Харизматическое лидерство: концепция, харизма лидера

Термин «харизма» происходит от греч. charisma, что значит особую одаренность и исключительность.

Определение

Харизматическое лидерство представляет собой форму влияния на других людей посредством личностной привлекательности, которая вызывает признание и поддержку лидерства.

Данные качества обеспечивают обладателю харизмы определенную власть над его последователями.

В качестве источника лидерской власти, харизму принято связывать способностью руководителей влиять на подчиненных в силу своих личностных качеств и того или иного стиля руководства. Некоторые специалисты полагают, что можно научить людей демонстрировать харизматическую форму поведения.

Характеристики лидера

Так, было выведено несколько основных характеристик, обычно присущих харизматическому лидеру:

  • суггестивные способности или обмен энергией;
  • дар «излучать» энергию и «заряжать» ею окружающих;
  • умение воздействовать на людей; завораживающая внешность;
  • независимый характер;
  • отличные риторические способности и наличие определенных задатков артистизма.

По мнению большинства ученых и исследователей, люди чаще всего поддаются влиянию того, кто обладает их восхищающими чертами характера, является их несомненным идеалом и кому они, возможно, хотели бы подражать.

Позднее были реализованы попытки сформулировать качества лидеров, которые им позволяют увлекать за собой людей:

  • практически полная уверенность в своих способностях и суждениях;
  • умение видеть лучше, чем остальные перспективы;
  • способность увлекать своей идеей остальных, убеждая настолько умело, что многие начинают к новой идее относиться как к своей собственной;
  • преданность идеям, готовность идти на риск и взять ответственность на себя;
  • нетрадиционное поведение, идущее иногда вразрез с общепринятым: если это поведение позволяет добиваться результатов, то оно может даже у остальных вызывать восхищение;
  • умение хорошо прочувствовать ситуацию и изыскивать ресурсы, необходимые для достижения целей.

Итак, перечисленные выше характеристики позволяют харизматической личности достаточно быстро адаптироваться в условиях изменяющейся среды, что отличает этот тип лидерства от структурного, когда качества лидера проявляются в любых условиях, независимо от внешней среды.

Выявлено, что те, кто следует за лидером, обладающим явными харизматическими качествами, характеризуются достаточно высокой мотивацией, способны с энтузиазмом работать и достигать самых высоких результатов.

Харизматическое лидерство: концепция, харизма лидера

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Лидеры такого рода необходимы современной организации особенно на переломном этапе развития, в периоды выхода из острых кризисных состояний, осуществления радикальных, кардинальных изменений и структурных реформ.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что харизма имеет негативную и позитивную стороны. Негативную харизму связывают с узурпацией личной власти, позитивную — с удовлетворением интересов общества.

В таблице 1 приведены проявления этической направленности харизматических лидеров.

Таблица 1. Этическая направленность харизматических лидеров

Харизматическое лидерство: концепция, харизма лидера

Развитие лидерства

Некоторые специалистов считают, что можно научить людей демонстрировать харизматическую форму поведения (к примеру, умение мыслить стратегически, умение убеждать, овладеть искусством выступлений на публике и др.).

Для этого разработаны некоторые рекомендации по развитию лидерства, например, рекомендации А. Айви, которые представлены в табл. 2.

Таблица 2. Рекомендации по развитию лидерства А. Айви

Харизматическое лидерство: концепция, харизма лидера

Модель харизматического лидерства отличаются между собой разным количеством стадий развития самой харизмы и отношений с последователями, для чего следует:

  • развивать чувствительность к обнаружению проблем, на которую в определенный момент можно было бы обрушиться с конструктивной и обоснованной критикой;
  • развивать в себе видение идеализированного пути решения той или иной проблемы;
  • передавать значение своего собственного видения через каналы межличностной коммуникации (речь, публикации, жесты, позы и другое) своим последователям таким образом, чтобы на них это произвело сильное и неизгладимое впечатление и стимулировало их в ближайшей будущем к активным действиям;
  • развивать доверительные отношения с последователями, проявляя при этом такие качества, как глубокое знание дела, умение непременно добиваться успеха, брать на себя риск и совершение неординарных действий или поступков, не всегда соответствующих общепринятым нормам поведения в глазах общественности;
  • всегда демонстрировать способность к реализации на практике своего видения через делегирование полномочий своим ближайшим последователям.

Все вышеперечисленное возможно сделать, ставя перед последователями значимые и напряженные задачи, привлекая их поучаствовать в управлении организацией, ослабляя существующие бюрократические путы, справедливо вознаграждая их за результаты проделанной работы.

Для современной организации важность и значимость харизматического лидерства растет по мере необходимости реализации в ней радикальных изменений и реформ, или в связи с критичностью ситуации, в которой находится организация под воздействием каких либо внутренних или внешних обстоятельств.

Источник: https://spravochnick.ru/menedzhment/vlast_i_liderstvo/koncepciya_harizmaticheskogo_liderstva/

§ 6. Концепция харизматического лидерства

В рамках харизматического подхода лидер
обладает харизмой, которая является
формой влияния на других посредством
лич­ностной привлекательности,
вызывающей поддержку и признание
лидерства, что обеспечивает обладателю
харизмы власть над после­дователями.

Харизма относится
к власти примера, связанной со способностью
руководителя влиять на подчиненных
в силу своих личных качеств и стиля
руководства. Харизма дает руководителю
преимущества эффективнее оказывать
свое влияние на подчиненных.

Многие
считают, что получение
харизмы (как набора специфических
лидерских качеств) связанососпособностью лидера
находить своих обожателей и почитателей
и даже менять их состав в зависимости
от ситуации.

Харизматическим
считается тот лидер, который в силу
своих личностных
качеств способен оказывать глубокое
воздействие на последователей. Лидеры
этого типа испытывают высокую потребность
во власти, имеют сильную потребность в
деятельности и убеждены в моральной
правоте того, во что они верят. Потребность
во власти мотивирует их в стремлении
стать лидерами.

Их вера в свою правоту
усиливает эту потребность. Желание у
такого человека
быть деятельным
передает людям чувство того, что он
способен быть
лидером.

Эти качества развивают такие
черты харизматического поведения, как
моделирование роли, создание образа,
упрощение целей до драматического
характера, упор на большие ожидания,
проявление доверительности и инспирирование
у последователей импульса к действиям.

Харизматическому лидеру при­писывают
наличие уверенности в
себе, высокой чувствительности к внешнему
окружению, видениярешения проблемы
за пределами статус-кво, умения свести
это видение до уровня, понятного
последо­вателям и побуждающего их к
действиям; неординарного поведения в
реализации своего видения.

У харизмы есть негативная и позитивная
стороны (табл. 18.8)1.

Таблица 18.8

Виды харизматических лидеров

Неэтический харизматическийлидер Этический харизматическийлидер
Использует власть тольков личных интересах Использует власть в интересахдругих
Продвигает только свое личноевидение Строит свое видение в соответствии с нуждами и стремлениями последователей
Пресекает критику в свой адрес Считается с критикой и извлекаетиз нее уроки
Требует беспрекословного выполнения своих решений Стимулирует у последователей творческий подход к делу и своим взглядам
Коммуницирует только в одном направлении: от себя вниз Поощряет открытуюи двустороннюю коммуникацию
Нечувствителен к потребностями нуждам последователей
  • Учит, развивает и поддерживает
  • последователей, делит свою славу
  • с другими
Полагается на удобные внешниеморальные стандарты для удовлетворения своих интересов Полагается на внутренние моральные стандарты для удовлетворения организационных и общественных интересов

Харизматическому лидеру при­писывают
способность передать значе­ние своего
видения посредством межличностной
коммуникации (пуб­ликации, речь, жесты,
позы и т. п.) последователям таким образом,
что это производит на них сильное
впечатление и стимулирует к действиям.

Для сплочения последователей лидеру
важно развить вокруг себя отношения
доверия с ними, проявляя такие качества,
как знание дела, умение добиваться
успеха, принятие па себя риска и совершение
неординарных действий или поступков.

Лидер обязан продемонстрировать
способность к реа­лизации своего
видения через делегирование полномочии
последова­телям.

Это возможно сделать,
ставя последователям
напряженные и значимые задачи, привлекая
их к участию вуправлении,
ослабляя бюрократические путы,
вознаграждая их за результаты
соответству­ющим образом.

В обычной ситуации харизматическое
лидерство не всегда требуется для
достижения в бизнесе высоких результатов.
Чаще оно подходит к тем случаям, когда
последователи сильно идеологизируют
свои желания и пути их выполнения.

Это
во многом объясняет более частое
наличие харизмы у лидеров, проявляющих
себя в политике, религии, военных
действиях.

Для бизнеса важность
харизматическо­го лидерства возрастает
по мере необходимости проведения в
организации радикальных изменений в
связи с критичностью ситуации.

Источник: https://studfile.net/preview/4078645/page:9/

Харизматическое господство и лидерство по веберу

Аннотация. В статье речь идет о том, что из себя представляет харизматическое господство. Рассматривается феномен харизматического лидерства и его влияния на политику. Проводится рассмотрение и анализ концепции харизматического господства Макса Вебера, и критика его концепции Жаном Блонделем.

Ключевые слова: харизма, политика, харизматическое господство, лидерство, харизматический лидер, имидж, власть, образ.

Проблема харизматического лидерства является одной из актуальных в современной науке. Харизматический лидер занимает центральное место в политической системе. В последние годы значительно вырос интерес к понимаю феномена харизматического лидерства. Закрепляется убеждение, что современный руководитель непременно должен обладать харизмой.

Многочисленные примеры харизматических лидеров, говорят о том, что харизматическое лидерство в большинстве случаев гарантирует эффективность действий руководителя. Так как харизматический лидер — это центральное звено политической системы, актуальность   темы обусловлена значимостью и эффективностью харизматического лидерства в политике.

Эффективность политических действий лидеров в большей степени зависит от поддержки их народом, способности формировать в сознании людей положительное отношение к предпринимаемым реформам.

Политическая власть означает ассоциирование в сознании людей лидерства с конкретным человеком и в соответствии с этим возрастает роль и значение такого качества лидера, как харизма.

Несомненно, многозначительный вклад в развитие теории лидерства внес Макс Вебер. Он подразделял лидеров на традиционных, рационально-легальных и харизматических. Особое внимание Вебер уделял анализу харизматического лидерства.

Он оценивал лидера этого типа как важнейшего движителя обновления общества в кризисные периоды, поскольку харизматический вождь и его авторитет не связны с прошлым, способны мобилизовать массы на решение задач социального обновления.

В современном мире многие последователи Вебера поддерживают и развивают теорию харизматического лидера.

Французский политолог Жан Блондель проводил анализ веберевской концепции харизмы и выявил её сильные и слабые стороны. Он также сформировал свое понятие лидерства. В науке первым кто ввел понятие «харизма» был Эрнст Трельч немецкий теолог и философ культуры.

Важные аспекты рассматриваемой нами проблемы поднимались в работах отечественных исследователей Г.М. Андреевой, М.Н. Афанасьева, Г.К. Ашина, О.В. Гаман-Голутвиной, Л.Я. Гозмана, Я.А. Пляйса, В.П. Пугачева, и др.

Работы зарубежных исследователей сохранили теоретико-методологическую и практически-политическую актуальность. Среди них можно выделить работы Х. Арендт, Р. Арона, М. Джиласа, Х. Ортега-и-Гассета, К. Поппера, Ф. Хайека и др.

Научно разработал понятие харизмы немецкий социолог М. Вебер. Именно он первым провел систематизирующий анализ явления харизматического господства. Дальнейшие изучения, исследования, подходы складываются на основе трансформации, развитии критики или поддержке веберовской трактовки харизмы.

Харизма в переводе с греческого означает божественный дар, милость. Это некая необычная способность, черта личности, данная ему природой, с помощью которой он отличается среди других людей. На протяжении многих лет – это понятие употреблялось только лишь в церковной сфере.

Харизматический лидер – это религиозный и политический лидер, господство которого основывается на харизме. Харизматический лидер владеет исключительными психическими умениями привлекать массы и руководить ими. Происхождение этих умений в науке исследовано не до конца. Харизма основана на отношениях лидера и его последователей.

Оно подразумевает веру последователей и масс в призвание лидера, в выполнении им особой миссии. Лидер, обладающий харизмой, является олицетворением политического вождя, который воплощает в себе коллективные чувства и ожидания. Между лидером и массами нарастает мощная эмоциональная связь.

Читайте также:  Навязчивый страх за ребенка: как избавиться

Следовательно, лидер заряжает и воодушевляет массы своей энергией, идеей и активностью.

На протяжении всей истории можно выделить четыре типа харизматического лидерства. Первый тип – это религиозные вожди, пророки. Второй тип полководцы. Третий вожди тоталитарных государств и четвертый лидеры авторитарных режимов. Харизма лидера имеет сакральный характер и зачастую пробуждается в периоды крупных революционных изменений и переворотов.

Харизматический лидер вызывает в людях веру и ощущение того, что политика имеет значение, не бесполезна, что он способен изменить ситуацию, устранить сложившийся кризис и при этом быть ответственным за потребности масс.

Акцент на тяжелом кризисе и ускоренных переменах, реформах, определенно, соответствует положению Германии тридцатых готов двадцатого века или России в двадцатые — тридцатые годы в период формирования тоталитарной системы.

Создается вопрос, действительно ли требуется кризис для появления харизматического лидера?

Считается, что сначала понятие «харизма» имело религиозное основание и применялось для характеристики пророков, религиозных вождей, которые имели дар, божью благодать.

Сегодня данное понятие указывается как особый тип легитимности, организации власти и лидерства, основанный на отличительных чертах какой-либо личности, преимущественно политического деятеля, которые дают возможность ему осуществлять в обществе функции вождя, реформатора или пророка.

Авторитет такого политического деятеля основан на вере масс в сверхъестественные способности лидера. Так как понятие «харизмы» изначально имело религиозное содержание, следует рассмотреть её именно с этой стороны. Эта концепция означает проявление божественного дара.

В научный оборот понятие «харизма» первым ввел Эрнст Трельч немецкий теолог и философ культуры. Он связывал данное понятие с церковью и определял феномен харизмы как божью благодать. Главные положения этой теории сводятся к тому, что харизматическим лидером может стать исключительно пророк или духовный наставник.

Также, так как наставления харизматических лидеров передают божье слово, то оно охватывает все сферы жизнедеятельности его последователей. Стоит отметить, что управление осуществляется с помощью заповедей и моральных норм, то есть не политическими решениями, а власть сосредотачивается в руках одного человека – лидера.

Также имеется и другое толкование и понимание феномена харизматического лидерства.

Среди многих исследователей популярен такой подход, говорящий о том, что харизматический лидер выступает в роли спасителя и героя, который с помощью своих незаурядных личностных качеств, способен вывести общество из сложной кризисной обстановки.

Такая концепция понимания харизмы связана только лишь с социальными и политическими переменами и кризисами. В этой концепции происходит анализ закономерности развития героического мифа, строение которого заключается в очередности поступков харизматика.

Возникновение харизматического лидера предшествует кризисная обстановка, неосуществимость возобновления равновесия между обычной обстановкой и ожиданиями. Эта задача накладывается как назначение на лидера, который обладает особыми чертами, качествами, что дает ему возможность сделать революционный прорыв. Также вождя характеризует чувство ответственности.

Условием возникновения харизматического лидера выступает сбой, развал или повреждение действовавшего до этого социального и политического баланса и поиск спасителя, которому следует возобновить порядок в системе, спасти тем самым последователей, массы от бед и катастроф.

Но стоит отметить, что не любой лидер, обладающий исключительными качествами, является харизматическим, а только тот лидер, который показывает, проявляет свои исключительные, незаурядные способности, руководящий движением, ориентированным и ставящим своей главной целью социальные и политические перемены и изменения.

И поэтому это движение может стать харизматическим и популярным среди масс благодаря заслугам и харизме самого лидера как основателя этого движения.

Макс Вебер раскрывает понятие харизмы таким образом: «авторитет внеобыденного дара (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у каждого человека: откровений, героизма, — харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или — в области политики — избранный князь — военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь» [2, с. 49]. Вебер рассматривал харизму как источник легитимации власти. Он считал, что харизматическая власть авторитарна. Она исходит из умения определенного человека вызвать и поддерживать веру в себя как основу легитимности его власти.

Харизма чаще всего проявляется при сложной исторической обстановке, когда появляется определенная социальная и политическая потребность. Черты харизматического лидера, орудующего на религиозном или социально-политическом поле, иногда принимают мистифицированный характер.

Лидера видят и воспринимают избранным, героем, спасителем и даже обожествленным, человеком, исполняющим великую цель, назначение. В итоге, понятие «харизма», которое изначально применялось только в религиозной сфере, стало распространяться и в социально-политических науках вследствие исследований Макса Вебера.

Его трактовка харизмы остается одной из самых общеизвестных и исследованных.

Стоит обратить внимание, что явление харизмы близко сопоставляется с проблемами социально-политических изменений и преобразованиями, что имеет большое значение для тоталитарных систем.

Поэтому, например, в России понятие «харизма» имеет большую популярность в отношении правления Иосифа Виссарионовича Сталина в эпохе тоталитарного государства. Макс Вебер вывел рассматриваемое понятие за рамки религиозного аспекта.

Можно сказать, что он секуляризировал этот термин. Поэтому концепция харизмы мыслителя входит в широкое политическое значение.

Вебер дает определение харизмы: «Харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественным, сверхчеловеческим, или, по меньшей мере специфическими особыми силами и свойствами, не доступными другим людям» [2, с. 48]. Следуя из этого понятия, можно выделить основную черту харизмы – незаурядность.

Вебер считал, что политическое действие подразумевает наличие трёх сторон, от поступков которых зависит его направление.

Таковыми являются массы, вождь (харизматический лидер) и управленческий аппарат, следовательно, политическое харизматическое господство зависит от этих трех составляющих.

Следует обратить внимание на то, что насколько незаурядная ни была бы харизма для поддержания, укрепления и существования лидер должен постоянно демонстрировать достоинства и достижения своих поступков и действий, то есть доказывать свое право на власть.

Макс Вебер говорит о том, что роль лидера заключается в том, что он способен понять и увидеть насущные потребности масс.

Мыслитель был крепко убежден, что лучший политик – это лучший демагог, с чертами харизматического лидера.

И скорее всего, поэтому теория Вебере о харизматическом лидере порождала множество споров, несогласий среди ученых и исследователей. Часть исследователей подмечали в ней образ нацистского режима.

Французский политолог Жан Блондель в своей работе «Политическое лидерство. Пусть к всеобъемлющему анализу» анализирует о сильных сторонах, а больше о недостатках концепции и теории Вебера о харизматическом лидерстве.

Политолог считает, что главным объектом харизмы является только личность лидера, а Вебер в свою очередь не дает точной и ясной формулировки харизматического лидерства [1, с. 3]. Само понятие ученый перенял из церковной сферы и переложил его в область политики.

Также Блондель критикует веберовскую концепцию за то, что ученый не называет и не устанавливает, средства, приемы и методы, с помощью которых лидер мог бы поднимать и увеличивать свой авторитет [1, с. 7].

Как упоминалось ранее, Вебер говорит о том, что харизматическая власть, появление харизматического лидера появляется тогда, когда общество находится в социальном и политическом кризисе, переживает революционные события. Но Блондель критикует и это утверждение, говоря о том, что одного кризиса недостаточно для появления харизматического лидера.

Он сомневается, что вообще можно выделить какие-либо условия для появления данного феномена. При кризисной ситуации харизматический лидер может появиться, а может и не появиться. И в подтверждение этого мнения, политолог говорит, что история предоставляет нам много доказательств этому.

Он делает вывод, что взаимосвязанность между появлением харизматического лидера и нестабильной, кризисной обстановкой мала [1, с. 12].

Концепция Вебера, как уже было сказано, вызвала большие споры и обсуждения. Некоторые ученые одобряют её, внося какие-либо свои собственные положения, мысли, идеи, создавая, тем самым, на её основе свои собственные формы и образы харизмы. Например, последовательница Вебера А.

 Уиллнер поддерживает концепцию ученого и даже вносит свои черты, характеризующие харизматического лидера. Другая же часть критикует веберовскую концепцию и относятся к ней неодобрительно. Но все же концепция Вебера остается классической, одной из самых известных и разработанных.

Она дает значительный вклад, имеет большую важность в изучении феномена харизмы.

Харизма лидера является исключительным и уникальным феноменом в социальной и политической жизни человека. Лидер – это фигура политики, тогда как харизма – это особая черта лидера. Она содержит и заключает в себе все черты и стороны лидера в целом.

Изучение данного феномена играет важную роль и вносит большой вклад в социальные и политические исследования. Кроме того, изучение и исследования такой проблемы, как харизма лидера, его черт, дает вклад и в другие науки, например, такие как психология.

В современном мире, политическое развитие выставило огромное количество политиков, которые конкурируют между собой и претендуют называться харизматическими.

Проблема лидерства остается значимой для достижения политической эффективности. И в настоящее время одной из самых результативных и изучаемых концепций остается концепция харизматического лидерства. Харизматическое лидерство рассматривается как наличие исключительного набора черт и качеств, присваивающихся тем, кто с успехом оказывает влияние и воздействие на других.

Харизматическое лидерство изображает собой необычный, даже специфический тип управленческого взаимодействия, построенный на преимущественно результативном и эффективном сочетании разнообразных источников власти. Этот тип направлен на склонение людей к достижению общих целей. Также такой тип основан на личных чертах, способностях и качествах лидера, то есть вождя.

Список литературы:

  1. Блондель Ж. Политическое лидерство: путь к всеобъемлющему анализу. – М., 1992.
  2. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с немецкого. Сост., общ. редакция и послесловие Ю. Н. Давыдова; Предисловие П. П. Гайденко. – М.: Прогресс, 1990.
  3. Гандапас Р. Харизма лидера. – М.: Манн, Иванов и фербер, 2016 – 224с.
  4. Гозман Л., Эткинд А. От культа власти к культу людей. Психология политического сознания. – М.: Нева, 1989.
  5. Макиавелли Н. Государь. – М.: Эксмо, 2007 – 512 с.
  6. Московичи С. Век толп. Исторический тракт по психологии масс. – М.: Академический проект, 2011 – 396 с.
  7. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». – М.: Академический проект, 2014 -120 с.
  8. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: АСТ, 1998 – 568 – с.

Источник: https://sibac.info/journal/student/57/136325

Концепция харизматического лидерства

Имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая — ведет к лидерской харизме и попытке последователей приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях божественные качества.

Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями.

Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных.

Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств.

Последнее легло в основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства, являющейся, по сути , продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера.

Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят.

Читайте также:  Профессия психолог какие предметы нужно сдавать: после 11, 9 класса

Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами. Их вера в свою правоту деятельным передает людям чувство того, что он способен быть лидером.

Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей «фокуса простые и драматического характера цели», упор на большие ожидания, проявление доверительности у последователей импульса к действиям.

Исследования свидетельствуют, что у харизмы есть негативная сторона, связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная — связанная с упором на разделяемую власть и тенденцией к делегированию части ее последователям.

Это помогает объяснить разницу между такими лидерами, как Гитлер, Ленин, Сталин и такими, как Сахаров, Мартин Лютер Кинг и им подобные.

В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умения свести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.

Модели харизматического лидерства различаются количеством стадий развития самой харизмы и отношений с последователями. Считается, что вначале необходимо развить чувствительность к обнаружению проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой.

Затем необходимо развить в себе видение идеализированных путей решения этой проблемы. В видение должно быть включено что-то новое, ранее ни кем не предлагавшееся и относительно которого кажется, что оно может немедленно продвинуть решение проблемы.

Следующий шаг связан со способностью лидера передать значение своего видения посредством межличностной коммуникации «публикации, речь, жесты, позы и т.п.» последователям таким образом, чтобы это произвело на них сильное впечатление и стимулировало к действиям.

Далее лидеру для сплочения последователей вокруг себя важно развить отношения доверия с ними, проявляя такие качества, как знание дела, умение добиваться успеха, принятия на себя риска и совершение неординарных действий или поступков.

На заключительном этапе лидер обязан продемонстрировать способность к реализации своего видения через делегирование полномочий последователям. Это возможно сделать, ставя последователям напряженные и значимые задачи, привлекая их к участию в управлении, ослабляя бюрократические путы, вознаграждая их за результаты соответствующим образом.

Исследование практики деловых организаций показало, что в обычной ситуации харизматическое лидерство не всегда требуется для достижения в бизнесе высоких результатов. Чаще оно подходит к тем случаям, когда последователи сильно идеологизируют свои желания и пути их выполнения.

Это во многом объясняет более частое наличие харизмы у лидеров, проявляющих себя в политике, религии, военных действиях. Для бизнеса важность харизматического лидерства возрастает по мере необходимости проведения в организации радикальных изменений в связи с критичностью ситуации.

Однако в этих обстоятельствах возникает другая концепция лидерства: концепция лидера — преобразователя или лидера реформатора.

Источник: https://studwood.ru/2260787/menedzhment/kontseptsiya_harizmaticheskogo_liderstva

Харизматическое лидерство (стр. 2 из 4)

3. Лидерство — это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер и др.). Однако это не любое влияние, а такое, для которогохарактерны четыре особенности: во-первых, необходимо, чтобы

влияние было постоянным.
К политическим лидерам нельзя при­числять людей, оказавших хотя и большое, но разовое воздей­ствие на политический процесс, историю страны. Так, например,

Ли Освальд, официально признанный убийцей американскогопрезидента Джона Кеннеди, своим поступком оказал существен­ное влияние на последующее политическое развитие Америки, даи мира в целом. Однако было бы нелепо вследствие этого считать

его политическим лидером.

Во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осущест­вляться на всю группу
(организацию, общество).

Известно, что внутри любого крупного объединения существует несколько илидаже множество центров локального влияния. Причем постоянно­му влиянию со стороны членов группы подвергается и сам лидер.

Особенностью политического лидера является широта влияния, распространение его на все общество или крупные группы.

В-третьих, политического лидера отличает явный приоритет во
влиянии.
Отношения лидера и ведомых характеризует асимметричность,неравенство во взаимодействии, однозначная направлен­ность воздействия — от лидера к членам группы.

В-четвертых, влияние лидера опирается не на прямое приме­нение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности
руководства.


Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, — этоне лидер, как не является лидером, например, террорист, захвативший заложников, или тюремный надзиратель.

Следует отметить, по не все авторы считают несовместимым лидерство и постоянное насилие. Отдельные ученые, например Ж. Блонделъ, допускают использование принуждения.

4. Политическое лидерство — это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполага­емые способы их реализации на руководящие должности (Дж. Опенгеймер, Н. Фролих и др.).

При этом специфика политического пред­принимательства состоит в персонализации «политического това­ра», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага. Такая интерпретация политического лидерства вполне возможна.

Одна­ко она применима главным образом лишь к демократическим орга­низациям: государствам, партиям и т.п.

5. Лидер — это символ общности и образец политического по­ведения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно стихий­но, и принимается последователями. Политическое лидерство от­личается от политического руководства, которое, «в отличие от лидерства предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства—подчинения»[6]
.

Эта точка зрения до сих пор достаточно широко распространена в российском обществоведении и связана с его длительной оторван­ностью от мировой науки и, в частности, с узким, преимуществен­но психологическим пониманием лидерства как главенствующего положения личности, возникающего стихийно в ходе межличност­ных отношений в малой группе.

Применительно к социологии и политологии с такой трактовкой лидерства никак нельзя согласить­ся из-за ее односторонности, неучета объективной, антропологи­ческой и социальной основы этого феномена, недооценки ведущей роли властного статуса в выполнении функций политического ли­дерства, связанного с воздействием на большие массы людей.

Существуют различные классификации феномена лидерства. Одной из наиболее общих является деление всех лидеров на обычных («ре­альных») и великих (как великих «героев», так и великих «злоде­ев»).

Первые, реальные лидеры, не оставляют заметного личного следа в истории, не изменяют обычного хода событий. Вторые, лидеры-герои (злодеи), имеют собственное видение политики и пытаются осуществить в ней свои замыслы, влекущие большие социальные и политические перемены.

Широко распространено деление лидерства в зависимости от отношения руководителя и подчиненных на авторитарное и де­мократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применении силы.

Демократическое лидерство выражается в учете ру­ководителем интересов и мнений всех членов группы или органи­зации, в их привлечении к управлению.

Одна из «классических» типологий лидерства восходит к уче­нию М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами лидеров подразделяют на традиционных
(вожди племен, монархи и т.п.

) — их авторитет основан на обычае, тра­диции; рационально-легальных,
или рутинных, — это лидеры, из­бранные демократическим путем; и харизматических[7]


— наделен­ных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися каче­ствами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, ко­торыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы. Харизматическими лидерами были, например, Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро.

Данная классификация лидерства достаточно проста и удобна, хотя,как и любая другая классификация, ограничена в примене­нии. В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго — разум, третьего — вера и эмоции. Основоположник этой класси­фикации Вебер особое внимание уделял анализу харизматическо­го лидерства.

Он оценивал лидера этого типа как важнейшего дви­жителя, генератора обновления общества в кризисные периоды, поскольку харизматический вождь и его авторитет не связаны с прошлым, способны мобилизовать массы на решение задач соци­ального обновления.

В относительно же спокойные периоды разви­тия для общества предпочтительнее рационально-легальное лидерство, оберегающее исторические традиции и осуществля­ющее необходимые реформы. В целом же в истории многих го­сударств наблюдается определенная последовательность в сме­не типов политического лидерства.

Вождь-основатель (харизматик) сменяется традиционным лидером-охранителем, который в свою очередь уступает место реформатору-законодателю.

  • Существует масса других способов классификации типов лидера, но мы остановимся именно на этой наипростейшей, ввиду темы данной исследовательской работы.
  • 3.
    Концепция харизматического лидерства
  • a)

    Понятие, истоки

Первым, кто выдвинул идею о харизматическом типе лидерства, стал Макс Вебер.[8] Харизматическое лидерство определяется Максом Вебером, как «основанное на преданности к исключительной святости, героизму или примерному характеру индивида и нормативным установкам или порядку, определенному им».

Он определяет Charisma (Харизму) как «некое качество индивидуальной личности, благодаря которому она выделяется из среды обычных людей и воспринимается как наделенная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по крайней мере, исключительными способностями или качествами.

Это качества, не доступные обычному человеку, но считающиеся божественного происхождения, и на их основе индивид воспринимается как лидер (…).

Каким образом анализируемое качество, в конечном итоге, будет рассматриваться с этической, эстетической или другой точки зрения безразлично с точки зрения определения».

Харизматические люди обладают исключительной способностью распространять сложные идеи в форме простых сообщений («у меня есть мечта»); они ведут диалог с помощью символов, аналогий, метафор и историй. Более того, им нравится риск, и они нуждаются в нем, они большие оптимисты и восстают против традиционности.

Изображены харизматические лидеры по мере того как организационные герои или волшебные лидеры имеют социальную основу власти для того чтобы оркестровать обороты, запустить новые предприятия, воодушевить организационное обновление, и получить внесметное исполнение от членов организации. Эти лидеры вдохновляют доверие и веру. Конечно, нет никакой гарантии, что миссия будет правильной, этичной или успешной.

b)

Концепция харизматического лидера

Имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая — ведет к лидерской харизме и попытке последователей приписать лидеру почти магические, а в отдельных случаях божественные качества.

Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями.

Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных.

Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. Другие определяют харизму как набор специфических лидерских качеств.

Последнее легло в основу рассматриваемой ниже концепции харизматического лидерства, являющейся, по сути , продолжением концепции атрибутивного лидерства и строящейся на комбинации качеств и поведения лидера.

Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Потребность во власти мотивирует их в стремлении стать лидерами.

Их вера в свою правоту деятельным передает людям чувство того, что он способен быть лидером. Эти качества развивают такие черты харизматического поведения, как моделирование роли, создание образа, упрощение целей «фокуса простые и драматического характера цели», упор на большие ожидания, проявление доверительности у последователей импульса к действиям.

Источник: https://mirznanii.com/a/184396-2/kharizmaticheskoe-liderstvo-2

Харизма и лидерство

Свойственное многим представление о харизме, как о каком-то высшем даре, дающем человеку способность быть очевидным лидером, можно назвать одной из самых первых и чуть ли не самых популярных среди людей попыток разобраться в «мистическом» происхождении лидерства и растолковать его истинную суть.

Читайте также:  Маниакальный синдром (мания): список, симптомы, лечение

Определение 1

В традиционной трактовке харизма (понятие произошло от греческого слова «подарок») обязательно предполагает то, что данная личность будет наделена некими свойствами, которые вызывают всеобщее преклонение перед ней, а также неоспоримую веру в ее высокие возможности.

Влияние харизмы наиболее заметно проявляется, в первую очередь, в абсолютно безусловной готовности всех последователей данной личности выполнять абсолютно любые, даже совершенно преступные и незаконные, задания лидера, в сочетании с ярко выраженной неадекватной атрибуцией ответственности – в таком случае абсолютно все победы приписываются самому лидеру, а все неудачи относят на счет его последователей.

По мнению М.Ю. Кондратьева, именно харизма предполагает иррадиацию межличностной значимости, которая по своей сути предполагает столь же неограниченную значимость конкретной личности абсолютно во всех важных и не слишком сферах жизнедеятельности общности.

В то же время все попытки каким-либо образом передать харизму собственным наследникам либо преемникам во многих случаях будут абсолютно безрезультатными, так как харизматика в большинстве случаев строго персонифицирована, и в то же время столь же строго привязана к определенному периоду в жизни определенного сообщества.

Замечание 1

Последнее из этих обстоятельств можно выделить как наиболее значимое, так как именно оно дает возможность выявить определенный механизм проявления «магии харизмы».

Возможный харизматик во многих случаях обладает очевидно сильно выраженной способностью к персонификации архетипов личности, преобладающих в коллективном бессознательном сообществе в определенный момент. Можно сказать, что он превращается в некий живой символ конкретного архетипа, и совсем нередко архетипа абсолютно деструктивного, который лежит в основе патологии коллективного сознания.

Пример 1

Хорошим примером является феномен А. Гитлера, который проанализировал Э. Эриксон.

Он отметил, что Гитлер, стоя на подмостках германской истории, остро чувствовал ту степень дозволенности собственной личности проявлять истерическую несдержанность, которая незаметно находилась в абсолютном большинстве немецких читателей и слушателей.

Именно поэтому роль, на которой он остановился, в одинаковой степени разоблачает как его самого, так и его аудиторию.

Ведь конкретно то, что другим нациям казалось в большей степени сомнительным, для ушей немцев оказалось наиболее убедительной мелодией, исполняемой «Коричневым Дудочником». По своей сути данная схема поразительно близка к механизму колдовства, перевоплотившего в знаменитой сказке Э. Гофмана «крошку Цахеса» непосредственно в «господина Циннобера», но при этом она имеет собственную специфику.

Условия формирования и реализации личностной харизмы

Ясно, что перевоплощение возможного харизматика в человека, олицетворяющего харизматическое лидерство, в большой степени зависит от благоприятного стечения обстоятельств в конкретный момент.

Но можно выделить два основных условия, которые нужны для формирования и успешной реализации личностной харизмы человека: во-первых, это способность довольно отчетливо рефлексировать содержание доминирующих архетипов, и, во-вторых, это способность артикулировать их в достаточно доступной форме для массового сознания и в то же время достаточно эмоционально заряжено. Рассказывая о способностях А. Гитлера, давших возможность интеллектуально и духовно весьма посредственному индивиду подчинить своему непосредственному влиянию сотни тысяч людей, Э. Фромм указывает на то, что он обладал действительно значимым для демагога даром – простотой своего слога. Он никогда не утруждал своих слушателей тонкостями моральных или интеллектуальных суждений. Он брал исключительно факты, которые могли подтвердить его высказывание, топорно лепил их один к одному, и при этом на выходе получал довольно убедительный текст, по крайней мере для аудитории, совершенно не отягощенной критической способностью своего разума.

Пример 2

Помимо этого, он был отличным актером и умел, к примеру, совершенно точно передавать интонацию и мимику совершенно разных типажей. Он досконально владел своим голосом и без труда вносил в свою речь модуляции, которые требовались для достижения необходимого эффекта.

Эффективность организационного лидерства

Стоит указать, что в последнее время замечается высокий рост интереса к феномену харизмы в контексте проблемы эффективности организационного лидерства. Харизма, по убеждениям некоторых деятелей науки, является одним из значимых и, более того, просто необходимых условий высокой эффективности организационного лидерства.

Так, например, один из авторитетных европейских специалистов в области психологии менеджмента М. Кэ де Ври полагает, что абсолютно все достигшие высоких руководящих должностей специалисты обладают потенциальной харизмой.

Также он отмечает, что есть ряд качеств, которые присущи, по его мнению, исключительно харизматическому организационному лидеру.

В первую очередь, по его словам, харизма подразумевает под собой полную решимость бросить вызов установленному порядку вещей. Харизматичные люди обязательно будут недовольны существующим положением дел.

Истинно харизматичные индивиды ни в коей мере не воспринимают сложившуюся ситуацию как нечто должное, они каждый раз задают вопрос: «Можно ли улучшить эту мышеловку? Сможем ли мы сделать это лучше?».

Задавая подобные вопросы, они развивают чувство дискомфорта в окружающих и побуждают их размышлять. Но харизматичные лидеры на этом не сдаются, они представляют различные варианты.

Жалобы могут вести общество не так долго: прежде, чем эти жалобы приведут к какому-либо действию, нужна какая-нибудь надежда на новое начало. И именно харизматичные люди дают такую надежду, формируя новый фокус, который точно выражает коллективное воображение.

Во вторую очередь такие харизматичные лидеры прекрасно знают символическую силу игры в Давида и Голиафа. Они мастерски драматизируют собственные рискованные действия, а также знают, как именно можно увеличить дозу адреналина, который при этом попадает в систему. Они прекрасно владеют и прочими способами манипулирования понятными символами.

То, что допустимо обозначить как «управление смыслом», имеет огромное значение в харизматичном руководстве. Лидеры могут формировать яркие образы, которые затем заставляют человека действовать, они отличные рассказчики, они способны что-либо объяснить с помощью неких церемоний, декораций и символов.

Помимо этого, они отлично владеют языком, могут применять улыбку, метафоры, иронию.

В третью очередь, харизматичные лидеры достаточно успешно выстраивают альянсы. Они знают, как дать индивиду почувствовать, что его глубоко ценят, выделяя отдельных личностей либо группы по каким-нибудь признакам. Своими действиями они обязательно проявляют сопереживание.

Кроме того, они представляют собой прекрасный «контейнер» для любых человеческих эмоций, окружающим людям с ними невероятно легко. Как бы сильно они не были заняты, они всегда создают впечатление, что располагают абсолютно всем временем в мире, если кто-то жаждет с ними пообщаться.

И всегда кажется, что они крайне внимательно слушают оппонента.

Компоненты харизматической роли лидера согласно М. Кэ де Ври

На основе своих исследований природы организационного лидерства и последующего анализа более ранних работ по этой проблематике М. Кэ де Ври смог предложить двухфакторную модель лидерства, которая включает в себя харизматическую и архитектурную базовые роли.

По этой модели в харизматической роли лидер всегда описывает лучшее будущее и этим воодушевляет своих подопечных. В архитектурной роли он обращается к тем вопросам, которые напрямую связаны со структурой компании и системами поощрения и контроля. Также, по мнению М. Кэ де Ври, истинные лидеры не способны существовать без одной из данных ролей.

Ни одной из них без наличия другой не будет довольно (хотя иногда одна из них по значимости может превосходить другую с оглядкой на конкретную ситуацию). В рамках описанной им модели, М.

Кэ де Ври выделяет три базисных функциональных компонента харизматической роли лидера в чисто организационном контексте: это формулировка и последующее объяснение видения, делегирование некоторых полномочий, воодушевление своих подчиненных на позитивную деятельность.

Как уже говорилось, формирование видения будущего и, соответственно, способность увлечь им весь персонал организации, в том числе и низший исполнительский уровень, и представляет собой одну из наиболее значимых функций лидера.

С помощью предпочтительного образа будущего лидеры предоставляют компании явный смысл, создают прочную связь между собой и прочими членами организации, создают прочное групповое единство, закладывают первые основы для коллективного воображения, которое, в свою очередь, объединяет индивидов и позволяет им мечтать.

Замечание 2

Отметим, что видение способно стать действительно мощным стимулом для единения, положительного взаимодействия, а также продвижения вперед только в том случае, если оно полно и точно отображает архетипическое содержание коллективного бессознательного. А это, в свою очередь, означает, что конкретно харизматические личности по-настоящему в значительной степени способные к его появлению и эффективному распространению между членами группы.

Главнейшим условием практической реализации воззрений М. Кэ де Ври абсолютно справедливо считает делегирование полномочий. При этом руководитель обязан для начала вовлечь значительное число персонала в процесс предвидения, чтобы каждый из них получил собственную долю будущего.

Затем ему необходимо распределить полномочия так, чтобы при этом в компании что-либо поменялось. Можно отметить, что по другому мнению харизма представляет собой скорее препятствие для делегирования полномочий.

Это напрямую связано с присущей подавляющему большинству харизматических индивидов убежденностью, что ни один человек не способен выполнить ту либо другую работу, связанную с непосредственным принятием решений правильнее, нежели они сами, а также с неготовностью последователей харизматических лидеров, искренне верящих в непогрешимое превосходство лидера, в полном объеме принять на себя ответственность и проявить при этом самостоятельность и инициативу.

Еще одним основным компонентом харизматической роли лидера, как уже указывалось, М. Кэ де Ври считает воодушевление подчиненных на реализацию видения. Во многом это связано с непосредственным управлением энергетикой группы.

Харизматичные лидеры могут направить агрессивную энергию не внутрь, а вовне (к примеру, на конкурентов) и аккумулировать энергию, которая связана с положительными эмоциями, внутри компании, чтобы создать положительный социально-психологический климат, полноценные партнерские взаимоотношения в коллективе и так далее.

Вывод

В общем, представления М. КЭ де Ври и прочих специалистов в области психологии менеджмента, имеющих похожие убеждения о харизме как обязательном условии эффективности организационного лидерства, во многом являются отсылкой к «теории черт», и представляются несколько преувеличенными.

Но, при этом, совершенно не вызывает сомнения тот факт, что личностная харизма считается одним из наиболее сильных субститутов (то есть усилителей) лидерства, причем, как касательно именно организационного, так и намного более широкого социально-психологического контекста, например, применительно к политическому лидерству, а также неформальному лидерству в относительно малых группах.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/psihologija-liderstva/harizma-i-liderstvo/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector