Что такое комплексы у человека в психологии: значение, природа

Что такое комплексы у человека в психологии: значение, природаЧто такое комплекс? Психологи давным-давно дали определение этому слову. Однако используется оно иногда не по назначению.

По сути, под комплексом человека понимается чувство неполноценности и ненадежности,  которое может стать стимулом к самореализации и поиску своего предназначения.

Когда мы говорим «закомлексованный», то имеем в виду, что человек боится, стесняется своих определенных черт, это человек робкий, скромный. В то время как человек без комплексов видится нам бесстрашным, уверенным в себе, нагловатым.

Однако все это может указывать на один из комплексов – комплекс неполноценности.

Именно психолог Альфред Адлер дал понятие этому комплексу и назвал его причины. В детстве мы все беспомощны, зависимы от родителей, нам нужна их поддержка  и любовь.

Если же ребенка часто ругают, обвиняют в собственной неполноценности, это останется в его подсознании, в  будущем он будет пытаться восполнить недостаток любви и уважения, доказать свою значимость.

Таким образом, человек стремится к признанию, он любыми способами достигает того, что хочет. Комплекс неполноценности перерастает в комплекс гиперкомпенсации.

Большинство людей страдают этим комплексом, все мы хотим чего-то достичь, доказать что мы умны, талантливы, достойны самого лучшего. Все это результат гиперкомпенсации. Так мы избавляемся от чувства собственной беспомощности, несостоятельности.

Можно сделать вывод, что те люди, которых мы привыкли называть «незакомлексованными», просто страдают от гиперкомпенсации, одной из форм комплекса  неполноценности.

Открытие Фрейда

Слово «комплекс» имеет такое значение, как совокупность.

Так и есть, комплекс человека складывается на протяжении какого-то времени, под воздействием каких-либо событий, это некий опыт, о котором мы можем и не помнить, но который находится в нашем подсознании.

Иногда очень сложно определить, откуда у человека взялся тот или иной комплекс, нужно смотреть очень глубоко. Несмотря на то, что комплексы складываются в детстве, они мешают нам жить в настоящем времени.

Понятие комплекс  первым обозначил З. Фрейд. Комплексы смогли объяснять поведение людей, это было великим открытием и многие психологи стали использовать это и нашли еще несколько десятков комплексов.

  • Однако не каждый человек сможет увидеть в другом признаки тех или иных комплексов, для этого нужны определенные знания и сноровка.
  • Примеры комплексов
  • Многие комплексы названы в честь мифологических или библейских героев.

Эдипов комплекс. Если мальчик негативно настроен  к отцу, и его влечет к собственной матери, значит у него Эдипов комплекс. Он стремится занять место своего отца.

Комплекс Гризельды: отец отвергает всех претендентов на руку его дочери, так как подсознательно хочет оставить ее для себя.

Комплекс  Каина. Если старший брат завидуют младшему в силу того, что второму уделяется больше внимания, любви и заботы, значит, первый страдает комплексом Каина.

В психологии существует множество различных комплексов человека, и если разобраться, то каждый из нас страдает хотя бы одним из них. Возникает вопрос «не полная ли эта чепуха?», «что мне теперь  с этим делать?»

Однако у комплексов есть и своя положительная сторона, они толкают нас на совершение великих поступков.

Так как не все люди интересуются мифологией, то со временем комплексы стали называть именами знаменитостей или обозначать как описание определенной жизненной ситуации. Например, комплекс Мэрилин Монро, комплекс Наполеона Бонапарта, комплекс непризнанного гения.

Источник: https://psy-sait.ru/razvitie-lichnosti/ja-i-moja-ten/95-chto-takoe-kompleksy.html

Комплекс неполноценности

Что такое комплексы у человека в психологии: значение, природаКомплекс неполноценности – это иррациональное переживание собственной ущербности, когда себя чувствуют бракованным товаром, который, если не пожалеют, то попросту спишут и выбросят. Комплекс неполноценности – одна из главных причин всех неврозов. Эта тема уже не раз освещалась на сайте под разными углами: чувство собственной важности, самолюбие, неуверенность в себе, самоутверждение – все это проявления колеблющейся самооценки, которая мечется между гордостью и неполноценностью.

Суррогаты «полноценной жизни»

Альфред Адлер утверждал, что комплекс неполноценности формируется в раннем детстве, когда ребенок начинает осознавать, что его возможности не безграничны, и далеко не все желания реализуемы.

Пожалуй, два самых очевидных ограничителя наших возможностей – это физическое тело (на уровне материальном) со всеми своими потребностями, и морализирующее воспитание (на уровне психологическом).

Детские игры, наполненные фантазиями – один из способов компенсировать эти ограничения.

Используя игрушки, ребенок, преодолевая ограничения, отыгрывает различные роли, реализовать которые в реальной жизни возможности нет – таким образом опосредованно воплощает свои желания.

С годами повзрослевший ребенок продолжает такое отыгрывание своих ограничений в актуальных его положению играх для взрослых. Можно свою энергию сублимировать и выражать в творчестве. Можно свои комплексы отыгрывать, терроризируя окружающих – не самый продуктивный вариант.

Можно изображать из себя особенного, или великого человека, как это делают духовные мастера. Можно реализовывать себя, аналогично детям, увлекаясь миром воображения, погружаясь в компьютерные игры, чтение романов, просмотр сериалов, где, забываясь, проживают чужую жизнь.

Один из самых популярных и общественно одобряемых вариантов компенсации комплекса неполноценности – это так называемый «успех». Неважно в чем, главное, чтобы человек сам в своей полноценности более не сомневался

То есть вариантов успокоить сомнения на собственный счет – множество. Практиковать тиранию, манию величия, срывать звезды с неба для этого необязательно.

Противоречивость комплекса неполноценности

В основе комплекса неполноценности таится страх. На поверхности – это страх оказаться неполноценным, и потому нелюбимым, отвергнутым, униженным, брошенным и одиноким. На глубинном уровне эти переживания сводятся к страху смерти.

Какой бы искусственной и топорной ни была общественная мораль, в целом она (надо бы отдать ей должное) на свой лад побуждает к конструктивным переменам. Каждому знаком вкус удовлетворения, когда на прокорм совести был предложен так называемый «правильный» образ жизни.

Мы радуемся и отдыхаем со спокойной душой после проделанного труда. В этом ракурсе комплекс неполноценности работает в купе с инстинктом выживания; природа, таким образом ограждает нас от опасного для жизни безделья.

Поэтому и чувство вины, и чувство собственной ничтожности нельзя однозначно назвать какими-то зловредными неврозами. Они побуждают нас развиваться.

Но в этом вся загвоздка.

Именно так вовлекаются в порочный круг, когда комплекс неполноценности вызывает одновременно и жажду самореализации, и страх в процессе этой «реализации» облажаться, пережив собственную никчемность и беспомощность теперь уже в обостренной форме.

В итоге комплекс неполноценности стимулирует двигаться одновременно в двух противоположных направлениях. Человек жаждет перемен и одновременно этих перемен до ужаса боится, потому что они требуют реальных действий, которые со всей очевидностью выявляют все слабости.

В противостоянии жажды перемен и страха перед ними, как правило, поочередно побеждает то одно, то другое. Но если побеждает страх, ко всем прочим негативным ощущениям, может добавиться депрессия как переживание безвыходной бессмысленности собственной жизни. И в таком положении комплекс неполноценности цветет и плодоносит, опуская сознание в бездну личного ада.

Самообман комплекса неполноценности

Комплекс неполноценности – гнилая заноза в душе человека. И чтобы гримаса боли от этой занозы не коверкала фасад личности, обряжаются поверхностными масками на показ себе и окружающим.

Наша социальная личность во многом – «собирательный образ», своеобразная психическая витрина. По Юнгу – это архетип «персона», личина, за которой человек прячет свои неугодные черты. На progressman.

ru эта тема рассматривается глубже в статье о слоях личности.

Комплекс неполноценности порождает сомнения в собственных истинах, в том, кто ты есть и на что можешь опираться, следуя по жизни – все это и приводит к общей неуверенности в себе. Закомплексованный, неуверенный в себе человек боится, что его раздутый образ не выдержит контакта с реальностью, и он столкнется с собственным ничтожеством лицом к лицу.

Мы создаем самообман, чтобы спрятаться от реальности, чтобы сохранять лживые маски, которые защищают от осознания собственной беспомощности перед лицом жизни. В самых запущенных случаях этот механизм проявляется в серьезных клинических отклонениях.

Источник: https://progressman.ru/2011/06/complex/

Природа человека — Психологос

Природа человека — генетически заданные особенности поведения, мышления и склонности человека как биологического вида. Включает как то, что пришло к нам из нашего животного прошлого, так и новообретенные особенности, сформировавшиеся в истории собственно человеческой цивилизации.

Биологическая природа человека – это сумма инстинктов, врожденных программ поведения в типовых ситуациях, представленных в человеческом сознании в виде безотчетных склонностей; в этих своих инстинктах он не отличается кардинально от других биологических видов, разве что тем, что в нем они играют меньшую роль, а соответственно проявлены слабее и, как все ослабевающее, рудиментарное – иногда и уродливо… Однако в эту же биологическую природу человека, как собственно человека, входят речь и руки – входит опора на свободный и преобразующий разум. Высшая природа вырастает в человеке из низшей и становится чем-то самостоятельным.

Позитивна ли природа человека?

Современные психологические направления в отношении взглядов на природу человека придерживаются иногда диаметрально противоложных взглядов.

Один из главных споров — спор о том, является ли природа человека доброй (направленной на добро), человечной, конструктивной.

Примерно четверть специалистов убеждена, что природа человека позитивна, четверть — что природа человека негативна, четверть полагает, что люди рождаются с разной природой, последняя четверть считает вообще бессмысленным рассматривать данный вопрос. См.→

Вторая природа

Вторая природа — то, что стало для человека внутренним и совершенно естественным, так же естественным, как генетически заданное.

Если девочка в юном возрасте разрешила себе полную свободу стихийных эмоций и с душой практиковалась в этом ежедневно два десятка лет, ее необузданная эмоциональность стала ее естественной, второй природой.

Если другая девочка когда-то впечатлилась красотой движений и много лет ежедневно оттачивала красоту и благородство своих движений в балетной школе, то благородство ее движений и королевская осанка также стала ее второй природой.

С точки зрения Л.С. Выготского, поскольку природа человека задается не его телом, а окружающей его культурой, это всегда нечто искусственное. Ваша настоящая человеческая природа — природа всегда, полностью, насквозь искусственная, созданная и встроенная в нас вашими родителями, вашими учителями, вашими друзьями, книгами, которые вы читали и фильмами, которые вы смотрели.

Природа человека и личностный рост

Личностный рост — понятие, возможное только в рамках взгляда о позитивной природе человека. Для фрейдизма понятие «личностный рост» абсурд и бессмыслица. См.→

Политкорректность в размышлениях о природе человека

Педология прекратила свое существование тогда, когда на стол И.В.Сталина попал доклад педологов, где приводилась сделанная ими статистика.

Согласно их исследованиям, дети интеллигентов намного опережали в умственном развитии детей рабочих. Получив такие выводы, Сталин немедленно ликвидировал и педологию, как науку в целом, и ее статистику.

Неправильно они видели природу рабочего класса! См.→

Педагогика данных о природе человека

Нужно учитывать, что данные о природе человека не просто констатируют, но и формируют реальность. Если дети узнáют, что люди по своей природе скоты, то в связи с естественным внушением вероятность проявления ими высоконравственного поведения скорее понизится. Напротив, рассказы о доброй природе человека обычно способствуют нравственному воспитанию.

В психотерапии, для привлечения клиентов выгоднее рассказывать о тяжелых внутренних конфликтах (создать проблему, см.→). Для излечения же удобнее внушать клиенту, что его внутренняя природа добра. конструктивна и его бессознательное нам поможет.

Читайте также:  Как снять испуг у ребенка маме самой: лечение в домашних условиях травами

Гештальт-подход и НЛП избегают разговоров о природе человека, но в терапии исходят из ее позитивной и конструктивной природы.

Полезные ссылки

  • Что такое «природа человека»? — статьи Александра Круглова
  • Что такое комплексы у человека в психологии: значение, природа

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/priroda-cheloveka

Психология природы10 исследований, подтверждающих пользу зеленых прогулок

Сегодня люди тратят до 25% меньше времени на наслаждение природой, чем 20 лет назад (Pergams & Zaradic). Вместо этого, время расходуется на Интернет, игры и просмотр фильмов. Между тем, такое легкомыслие сказывается не только на нашем теле, но и на психике. Вот 10 результатов исследований, показывающих, как нахождение на природе может исцелить ум.

1. Природа помогает нам чувствовать себя живыми

Постоянное нахождение в помещении заставляет нас чувствовать себя не слишком хорошо, тогда как выход на природу помогает чувствовать себя более живым (исследование Ryan и др.).

Природа сама по себе действительно заставляет людей чувствовать себя счастливее, здоровее и энергичнее. Профессор Ричард Райан: «Природа — это топливо для души.

Часто, когда мы чувствуем себя плохо, мы выпиваем чашку кофе, но исследования показывают, что лучший способ получить заряд энергии — соединение с природой».

2. Природа вдвое увеличивает креативность

Участники недавнего исследования отправились на 4-6 дневную поездку в пустыню. Исследование показало, что четыре дня погружения в природу с отсутствием гаджетов повысило производительность в творческой деятельности, а также решаемость проблемных задач на 50 процентов (Atchley и др.).

Психологи пояснили: «Наше современное общество наполнено внезапными событиями (сирены, телефонные звонки, сигнализации, телевидение и т.д.) — все это забирает внимание.

В отличие от этого, природные среды, связанные с нежным, мягким очарованием зелени, повышают сосредоточение внимания на нужных вещах».

3. Природа уменьшает острый стресс

Японцы — большие поклонники прогулок в лес с целью улучшения психического здоровья. Практика называется Shinrin-YOKU, что буквально означает «лесное купание».

Исследование, проведенное японскими учеными с участием более 500 человек, показало, что такая практика особенно полезна для людей, испытывающих острый стресс (Morita и др.).

У людей, практикующих «лесные купания», снизились враждебность и депрессия, повысилась бодрость по сравнению с аналогичной контрольной группой.

4. Природа облегчает симптомы слабоумия

Сады в домах по уходу за болеющими людьми имеют терапевтический эффект для людей, страдающих от слабоумия (эффект подтвердили 17 исследований, в том числе, Whear и др.,2014). Исследователи из Эксетера обнаружили, что сады уменьшают беспокойство, помогают расслабляться, повышают активность.

Ведущий автор исследования Rebecca Whear: «Есть растущая заинтересованность в облегчении симптомов слабоумия без использования лекарств. Мы считаем, что сады могут помочь пациентам».

Они не только дают возможность расслабиться в успокаивающей обстановке, но также являются триггером, помогающим вспомнить умения и навыки, которые приносили удовольствие пациентам в прошлом.

5. Природа улучшает память

Кратковременная память может быть улучшена на 20% после прогулки на природе или даже просто ее созерцания. Marc G.

Berman и его коллеги из Мичиганского университета проверили влияние пейзажа на когнитивные функции (Berman, Jonides & Kaplan).

Их эксперименты показали: после прогулки в окружении деревьев результаты теста у участников исследования улучшились почти на 20% по сравнению с теми, кто перед написанием теста гулял по оживленной улице.

6. Природа укрепляет чувство сопричастности

У детей, проводящих больше времени за пределами помещений, усиливается восприятие красоты, цвета, симметрии и равновесия в природе, а также улучшается воображение, повышается любопытство.

Ведущий автор исследования, показавшего эти результаты, Gretel Van Wieren прокомментировал: «В современной жизни наблюдается увеличение дистанции между человеком и природой, и сейчас мы осознаем, что это не слишком хорошо.

И самые страшные вопросы: как это повлияет на наших детей, что мы собираемся с этим делать?».

7. Природа исправляет влияние урбанизма на психическое здоровье

У тех, кто живет в городах, остается надежда: переезд в зеленые городские районы улучшает психическое здоровье в течение минимум трех лет.

Ведущий автор исследования Ian Alcock: «Наши результаты показали, что переезд в зеленые районы приводит к значительным и долгосрочным улучшениям в области психического здоровья.

Эти выводы имеют большое значение для градостроителей, думающих о внедрении новых зеленых зон в городах».

8. Природа повышает самооценку

Все виды занятий на природе могут повысить самооценку. Это показал анализ данных 1252 человек, принявших участие в 10 различных исследованиях (Barton & Pretty). Занятие на природе может быть самым разным: садоводство, ходьба, езда на велосипеде, катание на лодке, рыбалка и верховая езда. Исследование показало: всего 5 минут какой-либо деятельности на природе — и самооценка повышается.

9. Природа улучшает симптомы СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности, англ. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder, ADHD)

Исследование показало: дети с таким синдромом, играющие на природе, имеют менее тяжелые симптомы (Talylor и Куо). Ученые наблюдали более 400 детей с диагнозом СДВГ, которые регулярно играли на улице в зеленых зонах.

У них отмечалась более высокая степень концентрации, они были спокойнее, расслабленнее и счастливее.

Исследование также показало: дети, которые сидели в закрытом помещении, глядя на зеленые насаждения, чувствовали себя лучше, чем те, кто играл снаружи, но в техногенной среде без деревьев или травы. Вот такая сила зеленых пространств!

10. Природа помогает работе мозга

Созерцание пасторальных пейзажей помогает работать мозгу синхронно, говорят исследователи из Университета Шеффилда (Hunter и др.). Напротив, техногенные среды, нарушают связи внутри мозга.

Источник: https://effecton.ru/1650.html

Понятие комплекса в психологии

30.10.2009

По сравнению с другими формами жизни человек является организмом неполноценным (в биологическом смысле).

Он лишен всякого оснащения, свойственного животным, которое бы позволяло ему вести борьбу за свое существование.

Это чувство неполноценности и ненадежности всегда присутствует в человеческом сознании. И это же постоянный стимул к самореализации и поиску своего предназначения.

Судьба человека заключена в его душе.

Геродот

Комплекс (в психологии) — отклонения в поведении человека, которые проявляются в виде ошибочных действий, неврозов, навязчивых представлений и т.п.

 В бытовом смысле понятие психологического комплекса имеет негативный подтекст и используется для описания «больного места» в душе человека, задевая которое можно спровоцировать его неадекватное поведение, например агрессию или уход в себя.

Карл Густав Юнг пишет: «Комплексы — это, прежде всего такие психические величины, которые лишены контроля со стороны сознания».

Это так называемые «больные точки», о которых не очень-то хочется вспоминать и еще меньше хочется, чтобы о них напоминали другие, но которые самым неприятным образом напоминают о себе сами, они постоянно мешают и вредят, вмешиваясь в нашу сознательную жизнь.

Нередко понятие комплекса воспринимается как синоним комплекса неполноценности. Но это не так. Используемое в науке понятие комплекса значительно шире. Комплексы есть у каждого из нас. Но их наличие не предполагает обязательно неполноценности человека, который их имеет. Более того, они должны присутствовать, потому что в противном случае душевная деятельность пришла бы к чреватому последствиями застою.

Этимологией происхождения комплексов зачастую является так называемая психологическая травма, эмоциональный шок или нечто подобное. Одной из наиболее распространенных причин служит моральный конфликт. Основа всех комплексов формируется из негативного отношения к жизни.

По большей части комплексы возникают в детстве или юности; именно тогда ребенку грозят первые потрясения, застающие его врасплох. Часто говорится, что человек равен своим возможностям. Это означает, что когда человек сталкивается с новым, неизведанным опытом, у него хватает силы встретить вызов.

Разовьются в личности комплексы или нет, это почти целиком зависит от отношения к событиям (позитивного или негативного), а не от событий. Источником всех комплексов являются страх и чувство поражения или неполноценности.

Эти биопсихологические эмоциональные реакции на переживаемые (или предполагаемые) события возникают, когда человек придерживается негативного отношения к жизни, отношения, основанного на представлении себя слабым существом, которому противостоят значительно более мощные силы природы и где все решается столкновением сил. Страх порождается памятью поражения.

Но необходимо различать разницу между объективным фактом поражения и субъективным чувством поражения.

Если мореплаватель встречает шторм и обнаруживает, что мачта и парус его суденышка унесены ветром, он разбит силами природы, действующими на него, и заведомо намного превосходящими его по силе, настолько, что он не может и мечтать о том, чтобы противопоставить им равную силу.

Он может, однако, найти в своей внутренней жизни творческие силы, которые дадут ему возможность шаг за шагом успешно приспособиться к внешнему воздействию шторма, уклониться от него или использовать для своей цели.

 В той мере, в какой человек использует свои внутренние силы для творческих целей, он, будучи побежден, не будет разбит; он может потерпеть объективное поражение, но у него не возникает субъективного чувства поражения, ведущего в конце концов к пораженческому настрою.

Человек рожден для развития своих внутренних сил

Мы никогда не сможем изменить направление ветра. Но в нашей власти поставить нужные паруса.

Роберто Гойзуэто

Ключевым моментом является различие в том, куда направляется ход жизни: на борьбу с внешними силами или на развитие внутренних творческих сил.

Если в жизненном соревновании с природой человек сосредоточит свое внимание на столкновении своих, доступных его сознанию сил с силами природы, картина в результате столкновения будет для него весьма мрачной.

Там, где сила противостоит силе, человек, в конце концов, будет разбит, ибо неумолимые силы природы (как в физическом мире, так и в психическом царстве бессознательного) рано, или поздно разобьют силы человечества, тем более силы индивидуальной личности.

Поэтому вера в то, что человеческая жизнь это, прежде всего борьба сил, логически переходит в негативное отношение к опыту, в философский пессимизм и пораженчество.

Но есть другая возможность! Если сущностная цель жизни человека в том, чтобы последовательно актуализировать внутренние силы и способности, присущие его творческому духу, тогда вся картина меняется. Сам факт, что бесконечно превосходящие человека силы природы могут опять и опять повергать его, перестает быть столь важным. Единственно существенным становится способность человека актуализировать все новые творческие силы для отражения постоянных ударов природы.

Различие бесцельной борьбы силы против силы и целенаправленного развития внутренних творческих сил на поле конфликтов определяет большинство практических и жизненно важных проблем, с которыми сталкивается каждый из нас.

Представление о человеческой жизни как о слепой борьбе ради выживания породило духовное пораженчество, которое привело миллионы людей в сумасшедшие дома. На другом полюсе находится человек, проникнутый верой, что он рожден для развития своих внутренних сил под солнцем и в бурю, через боль и счастье равным образом.

Его внимание сосредоточено на внутреннем творчестве, а не на сравнении сил своего организма с ударами жизни. Он использует весь жизненный опыт как пьедестал для творческой демонстрации внутреннего духа.

И ему не грозит чувство поражения, сколь бы ни была велика потеря и сильны удары, если только он в состоянии понять, что получил урок и вырос как личность в этом трагическом опыте. И тогда, будучи по видимости разбит в соревновании с жизнью, человек, тем не менее, одерживает духовную победу.

Позитивное отношение к поражению возможно только тогда, когда человек считает приобретение субъективных ценностей и творческое саморазвитие единственным, что имеет существенное значение.

Если же вместо этого внимание сосредоточивается на объективных потерях в борьбе с природой, и эти потери повторяются снова и снова, ему не избежать чувства унижения и поражения. Это чувство начинает окрашивать следующие подобные встречи с жизнью.

Человек обезоружен памятью поражения, превращающейся в страх.

Внешние условия могут уже измениться, он может действительно стать сильнее; он мог бы легко победить на этот раз, но подавленный страхом узник своего комплекса терпит поражение еще до столкновения с новым опытом.

Терпит поражение, потому что видит себя ничтожной, слабой силой в противостоянии другой, могущественной силе. Все, что заставляет его видеть свой жизненный опыт таким образом, враждебно психологическому здоровью. Приобрести комплекс, значит принять поражение от преобладающих сил. Для того же, кто видит поражение только в невозможности роста, в невозможности учиться и актуализировать свою духовную потенциальность, нет комплексов есть только усталость.

Что делать с комплексами

Мне не важно, что комплексы у вас, но хотелось бы знать, что вы с ними делаете.

К.Г. Юнг

От комплексов не свободен никто. Важно научиться их использовать. Что же можно для этого сделать? Сначала — осознать. Комплексы — дети бессознательного. Чтобы увидеть глубоководную рыбу, нужно извлечь ее на берег. Точно так же можно поступить и с комплексами.

Они живут вольготно, пока на них никто не смотрит. Потом — принять их как давно знакомую часть своей души. Комплексы нельзя изгонять, с ними нужно вести переговоры. И, наконец, преобразовать.

Тогда комплексы превратятся в невинные и полезные черты: комплекс неполноценности — в самокритичность, превосходства — в самоуважение, вины — в чувствительность и сострадание, Клеопатры — в тонизирующее мужчин кокетство, а Дон Жуана — в умение добиваться действительно любимой женщины.

Нам следует знать, что это нам по силам. Но для этого необходимо Вера, смирение и спокойствие.

Смирение и спокойствие — стратегия жизни

Отче! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты.

Евангелие от Матфея (26:37-46)

То, что преподносит нам судьба, то, что не зависит от нас, требует смирения и силы духа. В смирении есть терпение и мудрость человека, спокойствие и мужество. То есть все понятия, лишенные эгоизма. Смирение — это уверование, что все что ни делается все к лучшему. Смирение — это духовное качество.

И как духовное качество, оно проявляется и в качествах характера, и в чувствах, и в эмоциях. Смирение — это способность познать меру самому себе, что значит сохранить в себе внутренний мир — а мы чаще всего его нарушаем, этот внутренний мир, свой и других людей, потому что не знаем меры ни в чем, ни в себе, ни в своем бытии.

И в этом смысл познания смирения как духовного качества жизни. Смирение, другими словами, это трезвое видение самого себя. Внешне оно проявляется отсутствием гордости и надменности, терпением и способностью ждать. «Когда не имеете спокойствия, знайте, что не имеете в себе смирения. (Мф. 11,29)». Спокойствие — это то, в чем проявляет себя смирение.

Неспокойная душа неспокойна страстями, мечтами и желаниями, которых ей не удалось достичь. Мудрость рождает смирение, смирение рождает спокойствие и терпение. Развить его несложно — сложно принять решение его развить.

Что вы представляете себе, когда произносите слово «смирение»? Сгорбленную спину, забитое существо, прячущееся в углу, скрывающее лицо за капюшоном? На самом деле, слово «смирение» означает «с миром». Т.е., я принимаю с миром то, что не в моих силах изменить.

На первый взгляд может показаться, что смиряться — значит проявлять слабость, а на самом деле смирение — это то, что позволяет человеку адекватно оценить свое место в мире. Смирение — нравственное качество, характеризующее отношение человека к самому себе. Смирение не является трусостью или слабостью.

Смирение ведь не означает, что ты не боец, смирение — это способность остановить зло, но по-другому. Сделать это не привычным способом, когда человек отвечает на зло, пусть даже и защищаясь. Ведь в этом случае, строго говоря, ты его не останавливаешь, ты его передаешь дальше, и оно, уже умноженное, может к тебе вернуться.

А можно поступить по-другому: зло ополчилось на тебя, но ты прекратил его развитие тем, что принял его в себя и погасил. Нам следует знать, что вся наша сила внутри нас. Смирение — это целостное восприятие Жизни, так как ситуации и обстоятельства являются внешним отражением внутреннего состояния души человека.

Смирение не есть рабская покорность и подавленность, оно есть качество раскрытого достоинства человека. За годы воинствующего атеизма в понятие «смирение», как и в другие добродетели, был заложен искаженный смысл, подменяющий истинное значение.

Истинное смирение составляет нравственную гордость, смысл которой состоит в том, чтобы соизмерять свои силы с недостижимым. Смирение одна из добродетелей позволяющая человеку жить осознанно. «Смирение есть свободное подчинение истине». (Н. Бердяев).

Боже, дай мне Разум и Душевный Покой, чтобы я смог принять то, что изменить не в силах; Мужество, чтобы изменить то, что могу и Мудрость, чтобы отличить одно от другого.

Из молитвы оптинских старцев

В статье использованы работы: Л. С. Выготского, З. Фрейда, А. Адлера, Э. Берна, К. Г. Юнга, С. Киркегора, Д. Карнеги, Б. Хубера, Р. Мэя, В. Савельева, Н. Ю. Маркиной, С. К Нартовой-Бочавер, свящ. Г. Кочеткова.

И. Гринь, практический психолог 
г. Киев

Источник: https://sportzal.com/post/2841/

Глава 2. Природа психики человека

    1. Понятие психики, ее свойства и функции.

    2. Развитие психики.

    3. Нейрофизиологические основы психики.

    4. Сознательное и неосознанное в психике.

    5. Классификация психических явлений.

    1. Понятие психики, ее свойства и функции.

  • Психика человека
    это системное
    свойство высокоорганизованной материи
    (мозга), заключающееся в активном
    отражении субъектом объективного мира;
    в построении субъектом неотчужденной
    от него картины мира и саморегуляции
    на этой основе своего поведения и
    деятельности.
  • Психика, начиная
    от самых примитивных форм и кончая
    человеческой является механизмом
    приспособления организма к внешней
    среде и последней – к его потребностям.
  • Основными механизмами
    психики являются: психическое отражение,
    психическое проектирование, психическое
    опредмечивание.
  • Психическое
    отражение
    как психический процесс включает в
    себя: восприятие внешней и внутренней
    (исходящей из самого организма) информации;
    передачу ее в соответствующей
    (биологической) форме по нервным
    проводникам в те мозговые системы, в
    которых она воспроизводится в изоморфном
    (адекватно отражающем действительность)
    виде.
  • Психическое
    отражение имеет особые свойства, среди
    которых необходимо выделить:
  • — активность
    (человек отражает мир, активно воздействуя
    на него. В ходе этого воздействия
    изменяется и сам человек, происходит
    дальнейшее совершенствование его
    психической деятельности);
  • — правильность
    (благодаря психике получаем правильное,
    верное отражение мира, проверяемое и
    подтверждаемое общественно-исторической
    практикой людей);
  • -субъективность
    (отражение объективной действительности,
    при котором любое внешнее воздействие
    всегда преломляется через ранее
    сложившиеся индивидуальные особенности
    человека, его психическое состояние в
    данный момент. Это приводит к тому, что
    одно и то же внешнее воздействие может
    по разному отражаться разными людьми
    и одним и тем же человеком в разное время
    и при разных условиях);
  • — образность
    (благодаря психике появляется возможность
    оперирования не с самими предметами, а
    с их отображением, с образами этих
    предметов);

— опережающее
отражение

(опираясь на память и остальные свои
свойства, психика отражает жизненный
опыт, позволяя на основе этого опыта
строить образы близкого или отдаленного
будущего, предвосхищать события,
планировать и т.д.);

-системность
(характеризует
обусловленность психического отражения
совокупными, весьма сложными,
неоднозначными, многоуровневыми,
многоэлементными условиями).

Психическое
проектирование

– это упорядочение и гармонизация
содержания отражения соответственно
цели действий или деятельности человека.

Процесс проектирования
– это совокупность и последовательность
умственных или психомоторных действий,
в результате которых создаются образы,
схемы или знаковые системы. При этом
информация становится доступной для
собственного обозрения, сравнения и
осмысления.

  1. Психическое
    опредмечивание

    – элемент сознательной и целесообразной
    деятельности человека, процесс
    преобразования и воплощения душевных
    человеческих сил и способностей из
    умственной формы, образа в свойства
    предмета, что в итоге позволяет установить
    необходимые взаимоотношения организма
    с внешней средой.
  2. Психическое
    опредмечивание имеет три основных
    формы:
  3. — материальную –
    производство, труд, в процессе которых
    человек преобразует и создает материальный
    продукт своей деятельности;

— психическую –
производство и интерпретация содержания
отражения, операции ума, переживания и
т.д.;

— творение самого
себя – развитие душевных и духовных
потенций.

Таким образом,
содержанием психики являются образы
реальных, независимо от нас и вне нас существующих предметов, явлений, событий,
т.е. образы объективного мира.

Но эти
образы возникают у каждого человека
своеобразно, в зависимости от его
прошлого опыта, интересов, чувств,
мировоззрения и т.д.

Именно поэтому в
самом общем виде можно дать определение
психики
как субъективного
образа объективного мира.

  • Основными функциями
    психики являются:
  • — инструментальная
    – психика как источник активности,
    движения;
  • — отражательная
    (сигнальная, познавательная) – способность
    в форме образа воспроизводить предметный
    мир; ориентировать организм в свойствах
    окружающего мира;
  • — регулятивная
    – обеспечивает адаптацию организма к
    изменяющимся (физическим и социальным)
    условиям внешней среды; обеспечивает
    гармонию внутреннего мира человека;

Источник: https://studfile.net/preview/2798829/page:5/

Комплексы: их виды, что значит комплексовать, как неуверенность влияет на поведение личности

Комплекс — совокупность мыслей, воспоминаний, установок личности относительно себя, субъективное мнение о себе, не соответствующее реальности. Все эти искажения родом из детства и всегда связаны с психологической травмой или большим стрессом, в котором ребенок не смог справиться со своими чувствами. Все, что происходило в детстве, обязательно будет влиять на жизнь человека в будущем. События могут стереться из памяти, но из бессознательного все равно будут напоминать о себе в разных ситуациях.

Откуда появляется недовольство собой

В психологии выделяют пять основных источников зарождения комплексов:

  1. Первые главные люди в жизни ребенка — это родители. Дети в своей семье впервые познают действительность, учатся первым представлениям о мире и о себе — зарождается человеческое мировоззрение. На родителях лежит важная задача: от них зависит, будет ли малыш любить себя, и насколько безопасно он будет чувствовать себя среди людей. Незрелые родители делают много ошибок, говоря ребенку в порыве злости неприятные слова. Родительский пар сойдет на нет, и позднее они могут даже пожалеть о сказанном. Но к сожалению, неосторожные слова уже навсегда останутся с ребенком и будут влиять на всю его жизнь.
  2. Ребенок подрастает, в его жизни появляются друзья. В один момент мнение сверстников становится очень значимым для растущего индивида. Авторитет родителей уходит на второй план. Ярче всего это наблюдается в подростковом возрасте. Нестабильный гормональный фон и психика подростка впитывают все подряд, не разбираясь в объективности происходящего рядом с ним и по отношению к нему.
  3. Вторая половина может повлиять на представление личности о себе даже во взрослом возрасте. Когда мы влюбляемся, бабочки в животе мешают нам видеть реальное положение дел. Влюбленный человек, находясь в состоянии эйфории, верит всему, что говорит объект его чувств. Например, безответная любовь может привести девушку к выводу, что она недостаточно умна или красива или заставит усомниться в своих достоинствах уверенного в себе юношу или мужчину.
  4. Общество — люди, среди которых мы живем. Каждый из нас стремится к похожести на других, нивелируя, таким образом, чувство отчужденности и одиночества. К сожалению, это не всегда получается из-за наличия различных социальных слоев.
  5. Человек как источник своих комплексов: порой сам индивид в силу своего характера, воспитания и чересчур фантастичного мышления приписывает себе то, чего нет. Обрекая себя на страдания.

Виды комплексов

Психологи выделяют несколько видов комплексов человека. Относительно своего отношения к чему-либо комплексы делятся на:

  • Психические относятся к душевному настрою, чувствам. Например, известный комплекс неполноценности заставляет человека чувствовать себя не таким как все, ущемленным, обделенным, недостойным. Сюда также относятся такие комплексы: Эдипов, Наполеона, отличницы и другие.
  • Физические говорят об отношению к своему телу. Например, девушке может не нравиться ее фигура или какая-то ее отдельная часть. Еще выделяют следующие комплексы: голоса, роста, веса, возраста, физических данных.

По своему влиянию:

  • Позитивное влияние толкает человека на действия, способствующие его совершенствованию. Например, лишний вес и его непринятие приводят человека в спортзал;
  • Негативное — способствует появлению отрицательных чувств, эмоций и черт характера, поведения.

Полюса влияния могут постоянно меняться. А также у каждого индивида один и тот же комплекс может отражаться по-разному. Одна девушка с лишним весом возьмется за себя и будет стараться добиться идеальных результатов своей внешности. Другая — навсегда поверит в свою некрасивость и будет всю жизнь заедать боль несовершенства, набирая вес все больше и больше.

Одной из отличительных черт любого комплекса неполноценности является зависимость от других людей и химикатов, как следствие непринятия себя и недоверия к своим чувствам, ощущениям и мыслям. Понять неразумное поведение зависимого человека здоровому порой бывает крайне сложно.

Зависимые женщины, как правило, попадают под влияние мужей, иногда терпя манипуляции, побои и унижения по причине того, что не могут жить самостоятельно. Мужские зависимости всегда говорят об инфантильности, нежелании быть взрослым и нести ответственность за себя и свою семью. И в том, и другом случае зависимость будет означать страх человека перед взрослой жизнью и ответственностью.

Существуют более 60 видов зависимостей человека. Список самых встречающихся из них:

  • Психические зависимости: игромания, зависимость от еды, чужого мнения, клептомания, трудоголизм, нимфомания и т. п.
  • Зависимости от химических веществ или попросту плохие привычки, разрушающие здоровье и психику: наркомания, табакокурение, алкоголизм, токсикомания.

Черты закомплексованной личности

Следует знать, чем отличается закомплексованная личность от других людей и что значит комплексовать.

На самом деле комплексующий человек сталкивается с большими проблемами в жизни: ему сложно знакомиться людьми, устраиваться на работу. Его коммуникативная функция страдает в первую очередь.

Такие люди нередко сокращают свой круг общения до минимума, некоторые совсем не выходят из дома, предпочитая живому общению игры в интернете и переписку по сети.

Отличительными чертами таких индивидов являются:

  • Высокий уровень тревоги, возникающий в ситуациях принятия важного решения, там, где маячит тяжесть ответственности перед другими. Если же ответственность взята, то этот факт будет вызывать у личности сильное волнение и переживание, страх не справиться и подвести кого-либо.
  • Неуверенность в себе провоцирует пассивность. Человек не идет даже на совсем малые на риски, боится всего нового, лишает себя радости и удовольствия от жизни. Он предпочитает пусть скучное, но контролируемое постоянство, чем интересную, спонтанную жизнь, вызывающую страх неопределенности.
  • Какое бывает поведение человека: он может выпадать из жизни, не поднимать трубку, внезапно уходить с дружеских встреч, не являться в указанное время и место, всячески избегать контактов с другими.

Способы избавления и советы

Человеческие комплексы: проявление и способы их устранения — эта тему изучает наука психология. Ведь любые психические отклонения от нормы рождаются прежде всего в голове, плотно закрепляются в психике и поведении, влияя на всю жизнедеятельность в целом.

Психология как наука делится на множество школ, каждая из которых имеет свою методологию, инструментарий и отличительный подход к работе с психической составляющей индивида. Перечислим некоторые из них:

  1. Гештальттерапия — психологическое направление, интересующееся человеческими чувствами и их выражением, его творческим приспособлением в мире. Признавая свои чувства и ощущения, принимая их и спонтанно выражая, человек обеспечивает себе полноценную жизнь без невроза.
  2. Когнитивная психология работает с мышлением человека — когнициями. Разрушающие установки, мысли и фантазии индивида порой делают его жизнь невыносимой, провоцируя одиночество, депрессию и суицидальные наклонности. Когнитивный психолог помогает клиенту расширить его мировоззрение и взглянуть на его картину мира под другим углом, без комплексов.
  3. Арт-терапия также дает возможность личности посмотреть на свою жизнь с разных сторон, помогает получить опыт творческого выражения себя с помощью рисования, лепки, проигрывания игр. Проживая новый опыт в играх, человек обретает уверенность и переносит потом этот опыт в свою жизнь.

Вся психотерапия, любые ее виды и направления строятся на осознавании и принятии себя, своих нежелательных сторон. Черты характера и его особенности, которые связаны у человека с болью, стыдом, невозможностью их «переварить», лишают личность полноценного существования и радости бытия.

Человек без комплекса — это свободная в своем выражении личность, принимающая свои положительные и отрицательные стороны, осознанно проживающая любой опыт. Такая личность не избегает реальности, не приукрашивает ее розовыми очками, и не видит того, чего нет на самом деле.

Источник: https://chebo.biz/otnosheniya/vidy-kompleksov-v-psihologii-i-sposoby-ih-ustraneniya.html

Проявление психологических комплексов в студенческой среде

Проблема  комплексов актуальна, ведь комплексы блокируют нашу жизнь и не дают нам реализоваться в полной мере.

Наши комплексы мы приобретаем в детстве или в юности и они, если не пытаться избавиться от них, способны перерасти в психический сдвиг.

Формированию комплексов способствуют поведение, воспитание и оценки родителей, сверстников, преподавателей и других значимых людей, желания которых переделать нас, не всегда оборачиваются в лучшую сторону.

  • Студенческая пора – уникальное время   для изучения различных личностных особенностей человека, в том числе и комплексов.
  • Наше исследование заключается  в изучении природы различных комплексов, которые могут возникнуть у студентов во время учебы в колледже.
  • Объект исследования: студенты Амурского о медицинского колледжа; 74 человека; пол – женский,  мужской;   возраст – 17-20 лет.
  • Предмет исследования:  комплексы, встречающиеся у студентов и  самооценка студентов.
  • Цель: изучение психологических комплексов студентов.

История появления термина «комплекс». Существование комплексов открыл еще в начале 20 века известный психолог, любимый ученик Фрейда – К.Юнг в экспериментах с использованием теста словесных ассоциаций. .

Согласно К.Юнгу, комплекс — это система черт, образов и переживаний, выстраиваемых вокруг определённого, центрального переживания и существующих бессознательно и автономно, подобно самостоятельной личности, независимой от сознания и других комплексов.

Комплексы — дети бессознательного, и попадают они туда разными путями. Чаще всего они появляются в раннем детстве, о котором человек без специальных усилий вспомнить уже не может. Комплексы были всегда. Даже наши первобытные предки были убеждены, что душ у них несколько, и каждая из них как бы отвечает за свой участок жизни.

Психологический комплекс — это ошибочное представление человека о своих физических или психологических недостатках, их преувеличение, сопровождающееся глубокими и, как правило, скрываемыми от посторонних людей переживаниями.

Комплексы развиваются и сохраняются на подсознательном уровне, как следы внутренних психологических конфликтов. Их осознание обычно порождает весьма неприятные переживания, и вследствие этого так называемая цензура блокирует проникновение информации о них в самосознание человека.

Комплексы образуются у человека в раннем детстве, в тот период жизни, когда его мозг ещё был недостаточно зрелым для того, чтобы анализировать и дифференцировать поступающую в него информацию.

 Но  комплекс может  поселится в нашей душе и позже, и в 20 и в 30 лет. Но в этом случае необходимо, чтобы на уже существующую «болевую точку» вновь и вновь кто-то или что-то «капало», укрепляя в нас подсознательную неуверенность.

Считается, что чем раньше появился в нашей психике комплекс, тем труднее от него избавиться.

В структуре личности большинство комплексов взаимосвязаны между собой. Они сочетаются с защитными реакциями, которые в жизни человека играют не только отрицательную, но и положительную роль. К примеру, комплекс неполноценности в личности человека нередко сочетается с такими защитными механизмами, как рационализация и сублимация (замена).

Самые распространенные комплексы.

Комплекс неполноценности. Альфред Адлер (1870-1937 гг.) — первый ученик Фрейда в 1911 году  опубликовал  работу «Исследование неполноценности и ее физического отражения» и основал школу индивидуальной психологии. Адлер очень интересовался воспитанием «трудных» детей. . Адлер  взял за основу  появления комплекса чувство неполноценности.

Комплекс неполноценности — обостренное, преувеличенное переживание собственной слабости и несовершенства.  Понятие широко используется в обыденной речи в не вполне адекватном значении.

При этом, как правило, имеется в виду, что человек невысоко себя ценит и страдает от неуверенности в себе. Данное явление, которое, в самом деле, встречается довольно часто, правильнее было бы определить в терминах заниженной самооценки.

Однако, в представлении Адлера, содержание комплекса неполноценности нетождественно заниженной самооценке или, по крайней мере, не исчерпывается ею.

В обыденном представлении человек, страдающий комплексом неполноценности, предстает робким, застенчивым созданием, склонным к унынию и самобичеванию. По мнению Адлера, на основе комплекса неполноценности развивается невроз. Сталкиваясь с трудноразрешимыми проблемами, невротик и не пытается их решить, уклоняется от конструктивной деятельности.

Он находит или создает свое собственное поле деятельности в воображаемом мире. Благодаря разнообразным уловкам, невротик добивается «успехов» в этом воображаемом мире, что позволяет ему почувствовать себя выдающейся личностью.

Он отдается во власть мании величия, принуждает окружающих считаться со своими прихотями, сосредоточившись лишь на своих — по большей части извращенных — представлениях и игнорируя чужие.

Но человек обычно избегает страданий и стремится к душевному покою. Что делает боязливый, если он чувствует страх? Он становится агрессивным. Человек, страдающий от комплекса неполноценности, будет искать ту область, где он сможет показать свое превосходство.

Это и есть механизм компенсации. Чувство превосходства и силы смягчает тревоги, вызванные неполноценностью и бессилием. Компенсация ни в коей мере не исключает чувства неполноценности; она просто накрывает его плащом иллюзий.

Многие люди реализуют большие планы из-за того, что у них есть комплекс неполноценности.

Все тираны, все властолюбцы, все агрессоры имеют этот комплекс. Потребность в превосходстве всегда свойственна людям с нездоровой психикой.

Комплекс неполноценности один из наиболее существенных факторов, препятствующих личностному развитию.  А умеренное чувство неполноценности может стать источником конструктивных усилий и достижений человека.

Комплекс превосходства. Оборотной стороной комплекса неполноценности часто выступает комплекс превосходства — человек всеми способами стремится возвыситься над другими людьми, что бы тем самым компенсировать свою ущербность.

Верх в нём берут надменность, высокомерие и самодовольство. Средствами достижения превосходства обычно выступают всевозможные социальные символы — материальные и статусные. Закомплексованность может выражаться и в преувеличении, акцентировании своей немощи, вплоть до «бегства в болезнь».

Отчаявшись добиться признания со стороны окружающих, не имея возможности подкрепить собственную самооценку реальными успехами и достижениями, человек порой начинает, сколь это ни  парадоксально, упиваться неудачами, поражениями и даже болезнями.

Более того, он может безотчётно провоцировать возникновение разных болезненных симптомов, чтобы хоть как то привлечь к себе внимание и вызвать сострадание со  стороны близких.

Комплекс превосходства — это желание добиться собственной «крутости». Да так, чтобы все вокруг пали ниц и кричали тебе: «О, какой ты великий и могучий!». В комплексе превосходства очень важно казаться великим.

Комплекс превосходства не вполне обоснованная установка человека на то, что он превосходит окружающих людей и что даёт ему право пользоваться среди них особыми привилегиями. Особенностью этого вида комплекса является то, что он вырабатывается в сознании человека в качестве защитного механизма — в первую очередь вследствие комплекса неполноценности и враждебности.

Чувство превосходства формирует эгоцентричность, и способствует постоянному отдалению человека от общественной жизни, таким образом, усугубляя возникающее со временем депрессивное состояние.

Комплексы «двоечника» и «отличника». В школе главным мерилом человеческих достоинств являются, как известно, оценки. В некоторых учебных заведениях этот критерий приобретает категорический характер: если ты отличник — то хороший, а получаешь тройки и двойки — значит, плохой.

Ярлыки, повешенные в школе, преследуют человека всю жизнь, делая ее невыносимой. Причем, «отличник» порой расплачивается за свои школьные успехи более высокой ценой, чем «двоечник».

«Двоечник» понимает, что ему бесполезно стараться, все равно выше этого уровня ему не подняться, и продолжает жить по инерции без особого напряжения.

«Отличник» же привык всегда быть на высоком уровне, изо всех сил держать эту планку.

С самого детства его лишили права хоть в чем-то быть хуже других, но общественная оценка далека от оценок учителей, и когда такой «отличник» вырастет, он непременно столкнется с ситуацией где не он, а другой становится лучшим. Для «отличника» это будет тяжелым стрессом.

Стремясь не за знаниями, а за тем, чтобы стать лучшим, он будет надрывать последние силы, но все равно ему будет трудно удержаться на этом уровне, ведь большая жизнь — это не класс.

Источник: https://www.informio.ru/publications/id1248/Projavlenie-psihologicheskih-kompleksov-v-studencheskoi-srede

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector