Физиология стресса у человека, физиологические механизмы и изменения

Содержание статьи

  • 1 Виды
  • 2 Физиология стресса
  • 3 Значение для человека
  • 4 Лечение

Физиологический стресс представляет собой неспецифическую реакцию человеческого организма на определенные внешние раздражители, которые специалисты называют стрессорами или стресс-факторами.

Холод, жара, ветер, большая физическая нагрузка или механические повреждения тела, жажда или голод способны нарушить природное равновесие организма человека и привести к стрессу.

Такое состояние характеризуется сильным физическим дискомфортом, что может проявляться различными реакциями, которые свидетельствуют о нейрогуморальной и вегетативной активации.

Физиология стресса у человека, физиологические механизмы и изменения

Виды

По причине возникновения выделяются различные виды стресса:

  • Химический, который проявляется негативными реакциями в организме, вследствие, недостаточного поступления кислорода, повышенной влажности, загазованности окружающей среды.
  • Биологический, который развивается на фоне болезней.
  • Физический, возникающий на фоне больших физических нагрузок, как правило, такое состояние характерно для профессиональных спортсменов в период усиленных тренировок.
  • Механический, который возникает после травм и хирургических вмешательств.

В последнее время отдельным физиологическим стрессом считается состояние, возникающее на фоне диеты, которая используется для похудения. Не получая требуемое питание со стороны, организм человека начинает «поглощать» собственные жировые запасы и это является для него стрессом. В результате стресса могут развиваться серьезные расстройства желудочно-кишечного тракта.

Физиология стресса

Физиологические механизмы стресса изучал канадский ученый Г. Селье. Он связал их с рядом определенных нервных и нейроэндокринных процессов, которые запускаются в организме человеке, как реакция на появление внешних раздражителей. Чтобы понять физиологические механизмы стресса нужно знать этапы развития патологического состояния.

Первый этап связан с реакцией вегетативной нервной системы на появившиеся внешние стрессоры. Для него характерно возникновение чувства тревожности. Организм человека мобилизуется и проявляется это тем, что задействуются резервы всех систем, обеспечивающих жизнедеятельность.

Чем сильнее стрессор, тем ярче и сложнее реакция вегетативной нервной системы. К примеру, при механических повреждениях запускаются процессы, направленные на ускорение восстановления тканей. Но на фоне этого подавляются те функции организма, которые в наименьшей мере влияют на выживание в конкретной ситуации.

Это объясняет, к примеру, тот факт, что у женщин нарушается менструальный цикл или пропадает молоко.

Физиология стресса у человека, физиологические механизмы и изменения

Физиологические основы стресса выражаются такими проявлениями:

  • Учащением пульса, что позволяет обеспечить жизненно важные органы дополнительной кровью, а, следовательно, улучшить их работу.
  • Увеличением выработки глюкозы, которая необходима для обеспечения усиленной работы мышц.
  • Расширением зрачков, что повышает зрительную активность.
  • Ускорением обмена веществ.
  • Учащением дыхания, что увеличивает количество кислорода для снабжения кислородом внутренних органов.

На основе выше названных симптомов и возникает внутреннее состояние тревожности, которое, как правило, может сохраняться от нескольких часов до пары дней. Если раздражающие факторы исчезают, то, в большинстве случаев происходит восстановление природного состояния, то есть, стресс не успевает навредить организму.

При более длительных стрессорах по истечению нескольких дней начинается этап противостояния. В этот период включаются механизмы, которые запускают процессы борьбы с возникшей опасности или позволяют убежать от нее. Другими словами, это изменение в организме человека связано с запуском процессов, которые позволяют адаптироваться к длительно воздействующим внешним раздражителям.

На втором этапе возможности сопротивляемости организма достигают своего пика. То есть, человек способен действовать на грани своих физических способностей. К примеру, при негативных условиях окружающей среды, значительно повышается физическая выносливость. Именно поэтому в экстремальных условиях человек болеет очень редко.

Но если стрессор сохраняется длительное время и при этом успешной адаптации не произошло, то начинается этап истощения. Сопротивляемость организма человека резко снижается, что вызывает индивидуальные непредсказуемые последствия, вплоть до развития инфаркта или других опасных заболеваний.

Чаще всего страдает иммунитет и органы и пищеварительной системы. На данном этапе практически всегда нужна помощь специалистов, человеку справится справиться со стрессом при постоянно действующих внешних раздражителях очень трудно. Иногда требуются кардинальные перемены в жизни.

К примеру, если человек не может приспособиться к климату в месте проживания, то нужно задуматься о переезде.

Физиология стресса у человека, физиологические механизмы и изменения

Значение для человека

Физиологические стрессы относятся в физиологии к неконтролируемым процессам. То есть, они часто возникают неожиданно и могут иметь различную продолжительность.

Кратковременный стресс физиологического характера, по мнению специалистов, не представляет угрозы для здоровья человека. Более того, отмечается его положительное влияние, так как он заставляется организм приспосабливаться к определенным внешним раздражителям.

А это значит, что физиологические проявления стресса кратковременного характера усиливают сопротивляемость человеческого организма в целом.

Как пример, можно привести процедуру обливания холодной водой, которая вызывает стресс физиологический. Но если к обливаниям приучать ребенка с детства, то можно закалить организм, что позволит впоследствии взрослому человеку легко адаптироваться к изменениям условий окружающей среды. Полезно сочетать процедуры закаливания с умеренными физическими нагрузками.

Если внешние негативные раздражители длительное время воздействуют на организм человека, то это становится причиной развития серьезных деструктивных процессов.

Поэтому, когда при стрессе появляются опасные симптомы, связанные со сбоями в работе сердечно-сосудистой или эндокринной системы, а также происходит обострение имеющихся хронических заболеваний, то нужно принимать срочные меры.

Физиологические симптомы со времени могут вызвать психические изменения. То есть, физиологические и психологические симптомы стресса всегда взаимосвязаны.

Лечение

Изучением влияния физиологических стрессов на организм человека занимается физиология. В силу сложности строения человеческого организма единого подхода к лечению данных стрессовых расстройств не существует. Более того многие психологи утверждают, что нет необходимости проводить лечение.

Но если при стрессе признаки, свидетельствующие об изменении состояния организма, проявляются очень явно, то нужно применить способы, которые позволят успокоиться, к примеру, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов.

Кроме этого полезно будет заняться любимым делом, чтобы отвлечься от возникающих в организме реакций.

Также уменьшить или снять симптомы стресса можно следующими способами:

  • Организацией правильного сбалансированного питания. Это касается случаев, когда возникновение психофизиологических сдвигов связано с диетой для похудения.
  • Медитацией. Данный метод позволит убрать чувство тревожности, которое является одним из основных признаков стресса. Во время медитации важно принять удобную позу и сосредоточится на позитивных мыслях.
  • Релаксацией. Для полного мышечного и эмоционального расслабления, которое позволит убрать дискомфортные проявления стресса, необходимо лечь и расслабить ноги и руки. Следует сосредоточиться исключительно на дыхании и на собственном теле. Важно почувствовать все мышцы, поочередно напрягая и расслабляя их.

Сильнодействующие лекарства для борьбы с психологическим стрессом не рекомендуется использовать. Если возникают незначительные психологические расстройства на фоне возникновения чувства тревожности, то допускается использовать седативные лекарственные препараты, к примеру, барбовал или валериану. Помогут успокоиться также народные средства:

  • Травяные чаи, приготовленные из мяты или мелиссы.
  • Настойка пустырника.
  • Отвары из душицы и ромашки.
  • Хвойные расслабляющие ванны.

Если от проявлений стресса не удается избавиться самостоятельно, то нужно обратиться к психологу. Специалист на сеансах научить понимать собственную физиологию и по возникающим симптомам правильно реагировать на внешние раздражители.

Важно понимать, что каждый человек является индивидуумом. Вследствие этого жестких рекомендаций специалистов по поводу того, как бороться со стрессами, нет.

Поэтому каждый человек должен научиться бороться со сдвигами, вызванными внешними стрессорами, самостоятельно.

Похожие записи

Источник: https://apatii.net/sovety-psixologa/stress/fiziologicheskie-mexanizmy

2.1.3. Изменение физиологических процессов при стрессе

2.1.3. Изменение физиологических процессов при стрессе

Физиологические проявления стресса касаются почти всех систем органов человека – пищеварительной, сердечно-сосудистой и дыхательной @@@@@4, 5, 7#####.

Однако в поле зрения исследователей чаще всего оказывается сердечно-сосудистая система, обладающая повышенной чувствительностью, реакции которой на стресс можно относительно легко регистрировать.

При стрессе фиксируются следующие объективные изменения:

+ повышение частоты пульса или изменение его регулярности;

+ повышение артериального давления, нарушения в работе желудочно-кишечного тракта;

+ снижение электрического сопротивления кожи и т. д.

Упомянутые выше авторы – В. Л. Марищук и В. И. Евдокимов, описывая состояния эмоциональной напряженности (кратковременного стресса), отмечают резкое учащение и нарушение ритмичности пульса и дыхания, обильный пот, резкие изменения диаметра зрачка, вазомоторные реакции на лице, резкое учащение перистальтики и т. д. @@@@@3#####.

  • Все эти объективные изменения находят свое отражение в субъективных переживаниях человека, испытывающего стресс. Человек, находящийся в состоянии психологического напряжения, обычно испытывает различные негативные переживания:
  • + боли в сердце и других органах;
  • + затруднение при дыхании, напряжение в мышцах;
  • + неприятные ощущения в области пищеварительных органов и пр.

Нарушения нормальной деятельности отдельных органов и их систем, с одной стороны, и отражение этих нарушений в сознании, с другой стороны, приводят к комплексным физиологическим и биохимическим нарушениям: снижению иммунитета, повышенной утомляемости, частым недомоганиям, изменению массы тела и т. д. (рис. 8).

Физиология стресса у человека, физиологические механизмы и изменения

Рис. 8. Физиологические признаки стресса.

Согласно самоотчетам студентов, описывающих проявления экзаменационного стресса, сильнее всего он проявляется в виде головной боли (5,7 + 0,4 балла), учащенного сердцебиения или неприятных ощущений в сердце (4,2 + 0,4 балла), в виде избыточного мышечного напряжения или тремора (3,9 + 0,4 балла). Чуть меньше стрессы проявляются в виде проблем с желудочно-кишечным трактом (3,5 + 0,3 балла) и в форме затрудненного дыхания (2,8 + 0,3 балла) (рис. 9).

Выраженность физиологических проявлений стресса весьма прочно коррелировала с внутренними предпосылками психологических стрессов (r = 0,45; р < 0,001).

Психосоматические проявления стресса были больше выражены у лиц, которые отмечали у себя стеснительность, робость, пессимизм, застенчивость, страх перед будущим, навязчивые мысли о возможных неприятностях.

Данные черты характерны для интровертов, лиц с повышенной сензитивностью и людей со слабым типом высшей нервной деятельности.

Физиология стресса у человека, физиологические механизмы и изменения

Рис. 9. Физиологическое проявление экзаменационного стресса. Интенсивность субъективных проявлений оценивалась испытуемыми по 10-балльной системе.

Следующая глава

Источник: https://psy.wikireading.ru/7597

Физиологические механизмы стресса

Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное событие: человек возбужден, не может найти себе места, он не находит слов. И рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося, и опять накатывает волна обиды, негодования. Можно выделить три физиологических механизма подобного стресса.

Во-первых, в коре головного мозга сформировался интенсивный стойкий очаг возбуждения, так называемая доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Таким образом, для успокоения надо ее ликвидировать, разрядить или создать новую, конкурирующую.

Все отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма, переключение на занятие любимым делом) фактически направлены на формирование такой конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее дело, на которое пытается переключиться расстроенный человек, тем легче ее создать.

Вот почему каждому из нас не помешает иметь какое-либо хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.

Читайте также:  Адаптационный синдром его стадии, патофизиология

Во-вторых, вслед за появлением доминанты развивается особая цепная реакция. Возбуждается одна из глубинных структур мозга – гипоталамус, который заставляет гипофиз выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ).

Под влиянием АКТГ надпочечники выделяют адреналин и другие физиологически активные вещества (гормоны стресса), которые вызывают многосторонний эффект: сердце начинает сокращаться чаще и сильнее (вспомним, как оно «выскакивает» из груди при страхе, волнении, гневе), кровяное давление повышается (вот почему может разболеться голова, возникнуть сердечный приступ, становится чаще дыхание). В этот период подготавливаются условия для интенсивной мышечной нагрузки. Но современный человек, в отличие от первобытного, после стресса обычно не прибегает к выплеску всей скопившейся мышечной энергии, поэтому у него в крови еще долго циркулируют биологически активные вещества, которые не дают успокоиться ни нервной системе, ни внутренним органам. Необходимо нейтрализовать гормоны стресса, и лучший помощник здесь – физкультура, интенсивная мышечная нагрузка.

В-третьих, из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность (конфликт ведь не разрешился благополучно, какая-то потребность так и осталась неудовлетворенной, иначе не было бы отрицательных эмоций), в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь по-прежнему выделяются гормоны стресса. Следовательно, надо добиться того, чтобы значимость этого несбывшегося желания была понижена, или же отыскать путь для его реализации.

Факторы, влияющие на развитие стрессов, представлены в табл. 5. Из таблицы видно, что множество конфликтов, сопровождающих жизнь руководителей, достаточно часто приводит к дополнительным нервным нагрузкам, к стрессовым ситуациям, к необходимости управлять стрессами.

Таблица 5

Факторы, влияющие на развитие стрессов

Стрессы в окружающей среде
Работа: 1) количественная перегрузка; 2) качественная перегрузка; 3) необъяснимые перемены; 4) плохое оборудование Структура и климат: 1) слабая коммуникация; 2) недостаток соучастия; 3) неправильно определенная иерархия Неорганизационные факторы: 1) семья; 2) экономика; 3) общество; 4) обстоятельства жизни; 5) преступность; 6) рост цен
Роль на работе: 1) ролевой конфликт; 2) ролевая неясность; 3) ответственность за людей; 4) недостаток поддержки; 5) несоответствие статуса Проблемы карьеры: 1) замедленное продвижение; 2) слишком быстрое продвижение; 3) несправедливость; 4) недостаток подготовки; 5) несоответствие квалификации Отношения: 1) с руководителями; 2) с подчиненными; 3) с сотрудниками; 4) с клиентами; 5) с рабочими
Личностные стрессы
  • 1) потребности; 4) самооценка;
  • 2) надежды и достижения; 5) неясности
  • 3) эмоциональная неустойчивость;

Окончание табл. 5

Последствия
Субъективные: 1) расстройство; 2) утомляемость; 3) тревожность; 4) чувство вины Поведенческие: 1) опасность инцидента; 2) нехорошие разговоры Физиологические: 1) растущее кровяное давление; 2) высокое содержание холестерина; 3) коронарные заболевания Организационные: 1) прогулы; 2) низкая производительность; 3) неудовлетворенность работой

Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям и др.

Один из лучших способов успокоиться – это общение с близким человеком, когда можно, во-первых, как говорят, «излить душу», т.е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать благополучное разрешение конфликта или хотя бы снизить его значимость.

Случается, что однажды пережитый сильный страх закрепляется, становится хроническим, навязчивым. Так возникает фобия определенного круга ситуаций или объектов. Для ее устранения разработаны специальные психологические приемы (в рамках нейролингвистического программирования).

Эмоционально окрашенное отношение к делу способствует его результативности, но при слишком сильной заинтересованности в результатах человек испытывает волнение, тревогу, излишнее возбуждение, неприятные вегетативные реакции.

Чтобы достичь оптимально эффективной деятельности и исключить неблагоприятные последствия перевозбуждения, желательно снять эмоциональную напряженность, сконцентрировав внимание не на значимости результата, а на анализе причин, технических деталях задания и тактических приемах.

  1. Для создания оптимального эмоционального состояния нужны:
  2. 1) правильная оценка значимости события;
  3. 2) достаточная информированность (разноплановая) относительно данного вопроса, события;
  4. 3) полезно заранее подготовить отступательные запасные стратегии – это снижает излишнее возбуждение, уменьшает страх получить неблагоприятное решение, создает оптимальный фон для решения проблемы.

В случае поражения можно переоценить значимость ситуации, прибегнув к утверждениям типа «не очень-то хотелось». Это помогает отойти на заранее подготовленные позиции и готовиться к следующему штурму без значительного ущерба для здоровья.

Не случайно в глубокой древности на Востоке люди просили в своей молитве: «Господи, дай мне мужество, чтобы справиться с тем, что я могу сделать, дай мне силы смириться с тем, что я не могу сделать, и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого».

Например, когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, успокаивать его порой бесполезно, лучше помочь разрядить эмоцию, дать ему выговориться до конца.

Затем, когда человек выговорится, его возбуждение ослабнет, и в этот момент появляется возможность разъяснить ему что-либо, успокоить, направить его.

Потребность разрядить эмоциональную напряженность в движении иногда проявляется в том, что человек мечется по комнате, рвет бумаги, ломает вещи. Чтобы быстрее нормализовать свое состояние после неприятностей, полезно дать себе усиленную физическую нагрузку.

Экстренно нивелировать напряжение помогает общее расслабление мускулатуры, потому что оно несовместимо с ощущением беспокойства. Методы релаксации, аутогенной тренировки очень полезны, когда нужно быстро, за 5-10 минут, привести себя в спокойное состояние. Эмоциями можно управлять и путем регуляции внешнего их проявления: если хотите легче переносить боль, старайтесь ее не демонстрировать.

Снять психическое напряжение позволяет чувство юмора. Как считал С.Л. Рубинштейн, его суть не в том, чтобы воспринимать комическим то, что претендует быть серьезным.

Необходимо отнестись к чему-то волнующему как к малозначащему и недостойному внимания, суметь улыбнуться или рассмеяться в трудной ситуации. От смеха исчезает тревожность; когда человек смеется, его мышцы менее напряжены (релаксация) и сердцебиение нормализуется.

По своей функциональной значимости смех столь могуществен, что Э. Фрай называл его «стационарным бегом трусцой».

Эмоционально-личностная дезадаптация чаще возникает: в критические переходные возрасты; в условиях повышенных психологических и социальных требований к человеку, что сопровождается ростом психической напряженности; при наличии психотравмирующих событий и взаимоотношений в семье, школе, на работе, в отношении с друзьями и т.д.

Дезадаптацию сопровождают следующие нарушения: эмоциональные; физиологические (нарушение сна, потеря аппетита, расстройство пищеварения, головные боли и т.д.); поведенческие.

Поведенческие нарушения проявляются по-разному в зависимости от возраста.

Например, у маленьких детей дезадаптация такого рода – это «срыв тормозных механизмов регуляции поведения», что сопровождается «расторможенностью поведения» (повышенная бессмысленная двигательная активность, эмоциональное перевозбуждение, плаксивость, апатия, заторможенность). У старшеклассников и взрослых людей дезадаптация проявляется как депрессия: лицо человека становится угрюмо-сосредоточенным, индивид замыкается на своих мрачных мыслях и переживаниях.

Признаки эмоциональной дезадаптации в учебной деятельности: резкое ухудшение концентрации внимания, снижение функции памяти, затрудненность речи (затруднен поиск слов, возникают паузы, запинки вплоть до заикания), страх перед контрольными работами, перед вопросами учителя. Познавательные процессы заблокированы отрицательными эмоциями, в результате человек постоянно думает о том, что его огорчает и тревожит, и фактически не слышит учителя, не понимает текст.

В отношениях со сверстниками и взрослыми он проявляет повышенную раздражительность, грубость или угрюмую отстраненность либо абсолютно податлив чужому влиянию, будучи пассивным (эту фазу эмоционального нарушения называют фазой дистресса – физиологического истощения).

Своевременная диагностика и коррекция причин эмоциональной дезадаптации очень важны, так как запаздывание приводит к стойким патологическим нарушениям в личности человека.

Негативные эмоции опасны своими последствиями. В середине ХХ в. в работах одного из пионеров телесно-ориенти- рованной психотерапии Ф.М.

Александера было убедительно доказано: затяжные, стереотипно повторяющиеся негативные эмоции не ограничиваются только психологическими проявлениями, а приводят к развитию специфических телесных расстройств.

Последние проявляются в тех системах организма, с которыми данные эмоции имеют «сродство». Так, чувство гнева приводит к формированию сердечно-сосудистых заболеваний, а чувство зависимости – к заболеваниям пищеварительной системы.

Тогда же был описан и физиологический механизм подобных нарушений, связанный с нарушением тонуса вегетативной нервной системы (ее симпатического либо парасимпатического отдела), контролирующей деятельность внутренних органов.

По мнению того же Александера, повышение симпатического тонуса характерно для гипертонической болезни, заболеваний суставов (к тому же выводу пришел В.

Райх, который связывал с симпатикотонией также и заболевания кишечника) и заболеваний эндокринных органов (сахарный диабет, повышенная функция щитовидной железы).

Эмоционально-опосредованное повышение парасимпатического тонуса лежит в основе таких болезней, как бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка.

В отличие от болезней, в развитии которых главная роль принадлежит внешним болезнетворным факторам (например, возбудителям инфекционных заболеваний), в происхождении заболеваний психосоматических ведущую роль играют факторы внутреннего порядка, в первую очередь психологические.

Подобные расстройства, названные психосоматизированными, указывают, что человек сам, активно (по большей мере бессознательно) соматизирует (термин К.Б.

Пачеко), буквально «отелеснивает» свои неотреагированные эмоции и психологические проблемы, вначале «застревающие» в его теле в виде дискомфортных ощущений, а затем внутренние органы выходят из строя вследствие вызванных этим застреванием сбоев нормальной регуляции их работы. Проще говоря, когда человек не выражает свои эмоции внешне, он «замораживает» их в виде телесных ощущений.

«Физиологически закономерным результатом последовательного культивирования так называемых задержанных эмоций (подавления или вытеснения одних компонентов эмоций и чрезмерной активации других) становится… различная висцеральная патология – плата современного цивилизованного человека за умение властвовать собой» (Тополянский В.Д., Струковская М.В., 1986).

Как подчеркивают А. Холмогорова и Н. Гаранян (2000), соматизация – это не только склонность к переживанию психологического стресса на физиологическом уровне.

Соматизация – это развитие реальных («органических») соматических нарушений в результате воздействия стрессов, с которыми человек не может справиться. В российской культуре, по мнению тех же авторов, соматизация часто приобретает мистическую трактовку, как «сглаз», «порча» и т.д.

Значительное число лиц, обращающихся за медицинской помощью, в действительности страдают различными формами соматизации (Kellner R., 1991).

Физиологически же в основе соматизации лежит так называемое соматосенсорное усиление – определенный личностный стиль восприятия естественных телесных ощущений как тревожащих, потенциально опасных и неприятных (Barsky A.

, 1992). Соматизация во многом связана также с инфантильными личностными особенностями, такими как зависимость, завышенный уровень притязаний и пассивность, особенно пассивная (сдерживаемая) агрессивность (Былкина Н.Д., 1997).

Глава 6. СТРЕСС

Читайте также:  Детская ревность: ребенок ревнует к другому ребенку, маму к папе

Источник: https://studopedia.net/8_29824_fiziologicheskie-mehanizmi-stressa.html

Физиология стресса

Привет! Наверное, вы часто слышали фразы вроде: «у меня стресс», «я пережил стресс», «после такого стресса у него ухудшилось здоровье». Сегодня я расскажу вам о том, что такое стресс — психологический, эмоциональный, профессиональный или любой другой. Также мы рассмотрим, что происходит в нашем организме во время стресса и в чём заключается его опасность.

Говорить про стресс мы будем в контексте нормальной и патологической физиологии. Эти науки изучают закономерности работы здорового и заболевшего организма соответственно.

Факторы стресса

Давайте представим молодого человека, который с детства не любил физические упражнения и не стремился как-либо развиваться физически. Назовём его Гарольд. Гарольд окончил школу, затем университет и приступил к офисной работе. Зарплата в офисе казалась ему явно недостаточной и, проработав там несколько лет, он решил подзаработать в свободное время.

Поздней осенью Гарольду предложили дополнительную работу — например, разгружать товар на продуктовом складе. Наш герой согласился, ведь работать приходилось всего пару раз в неделю, да и платили очень неплохо. Итак, он совмещает работу в офисе и подработку на складе по выходным. Что же происходит с его организмом?

Человеку, который никогда не поднимал ничего тяжелее компьютерной мыши, пришлось передвигать с места на место ящики с продуктами, разгружая прибывшие на склад грузовики. Плюс дважды в неделю Гарольд стал мёрзнуть во время работы — на склад он пошёл в холодное время года.

То, что мы сейчас описали, и принято называть стрессом. Стресс — это перестройка метаболизма, возникающая в ответ на действие любых раздражителей. То есть стресс — это адаптация к раздражителям. В нашем примере раздражителя два:

  • Непривычная физическая работа;
  • Низкие температуры.

Важный момент — к этим раздражителям Гарольд не был адаптирован. Всё это он почувствовал впервые в жизни.

На нашего Гарольда внезапно обрушились два стрессорных фактора. Как же его организм будет на них отвечать? Ему помогут нервная и эндокринная системы.

Ответ на стресс. Адаптация

Информация о том, что организм попал в новые, непривычные условия, поступит в головной мозг. Резко возросшее напряжение в опорно-двигательном аппарате (не забывайте, что Гарольд начал таскать тяжести) заметят проприорецепторы.

Проприорецепторы — это небольшие датчики, расположенные в наших мышцах и суставах. Они отслеживают информацию, которая поступает в наш мозг от опорно-двигательного аппарата — о нагрузке на мышцы, их сокращении и положении тела в пространстве.

Хеморецепторы отреагируют на возросшее количество углекислого газа и продуктов распада в крови.

Хеморецепторы (от латинского «hemo» — «кровь») располагаются в дуге аорты и в месте разветвления общей сонной артерии на внутреннюю и наружную. Хеморецепторы отслеживают давление в кровяном русле, а также концентрацию углекислого газа и кислых продуктов распада в крови. 

Наконец, терморецепторы ощутят холод.

Терморецепторы — это температурные рецепторы, они находятся на коже.

Все эти рецепторы передадут информацию в головной мозг. Там она будет обработана и организм быстро поймёт, что он столкнулся со стрессовой ситуацией.

Далее в дело вступит гипоталамус —  центральный пульт управления эндокринной системой. Эта крохотная железа, которая весит около 5 граммов, управляет огромным количеством приспособительных механизмов. На этой картинке из википедии большие полушария и мозжечок сделаны прозрачными, чтобы мы могли увидеть гипоталамус:

Гипоталамус выделит кортиколиберин — гормон, который должен простимулировать гипофиз. Я подкрасил гипофиз голубым цветом, стрелка показывает направление кортиколиберина от гипоталамусу к гипофизу.

Гипофиз, в свою очередь, получив такой сигнал, выделит адренокортикотропный гормон, который направится к надпочечникам, точнее, к их коре (cortex — кора, adreno — надпочечник). Аденокортикотропный гормон — это сигнал от гипофиза, адресованный коре надпочечников.

Адренокортикотропный гормон, достигнув коры надпочечника, заставит его вырабатывать кортизол.

Именно кортизол и является главным гормон стресса и адаптации.  Помните определение стресса? Стресс — это перестройка метаболизма, то есть обмена веществ. Именно кортизол и будет осуществлять эти перестройки.

Перестройка метаболизма

Рассмотрим на примере каждого раздражителя перестройки метаболизма:

1.Непривычная физическая работа. Если организм Гарольда не будет принимать никаких мер, то слабенькие мышцы и сухожилия будут постоянно травмироваться и, в конечном счёте, повредятся необратимо.

Чтобы такого не допустить, организм Гарольда направит гормоны роста к мышцам. Также к мышцам будет направлен белок, из которого будут достраиваться новые элементы мышечных волокон.

Этот процесс требует много энергии, значит, понадобятся дополнительные вещества, из которых можно получить энергию. Потребуется много глюкозы, жирных кислот и снова белков.

Именно из этих веществ будет извлекаться энергия для наращивания мышечной массы (здесь вы узнаете, как это происходит).

2.Низкие температуры. Гарольд будет постоянно ходить от склада (где холодно из-за промышленных холодильников) до улицы (где холодно из-за сезона). Чтобы согреться, организм Гарольда снова запросит энергию.

Щитовидная железа изменит обмен веществ так, чтобы больше энергии рассеивалось в виде тепла и меньше энергии шло на остальные нужды организма.

Откуда эту энергию взять мгновенно? Конечно, из того, что уже находится в организме — из гликогена в печени, из жировых клеток, а также из белков.

Мы только что увидели, как организм Гарольда столкнулся с двумя незнакомыми раздражителями. Когда он впервые замёрз и впервые ощутил усталость после физической работы — его организм столкнулся со стрессом.

Гормон стресса

И вот здесь в работу вступят гормоны стресса, главный из которых — кортизол. От его работы зависит влияние стресса на организм. Давайте посмотрим, что он будет делать:

Глюкоза, которая потребуется в больших количествах, будет поступать из гликогена (он депонируется в печени) в кровь. Значит, кортизол будет повышать уровень глюкозы в крови, истощая резервы гликогена в печени.

Ещё один важный вид энергетического топлива — жирные кислоты. Их окисление даёт ацетил-коа, очень энергоёмкий продукт. Когда понадобятся жирные кислоты, кортизол будет расщеплять жиры. Значит, наши жировые запасы станут меньше, а липидов в крови станет больше.

И, наконец, белки. Откуда возьмутся белки для Гарольда? Раз ему они потребуются для мышц, кортизол не будет извлекать белок из мышц. Это очень важный момент, запомните его — кортизол действует избирательно.

Он перенаправляет питательные вещества из неработающего в данный момент органа в тот орган, который максимально нагружен, чтобы приспособится к стрессу. В нашем случае гормоны адаптации расщепят белки лимфоидной и костной ткани. Также притормозится синтез белков плазмы крови, в том числе важнейших иммуноглобулинов.

Значит, иммунные реакции на время приспособления ослабеют и организм станет уязвимым перед вирусами, бактериями и прочими неприятностями.

Это был простой пример, в котором я хотел показать вам  стрессорные факторы (в нашем случае это была тяжёлая физическая работа и холод), а также меры адаптации организма — увеличение мышечной массы и увеличение теплопродукции соответственно.

Мы можем рассматривать любые стрессорные механизмы, например, если наш Гарольд поднимется в горы, он испытает нехватку кислорода.

Снова заработают гормоны адаптации, направляя питательные вещества в те органы, которые наиболее сильно подвергаются нагрузке.

Это будут альвеолы в лёгких, дыхательные мышцы, сердце, а также красный костный мозг, который будет вырабатывать больше эритроцитов.

Если у Гарольда случится, например, аппендицит и ему будут делать полостную операцию — он также испытает стресс и его организм запустит целый каскад адаптивных реакций.

Психоэмоциональное потрясение — также стрессорный фактор.

Угроза жизни, внезапные громкие крики, неожиданные разговоры на повышенных тонах — это стресс, в ходе которого организм будет запускать гормональные реакции под управлением адреналина и кортизола.

Даже очень приятные события, которые мы не ожидаем — например, внезапная новость о выигрыше в лотерею — даже это будет являться стрессорным фактором.

Очень важная вещь: действие гормонов стресса и адаптации, прежде всего кортизола, очень отличается в зависимости от времени действия стресса и его силы.

Если стресс будет не кратковременный, как в нашем примере, а постоянный, непрекращающийся, изматывающий, кортизол будет работать совсем по-другому.

Я расскажу вам об этом в следующей статье, в которой мы разберём полезный и вредный стресс. Также мы узнаем, из-за чего полезно закаливание и как оно работает с точки зрения физиологии.

Наконец, я расскажу про то, как возникают болезни, связанные со стрессом.

Источник: https://medicine-boy.ru/fiziologia_stressa/

Физиологические механизмы развития стресса

  • Слайд 1
  • Слайд 2
  • Что такое стресс?
  • Слайд 3

Презентация на тему: «Физиологические механизмы развития стресса» Выполнил: студент группы ПСЗ -30114c Шахтаров Сергей Сергеевич Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Курганский государственный университет (КГУ) г . Курган 2015

Понятие стресс Стресс — совокупность всех неспецифических изменений, возникающих под влиянием любых сильных воздействий (стрессоров) и сопровождающихся перестройкой защитных систем организма; при длительном действии стрессоров развивается адаптационный синдром, характеризующийся увеличенной продукцией гормонов гипофиза и коры надпочечников . В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение Стрессор (-ы) — факторы, вызывающие стресс: тяжёлая работа, охлаждение, перегревание, боль, недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе, лишение пищи, воды, переживание угрозы безопасности, межличностные конфликты, утрата близкого человека и т.п.

Слайд 4

Виды стресса Эустресс — Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм». Дистресс — негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система.

В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса. Эмоциональный стресс — эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме.

Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и её эндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться.

Психологический стресс , как вид стресса, понимается разными авторами по-разному, но многие авторы определяют его как стресс, обусловленный социальными факторами

  1. Слайд 5
  2. Стресс двигатель прогресса и эволюции?
  3. Слайд 6
  4. Механизмы стресса Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце. Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита, депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям и другое
  5. Слайд 7
  6. Сергеевич
  7. Слайд 8
Читайте также:  Боязнь микробов: что такое мизофобия, фобия чистоты, описание, лечение

Физиологические механизмы стресса Во-первых , в коре головного мозга сформировался интенсивный стойкий очаг возбуждения, так называемая доминанта, которая подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека.

Во-вторых , вслед за появлением доминанты развивается особая цепная реакция – возбуждается одна из глубинных структур мозга – гипоталамус, который заставляет близлежащую особую железу – гипофиз – выделить в кровь большую порцию адренокортикотропного гормона (АКТГ).

В-третьих , из-за того, что стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность, в кору головного мозга вновь и вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса.

Слайд 9

Признаки стрессового напряжения 1. Невозможность сосредоточиться на чем-то. 2. Слишком частые ошибки в работе. 3. Ухудшается память. 4. Слишком часто возникает чувство усталости. 5. Очень быстрая речь. 6. Мысли часто улетучиваются. 7. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка). 8.

Повышенная возбудимость. 9. Работа не доставляет прежней радости. 10. Потеря чувства юмора. 11. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет. 12. Пристрастие к алкогольным напиткам. 13. Постоянное ощущение недоедания. 14. Пропадает аппетит – вообще потерян вкус к еде. 15.

Невозможность вовремя закончить работу

Слайд 10

Что может быть противопоставлено стрессу? Обратимся к активным способам повышения общей устойчивости человеческого организма.

Их можно попытаться разделить на три группы: Первая группа – включает способы, использующие физические факторы воздействия – это физическая культура, закаливание организма, бег трусцой и т.д.

Вторая группа – аутогенная тренировка, психотерапия, гипноз. Третья группа способов повышения общей устойчивости организма связана с биологически активными веществами

Слайд 11

Заключение Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все – от новорожденного до немощного старика.

Стресс не только зло, не только беда, на и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание.

Активность – единственная возможность покончить со стрессом: его не пересидишь и не перележишь . Юмор – всегда есть смысл взглянуть на проблему не так глубоко и трагично.

  • Слайд 12
  • И это твоя группа ?
  • Слайд 13
  • Благодарю за внимание!

Источник: https://nsportal.ru/vuz/biologicheskie-nauki/library/2015/11/23/fiziologicheskie-mehanizmy-razvitiya-stressa

Физиология стресса (стр. 1 из 2)

При воздействии раздражителя (стрессора) вся система «подключается» и пытается ответить на вопрос «что произошло?». Эти процессы происходят в автономном режиме.

физиологические процессы сочетаются с психологическими, которые на этом этапе проявляются направленностью взгляда, повышенным вниманием, прислушиванием, концентрацией внимания на стрессоры, возникает мышечное напряжение, а также активация конечного органа.

это проявление ориентировочного рефлекса, который может трансформироваться в стрессовую реакцию, если сигнал будет расценен как угрожающий. если восприятие угрозы не произойдет, то стрессовая реакция не проявляется.

Любой раздражитель, вызывающий стрессовую реакцию,
должен вначале быть воспринят (хотя и необязательно осознанно) рецепторами. Восприняв это раздражение, рецепторы посылают импульсы по сенсорным путям периферической нервной системы к мозгу.

В ЦНС от главных путей, восходящих к неокортексу, отходят нервные ответвления, направляющиеся в ретикулярную формацию и далее – в образования промежуточного мозга.

Поэтому воспринимаемые события получают должную оценку в структурах мозга, связанных с обеспечением мотивационно-потребностной сферы человека (гипоталамусе и лимбической системе).

В конечном счете, все потоки нервной импульсации по восходящим путям поступают в кору больших полушарий, где осуществляется их содержательная, смысловая интерпретация.

Результаты этой интерпретации по каналам обратной связи попадают в лимбическую систему. Если раздражитель истолковывается как угроза или вызов, провоцирующий ярковыраженную эмоциональную оценку, возникает стрессогенная реакция.

Для многих людей активация эмоций (как отрицательных, так и положительных) является стимулом для стресса.

Итак, в самом общем виде условия возникновения реакции на стресс таковы: любой раздражитель получает двойную интерпретацию — объективную, отражающую физические характеристики воздействия, и субъективную, отражающую отношение субъекта к этому воздействию. В случае, если субъективная оценка говорит об угрозе, т.е. имеет негативную аффективную окраску (страх, гнев) она запускает последовательность соответствующих физиологических реакций.

Основным путем распространения стрессогенной реакции в организме является вегетативная нервная система и в первую очередь ее симпатический отдел, эффекты возбуждения которого были описаны выше.

Итак, как уже подчеркивалось, в современном мире стрессовые реакции на психосоциальные стимулы являются не столько следствием самих раздражителей, сколько результатом их когнитивной интерпретации, а также эмоционального возбуждения.

Совокупность адаптационных реакций организма на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия (стрессоры) определяют как общий адаптационный синдром

(ОАС).

Концепцию этого синдрома Селье разработал в 1956 году, определив ОАС как усилие организма приспособиться к изменившимся условиям среды за счет включения специальных защитных механизмов, выработанных в процессе эволюции.

ОАС разделяется на три стадии:

· Первая называется стадией тревоги. Эта стадия связана с мобилизацией защитных механизмов организма, повышением уровня адреналина в крови.

· Следующая стадия называется стадией сопротивления или резистентности. Эту стадию отличает максимально высокий уровень сопротивляемости организма к действию вредоносных факторов, что отражает возможности поддержать состояние гомеостаза.

· Если воздействие стрессора будет продолжаться, то в итоге “энергия адаптации”, т.е. адаптивные механизмы, участвующие в поддержании стадии резистентности, исчерпают себя. Тогда организм вступает в финальную стадию – стадию истощения, когда под угрозой может оказаться выживание организма.

Сущность ОАС ясно излагает сам Селье: “Ни один организм, – подчеркивает он, – не может постоянно находиться в состоянии тревоги. Если агент настолько силен, что значительное воздействие его становится несовместимым с жизнью, животное погибает еще на стадии тревоги, в течение первых часов или дней.

Если оно выживает, за первоначальной реакцией обязательно следует стадия резистентности. Эта стадия отвечает за сбалансированное расходование адаптационных резервов. При этом поддерживается практически не отличающееся от нормы существование организма в условиях повышенного требования к его адаптационным возможностям.

Но поскольку адаптационная энергия небеспредельна, то в случае, если стрессор продолжает действовать наступает третья стадия — истощение”.

Организм человека справляется со стрессом следующими способами:

1. Стрессоры анализируются в высших отделах коры головного мозга, после чего определенные сигналы поступают к мышцам, ответственным за движения, подготавливая организм к ответу на стрессор.

2. Стрессор оказывает влияние и на вегетативную нервную систему. Учащается пульс, повышается давление, растет уровень эритроцитов и содержание сахара в крови, дыхание становится частым и прерывистым. Тем самым увеличивается количество поступающего к тканям кислорода. Человек оказывается готовым к борьбе или бегству.

3. Из анализаторных отделов коры сигналы поступают в гипоталамус и надпочечники. Надпочечники регулируют выброс в кровь адреналина, который является общим быстродействующим стимулятором.

Гипоталамус передает сигнал гипофизу, а тот — надпочечникам, в результате чего возрастает синтез гормонов и их выброс в кровь. Гормоны, в основном, осуществляют медленнодействующую защиту организма.

Они изменяют водно-солевой баланс крови, повышая давление, стимулируют быстрое переваривание пищи и освобождают энергию; гормоны повышают число лейкоцитов в крови, стимулируя иммунную систему и аллергические реакции.

4. Наиболее продолжительные соматические реакции на стресс являются результатом активации “эндокринных осей”,
то есть системных объединений органов, результатом работы которых будут изменения в выработке гормонов.

В стрессовую реакцию человека вовлекаются: соматотропная, адрено-кортикальная и тироидная системы. Они связаны с активацией гипоталамо-гипофизарной системы коры и мозгового вещества надпочечников и щитовидной железы.

Доказано, что эти оси могут быть активизированы посредством многочисленных и разнообразных психологических воздействий, включая различные психосоциальные стимулы. Реакция по эндокринным осям не только продолжительна по времени, но как правило возникает с некоторой задержкой.

Последнее обусловлено, во-первых, тем, что единственным транспортным механизмом для этих осей является система кровообращения, во-вторых, тем, что для их активации требуется более сильный раздражитель.

Это первая стадия
адаптативного синдрома, которую Селье назвал стадией тревоги. Это фактически первый уровень реагирования на стрессор — уровень автономной нервной оси, который имеет биоэлектрическую природу.

Если стрессор расценивается как угрожающий, что может быть при продолжительном воздействии стрессора, увеличении интенсивности воздействия и т.д., включается следующий (второй) этап
(уровень) стрессового процесса – стадия напряжения. на этой стадии организм готовится к преодолению этой угрозы.

Через симпатические и парасимпатические пути нервный импульс после кортикальной и лимбической «интерпретации» стрессора нисходит к гипоталамусу, откуда через проводящие пути достигает соответствующего концевого органа (эрготропная и трофотропная реакции). важнейшим эффектом активации автономной нервной системы является проявление его сразу на концевом органе.

происходит мобилизация организма для преодоления «угрозы» — повышается давление, учащается частота сердечных сокращений, изменяется ритм дыхания, напрягаются мышцы, внутренние органы переходят на «особый режим работы».

происходит приближение барьера адаптированного психического реагирования к индивидуальной критической величине; подключаются все резервные возможности под полным контролем со стороны личности.

Однако действие автономной нервной оси продолжается недолго и ее эффективность быстро падает.

Поэтому для преодоления продолжающейся «угрозы» подключается третий уровень стрессового процесса – так называемая нейроэндокринная ось, благодаря которому организм реализует реакцию «борьбы-бегства».

Возникает состояние, которое характеризуется тенденцией к активному поддерживанию определенного уровня функционирования в постоянно меняющихся условиях внешней и внутренней среды, называемое гомеостазом.

Гомеостаз – это адаптативная тенденция организма к поддержанию баланса. этот процесс обеспечивается деятельностью нейроэндокринной оси стрессовой реакции.

вначале в процесс вовлекается миндалевидное тело, представляющее собой наивысший центр реакций «борьбы-бегства» или реакции напряжения; отсюда поток нервной импульсации направляется в гипоталамическую область и далее — в мозговой слой надпочечников, который выбрасывает в кровяное русло такие медиаторы, как адреналин и норадреналин.

Длительное напряжение функциональной активности барьера психической адаптации приводит к его перенапряжению.

под действием продолжающейся «угрозы» возникает состояние «рассогласованности» (на уровне психики – страх), которое оценивается как негативное и сопровождается сильным эмоциональным возбуждением, биологический смысл которого заключается в переводе организма на «аварийный уровень» адаптации.

таким образом, формируются и проявляются эмоционально-стрессовые реакции («острый стресс» по мкб-10) и невротические нарушения в результате психической травмы – гиперсенситивность, бессонница, тревожная напряженность, элементы заторможенности или суетливости и т.д. эти нарушения транзиторны и не расстраивают адекватность поведения.

! Важно заметить, что действие автономной нервной системы продолжается всего несколько секунд,

Источник: https://mirznanii.com/a/153170/fiziologiya-stressa

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector