Страх успеха: как преодолеть, исследование феномена

Чарльз Энел, автор нашумевшего в своё время бестселлера «Мастер-ключ», всю жизнь утверждал: «Наши страхи – это то, что громко блокирует тихий голос нашей интуиции».

  • Причины
  • Как проявляется
  • Чем опасен страх успеха
  • Как преодолеть

Научиться отличать то, что нам подсказывает интуиция от того, что навязывает страх – это путь к успеху. Страх успеха – тормоз и спица в колёсах любых начинаний.

Причины ↑

Возможно, долгие годы кто-то упорно шёл к своей цели, был полностью сконцентрирован на её достижении. Все силы: физические, психические, духовные были брошены на алтарь победы.

И где-то за ближайшим поворотом уже слышится торжественный звук фанфар… Но человек внезапно останавливается перед этим поворотом. Пройдя тысячи миль дорог, он не решается сделать последний шаг на пути к своей мечте.

В человека вдруг вселяется панический страх – враг любых поступательных движений вперёд. Вплотную приблизившись к цели, к которой так трудно шёл, отважный рулевой может положить корабль своей мечты в дрейф, или дать «полный назад».

Что же его останавливает? Тормозом к преодолению последней вершины становится страх! Страх успеха.

Успех – это что-то новое, то, чего ещё не случалось. Человек, совершая своё восхождение к успеху, не предугадал заранее, что завершающий шаг выведет его на принципиально-новый уровень жизни. Человек устроен таким образом, что его пугает всё новое.

Внезапная волна страха окатывает с ног до головы: старая привычная жизнь отныне развалится, как карточный домик. А новая – это уравнение с кучей неизвестных.

Страх успеха – страх перед неизвестной новой жизнью. Мы привыкли жить в зоне комфорта, и трудно за это кого-то осуждать. Наш дом-наша крепость. Наша зона комфорта – мирок, в котором нам уютно и безопасно. И никакие жизненные штормы не добираются до нашей тихой гавани.

Как проявляется ↑

1.  Страх выйти из зоны комфорта

Границы этой зоны разные: от очень тесных до довольно просторных. Но в этих границах человек существует и совершает привычные действия, похожие на ритуалы:

  • чашка кофе с сигаретой по утрам;
  • привычный маршрут;
  • привычный круг общения;
  • привычные обязанности.

Иной раз он даже расширяет эти границы. Но выйти за их пределы – страшно. Ведь придётся перестраивать весь свой жизненный уклад:

  • придётся пересмотреть свои привычки;
  • выполнять новые обязанности;
  • соответствовать новым требованиям;
  • входить в отношения с новыми людьми.

Сознательно человек хочет этого, но подсознание, в котором хранятся все наши тайные страхи, нашёптывает обратное.

И вот человек стоит перед последней ступенькой к своей вершине в страхе занести ногу. И очень часто он не делает этот последний шаг, не одолевает последнюю ступеньку.

2.  Страх, добившись цели, потерять смысл

Цель, дороге к которой он посвятил не один год жизни, отдавал много усилий, испытывал взлёты и падения, становится для человека смыслом жизни. Путь к этой цели делает жизнь наполненной, яркой, полной яростных эмоций и борьбы. Ведь далеко не всегда важна сама цель, сколько ощущения по пути к ней.

Внезапно человек начинает это понимать и испытывает странное чувство опустошения: цель рядом, а внутри – пустота… Страшно заглянуть в неё: что дальше? К чему стремиться теперь? Цель достигнута, значит, из жизни ушёл смысл.

Ведь именно цель заставляла человека двигаться вперёд, преодолевать преграды, преодолевать самого себя.

Страх перед возможным разочарованием и потерей смысла в жизни может остановить человека перед последним рывком.

Он не может заглянуть вдаль и понять: вся наша жизнь – это путешествие от одной цели к другой. Добился цели, переходи к следующей. Наш путь – путь преодоления.

3.  Страх потерять привычный круг общения

Так уж устроено, что с переходом на качественно новый виток жизненного пространства, за бортом вашего ковчега остаются друзья и близкие:

  1. Старое привычное окружение перестаёт соответствовать новому статусу, оно не развивается вместе с вами в новом направлении.
  2. Постепенно связи со старыми друзьями разрываются по причине разных интересов и разной жизненной позиции. Они покидают вас, но это лишь признак того, что люди сыграли свою роль в вашей жизни и ушли.
  3. Со временем человек обрастает новыми связями и новыми друзьями, как корабельное дно – ракушками. Но это всё будет потом, а сейчас – страшно, аж жуть!..

Чем опасен страх успеха ↑

Ясно, что успех, каким бы хорошим делом он не был, несёт определённый дискомфорт и даже опасность для личности. Вместе с перечисленными выше страхами человека ждёт ещё целая упаковка тревог и опасений.

Психология, как наука, давно столкнулась с такой проблемой, как страх успеха и выделила основные его причины:

  1. Что скажут люди? Зависимость от чужого мнения – удел большинства. Чужой успех обычно вызывает зависть, недоброжелательные высказывания, пересуды и кривотолки. Особенно яростно принижают чужой успех те, кто сам не смог его добиться. Человек страшится чужих пересудов за своей спиной.
  2. Убеждение в том, что успех уничтожит в тебе всё человеческое; станешь «железным дровосеком» без сердца, и вообще – беспринципной сволочью, от которой все в ужасе будут отворачивать своё лицо.
  3. Появятся много новых проблем и причин для тревог. Например, страх денег: (куда поместить заработанный капитал, как не потерять нажитое непосильным трудом). Появится страх «выпасть из обоймы», то есть – сомнения по поводу того, что не удастся поддерживать свой успех на должном уровне. Придёт страх, что не удастся бежать в ногу со всеми, страх отстать, или вообще сойти с дистанции.
  4. Страх «несоответствия занимаемой должности» — пожалуй, самый главный, затаённый в глубинах подсознания . Человек в глубине души сам не понимает, как он смог добиться таких успехов. Тем более, если ещё в семье внушали, что «ничего путного из тебя не выйдет». А тут вдруг вышло, и человек сам в шоке от того, что «вышло». Вот и недоумевает: «Как такое вообще могло со мной случиться? Вряд ли в этом лично моя заслуга. Звёзды так сложились, просто повезло!»

На самом деле человек ощущает, что не достоин своего «незаслуженного» успеха и постоянно боится «разоблачения»: А вдруг как все узнают, что под маской успешного, влиятельного человека – пустышка, дутый пузырь, который лопнет от одного соприкосновения с чьим-то взыскательным взором?

Человек ведёт себя, как разведчик в тылу врага:

  • он постоянно боится «разоблачения»;
  • возникает панический страх перед успехом.

Вдобавок, взобравшись так высоко, очень больно падать. Психологическое исследование феномена получило название «синдром самозванца».

Последствия

  1. Люди со страхом успеха поневоле становятся перфекционистами. Они хотят объять необъятное, сделать нереальное, лишь бы никто не усомнился в их компетентности. Будучи завалены работой, они не отдадут даже часть её другому (вдруг сделает плохо? Вдруг подумают, что у меня пробел в знаниях?).

  2. Это диктаторы в рамках одного отдельно взятого коллектива. Все много и тяжко работают. Ошибки недопустимы, советы неуместны. Сам диктатор» частенько кидается из крайности в крайности, то и дело меняя политику компании.

Печальные результаты:

  1. Деструктивное поведение, из-за которого люди начинают «саморазрушаться». В обиходе появляется алкоголь и наркотики наряду с прочими зависимостями, как то: азартные игры, шоппинг, тяга к экстриму.
  2. Потеря мотивации: куда и зачем идти, когда тут тихо и тепло, а там тяжко и страшно?
  3. Чувство вины: я не достоин того, что имею, я занимаю чужое кресло, я «заедаю жизнь» того, кто действительно достоин оказаться на моём месте.
  4. Предвзятое отношение к собственным успехам: всё, чего я добился – чистая случайность.
  5. Чувство хронического неудовлетворения: мало достиг, не так шёл и вообще пришёл не туда.
  6. Действия, нацеленные на заведомую неудачу.
  7. Ярко выраженный негативный настрой на будущее и программирование себя на последующие неудачи.
  8. Человек не достигает намеченной цели, потому что он уже заложил в себя программу самоуничтожения.

Есть, правда, и в страхе перед успехом несколько плюсов:

  1. Некоторые люди с таким синдромом намеренно культивируют его, чтобы добиться ощутимых успехов в работе. Они постоянно «подстёгивают» себя, и это приносит свои плоды.
  2. Другие извлекают выгоду из своих страхов для лучшей социализации в обществе. Они на каждом углу объясняют всем, какие они дураки, и лишь счастливый случай помог им «выбиться» в люди. Окружающие не испытывают к ним враждебности и зависти, а даже жалеют «дурачков».

Тем не менее, синдром страха перед успехом остаётся серьёзным тормозом для развития личности и достижения поставленных целей.

Как преодолеть ↑

Чтобы избавиться от страха перед успехом, нужно постепенно расширять границы своей зоны комфорта. В пределах этой зоны нет успеха, иначе успех был бы уже в кармане.
Только вышагнув за пределы своего мирка, можно совершить качественно новый скачок. Этот скачок выводит человека на новый уровень развития личности.

Выйти на новый уровень тяжело. Страхи тянут в привычное тёплое болото. Но преодоление страхов – это единственный путь к успеху и уверенности в себе.

Необходимо сделать две вещи:

  1. Каждый день привносить в свою жизнь что-то новое. Для этого существует масса различных методик и тренингов. Нужно вытащить все страхи из подсознания и «добивать» их на своей новой «некомфортной» территории.
    Новое в жизнь впустить очень легко: можно просто изменить привычный маршрут, сделать в доме перестановку, поменять свой привычный имидж.
  2. Начать работу со своими глубинными страхами. Чтобы перестать бояться, нужно побуждать себя каждый день делать вещи, которые никогда раньше не делались. Самое эффективное упражнение по преодолению страха – подойти на улице к незнакомому человеку и заговорить с ним. Ещё лучше – смотреть прямо в глаза и, как бы между прочим, попросить телефончик. Это принесёт двойную выгоду: научит преодолевать страх и мгновенно завязывать контакты с новыми людьми.

Отрицательный результат – это даже лучше, чем положительный, ибо он даст опыт. Опыт того, как не надо делать – очень полезная вещь.

Отрицательный опыт поможет научиться, как делать правильно. Взять и сделать то, что больше всего пугает в данный момент – это уже огромный шаг к успеху. Это не только не страшно, это даже увлекательно.

Нужно хорошо запомнить и поселить в подсознание мысль о том, что не страхи управляют нами и нашей жизнью. Это мы – хозяева наших страхов.

Преодолевая страхи в себе, мы преодолеваем себя. А преодоление себя – это прямой путь к успеху. Не зря мудрые люди говорили: тот, кто сумел победить себя, могущественнее покорителя городов!

Видео: Говорит эксперт

Источник: http://gopsy.ru/strahi-i-fobii/strah-uspeha.html

Феномен страха успеха: теоретические основы проблемы исследования

Феномен страха успеха: теоретические основы проблемы исследования
кандидат педагогических наук,

  • преподаватель кафедры СГД
  • филиала «Кубанский государственный университет» в г. Геленджике
  • Полякова Елена Геннадьевна

Важнейшим аспектом общей проблемы развития личности является проблема восприятия образа успешности человека и феномен страха успеха.

Читайте также:  Лечебный гипноз: что можно вылечить

Категория «успех» — это многоплановый, интересный феномен для научного осмысления, что находит свое отражение в различных подходах к его изучению (философских, социологических, культурологических, экономических, педагогических).

В психологии успех трактуется как особая категория, которая заключает в себе и процесс, и результаты достижений в самом широком смысле этого понятия, в отдельных или всех сферах жизнедеятельности личности [1]. Чаще всего данный феномен используется наряду с такими понятиями как самореализация, самоутверждение, цель, смысл жизни, признание и т.д.

Поэтому на наш взгляд, науке очень сложно определить точное содержание данного понятия. Но наряду с категорией «успех» появляется такой феном как «страх успеха». Впервые этот интересный феномен был открыт и описан в 60-х гг. прошлого столетия американским психологом Мартиной Хорнер, чья методика и открытое ею явление привлекли внимание не только ученых, но и вызвали за рубежом большой общественный резонанс [2].

Сложно поддается пониманию тот факт, что перед такими феноменами как везение, достижение и победа, предстает чувство страха и боязнь неудачи. Но, действительно, есть люди, которые испытывают страх перед успехом, так как либо убеждены, что рано или поздно удача им «изменит»; либо страшатся последствий своего успеха.

Следует отметить, что в некоторых статьях авторов, на тему «Страх успеха», зачастую делается  ошибка, которая заключается в следующем: многие объясняют страх так: что по мере приближения к цели человеку становится страшно — а вдруг все «сорвется».

Такие опасения не имеют ничего общего со «страхом успеха», а относятся совсем к другой фобии – атихифобии, когда человека терзает страх неудачи («а вдруг сорвется?», «а вдруг ничего не получится?», «а вдруг что-то помешает?» и т.п.). Проводя исследования в данной области, хотелось бы отметить, что страх успеха – более серьезное препятствие для развития личности, чем страх провала.

Существуют различные исследования феномена под названием «страх успеха». Например, в современных зарубежных исследованиях страх успеха рассматривается комплексно, как модель, построенная на характеристиках связанных:

а) с полом (психологическая андрогиния, полоролевые установки, образование и занятость матери, выбор сферы деятельности и пр.);

б) с потребностью в принадлежности (чувствительность к отторжению, потребность в значимых отношениях и пр.);

в) с потребностью в достижениях (цели, академические показатели в сочетании с возрастом, локусом контроля и пр.) [3].

Американский психотерапевт Д.Бернс приводит в своих исследованиях очень наглядный пример с альпинистом, который знает, что конкретную вершину он достигнет, но уверен, что с какой-нибудь следующей вершины он обязательно сорвется и поэтому решает отказаться от занятий альпинизмом, вообще [4].

Американский психолог Мартина Хорнер, предложившая миру свою авторскую проективную методику в данной области, выявила обоснованную разницу феномена возникновения «страха успеха» между мужским и женским населением.

Она обращала внимание на то, что избегание успеха способно тормозить реальные результаты деятельности, блокировать активность и мотивацию достижения.

Наиболее ярко, по ее мнению, этот эффект должен проявляться у способных женщин, ориентированных на высокие достижения, и в ситуации, где достижения женщин сравниваются с достижениями значимых мужчин – друзей или возлюбленных (т.е. там, где реально можно увидеть негативные последствия своих достижений).

Таким образом, этот феномен, по мнению М. Хорнер, связан не с успехом, а с отношениями с мужчинами – женщины готовы отдать им пальму первенства, чтобы сохранить эти отношения. Это дало ее коллегам Э. Маккоби и К. Жаклин основание считать  данный феномен избеганием конкуренции, а С. Кросс и Л. Мэдсон – боязнью испортить отношения с близкими людьми [5].

Анализируя литературу, посвященную данной проблеме, можно заметить явно выявленный феномен страха успеха у женщин, находящихся на совмещении профессиональной и семейной сферы.

Особенность данного явления состоит в том, что избегают успеха они лишь в тех областях, где его достижение женщиной противоречит гендерным стереотипам (гендерные стереотипы, существующие в обществе, приписывают различные роли и функции мужчинам и женщинам; согласно традиционным представлениям, для женщин, приоритетными являются такие виды деятельности, как ведение домашнего хозяйства и воспитание детей, а для мужчины — материальное обеспечение семьи. Подобные стереотипы оказывают существенное влияние на жизнь каждого отдельного человека; одним из проявлений такого влияния является существование так называемых «гендерных внутриличностных конфликтов») [6;7].

Необходимо заметить, что феномен мотивации избегания успеха у женщин связан с заранее возникающими отрицательными эмоциями, так как тревогу у женщин вызывает не сам профессиональный успех, а его возможные последствия.

Успех в профессиональной сфере, по мнению таких женщин, несовместим с успехом в сфере отношений с близкими людьми, и поэтому ассоциируется у них с такими негативными явлениями как потеря женственности, ухудшение отношений со значимыми людьми, осуждение окружающих.

Как правило, женщина ставит себя перед выбором между профессиональной сферой и сферой значимых отношений. Приоритет обычно в итоге отдается последней.

Таким образом, М. Хорнер считала боязнь успеха изначально присущей женщинам характеристикой. Подводя итог вышесказанному, нельзя отвергнуть тот факт, что феномен страха успеха у женщин и мужчин, основывается на гендерных особенностях [8]. Так, Е. Томпсон и Дж.

Плек выделили факторы структуры ролевых норм, входящих в понятие «мужская роль»: норма статуса, норма твердости и норма антиженственности. Согласно норме статуса, успешность мужчины определяется величиной его заработка.

Норма твердости предполагает проявление мужчиной эмоциональной, умственной и физической силы и твердости. Следование норме антиженственности заставляет мужчин избегать специфически женских занятий, видов деятельности и моделей поведения [5].

Влияние данных норм также может негативно сказываться на отношении мужчины к успеху в традиционно «женских» видах деятельности.

Соответственно, феномен страха успеха тесно связан с проблемой существующих в обществе гендерныхстереотипов.

Данный феномен не является невротическим симптомом, это феномен здоровой психики, который может выливаться в невротические переживания у имеющих к этому склонность личностей [8].

Таким образом, анализ психологических исследований феномена страха успеха, позволяет говорить о том, что данная проблема является достаточно новой для современной психологии.

Более того, обнаруженный феномен «страха успеха» зависит не только от действия полоролевых стереотипов, но связан с более обширным спектром социально-психологических особенностей личности.

Данные факты позволяют выдвинуть предположение о зависимости специфики феномена успеха не только от социально-культурных детерминант, но и от индивидуально-психологических свойств личности.

Список использованной литературы:

  1. Большой толковый психологический словарь. Т. 2. Пер. с англ./Ребер Артур, изд-во «Вече», 2001. С.294.
  2. Турецкая Г.В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. Т. 19. 1998. №1. с.37-46.
  3. Рождественская Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком // Вопросы психологии. 1986. №4. с.69-76.
  4. Бернс Д. Хорошее самочувствие: новая терапия настроений / Пер. с англ. Л. Славина – М.: Вече, Персей, АСТ, 1995. – 400 с.
  5. Берн Ш. Гендерная психология. – М.: Прайм-Еврознак, 2004. — 320 с.
  6. Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии 1989. №5. с.80-88.
  7. Баскакова М.Е. Замужняя женщина: семья или работа? // Семья в России. 1995. №3-4. с.101-108.
  8. Клецина И. Гендерный подход в системе психологического образования // Гендерные исследования: Феминистская методология в социальных науках. Материалы 2-й Международной Летней Школы по Гендерным Исследованиям (Фарос-1998) /ХЦГИ. Харьков, 1998. С. 193-215.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://www.psihdocs.ru/fenomen-straha-uspeha-teoreticheskie-osnovi-problemi-issledova.html

Как победить страх успеха, чтобы процветать в бизнесе и жизни

Научные исследования доказывают, что страх перед успехом парализует большинство людей. Он становится второй главной причиной, почему многие страдают от сопротивления и откладывания, после страха неудачи.

Два главных страха предпринимателя: страх неудачи и страх успеха

Ты не представляешь, насколько страх успеха реален. Он еще более коварен, чем страх неудачи. Страх неудачи легко идентифицировать.

Страх успеха не осознается, он работает на подсознательном уровне и рушит шансы на достижение целей. Большинство его даже не замечают.

  • При этом, когда ты ставишь любую цель, в 99% случаев это сопровождается страхом успеха.
  • Этот феномен психологи исследовали, начиная с 50-х годов, но раньше считалось, что такому страху подвержены больше женщины, чем мужчины.
  • Позже оказалось, что мужчины подвержены ему не менее (а может даже больше, так как мужчины чаще ставят амбициозные цели).

Причины страха успеха и как их преодолеть

Одиночество

Люди, у которых есть богатство, власть, большей частью изолированы от массы.

Чтобы отточить мастерство в любой профессии: медицина, предпринимательство, маркетинг – необходимо одиночество. Невозможно оттачивать навыки среди стада баранов. Любой успешный музыкант или спортсмен вынужден время от времени быть наедине.

Мозг каждого человека мгновенно ассоциирует успех с одиночеством. У человека присутствует стадный инстинкт. Люди некомфортно себя чувствуют в одиночестве.

Проверь себя, только будь честен: есть ли у тебя страх одиночества? Если есть, значит, у тебя 100% есть страх успеха.

Секрет, как преодолеть эту причину, такой: когда ты наедине с собой, фокусируйся на том, что у тебя уже есть, в чем ты уже достиг успеха, наслаждайся самим собой в одиночестве.

Я часто даю клиентам в моем личном коучинге задание уединиться на два дня, выключив телефон.

Почему это важно? Потому что каждый, у кого есть смелость побыть наедине с собой, без прерываний, без толпы, становится магнитом, начинает притягивать к себе людей. Успех просто прилипает к нему.

Дезориентация

Представь, что ты летишь первым классом, в первом ряду. Перед тобой стена, не за кого зацепиться взглядом. И тут воздушная яма, самолет трясет, стюардесса не приходит… Что ты будешь делать?

Скорее всего, ты будешь дезориентированным, потрясенным, тебе будет страшно.

Когда ты становишься лидером, выходишь перед всеми, тебе становиться не за кем следовать, некому подражать, ты не знаешь, куда идти, какую цель дальше ставить. Это пугает и может заставить остановиться.

Чтобы убрать эту причину, важно понимать, что у тебя всегда есть ориентир — ты сам.

Оцени свою жизнь во всех областях: отношения, здоровье, финансы, бизнес.

Где из этих областей ты достиг самого большого успеха? Если у тебя где-то хорошие результаты — это значит, ты следовал какому-то сознательному или бессознательному процессу.

Поэтому тебе не стоит бояться. Этот процесс уже один раз привел тебя к успеху — значит, ты можешь достигнуть успеха и в других областях (хотя для этого важно работать над мышлением, если цель — деньги, то над денежным).

Ответственность

Если ты лидер стаи – ты в ответе за других. В том числе, ты отвечаешь за то, что дети твоих сотрудников будут сыты. И это страшно.

Мозг избегает ответственности. Мозг всегда будет находить отговорки, чтобы не брать на себя ответственность.

Плюс, если ты ответственен, ты под прицелом критики. Тебя всегда будут критиковать, поливать грязью, даже если ты будешь делать что-то хорошее. Особенно, если ты будешь делать что-то хорошее. И это нормально.

Чтобы убрать эту причину, нужно выделить время и определить горизонты ответственности. Четко пропиши, за что ты несешь ответственность в своем бизнесе и в жизни, а за что — нет.

Читайте также:  Боязнь микробов: что такое мизофобия, фобия чистоты, описание, лечение

Например, ты несешь ответственность за свое здоровье, за набор команды в бизнес, за рост прибыли. Но ты не несешь ответственность за курс доллара, политику.

И потом ты просто принимаешь ответственность за то, за что можешь. Это проще, чем кажется.

Я сам боюсь ответственности, мне тоже было страшно, но я смирился с ответственностью. Поначалу мне было плохо, но со временем ответственность стала даже вдохновлять.

Что, если я стану другим человеком?

Твой мозг имеет определенное представление о тебе — так называемый self-image. Для мозга его смена равносильна смерти. Поэтому, кстати, так сложно худеть, хотя все знают, что для этого нужно делать.

Твой мозг настолько боится перемен, что саботирует успех.

Тебе нужно осознать, что в любом случае ты развиваешься, осознанно или бессознательно. Твоя идентичность меняется, даже когда ты специально для этого ничего не делаешь. Однако когда ты развиваешься осознанно — ты становишься лучше.

Когда я работаю над собой, я понимаю, что буду меняться, мое окружение будет другим, это нормально.

Другие причины страха – отсутствие уверенности в себе, страх конкуренции, страх того, что в случае успеха кто-то узнает о тебе и заберет все. Все это — в мышлении.

По умолчанию мозг всегда будет аккумулировать сомнения и страхи. Ладно, если бы он как риск-менеджер говорил: там может быть риск. Так он еще аккумулирует эти сомнения, сохраняя их. Они заполняют все пространство, парализуя человека.

P.S. Чтобы жить богатой жизнью, вам нужно убрать страхи и иметь богатое мышление.

  1. Имея богатое мышление, ты поймешь, что мир — полон изобилия, возможностей и денег… И все, что тебе надо сделать — это пойти и взять эти деньги!
  2. Богатое мышление поможет тебе увидеть возможности, как это сделать, которые ты сейчас не видишь из-за токсических убеждений, навязанных родителями, обществом, школой…
  3. И ты можешь прямо сейчас гарантировать себе создание богатого мышления денежного мультипликатора за 3 недели.
  4. Кликнуть тут, чтобы узнать о новой возможности

Источник: https://goldcoach.ru/myshlenie/kak_pobedit_strax_uspexa_chtoby_procvetat_v_biznese_i_zhizni.html

Как преодолеть страх успеха — Фобии — 2019

Большинство из нас стремятся к успеху, будь то в нашей карьере, социальной жизни, семье или других аспектах человеческого существования. Похоже, это врожденное влечение, которое созревает и изменяется в течение всей нашей жизни.

Эрик Эриксон описал развитие человека как серию этапов, каждый из которых был направлен на достижение успеха в различных аспектах жизни. Однако для достижения успеха часто необходимо сначала испытать неудачу; обычно требуются усердные уроки.

В сегодняшнем обществе, которое провоцируют, неудачи часто рассматриваются как неприемлемые. Мы поощряемся к инновациям, но избегаем «тратить» время или деньги.

В случае неудачи нам могут угрожать или даже наказать работодатели, супруги и родители. Этот негативный опыт может привести к страху неудачи.

Низкий уровень страха может быть вдохновляющим, но более высокий уровень страха может превратиться в полномасштабную фобию, наносящую ущерб нашему прогрессу.

Было выдвинуто предположение, что те, кто страстно желает успеха, могут на самом деле страдать от страха неудачи. Эта гипотеза имеет большой логический смысл, поскольку достижение успеха по определению является противоположностью неудачи. Несколько исследователей проверили эту гипотезу со смешанными результатами.

Исследования показывают, что надежда на успех и страх неудачи не обязательно связаны между собой. На самом деле, похоже, что многие, кто боится неудачи, не обязательно надеются на успех.

Скорее, они часто счастливы идти по середине пути, делая консервативный выбор, который позволит им обходиться без волн, вместо того чтобы идти по более рискованным путям, которые имеют более высокую вероятность неудачи.

Страх успеха также, по-видимому, связан с уровнем контроля, который пациент испытывает в своей жизни. Те, кто считают, что внешние силы контролируют ситуацию, подвержены большему риску страха успеха. Возможно, они не чувствуют, что их успех достигнут, или они боятся, что внешние силы могут лишить их успеха.

Некоторые люди, кажется, боятся и успеха, и неудачи одновременно. Это может быть очень трудная ситуация, поскольку каждый выбор, который делает человек, должен быть сопоставлен с этими страхами. Вполне возможно, что кто-то в этой ситуации будет парализован нерешительностью, неспособным сделать какой-либо выбор вообще.

Страх саморекламы

Страх саморекламы часто тесно связан со страхом неудачи и успеха.

Боязнь саморекламы, которая обычно определяется как тип социальной фобии, может затруднить или сделать невозможным запрос на повышение, поиск лучшей работы или даже получение первого свидания.

Страх саморекламы иногда связан с синдромом самозванца, расстройством, отмечаемым чувством мошенничества, независимо от того, сколько достижений вы делаете.

Оба страха неудачи и успеха, как правило, хорошо поддаются лечению. Когнитивно-поведенческие методы часто используются, чтобы помочь человеку освоить новые способы мышления о своем выборе.

Психоаналитическая терапия помогает человеку лучше понять основные конфликты, которые могут способствовать возникновению этих страхов.

Если страх вызван чувством отсутствия контроля над собственной жизнью, то могут быть предписаны упражнения, в которых клиенту предлагается принимать решения самостоятельно.

И страх неудачи, и успех — сложные условия, которые могут помешать пациентам полностью раскрыть свой потенциал. С профессиональной помощью, однако, оба условия могут быть успешно преодолены.

Источник: https://rus.psychic-parapsychologist.com/how-overcome-fear-success-67617

Про страх успеха. Статья. Коучинг. Самопознание.ру

Многие люди мечтают стать успешными, однако удаётся это далеко не каждому. И не так важно даже, что конкретно вкладывается в понятие успеха — будь то признание, популярность, деньги, семейное благополучие, духовный рост, — процент людей, которые могли бы назвать себя успешными, не так уж велик (по данным самых разных исследований).

Конечно, в некоторых сферах успех связан с наличием специфических качеств или таланта. Однако если посмотреть, скажем, на некоторые виды спорта, то часто выходит, что чемпионами становятся не самые способные, а самые упорные. То есть те, кто дольше всего остаётся в этой сфере, а не тот, у кого от природы ноги длиннее.

Есть в психологии такое понятие: страх успеха. И встречается он гораздо чаще, чем многим хотелось бы. Выглядеть он может очень по-разному, но результат всегда один: успех почему-то не достигается.

Видели школьников, которые хорошо знают предмет и отлично учатся, но почему-то проваливаются на экзамене? А спортсменов, регулярно совершающих «глупые» ошибки в финале? Тех, вся жизнь которых проходит под лозунгами «почти», «если бы не эта мелочь», «досадная ошибка», «в последний момент всё накрылось медным тазом» и тому подобные? А людей, которые проделали 99% работы, но почему-то не довели до конца? Или генераторов отличных идей, которые не воплощаются в реальные проекты? А тех, кто уничтожает, обесценивает или растрачивает с трудом достигнутые результаты своей деятельности? Людей, которые даже не пытаются достигнуть того, о чём мечтают? Чей смысл жизни не столько в мечте, сколько в её недостижимости?

Всё это — варианты проявлений боязни успеха. Позвольте, зачем же бояться того, чего все так хотят? А главное — почему это явление так распространено?На самом деле, у успеха есть и другая сторона — тёмная и пугающая.

В сочетании с радостью, чувством выполненного долга, повышением самооценки и прочими бонусами, эта самая тёмная сторона является ложкой дёгтя.

И отравляет успех так сильно, что мы бессознательно пытаемся избавиться от этого малоприятного коктейля.

Ингредиенты вот какие:

  1. Страх отвержения и сепарации. Наверное, самый горький на вкус. Неразрывно связываются такие страхи с успехом у тех людей, родители которых не поощряли проявления ребёнка как отдельного существа (а успех — это именно показатель отдельности). Например, пытаясь делать по-своему, такой ребёнок причинял маме неудобства и/или тревогу. И тогда ощущения собственной силы, самостоятельности и способности управлять своей жизнью начинает вызывать страх отвержения или брошенности. А мысль о неотвратимости наказания за успех надолго поселяется в голове.
  2. Страх потери смысла. В таком случае человек бессознательно боится, что, достигнув своих целей, он может понять, что цель была вовсе не та, да и вообще не его. И тогда велик шанс столкнуться с экзистенциальным ужасом, и перед человеком встанут страшные для нас вопросы: зачем жить дальше? В каком направлении? Чего я хочу на самом деле? Чаще всего мы предпочитаем организовывать свою жизнь так, чтобы от этих вопросов убегать. Или замещать их ложными смыслами и недостижимыми мечтами.
  3. Страх оценки. И не только негативной оценки, но и возможной зависти со стороны окружающих. Часто пугает возможная реакция других людей на ваш успех. Кто-то может изо всех сил искать изъяны, кто-то будет лезть с советами, кто-то сядет на шею. Да и велика вероятность, что окружение придётся сменить. А это всегда вызывает тревогу.
  4. Чувство вины и семейные сценарии. Есть такое понятие: «вина выжившего». Чаще всего этот термин используют в отношении людей, которые выжили в каких-то катастрофах и чувствуют свою вину за то, что не смогли спасти тех, кому меньше повезло. Но иногда эта вина проявляется и в отношении менее страшных ситуаций. Например, дети из малообеспеченных семей редко разрешают себе зарабатывать больше, чем их родители. А дети родителей, которым было тяжело жить, часто не могут позволить себе быть счастливее, чем мама или папа.
  5. Страх неизвестности. Достичь успеха — значит, выйти из зоны комфорта. То есть столкнуться с новыми проблемами, которые непонятно, как решать. Поэтому проще оставаться в привычной жизни. И мечтать.
  6. Страх «потерять лицо». Его обладатели боятся, что, став успешными, им придётся поддерживать столь высокую планку, что сил может не хватить. Часто сюда же прибавляется страх совершить ошибку, принять неверное решение и лишиться столь долгожданного успеха. А чтобы у тебя не отняли, есть один стопроцентный рецепт: не иметь. Тогда и терять будет нечего.
  7. «А если меня раскроют?» Люди, глубоко неуверенные в своей ценности, «хорошести» и «могучести», очень боятся разоблачения. Им страшно, что успех случайный, что на самом деле всё это ненастоящее, не им достигнутое. И для них достижения ассоциируются с тревожными мыслями о том, что рано или поздно другие узнают, что не так-то он хорош, как кажется на первый взгляд. Чтобы такого «позора» не произошло, нередко человек выбирает такую стратегию, как самосаботаж. Уж лучше самому всё провалить, чем кто-то узнает о моём несовершенстве.
  8. Установки и драйверы. Распространённые во многих семьях представления о том, что «деньги портят», «добиваются успеха только акулы и бессердечные сволочи», «успех достигается только огромным трудом», «за всё надо платить», «хорошо долго не бывает» и прочие не в меру позитивные мысли напрочь отбивают охоту хоть чего-то достигать.
  9. Низкая самооценка. Чувство собственной «плохости» вызывает смутное ощущение, что такой ужасный (непутёвый/неправильный — вставьте нужное прилагательное) человек, как я, попросту не достоин ничего хорошего. Особенно того, что не достаётся другим. А они-то, как известно, гораздо лучше и умнее. Раз уж им не досталось, то мне и подавно успех не светит…
  10. Отсутствие примера. История Золушки потому и легенда, что встречается нечасто. Это мечта многих, которая редко становится реальностью. Потому что к успеху приводят определённые личностные черты, привычки, установки, которые впитываются с детства. Если перед глазами были примеры успешных людей, то велик шанс, что ребёнку будет у кого учиться, и он повторит историю. А если не было — откуда же успеху взяться? Тут поможет только сильное желание не жить так, как жили родители (то есть… страх).
  11. Месть. Как ни странно, и такое случается. Часто происходит это в семьях, родители в которых были так заняты своими успехами и достижениями, что им было не до ребёнка. Работа, деньги (не только их наличие, но и отсутствие — то есть постоянная тревога за выживание в материальном мире) или любимое дело были настолько важными, что «отнимали» у ребёнка его родителей. Вырастая, такой ребёнок бессознательно мстит успеху (или деньгам, или работе) за то, что тот отбирал положенную ему любовь. При такой обиде «дружить» с успехом становится просто невозможно.
Читайте также:  Что делать, если не нравится работа: советы психолога, терпеть или уйти

Логично, что успех в таких случаях бессознательно ассоциируется с очень неприятными вещами. И вместо гордости и радости вызывает депрессию и тревогу.

Мудрый мужчина по имени Эрик Берн активно изучал человеческие отношения. Он выделил и описал массу интересных феноменов (например, психологические игры). Но первое, что нужно сделать исследователю — понять, что именно он изучает. В случае Берна задачка звучала так: найти единицу общения.
Что бы… Читать дальше
Синдром самозванца — это такое психологическое явление, когда человеку кажется, будто он не заслуживает собственных успехов и достижений. Такой человек думает, что на самом деле он ничего не знает, ничего такого особенного не делает, но почему-то все считают его умным, достойным, авторитетным. И вот-вот… Читать дальше
Многие думают, что психолог нужен только тем, кто страдает депрессией, мучается заниженной самооценкой, переживает кризис или испытывает трудности в личной жизни. Мы с коллегами правда всем этим занимаемся — помогаем наладить отношения с собой и окружающими. Но мы ещё кое-что умеем. И можем пригодиться… Читать дальше Чаще всего эти люди со стороны выглядят очень даже приличными. Свою жестокость они проявляют дома. Окружающие нередко не просто не догадываются, а не верят в то, что такой хороший человек может быть опасен. И это, наверное, самое страшное…Давайте разбираться в том, кто такие домашние тираны.

Критика… Читать дальше

Написание этой статьи было спровоцировано большим количеством изменений, которые я получила, когда начала практиковать НЛП. До этого в моей жизни были и другие значимые направления: Йога, Даосские практики, Коучинг, Нумерология, Чакроведение…НЛП, честно признаться, меня сильно удивило. Когда я погрузилась… Читать дальше Кто такой коммуникабельный человек? Это прежде всего человек, которому общение доставляет удовольствие. Общительному человеку не важно, с кем общаться, ему интересен сам процесс. Научитесь получать пользу от ваших бесед с различными людьми, и общение станет для вас более увлекательным событием. Попробуйте… Читать дальше
С ноября 2011 года в Киеве активно проводится обучение по Эннеаграмме, и мы решили подробнее осветить, что же представляет собой данный новый метод, имеет ли он реальное практическое применение и познакомиться ближе со специалистом по Эннеаграмме Надеждой Дорониной-Колтан (Вильнюс, Литва).— Надежда… Читать дальше Давайте прислушаемся к полезному совету от предпринимателя, мыслящим по крупному — нынешний СЕО Apple Тим Кук. Только ленивый не предсказывал ему и компании крах несколько лет назад. А он смог вывести компанию на новый уровень и заявил о себе как о самостоятельной личности, умеющей делать большое дело… Читать дальше

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/pro_strah_uspeha/

Гендерные особенности феномена страха успеха

Гендерные стереотипы, существующие в обществе, приписывают различные роли и функции мужчинам и женщинам. Согласно традиционным представлениям, для женщин приоритетными являются такие виды деятельности, как ведение домашнего хозяйства и воспитание детей, а для мужчины — материальное обеспечение семьи.

Подобные стереотипы оказывают существенное влияние на жизнь каждого отдельного человека. Одним из проявлений такого влияния является существование так называемых «гендерных внутриличностных конфликтов».

Гендерный внутриличностный конфликт — внутреннее противоречие между представлениями о себе как представителе определенного гендера и представлениями о себе как личности.

Выделяют следующие основные типы гендерных внутриличностных конфликтов: экзистенциально-гендерный конфликт, ролевой конфликт работающей женщины, конфликт боязни успеха.

Экзистенциально-гендерный конфликт возникает на основе противоречия, возникшего между утратой или переоценкой прежних основных жизненных смыслов и несформированностью новых смысложизненных ориентаций.

Конфликт такого рода могут переживать женщины, основной ценностью которых является создание семьи для рождения и воспитания детей, в ситуации ухода повзрослевших детей из дома. У мужчин, смыслом жизни которых является профессиональная самореализация, экзистенциально-гендерный конфликт возникает в результате потери работы.

Внутренний конфликт работающей женщины проявляется в негативных переживаниях по поводу совмещения своих профессиональных и семейных ролей: женщины беспокоятся о том, что мало времени уделяют семье из-за занятости на работе, а также о том, что недостаточно реализуют свой профессиональный потенциал из-за затрат большого количества времени на выполнение домашних обязанностей.

На беспокойстве по поводу совмещения профессиональной и семейной сферы основан и феномен страха успеха у женщин. Особенность данного явления состоит в том, что избегают успеха они лишь в тех областях, где его достижение женщиной противоречит гендерным стереотипам.

Феномен мотивации избегания успеха был открыт М.Хорнер, исследования которой показали, что мужчины в основном связывают успех в профессиональной деятельности с положительными эмоциями, в то время как большинство женщин — с отрицательными. По мнению автора, тревогу у женщин вызывает не сам профессиональный успех, а его возможные последствия.

Успех в сфере профессиональной деятельности, по мнению таких женщин, несовместим с успехом в сфере отношений с близкими людьми, и поэтому ассоциируется у них с такими негативными явлениями как потеря женственности, ухудшение отношений со значимыми людьми, осуждение окружающих. Как правило, женщина ставит себя перед выбором между профессиональной сферой и сферой значимых отношений.

Приоритет обычно в итоге отдается последней.

Хорнер считала боязнь успеха изначально присущей женщинам характеристикой.

Однако, наряду с мотивационной гипотезой, рассматривающей страх успеха в качестве интрапсихической характеристики, существует полоролевая гипотеза, указывающая на первостепенное значение социокультурной среды и полоролевых стереотипов в формировании мотивации избегания успеха. В пользу последней гипотезы свидетельствует тот факт, что страх успеха проявляется лишь в нетрадиционных для женщин сферах деятельности.

Monahan, Kuhn, Argote и др. подчеркивают, что при возможных отрицательных последствиях достижений страх успеха проявляется у представителей обоих полов (в то время как при возрастании вероятности социального одобрения проявление мотивации избегания успеха снижается).

Данное явление не только доказывает тот факт, что отношение человека к успеху зависит от реакции на него окружающих (в том числе основанной на гендерных стереотипах), но и позволяет предположить существование боязни успеха у мужчин в нетрадиционных для них сферах деятельности (например, в выполнении домашних обязанностей).

Томпсон и Плек выделили факторы структуры ролевых норм, входящих в понятие «мужская роль»: норма статуса, норма твердости и норма антиженственности. Согласно норме статуса, успешность мужчины определяется величиной его заработка.

Норма твердости предполагает проявление мужчиной эмоциональной, умственной и физической силы и твердости. Следование норме антиженственности заставляет мужчин избегать специфически женских занятий, видов деятельности и моделей поведения.

Влияние данных норм также может негативно сказываться на отношении мужчины к успеху в традиционно «женских» видах деятельности.

Таким образом, феномен страха успеха тесно связан с проблемой существующих в обществе гендерных стереотипов. Многочисленные работы посвящены исследованию данного явления у женщин. В то же время мало изученной остается проблема мотивации избегания успеха в нетрадиционных видах деятельности у мужчин.

Бунтова Елена Евгеньевна

Также читайте:

Источник: http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=4442

Как преодолеть феномен выученной беспомощности

Как преодолеть феномен выученной беспомощности.

Рекомендации родителям и педагогам

Как проявляется выученная беспомощность

Выученная беспомощность – это защитный механизм психики от угрозы окружающего мира, который мы вырабатываем в процессе социализации. Проявляется она в момент неудачи. Например, перед человеком появляется препятствие, с которым он не знает, как справиться. Он использует известные способы, чтобы преодолеть трудность, но терпит поражение.

Когда неудачные попытки повторяются, человек разочаровывается, теряет веру в себя и не видит возможностей справиться с задачей. Все усилия кажутся бесполезными, настроение падает, и больше не хочется что-то предпринимать, чтобы изменить ситуацию. Развивается депрессия и формируется убеждение, что любое поведение не принесет результата – «Я не могу ни на что повлиять».

Выученная беспомощность не биологический феномен, а социальный. На формирование выученной беспомощности ребенка влияют родители и социальное окружение. То, как значимые взрослые реагируют на ситуацию фрустрации ребенка, формирует его дальнейшее поведение. Реакция на проблемы ребенка у родителей в основном проявляется тремя способами.

Способ 1. Родителю сложно сталкиваться с эмоциями ребенка. Он часто пытается его остановить фразой: «Прекрати плакать, ты не девчонка!». Вырастая, ребенок склонен к притворству и избеганию страданий.

Способ 2. Родитель помогает ребенку пережить боль. Он пытается уменьшить воздействие стимулов, которые вызывают страдание, фразой: «Понимаю, тебе больно, давай подуем, и все пройдет». Ребенок, когда вырастет, будет уметь конструктивно справляться с собственными неприятностями.

Способ 3. Родитель только целует ребенка и успокаивает: «Бедненький, вот мы сейчас покажем этому углу!». Ребенок вырастает склонным к зависимому поведению и депрессивным реакциям.

Если родители неустойчивы в выборе реакций, тогда ребенок будет постоянно испытывать противоречивые чувства в отношениях с другими людьми. У него станут превалировать тревожные состояния.

В детстве родители имеют в глазах ребенка непререкаемый авторитет. Они все умеют, все знают – от них зависит жизнь, комфортное или некомфортное существование. Родители принимают за ребенка решения, они знают, что для него лучше.

Если они постоянно прерывают его познавательную активность, говоря ему «не лезь», «не суйся», «неумеха», то у него формируется представление, что он собой ничего не представляет. Он будет всегда думать, что другие знают и умеют лучше.

Эта уверенность закрепляется в виде динамического стереотипа и становится ведущей доминантой.

Какие нужно создать условия, чтобы преодолеть выученную беспомощность

Чтобы преодолеть выученную беспомощность, необходимо изменить «динамический стереотип» реагирования. Для этого понадобится время и комплексный подход. Нужно научиться изменять свои привычные негативные реакции на позитивные. В результате в головном мозге начнут формироваться новые нейронные связи между событием и реакциями.

Что рекомендовать родителям и педагогам

Дайте родителям и педагогам рекомендации, как они могут помочь подросткам добиваться успеха. Значимые для ребенка взрослые научат его преодолевать и предупреждать выученную беспомощность.

Рекомендации родителям

Помогите ребенку приобрести уверенность в собственных действиях. Если он усвоит с детства, что его действие встречает негодование, либо скепсис, он не сможет добиться успеха. Когда ребенка постоянно сравнивают с другими детьми, то у него формируется установка «другие лучше, чем я». Это может привести к пассивности, неумению отстаивать свою точку зрения.

Расскажите родителям об эксперименте американского психолога С. Милгрэма о влиянии авторитета. Ребенок с детства привыкает, что тот, кто авторитетнее, тот и является правым. Сначала родители, потом начальник на работе, потом чиновник. Сможет ли он противостоять давлению авторитета в сложных ситуациях или заранее согласится с тем, что ему противоречит – зависит от его установок.

Обратите внимание, есть ли в вашей семье установка «взрослый всегда прав – лучше знает, что нужно» – такая семейная установка формирует у ребенка позицию подчинения.

Подчинение мнению значимых взрослых мешает раскрыть свои сильные стороны и приобрести ответственность. Поменяйте такую установку на уважительное отношение к ребенку, его мнению, притязанию, способностям и возможностям.

Он станет более решительным, независимым, уверенным и ответственным.

Задайте вопрос родителям: сможет ли их ребенок достичь успеха в жизни, если будет бояться авторитетных фигур? Сможет ли он преодолевать трудности и ставить цели?

Рекомендации педагогам

Используйте на своих уроках положительное подкрепление учеников. Если у школьника что-то не получается, не надо критиковать его способности в целом. Обратите внимание на положительные стороны – похвалите его за старательность или красивый почерк.

Приведите в пример исследования немецкого ученого Ю. Куля, который предлагал студентам решать различные интеллектуальные задачи. Все задачи не имели решения, но студенты об этом не знали. После серии безуспешных попыток решить «простые» задачи под негативные комментарии экспериментатора об их способностях большинство людей впало в состояние отчаяния, так как наносился удар по самооценке.

После студентам предлагали решить простую задачу, с которой они тоже не справлялись. Ю. Куль предположил, что снижение продуктивности решения тестовой задачи в последнем случае связано с невозможностью быстро абстрагироваться от мыслей о неудаче, которые, оставаясь в активном состоянии, поглощают ресурсы, необходимые для решения новой задачи.

Выученная беспомощность, по мнению ученого, есть нарушение способности преодолевать возникшие трудности, мотивируя этот отказ не только отрицательным предшествующим опытом преодоления неудач, но и убежденностью в собственных способностях.

Юлиус Куль выделяет три компонента, которые говорят о выученной беспомощности: наличие уверенности в невозможности самому справиться с задачей, ощущение отсутствия контроля над ситуацией, уверенность, что причины неуспеха в собственных личных качествах.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/kak_preodolet_fenomen_vyuchennoi_bespomoshchnosti

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector