Скромность и смирение: что такое, отличия

(470 слов) Зачастую человек, которого характеризует слово «смирение», отличается еще и скромностью. Эти два качества находятся бок о бок и дополняют друг друга, потому что они очень похожи по сути и по эмоциональной тональности.

Скромность — это нежелание рисоваться и выпячивать себя, а смирение — готовность понять и принять жизнь такой, какая она есть. Человек, который отличается кротостью и терпением, непременно будет еще и скромен, потому что не в его характере привлекать к себе внимание.

Проследить эту закономерность на практике позволяет литература.

Например, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Марья Болконская сочетает в своем характере скромность и смирение. Героиня терпит жестокие и нелепые выходки отца, который приближает к себе компаньонку дочери, лишь бы сделать ей больно.

Автор не скрывает, что старый князь желает уколоть дочь побольнее, пользуясь ее безответностью. Марья же понимает и принимает своего родителя и не вынуждает его меняться, но это прощение требует большого терпения и напряжения воли с ее стороны.

Героиня всегда замкнута и молчалива, ведь это необходимо, чтобы сдерживать себя и не отвечать на провокации. Также она старается не раздражать отца и постоянно контролирует свое поведение. Все эти меры отразились на поведении девушки, сделав ее не только терпеливой, но и скромной.

Так, одно качество неизменно порождает другое: смиренный человек становится кротким, осторожным и предельно вежливым в отношении с людьми.

Аналогичный пример мы можем найти в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди». Главная героиня пережила много бед и потрясений. Сначала она потеряла отца, и они с матерью стали жить очень бедно. Потом умерла и мать. Следом Варенька потеряла возлюбленного, который умер от чахотки.

Но и на этом ее беды не закончились: хитрая и меркантильная родственница фактически продала ее помещику Быкову, который воспользовался невинностью девушки и надругался над ней. В итоге ее, изможденную и больную от пережитого ужаса, взял под свое покровительство дальний родственник — Макар Девушкин. Теперь героиня была в безопасности.

Она никого не винила и смирилась с пережитыми унижениями и потерями. Вместе с тем девушка, которая и раньше отличалась кротостью, стала болезненно скромной и переживала, когда Макар задаривал ее и чересчур опекал. Ее волновало, что скажут люди, ведь у нее и так плохая репутация.

Два качества стали взаимно дополнять друг друга: простив всех обидчиков, она замкнулась в себе от стыда за совершенное с нею зло и старалась не привлекать к себе внимания. Варенька пыталась сохранить мир в своей душе, поэтому удалилась от окружающего мира — враждебного и опасного.

В данном примере скромность — это тоже средство для окончательного смирения, которое поддерживает решимость человека понять и принять то, что с ним произошло.

Таким образом, смирение связано со скромностью одной тональностью чувства, одним стилем поведения. Кроткий и терпеливый человек старается не раздражать других и скрывается от конфликтов в молчании, вежливости и предупредительности.

Как правило, такие люди от природы деликатны и интеллигентны, поэтому они не стремятся показывать себя и привлекать внимание. Для них внутренний мир важнее, чем внешний, поэтому смирение зачастую выступает в дуэте со скромностью.

Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/itogovye/kak-svyazany-skromnost-i-smirenie/

Как раскрыть тему «Гордость и смирение»

16.09.2019

Разбираем направление «Гордость и смирение», учимся понимать и раскрывать проблематику этого направления в итоговом сочинении 2019-2020 учебного года.

Пояснение по направлению «Гордость и смирение» от ФИПИ

Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений.

Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию.

Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.

Как можно раскрыть тему «Гордость и смирение»

  • В чём разница между гордостью и смирением?
  • Как связаны скромность и смирение?
  • Гордость или смирение обогащают личность?
  • Как связаны гордость и эгоизм?
  • Нужна ли человеку гордость?
  • Какого человека называют гордым?

Видеоразбор направления ГОРДОСТЬ И СМИРЕНИЕ — как правильно раскрыть?

Что такое ГОРДОСТЬ

Гордость — это нравственное качество личности, проявляющееся через две кардинально разных стороны:

Как чувство собственного достоинства, независимости личности, самоуважения, отражающее высокую оценку человеком своих или чужих (другого человека, группы, страны и т. д.) достижений и заслуг, осознание их соответствия высоким нравственным ценностям и образцам.

Это форма проявления самосознания человеческой личности.

Как и чувство достоинства, гордость определенным образом направляет и регулирует поведение людей; требует от человека таких поступков, которые отвечают его представлению о самом себе, и не позволяет ему делать то, что могло бы умалить его достоинство, его уважение к себе.

Чувство гордости обычно связано с личными заслугами, с принадлежностью к особой социальной группе (напр. профессии), с обладанием определенной собственностью и т.д. Предмет гордости очень хорошо раскрывает моральный облик человека (или группы лиц) и предопределяет характер его поведения.

Гордость своей родиной, представляющая собой один из важнейших моментов национального самосознания народа, побуждает людей к патриотическим действиям.

В таком значении гордость выступает одним из результатов самосовершенствования личности.

Как следствие переоценки заслуг человека в коллективе, когда могут возникать отрицательные формы проявления гордости (чванливость, хвастливость, нетребовательность к себе). В таком значении гордость может выражаться как надменность, высокомерие, чванство, зазнайство, самодовольство. Гордость может сочетаться с упрямством, самоуверенностью, самодурством, презрением к кому- или чему-либо.

В каждом конкретном человеке оно может присутствовать в разном сочетании признаков с какой-либо доминантой.

Синонимы:

гордыня, себялюбие, самомнение, честолюбие, самолюбие, тщеславие, высокомерие, самоуверенность, гордыня, достоинство.

Глагольная сочетаемость:

Гордость мешает, требовала, говорила, взыграла, распирала, исчезла, предшествует, удержала; испытывать гордость, почувствовать гордость, забыть о гордости, раздуваться от гордости, наполнять кого-либо гордостью, ощутить гордость, наполниться гордостью, переступить через свою гордость, сохранить остатки гордости, смирить свою гордость, преисполниться гордости, наплевать на гордость, не скрывать гордости.

Эпитеты:

нескрываемая, непомерная, патриотическая, удовлетворённая, сдержанная, затаённая, отцовская, национальная, отеческая, мальчишеская, ложная, неуместная, заслуженная, профессиональная, простодушная, упрямая, неподдельная, безмерная, надменная, высокомерная, родовая, родительская, чрезмерная, раненая, материнская, неукротимая, дворянская, врождённая, неприкрытая, вызывающая, извращённая, справедливая, глупая, неописуемая, особая, тайная, благородная, болезненная, проклятая, непонятная, немалая, излишняя, семейная, искренняя, народная, нелепая, воинская, собственная, безумная, невероятная, спокойная, великая, горькая, прежняя, королевская, личная, истинная, человеческая.

Что такое СМИРЕНИЕ

Смирение – это нравственное качество, противоположное гордости.

Сознание своих слабостей и недостатков, чувство сокрушенности, раскаяния, способность к обузданию своих отрицательных чувств, стремлений. 

покорность-добродетель, скромность;  которая может возникнуть от сознания, что совершенство (нравственный идеал, возвышенная цель), к которому человек стремится, остается бесконечно далеким.

Смиренное поведение по отношению к внешнему миру исключает неистинное смирение, представляющее собой собственно самоуничижение и рабскую покорность.

Истинное смирение составляет нравственную гордость, смысл которой состоит в том, чтобы соизмерять свои силы с недостижимым.

  • Способность человека безропотно терпеть невзгоды, прощать людям обиды, быть кротким и не тщеславным, преодолевать в себе гордыню.
  • Проникнутая смирением любовь к ближним распространяется на всех людей — без различия национальности, религиозных убеждений, поведения; подобное настроение связано также с жалостью не только ко всем людям, но и ко всему живому. 
  • Как  добродетель смирение не является пассивным состоянием человека, оно характеризуется полным напряжением всех его сил, связанным с его устремлённостью к  нравственному идеалу жизни на основе любви.

Синонимы:

Кротость, добродушие, всепрощение, смиренность, скромность, покорность, безропотность, терпеливость, уступчивость, миролюбие.

Глагольная сочетаемость:

Проявить смирение, иметь смирение, выражать смирение, изображать смирение, призывать к смирению, говорить о смирении, демонстрировать смирение, требует смирения, приводить к смирению, принимать со смирением, смениться смирением, отличаться смирением, обрести смирение.

Эпитеты:

покорное, притворное, напускное, стоическое, кроткое, ангельское, ложное, трогательное, деланное, благоговейное, должное, вынужденное, истинное, подлинное, безнадёжное, глубокое, печальное, великое, искреннее, совершенное, крайнее, абсолютное, бесконечное, внешнее, тихое, спокойное, полное, духовное, внутреннее, большое, настоящее, собственное, лицемерное, безропотное.

Что нужно ещё знать по направлению «Гордость и смирение»

Источник: https://www.ctEGE.info/napravlenie-gordost-i-smirenie/kak-raskryit-temu-gordost-i-smirenie.html

О кротости и смирении

  • Наставления из проповедей архиепископа Серафима
  • Смирение является самым главным средством, при помощи коего мы можем совершить дело своего спасения.
  • Смирение не есть одна из добродетелей, а есть целое христианское миросозерцание, начало новозаветной христианской жизни и самая эта жизнь.
  • Вот почему преподобный Макарий Египетский в своих дивных творениях говорит, что смирение есть признак христианства, или, что то же, критерий, по которому можно определить христиане ли мы, или язычники; есть ли в нас благодать или нет ее; с Богом ли мы, или без Бога; счастливы ли мы или несчастны.
  • Без смирения все добродетели не имеют для нас никакого спасительного значения.
  • Да и как может быть иначе, когда сама благодать – главное средство нашего спасения, даруется нам от Бога только за смирение.

Смирение есть направление всей христианской жизни нашей, или ее основа.

За смирение Господь дает нам благодать. А благодать дает нам силу неуклонно соблюдать Божественные заповеди. Исполнение же заповедей делает нас участниками Христовой радости и здесь, и в будущей жизни. Если в нас будет смирение, то все христианские добродетели будут присущи нам, ибо смирение есть их основа.

Ради смирения и кротости благодать сохранит нас от всех козней вражиих, превратит все скорби в радости, навеки соединит нас со Христом, и мы еще в земной нашей жизни будем испытывать несказанную небесную радость этого единения с Богом.

Пусть смирение будет для нас самою первою и основною добродетелью. Если оно будет у нас, то мы приобретем дивную кротость с ее высшею любовью к бедным. Ибо только за смирение Господь дает нам Свою благодать, которая одна только может дать нам силу любить своих оскорбителей.

Спасительно нам вспомнить, что апостол Павел, говоря в своем Первом послании к коринфянам о любви, как о высшем даре Св. Духа, не разумеет под нею благотворительность, и даже раздача всего нашего имущества бедным. И это понятно.

Ведь и чревоугодники, и пияници, и блудницы, и гордецы, и тщеславные люди нередко предаются благотворительности. Благотворительность есть только подготовительная ступень к приобретению дара совершенной любви, но не самая эта любовь.

Что же под нею надо разуметь? Св. отцы учат, что под совершенною любовью надо разуметь кротость или кроткое перенесение обид со стороны наших ближних. Господь требует от нас всегда истинной любви к нашим врагам (Матф. 5:44), к нашим обидчикам. Господь хочет, чтобы мы от всего сердца прощали их.

Кротость прежде всего выражается в молчании наших уст во время оскорблений. А разве отвечать на оскорбление кротостью не есть великое чудо? Вот почему преп.

Иоанн Кассиан в своих дивных творениях говорит, что кротость, или кроткий человек, есть чудо из чудес. Кротость есть наше совершенство. Больше всего мы должны стремиться к приобретению высшего дара Св.

Духа – т.е. совершенной христианской любви и кротости.

Господь прежде всего требует от нас для соединения с Ним кротости, когда говорит: Приiдите ко Мне… и научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ: и обрящете покой душамъ вашымъ (Матф. 11:28-29).

Сей покой есть ничто иное, как блаженство Небесного Царства Христова. Ясно, что без кротости мы никогда не приидем ко Христу, не соединимся с Ним и поэтому будем не блаженными, а самыми несчастными людьми.

Только кроткий находится под особенным покровительством Божиим. А это покровительство есть источник всех неизреченных к нам милостей Божиих, всякого нашего счастья и блаженства временного и вечного.

Отсюда понятно, почему св. отцы говорят: “Не ищи чудес, а ищи кроткого человека, который есть чудо из чудес.”

Поэтому, будем искать этой кротости, и прежде всего к ней стремиться. Для этого мы должны знать что такое кротость? Кротость есть младенческое незлобие, и не только младенческое, но и ангельское, и не только ангельское, но и Божественное. Самым отличительным и существенным свойством святых была именно кротость.

Эту кротость имел преп. Серафим Саровский. Когда в Саровском лесу напали на него три разбойника, то он бросил на землю бывший в его руках топор, скрестил руки на груди, и кротко сказал им: “Делайте со мною что вам угодно”. Разбойники почти до смерти избили святого старца его-же собственным топором.

А когда этих разбойников изобличили в преступлении и предали суду, то св. Серафим ходатайствовал перед властями об освобождении их от наказания. Этого мало. Разбойников по ходатайству преп. Серафима освободили из тюрьмы.

Они пришли к угоднику Божиему просить у него прощения, и он от всего сердца, как родной отец, простил их.

Эту кротость имел святитель Тихон Задонский. Когда один гордый и злобный помещик ударил его по лицу, то святитель Тихон упал к ногам помещика и просил у него прощения.

Во всей полноте и совершенстве имел эту дивную кротость Спаситель наш. Когда Его били по голове и терновому венцу тростью, когда плевали Ему в лицо, Господь не отклонял головы Своей, Он кротко и молча смотрел на Своих мучителей. Когда же начали распинать Господа, Он молился за Своих палачей.

Вот к какой благодати, к какому высшему и дивному ея проявлению в нас, мы должны стремиться всем сердцем своим. Если мы достигнем сей кротости, мы достигнем блаженства Небесного Христова Царства.

Церковное предание повествует, что св. патриарх Иоанн Александрийский Милостивый и св. Григорий Палама, архиепископ Фесалонийский, особенную любовь свою оказывали тем, которые их оскорбляли.

К ним надо причислить и великого Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Он считал своих обидчиков великими своими благодетелями. Советовал о.

Амвросий так относиться к людями другим, говоря, что оскорбляющие нас своими оскорблениями как щеткой очищают нашу душу от всех ее нечистот.

Долгие годы о. Иоанн Кронштадтский смиренно переносил страшные хуления и клеветы на него от своего помощника, протоиерея и ключаря Андреевского Собора. Он мог бы попросить Св. Синод, в котором был в то время к тому же членом, перевести от него на другое место о. ключаря. Но о. Иоанн на него никому не жаловался и молчал. Когда о.

Иоанн смертельно заболел, то в своем тяжком недуге он метался и все просил, то посадить его в кресло, то положить на постель. О. ключарь пришел в чувство раскаяния. Совесть сильно заговорила в нем. Он пошел попросить прощения у о. Иоанна и проститься с ним. О. Иоанн в тот момент сидел в кресле и был в полузабытии. Когда ему сказали что пришел о.

Читайте также:  Тревожность у детей (школьная): причины возникновения, коррекция

ключарь, то о. Иоанн собрал последние в себе силы, встал, подошел к о. ключарю, поклонился ему и поцеловал ему руку. Это великое смирение так подействовало на о. ключаря, что он залился слезами и бросился в ноги о. Иоанну. С этого времени он стал проповедывать, что о.

Иоанн величайший угодник Божий и что таких праведников не было в Православной Церкви с самых первых веков христианства.

На святых во всей полноте осуществились слова Господа: На кого воззрю? Токмо на кроткого и молчаливого и трепещущаго словес Моих (Ис. 66:2). Для чего Господь говоря здесь о кротости, говорит и о молчании? Для того, чтобы показать, что в молчании должна выражаться наша кротость.

Но можно устами молчать, а в сердце иметь страшную злобу и ненависть против обижающих нас. Ему угодно, чтобы во время молчания молчало и сердце наше.

Поэтому пусть молчание Христа на суде будет для нас в данном случае постоянным примером и слова в сем Евангелии: Иисусъ же молчаше (Матф. 26:63) да будут главным и основным руководством в нашей духовной жизни.

Будем всегда помнить о увещании преп. Серафима Саровского одному иноку в словах: “Молчи, молчи, безпрестанно молчи.” Разумеется и устами, и сердцем во время оскорблений для достижения кротости или совершенной любви.

Могут сказать: как приобрести эту кротость, эту совершенную любовь, когда мы так слабы, так немощны и своими силами ничего доброго сделать не можем? Да, мы немощны и слабы, но всесильна в нас благодать Св. Духа, которая и невозможное делает возможным и достижимым.

Поэтому Господь не от некоторых, а от всех людей без исключения требует нашего уподобления Самому Богу по совершенству, когда говорит: Будите убо вы совершени, якоже Отецъ вашъ Небесный совершенъ есть (Мат. 5:48). И Будите убо милосерди, якоже и Отецъ вашъ Небесный милосердъ есть.

Будем стремиться к приобретению кротости или совершенной любви, этой вершины всех христианских добродетелей.

Но вершины горы нельзя достигнуть не пройдя всей горы. Поэтому будем стремиться к стяжанию всех добродетелей и прежде всего к приобретению их основы – христианского смирения.

Иметь смирение в смысле сознания своей греховности не трудно. Легко нам смиряться и перед Богом, сознавая все свои немощи и все свое ничтожество. Но очень трудно нам смиряться пред нашими ближними.

Этому препятствует сознание нашего будто превосходства перед ними, ибо мы считаем себя лучше других даже в том случае, когда имеем очень большие недостатки. Эти недостатки мы всегда оправдываем, всегда себя обеляем. Зато редко, когда мы извиняем недостатки своих ближних.

Почти всегда мы их обвиняем и осуждаем даже за такие грехи, которые в их жизни не существуют и которые существуют только в нашем греховном, гордом воображении.

Будем смиряться перед своими ближними до рабского угождения им не из-за страха, а по любви к ним, как заповедал нам Господь на Тайной Своей вечери (Иоан. 13:14-15). А для этого не будем считать себя выше и лучше других по своему нравственному состоянию. Будем обращать внимание своего сердца и ума только на свои собственные грехи, а не на грехи своих ближних.

Ибо любовь выражается в том, чтобы мы взаимно и снисходительно участвовали в несении тягостей, т.е. недостатков наших ближних.

Блаженный Августин говорит: “Ничто не делает нас так высокими в очах Божиих, как наше снисходительное отношение к недостаткам наших ближних.”

К сожалению в наших взаимных отношениях наблюдается совершенно обратное явление: не любовь друг к другу, а жестокость; не снисходительное, а осудительное отношение к недостаткам ближних. Это осуждение является самою излюбленною темою наших бесед, при чем нередко сопровождается клеветою и чувством злорадства.

Как бы следовало нам всегда помнить великого пастыря земли русской, о. Иоанна Кронштадтского. Однажды при нем кто-то очень поносил известного о. Иоанну человека: “Правда ли, что все это было?” – спросил великий пастырь своего собеседника.

– “Правда”, ответил тот. – “В таком случае, сказал о. Иоанн, не будем говорить о грехах своих ближних. У нас своих грехов довольно.

И если сравнить наши грехи с грехами тех, которых мы осуждаем, то может быть греховность наша собственная превзойдет их греховность.”

Так же чутко и бережно относился к душе своего ближнего и великий старец Оптиной пустыни иеросхимонах Амвросий.

В бытность мою в Оптиной пустыни в 1910 году одна из самых преданных и любимых учениц сего великого старца, монахиня Мария, мне говорила, что из всех угодников Божиих самыми великими являются по преимуществу три: Николай угодник, св. Серафим Саровский и о. Амвросий Оптинский.

На мой вопрос, почему к самым великим святым причисляет только поименованных ею, монахиня ответила: “Потому, что они отличались самою великою любовью к ближним, которая проявлялась в их снисходительном отношении к недостаткам людей.”

Такою снисходительностью отличался и друг святого Серафима Саровского Антоний, архиепископ Воронежский, По долгу своего архипастырского служения, ему приходилось обличать пороки ближних своих, к нему приходящих.

Но он так обличал, что обличаемый сразу не чувствовал этого обличения и думал, что дело касается совсем не его, а каких-то других лиц.

И только после, слово праведного и прозорливого святителя, как растворенное благодатной солью являло свою божественную силу, и обличаемый архиепископом Антонием убеждался, что хотя свою обличительную речь Владыка начинал издалека, но она касалась лично его недостатков.

Часто свое назидательное наставление святитель сопровождал извинением: “Может быть – говорил он обличаемому, – я Вас огорчил, обидел своими словами, поэтому прошу Вас, ради Христа, простить меня.”

Но в особенности таким снисходительным отношением к недостаткам ближних отличался преп. Серафим Саровский. Какую великую любовь проявлял он к людям, явствует из его обращения к приходившим к нему, как к дерзновенному молитвеннику и утешителю в скорбях. Он грешным людям кланялся до земли, нередко целовал даже руки у мирян и называл их своею радостью.

Даже к явно порочным людям преп. Серафим относился с изумительною по снисхождению любовью, и других увещевал так относиться к людям.

Преп. Серафим в своей любви к ближним был подобен Самому Спасителю, Который не осудил падшей женщины, взятой фарисеями в прелюбодеянии и приведенной к Нему на суд.

Да поможет нам Господь иметь эту великую любовь к ближним, это снисхождение к их недостаткам. Как свидетельствует св. ап. Павел, при достижении сей любви мы будем исполнять весь закон Христов, все Его спасительные заповеди.

Тогда крещенская благодать Св. Духа воссияет на нас своим божественным светом. Тогда исполнятся над нами слова чудной церковной песни: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (срв. Гал. 3:27) и крещенская благодать крещения будет для нас одеждою Христовою.

Эта одежда Христова, или благодатный божественный свет, покроет нас от всех нападений демонов, когда наши души, после смерти, будут проходить воздушные мытарства.

Эта одежда Христова, сия крещенская благодать, раскрытая нами исполнением заповедей и скорбями, покроет нас на Страшном суде Христовом. Как брачная одежда, сия благодать введет нас в Небесный чертог нашего Спасителя и будет источником вечной непрестанной радости в Небесном Царстве Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/o-krotosti-i-smirenii

Смиренность (Смирение)

          Смиренность (смирение)  как качество личности – способность перебороть в себе любые проявления эгоизма и гордыни, проявлять равнодушие к почестям.

        Скромность, как отсутствие стремления к почестям, — родная сестра смиренности. Она понимает, что смиренность – мать всех добродетелей, главное качество святой личности – и, поэтому, скромно находится в ее тени. У скромности прекрасные изначальные возможности, но ее можно разгневать, раздразнить, вывести из себя. Смиренный человек – победитель гнева.

Его разгневать не удастся никому, он всегда побеждает в себе гнев, не давая ложному Эго воспламениться никаких шансов. Когда смиренному человеку что-то кричат в гневе, он не обижается, а внимательно слушает и старается понять, есть ли в этом доля правды. Отыскав эту долю правды, он даже благодарен гневающемуся человеку.

Не смиренные люди ничего не улавливают в словах другого, кроме самого гнева и его квадратных глаз.

      Смиренность проявляется в действии. Как ни старайся, человек в действиях высвечивает свою гордыню и тем самым говорит о своей не смиренности. Склонность проявлять гордыню – это отсутствие смиренности. Смиренный человек считает себя не выше, а ниже других. Если он, по своему мнению, ведет себя неправильно, то тут же просит прощения.

      Может сложиться впечатление, что смиренность себя не уважает. Это заблуждение. Она уважает других людей больше, чем себя. Но чтобы уважать другого человека, надо знать за что.

Смиренность уважает свою духовную природу, она видит, в отличие от эгоистов, в других людях то, за что их можно уважать и не придает значения тому, за что их нельзя уважать. Смиренность по своей природе не может думать о человеке в негативном ключе, ее тут же загрызет совесть.

Она будет думать: «Раз я плохо о нем думаю, значит, считаю себя лучше. Если я плохо думаю о людях, стало быть, я уже плохая.

Как я могу считать себя хорошей, если вижу в людях недостатки?» Смиренность фокусируется на достоинствах личности, потому что уважает в себе духовную природу, то есть стремление жить не для себя, а ради других людей. Когда человек осознает, что он не тело, а душа, его невозможно вывести из состояния равновесия тем, что к нему относятся неуважительно.

      Огромная положительная роль смиренности проявляется в умении слушать. Эта ее способность позволяет личности прогрессировать всегда и во всем.

Человек, не обладающий смиренностью, не способен слушать и не способен разумом воспринять и принять входящую информацию, так необходимую ему для дальнейшего роста. Смиренный человек будет внимательно слушать, пока не поймет, что в этой информации отсутствует новое знание.

Не смиренный – отказывается слушать заранее, он даже не хочет начать слушать, поэтому не в состоянии понять, есть там новые идеи и мысли или нет. Он проявляет глупость, невежество и не смиренность.

     Если хочешь чему-то научиться, проявляй смиренность. Ученик – это послушник, то есть тот, кто способен слушать. Не способный стать в приобретении знаний послушником, так и останется невеждой.

Глупец отличается от умного, прежде всего, своим нежеланием никого слушать. В детстве он непослушный, а в мире  взрослых – глупец. Непослушный ребенок пропитан эгоизмом, отсюда и все напасти.

Умный человек с детства послушный, в нем мало или вообще отсутствует эгоизм, поэтому он и проявляет разумность.

        Смиренность, живя для других, становится приятной и желанной для окружающих. Когда человек живет ради других, какие у него могут быть проблемы? Проблемы возникают у тех, кто живет только для себя. Он тянет одеяло на себя, а внешнему миру это не нравится, он начинает сопротивляться.

У эгоиста возникают проблемы в семье, его стараются поставить на место, переделать, переломать, а он изо всех сил борется с окружающими.

А когда жена или муж уважают друг друга, живут друг для друга, как можно от них отказаться? Кто будет отказываться от счастья? Поэтому несчастливы те семьи, где отсутствует смиренность.

         Многие, желая почестей, славы и известности, играют в смиренность, но окружающие не испытывают от их ложных поз никакого счастья.

Истинное смирение не желает почестей, оно не требует от своих детей уважения исступленными криками: «Как ты можешь так разговаривать со своей матерью?» Смиренность, сама добросовестно выполняя материнские обязанности,  просто хочет, чтобы и дети выполняли свои обязанности.

Будучи учителем, она не хочет от учеников уважения к нему, как к учителю, а желает сделать их них умных и порядочных людей. Не требовать к себе уважения и почестей – это и есть смиренность.

      Уважение дорогого стоит, оно приходит, когда другой человек увидит в тебе смиренность. Например, муж с женой спорят по какому-то житейскому вопросу. На самом деле спорят два ложных Эго, которые уважают только себя.

Допустим, муж уступает и говорит: «Я согласен с тобой, дорогая. Ты во всем права, наверное, я ошибся». В этот момент происходит удивительная вещь – у жены сразу же возникает ощущение уважения, доверия и симпатии к мужу.

Проявив смиренность, человек получает жирный плюс уважения от детей, мужа, жены, учеников, коллег по работе.

       Смиренность не имеет ничего общего с малодушием, которое уступает другим людям под давлением. Например, малодушный учитель говорит ученикам: «Делайте что хотите, только присутствуйте на уроках».

Чем позиция смиренности отличается от малодушия? Смиренность добросовестно выполняет свои обязанности, уважает окружающих и не требует от них к себе уважения, похвал и почестей. В отличие от малодушия, ученикам она скажет: «Я вас уважаю, но не могу позволить безделье и лень.

Мое служение людям состоит в том, чтобы сделать вас специалистами по моему предмету». Такого учителя будут по-настоящему уважать.

       В смиренности нет эгоизма, который мешает передавать ученикам истинное знание.

Как неумелый повар либо пересолит и переперчит суп, либо недосолит и забудет про перец, эгоист всегда разбавит полученное им знание своим эгоизмом, добавит, как сплетник, что-то от себя, и знание, испорченное его эгоистичными потугами, станет ложным.

Во всех высших учебных заведениях и школах знания, особенно по гуманитарным дисциплинам, должны передавать только смиренные люди, иначе они учат детей и студентов не тому, что надо.

        По мнению доктора О. Г. Торсунова, «истинное знание можно получить только по цепи ученической преемственности». Человеку может открыться новое знание через сердце, он может многое узнать без посторонней помощи, но передавать знания другим людям он имеет право, если полученное знание подтверждается цепью ученической преемственности. Искаженное эгоизмом знание не приносит счастья.

       Смиренность, зачастую, спасает человека в самых экстремальных ситуациях. Преступнику тоже надо как-то оправдаться перед собой. Поэтому он провоцирует у жертвы проявление к нему ненависти, страха, злобы или  презрения.

Смиренный человек не дает повода себя убить, ведь он уважает преступника, в нем нет гнева, осуждения, презрения, обвинения и пренебрежения.

Какой интерес убивать человека, который тебя уважает, видит в тебе только достоинства и не боится тебя? Бандит, пытаясь вырвать у него осуждающие слова или уловить страх в глазах, кричит: «Прощайся с жизнью!» В жизни очень важно научиться смиряться с ситуациями, которые не можешь изменить.

«Переноси с достоинством то, что изменить не можешь», — говорил Сенека. Смиренный человек говорит в ответ: «Судьбе угодно — умереть мне или остаться живым, главное, я должен в момент смерти пожелать всем людям счастья и подумать о Боге».

Читайте также:  Синдром жертвы в психологии: избавление, у женщин, у мужчин

       Смиренность верит в судьбу и поэтому понимает, что если ее убьют, она ничего не теряет. Если согласно судьбе жизнь его закончилась, значит, у него ее нет. Потерять можно только то, что имеешь. А если судьба уготовала ему жизнь, веди себя как обычно смиренно.

Смиренный человек, подобно доблестному воину, не испытывает ненависти и презрения к нападавшему. В спокойном состоянии ума, из чувства долга он активно защищается, может даже поколотить преступника, испытывая при этом сострадание к нему.

У бандита при противоборстве с духовной силой свои силы стремительно тают.

       Доблестный человек «блестит» добром, смиренный – миром. Но пусть не заблуждается тот, кто думает, что смиренный человек – безропотное, трусливое, малодушное существо, скрывающееся от жизненных проблем и регулярно подставляющее, то одну, то другую щеку для удара.

Смиренный воин – прекрасный дисциплинированный солдат, хладнокровно расправляющийся с врагом. Эмоции ненависти, злобы, мести на самом деле мешают воину спокойно и расчетливо вести бой, проявлять расчетливость и смекалку.

Смиренный боец уважает врага и поэтому не проявляет самонадеянных и опрометчивых действий, заканчивающихся большой кровью. Смиренные солдаты часто становятся героями.

         Смиренность непобедима, ее невозможно побороть. Ф.М. Достоевский писал: «Смирись, гордый человек… Победишь себя, и усмиришь себя, и начнешь великое дело, и других свободными сделаешь, и узришь счастье, ибо наполнится жизнь твоя».

Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Источник: https://podskazki.info/smirennost-smirenie/

Скромность: что это значит. Попробуем разобраться

«Наглость — второе счастье» — с детства внушает нам современная культура. И в самом деле, если посмотреть на ситуацию объективно, мы увидим, что наглые люди достигают большего в сравнении с теми, кто руководствуется какими-то принципами нравственного поведения.

Однако если посмотреть на эту ситуацию не с позиции одной конкретной ситуации, в которой наглый человек достиг успеха за счёт своей наглости, беспринципности, хамства и так далее, то мы увидим, что успех такого человека мимолётный и чаще всего нивелируется последующими неудачами.

Почему так происходит? И действительно ли наглость — второе счастье, а скромность — пережиток прошлого? Попробуем разобраться.

К сожалению, большинство людей сегодня пребывают в иллюзии несправедливости мира и случайности происходящих событий. Дескать, всё происходит как-то само по себе, абсолютно лишено всякой последовательности, логики, и, вообще, всё зависит от случая, удачи и так далее.

И с этой точки зрения действительно наглого человека всегда ждёт успех, ведь если нет никакой справедливости в мире, то справедливость эту нужно (хотя бы в отношении себя) восстанавливать самостоятельно и любой ценой. Но это большое заблуждение.

События в нашей жизни происходят не случайно и не сами по себе, а обусловлены причинами. И эти причины — создаём мы сами. Наши вчерашние поступки создали наш сегодняшний день, а наши сегодняшние поступки создают день завтрашний. И если посмотреть на жизнь с такой точки зрения, то пазл, что называется, складывается.

Все события в нашей жизни обусловлены причинно-следственными связями. И если учитывать причинно-следственные связи в вопросе того, является ли наглость «вторым счастьем», то тут возникает много вопросов.

Ведь если человек поступил нагло, по-хамски, несправедливо у кого-то что-то отобрал, то он тем самым создал предпосылки для того, чтобы тоже самое случилось и с ним. И с этой позиции скромность — это лучшее из качеств человека, которое позволяет гармонично жить в мире.

Скромность украшает человека

Что же такое «скромность»? Это качество можно рассмотреть с позиции нескольких понятий. Основными из них, пожалуй, будут такие качества, как смирение и аскетизм. В первую очередь скромность проявляется в смирении.

Быть смиренным — значит не превозносить себя и не унижать других. Скромный человек, даже обладая множеством достоинств и достижений, не будет рассказывать об этом на каждом углу. И нужно понимать, почему это так важно.

Во-первых, с человеком, у которого в лексиконе буква «Я» мелькает чаще, чем все остальные слова, общаться попросту неприятно. Такие люди как будто заполняют собой всё пространство и требуют к себе максимум внимания.

Наверняка в окружении большинства людей есть хотя бы один такой человек, у которого все его разговоры только о собственных достижениях и достоинствах, а вот о других людях он чаще всего говорит только в контексте недостатков и несовершенства.

И с таким человеком общение всегда в тягость.

Во-вторых, чрезмерное хвастовство и самопиар ни к чему хорошему не приводит. Почему так? Здесь стоит рассмотреть энергетический аспект этого вопроса.

Дело в том, что, если человек привлекает к себе много внимания, на нём постоянно будут концентрироваться люди и чаще всего эта концентрация будет не с самым позитивным посылом — с завистью, ревностью, ненавистью, обидой и так далее.

В нашем обществе, где большинство людей преимущественно испытывают страдания и чаще всего глубоко несчастны, любой успех другого человека воспринимается именно с такими вот эмоциями.

И теперь подумайте: вот человек похвастался каким-то своим достижением или просто демонстрирует свою «успешность» тем, что дорого одевается, питается в дорогих ресторанах, разъезжает на дорогом автомобиле… И каждый день на таком человеке будут концентрироваться десятки, а то и сотни людей с мыслями, в общем, не с самыми лучшими мыслями.

В этом контексте можно порекомендовать немного поинтересоваться тем, как живут звёзды шоу-бизнеса. Большинство из них, несмотря на свою успешность в плане карьеры и творчества, глубоко несчастны.

Почему так происходит? Всё по той же причине: на звёздах шоу-бизнеса с завистью, а то и вовсе с ненавистью концентрируются тысячи людей. Удивительно, как при такой энергетической нагрузке они вообще выживают.

Таким образом, быть скромным, не демонстрируя свои достижения и успехи, это просто в наших же с вами интересах.

Второй аспект скромности — это аскетизм. Речь, разумеется, не идёт о том, чтобы уйти из мира в лес или в пещеру, обмотаться простынёй и питаться кореньями.

Речь идёт о том, чтобы практично, рационально и разумно подходить к вопросу накопления материальных благ, а точнее говоря, использования, ибо именно накопление материальных благ — это уже излишество, что является бременем для человека.

Помните детскую притчу о том, как жили рядом бедняк и богач и первый завидовал второму? Богачу так надоела зависть бедняка, что он дал бедняку мешок с золотым монетами.

И с этого момента для бедняка начался самый настоящий кошмар — он не спал ночами, каждый шорох принимал за попытку разбойников пробраться в дом, месяц так промаялся, а потом вернул богачу его золото и понял, кто на самом деле счастлив, а кто страдает. И из этой детской причти ясно видно, что излишество — всегда приводит к страданиям. И скромность — это также воздержание от излишеств, роскоши, бездумных трат и накопления материальных благ.

Проще говоря, скромность — это максимально простой образ жизни, который направлен на достижение счастья в духовной сфере, а не в материальной. По большому счёту достижение счастья в материальной сфере вряд ли вообще можно считать возможным.

Максимум — кратковременная эйфория от исполнения материального желания, но чаще всего можно видеть, что исполнение материального желания не позволяет испытывать счастье хотя бы на протяжении месяца, не говоря уже о том, что человек мог бы обрести полноценное счастье на какое-то долгое время путём исполнения материальных желаний.

Также скромность — это отсутствие гордыни. Важно разделять понятия «гордыня» и «гордость». Гордость — это чувство собственного достоинства. По-настоящему гордый человек никогда не будет врать, лицемерить, воровать, брать взятки, предавать и так далее, потому что это унизительно для настоящего Человека.

 Это — гордость. А надевание «короны» с последующим отношениям к людям, как к плебеям, — это гордыня, и в ста процентах случаев она приводит к тому, что жизнь будет постоянно ставить такого человека в обстоятельства, где он будет испытывать унижения и оскорбления.

Хорошо об этом говорил Иисус своим апостолам: «Кто из вас захочет возвыситься — будет унижен». И таким образом души проходят жизненные уроки, которые позволяют усмирить гордыню. Эти уроки очень жестокие и болезненные.

Так не лучше ли сразу понять, что ношение «короны» приведёт к плачевному результату?

Скромность — это умеренность

Как дать определение такому понятию, как «скромность»? Можно сказать, что это — умеренность. Умеренность во всём: скромные люди не требуют роскоши, славы, признания, внимания к себе, любви, почитания, уважения и так далее.

Единственное, к чему они требовательны, так это к самим себе. И это самая гармоничная позиция для жизни в мире. Скромный человек понимает, что ему никто ничего не должен, но при этом важный момент в том, что сам он не занимает позицию «я никому ничего не должен».

И в этом настоящее искусство гармоничной жизни — отдавая, ничего не требовать взамен. Будучи полностью альтруистичным и щедрым во всём, не привязываться к плодам действий, не ожидая ни благодарности, ни воздания за свои благие поступки.

И тот, кто сможет достичь такого умонастроения и пребывать в нём постоянно, станет поистине совершенным Человеком.

Скромность: синонимы

Чтобы больше раскрыть такое качество, как «скромность», во всех его аспектах, следует обратиться к синонимам, которые в той или иной мере отражают смысл понятия «скромность».

Умеренность, простота, сдержанность, непритязательность, кротость, стыдливость, незамысловатость, элементарность, целомудренность, незатейливость — все эти синонимы отражают те или иные грани такого качества, как «скромность».

Скромность украшает девушку

Также стоит рассмотреть скромность как женское качество. Здесь важно вспомнить о таком аспекте, как концентрация внимания.

Если девушка откровенно одевается, использует яркий макияж и вызывающе себя ведёт, то, как ни странно, это в первую очередь повредит ей самой.

Если окружающие мужчины будут концентрироваться на ней с вожделением и другими не самыми лучшими чувствами и эмоциями, это крайне негативно будет на неё влиять.

Что самое интересное: как бы ни была привлекательна откровенно одетая и ярко накрашенная девушка, ни один разумный мужчина с такой девушкой семью создать не захочет, потому что осознанно или неосознанно любой мужчина понимает, что, если девушка привлекает внимание своей внешностью, значит, с духовным аспектом личности там, скорее всего, всё очень и очень плохо. И чем более вызывающую внешность и поведение демонстрирует девушка, тем меньше она может привлечь мужчину своими внутренними качествами. И даже если на чисто физическом уровне такая девушка сможет привлечь мужчину, он быстро поймёт, что за ярким макияжем и развязным поведением нет больше ничего. Подобно тому как дешёвая конфета, закрученная в красивую дорогую обёртку, лишь поначалу привлекает внимание. Пока такая конфета лежит на прилавке, она привлекает внимание, но как только стало понятно, что под красивой упаковкой нет ничего достойного, интерес сразу же угасает. Поэтому скромность — это самое главное украшение девушки. Потому что на подсознательном уровне каждый мужчина понимает: если девушка не стремится привлечь своими внешними качествами, значит, скорее всего, ей есть чем заинтересовать и помимо этого. Также и девушка должна понимать, что если она стремится привлечь мужчину исключительно внешней, физической красотой, то такого уровня развития мужчина и привлечётся, которому, скорее всего, кроме развлечений, ничего не нужно.

Что значит «скромность» в современном мире

Мы живем в «Зазеркалье», где все понятия и ценности перевёрнуты с ног на голову. И скромный человек, который, вопреки превалирующим в обществе тенденциям, не стремится похвастаться, «себя показать», «взять от жизни всё» и так далее, с точки зрения большинства, будет, мягко говоря, странным.

Но, как мы уже рассмотрели выше, скромность — это качество настоящего Человека, который, вопреки навязываемым в обществе ценностям, стремится «быть, а не казаться». И быть скромным — это снять все маски и быть самим собой.

Проблема в том, что в большинство из нас уже загружено обществом столько всякого ментального мусора, что мы уже не представляем, кем мы на самом деле являемся, и, сняв одну маску, выдаём за своё истинное лицо другую. Здесь стоит немного рассмотреть вопрос о том, что такое «Я». Я — это не Вася, не Петя, и не Серёжа.

Я — это бессмертная душа, которая по природе своей чиста, добродетельна, обладает всеми совершенными качествами. И лишь весь тот ментальный мусор, который погружён в нас через СМИ и общество, заслоняет эту сияющую чистую душу, подобно тому, как тучи заслоняют солнце. И чтобы стать скромным, надо просто стать самим собой.

Стать тем, кем мы являемся изначально. Стать душой. Необусловленной и неограниченной ничем. В этом и есть предназначение каждого человека.

Источник: https://www.oum.ru/yoga/samorazvitie-i-samosovershenstvovanie/skromnost-chto-eto-znachit/

Почему терпение и смирение — вредные качества

Кадр из фильма «Морозко»

Терпение и смирение вошли в наш обиход, прежде всего, как христианские термины. К сожалению, люди часто толкуют их превратно, что ухудшает качество их жизни.

Что такое терпение и смирение?

Наша жизнь состоит не только из радостных переживаний, но и из проблем, которые нам нужно научиться преодолевать. Чтобы сделать это, нам требуется терпение. Это означает спокойно принимать превратности судьбы и даже в самых сложных ситуациях сохранять ясность ума. Для этого человеку необходимо смирение. Это — одна из основных добродетелей в христианстве.

Смирение — полная противоположность гордыне. Смиренный человек полагается на милость Господа, он с радостью и благодарностью принимает то, чем Господь его одарил, и никогда не ставит себя выше других. Смиряться — это жить в мире с собой.

Терпение тесно связано со смирением. Если человек пребывает в мире с собой и одновременно сохраняет спокойствие в трудных ситуациях, ему легко их преодолевать. Пример истинного терпения и смирения — Иисус Христос. Ради высшей цели он претерпел невыносимые муки и при этом не гневался, никому не желал зла, не роптал на судьбу.

Искаженная трактовка

Между тем многие люди трактуют христианские понятия о терпении и смирении таким образом: следует терпеть свое нынешнее положение, будь то бедность, болезни, унижения и другие неприятные вещи, и смиряться с некомфортной ситуацией, поскольку ее послал Бог. Однако религия имеет в виду совсем другое: Господь посылает нам трудности не для того, чтобы мы с ними мирились, а для того, чтобы мы их преодолевали.

Разглагольствования о смирении и терпении, необходимости «нести свой крест» часто являются для нас своеобразной психологической защитой.

Необходимостью смиряться и терпеть мы объясняем свою пассивную позицию в жизни, лень, бездеятельность, отказ от ответственности за собственную судьбу.

Именно поэтому мы терпим нищету и издевательства начальства, вместо того чтобы поискать другую работу, или живем с человеком, который к нам плохо относится.

В связи с этим в современном мире понятия терпения и смирения несколько дискредитировались. Нередко приходится слышать: «Бог сказал, если тебя ударили по правой щеке, подставь левую: разве это правильно?» Мы не видим в библейских высказываниях их глубинного смысла, трактуем их буквально.

Так, зачастую мы воспринимаем смирение и терпение как недостаток. Нам представляется безвольный, покорный человек, привыкший прогибаться перед миром и другими людьми, с рабской психологией.

Истинное и ложное

Есть ли место этим понятиям в современном мире? По мнению языковедов, современное понятие «смирения» представляет собой производное от двух слов: «смерение» (в значении «умеренность», «ограничения») и «смирение» (в значении «примирение, „выход из состояния войны“). С точки зрения психологии, это связано с контролем над своими личными границами и примирением с тем, что находится за их пределами, вне нашего локуса контроля.

Читайте также:  Боязнь работы (эргофобия): название, причины и лечение

Так, отсутствие внутренней умеренности порождает страсти, которые берут над человеком верх, подчиняют его себе. Это может быть что угодно: еда, алкоголь, наркотики, азартные игры, онлайн-зависимость, просмотр сериалов, наконец, любовная зависимость.

Смирение — это духовная работа по саморазвитию, с тем чтобы научиться управлять своими страстями и желаниями. Что же касается зоны вне наших границ, то здесь речь идет о согласии со всем, что находится за пределами нашего контроля.

Постоянное недовольство несправедливым устройством мироздания только отбирает у нас жизненную энергию и направляет ее в деструктивное русло.

Это выражается в принципе: „Дай мне силы изменить то, что можно изменить, дай мне терпение принять то, что изменить нельзя, и дай мне разум, чтобы отличить одно от другого“.

Лучше употребить свои силы и энергию на то, что можно изменить, а не на то, что мы не можем контролировать.

В наших силах получить хорошее образование, найти достойную работу, а если кто-то нарушает наши границы, то за нами — право выбора: позволять ему это или нет.

В то же время нет смысла пытаться изменить других людей и реальность вообще. Вот в чем смысл истинного, а не ложного терпения и смирения.

Источник: https://woman.rambler.ru/psychology/39533461-pochemu-terpenie-i-smirenie-vrednye-kachestva/

Кротость и смирение: значение слов в православии, как научиться смирению и терпению

Лишь малые дети от присущей им непосредственности часто несдержанны. Они выражают себя открыто, не умея подстраиваться под окружение. Взрослые могут скрыть возбуждение, хотя внутри в это время бушуют страсти, а окружающие ошибочно считают их скромными и добродушными.

Кротость — это сочетание добродушия с твердостью духа, качество, тесно связанное по смыслу со смирением и скромностью. Только она может помочь справиться с гордыней, источником которой является эго. Именно с гордыни начинается вхождение в греховную жизнь.

Что такое кротость

Кроткий человек не раздражается по какому-либо поводу, не спорит, доказывая свою правоту. Он наделен терпением и уступчивостью, если они не противоречат совести. Мудрость и самообладание, позволяющие оставаться спокойным в раздражающих проявлениях внешнего мира, иногда ошибочно воспринимаются обывателями и грубиянами как слабость и трусость.

Происхождение слова

Слово произошло от «укрощенный», «усмиренный», «укротивший свои страсти». В греческом языке слово «праутес» означает чуткость, заботливость, мягкость и вежливость.

Значение понятия

В общепринятом понимании значение слова кротость подразумевает добродушие и всепрощение. Это терпимость, способствующая без гнева и желания мести терпеливо сносить оскорбления в свой адрес и переживать жизненные лишения.

Наделенная ею особа всегда контролирует эмоции, относится с пониманием к чужим ошибкам и готова простить обиды. Это не внешний образ и стиль поведения, а внутреннее состояние.

Согласно Писанию

Во всех мировых религиях кротость считается основной добродетелью, приближающей к Богу. По Божественному писанию, Его всепрощение, проявляющееся в благосклонности и милости к человечеству, несмотря на греховные проявления и падения людей, часто неслышащих и предающих Его, свидетельствует о кротости.

Подобно Ему, следует проявлять это качество в полном спокойствии духа, без раздражений, гнева и обид. Не реагируя злом за причиненные обиды, относиться со снисхождением и любовью к окружающим людям, охотно прощая их проступки.

Больше всего выражается это качество в тот момент, когда молчат в ответ на унижения, являя этим совершенство души. Святые именно этим проявлением отличались от обычных людей. Каждому из них приходилось терпеть многие унижения и лишения, поэтому святые отцы о скорбях имели особое мнение и наделяли их специфическим смыслом. Они считали их Божьим благословением.

В полной мере кротостью обладал Иисус Христос, выражалось это более всего при истязаниях и унижениях перед казнью, а потом и на Кресте. Господь не отворачивал лицо Свое от плевков из толпы, а лишь в полном безмолвии смотрел прямо на них. А при распятии Он молился за них, распинающих Его, как неразумеющих, что творят.

Для чего нужна

Люди стремятся к внутреннему спокойствию и гармонии с окружающим миром, ведь когда внутри царит мир и спокойствие, наступает счастье. Эгоистические натуры, всегда пребывающие в конфликте с внешним миром, мечтают о покое и благодати. И им невдомек, что достижение подобного состояния кроется в кротком поведении.

Решивший познать Бога должен придерживаться этого поведения, только тогда он готов к истинному покаянию и оставлению грехов. Проявления эгоизма не дают исправиться, ведь кроме эго ничего не слышно и не принимается. Такой послушник начинает спорить, защищая себя, находить отговорки и доказывать свою невиновность.

Людям свойственно грешить, а их эгоизму, истоком которого является дьявол, оправдываться, закрывая доступ к покаянию. Тогда ими начинают управлять страсти, перекрывая путь к изменениям и перевоспитанию.

Кроткий человек сможет беспрепятственно соединиться с Богом и стать блаженным. Таким Он покровительствует, а наградой их являются счастье и вечное блаженство. Поэтому святые старцы указывают не искать чудес, а добиваться кротости, что и является чудом из чудес.

Как стать кротким человеком

Для обретения этой добродетели необходимо всем сердцем захотеть достичь подобного состояния.

Практические советы:

  1. Пользуясь примерами из жизни святых, работать над собой, быть бдительным каждый миг своей жизни. Перестать оправдываться, спорить и доказывать свою правоту.
  2. Решившись идти столь тесным путем, необходимо отвергнуть весь мир, отсечь все богатства и кажущиеся необходимыми вещи.
  3. Найти духовника, указывающего путь.
  4. Нужно быть готовым переносить всяческие оскорбления и обвинения, даже если они напрасны и неправдивы. При этом сохранять молчание не только внешнее, но и внутреннее.
  5. На примере святых отцов церкви благословлять своих поносителей.

Быть кротким, осознавая свою греховность и незначительность, не представляет труда. Молчать и повиноваться в церкви, перед Богом, легко, а в мире, среди обычных людей, — уже сложнее. По причине того, что каждый начинает считать себя чище, выше и лучше других.

Чувство собственной важности вызывает мнимое превосходство над людьми, верующий начинает видеть и усугублять грехи других, в то время как свои — не замечать, считать незначительными.

Поэтому не следует считать себя выше и духовно чище других, а следить внимательно за собой и своими поступками.

Дабы избежать соблазна напрасных поношений и обвинений окружающих в грехах, которых они не совершали, а лишь являлись плодом фантазии обвиняющего.

Что такое смирение

Невозможно ясно выразить такую добродетель. Путь к полному смирению — сложный и долгий, длиною в жизнь. Выразить в полной мере значение этой добродетели может только совершенный человек.

Святой Иоанн Лествичник считал, что смирение — это сокровище, которое невозможно изъяснить словами. Он считал смиренномудрие неизведанной благодатью души. Только познав ее в жизни на личном опыте, можно дать ей полное определение.

Происхождение слова

Слово происходит от глагола «смирить», «смирять». Из древнерусского языка — «умерить, смягчить, подавить». По народной этимологии близко со словом мир, то есть обрести мир, проявить терпимость.

Есть еще один корень — от слова «мера», тогда в слове вместо буквы «и» употреблялась «е». И получалось немного другое по значению слово — знание себя и своей меры. Трезвый взгляд, без гордыни, на свои знания и способности, принятие себя, своей жизни и окружающих, как есть.

Определение термина

Смирение в православии — осознание своих слабостей и погрешностей без проявления гордыни. В жизни христианина проявляется обретением мира с Богом, с окружающими людьми и с собой при любых жизненных обстоятельствах.

Быть смиренным — значит не испытывать превосходства над кем-либо, а относиться с истинной любовью к близким людям и всем окружающим.

Так верующий обретает устойчивый и абсолютный мир в сердце своем. Считая, что духовными добродетелями наделяет только Бог, он начинает их приобретать.

Толкование в Библии

Смирение, по Святому Писанию, заключается в благоразумном восприятии себя, окружающего мира и Бога. Для ясности понимания термина его делят на три вида.

Виды смирения:

  1. К Богу — видение своих прегрешений и упование на Божье милосердие через любовь к Нему. Когда человек полностью полагается на Божью волю, готов принять любые лишения и скорби без ропота и печали в сердце — оставляя все на волю Божью, принимая всем сердцем любое Его решение. Только не следует путать с бездействием в решении жизненных проблем. Это не безответственное подчинение и покорность обстоятельствам.В действительности — это жизнь с Богом, свободное и отважное единодушие с Его волей.
  2. К окружающим — позволяет не гневаться на других людей, а находить компромисс, даже когда явно стоит поставить их на место. Господь любит каждого, независимо от национальности и веры. И каждый является образом Его. Однако не следует способствовать злу своей беспрекословностью, особенно когда близкий человек испытывает страдания. В этом случае не допустить насилия в адрес близкого не идет вразрез с пониманием смирения.
  3. К себе — это когда человек не смотрит на недостатки других, а прекрасно знает свои, не боится и не отрицает их. Видит свои ошибки в настоящем и в случае справедливого нарекания всегда готов искренне извиниться.

Смиренным быть нужно не только священнослужителям и монахам, но и мирянам, иначе путь к Богу закрыт. И наоборот, не имея более добродетелей, кроме этой, верующий становится рядом с Господом.

Признаки

Иисус Христос показал человечеству высшее и полное смирение с волей Всевышнего Бога. Жизнь и деяния Христа показывают все признаки этого качества. Обретая его, христианин уподобляется Христу.

Внутренние

Смиренность зарождается внутри из ощущения пребывания Всевышнего. Человеку сложно смириться благодаря внешнему воздействию или собственным усилиям, а в присутствии Бога и Его величия, осознав свою никчемность, ему ничего другого не остается, как надеяться на Него.

Внутренние признаки:

  • благоговение;
  • кротость;
  • послушание;
  • смелость;
  • ответственность;
  • терпение;
  • милосердие;
  • полное спокойствие.

Такой человек всегда спокоен и непоколебим, никого не обвиняет и не поносит, не превозносит себя над другими, считая себя самым грешным и недостойным похвалы, что начинает проявляться внешне. Внутренние и внешние признаки крепко взаимосвязаны друг с другом.

Внешние

Все внутренние изменения в человеке отражаются на его поведении и взаимоотношениях со внешним миром. По достижении смиренномудрия в поведении человека начинают проявляться ранее не свойственные ему действия.

Внешние признаки:

  • пропадание интереса к мирским увеселениям;
  • простота речи;
  • размеренный голос;
  • краткость в словах;
  • чистое и высокое мышление;
  • уход от споров и конфликтов;
  • уход от бессмысленных разговоров;
  • спокойное отношение к обидам в свой адрес.

Смиренномудрый христианин не обсуждает и не критикует других, относится к ним с терпимостью, принимая во внимание их интересы. Принимает людей такими как есть, со всеми достоинствами и недостатками, впрочем, как и себя. Причем принимает сердцем, уму свойственно разделять и подвергать анализу.

Смиренный человек никогда не будет сравнивать себя или свою жизнь с другими, желать иной жизни и обстоятельств. Если вдруг возникнет необходимость изменить что-либо в жизни, то начнет перемены с себя, изнутри, тем самым преображая внешние проявления. Перемены приходят не сразу, для их проявления необходимо определенное время, вот тут требуется проявить терпение.

Смирение и терпение (общие и отличительные черты)

Жизнь приносит нам не только радостные моменты, иногда в виде Божьего промысла приходят всякого рода испытания. Тогда верующему необходимо проявить терпение, преодолевая обстоятельства жизни, вызванные испытаниями. Насколько хватит терпения, столько и получится безропотно скорбеть.

Очень важно научиться смирению и терпению в православии, тогда верующий становится кротким, без этого не может быть Пути. Эти два качества постоянно находятся рядом, между ними существует некая взаимосвязь. Когда наступают тяжелые времена и лишения, то они очень тесно переплетаются.

Кротость и смирение как христианские добродетели

Смиренность и кротость — две христианские добродетели, направленные на борьбу с гордыней. Гордыня только кажется простым грехом. Считается, что она проявляется самомнением, важностью, тщеславием и другими явлениями эгоизма. Но это совсем не так — чем большего достиг на пути, тем изощреннее становятся искушения.

Есть такое понятие в христианстве как прелесть, наступающая после достижения неких высот на пути к Богу, когда соблюдаются все предписания и заповеди. Но без должного руководства начинает казаться, что уже почти свят, особенно на фоне греховности других. Так действует скрытая гордыня.

Помочь правильно понять возникшее чувство превосходства может только духовный пастырь. Сам впавший в прелесть не может распознать проявление гордыни, со стороны виднее.

Очень важно на протяжении всего жизненного пути культивировать эти две добродетели, особенно по достижении неимоверных высот.

Когда верующий преуспел на этом пути, ему может показаться, что он уже неуязвим для сетей гордыни, хотя это далеко не так.

Ведь эгоизм является верным спутником всей земной жизни, его проявления атакуют именно в тот момент, когда дух успокаивается, и бдительность ослабевает.

Как Священное Писание учит смирению (на примере библейских историй)

Священное Писание содержит множество примеров смирения Господа Иисуса Христа, святых апостолов и старцев. Их жизнь, наполненная постоянными противостояниями искушениям дьявола, является эталоном этой добродетели.

Самым ярким уроком от Спасителя было омовение ног апостолов. Омывая им ноги, Он выражал несоизмеримую любовь к человечеству тем, что хотел донести до людей всю важность смирения для достижения Царствия Божьего. Этим действием, несмотря на то, что Бог Отец отдал Ему всю Власть, Он на собственном примере показал, каким смирение должно быть. Омывать ноги считалось обязанностью слуги.

Проделывая это, Он не отвернулся даже от Иуды, зная о его предательстве. Он хотел довести его до раскаяния и тем самым спасти его. Подтверждая этим Свои наставления любить врагов своих и творить благо ненавидящим.

Каждый человек, не имеющий смирения в сердце, считает свое положение в обществе выше других. Он всегда будет искать почетное и удобное место поближе к имеющим власть.

Однажды Иисус, будучи приглашенным на пир и увидев, что все стараются занять самое почетное место, сказал, что не стоит занимать почетное место.

Ведь хозяин может пригласить более почетного гостя, и когда он укажет тебе место пониже, чтобы уступить лучшее этому гостю, то занявшему не свое место станет неловко.

И наоборот, если занять худшее место, то хозяин, посчитав тебя более достойным гостем, укажет место почетнее, оказав честь в присутствии всех.

Следующее поучение Иисуса обращено к тем, кто всегда хвалит себя, а других презирает. Эта притча — о мытаре и фарисее.

Фарисей в молитве благодарил Бога, что он лучше других — не вор, не мошенник, не как стоящий рядом сборщик налогов. Вспоминал, что он исполняет все предписания и заповеди. В то время мытарь стоял вдалеке, бил себя в грудь и молил Бога о милости к себе, грешнику. Иисус в конце сказал, что мытарь получил прощение, а не фарисей.

Смирение требует огромных духовных сил от человека. Вершин этого таинства могут достигнуть только гиганты духа.

Видео

В этом видеоролике рассказывается, как гордость раздувает самомнение, что в конечном итоге делает гордого посмешищем в разных ситуациях.

Есть смирение показное, а есть — сердечное; в чем разница, можно узнать из этого видеоролика.

Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/terminy/krotost-i-smirenie.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector