Синдром отличника или отличницы: у взрослых и детей, признаки, избавление

Синдром отличницы или отличника у многих в первую очередь ассоциируется с детьми, однако у взрослых он встречается не так редко, как можно было подумать.

Конечно, у разных людей это состояние выражено по-разному: кто-то не может уйти домой, не сделав задание начальника, а у кого-то оно превращается в буквальном смысле в образ жизни.

Все, начиная с внешнего вида и заканчивая положением в карьерной лестнице, должно соответствовать самым высоким оценкам, а любая ошибка или даже небольшая оплошность воспринимаются как полный провал. В этой статье мы поговорим о том, почему такой подход не всегда хорош и как от него избавиться.

Важный момент: мы не будем затрагивать такие темы, как профилактика такого состояния еще в детском возрасте и то, как не дать сформироваться синдрому отличника.

В центре нашего внимания – синдром отличника у взрослых и борьба с уже имеющимся состоянием. И еще одна ремарка. Некоторым свойственно считать, что понятие «синдром отличника» и «перфекционизм» полностью совпадают.

Мы не согласны с такой точкой зрения, подробнее об этом – в последней части материала.

Синдром отличника: описание и особенности

Говоря о таких состояниях, в большинстве случаев мы будем вести речь о синдроме отличницы (в нашем случае – у взрослых женщин). Он действительно чаще встречается у дам, хотя и мужчин порой не обходит.

В любом случае причины возникновения и методы борьбы, как правило, от пола не зависят. А начинается данный синдром обычно в детстве: в конце дошкольной – начале школьной поры.

В это время синдром отличника зачастую не воспринимается родителями как что-то плохое: прилежная девочка или прилежный мальчик стараются получать только пятерки. Что тут не так?

А то, что порой это излишнее стремление достигать исключительно превосходных результатов закрепляется и начинает проецироваться на взрослую жизнь. Для кого-то данное состояние ограничивается только работой (как логичным продолжением учебы), но некоторые распространяют его на все стороны жизни.

Например, дама с синдромом отличницы может полагать, что любовь супруга напрямую зависит от идеального порядка в доме, а благосклонность начальника автоматически следует за своевременным и прекрасным выполнением заданий.

Таких людей не устраивают никакие результаты, кроме идеального (из-за чего порой и встречается мнение, что синдром отличника идентичен перфекционизму).

Из-за подобного подхода человек неоправданно много времени, сил и нервов тратит на достижение отличного результата даже в тех сферах, где подобная активность в целом не целесообразна.

Из-за этого возникают трудности в отношениях с друзьями, близкими, коллегами, у человека остается меньше свободного времени, наблюдаются проблемы с достижением целей и т.д.

Некоторые обладатели синдрома отличника (как и некоторые перфекционисты) боятся браться за новые дела или ставить себе смелые цели, так как слишком опасаются не добиться идеального результата (а ничто другое результатом не признается).

Впрочем, нельзя сказать, что у этого состояния есть только недостатки. Изначально в нем лежит правильный посыл: делать работу максимально хорошо.

В зависимости от личных характеристик своего обладателя, этот синдром означает ответственность, дотошность, тщательность в выполнении задания, соблюдение дедлайнов и многие другие полезные в работе и личной жизни качества.

Поэтому от него не стоит полностью избавляться – важно взять его под контроль. Об этом мы расскажем чуть ниже.

Причины возникновения синдрома отличника

И хотя мы обещали в рамках данной статьи не говорить о детях, совсем обойтись без них все же не получится.

Дело в том, что закладывается это состояние именно в детстве, поэтому нам придется обратиться к нему, чтобы разобраться в возможных причинах возникновения синдрома отличника.

Зачастую синдром отличника – лишь следствие определенных проблем и/или установок, и бороться с таким следствием без работы над первопричиной если не бесполезно, то определенно менее эффективно.

Родительско-детские отношения

Надо отметить, что данное состояние может появиться из-за самых разных факторов, и большая часть из них (хотя не все) связаны с родительско-детскими отношениями и особенностями воспитания. Например, кто-то по тем или иным причинам считал, что родительская любовь зависит только от успеваемости, или старался отличными оценками привлечь внимание матери и отца.

Порой родители прямо заявляют чаду, принесшему плохие, по их мнению, оценки, что его не любят, что он плохой и т.д. При этом под плохими отметками могут подразумеваться не только двойки или тройки, но и четверки или даже пятерки с минусом. Ведь и сами родители могут считать, что любой невысший результат это не результат вовсе, и прививать данную систему оценок своему ребенку.

Порой к этому синдрому приводят физические (или нефизические) наказания за плохие, по мнению родителей, отметки (и здесь отметим, что при таком раскладе синдром отличника может быть еще не самым плохим «наследством» подобного воспитания).

Впрочем, невысказанные прямо, но все равно видимые ребенком разочарование или неудовольствие мамы или папы, бабушки или дедушки иногда действуют не хуже, чем произнесенные вслух упреки.

Кого-то слишком активно пугали последствиями плохих отметок или излишне преувеличивали важность отличной учебы, напрямую связывая ее с дальнейшей успешностью.

Подчеркнем, что практически для всех описанных выше случаев очень важны слова «слишком» или «очень», причем с учетом восприятия данного конкретного ребенка. Некоторым детям можно ежедневно читать лекции о том, как важно хорошо учиться, но они продолжат обучение в том режиме, в каком посчитают нужным.

Другие же под давлением родителей или иных факторов принимают систему, в которой только отличный результат считается результатом, все остальное – плохо. Стоит подчеркнуть, что порой формирование этого синдрома получается из лучших побуждений действительно заботливых родителей.

А иногда – из-за того, что они пытаются воплотить в детях то, чего не удалось им самим. Но это только часть возможных вариантов.

Особенности характера и мировосприятия

Как бы некоторым ни хотелось свалить все на родителей, некоторые причины возникновения синдрома отличницы или отличника связаны скорее с особенностями самого человека, и влияние матери, отца или других родственников было достаточно опосредованным.

В частности, для части подверженных синдрому отличницы или отличника еще в школе актуальным стал простой и понятный шаблон: «Я должен(-на) учиться на отлично, а раз я учусь на отлично, значит, у меня все в жизни будет прекрасно».

Такой ребенок воспринимает мир в черно-белом спектре, с четким разделением правильных и неправильных поступков, руководствуясь установкой, что за правильными поступками автоматически следует счастливая жизнь, за неправильными – наказания и проблемы.

В самом юном возрасте мир и должен восприниматься именно таким, однако с течением времени мы начинаем понимать, что черно-белая правильно-неправильная парадигма не всегда работает, поэтому большинство ее модифицируют, «разбавляя» полутонами и оттенками.

Другие же стараются вписать окружающую действительность в черно-белые рамки, и синдром отличника способен в этом помочь. Такой подход может сохраняться и во взрослой жизни, в первую очередь из-за его удобства и простоты: он отметает все неопределенности и т.д.

Еще одна причина возникновения синдрома отличника: низкая самооценка и/или желание доказать всем, что ты лучше всех.

В рамках школы таким доказательством могут быть прекрасные отметки, особенно если продемонстрировать одноклассникам, учителям или все тем же родителям свою «крутость» в других сферах не получается. Учеба способна стать тем спасительным коконом, за которым ребенок чувствует себя в безопасности.

И чтобы этот кокон оставался прочным, важно учиться только на отлично. Соответственно, во взрослой жизни таким же коконом становится работа, хобби и т.д., а подход к ним не изменяется: все должно быть только идеально.

Также под этим синдромом маскируется неумение принимать критику, работать над ошибками: ведь если работа и так прекрасна, то критиковать/исправлять будет просто нечего.

Впрочем, часто причина и следствие меняются местами или образуют замкнутый круг. «Отличники» не привыкли получать критику, так как в большинстве случаев делают работу даже слишком хорошо.

Из-за этого все критические высказывания (даже объективные) рассматриваются ими как нападки и/или как придирки.

Зачастую осознание истинной первопричины, а тем более работа над ее исправлением бывают довольно проблематичными, и без помощи специалиста справиться с этим могут не все. Поэтому если вы действительно хотите унять в себе безотчетное стремление только к отличным результатам, при необходимости не стесняйтесь обращаться к психологам.

Как взрослым избавиться от синдрома отличницы или отличника?

Прежде всего отметим, что во взрослом возрасте избавиться от подобного синдрома весьма сложно. Эта модель поведения с вами практически всю сознательную жизнь – просто так ее не изменить, но скорректировать ее, взять над ней контроль все же можно.

Как мы говорили, очень важно работать с первопричиной. Именно это мы бы и назвали первым шагом к тому, как избавиться от синдрома отличника, а точнее, взять даваемые им преимущества и минимизировать недостатки.

Кроме того, существует ряд универсальных советов, которые наверняка будут уместны вне зависимости от конкретной причины.

Прежде чем переходить к ним, сделаем одну ремарку. Если для вас синдром отличника распространяется не только на работу, но и на личную жизнь, именно в рамках последней мы и предлагаем ставить эксперименты. Как правило, в таком случае поле для них шире, а ущерб (здесь мы имеем в виду как возможный реальный ущерб, так и ваше внутреннее восприятие получаемых результатов) – гораздо ниже.

Добейтесь неотличного результата

Многие люди с выраженным синдромом отличника (а особенно отличницы) стараются делать все безупречно даже во вполне бытовых ситуациях – аккуратно разложенная одежда, строгий, подобающий дресс-код, натертая до блеска посуда. Если это про вас, начните избавляться от синдрома отличника с того, чтобы привнести в домашнюю жизнь элемент неправильности.

Например, не раскладывайте носки по парам и по цветам, пропустите одну уборку в квартире, накрасьте один глаз чуть не так, как второй. Вы увидите, что от этого абсолютно ничего не поменялось – не изменилось отношение людей к вам, не преобразилась суть вашей работы, распорядок дня и т.д.

Увеличивайте количество таких бытовых «неправильностей», переходя от совсем мелких к более крупным.

Научитесь снимать с себя ответственность

«Хочешь сделать хорошо – сделай это сам». В целом это прекрасный принцип, однако из-за него носители рассматриваемого синдрома не могут просто перепоручить кому-то задачу, а обязательно все перепроверяют и часто – переделывают.

Конечно, в некоторых случаях это действительно необходимо, например, если практикант помогает вам с важным отчетом для клиента, но не до конца разобрался в задаче. Однако наверняка в вашем списке перепорученных/делегированных дел есть такие, где реальной нужды в переделке нет – это вы хотите довести все до идеала.

Именно на таких задачах и стоит учиться снимать с себя ответственность, а точнее – перестать доделывать за другими их работу, чтобы она начала отвечать вашим слишком высоким стандартам. Не перемывайте посуду за мужем, не перевытирайте пыль за ребенком, не переделывайте неважную работу за подчиненными.

Этот способ не только сэкономит время, но и также привнесет в вашу жизнь кусочек чего-то, не столь идеального с вашей точки зрения. И опять же, вы воочию увидите, что мир от этого не рушится.

Разрешите себе ошибаться

Вы наверняка слышали такие фразы, как «Человек имеет право на ошибку», «Человеку свойственно ошибаться» и т.д. Тем не менее люди с синдромом отличника почему-то полагают, что их этого права и свойства лишили, и любая их ошибка воспринимается как катастрофа.

Доказать самому себе, что это не так, можно, например, начав учиться чему-то совершенно новому. В этом случае вы вряд ли сможете обойтись без ошибок и на практике убедитесь, что в них нет ничего страшного – это закономерный этап обучения.

Читайте также:  Страх успеха: как преодолеть, исследование феномена

Поэтому если вы всегда хотели заняться творчеством, получить второе высшее, научиться танцевать или овладеть каким-либо иностранным языком, исполните свое желание и заодно помогите себе избавиться от синдрома отличника.

Ведь иное отношение к ошибкам в новой выбранной вами сфере способно послужить глобальному переосмыслению своего отношения к ним. Также почаще вспоминайте одну из установок НЛП: «Нет ошибок, есть обратная связь».

Научитесь работать с критикой

Как уже говорилось, порой синдром отличника тесно связан с неумением должным образом принимать критику. «Я все делаю отлично – и точка» – если такой подход про вас, вам стоит поработать именно над умением принимать критику.

Это также позволит по-другому относиться к ошибкам и извлекать пользу из них и из советов того, кто их нашел, не превращая сам факт критики в катастрофу.

Конечно, как и избавление от синдрома отличника у взрослых, изменение отношения к критике наверняка потребует достаточного количества времени и усилий с вашей стороны, но результат, как правило, того стоит.

Ограничивайте время

Достижение идеального результата требует времени – большего, чем реально требуется для хорошего выполнения данной задачи. Помня об этом, ограничивайте собственные дедлайны (и не поддавайтесь искушению нарушить сроки – в этом может помочь закон Паркинсона).

Оставляйте столько, чтобы сделать работу хорошо и качественно, но не перебарщивая с идеалистичностью. Удачное выполнение нескольких таких хороших, но не идеальных работ на практике покажет вам, что далеко не все требуется делать «по высшему разряду», чтобы результат был вполне удовлетворительным.

(Напоминаем, что вначале стоит экспериментировать с не самыми приоритетными задачами – для данного совета это особенно важно.)

Расставляйте приоритеты

Определите для себя, какие конкретные цели на данный момент для вас приоритетнее: получить повышение или второе высшее образование, накопить на квартиру или на открытие собственного бизнеса, выучить иностранный язык и т.д.

Шлифуя до идеального состояния какую-либо работу, не относящуюся к вашим целям, почаще задавайте себе вопрос: не стоит ли остановиться прямо сейчас, чтобы сэкономленное время отвести на то, что для вас действительно важно? Подобная установка станет дополнительной мотивацией к тому, чтобы ограничивать время и делать работу хорошо, но не фанатично прекрасно.

Проследите за взаимосвязью

Жизнь – не всегда несправедливая штука, и часто нам очень не хочется над этим задумываться. Но порой взрослому человеку нужно снять упрощающие действительность розовые очки, чтобы избавиться от синдрома отличника.

Например, если вам кажется, что за прекрасным выполнением задач всегда следует благосклонность начальника, присмотритесь к себе и коллегам. Возможно, у вас перед глазами будут примеры того, как делающим работу хуже чаще дают премии или охотнее идут навстречу, при этом вас уже несколько раз обходили с повышением и т.д.

Впрочем, подобные примеры не обязательно должны быть депрессивными. В частности, друзья, вторая половинка и дети наверняка любят вас не за то, что ваша одежда всегда идеально выглажена, не так ли? Такая переоценка может стать дополнительной мотивацией к тому, что сбросить оковы синдрома отличника.

Однако хотим предупредить, что некоторым она дается весьма тяжело, ведь способна разрушить основы мировосприятия. Если вы не уверены в себе, не стоит проводить ее самостоятельно, а лучше делать это под «надзором» психолога.

Синдром отличника и перфекционизм. В чем различие?

Многие считают, что синдром отличника и перфекционизм это одно и то же. Во многом эти состояния действительно схожи, однако назвать их полностью идентичными нельзя из-за нескольких важных различий.

  • Перфекционист стремится к получению идеального результата, тогда как для подверженных синдрому отличника порой важнее признание – высокая оценка, похвала и т.д. Приведем пример из детства: контрольную по математике можно решить на 5, потому что вы отлично знаете материал, решили все задачи и безупречно оформили работу. Но есть и другой путь – списать у соседа. Человек с синдромом отличника может не чураться второго варианта, а для перфекциониста он не приемлем. Иными словами, перфекционисты фокусируются на самой работе, а люди с синдромом отличника – на результате и восприятии этого результата.
  • Подверженные синдрому отличника дети (а потом и взрослые) часто воспринимают задачу как соревнование, в котором они обязательно должны победить. При этом порой они не только придерживаются принципа «Все средства хороши» (см. выше), но и негативно относятся к «конкурентам». Перфекционист же большей степени думает именно о своей работе, а не о том, что у него есть коллега-соперник, которого нужно догнать и перегнать.

    При этом, конечно, излишний перфекционизм так же мешает жизни, как и синдром отличника. Подробнее об особенностях этого состояния, о том, что такое паралич перфекциониста и как с ним бороться, вы узнаете в нашем материале.

  • Источник: https://experimental-psychic.ru/sindrom-otlichnika/

    Чем грозит синдром(комплекс) отличника и почему он возникает?

    Илья Базенков

    Некоторые родители полагают, что детей,как сосуды, можно наполнить своиминесбывшимися мечтами и стремлениями.

    Майкл Николс(психолог)

    Синдром отличника или комплекс отличника замечается, как правило, у взрослых, а не у детей. Иногда его еще называют комплексом отличницы, т.к. у женщин он встречается чаще. Объяснение простое. Ребенок с комплексом отличника удобен для взрослых, т.к.

    всеми силами пытается соответствовать их требованиям, быть всегда хорошим. Но во взрослом возрасте комплекс отличника может серьезно осложнить жизнь.

     

    • Суть синдрома (комплекса) отличника не в том, чтобы все всегда делать на отлично, а в том, что основная потребность — это получать хорошие отметки от окружающих.
    • Один из часто встречающихся запросов к психологам: как избавиться от комплекса отличника?  
    • Как перестать хотеть быть для всех хорошим, чтобы получить хорошую оценку себя?

    Сначала разберемся почему он возникает. Как родители и другие взрослые создают у ребенка синдром отличника. 

    1. Необходимым условием избавления от синдрома отличника является осознание его причин.
    2. Так как же взрослые способствуют формированию этого синдрома?

    Ребенок пришел из школы.- Как дела в школе?- Я сегодня по истории четверку получил.- Как? Почему четверку, а не пятерку? Ты меня расстраиваешь. А вот Петя только пятерки получает.Ребенок наводил порядок у себя в комнате.- А почему эту книжку на полку не поставил? Я тобой недовольна.Подросток вымыл посуду, но вот беда – на одной тарелке осталось пятно.

    — Плохо! Вся посуда должна блестеть! Ты меня очень огорчил.

    А есть еще и другое. 

    Изо дня в день взрослые внушают ребенку, что он постоянно должен быть для всех хорошим, всегда идти навстречу другим, чтобы получить хорошую оценку себя. Так родители и другие взрослые способствуют формированию синдрома(комплекса) отличника у детей. Причем из самых благих намерений. Они ведь хотят, чтобы ребенок вырос успешным, хорошо справлялся со своими обязанностями, все делал хорошо и был не хуже, а то и лучше других.

    Исследования показывают, что предрасположенность к синдрому отличника может быть и врожденной, связанной с типом темперамента, индивидуальными психофизиологическими особенностями человека. 

    Но возникает он в детстве в результате общения взрослых (в первую очередь родителей) с детьми. И если в детстве и подростковом возрасте синдром отличника часто не замечается и даже приветствуется окружающими ребенка взрослыми, то в дальнейшем он приносит существенную дисгармонию в жизнь человека.  

    ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СИНДРОМА ОТЛИЧНИКА

    — повышенная чувствительность к критике, даже если она незначительная;

    — постоянные опасения неудачи, часто приводящие к отказу от какой-либо деятельности из-за страха не справиться;  — склонность часто сравнивать себя с окружающими, ревниво относиться когда хвалят не его, а другого;- неустойчивая самооценка, сильно зависящая от мнения окружающих;-  первая же неудача может послужить причиной депрессивного настроения и отказа от дальнейших попыток продолжать что-либо делать; — застревание на переживаниях своих неудач, даже незначительных; — постоянная потребность оправдывать ожидания окружающих.

    Разумеется, степень выраженности синдрома отличника бывает разной. В крайних патологических случаях он встречается не так уж и часто. Но даже выраженный умеренно все-равно осложняет жизнь, приводит к ограничению собственных возможностей и сложностям в отношениях.

     ТИПИЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИНДРОМА ОТЛИЧНИКА1. Часто повторяющаяся установка, что любовь необходимо заслужить хорошими поступками. И чем «более ты правильный», тем сильнее тебя будут любить. 2. Один или даже несколько близких взрослых патологических перфекционистов, стремящихся воспитать ребенка по своему образу и подобию.

    3. Частое и сильное порицание ребенка за ошибки и неудачи. Подталкивание его к чрезмерной самокритичности, к стилю мышления по принципу – «если бы поступил правильно, то все было бы хорошо», «если бы постарался, то все бы получилось», «если бы хорошенько подумал, то все сложилось бы по-другому».

    4. Слишком завышенные требования к ребенку. Родители ожидают от него «совершенства».

     Формирование комплекса отличника происходит в детстве, а проявляться чаще всего начинает в раннем подростковом возрасте.

    Иногда синдром отличника путают с умеренным перфекционизмом – стремлением к идеальному результату. Действительно, крайне выраженный перфекционизм и синдром отличника сосуществуют вместе.

     Но перфекционизм, естественно, не выраженный в патологической форме, может быть вполне нормальным – человек старается все сделать хорошо, добиться наилучшего результата. А «отличника» волнует не сам результат, а оценка, которую он получит, ему всегда по жизни необходима пятерка.

    И в результате происходит смещение цели с результата на оценку этого результата окружающими.

    Люди, страдающие комплексом отличника, часто превращаются в задерганного невротика, которому очень не комфортно жить. Он постоянно переживает по поводу неудач, как мнимых, так и реальных.

    Смысл его жизни — быть отличником, получать пятерки любой ценой, бороться за них. А если есть риск получить другую оценку, то он может и не взяться за выполнение чего-либо, отказаться из-за страха неудачи от реализации своих планов, идей и даже карьерных стремлений. 

    Да и окружающим с ним нелегко. Как жить и общаться с человеком, который болезненно реагирует на любую критику, вплоть до впадения в депрессию? А похвала в адрес других людей вызывает у него чувство ревности.

    Увы, погоня за результатами в учебе, выраженных не в знаниях, а в оценках; тщеславие родителей; настойчивость учителей в борьбе за успеваемость все это создает благодатную почву для выращивания синдрома отличника.

    Разумеется, далеко не все дети и подростки приобретают этот синдром, даже если окружение этому способствует. Многое зависит от врожденных свойств личности. 

    Ребенок с сильным типом высшей нервной деятельности более устойчив, подросток может сопротивляться через типичные подростковые реакции, да так, что окружающим взрослым «мало не покажется». 

    Но людей, страдающих комплексом отличника много. Даже в легкой форме он вносит дисгармонию в жизнь, как самого человека, так и его окружающих.

    В обществе существует устойчивый миф, что школьные отметки являются показателем интеллекта человека и его дальнейшей профессиональной успешности. НО ЭТО НЕ ТАК!

    Эти факты подтверждены сотнями исследований, проведенных в разных странах:1.Школьная успеваемость не является показателем дальнейшей успешности человека.2.Школьная успеваемость не является показателем интеллекта.

    Недавние исследования в Высшей школе экономики показали, что профессиональная успешность выпускников не зависит от их оценок во время учебы. См. статью на нашем сайте

     «Интеллект, успеваемость и профессиональная успешность.»Выше было сказано, что предрасположенность к синдрому(комплексу) отличника может быть врожденной. Но часто родители, сами страдающие от комплекса отличника, передают его детям через воспитание, проецирую собственные страхи получить негативную оценку за своего ребенка. В этом случае у родителей комплекс отличника проявляется в опасениях не выглядеть «идеальным родителем» в глазах окружающих, в первую очередь, учителей.

    Идет непрерывная борьба за успеваемость, где основное значение придается отметкам, а не собственно знаниям и интересам ребенка. Часто это касается не только школьных отметок, но и других сторон жизни. Главное — выглядеть соответствующим образом в глазах окружающих. 

    Читайте также:  Истерики ребенка после детского сада: советы психолога, не может расстаться с мамой, что делать

    А бороться с приобретенным комплексом отличника тяжело, вот и живут люди под этим бременем — повышенной чувствительностью к критическим замечаниям, обидчивостью, зависимостью от мнения окружающих, все время боящихся не получить «пятерку» (и из-за этого часто отказывающихся от каких-то своих намерений и желаний).

    Так стоит ли, уважаемые родители, требовать от ребенка, чтобы он всегда получал только пятерки? Всегда соответствовал во всем ожиданиям окружающих? А ведь иногда бывает, когда близкие взрослые из-за какого-то, по их мнению, неуспеха ребенка, начинают его «шантажировать» своим здоровьем.

    «Ах, у меня из-за твоих отметок сердце разбаливается», — говорит любящая мама или бабушка, даже не подозревая, что она этими словами формирует в ребенке.

    И, в конце концов, что для вас важнее? Здоровье и психическое благополучие ребенка, гармония в отношениях с ним или количество пятерок в дневнике, тем более, что не они определяют успешность человека.

    Часто родителям нравится синдром отличника, хотя они и не подозревают о его существование. Действительно, чего еще надо? Ребенок послушный, хорошо учится, искренне переживает, если у него что-то не получается.

    Мечта, а не ребенок! И невдомек взрослым, что самое важное для ребенка не результат его деятельности, а желание быть хорошим и «одобряемым». И формируется у него ощущение, что любят его только за «пятерки», а не его самого.

    Сделаешь ошибку – потеряешь любовь

    Появляется страх ошибиться, сделать неверный выбор. И закрепляется этот страх часто на всю жизнь вместе с неуверенностью в себе и опасениями «выглядеть не так», «сделать не так» и даже «подумать не так».

    В крайних случаях боязнь ошибиться может превратиться в настоящую фобию.В своей жизни человек с комплексом отличника испытывает чувство неуверенности, ему трудно строить открытые отношения с другими людьми, ему часто кажется, что он может оказаться хуже ожиданий окружающих.

    Человек, которому в детстве внушили, что его любят только за хорошие отметки, за послушание, за какие-то успехи и достижения, в дальнейшей жизни будет казаться, что он кому-то нужен только за то, что он соответствует ожиданиям окружающих.

    Отсюда заниженная или неустойчивая самооценка, ощущение, что его не любят и не ценят, не признают.

    Возникает неготовность потерпеть неудачу, боязнь трудностей и неуверенность в себе. 

    Как избавиться от комплекса отличника у ребенка?

    1. Хвалите ребенка не за отметки, а за результат.«Очень хорошо, что ты получил пятерку».«Очень хорошо, что ты справился с контрольной работой».Чувствуете разницу?2. Интересуйтесь не отметками в школе, а процессом учебы, что нового узнал, что было интересно или неинтересно, трудно или легко.

    3. Никогда не связывайте оценку результатов учебы(и не только учебы) с оценкой личности. 

    4. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не ставьте их ему в пример.

    5. Не осуждайте ребенка за какие-либо неудачи, лучше поддержите его.

    6.

    Если ребенок болезненно переживает из-за отметки, полученной в школе, или еще из-за чего-либо, что него не получилось, то можно постараться обесценить неудачу, показать ребенку, что это не имеет большого значения и, тем более, не влияет на ваше отношение к  нему. Например: «Подумаешь тройка по математике, ну и что?» Только не надо обесценивать усилий ребенка по достижению результата, здесь, наоборот, важно ему показывать, что он молодец, даже если не выполнил все на 5+.  

    Вы ведь любите своего ребенка не из-за его отметок или за то, что он послушный, аккуратный, вежливый, хорошо учится и т.п.?

    Как избавиться от комплекса отличника во взрослом возрасте?

    1. Осознать. что ваши некоторые чувства, эмоции и поступки вызваны не реальной ситуацией, а опасениями не понравиться окружающим, не оправдать их ожидания. Комплекс отличника как бы возвращает вас в детство, и вы боитесь не соответствовать требованиям родителей или учителей.

    2. Разобраться, а действительно ли окружающие вас люди ждут, что вы всегда будет действовать на «отлично»? Кстати, мы часто склонны приписывать другим то, чего они на самом деле не думают.

    3. Разрешить себе право на ошибки и на то, чтобы не быть всегда идеальным человеком во всем и всегда. 

    4. Осознавать, когда вами управляет синдром отличника, а когда ваши действия и эмоции от него не зависят. Другими словами. поставить свой комплекс отличника под контроль сознания.

    5. Перестать ожидать постоянного одобрения вас окружающими людьми, сравнивать себя с другими. На самом деле это не вы, а тот самый ребенок, у которого сформировалось чувство, что его любят только тогда, когда он делает все на отлично, должен быть лучше всех. 

    6.

    Захотеть, чтобы комплекс отличника перестал вами управлять. Начать с ним бороться, действовать.

    Самое трудное в избавлении от комплекса отличника — это разрешить себе не всегда оправдывать ожидания окружающих.

    Кстати, эти ожидания мы часто сами и выдумываем. Человек с синдром отличника приписывает окружающим что-то, чего они якобы от него ожидают. Он считает, что если делать всегда хорошее окружающим, то и они будут отвечать ему тем же. Вот только в жизни так бывает далеко не всегда.

    Да и почему другие люди должны оправдывать ваши ожидания? Откуда растут ноги этого убеждения? Не из нашего ли детства, когда нам внушали, что надо всегда быть хорошим, причем для всех? 

    Человек с синдром отличника часто не может начать делать что-то новое или закончить начатое. Причина простая.

    Ему нужна пятерка, т.е. надо добиваться идеала. А идеал то далеко и не всегда достижим, по крайней мере, в его воображении. А рядом люди, которые с точки зрения «отличника» халтурят, но при этом чувствуют себя уверенно и добиваются успеха.

    Какое чувство возникает у «отличника»? Правильно, чаще всего обида и ощущение несправедливости. 

    А жизнь далеко не всегда справедлива, особенно, с точки зрения «отличников».

     Решите, что для вас важнее: всегда добиваться результата даже во вред себе или собственные интересы.Научитесь расставлять приоритеты, где на первом месте будут ваши личные интересы.

     Добавьте в ваши действия побольше эгоизма. Без его умеренного количества жизнь не очень привлекательна, как и пища без соли.

    Всем нравиться невозможно, да и зачем?    Подумайте, как вы можете использовать свой синдром отличника, чтобы он вам не только мешал жить, но иногда помогал достигать своих целей. Именно своих, а не чужих! Он может помочь что-то сделать лучше других.

    Но только это надо делать для себя, для реализации своих целей, а не чтобы заслужить одобрение окружающих, которые  скорее всего этого не оценят. Кстати, многих людей раздражает излишний перфекционизм. особенно когда его навязывают, демонстрируют.

    Человек с синдромом отличника часто может раздражать окружающих, т.к. предъявляет повышенные требования и к окружающим. А кому это нравится?

     Если синдром отличника контролировать, то он вполне способен не только портить жизнь, но и в чем-то помогать.

    Вот только полной свободы ему давать нельзя.

    Источник: https://psylife.org/13-chem-grozit-sindromkompleks-otlichnika-i-pochemu-on-voznikaet.html

    Как избавиться от синдрома отличника взрослому человеку: простые советы

    13.02.2018

    Доброго времени суток, уважаемые читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет комплекс отличника. Вам станет известно, по каким причинам он возникает, и как этому противостоять. Вы узнаете, каких последствий можно ожидать при запущенном состоянии в детском возрасте.

    Что собой представляет

    Синдром отличника являет собой стремление быть самым лучшим, с обязательным присутствием похвалы.

    Чаще всего наблюдается у лиц женского пола, которые отлично учились в школе, участвовали в конкурсах или соревнованиях.

    Что касается мужчин, то такой синдром чаще всего развивается на подсознательном уровне, и продиктован мнением, что он будет достоин любви и похвалы только тогда, когда сможет со всем идеально справиться.

    Основные проявления

    Критика нередко приводит к развитию депрессии

    1. Такой человек будет сильно расстраиваться, если не успевает справиться с элементарной задачей.
    2. Характерна излишняя ответственность.

      Такие люди хватаются одновременно за выполнение нескольких заданий, например, приготовление еды, ведение хозяйства, постоянное наблюдение за ребенком.

    3. Чтоб не чувствовать себя угнетенным, им нужно выполнять все максимально хорошо.
    4. Зависимость от мнения людей вокруг. Потребность в их одобрении своих поступков.

    5. Отсутствие возможности воспринимать себя таким, какой есть, и ценить за это.
    6. Отсутствие умения проигрывать с честью. Острое реагирование на такие ситуации.
    7. Неспособность смеяться над собой, радоваться жизни.

    8. Критика воспринимается очень остро, моментально опускает самооценку, нередки случаи возникновения депрессии.
    9. Страх совершить рисковое дело. Гораздо проще, жить по привычному для него порядку, боязнь сменить работу, начать что-то новое.

    Возможные причины

    Первопричины родом из детства

    Прежде чем думать, над тем, как избавиться от синдрома, необходимо знать, какие факторы повлияли на его формирование. Важно понимать, что большинство из них появляется, как последствие пережитого в детстве. Давайте рассмотрим часто встречающиеся причины.

    1. Неправильное воспитание из-за незнания детской психологии.
    2. Похвала без надобности.
    3. Родители могут приводить в пример соседского ребенка, указывая своему на его недостатки и отставание по сравнению с ним. Тем самым вызовут желание становиться все лучше.
    4. Взрослые не хвалят за достижения, они только ругают за провалы. Ровесники дразнятся, начинают злорадствовать.
    5. Родители сами решают, с кем лучше дружить, подбирают круг общения, состоящий только из успешных детей.

    Последствия во взрослом возрасте

    Синдром отличника у взрослых, появившийся в детстве, может вызвать серьезные проблемы уже во взрослой жизни. Давайте рассмотрим, что именно может произойти.

    1. На рабочем месте. Такому человеку будет очень тяжело видеть рядом с собой более успешных людей. Он будет изо всех сил стараться заслужить одобрение своего начальника. Ради этого он перестанет спать, отдыхать — все ради «красного словца». А когда это случится и его начнут превозносить над сотрудниками, то коллеги будут остро реагировать, станут обсуждать за спиной и, мягко говоря, ненавидеть. Такие люди чаще всего способны выполнять однообразную работу по заданному алгоритму, а не креативные и творческие задания.
    2. На личном поприще. В этом вопросе синдром особенно остро проявляется у женщин. Девушка будет стараться стать идеальной, захочет научиться готовить лучше мамы парня, будет вымывать квартиру по нескольку раз на день, чтоб любимый увидел, какая она хозяйка. Но, когда молодой человек все это воспринимает, как должное, не хвалит девушку, то неизбежен скандал. Ведь, она так старалась, все для того, чтоб он выразил свое восхищение. Естественно, что далеко не каждый парень станет терпеть такое отношение к своей персоне, и чаще всего просто разорвет напряженные отношения, а девушка останется одна со своим синдромом.
    3. Воспитание малышей. Такие родители крайне требовательно относятся к своим отпрыскам. Они хотят, чтоб их ребенок был идеальным, самым умным, сильным и красивым. Папа или мама с синдромом записывают ребенка сразу на несколько кружков, на занятия по изучению языка, в спортивные секции, ведь малыш должен во всем преуспевать. Родители крайне остро реагируют на плохую успеваемость отпрыска, и совершенно не прислушиваются ко мнению ребенка, если тот не хочет посещать тот или иной кружок. Из-за своего тотального контроля и постоянной занятости в работе, ведь там нужно быть лучше всех, они совершенно не уделяют время общению с малышом, не интересуются его переживаниями и страхами, не оказывают поддержку. Дети, имеющие крепкую психику, когда становятся старше – устраивают серьезные акции протеста, начинают делать все наперекор, что порой приводит к самым страшным последствиям и серьезным проявлениям. Ребята со слабой психикой просто начнут подражать воле родителей, со временем сами приобретут данный синдром.
    4. Взаимоотношения в обществе. Им крайне сложно создавать круг общения, находить друзей. Ведь, их сущность постоянно конкурировать с сильными, стараясь их превзойти, и критиковать слабых, показывая свое превосходство. Поэтому друзья у таких людей не задерживаются. А новые знакомства считаются успешными в основном в случаях, когда другом становится действительно слабый человек, который полностью согласен с этим определением.

    Способы избавления

    Общение с семьей и проявление взаимной любви может помочь справиться с синдромом отличника

    В этом вопросе на помощь может прийти психология, профессиональная консультация со специалистом или вы попробуйте справиться своими силами. Действенными могут оказаться следующие методы.

    1. Нужно разделять дела по мере их важности. В первую очередь, делать то, что необходимо срочно выполнить. Если не успеть, например, помыть пол на кухне, это не станет концом света.
    2. Очень важно выделять время на отдых. Большое значение отыгрывает полноценный сон и питание.
    3. Стараться становиться перед зеркалом и хвалить себя за свои достоинства. Но не за победы, которые достались тяжелым трудом.
    4. Ввести семейные правила, обязующие ежедневное обнимание и похвалу без учета каких-нибудь достижений. Очень важно донести до человека с данным синдромом то, что он и так лучший, его сильно любят.
    5. Можно попробовать дать волю экстриму. Отправиться на аттракционы или в веревочный парк.
    6. Нужно заняться новым делом. Определиться с хобби. Будьте готовы к определенным неудачам. Ведь все мы люди и этого не избежать. Важно переждать этот момент и понять, что нет ничего страшного в совершении ошибок и отсутствии превосходства над другими людьми.
    7. Обратить внимание на творческое саморазвитие. Особенно это касается рисования. Благодаря творчеству сможете расслабиться, начнете проявлять свои эмоции при помощи кисти.
    8. Не бояться совершать ошибки, пробовать идти против правил.
    9. Если вы видите, что «отличник» начинает тревожиться, сильно переживает, то в такие минуты необходимо его поддержать.
    10. Пробовать полностью измениться внешне. Это могут быть изменения в прическе, в цвете волос у женщин, в модной одежде.
    11. Общение с психологом. Специалист объяснит, что более важно, как планировать свой день, расставлять приоритеты. Расскажет, насколько человек с синдромом усугубляет свою жизнь, осложняя ее. Доктор научит, как избавляться от страха общения с окружающими. На сеансы можно ходить, как индивидуально, так и с семьей.

    Теперь вы знаете, что никто не застрахован получить синдром отличницы или отличника. Вы должны понимать, что взрослой жизни предшествовало подобное поведение в детском возрасте. Если у вас самих маленький ребенок, сделайте все, чтоб не допустить развитие подобного комплекса.

    Как избавиться от синдрома отличника взрослому человеку: простые советы Ссылка на основную публикацию

    Источник: https://psycho4you.ru/lichnost/harakter/sindrom-otlichnika-u-vzroslyh

    Синдром отличника

    Что это такое

    Известно, что чаще дети, недостаточно упорно учащиеся в школах во взрослом бытие оказываются более успешными и смышлёными нежели отличники. В этом и состоит парадокс.

    Ведь разве плохо стремиться быть первым, желать всегда завоёвывать успех и везде побеждать? В подобной целеустремлённости не содержится отрицательного компонента, но лишь пока она не выходит граничные рамки.

    Когда достижение успеха и побед становится самоцелью, человек автоматически оказывается в зависимости от отношения к нему социума. Он начинает более болезненно переносить дефицит внимания или критическую оценку.

    Синдром отличника психология этого явления заключается не в стремлении неизменно всё делать идеально, а в потребности заработать похвалу окружающих и их одобрение.

    Его часто ошибочно принимают за взрослый перфекционизм вследствие неспособности человека принять неидеальность собственных достижений, итогов деятельности, что приносит ему страдания.

    Однако перфекционисту необходим совершенный результат, а людям, имеющим комплекс отличника, значимее одобрение окружения.

    Название описываемого синдрома обусловлено возрастом его зарождения – проявления синдрома отличника обнаруживаются уже в начальной школе после того, как ведущей деятельностью, в которой кроха может самореализоваться, становится учёба.

    Ребёнок стремится при помощи хороших отметок к самовыражению и получению похвалы взрослых.

    Поэтому и среди юных фемин данный синдром чаще встречается, поскольку им характерна направленность на оценку извне в комплексе с усидчивостью, податливостью, эмоциональностью, опрятностью.

    Причины возникновения синдрома отличника

    Истоки зарождения описываемого нарушения берут собственное начало с детского возрастного периода. Поэтому во взрослом состоянии определить, что же послужило катализатором синдрома отличника довольно сложно.

    • Чаще всего синдром отличника у ребёнка возникает из-за психологических травм, которые порождает:
    • – безразличие взрослых;
    • – непрерывные ссоры с родителями;
    • – неполная семья;
    • – чувство одиночества;
    • – неуверенность;
    • – родительская похвала исключительно за пятёрки либо укоры родителей за плохие отметки;
    • – низкая самооценка;
    • – выделение учителем лишь отличников, игнорирование им успехов остальных учеников;
    • – отношение школьников к отличным оценкам.

    Со временем перечисленные причины способны кардинальным образом трансформировать человеческую личность. Данное отклонение особенно опасно возникновением эмоционального перенапряжения либо психического истощения.

    Люди, оказавшиеся в таком состоянии, лишаются способности адаптации к поражениям, умению преодолевать обычные будничные трудности.

    Они превращаются в замкнутых, всем недовольных брюзг, становятся неуверенными, что нередко порождает депрессивные настрои.

    Ребёнок, страдающий в школе описываемым синдромом, став взрослой личностью, получает множество психопатологий и иных проблем. Поскольку он не может адекватно влиться во взрослую жизнь. Нормальной адаптации во взрослую среду у него не происходит.

    Зато появляется множество физиологических проблем, поскольку постоянная завышенная нагрузка продуцирует хроническую усталость.

    Ведь отдыхать такой личности некогда, он пребывает в постоянном режиме самосовершенствования: посещает какие-то лекции, симпозиумы, семинары, занимается самообучением, что приводит к обратному эффекту вследствие высокой загруженности.

    При этом у взрослых лиц не всегда синдром отличника укоренился на детском возрастном этапе.

    Нередко породить его может вереница последовательных невезений, вследствие которых, человек убеждает себя, что в этом он полностью виноват, поскольку если бы он больше работал, занимался отношениями, лучше учился, то достиг бы идеальных результатов. Подобные мысли постепенно закрепляют в человеческом мозге установку, что любая неудача вызвана собственным несовершенством.

    Синдром отличника у мужчины чаще формируется на ярусе подсознания, поскольку спровоцирован мнением, что если он будет идеально со всем справляться, то станет достойным одобрения и любви.

    Помимо того исследования доказали, что склонность к зарождению рассматриваемого синдрома бывает врождённой, обусловленной типом темперамента и индивидуальными психофизиологическими специфическими чертами индивида.

    Диагностика синдрома отличника

    Обнаруживается синдром отличника у детей в глубоких переживаниях из-за получения любой отметки ниже отличной. Дети, страдающие рассматриваемым отклонением, легко жертвуют развлечениями, свободным досугом, общением с одногодками ради обретения первенства в учебной деятельности.

    Так как ведущей мотивацией в новом виде деятельности для малыша с данным синдромом становится не получение знаний, а достижение любыми усилиями отличной отметки, одобрения учителей, похвалы родителей, то это приводит к зависимости крохи от отношения окружения, от их суждений. Также подобное отношение к отметкам, получаемым на уроках, порождает нестабильность самооценки: она растёт при похвале и резко снижается при стороннем неодобрении.

    Помимо того проявлением комплекса отличника можно считать и болезненную ревность, возникающую при похвале других детей.

    1. Синдром отличника у взрослых чаще проявляется комплексом признаков:
    2. – ощущения вины за гипотетический неуспех;
    3. – сильным чувством ответственности;
    4. – завышенными ожиданиями;
    5. – неумением расставить акценты, попытками стать успешным во всём;
    6. – неумением проигрывать.

    Для постановки верного диагноза, рассматриваемый синдром следует дифференцировать от стремления к самореализации либо от перфекционизма. Дифдиагностика, в первый черёд, подразумевает сбор анамнеза, который позволит увидеть полноту клинической картины.

    Человек, имеющий данное нарушение, всегда будет сконцентрирован на внешнем аспекте деятельности, непосредственно результате и его признании, заработанных оценках, похвалах или вознаграждениях, на победе над соперниками. А перфекционисты сосредотачиваются именно на качественных характеристиках выполняемой работы, на самой деятельности.

    При проведении комплексного диагностирования применяются такие методы, как беседа и использование опросников.

    Беседа заключается в проведении опроса, который помогает выяснить все тонкости и специфики симптомов, беспокоящих пациента. Поскольку «отличник», обрисовывая собственный настрой, будет рассказывать о появлении чувства подавленности и напряжения после совершения ошибок, присутствии страха неуспеха и воодушевления вследствие реализации намеченного.

    Опросники подразумевают определённый подбор тестов, позволяющих исследовать самооценку «отличника», его взаимоотношения в детстве со значимыми взрослыми лицами (учителями, родителями).

    Также применяются проективные методики, заключающиеся в изображении собственной семьи, своих страхов, себя. После чего рисунок интерпретируется психологом. Это позволяет обнаружить страхи, потребности, ожидания, спрятанные в глубине подсознания.

    Как избавиться от синдрома отличника

    Многие считают, что синдром отличника это благо. Ведь разве плохо, когда человек стремится к успеху? Конечно, нет, когда это не превращается в навязчивость. Люди, страдающие анализируемым нарушением, одобрения не получают именно от себя. Они его всегда ждут от окружения.

    Например, повзрослев так называемые «отличники» приводят домой свою избранницу и ждут одобрения семьи, пребывая в страхе, что она им не понравится. У таких лиц всё бытие становится сплошным экзаменом. Но ведь жизнь человека не является ежедневным испытанием.

    А потому каждый должен проживать её в соответствии со своими желаниями, а не идти на поводу родительских ожиданий. Именно поэтому следует освободиться от данного расстройства.

    Итак, синдром отличника, как избавиться?

    В первый черёд следует освободиться от страха неудачи. Многих людей с синдромом отличника терзает опасение того, что их действия обязательно приведут к промаху или провалу. Однако такие мысли ошибочны. Необходимо осознать, что любые действия являются, прежде всего опытом, помогающим обрести человеку себя, что способствует развитию.

    Не существует идеальных людей. А образ, засевший в мозге с детства – лишь иллюзорное представление, ошибка. Не нужно бояться экспериментировать, пробовать, действовать. Ведь именно в этом и заключается жизнь.

    Лучшим способом избавиться от рассматриваемого синдрома является умение слышать собственное сердце. В детстве «отличник» слушал родителей, во взрослом состоянии пора ему научиться прислушиваться к себе.

    Это не подразумевает забыть о близких или не прислушиваться к их мнению. Это значит, что окончательное решение должно приниматься самостоятельно. Не нужно превращаться в заложника чужих надуманных правил.

    При синдроме отличника, прежде всего, страдает самооценка. Поэтому дабы освободиться от него, необходимо повысить самооценку, то есть научиться уважать собственные жизненные приоритеты, ценностные ориентиры и следовать им.

    Также надобно понять, что здраво лишь то, что в меру. А потому следует под себя подстраивать ситуацию. Порой рассматриваемый синдром может помочь его носителю, поэтому нужно научиться адекватно анализировать и оценивать любую ситуацию бытия.

    Главной проблемой людей с синдромом отличника является отождествления себя с плодами своей деятельности. Они забывают, что достижение либо неуспех – это лишь незначительная часть их жизненного пути. В преодолении рассматриваемого комплекса важно трансформировать собственные установки.

    Ещё одним действующим средством является безделье. У всех лиц с синдромом отличника наблюдаются излишне завышенные требования к собственной личности. Помимо того они убеждены, что и окружение также ожидает от них высоких результатов.

    Отличника приучить чередовать деятельность и отдых довольно сложно. Поэтому не следует ожидать моментальных результатов. Нужно начинать с минимума.

    Например, позволить себе хотя бы 5 минут придаться сознательному безделью, но при этом, наблюдая за коллегами: смотрят ли они с осуждением или даже не замечают, что рядом сотрудник отдыхает.

    Делать перерывы в деятельности это нормально. Более того отдых способствует продуктивности труда.

    Нужно ввести правило еженедельно совершать нечто экстраординарное, дабы высвободить настоящие эмоции. А услышав критику собственных действий, следует помнить, что данная отрицательная оценка поступка является лишь суждением отдельного индивида.

    Негативные отзывы со стороны необходимо анализировать на предмет их объективности и полезности. Нельзя воспринимать критику в качестве попытки оскорбить либо унизить. Подобное неправильное отношение является следствием описываемого синдрома.

    Источник: https://psihomed.com/sindrom-otlichnika/

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector