Комплекс оживления: в каком возрасте проявляется у ребенка, что такое

Комплекс оживления – это эмоциональная двигательная реакция, которую выражает ребёнок по отношению к взрослому. Понятие «комплекс оживления» было введено психологом Н. М. Щеловановым в 20-е г. ХХ века. Комплекс оживления у ребенка начинает слабо проявляться приблизительно с третьей недели его жизнедеятельности.

Период новорожденности – достаточно своеобразный этап жизнедеятельности родившегося младенца. Этап новорожденности длится от начала рождения до начала второго месяца жизни. Один факт рождения является огромным потрясением.

До выхода в свет существование младенца проходило в вегетативно физиологическом ритме, относительной постоянности и пребывании в щадящей среде. При выходе в свет ребёнок резко попадает в абсолютно другие условия жизни и внешнего мира.

Именно из-за острых перемен в жизни период новорожденности называют кризисным.

Появившись на свет, младенец уже имеет определенный набор рефлексов. Одни рефлексы обеспечивают способность физиологической адаптации организма к окружающему миру и сберегаются в дальнейшем будущем, другие рефлексы атавистичны, проходят в первый год и больше не возникают.

Наличие рефлексов не является основой для психического развития и формирования сложных реакций. В отличие от животных детенышей, человеческий ребёнок намного меньше обеспечен врождёнными формами поведения, поскольку все человеческие паттерны поведения формируются и закрепляются у него прижизненно.

Комплекс оживления выражается замиранием и зацикливанием ребенка на предметах или звуках, после чего появляется улыбка, звуки и движения. Также комплекс оживления у ребенка сопровождается учащенным дыханием, радостными вскриками и другими реакциями.

Более интенсивно комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте двух месяцев. При нормальном развитии он наблюдается в полном комплексе. Эмоциональная двигательная реакция становится более интенсивной в периоде до трёх-четырёх месяцев, а по окончанию этого времени она распадается, трансформировавшись в более сложные паттерны поведения.

При недостатке общения комплекс оживления у ребенка может задерживаться, также могут образоваться отклонения в его выражении: неполнота составляющих комплекса оживления, реактивный характер, увеличение латентного периода, слабая интенсивность проявления компонентов.

Диагностируя уровень формирования ситуативно-личностного общения, самое большое значение придается наличию инициативности комплекса оживления. Слабое проявление каких-нибудь элементов комплекса оживления может быть симптомом физиологической или анатомической патологии деятельности различных анализаторов. Это может свидетельствовать о признаках нарушения развития организма ребенка.

Физиологическим критерием окончания периода комплекса оживления является зрительное и слуховое сосредоточение, проявление условных реакций на слуховые и зрительные раздражители.

Медицинским критерием считается достижение малышом веса, в котором он родился – это свидетельствует о здоровом функционировании систем организма.

Вокруг комплекса оживления происходит дискуссия по поводу того, является ли он дифференцированной эмоциональной реакцией ребёнка на воспринимаемые из внешнего мира воздействия или комплекс оживления является простейшим неосмысленным рефлексом. Есть сторонники первой и второй трактовки, которые придерживаются собственного мнения по этому поводу.

Комплекс оживления младенца

Первый месяц после рождения ребенка является самым сложным периодом в жизни человека. Поэтому нужно постараться, чтобы малыш был окружен спокойствием, вниманием и теплотой. Нельзя с первых дней новорожденного обрушивать на него лавину из новых впечатлений и слишком активно с ним взаимодействовать. Не нужно торопить развитие ребёнка.

Некоторые родители дают ребёнку слишком яркие игрушки или включают мелодичную музыку, и ждут, что ребёнок начнёт обращать на них своё внимание. Нужно просто подождать, когда придёт время, а не насильно вызывать эмоциональные реакции. Именно с комплексом оживления приходит всё то, чего так ждут родители.

  • Комплекс оживления включает в себя:
  • — реакция замирания в первые секунды взаимодействия с предметом;
  • — зрительное концентрирование – длительный и пристальный взгляд, направленный и фиксированный на объекте внимания, если малыш рассматривает взрослого, то самое большое внимание он уделяет глазам человека;
  • — улыбка малыша, которая теперь действительно выражает искреннюю радость;
  • — оживленные движения, которыми малыш показывает свою заинтересованность – он вскидывает ножки и тянет руки, движет головкой и прогибает спинку к взрослому;

Источник: https://psihomed.com/kompleks-ozhivleniya/

Комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте

Анастасия

Для мам, заметевшим признаки аутизма( РАС) от 0 до года

Решила написать этот пост и закрепить у себя наверху в дневнике, потому что довольно часто мне приходят сообщения от мам малышей, которые оказались в подобной мне ситуации: когда в возрасте до года ребенок потерял или так и не приобрел в достаточной мере такие необходимые компоненты эмоционального общения, как глазной контакт, ответная улыбка, выраженный комплекс оживления ( радость при виде родителей, при общении с ними ), коммуникативный лепет и т.д… Читать далее →

Логопед, дефектолог

ТЕСТЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ЖИЗНИКоснитесь указательным пальцем щеки ребенка. Если это прикосновение не вызывает никакой реакции, то повторите это еще несколько раз, слегка поглаживая ребенка пальцем по щеке. В ответ ребенок поворачивает голову, открывает рот или совершает сосательные движения.

Положите свой палец на раскрытую ладонь ребенка. Ребенок захватывает палец тотчас, как только вы касаетесь руки, и удерживает его.Если ребенок кричит и беспокойно двигается, быстро и высоко поднимите его, держите наклонно на своих руках, приблизительно под углом в 45 градусов. Ребенок успокаивается в тот…

Читать далее →

Анна

Развитие ребенка по месяцам

Развитие ребенка до года — Первый месяц
У ребенка несколько основных рефлексов: «подошвенный»: Если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку; «сосательный»: Если провести пальцем по губа крохи, он тут же сложит губки трубочкой и начнет делать
cосательные движения; «хватательный»: Если вложить палец в ручку
ребенка, он крепко сожмет его.
Что может ребенок 1 месяц:
Кроха удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Может сосредоточить на нем взгляд.
Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице;
Лежа на животике, пытается поднять… Читать далее →

Yulik

Развитие ребенка по месяцам до года

Развитие ребенка до года — Первый месяц
У ребенка несколько основных рефлексов: «подошвенный»: Если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку; «сосательный»: Если провести пальцем по губа крохи, он тут же сложит губки трубочкой и начнет делать
cосательные движения; «хватательный»: Если вложить палец в ручку
ребенка, он крепко сожмет его.
Что может ребенок 1 месяц:
Кроха удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Может сосредоточить на нем взгляд.
Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице;
Лежа на животике, пытается поднять… Читать далее →

Календарь развития ребенка

Мы расскажем вам реальные истории наших мамочек, которые прошли через это или проходят прямо сейчас!

2-ОЙ МЕСЯЦ !

Вашему ребенку исполнился месяц — первый юбилей в жизни человека. Теперь его уже нельзя назвать новорожденным. Период приспособления организма к внеутробной жизни закончен и начинается активная фаза роста.

Народная мудрость описывает этот процесс словами «не по дням, а по часам», а наука — более привычными фразами о том, что никогда человек не растет так быстро и не меняется так стремительно, как в первый год своей жизни.

Читать далее →

Anastasia

19 игр для грудничков — играйте и развивайтесь!

Организовать игру для самых маленьких бывает непросто даже родителям со стажем. Что уж говорить о молодых и неопытных! Постараемся помочь и тем и другим. А главное — позабавим малюток! Ведь игра для них — это возможность успешно расти и развиваться… Читать далее →

Развитие от рождения до года

Обсудите вашу тему в сообществе, узнайте мнение активных пользователей Бэбиблога

Перейти в сообщество

Светлана

Развитие ребенка до года по месяцам. Что должен уметь новорожденный ?

Первый месяцУ ребенка несколько основных рефлексов: «подошвенный»: Если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку; «сосательный»: Если провести пальцем по губа крохи, он тут же сложит губки трубочкой и начнет делать сосательные движения; «хватательный»:Если вложить палец в ручку ребенка, он крепко сожмет его.

Кроха удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Может сосредоточить на нем взгляд. Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице; Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову. Реагирует на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, прислушиваясь;…

Читать далее →

may

19 ИГР ДЛЯ МАЛЫШЕЙ — ИГРАЙТЕ И РАЗВИВАЙТЕСЬ!

Организовать игру для самых маленьких бывает непросто даже родителям со стажем. Что уж говорить о молодых и неопытных! Постараемся помочь и тем и другим. А главное — позабавим малюток! Ведь игра для них — это возможность успешно расти и развиваться… Читать далее →

Татьяна

Развитие ребенка по месяцам

Развитие ребенка до года – Первый месяц
У ребенка несколько основных рефлексов: «подошвенный»: Если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку; «сосательный»: Если провести пальцем по губа крохи, он тут же сложит губки трубочкой и начнет делать
cосательные движения; «хватательный»: Если вложить палец в ручку
ребенка, он крепко сожмет его. Читать далее →

Burburka

Беспокойство у младенцев: детские страхи до года

Повышенное беспокойство у детей первых месяцев жизни чаще всего возникает, когда не удовлетворяются жизненно важные физиологические потребности в пище, сне, активности, освобождении кишечника, тепле, то есть в том, что определяет физический и эмоциональный комфорт младенца.

Он не может терпеть, ибо его потребности биологически предопределены и направлены на поддержание и развитие жизни. Только постепенно ребенок становится способным справляться со своими нуждами и проявлять меньше беспокойства.

Если же физиологические потребности не удовлетворяются, возможно длительное сохранение вызванного ими беспокойства, например, в момент засыпания, принятия… Читать далее →

Белко

Возрастные особенности развития. Понятие о кризисах и стабильных периодах. Их особенности

Развитие психики может идти медленно и постепенно, а может – быстро и резко. Выделяются стабильные и кризисные стадии развития.

Стабильный период характерен долгой продолжительностью, плавными изменениями структуры личности без сильных сдвигов и перемен.

Незначительные, минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования, устойчивые, фиксирующиеся в структуре личности… Читать далее →

Жанна

Календарь развития ребенка до года по месяцам

Календарь развития ребенка до года по месяцам Развитие ребенка в первый месяц
У ребенка несколько основных рефлексов: «подошвенный»: Если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку; «сосательный»: Если провести пальцем по губа крохи, он тут же сложит губки трубочкой и начнет делать cосательные движения; «хватательный»: Если вложить палец в ручку ребенка, он крепко сожмет его. Ребенок удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Может сосредоточить на нем взгляд.
Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице;
Лежа на животике, пытается поднять… Читать далее →

Читайте также:  Подросток (ребенок) манипулирует родителями: что делать

ツАнастасия ツ

игры для малюток

19 игр для грудничков — играйте и развивайтесь! Читать далее →

Лёлька

Как развивается речь?

Источник: https://www.BabyBlog.ru/theme/kompleks-ozhivleniya-poyavlyaetsya-u-rebenka-v-vozraste

Комплекс оживления у младенца

В период от четырех до шести недель ребенок, уже научившийся с помощью матери выделять взрослого, быстро овладевает разнообразными средствами общения. Младенец теперь уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его шагов, замечает его издали на большом расстоянии. Он сосредоточенно рассматривает лицо матери (особенное внимание привлекают ее глаза), вслушивается в звуки ее голоса. В ответ на обращения матери он улыбается, внимательно смотрит на нее, оживленно двигает конечностями и издает разнообразные звуки.

  1. замирание и зрительное сосредоточение — долгий, пристальный взгляд на взрослого;
  2. улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка;
  3. двигательное оживление — движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и пр.;
  4. вокализации — вскрики (громкие отрывистые гласные звуки), гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц, — «гуулллиии» и пр.).

Все эти компоненты наблюдаются в поведении младенца одновременно (отсюда и название «комплекс»). Комплекс оживления складывается примерно к двум месяцам, и его интенсивность нарастает вплоть до четырех месяцев. После этого возраста комплекс оживления начинает «распадаться», то есть отдельные его компоненты становятся относительно независимыми и возникают новые формы поведения ребенка.

Комплекс оживления является своеобразным проявлением удовольствия в ответ на воздействия взрослых. Долгое время комплекс оживления трактовался именно как реакция в ответ на действия взрослого.

Однако последние исследования позволили взглянуть на это явление как на форму активного участия младенца в общении с взрослым. Такие данные были получены в исследовании М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряковой.

В основу работы М. И. Лисиной было положено предположение о том, что комплекс оживления является не просто ответной реакцией, выражающей радостное возбуждение, но средством общения со взрослым.

А значит, он должен выражать активность самого ребенка (то есть быть его акцией). Если это так, то комплекс оживления (КО) должен иметь разный характер в зависимости от ситуации и от задачи общения. В экспериментах М. И.

Лисиной фиксировалась интенсивность всех компонентов комплекса оживления младенца в разных ситуациях взаимодействия с взрослым:

Полученные результаты показали, что интенсивность и относительная выраженность компонентов КО зависит от типа воздействия взрослого. Так, на улыбку взрослого младенец отвечает в основном тоже улыбкой и оживлением.

При поглаживании он спокоен, длительно улыбается и вокализирует. При разговоре ребенок часто и длительно гулит. Таким образом, ситуация взаимодействия определяет степень общей активности младенца и выбор коммуникативных средств, которые он по преимуществу использует.

Об активной роли КО свидетельствуют следующие факты.

Во-первых, было замечено, что младенцы ведут себя тем активнее, чем более пассивным является взрослый. И наоборот, чем более активен взрослый, тем спокойнее и «реактивнее» ребенок. Наибольшая активность ребенка проявлялась в ситуациях с пассивным взрослым, а наименьшая — при его комплексном обращении.

Это значит, что комплекс оживления не подчиняется «закону силы», согласно которому ответ тем сильнее, чем интенсивнее вызывающее его воздействие. Он подчиняется совершенно другому закону — закону общения: чем пассивнее партнер, тем больше усилий нужно приложить, чтобы привлечь его к взаимодействию.

Во-вторых, комплекс оживления нередко опережает обращение взрослого. Младенец начинает издавать звуки и взволнованно движется, когда взрослый еще не обращает на него внимания и разговаривает с посторонним. В подобных случаях поведение ребенка — это явно не ответ, а активное действие, призыв к общению.

Методика ее экспериментов предусматривала две группы воздействий: воздействия взрослого человека и игрушек, в том числе с изображением человеческого лица (кукла-неваляшка).

Воздействия обеих групп уравнивались по времени и варьировались по способу предъявления и степени привлекательности для младенцев. Так, были серии с пассивным взрослым и неподвижным предметом и серии с общающимся взрослым и приближающимся к ребенку предметом.

Поведение детей и компоненты КО фиксировались и оценивались по заранее разработанной трехбалльной шкале. Результаты работы Мещеряковой показали следующее:

  1. суммарная интенсивность КО и его компонентов (за исключением зрительного сосредоточения) значительно выше при воздействии взрослого, чем при восприятии предметов;
  2. обнаружились различия в составе КО. При восприятии предметов основными его компонентами оказались сосредоточение и двигательное оживление при относительной слабой представленности улыбки и вокализаций. При воздействии взрослого одинаково ярко были выражены все компоненты КО;
  3. КО при воздействии взрослого оказался более лабильным, чем при восприятии предметов. Младенцы явно меняли свое поведение в зависимости от поведения взрослого и практически одинаково реагировали на предметы. Интересно, что среди всех предъявляемых предметов наиболее интенсивную реакцию детей вызывали игрушка неваляшка с изображением человеческого лица;
  4. наблюдались различия в динамике отношения младенца ко взрослому и к предмету. Интерес к одному и тому же взрослому на протяжении всех экспериментов (а их было 12 в каждой серии) не угасал, а, напротив, выражался все ярче. Повторное предъявление предмета вне присутствия взрослого вызывало все меньший интерес младенцев.

Итак, в результате исследований М. И. Лисиной и С. Ю. Мещеряковой было показано, что комплекс оживления младенца имеет активную функцию, которая направлена на взаимодействие со взрослыми, причем эта активная функция является ведущей по отношению к реактивной (экспрессивной).

Установление активной функции КО имеет большое научное значение, поскольку доказывает, что младенец является не просто пассивным, реагирующим существом, но активно действует. Причем все его активные действия направлены на взрослого.

Это можно рассматривать как доказательство того, что младенец начиная со второго месяца жизни овладевает способностью к общению со взрослыми и что это общение является ведущей деятельностью в первом полугодии жизни.

Читайте так же:  Что такое депрессия симптомы лечение депрессии

Комплекс оживления младенца — что это и когда появляется

Очень часто молодые неопытные мамочки у своего педиатра спрашивают, нормально ли развивается их ребёнок. Физиологические параметры специалисту будет несложно оценить, ведь для этого существуют определённые показатели и нормы.

С первого дня жизни малыш проявляет разнообразные двигательные реакции. В начальный период такая реакция может вызываться всеми внешними предметами, но с течением времени малыш её начинает направлять на определённый предмет, который появился в его поле зрения.

Именно тогда начинает формироваться комплекс оживления у ребёнка.

Что входит в комплекс оживления

В психологии существует несколько толкований понятия «комплекс оживления». Но основным из них является следующее: комплекс оживления — это двигательно-эмоциональная реакция ребёнка на появление взрослого человека.

Комплекс оживления включает в себя:

[1]

Источник: https://zncenter.ru/kompleks-ozhivleniya-u-mladentsa/

Ребенок от нуля до года: комплекс оживления

• В возрасте 10-12 недель грудничок начинает фиксировать взгляд на лице взрослого, узнавать и явно радоваться: оживленно шевелить ручками-ножками, улыбаться и призывно агукать. «Смотрит, узнает, радуется» — здоровый трехмесячный ребенок! Если не радуется — срочно к врачу.

• Для нормального развития психики человеку необходимо общение, но, как и во всем, соблюдайте меру. С одной стороны, не перегружайте малыша, не утомляйте своим вниманием, но и не отстраняйтесь, не оставляйте его в тишине.

• Комплекс оживления проявляется около двух с половиной месяцев и постепенно затухает к четырем просто потому, что поведение малыша становится более осознанным и разнообразным, в нем появляются уже оттенки и настроение, эмоции.

Первое, о чем спрашивают мамы на приеме: «С моим ребенком все в порядке?». Когда речь идет о физическом здоровье и правильном развитии — все понятно, есть нормы, таблицы, рост-вес, окружность головы, во сколько сел, сколько зубов. А вот как оценить психическое развитие малыша, который и не разговаривает еще, и не играет?

Одним из важных показателей благополучия ребенка будет так называемый «комплекс оживления».

В возрасте 10-12 недель грудничок начинает фиксировать взгляд на лице взрослого (а раньше глаза малыша только случайно «натыкались» на него в своих блужданиях по потолку), узнавать и явно радоваться: оживленно шевелить ручками-ножками, улыбаться и призывно агукать. Маму малыш узнает даже издали, когда она проходит рядом, а не только если наклоняется к нему.

Все эти улыбочки и угуканья так привлекают взрослых, что они готовы проводить часы рядом с малышом, лишь бы еще раз увидеть радостное вскидывание маленьких ручек. Тут важно не перегнуть палку: степень активности ребенка отражает активность взрослого. Чем активней взрослый, тем меньше ребенок прикладывает усилий в контакте.

И наоборот, если мама разговаривает с кем-то по телефону или просто беседует на улице, ребенок начнет вскрикивать и вскидывать ручки, чтобы поговорили с ним. Моя младшая дочь просто устраивала дикий вой каждый раз, когда я присаживалась поболтать. Нечего отвлекаться, взялась катать коляску, так кати!

Другая крайность — «не тревожить младенца», то есть, подходить к нему, только когда крик становится невыносимым. Для нормального развития психики человеку необходимо общение. Если не брать ребенка на руки, не улыбаться ему просто так, не приговаривать при смене подгузников по сто раз «ты мой зайчик, как ты хорошо улыбаешься», он начнет сначала грустить, а потом отставать в развитии.

Отчасти то, как вы сейчас будете общаться с ребенком, скажется на его способе взаимодействия с людьми в будущем. Будет он привлекать к себе внимание или избегать общения, потому что «достали». Как и во всем, соблюдайте меру.

Комплекс оживления проявляется около двух с половиной месяцев и постепенно затухает к четырем. Хотя, «затухает» — не совсем точное слово, скорее, поведение малыша становится более осознанным и разнообразным, в нем появляются оттенки и настроение, эмоции.

Если «комплекс оживления» не наблюдается, это может свидетельствовать о таких тяжелых психических расстройствах, как синдром раннего детского аутизма или просто задержка умственного и психического развития. Поэтому, пожалуйста, отметьте себе в записной книжке или в карте: «10 недель: внимательно смотрит на маму, узнает, улыбается, радостно машет руками и ногами». Все в порядке.

Об авторе: Катерина Демина, детский и семейный психолог-консультант. Это значит, что ответы на вопросы типа «Почему мой ребенок не спит? Не слушается? Что делать, когда дети дерутся? В какую школу отдавать гиперактивного ребенка?» и тому подобные, вы можете найти в моих статьях. А еще, вот уже много лет я работаю с приемными родителями и детьми. Мама троих детей. 

Читайте также:  Методы воздействия нлп на человека: техника, основные приемы, секреты

Источник: https://deti.mail.ru/article/rebenok_ot_nulya_do_goda_kompleks_ozhivleniya/

Комплекс оживления и первая улыбка малыша

К 4-5 неделе формируется одно из важных новообразований периода новорожденности — социальная улыбка: младенец начинает улыбаться — реагировать на человеческое лицо и голос, обычно это лицо и голос мамы.

Первая улыбка отражает не просто внутреннее состояние комфорта, но является доступным младенцу способом выражения удовольствия, когда он видит другого человека. Улыбка начинает выполнять функцию общения и одобрения. Улыбке обычно предшествует глазной контакт ребенка и близкого человека.

Первая улыбка

В период от четырех до шести недель ребенок быстро овладевает разнообразными средствами общения. Младенец уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его шагов, замечает его издали на большом расстоянии. Сосредоточенно рассматривает лицо матери, вслушивается в звуки ее голоса.

С этого момента у ребенка начинает проявляться «комплекс оживления» — картина радостного поведения младенца при виде взрослого.

Комплекс оживления

Комплекс оживления включает четыре компонента, которые обязательно проявляются одновременно:

  1.  Замирание и зрительное сосредоточение на взрослого
  2.  Улыбка, выражающая радость ребенка
  3.  Двигательное оживление — движение головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и т.д.
  4.  Вокализация — вскрики, гуканье, гуление

Комплекс оживления нередко опережает обращение взрослого. Младенец начинает издавать звуки и взволнованно движется, когда взрослый ещё не обращает на него внимание или разговаривает с посторонними. Также младенцы ведут себя более активно тогда, когда более пассивен взрослый. И наоборот, чем более активен взрослый, тем спокойнее ребенок.

Комплекс оживления младенца

Потребность ребенка в общение возникает на основе первичных физиологических нужд и потребности в новых впечатлениях. Таким образом, младенец активно действует по отношению к взрослому, призывая его обратить на себя внимание и взаимодействовать с ним.

Важность эмоционального контакта

Дефицит общения в этот период вреден и ведет к так называемому «эффекту госпитализма» — задержке физического и психического развития ребенка, несмотря на хороший уход и питание.

Ребенку нужны теплые и прочные отношения с матерью, которые дают ему чувство защищенности и надежности. Это приводит к более высокому уровню умственного развития, к развитию личностных и социальных компонентов.

В исследованиях установлено, что по мере взросления, такие дети более любознательны, независимы, в будущем они более настойчивы в учебе, более эффективно общаются с взрослыми и сверстниками.

Таким образом, надежная привязанность младенца к матери или другому взрослому (проявляющему заботу о нем), является самой основой его дальнейшего развития.

За комплексом оживления следует новый этап в развитии ребенка — младенчество.

Источник: https://progressio.me/kompleks-ozhivleniya/

35. Кризис новорожденности. Комплекс оживления у ребенка

Первый
критический период развития ребенка
– период новорожденности. Это первая
травма, которую переживает ребенок, и
она настолько сильна, что вся последующая
жизнь проходит под знаком этой травмы.

Кризис
новорожденности – промежуточный
период между внутриутробным и внеутробным
образом жизни.

Если бы с новорожденным
существом не было взрослого человека,
то через несколько часов это существо
должно было погибнуть. Переход к новому
типу функционирования обеспечивается
только взрослым.

Взрослый охраняет
ребенка от яркого света, защищает его
от холода, оберегает от шума, обеспечивает
питанием и т. д.

Ребенок
наиболее беспомощен в момент своего
рождения. У него нет ни единой сложившейся
формы поведения. В ходе антропогенеза
практически исчезли какие бы то ни было
инстинктивные функциональные системы.
К моменту рождения у ребенка нет ни
одного заранее сформированного
поведенческого акта. Все складывается
при жизни. В этом и заключается
биологическая сущность беспомощности.

Наблюдая
новорожденного, можно видеть, что даже
сосанию ребенок учится. Терморегуляция
отсутствует. Правда, у ребенка есть
врожденные рефлексы (хватательный,
рефлекс Робинсона и др.). Однако эти
рефлексы не служат основой для формирования
человеческих форм поведения. Они должны
отмереть, для того чтобы сформировался
акт хватания или ходьба.

Таким
образом, период времени, когда ребенок
отделен от матери физически, но связан
с ней физиологически, и составляет
период новорожденности.

Первый
объект, который ребенок выделяет из
окружающей действительности, –
человеческое лицо. Может быть, это
происходит потому, что это раздражитель,
который чаще всего находится с ребенком
в самые важные моменты удовлетворения
его органических потребностей.

Из
реакции сосредоточения на лице матери
возникает важное новообразование
периода новорожденности – комплекс
оживления. Это эмоционально-положительная
реакция, которая сопровождается
движениями и звуками. До этого движения
ребенка были хаотичны, некоординированы.
В комплексе зарождается координация
движений.

Комплекс
оживления – основное новообразование
критического периода. Оно знаменует
собой конец новорожденности и начало
новой стадии развития – младенчества.

Поэтому появление комплекса оживления
представляет собой психологический
критерий конца кризиса
новорожденности.

 Физиологический
критерий конца кризиса новорожденности
– появление зрительного и слухового
сосредоточения, возможность появления
условных рефлексов на зрительные и
слуховые раздражители.

Причины
кризиса новорожденности:


Физиологические (рождаясь, ребенок
физически отделяется от матери. Он
попадает в совершенно иные условия:
холод, яркая освещенность, воздушная
среда, требующая другого типа дыхания,
необходимость смены типа питания).


Психологические (психика
новорожденного ребенка представляет
собой набор врожденных безусловных
рефлексов, которые помогают ребенку в
первые часы его жизни).

36. Особенности психологического развития в младенчестве и раннем детстве

Ранний
возраст — период с года до 3 лет. В это
время происходят важнейшие изменения
в психическом развитии детей — формируется
мышление, активно развивается двигательная
сфера, появляются первые устойчивые
качества личности.

Ведущей
деятельностью является предметная
деятельность, которая влияет на все
сферы психики детей, определяя во многом
и специфику их общения с окружающими.

Она возникает постепенно из манипулятивной
и орудийной деятельности младенцев.

Эта деятельность подразумевает, что
предмет используется в качестве орудия
по закрепленным в данной культуре
правилам и нормам — например, ложкой
едят, лопаткой копают, а молотком забивают
гвозди.

Выявляя
в процессе деятельности наиболее важные
свойства предмета, ребенок начинает
соотносить их с определенными операциями,
которые он совершает, при этом открывая,
какие операции лучше всего подходят к
конкретному предмету. Таким образом,
дети учатся пользоваться предметами
так, чтобы они не были просто продолжением
их руки, но использовались, исходя из
логики самого предмета, т.е. из того, что
им лучше всего можно делать.

Этапы
формирования таких, закрепленных за
предметом-орудием действий, были
исследованы П.Я. Гальпериным. Он показал,
что на первой стадии — целенаправленных
проб — ребенок варьирует свои действия
исходя не из свойств орудия, которым он
хочет достать нужный ему предмет, но из
свойств самого этого предмета.

На второй
стадии — подстерегания — дети случайно
находят в процессе своих попыток
эффективный способ действия с орудием
и стремятся повторить его.

На
третьей стадии, которую Гальперин назвал
«стадией навязчивого вмешательства»,
ребенок активно старается воспроизвести
эффективный способ действия с орудием
и овладеть им.

Четвертая
стадия — объективной регуляции.На этой
стадии ребенок открывает способы
регулирования и изменения действия
исходя из тех объективных условий, в
которых его приходится выполнять.

Гальперин также доказал, что в том
случае, когда взрослый сразу же показывает
ребенку, каким образом действовать с
предметом, этап проб и ошибок минуется,
а дети сразу же начинают действовать,
начиная со второго этапа.

При
диагностике развития предметных действий
у детей необходимо помнить о том, что
орудийные действия включают в себя и
предметные, так как один из вариантов
орудийного действия является исторически
закрепленным за данным предметом..

В
течение второго года жизни дети обучаются
большинству предметных действий, причем
при исследовании их психического
развития важно помнить, что орудийные
действия в определенной степени могут
являться показателем интеллектуального
развития детей, в то время как предметные
в большей степени отражают степень их
обучения, широту контактов со взрослыми.

Большое
значение для психического развития в
этом возрасте имеет и формирование
сенсорики. В первые годы жизни уровень
развития восприятия существенно влияет
на мышление. Это связано с тем, что
действия восприятия связаны с такими
операциями мышления, как обобщение,
классификация, подведение под понятие
и другими.

Развитие восприятия определяется
тремя параметрами — перцептивными
действиями, сенсорными эталонами и
действиями соотнесения.

Таким образом,
становление восприятия заключается в
выделении наиболее характерных для
данного предмета или ситуации качеств
(информативных точек), составлении на
их основе устойчивых образов (сенсорных
эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов
с предметами окружающего мира.

Перцептивные
действия помогают изучить основные
свойства и качества воспринимаемого
предмета, выделив из них главные и
второстепенные.

На основе такого
выделения ребенок воспринимает
информативные точки в каждом из предметов
окружающего мира, что помогает при
повторном восприятии быстро узнать
этот предмет, отнеся его к определенному
классу — кукла, машинка, тарелка и т.д.

Действия восприятия, которые вначале
являются внешними и развернутыми
(ребенок должен не только посмотреть
на предмет, но и потрогать его руками,
действовать с ним), затем переходят во
внутренний план и автоматизируются.

Таким
образом, развитие перцептивных действий
помогает формированию обобщения, так
же как и других мыслительных операций,
так как выделение наиболее значимых
качеств каждого предмета дает возможность
в дальнейшем объединить их в классы и
понятия.

В раннем возрасте также
начинается формирование сенсорных
эталонов — вначале как предметных
(появляющихся уже к концу младенчества),
которые затем, постепенно обобщаясь,
переходят на уровень сенсорных.

Сначала
представления о форме или цвете связаны
у ребенка с конкретным предметом
(например, круглый мяч, зеленая трава и
т.д.). Постепенно это качество обобщается
и становится обобщенным эталоном —
цвета, формы, размера. Именно эти три
основных эталона формируются у детей
к концу раннего возраста.

Действия
соотнесения предмета с эталоном помогают
систематизировать те знания, которые
есть у детей при восприятии новых
предметов. Именно эти знания делают
образ мира целостным и постоянным.

При этом
в раннем возрасте дети еще не могут
разделить сложный предмет на ряд
эталонов, из которых он состоит, но могут
уже найти отличия между конкретным
предметом и эталоном — например, сказав,
что яблоко — это неправильный круг.

Благодаря тесной связи восприятия и
мышления, некоторые тесты, использующиеся
для диагностики детей этого возраста,
применяются для изучения обоих процессов.В
раннем возрасте кроме наглядно-действенного
мышления начинает формироваться и
наглядно-образное.

мышление предполагает
ориентировку в связях и соотношениях
между предметами, Эта ориентировка
может быть связана с непосредственными
действиями с предметами, их зрительным
изучением или словесным описанием,
определяя тем самым и вид мышления —
наглядно-действенное, образное,
схематическое, словесно-логическое.

При этом наглядно-действенное мышление
возникает к концу первого года жизни и
является ведущим видом мышления до
3,5-4 лет. Наглядно-образное мышление
возникает в 2,5-3 года и является ведущим
до 6-6,5 лет. Наглядно-схематическое
мышление возникает в 4,5-5 лет, оставаясь
ведущим видом мышления до 6-7 лет.

Читайте также:  Как восстановить нервную систему после длительного стресса: самый эффективный метод

И,
наконец, словесно-логическое мышление
возникает в 5,5-6 лет, становясь ведущим
с 7-8 лет, и остается основной формой
мышления у большинства взрослых людей.

Таким
образом, в раннем возрасте основным (и
практически до конца этого возраста
единственным) видом мышления является
наглядно-действенное, предполагающее
непосредственный контакт ребенка с
предметами и поиск правильного решения
задачи путем проб и ошибок.

Как и в случае
с формированием предметных действий,
помощь взрослого, который показывает
ребенку, на какие параметры ситуации
следует обратить внимание, чтобы
правильно сориентироваться и правильно
решить задачу, необходима для развития
мышления ребенка и перехода его на более
высокий образный уровень.

В то же время
к концу раннего возраста при решении
простых, связанных с прошлым опытом
задач, дети должны уметь ориентироваться
практически мгновенно, не прибегая к
пробным действиям с предметами, т.е.
решать задачи на основе образного
мышления.

Характерной особенностью
мышления ребенка в этот период является
его синкретизм, т.е. нерасчлененность
— ребенок пытается решить задачу, не
выделяя в ней отдельные параметры, но
воспринимая ситуацию как целостную
картинку, все детали которой имеют
одинаковое значение.

Поэтому помощь
взрослого должна быть направлена, прежде
всего, на анализ и выделение отдельных
деталей в ситуации, из которых потом
ребенок (может быть также при помощи
взрослого) выделит главные и второстепенные.

Таким
образом, общение со взрослым, совместная
предметная деятельность могут существенно
ускорить и оптимизировать познавательное
развитие детей, недаром М.И. Лисина
назвала ведущий вид общения в этот
период ситуативно-деловым.

Однако
общение со взрослым имеет большое
значение не только для формирования
познавательной сферы, но и для развития
личности детей раннего возраста.
представление о себе, первая самооценка
детей в это время является на самом деле
интериоризованной оценкой взрослого.

Поэтому постоянные замечания, игнорирование
пусть даже не всегда успешных попыток
детей сделать что-то самостоятельно,
недооценка их стараний могут привести
уже в этом возрасте к неуверенности в
себе, снижению притязаний на успех в
осуществляемой деятельности. Об этом
говорил и Э.

Эриксон, доказывая, что в
этом возрасте у детей формируется
чувство самостоятельности, автономности
либо, при неблагоприятном направлении
развития, чувство зависимости от него.
Доминирование одного из двух вариантов
связано с тем, как взрослые реагируют
на первые попытки ребенка добиться
самостоятельности.

В какой-то степени
описание этой стадии у Эриксона
коррелирует с описанием формирования
новообразования «я — сам» в отечественной
психологии.

Так, в
исследованиях Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович
и других психологов подчеркивалось,
что к концу раннего детства у детей
появляются первые представления о себе
как о личности, отличающейся от других
самостоятельностью собственных действий.

В это же время у детей появляются первые
признаки негативизма, упрямства и
агрессии, которые являются симптомами
кризиса3 лет. Это один из самых значимых
и эмоционально насыщенных кризисов в
онтогенезе.

Фиксация на негативном
этапе этого кризиса, препятствия, которые
возникают при формировании самостоятельности,
активности детей (высокая степень опеки
— гиперопека, авторитарность, высокие
требования и критика со стороны взрослых),
не только препятствуют нормальному
развитию самосознания и самооценки
детей, но и приводят к тому, что негативизм,
упрямство, агрессия, так же как и тревога,
отгороженность становятся устойчивыми
свойствами личности. Эти качества,
естественно, влияют на все виды
деятельности детей — и на их общение с
окружающими, и на их учебу и могут
привести к серьезным отклонениям в
младшем школьном и, особенно, подростковом
возрасте.

Важной
характеристикой этого возрастного
этапа является лабильность эмоциональной
сферы ребенка. Его эмоции и формирующиеся
в это время чувства, отражающие отношения
к предметам и людям, еще не фиксированы
и могут быть изменены при изменении
ситуации.

Фиксация на запрете при
появлении другого положительного
стимула, отсутствие положительной
эмоциональной реакции на новую игрушку
и иные показатели ригидности эмоций,
так же как и фиксация на отрицательных
эмоциях, являются серьезными показателями
(свидетельствами) отклонения не только
в развитии эмоциональной сферы, но и в
общем психическом развитии в этом
возрасте.

Источник: https://studfile.net/preview/2378552/page:27/

Комплекс оживления у грудничков

Главная › Развитие ›

У дитя в первый год жизни быстрыми темпами идет и физическое, и психическое развитие. Все мамы трепетно следят за прибавками в росте и в весе и сверяют моменты овладевания двигательными навыками с нормами и развитием знакомых детей. Но как отследить, правильными ли темпами происходит психическое развитие крохи?

Психическое развитие малыша также проходит по определенному графику, и первым проявлением его у ребенка становится так называемый «комплекс оживления». Отследив время его появления, вы сможете понять, правильно ли развивается нервная система младенца и созревает его психика.

Когда он появляется?

В норме комплекс оживления должен появиться у грудничка к 2,5 месяцам.

До этого срока развитие психики ребенка постепенно нарастает: кроха начинает лучше видеть и слышать, узнает родных и испытывает первые свои привязанности к людям.

Дитя, заметив движение или услышав голос, поворачивает головку в сторону источника звука или движения, внимательно следит за вами, вглядывается и вслушивается.

К шести неделям грудничок начинает улыбаться, завидев или услышав вас. Это — первое общение ребенка с вами в начальный период. Развитие психики и постепенное снижение тонуса мышц к 2,5 месяцам позволяет младенцу выражать свои эмоции и «разговаривать» с близкими иначе, более ярко и выразительно — с помощью проявления комплекса оживления.

Как он проявляется?

Проявление эмоций и желание общаться с близкими у младенца не зря названо «комплексом», ведь он состоит из целой группы чувственных, психологических и двигательных реакций.

  1. Сначала грудничок словно замирает. Глазами он пристально сосредотачивается на появившемся в помещении взрослом.
  2. Узнав близкого человека, младенец эмоционально оживляется. Он начинает широко улыбаться.
  3. Затем «запускается» двигательная активность ребенка. Дитя радостно и словно бесконтрольно вскидывает конечности и начинает ими двигать. Его спинка выгибается, и к общей картине добавляются покачивания головы.
  4. Дополняют картину комплекса оживления радостные вскрики ребенка — он может певуче гулить, отрывисто произносить гласные или повторять звукосочетания (в зависимости от уровня его развития речи).

К четырем месяцам этот комплекс начинает распадаться на отдельные составляющие, которые перерастают в новый период в иные формы поведения малыша.

Двигательная активность может перерасти в протягивание ручек к маме с призывом взять его из кроватки, гуление развивается в артикуляционные игры младенца, а эмоциональная реакция крохи на появление близких становится ярче — радостная улыбка превращается в счастливый хохот и восторженные вскрики.

Если комплекс оживления не появился?

Поскольку комплекс оживления — практически первая из ступеней психического развития дитя, запаздывание его появления на долгий срок или же полное его отсутствие в этот важный период будет говорить о наличии у малыша патологических состояний нервной системы.

Если к 10-12 неделям у грудничка не замечен комплекс оживления младенца, он не машет радостно ручками и ножками при вашем появлении, не узнает вас и не улыбается при вашем появлении, — обратитесь к психоневрологу. Замедление психического развития или отсутствие эмоциональных составляющих при общении с близкими у ребенка в этот период может сигнализировать о наличии у него задержки развития или даже аутизма.

Отсутствие комплекса оживления — это не приговор. Вместе со специалистом вы поможете малышу занятиями и терапией скорректировать темпы созревания его нервной системы.

Как помочь психике грудничка развиваться?

Безусловно, мы должны помогать нашим детям развиваться и все силы прикладывать, чтобы темпы овладевания двигательными навыками и психического созревания были близки к норме. Психологическое развитие детей тесно связано с общением, ведь даже самый первый знак того, что кроха развивается правильно — комплекс оживления — это по сути своей взаимодействие грудничка с близкими.

Детские психологи долго изучали комплекс оживления, его компоненты, наблюдали и экспериментировали с тем, что заставляет его проявиться в период младенчества, и пришли к следующим выводам:

  1. Активность ребенка обратнопропорциональна активности родителей. То есть, если взрослые «суховато» относятся к малышу в период становления комплекса, не проводят все свое время рядом с ним, комплекс оживления у младенца проходит чаще и ярче. Он словно привлекает внимание к себе, просит общения. И наоборот, при постоянных контактах с родителями, чрезмерной их активности и ласке, грудничок будет редко проявлять эмоции таким образом, и его младенчество может пройти с минимальной демонстрацией такого явления, как комплекс оживления.
  2. «Тиранические» методы воспитания ребенка, когда родители намеренно игнорируют плач малыша, чтобы его не разбаловать, приводят к угнетению темпов психического развития грудничка. Толчками для формирования психики служит ежедневное общение малыша с родителями в период младенчества. Лишенный близости, грудничок будет развиваться медленней и с вероятными отклонениями.
  3. Модель общения, которую ребенок будет использовать в детстве и во взрослой уже жизни, корнями уходит в младенчество, именно — первые 4-5 месяцев. Капризные и требующие активного общения дети вырастают из малышей, которым этого взаимодействия в свое время «не додали», а замкнутые и избегающие общества — из грудничков, пребывание со взрослыми у которых было чрезмерным.

Как видно, психологическое развитие малышей в период младенчества проходит по очень тонкой грани, и важно правильно себя повести, чтобы ребенок вырос нормальным, общительным и в меру открытым для мира.

  • С самого рождения крохи общайтесь с ним при смене подгузника, купании и прогулках;
  • заметив, что младенец увлечен чем-то своим — предоставьте ему время для свободных действий, не навязывайтесь;
  • при проявлении комплекса оживления старайтесь отвечать грудничку, но не перегибая палку: в ответ на улыбку улыбнитесь, на гуление — скажите что-то ласковое, на движения — помахайте крохе рукой;
  • развивайте компоненты, составляющие комплекс оживления, в отдельные проявления: двигательную активность постепенно перенаправляйте в осознанные движения посредством игр, а гуление младенца — в «речевое» общение с вами.

Комплекс оживления у грудничков Ссылка на основную публикацию

Источник: https://newbabe.ru/razvitie/kompleks-ozhivleniya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector