Тест на тревожность: диагностика, методика кондаша, шкала бека

Под
тревожностью понимается особое
эмоциональное состояние, часто возникающее
у человека и выражающееся в повышенной
эмоциональной напряженности,
сопровождающейся страхами, беспокойством,
опасениями, препятствующими нормальной
деятельности или общению с людьми.
Тревожность — важное персональное
качество человека, довольно устойчивое.
Доказано существование двух качественно
различных разновидностей тревожности:
личностной и ситуационной.

Под
личностной тревожностью понимается
индивидуальная черта личности человека,
отражающая его предрасположенность к
эмоционально отрицательным реакциям
на различные жизненные ситуации, несущие
в себе угрозу для его Я (самооценки,
уровня притязаний, отношения к себе и
т.п.). Личностная тревожность — это
стабильная склонность человека
реагировать на подобные социальные
ситуации повышением тревоги и беспокойства.

Ситуационная
тревожность определяется как временное,
устойчивое только в определенных
жизненных ситуациях состояние тревожности,
порождаемое такими ситуациями и, как
правило, не возникающее в иных ситуациях.

Это состояние возникает как привычная
эмоциональная и поведенческая реакция
на подобного рода ситуации.

Ими, например,
могут быть переговоры с официальными
лицами, разговоры по телефону,
экзаменационные испытания, общение с
незнакомыми людьми противоположного
пола или иного, чем данный человек,
возраста.

У
каждого конкретного человека личностная
и ситуационная тревожность развиты в
различной степени, так что каждого, имея
в виду его тревожность, можно
охарактеризовать по двум показателям:
личностной и ситуационной тревожности.

Представленная
далее методика, разработанная Спилбергером,
предназначена для одновременной оценки
двух названных видов тревожности. Она
включает в себя две шкалы, каждая из
которых отдельно оценивает личностную
или ситуационную тревожность. Ниже, в
таблице 20, даются описания этих шкал.

Шкала
ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция. Прочитайте
внимательно каждое из приведенных ниже
предложений и зачеркните цифру в
соответствующей графе справа в зависимости
от того, как вы себя чувствуете в данный
момент. Над вопросами долго не
задумывайтесь, поскольку правильных и
неправильных ответов нет.


п/п
Суждение Нет,это
не так
Пожалуй,
так
Верно Совершенно
верно
1 Я спокоен 1 2 3 4
2 Мне ничто не угрожает 1 2 3 4
3 Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4
4 Я внутренне скован 1 2 3 4
5 Я чувствую себя свободно 1 2 3 4
6 Я растроен 1 2 3 4
7 Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4
8 Я ощущаю душевный покой 1 2 3 4
9 Я встревожен 1 2 3 4
10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4
11 Я уверен в себе 1 2 3 4
12 Я нервничаю 1 2 3 4
13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4
14 Я взвинчен 1 2 3 4
15 Я не чувствую скованности 1 2 3 4
16 Я доволен 1 2 3 4
17 Я озабочен 1 2 3 4
18 Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3 4
19 Мне радостно 1 2 3 4
20 Мне приятно 1 2 3 4

Шкала
личной тревожности (ЛТ)

Инструкция. Прочитайте
внимательно каждое из приведенных ниже
предложений и зачеркните цифру в
соответствующей графе справа в зависимости
от того, как вы себя чувствуете обычно.
Над вопросами долго не думайте, поскольку
правильных или неправильных ответов
нет.


п/п
Суждение Никогда Почти
никогда
Часто Почти
всегда
21 У меня бывает приподнятое настроение 1 2 3 4
22 Я бываю раздражительным 1 2 3 4
23 Я легко растраиваюсь 1 2 3 4
24 Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие 1 2 3 4
25 Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть 1 2 3 4
26 Я чувствую прилив сил и желание работать 1 2 3 4
27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4
28 Меня тревожат возможные трудности 1 2 3 4
29 Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4
30 Я бываю вполне счастлив 1 2 3 4
31 Я все принимаю близко к сердцу 1 2 3 4
32 Мне не хватает уверености в себе 1 2 3 4
33 Я чувствую себя беззащитным 1 2 3 4
34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4
35 У меня бывает хандра 1 2 3 4
36 Я бываю доволен 1 2 3 4
37 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4
38 Бывает, что я чувствую себя неудачником 1 2 3 4
39 Я уравновешенный человек 1 2 3 4
40 Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4

Ключ

Номера
суждения
Ответы
Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
СТ
1 4 3 2 1
2 4 3 2 1
3 1 2 3 4
4 1 2 3 4
5 4 3 2 1
6 1 2 3 4
7 1 2 3 4
8 4 3 2 1
9 1 2 3 4
10 4 3 2 1
11 4 3 2 1
12 1 2 3 4
13 1 2 3 4
14 1 2 3 4
15 4 3 2 1
16 4 3 2 1
17 1 2 3 4
18 1 2 3 4
19 4 3 2 1
20 4 3 2 1
ЛТ
21 4 3 2 1
22 1 2 3 4
23 1 2 3 4
24 1 2 3 4
25 1 2 3 4
26 4 3 2 1
27 4 3 2 1
28 1 2 3 4
29 1 2 3 4
30 4 3 2 1
31 1 2 3 4
32 1 2 3 4
33 1 2 3 4
34 1 2 3 4
35 1 2 3 4
36 4 3 2 1
37 1 2 3 4
38 1 2 3 4
39 4 3 2 1
40 1 2 3 4

Оценка
результатов

При
помощи ключа к данной методике определяется
количество баллов, полученных испытуемым
за избранные им ответы на суждения
приведенных выше шкал. Общее количество
баллов, набранных по всем вопросам
шкалы, делится на 20, и итоговый показатель
рассматривается как индекс уровня
развития соответствующего вида
тревожности у данного испытуемого.

  • Выводы
    об уровне развития
  • 3,5-4,0
    балла

    очень высокая тревожность.
  • 3,0-3,4
    балла

    высокая тревожность.
  • 2,0-2,9
    балла

    средняя тревожность.
  • 1,5-1,9
    балла

    низкая тревожность.
  • 0,0-1,4
    балла

    очень низкая тревожность.

Источник: https://studfile.net/preview/1711080/page:37/

Методика «Шкала тревожности» (Кондаш)

Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу.

Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить её в группе.

Инструкция. Перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречались в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх.

  • Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.
  • Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру – 0.
  • Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру – 1.
  • Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать её, обведите цифру – 2.
  • Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру – 3.
  • Если ситуация для Вас крайне неприятна, если вы не можете перенести её и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру –4.
  • Ваша задача – представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация может вызывать у Вас опасение, беспокойство, тревогу страх.

Методика включает ситуации трёх типов:

  1. ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
  2. ситуации, актуализирующие представление о себе;
  3. ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная.

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу школы и по школе в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей школе – общего уровня тревожности.

  1. Отвечать у доски 01234
  2. Пойти в дом к незнакомым людям 01234
  3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 01234
  4. Разговаривать с директором школы 01234
  5. Думать о своем будущем 01234
  6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 01234
  7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 01234
  8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 01234
  9. Пишешь контрольную работу 01234
  10. После контрольной учитель называет отметки 01234
  11. На тебя не обращают внимания 01234
  12. У тебя что-то не получается 01234
  13. Ждешь родителей с родительского собрания 01234
  14. Тебе грозит неудача, провал 01234
  15. Слышишь за своей спиной смех 01234
  16. Сдаешь экзамены в школе 01234
  17. На тебя сердятся (непонятно почему) 01234
  18. Выступать перед большой аудиторией 01234
  19. Предстоит важное, решающее дело 01234
  20. Не понимаешь объяснений учителя 01234
  21. С тобой не согласны, противоречат тебе 01234
  22. Сравниваешь себя с другими 01234
  23. Проверяются твои способности 01234
  24. На тебя смотрят как на маленького 01234
  25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 01234
  26. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 01234
  27. Оценивается твоя работа 01234
  28. Думаешь о своих делах 01234
  29. Тебе надо принять для себя решение 01234
  30. Не можешь справиться с домашним заданием 01234

Методика включает ситуации трех типов:

  1. ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
  2. ситуации, актуализирующие представление о себе;
  3. ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помои то данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице.

Вид тревожности Номер пункта шкалы
ШкольнаяСамооценочнаяМежличностная 1 32 457 6128 91411 101915 132217 162318 202721 252824 302926

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале – общего уровня тревожности.

В таблице представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась в городских школах, поэтому представленные характеристики неприменимы только для сельских школьников.

Читайте также:  Маниакальный синдром (мания): список, симптомы, лечение

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

Источник: https://Psylist.net/praktikum/00413.htm

Тест "Изучение шкала социально — ситуативной тревоги по Кондашу"

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ

у подростков

С этой целью можно использовать методику — «Шкала тревожности», разработанную по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша (1973).

Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу.

Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить ее в группе. На первой странице бланка указывается фамилия, имя школьника, класс, возраст и дата проведения исследования.

Инструкция. «На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.

  • Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру 0.
  • 183
  • Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру 1.
  • Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру 2.
  • Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3.
  • Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру 4.
  • Ваша задача — представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, в какой степени эта ситуация может вызывать у Вас опасение, беспокойство, тревогу или страх».
  • ТЕКСТ МЕТОДИКИ
  1. Пример: Перейти в новую школу
  2. 1. Отвечать у доски
  3. 2. Пойти в дом к незнакомым людям
  4. 3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах,
  5. олимпиадах
  6. 4. Разговаривать с директором школы
  7. 5. Думать о своем будущем
  8. 6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить
  9. 7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают
  10. 8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)
  11. 9. Пишешь контрольную работу
  12. 10. После контрольной учитель называет отметки
  13. 11. На тебя не обращают внимания
  14. 12. У тебя что-то не получается
  15. 13. Ждешь родителей с родительского собрания
  16. 14. Тебе грозит неуспех, провал
  17. 15. Слышишь за своей спиной смех
  18. 16. Сдаешь экзамены в школе
  19. 17. На тебя сердятся (непонятно почему)
  20. 18. Выступать перед большой аудиторией
  21. 19. Предстоит важное, решающее дело
  • 01234
  • 01234
  • 01234
  • 0 1234
  • 01234
  • 01234
  • 01234

184

  1. 20. Не понимаешь объяснений учителя
  2. 21. С тобой не согласны, противоречат тебе
  3. 22. Сравниваешь себя с другими
  4. 23. Проверяются твои способности
  5. 24. На тебя смотрят как на маленького
  6. 25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос
  7. 26. Замолчали, когда ты подошел (подошла)
  8. 27. Оценивается твоя работа
  9. 28. Думаешь о своих делах
  10. 29. Тебе надо принять для себя решение
  11. 30. Не можешь справиться с домашним заданием
0 12 34 0 12 3 4 0 12 3 4 0 1234 0 1234 0 1234 0 1234 0 1234 0 1234 0 1234 0 1234
  • Методика включает ситуации трех типов:
  • 1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
  • 2) ситуации, актуализирующие представление о себе;
  • 3) ситуации общения.

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Виды тревожности
Вид тревожности Номер пункта шкалы
Школьная 1 4 6 9 10 13 16 20 25 30
Самооценочная 3 5 12 14 19 22 23 27 28 29
Межличностная 2 7 8 11 15 17 18 21 24 26

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — как общий уровень тревожности.

В табл. 3.2 представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась в городских школах, поэтому представленные характеристики неприменимы для сельских школьников.

  1. 185
  2. Таблица 3.2
  3. Уровень тревожности
Уровень тревожности Группа учащихся Уровень различных видов тревожности, баллы
класс пол общая школьная самооценочная межличностная
1. Нормальный
  • 8
  • 9
  • 10
ж м ж м ж м 30-62 17-54 17-54 10-48 35-62 23-47 7-19 4-17 2-14 1-13 5-17 5-14 11-21 4-18 6-19 1-17 12-23 8-17 7-20 5-17 4-19 3-17 5-20 5-14
2. Несколько повышенный
  1. 8
  2. 9
  3. 10
ж м ж м ж м 63-78 55-73 55-72 49-67 63-76 48-60 20-25 18-23 15-20 14-19 18-23 15-19 22-26 19-25 20-26 18-26 24-29 18-22 21-27 18-24 20-26 18—25 21-28 15-19
3. Высокий
  • 8
  • 9
  • 10
ж м ж м ж м 79-94 74-91 73-90 68-86 77-90 61-72 26-31 24-30 21-26 20-25 24—30 20-24 27-31 26-32 27-32 27-34 30-34 23-27 28-33 25-30 27—33 26—32 29-36 20-23
4. Очень высокий
  1. 8
  2. 9
  3. 10
ж м ж м ж м Более 94 Более 91 Более 90 Более 86 Более 90 Более 72 Более 31 Более 30 Более 26 Более 25 Более 30 Более 24 Более 31 Более 32 Более 32 Более 34 Более 34 Более 27 Более 33 Более 30 Более 33 Более 32 Более 36 Более 23
5. «Чрезмерное спокойствие»
  • 8
  • 9
  • 10
ж м ж м ж м Менее 30 Менее 17 Менее 17 Менее 10 Менее 39 Менее 23 Менее 7 Менее 4 Менее 2 Менее 5 Менее 5 Менее 11 Менее 4 Менее 6 Менее 12 Менее 8 Менее 7 Менее 5 Менее 4 Менее 3 Менее 5 Менее 5
  1. Уровень тревожности для каждой половозрастной группы определялся исходя из среднего арифметического значения каждой группы; в качестве показателя интервала взято среднее квадра-тическое отклонение от результатов группы.
  2. Особого внимания требуют прежде всего учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным не-
  3. 186

благополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самоценки и т.п.

Последние случаи представляются очень существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей и родителей.

Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.

Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе.

Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности.

Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер, следствием чего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.

Естественно, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т.п. выявленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции.

Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволят преодолеть эту неуспешность, то во втором случае — на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов.

Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой.

Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием.

Школьники с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности

187

учащегося, результативность его деятельности, а это, в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэтому работы, направленной только на ликвидацию причин, недостаточно. Приемы редукции тревожности в значительной мере общие, вне зависимости от реальных ее причин.

Следует также обратить внимание на учащихся, характеризующихся, условно говоря, «чрезмерным спокойствием», особенно на те случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 баллов.

Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание.

Читайте также:  Солевая зависимость (наркомания): ломка, симптомы, помощь

Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности.

Ограничения, связанные с применением шкалы, как и других методов опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, доверия к экспериментатору, искренности.

Это означает, что шкала в первую очередь выявляет тех школьников, которые не только испытывают тревожность, но и считают необходимым сообщить об этом.

Часто высокие баллы по шкале являются своеобразным «криком о помощи» и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим.

Шкала не полностью обеспечивает выявление тревожности учащихся прежде всего вследствие большого числа всевозможных «защитных» тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до самых сложных защитных механизмов. Кроме того, шкала не выявляет тревожности, связанной жестко с определенными объектами.

Источник: https://multiurok.ru/files/tiest-izuchieniie-shkala-sotsial-no-situativnoi-tr.html

Методика шкала тревожности Кондаш

Методика «Шкала тревожности»  (Кондаш)

Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу.

Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить её в группе.

Инструкция. Перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречались в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх.

Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 1, 2, 3, 4.

Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру — 0. Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру — 1.

  • Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать её, обведите цифру — 2.
  • Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру — 3.
  • Если ситуация для Вас крайне неприятна, если вы не можете перенести её и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру — 4.
  • Ваша задача — представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация может вызывать у Вас опасение, беспокойство, тревогу страх.
  • Методика включает ситуации трёх типов:
  • 1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
  • 2) ситуации, актуализирующие представление о себе;
  • 3) ситуации общения.
  • Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная.

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу школы и по школе в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей школе — общего уровня тревожности.

  1. 1. Отвечать у доски  01234
  2. 2. Пойти в дом к незнакомым людям   01234
  3. 3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 01234
  4. 4. Разговаривать с директором школы  01234
  5. 5. Думать о своем будущем  01234
  6. 6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить  01234
  7. 7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают  01234
  8. 8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь
  9.  (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)  01234
  10. 9. Пишешь контрольную работу  01234
  11. 10. После контрольной учитель называет отметки  01234
  12. 11. На тебя не обращают внимания  01234
  13. 12. У тебя что-то не получается  01234
  14. 13. Ждешь родителей с родительского собрания  01234
  15. 14. Тебе грозит неудача, провал  01234
  16. 15. Слышишь за своей спиной смех  01234
  17. 16. Сдаешь экзамены в школе  01234
  18. 17. На тебя сердятся (непонятно почему)  01234
  19. 18. Выступать перед большой аудиторией  01234
  20. 19. Предстоит важное, решающее дело  01234
  21. 20. Не понимаешь объяснений учителя  01234
  22. 21. С тобой не согласны, противоречат тебе  01234
  23. 22. Сравниваешь себя с другими   01234
  24. 23. Проверяются твои способности    01234
  25. 24. На тебя смотрят как на маленького  01234
  26. 25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос  01234
  27. 26. Замолчали, когда ты подошел (подошла)  01234
  28. 27. Оценивается твоя работа  01234
  29. 28. Думаешь о своих делах  01234
  30. 29. Тебе надо принять для себя решение  01234
  31. 30. Не можешь справиться с домашним заданием  01234
  32. Методика включает ситуации трех типов: 
  33. 1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
  34. 2) ситуации, актуализирующие представление о себе;
  35. 3) ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помои то данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице.

Вид тревожности Номер пункта шкалы
Школьная Самооценочная Межличностная
  • 1
  • 3
  • 2
  1. 4
  2. 5
  3. 7
  • 6
  • 12
  • 8
  1. 9
  2. 14
  3. 11
  • 10
  • 19
  • 15
  1. 13
  2. 22
  3. 17
  • 16
  • 23
  • 18
  1. 20
  2. 27
  3. 21
  • 25
  • 28
  • 24
  1. 30
  2. 29
  3. 26

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — общего уровня тревожности.

В следующей таблице представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась в городских школах, поэтому представленные характеристики неприменимы только для сельских школьников.

 

Уровень тревожности Группа учащихся Уровень различных видов тревожности (в баллах)
Класс Пол Общая Школьная Самооценочная Межличностная
1. Нормаль­ный 8 ж 30-62 7-19 11-21 7-20
м 17-54 4-17 4-18 5-17
9 ж 17-54 2-14 6-19 4-19
м 10-48 1-13 1-17 3-17
10 ж 35-62 5-17 12-23 5-20
м 23-47 5-14 8-17 5-14
2. Несколько повышенный 8 ж 63-78 20-25 22-26 21-27
м 55-73 18-23 19-25 18-24
9 ж 55-72 15-20 20-26 20-26
м 49-67 14-19 18-26 18-25
10 ж 63-76 18-23 24-29 21-28
м 48-60 15-19 18-22 15-19
3. Высокий 8 ж 79-94 26-31 27-31 28-33
м 74-91 24-30 26-32 25-30
9 ж 73-90 21-26 27-32 27-33
м 68-86 20-25 27-34 26-32
10 ж 77-90 24-30 30-34 29-36
м 61-72 20-24 23-27 20-23
4. Очень высокий 8 ж более 94 более 31 более 31 более 33
м более 91 более 30 более 32 более 30
9 ж более 90 более 26 более 32 более 33
м более 86 более 25 более 34 более 32
10 ж более 90 более 30 более 34 более 36
м более 72 более 24 более 27 более 23
5. Чрезмер­ное спо­койствие 8 ж менее 30 менее 7 менее 11 менее 7
м менее 17 менее 4 менее 4 менее 5
9 ж менее 17 менее 2 менее б менее 4
м менее 10 менее 3
10 ж менее 39 менее 5 менее 12 менее 5
м менее 23 менее 5 менее 8 менее 5

Источник: https://goviady.schools.by/m/pages/metodika-shkala-trevozhnosti-kondash

Ягая Баба: нарративная сказкотерапия для взрослых

Социопатичность. Симптомы и коррекция » 2017-06-30 02:00:00

НАРРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С СОЦИОПАТИЧНОСТЬЮ
Кроме обсуждения проблем, для компенсации социопатичности подходит проживание сказок….

Демонстративность. Симптомы и коррекция » 2017-06-29 02:00:00

НАРРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬЮ
Кроме обсуждения проблем, для компенсации демонстративности подходит проживание ска…

Социальная интроверсия. Симптомы и коррекция » 2017-06-28 02:00:00

НАРРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С СОЦИАЛЬНОЙ ИНТРОВЕРСИЕЙ
Кроме обсуждения проблем, для компенсации социальной интроверсии подходит прож…

Гипомания. Симптомы и коррекция » 2017-06-27 02:00:00

НАРРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ГИПОМАНИЕЙ
Кроме обсуждения проблем, для компенсации гипомании подходит проживание сказок.
Ряд негатив…

Шизоидность. Симптомы и коррекция » 2017-06-26 02:00:00

НАРРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ШИЗОИДНОСТЬЮ
Кроме обсуждения проблем, для компенсации шизоидности подходит проживание сказок.
Ряд нег…

Психастения. Симптомы и коррекция » 2017-06-25 02:00:00

НАРРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ПСИХАСТЕНИЕЙ
Кроме обсуждения проблем, для компенсации психостении подходит проживание сказок.
Ряд нег…

Паранойя. Симптомы и психологическая коррекция » 2017-06-24 02:00:00

НАРРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ПАРАНОИДАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Кроме обсуждения проблем, для компенсации параноидальных нарушений подходи…

Мужественность / женственность. Симптомы и коррекция » 2017-06-23 02:00:00

НАРРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С МУЖЕСТВЕННОСТЬЮ И ЖЕНСТВЕННОСТЬЮ
Кроме обсуждения проблем, для проработки гендерных нарушений подходит…

Психопатия. Симптомы и коррекция » 2017-06-22 02:00:00

НАРРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ПСИХОПАТИЯМИ
Кроме обсуждения проблем, для компенсации психопатий подходит проживание сказок.
Ряд нега…

Истерия. Симптомы и психологическая коррекция » 2017-06-21 02:00:00

НАРРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ИСТЕРИЕЙ
Кроме обсуждения проблем, для компенсации истерии подходит проживание сказок.
Ряд негативных …

Все записи →

В своей работе я почти не использую психологические тесты, за исключением определения уровня депрессии, тревожности и некоторых проективных тестов, в том числе авторских.

Читайте также:  Аддиктивное поведение подростков: что такое

Источник: https://yagaya-baba.ru/page/test_dt.html

Тест на невроз. Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса

Описание к тесту для диагностики невроза.

Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса (шкала жалоб из 63 вопросов) изначально разрабатывалась в 1975 году как опросник обследования невроза, используемый в целях предварительной доврачебной диагностики. 

При создании методики авторы исходили из того, что жалобы больных неврозами носят специфический характер и в них, в отличие от больных с патологией, преобладают указания на вегетативные расстройства и жалобы психического характера.

Современный тест может использоваться в психодиагностике как первичный инструмент для оценки основных симптомов невроза.

Методика стандартизирована для взрослых лиц (в возрасте от 16 до 60 лет). Опросник крайне прост, состоит из 40 утверждений, длительность обследования с его помощью составляет 5-10 мин.

Инструкция к тесту на невроз.

Вам представлен перечень утверждений. На каждое утверждение ответьте «да», если Вы с ним согласны (считаете его верным по отношению к себе) или «нет», если Вы с ним не согласны.

Вопросы к  методике на диагностику невроза.

  1. Я чувствую, что внутренне напряжен(а).
  2. Я часто так сильно во что-то погружен(а), что не могу заснуть.
  3. Я чувствую себя легко ранимым(ой).
  4. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.
  5. У меня часто без особых причин возникает чувство безучастности и усталости.
  6. У меня часто возникает чувство, что люди меня критически рассматривают.
  7. Меня часто преследуют бесполезные мысли, которые не выходят из головы, хотя я стараюсь от них избавиться.
  8. Я довольно нервный(ая).
  9. Мне кажется, что меня никто не понимает.
  10. Я довольно раздражительный(ая).
  11. Если бы против меня не были настроены, мои дела шли бы более успешно.
  12. Я слишком близко и надолго принимаю к сердцу неприятности.
  13. Даже мысль о возможной неудаче меня волнует.
  14. У меня были очень странные и необычные переживания.
  15. Мне бывает то радостно, то грустно без видимых причин.
  16. В течение всего дня я мечтаю и фантазирую больше, чем нужно.
  17. Мое настроение легко меняется.
  18. Я часто борюсь с собой, чтобы не показать свою застенчивость.
  19. Я хотел(а) бы быть таким же счастливым(ой), какими кажутся другие люди.
  20. Иногда я дрожу или испытываю приступы озноба.
  21. Мое настроение часто меняется в зависимости от серьезной причины или без нее.
  22. Я иногда испытываю чувство страха даже при отсутствии реальной опасности.
  23. Критика или выговор меня очень ранят.
  24. Временами я бываю так беспокоен(йна), что даже не могу усидеть на одном месте.
  25. Я иногда слишком сильно беспокоюсь из-за незначительных вещей.
  26. Я часто испытываю недовольство.
  27. Мне трудно сконцентрироваться при выполнении какого-либо задания или работы.
  28. Я делаю много такого, в чем приходится раскаиваться.
  29. Большей частью я несчастлив(а).
  30. Я недостаточно уверен(а) в себе.
  31. Иногда я кажусь себе действительно никчемным(ой).
  32. Часто я чувствую себя просто скверно.
  33. Я много копаюсь в себе.
  34. Я страдаю от чувства неполноценности.
  35. Иногда у меня все болит.
  36. У меня бывает гнетущее состояние.
  37. У меня что-то с нервами.
  38. Мне трудно поддерживать разговор при знакомстве.
  39. Самая тяжелая борьба для меня — это борьба с самим(ой) собой.
  40. Я иногда чувствую, что трудности велики и непреодолимы.

Ключ к методике экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса.

За каждый утвердительный ответ начисляется один балл.

Обработка шкалы жалоб К. Хека и Х. Хесса.

Подсчитывается количество (сумма) утвердительных ответов.

Интерпретация результатов методики экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса.

  • 0 — 23 баллов:  Данное количество соответствует низкой невротизации и свидетельствует об эмоциональной устойчивости, о положительном фоне переживаний (спокойствие, оптимизм), об инициативности, о чувстве собственного достоинства, независимости, социальной смелости, о легкости в общении.
  • 24 и более баллов: Данное количество соответствует высокой вероятности невроза (невротизации) и свидетельствует о выраженной эмоциональной возбудимости, в результате чего появляются негативные переживания (тревожность, напряженность, беспокойство, раздражительность, растерянность), о безынициативности, которая формирует переживания, связанные с неудовлетворенностью желаний, об эгоцентрической личностной направленности, что приводит к ипохондрической фиксации на соматических ощущениях и личностных недостатках, о трудностях в общении, о социальной робости и зависимости.
  • Виды неврозов, симптомы, признаки и особенности невроза у мужчин и женщин. 
  • Различают три формы неврозов: неврастению, истерию (истерический невроз) и невроз навязчивых состояний.

Неврастения появляется вследствие ослабления нервной системы (причины могут быть разными), в результате перенапряжения раздражительного или тормозного процесса, либо в случае их чрезмерной подвижности.

Таким образом, имеет место дефект в системе, проводящей энергию эмоций: как только энергия возникает под влиянием значимых внутренних или внешних воздействий, она «растекается» по внутренним органам и по разным подструктурам личности, побуждает их очень активно действовать.

Этот невроз возникает главным образом в возрасте 20-40 лет, несколько чаще у мужчин, чем у женщин в условиях истощающих умственных и физических нагрузок, длительного переутомления, личных переживаний, конфликтов, то есть в широком смысле слова в психогенных условиях.

Сказанное подтверждается известными симптомами неврастении: — раздражительная слабость — несдержанность, бурные реакции, вспышки возбуждения, слезливость, неспособность ждать, действовать спокойно и осмотрительно, вялый контроль за эмоциями; — расстройство сна: сон не освежающий, сонливость днем и ночью; — расстройство предпосылок интеллектуальной деятельности: внимание пассивно, не способно сосредотачиваться, плохое запоминание, трудно думать; возможны потери мысли; — снижение настроений и активности: тоскливость, вялость, безволие, сосредоточенность внимания на своих состояниях; — заострение или появление некоммуникативных свойств характера: конфликтность, категоричность, противоречивость, робость, зависимость, конформность (внушаемость под влиянием мнений окружающих), недовольство окружающими; — появление некоммуникабельных Форм поведения: эгоцентризм, утрированные эмоции, аутичные настроения и умозаключения, нонсинергичный и антисинергичный стиль совместной деятельности; . — снижение нравственного уровня: мстительность, зловредность, беспринципность, утрата нравственного контроля;

— огрубление личности: сужение сферы интересов, снижение трудоспособности, чувство неполноценности.

Истерия (истерический невроз). На фоне ослабленной нервной системы отмечаются не только нарушения на уровне ряда подструктур личности, но и на уровне психической организации индивида -элементарных систем жизнеобеспечения и отражения действительности.

Мощные и постоянные энергетические потоки, вызванные чрезвычайно значимыми внешними или внутренними воздействиями, то есть психотравмирующими обстоятельствами, выводят из строя системы адекватного реагирования.

Истерический невроз представляет собой группы двигательных, сенсорно-чувствительных и вегетативных расстройств невротического регистра, которые возникают под влиянием (различной силы) острых психических травм и менее сильных, но длительно действующих неприятных воздействий.

Возникает он, в основном, в молодом возрасте и значительно чаще — у женщин, чем у мужчин.

Симптоматика истерических неврозов такова: — обостренная реактивность нервной системы: повышенная впечатлительность и чувствительность, неустойчивость настроений; — снижение критичности ума: повышенная внушаемость и самовнушаемость, безотчетность поведения; — эмоционально-аффективные расстройства: страхи, астения, ипохондрия, подавленное настроение; — расстройства в сфере интеллекта: «выпадение», «вытеснение» из памяти всего, что связано с психотравмирующими обстоятельствами и, как следствие, нарушение логики отношений с окружающими; — сенсорные нарушения: истерическая слепота, глухота, понижение или повышение чувствительности;

— двигательные нарушения: судорожные припадки, парезы, параличи, гиперкинезы, контрактуры.

Невроз навязчивых состояний характеризуется тем, что на фоне указанных невротических признаков слабости нервной системы развиваются нарушения сознания в виде стереотипии отражения действительности. Психическое отражение утрачивает адекватность, гибкость, разумное начало и подчиняется безотчетным переживаниям за благополучие индивида — страхам (фобиям).

Признаки невроза навязчивых состояний: — повышенная раздражительность: утомляемость, обостренность эмоциональных реакций, непереносимость сильных раздражителей (шум, крик, замечания, требования и т. п.

); — пониженное настроение: безнадежность, чувство неполноценности, обреченности, безысходности; — нарушения в cфepe интеллекта: слабость внимания, трудность концентрации; — нарушения сна; — стереотипия отражения действительности (отдельных ее аспектов): навязчивые идеи, мысли, представления, влечения; — стереотипные негативные ожидания (то есть страхи):  боязнь сердечных заболеваний, остановки сердца, повышенное внимание к его работе;  боязнь заболеть раком, клаустрофобия — страх замкнутого пространства и т. д. Встречаются однократные приступы болезни, рецидивы или формы непрерывного течения (чаще);

— стереотипные действия: в виде примитивных навязчивых физиологических действий, так называемых тиков, когда человек, например, без нужды проводит рукой по голове (как бы поправляя прическу), отбрасывает голову назад, поворачивает ее в сторону, придавая этим движениям внешнюю необходимость их совершения теперь; либо в виде сложных навязчивых действий и ритуалов.

Неврозы не достигают грубых (психотических) нарушений отражения реальной действительности и не сопровождаются значительными изменениями поведения. Имеет значение накопительное влияние отдельных состояний и поведенческих признаков.

Тест на невроз. Методика экспресс диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса.

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

  • Назад: Тест на выявление комплекса жертвы. Экспресс-диагностика.
  • Вперед: Тест на ОКР, шкала Йеля-Брауна. Диагностика невроза навязчивых состояний.

Источник: https://psycabi.net/testy/34797-test-na-nevroz-metodika-ekspress-diagnostiki-nevroza-k-kheka-i-kh-khessa

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector