Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителям

Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителямДиагностика детских страхов – это непременный этап, с которого начнется их коррекция и преодоление.

Этот этап тем более важен, что, как правило, дети не говорят о своих страхах, особенно это касается дошкольников и младших школьников. Поэтому в данной статье мы остановимся на методах диагностики именно у маленьких детей (а вообще эти методы, конечно, зависят от возраста).

Итак, если вы заметили у ребенка отклонения в поведении такие, как беспокойный сон, нервозность, новые привычки (грызет ногти, накручивает на палец волосы и т.п.), причуды и необоснованные капризы, то надо искать причины таких явлений.

Диагностика детских страхов у маленьких детей может быть проведена с помощью рисунков. Здесь выбор вариантов очень многообразен: можно попросить нарисовать просто рисунок на произвольную тему, можно обозначить тему (семья, школа, детский сад, друзья, мои страхи…)

Методика расшифровки детских рисунков – это не цель данной статьи, ведь формата одной статьи недостаточно для того, чтобы раскрыть все нюансы. При желании каждый родитель найдет множество источников информации по этому вопросу.

  • Здесь же хотелось бы отметить несколько моментов, на которые родителям обязательно стоит обращать внимание в рисунках детей:
  • — рисунки на безнадежные, катастрофические темы с обилием страшных монстров должны привлечь внимание родителей;
  • — если ребенок изображает себя всегда стоящим в одиночестве, особняком от других людей на рисунке – это явный признак проблем с общением, боязни идти на контакт, страх одиночества;
  • — если ребенок практически ничего не рисует или делает это неохотно – это тоже сигнал к тому, что  у ребенка не все в порядке;Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителям
  • — жирные, черные линии, сделанные с большим нажимом, дырявящие лист бумаги – сигнал к тому, что ребенок пытается избавиться от чего-то, зачеркнуть, выкинуть из своей жизни;
  • — увлечение черными, серыми и коричневыми цветами также должно насторожить, потому что свидетельствует о пессимистичности и угнетенном состоянии.

Диагностика детских страхов активно использует тестовый метод.

Для диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста обычно используются тесты, на вопросы которых отвечают родители.

Тесты могут быть на выявление тревожности или определение уровня самооценки, тесты об определенных видах страхов: страхе потери, о боязни новых отношений, об опасных явлениях или животных и т.д.

Диагностика детских страхов, конечно, не обходится без методов наблюдения. Английский психолог Джон Боулби говорит о так называемых «маячках страха», которые помогут отделить страх от других эмоций.

Например, с большой точностью можно сказать, что ребенок боится, если он напряженно всматривается в какой-либо предмет (объект), застыв на несколько секунд с испугом на лице. А затем малыш взглядом ищет кого-то из взрослых, чтобы получить поддержку и защиту.

Отсутствующий взгляд, стремление съежиться, закрыться – это тоже «маячки». У испуганного ребенка ладони становятся влажными, кожа лица бледнеет, дыхание становится частым и прерывистым.

Родителей должно насторожить, если у ребенка есть склонность к агрессивным развлечениям – он бредит оружием, постоянно играет в «войнушку», с упоением и наслаждением расстреливает игрушки.

Такие наклонности говорят о внутреннем чувстве незащищенности и страхе перед нападением, страхе смерти.

Если ребенок имеет привычку ломать игрушки, отрывать у них части «тела» — это также говорит о наличии определенного рода страхов – страх болезни, боязнь уколов и докторов.

Очень опасным симптомом является желание ребенка причинять боль живым существам – животным,  младшим братьям и сестрам.

Детские недомогания (тошнота, головная боль, боль в животе и т.п.) перед каким-либо событием (контрольная, экзамен, неприятная поездка, посещение врача) – это тоже прямое проявление страха, которое выявляется методом наблюдения.

  1. Предлагаю вам провести экспресс-диагностику методом наблюдения за ребенком в течение 3-5 дней.
  2. На листе бумаги напишите проявления тревожности и отмечайте, допустим, галочкой или крестиком, если вы наблюдали такое проявление у ребенка:
  3. — беспокойство, нервозность в течение всего дня;
  4. — лицевые конвульсии, напряжение мышц лица и шеи;
  5. — проблемы со сном или с засыпанием;
  6. — проблемы с концентрацией и сосредоточением;
  7. — капризность и плаксивость.
  8. Если вы заметили у ребенка хотя бы одно из перечисленных проявлений тревожности, необходимо провести уже более тщательную диагностику.

Диагностика детских страхов у маленьких детей может быть проведена с помощью специальных сказок и историй. Например, такой, как предлагает И.В. Самойленко:

Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителямСказка «Бельчонок». В дупле одного большого и высокого дерева жила-была беличья семья: папа, мама и сынок-бельчонок. Однажды налетел сильный-пресильный ветер и вся беличья семья выпала из дупла. Папа на лету ухватился крепкими лапами за крепкий сук и взобрался на дерево. Мама ловко зацепилась за ветку пушистым хвостом. И только маленький бельчонок скатился вниз на землю.

  • Вопрос: что стало с бельчонком?
  • Детские ответы, соответствующие норме, будут следующего характера:
  • — он тоже забрался на дерево;
  • — он испугался, но быстро забрался к маме;
  • — он испугался, но быстро забрался к папе;
  • — бельчонок позвал на помощь маму и папу, и они помогли ему снова забраться на дерево.
  • Ответы, которые должны насторожить:
  • — бельчонок ударился об землю и умер;
  • — бельчонок остался один на земле и умер от холода (голода);
  • — о бельчонке все забыли;
  • — бельчонка утащили волки (лиса, медведь…);
  • — бельчонок так и остался на земле, потому что он еще маленький и слабенький.
  • Ответы показывают, какие у ребенка взаимоотношения с родителями, чего ребенок опасается, чего ему не хватает в семье.
  • Вы можете сами придумать какую-нибудь подобную историю и поговорить с малышом о ней.
  • Диагностика детских страхов может быть проведена и путем задавания конкретных вопросов:
  • А ты боишься спать один в комнате?
  • А страшные сны тебе снятся?
  • Ты боишься ездить на лифте?
  • Летать на самолете?

А Бабу-ягу ты боишься? и т.д.

Внимательные и чуткие родители всегда смогут заметить у ребенка тревожное состояние, а вовремя проведенная диагностика детских страхов поможет с ними справиться без огорчительных последствий.

Источник: http://lifemozaika.ru/diagnostika-detskix-straxov/

Тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках»

  • Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителямДанная методика разработана и апробирована российскими специалистами-психологами Александром Ивановичем Захаровым и Мариной Александровной Панфиловой.
  • Цель: диагностика, выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет.
  • Применение методики обусловлено потребностью выяснения всего спектра страхов, которым подвержен ребенок, перед непосредственным проведением коррекции данного состояния психологом.
  • Обычно данный тест используется в том случае, если ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать.

Инструкция по проведению: Психолог рисует контуры двух домов (на одном или на двух листах): черного и красного цвета. Инструкция для ребенка: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном — не страшны. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам».  (Список страхов можно скачать внизу материала) (психолог называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик.

У старших детей необходимо спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься …».

Беседу с исследуемым специалист проводит неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи по порядку и ожидая только ответа «да» – «нет» или «боюсь» — «не боюсь».

Особенности проведения тестирования.

Избегая непроизвольного внушения страхов частым повторением вопроса о боязни страхов. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да».

Психолог при проведении теста находится рядом с ребенком, а не напротив.

Необходимо периодически подбадривать испытуемого и хвалить за то, что он говорит все как есть, правду.

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить. Данное действие необходимо для того, чтобы успокоить актуализированные детские страхи.

Интерпретация теста на выявление детских страхов доступна для скачивания

Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителям

Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителям

Источник: https://psichologvsadu.ru/diagnostika/296-test-detskie-strachi-v-domikach-zacharov-panfilova

Методы диагностики тревожности детей дошкольного возраста

Наличие беспокоящих состояний у детей в раннем возрасте — проблема многих родителей. Ситуация осложняется трудностями выявления, оценки и интерпретации эмоционального состояния малыша.

Для облегчения задачи разработано большое количество различных приёмов, среди них особое место занимают игровые.

Так, методика выявление тревожности у дошкольников Паровозик обеспечивает с помощью визуальной выборки цвета, который ассоциируется с определённым настроением.

Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителям

Состояние тревожности — характерное явление для многих малышей. Оно формируется как психическая реакция организма на любую неопределённость, неизвестность будущего. Для дошкольника, изучающего и узнающего этот мир, факторов неизвестности очень много, поэтому вероятность развития тревожности высока.

Большую роль в формировании беспокоящих состояний у детей играют взрослые, особенно родители. Малыши во всём зависят от мамы и папы. Степень уверенности зависит от поведения и позиции взрослых.

Факторы, повышающие вероятность развития тревожности:

  • критика и упрёки;
  • сравнение с детьми;
  • отсутствие поддержки;
  • нестабильность в повседневной жизни;
  • непонимание происходящих событий;
  • низкая степень вовлечённости родителей в повседневную жизнь малыша;
  • совершение действий, вызывающих страх, тревогу, негативные эмоции;
  • недостаток любви, внимания.

Определение степени проявления тревожности у дошкольников и школьников младших классов осложнено возрастными особенностями. Ребёнок плохо понимает и не контролирует процессы, которые происходят в его психическом и эмоциональном мире. Он неспособен самостоятельно вычленить отклонения от нормы в восприятии действительности.

Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителям

Первичный способ диагностики тревожности — выявление особенностей в поведении. По поведенческим признакам можно вычленить наличие беспокоящих состояний.

Признаки тревожности ребёнка:

  • суетливость;
  • двигательное беспокойство;
  • повторяющиеся движения — сосание пальцев, закручивание волос, обгрызание ногтей;
  • нарушения сна;
  • скованность;
  • панический страх нового, любых перемен;
  • неуверенность в себе;
  • отказ от новых видов деятельности;
  • серьёзность;
  • нежелание выделяться и стремление к тишине;
  • частые страхи без повода;
  • заниженная самооценка.

По первичным признакам взрослые люди способны определить отклонения в эмоциональном состоянии малыша, но для точной диагностики тревожности, оценки степени её проявления нужно использовать специальные методики.

Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителям

Для определения наличия беспокоящих состояний у малышей дошкольного и младшего школьного возраста разработано большое количество всевозможных методик:

  • «Лесенка». Способ направлен на определение уровня самооценки дошкольника, как он видит отношение к себе сверстников, родителей, взрослых. Отношение ребёнка очень сильно взаимосвязано с беспокоящими состояниями, которые его преследуют. Для проведения нужны: лист бумаги, картон, карандаш, ножницы. На листе рисуется лесенка с семью ступеньками. Ступени одинаковые, кроме третьей, она шире. На картоне рисуют и выстригают фигурку человека. Ребёнка просят ставить фигурку на конкретную ступеньку. Фигурки обозначает самого ребёнка, учителя, воспитателя, других хороших и плохих ребят. По месту размещения фигурки на ступеньку определяется уровень самооценки. Методика используется при диагностике тревожности. Она позволяет определить влияние на беспокоящие состояния самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми.
  • Тест «Страхи в домиках». На листе рисуются два домика. Ребёнку задают задачу, нужно «страшные» и «нестрашные» страхи распределить по домикам. Читается 29 страхов. Малыш распределяет их по домикам. На основе сортировки определяются объект, вызывающие страх и тревогу у ребёнка.
  • Выбери нужное лицо. Дошкольнику предлагают посмотреть на 14 картинок, изображающих различные ситуации из детской жизни. На картинках представлен малыш с лицом, которое не прорисовано. Тестируемому ребёнку нужно выбрать «весёлое» или «грустное» лицо, которое ассоциируется у него с ситуацией на картинке. По реакции малыша к конкретным ситуациям определяется наличие тревожности, источники её развития.
Читайте также:  Курение при панкреатите: можно ли курить, влияние

Источник: https://fobii.org/raznoe/metody-diagnostiki-trevozhnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta/

Методики для диагностики возрастных страхов у детей дошкольного возраста

Методика №1«Страхи в домиках» М.А. Панфилова

Цель: выявить какой именно страх испытывает ребенок. Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей.

Инструкция: « В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты показывай соответствующий дом».

После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ выбросить или потерять. Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.

  • Страхи:
  • 1. Когда останешься дома один;
  • 2. Нападения, бандитов;
  • 3. Заболеть, заразиться;
  • 4. Умереть;
  • 5. Того, что умрут твои родители;
  • 6. Каких – то людей;
  • 7. Маму или папу;
  • 8. Того, что они тебя накажут;
  • 9. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;
  • 10. Опоздать в детский сад;
  • 11. Перед тем как заснуть;
  • 12. Страшных снов;
  • 13. Темноты;
  • 14. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
  • 15. Машин, поездов, самолетов; (страхи транспорта);
  • 16. Бурана, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
  • 17. Когда очень высоко (страхи высоты);
  • 18. Когда очень глубоко (страх глубины);
  • 19. В маленькой тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страхи замкнутого пространства);
  • 20.Воды;
  • 21. Огня;
  • 22.Пожара;
  • 23. Войны;
  • 24. Больших улиц, площадей;
  • 25. Врачей (кроме зубных);
  • 26. Крови ( когда идет кровь);
  • 27.Уколов;
  • 28. Боли (когда больно);

29. Неожиданных, резких звуков, когда что – то внезапно упадет, стукнет.

Возрастные нормы (по А.И. Захарову).

  1. Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)
  2. Таблица 1.
  3. Таблица 2

п/п

  • Фамилия, имя ребенка
  • Страхи «черного домика»
  • Страхи «красного домика»
  • Всего страхов
  • В черном домике
  • В красном домике
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7

Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителям

Методика №2 « Нарисуй свой страх» А.И. Захаров

Цель: выявление страхов у детей.

Ход: перед каждым ребенком кладется лист бумаги и цветные карандаши.

После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования.

По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. Ребенок может спросить у взрослого, как нарисовать страх. Подсказать можно, но в самых общих чертах — так, чтобы на визуальное воплощение детской фантазии не повлиял субъективизм взрослого.

К примеру, если ребенок спрашивает, как нарисовать Бабу Ягу, следует ответить: «Нарисуй ее так, как ты видишь!» «А как я ее вижу? — может спросить ребенок. — Какое у нее лицо, нос?» Отвечайте приблизительно так: «Нарисуй большой нос крючком и большие зубы».

Взрослый, таким образом, не навязывает ребенку свое представление, а только подталкивает его к тому, чтобы его собственное представление образа более четко отразилось в сознании.

  1. Детям предлагается инструкция: « Давайте нарисуем то, чего вы больше всего боитесь».
  2. Оценка уровня выраженности страха осуществлялась по следующим показателям: что ребенок нарисовал, какие цвета преобладают в изображениях ( черный, красный, синий либо розовый, желтый, голубой ), яркость рисунков, четкость или расплывчатость контуров, нажим карандаш.
  3. Высокий уровень страха предполагает неуверенность в себе, нерешительность, низкую самооценку, недоверчивость к окружающим, присутствие агрессия и подозрительности.
  4. Средний уровень страха — общительность, адекватная самооценка, уверенность в себе.
  5. Низкий уровень страха — достаточная уверенность в себе, общительность, преобладание повышенного настроения.

Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителям

  • Тест №3 «Сказка» Л. Дюсс
  • Цель: определить эмоциональные проявления, сферу тревоги ребенка; исследовать межличностные отношения между детьми и родителями в семье.
  • Сказка «Птенец».
  • Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного или обоих родителей.

В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, гнездышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама – на другую.

Что делать птенцу?

Птенец тоже полетит и сядет на какую – нибудь ветку.

  1. Полетит к маме, потому что испугался.
  2. Полетит к папе, потому что он сильней.
  3. Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать
  4. На помощь, и папа (или мама)
  5. прилетит и заберет его.
  • Не умеет летать, потому останется на земле.
  • Попытается лететь, но не сумеет.
  • Умрет во время падения.
  • Умрет от голода, дождя, холода.
  • О нем все забудут, и кто – нибудь на него наступит.

Сказка «Страх»

Цель: определить наличие страха, тревоги.

Один мальчик говорит себе тихо – тихо: «Как страшно!» Чего он боится?

Нормальные ответы

Настораживающие ответы

  • Вел себя плохо и теперь боится наказания.
  • Пропустил уроки в школе, поэтому боится, что мама будет ругать.
  • Боится темноты.
  • Боится какого – то животного.
  • Ничего не боится, просто пошутил. На все эти ответы нужно попросить ребенка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие вопросы.
  • Боится, что его украдут.
  • Чудовище хочет украсть его и съесть.
  • Боится остаться один.
  • Боится, что какой – нибудь зверь залезет в кровать.
  • Боится, что придет вор и ударит его ножом.
  • Боится, что умрет папа, мама.
  • Подобные патологические идеи выражают скрытую агрессивность по отношению к родителям, следовательно, вызывают у ребенка чувство вины и склонность к самобичиванию.
  • Сказка «Новость»
  • Цель: выявление у ребенка чувства неоправданной тревожности или страха, наличие невысказанных желаний и ожиданий.

Один мальчик возвращается с прогулки (из школы, со двора, где он играл в футбол), и мама ему говорит: «Наконец – то ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?

К обеду придет гость.

Придут гости.

Кто – то позвонил и сообщил приятную новость (приглашение в гости, выздоровление).

Мама хочет, чтобы мальчик сел заниматься. Мама узнала что – то важное.

  • Кто – то в семье умер.
  • Мама хочет отругать мальчика, который не должен был выходить на улицу в этот день.
  • Мама хочет что – то запретить мальчику.
  • Мама сердится, потому что мальчик опоздал, и хочет сказать ему, что больше не выпустит его на улицу.

Источник: https://infourok.ru/metodiki-dlya-diagnostiki-vozrastnih-strahov-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-1878814.html

Детские страхи: методики

Определение 1

Детские страхи ‒ эмоциональные реакции детей на ситуации или объекты, которые воспринимаются ими как опасные (угрожающие).

Несмотря на свою негативную окраску, страх осуществляет разнообразные функции в жизни человека.

На всем протяжении человеческого развития страх сопровождал людей, проявляясь в боязни темноты, огня, природных аномалий.

Он является своеобразным средством познания реальности окружающего мира, предоставляя возможность человеку селективно и скептически относиться к разного рода явлениям окружающего мира.

Замечание 1

Поэтому, по суждению А.И. Захарова, страх можно рассматривать как естественное сопровождение человеческого развития.

Если же страхи не проходят в течение продолжительного времени, и переживания, которые они активизируют, тяжело переносятся ребенком, это часто говорит о том, что причиной их выступает какое-либо серьезное психическое потрясение, перенапряжение нервной системы. Подобные состояния могут требовать консультационной помощи специалистов, которые могут помочь родителям установить причину и вывести ребенка из тяжелого состояния.

Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителям

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

До или после общения с ребенком психолог также выслушает жалобы родителей и задаст им свои вопросы. Вследствие первичной консультации специалист даст свое представление о том, в чем состоит проблема детских страхов, каково их предметное содержание и вполне вероятно – какова причина их возникновения.

Такие сведения дадут возможность сформировать план коррекции и выбрать соответственные методики для каждого определенного случая. В отдельных случаях для выявления страхов у детей может потребоваться больше времени – например, при работе с эмоционально сдержанными или аутичными детьми.

Методики диагностики детских страхов

Замечание 2

Прежде чем бороться со страхами и фобиями у детей, их нужно правильно диагностировать.

Для диагностики страхов в детском возрасте применяют следующие методики.

Методика М. А. Панфиловой «Страхи в домиках». Автором методики произведен синтез двух популярных методик: модифицированной беседы А. И. Захарова и теста «Красный дом, черный дом». Модифицированная беседа о страхах А.И. Захарова подразумевает раскрытие и уточнение доминирующих видов страхов:

  • страх одиночества,
  • темноты,
  • смерти,
  • медицинские страхи и т. д.

Представленная методика подходит в тех случаях, когда ребенок или не любит рисовать или еще плохо рисует (хотя подобное задание даже не увлекающиеся рисованием дети принимают, как правило, с удовольствием). Взрослый контурно изображает два дома (на одном или на двух листах): черный и красный.

И затем предлагает расселить страхи из списка в домики (взрослый человек проговаривает по очереди страхи). Записывать необходимо те страхи, которые ребенок поместил в домик черного цвета, т.е. признал, что он опасается этого. У детей старше можно спросить: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься .

..».

Беседу необходимо проводить неспешно и содержательно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» ‒ «нет» или «боюсь» ‒ «не боюсь». Повторять вопрос о том, опасается или не опасается ребенок чего-либо, необходимо лишь время от времени. Тем самым исключается непроизвольное внушение страхов.

Если ребенок стереотипно отрицает все страхи, то можно просить давать детальные ответы, например, «не боюсь темноты», а не «нет» или «да». Взрослый, который задает вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая время от времени подбадривать и хвалить его за то, что он говорит все как есть.

В данном случае необходимо, чтобы взрослый по памяти называл страхи, лишь время от времени заглядывая в список, а, не зачитывая его.

После исполнения задания ребенку может быть предложено, закрыть черный дом на замок (нарисовать его на дверях), а ключ ‒ потерять и выбросить. Подобное действие успокаивает актуализированные страхи.

Анализ результатов, которые будут получены в данной методике, состоит в том, что экспериментатор подсчитывает страхи из черного домика и сопоставляет их с нормами по возрасту. Общие ответы ребенка соединяются в несколько категорий по видам страхов.

Если ребенок из четырех-пяти случаев в трех дает положительный ответ, то данный вид страха диагностируется как существующий. Из 31 вида страхов, которые были выделены автором, у детей можно наблюдать от 6 до 15.

У детей, которые проживают в городе вероятное число страхов достигать15.

Проективная методика «Мои страхи» А. И. Захарова. После проведенной заранее беседы, которая актуализирует воспоминания ребенка о том, что его страшит, ему предлагают цветные карандаши и лист бумаги.

В ходе анализа внимание обращается на то, что нарисовал ребенок, а также на цветовую гамму, которые были использованы им во время рисования. По завершении рисования ребенка просят рассказать о том, что он нарисовал, т. е. вербализовать собственный страх.

Таким образом, подразумевается, что активное обсуждение ребенком собственных ощущений в игровой обстановке дает возможность внутренним ресурсам скорректировать направление с защиты на конструктивный процесс изменений личности.

Методика «Силуэт человека» Л. Лебедевой диагностирует по цветовому выбору эмоциональное состояние ребенка, в соответствии с тестом М. Люшера. Исследования М. Люшера продемонстрировали, что четырем цветам подходят четыре вида ощущения себя.

Читайте также:  Канцерофобия — боязнь заболеть раком, как избавиться, название фобии

Человеку, который предпочитает синий цвет, присуща удовлетворенность жизнью, тому, кто подбирает красный, ‒ жизнерадостность, активность, зеленый ‒ стабильность, ответственное отношение к жизни, светло-желтый ‒ открытость, веселость.

Кроме того, «синие» стремятся к единству, имеют потребность в согласии, «красные» направлены на успех, возможности воздействовать на окружающее. Те, кто любит зеленый (а М. Люшер считает, что данный цвет в его тесте «холодный»), обращены к стабильности и безопасности.

«Желтые» настроены на изменения, им необходима свобода, для того чтобы надеяться на лучшее. В границы данных четырех цветов вписывается и время. Протяженность во времени подходит спокойному синему цвету, красно-оранжевому ‒ настоящее, зеленому ‒ «здесь и сейчас» текущее мгновение, а желтому ‒ будущее.

Методика «Рисунок семьи» Г. Т. Хоментаускаса и В. К.

Лосевой дает возможность пронаблюдать проблемы в эмоциональной сфере и проблемы взаимоотношений в семье ребенка, увидеть его субъективную оценку его места в семье и отношений с другими членами семьи.

Тест может помочь проявить отношение ребенка к членам своей семьи, как он принимает каждого из них, и собственную роль в семье, а также те взаимоотношения, которые активизируют в нем тревожные чувства.

Ситуация в семье, которой родители дают позитивную оценку, может быть воспринята ребенком абсолютно противоположно. Определив, каким он видит семью, окружающий мир, родителей, себя, можно понять факторы происхождения многих проблем ребенка и качественно поддержать ему при их решении.

В различных течениях психологической науки диагностика страхов у детей проводится при помощи многообразных методик. Чтобы выявить проблему, психолог может предложить ребенку поиграть с игрушками в песочнице, нарисовать рисунок или несколько рисунков, рассказать историю, ответить на несколько вопросов.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/detskie_strahi_metodiki/

39) Страхи у детей: характеристика, причины, диагностика, коррекция

Характеристика:

Страх — это реакция человека на
действительную или мнимую (но переживаемую
как действительность) опасность.

Страх — это привычное чувство. Испытав
его однажды в какой-то травмирующей
ситуации, мы будем испытывать его в
аналогичной ситуации снова и снова.

Страх появляется с опытом. Нас пугает
то, что когда-то потревожило нашу душу
и сознание. Редко кто боится тех предметов
и ситуаций, в которых реально никогда
не оказывался, или хотя бы не видел или
не читал об этом.

Страхи появляются
вместе с познавательной деятельностью,
когда ребенок растет и постепенно
начинает познавать окружающий мир. Он
развивается в социуме, и ведущую роль
в воспитании играют взрослые.

Поэтому
от того, насколько грамотны будут наши
слова и поведение, зависит психическое
здоровье ребенка.

По мнению Захарова ,у девочек не только
больше страхов, чем у мальчиков, но и их
страхи у более прочно связаны с
формирующейся структурой личности, и,
прежде всего, с ее эмоциональной сферой.

Как у девочек, так и у мальчиков
интенсивность связей между страхами
наибольшая в 3-5 лет. Это возраст, когда
страхи «цепляются друг за друга»
и составляют единую психологическую
структуру беспокойства. Можно предполагать,
что страхи в данном возрасте связаны с интенсивным развитием эмоциональной
сферы личности.

Максимум страхов наблюдается в 6-8 лет,
при уменьшении интенсивности связей
между страхами. Начиная с 5 лет на первый
план выходит интеллектуальное развитие,
в первую очередь мышление. Страх при
этом более сложно психологически
мотивирован.

Насколько будет выражен тот или иной
страх и будет ли он выражен вообще,
зависит от индивидуальных особенностей
психического развития и конкретных
социальных условии, в которых происходит
формирование личности ребенка.

Причины:

Ребенок боится всего нового и неизвестного,
одушевляет предметы и сказочные
персонажи, опасается незнакомых животных
и верит, что он и его родители будут жить
вечно. У детей все реально, следовательно,
их страхи так же носят реальный характер.

1) Конкретный случай, напугавший ребенка

2) Особенности характера ребенка
(закреплению страхов способствуют такие
черты, как тревожность, мнительность,
пессимизм, неуверенность в себе,
чрезмерная зависимость от других людей
(родителей, воспитателей, учителей),
физическая и психическая незрелость,
болезненность)

3) Запугивающее воспитание («быстро
спать, а то сейчас баба-яга заберет!»,
«Не убегай, а то дядя тебя посадит в
мешок и унесет с собой!», «деток, которые
плохо едят, забирает медведь в темный
лес!»)

  • 4) Излишняя родительская опека: «Туда
    не ходи, там опасно», «Этого не трогай,
    порежешься» (внушенные страхи, ребенку
    передается повышенная тревожность
    родителей)
  • 5) Суровые наказания или угрозы,
    авторитарное воспитание
  • 6) Ссоры между родителями
  • 7) Детские фантазии (часто их провоцируют
    страшные сказки, фильмы, мультфильмы,
    книги со страшными сюжетами, услышанные
    взрослые разговоры, компьютерные игры)

Первая причина напрямую связана со
второй и третьей — потому что не у всех
детей травмирующий конкретный случай
превращается в страх.

Во многом это
зависит от особенностей характера
малыша (тревожность, мнительность,
пессимизм, неуверенность в себе,
зависимость от других людей и т.д.

) А эти
черты характера могут возникнуть, если
родители сами запугивают ребенка: «Не
будешь спать — заберет Баба-Яга!»

По большей части, мы сами учим наших
детей бояться. Какое-то неосторожное
слово может навсегда отложиться в памяти
ребенка и привести к непоправимым
последствиям, когда он будет бояться
уже на бессознательном уровне. Причиной
детских страхов могут быть многочисленные
запреты со стороны родителей и
воспитателей, а так же гнев и угрозы
взрослых в адрес ребенка.

Но самые распространенные — это внушенные
страхи. Их источник — взрослые, окружающие
малыша (родители, бабушки, воспитатели),
которые непроизвольно, иногда слишком
эмоционально, предупреждают ребенка
об опасности, часто даже не обратив
внимания на то, что его напугало больше:
сама ситуация или реакция на нее
взрослого.

В результате ребенок
воспринимает только вторую часть фраз:
«Не ходи — упадешь», «Не бери — обожжешься»,
«Не гладь — укусит». Ребенку пока еще не
ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно
чувствует тревогу, и естественно, что
у него возникает реакция страха, который
может закрепиться и распространиться
на исходные ситуации. Такие страхи могут
зафиксироваться на всю жизнь.

Конечно,
когда ребенок вырастет, страх притупится,
но не исчезнет!

Детская фантазия — одна из наиболее
частых причин страха. Ребенок — существо
эмоциональное. Нередко он сам придумывает
себе предмет страха. Но каждый ребенок
по-разному реагирует на такие фантазии.
Кто-то пофантазирует, немножко побоится
(кто из нас не прятался в детстве под
одеялом?), а потом забудет и успокоится.
А у кого-то эти фантазии могут привести
к непоправимым последствиям.

Очень часто ребенок чувствует вину за
конфликты родителей и боится оказаться
их причиной. Заслуживает внимание
обнаружение у детей-дошкольников из
конфликтных семей более частых страхов
перед животными (у девочек), стихией,
заболеванием, заражением и смертью, а
также страхов кошмарных снов и родителей
(у мальчиков).

Также очень часто причиной
страха у ребенка могут быть взаимоотношения
со сверстниками. Если детский коллектив
не принимает ребенка, обижает его, и
малыш не хочет идти в садик, вполне
вероятно, что он боится быть униженным,
отверженым. Так же причиной может быть
распространение страхов среди детей.

Например, более сильный ребенок может
запугивать малыша разными историями,
«внушать» свой страх.

У детей, живущих в отдельных квартирах,
страхи встречаются чаще, чем у детей из
коммунальных квартир, особенно у девочек.
В коммунальной квартире много взрослых,
больше сверстников, возможностей для
совместных игр и меньше страхов.

Так, мальчики и девочки боятся чаще,
если считают главной в семье мать, а не
отца. Работающая и доминирующая в семье
мать часто беспокойна и раздражительна
в отношениях с детьми, чем и вызываются
ответные реакции беспокойства.

Беспокойство у эмоционально чувствительных
детей 5-7 лет возникает и вследствие
стремления некоторых матерей как можно
раньше выйти на работу, где сосредоточена
основная часть их интересов. Они рано
отдают детей в дошкольные детские
учреждения, на попечение бабушек,
дедушек, других родственников, нянь и
недостаточно учитывают их эмоциональные
запросы.

Честолюбивые, не в меру принципиальные,
с болезненно заостренным чувством
долга, бескомпромиссные матери излишне
требовательно и формально поступают с
детьми, которые вечно не устраивают их
в отношении пола, темперамента или
характера.

Возраст родителей также имеет немаловажное
значение для возникновения страхов у
детей.

Как правило, у молодых, эмоционально
непосредственных и жизнерадостных
родителей дети менее склонны к проявлениям
беспокойства и тревоги.

У «пожилых»
родителей (после 30 и особенно после 35
лет) дети более беспокойны, что отражает
преимущественно тревожность матери,
поздно вышедшей замуж и долго не имевшей
детей.

  1. Виды страхов.
  2. Некоторые страхи сопровождают определенный
    возрастной период.
  3. У детей до года они выражаются в
    беспокойстве при громких звуках, а также
    связанные с отсутствием матери или с
    ее настроением.

В 2-3 года ребенок может бояться наказаний,
боли (например, у врача), одиночества и
особенно темноты. Эти страхи типичны и
нормальны для ребенка этого возраста.

В 3-4 года появляются страхи, связанные
с развитием фантазии ребенка. Малыш
может сам придумать какое то чудовище
и потом долго его бояться, думая, что
оно живет под шкафом.

У детей 6-7 лет может появиться страх
смерти, своей или своих близких. Ребенок
уже знает, что человек может умереть,
поэтому многие обычные бытовые или
природные ситуации (гром, гроза и т.п.)
могут вызывать панику.

Диагностика:

Методика «Страхи в домиках» (М.А.Панфиловой
и А.И.Захарова)

Цель: выявление и уточнение преобладающих
видов страхов (страх темноты, одиночества,
смерти, медицинские страхи и т. д.) у
детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь
детям в преодолении страхов, необходимо
выяснить, весь спектр страхов и каким
конкретно страхам они подвержены.

Взрослый рисует контурно два дома (на
одном или на двух листах) : черный и
красный. И потом предлагает расселить
в домики страхи из списка (взрослые
называет по очереди страхи). Записывать
в чёрный дом нужно те страхи, которые
ребёнок признал ,как страшные, в красный
– не страшные.

Список зачитываемых страхов:

Ты боишься:

1.когда остаешься один; 2. нападения; 3.
заболеть, заразиться; 4. умереть; 5. того,
что умрут твои родители; 6. каких-то
детей; 7. каких-то людей; 8. мамы или папы; 9. того, что они тебя накажут; 10. Бабы
Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея
Горыныча, чудовища.

(к этому списку
добавляются страхи невидимок, скелетов,
Черной руки, Пиковой Дамы — вся группа
этих страхов обозначена как страхи
сказочных персонажей); 11. перед тем как
заснуть; 12. страшных снов (каких именно); 13. темноты; 14. волка, медведя, собак,
пауков, змей (страхи животных); 15.

машин,
поездов, самолетов (страхи транспорта); 16. бури, урагана, наводнения, землетрясения
(страхи стихии); 17. когда очень высоко
(страх высоты); 18. когда очень глубоко
(страх глубины); 19. в тесной маленькой
комнате, помещении, туалете, переполненном
автобусе, метро (страх замкнутого
пространства); 20.

воды; 21. огня; 22.
пожара; 23. войны; 24. больших улиц,
площадей; 25. врачей (кроме зубных); 26.
крови (когда идет кровь); 27. уколов; 28.
боли (когда больно); 29. неожиданных,
резких звуков, когда что-то внезапно
упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь
при этом); 30.

сделать что-либо не так,
неправильно (плохо — у дошкольников); 31. опоздать в сад (школу);.

  • Все перечисленные здесь страхи можно
    разделить на несколько групп:
  • — медицинские страхи: боль, уколы,
    врачи, болезни;
  • — страхи, связанные с причинением
    физического ущерба — транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;
  • — страх смерти (своей);
  • — боязнь животных ;
  • — страхи сказочных персонажей;
  • — страх темноты и кошмарных снов;
  • — социально-опосредованные страхи —
    людей, детей, наказаний, опозданий,
    одиночества;
  • — пространственные страхи — высоты,
    глубины, замкнутых пространст
Читайте также:  Тоническое заикание (логоневроз): тоно-клонического типа

Методика «Силуэт человека» Л.Лебедевой диагностирует эмоциональное состояние
ребёнка по цветовому выбору, согласно
Максу Люшеру . Исследования Макса Люшера
показали, что четырем цветам соответствуют
четыре типа ощущения себя.

Человеку,
предпочитающему синий цвет, свойственна
удовлетворенность жизнью, тому, кто
выбирает красный, — жизнерадостность,
активность, зеленый — серьезное отношение
к жизни, стабильность, светло-желтый —
веселость, открытость.

Кроме того,
«синие» стремятся к единству, нуждаются
в согласии, «красные» стремятся к успеху,
возможности воздействовать на окружающее.
Те, кто предпочитает зеленый, стремятся
к безопасности и стабильности (власть,
знания, компетентность). «Желтые»
настроены на изменения, им нужна свобода,
для того чтобы надеяться на лучшее.

В
рамки этих четырех цветов вписывается
и время. Спокойному синему соответствует
протяженность во времени, оранжево-красному
— настоящее, зеленому — текущее мгновение
«здесь и сейчас», а желтому — будущее.

Согласно, М. Люшер, Л.Н. Собчик важно
обратить внимание на цветовой ряд. Выбор
в первую очередь коричневого, серого,
чёрного цветов указывает на состояние
выраженного стресса. Это может быть
объективно сверх сложная ситуация или
невротическая реакция на жизненные
трудности. Чувства выделяют явления,
имеющие стабильную мотивационную
значимость.

Опросник Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко
применяется с целью выявления тревожного
ребенка в группе сверстников; Методика
«Рисунок семьи» Г.Т. Хоментаускаса и
В.К. Лосевой позволяет отследить
эмоциональные проблемы и трудности
взаимоотношений в семье ребёнка, увидеть
его субъективную оценку о его месте в
семье и отношениях с другими членами
семьи.

Коррекция:

Если родители видят, что страх не
причиняет ребенку особого беспокойства,
можно попробовать справиться своими
силами. Существует много методов для
выявления страхов.

1) Для начала нужно поговорить с ребенком.
Нужно осторожно и доброжелательно
выяснить, чего именно ребенок боится.

2) Реакция родителей на наличие страха
должна быть спокойной. Нельзя оставаться
равнодушным, но и сильное беспокойство,
отрицательный эмоциональный фон могут
привести к усилению проблемы.

3) Чем больше ребенок будет говорить о
страхе, тем быстрее он сможет от него
избавиться.

4) Поделитесь с ребенком своим опытом,
расскажите о том, чего вы боялись в
детстве и почему, и обязательно о том,
как вы перестали бояться.

5) Очень хороший метод — это сочинить
вместе с ребенком сказку или рассказ
на тему его страха. Конец истории должен
быть обязательно о том, как герой
побеждает страх.

6) Нарисовать страх — это самый
распространенный и действенный метод
борьбы с ним. А после того как ребенок
нарисует, сжечь бумажку с рисунком, и
обязательно объяснить малышу, что страха
больше не существует, что вы его сожгли,
и он больше никогда не побеспокоит его.

7) Для борьбы со страхами можно также
использовать игру или инсценировки.
Это лучше делать в группе детей. Поэтому
родители самостоятельно не могут
воспользоваться этим методом, и должны
действовать совместно со
специалистом-психологом, проводящим
групповую терапию.

8) Общение ребенка со сверстниками, у
которых тоже есть страхи, само по себе
является отличным методом коррекции
невроза страха. Ребенок будет ощущать
моральную поддержку, новые знакомства
помогут ему отвлечься от своих мыслей
(те самые рассказы после отбоя в пионерских
лагерях — отличный пример, прообраз
тематических форумов будущего).

Рисование.На занятиях ребёнок
должен рисовать самостоятельно, без
помощи взрослых. Весьма непросто начать
рисовать страхи. Нередко проходит
несколько дней, пока ребенок решится
приступить к выполнению задания. Так
преодолевается внутренний психологический
барьер — страх страха.

Проявляющийся при рисовании интерес
постепенно гасит эмоцию страха, заменяя
ее волевым сосредоточением и удовлетворением
от выполненного задания. Незримую
поддержку оказывает и сам факт участия
психолога, давшего это задание, которому
можно затем доверить свои рисунки и тем
самым как бы освободиться от изображенных
на них страхов.

Методику коррекции А.Л. Венгера
«Уничтожение страха». Эту методику
психолог применяет в присутствии
кого-либо из родителей, который
впоследствии будет при необходимости
напоминать ребенку о показанном ему
способе преодоления страха.

Проведение методики включает пять
этапов: предварительную беседу, создание
изображения, уничтожение изображения,
рациональное объяснение ребенку смысла
показанного приема и релаксацию
(последний этап повышает действенность
методики, но не является обязательным).
Проведение каждого из этапов варьируется
в соответствии с возрастом ребенка, его
психическим складом, состоянием,
отношением к заданию и т. п.

Фантазирование.Не у всех детей
страхи выражены конкретно. Бывают
случаи, когда у ребенка превалирует
неопределенность, необъяснимая
тревожность и подавленность эмоций. В
таких случаях невротичного ребенка мы
просили закрыть глаза и пофантазировать
на тему «Как я представляю свой страх».
Не только представить, как он выглядит
и его размер, но и чем он пахнет, каков
страх на ощупь.

Ребенку предлагали
побыть этим страхом и рассказать от его
имени о своих ощущениях, зачем данный
страх пугает людей. Ребенок от имени
страха рассказывает самому себе, кто
он, как от него избавиться.

Во время
диалогов следим за сменой интонации
ребенка, ведь именно здесь могут
промелькнуть важные воспоминания,
касающиеся его основных внутренних
проблем, с которыми в дальнейшем
необходимо работать.

На групповых занятиях применяли метод
релаксации для снятия мышечного
напряжения, игры на телесный контакт .

Выводы:

Страх играет немаловажную роль в жизни
ребёнка, с одной стороны, он может уберечь
от необдуманных и рискованных поступков.
С другой – положительные и устойчивые
страхи препятствуют развитию личности
ребёнка, сковывают творческую энергию,
способствуют формированию неуверенности
и повышенной тревожности.

Страхи неизбежно сопровождают развитие
ребенка и появление различных эмоциональных
нарушений, психологических проблем
связано с рядом неблагоприятных событий,
произошедших в детстве.

Профилактика страхов состоит, прежде
всего, в воспитании таких качеств, как
оптимизм, уверенность в себе,
самостоятельность. Ребенок должен знать
то, что ему положено знать по возрасту,
о реальных опасностях и угрозах, и
относиться к этому адекватно. Существующие
способы снижения и контроля страха
основываются, прежде

всего, на теории научения.

Коррекция страхов осуществляется
посредством игротерапии, сказкотерапии,
арттерапии, куклотерапии, психоэлевации,
индивидуально-групповых занятий,
улучшения детско-родительских отношений.

Рисование используют в коррекционных
целях. Рисуя, ребенок дает выход своим
чувствам и переживаниям, желаниям и
мечтам, перестраивает свои отношения
в различных ситуациях и безболезненно
соприкасается с некоторыми пугающими,
неприятными и травмирующими образами.

Важность активной коррекционной работы
с детскими страхами обусловлена тем,
что сам по себе страх способен оказывать
патогенное влияние на развитие различных
сфер личности ребёнка.

Источник: https://studfile.net/preview/5639864/page:16/

Персональный сайт — Диагностика

Диагностика страхов: опросники, тесты, анкеты

Опросник «Страхи у детей»1

(автор  А.И.Захаров)

Вопрос: Ты боишься или не боишься?

  1.   когда остаёшься один;
  2.   нападения, бандитов;
  3.   заболеть, заразиться;
  4.   умереть;
  5.   что умрут твои родители;
  6.   каких – то людей;
  7.   маму…папу;
  8.   что тебя накажет мама…папа;
  9.   Бабу Ягу, Кощея, Змея Горыныча, чудовищ;
  10.   опоздать в детский сад;
  11.   когда ложишься спать, перед сном (если да, то чего конкретно);
  12.   страшных снов (если да, то каких конкретно)
  13.   темноты, когда темно;
  14.   животных: волка, медведя, собак, насекомых, пауков, змей;
  15.   машин, поездов, самолётов;
  16.   бури, урагана, наводнения, землетрясения;
  17.   когда высоко;
  18.   когда глубоко;
  19.   в маленькой тесной комнате, помещении, туалете, метро,   переполненном автобусе;
  20.   воды;
  21.   огня;
  22.   пожара;
  23.   войны;
  24.   больших улиц, площадей;
  25.   кроме зубных, других врачей;
  26.   крови, когда кровь идёт;
  27.   уколов;
  28.   боли, когда больно;
  29.   неожиданных резких звуков, когда внезапно что-нибудь стукнет, упадёт;
  30.   сделать что-либо плохо;
  31.   не успеть куда-то прийти  или что-то сделать.
  • Если с ребёнком беседуют родители или психолог, то предлагаем задать дополнительные вопросы, которые касаются взаимоотношений ребёнка с педагогом:
  • — Ты боишься или не боишься (имя, отчество воспитателя)?
  • — Ты боишься или не боишься, что тебя накажет (имя, отчество воспитателя)?
  • Положительные ответы на эти два вопроса могут свидетельствовать о психологическом дискомфорте ребёнка при нахождении в детском саду, в крайних проявлениях это свидетельствует о дидактогении.

         Возрастные нормы страхов для детей дошкольного возраста (по Захарову А.И.):

  • для мальчиков трёх лет – 7, для девочек трёх лет – 9 страхов является возрастной нормой.
  • в возрасте четырёх лет: для мальчиков  — 9, а для девочек – 7 страхов становится нормой.

В возрасте от 3 до 5 лет дети боятся темноты, одиночества, замкнутого пространства. Так же в этом возрасте  дети боятся боли, уколов, сказочных персонажей, высоты, крови и неожиданных звуков.

  • для пятилетних мальчиков – 8 страхов являются возрастной нормой, а для пятилетних и шестилетних девочек – 11.
  • для шестилетних и семилетних мальчиков, которые пошли в школу, индекс страхов  составляет 9, а для семилетних девочек значение нормы страхов имеет максимальное  значение – 12.

Типичными страхами детей 5-7 лет являются: страх войны, нападения, смерти, смерти родителей, животных, глубины, страшных снов, перед засыпанием, огня, пожара, заболеть и страх наказания.

Если количество страхов у ребёнка превышает возрастную норму в 1,5 раза, то можно говорить о том, что психика ребёнка находится в состоянии перенапряжения и необходимы специальные психологические меры по нормализации эмоционального состояния ребёнка.

Необходимо обратить внимание на ответы ребёнка по 10-му, 30-му и 31-му вопросам.

Положительные ответы на эти вопросы говорят о социальной тревожности у ребёнка, происхождение которой целиком и полностью зависит от чрезмерно обязательных  и принципиальных взрослых.

  1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. – СПб.: Речь, 2008. 283 с.
  1. *****
  2. Методика  «Уровень эмоционального стресса»
  3. Цель: определение уровня тревожности у детей 6-10 лет.

Инструкция: «Сейчас я буду читать тебе высказывания, а ты внимательно слушай.  Если ты считаешь, что и с тобой бывает такое, скажи мне об этом».

Высказывания

  • Я боюсь идти к зубному врачу, представляя, как будет больно.
  • Я не люблю один (одна) оставаться в квартире (доме) в темноте.
  • Я боюсь грозы и молнии.
  • После страшной сказки, рассказа или фильма я долго не могу уснуть.
  • Мне часто снятся страшные сны.
  • Я долго привыкаю к новой группе (классу), новой воспитательнице (учительнице).
  • Я боюсь крови.
  • Если меня просят составить рассказ, я боюсь, что могу что-то забыть.
  • Я часто стесняюсь чужих людей и краснею.
  • Мне страшно, когда я вижу мертвую собачку (кошку, птичку) и когда в кино показывают, как стреляют и убивают.
  • Оценка результатов
  • Количество                                                                           Уровень
  • утвердительных ответов                                               тревожности
  • менее 2                                                                                       низкий
  • от 2 до 4                                                                                     средний
  • от 5 и более                                                                               высокий

         Если ребёнок на большую часть вопросов (свыше 5) отвечает утвердительно, то можно предположить, что причиной страхов является тревожность как устойчивая характеристика его личности. Ребёнок будет испытывать страх, поскольку склонен к переживанию эмоционального стресса. 

         Если положительных ответов меньше, то причиной страхов является негативный опыт, связанный с указанной в вопросе ситуацией.

         Нагаева Л.Г. Преодолеваем детские страхи: Практическое руководство для родителей и педагогов. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011.- 48 с.: ил. – (Серия «Ох уж эти детки! Секреты воспитания»).

Источник: http://asvet-lana.ucoz.ru/index/diagnostika/0-41

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector