Аддиктивное поведение подростков: что такое

Аддиктивное поведение подростков: что такое

Причины аддиктивного поведения

Основанием отчуждения от реальности является отсутствие взаимодействия или нарушение общения в среде, в которой растет ребенок. Гормональные перестройки, развивающиеся у подростков, приводят к всплеску эмоций, появлению агрессивности (см. Агрессия у подростков). На них оказывают влияние родители, друзья, одноклассники, с которыми ребенок зачастую не может найти общий язык.

Психика подростков не полностью сформирована, а сами молодые люди недостаточно адаптированы к взрослой жизни. Аддикция связана также с употреблением различных психотропных средств.

Аддиктивность у некоторых почти незаметна, у других она сочетается с нормальным поведением и лишь изредка проявляется. Иногда возникает нарушение манеры держаться, выраженное вплоть до возникновения крайностей.

Высокая степень тяжести способна приводить к развитию психосоматических заболеваний.

Выделяют множество форм пагубных привычек, которые могут сочетаться и переходить из одной в другую. Например, отказавшись от употребления алкоголя, подросток начинает курить, а забросив компьютерные игры – заниматься экстремальными видами спорта, развивая новую зависимость.

Аддиктивное поведение подростков: что такоеПрочитайте про БОС терапию для детей при заболеваниях неврологического и психиатрического характера.

Узнайте про гебефреническую форму шизофрении: типичные признаки и лечение.

Виды зависимости

Аддиктивность, возникающая у подростков, аналогична взрослой аддикции. Различают химическую и нехимическую. Первая связана с употреблением веществ, которые воздействуют на нервную систему, вызывая насыщение центров удовольствия. К таким средствам относят:

Нехимическая аддикция заключается в любой сфере деятельности, приводящей к разрушению психического здоровья. К ней относят:

  • игровую зависимость;
  • обжорство;
  • трудоголизм;
  • сектантство;
  • сексуальное поведение;
  • мазохизм;
  • прослушивание специфической музыки.

Аддиктивное поведение подростков: что такое

  • биполярного ассоциативного расстройства (маниакально-депрессивный психоз);
  • психосоматических патологий;
  • склонности к убийству или суициду;
  • параноидальной шизофрении;
  • деградации;
  • социопатии.

Провоцирующие факторы

Существуют определенные моменты, которые вызывают склонность подростка к пагубным привычкам. В связи с этим важны консультации психологов, способных определить его тип личности и психологический портрет.

В группу риска входят дети:

  • ранимые;
  • часто болеющие;
  • восприимчивые к критике;
  • подвергшиеся насилию в домашних условиях;
  • со строгим воспитанием.

Согласно психологическим исследованиям выделяют 4 основные причины:

  • экономические;
  • социальные;
  • биологические;
  • индивидуальные.

Формирование тела человека и становление личности заключается в развитии психического здоровья и устойчивости организма. Подросток начинает вести себя более уверенно после приема психотических средств (злоупотребление энергетическими напитками, кофеином, алкоголем).

Нарушения, к которым приводят эти вещества, начинают формироваться в подростковом периоде, а приобретенные последствия чаще выявляют во взрослом возрасте. Так, боязнь темноты превращается в страх смотреться в зеркало, а одиночество трансформируется в манию преследования. Кроме этого, присоединяется девиантное поведение (не соответствующее социальным нормам).

Предпосылками развития аддикции могут быть и травмы головы: сотрясение, ушибы, повышение внутричерепного давления, абулический синдром и умственная отсталость. Существуют следующие типы личности у тинейджеров:

  1. Гипертимный. Имеет нестандартный вид и скорость мышления, в их жизни преобладает интеллектуальная деятельность, творчество и креатив. Выделяются среди других лидерскими качествами.
  2. Гипервозбудимый. Подростки слишком импульсивны, находятся в эмоциональном перевозбуждении. Они неспособны контролировать свое поведение и влечения, неусидчивы, раздражительны и нетерпеливы. Не могут спокойно относиться к критике в свой адрес и воспринимают всё «в штыки». Характерно развитие аддиктивности для детей дошкольного возраста.
  3. Истерический. Проявляется жаждой и стремлением стать замеченным, признанным. Они демонстративно разговаривают, преувеличивают те или иные события, пытаясь впечатлить окружающих, порой даже выдуманными историями. Также они способны врать, оговаривать себя или приписывать неизлечимые болезни и страдания.
  4. Эпилептоидный. У подростков наблюдаются изменения личности, напоминающие эпилептические нарушения. Они находятся в агрессивном состоянии и постоянно вступают в конфликты.
  5. Неустойчивый тип характеризуется слабоволием, апатией. Подростки непослушны, не выполняют обычные правила поведения, их требуется постоянно контролировать. Но они боятся подчиняться другим людям. В школе такие дети ленивы, постоянно сбегают с уроков. Способны пойти на мелкие преступления в виде хулиганства и кражи.

Эти типы личности порой не встречаются самостоятельно, а сочетаются друг с другом, приводя к развитию аддикции. Диагностировать аддиктивное расстройство должны психологи или психотерапевты.

Тест на аддиктивное поведение проводят с целью выяснить запущенность той или иной зависимости (алкогольную, никотиновую, игровую), а также выявить ее влияние на организм.

Тесты должны проходить не только подростки, но и их родители.

Аддиктивное поведение подростков: что такоеЧитайте про гиперактивность и повышенную возбудимость: причины, диагностика и лечение.

Родителям на заметку! Шизофрения у детей: основные признаки и симптомы.

Узнайте про галлюцинации у детей и подростков: симптомы и лечение.

 Помощь подросткам при аддикции поведения

В зависимости от степени тяжести аддиктивного расстройства лечение проводят специалисты на психотерапевтических сеансах либо в условиях психиатрической клиники. При легкой степени нарушений с помощью специальных методик помогают подростку избавиться от пристрастия к играм, перееданию, шопоголизму.

При алкогольной, наркотической или лекарственной зависимости терапию оказывают в специальном отделении, осуществляя дезинтоксикацию организма. Затем помогают подростку восстановить психическое здоровье.

Профилактические мероприятия необходимо проводить в санаторно-курортных местах для насыщения жизни подростка новыми впечатлениями. Аддиктивное расстройство в большинстве случаев несет деструктивный характер. Чем раньше обнаружены пагубные привычки, тем проще избавиться от них при своевременной комплексной терапии.

(5

Источник: https://golmozg.ru/deti/addiktivnoe-povedenie.html

Проблема аддиктивного поведения школьников. Формы аддиктивного поведения у подростков

Аддиктивное поведение подростков: что такое

Аддикт — это человек, страдающий от проблем с самооценкой и не способный адекватно воспринимать окружающую реальность. Сегодня психологи особенно активно изучают, что такое аддиктивное поведение. Очень часто наблюдается аддиктивное поведение у подростков.

Каждый человек является социальным существом и сильно зависит от общества — от чужих взглядов, мнений, оценок и т.д. Именно оно и диктует людям разного пола и возраста, как следует себя вести в тех или иных ситуациях.

Кроме того, с детства ребенок слышит о том, что он должен соблюдать социально-приемлемые нормы, существующие в окружающем его обществе. Это объясняют ему не только родители, но также воспитатели, педагоги, а во взрослой жизни и начальники. Но нередко встречаются люди, которые по определенным причинам идут «против» общества.

А точнее — не воспринимают его правил и категорически отказываются их придерживаться. Причиной этого могут быть самые разные явления и события.

Как раз поведение таких людей специалисты называют аддиктивным. В результате измененного состояния психики они всеми способами пытаются не только отдалиться от общества, в котором живут, но и в целом уйти от реальности.

В настоящее время психологам удалось выделить сразу несколько способов такого ухода. Они бывают самыми разнообразными. Например, выбор определенного вида деятельности или и вовсе критические — прием психотропных препаратов.

Если попытаться разобраться в причинах аддиктивного поведения, то чаще всего ей становится неудовлетворенность человека реальностью, которая его окружает. Особенно характерно это для подростков. Человеку становится тяжело переносить привычную действительность.

Он ощущает самое настоящее давление окружающего мира. Последний воздействует на его психическое состояние и побуждает к уходу от реальности. Таким способом аддикт пытается избавиться от свалившегося на него дискомфорта, так как просто не знает других, более грамотных путей выхода.

Именно в подростковом возрасте это проявляется особенно остро.

Каждый отдельный человек может находить свои собственные способы отгородиться от кажущегося ему враждебным окружающего мира и общества. Иногда они бывают достаточно безобидными, а в некоторых случаях и вовсе опасны для здоровья и жизни человека.

Например, выбор работы, которая не требует общения с окружающими и позволяет аддикту постоянно находиться наедине с собой, конечно, оказывает некоторое негативное влияние на его психическое состояние, но в целом не является опасным.

В более сложных крайних случаях человек для ухода от реальности может начинать использовать различные химические вещества, которые быстро разрушают его изнутри и снаружи. И это разрушение касается не только физического, но и без того подорванного психического здоровья. Особенно опасен такой метод изоляции от окружающего мира для подростков.

Поэтому так важно, чтобы родители вовремя заметили проблему у своего ребенка и начали активно (но максимально мягко) с ней бороться.

Аддиктивное поведение подростков: что такое

Интересно, что какие бы методы избавления от психологического дискомфорта человек для себя не выбрал, он в любом случае окажется для него болезненным. Кроме того, у него будет вырабатываться сильное неконтролируемое желание постоянно повторять выбранный способ поведения.

Современные психологи выделили три основных типа аддикций. Такая классификация позволяет проще определить, насколько опасной окажется сложившаяся ситуация для человека и какого лечения требует.

Первый тип получил название «нехимические аддикции». Именно их можно назвать самыми безопасными. К первому типу в первую очередь относится тяга к азартным играм и зависимость от интернета. В этом случае подросток начинает большую часть своего времени проводить за экраном компьютера или и вовсе в игровых клубах.

Но главной его целью станет вовсе не выигрыш крупного денежного приза или поиск нужной информации на просторах сети, а просто само время препровождение вдали от реальности.

Азартные и компьютерные игры, а также бесцельные «путешествия» по интернету позволяют парню или девушке на время забыть об окружающей его не комфортной действительности.

Кстати, помочь подростку в таком случае (особенно, если ситуация не запущена) удастся достаточно просто. Родители и друзья его должны просто постараться уделить аддикту максимальное количество времени и внимания, а кроме того, предложить иные альтернативные и более увлекательные варианты времяпрепровождения.

Например, если есть такая возможность, стоит отправить его в путешествие или просто на отдых в новое место. Именно яркие положительные впечатления позволят подростку отвлечься от игр и интернета. Но это далеко не единственная помощь, которая ему потребуется. Далее очень важно выяснить, какие именно жизненные моменты и условия доставляют ребенку такой серьезный дискомфорт.

Кстати, нередко аддиктивное поведение у подростка начинает проявляться, например, после переезда в новый город или перехода в новую школу, где коллектив его не воспринимает. А иногда и вовсе сами родители создают все условия для того, чтобы их чаду захотелось убежать от реальности. Например, взваливая на него слишком большую ответственность и огромное количество обязанностей.

Все должно быть в меру.

К нехимическим аддикциям также относится сексуальная, «шоппинг» (тяга к постоянной трате денег, от которой человек получает удовлетворение), а также трудоголизм и зависимость от партнера. Последний вариант нередко проявляется у девочек-подростков.

Когда юные барышни, начиная свои первые отношения с парнем, становятся сильно зависимыми от него. Причины этого также могут быть самыми разными.

Например, если девушку не воспринимает ее коллектив (например, класс в школе), то, начиная встречаться с популярным парнем, вхожим в любую компанию, она мнимо решает свою проблему. В результате и появляется зависимость от определенного человека.

Но подобных вариантов можно перечислять очень много. Чтобы помочь подростку справиться с проблемой, нужно начинать также искать причины ее появления. Вероятно, мальчик или девочка не могут справиться с ней самостоятельно и нуждаются в помощи.

Аддиктивное поведение подростков: что такое

Второй тип аддикций «химический» можно назвать опасным. К нему относится токсикомания, наркомания и алкоголизм. Конечно, это крайние запущенные случаи, но они также встречаются достаточно часто.

К ним подросток может прийти в том случае, если не получил должной помощи и поддержки при первых его попытках убежать от проблем и давления окружающего мира.

Читайте также:  Пот при стрессе: симптомы потоотделения, потею от нервов что делать

Именно такой вариант аддикции способен привести человека к серьезным проблемам не только с психическим, но и с физическим здоровьем.

Существует еще и третий тип — «промежуточный». Это голодание и переедание аддикта. В некоторых случаях подросток может игнорировать окружающий мир и общество именно таким необычным отношением к приему пищи.

Он либо полностью отказывается от еды, как бы выражая свой протест привычным нормам, либо, наоборот, начинает активно «заедать» проблему. Но не стоит путать аддиктивное голодание с часто встречающимися проблемами у девочек-подростков попытками добиться фигуры своей мечты, отказавшись от пищи.

Хотя и эта серьезная проблема требует скорейшего решения. Причем лучше всего в таком случае обратиться за помощью к опытному профессиональному психологу.

Специалисты отмечают, что в последние годы аддиктивное поведение у подростков стало проявляться все чаще. Можно сказать, что оно постепенно становится очень масштабной национальной проблемой. Нередко под влиянием родителей и сверстников у подростка нарушается правильное и гармоничное его взаимодействие с окружающей социальной микросредой.

Особенно часто проблема возникает, если в нелегкий период переходного возраста мальчик или девочка находятся в семье с неблагоприятным климатом.

Ссоры и постоянное недовольство родителей переносятся в это время особенно тяжело и остро. В результате подросток начинает самостоятельно отыскивать истину, что не всегда заканчивается положительно.

Такие поиски могут привести к очень плачевным последствиям.

Максимально подвержены аддикции дети в период с 11 до 17 лет. По статистике более 80 процентов подростков этом возрасте хотя бы один раз пробуют различные химические вещества. Если же у человека имеется какая-то психологическая проблема, то уход от реальности с их помощью может стать для парня или девушки очень привлекательным вариантом.

Некоторые родители ошибочно предполагают, что подобные проблемные ситуации должны разрешать наркологи и школа. На самом деле каждый подросток нуждается в комплексной всесторонней помощи и поддержке. И одна из главных ролей в ней достается родителям.

Аддиктивное поведение подростков: что такое

Очень важна в нелегкий период переходного возраста и профилактика аддиктивного поведения подростков. Прежде чем приступить к ней родители должны понять, что сам аддикт не осознает собственных проблем, но при этом он не способен адекватно воспринимать себя и окружающую действительность.

У него нарушено самовосприятие и самооценка. Не понимая причины, такой подросток постоянно находится в тяжелой стрессовой ситуации.

Проблемы с психикой у таком случае могут даже привести к появлению сильных головных болей, недугов желудочно-кишечного тракта, аритмии и другим серьезным заболеваниям.

Какой способ профилактики выбрать, зависит от того, какого типа аддиктивное поведение наблюдается у подростка. Но в любом случае первым делом потребуется помочь ему осознать имеющуюся проблему.

Потребуется осторожная и мягкая работа с его механизмами психологической защиты. Подросток должен изменить отношение в первую очередь к себе, а затем к окружающему миру.

Если проблема запущена и родителям не удается справиться с ней самостоятельно, то стоит обратиться за помощью к психологу.

Кроме того, как уже было сказано выше, аддикцию потребуется заменить интересом к какому-то другому занятию — более позитивному и безопасному во всех отношениях. Особенно полезно выбрать какое-либо хобби, которым увлечется не только сам подросток, но и его родители.

Отличным способом борьбы с аддикцией является совместное семейное времяпрепровождение. Какое это будет занятие — неважно. Главное, чтобы оно было развивающим, безопасным для здоровья и увлекательным для всех участников. Можно также привлечь к новому хобби друзей и знакомых подростка.

Это позволит ему научиться общаться и правильно воспринимать самого себя, а также найти свое место в коллективе.

Очень важно также развивать в подростке навыки коммуникации. Он должен научиться общаться с окружающими людьми, а также прислушиваться к их мнению, не считая единственным верным только свое. Кстати, такие навыки являются профилактикой шопоголизма и трудоголизма.

Если вовремя обратить внимание на появившуюся у сына или дочки проблему, то справиться с ней будет достаточно просто.

Поэтому, заметив, что вместо прогулки с друзьями подросток выбирает времяпрепровождение, например, за компьютерными играми, стоит попытаться выяснить причину такого поведения. Возможно, это первый сигнал проявления аддикции.

В этом случае очень важно, чтобы ребенок доверял родителям и мог открыто поделиться с ними своей проблемой.

Аддиктивное поведение или уход от проблемного окружающего мира — это часто встречающаяся проблема у подростков. Особенно актуальной она стала в последние годы.

Такое явление может привести к серьезным негативным последствиям, поэтому так важно, чтобы родители вовремя заметили проблему и начали активно с ней бороться.

При необходимости помощь им в этом сможет оказаться опытный профессиональный психолог.

   

Источник: http://veselajashkola.ru/zdorovie-rebenka/problema-addiktivnogo-povedeniya-shkolnikov-formy-addiktivnogo-povedeniya-u-podrostkov/

Девиантное и аддиктивное поведение детей и подростков

  • Девиантное и аддиктивное поведение детей и подростков
  • Цель: дать представление о девиантном и аддиктивном поведении детей и подростков.
  • Задачи:
  • — изучить понятия «девиантное» и «аддиктивное» поведение;
  • — изучить понятие «норма» и причины отклоняющего поведения;
  • — изучить понятие аддиктивного поведения;
  • — рассмотреть классификацию и факторы аддиктивного поведения;
  • — изучить этапы становления аддиктивного поведения;
  • — рассмотреть девиантное и аддиктивное поведение детей и подростков.
  • Основными видами нарушения поведения у обучающихся являюся: девиантное поведение и аддиктивное.
  • ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ- это поступки ( действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.
  • Норма — это мера полезного и поэтому типичного функционирования человека. Норма поведения, как правило, включает несколько аспектов:
  • 1) правило (предписание), выступающее как долженствование;
  • 2) объективное поведение и деятельность человека;
  • 3) субъективное представление о сущем и должном.

Поведение— совокупность реакций человека на внешние и внутренние раздражители, которые характеризуются наибольшей репрезентативностью, то есть типичностью, оптимальностью, полезностью, физической и психической нормальностью. И наоборот, ненормальное, или отклоняющееся, поведение не соответствует социальным, общественным, нравственным требованиям и является нерепрезентативным, т.е. нетипичным, неодобренным, вредным, осуждаемым и поэтому подлежащим педагогической профилактике.

ПРИЧИНЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Девиантное поведение связано не с гибелью нервных клеток мозга, а с их неправильным функционированием, изменением « режима» деятельности.

Врачи-психоневрологи иногда считают, что негрубые формы отклонённого поведения являются одним из видов минимальной мозговой дисфункции. При этом выделяют два типа: гипердинамию и гиподинамию (гипердинамия –это чрезмерная активность, а гиподинамия- недостаточная).

И то и другое указывает на слабость нервных процессов, так как действия ребёнка не достигают своей цели. Чрезмерно активный ребёнок действует беспорядочно, берётся за всё, но, не заканчивая одно дело, принимается за другое, хватает всё подряд. Ему быстро надоедают игрушки, даже те, которые он очень хотел иметь.

Возбуждаясь, он становится неуправляемым, кричит, убегает, отмахивается от взрослых.

Недостаточно активный ребёнок, напротив, ни к чему не проявляет явного интереса, не откликается на игру, не добивается своего, отказывается от развлечений, не радуется явно новым игрушкам, эмоционально бедно реагирует на книги, телепередачи.

Он не сопротивляется вмешательству взрослых, но не выполняет до конца их просьбы. Внимание такого ребёнка рассеяно, память снижена.

В отличие от других детей, которые внешне тоже малоактивны, но живут своей внутренней жизнью, эти дети не имеют настоящих увлечений, так как не в состоянии ни на чём сосредоточиться.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Ранняя профилактика включает:

  • изучение индивидуально-психологических особенностей личности с момента поступления ребёнка в образовательное учреждение;
  • выделение группы детей, поведение которых настораживает отклонением от общепринятых мер;
  • наблюдение за формированием характера ребёнка- подростка.

Ранняя профилактика вырабатывает предупредительные меры по устранению причин и условий, вызывающих отклонения в поведении и развития детей.

Профилактика девиантного поведение направлена на предупреждение возникновения у подростков более негативных поведенческих качеств: употребления алкоголя, наркотиков, склонности к конфликтам.

На данном периоде становления личности социально- психологическая профилактика рассматривается как социальная помощь подростку.

Отклонения в поведении детей и подростков являются сигналом негативного развития личности.

Для решения этих проблем вырабатывается система мер по профилактике отклонений в поведении детей и подростков, включающая:

  • беседы и проведение опросов с целью установления контакта с детьми и подростками, нуждающимися в социальной помощи.
  • комплексные процедуры диагностик по выявлению предрасположенности к отклонениям в поведении;
  • изучение семейной атмосферы и окружающей среды.

Различные подходы в технологии социально-психологической профилактике дают возможность педагогу направить свою деятельность на воспитание подростка,

Виды профилактики: медицинская, психологическая, педагогическая.

  • Таких детей нужно лечить медикаментозно, осуществлять мероприятия, укрепляющие нервную систему. Необходима система закаливания организма, в которой ведущая роль принадлежит физическим упражнениям.

Физические упражнения способствуют

  • насыщению мозга кислородом,
  • помогают справляться со стрессами.
  • улучшают обмен веществ, аппетит и сон.
  • активизируют работу мозга в целом.
  • Наконец, дети с минимальной мозговой дисфункцией нуждаются в специальных психотерапевтических занятиях с психологом. У чрезмерно активных детей необходимо воспитывать навыки самоуправления, вырабатывать выдержку, терпение. У недостаточно активных, напротив- живость реакции , подвижность, активность.
  • И того и другого возможно достичь, по-настоящему заинтересовав ребёнка, подобрав к нему « ключик» и, конечно же, не вешая на него позорных ярлыков.
  1. Родители должны стать союзниками своих детей, а не противниками.
  2. Со стороны специалистов к ребёнку с девиантным поведением необходим индивидуальный подход.
  3. Ребёнку необходимо чувствовать, что его понимают и считаются с ним как с личностью.
  4. АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ определяется порочной склонностью, привычкой порабощения при помощи каких-либо веществ: алкоголя, наркотиков, транквилизаторов, приводит к разрыву с прежним кругом общения, миром реальных ощущений.

Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям микро- и макросреды. Ребенок своим поведением «кричит» о необходимости оказания ему экстренной помощи, и меры в этих случаях требуются профилактические, психолого-педагогические, воспитательные в большей степени, чем медицинские.

Аддиктивное поведение является переходной стадией и характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами в сочетании с другими нарушениями поведения, порой криминального характера. Среди них специалисты выделяют случайные, периодические и постоянные употребления психоактивных веществ (ПАВ).

Традиционно в аддиктивное поведение включают: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение, то есть химическая аддикция, и нехимическая аддикция — компьютерная аддикция, азартные игры, любовные аддикции, сексуальные аддикции, работоголизм, аддикции к еде (переедание, голодание).

ПРИЧИНЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аддиктивность является следствием понимания собственной несостоятельности, хронической неудовлетворённости жизнью, неуверенности в себе. Желание ребёнка любой ценой вернуть уверенность в собственных силах, уважение окружающих приводит, к неадекватной, иногда смертельно опасной форме аддиктивного поведения.

Дети, имеющие аддиктивные формы поведения, наиболее тяжело поддаются психолого- педагогическому воздействию в рамках массовой школы, поскольку становятся такими в результате непоправимой формы педагогической запущенности. Проведение по отношению к ним коррекционных мер усуглубляется необходимостью медицинского лечения, а зачастую и привлечения к воспитательному процессу правовых органов.

Подросток часто вовлекается в асоциальные молодёжные группы из-за стремления к бунту. Как правило, отмечается переход от преувеличения собственных достоинств к самоуничижению.

Группа сверстников может быть центральным фактором асоциального поведения. Потребность упрочить своё положение и быть центральным фактором асоциального поведения.

Потребность упрочить своё положение и быть принятым в среде сверстников нередко способствует непредвиденному соскальзыванием в аномальные формы поведения.

Аддикция может быть также следствием сильной потребности подростков в лидерстве среди сверстников, когда они не в состоянии приобрести статус лидера иным путём

Аддикция побуждается мотивом достижения эмоционального состояния удовлетворённости, уверенности в себе. В момент доминирования аддикции подросток изолируется от общества и может общаться только с такими же аддиктами. Близкие остро ощущают « разрушение личности», так как разрушается не только психика, но и здоровье, через общее пренебрежение к себе, своему организму, личной жизни.

Читайте также:  Боязнь всего (панофобия): как называется фобия, лечение

Чаще всего именно ограниченный выбор стратегий выхода из кризиса и неблагополучные семейные условия устанавливают всю частоту обращения к аддикции, реже психологи отличают низкую переживаемость кратковременных затруднений.

Можно условно выделить следующие виды аддикции у подростков.

  1. К употреблению химических веществ ( никотин, алкоголь, наркотики).

  2. К пище ( переедание или упорное самоограничение).

  3. К деньгам ( навязчивое накопление или трата).

  4. К определённым типам поведения:

  • ● хобби ( поглощённость поиском предметом коллекционирования);
  • ● к играм ( азартным или компьютерным);
  • ● к Интернету (« зависание» в глобальной информационной сети);
  • ●к экстремальным ситуациям с риском для жизни ( в том числе ряд видов спорта);
  • ● к лидерству ( поиск ситуаций, связанных с переживанием ощущения власти над кем-либо).
  • 5. Эмоциональные зависимости ( объектом является другой человек);
  • ● сексуальная зависимость;
  • ● романтическая зависимость ( постоянный поиск состояния влюблённости);
  • ● платоническая зависимость ( эксплуатация собственных возвышенных чувств в адрес объекта, заведомо недоступного).
  • СТАНОВЛЕНИЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Становление аддиктивного поведения отличается широким индивидуальным своеобразием, но в целом здесь можно выделить ряд закономерных этапов. В. Каган (1999) выделяет три этапа наркологических (алкогольных и неалкогольных) вариантов становления аддиктивного поведения:

1 этап. Первые пробыСовершаются обычно под чьим-либо влиянием или в компании. Немалую роль здесь играют любопытство, подражание, групповой конформизм и мотивы группового самоутверждения.

2 этап. Поисковое аддиктивное поведение. Следующим за первыми пробами идет этап экспериментирования с различными видами психоактивных веществ — алкоголем, медикаментами, наркотиками, бытовыми и промышленными химикатами. Обычно оно присуще младшему подростковому возрасту.

З этап. Переход аддиктивного поведения в болезньПроисходит под влиянием множества разнообразных факторов которые можно условно разделить на социальные, социально-психологические, психологические и биологические.

  1. Социальные — нестабильность общества, доступность психоактивных веществ, отсутствие позитивных социальных и культурных традиций, контрастность уровней жизни, интенсивность и плотность миграции и др.
  2. Социально-психологические — высокий уровень коллективной и массовой тревоги, разрыхленность поддерживающих связей с семьей и другими позитивно-значимыми группами, романтизация и героизация девиантного поведения в массовом сознании, отсутствие привлекательных для детей и подростков досуговых центров, ослабление межпоколенных связей поколений.
  3. Психологическая — незрелость личностной идентификации, слабость или недостаточность способности к внутреннему диалогу, низкая переносимость психологических стрессов и ограниченность совладающего поведения, высокая потребность в изменении состояний сознания как средстве разрешения внутренних конфликтов, конституционально акцентуированные особенности личности.
  4. Биологические — природа и «агрессивность» психоактивного вещества, индивидуальная толерантность, нарушение процессов детоксикации в организме, изменяющие системы мотиваций и контроля за течением заболевания.
  5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  6. Выделяются следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения (Б. Сегал):
  7. — сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;
  8. — скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;
  9. — внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;
  10. — стремление говорить неправду;
  11. — стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
  12. — стремление уходить от ответственности в принятии решений;
  13. — стереотипность, повторяемость поведения;
  14. — зависимость;
  15. — тревожность.
  16. В норме, как правило, психически здоровые люди легко («автоматически») приспосабливаются к требованиям обыденной жизни и тяжелее переносят кризисные ситуации Они, в отличие от лиц с разнообразными аддикциями, стараются избегать кризисов и волнующих нетрадиционных событий.

У аддиктивной личности отмечается феномен «жажды острых ощущений» (В.А. Петровский), характеризующийся побуждением к риску, обусловленным опытом преодоления опасности.

  • Осознание неизбежности отклонений в поведении части людей не исключает необходимости постоянной борьбы общества с различными формами социальной патологии. Под социальным контролем в широком социологическом смысле понимается вся совокупность средств и методов воздействия общества на
  • нежелательные (отклоняющиеся) формы поведения с целью их элиминирования или минимизации.
  • Основные механизмы социального контроля:
  • 1) собственно контроль, осуществляемый извне в том числе путем наказаний и иных санкций;
  • 2)внутренний контроль, обеспечиваемый интериализацией социальных норм и ценностей;
  • 3) косвенный контроль, вызванный идентификацией с референтной законопослушной группой;
  • 4) «контроль», основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.
  • Лишь в самом общем виде можно определить стратегию социального контроля:
  • замещение, вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии общественно полезными и/или нейтральными
  • направление социальной активности в общественно одобряемом, либо нейтральном русле
  • легализация (как отказ от уголовного или административного преследования) «преступления без жертв» (гомосексуализм, проституция,
  • бродяжничество, потребление алкоголя, наркотиков)
  • создание организаций (служб) социальной помощи: суицидологической, наркологической, геронтологической
  • реадаптация и ресоциализация лиц, оказавшихся вне общественных структур
  • либерализация и демократизация режима содержания в тюрьмах и колониях при отказе от принудительного труда и сокращении доли этого вида наказания в системе правоохранительной деятельности
  • безусловная отмена смертной казни.

В общественном сознании еще очень сильна вера в запретительно-репрессивные меры как наилучшее средство избавления от этих явлений, хотя весь мировой опыт свидетельствует о неэффективности жестких санкций со стороны общества.

Положительный эффект дает работа по следующим направлениям:

1. Отказ от уголовного или административного преследования «преступников без жертв» (проституция, бродяжничество, наркомания, гомосексуализм и пр.), имея в виду, что только социальные меры позволяют снять или нейтрализовать данные формы социальной патологии,

  1. 2. создание системы служб социальной помощи: суицидологической, наркологической, специфически возрастной (геронтологической, подростковой), социальной реадаптации
  2. Чтобы выявить обучающихся с нарушением в поведении можно использовать метод рисунок «Человек, дерево, дом» ( проективная методика исследования личности) ,опросник Басса-Дарки ( ориентирован на диагностику агрессивных и враждебных реакций), диагностический лист для выявления характера отклонений в поведении ( приложение №1),метод наблюдения.
  3. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.
  4. Прогноз погоды( с 8 лет)

Цели: Бывают дни, когда дети (да и учителя) чувствуют себя «не в форме». Может быть, их охватывает уныние, обида или злость, и им хочется, чтобы их оставили в покое.

Получив право побыть какое-то время в одиночестве, дети легче приходят в нормальное состояние, справляются со своими чувствами и быстрее включаются в жизнь класса.

С помощью этого упражнения учитель дает ребенку понять, что он признает за ним право побыть какое-то время необщительным. В это время другие дети учатся уважать такое состояние души у каждого человека.

Источник: https://infourok.ru/deviantnoe_i_addiktivnoe_povedenie_detey_i_podrostkov-328809.htm

Особенности аддиктивного поведения подростков



В данной статье рассматриваются особенности подросткового возраста и проводится его взаимоотношение с механизмом возникновения аддиктивного поведения. Акцентируется внимание на пусковом механизме инициации данного феномена. Аддиктивное поведение подростков рассматривается как составная часть девиантного поведения.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, интериоризация ценностей, ценности подросков, подростки

Каждый возраст имеет свои особенности и в то же время свои сложности. Подростковый возраст не является тому исключением. Данный период онтогенетического развития человека считается одним из самых долгих и эмоционально насыщенных.

Стоит отметить, что на данной возрастной стадии развития проявляются негативные особенности возрастного кризиса, а также формируется девиантное, отклоняющееся поведение, инициированное влиянием различных идеологий. Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подростковый комплекс».

«Подростковый комплекс» характеризуется перепадами общего настроения, то есть, к примеру, переходом от безудержного веселья к унынию и обратно — не имея достаточных на это причин, а кроме того возникновение полярных качеств, выступающих поочередно.

Его изучение занимались и продолжают заниматься многие отечественные и зарубежные исследователи, так как именно на данной стадии онтогенетического развития возникают причины аддиктивного поведения.

Характерными особенностями подросткового комплекса выступают: апатия, рассеянность, тревога, равнодушие, грубость, предрасположенность ребёнка к внезапным колебаниям настроения, нервозность, негативизмом, внутренняя конфликтность, конфликтность в общении, противоречивость чувств и желаний и агрессивность поведения.

В свою очередь, наиболее часто встречаемыми психологическими особенностями подросткового возраста являются перепады настроения (эмоциональная лабильность) или частые вспышки гнева, категоричность, манипулятивное поведение, построение ультиматумов, бесцельная дерзость и независимость в чём-либо, соперничество с авторитетами и обожествление идеала [4].

Личность подростка, которой характерно в индивидуальных попытках пытается найти собственный универсальный и крайне субъективный способ выживания — уход от насущных проблем. Естественные адаптационные способности личности с аддиктивным поведением нарушены на психофизиологическом уровне. Первоначальными признаками данных нарушений выступают ощущения психосоциального дискомфорта.

Общепсихологический уют может быть сорван в связи с различными причинами, как внутренними, так и внешним. Перепады настроения практически постоянно сопутствуют нашу жизнь, однако каждый член общества по-разному принимает эти психологические состояния и по-разному обращают на это внимание.

Одни склонны противодействовать встающим на пути преградам, возлагать на себя обязанность из-за произошедшего и решать возникшие трудности, а другие же с большим трудом выдерживают даже самые краткосрочные и небольшие перемены в настроение и психофизического тонуса. Подобная группа людей, как правило, имеет низкую переносимостью фрустраций.

В качестве метода возобновления психологического комфорта они предпочитают аддикцию.

Характерной психологической чертой данного возраста считается так же инициативность эгоистичного поведения, которое отмечается наряду с верностью и самопожертвованием. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение подростков.

Выражение дерзости и грубости к другим людям наравне с чрезвычайной ранимостью, резкий переход от оптимистического поведения к мрачному пессимизму.

В этот весьма сложный возрастной период детей происходит чрезмерное внимание к оценки сверстниками их внешнего вида, характерных способностей, силы, умений подкрепленных избыточной самоуверенностью, придирчивой критикой и недовольством мнениями взрослых.

Для ребёнка подросткового возраста так же характерна комбинация удивительной чувственности с нездоровой чёрствостью, а болезненной робости — с нагловатостью.

Желание получить признание выражается наравне с пренебрежение независимостью, а несогласие с общепринятыми правилами — с намеренным обожествлением случайных «идеалов».

Эмоциональная импровизация философское мудрствование, решению сложных философских задач, склонность к фантазированию и излишним вымыслам ребёнка в подростковом периоде находится в сочетании с «сухими расчетами».

Подростковый возраст — самый трудный и очень уязвимый для образования различных нарушений и в то же время самый благоприятный для обучения и принятия норм поведения установленных в обществе.

Многие исследователи и педагоги занимались изучением подросткового возраста и в частности поведением подростков. Так, психиатр и психотерапевт Менделевич В.

Д в своей работе «Психология девиантного поведения» характеризовал девиантное поведение подростка как анализ его взаимодействия с окружающей действительностью, в связи с тем, что главным принципом нормы выступает адаптация индивида к своему социальному окружению.

Как правило, стремятся уйти от реальности предпочитают, как правило, те подростки, которые относятся к ней крайне неуважительно и оппозиционно и не способны к приспособлению к ней.

Советский и российский социолог И. С. Кон считал, что все формы девиантного поведения подростка непосредственно взаимосвязаны. Употребление спиртных напитков и наркотических средств, агрессия в поведении и противоправное поведение образуют единый целостный блок. Приобщение подростка к одному из видов девиантного поведения, крайне увеличивает риск его сопричастности и в другие.

Читайте также:  Боязнь одиночества (аутофобия): как бороться с фобией остаться одному

Необходимо подчеркнуть, то что уже в 40-е годы наиболее успешно происходило становление социально-педагогического направления в профилактике отклоняющегося поведения подростков, представленное знаменитыми докторами педагогики, как А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий.

В собственном экспериментально-опытном труде они, в сущности, основали и сформировали ключевые основы, методы и содержание социальной педагогики, социальной работы с подростковыми группами населения, а также с трудновоспитуемыми, где важным, актуальным условием работы по воспитанию служит сформированная и организованная педагогом среда воспитания.

Примерно в это же время в работах известных психологов Л. С. Выготского и П. П. Блонского и их последователей была сформирована база возрастной психологии, которая позволяла узнать и осмыслить характерные особенности психологического развития групп подростков на разных этапах, включая этап кризисного развития подростка.

Жизненные ситуации отражают справедливость данного постулата.

Принимая во внимание материалы исследователей, мы поддерживаем их суждение о том, что девиантность в подростковом возрасте подчиняется общим закономерностям, то есть какие-либо специфические причин и предпосылки девиантного поведения подростков отсутствуют, но социально-экономическое неравенство, неравенство возможностей, общедоступных людям, принадлежащим к различным социальным группам, иначе проявляется по отношению к подросткам.

Аддиктивное поведение подросткового поколения, так же, как и старших возрастных групп населения, отмечается различной степени тяжести: от относительно нормального — до тяжёлой зависимости, которая в будущем способна привести к психическим патология.

Доктор психологических наук Змановская Е. В. в своих работах проводит грань между аддиктивным поведением и просто вредные привычками, не являющимися тяжёлой зависимостью и не всегда предполагают собою очевидную опасность или угрозу жизни человека.

При том, что составляющие элементы аддиктивного поведения свойственны практически любому человеку (курение, употребление алкоголя, игромания), но вопрос зависимости на уровне патологии задается тогда, когда желание уйти от насущной реальности начинает преобладать в сознании, становится доминирующим замыслом.

Взамен выработки действий по разрешения проблемы «здесь и сейчас» человек, чаще всего, предпочтет выбрать аддиктивную реализацию, тем самым добиваясь более подходящего психологического состояния в настоящий момент, аккумулируя проблемы.

Данный «уход от реальности» способен реализовываться самыми различными способами [2].

Некая особенность аддиктивного поведения ребенка, в подростковом возрасте состоит в том, что, уходя от реальности, он неестественно изменяет формирование своего психического состояния, что создаёт иллюзию безопасности и восстановления баланса, вследствие этого процесс начинает «распоряжаться» личностью и пристрастие уже управляет ею.

Для нынешнего общества характерна ориентация аккумулирования изменений во всех сферах жизнедеятельности. Следовательно, напрашивается вывод о том, что уход от вставших на пути проблем — это самый логичный и незамысловатый для аддиктивной личности способ действий.

В этой связи, на уровне психофизиологии человека происходит нарушение свойственной его личности способности к адаптации в обществе, также отмечается психологический дискомфорт, основанием которого могут служить как внутренние, так и внешние причины. В процессе жизнедеятельности люди совершенно по-разному реагируют на такие состояния.

Характерными особенностями аддиктивной личности выступают непереносимость скачков в настроении и некий психологический дискомфорт.

Мощное воздействие негативных эмоций осуществляют такое давление на личность, следствием которого может послужить дезадаптация личностного «я», проявляющаяся в нарушении внутреннего диалога, направленного на разработку плана действий, что приводит к неконтролированию за поведением, оно становится беспорядочным и нецелесообразным [3]. Доктор психологических наук Соловьёва С. Л. так же считала, что желание поменять присущее душевное состояние по аддиктивному механизму осуществляется с помощью различных аддиктивных агентов [1].

Таким образом, изучив работы отечественных и зарубежных исследователей следует прийти к выводу, что основной характеристикой аддиктивной личности современного подростка является зависимость, которую можно преодолеть развитием конструктивной жизненной стратегии.

Литература:

  1. Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. — СПб.: Медицинская пресса, 2001.
  2. Зайцев Г. К. Школьная валеология: педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. — СПб.: Акцидент, 1998.
  3. Короленко Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. — Обозр. психиат. и мед. психол. 1991/1. С. 8–15.
  4. Сирота Н.А, Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма. М., 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, девиантное поведение, особенность, поведение, личность, поведение подростков, перепад настроения, девиантное поведение подростка, тяжелая зависимость, причина.

Источник: https://moluch.ru/archive/147/41327/

Аддиктивное поведение – что это такое, основные симптомы, причины и виды

Современное общество диктует нормы поведения всем людям независимо от возраста. Выход за рамки, противоречие своими действиями правилам – это и есть аддиктивное поведение, свойственное подросткам. Основные симптомы и причины подобного отклоняющего поведения необходимо знать всем взрослым.

Что такое аддиктивное поведение?

Уйти от повседневной жизни, забыться в мире, где вокруг только друзья и близкие по духу люди, где отсутствует негатив и напряжение, все просто и понятно – вот для чего подросткам необходимо аддиктивное поведение, это понятие имеет английские корни, «аddiction», переводится как «плохая привычка». Виды аддиктивного поведения бывают разной формы – как легкими, так и тяжелыми, и выражаются в асоциальном поведении:

  • склонности к употреблению спиртных напитков и разнообразных наркотиков, курении табака;
  • навязчивом пристрастии к азартным и компьютерным играм;
  • занятии проституцией.

Аддиктивное поведение – симптомы

В юношеском возрасте, когда над всеми поступками преобладает максимализм, аддиктивное поведение подростков выражено особенно ярко. Период гормональных изменений в организме дается детям нелегко.

На смену покладистому ребенку приходит его полная противоположность, подросток все делает наперекор взрослым. Подобное поведение может вызывать многочисленные проблемы различного характера. Заметить симптомы аддиктивного поведения может каждый внимательный родитель.

Поступки подростка, склонного к такому поведению неоднозначны:

  1. Не вызывают одобрение у взрослых.
  2. Могут наносить вред ребенку и его товарищам.
  3. Являются поводом для ссор в школе и дома.
  4. Приводят к появлению плохих оценок и снижению успеваемости.
  5. Развивают страхи и разнообразные фобии.
  6. Становятся причиной появления комплексов.

Причины аддиктивного поведения

Многие неоднозначные поступки подростков имеют определенные предпосылки. Родители, которые уделяют достаточное количество внимания своим детям, обязательно заметят первые «звоночки» странного поведения.

Ошибочно считать, что проблемные дети вырастают в неполных семьях, поскольку аддиктивное поведение присуще любым подросткам вне зависимости от состава семьи.

Причины, которые становятся поводом для развития отклонений в поведении, известны психологам и педагогам.

  1. Мучающие подростка комплексы и страхи, о которых ребенок не может рассказать даже самым близким людям.
  2. Недостаточный контроль со стороны взрослых, признание своей безнаказанности и возможность делать то, что хочется.
  3. Злость, раздражительность, негатив по отношению к окружающим людям и событиям.
  4. Отклонения в психическом развитии, с которыми поможет справиться только специалист.

Виды аддиктивного поведения

В зависимости от причин, вызывающих отклонение в поступках и мыслях, деструктивное поведение, распространенное у подростков, разделяется на два вида, и бывает химическим и не химическим.

Первая группа аддиктивного поведения вызывается препаратами, которые могут воздействовать на нервную систему. К таким веществам можно отнести табак, алкоголь, наркотики, лекарства.

Не химические виды аддикции возникают из-за деятельности, которая нарушает психологическое равновесие подростка, и бывает различной:

  • зависимость от азартных игр – игромания;
  • от вкусной и часто неполезной пищи – обжорство;
  • от сексуального поведения – любовная аддикция;
  • от разнообразных молодежных группировок – сектанство;
  • от привычки ощущать боль и страдания – мазохизм.

Тест на аддиктивное поведение

Специальные тесты, которые разработали специалисты, способны определить наличие пристрастий в жизни подростка, которые могут вызвать аддиктивное сложное поведение в дальнейшем.

Измерение СОП (склонности к отклоняющему поведению) способно показать степень изменения психики ребенка, и вовремя дать сигнал взрослым, что пора вмешаться в жизнь подростка. Тест представляет собой 70 утверждений, которые нужно либо подтвердить, выбрав вариант ответа.

В зависимости от этого складывается общая картина психического состояния подростка. Тест можно пройти здесь.

Чем раньше родители задумываются о профилактике аддиктивного поведения, тем больше шансов избежать проявлений этих опасных действий. Считается, что аддикивное поведение можно предупредить, внедряя профилактические меры, включающие несколько основных этапов:

  1. Диагностический направлен на тестирование подростков и выявление таких парней и девушек, чьи представления о жизни могут говорить о том, что у них возможно аддиктивное поведение.
  2. Информационный включает разнообразные беседы в школах о правилах общения, особенностях сексуального развития, борьбы со стрессовыми ситуациями, вреде пагубных привычек.
  3. Коррекция аддиктивного поведения направлена на устранение вредных привычек, обучение антистрессовым методикам, правилам безконфликтного общения и так далее.

Лечение аддиктивного поведения

Отклоняющее поведение у подростков нуждается в правильной терапии. Позитивное отношение, приятная обстановка, лишенная негатива – вот основы, способные изменить разрушительное поведение у детей. К основным формам лечения аддиктивного поведения специалисты относят:

  1. Устранение неблагоприятного фона в ежедневной жизни подростка.
  2. Лечение противоположными действиями – поступками, которые выходят за рамки привычной жизни человека, например, занятие творчеством, музыкой, танцами, необычными видами спорта.

Последствия аддиктивного поведения

Большинство современных подростков отличаются аддиктивным зависимым поведением. Последствия этого бывают непредсказуемы, и могут нанести непоправимый вред как самому ребенку, так и его близким, друзьям и одноклассникам.

Плохие привычки – самая частая причина проблем со здоровьем, разнообразных психических отклонений у детей. Если не обращать внимания на такое поведение и ждать, что все само пройдет, можно потерять ребенка в прямом смысле этого слова.

Смертность в результате воздействия вредных веществ в наши дни – явление распространенное.

Аддиктивное поведение – книги

Разобраться в симптомах и причинах нестандартного поведения у детей и подростков непросто. Разнообразие видов аддиктивного поведения поражает воображение: сексуальная, игровая, интернет – это самая малость. Многочисленные издания и книги, написанные на эту тему, могут помочь разобраться в том, как помочь подросткам избавиться от пагубных привычек.

  1. «Семья и проблемы отклоняющегося поведения в современном обществе» Вострокнутов Н.В.
  2. «Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков» Кулаков С.А.
  3. «Психология аддиктивного поведения» Фетискин Н.П.
  4. «Родителям и педагогам: все о наркомании» Горбатенко Л.С.
  5. «Профилактика зависимости от психоактивных веществ. Особенности работы с подростками группы риска» Воробьева Т.В., Ялтонская А.В.
Экзальтация – что это такое, плюсы и минусы, существующие признаки, примеры Экзальтация свойственна каждому человеку, тогда как экзальтированный тип личности встречается не так часто. Плюсы и минусы излишней эмоциональности, ее признаки и причины. Примеры известных персонажей и способы борьбы с мешающим адаптации поведением. Альтер эго – что это такое, хорошие и положительные черты, яркие примеры Альтер эго — болезненное состояние, требующее лечения у специалистов, или полезное приобретение, способное разнообразить серые унылые будни? До сих пор мнения психотерапевтов расходятся, но «второе я» широко распространено в настоящее время.
Виды наркотиков — какие есть наркотики, и какие тесты их определяют? Виды наркотиков делятся на растительные и синтетические. Запрещенные препараты вызывают изменения во всех органах человека, и могут привести к скорой смерти. Привыкание при употреблении наркотических средств возникает уже после первого применения. О том, как бросить пить алкоголь самостоятельно, люди с зависимостью от спиртных напитков задумываются нечасто. Есть много эффективных методик, помогающих в борьбе с существующей проблемой, со своими особенностями.

Источник: http://kak-bog.ru/addiktivnoe-povedenie-chto-eto-takoe-osnovnye-simptomy-prichiny-i-vidy

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector