Психология масс (эффект толпы)

Древнегреческий законодатель Солон Афинский отмечал, что «каждый отдельно взятый афинянин – хитрая лиса, но когда они собираются вместе, то становятся стадом баранов».

Возможно, это была первая запись в учебнике новой науки – психологии массового поведения.

Что изучает психология масс в XXI веке? Почему и как меняется поведение человека в толпе? Как распознавать манипуляции? Об этом и не только рассказываем в статье.

Что такое психология масс

Психология масс — область психологии, изучающая общественное сознание, особенности поведения и мышления большой группы людей, объединенных общими взглядами и общим эмоциональным состоянием, движимых общими интересами, а также выполняющих одинаковые действия в течение небольшого промежутка времени. В отличие от индивидуальной психологии конкретного человека, масса людей характеризуется психической общностью. Поэтому психология масс основана на противопоставлении индивида вне людской массы ему же, находящемуся внутри толпы.

Сам по себе человек существует, делает свой выбор, корректирует свое поведение сознательно. Но все меняется, когда он находится не один, а в толпе. Даже без психологического давления со стороны он воспринимает поведение других, заражается им, подчиняется и следует ему.

Индивидуальное сознание как бы растворяется, исчезает, становится частью коллективного бессознательного.

Вопрос о том, почему психика отдельного человека так резко реагирует на присутствие множества людей, остается открытым и принципиально важным для психологов, социологов, культурологов, философов, политологов, юристов, силовиков.

Начало научному изучению психологии толпы было положено после событий французской революции 1789 года. Столетие спустя, французский психолог Гюстав Лебон заинтересовался мотивами участников восстания.

С точки зрения ученого их поведение было иррациональным, чем и вызвало такой интерес. Позже у Лебона появились соратники и последователи – Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Владимир Бехтерев.

В психологии образовалось новое направление – «психология массового поведения», которое в 60-70 годы XX века переросло в «психологию коллективного поведения».

Психология масс изучает, что происходит с человеком в тот момент, когда он оказывается внутри толпы. Кроме этого психологи и социологи исследуют:

  • Как создается и меняется настроение, мышление, эмоциональный настрой толпы.
  • Мотивы, идеи, стереотипы толпы.
  • На что способна толпа и к чему она стремится.
  • Взаимодействие личности и массы.
  • Спонтанная агрессия, инциденты, беспорядки, связанные с массовым сознанием.
  • Культурно-этнические, национальные особенности поведения толпы.
  • Как образуется «духовное» единство массы – так называемая «душа толпы».

Пройти тест на самооценку

Психология толпы и коллектива: сходства и различия

Изначально под толпой подразумевают большое (или не очень) скопление людей, объединенных одним местом, общим интересом и эмоциональным состоянием. Но у толпы нет единой цели, которая требовала бы организации, дисциплины, согласованных действий.

Поэтому толпой называют любую массовку: от группы прохожих, которые остановились посмотреть выступление уличного фокусника, до агрессивной массы убегающих от быков на корриде.

В некоторых случаях массовое поведение может быть рациональным – например, собрание жителей города для решения волнующих вопросов.

Как любой социальный феномен толпу можно определить по разным основаниям:

  • По виду управления: стихийная, ведомая, организованная.
  • По виду организации: окказиональная (случайная, связанная с любопытством); конвенциональная (собранная на основе интереса); экспрессивная или экстатическая (собранная для выражения отношения к событию); действующая (отличается наличием активных действий).
  • По степени организованности: разнородная (уличная), однородная (секты, касты, классы).

Актуальными, но наиболее сложными для изучения считаются паническая и агрессивно-действующая толпа, которые приводят к массовым беспорядкам, стычкам.

Коллективное поведение отличается от массового. В коллектив объединяются во имя общей цели – устранения несправедливости (этнической, гендерной, социальной, религиозной) в обществе.

Причем участникам не обязательно регулярно встречаться.

Они могут действовать поодиночке (ходить с лекциями, собирать пожертвования) и время от времени собираться вместе (проводить митинги, подписывать петиции).

Психологи и антропологи описывают механизм формирования толпы эволюционной регрессией. При большом скоплении людей у большинства из них оживляются низшие слои самой древней части коры головного мозга. Достижения цивилизации блокируются, психика возвращается к ранней стадии эволюции, а сознание напоминает примитивное сознание первобытных предков.

Почему мы оказываемся в толпе

То, что нас тянет в толпу, тоже глубинная потребность – время от времени освободиться от груза социальной роли, ограничений, норм поведения.

Хочется отдохнуть, прокричаться на рок-концерте, поорать на стадионе или раствориться среди народа на ярмарке. Эти древние механизмы массового отдыха живучи и сегодня.

Они помогают снять напряжение, сбросить лишнюю агрессию, «оторваться» от обязанностей и побыть среди людей.

Но с другой стороны у толпы есть свои недостатки. Попадая внутрь большого скопления людей, человек будто плывет по реке с быстрым течением. Вроде бы мысли, тело, воля остаются, но проявить их нет возможности.

Находясь внутри людского потока, индивид:

  • «Забывает» о культурных, этических или моральных нормах, перестает анализировать свое поведение.
  • Совершает поступки, которых бы никогда не совершил «в здравом уме»: идет на жестокость, совершает убийства.
  • Подчиняется общей одинаковости и даже перестает сопротивляться.
  • Теряет свободу действий и чувство ответственности.
  • Моментально «впитывает» чужие эмоции, которые преобладают над разумом, заставляют действовать импульсивно.
  • Перестает общаться на вербальном уровне с отдельными людьми.
  • Подражает общим движениям лидера или большинства из толпы.

Зигмунд Фрейд описывал два феномена характеристики толпы, которые объясняют подобное поведение.

Это «заражаемость», которую причисляют к гипнозу, и «внушаемость», когда большинство реагирует не на аргументацию, а на лозунги, отдельные символы. Сила толпы не в единодушии, а в «эффекте лавины».

Как только удается повлиять на часть людей, остальные начинают кричать, размахивать лозунгами или двигаться чисто по инерции. Этим пользуются умелые манипуляторы.

Пройти тест на уверенность в себе

Как защититься от манипуляций

Индивид перестает контролировать свое поведение, как только попадает в толпу и снова становится собой, как только из нее выходит. Полноценно реализовать свой потенциал, раскрыть талант, приносить пользу можно только в индивидуальной деятельности. Но здесь есть проблема: один в поле не воин. Выход один – не поддаваться манипуляциям со стороны.

Предупрежден, значит, вооружен. Вот 9 популярных психологических приемов, которые незаметно, но верно влияют на людей.

1. Пресуппозиция

Это одна из самых используемых НЛП-моделей, позволяющая речью создать «реальность, в которой существуют только нужные варианты поведения». Пресупппозиция помогает аккуратно внушить человеку, что что-то обязательно произойдет.

Например, политик агитирует избирателей: «Когда я буду президентом, я сделаю…». И даже не обсуждает вариант, что этого не случится.

2. Лесть

Простой, но действенный прием «ниже пояса», которым манипулятор пытается привести другого в хорошее настроение и использовать в своих интересах. Здесь идет работа над самооценкой оппонента: комплименты, поощрение, слова благодарности.

Например, руководитель убеждает сотрудников выйти на работу в выходной: «Я знаю, что вы ответственные работники, поэтому сможете потратить свой выходной и сделать срочную работу».

3. Превдовыбор

Работает по принципу: из двух зол выбираем меньшее. С одной стороны здесь нет запретов и есть право выбора. Но с другой – нет других вариантов ответа, кроме предложенных.

Например, в рекламе нам предлагают: «Выбираете Фанту или Спрайт (бургер или чизбургер)?». Хотя обе марки принадлежат одной компании-производителю.

4. Воодушевление

Воодушевление помогает работать без усталости, совершать открытия, верить в свои сверхспособности. Так что когда манипуляторы хотят сагитировать кого-то на подвиг, они организуют ему воодушевление.

Например, командир перед боем говорит солдатам: «То, что вы делаете – нужно! У вас все получится! Все ради мира на земле!»

5. Эмоциональная атака

Игра на эмоциях – простой способ добиться нужных действий от сотрудников, родственников, друзей. Это многократное повторение одних и тех же требований, смена интонации, попытка раскрутить на чувство вины.

Например, учитель стыдит класс: «Я к вам относился как к взрослым людям, а вы меня подвели. Вы знаете, как меня отругал директор из-за вас?».

6. Социальное доказательство

Так называемый стадный инстинкт помнят большинство жителей Советского Союза, которые становились в очередь только потому, что она была символом дефицита. «Если все берут, значит, хорошая вещь» думает человек, который не хочет или не успевает разобраться в ситуации.

Например, когда люди хотят выбрать из большого количества моделей гаджетов, они ориентируются на рейтинги и отзывы. И даже не задумываются, что отзывы пишут «свои» сотрудники из компании-производителя.

7. Принцип взаимного обмена

Правило гласит: человеку нужно ответить добром на добро. А поскольку любые обязательства угнетают, хочется избавиться от них как можно быстрее. Этим пользуются умелые манипуляторы – оказывают мелкую услугу и ждут ответного расположения.

Например, религиозные сектанты раздают на улице бесплатную литературу, а взамен просят послушать их наставления.

8. Мотивация страхом

Страх – мощная человеческая эмоция и безотказный мотиватор. Следовательно, чтобы заставит человека сделать что-то, нужно его как следует напугать «наперед»: рассказать о будущей поломке автомобиля или предупредить о статье за воровство.

Например, на запугивании людей построена работа страховых компаний – чем больше устрашающих примеров приводится, тем чаще покупаются страховые полисы.

9. Невербальная коммуникация

В толпе невербальные знаки (жесты, мимика, движения) улавливаются и передаются гораздо быстрее, чем слова. Поэтому манипуляторы добавляют эмоций и красок осанкой, интонацией, дружескими жестами, смехом.

Например, мировые диктаторы убеждали людей до того, как начинали говорить: становились выше своих слушателей, чтобы смотреть на них сверху вниз. Свои выступления дополняли размашистыми движениями, активным перемещением по залу – чтобы занимать как можно больше места и еще больше подтвердить свою значимость.

Психология масс чаще ассоциируется с манипуляцией, диктатурой, управлением сознанием.

Но есть у этой области психологии положительные стороны – это организация фестивалей, карнавалов, праздничных шествий, которые помогают окунуться в толпу, отдохнуть от бремени ограничений и обязанностей.

Другое дело, что такие массовые мероприятия должны быть тщательно организованы. Иначе можно разрушить что-то нужное. Бастилию, например.

Пройти тест: Шкала самоуважения

Источник: https://WikiGrowth.ru/psyhologiya/psihologiya-mass/

Психология толпы, виды толп. Как управлять толпой

Мы рождаемся и живем в социуме. Мы стремимся к себе подобным и нуждаемся в общении с другими людьми так же, как нуждаемся в еде, свежем воздухе, крыше над головой.

С момента появления на свет мы находимся в окружении людей и являемся частью различных групп. Но есть такой вид сообществ, в которых человек теряет самого себя и превращается из разумного, мыслящего индивида в часть стихии.

Эта общность – толпа. Самая неорганизованная, стихийная и опасная социальная группа.

Толпа с точки зрения психологии

Вероятнее всего, толпа – это древнейший вид совокупности людей, и ближайшими к ней аналогиями будут стадо и стая.

Массовые выступления людей, носящие стихийный и часто разрушительный характер, не редкость в истории цивилизации. «Распни его!» — кричала толпа на Голгофе.

«Жги ведьм!» — бесновались фанатики вокруг костров инквизиции. «Да, здравствует император!» — восторженно орали люди, приветствуя нового жестокого правителя и тирана.

Это вполне обычные явления, они есть и сейчас, только внешний антураж поменялся, а суть осталась все та же.

Еще в древнейшие времена были разработаны методы управления этой необузданной стихией, и они успешно использовались политическими и религиозными деятелями.

Но изучение толпы как специфического социально-психологического феномена началось в XIX веке, когда человечество в своем развитии дошло до осознания опасности этого явления.

Книга «Психология масс» французского социолога и психолога Густава Лебона  не только заложила основу исследования стихийных человеческих сообществ, но и стала началом такой отрасли психологической науки, как социальная психология.

Психологические особенности толпы

Толпа относится к стихийным большим группам. В отличие от двух других видов таких групп – массы и публики – толпа основана на эмоциях. У людей, оказавшихся частью этой общности, нет осознаваемых общих целей, но есть то, что притягивает их внимание: информация, зрелище, враг, опасность, объект поклонения.

Высокий уровень эмоциональности и экзальтированности, характерный для толпы, приводит к двум важнейшим эффектам.

Феномен психического заражения

Этот древний психический механизм характерен для всех социальных животных и даже птиц. Вы видели когда-нибудь, как мгновенно и без видимой причины взлетает стайка воробьев? Это сработал эффект психического заражения.

В животном мире и в древнейших сообществах предков человека психическое заражение выполняло очень важную функцию: объединение и совместные действия особей помогали спастись от внезапной опасности. В примитивных социумах, как правило, коллективный разум сильнее и эффективнее индивидуального. Проявление этого феномена можно выразить фразой: «Все побежали, и я побежал».

Казалось бы, человек давно уже обрел самостоятельность и способность мыслить и принимать решения вне зависимости от социума. Но в толпе под влиянием эмоций он эту способность утрачивает.

Человек «заражается» чужими чувствами и передает их окружающим, тем самым усиливая общую экзальтированность. И чем сильнее бушует ураган эмоций (страха, ненависти, восторга), тем сложнее не попасть под их влияние.

Читайте также:  Пищевая зависимость: как победить, лечение, признаки

Думаю, все видели, как неистовствуют футбольные болельщики на трибунах, как беснуются фанаты музыкальных групп, как с ненавистью выкрикивают лозунги люди на митинге или акции протеста.

Их поведение кажется странным, нелепым, пугающим, если наблюдать за толпой с приличного расстояния или на экране телевизора. Но оказавшись в самой толпе, человек быстро подпадает под влияние ее эмоций и особого настроя. Люди заражаются не только чувствами, но и энергией массы, они ощущают переполняющую их силу и вседозволенность и готовы смести всех врагов или отдать жизнь за своих кумиров.

Любой человек в толпе становится смелее, агрессивнее и безрассуднее, он может совершать поступки, на которые никогда бы не решился вне толпы, нарушать усвоенные с детства нормы и запреты. Я видела, как молодые девчонки-фанатки срывали лифчики и бросали их своим кумирам, выступающим на сцене. Как рвали на клочки футболку одного из певцов. Разве они способны на такое вне толпы?

Еще страшнее заражение ненавистью, когда люди готовы растерзать любого, кто покажется им врагом (или на кого укажет лидер), и такие случаи неоднократно описывались. А в состоянии панического страха толпа сметает все на своем пути и может затоптать даже детей и стариков.

Утрата рационального контроля

Этот второй эффект связан с первым. Мощный всплеск эмоций, который поддерживается и подпитывается толпой, вызывает блокаду рационального уровня сознания. Человек перестает контролировать свое поведение и управлять им.

Наступает то, что психологи называют измененным состоянием сознания или помутнением сознания. Люди в прямом смысле слова утрачивают разум, становятся частью стихийного организма, который управляется коллективными эмоциями.

Отчасти это психическое явление напоминает состояние аффекта, которое человек переживает при сильном и внезапном эмоциональном потрясении. Но в этом случае он, как правило, спасает свою жизнь или жизнь своих близких. А вот эмоциональный всплеск, порождаемый толпой, не только бессмысленный, но и очень опасный. Ведь «крышу сносит» не у одного человека, а у нескольких сотен.

Как образуется толпа

Толпа считается стихийной группой, но всегда есть причина для ее образования, а нередко и люди, которые намеренно собирают, «заводят», провоцируют толпу. Зачинщики обычно рассчитывают использовать энергию этой стихии в своих целях. Иногда это получается, но далеко не всегда. Толпу несложно создать и разогреть, а вот управлять этой стихией очень непросто.

Из кого состоит толпа

Эта стихийная группа состоит из нескольких «слоев» людей, которые отличаются своими психологическими особенностями.

  • Зачинщики — ядро толпы, их действия часто сознательны и целенаправленны.
  • Следующий «слой» — наиболее внушаемые люди, которые быстро «заводятся» и не замечают, как утрачивают контроль над своим поведением, подчиняясь транслируемому зачинщиками настроению. «Внушаемые» обычно эмоциональные, а нередко и экзальтированные люди, они-то и создают ту эмоциональную атмосферу, которая охватывает всех, кто оказывается в толпе.
  • Случайные и просто любопытствующие люди. Первоначально они относятся нейтрально и даже негативно к настроениям толпы, но не замечают, как подпадают под влияние феномена психического заражения.
  • «Хулиганы» — это наиболее опасная часть толпы. К ним относятся асоциальные, агрессивные личности, которые примыкают к толпе ради «развлечения», желания безнаказанно подраться, погромить, удовлетворить свои садистские наклонности. Именно их действия и эмоции чаще всего и превращают просто эмоциональную массу людей в озверевшую толпу.

Не всегда в толпе есть четко выраженные зачинщики.

Иногда роль объединяющего фактора выполняет какое-то событие, вызывающее всплеск эмоций: выступление популярных певцов, проигрыш (выигрыш) своей команды на спортивных соревнованиях, стихийное бедствие или техногенная катастрофа. В этом случае в роли ядра толпы выступают чрезмерно эмоциональные люди с неуравновешенной психикой, которые не умеют сдерживать свои эмоции и заводят остальных.

Стадии возникновения толпы

Если толпа стихийна, а люди в ней не связаны друг с другом, то возникновение ее всегда имеет причину. Это может быть какое-то событие или сознательная цель группы людей, но в основе формирования толпы всегда то, что привлекает внимание человеческой массы. Сам процесс возникновения и развития толпы тоже подчиняется четким психологическим законам и проходит определенные стадии.

  1. Образование ядра. Эта стадия может проходить в двух формах: сознательной (ядро составляют те, кто целенаправленно собрал толпу) и стихийной (в качестве ядра выступают эмоционально неуравновешенные люди).
  2. Информационный этап, который в психологии называют кружением. Примкнувшие к толпе люди из любопытства или под влиянием «чувства стадности» начинают быстро поглощать информацию, подпитываясь чувствами, и одновременно передавать ее окружающим. Информация в толпе всегда насыщена эмоциями, поэтому происходит рост возбуждения и готовность к действиям.
  3. Скачок внимания. Этот этап характеризуется осознанием объекта общего внимания и часто его изменением. То есть внимание людей оказывается перенаправлено. В случае сознательных действий группы людей в центр внимания попадает то, что им выгодно, например, общий враг.
  4. Активизация толпы. Рост эмоциональности и возбуждения требуют своего выхода, и наступает момент, когда толпа просто не может сдерживаться и начинает активные действия, нередко носящие крайне агрессивный и даже дикий характер. Если зачинщики вовремя не организуют активность толпы, то эта стихия станет неуправляемой и для них в том числе.

Не всегда эти 4 этапа четко выражены. Толпа может образоваться и вспыхнуть как копна сухого сена, особенно если люди были возбуждены какими-то событиями и до момента консолидации или им угрожает опасность.

Виды толп

Попытки сделать всеобъемлющую классификацию толп предпринимались неоднократно начиная с труда Лебона. Но до сих пор такой классификации не существует. Дело в том, что одна и та же толпа содержит в себе множество разных признаков и характеристик. Может быть одновременно:

  • агрессивной и спасающейся;
  • конвенциальной (объединенной общим интересом) и экспрессивной.

Поэтому существует несколько вариантов классификации по разным основаниям.

По степени активности

Выделяют 2 вида толп по этому признаку: пассивные и активные.

  • Пассивные толпы отличаются низким уровнем эмоциональности и возбуждения. Из всех психологических признаков этому виду присуща только массовость, и в полном смысле слова подобные собрания людей толпами не являются. К ним относят, например, людей, осматривающих достопримечательности, встречающих, провожающих и ждущих поезд на вокзале, транспортные толпы в метро и т. д. Но в случае какого-то эмоционального события эти толпы быстро перестают быть пассивными.
  • Активная толпа находится в состоянии эмоционального возбуждения, поэтому в ней формируется готовность к совместным действиям.

По характеру эмоциональности

Толпа всегда переполнена эмоциями, но они носят разный характер, что влияет на особенности действий этой стихийной группы:

  • Восторженная или экстатическая толпа объединяет людей на основе положительных эмоций, которые вызваны общим зрелищем (концерт, фестиваль) или общим действом (религиозные обряды и культы, карнавалы и т. д.).
  • Паническая толпа возникает под влиянием сильного чувства страха, который перерастает в панику. Это эмоциональное состояние приводит к быстрой утрате рационального контроля. Управлять панической толпой практически невозможно.
  • Агрессивная толпа отличается высокой степенью психического напряжения и негативными эмоциями: ненавистью, отчаянием, фрустрацией. Возникновение агрессии всегда связано с каким-то стимулом, например, слухом, информационным вбросом, то есть явлением, вызывающим всеобщее негодование.

По степени стихийности

Хоть толпа и относится к стихийным большим группам, степень этой стихийности может быть разной.

  • Организованная толпа. Этот вид описал еще Г. Лебон на примере массовых выступлений рабочих на митингах и забастовках. Его отличает целенаправленная организация и элементы управления, а нередко даже четкий план действий. Составляют его зачинщики и подключают к реализации своих сторонников из числа толпы.
  • Ведомая толпа. Чаще образуется стихийно, но благодаря человеку или группе людей с лидерскими способностями принимает признаки организованной.

Есть и другие основания, по которым можно проводить классификацию толп, но эти самые основные и общепринятые.

Как управлять толпой

Политики, религиозные деятели и просто амбициозные люди нередко стремятся использовать толпу в своих целях. Надо признать, что несмотря на явную аморальность такого желания, наличие у толпы лидера несколько снижает ее опасность.

Управлять этой стихией одновременно и просто, и сложно:

  • С одной стороны, толпа чем-то похожа на стадо и всегда готова идти за вожаком.
  • С другой стороны, этот вожак должен выделяться из толпы, привлечь к себе внимание людей, обладать яркой харизмой. А это на фоне бушующих эмоций сделать совсем непросто.

Политтехнологи и социальные психологи знают несколько способов привлечения внимания в толпе:

  • Демонстрация силы и власти. Потеряв себя в толпе, люди инстинктивно ищут сильного вождя, вожака — того, кто может противопоставить себя массе, поведет за собой. Учитывая примитивный характер сообщества, для этого иногда бывает достаточно стать выше толпы, ярче, громче, то есть заметнее.
  • Экспрессивность выступления. Насыщенное эмоциями и громкое обращение к толпе тоже способно привлечь внимание, поэтому вожаки используют разные приемы усиления звука (в настоящее время технические).
  • «Заводной» характер выступления. Толпа, насыщенная эмоциями, не готова слушать пространные выступления и оценивать объективные аргументы. На стихийную массу действуют короткие, повторяющиеся лозунги, не столько несущие информацию, сколько формирующие эмоциональный фон. С помощью этих лозунгов толпу сначала настраивают определенным образом, а потом программируют на конкретные действия.

Сложнее взять управление толпой человеку «со стороны». Как уже было сказано, люди в толпе теряют свою индивидуальность, утрачивают контроль над собой, и чтобы этого не случилось, индивид должен обладать огромной силой воли и способностью противостоять внушению и эмоциональному давлению.

Подчинить себе толпу можно опять же через привлечение внимания. Способы могут быть разные, вплоть до выстрелов в воздух, на которые люди непроизвольно оборачиваются. Увы, но бывает, зачинщики стреляют и не в воздух, если им не удается раскачать слишком пассивную толпу. А пролитая кровь резко повышает уровень агрессивности людей.

Феномен толпы изучается давно, но в настоящее время социальные психологи признаются в своей недостаточной компетенции. По сути, общество, как и в эпоху Средневековья, и в XXI веке не знает надежных средств управления толпой. И дело здесь не только в малой изученности предмета, но и в процессе эволюции массовых выступлений.

Источник: https://psychologist.tips/1332-psihologiya-tolpy-vidy-tolp-kak-upravlyat-tolpoj.html

Психология масс — Психологос

​​​​​​​Психология масс (психология толпы) — особенности поведения и мышления большой группы людей, имеющих общность взглядов и чувств. Психологию масс конкретизирует в целой системе идей, среди которых особенно существенны следующие:

  1. Психологически толпа — это не скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психической общностью.
  2. Индивид существует сознательно, а масса, толпа — неосознанно, поскольку сознание индивидуально, а бессознательное — коллективно.
  3. Толпы консервативны, несмотря на их революционный образ действий. Они кончают реставрацией того, что вначале низвергали, ибо для них, как и для всех находящихся в состоянии гипноза, прошлое гораздо более значимо, чем настоящее.
  4. Массы, толпы нуждаются в поддержке вождя, который их пленяет своим гипнотизирующим авторитетом, а не доводами рассудка и не подчинением силе. Пропаганда (или коммуникация) имеют иррациональную основу. Благодаря этому преодолеваются препятствия, стоящие на пути к действию. Поскольку в большинстве случаев наши действия являются следствием убеждений, то критический ум, отсутствие убежденности и страсти мешают действиям. Такие помехи можно устранить с помощью гипнотического, пропагандистского внушения, а потому пропаганда, адресованная массам, должна использовать энергичный и образный язык аллегорий с простыми и повелительными формулировками.
  5. В целях управления массами (партией, классом, нацией и т. п.) политика должна опираться на какую-то высшую идею (революции, Родины и т. п.), которую внедряют и взращивают в сознании людей. В результате такого внушения она превращается в коллективные образы и действия.

Эти идеи они выражают определенные представления о человеческой природе — скрытые, пока мы в одиночестве, и заявляющие о себе, когда мы собираемся вместе.

Иначе говоря, фундаментальный факт состоит в следующем: «Взятый в отдельности, каждый из нас в конечном счете разумен; взятые же вместе, в толпе, во время политического митинга, даже в кругу друзей, мы все готовы на самые последние сумасбродства».

Более того, толпа, масса понимается как социальное животное, сорвавшееся с цепи, как неукротимая и слепая сила, которая в состоянии преодолеть любые препятствия, сдвинуть горы или уничтожить творения столетий.

В толпе стираются различия между людьми, и люди выплескивают в нередко жестоких действиях свои страсти и грезы — от низменных до героических и романтических, от исступленного восторга до мученичества. Такие массы играют особенно большую роль именно в XX столетии (в результате индустриализации, урбанизации и т. д.).

Психология масс (толп) основана прежде всего на резком противопоставлении индивида вне толпы ему же, находящемуся в составе толпы. Лишь во втором случае существует коллективность (коллективная душа, по терминологии Лебона) или даже социальность.

Читайте также:  Температура от стресса: может ли от нервов подняться

В своей «Психологии толпы» Лебон писал: «Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы». Последняя почти исключительно управляется бессознательным, то есть, согласно Лебону, ее действия подчиняются влиянию скорее спинного, чем головного мозга.

В психологии масс толпа понимается очень широко. Это не только стихийное, неорганизованное скопление людей, но и структурированное, в той или иной степени организованное объединение индивидов. Лебон предложил следующую классификацию толп, исходной точкой которой служит «простое скопище» людей:

Толпа разнородная:

  • а) анонимная (уличная и др.);
  • б) неанонимная (суд присяжных, парламентские собрания и т. п.).

Толпа однородная:

  • а) секты (политические, религиозные и др.);
  • б) касты (военные, рабочие, духовенство и т. д.);
  • в) классы (буржуазия, крестьянство и т. д.).

Согласно Тарду, помимо толп анархических, аморфных, естественных и т. д., существуют еще толпы организованные, дисциплинированные, искусственные (например, политические партии, государственные структуры, организации типа церкви, армии и т. п.).

Анализируя эти и другие «превращенные» формы толпы, Московичи вслед за Тардом особо отмечает еще одну и, может быть, наиболее существенную трансформацию толпы… в публику. Если изначально толпа есть скопление людей в одном замкнутом пространстве в одно и то же время, то публика — это рассеянная толпа.

Благодаря средствам массовой коммуникации нет необходимости организовывать собрания людей, которые бы информировали друг друга. Эти средства проникают в каждый дом и превращают каждого человека в члена новой массы. Миллионы таких людей составляют часть толпы нового типа.

Оставаясь каждый у себя дома, читатели газет, радиослушатели, телезрители, пользователи электронных сетей существуют все вместе как специфическая общность людей, как особая разновидность толпы.

Литература

  • У. Мак-Дугалл. «Социальной психологии» (признается многими первым социально-психологическим трудом);
  • Гюстав Лебон. «Психология толпы» (1895; в 1898 г. переведена на русский язык под названием «Психология народов и масс»);
  • Габриэль Тард. Его работы посвящены психологии общественных отношений;
  • В. Райх. «Психология масс и фашизм» (1933; русск. пер. — 1997);
  • С. Московичи. «Век толп» (1981; русск. пер. — 1996);
  • З. Фрейд. «Психология масс и анализ человеческого Я».

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/psihologiya-mass

Психология толпы

Психология поведения толпы была вынесена в отдельную отрасль, поскольку в подобном бесструктурном обществе каждый индивидуум имеет схожие эмоциональные реакции, проявляющиеся у остальных участников. Именно на основании данных механизмов рождается возможность растворения индивидуальности, а законы массы всегда превалируют над внутренними устремлениями человека (так, интеллигентные люди в толпе позволяют себе низкое поведение, а способные к критике перестают адекватно оценивать мир и т.д.).

Изучал психологию толпы Лебон, ставящий основой своей теории то, что механизм эмоционального заражения (передачи определённого вида эмоций, состояний, мыслей) среди массы людей происходит подобно эпидемиологическому распространению вируса.

Соответственно, чем больше людей будет вовлечено во взаимодействие, тем сильнее влияние и быстрее распространение эмоционального аффекта.

Учёный объяснял подобный эффект психологии толпы тем, что рассеивается личная ответственность и в чувстве полной анонимности люди способны на проявление того, что ранее бы корректировали в своём поведении.

Понятие психология толпы подразумевает людей объединённых не общей целью, а только эмоциональным состоянием. Это всегда отсутствие структуры, иначе речь о коллективе или организованной группе, имеющей общую цель и систему реагирования в соответствии с ролями.

Объединяет толпу всегда только эмоциональное сходство, поэтому такие скопления могут появляться в местах культурного интереса или идейных собраниях (концерты, митинги, катастрофические происшествия и пр.).

Захваченность общими чувствами уже не даёт человеку возможность реагировать иначе, а приоритет желаний большинства закреплён генетически.

Поскольку только вместе лучше охотиться или добиваться целей, а тот, кто шёл против всеобщего настроя, рисковал остаться изгоем и погибнуть без поддержки стаи.

Именно поэтому сейчас многие испытывают неуютные чувства страха и тревоги, когда выражают сопротивление большинству – такое поведение закреплено, как грозящее смертью.

Виды толпы

Психология управления толпой строится на понимании различных видов толпы и ведущих механизмов влияния на неё. Различные скопления людей могут отличаться активностью самих участников, т.е. это либо непосредственные деятельные участвующие в событиях, либо публика, наблюдающая происходящее.

Активные участники всегда больше вовлечены, легче поддаются внешнему влиянию и управлению, те же, кто просто пришёл посмотреть, менее активны и сохраняют больше индивидуальности. Группа поддержки на концерте всегда способна быстрее включиться в драку за отстаивание имени любимца, чем сидящие в зале.

В зависимости от активности меняется и управляемость толпой, в соответствии, с чем выделяют ещё несколько видов. Абсолютно неуправляемое собрание людей возникает стихийно, оно не имеет ни цели, ни лидера, ни механизмов организации. По силе разрушительных последствий это наиболее страшный вид толпы, поскольку отсутствуют любые механизмы воздействия.

Ещё более управляемая толпа – это организованная, имеющая не только выраженного лидера, способного менять её настроение и направленность, но также общие цели и заранее оговоренные места сбора и продолжительности запланированных действий. Это хорошо организованное движение, отличающееся максимальной эффективностью в своих действиях и достигающее любых целей благодаря чёткой внутренней структуре и общим интересам.

По эмоциональному наполнению толпа отличается и меняется так же, как эмоциональная и настроенческая сфера индивидуума. Это может быть агрессивная группа лиц, бунтующая в отношении не устраивающих порядков, это может быть скопление людей, парализованное страхом или паникой вследствие случившихся катастроф.

Эйфорическое скопление людей происходит на концертах или мирных митингах, где основными движущими силами являются эмоции наслаждения и радости.

Часто эйфория соприкасается с экспрессией, где главное беспрепятственное и яркое выражение чувств.

Экспрессия объединяет людей в группу по общему отношению к кому-то событию, а конвенциональная толпа сплачивается на основе общего когнитивного интереса.

Ещё один момент отличия видов толпы это ее гомогенность. Разнородная толпа чаще всего рождается там, где собрания происходят стихийно, она же обычно и анонимна – там никто никого не знает и все личности стёрты воедино.

Там где люди собираются намеренно чаще всего собрание персонифицировано, известны личности, имена, регалии или хотя бы более крупное сообщество, представляемое участниками. Варианты если собрания, объединённые интересами или идеями, подразумевают большую однородность.

Есть и искусственное разделение людей на классы и секты, возраста и уровень достатка – это всё пришло из научного мира и представлено толпой только по предварительной договорённости о встрече или совместной акции (церковная служба, митинг, празднование, пр.).

Психологические свойства толпы

Психология массы толпы построена большей частью на неосознаваемых процессах, возникающих вследствие возбуждения тех или иных мозговых центров под влиянием изменений важных ценностных категорий.

Масштабные бунты начинаются, когда для многих людей были задеты моменты возможности заработка, организация для реконструкции чего-то появляется после разрушения важных памятников или строений – всегда социум объединялся для того, чтобы совместными усилиями справиться с тем, что одному человеку преодолеть будет не под силу.

Особым свойством обладает коммуникация в толпе, через которую осуществляется подготовительное влияние. Никто не поддаётся внешнему воздействию тех, кто не транслирует близкие ему идеи, не идёт за противоположным мнением.

Чтобы включиться в картинку мира другого человека сознательно или случайно используются совершенно иные коммуникационные механизмы, чем непосредственный разговор, что характерно для диалога. Большую роль играют массовые коммуникации, охватывающие большую аудиторию – газеты, интернет, телевидение и прочие СМИ.

Это официально признанные каналы взаимодействия больших масс людей, к неофициальным относят сплетни и слухи, а также любые источники, где большую роль играет субъективное мнение человека, а не фактическое событие.

Основное свойство толпы в том, что в сознание попадает информация и мнение, схожее с винегретом – там и слухи, и последние новости и теории художественных фильмов.

Стадный инстинкт, служащий для того, чтобы весь вид выжил, является ключевым – он необходим в экстремальных ситуациях войны, голода, обороны, но также включается и при других общих целях.

Из-за инстинктивности поведения сужается вариативность реакций человека, и он экономит время на всём, действуя более интуитивно.

Сдержать или перенаправить действия толпы можно только командой, причём авторитет лидера должен быть абсолютен.

Находясь в большой группе, человек мыслит в основном образами, его воображение работает сильнее, чем в одиночестве или в диалоге. Не возникают моменты обдумывания или критики, образы, навязываемые извне, воспринимаются как реальные, при этом они категорически просты.

Чем больше численность толпы, тем более простые тезисы и образы доступны пониманию, анализ сложных или ступенчатых понятий просто не доступен.

Главным в таких образах всегда выбирается не правда и объективность, а желаемость, в итоге те, кто хочет вкусных абрикос пойдет за тем, кто скажет, что они в десяти метрах, не задумываясь о несоответствии климата и том, что сами видят на этом расстоянии лишь пустоту.

Толпа категорична и консервативна, там отсутствуют сомнения относительно истины, нет терпения и толерантности к другим точкам зрения, зато есть упорство и силовое давление.

Новые альтернативные идеи могут быть восприняты, только если харизматично будут сказаны прежним лидером, в остальных же вариантах большинство будет стремиться сохранить прежний общественный порядок, как символ безопасности.

Отсюда и повышенная внушаемость толпы, поскольку люди в ней не различают полутонов – они либо принимают идею полностью (а значит туда можно вложить дополнительные необходимые моменты) или категорически отвергают.

Этапы формирования толпы

Возникновение даже случайной и негомогенной толпы никогда не бывает без социальной обусловленности и происходит по стадиям. У каждой массы людей есть ядро, держащее их всех вместе – это могут специально назначенные или неформальные лидеры, эмоционально значимые люди или те, кто лучше всего ориентируется в ситуации.

Изначальное ядро может возникать на основании логических побуждений, так при несчастных случаях люди собираются вместе, чтобы оказать помощь, при этом есть пострадавшие и те, кто имеет медицинские навыки или может помочь организовать передвижение в больницу. Потом к этим людям добавляются неравнодушные, способные поучаствовать или ищущие защиты.

Именно с момента присоединения других лиц толпа начинает входить в циркулярное движение.

Когда толпу начинает кружить происходит этап нарастания эмоций, возрастания аффекта, окружающий социум начинает делиться на полярные кланы.

В этом процессе всегда есть свои, чьё мнение попадает в психику других без всякой критики, вследствие чего склонность к совершению неконтролируемых, спонтанных, опасных действий возрастает в разы.

Тут происходит исчезновение личностной ответственности, растворение своей личности и приобретение анонимности.

После того, как была сформирована большая общность, имеющая сплочённые интересы, на основании разных высказываемых мнений формируется новый общий объект сплочения.

Если сначала это было стихийное бедствие, то совместное обсуждение может родить поиск или обвинение конкретных людей или структур в произошедшем.

Внимание смещается, зато появляется совершенно новая и абсолютно общая цель, родившаяся умами участников в процессе взаимодействия. На этом этапе люди максимально сплочены и тогда возникает необходимость нового формирования ядра.

Появляются активисты, лидеры, зачинщики или провокаторы, руководящие толпой. Они могут, находясь в ней смещать эмоциональные акценты, через что руководить поступками людей.

Не обязательно понимать, как руководить обществом и стремится к реформации во что-то хорошее.

Это могут быть незрелые личности, имеющие пограничное расстройство, психопаты и манипуляторы, дети и экстремисты – главное уметь эмоционально раскачать толпу, цель в данном контексте вторична.

Психология поведения человека в толпе

Есть характерные определённые особенности и для человека находящегося под влиянием массового сознания. Каждая личность ведёт себя по-разному, находясь в одиночестве, общаясь на межличностном уровне или являясь частью толпы. Эти изменения обусловлены механизмами адаптационного выживания психики и закреплены значительно сильнее, требуя большего времени для коррекции.

На уровне биологических реакций человеку свойственно испытывать возбуждение, как психомоторное, так и агрессивное, половое и прочее. Проявляться может в бессмысленных движениях, цель которых только в снижении уровня адреналина, высокой физической активности, при этом снижении контроля над своими действиями и координацией.

Так на стадионе фанатам свойственно повторять стереотипные, но бессмысленные движения, можно заметить, как тысячи людей раскачиваются в такт и поднимают руки – это транс, где нет места сознанию, а только неосознаваемым процессам, первичным реакциям.

Для людей с заболеванием эпилептического спектра и неврозами подобное трансовое состояние присутствия в толпе может закончиться приступом. Для других характерно возникновение различных галлюцинаций, причём нередки случаи одинакового характера обманных ощущений.

Собравшись потом вдвоём, люди могут прийти к выводу, что они были под воздействием гипноза, что отчасти является правдой – пребывание в толпе схоже с гипнотическим состоянием, где нет критики, а есть эмоции и послушание.

Читайте также:  Боязнь спать(сна) - гипнофобия: страх не уснуть, причины, как лечить

Человек, анализируя своё поведение после, может заметить, что тогда требовались простые решения, односложные указания – так происходит за счёт снижения критичности, объёма внимания и способности различать различные уровни, оттенки и думать о нескольких вариантах последствий в ситуации. Спускаясь на базовые инстинкты, психика каждого конкретного человек откатывается назад, упрощается, становится инфантильной и требует чёткости указаний и однозначности выводов.

Самоконтроль человека падает, поскольку большая часть ответственности передаётся или лидерам или распределяется между всеми участниками.

Вместе с ответственностью постепенно растворяется индивидуальность человека, и даже если час назад он был категорически не согласен с основными идеями толпы, то после пребывания там, будет отчаянно доказывать эти мнения, как свои.

Тут действует эффект ассоциации – восприятия всех участников едиными с собой, именно поэтому срабатывают механизмы, схожие с защитой собственной семьи, где тот, кто трогает своего приравнивается к врагам.

Источник: https://psihomed.com/psihologiya-tolpy/

Психология масс

В науке известно множество попыток определения того, что же такое толпа. Ограничимся лишь несколькими из них. Я.

Щепаньский, акцентируя прежде всего социологические признаки, полагал, что толпа в первую очередь представляет собой «временное скопление большого числа людей на территории, допускающей непосредственный контакт, спонтанно реагирующих на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом» (Щепаньский, 1969).

Согласно очень близкому, но все-таки психологически более точному определению Ю. А. Шерковина, толпа — это прежде всего «контактная внешне не организованная общность, отличающаяся высокой степенью конформизма составляющих ее индивидов, действующих крайне эмоционально и единодушно» («Социальная психология», 1975).

Среди общих психологических факторов существования толпы практически всеми исследователями обычно отмечается устойчивая и подчас просто жесткая психологическая связь, объединяющая входящих в толпу людей.

Образовавшаяся из сходных или идентичных эмоций и импульсов, вызванных одним и тем же стимулом, толпа не обладает установленными организационными нормами и каким-либо комплексом моральных норм. Влияние толпы на своих членов вытекает из природы возникшей между ними эмоционально-импульсивной связи.

В толпе проявляется примитивные, но сильные импульсы и эмоции, не сдерживаемые никакими этическими или организационными нормами.

В толпе, как и во всех иных формах массового стихийного поведения, мы встречаемся с проявлениями частичного исчезновения индивидуальных черт личности. Вследствие этого у людей сильно возрастает готовность к заражению и, одновременно, склонность к подражанию.

Реакция на внешние стимулы направляется не рефлексией, а первым эмоциональным импульсом или подражанием поведению других людей. Исчезновение рефлексивности, деиндивидуализация усиливают чувство общности со всей толпой. Это влечет за собой ослабление ощущения важности этических и правовых норм. Толпа создает сильное ощущение правильности предпринимаемых действий.

Обусловленные эмоциями способы действия не оцениваются критически. Господствующая в толпе эмоциональная напряженность увеличивает ощущение собственной силы и уменьшает чувство ответственности за совершаемые поступки. Особую силу толпе придает наличие конкретных оппонентов.

«Нельзя понять историю, не имея в виду, что мораль и поведение отдельного человека сильно отличаются от морали и поведения того же человека, когда он представляет собой эту часть общества» (Лебон, 1908).

Б. Ф. Поршнев писал: «Толпа — это иногда совершенно случайное множество людей.

Между ними может не быть никаких внутренних связей, и они становятся общностью лишь в той мере, в какой охвачены одинаковой негативной, разрушительной эмоцией по отношению к каким-либо лицам, установлениям, событиям. Словом, толпу подчас делает общностью только то, что она «против», что она против «них»» (Поршнев, 1966).

Один из героев У. Фолкнера так воспринимал толпу, собравшуюся у тюрьмы, где держали негра, обвинявшегося в убийстве белого.

Он видел перед собой «бесчисленную массу лиц, удивительно схожих отсутствием всякой индивидуальности, полнейшим отсутствием своего «я», ставшего «мы», ничуть не нетерпеливых даже, не склонных спешить, чуть ли не парадных в полном забвении собственной своей страшной силы…» (Фолкнер, 1973).

В результате воздействия всех названных выше феноменов члены толпы часто действуют как бы под влиянием гипноза. Однако, критикуя идеи Г. Лебона и 3. Фрейда, писавших о «гипнотической сущности толпы» и «психозе толпы», Я.

Щепаньский писал: «…это лишь некий краткий оборот, обозначающий степень интенсивности действия сходных импульсов и эмоций у всех членов толпы.

Этот «гипноз» действует сильнее или слабее в зависимости от характера стимулов, вызывающих реакцию толпы, от конкретной общественно-исторической ситуации, в которой собралась толпа, и от индивидуальных черт ее членов» (Щепаньский, 1969).

Выделяют ряд условий действия такого «гипноза». Во-первых, это предварительно существующие устойчивые установки и убеждения. Легко вызвать возникновение терроризирующей толпы, например, направленной против давно ненавистных ей социальных групп или институтов.

Во-вторых, это убеждения и склонности, соответствующие лозунгам, побуждающим толпу к действиям. В-третьих, это молодой возраст и отсутствие достаточного социального опыта.

Наконец, в-четвертых, это низкий уровень умственного развития и недостаточная развитость интеллектуальных элементов психики, отсутствие привычки анализировать свое поведение, недостаточно сильная воля, нетвердость социально-политических взглядов, отсутствие устойчивых убеждений.

Выражаясь метафорически, Б. Ф. Поршнев утверждал, что условия формирования толпы — «это своего рода «ускоритель», который во много раз «разгоняет» ту или иную склонность, умножает ее, может разжечь до огромной силы» (Поршнев, 1965).

В этом, собственно, он и видел реальную конкретность того, что прежние авторы считали «гипнотической сущностью» толпы. Хотя, разумеется, мысль о «разгоне» тех или иных «склонностей» неизбежно приводила к пониманию многоликости и неоднородности толпы.

Проблема типологии толпы всегда представляла собой значительный интерес. Психологическая наука и практика давно научились выделять отдельные виды толпы и даже воздействовать на них. Однако проблема заключается в возможности (и реальности) быстрой трансформации толпы из одного вида в другие. Существуют четыре основных вида толпы: случайная, экспрессивная, конвенциональная и действующая.

Случайную толпу каждый может легко наблюдать на улице, где произошло, допустим, дорожно-транспортное происшествие. Столкнулись два автомобиля. И, естественно, вокруг сразу же остановилось несколько любопытных прохожих. Пока водители выясняют суть дела между собой, любопытствующие уточняют детали.

Основной эмоцией в данном случае является банальное любопытство. Оно заставляет останавливаться все новых прохожих. Они обращаются к стоящим людям с расспросами, уточняя детали. «Циркулярная реакция» любопытства запускается на полный ход.

Непрерывно, по кругу пересказывается, кто откуда ехал, куда поворачивал, и кто виноват. Причем теперь пересказывать это начинают все новые члены толпы, которые сами не видели происшествия.

Начинается «эмоциональное кружение»: привлекая все новых любопытствующих, толпа по кругу воспроизводит один и тот же эмоциональный рассказ. В отдельных случаях водители, разобравшись между собой, уже могут уехать, но толпа будет оставаться и даже увеличиваться за счет действия названных механизмов.

Особенно типичны такие ситуации для восточных стран, где прохожие меньше озабочены рациональным использованием своего личного времени. Постепенно уже устойчивая случайная толпа вполне может трансформироваться в толпу экспрессивную.

Экспрессивная толпа обычно представляет собой совокупность людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест — в общем, что-то эмоционально выражающих. Это может быть, например, горестная толпа на похоронах, идущая за гробом. Или, наоборот, это может быть толпа, радующаяся окончанию солнечного затмения.

В нашем примере случайная толпа вокруг дорожно-транспортного происшествия может довольно быстро превратиться в экспрессивную толпу, выражающую, например, недовольство совершенно безобразной организацией уличного движения и абсолютно бездарной работой дорожной полиции.

Обсудив детали происшествия и удовлетворив тем самым свое любопытство, такая толпа быстро создает объект, в отношении которого начинает выражать эмоции — в данном случае полицию.

Крайний случай экспрессивной толпы — экстатическая толпа, возникающая тогда, когда люди доводят себя до исступления в совместных молитвенных или ритуальных ритмических действиях.

Это происходит в ходе ряда мусульманских праздников типа «шахсей-вахсей», на сектантских бдениях, иногда — на бурных карнавалах в некоторых латиноамериканских странах.

В экстатическую толпу часто превращается молодежь на концертах своих музыкальных кумиров или даже на обычных дискотеках.

В нашем примере экспрессивно выражающая свое мнение толпа, собравшаяся вокруг дорожно-транспортного происшествия, также может до поры удерживать свою критику той же полиции в общепринятых рамках. Однако при высокой интенсивности эмоций и, скажем, общего невысокого авторитета полиции в обществе ситуация может резко измениться.

От слов такая толпа может быстро перейти к соответствующим действиям, и тогда, скорее всего, пострадают оказавшиеся здесь представители правопорядка или находящийся поблизости полицейский участок.

Согласно принятой типологии и закону быстрой трансформации, рассматриваемая нами толпа также превратится в действующую толпу, то есть в толпу, совершающую уже активные действия относительно реального или придуманного для себя объекта.

Конвенциональная толпа, в чем-то приближающаяся к рассматриваемой далее «собранной публике», руководствуется в своем поведении определенными правилами. Обычно такая толпа собирается по поводу события, объявленного заранее — спортивного состязания, политического митинга.

В таком случае людьми движет определенный конкретный интерес, и обычно они готовы до поры следовать некоторым принятым в таких ситуациях нормам. Это могут быть зрители, скажем, футбольного матча. Внешне у такой толпы налицо все внешние признаки соответствия определенной «конвенции», установленным правилам поведения: билеты, отведенные места, соответствующие заграждения и недоступные зоны.

Внутренне, однако, понятно, что зрители футбольного матча — это не посетители консерватории. Такая толпа остается «конвенциональной» до определенного момента. Она будет конвенциональной, пока хватит сил у конной милиции, ограничивающей проход болельщиков к станции метро по окончании матча.

Однако собственные, внутренние «правила» поведения болельщиков-«фанатов» таковы, что они могут смести и милицию. Тогда от «конвенциональной толпы» не останется и следа — она превратится в следующий вид, в толпу действующую.

Действующая толпа считается наиболее важной в социально-политическом отношении и потому является наиболее пристально изучаемым видом толпы. Действующая толпа, в свою очередь, подразделяется на несколько подвидов.

Агрессивная толпа — это множество людей, движимых гневом и злобой, стремящихся к уничтожению, разрушению, убийствам. Паническую толпу образуют люди, движимые чувством страха и стремлением избежать некой опасности (реальной или воображаемой).

Стяжательская толпа состоит из людей, объединенных желанием добыть или вернуть себе некие ценности. Такая толпа разнородна, она может включать мародеров, вкладчиков обанкротившихся банков, погромщиков и т. д.

Ее главная особенность — общее эмоционально-действенное единство на фоне осознаваемого в глубине души конфликта: ведь члены такой толпы борются за обладание ценностями, которых все равно на всех не хватит.

Особым подвидом действующей толпы является мятежная (или повстанческая) толпа. Окончательное название зависит от результата ее действий. В случае успеха она будет не просто «повстанческой», а даже «революционной». В случае поражения она может даже потерять статус «мятежной толпы» и превратиться в «случайный сброд», «путчистов» и т. п.

Еще не так давно Ю. А. Шерковин писал: «Повстанческая толпа — непременный атрибут всех революционных потрясений — характеризуется значительной классовой однородностью и безоговорочным разделением ценностей своего класса.

Действиями повстанческой толпы уничтожались станки на первых механизированных фабриках в период промышленной революции, истреблялась французская аристократия, брались штурмом оплоты реакции, сжигались помещичьи усадьбы, освобождались из тюрем арестованные товарищи, добывалось оружие в арсеналах.

Повстанческая толпа представляет собой особый вид действующей толпы, в которую может быть внесено организующее начало, превращающее стихийное выступление в сознательный акт политической борьбы» («Социальная психология», 1975). Но все изменчиво, и осенью 2000 г. лидер российских коммунистов Г.

Зюганов уже публично заявлял, что повстанческая толпа, совершившая мирную революцию в Югославии, «пахла марихуаной, водкой и долларами».

Психология bookap

Однако вернемся к нашему примеру. Из экспрессивной формы, выражающей негативное отношение к полиции, толпа легко (хотя здесь уже требуются вожаки) может превратиться в агрессивную толпу. Затем, направившись к ближайшему полицейскому участку и разгромив его, она вполне может побывать и в состоянии стяжательской толпы. Но этим дело может не кончиться.

При наличии определенного внешнего воздействия такая толпа легко превращается в мятежную. И тогда ей мало разгрома одного участка — ведь «во всем виноваты власти!». И такая толпа, непрерывно увеличиваясь в объеме, уже движется к местам дислокации органов высшей власти с весьма недвусмысленными намерениями.

Захватив их или заставив власти покинуть эти места, такая толпа превращается в революционную.

Вся политико-психологическая динамика такой трансформации толпы, от случайной до революционной, может занять от нескольких часов до нескольких дней.

Наиболее яркий пример именно такой трансформации разных видов толпы нам удалось наблюдать в Иране в период краха шахского режима и прихода к власти режима аятоллы Р. Хомейни. В Тегеране все шло именно по этой схеме.

В один момент в нескольких десятках концов города вдруг случились некие дорожно-транспортные происшествия. И возникли первые, вроде бы совершенно «случайные» толпы. Далее все пошло абсолютно по описанной выше схеме и привело к известным результатам.

Источник: https://bookap.info/sociopsy/olshanskiy_psihologiya_mass/gl19.shtm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector