Тревожность у детей (школьная): причины возникновения, коррекция

Каждому родителю хочется видеть своего ребенка счастливым. Если возникла какая-то физическая боль, старшие всегда знают, что делать. Но как помочь малышу, если он беспокойный и нервничает по любому поводу? Как не дать расшататься детской психике, научить справляться с трудностями, помогут советы психолога и диагностика тревожности у дошкольников с применением коррекционных методик.

Тревожность у детей (школьная): причины возникновения, коррекция

Родительская поддержка

Симптомы тревожности у ребенка

В норме ребенок, как любое живое существо, может проявлять тревогу или страх. Не реагирующий на раздражители и явные опасности малыш тоже должен вызвать если не опасения, то пристальное внимание со стороны взрослых. Нормальная тревожность у детей проявляется в определенных ситуациях:

  • проехала мимо большая шумная машина – ребенок вздрогнул и расплакался;
  • взглянул из окна 5го этажа вниз – прижался к маме, сжал руку;
  • увидел в телеэфире отрывок из фильма с монстром – закричал, заплакал;
  • остался в детском саду в первый раз – плакал, звал маму, капризничал.

В подобных ситуациях проявление тревоги должно быть, оно рождается на уровне инстинктов, призвано сохранить жизнь ребенка: не выходить в окно, не доверять незнакомцам, некрасивое – значит, опасное. Чрезмерно тревожный ребенок – повод для обращения за психологической помощью.

Некоторые симптомы хронического беспокойства:

  • постоянный мышечный тонус, напряженные конечности, кисти рук часто собраны в кулаки;
  • повышенная плаксивость без веской причины: дали остывший чай, вовремя не подали руку на лестнице, не получилось с первого раза выполнить какое-то движение самостоятельно – подобные ситуации сопровождаются плачем;
  • речь похожа на крик или, наоборот, на щенячье скуление;
  • ранее успешно пользующийся горшком ребенок вдруг стал мочиться в штаны, только после этого просится на горшок (идет в туалет);
  • логоневроз – нарушение ритма речи, повторение букв и слогов;
  • нежелание в присутствии узкого круга близких людей петь, танцевать, рассказывать что-то – результат постоянной неуверенности в себе и стеснительности, часто сопровождается слезами.

Тревожность у детей (школьная): причины возникновения, коррекция

Застенчивый мальчик

Методики диагностики

Повышенную тревожность у ребенка можно диагностировать несколькими способами:

  1. Методика «Нарисуй человека». Использование метода направлено на анализ самого процесса создания рисунка, а также на получившийся результат. У детей с признаками постоянного нервного напряжения рисунок будет иметь отличительные черты:
  • выраженный нажим на карандаш;
  • прорисовка мелких деталей в большом количестве (ресницы, пуговицы, возможно, лишние пальцы на руках);
  • многократное обведение контура;
  • частые исправления, в основном ухудшающие вид рисунка;
  • использование штрихов.
  1. Методика тестирования по шкале явной тревожности. Проводится для детей, посещающих школу. В тесте-опросе – 42 специфичных вопроса на выявление тревожности и 11 общих на выявление желания угодить взрослому.
  2. Анкета. Для ее заполнения обращаются за ми ко взрослым – родителям обследуемого ребенка и его педагогам, составляя общую картину поведения в разных социальных группах.
  3. Проективная диагностика для школьников с использованием рисунков. Для проведения тестирования применяют два набора изображений человеческих лиц: для мальчиков и девочек отдельно. Ребенка просят ответить на два вопроса: какое это лицо, и почему оно такое. Если ребенок ответил более семи раз (из 12), что видит негативные эмоции, его можно считать тревожным.

Тревожность у детей (школьная): причины возникновения, коррекция

Занятие с психологом

Причины возникновения детской тревоги

Муж не хочет близости с женой — причины проблемы и советы психолога

Чрезмерно беспокойным ребенок может родиться, может и приобрести это состояние из-за воздействия внешних факторов. Причины частых проявлений тревожности:

  • врожденный темперамент, диктующий бурную реакцию ребенка на ситуацию;
  • ранняя или вынужденная длительная разлука с родителями;
  • неспокойная обстановка в семье, преобладание частых конфликтов и общения на повышенных тонах;
  • постоянная критика ребенка со стороны родителей;
  • бесконтрольно работающий телевизор дома, являющийся фоном для взрослых, но тяжелой психической нагрузкой для ребенка.

Важно! Обстановка в среде, где большую часть времени проводит ребенок, влияет на его психическое развитие и моральный комфорт. В первую очередь, родителям следует проанализировать домашнюю обстановку и свое поведение.

Тревожность у детей (школьная): причины возникновения, коррекция

Конфликт в семье

Коррекция и снижение тревожности у ребенка

Коррекция тревожности у дошкольников и младших школьников направлена, в первую очередь, на снижение уровня неуверенности в себе и повышение самооценки.

У дошкольников

Как перестать себя жалеть — причины чувства жалости, что это означает

Дети, в возрасте от 3 до 7 лет, быстрее усваивают информацию, преподнесенную в виде игры. Таким способом полезно моделировать сюжеты из жизни, заставляющие ребенка нервничать, обыгрывая их самым позитивным образом.

Отмечать любой успех детей дошкольного возраста высокой оценкой похвалы. Неудачи и ошибки психология рекомендует не оценивать и обсуждать в мягкой форме, не ругать за них.

У школьников

Дети в школьные годы склонны к подростковому максимализму, из-за чего испытывают страх не оправдать ожиданий педагогов и родных. В этом случае школьная тревожность обрастает агрессией и протестами, когда ученик сталкивается с постоянной критикой и непониманием.

В качестве психокоррекции используют следующие направления:

  • стабилизацию позитивного отношения к себе, нормализацию самооценки;
  • использование групповой активности для повышения уровня доверия к окружающим;
  • полный отказ от публичной критики в классе;
  • снятие мышечного напряжение с помощью гимнастических упражнений или массажа.

Внимание! Чтобы помочь ученику начальных классов чувствовать себя уверенно в новой обстановке, семья может содействовать в выполнении домашних занятий.

Школьник, идущий на уроки с полным комплектом качественно выполненной работы, уверен в себе и открыт к контакту с учителями.

Школьная детская тревожность – это комплекс давящих факторов, один из которых связан с неуверенностью из-за несделанной домашней работы.

Тревожность у детей (школьная): причины возникновения, коррекция

Счастливый ученик

Виды тревожности

Все виды нарушений возрастных изменений в эмоциональном состоянии детей делятся на 4 основных типа:

  • невротизм, когда расстройство сопровождается энурезом, тиками, заиканием;
  • расторможенность, когда поведение описывается как гиперактивное, детские страхи прячутся за нарушениями дисциплины;
  • застенчивость, которая проявляется в молчаливости, плаксивости и переживании чувства паники при повышении голоса учителя на любого одноклассника;
  • замкнутость, выявление которой основывается на игнорировании обращенной речи, даже со стороны учителя.

Для любой из четырех характеристик существуют свои рекомендации по налаживанию контакта и упрощению адаптации.

Полезные упражнения

Природа расстройства всегда тесно связана с нарушением дыхательного ритма, поэтому дыхательные упражнения характеризуются психологами как одни из наиболее эффективных в составе комплексной терапии:

  • Задувание свечей. Для этого можно использовать как реальные свечи, так и вымышленные. После полного плавного вдоха следует медленный выдох через почти полностью сомкнутые губы. Интерпретацией занятия может стать пускание мыльных пузырей.
  • Зевание. Нервный человек с помощью зевания остужает мозг, в случае его перегрева, а также успокаивает сиюминутное возбужденное состояние.
  • Фигурное дыхание. Упражнение заключается в том, чтобы выдыхаемым потоком рисовать воображаемые геометрические фигуры.

Советы психологов

Программа построения линии поведения с тревожными детьми начинается с принятия проблемы.

Семьям, которые задумываются о возможных возникновениях подобных трудностей, в качестве профилактики обязательно общаться с подростком каждый вечер.

Нужно интересоваться прожитым днем, выслушивать без насмешек переживания, предлагать свою помощь, со всей серьезностью вникать даже в самые наивные сложности.

Важно исключить возможные трудности, которые могут возникнуть в течение дня: заранее купить перекус, чтобы не заставлять малыша общаться с посторонними, пополнить проездной билет средствами, избавив от необходимости обращаться в кассу или сложный банкомат, обеспечить полным комплектом канцелярских принадлежностей, чтобы ему не пришлось просить помощи у сверстников.

Ни в коем случае нельзя сравнивать достижения и неудачи школьника с результатами деятельности других детей. Не стоит повторять ошибок прошлого поколения, мотивировать можно только опираясь на собственные победы школьника. Совершенствовать свои успехи всегда приятно, в отличие от погони за кем-то идеальным.

Тревожность у детей (школьная): причины возникновения, коррекция

Содействие родителей в учебе

Если родители подозревают начало развития тревожности, обязательно следует пройти вместе с ребенком несколько онлайн тестов, благодаря которым можно будет характеризовать сиюминутное состояние нервной системы.

В случае, если ситуация выходит из-под контроля, нельзя игнорировать начавшийся процесс расстройства и обратиться за консультацией к квалифицированному специалисту, уровень которого подтвержден положительными отзывами реальных людей, а не красивыми презентациями на сайте частной клиники.

Видео

Источник: https://srazu.pro/vozrostnaya/trevozhnyj-rebenok.html

Школьная тревожность у детей

По каким признакам педагог может заподозрить высокую тревогу у ребенка? Ребенок становится беспокойным, растерянным, нервным, может взрываться из-за пустяков или начинать плакать, вызывает у взрослого желание позаботиться о нем и успокоить.

Что можно противопоставить тревожности, каков ее антипод? Безопасность, уверенность, жизнестойкость, вера в себя, спокойствие. Какие переживания несет с собой тревога? Чувство беспомощности, дезориентация, переживание одиночества, отчужденности, страха и отчаяния.

Как появляется школьная тревожность, что с ней можно делать, когда стоит начинать беспокоиться взрослым? Давайте разбираться.

У этого переживания есть польза — ее задача сделать человека более восприимчивым, осторожным и внимательным в период опасности.

Но иногда это чувство приклеивается к нам, как тень: когда все хорошо, а на душе скребут кошки, и нам некомфортно и беспокойно. От постоянного напряжения психика истощается из-за чрезмерной мобилизации.

Тогда тревожность из полезной и функциональной становится патологичной, дезадаптирующей, мешающей ориентироваться.

Поведенческие проявления тревоги: рассеянность, плаксивость, замкнутость, вспышки агрессивности, дезориентация, возбуждение. Внешними признаками являются суетливость, двигательное беспокойство, напряженная мимика.

Какие процессы в жизни ребенка вызывают тревогу?

1) Адаптация к школе: ребенок тратит много сил, чтобы ориентироваться в новой для него среде, все новое пугает и усиливает беспокойство.

2) Отсутствие поддержки в школе. Можно вспомнить известное выражение из мультфильма: «давай бояться вместе», бояться с кем-то вместе — легче, чем в одиночку. Если же ребенку не удалось в школе найти себе товарища, и не на кого опереться — напряжение у ребенка растет.

3) Хаос, непоследовательность взрослых, неясные правила в школьной жизни, внезапные перемены увеличивают беспокойство у детей. Когда есть порядок, когда жизнь предсказуема — мы можем расслабиться. Когда все на своих местах, когда понятны границы дозволенного — ребенку спокойно. В хаосе и внезапных переменах у любого человека обостряется страх и растет потребность в безопасности.

4) Чрезмерные требования к ребенку от взрослых рождают страхи и неуверенность, так же ребенок может сам от себя ожидать больше, чем он реально может. Страх оценки, страх быть пристыженным, страх опозориться, страх не справиться — вся это спутники тревоги.

5) Конфликты в школе, буллинг, агрессия со стороны окружающих сильно влияют на качество жизни школьника.

Будем ли мы чувствовать себя в безопасности, когда нас окружают недоброжелательные или агрессивные люди? Нет.

Так и дети, они очень чувствительны к атмосфере в школе, и если в классе есть конфликты, если кто-то ведет себя агрессивно, если происходит травля — все это усиливает беспокойство.

6) Потери близких людей, внезапные перемены в жизни ребенка, переезды, конфликты дома — все это без сомнения сильно влияет на детей. Мир ребенка в кризисных событиях теряет стабильность.

Тревожный невроз

В результате высокого беспокойства происходит закрепление страха, застревание в стрессе, закрепление мыслей о том, что мир опасен, и я с этим не справлюсь. Невроз вызывает искажения мышления и сниженную самооценку.

Мысли ребенка в этом состоянии цикличны: он много думает о катастрофах, которые ждут его впереди. Это могут быть плохие оценки, заваленные экзамены, разрушенные отношения с классом, вызов родителей к директору и прочие неприятности.

Если у ребенка тревожный невроз — это становится проблемой для родителей и педагога: ребенок чрезмерно беспокоится, сжимается, растерян. Это происходит тогда, когда уровень тревоги перестал быть рабочим, а стал чрезмерным и способствовать дезадаптации ребенка в школе.

Это состояние вызывает эмоциональное неблагополучие ребенка и необходима психологическая помощь.

Влияние тревожности на успеваемость ребенка в школе

Как тревожное напряжение влияет на успеваемость ребенка в школе? Рабочий уровень тревоги помогает ребенку собраться, заставить себя заниматься, готовиться к занятиям, и способствует увеличению успеваемости. Если же уровень беспокойства чрезмерный — то ребенку наоборот трудно собраться с мыслями.

Он рассеян, испуган, действия его хаотичны и малоэффективны, мышление спутанное. Тревожное напряжение есть у всех людей — это нормальное функциональное состояние, невозможно и бессмысленно пытаться совсем избавиться от тревожности.

Но некоторые люди хорошо переносят напряжение, а другие, наоборот, тяжело переносят, сильно пугаются, трудно успокаиваются. Почему так?

Тревожность у детей (школьная): причины возникновения, коррекция

  • Факторы, способствующие высокой тревожности:
  • 1) Возбудимость, подвижность нервной системы, незрелость коры головного мозга (низкая произвольность, вспышки аффектов).
  • 2) Высокочувствительная нервная система: дети трудно переносят новое, медленно приспосабливаются к людям, острее чувствуют беспокойство.
  • 3) Конфликтные отношения с родителями или в семье в целом.
  • 4) Слишком высокие ожидания от успеваемости ребенка.
Читайте также:  Субординация на работе: между начальником и подчиненным, что такое, нарушение

5) Неудачный предшествующий опыт адаптации к школе или коллективу (обижали в детском саду, психологические травмы и т.д.).

Факторы, помогающие хорошо переносить тревожные состояния:

Жизнестойкость, устойчивость нервной системы, адекватная самооценка, вера в себя, поддерживающие отношения со значимыми взрослыми, стабильность жизни.

Что может вызывать тревожное беспокойство у детей?

Тревогу вызывают нестабильность окружающей среды и непоследовательность взрослых, когда непонятно на кого и на что можно опереться, когда нет ясности, когда от ребенка большие ожидания, и мало поддержки. Высокое тревожное напряжение означает, что нет баланса поддержки и нагрузки в жизни ребенка.

Сильный ветер не может сломать крепкие ветки, а вот нежные и хрупкие деревья — сломает. Так и с психикой ребенка, если ребенок впечатлительный, чувствительный, возбудимый — от взрослых требуется большой запас поддержки и терпения, а так же последовательность.

А если такой ребенок лишен поддержки близких, или мало поддержан — то он становится особенно уязвим для беспокойства.

Тревожное напряжение связано с границами ребенка: насколько ясно он понимает правила школы, дома, насколько ясно он понимает свои возможности и свои ограничения. Если вокруг ребенка — хаос, непоследовательность, если окружающие его люди непоследовательны: то предоставляют ребенку полную свободу, то накидываются с требованиями — ответом на эту неразбериху будет усиление тревоги.

Помимо границ и отсутствия ясности, ребенок в школе может тревожиться просто в виду того, что ему никак не удается разобраться в школьной жизни, адаптироваться. Ориентировка — важная задача, ситуации в школе могут оказываться сложными и новыми для ребенка. Тревожное напряжение появляется для того, чтобы ребенок был настороже, был включен, был внимателен.

Этап адаптации к школе напрямую провоцирует повышенное нервное напряжение у детей. Но со временем тревожное беспокойство должно снижаться в процессе адаптации к школе. Чем лучше ребенок ориентируется, чем выше его жизнестойкость и устойчивость — тем ниже будет уровень школьной тревожности.

Если уровень беспокойства зашкаливает — это сильно затрудняет адаптацию, ребенок плохо ориентируется, чувствует себя потерянным.

Какие симптомы указывают на то, что уровень тревожности чрезмерен?

Вы можете заметить, что ребенок будто снова вернулся назад в прошлое, и ведет себя как более маленький. То есть от напряжения в школе ребенок регрессирует: плачет, сильно пугается, липнет к взрослому, просит защиты, хотя незадолго до этого всех этих признаков могло и не быть. Взрослые могут так же заметить, что вернулись старые страхи или внезапно появились новые.

Что делать, чтобы поддержать ребенка с высокой тревожностью?

Помощь ребенку с высоким тревожным напряжением может включать в себя: отношение педагога, общение с родителями, а так же психологическую помощь.

  • Как может помочь ребенку с тревожностью педагог?

Предложить помощь: спросить есть ли какие-то затруднения в предметах или ребенок чего-то не понимает в устройстве школы, есть трудности с одноклассниками. Можно предложить при сохранении конфиденциальности поговорить о затруднениях, которые испытывает школьник.

  • Как родители могут помочь?

Родители могут помочь, укрепляя у ребенка веру в себя, предлагая различные способы вместе провести время, придумывать и предлагать ребенку занятия, которые могут наполнять его силами и уверенностью.

Если у семьи есть возможность — то при высокой тревожности стоит обратиться за помощью к детскому психологу. Многие направления психологической помощи эффективны при работе с детскими страхами и беспокойством: психодрама, песочная терапия, игровая психотерапия, детский психоанализ.

Иногда, чтобы успокоиться помогают простые занятия — это может быть любой спорт, в котором ребенок успешен, творческие занятия: рисование, конструирование, моделирование или же просто прогулки с собакой, которые нравятся ребенку.

Тревожность у детей (школьная): причины возникновения, коррекция

Как можно ухудшить ситуацию при высоком напряжении у ребенка?

Видеть, что ребенок неуспешен и не справляется — испытание для родителей.

Иногда это пугает и заставляет родителя почувствовать стыд, и сомнения: что он как родитель сделал не так? Важно помнить, что тревожность ребенка — это не конец света, часто это временные трудности, который ребенок сможет со временем преодолеть.

Чего не стоит делать? Давить на ребенка и стыдить за то, что он не справляется, что он боится и беспокоится. От этого напряжение ребенка будет только расти, и к этому еще добавиться грусть ребенка про то, что он подвел своих родителей.

Раньше бытовало мнение: чтобы научить ребенка плавать, нужно забросить его в глубину, и пусть сам выплывет. С тревогой такой подход малоэффективен.

Если мы будем лишать ребенка поддержки и надежного тыла, и будем кидать его в гущу пугающих событий — мы можем получить на выходе либо тревожный невроз, либо нарушения привязанности к взрослым.

Ребенок может сделать вывод, что его «тыл» ненадежен, что на родителей нельзя опереться, нельзя им доверять, и что опираться можно только на себя. В таком случае ребенок замыкается и создается ощущение, что ребенок справляется с тревожным напряжением теперь лучше.

А на самом деле ситуация может не измениться. Ребенок может так же продолжать пугаться и беспокоиться, но теперь он не будет обращаться за помощью и защитой к взрослым, так как потерял к ним доверие.

Профилактика и коррекция тревожности у ребенка:

1) Важно не создавать вокруг ребенка проблемную историю, не относиться к тревоге как к постоянной и неотъемлемой черте характера ребенка: «Он у нас нервный», «он пугливый». Вместо этого можно использовать уважительные прилагательные, описывающие суть проблемы, например: нашему ребенку необходимо много сил на адаптацию к школе, ему трудно справляться с потоком изменений, с новизной.

2) Трудности ребенка и его беспокойство — сигнал о том, что сейчас как никогда актуально сохранять и укреплять контакт с ребенком, увеличивать доверие, проводить вместе время.

3) Помимо этого родители могут создавать альтернативную историю: замечать даже самые незначительные эпизоды, когда ребенок справился с тревожным состоянием, совладал с беспокойством.

Хорошо замечать это и фиксировать: можно записывать, фотографировать, создавать память этих эпизодов, можно попробовать вместе рисовать комиксы этих событий или создавать грамоты для ребенка и сертификаты.

Когда мы замечаем, что ребенок справляется со своим беспокойством — мы поддерживаем его самоуважение, подкрепляем его веру в себя и свои силы.

4) Можно вместе придумать программу тренировок навыка совладения с тревожным состоянием, для этого есть специальное приложение в телефоне «kids’skills».

Школьная тревожность — распространенное явление. Стресс или внезапные изменения в школьной жизни — плодотворная почва для беспокойства. С одной стороны, тревожное напряжение помогает детям быть в учебе собранными и старательными.

Но когда уровень беспокойства чрезмерен — неминуемо истощение нервной системы, и эффективность обучения от этого будет падать. Важно, чтобы у детей в школе были источники поддержки: хорошие отношения с кем-то в классе, с учителем, интересные занятия и приятные воспоминания, связанные со школой.

Ясность и забота хорошо помогают детям справляться со своей тревогой —для этого важно, чтобы детям объясняли порядки школьной жизни, школьные правила. Особенно тревожные дети заметны, они легко расстраиваются и пугаются, и иногда эта их черта становится предметом насмешек окружающих.

Взрослым людям важно транслировать, что беспокойство и тревожность — это не страшно, что все люди часто беспокоятся, даже взрослые и уверенные в себе. Любой человек имеет право с чем-то не справляться, чего-то пугаться. Наша тревога не делает нас плохими людьми, и избавиться от нее полностью невозможно.

Важно транслировать ценности уважения к чужим слабостям и предложение помощи и заботы тем, кто в этом нуждается.

Тревожность у детей (школьная): причины возникновения, коррекция

Технология. 1 класс. Рабочая тетрадь

Это первый комплект учебников, в которых полностью реализован новый государственный образовательный стандарт и воплощены идеи модернизации российского образования. Это учебники, которые с полным основанием можно назвать учительскими.

Среди авторов — четыре заслуженных учителя России, школьные методисты и психологи, доктора педагогических наук и преподаватели педагогических вузов.

Это передовые педагогические технологии, применение которых в сочетании с традиционной методикой преподавания гарантирует: комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения, высокий и прочный уровень обученности в классах с любой подготовкой, формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться, полноценное соединение знаний и практических навыков, объединение учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс, обеспечение реальной социализации учащихся

Купить

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/shkolnaya-trevozhnost-u-detey/

Коррекция тревожности младших школьников

В статье представлены результаты исследования проявлений тревожности младших школьников. Установлена структура страхов младших школьников, которые в основном связаны с учебной деятельностью, стилем общения учителя с учениками и в меньшей степени определяются архаическими страхами.

Ключевые слова:младшие школьники, тревожность, дидактогения, архаические страхи, коррекция.

Актуальность исследования обусловлена увеличением в общеобразовательной школе числа тревожных учащихся, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Возникновение и закрепление тревожности связано с недостаточным удовлетворением возрастных потребностей младших школьников. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте.

Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального опыта подростком.

Существуют «возрастные пики тревожности», когда тревожность выступает как неконструктивная стратегия поведения, которая вызывает состояние фрустрации. Младший школьник начинает сомневаться в своих способностях и силах.

Возникшая тревога дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает искажать формирование личности.

Знание причин возникновения повышенной тревожности, позволит своевременно провести коррекционную работу, способствующую снижению тревожности и формированию адекватного поведения младших школьников.

За последние десять лет количество тревожных младших школьников увеличилось, считает Прихожан A. M. Тревожность изменила формы своего проявления, стала глубинной и личностной, что делает особо актуальным исследование тревожности младших школьников [1].

Впервые наиболее полно проявление тревожности изучалось в рамках теории психоанализа. Представители этого направления рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние. 3.

Фрейд утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений — инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его состояние. Он считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает неврозы и тревожность.

Изначальные инстинкты по мере взросления человека получают новые формы проявления. Однако они наталкиваются на социальные запреты, и человек вынужден маскировать и подавлять свои влечения. Драма психической жизни индивида начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Естественный выход из этого положения З.

Фрейд видит в сублимировании «либидиозной энергии», то есть в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие и т. п. Удачная сублимация снижает проявления тревожности [2].

В индивидуальной психологии А. Адлер предлагает иной взгляд на происхождение тревожности.

По его мнению, в основе тревожности лежат такие механизмы, как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а также стремление к определенной позиции в группе людей, которую человек в силу каких-либо индивидуальных особенностей или социальных условий не мог достичь.

То есть отчетливо видно, что в основе тревожности лежат ситуации, в которых человек в силу тех или иных обстоятельств, в той или иной мере находится в состоянии тревожности.

Проблема тревожности явилась предметом специального исследования К. Хорни. В ее теории главные источники тревоги и беспокойства личности коренятся не в конфликте между влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений [3].

Другие точки зрения происхождения тревожности выделяются отечественными психологами: А.И Захаровым, Ф. Е. Василюком, Н. Д. Левитовым и другими. К настоящему моменту единой точки зрения по этой проблеме в психологии не существует, что делает разработку этого направления актуальным.

Эмпирическое исследование тревожности проводилось в общеобразовательной школе города Владимира. В исследовании участвовало 20 младших школьников, из них:14 девочек и 6 мальчиков. Для выявления проявлений тревожности применялась методика «Нарисуй свой страх».

Целью исследования являлось оценка проявлений тревожности и выявление структуры страхов младших школьников.

Основная задача, которая решалась в процессе исследования состояла в том, чтобы на основе выполнения изображений, ответов на вопросы, оценить особенности восприятия и переживания младшим школьником своих страхов. Учащимся предлагалось нарисовать свой страх, для проведения дополнительного анализа цвета, рисование осуществлялось цветными карандашами.

  • Рисунки младших школьников оценивались по следующим параметрам:
  • —        степень развития изобразительной культуры, примитивность изображения или четкость и выразительность образов; изящество линий, эмоциональную выразительность;
  • —        особенности обследуемого во время рисования;
  • —        особенности наличия страхов, их количество, эмоциональное самочувствие обследуемого при рисовании;
  • —        особенности внутрисемейных отношений.

Обобщение полученных данных говорит о том, что у младших школьников большинство страхов связано с результатами учебной деятельности (48 %), что очевидно обусловлено индивидуальным стилем общения учителя, т. е. дидактогенией. С другой стороны, такие результаты объясняются повышенной требовательностью родителей к учебной деятельности младших школьников.

Второе место по значимости занимают архаические страхи: боязнь темноты, приведений, что говорит о личностных особенностях младших школьников (23.9 %).Также выявлены страхи, связанные с несчастным случаем (пожары, аварии и т. д.) (17 %) и природными явлениями (страх перед грозой, темным лесом, пауками, змеями, летучими мышами) (10.8 %).

Тревожность у детей (школьная): причины возникновения, коррекция

  1. Полученные результаты, раскрывающие структуру страхов младших школьников требуют реализации следующих направлений коррекционной работы:
  2. 1)      изменения стиля отношений учителя к учащимся;
  3. 2)      приведение в соответствие требований, предъявленных к младшему школьнику и возможностям их выполнения;
  4. 3)      проведение мероприятий по коррекции самооценки младших школьников и реализации механизмов одобрения и моральной поддержки его деятельности.
  5. Таким образом, страхи в младшем школьном возрасте в основном связаны с учебной деятельностью, стилем общения учителя с учениками и в меньшей степени определяются архаическими страхами учащихся.
  6. Литература:
Читайте также:  Истерика у ребенка: как успокоить, что делать, как отучить

1.      Прихожан A. M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. — М.,2001.

2.      Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 2002.

3.      Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.,2000.

Источник: https://moluch.ru/archive/87/16957/

Причины возникновения школьной тревожности у детей младшего школьного возраста

учитель начальных классов Терновых А. Б.

Причины возникновения школьной тревожности у детей младшего школьного возраста.

В последнее десятилетие существенно усилился интерес к изучению проблемы школьной тревожности и адаптации учащихся, в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревоги. Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных, психологических и многих других факторов.

По мнению Л.И. Божович, ребенок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.

Школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением тревожности у детей.

Но несмотря на это, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. В этом случае тревога – фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей.

 

Тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени и рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности. Особую обеспокоенность в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний у детей в условиях начальной школы.

Школа одна из первых открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни и параллельно с семьей берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка.

Таким образом, школа становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка.

Многие основные его свойства и личностные качества складываются в этот период жизни, от того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.

Для любого ребенка поступление в школу – событие чрезвычайно значимое. Один быстро привыкает к новой обстановке и новым требованиям, у другого процесс адаптации затягивается.

Поступление ребенка в школу связано, как известно, с возникновением важнейшего личностного новообразования – «внутренней позиции школьника».

Внутренняя позиция представляет собой тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу «хорошего ученика».

В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее.

Школьная тревожность – это одна из форм проявления эмоционального неблагополучия ребенка.

Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников.

Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

Педагоги и родители обычно говорят про такого ребенка, что он «боится всего», «очень раним», «мнителен», «повышенно чувствителен», «ко всему относится слишком серьезно» и т.п.

Однако это, как правило, не вызывает сильного беспокойства взрослых.

Вместе с тем анализ консультационной практики свидетельствует, что подобная тревожность – один из предвестников невроза у детей и что работа по ее преодолению крайне необходима.

Довольно высокий уровень школьной тревожности детей и, кстати, снижение у них самооценки характерны для периода поступления детей в школу. Адаптационный период в первом классе продолжается обычно от одного до трех месяцев.

После этого, как правило, положение меняется: эмоциональное самочувствие и самооценка ребенка стабилизируются. Детей с различными формами школьной тревожности в первых классах в настоящее время – до 30–35% .

 Негативные переживания, опасения ребенка по поводу разных сторон школьной жизни могут стать очень интенсивными и устойчивыми. Специалистами такие эмоциональные нарушения обозначаются по-разному.

Термин «школьный невроз» используют, когда у школьника отмечаются «беспричинные» рвоты, повышение температуры, головные боли. Причем именно по утрам, когда нужно собираться в школу. «Школьная фобия» обозначает крайнюю форму страха перед посещением школы.

Она может и не сопровождаться телесными симптомами, но без медицинской помощи в таком случае обойтись трудно. А Школьная тревожность – одна из форм эмоционального неблагополучия ребенка младшего школьного возраста, которая требует пристального внимания педагогов и родителей, т.к. может перерасти в гораздо более серьезную форму  .

Причины школьной тревожности определяются природной нервно-психической организацией школьника. Но не последнюю роль в этом процессе играют – особенности воспитания, завышенные требованиями родителей к ребенку.

У некоторых детей страхи и нежелание ходить в школу вызваны самой системой обучения, в том числе несправедливым или нетактичным поведением учителя. Причем среди таких детей есть школьники с самой разной успеваемостью. Известный психолог А.

Прихожан выделяет следующие особенности тревожных детей в школе:

сравнительно высокий уровень обучаемости. При этом учитель может считать такого ребенка неспособным или недостаточно способным к учению. Эти школьники не могут выделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания.

Если не удается сразу справиться с заданием, тревожный ребенок отказывается от дальнейших попыток. Неудачу он объясняет не своим неумением решить конкретную задачу, а отсутствием у себя всяких способностей.

На уроке поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад, давая в том числе и нелепые ответы. Говорят иногда сбивчиво, в захлеб, краснея и жестикулируя, иногда еле слышно.

И это не связано с тем, насколько хорошо ребенок знает урок. При указании тревожному школьнику на его ошибку странности поведения усиливаются, он как бы теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает, как можно и нужно себя вести А.

Прихожан считает, что такое поведение отмечается именно у тревожных первоклассников. И все же школьная тревожность свойственна детям и других школьных возрастов. Проявляться она может в их отношении к оценкам, страхе перед контрольными и экзаменами.

Источник: https://infourok.ru/prichini-vozniknoveniya-shkolnoy-trevozhnosti-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-2821724.html

Тревожность у детей

Тревожность у детей, являясь индивидуальной психологической особенностью, выражается в склонности к волнению в разнообразных ситуациях. У детей необходимо дифференцировать тревогу от тревожности. Сама по себе тревожность почти всегда проявляется без существенных на то причин и не зависит от определенной ситуации. Тревожное состояние присуще детской личности в любом виде деятельности.

Тревогу относят к эпизодическому проявлению волнения и беспокойству, а тревожность выступает устойчивым состоянием.

Например, бывает, что ребенок волнуется, отвечая у доски или перед выступлением на празднике, однако это беспокойство выражается не всегда, а иногда в подобных ситуациях он остается спокойным. Это является проявлением тревоги.

Если состояние беспокойства повторяется постоянно в различных ситуациях (во время ответа у доски, общении с незнакомцами), то это указывает о присутствии тревожности.

Когда малыш боится чего-то определенного, то говорят о проявлении страха. Например, страх замкнутого пространства, страх высоты, страх темноты.

Причины тревожности у детей

Тревожность у детей вызывается следующими причинами:

  • нарушения в отношениях между малышами и взрослыми;
  •  неправильное воспитание малышей (родители часто желают и требуют от чада того, что ему не под силу: хороших отметок, идеального поведения, проявления лидерства среди детей, победы на соревнованиях).

Завышенные требования родителей к отпрыску зачастую связаны с личной неудовлетворенностью, а также желанием воплотить в своем чаде собственные мечты.

Иногда завышенные требования бывают связаны и с другими причинами, например, один из родителей является по жизни лидер и добился материального благополучия или высокого положения, и не желает в своем ребенке видеть «лузера», предъявляя к нему завышенные требования.

Нередко, сами родители имеют повышенную тревожность и своим поведением настраивают малыша на тревожность.

Зачастую родители, пытаясь уберечь свое чадо от мнимых или всех реальных угроз, формируют у него чувство беззащитности и неполноценности.

Все это не влияет на нормальное развитие малыша и мешает полностью раскрыться, вызывая тревогу и страх даже в простом общении с взрослыми и сверстниками.

Тревожность у детей дошкольного возраста

Казалось бы, зачем малышам тревожиться? У них есть друзья в саду и во дворе, а также любящие родители.

Детская тревожность — это сигнал, что в жизни малыша что-то идет не так и как бы себя взрослые не утешали и не оправдывали данное состояние без внимания оставлять нельзя. Причем совсем неважно относится это к дочери или сыну, поскольку в дошкольном возрасте тревожность способна возникнуть независимо от пола малыша.

Американский психолог К. Изард дает такое объяснение терминам «страх» и «тревога»: тревога является комбинацией некоторых эмоций, а одной из эмоций выступает страх.

Страх способен развиваться у индивида в любом возрастном интервале: так у малышей от 1-го года до 3-х лет зачастую имеются ночные страхи, наиболее часто проявляются на 2-м году жизни страхи неожиданных звуков, а также страх одиночества и страх боли, связанный со страхом медицинских работников.

От 3-х до 5-ти лет у малышей отмечают массово страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Страх смерти становится основным, обычно, переживанием в 5-7 лет.

Как снять тревожность у ребенка? Этот вопрос интересует многих обеспокоенных родителей.

Снятие тревожности у детей – советы психолога:

  •  необходимо завести домашнее животное: хомячка, котенка, щенка и доверить его ребенку, однако следует помогать малышу в уходе за питомцем. Совместный уход за животным поможет создать доверительные и партнерские отношения между малышом и родителями, что поспособствует снижению уровня тревожности;
  •  полезными будут релаксационные упражнения на дыхание для снятия тревожности;
  • если все же тревожность устойчива и сохраняется без видимых причин, то следует для снятия данного состояния обратиться за помощью к детскому психологу, поскольку даже незначительная детская тревога в последствии может быть причиной серьезных психических заболеваний.

Тревожность детей младшего школьного возраста

Возраст от 7 до 11 лет наполнен страхом не оправдать ожидания быть хорошим ребенком и остаться без уважения, понимания взрослых. Каждому малышу присущи определенные страхи, но если их отмечается очень много, то говорят о проявлениях тревожности.

В настоящий момент нет единой точки зрения относительно причин вызывающих развитие тревожности, но большинство ученых относит к одной из причин нарушение детско-родительских отношений. Другие исследователи данной проблемы относят возникновение тревожности к наличию у ребенка внутреннего конфликта, который вызывается:

  •  противоречивыми требованиями, предъявляемыми взрослыми, например, родители из-за плохого самочувствия не пускают чадо в школу, а преподаватель отчитывает за пропуск и ставит «двойку» в журнал в присутствии других сверстников;
  •  неадекватными требованиями, зачастую завышенными, например, взрослые постоянно твердят отпрыску, что он должен приносить «пятерки» и быть отличником и не могут смириться с тем, что он лучшим учеником класса не является;
  • негативными требованиями, унижающими детскую личность и ставящими ее в зависимое положение, например, учитель говорит: «Если расскажешь, кто плохо вел из детей в мое отсутствие, то я не скажу маме, что ты подрался».

Психологи считают, что в дошкольном, а также младшем школьном возрасте наиболее тревожны мальчики, а девочки становятся тревожными после 12 лет.

При этом девочки переживают больше из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков беспокоят в большей степени наказание и насилие.

Девочки, сделав «неблаговидный» поступок, переживают, что педагог или мама плохо подумают о них, а подружки перестанут играть с ними. В такой же ситуации мальчики, вероятнее всего, будут опасаться, что их взрослые накажут или побьют.

Читайте также:  Морфинизм: что это, признаки, зависимость

Тревожность детей младшего школьного возраста проявляется обычно спустя 6 недель после начала учебного года, поэтому школьникам необходим 7-10-дневный отдых.

Тревожность детей младшего школьного возраста зависит во многом от уровня тревожности взрослых. Высокая тревожность родителя или педагога передается ребенку. В семьях, где царят доброжелательные отношения, дети менее тревожны, чем в тех семьях, где зачастую возникают конфликты.

Психологи обнаружили интересный факт, что после развода родителей уровень тревожности у ребенка не снижается, а возрастает.

Психологи выявили, что детская тревожность возрастает, если взрослые не удовлетворены материальным положением, своей работой, жилищными условиями. Не исключают, что в наше время именно по этой причине число тревожных детских личностей растет.

Родительское воспитание, а именно авторитарный стиль в семье также не способствует внутреннему спокойствию ребенка.

Психологи считают, что учебная тревожность формируется уже в дошкольном возрасте. Зачастую этому способствуют авторитарный стиль работы воспитателя, завышенные требования, постоянные сравнения с другими малышами.

Нередко в присутствии будущего школьника в некоторых семьях на протяжении всего года ведутся разговоры о выборе «перспективного» учителя и «достойной» школы. Зачастую такая озабоченность родителей передается и отпрыскам.

Помимо этого, взрослые нанимают малышу учителей, которые часами выполняют с ними задания. Как на такое реагирует малыш?

Еще не готовый и неокрепший к интенсивному обучению организм ребенка не выдерживает и начинает болеть, а желание учиться пропадает и стремительно возрастает тревожность по поводу грядущего обучения.

Детская тревожность может быть сопряжена с психическими расстройствами, а также с неврозом. В этих случаях без помощи медицинских специалистов не обойтись.

Диагностика тревожности у детей

Тревожных детей выделяет чрезмерное беспокойство, зачастую они опасаются не события, а самого предчувствия события. Малышам свойственно ощущение беспомощности, они опасаются играть в новые игры, приступать к незнакомым видам деятельности.

У беспокойных малышей высокие требования, они очень самокритичны. Уровень самооценки их низок, они думают, что являются во всем хуже других, что они неумные, некрасивые, неуклюжие. Снять тревожность у таких малышей помогут одобрения, поощрения взрослыми во всех делах.

Тревожным малышам характерны также и соматические проблемы: головокружения, боли в животе, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, головные боли. Во время возникновения тревоги дети зачастую ощущают ком в горле, сухость во рту, слабость в ногах и учащенное сердцебиение.

Выявить тревожную личность может опытный воспитатель, психолог, учитель, понаблюдав за ребенком в различные дни недели, а также во время свободной деятельности и обучения, в общении с другими сверстниками.

Портрет тревожного ребенка включает следующие признаки в поведении:

  • напряженное вглядывание во все, что находится вокруг;
  • робкое, беззвучное поведение, неловкое сидение на краешке ближайшего стула.

Работать психологу с тревожными личностями сложнее, чем с другими категориями «проблемных» детей, поскольку данная категория держит свои проблемы при себе.

Чтобы понять кроху, а также узнать, чего конкретно он боится, необходимо родителям, воспитателям, учителям заполнить бланк опросника. Ситуацию по тревожным детским личностям прояснят ответы взрослых, а наблюдения за поведением малыша опровергнут или подтвердят предположение.

Выделяют следующие критерии для определения повышенной тревожности:

  • невозможность и сложность концентрации на чем-либо;

Малыша относят к тревожному, если имеется постоянно один из перечисленных признаков.

Тест на тревожность для детей

Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., предложили следующий опросник для выявления детской тревожной личности

  • Итак, признаки тревожности:
  • 1. Малыш не способен работать долго, быстро устает
  • 2. Трудно сосредоточивается на конкретном чем-то
  • 3. Беспокойство вызывает любое задание
  • 4. Во время исполнения заданий ребенок скован и напряжен
  • 5. Часто смущается
  • 6. Говорит что напряжен
  • 7. Краснеет в новой обстановке
  • 8. Сетует на кошмарные сны
  • 9. Руки зачастую влажные и холодные
  • 10. Часто отмечается расстройство стула
  • 11. Потеет при волнении
  • 12. Имеет плохой аппетит
  • 13. Беспокойно спит и долго засыпает
  • 14. Пуглив, всего боится
  • 15. Легко расстраивается, беспокоен
  • 16. Зачастую не сдерживает слезы
  • 17. Не переносит ожидание
  • 18. Новые дела не радуют
  • 19. Всегда не уверен в своих силах и себе
  • 20. Боится сложностей
  • Обработка данных по тесту проводится так: за каждый утвердительный ответ начисляется плюс, а чтобы получить общий балл — суммируется количество «плюсов».
  • О высоком уровне тревожности свидетельствует наличие от 15 до 20 баллов.
  • О среднем уровне тревожности говорит наличие баллов от 7 до 14.

О низком уровне тревожности свидетельствует наличие баллов от 1 до 6.В дошкольном учреждении малышам зачастую присущ страх разлуки с родителями.

Следует помнить, что в возрасте двух-трех лет эта черта допустима и объяснима, однако если малыш в подготовительной группе часто плачет при расставании, не сводя глаз с окна и ожидая каждую секунду своих родителей, то на это необходимо обратить особое внимание.

По нижеперечисленным критериям определяют наличие страха разлуки, которые представили П. Бейкер и М. Алворд.

  1. Критерии для выявления страха разлуки:
  2. 1. Печаль при расставании, повторяющееся сильное расстройство
  3. 2. Беспокойство о том, что может быть взрослому плохо
  4. 3. Постоянное переживание из-за разлуки с семьей
  5. 4. Настойчивый отказ идти в дошкольное учреждение
  6. 5. Страх быть и остаться одному
  7. 6. Непреодолимый страх одному засыпать
  8. 7. Ночные кошмары, в которых малыш с родными разлучается
  9. 8. Жалобы на недомогание: боль в животе, головную боль
  10. Зачастую малыши, страдающие страхом расставания, и в самом деле заболевают, если постоянно думают о тревожащих моментах.
  11. Если на протяжении четырех недель проявлялись три черты, то предполагают, что у крохи действительно имеется этот вид тревожности и страха.

Профилактика и коррекция тревожности у детей

Большинство родителей сами не замечают, что тревожные дети стали такими вследствие их собственного неправильного поведения. Узнав о появлении страхов, родители или уговаривают малыша, чтобы он успокоился, или высмеивают его проблему.

Такое неверное поведение только поспособствует усилению страхов и тревожности, а все окрики, замечания, одергивания вызовут в малыше не только тревогу, а и агрессию. По этой причине необходимо в адрес малыша уменьшить количество замечаний и только спокойно с ним беседовать.

Нельзя угрожать, следует научиться договариваться перед тем, как выразить свое недовольство и обдумывать каждое слово предназначенное отпрыску.

Если взрослый мечтает о том, чтобы чадо выросло уравновешенным и здоровым человеком, то в семье, прежде всего, должен быть только благоприятный психологический климат, способствующий гармоничному развитию личности. При этом если кроха будет взрослым доверять и рассказывать о своих переживаниях, то уровень тревожности снизится автоматически.

Профилактика тревожности у детей включает обсуждение всех проблем малыша, общение с ним, осуществление всех совместных праздников, прогулок, отдыха на природе. Сблизит взрослых и малышей только непринужденная обстановка, которая позволит почувствовать себя свободным.

Работа с тревожным ребенком сопряжена с трудностями определенного плана и, как правило, занимает длительное время.

Психологи рекомендуют работу с тревожными детьми осуществлять в трех направлениях:

  • обучение ребенка собой управлять в волнующих его ситуациях;
  • снятие мышечного напряжения.

Повышение самооценки включает проведение ежедневной целенаправленной работы. К ребенку необходимо обращаться по имени, даже за незначительные успехи хвалить, отмечать их в присутствии других сверстников. Похвала должна быть искренней и ребенок должен знать, за что именно его похвалили.

Обучение управлять своим поведением включает совместное обсуждение проблемы. В детском саду сделать это можно сидя в кругу, поговорив с детьми о переживаниях и чувствах в волнующих ситуациях.

А в школе на примерах литературных произведений необходимо показать детям, что смелым человеком считают не того, кто ничего не боится, а того, кто умеет преодолевать свой страх. Целесообразно, чтобы все дети сказали вслух о том, чего они боятся. Следует предложить детям нарисовать свои страхи, а потом рассказать о них.

Такого рода беседы помогают осознать, что у большинства сверстников также существуют проблемы, похожие с теми, которые характерны не только для них.

Методы коррекции тревожности у детей включают отказ от сравнений с другими детьми, например, успехами в учебе, спортивными достижениями. Лучшим вариантом будет сравнивание достижений ребенка с его личными результатами достигнутыми, например, неделю назад.

Если тревожность у ребенка возникает при выполнении учебных заданий, то не рекомендуется проводить работы на скорость. Таких детей необходимо опрашивать в середине урока, нельзя торопить или подгонять.

Общаться с тревожным ребенком следует предварительно, установив с ним контакт глазами или же наклонившись к нему, либо приподняв ребенка до уровня глаз взрослого.

Коррекция тревожности у детей включает совместно с взрослым сочинение историй и сказок. Даже если ребенок приписывает тревогу не себе, а своему герою, это может позволить снять внутреннее переживание и успокоить малыша.

В повседневной работе с тревожным ребенком полезно применять ролевые игры. За сюжет можно использовать знакомые ситуации «боюсь учителя», «боюсь воспитателя».

Снятие мышечного напряжения можно осуществить, используя игры, в основе которых лежит обмен прикосновениями. Полезными будут упражнения на релаксацию, занятия йогой, техника глубокого дыхания, массаж.

Источник: https://psihomed.com/trevozhnost-u-detey/

Школьная тревожность: причины появления и как избавиться

30.08.2018

Доброго времени суток, уважаемые читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет школьная тревожность. Вы узнаете, каковы характерные признаки данного состояния. Выясните, по каким причинам оно возникает. Поговорим о способах борьбы с тревожностью.

Общие сведения

Школьной тревожностью называют комплекс понятий, который включает в себя эмоциональное неблагополучие ученика в школе. Тут имеет место взаимодействие с объектами в школьной среде: здание школы, человеческий фактор (ученик – учитель), программа обучения.

Актуальность данной проблемы в следующем:

  • тревожность в школе является проявлением школьной дезадаптации;
  • она негативно воздействует на все сферы жизнедеятельности ребенка, в том числе на общение со сверстниками и состояние здоровья и психики, как в школе, так и за ее пределами.

Возможные причины

Тревожность у детей, которая появляется при хождении в школу, может развиваться под воздействием определенных факторов. К ним относят:

  • неподходящее физическое пространство, в котором вынужден находиться ребенок, например, когда стены в школы окрашены в цвет, который вызывает раздражение;
  • сильные перегрузки по учебе;
  • неоправданные ожидания родителей, оказание давления на ребенка, когда он не достигает нужных высот;
  • плохие взаимоотношения с педагогом, непринятие ребенка в школьном коллективе, в частности, сверстниками;
  • невозможность ученика осваивать школьную программу;
  • необходимость перехода в новый класс, знакомство с новым коллективом.
  1. Учебные перегрузки достаточно часто влияют на развитие тревожности. Научно доказано, что у детей, которые прозанимались в школе полтора месяца, значительно снижается работоспособность. Вследствие чего и развивается волнение и тревожность. Ребенок также перегружается на протяжении обычной школьной недели, когда имеет место повышенная нагрузка. Считается, что продолжительность урока также влияет на развитие тревожности. Установлено, что первые 30 минут занятия ученик собран, заинтересован, работоспособность на нормальном уровне. В последние 15 минут он уже не может сидеть спокойно.
  2. Проблемы с освоением программы. Иногда детям трудно освоить материал, который предлагает современная школьная программа. Далеко не каждому ученику под силу выполнить все, что от него требуется в школе. Ситуация может осложняться слишком сложной программой, например, когда ребенка переводят в гимназию или в класс с углубленным изучением определенных предметов. Случаи, когда уровень развития ребенка не соответствует программе. При наличии педагогической некомпетентности у учеников младших классов может иметь место синдром хронической неуспешности.

Источник: https://psycho4you.ru/lichnost/strahi/shkolnaya-trevozhnost-u-detej

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector