Теории лидерства: основные, психология, стили

Теории лидерства: основные, психология, стили

Оглавление:

  • Теории лидерства
  • Стили лидерства
  • Проверьте свои знания

Помимо политической психологии, лидерство изучается социальной психологией, психологией управления, в менеджменте, отраслями других общественных наук. Рассмотрим более детально основные теории и стили лидерства, которыми оперирует современная наука.

Теории лидерства

Известный французский политолог Жан Блондель считал, что понятие политического лидерства возникло тогда же, когда возникли первые объединения людей. По его мнению, лидерские качества были базисом для оценок политической власти, как авторами Античности, так и краеугольным камнем всех основных элитарных концепций современности.

Классические теории лидерства. Классической по праву считается личностная теория лидерства. Подход к изучению качеств лидера с точки зрения характеристик его личности прослеживается уже в текстах древних авторов.

Им присуща тенденция к определению портрета идеального правителя как сборного образа предыдущих успешных лидеров.

Ранние работы основывались на том, что лидером может стать лишь тот, кто обладает набором определенных черт (качеств) характера, изучали их на примере предыдущих правителей и давали поведенческие рекомендации.

Древнейшими источниками изучения этой теории могут служить индийская «Артхашастра», учение Конфуция об управлении, древнекитайский трактат «Дао дэ цзин»; особняком стоят труды выдающихся мыслителей Античности, особенно Платона («Государство», «Политик», «Законы») и Аристотеля («Политика»).

В XIX веке теория личности «великого человека» трансформировалась в разработанную Т. Карлайлом теорию лидерских качеств (Trait Leadership Theory), которая, по сути, усовершенствовала и придала завершенный вид личностной теории.

В отличие от убеждений предшественников, которые отмечали, что лидером нужно родиться, авторы новой концепции (Карлайл, Гальтон), изучая качества характера известных личностей прошлого, сосредотачивали внимание также на внешних атрибутах лидерства, таких как образование, опыт, приобретенный в процессе жизни. Подробнее об этой теории читайте тут.

Еще одна классическая теория лидерства выросла из критики теории черт. Теория среды (Contingency Theory) объясняет лидерство не как набор личных характеристик, а как окружающую среду, ситуацию, которая определяет лидера и его действия. Разработанный в конце 1940-х-начале 1950-х гг.

, этот подход разделяли Стогдилл, Манн и др. Из их разработок выросли новые концепции лидерства, был применен поведенческий и ситуационный анализ этого явления. В то же время, теория среды стала началом возникновения интеграционного подхода к изучению лидерства, который объединяет ее и теорию черт.

Последняя, к слову, разрабатывается многими учеными и сегодня.

Основные современные теории лидерства. Современные исследования лидерства опираются на усовершенствованные подходы к определению и изучению лидерства, выработанные за последние 50 лет.

Поведенческая теория лидерства (Behavioral Theory) в отличие от теории качеств более прогрессивная, поскольку утверждает, что лидерские качества можно приобрести в процессе жизни, научится им, ведь они не всегда присущи человеку от рождения.

В результате проведенных в университетах Огайо и Мичигана исследований, ученые пришли к выводу, что в лидерстве преобладают две поведенческие категории – ориентация на задачу и ориентация на людей.

Также этот подход детально изучает стили лидерства, что заставляет многих авторов, специализирующихся на проблемах эффективного менеджмента, обращаться к данной теории.

Подробнее о поведенческом подходе в лидерстве вы можете посмотреть данный видеоролик:

Ситуационная теория лидерства (Situational Theory) была разработана в конце 1960-х гг. Полем Херси и Кеном Бланшаром. Этот подход также широко апеллирует к стилям лидерства, но основанным на ситуациях, в которых проявляются лидерские качества и навыки.

Подробнее об этом подходе можно узнать в этом видео:

Стили лидерства

Дж. Гарднер уверен, что «лидерство – это процесс убеждения последователей с целью достижения проводимых лидером идей».

Стиль лидерства подразумевает ответ на вопросы: как реализовать планы, как мотивировать людей на достижение поставленных целей? В зависимости от методов и средств, сегодня выделяются следующие стили, характерные для лидеров в политической, деловой, религиозной и других сферах:

  • Демократический стиль. Предусматривает совместное принятие решений лидером и членами группы, продвижение интересов всех членов группы. Характеризируется высоким уровнем свободы при выполнении рядовыми членами поставленных заданий, доверием и участием лидера.
  • Авторитарный стиль. Автократический лидер имеет достаточную власть, чтобы принимать решения самостоятельно и навязывать их подчиненным, используя при этом административные методы влияния. В качестве примера авторитарного коммуникативного поведения можно рассматривать регулировщика движения или профессора, который определяет темы рефератов студентов.
  • Либеральный или стиль невмешательства. Лидер задает лишь общее направление работы и не принимает активного участия в процессе принятия решений, его последователи имеют полную автономию в действиях и сами организовывают процесс.
  • Патерналистский стиль. Патерналистский лидер действует как отец, родитель по отношению к своим подчиненным. Проявляемая в таком случае забота о последователях имеет следствием полное доверие идеям лидера с их стороны, желание работать под его началом.
  • Транзакционный стиль лидерства. Наиболее часто применяемый в менеджменте. Лидер такого типа призван мотивировать сотрудников путем разработки системы наград и поощрений с целью поддержания показателей производства.

Дополнительные материалы к данному уроку

  • Также вы можете прочитать полезные материалы по лидерству в специальном разделе «Лидерство и взаимоотношения» нашего блога. Тему данного урока дополняют статьи:
  • Просим также обратить внимание, что некоторые тестовые вопросы к данному уроку, а также к экзамену по лидерству составлены на основе материала приведенных выше статей.
  • Теперь, когда мы имеем общее представление о теориях и стилях лидерства, перейдем к следующему уроку.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант.

После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время.

Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Теории лидерства: основные, психология, стилиСергей Крутько← Лидерство2 Качества лидера →

1Коммуникации

Источник: https://4brain.ru/liderstvo/teorii-liderstva.php

Теории лидерства

Определение 1

Теория черт, или еще ее называют теорией лидерских качеств – один из первых подходов в попытке изучить и объяснить лидерство. Согласно этой теории лидерами не становятся, ими рождаются.

Исследователи считали, что существует устойчивый набор качеств, который отличает «великих людей». Ученые пытались научиться измерять эти качества для выявления лидеров.

В попытке обобщить сотни проведенных исследований Ральф Стогдилл в 1948 году и Ричард Манн в 1959 году сгруппировали лидерские качества. Строгдилл выделил пять основных:

  • уверенность в себе,
  • знание дела,
  • интеллектуальные способности,
  • преобладание над другими,
  • активность, энергичность.

Манн выделял семь качеств, среди которых ум был определяющим. Обоих ученых постигло разочарование, так как только один набор перечисляемых качеств не делала человека лидером.

Несмотря на это, лидерские качества изучались до середины восьмидесятых годов.

Уоррен Беннис, американский ученый, исследовав группу успешных лидеров из 90 человек, получил интересные результаты, разделив лидерские качества на группы:

Теории лидерства: основные, психология, стили

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • управление значением — умение понятно передавать значение идеи
  • управление вниманием – умение представить цели, сущность результата в привлекательном для последователей свете
  • управление доверием — умение построить такую последовательную и постоянную деятельность, вызвав доверие подчиненных.
  • управление собой – знание своих сильных и слабых сторон, не боясь привлечь ресурсы других людей для усиления своих качеств.

При дальнейшем изучении выделили четыре группы лидерских качеств:

  • физиологические: такие как вес, рост, телосложение, внешний вид, здоровье, энергичность. Нет четкой прямой связи, так как и люди с показателями ниже среднестатистических, могли стать влиятельными фигурами.
  • эмоциональные: такие как независимость, смелость, честность, инициативность, работоспособность. Проявляются через характер человека. Список длинный, на практике не подтвердился.
  • интеллектуальные: по результатам многочисленных исследований уровень интеллектуальных качеств у лидеров выше, но прямой связи нет. Так , например, если у последователей невысокий интеллектуальный уровень, то у лидера с высокими показателями возникнет много сложностей.
  • личностные деловые: это приобретенные навыки для выполнения своих функций. Значимость возрастает в зависимости от уровня организационной иерархии. Не выявлено, насколько они являются определяющими для лидера, так как они специфичны. То есть качества, которые одному человеку помогли стать лидером в банке, возможно, не пригодятся для карьерного роста в театре.

У теории черт есть свои недостатки:

  • перечень лидерских качеств огромен, отсутствует единый образ лидера.
  • из-за отсутствия мер по измерению качеств, не удалось определить четкую связь между лидерством и описанными качествами.

Подход интересен, но на практике не принес никакой пользы.

Концепции харизматического лидерства

Современная концепция, опирается на работы Макса Вебера, представлена следующими авторами:

  • Б. Шамир,
  • В.М Басс,
  • М. Артур,
  • Р.Й Хозе.

Суть теории в том, что идеальный работник является отражением лидера, который может изменять его ценности. Работник верит в лидера, почитает его, руководитель способен вдохновить сотрудника. Мотивирующее воздействие через механизм подражания, наделения лидера харизмой, принятие его ценностей. Влиять на ценности людей могут лишь избранные. Р.Й Хозе, Б.

Шамир видели лидерство не через влияние одного человека на другого, а влияние человека на группу. В основе это лежит ценность для сотрудника, что он относиться к какой-то группе. Лидер повышает эту идентификацию, соотнося ценности индивида с общими ценностями, интересами.

Групповые потребности становятся выше индивидуальных, что усиливает коллективные ценности.

Важным в харизме лидера считается его способность изменять виденье действительности у последователей, что позволяет им внушать новые ценности, при этом отмечая значимость индивидуальных ценностей, связывая их с общими задачами.

Рассчитывать на доверие группы возможно лишь при условии, что лидер знает и уважает ценности, потребности, идентификации ведомых. Харизму может усилить личная увлеченность лидера коллективными целями, его идентификация с группой.

Лидеры через нравственный аспект трудовой деятельности, усиливают мотивацию.

Центральное звено – вера в собственную компетентность, помогает повысить индивидуальную производительность, упорство в преодолении трудностей, базируется на коллективном ожидании высокой производительности от каждого сотрудника.

Первостепенную роль в такой группе играет внутренняя мотивация, а не внешние стимулы. Лидер дает надежу на реальное лучшее будущее. Высокая зарплата в такой ситуации является лишь конечной целью.

Замечание 1

Недостатком такой концепции является яркая зависимость работы группы от лидера, что приводит к сбою в ее деятельности в случае потери лидера. Такая концепция чаще применяется в группах с невысокой спецификацией трудовых функций, без четких стратегий осуществления организационных задач.

Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства

Представляет собой вторую волну в развитии теории черт. Выделяются индивидуальные качества и характерное поведение при достижении целей, которые могут отличаться.

Например мягки и добрый человек, будучи руководителем в армии вырабатывает в себе уверенность, строгость, решительность. Данная концепция вносит в теорию лидерства такие понятия, как задачи, цели, которые связаны с конкретной ситуацией.

Стиль поведения лидера складывается в результате взаимодействия его личных качеств и поставленных задач, зависит от социальных условий. Об этом писали Т.Хилтон, Р.Строгдилл, А.

Голдиер в ситуационной концепции, считая, что лидер – это функция конкретной ситуации, что при других условиях данный лидер может им уже не быть. То есть конкретные обстоятельства отбирают лидера и определяют его поведение.

В такой ситуации лидерские качества относительны, но в целом их отличает уверенность, целеустремленность, компетентность, готовность брать на себя ответственность.

Читайте также:  Как понравиться начальнику: мужчине, новому, женщине

Данная теория имеет недостаток, она не в полной мере отражает активность лидера, его способность принимать решения при изменении условий, считая роль ситуации ведущей в формировании лидерства. Э.

Хартли дополнил ситуационную теорию, раскрыв природу этого феномена:

  • если человек стал лидером в одной ситуации, это увеличивает его возможности стать лидером при других условиях;
  • человек приобретает авторитет, оказавшись лидером при определенных условиях, что способствует его избранию на руководящую роль и закреплению лидерства;
  • человек ставший лидером, вследствие стереотипности мышления, воспринимается как лидер в принципе;
  • лидерами становятся люди, которые имеют соответствующую мотивацию.

Замечание 2

Существует понятие ситуационного эффективного руководства, объясняющее, применение разных стилей руководства в зависимости от ситуации. К лидерству отношение не имеет.

Теория конституентов и интерактивный анализ

Уточнением и развитием ситуационной концепции является теория последователей (конституентов), объясняющая феномен лидера через аналогию, что свита, делает короля. Именно его последователи, по мнению Ф.Стэнфорда, воспринимают ситуацию, лидера, и решают, принимать его или нет.

Роль данной концепции решающая при выборе неформальных лидеров, а так же руководителей в демократических организациях. Лидерство, в свете данной теории, это особые отношения между лидером и группой, поведение лидера, возможно предсказать, изучив его последователей.

Через конституентов происходит воздействие на лидерство господствующей культуры, в первую очередь ценностных ориентации, а так же ожиданий работников.

Рассмотренные теории частично объясняют, почему кто-то становится лидером, но не отражают, почему кто-то стремиться к лидерству, а кто-то нет, и можно ли воздействовать на формирование лидерства.

Психологические теории лидерства

Психологические теории помогают объяснить субъективные механизмы лидерства. Фрейд считал, что подавленное либидо лежит в основе лидерства, которое в результате сублимации проявляется в стремлении к лидерству. Т. Адорно, Э.

Фромм выделили типы личностей, склонных к авторитаризму, стремящихся к власти. По их мнению, такая личность формируется в некомфортных общественных условиях, у человека возникает желание уйти от нестабильности в сферу господства.

Для авторитарной личности власть-это психологическая потребность, способ избавиться от комплексов, навязывая свою волю другим, что является проявлением слабости.

Такие лидеры не принимают демократический стиль, чаще заботятся об увеличении свой власти, чем об интересах дела. За такими лидерами необходим постоянный контроль.

Для многих власть не привлекательна, для кого — то она лишь инструмент, для достижения благ. Инструментальная мотивация лидерства распространена в организациях.

Источник: https://spravochnick.ru/menedzhment/vlast_i_liderstvo/teorii_liderstva/

Лекция 13. Основные теории лидерства. Стили лидерства

Под лидерством
обычно
понимают способность человека вести
за собой других людей для достижения
конкретных целей. Лидерство является
феноменом, описывающим процессы влияния
в группах или организациях, направленные
на координацию групповых действий и
отношений в ходе достижении групповой
цели.

  • Лидерство как
    важнейший фактор управления стоит в
    центре современной организации.
  • В современной
    организации лидерство многогранно, его
    следует понимать как планирование,
    организацию и управление деятельностью
    группы посредством установления
    коммуникаций.
  • К основным элементам
    процесса лидерства относятся влияние,
    поддержка, обеспечение добровольного
    участия и достижение целей.

Лидерство как
специфический тип отношений управления
предполагает процесс социального
взаимодействия и влияния, когда индивид
намеренно воздействует на других людей.
В отличие от собственного управления,
лидерство предполагает наличие в
организации последователей
– союзников,
которые представляют обязательную
оборонную сторону медали, называемой
лидерством (У. Бланк)10.

Лидерство позволяет
заменить отношения «начальник —
подчиненный» отношениями «Лидер —
последователь».

Факторы, составляющие
основу лидерства:

  • объективные и субъективные;
  • формальные (инструментальные) и неформальные (эмоциональные);
  • внешние и внутренние.

Процесс
влияния на людей позиции занимаемой в
организации должности называется
формальным
лидерством
.
Процесс влияния на основе авторитета,
доверия, уважения, способностей или
других ресурсов, необходимых людям,
называется неформальным лидерством.

Идеальным является
сочетание всех основ лидерства.

Лидер
(от
англ. leader
– ведущий руководитель) – это лицо
(группа лиц), которое может оказывать
реальное влияние на поведение работников.

Понятия «менеджер»
и «Лидер» не совпадают табл. 13.1.

Таблица 13.1.

Различие между менеджером и лидером

Менеджер Лидер
Назначается официально даны права и полномочия законом Выдвигается неофициально не является обладателем прав и полномочий
Выполняет несколько социальных ролей Деятельность ограничивается рамками внутригрупповых отношений
Несет перед законом ответственность за деятельность группы Не несет перед законом ответственность за работу группы
Руководство имеет организационную природу Лидерство имеет психологическую природу

Для осуществления
эффективного руководства менеджер
должен обладать лидерским влиянием.

Определяющими
чертами при оценке лидера и его поддержке
группой являются: энергичность,
решительность, настойчивость,
целеустремленность, энтузиазм, честолюбие,
способности и знания, справедливость
коммуникабельность, уверенность в себе
и др.

Наиболее важными функциями Лидера
являются: определение целей и средств
их достижения, координация действий
членов группы, планирование их совместной
работы, поощрение и наказание,
информационная, контролирующая,
представительская функции и др.

  1. Таким образом,
    лидерство является важнейшим фактором
    в системе управления современной
    организации.
  2. В зависимости от
    того, что считается источником
    результативности лидерства и какой
    смысл вкладывается в его феномен,
    выделяют пять групп теорий лидерства:
  3. 1. Теория черт
    (лидерство и эффективность лидерства
    рассматривается как свойства личности);
  4. 2. Поведенческие теории (эффективность лидерства есть
    функция поведения);
  5. 3. Ситуационные
    (эффективность лидерства является
    следствием действия в ситуации);
  6. 4. Атрибутивные
    теории;

5. Теории обмена.

Теория личностных качеств лидера объясняет
лидерство наличием определенного набора
общих для всех лидеров определенных
личных качеств. Исследованиями выявлено
свыше 80 характеристик: физиологических,
психологических, интеллектуальных,
деловых, личностных.

При этом наиболее
общими чертами, которые отличают
эффективного лидера тех, кого он ведет
за собой, являются: честолюбие,
энергичность, честность и прямота,
уверенность в себе, адаптивность,
способности, знания.

Особенно очевидно
они проявляются из известных выдающихся
лидеров (теория великих людей). Практикой
не подтверждается наличие стандартного набора качеств, которые предопределяют
эффективное лидерство.

Личные качества
не гарантируют достижения успеха, а их
относительная важность в значительной
мере зависит от других факторов, включая
ситуацию, в которой находится менеджер.

Поведенческие
теории лидерства
рассматривают
лидерство как набор привычных моделей
поведения руководителя. Они указывают,
что эффективное руководство зависит
не столько от личных характеристик
менеджера, сколько от адекватности его
поведения ситуации, уровня квалификации
и предпринимаемых действий.

Данные теории
акцентируют внимание на стиле
лидерства
,
под которым понимается совокупность
характеристик приемов и методов,
используемых руководителем в процессе
управления.

Стиль отражает степень
делегирования руководителем своих
полномочий подчиненным, используемый
тип власти, методы работы с внешней
средой, способы влияния на персонал,
привычную манеру поведения руководителя
по отношению к подчиненным.

К основным
поведенческим концепциям лидерства
относятся: теория «Х» и «У» Д. Мак-Грегора,
теория лидерства К. Левина, континуум
стилей руководства Р. Лайкерта,
управленческая решетка Р. Блейка и Дж.
Моутона, теория Э.Ф. Флейшмана и Э.Харриса
и др. Содержание поведенческих теорий
разнообразно, но большинство из них
представляет поведение лидера на основе
двух основных параметров:

  • поведение, ориентированное на выполнение производственных задач (при игнорировании потребностей и интересов подчиненных);
  • поведение ориентированное на человеческие отношения (уважение к потребностям работников, забота о развитии персонала);

Обобщенно
характеристика поведенческих теорий
лидерства приведена в табл. 13.2.

Таблица 13.2.

Источник: https://studfile.net/preview/2098293/page:34/

Основные психологические теории лидерства

Харизматическая – рассматривается харизма лидера. Обладают  некоторыми качествами, свойства которых проявляются внешне и воздействуют  на других людей (физические х-ки – рост, сложение и др. манера держаться – походка, жесты, поза, голо)

Черт (качеств) — лидером может стать человек, который обладает набором определенных качеств (интеллект, доминантность, уверенность в себе, независимость, общительность и др.). Для разных сфер деятельности характерны различные качества

Ситуационная – эффективность лидерства определяется соответствием качеств лидера и особенностей поведения в различных ситуациях. Вероятностная модель лидерства (авт.

Фидлер): 1)характер взаимоотношений между руководителем и подчиненным 2)структурное решение задач 3)величина официальной власти лидера «Установка флюгера» (при изменении ситуации люди реагируют на  них и меняют свои характеристики)

  • Функциональная – зависит от решаемых задач: эмоциональные, интеллектуальные, деловые лидеры
  • Поведенческая (лидером становится человек, который обладает нужной формой поведения): ориентированны на задачи или на взаимоотношения. Левин выделяет: демократический, авторитарный, попустительствующий стиль лидерства
  • Теории лидерства
  • Понятие лидерства  и  различные  его концепции возникли в западной
  • науке изначально  на  базе  эмпирических  исследований  именно  малых
  • групп. Однако и трактовка явления лидерства, и понимание его причин и
  • механизмов проделали значительную эволюцию.
  • Но до   сих   пор  ни  в  социальной  психологии,  рассматривающей

преимущественно малые группы,  ни в политической психологии,  которая под  лидером  поймает  политического  деятеля  и  поэтому анализирует проблемы на уровне больших социальных групп,  однозначного  понимания этого  феномена  нет.  Каждый исследователь,  давая   свое   определение,  выделяет   лишь  тот  или  иной    его   аспект.

  1. Наиболее распространенные и общепризнанные  теории  —  это  теории личностных  черт, ситуативные, ситуативно-личностные.
  2. 1) Теория  черт   (и   ее   разновидности)      возникли   под   влиянием
  3. исследований  английского   психолога   и   антрополога   Ф.   Гальтона,
  4. пытавшегося   еще    на    заре   века  объяснить    лидерство    на   основе
  5. наследственности.  В    рамках   этого  направления   были   предприняты

исследования  царских  династий различных наций,  анализ браков между правителями и т.д.  Основной идеей  такого подхода  было  убеждение  в  том,   что   если   лидер   обладает   качествами  (передающимися  по наследству), отличающими — его от его последователей,  то эти качества можно  выделить.  Однако  составить  перечень  таких  черт  тогда  не удалось.

Только в  1940 г.  американский  психолог   К. Бэрд  составил список  из

79 черт,  упоминаемых  различными  исследователями  как   «лидерские».

Среди них были названы инициативность,  общительность, чувство юмора, энтузиазм,  уверенность,  дружелюбие и т.д.  Но ни  одна  из  них  не занимала прочного места в перечнях: 65% названных черт были упомянуты лишь однажды,  16-20 — дважды,  4-5 — трижды и  лишь  5% черт  были названы  четыре  раза.

Проанализировав  различные подходы, Американский психолог    Р.

Стогдилл  выявил, что практически во всех случаях лидерство  рассматривается  либо  как  фокус  групповых процессов,  либо как искусство вызывать согласие, либо с точки зрения ролевой дифференциации в позициях власти.

Такой разброс мнений американский психолог Ю. Дженнингс объяснял субъективизмом этих теорий,  они, по его мнению, в большей мере отражали черты самих исследователей, чем черты лидера.

  • 2)  На смену  теории  черт  пришли  ситуативные  теории  лидерства,  в соответствии,  с  которыми   появление  лидера   есть  результат   места,
  • времени  и  обстоятельств.  То  есть  в конкретных  различных ситуациях
  • групповой  жизни    выделяются    отдельные   члены    группы,   которые
  • превосходят  других,  по   крайней  мере, в  каком-то одном  качестве,  но
  • поскольку  именно  это   качество  и   оказывается  необходимым  в  этой

ситуации,  человек,  обладающий им, становится лидером. В этом смысле интересно высказывание американского  исследователя  Дж.

  Шнейдера  о том,   что   число   военных  лидеров  Англии  пропорционально  числу конфликтов,  в которые страна была вовлечена;  это,  по  его  мнению, говорит в пользу влияния на выдвижение лидера ситуативных факторов, в частности,  социальной или политической ситуации в стране в  тот  или иной    период. Жуков — лидер  II ВОВ, разгром   фашистов. Ситуационная     теория     лидерства    подчеркивает

Читайте также:  Аддиктивное поведение подростков: что такое

относительность  черт,   присущих   лидеру,   и   предполагает,   что качественно   разные  обстоятельства  могут  потребовать  качественно разных лидеров. Этот момент ситуационной теории лидерства был, подвергнут критике со стороны Ж.

Пиаже, который утверждал, что при таком подходе полностью снимается вопрос об активности лидера, он превращается в какого-то «флюгера».

Эту слабость ситуационной теории не могло снять и то добавление, которое было к ней сделано: в одном из вариантов ситуационной теории предлагалось считать главным моментом появления лидера выдвижение его группой, потому что именно она испытывает по отношению к данному человеку определенные ожидания, что он проявит необходимые в данной ситуации черты.

Для того   чтобы   снять   возможные   возражения,   будто  теория рассматривает личность лидера как марионетку,  американский ученый     Э. Хартли  предложил  модификацию  этой  теории.

  Он  предположил,  что, во-первых,  если человек становится  лидером  в  одной  ситуации,  не исключено,  что  он  им  станет и в другой;  во-вторых,  в результате стереотипного восприятия  лидеры  в  одной  ситуации  рассматриваются

группой как «лидеры вообще»;  в-третьих,  став лидером в  определенной

ситуации,  человек приобретает авторитет,  который  способствует  его избранию  лидером  и  в  следующий  раз;  в-четвертых,  лидером  чаще выбирают человека, имеющего мотивацию к достижению этой позиции.

3) Однако, такая размытая формулировка не сняла односторонности с этой теории,  и,  как часто бывает в науке,  два крайних варианта породили третий, более или менее компромиссный, а именно личностно-ситуативные теории.  В 1952 году Г. Герт и С. Милз выделили четыре фактора, которыебыло  необходимо,  по их мнению,  учитывать при рассмотрении феноменалидерства:

  1. а)    черты и мотивы лидера как человека;
  2. б) образы лидера имотивы,  существующие  в сознании его   последователей, побуждающие ихследовать за ним;
  3. в)    характеристики роли лидера;

г) институциональный контекст, т.е. те официальные и правовые параметры, в которых работает лидер и в которые он и его последователи вовлечены. Стогдилл и Шатли предложили изучать лидерство с точки зрения статуса,  взаимодействия, восприятия и поведения индивидов по отношению к другим членам группы.

Таким образом,  лидерство стало рассматриваться как  отношения  между людьми, а не как характеристика отдельного индивида. Следуя этой традиции,  Р.

Кеттел предложил рассматривать лидерство как  динамичное  взаимодействие  между  целями  лидера  и  целями   и потребностями последователей,  где функция лидера сводится к выбору и достижению групповых целей . 

Но  это только три главные теории. Между тем существуют и другие школы,  внесшие определенный вклад в изучение этой проблемы:

4)  Со временем появилась еще одна теория, и она была представлена в так называемой «системной теории лидерства», согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом.

  Ф.

Фидлер предложил свой  вариант «вероятностную модель эффективности лидерства», в которой делается акцент на интеграции влияния лидера (а точнее, его личностных свойств) и ситуативных переменных (отношений между лидером и последователями, сути задачи, степени власти лидера).

  • Фидлер  выделяет  два  возможных   стиля  лидерства:  ориентацию    на
  • задачу    и  ориентацию  на  межличностные  отношения,  иначе   говоря,
  • инструментальное  и  эмоциональное  лидерство.  Можно заметить,  что
  • подобное разделение функций и ролей,  разграничение сфер деятельности инструментального   и   эмоционального  лидера  отдаленно  напоминает разделение функций руководителя и лидера,  принятое  в  отечественной социальной  психологии.)  По  мнению  Фидлера,  стиль  лидерства   соотносится   с ситуативными  переменными (причем каждая переменная получает строгое количественное выражение) таким образом,  что наиболее благоприятная ситуация для  лидера  включает  хорошие отношения с последователями,
  • хорошо   разработанную   задачу,   сильную  позицию  лидера.   Из   этой

предпосылки Фидлер делает вывод,  что ориентированный на задачу лидер более эффективен,  когда ситуация либо очень благоприятна, либо очень неблагоприятна для него. А ориентированный на межличностные отношения лидер более эффективен в ситуациях только умеренно благоприятных  или умеренно неблагоприятных.

5)  Атрибутивные  теории  рассматривают лидера как своего рода  марионетку,    получающую   прямые   указания    и   власть     от     своих

последователей, которые приводят его в движение как кукольник куклу. Возьмем пример из политики, ни для кого не секрет,  что население той или иной  страны  имеет определенные   прототипы  политического   лидерства,  формирующиеся  в процессе развития  политической культуры общества.

  С  одной  стороны, это  стихийный процесс,  являющийся творчеством масс. С другой-это процесс целенаправленного воздействия на массовое сознание со стороны различных  политических  сил  через  средства массовой информации.

Определяющую роль играют последователи, то есть лидер прислушивается к мнению других, и принимает мнение других, а не свое (Брежнев, Черенков). Такая точка зрения предполагает,  что лидер отражает цели группы и действует от  ее  имени.

  Здесь  предполагается,  что  для  понимания лидерства   необходимо  иметь  представление  об  ожиданиях  и  целях последователей.

6) Схожей является разработанная Р.Л.Кричевским концепция «ценностного обмена» как механизма выдвижения лидера. Сама по себе идея ценностного обмена во взаимодействии людей и ранее разрабатывалась в социальной психологии.

Здесь же идея ценностного обмена использована при объяснении феномена лидерства: ценностные характеристики членов группы (значимые свойства личности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера.

Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, то есть являющиеся для группы ценностями.

Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, который как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей. Именно поэтому он и обладает наибольшим влиянием .

Источник: https://students-library.com/library/read/63381-osnovnye-psihologiceskie-teorii-liderstva

Что говорит наука о феномене лидерства. Современные концепции политического лидерства

Любой социально-психологический процесс, зародившийся в группе людей, базируется на авторитете одного из участников. В зависимости от того, каким является авторитет лидера, можно охарактеризовать его как человека.

Часто влияние личности на других людей, формирующих группу, базируется на силе занимаемой должности. Его можно охарактеризовать как формального лидера. Индивид, который находится в статусе главы и способен вести людей за собой, является неформальным лидером.

Если выбирают, основываясь на личностном авторитете и человеческих качествах, он харизматичен.

Важно понимать, в чем заключается отличие лидера от руководителя неформальной группы или коллектива. Лидер стремится правильно организовать влияние на группу людей, в состав которой входит. Руководитель ставит задачу организовывать какое-либо дело или процесс.

Психологи отметили, что роль лидера в группе всегда очень престижна.

Главные теории

Они позволяют объяснить этот феномен в обществе:

  • «героя» или «великого человека»;
  • теория характерных черт;
  • «благоприятных обстоятельств»;
  • ситуационные теории лидерства;
  • теории, уходящие корнями в бихевиоризм;
  • влияния посредством власти над людьми;
  • «теории управления»;
  • трансформационные теории лидерства.

Все эти системы, выдвинутые психологами в разное время, пытаются объяснить природу явления. Изучив доступные современные теории лидерства, можно составить для себя многомерное и объемное понимание феномена.

Теория «великого человека»

Она является одной из первых среди предложенных. Ее можно описать кратко. Суть заключается в том, что великим можно только родиться, а не стать им, благодаря упорному труду над собой и определенным обстоятельствам, которые позволили бы проявить личностные качества.

Не зря систему «великого человека» нередко называют еще и теорией «героя», поскольку великих лидеров современности и былых времен сравнивают чуть ли не с мифическими героями.

Эта теория лидерства зародилась во времена, когда это понятие рассматривали с точки зрения военного и политического аспектов, поэтому поначалу применима она была только к мужчинам.

  Работа с возражениями в продажах: примеры, алгоритм, техника

Концепция «великого человека»

Теория характерных черт

Похожа на теорию «героя», описанную выше. Ее также можно отнести к одной из первых систем. Суть заключается в том, что потенциальный лидер генетически наследует от предыдущих поколений черты характера и личностные качества, которые делают его наиболее подходящей кандидатурой на эту «должность».

Оперируя этой теорией, можно объяснить понятия формального лидера или руководителя. Но сложно утверждать, что она может быть единственно правильной. Многие психологи не могут объяснить, почему люди, обладающие рядом специфических качеств и стилей поведения, обязательных для лидера, таковыми не становятся.

Теория «обстоятельств»

Концепция акцентирует внимание на конкретных обстоятельствах и ситуациях, находясь в условиях которых человек имеет возможность проявить себя как неформальный или харизматичный лидер. Часто эти понятия объединяются. Согласно системе «обстоятельств», для лидерства нет определенного поведенческого стиля. Успех зависит от таких моментов:

  • стиль руководства группой;
  • особенности характера последователей;
  • различные аспекты, сложившихся ситуаций, которые невозможно предусмотреть.

Ситуационные теории

Эта группа теорий отличается форматом идеи от всех предыдущих и последующих. Феномен лидерства рассматривается как черта, которая характерна для определенной ситуации, а не для типа личности человека.

Согласно любой из ситуационных теорий, индивидуальные личностные особенности людей, входящих в группу, игнорируются. Это объясняется тем, что поведение людей всегда формируется на основании среды, где они находятся, и на основании тех требований, которые она предъявляет.

Если обобщить суть всех ситуационных исследований, можно заключить, что количество глав в разный период прямо пропорционально количеству ситуаций, для разрешения которых нужен руководитель.

Бихевиористские теории

Любая теория, уходящая корнями в бихевиоризм и объясняющая феномен лидерства, противоречит описанной выше системе «великого человека».

Бихевиористские исследования утверждают, что лидером никто не может родиться, но стать им реально.

Когда данные учения только формировались, психологи анализировали не личностные качества и психологическое состояние лидеров, а конкретные действия.

Данные исследования говорят и о том, что посредством длительного обучения у действующих лидеров и наблюдения за ними любой член группы со временем добьется позиции главы.

Бихевиористские концепции лидерства

Теория влияния

Говорит о том, что человек, который имеет авторитет и привилегии группы, создает определенные сети власти. Система влияния предполагает, что власть определенного человека абсолютна.

Она позволяет игнорировать посредников между группой и ее лидером. Концепция предполагает, что уровень культуры группы, во главе которой человек с абсолютной властью, низкий.

Политологи склонны объяснять авторитаризм, ссылаясь на эту теорию.

Трансакционные теории

Трансакционные теории или «теории управления» акцентируют внимание на взаимоотношениях между лидерами и группой последователей.

Эти взаимоотношения трансакционная теория классифицирует как симбиоз, основывающийся на «обмене» признания группы на ценные вещи и средства, необходимые для существования и предлагаемые лидером.

Важно, чтобы эти вещи были доступны для получения только от потенциального лидера.

Трансакционные и трансформационные концепции лидерства

Теория конституентов и интерактивный анализ

Уточнением и развитием ситуационной концепции является теория последователей (конституентов), объясняющая феномен лидера через аналогию, что свита, делает короля. Именно его последователи, по мнению Ф.Стэнфорда, воспринимают ситуацию, лидера, и решают, принимать его или нет.

Роль данной концепции решающая при выборе неформальных лидеров, а так же руководителей в демократических организациях. Лидерство, в свете данной теории, это особые отношения между лидером и группой, поведение лидера, возможно предсказать, изучив его последователей.

Читайте также:  Лазерное кодирование от алкоголизма

Через конституентов происходит воздействие на лидерство господствующей культуры, в первую очередь ценностных ориентации, а так же ожиданий работников.

Рассмотренные теории частично объясняют, почему кто-то становится лидером, но не отражают, почему кто-то стремиться к лидерству, а кто-то нет, и можно ли воздействовать на формирование лидерства.

Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства

Представляет собой вторую волну в развитии теории черт. Выделяются индивидуальные качества и характерное поведение при достижении целей, которые могут отличаться.

Например мягки и добрый человек, будучи руководителем в армии вырабатывает в себе уверенность, строгость, решительность. Данная концепция вносит в теорию лидерства такие понятия, как задачи, цели, которые связаны с конкретной ситуацией.

Стиль поведения лидера складывается в результате взаимодействия его личных качеств и поставленных задач, зависит от социальных условий. Об этом писали Т.Хилтон, Р.Строгдилл, А.

Голдиер в ситуационной концепции, считая, что лидер – это функция конкретной ситуации, что при других условиях данный лидер может им уже не быть. То есть конкретные обстоятельства отбирают лидера и определяют его поведение.

  Понятие культурного шока в иной стране и способы преодоления

В такой ситуации лидерские качества относительны, но в целом их отличает уверенность, целеустремленность, компетентность, готовность брать на себя ответственность.

Данная теория имеет недостаток, она не в полной мере отражает активность лидера, его способность принимать решения при изменении условий, считая роль ситуации ведущей в формировании лидерства. Э.

Хартли дополнил ситуационную теорию, раскрыв природу этого феномена:

  • если человек стал лидером в одной ситуации, это увеличивает его возможности стать лидером при других условиях;
  • человек приобретает авторитет, оказавшись лидером при определенных условиях, что способствует его избранию на руководящую роль и закреплению лидерства;
  • человек ставший лидером, вследствие стереотипности мышления, воспринимается как лидер в принципе;
  • лидерами становятся люди, которые имеют соответствующую мотивацию.

Замечание 2

Существует понятие ситуационного эффективного руководства, объясняющее, применение разных стилей руководства в зависимости от ситуации. К лидерству отношение не имеет.

  • https://urazuma.ru/obshchenie/teorii-liderstva-1.html
  • https://spravochnick.ru/menedzhment/vlast_i_liderstvo/teorii_liderstva/

Источник: https://stopzaraza.com/psixologiya/teorii-liderstva-osnovnye-psixologiya-stili.html

Теории лидерства (стр. 1 из 3)

  • Теории лидерства
  • Содержание
  • Введение
  • Основные теории лидерства
  • Виды лидерства
  • Роли лидера
  • Список литературы
  • Введение
  • Теории лидерства — научные теории, объясняющие феномен лидерства, его происхождение и функционирование.

Лидерство как и управление, является до некоторой степени искусством. Досегодняшнего дня вопросы о лидерстве остаются актуальными, поскольку ещё не дано каких-либо чётких и определённых ответов.

Но различные модели и теории,которые рассматривает данная работа, помогают осознать необходимость гибкогоподхода к руководству.

Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлятьспособности подчинённых и свои собственные, природу задачи, потребности, полномочия и качество информации.

Руководитель всегда должен быть готовым к переоценке суждений и, если необходимо, соответствующему изменению стиля руководства. Очень немногие из тех, кто выбрал карьеру руководителя, согласны оставаться долгие годы на одной и той же работе.

Многие активно стремятся к продвижению на должности с большей ответственностью.

Руководитель, который выбрал определённый стиль лидерства и строго его придерживается, поскольку этот стиль хорошо зарекомендовал себя в прошлом, может оказаться неспособным осуществлять эффективное руководство в другой ситуации на более высоком посту, где все его непосредственные подчинённые ориентированы на достижения.

Руководитель, который хочет работать как можно более эффективно, получить всё, что можно от подчинённых, не может позволить себе применять какой-тоодин стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Скорее руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации.

  1. В данной работе описываются общепринятые теории лидерства, которые составляют теоретическую основу для практического применения в различных организациях, где одним из важных вопросов является эффективное лидерское управление.
  2. Основные теории лидерства
  3. Феномен лидерства занимает особое место в психологии в силу своей яркости и занимательности.

Феномен лидерства — одна из наиболее изучаемых проблем современной психологии. Именно здесь накоплен основной массив исследований, концепций и попыток теоретического обобщения.

При изучении этого раздела политической психологии наиболее продуктивно постоянное обращение к истории проблемы, углубленный исторический экскурс в проведенные ранее исследования.

В исследованиях феномена лидерства пока еще нет «окончательного диагноза», который позволил бы кратко суммировать и обобщить достижения, отбросив заведомо неверные концепции.

До конца XIX — начала XX веков основные подходы к проблеме теории лидерства носили сугубо описательный характер. Анализ стал достоянием XX века. Различные теории вплотную попытались объяснить природу лидерства и выявить факторы, влияющие на этот феномен. В обобщенном виде можно выделить несколько групп подобных теорий.

Теории «героев» и «теории черт»

. Теории данной группы — из самых древнейших. Кратко упомянем лишь некоторые их истоки. Как известно, значительная часть политико-психологических черт и особенностей детерминирована социокультурными обстоятельствами.

Так, древние египтяне приписывали своему императору «божественные черты»: «властное высказывание» в устах, «понимание в сердце», но «язык его — усыпальница справедливости».

Гомеровская Илиада раскрыла четыре необходимых, по мнению древних греков, качеств вождей: справедливость (Агамемнон), мудрость (Нестор), хитрость (Одиссей) и доблесть (Ахилл).

Перечни таких или похожих качеств встречаются в самых разных культурах: Правда, модели поведения лидеров и «наборы» лидерских «черт» со временем не раз менялись. Тем не менее, образы героев были, есть и всегда будут. Во всяком случае, пока сохраняются сторонники понимания истории как творения «героев», великих людей. Значит, будут множиться и списки «героических» черт.

В XX веке известные представители «героической» теории (Т. Карлайл, Е. Дженнингс, Дж. Дауд и др.) пытались изучать качества, «передающиеся по наследству» и «способствующие завлечению масс».

Затем, вслед за «героической», уже «теория черт» попыталась дать ответ на вопрос, какими свойствами должен обладать лидер как особый субъект деятельности. Ее сторонники (Л. Бернард, В. Бинхам, О. Тэд, С. Килбоурн и др.) считали, что лидером человека делают определенные психологические качества и свойства («черты»).

Лидер рассматривался ими через призму ряда факторов, Во-первых, к таким факторам относились его «способности» — умственные, вербальные и т. д. Во-вторых, «достижения» — образование и физическое развитие. В-третьих, «ответственность» — зависимость, инициатива, упорство, желание и т. д.

В-четвертых, «участие» — активность, кооперация и т. д. В-пятых, «статус» — социально-экономическое положение, популярность. В-шестых, важными признавались «ситуативные черты» личности.

  • Выделим основные качества, которые сторонники этой теории считали необходимыми для лидера:
  • сильное стремление к ответственности и завершению дела;
  • энергия и упорство в достижении цели, рискованность и оригинальность в решении проблем;
  • инициативность;
  • самоуверенность;
  • способность влиять на поведение окружающих, структурировать социальные взаимоотношения;
  • желание принять на себя все последствия действий и решений;
  • способность противостоять фрустрации и распаду группы.

Можно по-разному относиться к подобным взглядам. Однако обратим внимание на любопытные результаты, которые принесло комплексное исследование лидерского поведения, проведенное в прикладных целях по заказу госдепартамента США в 1979 году.

Оно показало, что наиболее важные черты современного политического лидера — это неформализованные организаторские навыки, избегание бюрократических подходов, терпимость к фрустрации, прямота суждений, способность выслушать чужое мнение, энергичность, ресурс роста и юмор.

Согласимся, что годы идут, а качества, приписываемые лидеру, остаются неизменными. При этом забавно, что интеллектуальные способности до сих пор не считаются обязательными для лидера.

Страсть в смысле ориентации на существо дела, страстной самоотдачи делу… Глазомер, способный с внутренней собранностью и спокойствием поддаться воздействию реальностей… требуется дистанция по отношению к вещам и людям… Проблема состоит в том, чтобы втиснуть в одну и ту же душу и жаркую страсть, и холодный глазомер» (Избранные произведения, — М.: Прогресс, 1990. — С. 690-691.).

При всей своей занимательности, теории «героев» и «черт» мало продуктивны в научном отношении. Они позволяют красиво описывать яркий феномен, но не приближают проникновение в его суть.

Несмотря на общее признание этого, теории такого рода продолжают множить число своих сторонников, создавать все новые списки необходимых лидерских качеств. В определенной мере, это инерция прежних, описательных подходов.

Научное изучение феномена лидерства пошло дальше.

Теории среды

. Основное положение группы теорий, объединяемых под этим названием, гласит: лидерство является функцией окружения, т. е. определенных времени, места и обстоятельств, в том числе культурных.

Этот подход игнорировал индивидуальные различия людей, объясняя их поведение исключительно требованиями среды. Так, согласно Е.

Богардусу, тип лидерства в группе прежде всего зависит от природы группы и проблем, которые ей предстоит решать.

В. Хоккинг предполагал, что лидерство — функция группы, которая передается лидеру, только когда группа желает следовать выдвинутой им программе. В этой связи X.

Персон выдвинул две гипотезы: 1) каждая ситуация определяет как качества лидера, так и самого лидера; 2) качества индивида, которые определяются ситуацией как лидерские качества, являются результатом предыдущих лидерских ситуаций.

Не вызывая отторжения, такие выводы, однако, также мало чего проясняли.

В свое время Дж. Шнейдер с удивлением обнаружил, что количество генералов в Англии в разные времена было прямо пропорционально количеству военных конфликтов, в которых участвовала страна.

Это стало наиболее яркой иллюстрацией справедливости теорий среды. Для оценки их сути воспользуемся высказыванием А. Мэрфи: ситуация вызывает лидера, который и должен стать инструментом разрешения проблемы.

То есть ситуация ситуацией, но и сам лидер что-то значит.

Личностно-ситуационные теории. Эта группа теорий является как бы симбиозом двух предыдущих. В ее рамках одновременно рассматриваются как психологические черты лидера, так и условия, в которых происходит процесс лидерства.

В частности, по мнению С. Казе, лидерство генерируется тремя основными факторами: личностными качествами лидера, группой его последователей и сложившейся ситуацией или «событием» (например, проблемой, которую решает группа).

Р. Стогдилл и С. Шартл предложили описывать лидерство через понятия «статус», «взаимодействие», «сознание» и «поведение» индивидов по отношению к другим членам организованной группы. Следовательно, лидерство рассматривается скорее как система отношений людей, а не как характеристика изолированного индивида.

X. Герт и С. Миллз считали, что для понимания феномена лидерства надо уделять специальное внимание таким факторам, как черты и мотивы лидера, его общественный имидж, мотивы его последователей, черты лидерской роли, а также учитывать «институциональный контекст» и «ситуацию».

Таким образом, в разных вариантах теории данной группы пытались расширить достоинства предыдущих подходов. Однако достичь желаемого удалось не во всем.

Теории взаимодействия-ожидания

. Согласно взглядам Дж. Хоманса и Дж. Хемфилда, теория лидерства должна рассматривать три основные переменные: действие, взаимодействие и настроения.

Это предполагает, что усиление взаимодействия и участие в совместной деятельности связано с усилением чувства взаимной симпатии, а также с внесением большей определенности в групповые нормы.

Лидер в этой теории определяется как, прежде всего, инициатор взаимодействия.

Источник: https://mirznanii.com/a/202352/teorii-liderstva

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector