Детские страхи: виды, причины, особенности проявления, психоанализ

Страх – эмоция очень сильная, но необходимая человеку: он сопутствует инстинкту самосохранения, помогает избежать опасностей. Такой «правильный» страх – союзник человека. Но ведь существует множество «неправильных» страхов, сковывающих наш разум, мешающих спокойно жить и чувствовать себя счастливыми.

Возрастные страхи, которые испытывает каждый человек на разных стадиях своего развития, могут как пройти, так и трансформироваться, перейти в более глубокую фазу. Наиболее опасны в этом смысле страхи, возникающие в детском возрасте и не проходящие по мере взросления ребенка. Они накладывают неизгладимый отпечаток на всю дальнейшую жизнь.

Поэтому родителям важно знать, что такое детские страхи, каковы их виды, особенности проявления, способы распознавания и борьбы с ними.

Детские страхи: виды, причины, особенности проявления, психоанализ

Виды страхов

В психологии страхи в общем понимании делятся на возрастные и невротические. Возрастные возникают у большинства детей в определенном возрасте, как реакция на психическое и личностное развитие. Основная их характеристика – быстротечность. Они обычно не имеют патологической выраженности и проходят по мере развития ребенка.

Невротические появляются чаще всего на фоне психотравмирующей ситуации и могут закрепляться в сознании ребенка на длительное время, неблагоприятно сказываясь на формировании характера и личности растущего человека. Такие страхи возникают чаще у детей эмоционально чувствительных, не уверенных в себе, тревожных, имеющих богатое воображение.

В более глубоком понимании страхи делятся на следующие виды:

  • По характеру возникновения: ситуативные и личностные. Ситуативный связан с возникновением опасной ситуации (например, падение и получение травмы), личностный определяется особенностями психики ребенка (стеснительностью, неуверенностью) и часто возникает в непривычной обстановке, новом коллективе.
  • По степени реальности: реальные и воображаемые. Реальные страхи чаще всего ситуативные, воображаемые связаны с особенностями психики ребенка.
  • По глубине протекания: острые и хронические. Острые страхи возникают в определенной ситуации, хронические – у детей с предрасположенностью к тревожности.

Детские страхи: виды, причины, особенности проявления, психоанализ

Возрастные страхи

Детские страхи, возникающие в определенном возрасте, являются показателем нормального психического и умственного развития ребенка. При отсутствии провоцирующих условий они сменяют друг друга, не оказывая негативного влияния на психологическое состояние ребенка.

Естественные страхи – боязнь  громких резких звуков, незнакомцев, перемены привычной обстановки, боязнь высоты, разлуки с мамой.

Добавляется страх получения травмы (из-за повышения двигательной активности), природных явлений (грома, сильного ветра, грозы), боязнь оказаться нелюбимым и ненужным родителям.

Возможно возникновения страха засыпания из-за ночных кошмаров (у очень впечатлительных деток), запоров, как ответа на боязнь потерять часть себя (в виде содержимого кишечника).

Часто детей этого возраста пугают значимые события (развод родителей, смерть близких людей, появление младшего братика или сестрички).

Страхи у детей этого возраста часто связаны с осознанием конечности жизни и приходом смерти. Они могут бояться тяжелой болезни, нападения бандитов, укусов ядовитых насекомых, пожаров, потопа, замкнутого пространства, темноты и обитающих в ней чудищ, монстров, кащеев и прочих злых существ.

Добавляется страх смерти родителей, поэтому дети могут бояться всего, что с этим связано: если мама не позвонила, задержалась на работе, заболела. Причем боязнь смерти не связана с тем, умер ли кто-то из близких или знакомых в этот период, или нет.

У школьников страхи связаны, по большей части, с утверждением себя в коллективе сверстников и перед родителями: боязнь быть не таким красивым, модным, успешным или стройным, как другие, боязнь плохих отметок и наказания за них, насмешек, боязнь выходить к доске или писать контрольную работу, одиночества, крушения своих планов. Все это может трансформироваться в страх темных мест (чердаков, подвалов, тоннелей).

Детские страхи: виды, причины, особенности проявления, психоанализ

Причины детских страхов

Чего-то бояться, соответственно уровню своего развития – нормально. Так ребенок учится справляться со своими фантазиями, вырабатывать против них защитные реакции.

Но не все эти страхи должны возникнуть обязательно: многие из них появляются из-за неправильного поведения взрослых на фоне высокой впечатлительности малыша с богатым воображением. Багаж жизненных знаний и опыта у малыша еще слишком мал, чтобы уметь объяснить те или иные явления логично.

Поэтому он включает воображение, додумывает их для себя порой в самых страшных красках, впечатляется и зацикливается. Такие ситуации развиваются неблагоприятно для ребенка, мешая ему спокойно и счастливо жить, порой доводя до неврозов.

Чтобы этого избежать, родителям важно знать, какие причины могут спровоцировать появление ненужных страхов:

  • Конкретные случаи. Например, малыш может панически бояться ос или собак, если однажды его укусила оса или собака. Или бояться замкнутого пространства, если однажды застрял в лифте. Но если он никогда не сталкивался с этим, бояться ему будет нечего.
  • Воспитание на постоянных жестких запретах или угрозах. («Нельзя ходить по лужам! Нельзя столько сладкого есть!», «Если ты не пойдешь спать, позову полицейского! Если не доешь суп, тебя утащит злой волк! Не будешь слушаться, баба яга заберет!»).
  • Ограничение двигательной активности ребенка. Боясь, что малыш травмируется, мама не разрешает ему бегать, прыгать, лазать по деревьям. Не находящая выхода энергия может стать причиной повышенной тревожности и появления фобий.
  • Недостаток общения с ровесниками. Социальная ограниченность также приводит к перекосам в психическом развитии.
  • Конфликты со сверстниками, насмешки с их стороны.
  • Частые конфликты родителей. Малыш боится стать их причиной, чувствует себя виновником семейных разладов.
  • Страхи самих родителей. Если малышу демонстрируется (даже случайно) мамина боязнь мышей или сороконожек, то ребенок, скорее всего, возьмет с нее пример.
  • Гиперопека в семье. Ребенок вырастет неуверенным, безответственным, не умеющим принимать решения, не приспособленным к быту. Его будут пугать любые трудности, ведь к ним он не привык. Человек будет расти инфантильным, а это часто порождает всевозможные страхи, как повод лишний раз испытать заботу взрослых.
  • Воспитание в неполной семье, когда матери приходится брать на себя роль главы семейства. Вымотанная, постоянно уставшая от бесконечных забот, раздраженная, мама не дает ребенку так необходимого ощущения гармонии, спокойствия и защищенности.
  • Невроз. Это психическое расстройство, требующее медикаментозной терапии. На фоне неврозов часто возникают всевозможные фобии, а хронический страх может перерасти в невроз. Поэтому нельзя оставлять маленького «бояку» без внимания и поддержки.

Детские страхи: виды, причины, особенности проявления, психоанализ

Сила воображения

Отдельно стоит сказать о роли фантазии в закреплении страхов у детей. Затяжное переживание страхов, их переход в фобии характерен для деток тревожных, мнительных, не уверенных в себе, впечатлительных, пессимистичных, зависимых и подверженных влиянию. Именно в таких случаях невинные детские фантазии довольно быстро обретают навязчивые хронические черты.

А фантазируют дети, особенно в дошкольном возрасте, по любому поводу (это естественный этап их психологического развития): услышал страшную сказку или историю-страшилку от сверстника, посмотрел пугающий мультик или фильм, прочел книгу с ужасным сюжетом, поиграл в кровавую компьютерную игру, услышал что-то в разговоре взрослых. Даже дерущиеся во дворе коты могут стать причиной возникновения страха.

Развитое воображение работает непрерывно. Устрашающие тени от лампы, шторы, одеяла, зловещий свет полной луны, таинственные звуки за окном – именно в таких красках воспринимает мир впечатлительный малыш. И вот его жизнь наполняется привидениями, оборотнями, инопланетянами, чудищами и монстрами…

Не читайте такому ребенку на ночь сказки со злыми персонажами и оградите от просмотра телевизора в вечернее время. А то, что он все же смотрит, не должно вызывать никаких негативных эмоций. Пусть это будут добрые мультики или познавательные программы.

Детские страхи: виды, причины, особенности проявления, психоанализ

Особенности проявления страхов

Дети проявляют свои страхи по-разному, в зависимости от возраста и особенностей эмоционального развития. Это может быть сильный испуг, постоянная боязнь чего-то или аффективный страх – возникший на фоне эмоциональной неустойчивости. Он – самый сильный, может проявляться в виде шока, ужаса, истеричного плача.

Ребенок может пожаловаться взрослым, что боится чего-то, а может и держать все в себе (особенно, если боится быть непонятым, услышать укоры, насмешки и осуждение). Но тревожная симптоматика все равно будет присутствовать. Малыш становится пугливым, замкнутым, нервозным, апатичным, может плохо засыпать или чутко спать, постоянно будет льнуть к маме.

Скрытая тревога, не находящая выхода и понимания, самая опасная для нежной детской психики. Именно она чаще всего приводит к появлению затяжной боязни, которая малышу не подконтрольна.

Это откладывает отпечаток на формировании характера ребенка, препятствует продуктивному общению с окружающими, снижает приспособляемость к изменениям внешней среды.

В конце концов хронические страхи влияют на будущее ребенка: его социализацию, отношения с противоположным полом, коллегами на работе.

Детские страхи: виды, причины, особенности проявления, психоанализ

Взрослые, помогите!

Как возникновение детских страхов, так и их преодоление, чаще всего зависят от взрослых. Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку преодолеть страхи или предотвратить их появление?

  • Относитесь к малышу с пониманием и сопереживанием. Нельзя стыдить ребенка, называть трусом или наказывать.
  • Беседуйте с малышом о том, что его пугает, доброжелательно, не заостряя внимания на фобии. Приведите ему свой пример: чего вы в детстве боялись и как победили эту боязнь.
  • Показывайте, что рядом с вами ему нечего бояться.
  • Не заставляйте нарочно сталкиваться с предметом страха (идти в темную комнату, например).
  • Не обсуждайте в его присутствии страшные истории (о болезни, смерти, катастрофах).
  • Контролируйте, что и сколько по времени смотрит малыш по телевизору, во что играет в компьютере.
  • Не транслируйте ему собственные страхи.
  • Показывайте ребенку реальные опасности жизни, но доступно, на конкретных и понятных примерах. Объясняйте, когда это опасно, а когда – полезно (например, огонь может обжечь или стать причиной пожара, но он дает тепло и возможность готовить пищу).

То есть ребенок должен иметь достаточно объективной информации о потенциальных угрозах и относиться к ним адекватно.

Профилактика страхов у детей заключается, прежде всего, в воспитании в них уверенности в себе, самостоятельности, оптимистичного отношения к жизни.

Бывают случаи, когда родители не справляются с фобиями ребенка своими силами, он продолжает бояться. Тогда на помощь придет специалист: психотерапевт, психолог, а порой и психиатр. Обратиться к ним нужно обязательно, если у ребенка появилась тревожная симптоматика:

  • бессонница, ночные кошмары;
  • энурез;
  • нервозные привычки (обгрызать ногти, теребить пуговку, накручивать волосы на палец);
  • неконтролируемая агрессия;
  • частые истерики;
  • потеря аппетита;
  • тики, навязчивые движения;
  • заикание.

Детские страхи: виды, причины, особенности проявления, психоанализ

Диагностика и коррекция детских страхов

Психолог проводит диагностику детских страхов для выявления причины, их вызвавшей. Ведь только найдя и искоренив ее, можно победить в этой борьбе.

В зависимости от возраста, склонностей, умений ребенка ему могут предложить:

  • нарисовать что-то на заданную или произвольную тему (психолог смотрит на цвета, размеры, расположение частей рисунка, сюжет, четкость линий и деталей и т. д.);
  • слепить что-то – по тому же принципу;
  • придумать сказку (или закончить предложенную);
  • откровенно побеседовать о проблеме (для этого взрослый должен сначала вызвать доверие у малыша).

После этого необходима коррекционная работа с малышом по решению проблемы. Она может потребовать от 3 до нескольких десятков сеансов. Коррекция проводится в различных формах – в зависимости от склонностей самого ребенка, его возраста, степени запущенности случая и т. д.:

  • Сказкотерапия. Переживая сюжет специально подобранных сказок, ребенок чувствует себя храбрым, сильным, учится преодолевать эмоциональное напряжение.
  • Игровая терапия. Игра погружает ребенка в травмирующую обстановку в придуманном мире. Так страх выглядит намного слабее, легче поддается дальнейшей коррекции.
  • Рисование. Малыш рисует свой страх, рассматривает его с помощью психолога до малейших подробностей, делает его смешным, уничтожает.

В каждом конкретном случае эти методики могут дополняться другими:

  • танцетерапия;
  • ароматерапия;
  • музыкотерапия;
  • уветотерапия;
  • арт-терапия;
  • песочная терапия и т. д.

Возникновение страхов у ребенка – неизбежный признак его развития. Но когда они обретают устойчивые, навязчивые формы, мешают полноценному развитию, отдыху, самореализации, на помощь должны прийти взрослые: родители или психологи. А зачастую коррекционная работа требует немалых усилий и тех, и других. Но психическое здоровье наших детей того стоит.

Источник: https://Razvivashka.online/psihologiya/detskie-strahi

Детские страхи: виды, причины, особенности проявления

Детские страхи: виды, причины, особенности проявления, психоанализ

Детские страхи — откуда берутся и как с ними справится

«Мама, я боюсь!» Практически каждая семья сталкивалась с проблемой детского страха. И, даже будучи взрослыми, мы временами произносим мысленно ту же самую фразу, пытаясь найти поддержку и понимание близкого человека. Детские страхи возникают из-за беспокойства и тревожности, которую ощущают дети при реальной или воображаемой угрозе.

Наши малыши очень подвержены чужому влиянию, мнительны и психологически неустойчивы, что является плодородной почвой для всяких страхов и ужасов.

К сожалению, очень часть причиной детских страхов являются взрослые, которые своими словами и поступками заставляют детей чувствовать свою вину, что в свою очередь приводит к тому, что ребенок боится лишний раз что-то сделать или сказать.

Страх управляет нами, защищая и управляя нашей деятельностью, самое главное не дать ему победить нас и научиться управлять этой сложной эмоцией.

Читайте также:  Как стресс влияет на мозг: что происходит, воздействие

Что вызывает страх у ребенка?

Страх – сильнейшая из человеческих эмоций, вызванная неизвестностью и переживаниями. Маленькие дети боятся практически всего – громкого звука, стука в дверь и пр., так как все эти звуки и признаки жизни им незнакомы и непривычны.
Дети до 3-х лет бояться резких и неожиданных звуков, одиночества, боли и кошмаров.

Особенно пугают наших детей различные медицинские манипуляции. Мало того, что ребенка привели в неизвестное место, с множеством незнакомых людей, так эти люди еще и иголкой колют. Конечно, это все страшно и ужасно, и порой даже любящая мама рядом не всегда может найти правильные слова и действия, чтобы помочь своему чаду.

Начиная с этого возраста, ребенок боится, что мама уйдет и оставит его, а подогревает этот страх первый поход в детский садик, первое длительное расставание с родными и не возможность понять смысл происходящего.

Даже если вы заранее психологически подготовили сына или дочь к предстоящим переменам и непродолжительным расставанием, детская психология такова, что эмоции все равно возьмут верх.Детские страхи: виды, причины, особенности проявления, психоанализ

Боязнь темноты и замкнутого пространства

В возрасте 3-5 лет дети боятся темноты и замкнутого пространства. Еще один детский страх –сказочных персонажей, кто-то боится клоунов, кто-то Деда Мороза, а кто-то больших ходячих мультяшных фигур.

Постепенно неприятные чувства проходят, но их место занимают другие, более серьезные и опасные, которые могут привести к ослаблению детской нервной системы.

Одним из серьезных детских страхов является страх смерти, смерти кого-то из близких и родных.

Страх несоответствия

Младший школьный возраст сопровождается страхом несоответствия. Ребенок боится выделиться из толпы или проявить инициативу. В этом возрасте большое количество детей увлекается мистикой и детским фэнтези, пугают друг друга разными страшилками и ужастиками. Восприимчивая детская психика рисует картинки одна страшнее другой, ребенок боится оставаться один и засыпать.

С возрастом у детей расширяется область страхов, но страх несоответствия и боязнь потерять родителей преследует его практически всегда. В пубертатном возрасте страх несоответствия приводит к снижению самооценки и неуверенности в себе.

В этот период ребятишки как никогда нуждаются в защите, любви и поддержке, без которых детские страхи могут усугубить уже имеющиеся.

Подростковые страхи сравнивают с невротическими расстройствами, решение которых требует помощи профессионалов.

Усугубляющие факторы

Агрессивность окружающих, травля в школе, сложность общение, родительское безразличие и равнодушие усугубляют детские страхи, вызывая невротические тики, хаотичные движения, агрессивность, замкнутость и нарушения сна. Огромную опасность для детской психики представляет агрессия со стороны родных и близких людей.

Постоянные крики, наказания и унижения могут окончательно сломать ребенка, он постоянно будет испытывать страх и ужас при виде протянутой к нему руки.
Различные страхи и переживания являются неотъемлемой частью нашей жизни, и найти силы преодолеть их порой очень тяжело.

В раннем возрасте огромную роль в жизни ребенка играют именно родители, поведение и любовь которых должны помочь ребенку поверить в свои силы и противостоять все неприя

тностям.

Усугубить ситуацию может и чрезмерная родительская опека. Желание оградить ребенка от всего негативного способствует развитию постоянной стрессовой ситуации и для ребенка и для родителей.

Маленький ребенок очень чувствителен и реагирует на минимальные изменения в настроении родителей, которые своим поведением вырабатывают у малыша чувство страха перед окружающим миром.Детские страхи: виды, причины, особенности проявления, психоанализ

Семейные скандалы — причина страхов

Еще один негативный фактор – семейные ссоры. Выяснение отношений на повышенных тонах пугает ребенка, особенно, если в семейной ссоре родители пытаются манипулировать им.

Повышенные требования, предъявляемые ребенку, рождают сильный страх и боязнь не оправдать родительские ожидания. Все это приводит к повышенной тревожности, нарушению психического здоровья и невротическим расстройствам.

Коррекция таких отклонений может занять несколько лет.

Особенности детских страхов

  • Детская психология различают несколько типов детских страхов:
  • • реальный страх;
    • страх невротического характера;
  • • страхи-«невидимки».

Реальные страхи вызваны инстинктом самосохранения и помогают избежать опасных ситуаций.

К ним можно отнести страх высоты, перед медицинскими манипуляциями и экстремальными видами спорта. Эти страхи есть у каждого из нас, просто мы научились с ними справляться и уживаться.

Задача родителей научить тому же самому своих детей, показывая им собственным примером правила поведения в экстремальных ситуациях и объясняя последствия необдуманных шагов.

Невротические страхи

Более опасны невротические страхи, которые тесно связаны с расстройствами психики. Боязнь конкретных ситуаций и поступков, сопровождающаяся паникой, истериков и нервным тиком легко обнаружить, тяжелее определить причину этого страха и помочь ребенку справиться с ним.

Особенности детских страхов легко определяются при проведении психологического тестирования методом рисования и лепки. Психолог, выбирая метод тестирования, учитывает индивидуальные особенности ребенка и его возраст.

Очень часто дети отрицают наличие каких-либо страхов, пытаясь соответствовать любимому бесстрашному и сильному супергерою.

Страхи-«невидимки» наиболее распространены, между тем они очень часто игнорируются родителями. Одним из них является страх наказания и не важно, какое именно наказание может последовать за тот или иной проступок. Впоследствии это приводит к нарушению коммуникативного общения и потере доверительных отношений между родителями и ребенком. Игнорируя детский страх или смеясь над ним, мы провоцируем замкнутость ребенка. Он не всегда сопровождается тревожностью и слезами, но не заметить его внимательный и заботливый родитель не сможет.Детские страхи: виды, причины, особенности проявления, психоанализ

Как выявить детские страхи?

Лучший способ определить уровень комфорта и психологического здоровья ребенка – тест-рисунок. Попросите ребенка нарисовать свою семью. Для этого вам понадобится альбомный лист, цветные карандаши или фломастеры.

Такой тест является одним из основных в работе детского психолога. Главное правило – не напоминайте ребенку о членах семьи, пусть он сам рисует то, что посчитает нужным. Рисунок – это информация о внутреннем мире.

После того, как ребенок закончит рисунок, спросите его кто и где нарисован, что он делает и в каком настроении находится. Помните, такой тест не рекомендуется проводить после ссор или насильно, заставляя ребенка взять в руки карандаш. Обсуждение рисунка также лучше проводить без участия маленького художника.

О психологическом дискомфорте и детских страхах свидетельствуют лишние элементы в рисунке, отсутствие конечностей у нарисованных фигур, агрессивное выражение лица и отсутствие изображение ребенка на рисунке.

Сильное надавливание на карандаш во время рисования, как и изображение людей в образе животных свидетельствуют о серьезных психологических проблемах, справиться с которыми сможет только профессиональный психолог.

Коррекция детских страхов

Своевременное выявление детских страхов способствует скорейшему избавлению от них. Сегодня одним из наиболее прогрессивных и результативных методов коррекции этой проблемы является игра и рисование.

Общей рекомендацией психологов является обучение детей адекватному восприятию мира и собственных эмоций.

Преодолеть это чувство помогут подвижные игры, например, игра в прятки, которая помогает справиться с боязнью одиночества.

Справиться с распространенным детским страхом – страхом темноты, поможет игра в кладоискателей. Играть в нее можно всем членам семьи. Например, папа прячет в темной комнате клад, а мама и ребенок отправляются на поиски. В помощниках у малыша только фонарик и мамина поддержка. Продолжительность игры зависит от настроения вашего малыша.

Если он отказывается заходить в темную комнату, не настаивайте, повторите игру на следующий день или через несколько дней.
Не делитесь с ребенком собственными страхами и не обсуждайте в его присутствии страшные истории.

Если кроха ночью прибегает к вам в кровать с криками «Мне страшно!», мягко успокойте его и предложите осмотреть его комнату вместе, чтобы показать, что никаких монстров и ужастиков там нет. Прислушивайтесь к переживаниям своего ребенка и не оставляйте их без внимания.Детские страхи: виды, причины, особенности проявления, психоанализ

Детям любого возраста очень важно ощущать вашу поддержку и любовь. Ежедневно говорите своему чаду, что он замечательный, талантливый, красивый, умный и самый любимый – ведь именно в этом больше всего не уверены наши дети!

Источник: https://freyya.ru/deti/detskie-strahi-prichiny.html

Детские страхи

Детские страхи: виды, причины, особенности проявления, психоанализ

Детские страхи – специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром. Используется метод беседы, опросники, проективные тесты. Лечение основано на психотерапии творчеством, консультировании родителей.

Страх как реакция организма на воображаемую/реальную опасность является основой инстинкта самосохранения, мобилизует человека к бегству, борьбе. Специфическое отличие детских страхов – отсутствие связи с актуальной угрозой. Они возникают на основе получаемой извне информации, преобразовываются фантазией, воображением. Распространенность достигает 90%.

Выраженность варьируется, в большинстве случаев страх поверхностный, исчезает самостоятельно, у 1-1,5% детей формируются фобии – эмоциональные расстройства, требующие лечения. Эпидемиологические показатели выше у девочек. Предрасполагающие факторы – возраст родителей более 35 лет, воспитание единственного ребенка, ограниченность контактов со сверстниками.

Детские страхи: виды, причины, особенности проявления, психоанализ

Детские страхи

Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии.

Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка.

Выделяют следующие причины страхов детского возраста:

  • Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями. Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
  • Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
  • Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
  • Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
  • Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
  • Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза, невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.

Появление детских страхов объясняется возрастными особенностями психического развития. Ключевую роль играет воображение – мыслительный процесс создания новых образов и представлений путем переработки ранее полученной информации.

Способность к фантазированию возникает в 2-3 года, достигает пика в дошкольном, младшем школьном возрасте. Страхи детей отличаются наибольшим разнообразием, необычностью, интенсивностью переживаний. Чем более впечатлителен, тревожен ребенок, тем легче они формируются.

Неспособность объективно оценить ситуацию, критически отнестись к собственным эмоциям способствует закреплению, поддержанию страха. По мере взросления ситуации, которых боится ребенок, изменяются. Содержание страхов отражает значимую сферу жизни на данном возрастном этапе.

Младенчество – страх разлуки с матерью; раннее детство, дошкольный возраст – боязнь темноты, животных, выдуманных существ; школьный период – социальные страхи.

Детские страхи классифицируются по множеству различных параметров. Широко распространено деление страхов на биологические и социальные. Природные возникают рано, базируются на инстинкте самосохранения.

Социальные формируются в процессе развития ребенка, связаны со сферой межличностных контактов.

По объекту, причинам, особенностям проявлений, продолжительности, интенсивности страхи подразделяют на:

  • Сверхценные. Наиболее распространенные, являются результатом фантазии ребенка. Появляются в определенных обстоятельствах, постепенно распространяются, охватывают все мысли, переживания.
  • Навязчивые. Связаны с конкретными жизненными ситуациями (боязнь высоты, открытого пространства). Легко провоцируют панику.
  • Бредовые. Возникновение страха не поддается логическому объяснению. Связь с объектом/ситуацией носит необычный, странный характер. Пример: ребенок упал, гуляя в ботинках – сформировался страх обуви.

С периода новорожденности до полугода страхи проявляются инстинктивным вздрагиванием, запрокидыванием ручек, общим напряжением, беспокойством. Испугавшись, малыш плачет, подзывая мать. Провоцирующим фактором может стать громкий звук, яркий свет, потеря опоры, быстрое приближение незнакомого большого предмета.

В 6-7 месяцев формируется чувство привязанности к маме. При ее продолжительном отсутствии ребенок становится беспокойным. Основа страха – реакция, схожая с тревогой одиночества, разлуки. Подобные переживания могут сохраняться до 2,5-3 лет. С 8 месяцев возникают страхи перед незнакомыми людьми.

Боязнь редуцируется к полутора годам.

Страхи второго года жизни связаны с неожиданным появлением посторонних людей, нахождением на высоте, болью, резким звуком, одиночеством. С 2 лет дети начинают опасаться отдельных объектов – уличных собак, движущихся автомобилей, огня.

Трехлетний возраст – период становления собственного «Я», отделения от окружающих, самостоятельного выстраивания отношений.

Появляется страх перед наказанием, отражающий понимание последствий поступков, страх недостаточного внимания (любви) родителя.

У дошкольников сохраняется страх боли, темноты, открытого/замкнутого пространства, опасных объектов, наказания, осуждения родителями.

Добавляется боязнь сказочных, нереальных существ – домовых, скелетов, привидений, троллей. У младших школьников, подростков преобладают страхи социальных взаимодействий.

Дети боятся получить плохую отметку, выступать публично, оказаться подвергнутыми осмеянию, осуждению, отвержению.

Читайте также:  Физиология стресса у человека, физиологические механизмы и изменения

С 6 лет нередко формируется страх смерти как неотвратимого события, неизбежной конечности жизни. Возникает боязнь болезней, аварий, пожаров, техногенных и природных катастроф. Детские страхи проявляются изменениями поведения, эмоций.

Ребенок стремится избежать страшных объектов/ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым.

Переживания отражаются на самочувствии – нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации (головные, абдоминальные, мышечные, суставные, сердечные).

При отсутствии адекватной помощи родителей, психологов, педагогов детские страхи способны трансформироваться в фобии – выраженные интенсивные реакции беспокойства, паники. Фобии отличаются устойчивостью, часто иррациональны, провоцируются ситуациями/объектами, не представляющими реальной угрозы.

На основе детских страхов развивается невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство, навязчивое повторение мыслей и действий). Характер подростка приобретает черты мнительности, тревожности, неуверенности.

Любое из перечисленных осложнений проявляется ограничительным поведением, стремлением к избеганию определенных ситуаций, трудностями социальной адаптации.

Детские страхи становятся причиной обращения к психологам, психотерапевтам, психиатрам. Диагностический процесс основывается на клинической беседе – дети не скрывают своих переживаний, после знакомства, установления контакта со специалистом рассказывают о ситуациях, вызывающих тревогу. С целью объективного определения интенсивности страхов используются психодиагностические методы:

  • Опросники. Существует множество стандартизированных методик, ориентированных на исследование детских страхов. Дошкольникам, младшим школьникам вопросы задают напрямую. Подросткам предоставляют бланки самостоятельного заполнения – при отсутствии контроля юноши и девушки отвечают более честно. Опросники подбирают с учетом возраста ребенка. Используют Методику диагностики детских страхов (Захаров), Структурный опросник детских страхов (Акопян).
  • Проективные методики. Для обследования детей дошкольного возраста, выявления неосознаваемых, скрываемых страхов у школьников применяют рисуночные тесты, диагностические сказки, тесты интерпретации ситуаций. Отсутствие структурированных вопросов создает более доверительную обстановку между психологом и ребенком, позволяет обойти защитные механизмы, боязнь осуждения. Распространенные методики – «Нарисуй свой страх» (Захаров), тест «Сказка» (Дюсс), Тематический апперцептивный тест (Мюррей).

Помощь пациентам основана на создании домашней обстановки, поддерживающей ощущение спокойствия, безопасности. Дополнительно применяются методы психотерапии, позволяющие полностью осознать, переработать негативные эмоции – беспокойство, тревогу, боязнь. Комплексное лечение производится психотерапевтом, психологом, психиатром. Включает:

  • Семейное консультирование. Встречи необходимы для выявления причин, формирующих и поддерживающих страх . Обсуждаются методы воспитания, особенности внутрисемейных отношений (конфликты, проявления агрессии) и досуга ребенка. Специалист дает рекомендации по коррекции поведения родителей, предпочтительным способам взаимодействия с ребенком.
  • Психотерапия. Занятия проводятся индивидуально. На первом этапе происходит обсуждение страхов. Доверительная беседа частично снимает эмоциональную напряженность. На втором этапе осуществляется переработка страхов. Распространен метод сказкотерапии – сочиняется история о страхе с хорошим концом. Эффективны занятия с творческим компонентом – созданный страх (рисунок, вылепленная фигурка) переделывается либо ритуально уничтожается.
  • Прием медикаментов. Лекарственная терапия необходима при выраженных, продолжительных симптомах. Применяется в начале комплексного лечения, до наступления положительного эффекта психотерапии. Врач-психиатр назначает анксиолитики, седативные препараты. Схема лечения, дозировка, продолжительность приема определяются индивидуально.

Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи.

Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения.

Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/childhood-fears

Детские страхи. Причины детских страхов. Диагностика детских страхов

Детские страхи: виды, причины, особенности проявления, психоанализ
Мы знаем, что возникающие страхи как взрослых людей, так и детей всегда  основаны  на врожденном инстинкте  самосохранения. Все страхи имеют  защитный  характер  и всегда сопровождаются  физиологическими  изменениями  высшей  нервной  деятельности: увеличивается  частота  пульса, дыхания,  поднимается или падает артериальное  давление,  интенсивно выделяется  желудочный  сок, появляются изменения кожных покровов, повышается потоотделение.

Медицинская консультация

Гарантированный ответ в течение часа

Действительно, эмоция страха возникает, когда нам что-то угрожает. А.И. Захаров выделяет две группы страхов, имеющих универсальный и одновременно фатальный в своём исходе характер:

  1. смерть
  2. крах жизненных ценностей.

Помимо крайних выражений страх подразумевает переживание человеком возникшей реальной или воображаемой опасности. Понимание сути возникновения опасности и её четкое осознание формируется в процессе жизненного опыта ребенка или взрослого.

У детей распространены «внушенные страхи». Их источник — взрослые, окружающие ребёнка, которые непроизвольно или специально склоняют ребёнка к страху, указывая на наличие опасности реальной или выдуманной.

Малышу чаще всего не понятно, чем грозят те или иные его действия, но он уже в речи взрослых отчетливо распознаёт сигнал тревоги, рефлекторно у него возникает реакция страха. Она является регулятором его поведения. Если малыша постоянно запугивать, то через некоторое время он теряет спонтанность своего поведения вместе с уверенностью в себе.

В этот период страхи начинают размножаться, а ребёнок начинает проявлять признаки тревожности, делается капризным без причины, его действия становятся скованны и осторожны.

К внушённым страхам ребенка относят страхи, которые возникают у беспокойных родителей, которые чересчур опекают свое чадо. Разговоры с ребёнком о смерти, несчастных случаях и болезнях, пожарах, убийствах оставляют отпечаток в его детской и ранимой психике. Как следствие, ребенок начинает пугаться стука в дверь или небольшого шороха в соседней комнате.

  • Как отличить тревогу от страха?
  • Виды страхов у детей
  • В психологии выделяют несколько видов страхов, которые возникают у детей:
  • Ситуативный страх у ребенка может возникнуть в необычной и опасной обстановке, которая его шокирует.

В нашей жизни мы часто слышим термин «тревога». В возникающих чувствах, таких как страх и тревога есть общие эмоциональные компоненты – это чувства беспокойства и волнения. Обычно тревога — это состояние предчувствия опасности и общее состояние беспокойства. Очень часто тревога у детей проявляется в ожидании событий, которые не поддаются прогнозам. А страхом называют эмоционально заострённое отражение в сознании ребенка конкретной угрозы. Таким образом, тревога – это эмоциональное ощущение предстоящей угрозы. Следует понимать, что тревога — это не всегда отрицательно выраженное чувство, она может проявляться у ребенка и в виде радостного волнения или ожидания чего-либо приятного.

Личностно обусловленный страх возникает под влиянием формирующегося характера ребенка. Например, под влиянием взрослого — ребенок может стать мнительным. Ситуативные и личностные страхи всегда смешиваются.

Реальный страх и острый страх — определены конкретной жизненной ситуацией ребенка. Например, ребенок боится пылесоса, так как он шумит.

Воображаемый страх и хронический страх — предопределены особенностями личности ребенка. Например, ребенок боится темноты, так как в ней живут монстры.

  1. Уровни страха
  2. Психологи выделяют несколько уровней страха, который может возникнуть у ребенка:
  3. Как проявляется страх у детей?
  4. Последствия страха
  5. Причины возникновения страхов у детей
  6. Отечественные психологи выделяют ряд причин возникновения страхов у детей:

Естественный или возрастной страх — кратковременен, легко поддается коррекции, часто сам исчезает с возрастом. Возрастные страхи не затрагивают ценностные ориентации ребенка. Не влияют на формирование его характера и поведения. Взаимоотношения с окружающими людьми остаются на прежнем уровне, характерном для определенной возрастной категории, в которой находится ребенок. Некоторые формы возникающего страха у детей имеют защитную функцию, так как позволяют избежать опасных ситуаций. Патологический страх — характеризуется крайне драматичными формами выражения. Ребенок испытывает неподдельный ужас и эмоциональный шок. Патологический страх имеет трудно обратимое течение и затяжной характер. Он навязчив и непроизволен. У ребенка, в ситуации страха, со стороны сознания полностью отсутствует контроль поведения. Следствием возникновения страхов данного типа является искажение характера ребенка, нарушение межличностных отношений и приспособлений малыша к социальной действительности. Страх бывает так очевиден, что его можно обнаружить сразу. Например, оцепенение, ужас, плач, растерянность, бегство. О других же страхах детей можно судить только косвенным признакам, которые могут оставаться не заметными долгое время. Началом возникновения страха и тревожного состояния является появление чувства беспокойства у ребенка. При остром чувстве страха ребенок говорит невпопад, дрожащим голосом. Взгляд малыша обычно отсутствующий, а выражение лица испуганное. Тело ребенка становится холодным, конечности леденеют и становятся влажными. Сбивается дыхание. Учащается сердцебиение. Кожные покровы малыша бледнеют или становятся красными, могут покрываться пятнами. Последствия возникающих страхов у детей непредсказуемы. Иногда страхи малышей настолько разрастаются в психике малыша, что затормаживают её развитие. У детей может наблюдаться исчезновение положительных эмоций. Смех и жизнерадостность становятся недоступными. Вместо положительных эмоций развиваются эмоциональная неудовлетворённость, неуверенность в себе, ребенок выглядит удручённым. Но самое главное — человек, который в детском возрасте не смог избавится от страхов, став взрослым, испытывает огромные трудности в установлении гармоничных семейных отношений и передаст свои страхи своему ребёнку. Патологический страх оставляет отпечаток и на мышлении малыша. Оно становится быстрым, хаотичным в состоянии тревоги. А при страхе -вялым, заторможенным. Мышление ребенка теряет свою гибкость. Стремительно уменьшается познавательная активность малыша, а любознательность и любопытство исчезают. Дети становятся безынициативными, что говорит о развитии защитного торможения, которое предохраняет психику от эмоциональных перегрузок. При постоянно действующем страхе на ребенка искажается его эмоционально – волевая сфера. Отношения окружающих к нему воспринимаются неадекватно. Малая игровая и двигательная активность ребенка, а также отсутствие навыков коллективной игры содействуют развитию у детей повышенного беспокойства. Отсутствие эмоциональных и шумных подвижных игр малышей обедняет их эмоциональную жизнь. Игра — самый естественный способ коррекции страхов. У строгих родителей, которые запрещают ему играть, ребёнок без оснований беспокоится по любому поводу. Он не умеет активно и уверенно преодолевать жизненные трудности. Страх и беспокойство у детей вызывают испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие возникающей подмены семейных ролей. Много работающая и доминирующая в семейных отношениях мать беспокойна и раздражительна в отношениях с детьми, она не может уделять нужное количество времени своему чаду. В ответ на это вызываются ответные реакции беспокойства и страха малышей. Доминирующая в семейных отношениях мать также указывает на недостаточный авторитет отца, а это значительно затрудняет общение с ним сыновей. У эмоционально чувствительных детей беспокойство возникает вследствие стремления матерей как можно раньше начать работу и выйти из отпуска по уходу за ребенком. Они очень рано отдают малышей в дошкольные учреждения, на попечение своих родителей, нянь и фактически не учитывают эмоциональное состояние малыша. Конфликтные отношения родителей являются одной из самых явных причин возникновения у ребенка патологических страхов. Если малыши видят, что родители часто кричат, ссорятся и занимаются рукоприкладством, то число страхов у малышей резко возрастает. Девочки более эмоционально ранимо воспринимают отношения в семье. На количество страхов, возникших у детей, большое влияние оказывает состав семьи. В неполных семьях у детей страхов на много больше, чем у детей в полных семьях. Единственные дети в семье наиболее подвержены страху, чем дети с сестрами и братьями. Увеличение числа детей в семье способствует уменьшению страхов. А увеличение числа взрослых у детей вызывает обратный эффект. Так как они заменяют ребенку весь мир, навязывая свои строгие правила и создавая искусственную среду развития. Обычно в ней нет места для сверстников, веселым играм, маленьким тайнам, проказам. Это порождает постоянное и устойчивое чувство эмоциональной неудовлетворённости и беспокойства ребенка.

Возраст родителей также имеет немаловажное значение для возникновения страхов у детей. У молодых, жизнерадостных родителей дети менее склонны к возникновению и проявлениям страхов.

А у родителей после 30-35 лет малыши часто беспокойны.

Впитывая с раннего возраста тревогу родителей, дети очень рано начинают проявлять признаки беспокойства, которое перерастает в инфантильность, неуверенность в себе.

Но следует помнить, что большинство детей проходят в своём психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Данные страхи чаще всего носят преходящий характер, но, к сожалению, они способны пробуждать аналогичные страхи, которые хранятся в памяти родителей. Родителям следует учесть, что большинство страхов передаются детям совершенно неосознанно. А некоторые страхи, возникшие у ребенка сознательно взращиваются родителями в процессе воспитания. В целом, мамы в большей мере передают детям тревожность, беспокойство и страхи. А папы часто прививают ребенку мнительный способ реагирования на жизненные ситуации. А это является базисом возникновения у детей опасений, страхов, сомнений.

А чего боится ваш ребенок? Можете ли вы найти причину его страхов? Знаете ли вы как с ними бороться? Если у вас возникли вопросы, то наши консультанты окажут Вам квалифицированную помощь и помогут Вашему малышу расти гармонично, избавившись от страхов.

Наталья Сергеевна

17.11.2011 00:46

Источник: https://puzkarapuz.ru/content/411

Консультация на тему: Виды и причины детских страхов. | Социальная сеть работников образования

Виды и причины детских страхов.

Страх – это эмоциональная реакция человека на угрозу для жизни, здоровья и благополучия. В ситуациях, связанных с реальной угрозой для жизни, страх может играть роль защитного механизма. Страхи могут выражаться в волнении, тревогах, беспокойстве или опасениях чего-то. Чаще всего страхи — нечто неопределенное и расплывчатое.

Читайте также:  Я социофоб: правда или ложные опасения?

Детские страхи в основном проявляются в дошкольном возрасте, когда ребенок наиболее восприимчив и впечатлителен к окружающему миру. Он как губка, впитывает в себя все, что увидел, услышал и узнал, верит разным историям, которые могут рассказать ему родители или старшие братья и сестры.

Беспокойные, нервные, мнительные родители зачастую даже не подозревают, что могут служить причиной страха у своего ребенка. Они могут также слишком опекать его от воображаемых опасностей.

На всех возрастных этапах страхи более свойственны девочкам, нежели мальчикам, что отражает большую чувствительность девочек к восприятию идущей извне угрозы.

Еще не умея говорить, ребенок начинает беспокоиться о долгом отсутствии матери, инстинктивно заслоняется ручками при внезапном приближении большого предмета или громком звуке. Но данное чувство страха еще не настоящий сформировавшийся детский страх, а лишь возрастная осознанная реакция на возможную угрозу для жизни.

С возрастом ребенок начинает бояться незнакомых людей. Это говорит о том, что он уже умеет отличить «своего» от «чужого». В основном ребенок признает за «своего» только мать, так как она ассоциируется у него с чем-то постоянным и привычным.

Родителям необходимо внимательно следить за ребенком в течение первого года его жизни, не оставлять его одного или надолго у родственников, не отдавать на воспитание бабушкам и знакомым.

 С опытом ребенок открывает для себя все новые и новые угрозы для жизни, опасные ситуации. В 6-7 лет ребенок узнает о существовании смерти и инстинктивно начинает бояться ее, а также связывает с ней все свои предыдущие страхи.

Наиболее разнообразны страхи детей в возрасте от 3 до 5 лет, это обусловлено бурным развитием воображения, образного мышления в сочетании с наивностью и внушаемостью. Ребенок тем более подвержен страхам, чем более эмоционален и тревожен.

Виды детских страхов

Страх темноты

Страх темноты – наиболее распространенный страх среди детей дошкольного возраста. В темноте ребенок считает себя более уязвимым, так как включается основной канал органов чувств – зрение. Ребенок теряет ориентацию в пространстве, воздух уплотняется и кажется, что вокруг уже совсем другая реальность.

Кроме того, обострившийся слух воспринимает малейшие шорохи и звуки, которые ребенок мигом «перерабатывает» в своем воображении, и вот тут возникает чувство страха. В темноте есть нечто волшебно пугающее, мистическое. Она и манит и ужасает одновременно.

Общеизвестно, что у детей архаическое коллективное бессознательное проявляется гораздо ярче, чем у взрослых, именно поэтому они боятся темноты панически, безудержно и безоговорочно.

Никогда нельзя заставлять ребенка находиться в темной комнате! Закрывая  в наказание ребенка в комнате без света, родители абсолютно точно формируют ряд новых страхов, связанных с темнотой, — страх одиночества, замкнутого пространства и устрашающих сказочных героев. Поэтому ночник рекомендован практически всем детям, а уж впечатлительным, с высоким уровнем развития воображения – он просто необходим.

Страх врачей, уколов, крови, боли

Один из самых распространенных страхов – страх боли. Именно им связаны между собой все эти четыре страха. Дети боятся уколов, боятся все и всегда, но с возрастом они учатся терпеть, чтобы не выглядеть трусливыми в глазах сверстников-друзей. Хуже когда ребенок остается в больнице один, без мамы.

Это достаточно серьезно травмирует его психику: нет защиты, «некому поплакаться», надо самому справляться со всеми трудностями, терпеть все больничные неприятности.

Дети вроде не показывают своего одиночества, не просятся домой, но очень часто после больниц у детей появляются энурезы, заикание, они становятся замкнутыми.

Состояние детей, долгое время лежащих в больнице, можно определить словом «обреченность».

Эти ребята начинают чувствовать себя одинокими, у них появляются различные множественные страхи – «я не нужен», «я больной».

Когда ребенок попадает домой, надо очень осторожно возвращать его к больничной теме, чтобы она не отложилась неврозом, в играх «в больницу» пусть он сам будет навещать своего больного.

Страх вымышленных и сказочных героев

Часто, посмотрев страшный фильм перед сном, ребенок вскакивает ночью и будит родителей, говорит о том, что ему боязно и просит посидеть с ним. Родители не должны отказываться побыть со своим ребенком, поговорить с ним столько, сколько ему нужно, даже если они очень устали.

Иногда бывает очень полезно посмотреть передачи, в которых рассказывают о том, как снимаются фильмы ужасов. Пусть ребенок увидит, что большинство из того, что происходит на экране, — игра актеров. Можно объяснить, что снимать подобные передачи выгодно, что они пользуются спросом и за них платят большие деньги.

Все это если и не избавит существенно от страха, но заметно ослабит его.

Страх животных

Страх животных очень  распространен среди детей. Практически у всех детей имеется страх пауков. Одни из факторов, влияющих на появление боязни паука, — это страх боли. Пауки непонятны и неприятны внешне, они быстро бегают, имеют устрашающий вид, но самое главное – они могут укусит.

К тому очень много документальных и художественных фильмов посвящено борьбе с пауками-монстрами, тому, как огромные пауки кусают людей и нередко побеждают их. Подсознательно ребенок ассоциирует себя с жертвой, он начинает бояться укуса, и эта боязнь может проявиться как во сне, так и наяву.

Немаловажную роль в создании этого страха играет незабвенная «Муха-Цокотуха». Конечно, прочитывая ее много раз ребенку, , мы снижаем уровень страха, как бы проживая победу над ним снова и снова. В последнее время, при большом количестве телеканалов, мы можем получить очень много информации о различных видов пауков.

Огромные пауки появляются в фильмах, мультфильмах, порождая все новые страхи. Но если дети знают о существовании тарантулов, родители должны объяснить им то, что они не живут в нашей местности.

Так же дети боятся собак. Страх собак чаще всего ситуативный или внушенный. Если ребенок просто видит, что собака кого-то укусила или облаяла, это еще полбеды, но если при этом «сердобольная» бабушка сказала: «Посмотри, как бывает, не подходи к собакам – искусают, покалечат», тут уже можно прогнозировать появление довольно сильного страха, который в дальнейшем будет сильно мешать жить.

Страх потеряться

Как известно, дети с 5 лет уже могут ненадолго оставаться играть одни. Они, находят, чем себя занять, играют в ролевые игры и дают родителям возможность заниматься своими делами. Но это не касается тех детей, которые боятся остаться одни. Можно выявить очень много разных причин, если подойти к каждому случаю страха одиночества отдельно.

Это и неуверенность в своих действиях из-за гиперопеки роли родителей, и неврозы страха темноты и замкнутого пространства, и ревность к старшим или младшим братьям и сестрам, и застенчивость, и возможная бессознательная боязнь разлуки с матерью, и т.д.

необходимо обязательно найти причину конкретного страха и работать именно с ней, потому что каждой причине нужен свой подход.

Одна из разновидностей страха  одиночество – страх потеряться. Особенно он владеет детьми, уже потерявшимися однажды. Дети, пережившие этот шок, иногда месяцами после этого случая не отходят и не отпускают маму.

Причины детских страхов

Первая причина и самая понятная: некий вполне конкретный случай, событие, реально произошедший с ребенком. Напугала собака, один застрял в лифте, пристал на улице неприятного вида человек (бомж) – жизнь вокруг разнообразна и далеко не всегда безопасна.

Такие страхи легче других поддаются коррекции, и если неприятные события не повторяются, то часто проходят сами собой. Далеко не у каждого ребенка, покусанного собакой или запертого в кабине лифта, развивается стойкий и заметный для окружающих страх.

Вторая причина возникновения детских страхов: особенности характера ребенка.

Появлению и, главное, закреплению страхов способствуют такие черты, как тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, чрезмерная зависимость от других людей (родителей, воспитателей, учителей), физическая и психическая незрелость, болезненность.

Все это является фоном, почвой, на которой возникшие в экстремальной ситуации страхи расцветают пышным цветом. Откуда берутся все эти четыре характера? В большей части от нас – взрослых.

Третья причина: запугивающее воспитание. «Не будешь спасть, тебя Баба Яга заберет!», «Не кричи, а то дядя шофер тебя увезет с собой!», «А ты знаешь, мальчики, которые плохо кушают, медведь забирает с собой в темный лес!». Наверняка вы не раз слышали подобные «шедевры» педагогического воздействия.

Или сами прибегали к ним, не особенно задумываясь о последствиях. Если ребенок не понимает слова «нельзя», это просчет не его, а ваш и наказывать его за это не справедливо. Тем более – страхом.

 Если ваш ребенок достаточно смышленый и обладает крепкой нервной системой, он довольно быстро разберется в том, что дяде шоферу нет абсолютно никакого дела до его криков, а Баба Яга за всю его не долгую жизнь так и ни разу и не вышла из леса.

И тогда он сделает для себя весьма полезное открытие: во-первых, бояться всех этих персонажей ему не стоит, во-вторых, оказывается мама, и папа часто врут ему, чтобы он был «послушным». А раз так, значит, врать можно. Возможен и другой вариант – ваш малыш вам действительно поверил.

Теперь он знает, что вы способны отдать его чужому дяде и не станете защищать его от Бабы Яги.

Ну и что, представили себе весь ужас, охвативший вашего малыша? И каково теперь ему оставаться со своим страхом, к тому же еще один на один? Вы действительно хотите, чтобы ваш ребенок испытал это чувство? Гораздо лучше, в тех же воспитательных целях, сообщить ему, что его поведением недовольны вы лично, именно вы, а ни какая-то Баба Яга. В этом не будет лжи, и ребенок увидит, что вы им недовольны, самый значимый для него в этом мире человек – мать или отец. А это достаточно весомо.

Причина четвертая:  тревожные родители. Вот уж, поистине, нелегкое испытание для детской психики! Очень часто ваш ребенок боится чего- то не сам по себе, а потому, что этого боятся родители.

Особенно часто такая ситуация случается в семьях, где мама или бабушка сами по себе обладают высоким уровнем тревожности, который увеличивается во сто крат по отношению к малышу. Особенно, если он единственный, поздний или не слишком здоровый.

Для таких родителей мир вокруг их чада наполнен опасностями: «Не гладь собаку – укусит!», «Не ходи по лужам – заболеешь!», «Не ходи во двор один – хулиганы!».

Если ребенок здоров и психически устойчив, он скорее всего, привыкнув перестанет обращать на все это внимание, относясь к предостережениям взрослых как к привычному фону всей его жизни. Но беда в том, что наследственность и многократные повторения тоже способны сделать свое дело: у тревожных матерей, часто растут тревожные дети.

Причина пятая: детские фантазии. У кого-то это качество развито больше, у кого-то меньше, но мир фантазий – привычная среда обитания для малышей-дошкольников (впрочем, и младших школьников тоже). Фантазия наших детей не имеет границ, границы появятся чуть позже, когда мы, взрослые, твердо «вдолбим» в их маленькие головки, что «этого не может никогда…».

А пока этого не произошло, малыш населяет мир созданиями своей фантазии, он, таким образом, структурирует его, делает понятным для себя. И от части управляемым. Только от части, потому что порождения его фантазии имеют обыкновение выходить из-под контроля, становиться непослушными и потому страшными.

В любом случае ребенок как первобытный человек сам творит свой мир и свои страхи.

Причина шестая: наличие другого, более серьезного расстройства.

Если наряду со страхами у ребенка появляются и другие расстройства поведения: агрессивность, нарушение сна, заторможенность, тики или заикание – возможно, у него невроз, диагностировать и лечить который необходимо у специалистов.

Если страхи малыша уж очень необычны по своему содержанию и способу их проявления, если ребенок слышит угрожающие ему голоса или видит что-то, чего не видят другие, это повод для серьезного беспокойства.

Детские страхи всегда были и остаются серьезной причиной для беспокойства родителей, психологов и педагогов. Ведь они напрямую связаны с психикой – самой уязвимой системой нервной деятельности маленького ребенка.

Если ребенок чего-то боится – значит, он постоянно находится в напряжении, беспокоится, нервничает, его внимание обращено полностью на его страх. Некоторые родители думают,  что это проходит с возрастом.

Но это не всегда так.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/08/19/vidy-i-prichiny-detskih-strahov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector