долга и поведения и жить в соот­ветствии с этими коллективными стандартами.

Это означало бы замену индивидуальной установки на конвенциональную, которая позволяла бы женщине совершать правильные поступки, ибо так поступают все.

Она вела бы себя нормально, но в ее поведении не было бы спонтанности. Ее позитивная сфера Эроса была бы полу­живой. 

Например, это можно заметить у женщин, имеющих трав­му, вызванную либо негативным материнским комплексом, либо демоническим имаго отца.

У таких женщин есть проблемы с вос­питанием детей, ибо по отношению к детям у них явно отсутству­ют спонтанные реакции.

Дети их либо смущают, либо раздражают, ибо у них недостаточно развит позитивный материнский инстинкт, чтобы терпеливо относиться к ежедневному детскому плачу, сме­не детских пеленок, содержанию ребенка в чистоте и т. д.

С одной стороны, дети ужасно скучны, однако женщина с нормально развитым материнским инстинктом может это исполь­зовать в своем развитии. Если она становится слишком безумной, то может прикрикнуть на своего ребенка, и ее безумие не зайдет слишком далеко и не выйдет за рамки теплого материнского отно­шения. Но в психике женщины с негативным отцовским или ма­теринским комплексом присутствует несвободная негативная часть, которая может завести ее слишком далеко. Поскольку она не может быть спонтанной, это отсутствие спонтанности она компен­сирует, становясь особенно хорошей матерью и подавляя в себе все раздражение на детей, вместо того чтобы взорваться. Или же со­противление может быть бессознательным; тогда оно может побу­дить такую мать бросить своего ребенка без всякой на то причины и даже совершить бессознательное убийство, а это внушает еще больше опасений. Такие женщины не могут себе признаться, что в каком-то смысле они ненавидят своего ребенка. Вместо этого они стараются гиперкомпенсировать свою ненависть, читая книги, по­священные воспитанию детей, и пытаясь стать настолько совер­шенной матерью, насколько это возможно. Вместо отсутствующей спонтанности принимаются коллективные нормы.

Такое состояние имеет отношение не только к воспитанию детей. Если у женщины есть нереализованная, дьявольская часть личности, вся ее активность, связанная с отношениями Эроса, с ее мужем и детьми, будет осуществляться искусственно. То, что не может быть создано спонтанно, привносится усилием воли, которое, согласно нашей сказке, приводит к несчастью. 

Если существует такая нулевая точка отсчета, в которой жизнь низводится до полного ничто, то в сказке говорит­ся, что в таком случае человеку следует полностью обратиться к природе, и зачастую это совершенно правильно.

Часто женщины говорят, что для них единственный способ получить хоть немного наслаждения от жизни и не чувствовать себя так плохо из-за своих трудностей состоит в длительных прогулках по лесу или в пребы­вании на солнце.

Такая склонность является естественной, ибо со­здается впечатление, что в таком случае силой исцеления обладает лишь природа с присущей ее девственной красотой и сущностью. У женщин существует очень глубокая связь с природой в ее позитив­ном проявлении. Отношения с животными могут быть также эф­фективным исцелением, и многие женщины заводят себе пушистых любимцев, которые в такое трудное время значат для них больше, чем все остальное, ибо их бессознательная простота откликается на внутренние женские травмы. Отношение с человеком — это непро­стая  задача; но отношение к животному является простым и позволяет компенсировать нерастраченную нежность.

В реальной жизни я видела, что такие пассивные женщины не могли настроиться даже на то, чтобы начать анализ; даже это по­требовало бы от них слишком много усилий — они скорее предпоч­ли оставаться в отчаянии и ничего не делать.

Но если встал воп­рос о спасении ее ребенка от падения в бессознательное, если сын или дочь начинали становиться невротиками, это подталкивало мать, которая иначе завязла бы в своей пассивности, и, следова­тельно, варилась бы в своих собственных проблемах.

Это могло привести ее к унизительному шагу, связанному с тем, чтобы по­просить помощи у психотерапевта, и могло дать ей толчок, позво­ляющий выбраться из затягивающей ее пассивности и депрессии. Если бы не реально существующий ребенок, она могла бы про­явить некую активность или интерес, которые заменили бы ей ре­бенка.

Я была знакома с такой незамужней женщиной, которая пресекала любую форму общения, за исключением игры на форте­пьяно. Но затем у нее случилось воспаление ручного нерва, и она потеряла и эту возможность общения. Это был ее внутренний ребенок, ее активность в жизни, и в критический момент его у нее отняли.

Это явилось поворотной точкой. Она пошла на анализ и разрешила свою проблему. Это могло бы стоить ей частичной по­тери занятости — всего, что прежде было для нее ценным. 

Юнг пишет, что у женщин с негативным материнским комп­лексом часто «пропадает» первая половина жизни; они прожива­ют ее словно во сне. Для них жизнь является постоянным источ­ником досады и раздражения. Но если они смогут преодолеть этот негативный материнский комплекс, во второй половине жизни у них появится хорошая возможность заново открыть жизнь, обла­дая той спонтанностью, которая присуща молодости и которая от­сутствовала в первой половине жизни. Ибо, как говорит Юнг в последнем параграфе, часть жизни была потеряна, но ее смысл был спасен. Такова трагедия подобных женщин, однако они могут прийти к поворотной точке и во второй половине жизни исцелить свои руки и протянуть их туда, куда они хотят, — не по воле свое­го Анимуса или своего Эго, а в соответствии со своей природой, просто протянуть руки к тому, кого они любят. Хотя об этом очень просто сказать, осуществить это чрезвычайно трудно, ибо именно это не получается у женщины с негативным материнским комп­лексом: ей требуется Божья помощь. Ей не может помочь даже аналитик — однажды это просто должно случиться, и, как прави­ло, это происходит тогда, когда женщина достаточно много выст­радала. Невозможно избежать своей собственной судьбы: нужно принять всю связанную с ней боль, и тогда в один прекрасный мо­мент придет крайне простое решение.

Читайте также:  Алкогольная зависимость: что такое алкоголизм, болезнь, развитие аддикции

Mutatus  mutandus (лат.-с учетом соответствующих различий) у мужчин существует такая же проблема в том случае, если Анима травмирована материнским Анимусом.

Такой мужчина может о ней говорить, но не может извлечь изнут­ри всю свою подлинную хтоническую маскулинную реакцию, и сам по себе не может быть явно маскулинным. Он живет соответственно паттерну, который, по его мнению, является маскулин­ным.

Выявить свою индивидуальную спонтанность настолько про­сто, что те, у кого она есть, не могут понять, как сложно это сде­лать тем, у кого ее нет.

Женщина, которая прошла через пережи­вание, связанное с обретением отрубленных ранее рук, лишилась части своей жизни, которую обычно проживает женщина с пози­тивным материнским комплексом, но последняя остается бессоз­нательной в отношении уровня некоторых процессов глубинного исцеления.

Зато первая, которой придется обойти целый мир, что­бы вновь обрести нормальную жизнь, заодно обретет и ее религи­озный смысл. Просто жить для нее сопоставимо с переживанием Дзен. Она будет полностью осознавать то, что делает, и таким об­разом получит вознаграждение за свои страдания. Именно это имеет в виду Юнг, когда говорит: «Часть жизни была потеряна, но ее смысл был спасен».

Источник: https://jungianalyst.ru/analiticheskaya-psihologiya1/psihoterapevt/

Как стать мужчиной: 5 основных этапов развития психики

Жизнь каждого мужчины это героический путь, который он начинает маленьким мальчиком и может закончить зрелым мужчиной, осознающим свою целостность и ценность. На этом пути каждый мужчина должен пройти 5 основных этапов развития психики.

1 этап. Избавление от материнского комплекса

Думаю, что нет ни одного сына, который, становясь мужчиной, не порвал бы на какое-то время отношений с матерью. Оставшись с ней, сын никогда не избавится от материнского комплекса.

Сыну необходимо прислушаться к своему собственному голосу и позволить ему быть громче голоса матери. Часто мать делает всё, чтобы удержать его.

Например, внушает идею преданности себе, но если эта идея завладеет сыном полностью, всё закончится тем, что мужское начало серьёзно пострадает.

Будущий мужчина должен этого избежать и покинуть мать, даже если в какой-то момент такой поступок покажется предательством. Мать же должна перенести эту боль.

Однако позже сын, может вернуться, чтобы установить с матерью отношения совершенно иного уровня.

Но это произойдет лишь после того, как сын самостоятельно обретет независимость и научится устанавливать эмоциональные отношения с ровесниками. 

Часто материнский комплекс усиленно поддерживается со стороны матери, которая не понимает, что значит быть просто женщиной, личностью, ибо никогда не ощущала себя таковой — только матерью.

Для неё снятие роли означает психологическую смерть, поэтому она всеми силами цепляется за сына как за единственный смысл жизни.

В такой ситуации для сына избавление от материнского комплекса становится основополагающей задачей, без решения которой невозможно его полноценное развитие как мужчины.

2 этап. Овладение своей агрессией

Это время превращения подростка в мужчину. Агрессия, сила инстинкта, огромная мужская энергия, просыпающаяся в душе мальчика должна укрепить его эго.

В дальнейшем, эта энергия потребуется на всём пути становления, поэтому так важно научиться правильно ей пользоваться.

Если мужчина не особенно рефлексивен, он будет расплёскивать эту энергию всю свою жизнь, проявляя подростковое стремление к конкуренции во всём, чем бы он ни занимался.

Другой вариант неверного обращения с агрессией — её подавление. Это часто происходит под влиянием материнских установок о недопустимости проявления мужчиной агрессии. 

Чтобы мальчик превратился в мужчину, он должен уметь овладеть своей собственной агрессией. Он не может стать мужчиной, не понимая, что значит быть агрессивным, но это должна быть агрессия, управляемая в соответствии с его сознательной установкой.

Если он окажется под властью собственной ярости и стремления к насилию, это может его разрушить.

Поэтому каждый мальчик на своем пути к зрелому мужчине должен научиться владеть своей агрессией, стремлением к насилию и уметь интегрировать эту грозную маскулинную часть в целостную, осознающую себя личность.

Смелый взгляд на свою агрессивную часть, не затуманенный чужими установками, позволяет признать её негативную, потенциально деструктивную часть. Эго юноши оказывается перед необходимостью стать настолько сильным, чтобы совладать с собственной яростью и сознательно использовать содержащуюся в ней энергию для преодоления препятствий, стоящих на пути к достижению целей.

Первый бой, который должен выдержать мальчик — это внутренний бой с собственной тенью, в которой сосредоточена подавленная агрессия и потенциальная сила.

В то же время очень немногим мальчикам удается одержать победу только во внутреннем поединке.

Для укрепления мужского начала часто необходимо наличие и преодоление внешних препятствий, мобилизующих волю и утверждающих идентичность.

3 этап. Обретение собственного образа мужественности

Мужественность, которую в начале своего пути проявляет мальчик, переходит к нему от отца. Желая походить на мужчину, сын пытается поступать, как отец, но выходит жалкая имитация.

На этом этапе происходит формирование собственного осознанного отношения к мужественности, которое отличается от отцовского. Только в таком случае мальчик сможет присвоить себе мужественность, которая будет постоянно ему сопутствовать и служить опорой всю жизнь.

Для успешного прохождения этого этапа может потребоваться другой отец, к примеру, духовный или крёстный. 

Суть этого этапа в получении благословения на собственную жизнь от отца, освобождение от влияния отца или брата. По мере взросления юноше следует уйти из семьи, вступив в борьбу за свою свободу с каждым членом собственной семьи или с кем-то другим, если этот кто-то заменяет в таком поединке отца или брата.

Если на работе у мужчины возникает внезапный конфликт, он часто свидетельствует о том, что еще существуют эмоционально напряженные отношения с отцом или братом, несмотря на то, что подростковый возраст остался далеко позади. 

4 этап. Установления контакта с внутренней женщиной

Немногие мужчины достаточно осведомлены о внутренней женской компоненте своей души, ешё меньше — в контакте с ней. Юнг называл эту чувственную часть мужской души «анима». Стремление мужчины к внутреннему развитию помогает ему распознать свою аниму, но кроме этого, мужчине следует научиться не поддаваться настроению и эмоциональному состоянию и не потакать собственным прихотям.

Главный шаг на этом этапе — научиться вступать в контакт с анимой, видеть в ней внутреннюю женщину-компаньона, женщину-товарища, которая будет идти с мужчиной рука об руку и согревать жизнь.

У мужчины только две возможности: или он отвергает свою феминность, и это отвержение оборачивается против него в виде приступов плохого настроения или недоступных ему соблазнов, или  принимает её и устанавливает отношения с женским жизненным началом, и это наполняет его жизнь теплом и силой.

Если мужчина находится в ладу со своей внутренней женщиной, у него нет проблем в общении с женщинами. 

5 этап. Осознание собственного смысла жизни

Этап, на котором у мужчины уже есть необходимые ресурсы и силы для ответа на главный вопрос его жизни. Это момент осознания того, что мужчина уникален и одинок в своих поисках. Энергичный мужчина прекращает активную деятельность во внешнем мире и на время уходит в себя. Это время достижения зрелости мужской психики.

Мужчина готов принять своё одиночество, на которое его обрекает странствие в поисках ответа о смысле жизни. Он в силах оставить навязчивую убежденность в том, что этот смысл заключается только в его личном счастье. 

При подготовке использована книга юнгианского аналитика Роберта Алекса Джонсона «Он: глубинные аспекты мужской психологии» (Robert A. Johnson 'He: Understanding Masculine Psychology').опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/122400-kak-stat-muzhchinoy-5-osnovnyh-etapov-razvitiya-psihiki

Комплекс Электры: синдром покинутой девочки?

Девушка, которая в раннем возрасте потеряла отца и долгие годы невольно его идеализирует. Дочь, которая продолжает бунтовать против матери даже после того, как юность закончилась. Девочка-подросток, которую мечты о мальчиках привлекают больше, чем реальные отношения. Женщина, которая никак не может реализовать себя в профессии…

Многие из тех девушек и женщин, которым близки подобные стили поведения, проживают в своей жизни миф об Электре — утверждает юнгианский психолог Нэнси Катер, автор книги «Комплекс Электры в психологии женщины». Какие же архетипические ситуации, узнаваемые в современных семьях, описывает этот миф?

У преданий об Электре есть разные интерпретации — прежде всего, трагедии Эсхила, Еврипида и Сенеки.

Суть конфликта можно представить таким образом: сначала Клитемнестра — мать Электры и Ореста — в союзе со своим любовником Эгисфом убивает Агамемнона, своего мужа.

Проходят годы, Орест и Электра вырастают и принимают решение отомстить за отца: Орест, руководимый сестрой, убивает мать и Эгисфа.

Вглядываясь в эту историю пристальнее, обратим внимание на историю девочки, которая остро переживает потерю любимого отца.

Примерно до шести лет Электра жила как принцесса во дворце в Микенах со своим отцом Агамемноном, могущественным царем. Она росла «папиной дочкой», любимицей. Можно предположить, что маленькая Электра уже тогда боготворила отца.

Позже, во время десятилетнего отсутствия отца, который отправился на Троянскую войну, ее стремление к идеализации усиливается.

А смерть Агамемнона от руки Клитемнестры заставляет Электру навсегда зафиксировать идеальный образ мужественного, любящего, защищающего отца — образ, который уже не может быть скорректирован в реальности.

«Если сначала позитивная фантазия об отце помогает женщине, даря ей чувство надежды, — объясняет Нэнси Катер, — то со временем она становится деструктивной, потому что не дает ей жить дальше своей жизнью. Женщина живет лишь в своем воображении, не имея реальных отношений. Энергии для того, чтобы следовать собственной судьбе, у нее не остается».

«Комплекс Электры» — это именно комплекс чувств, внутренних конфликтов и переживаний, не сводимых только к идеализации отца.

Другая его грань — нарушенные отношения со своим телом и собственной сексуальностью, причина чему — в сложных отношениях Электры с ее властной матерью, Клитемнестрой.

Читайте также:  Как влияет курение на потенцию у мужчин (эректильная дисфункция)

Мать не разделяет горя дочери, потерявшей отца, более того, она всеми способами обесценивает ее потерю.

«Клитемнестра объединяет в себе негативные аспекты материнского архетипа у Электры, — рассказывает Нэнси Катер.

— Поглощающая мать не дает дочери расти, развиваться личностно или переживать радость, творчество, свободу. В более глобальном плане она отрицает уникальность и индивидуальность дочери».

Особенно важно то, что негативный материнский образ нарушает связь Электры со своим женским «Я», со своей сексуальностью.

Термин «комплекс Электры» придумал Карл Густав Юнг. В книге «Теория психоанализа» он предложил использовать его для того, чтобы описать эдипальную стадию развития у девочек — стадию, в которой 3-6-летняя дочь «развивает особую привязанность к своему отцу с соответствующим ревностным отношением к матери».

Портрет Электры с точки зрения Нэнси Катер выглядит следующим образом. Эта женщина психологически застряла в юношестве из-за своих неразрешенных отношений с отцом. Она продолжает горевать о нем много лет спустя и не может найти свое место во внешнем мире.

Она идентифицирует себя с ролью жертвы, обвиняя мать во всех своих проблемах. Она проецирует свою силу на мужчин (прежде всего, на своего отца и брата, Ореста) и неспособна действовать: она просто ждет, когда брат придет и спасет ее.

В то же время она бессознательно имеет завышенное мнение о себе как о принцессе.

Миф об Электре проживают сегодня множество женщин и девушек. Потеря отца — речь не только о смерти, но об уходе отца, разводе, — нередкое явление в нашем мире. Оно становится травмой — как для матери, так и для дочери.

Мать, которая не может справиться с утратой (злится на бывшего супруга, винит его или подавляет любовь к нему), с трудом вынесет поведение дочери, которая продолжает демонстрировать свою любовь к отцу. В результате мать становится закрытой к ее чувствам.

Их взаимное непонимание усиливает новый брак матери, который дочь может воспринять как предательство по отношению к отцу и к ней.

Чувствуя себя в изоляции, девочка может уйти в мир фантазий, населенный героическими мужскими фигурами. Она будет мечтать о том, что однажды один из этих героев, похожий на отца, придет и спасет ее от жизни с матерью.

В дальнейшем такие психологически инцестуозные отношения с идеальным отцом могут осложнить ее сексуальные отношения с мужчинами. Повзрослев, современная Электра также может переживать сложности в поиске собственного профессионального пути. И не только из-за депрессии и нежелания действовать.

Если ее властная мать успешна в карьере, дочь может отказаться от реализации себя в профессии, чтобы избежать сравнения с матерью.

Молодые женщины, которые узнают себя в этой истории, не должны быть пойманы в ловушку мифа — настаивает Нэнси Катер. Она формулирует задачи, решение которых поможет выйти за пределы мифа и стать свободнее. Вот некоторые из них:

  • Проститься с отцом. Для того чтобы завершить процесс горевания, современная Электра должна войти в контакт со своим гневом на отца за то, что он бросил ее. Гнев играет важную роль в процессе горевания, и отказ признать его лишь продлевает этот процесс. Как только она сможет открыто выразить чувства гнева и брошенности, которые подавлены идеализированным образом отца, она будет способна принять свою потерю и идти дальше.
  • Отделить реального отца от идеального образа. Электра может узнать о теневых, негативных чертах своего отца после его ухода от родственников, друзей семьи или других людей. Однако существует вероятность, что она все равно будет привязана к идеализированному образу своего отца. Поэтому современная Электра может отработать данный вопрос косвенным образом через свои последующие отношения с мужчинами.
  • Восстановить отношения со своим анимусом. Свой анимус (мужскую часть женской психики) женщины-Электры проецируют на мужчин. Важно определить, какие это черты — например, способность ставить цели, принимать решения, совершать поступки, — и развить их в себе самой. Как только эти проекции будут возвращены, психическая энергия высвободится, и женщина сможет стать более сильной, ответственной, готовой искать свой путь в жизни.
  • Открыть в себе женственность. Современной Электре предстоит пересмотреть свои отношения с матерью, признать, что они с ней во многом похожи друг на друга, попытаться увидеть в ней позитивные черты и восстановить связь. Что делать, если отношения разрушены безвозвратно? К счастью, архетип позитивной матери существует внутри нашей психики. Женщина-Электра может восстановить с ним связь различными путями. Фигуры позитивной матери могут появиться в ее снах, она может также взаимодействовать с ним через свои отношения с другими женщинами — учителями и друзьями.

Нэнси Катер убеждена: узнавание мифа позволяет нам не только глубже понять собственные переживания, но и сделать первые шаги к освобождению от его бессознательной силы.

Источник: http://www.psychologies.ru/articles/kompleks-elektryi-sindrom-pokinutoy-devochki/

Мираж материнской любви: архетип матери и аспекты материнского комплекса у мужчин

Лариса Левадная, 21 декабря 2017 года

Мы продолжаем публикацию выпускных работ наших коллег, успешно завершивших обучение в обучающей программе «Основы аналитического консультирования и юнгианской терапии» в 2017 году.

Сегодня познакомимся с работой Ларисы Левадной, детского и взрослого аналитически ориентированного психолога.

Мираж материнской любви: архетип матери и аспекты материнского комплекса у мужчин.

Дремлет за горой Мрачный замок мой. Душу мучает порой, Царящий в нём покой. Я своих фантазий страждущий герой, А любви моей живой Все образы со мной! Я часто вижу страх, В смотрящих на меня глазах. Им суждено уснуть в моих стенах, Застыть в моих мирах. Но сердце от любви горит. Моя душа болит. Восковых фигур прекрасен вид.

  • Покой везде царит!
  • Текст песни группы Король и Шут«Воспоминание о былой любви»

Архетип и комплекс

Перед тем как погрузится в исследование архетипа матери и аспектов материнского комплекса, предлагаю рассмотреть сами понятия архетипа и комплекса. В этой главе я буду опираться на лекцию юнгианского аналитика Оксаны Лавровой «Теория комплексов», в которой даны емкие определения этих понятий.

Комплекс — это сложная аффективно-заряженная система, которая констеллируется вокруг архетипического ядра.

Архетип — это универсальные, закономерные образования в психике, другими словами — единицы психики, которые существуют у каждого человека, создают непрерывность перехода одного поколения в другое и передают опыт по незримому психоэнергетическому каналу. Архетип имеет два полюса.

Как обозначил их Юнг на примере светового спектра инфракрасный полюс и ультрафиолетовый. Можно сказать, что архетипы — это упорядоченные единицы психики, некие потенциальности, которые должны быть освоены.

Комплекс, в свою очередь, констеллируется вокруг архетипического ядра, но из архетипа выбирается только часть. Комплексы находятся в глубоких слоях бессознательного, что делает невозможным быстрое избавление от них.

И именно комплекс мешает человеку выйти на путь индивидуации, так как психическая энергия, которая должна направляться на развитие человека уходит на подпитку комплекса.

Символически можно представить комплекс в виде воронки, в которую попадает человек и крутится по кругу. Ощущения, которые испытывает человек, попадая в комплекс, сродни року судьбы.

Это переживания, с которыми невозможно что-то сделать. Человек, пребывая в комплексе, теряет контакт со своей самостью, теряет контакт с реальностью.

Он контактирует с внешним миром через комплекс, а значит искаженно.

Мюррей Стайн говорил о том, что есть трупы, которые нужно воскрешать и трупы, которые нужны хоронить. Можно провести параллель, что трупы, которые нужно хоронить — это комплексы, а трупы, которые нужно воскрешать — это архетипы.

Важно обозначить формы проявления комплексов в жизни человека. Комплекс говорит на языке слов, тела и чувств, которые врываются из бессознательного.

Отщепленная часть комплекса проецируется на кого-то и на что-то в окружающем мире.

Если связывать комплекс с травмой, то можно говорить о следующем механизме — аффект в соединении с полюсом архетипа заставляет человека переживать травму снова и снова.

Обобщенное влияние комплекса на жизнь человека заключается в торможении психического развития и нарушение психической целостности. Есть такое выражение — «нужно перестать кормить комплекс».

Таким образом, в процессе терапии укрепляется эго человека, и психика может иначе видеть комплекс, рефлексировать и интегрировать ту часть энергии, которая была заблокирована и подпитывала комплекс.

Таким образом, энергия комплекса исчерпывается.

В тоже время комплекс является точкой входа в бессознательное и если он актуализировался в психике, то это и есть канал диалога с архетипом. Другими словами, если в процессе анализа удается «понять» или переосмыслить комплекс, то человек получает свободу не быть его заложником, а взаимодействовать с ним.

Юнг отмечал, что каждый человек является носителем комплексов — как автономных и родовых, которые передавались из поколения в поколение, так и культурных и национальных комплексов.

Комплексы — отщепленные частицы психики, которым нужно вернуться в архетипическое пространство и присоединиться к той части архетипа, от которой он был отколот. Мне близок образ сторон света — север, юг, запад, восток.

Которые, соединяясь вместе дают целостность.

Архетип матери

Комплекс развивается тогда, когда нарушается структура архетипа. Так что же собой представляет архетип матери? Юнг писал о том, что понятие Великой Матери, принадлежит к области сравнительной религии и охватывает совершенно различные типы богинь-матерей.

В большинстве космогонических мифов Богиня-Мать ассоциируется с землей как с творческим началом дарующее жизнь.

Основная характеристика Богини матери определяющая ее место в мифологической модели мира — это амбивалентная созидательная/разрушительная функция, которая имеет несколько аспектов:

— как супруга творца она участвует в творении мира;

— участвует в создании населяющих вселенную существ (богов, людей, животных, чудовищ); С этим связан символ Древа жизни (обозначает взаимосвязь всей жизни на нашей планете и служит метафорой для общего происхождения в эволюционном смысле).

Дерево душ из Аватара (сакральное место для нави, при помощи которго они общались с Эйвой (богиней-матерью) и Эйва общалась с миром. Оно соединялось с нервной системой любого организма и передавало энергию.

фото Дерево душ

Источник: https://prostranstvo.center/blog/96-mirazh-materinskoy-lyubvi-arhetip-materi-i-aspekty-materinskogo-kompleksa-u-muzhchin/

Проработка родительских программ и избавление от их влияния

Как известно, личное счастье – достаточно капризная вещь и найти его, а тем более, сберечь, удается далеко не каждому. Наверняка среди ваших знакомых есть красивые, умные и самодостаточные, но, увы, несчастливые в личной жизни женщины.

Одну из причин того, что у многих представительниц слабого пола отношения с мужчинами почему-то не складываются, психологи склонны видеть в так называемых родительских программах – стереотипах поведения, заложенных в каждом из нас с детских лет.

Родительские программы с нами с детства

Определенный образ отношений между мужчиной и женщиной формируется в сознании ребенка еще в дошкольном детстве. Малыш как губка впитывает все, что видит и слышит вокруг и, сам того не сознавая, копирует манеры окружающих его взрослых.

В силу своего возраста он еще не всегда может понять, что в их поведении правильно, а что нет, что приносит свои плоды, а что малоэффективно и даже вредно.

При этом родители могут даже ничего не объяснять своим детям и не беседовать с ними: собственным поведением, стилем общения между собой и с другими людьми они уже закладывают в них те или иные родительские программы. Следствием этого может быть то, что жизнь детей полностью или частично повторит родительский сценарий.

Давно подмечено, что судьбы многих женщин бывают на удивление схожи с судьбами их матерей.

Если, к примеру, мать в свое время развелась с мужем и воспитывала свою дочь самостоятельно, у той есть все шансы повторить материнскую судьбу – в особенности, если родительница запрограммировала в ней низкую самооценку.

Избавиться от негативных родительских программ вполне возможно, но важно осознать необходимость этого мероприятия и приложить все усилия для его реализации.

3 этапа для избавления от родительских программ

Работа над стиранием негативных программ проводится в несколько этапов.

На первом из них необходимо мысленно вспомнить историю взаимоотношений вашей матери с сильным полом, проанализировать их и выделить возможные причины проблем.

Читайте также:  Карьеристика: что это, кто такой карьерист

Наиболее распространены следующие из них: недовольство своим спутником и стремление корректировать каждый его шаг; желание помыкать мужчиной и решать все самостоятельно, установив собственное главенство.

Заниженная самооценка также встречается весьма часто – проявляется это, к примеру, во фразах «я никому не нужна», «я ни на что не гожусь», «я некрасивая (у меня ужасная фигура, черты лица и т. д.)». Подумайте – насколько вы сами следуете этим родительским установкам? Какую роль они играют в ваших взаимоотношениях с противоположным полом?

Второй этап – непосредственное стирание программ, работающих в вашей жизни негативным образом. Для этого существуют специальные упражнение.

1упражнение — «перепроживание» образа.

Работать необходимо в одиночестве, в спокойной обстановке. Закрыв глаза, представьте свою мать в ситуациях, когда она ведет себя не так, как вы считали бы правильным. Вспомните моменты из собственной жизни, в которых ваше поведение было аналогичным.

Снова и снова «прокручивайте» их в своей памяти – «перепроживайте» образ. В это время вы должны мысленно повторять, что хотите простить себя за этот стиль поведения, изменить свою жизнь и избавиться от чужой стратегии, делающей вас несчастной.

Почувствуйте, как чужая программа стирается из вашей судьбы. Ведите себя при этом так, как требуют ваши душа и тело: плачьте, пойте, двигайтесь, смывайте потоком собственных эмоций чужеродные включения.

Если процесс «перепроживания» вас сильно утомил, лягте и немного поспите, чтобы восстановить силы.

2 упражнение — абстрагирование от старых установок

Существует и другой способ избавления от пагубного влияния чужих программ, который для многих является более простым: абстрагирование от старых установок.

Представьте, что старая программа осталась в вас, она никуда не делась, но больше не работает. Нужно только «запустить» другую, полезную и жизнеутверждающую, которая будет работать во благо вам и вашим близким.

Этот метод не менее эффективен, но не столь утомителен в эмоциональном плане, как «перепроживание».

Наконец, третий этап построения новой жизни – ее визуализация, красочная и подробная. Подумайте, что именно вы стремитесь изменить в себе, в своей женской сути, и какие отношения с противоположным полом вы хотите обрести в результате этих перемен.

Полагайтесь на свое внутреннее «Я»: оно обязательно продемонстрирует вам образ того, к чему следует стремиться. Ежедневно, закрыв глаза, представляйте свою будущую жизнь – дом, семью, любящего и заботливого мужа.

Общайтесь с подругами, которые счастливы в браке, почаще рассматривайте фотографии счастливых супружеских пар, с радостью мечтая о том времени, когда вы обретете новые отношения.

На то, чтобы полностью проработать родительские программы и избавиться от них, а также смоделировать свою новую жизнь, вам может потребоваться несколько месяцев или даже лет. Заниматься этим нужно регулярно, работая с каждой программой отдельно – иначе эффекта не будет.

Через год желательно повторить данную практику, так как родительские программы нередко прячутся очень глубоко, и избавиться от них за один раз, скорее всего, не выйдет.

Однако при определенной доле настойчивости у вас обязательно все получится, и вы построите свою новую, счастливую личную жизнь, о которой всегда мечтали.

Ирина Макарова специально для Блога Счастья

Источник: https://myhappyblog.ru/?p=2689

40-дневная практика на принятие родителей. Рекомендации и пояснения. Статья. Воспитание ребёнка. Самопознание.ру

Почитание и принятие своих родителей — это главная обязанность детей. Порой, это сложно понять и сделать из-за разного рода обид на родителей. Особенно часто это относится к отцам, которые оставили семью. Также, если ребёнка отдали в детдом или на воспитание другим родственникам. Причин может быть много, но это не отменяет необходимости принятия.

Как гласит пятая заповедь: «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы ты долго жил на земле». В этих словах заложен смысл, что мы это делаем не для родителей, просто как послушные дети, а нам необходимо это делать, прежде всего, для себя.

Для того, чтобы мы прожили долгую и счастливую жизнь и передали этот дар своим детям.

О принятии родителей сейчас много информации, здесь речь пойдёт непосредственно о практике на принятие. Таких практик существует огромное количество, но, на мой взгляд, самой эффективной является «40-дневная практика проработки родовых сценариев с обоими родителями». Плюсы именно этой практики следующие:

  • В ней идёт одновременная проработка отношений с обоими родителями.
  • Эта практика включает в себя элемент поклона, а значит, соблюдается закон иерархии.
  • При помощи неё мы выстраиваем внутренние отношения, т.е. в ней мы можем сказать родителям о всей нашей боли, не боясь ответной эмоциональной реакции, это диалог на уровне наших душ.
  • Здесь мы можем просить благословения на счастливую судьбу, если в реальности это невозможно.
  • Естественно, что через родителей мы также настраиваем связь со всем нашим родом по материнской и отцовской линиям.
  • Она занимает немного времени, от 3-х до 5-ти минут в день.

Итак, сама практика:

Стоя на коленях, лоб касается пола, руки вытянуты вперёд ладонями кверху. Представить, что прямо перед вами стоят родители — мама по правую руку, папа по левую. И в таком положении необходимо начать разговор с родителями.

Вы можете сказать родителям по очереди, сначала отцу, потом матери, что у вас на душе, какие обиды живут в вашем сердце. В этот момент, возможно, возникнет сопротивление, чувство стыда, нежелание выполнять практику, а может, наоборот, вы захотите поплакать, почувствуете, как ваше сердце раскрывается.

В любом случае, нужно дать волю своим эмоциям, это и есть процесс исцеления. Со слезами и разного рода эмоциями выходят наши телесные зажимы и боль.

После того, как вы проговорили свои обиды, я предлагаю произнести «Молитву на заре жизни» из книги Берта Хеллингера «Порядки любви». Сначала мы обращаемся к папе, потом маме:

  • «Дорогой папа, я принимаю всё, что ты даёшь мне, всё целиком, без исключений.
  • Я принимаю всё по полной цене, которой это стоило тебе и стоит мне.
  • Я что-нибудь из этого создам, тебе на радость (в память о тебе).
  • Это не должно было быть напрасно. Я чту и храню это,
  • И если будет позволено, передам дальше, так же, как ты.
  • Я принимаю тебя как своего папу, и принадлежу тебе, как твой ребёнок, твоя дочь.
  • Ты — тот, кто мне нужен, а я — тот ребёнок, который нужен тебе.

Ты большой, а я маленькая. Ты даёшь, я беру.

Дорогой папа! Я рада, что ты выбрал маму.

Вы оба — те, кто мне нужен. Только вы!».

Комментарий:

  • «Я принимаю всё, что ты даёшь мне, всё целиком, без исключений».

Это принятие всего того, что вы получили или не получили от своего родителя. Самое важное, что здесь вы благодарите за то, что он дал вам жизнь. Если бы не он, вы бы не появились на свет.

Часто дети обвиняют родителей в том, что они дали им слишком мало или не то, что они хотели. Но согласитесь, что если бы у родителей была возможность дать всё, что вы пожелаете, неужели бы они этого не сделали? То же самое можно сказать об отношении.

То, как себя вели родители по отношению к вам, это зачастую модель поведения, которую они переняли от своих родителей или близких родственников. Их так научили, других методов они не знали. И заметьте, как бы мы не сопротивлялись, мы часто перенимаем стиль поведения и жизненные сценарии наших предков. Таковы законы родовой системы.

Принимая то, что было, и, принимая безоценочно, вы запускаете новый сценарий, свободный от обид и влияния проблем предков.

  • «Я принимаю всё по полной цене, которой это стоило тебе и стоит мне».

Это принятие своего родителя просто как человека, который тоже имел право ошибаться и искать счастья.

Если родители разошлись в вашем детстве, например, папа ушёл, вы остались с мамой, и очень страдали, и видели страдания своей мамы, то важно понимать, что это был их взрослый выбор.

Если отношения между ними стали невыносимыми, то почему кто-то из них должен был страдать в этом браке? Брак ради детей не приносит счастья ни родителям, ни детям. Дети подсознательно и воочию видят проблемы в отношениях и перенимают сценарий, что брак — это страдания.

В этой фразе также заключён смысл, что мы принимаем всё то, что это стоило нам лично. Т.е. те же наши страдания, боль, ощущение несправедливости и т.п., как урок вашей души. Говорят, что мы выбираем своих родителей ещё до момента воплощения, именно таких родителей, которые у нас есть или были, чтобы пройти уроки своих предыдущих жизней.

  • «Я что-нибудь из этого создам, тебе на радость (в память о тебе)».

Когда мы обвиняем своих родителей в своих бедах и несчастьях (то не позволили, там не помогли, то не дали), мы остаёмся с ними в симбиотической связи со знаком «-«. А это значит, что не отделяемся от них. Обвинения позволяют нам снимать с себя ответственность и не отвечать самим за свои неудачи. Но тут опасность в том, что так мы перекрываем поток родовой энергии от родителей к себе.

Эта фраза говорит, что теперь, как взрослый человек и зрелая душа, я оставляю обиды в прошлом и иду дальше с чистыми мыслями и намерениями. Всё то, что ты смог мне дать, я беру с благодарностью и теперь уже сам постараюсь это приумножить и улучшить. Теперь я сам беру ответственность за свою жизнь, перехожу в автономный режим. И в продолжение этой мысли: «Это не должно было быть напрасно».

  • «Я чту и храню это, и если будет позволено, передам дальше, так же, как ты».

Энергия в роду течёт от старшего к младшему. Наши родители берут энергию от своих отцов и матерей. Принимая своих родителей, мы позволяем родовому потоку идти от них к нам, тем самым мы пропускаем этот поток через себя и передаём его своим детям. Также почитая своих родителей, мы показываем хороший пример свои детям. Ведь каждому же хочется, что ребёнок любил и уважал его.

  • «Я принимаю тебя, как своего папу, и принадлежу тебе, как твой ребёнок, твоя дочь».

Я безусловно и безоценочно принимаю тебя, как своего родителя. Другого мне не нужно.

  • «Ты — тот, кто мне нужен, а я — тот ребёнок, который нужен тебе».

Это означает, что наши души изначально выбрали друг друга для прохождения своих уроков.

  • «Ты большой, а я маленькая. Ты даёшь, я беру».

Выше говорилось, что энергия в роду течёт от старшего к младшему, но никак наоборот. В соответствии с законом иерархии родители всегда являются для нас большими фигурами, а мы для них маленькими. Они появились в роду раньше нас.

Когда мы осуждаем родителей, поучаем их, отвергаем, становимся условно их родителями, считая, что они сами ничего не умеют или не справятся, мы берём на себя функцию старшего, более умного, опытного и т.п. Тем самым перекрываем поток.

Родители дают нам энергию, а мы берём её у них как последующее поколение, и никак иначе.

  • «Дорогой папа! Я рада, что ты выбрал маму. Вы оба — те, кто мне нужен. Только вы!».

Это принятие обоих родителей как единое целое для вас. А также благодарность за то, что именно они выбрали друг друга, чтобы на свет появились вы.

После молитвы вы можете попросить благословения у родителей на счастливую судьбу, на здоровье, на гармонию в семейных отношениях, на всё, что вам необходимо. И в завершении практики поблагодарить родителей.

Самый лучший день для начала работы с родом считается 10 лунный день «Фонтан» — день семьи, дома и рода. Выполнять её желательно по утрам, пока ещё сознание чистое. Практика выполняется в течение 40 дней без перерывов.

И это очень важно! Очень часты случаи, когда человек в какой-то день просто забывает выполнить практику. Это сопротивление разума, который привык держать всё под контролем и действовать привычным образом. Ведь для нашего разума всегда страшны перемены.

Если вы пропустили день, то начинайте отсчёт заново.

Во время выполнения практики важно следить за своими ощущениями в голове и теле. Та сторона тела (правая или левая), в которой будет больше всего ощущений (онемение, покалывания, боль и т.п.

), будет сигнализировать о том, в каком роду есть проблема. Если в материнском, то ощущения могут возникнуть в левой части тела, если в отцовском, то в правой.

Не пугайтесь этих ощущений, это нормально, и по мере выполнения практики, эти ощущения будут проходить.

Лёгкой вам практики!

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/40-dnevnaya_praktika_na_prinyatie_roditeley_rekomendacii_i_p/

Ссылка на основную публикацию