Ранняя профориентация дошкольников

Ранняя профориентация дошкольников.

Тема как бы не новая,с профессиями знакомят детей сколько себя помню всегда. Но мы решили развивать эту тему и работать более углубленно.

ФГОС дошкольного образования предусматривают ознакомление с трудом взрослых и ознакомление с окружающим миром, куда можно отнести данное направление работы, однако занимает микроскопически малое место, недостаточное для полноценной профориентационной работы.

Актуальность

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.

Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически.

А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях.

В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д.

Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника.

Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Возможность систематической работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста обусловлена следующими факторами:

— Родители воспитанников работают на различных предприятиях, а для детей этого возраста естественен интерес к работам родителей, желание стать такими, как папа и мама.

— Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к профессиям.

Об актуальности данной темы можно говорить много.

Педагоги нашего детского сада считают, что ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.

Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует раннему профессиональному самоопределению.

В совместной организованной и свободной деятельности с детьми дошкольного возраста,через игру и игровые приемы, возможно формирование знаний, развитие интереса к труду взрослых, что позволит ненавязчиво ориентировать воспитанников на будущую профессию.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/04/15/rannyaya-proforientatsiya-doshkolnikov

Доклад «Нетрадиционные формы работы по ранней профориентации в ДОУ»

«Нетрадиционные формы работы по ранней профориентации в ДОУ» Составитель: Варшавская Н.В.- воспитатель

МБДОУ №38 «Черёмушки», г.Междуреченск, Кемеровская обл.

Мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.

Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе.

Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе, в нашем городе.

В дошкольной образовательной организации задачу по формированию представлений о людях разных профессий целесообразно решать не только непосредственно в образова-тельной деятельности, но и вне неё. Ранняя профориентация будет эффективна при условии наличия выстроенной системы работы, разработанного перспективного плана, соответствующего методического и наглядного материала.

Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаётся за пределами понимания ребёнка. Поэтому деятельность педагогических работников по реализации задач ранней профориентации должна основываться на самых разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраиваться системно.

  • В настоящее время педагоги, находят новые формы работы по ознакомлению детей с миром профессий. Вот небольшой перечень нетрадиционных форм:
  • — Творческое моделирование и проектирование
  • — Разработка и составление алгоритмов
  • — Просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии
  • — Изготовление технологических карт
  • — Аукцион экономических идей
  • — Заседание бизнес-клуба «Маленький бизнесмен»
  • — Мультимедийные презентации
  • — Виртуальные экскурсии
  • — Создание мастерских «Спасательная служба», «Фермерское хозяйство»
  • — Проектная деятельность
  • — Изготовление лэпбуков
  • — Поздравление родителей с профессиональными праздниками
  • — Выпуск настенных газет, посвящённых профессиям
  • — Тематические недели
  • — Интерактивные игры
  • — Совместная трудовая деятельность (акции «Посади дерево», «Наша клумба»)
  • Создание электронных пособий-игр — это тоже новое, инновационное в системе работы по раннему профориентированию.
  • Так пришла идея создания интерактивной игры «Что нужно для профессии?»

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

Использование компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам.

Мультимедийные образовательные игры позволяют закреплять полученные в процессе занятий знания как индивидуально, так и в подгруппах.

В игре дети знакомятся с различными профессиями, их названиями, орудиями труда, необходимыми для работы. Учатся выбирать орудия труда , необходимые парикмахеру, учителю, строителю, врачу, шахтёру, повару, полицейскому, садовнику- озеленителю и продавцу.

Игра расширяет кругозор, словарный запас ребенка, развивает память, внимание. Эту игру можно использовать для занятий, как в группе детского сада, так и дома. Правила игры:  Ребенок должен правильно определить, что нужно для работы данной профессии.

Нажав курсором мышки на кнопку , расположенную рядом с правильным ответом, появится смайлик. А если ответ неправильный , картинка исчезнет.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Поэтому, одним из перспективных методов, наиболее эффективным и интересным для дошкольника, является метод проектной деятельности.

Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки.

Важное направление деятельности наших педагогических работников – работа с проектами.

 Совместная деятельность детей и взрослыхвключает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями.  В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения и представителями различных профессий. 

В нашем детском саду очень отзывчивые и трудолюбивые родители! Совместные трудовые мероприятия : «Заснеженный участок», «Зимняя сказка», акции «Аллея выпускников», «Посади дерево» помогают не только оказать помощь детскому саду, но и участвовать в совместной трудовой деятельности детей и родителей. Дети гордятся своими родителями, учатся видеть результат совместного труда.

Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых, видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности со взрослым, выполняя трудовые поручения и просьбы). Тогда в дальнейшем он сможет использовать полученные сведения в самостоятельной деятельности (сюжетно-ролевой игре), закрепить и расширить приобретенные знания.

Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь.

Значит, мы хотим, чтобы наши дети: — понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни; — уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда; — познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате; — были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо; — учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Читайте также:  Нервный дерматит: крапивница на нервной почве, аллергия и сыпь от стресса на коже, как лечить

Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания, а, значит, и трудового самоопределения.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых–это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации.

Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей.

Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/netraditcionnie_formi_raboti_po_rannej_proforient_155143.html

«Мы в профессии играем…»: опыт работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста

  • Михеева Светлана Владимировна,
  • старший воспитатель, педагог-психолог
  • ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1370»,
  • swetlanamikheeva37@yandex.ru
  • Каравайцева Людмила Анатольевна,
  • воспитатель
  • ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1370»,
  • fialka_1201@mail.ru
  • Малых Ирина Игоревна,
  • воспитатель по физической культуре
  • ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1370»,
  • malih23@mail.ru
  • Конобеева Ирина Викторовна,
  • учитель-дефектолог
  • ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1370»,
  • konobeeva1970@rambler.ru
  • Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых – неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.

В соответствии с целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ребенок на этапе завершения дошкольного образования «обладает установкой положительного отношения к разным видам труда».

Для этого методическая служба дошкольного отделения нашей образовательной организации выстраивает систему работы по ранней профориентации, призванной дать ребёнку-дошкольнику начальные и максимально разнообразные представления о профессиях, сформировать эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру и предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Педагогами дошкольного отделения нашей школы составлен план работы по профориентации старших дошкольников, в рамках которого была проведена тематическая неделя игры и игрушки «Фестиваль профессий» (Приложение 1). Используя разнообразные формы работы, воспитатели открывали детям мир профессий.

Для родителей были подготовлены информационные буклеты с рекомендациями по знакомству дошкольников с профессиями (Приложение 2, Приложение 3). Родители воспитанников рассказывали и показывали ребятам, чем они занимаются на работе, подчеркивая значимость своей профессиональной деятельности.

Так ребята познакомились с трудом учителя, парикмахера, военного, менеджера по полиграфии, с производством молока и молочных продуктов.

MIHEEVA_1

Фотография 1. Мастер-классы родителей

Многие семьи наших воспитанников приняли участие в мини-проекте «Профессии в нашей семье». Дети с помощью взрослых узнавали, кем работают их близкие, задумывались над своей будущей профессией и рассказывали об этом сверстникам.

  1. MIHEEVA_2-3
  2.  
  3. Фотографии 2–3. Профессии в нашей семье

Но кроме этого мы руководствовались правилом: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Ведь именно в ходе игры дошкольники пробуют отразить содержание деятельности представителей самых разных профессий. Исходя из данного правила итоговым мероприятием тематической недели «Фестиваль профессий» стала игра-путешествие «Мы в профессии играем».

  • Цель: обобщить представления старших дошкольников о людях разных профессий.
  • Задачи игры-путешествия:
  • 1. закрепить и расширить знания детей о разнообразных профессиях: космонавт, повар, строитель (архитектор, каменщик, кровельщик, штукатур – маляр, плотник), водитель, инспектор ГИБДД; о трудовых действиях представителей данных профессий;
  • 2. развивать у детей интерес к трудовой деятельности взрослых;
  • 3. воспитывать уважение к людям труда, желание выбрать профессию и стремление учиться;
  • 4. активизировать познавательную и творческую деятельность детей;

5. учить детей взаимодействовать в группе сверстников.

  1. Виды культурных практик: игровая, познавательная, двигательная, музыкальная, исследовательская, продуктивная.
  2. Формы работы с детьми:
  3. – творческие задания;
  4. – экспериментирование;
  5. – отгадывание загадок;
  6. – дидактические игры;
  7. – конструирование.
  8. Оборудование:
  9. – карта путешествия для каждой команды (маршрутный лист); маршрутный лист для педагога, сопровождающего каждую группу с указанием места расположения каждой станции;
  10. – картинки с изображениями людей строительных специальностей (штукатур, маляр, электрик, плотник); инструменты/картинки с изображениями инструментов (рубанок, отвертка, топор, кувалда, кусачки, валик, кисть, пила); два набора кубиков Никитина, схема для конструирования;
  11. – глобус, макет солнечной системы, воздушные шарики, трубочки для коктейля, стаканы с водой, целлофановые пакеты, зубочистки, салфетки, веера из бумаги;
  12. – картинки с изображением продуктов (бананы, киви, арбуз, малина, сок, морковь, брокколи, лук, тыква, петрушка, мед, хлеб, печенье, молоко, сыр, творог, яйца, орехи, курица, рыба, колбаса, лапша быстрого приготовления, чипсы, картофель фри, гамбургер, конфеты, мороженое, шоколадки, пирожные); колпаки и фартуки, разделочные доски, пластмассовые ножи, миска для салата, фрукты, йогурт;
  13. – набор дорожных знаков, развивающая игра-лото «Умный светофор», самокаты.
  14. Ход игры-путешествия

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Завершается неделя, в течение которой мы с вами говорили о людях разных профессий.

  • Да! Профессий много есть на свете
  • Профессии нужны, важны,
  • Но чтобы выбрать, знайте, дети,
  • Мы очень много знать должны!
  • А пока мы подрастаем,
  • Мы в профессии играем!

Сегодня мы собрались, чтобы отправится в путешествие, где каждый из вас сможет попробовать свои силы в некоторых профессиях. Для этого нам нужно объединиться в команды.

Дети вытаскивают их коробочки карточки с цифрами 1, 2, 3 и 4 и объединяются в группы в соответствии с цифрами. Каждой команде вручается маршрутный лист (Приложение 4) и команды расходятся по своим маршрутам в сопровождении педагога.

Станция № 1. Космическая лаборатория (Приложение 5)

Ведущая предложила отгадать детям загадки о космосе, рассказала о строении солнечной системы и профессии космонавта. Дошкольники вспомнили названия планет и провели опыты по исследованию свойств воздуха.

 

Фотография 4. Планеты Солнечной системы. Фотография 5. Опыт «Где спрятался воздух?»

 

Фотография 6. Опыт «Как увидеть воздух?». Фотография 7. Опыт «Движение воздуха»

По завершению опытно-исследовательской деятельности детям было предложено надуть воздушные шарики и взять их с собой.

Станция № 2. ВОДИТЕЛЬ. ИНСПЕКТОР ГИБДД (Приложение 6)

Дети заходят в спортивный зал, их встречает инспектор ГИБДД (ведущий этапа). С помощью загадки дети самостоятельно определили профессию, о которой пойдет речь на данной станции.  В дидактических играх «Дорожные знаки» и «Умный светофор» дошкольники повторили правила дорожного движения.

 

Фотография 8. Игра «Дорожные знаки». Фотография 9. Игра «Умный светофор»

Затем на практике при прохождении полосы препятствий на самокатах  ребята применили свои знания.

  1. Фотография 10. Полоса препятствий
  2. Фотография 11. Лучший водитель
  3. Станция № 3. СТРОИТЕЛЬНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ (Приложение 7)

После прохождения полосы препятствий, дети получают значок «Лучший водитель».

На станции дети узнали о том, что для строительства дома нужны люди разных строительных специальностей и много строительной техники. В дидактической игре «Бюро находок» дошкольники определяли принадлежность строительных инструментов соответствующей специальности.

Фотографии 12–13. Игра «Бюро находок»

Затем детям было предложено выполнить постройку в соответствии со схемой (см. Приложение 7).

Фотографии 14–15. Мы – строители!

  • Станция № 4. ПОВАР
  • На этой станции дети познакомились с профессией повара, узнали о продуктах: полезных и тех, которые могут навредить здоровью.
  • Фотография 16. Игра «Полезно – вредно»
  • Надев фартуки и головные уборы, ребята приготовили фруктовый салат.
  • Фотография 17
  • Фотографии 18–19. Готовим салат
  • После прохождения всех станций команды возвращаются в группу, где проводится дегустация фруктового салата.

Фотография 20. Приятного аппетита!

  1. Заключение: Вот и завершилось наше путешествие в страну профессий.
  2. Труд строителя всем нужен.
  3. Нужен нам и вкусный ужин.
  4. Доктор, чтобы всех лечил
  5. И учитель, чтоб учил.
  6. Летчик нужен, чтоб летать.
  7. Ну а ты кем хочешь стать?
  8. Дети высказывают свои пожелания.

– Сегодня вы попробовали себя в некоторых специальностях. А когда вы подрастете, выучитесь и выберите себе интересную и важную для общества профессию.

  • Фотография 21
  • Приложение к статье доступно по ссылке.
  • Cписок литературы:

6. Пасечникова Т.В. Сценарий профориентационного мероприятия: от идеи к проведению / Методическое пособие. Самара: Изд-во ЦПО, 2010.

Источник: http://slovo.mosmetod.ru/2017/07/04/mikheeva-s-v-karavajtseva-l-a-malykh-i-i-konobeeva-i-v-my-v-professii-igraem-opyt-raboty-po-rannej-proforientatsii-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta/

Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ

«Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ»

Главная цель ранней профориентации детей — это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении. В детском учреждении происходит, непосредственно, самоопределение ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит к этому. Таким образом, основной целью является постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Трудами таких исследователей, как Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.А. Люблинская и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Труд – не самоцель, а его значение – в воспитательном воздействии на личность ребенка. О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, Е. Гинзберг, Д. Сьюпер, Е.Н. Землянская, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов и др. Данные авторы уделяли внимание этапам формирования профессионального самоопределения, возможностям выбора предпочитаемых профессий детьми. В исследованиях В.И. Логиновой, Л.А. Мишариной, С.А. Козловой, А.Ш. Шахматовой и др. по проблеме ознакомления детей с профессиями взрослых раскрывается то, что детям доступна система элементарных представлений, базирующаяся на ключевом, стержневом понятии, вокруг которого и выстраивается информация. Самым сложным для дошкольника является осознание труда взрослых. Они легче выделяют его общественную значимость в деятельности тех людей, профессии которых им знакомы, чем само содержание профессиональной деятельности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми

Читайте также:  Тест на тревожность: диагностика, методика кондаша, шкала бека

По мнению А.Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими. В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности. Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется простоподражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними. В практике дошкольных учреждений накоплена определенная совокупность методов, способствующих формированию у детей представлений о профессиях взрослых. Сюда относится экскурсия, беседа, чтение детской художественной литературы, наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Большое количество своего времени дети проводят за игрой. Следовательно, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях взрослых.

Основным видом игры, где непосредственно осуществляется ознакомление детей с профессиями взрослых, является сюжетно-ролевая игра. Именно в старшей группе дошкольного образовательного учреждения разворачивается настоящая, содержательная и насыщенная сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира.

Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке.

Основная черта сюжетно-ролевой игры – это самостоятельность детей. Они сами выбирают тему игры, определяют линии сюжета, берут на себя роли, решают, где развернуть игру и т.д. При этом дети свободны в выборе средств для создания своего образа. Например, взяв в руки любую книгу и палочку «указку» он может стать учителем в школе. Такая игра фантазии и свобода в реализации замысла игры позволяет ребенку ощутить себя частью взрослого мира, вжиться в любую профессию, которые в реальной жизни ему еще не скоро будут доступны.

Содержание игры помогает осознать основные мотивы и цели профессиональной деятельности взрослых. Другая особенность сюжетно-ролевой игры в том, что она носит творческий характер. Творческие способности детей проявляются уже в том, что они создают замысел и разворачивают сюжет игры.

Творчество в данном виде игры выражается еще и тем, что дети изображают профессии взрослых с собственной точки зрения, то есть, как они видят его, но при этом она ограничивается игровыми правилами.

Сюжетно-ролевая игра является коллективной игрой, в процессе которой дети сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В старшем дошкольном возрасте, например, конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения. В подготовительной к школе группе ознакомление с трудом взрослых значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приемов. Задача педагога – вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующей их профессии. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают? Постепенно дети проникаются сознанием того, что люди, выполняющие на одном предприятии разную работу, участвуют в общем деле. В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, индивидуальные способности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства развития его личности, что и может явиться первой ступенью профориентации ребенка-дошкольника.

Поэтому знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребенка-дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе. Сюжетно-ролевая игра позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр. Игра — отражение жизни. В играх есть возможность воспитывать уважение к трудовому усилию, показать полезность результата труда для окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как игра и труд часто естественно объединяются. В правильно организованной игре есть возможность для формирования качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни: ответственность за порученное дело, планировать и согласовывать свои действия с партнерами, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра помогает формировать у детей привычку трудиться, дает радость творчества, радость созидания. Создавая своими руками необходимые для игры атрибуты, ребенок открывает и развивает свои способности, на этой основе рождается его увлеченность, иногда призвание, мечта. Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.

На основе сказанного выше следует, что сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать. Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощь, — все это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека.

 Польза сюжетно-ролевой игры заключается и в том, что она эмоционально насыщена. А если игровая деятельность доставляет радость и удовлетворение ребенку, то это является положительным стимулом для освоения чего-то нового или закрепления ранее приобретенного знания о профессиях. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых.

Конспект НОД в младшей группе на тему «Профессии».

Конспект занятия в старшей группе

«Все профессии важны, все профессии нужны»

Источник: http://ds_dunv.srtn.zabedu.ru/?page_id=465

Изучение ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста

«Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой»

 К.Д. Ушинский

В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его можно готовить уже с детского сада [1, с. 201].

Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве.

Читайте также:  Как избавиться от перфекционизма: перестать быть перфекционистом, лечение

Задача воспитателей и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.

В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с тех, которые они знают (с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день), заканчивая необычными профессиями современного мира. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

К сожалению, детские сады не уделяют этой теме такую важную роль и не проводят с детьми необходимых мероприятий. Поэтому ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически.

Главная проблема заключается в недостаточном внимании в дошкольном возрасте к профессиональной ориентации, тем самым уменьшая возможность ребенка узнать о профессиях современного мира и более осознанно сделать выбор.

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве.

Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.

Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Э.Ф. Зеер отмечал, что профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и культуре вообще. Сегодня существует несколько моделей профессионального самоопределения личности. Но в профессиональной ориентации наиболее известна периодизация Е. А. Климова [1, с. 276].

Е.А. Климов рассматривает профессиональное самоопределение в качестве одного из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его включения в профессиональное сообщество и более широко – в социальное сообщество.

Поэтому каждая стадия профессионального становления личности является уникальной и значимой. Психолог утверждает, что профессионального становления человека происходит в течение всей жизни.

Таким образом, профессиональное становление личности начинается со стадии первичной оптации (или стадии до профессионального развития), т.е. развития конкретно-наглядных представлений о мире профессий [2, с.116].

По мнению А.Н. Леонтьева, именно у детей старшего дошкольного возраста появляется способность оценивать деятельность другого человека, сравнивать себя с другими.

В данном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности.

Если в младшем дошкольном возрасте осуществляется просто подражание, имитация трудовым действиям взрослых, то уже в старшем дошкольном возрасте дети обладают знаниями об отдельных профессиях и всем тем, что связано с ними.

Понятие «профессиональная ориентация» рассматривалось учеными разных направлений научного познания. Большинство авторов анализируют его с точки зрения социальной направленности, где главным аспектом является вовлечение человека в профессиональную сферу.

Обобщение этих понятий можно представить, как некую систему. Так, например, К.М. Гуревичи Е.М. Борисова в целом определяют профессиональную ориентацию как:

комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодых людей в соответствии с их желаниями, склонностями, которые сформировались с учетом потребности их будущей профессии;

сознательный выбор человеком профессии, которая отвечает его интересам и предусматриваемой успешности, в итоге ознакомления со спецификой выбранной профессии.

Понятие «профессиональная ориентация» тесно связано с образованием и в частности c обучением, потому что в итоге обучения люди могут получить возможности воплотить свои первоначальные идеи, интересы, способности в выбранной профессиональной деятельности.

Ориентация на подготовку человека к будущему, на профессиональное развитие и самоопределение выступает, как обязательный фактор обеспечения опережающей функции образования, в отношении к производственной деятельности и ускоряющимся переменам ее технологии, формам организации.

Ранняя профориентация – это комплекс мероприятий психолого-педагогического характера, помогающий ребенку определиться в выборе будущей профессии в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями. По мнению ученых, к выбору будущей профессии нужно начинать готовить ребенка с дошкольного возраста.

Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет.

Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь [2, с.209].

В профессиональной ориентации детей используются разнообразные методы: информационные, просветительские, экскурсии на предприятия, просмотр фильмов и передач, встречи со специалистами, чтение лекций, профориентационные уроки и т.п. Но подробнее хотелось бы остановиться на так называемых методах про диагностики и морально-эмоциональной поддержки помощи.

Н.С. Пряжников классифицирует методы профориентационной работы следующим образом:

  • информационно-справочные (профессиональная реклама и агитация, встречи со специалистами про ориентационные уроки, учебные фильмы, средства массовой информации и ярмарки профессий);
  • профессиональной психодиагностики (закрытые и открытые беседы-интервью, опросники профессиональной мотивации, профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, сбор косвенной информации, психофизиологическое обследование, профессиональные пробы, игры и тренинги, моделирующие ситуации профессионального общения или нравственного выбора в процессе трудовой деятельности и наблюдение непосредственно в трудовой деятельности);
  • морально-эмоциональной поддержки (групп общения, тренинги общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, «пламенные» публичные выступления, игры с элементами психотренинга, успешные примеры самоопределения и праздники труда);

активизирующие опросники. Особенностью таких опросников является то, что происходит стимулирование клиента на размышления о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределение. Кроме того, возможно формирование у учащихся интереса к своим психологическим особенностям и их развитию.

помощь в конкретном выборе и принятии решения (последовательности действий, реализующих намеченную цель);

использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности (например, особенности общения или нравственного выбора), что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур [2, с.281].

Работа по ранней профориентации дошкольников должна осуществляться по средству совместной деятельности между педагогом, родителями и ребенком через систематическую, игровую, познавательную, продуктивную деятельности. Данный вид подхода направлен на развитие интереса у детей о разнообразии мира профессий.

При работе с детьми дошкольного возраста, необходимо учитывать их возрастные особенности.

Дошкольный возраст характеризуется выходом за пределы своих семейных отношений и установкой взаимосвязей с новым для человека взрослым миром.

Период, который проходит ребенок от момента своего рождения до вступления в школьную жизнь, является наиболее насыщенным по степени психического и физического развития. Именно на этом этапе происходит формирование всех необходимых качеств, которые делают его человеком.

Дошкольный возраст обеспечивает общее развитие ребенка, которое служит фундаментом для приобретения в будущем различных специальных познаний, а также навыков. Этот период способствует усвоению в дальнейшем различных областей деятельности.

Именно дошкольный возраст формирует свойства и качества психики маленького человека, которые являются отличительной чертой поведения, характера, а также отношения к окружающему миру.

Читать работу полностью (оригинал работы):

Изучение ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста

Источник: https://www.informio.ru/publications/id4419/Izuchenie-rannei-professionalnoi-orientacii-detei-doshkolnogo-vozrasta

Мдоау "детский сад № 9 "кораблик" — профориентация дошкольников

  •  Профориентация детей дошкольного возраста
  • «Воспитание должно развить в че­ловеке привычку и любовь к труду;
  •    оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни».

                                                                                            К. Д. Ушинский

Делимся опытом

«Теоретические основы трудовой деятельности детей дошкольного возраста».  просмотр 
«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».  просмотр
«Город мастеров» — развивающая среда» МДОАУ «Детский сад № 9». просмотр
«Формирование у детей представлений о социальной значимости труда взрослых в ходе экскурсий и творческих встреч с представителями различных профессий».  просмотр 
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны». просмотр

Материал для составления картотек и тематических альбомов

Детям о профессиях в стихах. просмотр
Картотека по развитию связной речи «Профессии». просмотр
Картотека сюжетно-ролевых игр в средней группе. просмотр
Картотека сюжетно-ролевых игр. просмотр
Профессии детского сада. просмотр
Составление описательного рассказа на тему «Профессии» по схеме. просмотр
Стихотворения. просмотр
Тематический словарь в картинках «Профессии». просмотр  1 — 2 — 3

Презентации

«Все работы хороши — выбирай на вкус». просмотр
«Кому, что нужно для профессии?» просмотр

Конспекты и сценарии

Образовательная деятельность в старшей группе   «Все профессии важны, все профессии нужны!»   просмотр 
Образовательная деятельность в подготовительной группе «Город мастеров».  просмотр 
«Все работы хороши или знакомство детей с профессиями». просмотр
«Знакомим детей с профессиями взрослого». просмотр
«Орудия труда. Профессии (обобщение)». просмотр
«Профессии детского сада». просмотр
«Ранняя профессиональная ориентация дошкольников». просмотр
  1. Мастер-класс
  2. Видео материал
  3. Инновационный опыт работы по ранней профориентации дошкольников.
  4. Развивающая предметно-пространственная среда, содержащая элементы профориентационной направленности для детей дошкольного возраста «Город мастеров».

Экскурсия в пожарно-спасательную часть № 24 г. Новотроицка.

Источник: http://mdou9-nov.ucoz.ru/index/proforientacija_doshkolnikov/0-119

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector