Обучение в вузе – это возможность получить отличное образование и открыть себе, так сказать, дорогу в жизнь. Но это еще и серьезный стресс, большая эмоциональная встряска для тех, кто только вчера сидел за школьной партой. Учеба вообще считается одним из самых сильных стрессовых факторов (о других факторах мы подробно говорили в статье «Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и продуктивность»), поэтому мы и решили рассказать о том, почему она является стрессом и как с этим бороться.
Причины учебного стресса
Для начала заметим, что стресс на учебе проистекает из повышенных интеллектуальных нагрузок и существенных перемен в образе жизни учащихся.
И как раз чтобы справиться со стрессом и усилить сопротивляемость организма, нужно в первую очередь понять, по каким причинам на учебе появляется стресс.
Если же пустить это дело на самотек, можно создать себе массу проблем со здоровьем, психикой, и, как следствие, с учебой.
В жизни студентов стресс появляется по совершенно разным причинам. Мы не будем рассказывать обо всех, а коснемся лишь самых распространенных.
Смена обстановки
Поступление в вуз напрямую связано со сменой обстановки и круга общения, и это один из главных стрессогенных факторов, влияющих на психоэмоциональное состояние студента. Данный фактор складывается из более мелких факторов, таких как:
- ослабление контроля и влияния со стороны родителей и школьных учителей;
- необходимость самостоятельно заботиться о себе;
- проживание в съемном жилье или общежитии (при обучении в другом городе);
- смена круга общения;
- смена интересов;
- недопонимание с одногруппниками или соседями по комнате/квартире;
- материальные трудности.
Если студент психологически не подготовлен к таким вещам, смена обстановки может в одночасье выбить его из колеи, сделав его более уязвимым и для воздействия других негативных факторов.
Умственные и физические нагрузки
Поступление в вуз – это ко всему прочему еще и резкое повышение нагрузок. Это и намного большие объемы информации к изучению, и более интенсивные занятия, и самостоятельные поиски знаний. Сюда же можно отнести переживания по поводу будущих зачетов и сессий. В дополнение к этому следует выделить нарушение привычного графика.
Если освоение какой-либо дисциплины дается студенту с трудом, риск нервного перенапряжения возрастает. А бывшие школьники с синдромом «отличника» очень часто чрезмерно заботятся о своей репутации и боятся не соответствовать ожиданиям окружающих, в том числе и родителей, желающих видеть своих детей безупречными студентами.
Если эмоциональное напряжение оказывается длительным, оно легко может перерасти в затяжной и даже хронический стресс. Допускать этого ни в коем случае нельзя, т.к. для последующего преодоления (уже лечения) стресса может потребоваться профессиональная медицинская помощь.
Прочие факторы
Выше мы назвали общие факторы стресса на учебе, но есть также и субъективные – касающиеся каждого студента в отдельности. Они сами, а также их количество обусловлены образом жизни, который ведет человек.
К субъективным факторам можно отнести:
- конфликты с педагогами;
- конфликты с другими студентами;
- особенности личной жизни;
- неправильное питание;
- неполноценный сон;
- недостаточное количество отдыха;
- вредные привычки (курение, употребление алкоголя, наркотических средств).
Степень психоэмоционального напряжения, возникающего под воздействием стресса, зависит от готовности студента к самостоятельной жизни, отношения к учебе и уровня его ответственности за то, что с ним происходит. Также на нее влияет и тип стресса, с которым приходится сталкиваться на учебе. Имеется в виду позитивный и негативный стресс:
- Позитивный стресс – это стресс, возникающий, когда человек получает положительный опыт при выходе из стрессовой ситуации. Например, удачно решает какую-то проблему, ресурсы для решения проблемы, поддержку или одобрение окружающих.
- Негативный стресс – это стресс, возникающий, когда человек не может справиться с какой-либо работой, выполнить поставленную задачу, изменить ситуацию. Именно этот стресс является опасным и отрицательно сказывается на психическом и физическом состоянии.
Более подробно о типах стресса читайте в статье «Самая важная информация о стрессе», а мы продолжим. Как вы понимаете, учиться противостоять нужно негативному стрессу, но чтобы это противостояние было эффективным, необходимо также понимать, как протекает стресс и как он проявляется.
Стадии и симптомы стресса
Заметить появление стресса достаточно легко – нужно лишь уловить изменения в своем состоянии, и они могут быть трех типов, исходя из стадии стресса:
- Стадия беспокойства. В ответ на воздействие стрессовых факторов психика человека реагирует волнением. Тревога служит для организма сигналом для мобилизации защитного потенциала. Эту стадию заметить очень легко.
- Стадия сопротивления. Организм приходит в состояние, позволяющее ему самостоятельно справляться со стрессом. Как правило, данная стадия не вызывает у человека беспокойства, особенно если ему удается успешно разрешить проблему.
- Стадия истощения. Стресс достигает ее, если действие стрессового фактора продолжается долго. Резервы организма истощаются, бороться со стрессом становится все сложнее, и в конечном счете стресс полностью подавляет человека. Как и первую стадию, третью стадию заметить очень легко.
Подробно представленные стадии описывал в своих трудах канадский исследователь Ганс Селье еще в середине 20 века, но даже сегодня эта информация остается актуальной. Если состояние начинает соответствовать одной из перечисленных стадий, стоит задуматься, не имеете ли вы дело со стрессом. А убедиться в этом можно, если обратить внимание на симптомы.
Отдельно о симптомах стресса мы писали в статье «Стресс и психология: как они связаны», так что не будем повторяться, а просто напомним, что под воздействием стресса в первую очередь нагрузку испытывает нервная система человека.
Общими признаками влияния стресса являются:
- упадок сил;
- апатия;
- плохой аппетит;
- нарушение сна;
- раздражительность;
- вспыльчивость;
- головные боли;
- отвлекаемость;
- ухудшение концентрации;
- ухудшение усвоения информации;
- ухудшение памяти.
Все это очень плохо сказывается на только на самочувствии студента, но и на его успеваемости, т.к. затрагиваются абсолютно все системы организма, и, как следствие, происходят изменения во всех сферах жизнедеятельности.
Последствия стресса на учебе
Из-за стресса студент плохо воспринимает и запоминает информацию, неохотно посещает занятия, неэффективно готовится к экзаменам, падает общая его успеваемость. Если же учащийся пренебрегает здоровым образом жизни, пьет много кофе и кофеиносодержащих напитков, неправильно питается, мало отдыхает и т.д., ситуация усугубляется, что отражается на физиологическом уровне.
Увеличивается нагрузка на сердце, повышается артериальное давление, нарушается работа вегетативной системы. В случае продолжительного напряжения нарушается вегетативный гомеостаз, со временем разрушаются кровеносные сосуды, ослабевает иммунитет, что повышает риск заболеваний.
Дополнительно можно выделить снижение самооценки, ухудшение настроения и самочувствия. Это может повлечь за собой появление вредных привычек и зависимостей, к примеру, от сигарет, алкоголя, медикаментозных препаратов и наркотических средств. Так человек пытается бороться со сложными обстоятельствами.
Многократные научные исследований указывают и на то, что даже после того как стрессовые факторы прекращают действовать, организму и психике требуется немалое время, чтобы восстановиться и прийти в норму. И это еще одна веская причина, по которой нельзя допускать ни развития, ни, тем более, усугубления стресса.
Как бороться со стрессом на учебе
То, насколько развита стрессоустойчивость студента, имеет важнейшее значение как для учебного процесса, так и для жизни вступающего во взрослый мир человека. Естественно, повлиять на условия, сопутствующие обучению, практически невозможно, и поэтому гораздо эффективнее не «бороться с системой», а искать способы нормализовать психическое состояние.
К самым эффективным методам борьбы со стрессом на учебе относится модификация поведения, т.е. пересмотр и изменение своего отношения к происходящему, избавление от волнений по поводу того, что на повлиять не получается, освоение путей для выхода негатива. И для этого психологи рекомендуют несколько приемов:
- Ведение дневника. Давно доказано, что очень полезно переносить на бумагу переживания, мысли и эмоции. Это позволяет освободиться от негатива и разгрузить психику. Также полезно анализировать записи, чтобы понимать причины своих состояний и находить способы решения проблем.
- Занятия спортом. Психически и физически чувствовать себя намного лучше позволяют физические нагрузки. Тренировки, упражнения, пробежки и другие подобные занятия – это возможность высвободить излишки энергии и успокоиться, отвлечься и обдумать что-то. Конечно же, и здоровье благодаря спорту становится лучше.
- Эмоциональная разрядка. Зачастую стресс вызывает отрицательные эмоции, а их, как уже было подмечено, нужно выплескивать. Если спорт по какой-то причине – не вариант, можно побить пуфик, разбить тарелку, покричать в подушку, сломать что-то, что не жалко. В спокойном состоянии человек уже не так подвержен стрессу, а подобные приемы – это отличный способ достичь спокойствия.
- Смена деятельности. Когда выдается выходной, его обязательно нужно проводить не так, как будний день. Лучше всего кардинально менять окружающие условия и занятость. Можно сходить в поход и заночевать в палатке, покататься на лыжах или организовать барбекю на даче у друзей. Чем больше «необычных» дней будет в жизни, тем лучше для организма и психики.
На самом деле приемов борьбы со стрессами на учебе намного больше, и, если говорить объективно, они нисколько не отличаются от приемов борьбы со стрессами на работе и в обычной жизни. Но есть и особые ситуации, к которым требуется более специфичный подход. Одной из таких ситуаций является предстоящий экзамен.
Даже небольшой стресс накануне экзамена – это помеха для концентрации на подготовке. Лучший способ избежать этого – заранее устранить стрессовые факторы или постараться к ним адаптироваться.
Плюс к этому следует не пропускать лекции, вовремя изучать материал той или иной программы, выполнять все работы, задаваемые преподавателями.
Хотя в некоторых случаях не помогает и это, ведь есть очень эмоциональные люди, которые испытывают стресс, даже если полностью готовы к экзамену.
Таким студентам можно порекомендовать обратить внимание на слабодействующие успокоительные средства. Но, во-первых, не должно быть противопоказаний, а во-вторых, нужно обязательно проконсультироваться с врачом – только специалист сможет подобрать подходящий препарат.
Впрочем, реально обойтись и без фармацевтики. Успокоиться на пороге важного события хорошо помогают «бабушкины» средства, например, успокаивающие сборы и настои из пустырника, ромашки, мяты, валерианы. Однако их нужно начинать пить хотя бы за пару недель до экзамена, т.к. эффект тут накопительный. Никакой настой не будет эффективным, если выпить его за час до мероприятия.
Нельзя пренебрегать правильным режимом дня. Чтобы сохранять продуктивность и высокую работоспособность, меньше переживать и лучше усваивать информацию, желательно ложиться спать и просыпаться в одно и то же время, спать не менее восьми часов в сутки, делать перерывы от занятий в течение дня, больше бывать на свежем воздухе.
Рекомендуется сократить употребление кофе и чая, газированных напитков и энергетиков. Нужно пить больше воды и натуральных соков, питаться здоровой пищей, есть фрукты и овощи, ягоду, рыбу, каши (можете почитать статью «Полезные продукты для работы мозга»), шоколад (он улучшает мозговую активность, правда совсем ненадолго).
Соблюдение предложенных рекомендаций – это возможность укрепить психику, нормализовать психоэмоциональное состояние и поддерживать в тонусе организм в целом. Но, пожалуй, лучшим вариантом будет не принятие экстренных мер по нейтрализации влияния стресса, а его профилактика и предупреждение в повседневной жизни.
Как предупредить стресс на учебе
Избежать в перспективе связанных со стрессом неприятных ситуаций вполне просто. Для этого не нужно дожидаться появления первых признаков стрессового состояния. Напротив, нужно делать так, чтобы они и не давали о себе знать, а сделать это можно, если соблюдать ряд несложных рекомендаций:
- Следить за своей самооценкой и поддерживать ее на должном уровне. При необходимости нужно повышать самооценку. Низкая самооценка – один из серьезных источников стресса и проблем с успеваемостью.
- Поддерживать уровень знаний. Регулярно ходить на лекции, читать сопутствующую литературу, не создавать авралов по учебе. Это также поможет избежать перенапряжения и чрезмерных нагрузок.
- Тренировать память. Чем лучше будет память, то быстрее и больше получится запоминать, а это одна из самых важных для учебы способностей. Для развития памяти есть специальные приемы, применять которые очень просто.
- Развивать чувство юмора. Смех не только продлевает жизнь, но и служит замечательным способом профилактики стресса, ведь он способствует выработке атнистрессовых гормонов и гормона счастья, благотворно сказывающихся на психике.
- Активно отдыхать. Как вы уже знаете, такой отдых помогает снимать эмоциональное и физическое напряжение, приводящее к стрессу. Нужно заниматься спортом, играть в активные игры, совершать прогулки и больше двигаться.
- Принимать душ. Лучше всего подходит контрастный душ по утрам – он оказывает тонизирующее воздействие на организм, укрепляет иммунитет, нормализует кровообращение, а также бодрит и повышает жизненный тонус.
- Релаксировать. Польза релаксации доказана учеными. Эта практика, если ей должным образом овладеть, способствует долговременному стабильному психоэмоциональному состоянию, а при необходимости помогает успокаиваться в любой нужный момент.
- Медитировать. Эффект данной практики сродни эффекту релаксации. Но в дополнение к нему медитация позволяет человек успокаивать бег мыслей, более глубоко понимать причины происходящих событий и лучше разбираться в себе.
- Делать массаж. Если есть возможность, стоит записаться на сеансы массажа. Он прекрасно расслабляет и приводит в норму и тело, и психику. Впрочем, почти каждый может организовать массаж дома – просто попросить кого-то из домочадцев.
- Практиковать арома-терапию. Чтобы на время забыть о заботах и побыть наедине с самим собой, психологи советуют зажигать арома-лампы с эфирными маслами успокаивающих трав. Также арома-масла полезно добавлять в воду при приеме ванны.
- Культурно проводить досуг. Один из лучших способов отвлечься и заодно расширить кругозор – это посещение выставок, музеев, театров. Ко всему прочему такое времяпрепровождение способствует получению эстетического удовольствия.
- Пить витамины. Организм всегда нужно подпитывать полезными веществами, минералами и витаминами. Пищи, к сожалению, для этого не хватает, поэтому нужно пить витаминные комплексы и добавки к повседневному рациону.
Вместе с указанными рекомендациями можно взять за правило выполнять всевозможные дыхательные упражнения и психологические техники. Регулярное их применение послужит мощнейшим оружием против стресса во время учебы. Впрочем, и после получения диплома они будут служить полезным инструментом профилактики стресса на работе и в обычной жизни.
Резюме
Стресс является очень распространенной проблемой (напомним, что детально на эту тему мы говорили в статье «Стрессоустойчивость. Как сохранять спокойствие и продуктивность»), и сталкивается с ней буквально каждый человек. Этот факт следует принять как данность – от стресса не денешься никуда.
Но это не повод паниковать и отчаиваться, ведь разрушительного влияния стресса можно избежать даже при самом жестком учебном графике. Поддерживайте организм в здоровом состоянии и ведите здоровый образ жизни, сократите количество вредных привычек и не приобретайте новых, следите за питанием и сном.
Ответы на самые сложные и серьезные вопросы часто лежат на поверхности: прочтите предыдущий абзац – он отлично показывает, что для предотвращения стресса не нужно бежать от мира на необитаемый остров или уходить в пещеру. Простые правила на каждый день – это и есть основное оружие против стресса на учебе, на работе и где бы то ни было еще.
Не относитесь к своей жизни легкомысленно, берите на заметку все, о чем мы поговорили, и никакой стресс не выбьет вас из седла. Желаем удачи и, конечно же, отличных отметок!
Источник: https://4brain.ru/blog/stress-in-learning/
Стресс у студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки: причины и последствия
Учебная деятельность как стресс для студентов является актуальной проблемой.
Студенческая жизнь всегда наполнена переживаниями, напряжениями и волнительными ситуациями, которые препятствуют академической успеваемости и в перспективе ведут к остановке личностного роста, психосоматическим заболеваниям.
В статье рассмотрены причины и последствия стресса, а также представлены результаты эмпирического исследования учебного стресса среди студентов психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского.
Ключевые слова: студенты, стресс, учебный стресс, учебная деятельность, экзамен
Обучение в высшем учебном заведении является стрессом для большинства студентов.
Начиная с самого начала учебной деятельности стресс в той или иной степени постоянно преследует учащегося и является причиной нарушений поведенческой, эмоциональной, когнитивной, мотивационной сфер деятельности.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, около 45 % всех заболеваний возникают вследствие стрессовых ситуаций, что подтверждает актуальность данной проблемы.
Основоположником концепции стресса принято считать канадского ученого Ганса Селье. Стрессом (от англ. stress — давление, нажим, напряжение) он назвал неспецифическую реакцию организма на разнообразные повреждающие воздействия.
По мнению В. А. Бодрова, стресс — это «функциональное состояние организма и психики, которое характеризуется существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса человека и его поведения в результате воздействия экстремальных факторов психогенной природы (опасность, угроза, сложность или вредность условий жизнедеятельности)» [1, с. 21].
Учебно-профессиональная деятельность как ведущая в студенческом возрасте характеризуется высоким уровнем стрессовых нагрузок. В силу различных факторов отдельные элементы или сама учебная ситуация в целом становятся значимыми для студентов, что и может являться общей предпосылкой для возникновения стресса.
На первом году обучения существенной причиной стресса могут стать кардинальные перемены в жизни студента.
Данный этап вузовского периода отличается большими трудностями, так как студент входит в новый тип взаимоотношений, приобретает новый статус и ему необходимо адаптироваться к новой среде, новым порядкам и незнакомым людям.
- Для студентов вуза стресс может быть связан со следующими факторами:
- − недостатком сна, неумением рационально распределить свое рабочее время и время на отдых;
- − большой учебной нагрузкой;
- − неудовлетворенностью полученной оценки;
- − низкой успеваемостью по определенным дисциплинам;
- − невыполненными или выполненными неверно заданиями;
- − пропусками занятий в большом количестве по какой-либо причинам (длительная болезнь, пропуски по неуважительной причине);
- − несданными в срок практическими и лабораторными занятиями, курсовыми работами, проектами;
- − отсутствием интереса к предлагаемой студенту работе или учебной дисциплине в целом;
- − конфликтными ситуациями с однокурсниками или преподавателями;
- − неблагоприятными физическими условиями (чрезмерный шум, плохое освещение, отклонение в температуре помещения);
- − разочарованием выбранной профессии.
По мнению К. В. Судакова распространенным источником травмирующего воздействия у студентов является экзаменационная сессия [3]. Загруженность обучающихся в период сессии, безусловно, особенно велика.
Интенсивная умственная нагрузка, ликвидация задолженностей, работа с большим количеством информации, которую необходимо выполнить в короткие сроки, нарушение режима дня, недостаток сна — это причины, служащие возникновению стресса.
Зачеты и экзамены могут послужить факторами, оказывающими влияние на настроение, самочувствие, психику и психоэмоциональное состояние студентов. Снижение аппетита, тревожные мысли, дрожь в конечностях, учащенный пульс, бессонные ночи — характерные проявления стресса перед зачетами и экзаменами.
Мнение о том, что все болезни являются следствием «нервов» в научном обществе считается достоверным. В настоящее время получены убедительные доказательства, что учебный стресс негативно воздействует на нервную, иммунную, сердечно-сосудистую систему студентов [4] и в целом на эмоциональное состояние.
Одно из самых опасных последствий при возникающей стрессовой ситуации — употребление алкогольных напитков и наркотиков, интенсивное курение для «снятия напряжения» и улучшения настроения.
Рассмотрим несколько типичных симптомов проявления экзаменационного стресса: эмоциональные симптомы (ощущение общего недомогания, раздражительность, тревога, паника, растерянность, неуверенность, подавленность); физиологические симптомы (головная боль, перепады артериального давления, мышечное напряжение, учащенный пульс, углубление и учащение дыхания, тошнота); когнитивные симптомы (ухудшение памяти, рассеянность, ослабление способности к концентрации внимания, кошмарные сновидения, неприятные воспоминания о своих или чужих провалах во время экзамена в прошлом, воображение негативных последствий после неудачи на экзамене — лишение стипендии, исключение из вуза); поведенческие симптомы (ухудшение аппетита и сна, нежелание готовиться к экзамену, проявляющееся в стремлении заняться любым другим делом, вовлечение в тревожные разговоры о предстоящем экзамене других людей, увеличение употребления кофеина и алкогольных напитков).
Существует две причины, способствующие возникновению экзаменационного стресса. Во-первых, — неуверенность в своих знаниях, которая может быть истинной, вызванная реальными пробелами в знаниях, и ложной, связанной с боязнью неизвестного. Во, вторых — переоценка значимости экзамена, которая, как правило, может быть навязана родителями или обществом.
Конечно, интенсивность развивающейся негативной реакции зависит не столько от характеристик стрессора (объекта, явления или каких-либо других факторов внешней среды, непривычного для человека), сколько от личностной значимости воздействующего фактора.
В связи с этим возникающая в процессе обучения она и та же ситуация приводит у каждого студента к различным последствиям и проявлениям. Кроме того, для каждого человека характерен свой определенный уровень волнения и страха, который позволяет показать наилучшие результаты.
Следовательно, чтобы мобилизовать свои силы и удачно сдать зачеты и экзамены, одним студентам необходимо снизить уровень стресса, другим нужно как следует «испугаться».
С целью более детального исследования стресса в учебной деятельности у студентов высшего учебного заведения нами было проведено исследование на базе Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского психолого-педагогического факультета. Выборку исследования составили студенты четвертого курса в количестве 75 человек.
В качестве диагностического материала был выбран тест Ю. В. Щербатых «Учебный стресс» [5].
Для оценки студентами факторов, провоцирующих стресс, автор выделил следующие: строгих преподавателей, большую учебную нагрузку, отсутствие учебников, непонятные учебники, жизнь вдали от родителей (для иногородних студентов), неумение правильно распорядиться ограниченными финансами, неумение правильно организовать свой режим дня, нерегулярное питание, проблемы совместного проживания с другими студентами, конфликт в группе, излишне серьезное отношение к учебе, нежелание учиться или разочарование в профессии, стеснительность и застенчивость, страх перед будущим, проблемы в личной жизни.
Результаты проведенного исследования показали, что основными стрессогенными факторами для испытуемых являются «страх перед будущим и большая учебная нагрузка». Меньше всего беспокоят студентов «неумение правильно распорядиться финансами и конфликты в группе».
Для оценки проявлений связанного с учебой стресса в соответствии с тестом студентам были предложены следующие признаки: ощущение беспомощности и невозможности справиться с проблемами, невозможность избавиться от посторонних мыслей, повышенная отвлекаемость и плохая концентрация внимания, раздражительность и обидчивость, плохое настроение и депрессия, страх и тревога, потеря уверенности и снижение самооценки, спешка и ощущение постоянной нехватки времени, плохой сон, нарушение социальных контактов и проблемы в общении, учащенное сердцебиение и боли в сердце, затрудненное дыхание, проблемы с желудочно-кишечным трактом, напряжение или дрожание мышц, головные боли, низкая работоспособность и повышенная утомляемость.
Оценивая свои психические процессы и состояния в ситуации учебного стресса, студенты выделили такие признаки, как страх и тревога, невозможность избавиться от посторонних мыслей и плохой сон. Признаки, которые проявляются в значительно меньшей степени — это проблемы в общении, нарушение социальных контактов, затрудненное дыхание, проблемы с желудочно-кишечным трактом.
В качестве основных способов снятия стресса Ю. В.
Щербатых выделил употребление алкоголя, сигарет, наркотиков, вкусной еды, просмотр телевизора, перерыв в учебе или работе, сон, общение с друзьями или любимым человеком, поддержку или совет родителей, секс, прогулки на свежем воздухе, хобби, физическую активность. На первое место студенты поставили вкусную еду, сон и общение с друзьями или любимым человеком.
Исследование уровня предэкзаменационного стресса показало, что значительная часть студентов (47 %) испытывают максимальный уровень стресса в период экзаменационной сессии и оценивают его по 10-ти бальной шкале оценок — в 10 баллов. Часть испытуемых (32 %) оценили свое стрессовое состояние перед экзаменом в 8–9 баллов. 21 % респондентов отметили, что они «в меньшей степени подвержены экзаменационному стрессу».
Проведенное исследование показало, что стресс у студентов является определенной формой отражения ими трудной учебной ситуации, в которой они находятся. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача не только студентов, но педагогов и кураторов студенческих групп.
В первую очередь, необходимо использовать такие общеукрепляющие средства, как оптимизация режима дня, правильное питание и систематическое пребывание на свежем воздухе. Одним из эффективных считается метод, направленный на совершенствование поведенческих навыков: общения, позитивного мышления, уверенности в себе.
На занятиях нужно проводить подготовку к неопределенным и экстремальным ситуациям в учебной деятельности, знакомить со способами преодоления учебного стресса, а также формировать навыки их применения в жизни, например, в период экзаменационной сессии, во время сдачи экзаменов и для восстановления психического здоровья после экзаменационной сессии.
На практических занятиях студентам также следует изучить дыхательные техники, различные приемы мышечной релаксации и визуализации [2].
Таким образом, в статье мы определили, факторы, основные причины стресса студентов в процессе учебно-профессиональной подготовки, определили уровень стресса в период экзаменационной сессии, выявили, в чем проявляется стресс и основные способы его снятия.
Литература:
- Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. — М.: ПБР СЭ, 2006. — 528 с.
- Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. В. Р. Бильданова, Г. К. Бисерова, Г. Р. Шагивалеева. — Елабуга: Изд-во ЕИ КФУ, 2015. — 142 с.
- Психоэмоциональный стресс / под ред. К. В. Судакова. — М.: НИИ им. П. К. Анохина РАМН, 2012. — 148 с.
- Суворова В. В. Психофизиология стресса. — М.: Педагогика, 1975. — 208 с.
- Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, учебный стресс, учебная деятельность, экзаменационная сессия, стресс, свежий воздух, психолого-педагогический факультет, учебная нагрузка, высшее учебное заведение, Арзамасский филиал.
Источник: https://moluch.ru/archive/140/39480/
Причины возникновения стресса у студентов медицинского университета
Ключевые слова: здоровье, стресс, студенты, ВУЗ.
Актуальность: На современном этапе развития общества отмечается тенденция к росту стрессовых расстройств среди студентов. Стресс(stress) в переводе с английского — нагрузка, напряжение, состояние повышенного напряжения[1].
Но стресс – это не только состояние психофизиологического напряжения, но и комплексная приспособительная реакция всего организма к изменяющимся условиям окружающей среды.
Селье, канадский физиолог, определил стресс как совокупность неспецифических защитных реакций организма, вызываемых каким — либо из стрессовых факторов. Ключевым моментом в определении является то, что стресс – это реакция организма в ответ на внешнее раздражение. Выделенные Г.
Селье стадии развития стресса (тревога, резистентность (сопротивление),истощение) стали основополагающими уровнями для любого адаптационного процесса.
Шок или стадия тревоги. В этом момент происходит мобилизация защитных сил организма. У человека увеличивается частота дыхательных движений и сердечных сокращений, поднимается артериальное давление. В психическом плане увеличивается возбуждение. Человек концентрирует все свое внимание на раздражителе. В то же время человек начинает терять самоконтроль.
Он постепенно утрачивает способность сознательно и разумно контролировать свое поведение. Организм включает защитные механизмы от стресса. На этом этапе стресса человек не может находиться долго. Если организму удалось справиться со стрессом на этой стадии, то постепенно тревога утихает, стресс заканчивается.
А если же не удалось, то наступает следующий этап стресса.
Стадия резистентности (сопротивления). Этот этап наступает, если фактор стресса продолжает действовать. На этой стадии организм включает свой резервный запас сил. Все системы организма работают с максимальной нагрузкой. На этом этапе возможны два варианта развития ситуации.
Или человек становится чрезмерно активным, у него повышается эффективность деятельности, происходит мобилизация сил, или же происходит резкое снижение деятельности, теряется ее эффективность, появляется пассивность и общее торможение.
Поведение человека в стрессовой ситуации прежде всего зависит от его индивидуальных психических особенностей.
Стадия истощения. Если предыдущие этапы стресса пройдены, а адаптивные силы организма недостаточно велики, наступает третий этап – стадия истощения. Она наступает при условии очень длительного воздействия фактора стресса.
На этой стадии напряжения резервные силы организма исчерпываются, истощаются. Такая ситуация может привести к болезни или ухудшению общего состояния, что приводит к нарушению деятельности всех органов и систем организма.
Студенческая жизнь полна чрезвычайных и внезапных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс, который особенно ярко выражен в период экзаменационной сессии. Экзаменационный стресс — это частная форма психического стресса, которая нередко обуславливает экзаменационный невроз и является несомненным психотравмирующим фактором [2].
Эмоциональное напряжение у студентов начинается по крайней мере за 3-4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни.
Наличие эмоционального напряжения и в межэкзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом[3], поэтому проблема психического здоровья студентов весьма актуальна.
Научная гипотеза: Независимо от курса студенты испытывают одинаковые стрессовые ситуации во время обучения.
Цель исследования: Определение причин возникновения стресса у студентов 1-3 курсов РостГМУ.
Материалы и методы: Исследование проводилось в Ростовском государственном медицинском университете. Использовался метод анкетирования.
Анкета состояла из 14 вопросов, направленных на выявления причин возникновения стресса, определение изменения уровня постоянного стресса за последние три месяца учебы, выявление признаков экзаменационного стресса у студентов, определение приемов снятия стресса. В исследовании принимало участие 60 человек.
Из них сформировались группы по курсу. Статистическая обработка данных проводилась сравнением средних показателей при помощи пакета программ для обработки данных Statistica 6.0.
Результаты исследования: В ходе исследования было выявлено, что из 60 опрошенных: 24 человека(40%)- студенты 1 курса, 19(31,7%)- 2 курс,17(28,3%)-3 курс. Причины возникновения стресса студенты оценивали по 10-бальной системе.
Так, по мнению студентов, весомыми причинами возникновения стресса являются (больше 7): большая учебная нагрузка(85%), строгие преподаватели(48,3%), отсутствие учебников(48,2%), неумение правильно организовать свой режим дня(43,4%).
А конфликт в группе, нежелание учиться или разочарование в профессии, проблемы в личной жизни для большинства опрошенных либо никак не сказывается на их психическом состоянии, либо данная проблема отсутствует. Жизнь вдали от родственников — это стрессовый фактор для первокурсников.
У вчерашних школьников, перестройка к новым социальным условиям вызывает активную мобилизацию, а затем истощение физических ресурсов организма, особенно в первые годы обучения. На первом курсе происходит изменение социальной роли обучаемого, корректировка потребностей и системы ценностей.
Возникает необходимость более гибко регулировать свое поведение, приспосабливаясь к более жестким требованиям высшей школы, устанавливать взаимоотношения в новом коллективе.
Также определили изменение уровня постоянного стресса за последние три месяца учебы: значительно уменьшился(21,7%), незначительно уменьшился(16,7%), не изменился(23,3%), незначительно возрос(20%), значительно увеличился(18,3%). Установили, что студенты(85%) сильно волнуются перед экзаменами. Наблюдается тенденция снижения волнения к 3 курсу обучения.
Определили, какие признаки экзаменационного стресса студенты отмечали у себя чаще всего: учащенное сердцебиение -50 человек (83,3%), скованность, дрожание мышц-32(53,3%), сухость во рту-23(38,3%), головные боли-21(35%), затрудненное дыхание-15(25%). Наиболее часто стресс отражается на сердечно-сосудистой системе.
Это проявляется в учащении пульса, то есть создается неблагоприятный режим для работы сердца. Под воздействием стрессовых ситуаций нарушается деятельность иммунной системы, что приводит к увеличению роста как хронических, так и инфекционных заболеваний. В результате избыточного действия гормонов стресса (кортизола, адреналина) возникают заболевания сердечно-сосудистой, нервной, опроно-двигательной, пищеварительной систем. Выяснили, какие приемы снятия стресса практикуют опрошенные: сон-45 человек(75%), общение с друзьями или любимым человеком-39(65%), прогулки на свежем воздухе-36(60%), перерыв в работе или учебе-33(55%), поддержка или совет родителей-28(46,7%), физическая активность-25(41,7%), вкусная еда-18(30%), хобби-13(21,7%), телевизор-6(10%).
Вывод: Стресс — это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента. В ходе данной научной работы можно сделать вывод, что существует множество причин, которые могут привести к возникновению стрессовых ситуаций в жизни студента.
Таким образом, независимо от курса обучения стрессу в одинаковой мере подвергаются все студенты. Хронический стресс – спутник студенческой жизни, но необходимо уметь приспосабливаться к разным условиям окружающей среды, избегая стрессовых ситуаций или повышая стрессоустойчивость.
Основными направлениями повышения стрессоустойчивости можно считать:
- рациональное соотношение труда и отдыха;
- сбалансированное питание;
- закаливание;
- активный отдых;
- необходимость двигательной активности, для предупреждения гиподинамии стремление к здоровому образу жизни.
Также можно использовать следующие рекомендации, в частности для студентов:
- своевременное выполнение учебных заданий на протяжении всего семестра;
- соблюдение режима умственного труда и отдыха;
- совершенствование коммуникабельности между студентами и преподавателями вуза;
- соблюдение всех основ здорового образа жизни;
- обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма.
Список литературы:
Источник: https://sibac.info/studconf/science/xxiv/80647
Стресс у студентов
Проявляется стресс в группе в
основном на психологическом
уровне, что сказывается
на понижении работоспособности
студентов, плохом сне, нехватке времени. Биологические
признаки проявления стресса у большинства
студентов присутствуют в малых количествах. Можно сделать вывод о хорошем показателе здоровья студентов в группе.
Таблица 3 — Приемы снятия стресса.
Способ снятия стресса | Выбор студентов, в % |
Сон | 97% |
Общение с друзьями или любимым человеком | 92% |
Прогулки на свежем воздухе | 80% |
Вкусная еда | 93,4% |
Перерыв в работе или учебе | 75% |
Поддержка родителей | 60,4% |
Физическая активность | 46,7% |
Телевизор | 36,7% |
Секс | 21,7% |
Хобби | 20% |
Сигареты | 2,3% |
Алкоголь | 6,7% |
Наркотики | — |
Иное: танцы, принятие душа, смена деятельности, самовнушение. |
Основным
способом снятия стресса является сон (используют 97% опрошенных). Радует то, что алкоголь, сигареты, наркотики в качестве приема снятия стресса в группе практически не используются.
Таблица 4 — Признаки проявления стресса.
Признак проявления стресса | Выбор студентов, в% |
Учащенное сердцебиение | 86,7% |
Головные или иные боли | 73,4% |
Затрудненное дыхание | 33,4% |
Сухость во рту | 20% |
Скованность, дрожание мышц | 54,4% |
Иное: нарушение сна, боли в животе. |
Из
биологических признаков
проявления стресса
можно выделить учащение сердцебиения и различные
боли. Остальные признаки присутствуют у меньшей
части студентов.
Таблица 5 — Самооценка стрессоустойчивости.
№ | Фамилия И. | Результаты, max = 40 б. | Оценка |
1 | Быканова К. | 21 | Удовлетворительно |
2 | Будникова А. | 25 | Плохо |
3 | Вандин Р. | 14 | Хорошо |
4 | Гительсон С. | 20 | Удовлетворительно |
5 | Гудинова Ю. | 14 | Хорошо |
6 | Дмитриенко В. | 20 | Удовлетворительно |
7 | Долгих А. | 12 | Хорошо |
8 | Драчева В. | 27 | Плохо |
9 | Карапетян С. | 13 | Хорошо |
10 | Кулешова М. | 18 | Удовлетворительно |
11 | Курбатова Н. | 18 | Удовлетворительно |
12 | Литвякова В. | 16 | Удовлетворительно |
13 | Медвидь В. | 21 | Удовлетворительно |
14 | Мезенцева М. | 20 | Удовлетворительно |
15 | Моисеева А. | 22 | Удовлетворительно |
16 | Монгуш А. | 14 | Хорошо |
17 | Мосова Ю. | 26 | Плохо |
18 | Неволина Е. | 20 | Удовлетворительно |
19 | Непомнящих М. | 15 | Удовлетворительно |
20 | Пукова М. | 13 | Хорошо |
21 | Сухбатуллозода С. | 21 | Удовлетворительно |
22 | Сухонцева А. | 28 | Плохо |
23 | Фирсова А. | 34 | Очень плохо |
24 | Шарафутдинова А. | 28 | Плохо |
25 | Шипунова К. | 14 | Хорошо |
Итого: оценка «хорошо» у 28% студентов, «удовлетворительно» у 48%, «плохо» у 20% и очень плохо 4%. |
При проведении теста, определяющего уровень
самооценки стрессоустойчивости, средний
показатель стрессоустойчивости составил 19, 76 из 40 возможных баллов, что соответствует удовлетворительной оценке показателя самооценки стрессоустойчивости студентов, который означает адекватность восприятия своей стрессоустойчивости и уровень стрессоустойчивости студентов в группе.
5.Методы борьбы со стрессами
Существует
множество методов
борьбы со стрессом, к которым может
прибегнуть студент-первокурсник:
1. При распределении
времени держать
ситуацию под контролем
не менее важно,
чем управлять
стрессом. Чувство
контроля ситуации, вероятно, самое важное и фундаментальное отношение, необходимое для того, чтобы преодолеть стресс.
2. Защищаясь от стресса,
можно прибегнуть
к воображению.
Его используют
для психической
релаксации.
3. Непродолжительные
прогулки на свежем
воздухе.
4. Посещение культурных и культурно-развлекательных учреждений (театр, музей, выставка, кино и др.)
5. Общение с друзьями
или другой приятной
компанией.
6. Хорошим лекарством
от стресса является
смех. Он тренирует
многие мышцы,
снимает головную
боль, понижает артериальное
давление, нормализует дыхание и сон. При этом в кровь поступают так называемые антистрессовые гормоны. Во время стресса в организме также вырабатываются гормоны, только стрессовые: адреналин и кортизол.
7. Массаж. Можно прибегнуть
также к самомассажу.
8. Занятия спортом (бег трусцой, плавание, спортивные игры и т.д.). Любые физические упражнения выводят гормоны стресса.
- Рекомендации
по преодолению тревожности и
стресса у студентов.
Факторами, уменьшающими стрессогенность среды
и ее отрицательное влияние на организм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, а также возможность контроля над событиями, что существенно снижает силу воздействия неблагоприятных факторов.
Значительную роль в преодолении отрицательного влияния неблагоприятных состояний на деятельность человека играют волевые качества.
«Проявление волевых качеств (силы воли) — это, прежде всего, переключение сознания и волевого контроля с переживания неблагоприятного состояния на регуляцию деятельности (на ее продолжение, подачу внутренней команды к началу деятельности, к сохранению качества деятельности)».
Переживание состояния при этом отодвигается в сознании на второй план. Важную роль в регуляции психических состояний, в том, как человек реагирует на воздействие стрессоров окружающей среды, играют индивидуально-типические особенности нервной системы и личности.
Известно, что лица с высокой силой нервной системы характеризуются большей устойчивостью, лучшей переносимостью стрессовых ситуаций по сравнению с индивидами, имеющими слабую силу нервной системы. Так найдены подтверждения того, что жизнерадостные люди более устойчивы, способны сохранять контроль и критичность в сложных ситуациях.
Влияние самооценки проявляется в том, что
люди с низкой самооценкой проявляют более высокий уровень страха или тревожности в угрожающей ситуации.
Они воспринимают себя чаще всего как имеющих неадекватно низкие способности для того, чтобы справиться с ситуацией, поэтому они действуют менее энергично, склонны подчиняться ситуации, пытаются избегать трудностей, так как убеждены, что не в силах с ними справиться.
Таким образом, мы видим, что стресс в большой
мере является индивидуальным феноменом.
Важным
направлением психологической помощи является обучение человека определенным приемам и выработка навыков поведения в стрессовых ситуациях, повышение уверенности в себе.
В исследованиях Селье и многочисленных последующих работах показано, что
непредсказуемые и неуправляемые
события более опасны, чем предсказуемые
и управляемые.
Когда люди понимают, как протекают события, могут повлиять на них или, хотя бы частично, оградить себя от неприятностей, вероятность стресса значительно снижается.
Применительно к учебной деятельности можно сказать, что если возможность управления ситуацией очень низка, а напряженность работы значительна, то такая работа сама по себе является стрессором. и самопринятие.
Стресс
могут вызывать и
личностные факторы. Чтобы предотвратить
дальнейшие последствия, способствующие возникновению
различных психических отклонений, можно дать ряд рекомендаций, которые помогут своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм:
1. Собрать достаточную
информацию о возможности
наступления подобных
ситуаций.
2. Продумать способы предупреждения конкретных жизненных опасностей, попытаться найти способы их смягчения.
3. Не пытаться в
преддверии самого
события делать
поспешные умозаключения.
4. Осознать, что большую
часть вызывающих
стресс ситуаций
человек способен
решить сам, не прибегая к посторонней помощи.
5. Стремиться активно
вмешиваться в
ситуацию, вызывающую
стресс. Активный
образ жизни способствует
созданию в организме
защитного фона
против стресса,
улучшая деятельность
адаптационных организмов.
6. Понять и принять, что серьезные перемены — это неотъемлемая часть жизни.
7. Помнить, что стрессогенными
жизненными ситуациями
быстрее и лучше
овладевают те, кто
умеет использовать
методы релаксации.
Заключение
Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все — от новорожденного до немощного старика.
Стресс
в студенческой деятельности представляет собой повседневные перегрузки, связанные
с особенностями процесса обучения в ВУЗе и оказывающие непосредственные и независимые эффекты на самочувствие и психические или соматические функции.
Для современного студента стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с
повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека.
В результате нашего исследования мы выяснили, что основными причинами появления
стресса у студентов являются большие учебные нагрузки, которые
появляются из-за большого количества заданий по разным учебным дисциплинам. Все это приводит к спешке и постоянной нехватке времени. Таким образом, можно сказать, что наша гипотеза подтверждена. Чаще всего студенты восстанавливают силы крепким сном и общением с друзьями и близкими людьми.
Итак, стресс — это неотъемлемая часть
повседневной жизни каждого студента.
Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни.
От самого студента зависит, каким будет его образ жизни — здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.
Список
литературы
- Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. — М.: ПЕР СЭ. — 2006. — с.528
- Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — с.256
- Митева И.Ю. Курс управления стрессом. Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. — с.288
- Ресурс Интернета: http://www.no-stress.ru/testy/stress.html
- А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова. Психологические технологии управления состоянием человека Издат. «Смысл» 2009.
- Китаев-Смык Л.А. Психология стресса: Издат. «Наука». Москва 1983.
- Г. Селье. Стресс без дистресса. Москва «Прогресс» 1982.
Источник: http://freepapers.ru/18/stress-u-studentov/16189.159161.list2.html