Психологические механизмы развития стресса, преодоление стрессовых состояний

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС – это физиологический и эмоциональный стресс, источником которого служат особенности профессиональной деятельности. 
  • Может приводить к изменениям, негативно влияющим на профессиональную деятельность и жизнь человека. 
  • Профессиональная деятельность спасателя 
  • несение боевых дежурств 
  • спасательные работы на чрезвычайных происшествиях(ЧП) 
  • спасательные работы на масштабных ЧС. 

Неблагоприятные факторы, воздействующие на специалистов ПСФ в ходе выполнения профессиональных обязанностей: 

  • психическое напряжение в состоянии готовности; 
  • критические температуры окружающей среды; 
  • вибрация; 
  • шумовой и световой фон; 
  • внезапные световые и звуковые сигналы; 
  • работа в специальной одежде и средствах индивидуальной защиты; 
  • повышенная физическая нагрузка; 
  • неблагоприятное воздействие режимов труда и отдыха; 
  • информационная неопределенность; 
  • дефицит времени на анализ ситуации и принятие решения; 
  • ответственность за результаты деятельности, 
  • напряженность, возникающая в процессе межличностного взаимодействия спасателя и пострадавших; 
  • эмоциональная насыщенность переживаний, связанных с контактами с телами погибших; 
  • опасность для жизни.

Неблагоприятные факторы в профессиональной деятельности спасателей 

  • факторы рабочей ситуации — физический стресс — психологический стресс 
  • социально-психологические факторы 
  • системные факторы 

ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО НАПРЯЖЕНИЯ: 

  • Невозможность сосредоточиться на чем-то. 
  • Слишком частые ошибки в работе. 
  • Ухудшается память. 
  • Слишком часто возникает чувство усталости. 
  • Очень быстрая речь. 
  • Мысли часто «улетучиваются». 
  • Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка). 
  • Повышенная возбудимость. 
  • Потеря чувства юмора. 
  • Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет. 
  • Пристрастие к алкогольным напиткам. 
  • Нарушение питания: постоянное ощущение недоедания или потеря аппетита, удовольствия от еды. 
  • Невозможность вовремя закончить работу.

МЕХАНИЗМЫ НАКОПЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА 

Накопление профессионального стресса у специалистов МЧС имеет два различных по своей психологической сущности механизма 

1) РАБОЧИЙ (ОРДИНАРНЫЙ) СТРЕСС Накопленный стресс. Это стресс, накопленный в результате несения боевых дежурств. Связан с напряженным характером повседневной профессиональной деятельности. 

МЕХАНИЗМЫ НАКОПЛЕНИЯ ОРДИНАРНОГО СТРЕССА 

  • НАЛИЧИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ 
  • ИЗОЛИРОВАННОСТЬ ГРУППЫ 
  • ФЕНОМЕН НЕЗАВЕРШЕННОГО ДЕЙСТВИЯ (застревание на этапе стартового психического напряжения) 

2) ТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС Это стресс, накопленный после экстремальных ситуаций (критических инцидентов), где сотрудники сталкиваются с реальной опасностью для жизни, здоровья, как собственных, так и других людей. 

Последствия профессионального стресса 

  • Первичные 
  • Вторичные 
  • Третичные Вторичные последствия профессионального стресса 

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (СЭВ) — ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ — ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЕ СТРЕССОВЫЕ РАССТРОЙСТВА (ПТСР) СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (сокращенно СЭВ) состояние эмоционального, умственного и физического истощения возникающее в результате хронического стресса на работе. 

СИМПТОМЫ: 

  • физические 
  • эмоциональные 
  • интеллектуальные 
  • социальные

СТРЕСС И РАЗВИТИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ 

Сильный эмоциональный и физиологический стресс увеличивает восприимчивость организма к заболеваниям. 

  • УГНЕТЕНИЕ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ 
  • НАРУШЕНИЕ ГОРМОНАЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ 
  • НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОЕ СТРЕССОВОЕ РАССТРОЙСТВО (ПТСР) 

Нарушение, связанное с переживанием травматического стресса. Главным признаком ПТСР является обострение инстинкта самосохранения и вызванное им хроническое психоэмоциональное напряжение. 

СИМПТОМЫ ПТСР: 

  • Повторяющиеся и насильно прорывающиеся, внедряющиеся в сознание воспоминания о событии, включая образы, мысли, представления. 
  • Повторяющиеся кошмарные сны о событии. 
  • Действия или чувства, соответствующие переживаниям во время травмы (иллюзии, галлюцинации, «вспышки воспоминаний»). 
  • Нарушение памяти, концентрации внимания. Неспособность вспомнить важные эпизоды травмы, мест, людей. 
  • Отстраненность и отчуждение от других людей, ощущение одиночества. Отдаленность от окружающего мира («им меня не понять»). 
  • Труднее испытывать чувства любви, радости (эмоциональная притупленность). 
  • Возрастает агрессивность. Стремление решать все жизненные проблемы с помощью силового давления. Возникают вспышки гнева. 
  • Появляется чувство укороченного будущего. 
  • Появление чувства вины. 
  • Сверх бдительности. 
  • Преувеличенное реагирование.

Профилактика профессионального стресса.

Как известно, стресс является важной социальной проблемой, опосредованно влияющей на стабильность поведения в организации и жизнь общества в целом.

Актуальность этой проблемы в последние годы для населения России особенно возрастает, что связано с процессами общественно-экономических изменений и сегодняшним экономическим кризисом.

Большая часть общества испытывает социальный стресс, который приводит не только к материальным трудностям и нестабильности социального статуса человека, но и к переживанию затяжного психоэмоционального стресса. 

С другой стороны, интенсификация экономической и социальной жизни общества приводит к ухудшению здоровья населения, что приводит к потере способности отвечать требованиям профессиональной деятельности, способности к овладению профессией. 

В последние годы отмечается новый вид патологии — информационные неврозы, возникающие при возрастающем потоке информации и дефиците времени для ее переработки, принятии ответственных решений.

Все эти факторы сказываются на работоспособности человека, эффективности исполнения им должностных инструкций и в целом на успехе деятельности организации.

Как нельзя точно это характеризует профессиональную деятельность сотрудников МЧС России. 

Напряженная ответственная работа всегда сопровождается выраженным напряжением функциональных систем организма и требует проведения специальных корригирующих медико-психологических мероприятий.

При отсутствии должных мер профилактики и восстановления могут возникать различного рода функциональные нарушения, снижающие надежность и эффективность деятельности, а при длительном воздействии — приводящие к развитию профессиональной патологии с последующей дисквалификацией. 

Стрессовое состояние – это высокая степень функционального напряжения организма, связанная с влиянием факторов нагрузки большой интенсивности, длительности или психологической значимости для индивидуума.

Стрессовое состояние в деятельности или «профессиональный стресс» — особое функциональное состояние, напрямую зависящее от воздействия выраженных нервно-эмоциональных нагрузок, которое характеризуется гиперактивацией или угнетением регуляторных физиологических систем организма, развитием состояния напряжения или утомления, а также, при кумуляции неблагоприятных сдвигов, перенапряжения или переутомления. В человеке неразрывно связано рациональное (рассудочное) и эмоциональное (психическое). Так же неразрывна связь соматического (телесного) состояния и психического (душевного) равновесия. Научно обоснована связь между успехом в деятельности и уровнем психологического напряжения. 

Важную роль в организации профилактических и восстановительных мероприятий, направленных на устранение отрицательных последствий нервных перегрузок, эмоционального стресса и других неблагоприятных состояний, играет проведение их непосредственно в организации.

И в первую очередь сюда следует отнести работу кабинетов психофизиологической разгрузки и мобилизации. Исторически кабинеты психологической разгрузки были разработаны в Голландии в конце 70-х годов 20 века и считались только средством развлечения, а не терапии.

К концу 80-х годов в Англии реабилитологи самого разного профиля стали использовать комнату психологической разгрузки в психотерапевтической практике и говорить о видимых терапевтических результатах ее использования.

Сегодня комната психологической разгрузки является инструментом для снижения нагрузок на сотрудников, занятых выполнением работы, связанной с повышенной концентрацией внимания, физическими, эмоциональными и моральными нагрузками. 

Организация систематически действующей антистрессовой профилактики, психогигиены стресса в Главном управлении МЧС России по Брянской области призвана повышать стрессоустойчивость сотрудников к различным факторам. Сегодня существуют различные методы психогигиены стресса, разработаны организационные формы профилактики психоэмоциональных перегрузок.

Именно в рамках индивидуальной защиты от стресса с помощью современных методов психологической саморегуляции, групповых тренингов, направленных на повышение стрессоустойчивости, снижение фрустрационной толерантности и функционирует вновь созданный кабинет психоэмоциональной разгрузки.

Оборудование кабинета отвечает самым высоким запросам и требованиям психологического обеспечения деятельности личного состава. Специально оформленный интерьер, современное оборудование способствуют не только качественному отдыху, но и обучают навыкам преодоления стрессовых нагрузок, элементам психофизиологической саморегуляции.

Физиологические проявления стресса — это не только ощущение усталости, но и мышечные зажимы, приводящие к глубоким негативным эмоциональным состояниям.

  Превосходным способом, снимающим мышечные зажимы, безусловно, является массаж. А сочетание вибромассажа и релаксационной музыки, магнитного аппликатора, изолирующего зрительные раздражители, создают устойчивый эффект глубокой релаксации и восстанавливают оптимальное функциональное состояние.

Обеспечивает такой эффект – достижение английских инженеров и медиков — вибромассажное кресло «Конкорд». В отличие от известной многим массажной кровати «Нуга-Бест», «Конкорд» не обладает внешним разогревающим эффектом, что снижает риск нежелательных последствий и количество противопоказаний.

Кроме того, сочетание автоматических и полуавтоматических режимов массажа, возможность ручного управления и выбора функций делают аппарат «универсальным массажистом».

Ведь можно выбрать массаж не только по типу воздействия – точечный, поглаживающий, поколачивающий, компрессионный, вибромассаж, но и на конкретную группу мышц – шейного отдела, плечевого пояса, тазобедренных суставов, область спины, верхних и нижних конечностей или любое их сочетание.

Курс из десяти-двенадцати сеансов такого массажа обеспечивает выраженный антистрессовый и оздоровительный эффект. Еще одним компонентом создания реабилитационной среды является аппарат цветодинамической заливки «Плазма-250».

Смена цветовых пятен, насыщение помещения цветом и звуком создают замечательный фон для аутотренига, сеанса релаксации, саморегуляции и восстановления после тяжелого дня. Прибор аэрофитоионизации помещения очищает воздух, ароматизируя его парами эфирных масел в соответствии с задачей – «разгрузить» или «мобилизовать» для новых побед и свершений.

Ведь все мы реагируем на ароматы, зачастую не понимая, какое влияние на организм они оказывают. А в работе кабинета психоэмоциональной разгрузки ароматерапия по праву занимает должное и важное место.

Особое значение в реабилитации сотрудников принадлежит комплексу биологической обратной связи БОСЛАБ – это новая оздоровительная и реабилитационная технология, качественно меняющая взаимоотношения в системе «врач-пациент» и обеспечивающая переход больного из пассивного объекта врачебных и психологических воздействий в активный субъект всего лечебно-реабилитационного процесса. Основа лечебной и коррекционной работы – обучение пациента навыкам поддержания оптимальных индивидуальных характеристик альфа-и бета-ритмов электроэнцефалограммы головного мозга, их соотношений с одновременным мониторированием электромиограмы и температуры. 

Тренинги биологической обратной связи показаны при различных состояниях – от нормального до дистимических расстройств. Возможности новой технологии внушительны: «Базовый тренинг саморегуляции» — обучение техникам управления физиологическими функциями и навыкам быстрого восстановления.

«Глубокий» тренинг – нейробиоуправление» — это обучение навыкам мгновенной концентрации и эффективной релаксации с использованием электроэнцефалографических тренингов, тренинга дыхания и концентрации внимания.

«Температурный тренинг» корригирует состояния психоэмоционального напряжения, сопровождающиеся повышенным тонусом симпатической нервной системы. «Электромиографический тренинг» показан при состояниях психоэмоционального напряжения, тревоги, головной боли напряжения, болях в спине.

И это далеко не полный перечень возможностей БОСЛАБа. Программно-аппаратный комплекс разработан Лабораторией компьютерных систем биоуправления Института молекулярной биологии и биофизики Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук г. Новосибирск.

Необходимость обращения к специалисту осознают не все и не всегда вовремя. А вот найти время для профилактики нежелательных состояний достаточно просто. Все мероприятия приятны, необременительны и не требуют особой подготовки.

Источник: https://mchsnik.ru/articles/3842-tema-1-professionalnyi-stress-mehanizmy-nakoplenija-professionalnogo-stressa.html

3.12. Стресс, его механизмы, способы профилактики

Учение о стрессе. Это один из ведущих разделов современ­ной физиологии и медицины. По определению Г Селье (автора теории стресса) стресс — это неспецифическая реакция орга­низма на любое требование извне. Свое представление о стрессе он сформулировал в 1936 г.

Читайте также:  Лечение гипнозом: психических заболеваний и расстройств, невроза, всд

, опубликовав статью в журнале «Природа», и ввел одновременно новые понятия — синдром биологического стресса, общий адаптационный синд­ром, или синдром, вызываемый разными повреждающими агентами.

По мнению Г Селье и его сторонников, стресс — это врожденный защитный механизм, который давал и дает воз­можность человеку выжить в неблагоприятных условиях сре­ды, воздействие которых несет угрозу гибели организма. По своей природе стрессовая реакция является психофизиологи­ческой.

Виды стресса. По длительности включения механизмов защиты выделяют острый (кратковременное включение) и хронический(длительное включение)стресс.

Различают физический и эмоциональный (психогенный) стресс. В первом случае имеет место защита от воздействия физических факторов (высокой или низкой температуры, травмы, шума), во втором — от психогенных факторов, вызы­вающих отрицательные эмоции.

Г Селье в 1974 г. ввел также понятия эустресса и ди­стресса. Эустресс — хороший, благоприятный стресс, проте­кающий без потерь для организма. Дистресс — это чрезмер­ный стресс, защита достигается с ущербом для организма и ос­лаблением его возможностей (например, угнетение иммунной системы, язвообразование на слизистых оболочках желудка).

Стрессоры — это факторы внешней или внутренней среды, которые вызывают реакцию стресса и являются опасными для здоровья и целостности организма.

К ним относят: 1) вредные факторы окружающей среды (высокий уровень радиации, за- Газованность, высокие или низкие температуры и др.

); 2) рабо­та в условиях дефицита времени при необходимости ускорен­ной обработки информации; 3) работа в условиях риска для собственной жизни или жизни других людей; 4) отсутствие це­ли в жизни; 5) остракизм, групповое давление (нарушение микроклимата в коллективе)и др.

Механизмы стресса.

В реализации защитных реакций организма, направленных на противодействие повреждающе­му агенту, участвуют различные механизмы, которые объеди­нены под названием стресс или общий адаптационный синдром.

В последние годы эти механизмы получили еще одно, новое название — стрессреализующих систем. Механизмы, которые препятствуют развитию стресс-реакций или снижают их отрицательные эффекты, называются стресслимитирую- щими системами.

В ответной реакции организма на действие стрессора выде­ляют три стадии — тревоги (боевой тревоги, аларм-реакции), сопротивления (резистентности) и истощения.

Стадия тревоги связана с активизацией неспецифических механизмов защиты, стадия сопротивления — с активизацией специфических меха­низмов, повышением энергетического уровня и общей устой­чивости организма к конкретному стрессору, а также другим видам стрессоров (перекрестная устойчивость).

Третья стадия — истощения характеризуется исчерпанием резервов специ­фических и неспецифических механизмов защиты и развитием заболевания или гибелью организма, если стрессор продолжа­ет действовать.

Стрессреализующие системы.

Это нервные центры, ана­лизирующие биологическую значимость действующих раздражи­телей и формирующие эмоциональную реакцию; симпатический отдел АНС; аденогипофиз, мозговой слой и корковое вещество надпочечников. Согласно классическим представлениям о разви­тии стресса, общность в действии различных по природе стрессо­ров связана с первой стадией — стадией тревоги.

Последовательность вовлечения физиологических механизмов (зве­ньев) реагирования организма на действие стрессоров такова:

1) обработка информации о стрессоре в ЦНС, оценка ее значимости для жизнедеятельности организма и формирование эмоционального воз­буждения (1-е звено). Исходя из этого, стрессор можно определить как фактор, интерпретация которого в мозге вызывает эмоциональную реакцию;

  1. сильное эмоциональное возбуждение, активирующее сначала выс­шие (в гипоталамусе и других структурах головного мозга), а затем и низ­шие (в стволе мозга и в спинном мозге) вегетативные центры (2-е звено).

    Активация симпатического отдела АНС повышает энергетические и функ­циональные возможности нервной и кардиореспираторной систем, ске­летных мышц.

    Одновременное повышение активности парасимпатиче­ского отдела АНС обеспечивает высокие возможности восстановитель­ных процессов, направленных на сохранение в организме гомеостаза;

  2. если стрессор продолжает действовать, то подключается 3-е звено, получившее название реакции «битвы—бегства».

    Его центральный орган — мозговое вещество надпочечников, а механизм — выброс адреналина и НА в кровь для усиления эффектов симпатической регуляции вегетатив­ных функций: увеличения силы и частоты сердечных сокращений, улуч­шения кровоснабжения работающих органов, гипергликемии, активации липолиза и др., 2-е и 3-е звенья (механизм) развития стресса часто объ­единяют и называют симпатоадреналовой реакцией (САР);

  3. если стрессор продолжает повреждающее воздействие, не ком­пенсируемое активацией САР, то подключается 4-е звено (механизм) защиты.

    Им является адренокортикальный механизм, или гипоталамо- гипофизарно-надпочечниковая ось (стрессор кора больших полуша­рий —> лимбическая система —> мелкоклеточные нейроны гипоталамуса и секреция ими кортиколиберина —> кортикотрофы аденогипофиза и выделение АКТГ —> пучковая зона коры надпочечников и выброс корти­зола —► защита от стрессора и способствование развитию адаптации). Дополнительно к этому механизму могут подключаться выделение гор­мона роста из аденогипофиза, а также Т4 и Т3 из фолликулярных клеток щитовидной железы.

Цель этих изменений заключается главным образом в за­щите организма от гиповолемии и гипотонии, а также создании гипергликемии для обеспечения организма (и прежде всего мозга) запасами готовой к использованию глюкозы.

Однако срабатывание этих мощных защитных механизмов вызывает появление и ряда отрицательных, нежелательных эффектов, которые называются «ценой адаптации» и проявляются в сле­дующем: гипертрофии и кровоизлияниях в надпочечниках; об­разовании язв в слизистых оболочках желудочно-кишечного тракта; инволюции тимуса, лимфо- и эозинопении и угнетении иммунитета.

Стресслимитирующие системы, В процессе эволю­ции в организме появились механизмы (стресслимитирующие системы), которые препятствуют развитию побочных(отрица­тельных) эффектов действия участников стресс-реакции или уменьшают интенсивность их воздействия на клетки-мишени. К стресслимитирующим системам (механизмам) относят ГАМК-ергическую систему головного мозга, парасимпатиче­ский отдел АНС, вагоинсулярную систему, систему эндоген­ных опиатов, простагландиновую систему и др.

  • ГАМК-ергическая система гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) продуцируется многими тормозными нейронами ЦНС и облада­ет способностью тормозить деятельность многих структур мозга, в том числе ответственных за эмоциональное возбуждение. Следовательно, ГАМК-ергические нейроны могут предупреждать или модулировать раз­витие стресс-реакции уже на этапе ее зарождения.
  • Как уже отмечалось, активация парасимпатического отдела АНС одновременно с симпатическим отделом обеспечивает высокие возмож­ности восстановления нарушенного при стрессе гомеостаза.
  • Подключение к активации парасимпатического отдела выделения инсулина (вагоинсулярная система) из поджелудочной железы способ­ствует более быстрому восстановлению гомеостаза, концентрации глю­козы и липидов крови, стимуляции синтеза гликогена и белка в скелет­ных мышцах.
  • Одновременно с выделением АКТГ из кортикотрофов выбрасыва­ются эндорфины и энкефалины (эндогенные опиаты), которые снижают болевую чувствительность, повышают работоспособность и уменьшают интенсивность эмоциональных реакций, запускающих стресс.
  • Простагландиновая система представлена преимущественно про- стагландинами группы Е, которые снижают чувствительность тканей к действию катехоламинов и кортизола, препятствуют образованию язв в слизистых оболочках, стимулируют иммунные реакции. Таким образом, они снижают выраженность стресс-реакции.

Диагностика и профилактика стрессовых состояний. Су­ществуют различные методы, позволяющие объективно оце­нить степень развития стресса.

Прежде всего это методы определения содержания стрессорных гормонов (адреналина, НА, кортизола) в крови и продуктов их метаболизма в моче. Чем выше их содержание в крови и в моче, тем больше выра­жена степень стрессорных реакций.

Широкое применение по­лучают электрофизиологические методы оценки интенсивнос­ти стрессовых состояний, например электромиография мышц лба, анализ сердечного ритма по электрокардиограмме и др.

Однако для наиболее ранней диагностики стресса широко ис­пользуются различные психологические тесты: НПА(нервно- психической адаптации); MMPI (Миннесотский многофактор­ный личностный тест); САН (самочувствие, активность, на­строение); тест Тейлора и др.

Для профилактики стрессовых состояний рекомендуются следующие мероприятия: 1) разъяснение человеку природы стресса и ознакомление его с различными способами релакса­ции; 2) адаптация к стрессорам с помощью закаливающих про­цедур и формирования стадии резистентности с явлениями пе­рекрестной адаптации; 3) физические нагрузки в аэробном ре­жиме в виде бега или ходьбы 3—4 раза в неделю по 30—40 мин или в виде физической зарядки и восточной гимнастики еже­дневно; 4) здоровое питание; 5) фармакологические методы в виде приема адаптогенов.

Контрольные вопросы и задания

  1. Какими образованиями представлена эндокринная система?

  2. Назовите два основных отличия эндокринных желез от эк- зокринных.

  3. Дайте определение понятия «гормон».

  4. На какие четыре группы подразделяют гормоны по структуре?

  5. Расскажите о функциональной классификации гормонов.

  6. Назовите общие свойства гормонов и варианты их действия.

7 Дайте краткую характеристику взаимодействия гормонов с рецепторами.

    1. Приведите классификацию рецепторов к гормонам в зависи­мости от их локализации в клетках. Укажите, какие гормоны действуют на эти виды рецепторов.

    2. В чем заключается физиологическая роль эндокринной сис­темы?

    3. Дайте краткую характеристику основных методов оценки состояния функций эндокринной системы человека.

    4. Объясните, почему гипоталамо-гипофизарная система по­лучила название «дирижер эндокринного оркестра».

    5. Какие анатомические и функциональные связи имеются между гипофизом и гипоталамусом?

    6. Дайте характеристику эффекторных гормонов гипоталаму­са и гипофиза (АДГ, окситоцина, МСГ, гормона роста, пролактина).

    7. Дайте характеристику тропных гормонов гипофиза (ТТГ, АКТГ, ФСГ, ЛГ).

    8. Дайте краткую общую характеристику щитовидной желе­зы (расположение, масса, строение, функции, кровоснабжение).

    9. Дайте краткую характеристику йодсодержащих гормонов щитовидной железы.

17 Как проявляется повышенная и пониженная секреция йодсо­держащих тиреоидных гормонов ?

      1. Дайте краткую характеристику кальцитонина.

      2. Дайте краткую характеристику паращитовидных желез и их гормона ПТГ

      3. Дайте краткую характеристику шишковидной железы и ее гормона мелатонина.

      4. Дайте краткую характеристику надпочечников.

      5. Дайте краткую характеристику альдостерона и кортизола коры надпочечников.

      6. Дайте краткую характеристику катехоламинов мозгового вещества надпочечников.

      7. Назовите половые железы и укажите их роль в организме. Перечислите первичные и вторичные половые признаки.

      8. Дайте краткую характеристику мужских половых гормонов.

      9. Дайте краткую характеристику женских половых гормонов.

27'. Дайте краткую характеристику поджелудочной железы.

        1. Охарактеризуйте основные гормоны поджелудочной желе­зы — инсулин и глюкагон.

        2. Дайте краткую характеристику эндокринной функции ти­муса и его взаимоотношений с другими эндокринными железами.

        3. Дайте определение понятий «стресс», «стрессор». Укажите виды стрессов и приведите примеры стрессоров. Назовите стадии развития стресса.

        4. Дайте краткую характеристику механизмов развития стресса (стрессреализующих систем), его предупреждения или ослабления (стресслимитирующих систем).

        5. Назовите методы диагностики степени развития стресса, а также приведите примеры мероприятий, направленных на про­филактику стрессовых состояний.

Источник: https://studfile.net/preview/5363308/page:17/

4 пути преодоления стресса. Психологический стресс, и как с ним бороться

«Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания — это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, — все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны, но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых — справиться с возросшими требованиями к человеческой машине»

Читайте также:  Как снять эмоциональное напряжение: методы, диагностика

Это слова Г.Селье. Именно он в середине ХХ века ввел понятие стресс, обозначив его как «все то, что способствует развитию заболеваний и вызывает преждевременное старение.» Стресс — состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных воздействий.

В повседневной Жизни, употребляя слово стресс, мы, как правило, имеем ввиду психологический стресс. Точнее, дистресс — состояние, возникающее при продолжительном стрессе без расслабления. Вреден именно он.

Психологический стресс – это состояние, возникающее тогда, когда человек находится в ситуации, воспринимаемой им как трудной или угрожающей. Часто — это запутанные ситуации, в которых необходимо принять неочевидное решение, имеющее значительные последствия. При этом человек испытывает негативные эмоции: тревогу, страх или гнев.

Шаг в сторону.

Зачем вообще это нужно знать? Затем, что, живя в современном мире, мы постоянно подвергаемся все возрастающим нагрузкам и практически не имеем шанса избежать стресса. Копится стресс незаметно, а последствия имеет заметные и весьма серьезные.

Кроме того, человек в дистрессе выглядит и чувствует себя поганно. А также это худшим образом отражается на его здоровье, отношениях с другими людьми, принятии правильных решений и образе Жизни в целом. Он [дистресс] заставляет человека страдать — и морально, и физически.

Кстати, стресс признан «тихим убийцей» №1 в современном мире, т.к. непосредственно связан с 6-ю самыми частыми причинами смерти (около 80% заболеваний возникает в результате того, что организм не справляется со стрессорами).

Печально, но система воспитания и, в частности российский менталитет, заставляют человека не столько бороться со стрессом, сколько терпеть — сдерживать в себе его проявления. Иначе говоря, вести себя в полном соответствии с Тактикой Терпеливого Страуса. Впрочем, об этом я уже писал в прошлой статье.

Источник: https://zinurov.ru/4_puti_preodoleniya_stressa_psikhologicheskiy_stress_i_kak_s_nim_borotsya/

Вячеслав Бодров — Психологический стресс: развитие и преодоление

В книге представлены материалы экспериментально-теоретического изучения развития и преодоления психологического стресса.

Приводятся основные положения учения о психологическом стрессе (понятия, история, теории и модели, методология изучения стресса), особенности его развития (причины возникновения и показатели проявления, механизмы регуляции), характер взаимосвязи стресса и адаптации.

Излагается концептуальный подход к изучению преодоления стресса, психологическое содержание процессов преодоления, его моделях, ресурсах, стратегиях и стилях, личностной детерминации.

Проводится анализ путей, методов и средств преодоления стресса – его индивидуальной и коллективной профилактики и коррекции (психической саморегуляции и экстернальной терапии).Издание рассчитано на специалистов в области психологии и физиологии труда, инженерной психологии, эргономики, восстановительной медицины, психотерапии, а также на студентов-психологов.

В.А. Бодров

Психологический стресс: развитие и преодоление

© В.А. Бодров, 2006

© ООО «ПЕР СЭ», оригинал-макет, оформление, 2006

* * *

Жизнь и деятельность человека в социально-экономических и производственных условиях современного общества неразрывно связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием на него неблагоприятных экологических, социальных, профессиональных и других факторов, которое сопровождается возникновением, развитием негативных эмоций, сильных переживаний, а также перенапряжением физических и психических функций. Особенно выражены эффекты воздействия на психику человека в психологически трудных ситуациях в связи с природными и техногенными бедствиями, авариями и катастрофами, социальными и профессиональными конфликтами, сложными, ответственными и опасными задачами трудовой деятельности. В большинстве случаев эти воздействия приводят к ухудшению функционального состояния, изменению личностного статуса, нарушению профессиональной эффективности и безопасности труда, развитию психосоматических заболеваний [29, 106, 127, 143, 202, 233, 338, 368 и др.].

Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных условий жизнедеятельности, является стресс.

Термин «стресс» широко используется в ряде областей знаний, именно поэтому в него вкладывается несколько различающийся смысл с точки зрения причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий.

Он объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т. д.

Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. Содержанию этого понятия уделено довольно большое внимание и в дальнейшем изложении будут приведены наиболее часто используемые его толкования.

Отметим лишь, что и по сей день в литературе не всегда четко разграничиваются понятия стресса, дистресса, напряжения, напряженности, эмоционального стресса и т. д., что еще больше затрудняет изучение этой и без того довольно сложной проблемы.

Проблема стресса приобрела не только исключительное научное значение, но стала понятием, объединяющим широкий круг явлений повседневной жизни, в том числе измененного психического состояния под влиянием экстремальных обстоятельств.

Стресс как особое психическое состояние связан с зарождением и проявлением эмоций, но он не сводится только к эмоциональным феноменам, а детерминируется и отражается в мотивационных, когнитивных, волевых, характерологических и других компонентах личности. Именно поэтому феномен стресса требует специального психологического изучения.

Стресс является реакцией не столько на физические свойства ситуации, сколько на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром.

Это в большей степени продукт наших когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления и стратегии поведения, их адекватному выбору.

И в этом заложено понимание того, почему условия возникновения и характер проявления стресса (дистресса) у одного человека не являются обязательно теми же для другого.

Проблема психологического стресса в трудовой деятельности и социальной жизни человека особенно активно стала изучаться у нас в стране и за рубежом в последние четыре-пять десятилетий. Этому способствовал ряд обстоятельств.

Во-первых, распространение концепций биологического стресса и появление фундаментальных и обзорных работ по проблемам влияния экстремальных факторов деятельности на функциональное состояние и работоспособность человека [18, 103, 147, 194, 241, 243, 437, 463 и др.].

Во-вторых, непрерывно возрастающее внимание к изучению «человеческого фактора», особенностей психических процессов, свойств и состояний личности специалистов ответственных, вредных и опасных профессий в связи с усложнением техники и содержания профессиональных задач, условий и организации трудового процесса и относительным увеличением роли психологических причин в снижении эффективности и безопасности труда, сокращении профессионального долголетия и возникновении психосоматических заболеваний.

В-третьих, существенное повышение уровня общей тревожности, напряженности, беспокойства у значительных категорий людей под влиянием природных бедствий (землетрясений, наводнений и т. п.

), техногенных катастроф (взрывов, аварий на транспорте, промышленных объектах), террористических актов, связанных с гибелью людей, массовым физическим и психическим травматизмом.

Перечисленные факторы приводят к нарушениям психического состояния не только в результате их непосредственного воздействия на человека, но и при ожидании возможного воздействия или в период последействия.

По оценкам многочисленных экспертов в настоящее время значительная часть населения страдает психическими расстройствами, вызванными острым или хроническим стрессом. Он приобретает масштабы эпидемии и представляет собой основную социальную проблему современного общества.

Анализ исследований по психологическому стрессу свидетельствует о том, что основное внимание в них уделялось стрессовым воздействиям и проявлениям, в меньшей степени – влиянию личностных особенностей на стрессорную реакцию и явно недостаточно обращалось внимание процессу преодоления стресса, то есть фактическим стрессовым взаимодействиям, которые происходят между индивидом и условиями среды. Это взаимодействие следует рассматривать как влияние не столько отдельных статических причин изменения функционального состояния и поведения, а динамических компонентов активности человека (информационных, энергетических, временных), когнитивных оценок воздействий стресс-факторов и личностных регуляторов формирования стресса и его преодоления.

Изучение психологического стресса, по мнению Р.С. Лазаруса [369, 373], требует учета таких моментов, как значимость ситуации для субъекта, особенностей интеллектуальных процессов, личностных характеристик. Эти психологические факторы обусловливают и специфику ответных реакций. В отличие от физиологического при психологическом стрессе они индивидуальны и не всегда могут быть предсказаны.

Основной особенностью реакций и поведения человека при стрессе является стремление каким-либо образом противодействовать его зарождению, преодолеть неблагоприятные проявления и последействия развития стресса.

Преодоление стресса является центральным вопросом проблемы развития стресса и его адаптационных последствий.

Оно оказывает непосредственное влияние через процессы оценки на текущие эмоциональные реакции, на характер взаимосвязи человека со средой и на его поведение, а также на отдаленные адаптационные последствия, такие, как самочувствие, состояние соматического здоровья и социальную активность.

Эта проблема имеет также очень важное значение при значимых событиях, периодах на жизненном пути человека, когда меняются его социальные и профессиональные роли, когда возникают заболевания, потеря работы, наступает старость и т. д.

Источники стресса в связи с подобными ситуациями изменяются, и вместе с ними трансформируются формы (стратегии) преодоления стресса.

Виды преодоления стресса существенно изменяются с возрастом: люди старшего поколения, в отличие от молодых, склонны к более сдержанным формам противостояния требованиям окружающего мира.

Проблема стресса и его преодоления в значительной степени связана с трудовой деятельностью человека, с ее местом, значением в жизни каждого конкретного человека. E.A. Locke и M.S. Taylor [383] отмечают, что смысл работы широко варьирует в зависимости от возраста, образования, социального положения, профессиональной принадлежности людей.

Для одних категорий большее значение имеют внутренний интерес к работе и ее общественное признание, другие рассматривают работу исключительно как средство получения материальных благ. Люди, занимающиеся более квалифицированным трудом, считают свою работу более важной, чем занятые менее квалифицированным трудом.

Молодые люди в ряде случаев проявляют большую заинтересованность в работе, чем люди старшего возраста, у которых выше, как правило, профессиональная ответственность.

Индивидуальная значимость работы и отношение к ней в большей степени зависят от характера профессиональной мотивации, то есть направленности на достижение успеха в конкретной деятельности, на обеспечение безопасности труда, на самоутверждение и самосовершенствование, на достижение определенного социального и профессионального статуса и т. д.

[253]. Трудности в реализации указанных мотивов (потребностей) и достижении соответствующих целей деятельности порождают угрозу невыполнения жизненных и профессиональных планов, чувство неудовлетворенности, тревоги и стресса.

Читайте также:  Морфинизм: что это, признаки, зависимость

Источник: https://nice-books.ru/books/nauchnye-i-nauchno-populjarnye-knigi/psihologija-lichnoe/223858-vyacheslav-bodrov-psihologicheskii-stress-razvitie-i.html

Как работают механизмы защиты от стресса?

Большинство психологов признают чрезвычайную важность психологических механизмов для преодоления стресса. Психологические механизмы включают те приемы, которыми мы подсознательно пользуемся, чтобы избавиться от ощущения тревоги.

Первым среди них специалисты называют подавление, поскольку именно оно лежит в основе большинства других психологических механизмов. Подавление — это процесс оттеснения различных воспоминаний, мыслей или чувств в сферу подсознания.

Приведу такой пример: иногда человек «забывает» прийти на прием к зубному врачу, потому что так боится этого визита, что не может справиться с волнением.

Следующий прием — это проекция. Именно ей мы пользуемся в тех случаях, когда хотим оправдать собственные недостатки, поступки или побуждения. Сам того не замечая, человек бессознательно начинает приписывать их и другим. Когда мы используем проекцию, то зачастую уличаем окружающих как раз в том дурном, что делаем или хотели бы сделать сами.

Еще один довольно обычный прием — это регрессия. Она проявляется в наших попытках вести себя так, как мы поступали в какие-то более ранние периоды нашей жизни. Например, безмолвный и безучастный человек, который находится в состоянии стресса, часто незаметно для себя принимает «позу эмбриона».

Существует и такой прием, как рационализация, суть которой всем нам хорошо известна.

Вспомните ситуацию, когда студент, не сдавший экзамен или зачет, начинает винить в этом злобного преподавателя, ограниченное количество времени, работу, друзей, одногруппников, кого и что угодно, но только не самого себя.

Как правило, этот прием используется для того, чтобы не потерять уважение окружающих, а также, чтобы не перестать уважать себя.

И, наконец, одним из самых конструктивных механизмов защиты от стресса психологи называют сублимацию — преобразование социально неприемлемых побуждений в приемлемое поведение. Например, вместо того чтобы проявлять агрессию к кому-то из окружающих, мы можем оттеснить их в различных формах соревнования — спортивного, политического, делового и т. д.

Преодоление стрессовой ситуации, которая может застать каждого из нас в любой момент времени, требует ее объективной оценки и разработки плана действий. Не пугайтесь, все довольно просто. Как и в случае возникновения любой жизненной проблемы, для ее решения существует 3 подхода: атака, уход и компромисс.

В случае атаки мы поворачиваемся лицом к проблеме, анализируем ее детально и определяем эффективный ход действий.

Например, мы замечаем, что зачастую стресс у нас вызывает какой-то определенный человек (коллега, родственник, сосед).

При очередной встрече с этой личностью мы выбираем момент, объясняемся с ним и просим его изменить поведение. Такой подход не всегда, но очень часто дает положительные результаты.

Если атака не срабатывает, можно попробовать вариант ухода или бегства. Конечно, это не самый лучший шаг, но тоже довольно эффективный.

Мы принимаем поражение, даже если на душе скребутся кошки, оставляем поле боя и вырабатываем новую модель поведения: не общаемся с этим человеком, меняем место работы, уезжаем и т. д.

При этом не стоит испытывать угрызения совести и думать, что так поступают только слабые и безвольные люди. Если не помогла атака, почему бы не попробовать красивый и достойный уход?

И, наконец, третий подход — это компромисс. Название говорит само за себя. Именно он бывает так необходим в общении со многими людьми, которые, к сожалению, не догадываются о его существовании, не хотят о нем вспоминать или попросту ничего не смыслят в его эффективности.

Некоторые наивно полагают, что, идя на компромисс, они приносят в жертву свою гордость. Такие люди глубоко ошибаются.

Неспособность идти на компромисс является признаком неуверенности в себе, а уважающие себя люди свободно и уверенно рассматривают любые альтернативы, в конце концов, выбор всегда за вами.

Как видите, друзья, на первый взгляд кажется, что все слишком запутанно и сложно. А стоит только однажды разобраться, и многие проблемы будут видны как на ладони: разложим все по полочкам, а там никакой стресс нам не страшен!

Душевной гармонии вам желаю, спокойствия и веры в свои силы!

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/15830/

Психологический стресс

Психологический стресс – это следствие сильного нервного перенапряжения, которое было вызвано каким-либо переживанием. Любые эмоции, как положительные, так и отрицательные, приводят к такой реакции организма, поскольку сопровождаются особыми физиологическими процессами, например, выбросом в кровь веществ, оказывающих влияние на работу внутренних органов.

Особенности психологического стресса

Психологический стресс отличается от биологического рядом особенностей, среди которых можно выделить следующие:

  • Запускается как реально действующими, так и вероятными событиями, наступления которых опасается субъект. Человек, в отличие от животных, способен реагировать не только на действующую в данный момент опасность, но также на ее угрозу, либо напоминание о ней;
  • Большое значение имеет оценка степени участия субъекта в воздействии на проблему с целью ее нейтрализации. При активной жизненной позиции или осознании того, что на стрессорный фактор можно повлиять, происходит возбуждение преимущественно симпатического отдела, а пассивность субъекта в сложившейся ситуации приводит к преобладанию парасимпатических реакций.

Еще одна особенность психологического стресса заключается в методике его измерения, которая направлена на оценку не косвенных показателей (стрессоры, проявления депрессии и тревожности, фрустрации), а напрямую описывает состояние человека, переживающего сложившуюся ситуацию. Это специальная шкала психологического стресса PSM-25, которая позволяет измерить стрессовые ощущения по эмоциональным, поведенческим и соматическим признакам.

Психологические механизмы стресса

Так как стресс – это адаптационная реакция, в ней принимают участие многие системы организма. Существует две группы стрессовых механизмов: физиологические (гуморальные и нервные) и психологические.

Подсознательные установки, возникающие в ответ на действие стрессора, относятся к психологическим механизмам стресса. Они защищают психику человека от разрушающего воздействия негативных факторов. К ним относятся:

  • Подавление. Это основной механизм, который лежит в основе многих других и представляет собой вытеснение чувств и воспоминаний в подсознание, в результате чего человек постепенно забывает о неприятной ситуации. Однако этот механизм не всегда полезен, например, он часто приводит к забыванию данных ранее обещаний;
  • Проекция. Когда человек недоволен собственными поступками или мыслями, он проецирует их на окружающих людей, приписывая им аналогичные действия. Иначе, это механизм самооправдания;
  • Регрессия. Это попытка субъекта уйти от реальности, когда он становится беспомощным, безучастным, не может сделать логичные выводы и принять какое-либо решение. Возможно, что поза эмбриона, характерная для человека в момент сильного переживания, объясняется именно этим психологическим механизмом стресса;
  • Рационализация. Это еще один способ самооправдания, который заключается в поиске виновника произошедшей ситуации. Рационализация приводит к неспособности человека анализировать ошибки и обвинению в своих бедах соседей, супруга, начальника или преподавателя;
  • Сублимация. Это наиболее благоприятная реакция на стресс, эффективная как на подсознательном уровне, так и в реальной жизни. Сублимация заключается в преобразовании неприемлемого поведения (например, агрессии) в рамки социально допустимого (бокс, профессиональные соревнования, спортивные игры).

Как видно, психологические механизмы стресса не всегда безобидны и иногда не позволяют правильно оценить ситуацию. Более того, они порой вредят отношениям с окружающими, тем самым усугубляя стрессовое воздействие проблемы на организм.

Психологические последствия стресса

Переживания и отрицательные эмоции, вызванные психологическим стрессом, очень опасны, так как приводят к образованию очагов застойного возбуждения в головном мозге, а это, в свою очередь, способствует развитию психосоматических, нервно-психических и других заболеваний.

К психологическим последствиям стресса относятся:

  • Тревога и беспокойство;
  • Ухудшение памяти;
  • Снижение внимания;
  • Чрезмерная эмоциональность по незначительным поводам;
  • Периоды депрессии;
  • Приступы гнева;
  • Вспыльчивость и раздражительность;
  • Постоянное ощущение неудовлетворенности;
  • Капризность;
  • Угнетенность и подавленность;
  • Субъективное ощущение перегруженности;
  • Утрата интереса и апатия.

В результате человек часто пытается искусственно компенсировать чувство внутренней неудовлетворенности: начинает употреблять наркотики и алкоголь, переедает, чаще курит, меняет свое сексуальное поведение, совершает необдуманные и импульсивные поступки, увлекается азартными играми и т. п.

Если у человека наблюдаются перечисленные психологические последствия стресса (хотя бы половина из них), необходимо внимательно проанализировать его состояние и текущую ситуацию, а в случае подтверждения диагноза немедленно приступить к лечению, используя существующие методы.

Снятие психологического стресса

При оценке по шкале психологического стресса важен интегральный (конечный) показатель психической напряженности, или ППН.

Если он составляет 100 – 154 балла, то говорят о среднем уровне стресса, когда же ППН больше 155 баллов – это высокий уровень. Он свидетельствует о психическом дискомфорте и состоянии дезадаптации.

В этом случае большое значение приобретает снятие психологического стресса и эмоционального напряжения.

Чтобы активизировать, а затем и выпустить эмоции, необходимо более глубокое дыхание: вдох должен сопровождаться медленным выдохом. При этом следует обращать внимание на ощущения, которые возникают в теле.

Быстро успокоиться помогает следующее упражнение: сделать медленный вдох через нос, затем задержать дыхание на 1-2 секунды и не спеша выдохнуть через рот. Лицо и тело при этом должны быть расслаблены. Можно встряхнуть руками и ногами, чтобы избавиться от излишнего напряжения.

В снятии психологического стресса и его профилактике неоценимую помощь оказывают друзья и близкие, позволяя человеку высказаться и выплеснуть накопившиеся эмоции наружу. Не менее эффективное и действенное средство борьбы с нервным напряжением – ведение личного дневника.

Очень хорошо снимает стресс любая двигательная активность: занятия спортом, домашние дела, пешие прогулки или утренние пробежки. Физические упражнения и ведение хозяйства отвлекают от негативной ситуации, направляя мысли в более приятное русло.

Еще один способ избавления от психологического стресса – это творчество, а также занятия музыкой, пением или танцами. Творчество позволяет отвлечься, музыка воздействует на эмоциональное состояние, танцы помогают сбросить лишнее напряжение, а пение – это средство самовыражения и естественный регулятор дыхания.

Попадая в стрессовые ситуации, необходимо выходить из них победителем, который преодолел еще одно препятствие на нелегком пути саморазвития.

Источник: https://www.neboleem.net/stati-o-zdorove/7409-psihologicheskij-stress.php

Ссылка на основную публикацию