Стрессоустойчивость: понятие, развитие

В современных условиях существенно возросла интенсивность и напряженность жизни и деятельности людей, соответственно увеличивается частота возникновения негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, которые, накапливаясь, вызывают формирование выраженных и длительных стрессовых состояний.

Эти состояния снижают успешность и качество выполнения своих должностных обязанностей у людей, включенных в профессиональную деятельность, или требуют дополнительных усилий для поддержания оптимального психофизиологического уровня, что, в свою очередь приводит к целому ряду социально-экономических и социально-психологических последствий: повышение текучести кадров, снижение удовлетворенности трудом, деформации личностных и характерологических качеств.

Все это неизбежно предъявляет более высокие требования к профессиональной подготовке, состоянию морального духа, психологической подготовке, психическому здоровью, устойчивости психики сотрудников различных организаций в условиях специфической профессиональной деятельности. Данный аспект может быть реализован в том случае, если сотрудник сможет умело противостоять стресс-факторам, воздействующим на него в процессе профессиональной деятельности.

Использование мероприятий по профилактике стрессовых состояний сотрудников способствует совершенствованию их подготовки к выполнению задач профессиональной деятельности, а также поддержанию на оптимальном уровне показателей психического здоровья.

Психопрофилактика проводимая в процессе профессиональной деятельности, позволяет сохранять, поддерживать, развивать и восстанавливать психическое здоровье сотрудников организации, что способствует повышению уровня профессиональной готовности, укреплению дисциплины и правопорядка, снижению преступности и травматизма. Разработка проблемы позволяет вооружить руководителей всех уровней обоснованными рекомендациями по предупреждению опасного воздействия стресс-факторов, снижающих психическое здоровье, по психопрофилактике стрессовых состояний сотрудников в конкретных ситуациях жизни и деятельности.

Очевидным становится тот факт, что устойчивое поведение сотрудников в условиях стресса («стрессоустойчивость») является одним из важных психологических факторов обеспечения надежности, эффективности и успеха профессиональной деятельности как индивидуальной, так и совместной.

Таким образом, профилактика стрессов посредством развития у сотрудников достаточно высокого уровня стрессоустойчивости является первостепенной задачей специалистов-психологов специализирующихся на психологическом обеспечении профессиональной деятельности.

Для того чтобы научить сотрудников успешно преодолевать стрессовые ситуации, необходимо, прежде всего, провести всесторонний психологический анализ понятия «стрессоустойчивость».

Исследование природы стрессоустойчивости, путей и средств формирования, поддержания, зависимости ее от особенностей профессиональной деятельности имеет важное значение для сотрудников организации, деятельность которых очень часто протекает в динамично меняющихся условиях.

В современной науке для описания способности личности сохранять адекватность психического состояния и эффективность деятельности в экстремальных условиях исследователи используют различные термины:

  • «устойчивость личности» (Л.И. Божович, 1966; Б. Басаров, 1981),
  • «нравственная устойчивость» (В.Э. Чудновский, 1978),
  • «психическая устойчивость» (В.М. Генковска, 1990; М.Ф. Секач, 1999; А.А. Коренев, 2006),
  • «психологическая устойчивость» (С.А. Козлов, 1995; В.В. Аршинова, 2007; С.А. Шувалова, 2008),
  • «стрессоустойчивость» (О.А. Ахвердова, И.В. Боев, 2004),
  • «устойчивость к стрессу» (Б.В. Кулагин, 1984; Л.А. Кандыбович, 2001),
  • «нервно-психическая устойчивость» (A.M. Столяренко, 1972; П.П. Дорогов, 2008),
  • «помехоустойчивость» (Н.П. Казаченко, 1976; А.Ф. Ануфриев, 1984),
  • «эмоциональная устойчивость» (Л.М. Аболин, 1984; В.Г. Пичугин, 2009; Е.М. Семенова, 2006),
  • «морально-психологическая устойчивость» (Н.Ф. Феденко, 1984),
  • «эмоционально-волевая устойчивость» (В.Ф. Власов, 1990; И.И. Рудской, 2004),
  • «профессионально-психологическая устойчивость» (Е.В. Василенко, 2008).

Все перечисленные виды устойчивости специфичны, но в их основе находятся утверждения, что это:

  1. способность поддерживать оптимальную работоспособность и эффективность деятельности в напряженных ситуациях;

  2. способность личности сохранять оптимальное психическое состояние при воздействии негативных факторов.

Однако устойчивость в целом нельзя свести только к под­держанию определенных состояний, она охватывает сохраняе­мость процесса — последовательность состояний во времени. Ее отличает активный характер (можно рассматривать как процесс и как результат), она является неотъемлемой час­тью развития, стороной процесса адаптации.

Устойчивость, в широком смысле, необходимо рассматривать как функцию двух переменных — окружающей среды и внутренней структуры системы. Исходя из этого, можно предположить, что все существующие виды устойчивости, являются составными компонентами такого целостного явления как – психическая устойчивость личности, но характеризуют его различные стороны.

В психологическом плане устойчивость отра­жает функциональные характеристики профессионально зна­чимых психических процессов, качеств и свойств личности, а также степень адекватности психологической системы дея­тельности требованиям конкретных рабочих ситуаций.

Исходя из этого, можно утверждать, что стрессоустойчивость является частным случаем психической устойчивости, проявляющейся при действии стресс-факторов, и их специфичность будет определяться конкретным видом деятельности.

Таким образом, стрессоустойчивость является сложным и емким качеством личности. В нем объединен целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений.

Проведенный анализ научных источников показал, что единого подхода к формулировке определения стрессоустойчивости нет, и авторы трактуют его по-своему.

Например, в психологическом словаре стрессоустойчивость характеризуется как: некоторая совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

С.В.

Субботин утверждает, что «стрессоустойчивость — комплексная индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеостаз системы и ведет к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности», к данному определению присоединяются А.А. Баранов, отмечая, что данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности, то же отмечает позднее и Н.В. Суворова [2, с. 352].

В работах Б.Х. Варданяна и С.В. Субботина прослеживается идея о двойственной природе стрессоустойчивости как свойства, влияющего на результат деятельности (успешность-неуспешность) и как характеристики, обеспечивающей гомеостаз личности как системы, на основании этого стрессоустойчивость можно рассматривать как деятельностный и личностный показатель [1, с. 156].

О.В.

Лозгачева в своей работе по формированию стрессоустойчивости на этапе профессионализации под стрессоустойчивостыо понимает «комплексное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных и/или кумулятивных внешних и внутренних факторов в процессе жизнедеятельности, обусловленное уровнем активации ресурсов организма и психики индивида, проявляющееся в показателях его функционального состояния и работоспособности» [5, с. 158].

В социально-психологическом исследовании по формированию стрессоустойчивости у человека Ли Канг Хи сформулировал следующее определение «стрессоустойчивость — психофизическое состояние человека, обеспечивающее оптимальную адаптацию к экстремальным условиям, позволяющее решать возложенные на него служебные и бытовые задачи без потерь (физических и психических), то есть находясь в состоянии психофизического равновесия» [4, с. 26].

По мнению ведущего современного специалиста в области изучения психологического стресса В.А. Бодрова, исходной позицией в изучении стрессоустойчивости должно служить определение этого понятия, которое ряд авторов сводит лишь к понятию эмоциональной устойчивости, хотя данные понятия не являются тождественными.

Под стрессоустойчивостью он понимает «интегративное свойство человека, которое, во-первых, характеризует степень его адаптации к воздействию экстремальных факторов внешней (гигиенические условия, социальное окружение и т.п.) и внутренней (личной) среды и деятельности.

Во-вторых, оно определяется уровнем функциональной надежности субъекта деятельности и развития психических, физиологических и социальных механизмов регуляции текущего функционального состояния и поведения в этих условиях.

И, в-третьих, это свойство проявляется в активации функциональных ресурсов (и оперативных резервов) организма и психики, а также в изменении работоспособности и поведения человека, направленных на предупреждение функциональных расстройств, негативных эмоциональных переживаний и нарушений эффективности и надежности деятельности» [2, с. 352].

Понимание структуры стрессоустойчивости личности опирается на традиционно сложившемся в психологии подходе к представлению о структуре психики. Исходя из этого стрессоустойчивость, как и психическую устойчивость можно рассматривать как динамическую структуру (М.Ф. Секач, 1999; А.А. Напримеров, 2001; О.Д. Привалова, 2004 и др.).Основными компонентами динамической структуры личности являются:

  • эмоциональный, накопленный в процессе преодоления сложных ситуаций и проявляющийся в уверенности, в чувстве воодушевления и удовлетворения от выполнения задачи;
  • волевой, который выражается в самообладании, самоконтроле, сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации. Волевой компонент выполняет контрольно-оценочную функцию сохранения и восстановления целесообразной регуляции деятельности.
  • интеллектуальный, отражающий умственную работоспособность, тип мышления.

Однако приведенный перечень для отражения сущности понятия стрессоустойчивости далеко не полон. Некоторые авторы (Ю.Н. Гурьянов, 2001; С.А. Козлов, 1995; В.Ф. Власов, 1990) выделяют еще ряд структурных компонентов:

  • мотивационный, отражающий устремленность личности на выполнение поставленной задачи. Мотивационный компонент представлен проявлением различных мотивационных тенденций, выполняющих побудительную, смыслообразующую и регулятивную функцию;
  • физиологический компонент, определяющий запас энергети­ческих возможностей организма;
  • познавательный, характеризующий степень осознания и понимания служебной задачи. Познавательный компонент обеспечивает функцию создания, структурирования ориентировочной основы профессиональной деятельности, текущего анализа и прогнозирования динамики служебных ситуаций;
  • операциональный (моторный), объединяющий применяемые способы и приемы деятельности. Операциональный (моторный) компонент обеспечивает владение способами и приемами деятельности, необходимыми навыками и умениями по использованию технических и др. средств;
  • коммуникативный компонент, характеризующий социально-психологический аспект деятельности личности, состояние готовности к взаимодействию[3, с. 470].

    Изучая устойчивость к стрессу у оперативных сотрудников таможенных органов Н.И. Бережная, рассматривает категорию стрессоустойчивости как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:

    • психофизиологического (тип, свойства центральной нервной системы);
    • мотивационного, считая, что сила мотивов во многом определяет эмоциональную устойчивость;
    • эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций;
    • волевого, выражающегося в сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации;
    • профессиональной подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач;
    • интеллектуального, действующего на оценку требований ситуации, прогноз ее возможного изменения, принятие решений о способах действий. [5, с. 158].

    В зависимости от характера деятельности структурные компоненты, как психической устойчивости, так и стрессоустойчивости занимают в ней различные «ранговые места», при этом «удельный вес» составныхкомпонентов не всегда одинаков. Все они находятся в определенной взаимосвязи, и возможна компенсация невыраженности одних за счет большей развитости других.

    Таким образом, обобщая вышеуказанное, можно сделать следующие выводы:

    В современной науке для описания способности личности сохранять адекватность психического состояния и эффективность деятельности в сложных условиях исследователи применяют различные термины: «психическая устойчивость», «психологическая устойчивость», «стрессоустойчивость», «нервно-психическая устойчивость», «помехоустойчивость», «морально-психологическая устойчивость», «эмоционально-волевая устойчивость», «психофизиологическая устойчивость», «профессионально-психологическая устойчивость» и др.

    На современном этапе развития психологического знания о содержании стрессоустойчивости личности присутствуют различные точки зрения.

    Так ряд авторов рассматривают данный феномен (качество, черта, свойство) в основном с функциональных позиций, как характерис­тика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности, как способность поддерживать оптимальную работоспособность и эффективность деятельности в напряженных ситуациях. В работах других ученых прослеживается идея о двойственной природе стрессоустойчи­вости. Эта особенность проявляется в рассмотрении стрессоустойчивости как свойства, влияющего на результат деятель­ности (успешность-неуспешность) и как характеристики, обеспечивающей гомеостаз личности как системы, что позволяет рассматривать стрессоустойчивость как показатель деятельностный и личностный.

    В структуре стрессоустойчивости личности психологи выделяют эмоциональный, волевой, интеллектуальный, мотивационный, коммуникативный, операциональный и другие компоненты. Причем все компоненты стрессоустойчивости, как и психической устойчивости находятся в определенной взаимосвязи, и возможна компенсация невыраженности одних за счет большей развитости других.

    Читайте также:  Как не волноваться при собеседовании на работу: советы психолога, как подготовиться, чтобы не нервничать, что из успокоительного выпить перед интервью

    Литература:

    1. Банников В.В. Влияние социально-психологических компонентов стрессоустойчивости на эффективность деятельности персонала организации: дис. … канд. психол. наук: М., 2003. С. 156.

    2. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2006. С. 352.

    3. Гурьянов Ю.Н. Психологическое обеспечение в войсках и органах Пограничной службы России. Учебное пособие в 2-х частях. — М.: Академия ФПС России, 2001. С. 470.

    4. Ли Канг Хи Социально-психологические технологии формирования стрессоустойчивости человека.: Автореф. дис. …канд. психол. наук. – М.: РГСУ, 2005. С. 26.

    5. Лозгачева О.В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации: На примере юридического Вуза. дис. …канд. психол. наук:Екатеринбург , 2004. С. 158.

    6. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии – 1997 — № 1.

      Источник: https://moluch.ru/archive/44/5363/

      Стрессоустойчивость – что это такое, основные признаки, типы и уровни, причины низкой стрессоустойчивости

      Стрессоустойчивость – набор личных качеств человека, которые помогают ему сохранять спокойствие в критических ситуациях. Этот термин может обозначаться другими словами: самообладание, сдержанность. Понятие стресса в психологии впервые использовал Г. Селье. Он обозначил этим словом внутреннее напряжение, которое испытывает человек в определенных ситуациях.

      Что такое стрессоустойчивость?

      Человек, поддающийся негативным эмоциям не может полноценно работать и сосредотачиваться на конкретном деле. Стрессоустойчивость – это способность личности не поддаваться чувствам в критической ситуации.

      Не все люди способны сохранять самообладание и спокойно переносить психологические нагрузки. Развитие стрессоустойчивости с помощью психологов необходимо, если негативные эмоции сказываются на качестве жизни человека и его профессиональных достижениях.

      При легких стадиях тревожности индивид может справиться с проблемой с помощью книг и самовнушения.

      У стрессоустойчивых людей негативные эмоции быстро сменяются здравым смыслом. Это позволяет им лучше концентрироваться на поставленной задаче и принимать адекватные решения в критических ситуациях.

      Не случайно работодатели указывают в списках требований к кандидату эту черту характера. Личности, умеющие сдерживать свои эмоции, отличаются оптимизмом, доброжелательностью к окружающим, спокойствием.

      Существуют и другие признаки, по которым можно отличить стрессоустойчивого человека.

      Признаки стрессоустойчивости

      Рассматриваемое понятие нельзя отнести к категории постоянных. На формирование стрессоустойчивости оказывают влияние внутренние и внешние факторы: генетическая предрасположенность, атмосфера в семье, круг общения, волевые качества, жизненный опыт. Главный признак самообладания – способность выдерживать психологические нагрузки в пиковых и экстремальных ситуациях.

      Черты личности, умеющей контролировать свои эмоции:

      • способность прогнозировать жизненные ситуации;
      • обдуманное принятие решений;
      • возможность продолжения трудовой деятельности на протяжении длительного времени;
      • развитые волевые качества.

      Причины низкой стрессоустойчивости

      Защитная реакция на внешние раздражители – естественный процесс. Однако у некоторых индивидов она проявляется чрезмерно. К причинам, из-за которых развивается низкая стрессоустойчивость, можно отнести:

      • тяжелое детство;
      • насилие со стороны близких и сверстников;
      • особенности характера;
      • проблемы со здоровьем;
      • психологические отклонения;
      • недостаток жизненного опыта.

      Тяжелее всего критические ситуации переносят личности, которые были подвергнуты насилию. Они на протяжении всей жизни чувствуют себя незащищенными и паникуют в трудных ситуациях.

      Защитная реакция таких людей проявляется попыткой избежать трудностей, не пытаясь их преодолеть. Уровень стрессоустойчивости может меняться с возрастом.

      Дети и подростки тяжелее переносят трудности и воспринимают критику в свой адрес.

      Типы стрессоустойчивости

      В психологии по рассматриваемому критерию все люди делятся на 4 вида, в зависимости от их реакции на происходящие события:

      1. Стрессонеустойчивые. Не могут приспособиться к новым условиям и подстраиваться под ситуации. Любое незнакомое событие или мысли о нем становятся причиной паники.
      2. Стрессотренируемые. Личности готовы к небольшим переменам в своей жизни, но неудачи провоцируют у них депрессию и срывы. .
      3. Стрессотормозные. Готовы измениться однократно и внезапно. Если череда неудач следует друг за другом, то человек падает духом и становится неспособным решать важные задачи.
      4. Стрессоустойчивые. Такие люди спокойно относятся к переменам, умеют найти выгоду для себя в экстремальных ситуациях. Стрессоустойчивый человек может поддаться эмоциям только в самых тяжелых ситуациях: смерть близкого человека, серьезные проблемы со здоровьем.

      Уровни стрессоустойчивости

      По данному критерию судят о психологической выносливости каждой личности. Эта характеристика является индивидуальной для каждого человека. Всего существует три уровня стрессоустойчивости, которые определяют эффективность и скорость решения проблем:

      1. Высокий. Отличительные черты такого типа личности: оперативность, самообладание, невозмутимость. На их поведении не сказываются внешние факторы.
      2. Средний. Индивиды характеризуются стойкостью духа и способностью преодолевать трудности. Они ищут выход из сложившейся ситуации с лучшим для себя исходом.
      3. Низкий. Такие личности не могут проявить стрессоустойчивое поведения даже в несложной ситуации. Им приходится много трудиться над собой, чтобы приспособиться к реальности.

      Существует несколько методов, которые используются для определения типа и уровня самообладания личности:

      1. Стандартные тестирования, направленные на выявления индивидуально-психических различий между людьми. Они представляют список вопросов, на которые испытуемый должен дать правильные ответы. Тесты делятся на группы в зависимости от содержания и целей исследования.
      2. Опросники. С их помощью психологи получают данные со слов испытуемого. Задания в опросах представлены в виде вопросов и утверждений без правильных ответов.
      3. Наблюдения. Используются для диагностики самореализации при отсутствии стандартных методов исследования. Наблюдения предполагают постановку проблемы и определение психологических качеств индивида в момент ее решения.
      4. Беседа. Применяется для сбора первичных данных об испытуемом на основе вербальной коммуникации. С ее помощью можно определить уровень противостояния стрессу, мотивы, устойчивые склонности тестируемого

      Как стать стрессоустойчивым?

      Существует несколько способов, как повысить уровень самообладания. Они могут использовать в комплексе или по одному. Лучшие способы, как повысить стрессоустойчивость:

      1. Настроиться на позитивное мышление.
      2. Переменить отношение к происходящему.
      3. Отпустить негативные эмоции.
      4. Дозировать физические нагрузки.
      5. Полноценно отдыхать. Нервная система не может нормально функционировать на протяжении длительного периода времени.
      6. Периодически принимать витамины группы В, так как они участвуют в деятельности нервной системы.

      Как справиться со стрессом?

      Индивид может самостоятельно снизить выраженность нежелательных эмоций. Психологами разработаны рекомендации, направленные на повышение стрессоустойчивости:

      • не принимать решения в порыве гнева;
      • разговаривать с близкими людьми о проблемах;
      • иногда уступать и соглашаться с окружающими даже в тех случаях, когда они не правы;
      • разбивать каждое дело на микрозадачи и выполнять его поэтапно;
      • не пытаться быть идеальным для всех;
      • устраивать перерывы для снижения морального напряжения;
      • не переделывать других людей;
      • адекватно относиться к конкуренции;
      • не уходить в себя в критических ситуациях.

      Стрессоустойчивость – книги

      Люди, которым трудно контролировать себя, могут приобрести для себя специальную литературу. В ней подробно изложено, как выполнять упражнения на стрессоустойчивость и избавиться от негатива. Список популярных источников, которые учат, как выработать стрессоустойчивость:

      • «Эмоциональный интеллект» Д. Гоулман;
      • «Как перестать беспокоиться» Д. Карнеги;
      • «Стрессоустойчивость» Ш. Мельник.

      Источник: https://womanadvice.ru/stressoustoychivost-chto-eto-takoe-osnovnye-priznaki-tipy-i-urovni-prichiny-nizkoy-stressoustoychivo

      Понятие о стрессоустойчивости

      Понятие о стрессоустойчивости

      — это совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

      Искусственное занижение уровня чувствительности к внешним раздражителям, сопряжённое с этим качеством, в некоторых случаях может привести к чёрствости, отсутствию сильных эмоций и безразличию — то есть к свойствам, которые нередко приводят к негативным результатам в семейной и общественной жизни человека.

      — качество непостоянное, его можно развивать (повышать) тренировкой (психотренинг), привычкой к ежедневному напряжённому творческому труду.

      развитие стрессовой реакции определяется природой стрессора, его качественными и количественными характеристиками. Но само наличие стрессора еще не обусловливает развитие у человека стрессовой реакции. К наиболее известным физиологическим особенностям, обеспечивающим повышенную стрессоустойчивость, относят:

      • Тип нервной системы. Люди со слабым типом нервной системы менее устойчивы к стрессу. У крайних типов (холериков, меланхоликов) адаптация к воздействию стрессоров не является стойкой. Рано или поздно факторы, воздействующие на психику, приводят к развитию неврозов, которые характеризуются дезорганизацией как психических, так и вегетативных функций.

      Как правило, У меланхоликов стрессовые реакции чаще всего связаны с возбуждением конституции, например, тревогой или испугом, фобией или невротической тревожностью, характеризуются нервозностью и бессонницей. У холериков типичная стрессовая реакция — гнев, страх неудачи и потери контроля, боязнь совершить ошибку.

      У флегмаиков под действием стресса снижается активность щитовидной железы, замедляется обмен веществ и может повышаться содержание сахара в крови. В стрессовых ситуациях они «нажимают» на еду, в результате чего могут становиться тучными. Наблюдается состояние «умственной тяжести», вялости, пересыпания.

      Сильная нервная система сангвиников позволяет им легче всех справляться со стрессом.

      • Гормональные особенности. Люди с пониженным уровнем кортизола в крови менее подвержены воздействию стресс-факторов. Данная особенность наблюдается и у животных.

      Проводимые в дикой природе эксперименты показали, что в стаде обезьян вершину иерархической лестницы возглавляет самец с наименьшим уровнем кортизола в крови, что делает его способным к быстрым реакциям на угрозу и способствует повышенной выживаемости.

      Известно, что высокий уровень кортизола не только предрасполагает к сердечно-сосудистым заболеваниям или раку (в зависимости от генетической предрасположенности и влияния среды), но также повышает вероятность депрессивного, меланхолического настроения.

      личностные черты, обусловливающие повышенную стрессоустойчивость:

      • Уровень самооценки. Чем выше самооценка, ощущение важности своего существования, тем больше стрессоустойчивость.

      • Уровень субъективного контроля (характеристика степени независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, его личной ответственности за свои действия и поступки).

      Интерналы считают, что способны влиять на ситуацию, они занимают позицию «Я — не жертва» и берут ответственность за происходящее в свои руки.

      Тем самым они менее подвержены стрессовым влияниям, чем экстерналы, которые воспринимают ситуацию как результат внешних обстоятельств и, соответственно, более уязвимы.

      • Уровень личностной тревожности (устойчивой склонности воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги). Тревожность не является изначально негативной чертой.

      Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности, открытость, интерес к изменениям и отношение к ним не как к угрозе, а как к возможности развития на фоне адекватного уровня личностной тревожности приводит к повышению стрессоустойчивости.

      • Баланс мотивации достижения и избегания. Люди, мотивированные на достижение чего-либо, легче перено­сят стрессовую ситуацию, чем люди, мотивированные на избегание неудач.

      В 60-е годы XX столетия считали, что трудоголики с сильной хваткой, цепкие и агрессивные натуры более предрасположены к болезням сердца. Эту группу стали называть «личности типа А».

      Читайте также:  Как правильно уволиться (уйти) с работы: за что увольняют

      Для них характерны нетер­пеливость, подвижность, раздражительность, дух сопер­ничества, честолюбие. Людей данного типа принято относить к зоне риска по возникновению негативных по­следствий стресса.

      Гендерный аспект переживания стресса

      В целом женщины лучше адаптируются к длительным неблагоприятным воздействиям, и в этом смысле — женщины более стрессоустойчивы, чем мужчины. Однако при резких и неожиданных неприятностях слабее женщины.

      • Последующие исследования гендерных различий на основе разделения психологиипола, выделили три типа:
      • 1 мускулинный тип – типично мужественные черты личности;
      • 2 феминный тип – типично женственные черты личности;
      • 3 андрогинный тип – смешанные черты женского и мужского.

      Данные исследований указывают на то индивиды с андрогинным типом, обладающие одновременно феминными и маскулинными чертами, стрессоустойчивее, так как менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходят от традиционно женских занятий к мужским и т. д.

      Высокая феминность у женщин часто коррелирует с повышенной тревожностью и пониженным самоуважением – эти черты тоже входят в набор феминности.

      Высокомаскулинные мальчики-подростки чувствовали большую уверенность в себе и удовлетворенность своим положением среди сверстников, но после 30 лет эти мужчины оказались более тревожными менее уверенными в себе и менее способными к лидерству.

      Высокофеминные женщины и высокомаскулинные мужчины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными нормами полоролевой дифференциации. Дети, поведение которых строже всего соответствует требованиям их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями. Напротив, индивиды, относительно свободные от жесткой половой типизации, обладают более богатым поведенческим репертуаром и психологически более благополучны.

      биологияНаличие существенных психологических различий между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызывает сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмотря на огромное число исследований, недостаточны и часто противоречивы.

      Если говорить о копинговых стратегиях, то выявлено: 1- женщины чаще обращаются за помощью к социальному окружению, чем мужчины. 2- ж чаще прибегают к стратегии бегства и 3 – ж чаще исп-ют стратегию когнитивную стратигию позитивной переоценки (те – склонны видеть в происх событиях новый смысл, находить позитивные моменты).

      ПТСР — не единственное психическое нарушение, по-разному проявляющееся у женщин и мужчин. В исследовании, проведенном методом ПЭТ Мирко Диксичем (Mirko Diksic) из Университета Макджилла, было обнаружено, что у мужчин выработка серотонина в среднем на 52% выше, чем у женщин.

      Возможно, здесь и кроется причина более высокой подверженности женщин депрессии (ведь это расстройство лечат препаратами, повышающими концентрацию серотонина).

      Эти данные говорят о большей восприимчивости психологических стрессорных ситуаций у женщин и о том, что ПТСР по-разному проявляется у женщин и мужчин.

      Концепция стресса Г Селье

      2 вида стресса -Если стресс не наносит вреда организму (вызван позитивными эмоциями или слабыми негативными, которые помогают мобилизовать силы организма и обеспечить повышение жизнедеятельности) — речь идет об эустрессе. Стресс, наносящий организму вред (вызванный продолжительными негативными воздействиями) — называют дистрессом.

      1. Ганс Селье определил следующие стадии стресса как процесса:
      2. 1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);
      3. 2) максимально эффективная адаптация (стадия резистентности);
      4. 3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

      1. Фаза тревоги, отражающая процесс мобилизации резервов организма. Фаза тревоги – наступает конкретно за действием какого-либо стрессора и выражается в напряжении, активизации организма.

      Происходит возбуждение симпатической нервной системы; гипоталамус посылает химический сигнал в гипофиз, заставляя его усилить выделение адренокортикотропного гормона (АКТГ), который в свою очередь попадает с кровью в надпочечники и вызывает секрецию кортикостероидов (адреналина и норадреналина).

      Под действием адреналина возрастает артериальное давление, учащается пульс, возрастает кровоток в мышцах и снижается в ЖКТ, почках. Ускоряется обмен веществ, свертываемость крови, возрастает психическая активность. Дыхание становится частым и прерывистым.

      Также в данной фазе происходит повышение концентрации сахара в крови (гипергликемия), а так же сморщивание тимуса (вилочковой железы, которая отвечает за иммунитет).

      Происходящие на данной фазе процессы функционально неоднозначны, и не постоянно полезны для организма (к примеру, повышение артериального давления – нужный компонент физиологической мобилизации, однако при некоторых сердечно-сосудистых заболеваниях может привести к инфаркту). В основном эти конфигурации подготавливают весь организм к действию и вероятной борьбе с повреждающими факторами. Ученые измеряют стрессовую реакцию по увеличению содержания норадреналина, АКТГ либо кортикостероидов в крови.

      2. Фаза сопротивления, когда удается успешно преодолевать возникшие трудности без какого-либо видимого ущерба для здоровья. На этой фазе организм оказывается даже более устойчивым к разнообразным вредным воздействиям (интоксикации, кровопотери, лишению пищи, болевым ощущениям и т.п.), чем в обычном, исходном состоянии.

      В фазе сопротивления (фазе стойкости) усиливается секреция кортикостероидов (гормоны, владеющие выраженным действием на водно-солевой (минералокортикоиды), углеводный и белковый (глюкокортикоиды) обмен), организм проявляет завышенную устойчивость (адаптируется) к действию стрессора.

      3. При продолжительном и интенсивном действии стрессора фаза сопротивления сменяется фазой истощения, которая сопровождается резким понижением сопротивляемости организма, ухудшением его состояния, возникновением разных заболеваний. Данная фаза называется также дистрессом.

      Открытие закономерного перехода от стадии мобилизации к стадии истощения позволило ученым привлечь концепцию стресса для объяснения механизмов возникновения психосоматических заболеваний.

      При этом само развитие состояния стресса, даже если оно вызывается физическим воздействием (травмой, переохлаждением или перегреванием, болевым шоком), в большой степени определяется возникающими при этом отрицательными переживаниями: эмоциональными реакциями на ситуацию в виде тревоги, депрессии или бессильного гнева.

      Особенности адаптационного синдрома Селье на психологическом уровне соотносится с теорией фрустрации Розенцвейга. Фрустрация рассматривается автором как столкновение какой-либо жизненной потребности индивидуума с непереносимым психологическим препятствием (например, морально-этическая установка), с внутренним запретом.

      При этом развивается стрессовое состояние и в зависимости от длительности неразрешенного внутреннего конфликта может возникать невроз. Теория фрустрации дополняет учение Селье и не касается биохимических изменений, происходящих при этом

      Понятие о стрессоустойчивости

      — это совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

      Искусственное занижение уровня чувствительности к внешним раздражителям, сопряжённое с этим качеством, в некоторых случаях может привести к чёрствости, отсутствию сильных эмоций и безразличию — то есть к свойствам, которые нередко приводят к негативным результатам в семейной и общественной жизни человека.

      — качество непостоянное, его можно развивать (повышать) тренировкой (психотренинг), привычкой к ежедневному напряжённому творческому труду.

      развитие стрессовой реакции определяется природой стрессора, его качественными и количественными характеристиками. Но само наличие стрессора еще не обусловливает развитие у человека стрессовой реакции. К наиболее известным физиологическим особенностям, обеспечивающим повышенную стрессоустойчивость, относят:

      • Тип нервной системы. Люди со слабым типом нервной системы менее устойчивы к стрессу. У крайних типов (холериков, меланхоликов) адаптация к воздействию стрессоров не является стойкой. Рано или поздно факторы, воздействующие на психику, приводят к развитию неврозов, которые характеризуются дезорганизацией как психических, так и вегетативных функций.

      Как правило, У меланхоликов стрессовые реакции чаще всего связаны с возбуждением конституции, например, тревогой или испугом, фобией или невротической тревожностью, характеризуются нервозностью и бессонницей. У холериков типичная стрессовая реакция — гнев, страх неудачи и потери контроля, боязнь совершить ошибку.

      У флегмаиков под действием стресса снижается активность щитовидной железы, замедляется обмен веществ и может повышаться содержание сахара в крови. В стрессовых ситуациях они «нажимают» на еду, в результате чего могут становиться тучными. Наблюдается состояние «умственной тяжести», вялости, пересыпания.

      Сильная нервная система сангвиников позволяет им легче всех справляться со стрессом.

      • Гормональные особенности. Люди с пониженным уровнем кортизола в крови менее подвержены воздействию стресс-факторов. Данная особенность наблюдается и у животных.

      Проводимые в дикой природе эксперименты показали, что в стаде обезьян вершину иерархической лестницы возглавляет самец с наименьшим уровнем кортизола в крови, что делает его способным к быстрым реакциям на угрозу и способствует повышенной выживаемости.

      Известно, что высокий уровень кортизола не только предрасполагает к сердечно-сосудистым заболеваниям или раку (в зависимости от генетической предрасположенности и влияния среды), но также повышает вероятность депрессивного, меланхолического настроения.

      личностные черты, обусловливающие повышенную стрессоустойчивость:

      • Уровень самооценки. Чем выше самооценка, ощущение важности своего существования, тем больше стрессоустойчивость.

      • Уровень субъективного контроля (характеристика степени независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, его личной ответственности за свои действия и поступки).

      Интерналы считают, что способны влиять на ситуацию, они занимают позицию «Я — не жертва» и берут ответственность за происходящее в свои руки.

      Тем самым они менее подвержены стрессовым влияниям, чем экстерналы, которые воспринимают ситуацию как результат внешних обстоятельств и, соответственно, более уязвимы.

      • Уровень личностной тревожности (устойчивой склонности воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги). Тревожность не является изначально негативной чертой.

      Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности, открытость, интерес к изменениям и отношение к ним не как к угрозе, а как к возможности развития на фоне адекватного уровня личностной тревожности приводит к повышению стрессоустойчивости.

      • Баланс мотивации достижения и избегания. Люди, мотивированные на достижение чего-либо, легче перено­сят стрессовую ситуацию, чем люди, мотивированные на избегание неудач.

      В 60-е годы XX столетия считали, что трудоголики с сильной хваткой, цепкие и агрессивные натуры более предрасположены к болезням сердца. Эту группу стали называть «личности типа А».

      Для них характерны нетер­пеливость, подвижность, раздражительность, дух сопер­ничества, честолюбие. Людей данного типа принято относить к зоне риска по возникновению негативных по­следствий стресса.

      

      Источник: https://infopedia.su/4x14c3.html

      Понятие об стрессоустойчивости личности

      • Курсовая работа
      • по дисциплине: «Психодиагностика»
      • на тему: «Методы диагностики стрессоустойчивости личности»
      • Подготовил студент III курса
      • Группы ПСП-151-О

      Шеина И.А.

      Проверил Доктор психол. наук, доцент:

      Евенко С.Л.

      1. Оценка_______________
      2. Подпись______________
      3. Число________________
      4. Москва, 2018 год.
      5. Содержание
      Введение 3
      1.1. Понятие об стрессоустойчивости личности 5
      1.2. Методики для изучения стрессоустойчивости личности 7
      1.3. Методика определения стрессоустойчивости Холмса и Раге 9
      Заключение 14
      Список литературы 16

      Введение

      Современная жизнь является крайне стрессогенной. Возможно, от того, что ритм стал более динамичным, возможно, люди стали амбициознее и стремятся успеть и достичь максимума.

      К этому можно прибавить и экологию, и питание на бегу, и излучения от различного рода техники и многое другое.

      Читайте также:  Эмоциональное выгорание (синдром): в психологии, лечение, симптомы

      К сожалению, генетический код человечества меняется не так быстро, как окружающая среда, и наиболее уязвима в такой обстановке как человеческая психика.

      Порой напряжение достигает такого уровня, что человек перестает с ним справляться.

      Одним из наиболее распространённых в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку.

      Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.

      Поэтому важным фактором качественной жизнедеятельности является стрессоустойчивость.

      Грустная статистика, но она такова. За последние годы, из окон МГУ выбросилось более 12 человек. В Бауманском университете за последние 20 лет – около 30 молодых людей. Происходит это, как правило, в период сессий.

      Проводимые исследования показали, что 64% людей подвергаются стрессу на работе, 56% стресс приводит к плохому сну, 26% заболевают на почве стресса.

      Около 17% различных аллергических реакций возникает на фоне стресса или им усугубляется.

      Зная о таких печальных последствиях стресса, мы просто вынуждены заниматься защитой своей психики от перенапряжений. Оборону нашей психики принято называть стрессоустойчивостью.

      • Стрессоустойчивость человека — умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, понимать человеческие настроения, проявляя выдержку и такт [3].
      • Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.
      • Понятие об стрессоустойчивости личности

      Чтобы определить понятие стрессоустойчивости, нужно прежде всего понять, чем является стресс. Стрессоустойчивость организма определяет возможность человека выдерживать стрессовые ситуации без плохих последствий для его деятельности и окружающих.

      Часто по человеку определяют, является ли он стрессоустойчивым, учитывая внешние показатели. Так, считают, что если он все свои переживания демонстрирует, выплескивая на других негативные эмоции — значит, он не есть стрессоустойчивым, и поддается стрессам.

      Если человек сдержанный, спокойный, веселый, то он стрессоустойчивый.

      Подобная классификация стрессоустойчивости по наблюдению весьма ошибочна. То, что индивид в момент действия на него стрессового фактора не выражает свой негатив перед окружающими, не свидетельствует, что внутренне он совсем не переживает подавленность или чувство угнетенности.

      Это сообщает об умении быть тактичным, при этом хорошо играть роль. Однако этот человек вредит собственной психике, поскольку замыкает стресс, не дает выходам и рискует подвергнуться внутренним разрушающим факторам. Эмоции должны находить выход, но только правильным способом.

      1. Согласно современным исследованиям психологическая стрессоустойчивость является характеристикой человека, которая заключается в нескольких компонентах:
      2. психофизиологическом (характеристика нервной системы),
      3. волевом (осознанная саморегуляция действий, относительно ситуации),
      4. мотивационном (сила мотивов определяет эмоциональную устойчивость),
      5. эмоциональном (личностный опыт, накопленный от пережитых отрицательных влияний ситуаций),
      6. интеллектуальном (анализ ситуации и принятие правильного способа).

      Психологическая стрессоустойчивость определяется субъективными особенностями и мотивационной системой личности. Люди проявляют разные реакции на критические ситуации: тревогу, страх, возбуждение или ступор.

      Однако есть люди, которые устойчивы и способны контролировать эмоции. Такие индивиды могут мобилизовать внутренние резервы и преодолевать ситуацию, без отрицательного следствия для них, но этих людей очень мало.

      В мире стрессоустойчивых людей насчитывается около 30%. Если не каждый владеет стрессоустойчивостью, то люди таких профессий, как пожарные, полицейские или военные должны работать на повышение стрессоустойчивости, от неё зависит их жизнь и непосредственно жизнь других.

      • Развитие стрессоустойчивости должно осуществляться каждым человеком, чтобы сделать организм выносливым и не разрешать внешним отрицательным факторам его ослаблять.
      • Повышение стрессоустойчивости помогает человеку:
      • — на работе, выполнять поставленное задание в стрессовых условиях; при внешних отвлекающих факторах (плохом освещении, шуме, холоде); при психологическом давлении окружающих людей (угрозах начальства, отвлечении коллегами, надзирательном контроле);
      • — выделяться среди других, как уравновешенная и вдумчивая личность;
      • — не отзываться на критику, оскорбления, провокации или сплетням других людей;
      • — легко находить выход в острой ситуации.

      Источник: https://megaobuchalka.ru/13/35272.html

      Что такое стрессоустойчивость и как ее повысить

      Напряжение в ситуации стресса может достигать предела, при котором человек перестает с ним справляться. Крайние случаи поведения в стрессовых моментах – суициды, болезни, нервные срывы.

      Для преодоления напряжения нужна устойчивость к стрессу, помогающая подавлять негативные эмоции и справляться с трудностями. Стрессоустойчивость это набор качеств личности, который позволяет переносить волевые, эмоциональные и умственные нагрузки без вреда для здоровья и психики.

      Как отражать чрезмерную нагрузку на организм? Как развить стрессоустойчивость? Повышение стрессоустойчивости – что это?

      Определение эмоциональной устойчивости

      Понятие стрессоустойчивости в современной психологии расшифровывается как свойство личности, состоящее из нескольких частей. К ним относится:

      1. Психофизиологический компонент, тип нервной системы.
      2. Эмоциональный опыт личности, приобретенный в стрессовых ситуациях.
      3. Мотивационный компонент преодоления.
      4. Волевая саморегуляция.
      5. Готовность личности к выполнению различных задач.
      6. Способность к прогнозированию.

      Многие авторы связывают определение стрессоустойчивости личности с понятием жизнестойкости. Под понятием жизнестойкости понимается система убеждений человека о мире, самом себе. В компонент жизнестойкости входит три уровня:

      • вовлеченность;
      • контроль;
      • принятие риска.

      Вовлеченность позволяет найти максимальный шанс для выхода из ситуации. Контроль влияет на результат происходящего благодаря убежденности в положительном исходе. Под принятием риска понимается уверенность человека в том, что все события способствуют его развитию, неважно, положительные они или с негативным оттенком.

      Формирование жизнестойкости помогает активному преодолению сложных ситуаций. Она позволяет стимулировать ежедневную заботу о здоровье и благополучии, к примеру, соблюдение диеты, физическая тренировка. За счет этого напряжение не переходит в соматические болезни.

      Факторы стрессоустойчивости:

      • ранний детский опыт и особенность организма;
      • личностные установки и ценности человека;
      • влияние социального окружения;
      • умение прогнозировать и анализировать прошлый опыт.
      • поведенческий фактор.

      Как проявляется устойчивость к стрессам в жизни

      Стрессоустойчивость личности подразумевает деление людей на группы по видам реагирования на экстремальные ситуации. Существует четыре группы определения стрессоустойчивости:

      1. Стрессонеустойчивая группа людей. В этой группе находятся индивиды, наиболее страдающие от стресса. Человек из этой категории не способен адаптироваться к событиям извне и поменять свое поведение.
      2. Стрессотренируемая группа людей. Люди этого типа готовы к спокойным переменам. Они адаптируются и привыкают к новому постепенно. Но сильный стресс и вмешательство в жизнь вызывает повышенную тревожность, а также нервный срыв.
      3. Стрессотормозная группа. Люди этого типа лояльны к внешним изменениям, могут легко согласиться на стремительные перемены. Но если уровень стресса высок и он длится длительное время, то они начинают терять самообладание и срываются на негативные эмоции.
      4. Стрессоустойчивый тип людей. Они легко приспосабливаются к отрицательным проявлениям внешнего мира, их психика защищена от негативного воздействия стресса.

      Роль ресурсов в преодолении стресса

      Формирование стрессоустойчивости зависит от количества задействованных ресурсов. Ресурсы стрессоустойчивости можно разделить на несколько видов:

      1. Ресурсы личности. В них входят все установки, которые полезны для регуляции состояния в стрессе. Наиболее значимые в ситуации стресса – самоконтроль, чувство собственного достоинства, самооценка.
      2. Психологический ресурс. Он определяется когнитивными, эмоциональными, волевыми возможностями человека.
      3. Профессиональный ресурс. В него входят необходимый уровень знаний, умений, стажа для решения профессиональных и других задач в трудной ситуации.
      4. Социальный ресурс. Уровень стрессоустойчивости зависит от социальной поддержки, моральной помощи, жизненных ценностей.
      5. Физический ресурс отражает функциональный резерв организма.
      6. Материальный ресурс определяется жилищным, финансовым обеспечением.

      Весь комплекс ресурсов представляет единый личностный запас человека.

      Психологи установили, что в большинстве случаев социальная поддержка помогает преодолеть стресс.

      Социальная помощь наиболее важна при преодолении межличностных конфликтов в коллективе, плохих взаимоотношениях в семье, в ситуации инвалидности и серьезных заболеваниях.

      При формировании стрессоустойчивости у студентов и школьников важны личностные ресурсы. Низкая самооценка становится причиной неуспеха. Самоконтроль обеспечивает психологический контроль преодоления.

      Как повысить стрессоустойчивость

      Почему полезно развивать способности к эмоциональной устойчивости? Развитие стрессоустойчивости это:

      • гармоничная жизнь вокруг;
      • укрепление физического и психического здоровья;
      • уверенность в себе;
      • низкая тревожность;
      • хладнокровие в критических ситуациях;
      • позитивное видение мира.

      Релаксация

      Техника снимает мышечные зажимы, расслабляет на эмоциональном и телесном уровне. Применение релаксации снимает тревожность, оптимизирует функциональное состояние организма.

      Дыхание

      Существует взаимосвязь между эмоциональным волнением и дыханием. Научившись управлять дыханием, можно быстро приводить организм в комфортное и ресурсное состояние. Дыхательные техники используют в йоге, психотерапии, медитации.

      Физиотерапия

      Использование специальной техники для стимуляции адаптации оргазма. Стресс и стрессоустойчивость давно изучают ученые, новые технологии развиваются, выстраиваются специальные программы для повышения уровня устойчивости организма.

      Работа с психотерапевтом

      Как развить стрессоустойчивость, если нет возможности самостоятельно бороться с низким уровнем устойчивости? В ряде случаев показана индивидуальная работа с психотерапевтом. Лечение подразумевает восстановление психологического комфорта, важна диагностика состояния и мотивация пациента к взаимодействию.

      Физическая нагрузка

      Физические упражнения уравновешивают процессы нервной системы и снимают напряжение. Стресс и стрессоустойчивость тесно связаны с состоянием тела. Нагрузка от физкультуры помогает получить моральное удовлетворение, напряжение будет уходить от выполнения упражнений. Для снятия стресса подходят различные виды танцев, йога или даже просто пешая прогулка по парку.

      Фитоэргономика

      Новое направление медицины и биологи помогает снижать тревожность, нормализовать сон, бороться с авитаминозом.

      Биологически активные вещества растений обладают тонизирующим действием, способствуют расслаблению организма.

      Использование трав для принятия ванны, массаж с ароматизированными маслами, напитка с пряностями – все это примеры приемов повышения стрессоустойчивости с помощью фитоэрголечения.

      Коммуникативные упражнения

      Причина конфликтов в большинстве случаев – невозможность управлять своим общением и стилем поведения. Стресс возникает в результате проблем коммуникации. Общительность и позитивный настрой – важный фактор укрепления эмоциональной устойчивости.

      Коммуникативные упражнения для повышения устойчивости в конфликтных ситуациях полезно применять при развитии стрессоустойчивости у студентов, в коллективе, семье. Стрессоустойчивости и коммуникабельности учат на тренингах.

      Психологи развивают умение слушать собеседников, эмпатию, гибкость в общении.

      Видео

      Предлагаем к просмотру прекрасную видео-лекцию о том, как формировать и укреплять стрессоустойчивость:

      Итог

      Так как сохранять спокойствие, быть стрессоустойчивым? Тревожность, неконструктивные способы решения конфликтов, низкое ресурсное состояние уменьшают эмоциональную устойчивость.

      Чтобы узнать свой тип поведения в стрессе можно пройти тест по стрессоустойчивости. Диагностика поможет выбрать направление работы над собой.

      Повысить уровень жизнестойкости стоит с помощью различных методов формирования устойчивости.

      Источник: https://OStresse.ru/stressoustoychivost/kak-povysit.html

      Ссылка на основную публикацию
      Adblock
      detector