Кто такой графоман: примеры

Вспомните, как Цветик учил Незнайку стихи сочинять: «Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи». При этом он ругал Незнайку за то, что тот в качестве рифмы подбирает несуществующие слова.

В итоге Незнайка все-таки придумал стихи: «Торопыжка был голодный, проглотил утюг холодный». Но стихи ли это? Скорее, графомания во всей своей красе.

Давайте разберемся, почему возникает графомания, что это такое и как с этим бороться.

Что такое графомания

Каково значение слова «графомания»? Название образовано от греческих слов grapho – пишу и mania – сумасшествие, безумие, страсть, влечение. Это одержимость сочинительством.

В наше время понятие «графомания» имеет негативный оттенок, но так было не всегда. Раньше так называли всех писателей, ведь творец не может создавать без маниакальной тяги к написанию. Лев Толстой сам называл себя графоманом.

Современное значение слова несколько иное, так называют бездарных писателей с сумасшедшей тягой к сочинительству.

Графомания – это патологическая тяга к написанию, сочинению при отсутствии соответствующих способностей и знаний. Это многословное, но бессодержательное и бессмысленное написание текстов. Чаще всего графомания встречается в поэзии. Графоман пишет банальные или бессмысленные строки. Он пишет стихи, не обладая творческими и литературными способностями.

Графомания в психологии – это бесконтрольная тяга к сочинительству. Автор постоянно что-то пишет, но вместо ценных продуктов творчества получается бессмыслица. Его труды неинтересны ни читателям, ни критикам, ни редакторам.

Примеры графомании

Грань между талантом и графоманией настолько тонка, что даже некоторые из авторов прошлого удостоились звания графомана в настоящем. Один из них – И.А. Бродский.

У него много поклонников, но и не меньше тех, кто не просто не признает его творчество, но и жестко критикует. В графоманстве обвиняли Пастернака, Маяковского, Есенина и много кого еще.

Среди современных творцов в графоманстве обвиняют И. Губермана.

Восприятие графомании субъективно, однако можно назвать несколько популярных ошибок, которые допускают графоманы (примеры графомании):

  • придумывание новых слов;
  • искажение слов для соблюдения рифмы;
  • употребление слов и выражений в неверном значении;
  • примитивные, разговорные слова и сочетания;
  • плагиат (чаще всего берут две строчки из произведения автора и дополняют своими строчками);
  • несовместимые сравнения;
  • пропуск частей речи;
  • мат, пошлости, ругательства;
  • использование слов и частей речи, которые признаны устаревшими;
  • необоснованное использование иностранных слов;
  • двусмысленность;
  • искажение ударений;
  • тавтология («масло масляное», «говорить ртом»);
  • неправильное склонение и спряжение;
  • грамматические, смысловые, речевые ошибки;
  • отсутствие логики.
  • Пример графоманского стиха одного из современных писателей Е. Грачева:
  • «Ты же замужем ни разу
    Не была, я был женат.
    На тебе б женился сразу –
  • Стал бы счастлив, но – не факт».

Графоманскими называют такие произведения, которые не представляют культурной, научной ценности. Они не помогают людям в интеллектуальном, духовном, художественном и ином развитии. Это словесный мусор.

Вспомните людей в караоке, которые не умеют, но любят петь, или тех, кто приходит на музыкальные конкурсы и поет так, что уши в трубочку сворачиваются. Это пример «графомании» в музыке. Примерно так же неприятно читать и слушать то, что написал графоман.

Примеры графомании в современном мире преследуют нас на каждом шагу. Например, большинство блогеров, особенно инстаблогеров являются графоманами. Они пишут бессмысленный, бесполезный, неуникальный текст, но считают себя учителями, наставниками других.

Некоторые копирайтеры тоже грешат графоманством.

Графомания в психиатрии

Психиатры рассматривают графоманию как психическое расстройство, болезнь души. Притом нередко она выступает симптомом других патологий, например, шизофрении, психопатии, паранойи, маниакального синдрома.

Некоторые больные говорят, что их заставляют писать высшие силы, голоса. В психиатрии часто рассматривают еще одно похожее явление – эротографоманию. Это патологическая тяга к написанию любовных, эротических писем.

Кто такой графоман

Значение слова графоман: тот, кто страдает графоманией. Графоман – это человек, который пишет стихи, не имея соответствующих способностей. Он рифмует строки или пишет текст без смысла, структуры и логики, не заботится о содержании и правилах написания.

Графоман – кто это такой, как его называют в народе (не без доли иронии):

  • писака,
  • человек с недержанием пера,
  • бездарность,
  • бумагомарака,
  • человек количества, а не качества.

Маньяки пера встречаются не только в поэзии, в прозе тоже хватает патологических литераторов. Продукты их «творчества» называют мусором, вбросами, и это еще самые мягкие эпитеты из тех, что встречаются.

Согласно словарю Д.Н. Ушакова, графоман – это бездарный, но плодовитый писатель. Не всегда графоманство относится к психиатрии, иногда речь идет исключительно об отсутствии литературных способностей и таланта.

Литературные способности – это свойства личности, позволяющие добиться успеха в литературе. К ним относится:

  • впечатлительность;
  • эмпатия;
  • развитое чувство эстетики;
  • умение легко находить ассоциации между образами и словами;
  • художественная наблюдательность;
  • тонкая душевная организация;
  • специфический внутренний мир;
  • чувствительность к ритму речи;
  • склонность острее реагировать на слова, нежели на действительность, факты, события.

Отдельное внимание психологи уделяют критериям вербального интеллекта (он тесно связан с литературными способностями):

  • познавательная мотивация;
  • острая восприимчивость к языку;
  • способность выражать переживания словами;
  • острая восприимчивость к окружающему миру;
  • развитое воображение;
  • ассоциативное мышление;
  • синтетичность памяти.

Признаки наличия творческих способностей:

  • высокий уровень интеллекта;
  • познавательная мотивация, интеллектуальные интересы;
  • способность четко излагать мысли;
  • красноречие;
  • свобода личности и независимость;
  • умение воздействовать при помощи эстетических методов;
  • высокая продуктивность;
  • острая потребность в самовыражении;
  • заинтересованность философскими проблемами;
  • творческое мышление;
  • умение находить нестандартные ассоциации;
  • широкий кругозор, разнообразие интересов;
  • умение заинтересовать, привлечь внимание (быть интересной личностью);
  • открытость в общении;
  • честность;
  • соблюдение этических норм.

Графоманы чаще всего не попадают ни под один из вышеназванных пунктов. Они наделены другими чертами:

  • неспособность принимать критику, учиться на ошибках, развиваться;
  • нежелание слушать мнение других людей;
  • убежденность в своей гениальности;
  • агрессивность, особенно в отношении издающихся авторов;
  • неразвитое чувство юмора;
  • неспособность посмеяться над собой;
  • непонимание иронии.

Чаще всего писаки сочиняют про себя, потому что для другого у них не хватает знаний и опыта. Хотя некоторых графоманов это не останавливает, они пытаются выдать себя за специалиста, профессионала в каком-то деле.

Они пишут “научные” труды в той сфере, где ничего не понимают. Если человек описывает себя, то отражает образ Я-идеального, а не Я-реального. Он описывает себя таким, каким хотел бы быть в глазах других людей.

Графоманы стараются издать свою книгу, чаще всего у них получается. В наше время в этом помогают интернет-издания и интернет-издательства. Можно самому выбрать дизайн, напечатать текст, заказать тираж. В интернете можно обойтись без услуг редакторов и корректоров.

Такая возможность дала толчок к новому этапу активного развития графомании. Любой желающий может с легкостью, не выходя из дома, издать свое произведение. И никто не обратит внимания на содержание, научность, достоверность написанного.

Книга окажется на прилавках магазинов и библиотек.

Признаки графомании

Как распознать графомана? Кто-то предлагает сравнивать количество и качество, якобы одержимые люди всегда пишут много и бессодержательно. Практика же опровергает это. Успешные писатели тоже могут писать много, быть активными и продуктивными. А у графоманов иногда проскальзывают содержательные стихи, написанные по всем правилам литературного жанра.

Как же отличить графомана от начинающего неопытного писателя? Было проведено немало исследований, наблюдений, которые позволили выявить истинные признаки графомании:

  1. Непринятие критики. Настоящий писатель всегда выслушает критику, поблагодарит, останется при своем мнении или что-то изменит. Он может расстроиться или обрадоваться критике, но он всегда реагирует адекватно, спокойно, уважительно. Всегда выслушает другого человека. Графоманы категорически не принимают критику и не видят в своем творчестве недостатков. Они отказываются слушать мнение других людей, реагируют агрессивно и бурно.
  2. Одержимость идеей известности. Графоманы везде и всюду продвигают продукты своей деятельности. Они читают стихи знакомым, отправляют образцы в издания, публикуются в группах в социальных сетях, на форумах, сайтах. Они очень амбициозны и самоуверенны. Настоящие писатели всегда терзаются душевными муками, сомнениями, они склонны к самокопанию, очень самокритичны.
  3. Нежелание перечитывать, вычитывать, перепроверять и совершенствовать тексты. Не потому что «и так сойдет», а потому что «это идеально, лучше и не скажешь».

Графоманы обожают свое творчество. Если кто-то высказывает пожелания с целью помочь молодому творцу, то тот обвиняет окружающих в зависти, непонимании. Главный клинический признак графомании – очень серьезное отношение графомана к своему творчеству.

Причины графомании

Основная причина – комплекс неполноценности, который запускает защитный механизм реакцию гиперкомпенсации.

Другие причины развития графомании:

  • неуверенность,
  • отчужденность,
  • асоциальность,
  • одиночество,
  • заниженная самооценка,
  • нерешенные внутренние конфликты.

Написание строк – попытка человека избавиться от боли, освободить душу, заявить о себе, почувствовать себя активным и ценным членом общества. Бессмысленное сочинение – суррогат общения. Чем больше человек пишет, тем меньше он нуждается в реальных контактах, тем меньше ощущает одиночество.

Графомания не всегда используется как психотерапия. Иногда этим страдают здоровые, но чрезмерно темпераментные люди, лентяи и бездельники, индивиды с повышенной сексуальной активностью. Согласно теории З. Фрейда, нереализованная сексуальная энергия выходит через творчество (сублимация).

Лечение графомании

Программа коррекции подбирается индивидуально, зависит от особенностей проявления графомании. При расстройстве легкой степени тяжести можно использовать метод переключения внимания, то есть предложить клиенту новый вид творчества, новое увлечение. Неплохо перед этим выявить, к чему у него есть склонности.

Если мы имеем дело с графоманией как тяжелым психическим расстройством, то поможет только психотерапевт и медикаментозная терапия. Используется когнитивно-поведенческая психотерапия, семейная психотерапия.

Психолог помогает клиенту избавиться от комплексов, душевных травм, неуверенности, робости, заниженной самооценки. Специалист помогает клиенту адаптироваться в социуме, научиться взаимодействовать с людьми, найти новые способы самореализации. В лечении графомании важна поддержка друзей и близких.

Больному не хватает любви, внимания, тепла, принятия, ощущение ценности и значимости.

Если речь идет о графомании как результате отсутствие таланта, то нужно его развить. Талант – это следующая стадия развития способностей. Но сначала нужно определить, есть ли у вас литературные задатки.

Для этого можно использовать любую психодиагностическую методику, например, диагностику В.П. Ягунковой «Сочинение по картине как одна из методик изучения литературных способностей».

Если способности есть, то их нужно превращать в талант.

Схема развития таланта такая: задатки – способности – талант – гениальность. Талант на 99 % состоит из труда, на 1 % из задатков. Многие известные писатели и поэты прошли через стадию графомании. Они набирались мастерства и опыта, развивали свои способности, смогли преодолеть этот этап. В этом случае графоманию можно сравнить с переходным возрастом.

Источник: https://onona.online/samorazvitie/grafomaniya

Как распознать графомана? Заметки читателя

Как всегда, начнем со словарей.

Графомания [греч. grapho — пишу, mania — безумие, страсть, влечение] — непреодолимая страсть к сочинительству у человека, лишенного необходимых для этого способностей (Малая советская энциклопедия).

Графомания (от греч. графо — писать и греч. мания — безумие, исступление) — болезненное влечение и пристрастие к усиленному и бесплодному писанию, к многословному и пустому, бесполезному сочинительству. Графоманы стремятся опубликовать свои произведения.

Так, не имея литературных способностей, они пытаются (иногда успешно) издать свои художественные произведения, а графоманы, не имеющие научных знаний, стремятся опубликовать свои псевдонаучные трактаты.

Читайте также:  Как заставить жену ревновать, чтобы боялась потерять?

Графоманские тенденции нередки у сутяжных психопатов и шизофреников (Словарь иностранных слов).

Толковый словарь Д. Н. Ушакова: * Графоман, графомана, м. Страдающий графоманией (мед.). || Бездарный, но плодовитый писатель (ирон.). * Графомания (от графо … и мания), патологическая страсть к сочинительству.

Толковый словарь С. Ю. Ожегова: * Графомания, графомании, мн. нет, ж. (от греч. grapho — пишу и mania — сумасшествие) (мед.). Психическое заболевание, выражающееся в пристрастии к писательству, у лица, лишенного литературных способностей.

Тут все больше уклон именно в медицинскую сторону. Только Ушаков дает бездарного писателя как второе значение — уже производное от первого, ироническое. Но нас не интересуют реально больные люди, их надо лечить, а обсуждать там нечего. Нас-то, как правило, интересуют именно «бездарные, но плодовитые писатели (ирон.)» — а именно: где грань? Любой ли бездарный писатель — графоман?

Некоторые делают упор на количестве написанного. Мол, много пишет — графоман. Но легко подобрать контрпримеры: много (очень много) написал Лев Толстой, например.

Нравится он нам или нет (мне нет), но он, безусловно, все же писатель. Где-то даже классик. Много писал Дюма-отец.

Опять же, нравится он нам или нет (мне нравится), можно считать его легкомысленным, неглубоким, он «искажал историю» и т. д., но то, что он писатель — несомненно.

Если же человек написал мало, он все равно может быть графоманом: если он жив, то еще напишет, а если помер — просто не успел…

Таким образом, критерий количества написанного отпадает. Слаб.

Второй очевидный критерий — качество. Все же от диалектики никуда не денешься, переход количества в качество и т. д., кто помнит. Так вот, о качестве.

Есть куча паршивых бездарных писак — абсолютно не графоманов. Это дельцы, приспособившиеся и чутко уловившие сиюминутные запросы общества, поэтому их бездарная писанина имеет официальный или коммерческий успех.

Если на дворе советская власть — он кропает книжки о сусально-плакатных пионерах, героях, или о пионерах-героях, о передовиках производства, западных шпионах и т. д.

Если власть переменилась и нужно другое — он валяет романы про борьбу мафий, жизнь гламурных красоток и все такое.

Требуется диссидентская литература — пожалуйста, готов роман о притеснениях инакомыслящих в годы советской власти.

Качество всего этого не просто ниже плинтуса, оно уже где-то приближается к «привет шахтерам», но это не графомания, а ловкачество. Такие люди как раз здоровее нас всех. И никакой страсти к этому занятию у них нет, им нравится результат: деньги, звания, слава.

Вот где однозначно была решена проблема графомании, так это в СССР. Если ты член Союза писателей — значит, ты инженер человеческих душ. Если нет — имя тебе графоман, и можешь писать для собственного удовольствия, публиковаться в стенгазетах, если, конечно, не будешь отклоняться от генеральной линии партии. А не то — и подправить можно.

Ажаев, Семен Бабаевский, Иван Шевцов, Кочетов, известные своей вопиющей бездарностью — это писатели-соцреалисты, перед которыми редакторы литературных журналов делали ку и платили им фантастические гонорары. А Булгаков, Зощенко, Ахматова, Пастернак, Мандельштам, Платонов, Даниэль, Синявский — модернисты-графоманы, подозрительные субъекты. А Бродский так и вовсе тунеядец, чуть ли не уголовник.

Во все времена были гениальные писатели, которых общество оценило уже после их смерти.

А при жизни домочадцы считали их именно что графоманами, жены кидали в них недорогую посуду, а лавочники не отпускали в долг.

Таким образом, признание литературными организациями, величина гонорара — тоже никакая не гарантия, что перед нами не графоман, равно как и отсутствие признания и гонораров — не признак графомании.

Есть еще одна категория людей — пишущие для своего удовольствия. Они не претендуют на признание, не огорчаются от непризнания и не считают себя супергениями. Так, пописывают себе в охотку. Иногда из них получаются Агаты Кристи, чаще не получаются, но это тоже не графоманы…

Иногда встречается мнение, что графоман — это тот, кто не может не писать. Но это уж вовсе ни в какие ворота не лезет — этак мы всех хороших и гениальных писателей в графоманы запишем…

Что же остается? Как нам реорганизовать Рабкрин… то есть отличить графомана? Кажется, уже все критерии перебрали — и везде расплывчатость. Неопределенность. И никакого правила Лопиталя, чтобы ее раскрыть путем взятия производных.

Но мне кажется, что я таки нашла критерий. Дело в том, что у меня под присмотром долгое время был немаленький поэтический сайт и приходилось много общаться с поэтами. Закачивать туда их стихи, разруливать ситуации в форумах, где разгоралось обсуждение. И я обнаружила, что чем талантливее стихи — тем внимательнее и спокойнее человек относится к критике.

Талантливый поэт может не согласиться с критикой и сказать, что он хотел написать именно так. Может согласиться и исправить. Но в любом случае он критику выслушает, обдумает и поблагодарит за внимание. Может и огорчиться, но огорчение будет направлено на себя: не сумел, не донес, недовыразил мысль, не отточил слог.

Потому что настоящие поэты ужасно скромны, самоедливы и требовательны к себе.

А вот бездарные — наоборот.

Они всюду растыкивают свои тексты, выкладывают их на всех возможных сайтах, посылают в редакции, зачитывают знакомым… При этом любую критику они воспринимают как нападки, придирки и видят в ней вражеские происки.

Обвиняют оппонента в зависти или непонимании его величия. Быстро переходят на личности и либо начинают агрессивно браниться, либо сворачиваются, забирают все творчество и уходят, гневно хлопнув дверью.

Они никогда не правят свои тексты, не переделывают и не отшлифовывают. Для правки и шлифовки нужно же понимать, что твой текст несовершенен. А у графоманов этот момент начисто отсутствует.

Почему? Да потому, что ему безумно нравится все, что он написал, до единого слова. Отсюда и поиск врагов, завистников и интриганов — ну не понимают они, что написали плохо.

Им-то кажется, что хорошо? А эти люди ворчат, критикуют и указывают на погрешности, следовательно, все они — враги.

Яркие примеры изумительной графомании чистой воды:

  • Царская дама  — читать не на работе, и если у вас в руках чашка кофе — поставьте ее. Не держите. Зальете клавиатурку.
  • Значит, так и решим.
  • Графоман — это тот, кому безусловно нравится все, им написанное, и как следствие этого он: а) не правит свои тексты;
  • б) не переносит никакой критики

(даже доброжелательной и по делу).

Кстати, это и к статьям на ШколеЖизни.ру относится.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/20665/

Графоман — это… Что такое Графоман?

  • графоман — а, м. graphomane m. Тот, кто страдает графоманией. БАС 2. Он ведь графоман: издавна одержим писательским зудом. О. Ольнем Муравейник. // ВЕ 1902 8 541. Кстати, Курнос просто безызвестный графоман, но есть другие переводчики,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка
  • ГРАФОМАН — [< гр. grapho пишу + mania мания, страсть, влечение] человек, страдающий болезненным пристрастием к писательству, сочинительству. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. графоман человек, страдающий графоманией. Новый словарь иностранных… …   Словарь иностранных слов русского языка
  • графоман — борзописец, версификатор, стихослагатель, бумагомарака, метроман, строчкогон, пачкун, посредственность, ремесленник, бумагомаратель, писака, кропатель, бездарность, непоэт, стихокропатель, сочинитель, чайник, стихоплет, виршеплет, слагатель,… …   Словарь синонимов
  • ГРАФОМАН — ГРАФОМАН, графомана, муж. Страдающий графоманией (мед.). || Бездарный, но плодовитый писатель (ирон.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова
  • ГРАФОМАН — ГРАФОМАН, а, муж. Человек, страдающий графоманией. | жен. графоманка, и. | прил. графоманский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова
  • ГРАФОМАН — («Не хочу быть несчастливым»), СССР, Лентелефильм, 1983, цв., 70 мин. Лирическая монодрама. Монолог главного героя, инженера по технике безопасности. Герой живет в провинциальном городке, добросовестно относится к работе и имеет тайную страсть:… …   Энциклопедия кино
  • Графоман — Книжный магазин: Графоман . Разделы психологии: Все разделы. Адрес: Москва, 1 й Крутицкий пер., 3 (монастырь). Телефон: 276 31 18. E mail: humanus@humanus.ru . Internet: http://www.humanus.ru …   Психологический словарь
  • Графоман — м. Тот, кто страдает графоманией. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
  • графоман — графоман, графоманы, графомана, графоманов, графоману, графоманам, графомана, графоманов, графоманом, графоманами, графомане, графоманах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов
  • графоман — графом ан, а …   Русский орфографический словарь

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/878910

Графомания: почему она возникает и как с ней бороться?

Графоман в каждом своём литературном опусе видит поцелуй Бога. Самодовольство, самонадеянность и необычайное тщеславие – движущие силы его бездарного промысла.

Неуёмная, гипертрофированная жажда славы, безусловного признания и почестей составляют основу его мотивации, становятся смыслом всего его существования. Так погибает творческая составляющая разума.

Почему возникает графомания, как с ней бороться – попробуем разобраться.

Графомания – патологически выраженное, навязчивое стремление к написанию текстов, «трактатов» и «произведений», претендующих на опубликование в литературных изданиях.

По определению, страдающий пристрастием к литературному сочинительству автор может писать о том, в чём слабо разбирается, амбициозно рассчитывая на свои, якобы исключительно высокие литературные таланты. Однако его творческие возможности в значительной степени ограничены. Зачастую написанные графоманом тексты крайне наивны и бессмысленны.

В контексте заболевания рассматривают и её эротическую разновидность – эротографоманию, наблюдающуюся у психопатичных натур, пишущих на любовные темы. Отдельные «продвинутые» эротографоманы сочиняют такие письма в целях возбуждения и получения полового удовлетворения.

Термин «графомания» широко бытует в двух контекстах – психиатрическом (психологическом) и литературном.

Для первого случая существует комплекс признаков, относящихся к теме заболеваний. Во втором – рассматриваются аспекты, касающиеся уровня литературного профессионализма пишущего, степени социальной ценности и полезности написанного. В этом смысле в силу ряда причин грань, разделяющая графоманство и истинный литературный талант, нередко носит размытый характер.

Одной из самых распространённых причин заболевания учёные-психологи называют гиперкомпенсацию комплекса неполноценности, что означает, что её истоки надо искать в личности автора и истории его жизни. Нередко болезнь возникает как следствие бредовой или сверхценной идеи, идентификации себя с выдающимися писателями.

С научной точки зрения графомания нередко развивается в паре или на основе более явных психических заболеваний – шизофрении, паранойи (сутяжные психопаты), гипоманиакальных состояний и иных расстройствах. Известен и так называемый синдром Кандинского-Клерамбо (явление психического автоматизма), при котором больные ссылаются на то, что к сочинительству их принуждают некие потусторонние, сакральные силы.

Патологическая страсть к банальному и бессмысленному писательству проявляется по различным причинам. Нередко таковыми становятся острая необходимость в гиперкомпенсации комплексов неполноценности, а иногда и наличие у автора каких-либо сверхценных бредовых идей.

Условно выделяют 3 группы графоманов.

  1. Пишут ни о чем, витиевато и красиво, с претензией на создание высокохудожественных образов. Авторы с неплохим образованием.
  2. Сочиняют лихо закрученные сюжеты, но корявым языком, который можно, но трудно редактировать.
  3. Имитируют создание произведений с использованием словесного мусора – типичные графоманы.
Читайте также:  Бессонница при неврозе: как восстановить сон, лечение, как уснуть

Неконтролируемая потребность к писательству, неуёмная жажда признания приводит графоманов к атакам многих издательств с уверенной надеждой на издание своих «шедевров», пусть даже за свой счёт.

При этом мнение других людей по поводу таких сочинений их не интересует, поскольку они уверены в непогрешимости «творений». Своей аудитории графоманы по понятным причинам собрать не могут.

Вследствие этого их одиночество и болезнь усугубляются.

Вероятно, что в числе первых графоманов находился римский писатель Гай Юлий Гигин, банально переписавший чужие мифы и поставивший под ними свою подпись.

Пожалуй, наиболее известным примером графомании являлся Йозеф Геббельс, оставивший «наследие» объёмом в 16000 страниц машинописного текста, посвящённого субъективному и тенденциозно изложенному видению событий Второй мировой войны.

Эксперты полагают, что такая плодовитость Геббельса была вызвана необходимостью компенсации физических недостатков, которыми автор обладал.

Эталоном графомании из авторов пушкинской поры считался поэт Д. И. Хвостов. Как автор он прославился выраженной архаичностью поэтического стиля и совершенным отсутствием интереса к актуальным проблемам того времени (отстранённость).

Его имя, как запредельного графомана, пишущего абсолютно бездарные и неуклюжие стихи, звучало на всю Россию. Граф страстно так же, как и писал свои опусы, издавал «творения» тысячными тиражами за свои деньги.

Умопомрачительная плодовитость Хвостова оставила в истории благодарную «память» о нём в виде множества анекдотов и эпиграмм.

  • Характерно, что граф был и военным, и чиновником, но ни на одном из поприщ преуспеть не смог. Наконец, уединившись в своём имении, граф самозабвенно предался стихосложению:
  • «То изломаю ямб, то рифму зацеплю,
  • То ровно пополам стиха не разделю,
  • То, за отборными гоняяся словами,
  • Накрою мысль мою густыми облаками.
  • Однако муз люблю на лире величать,
  • Люблю писать стихи и отдавать в печать!»

По своему стилю русская графомания, и, в частности, хвостовская, полна стилистической архаикой для придания тексту особой важности и значимости. По меткому выражению В. Кюхельбекера творения Хвостова представляются как «возвышенность глупости».

В среде русской эмиграции гремел славой графомана некто Виктор Колосовский, также выступавший на поэтическом поприще.

Ныне, в век цифровых технологий и компьютерного бума, проблема графомании приняла глобальный характер. Явление приобрело массовые масштабы. Во многом этому способствует падение уровня гуманитарной культуры, уровня художественности, а зачастую и низкий уровень грамотности.

  1. «Ноне всякий индивид
  2. Издаваться норовит,
  3. Но не всякий твердо знает,
  4. Что такое алфавит.»

Между тем обвинять в графомании необдуманно, без соответствующего внимательного анализа текста и творческой деятельности претендующего на писательский Олимп автора, его личностных качеств, не следует. Этап графомании, оттачивая своё перо, закономерно проходят многие начинающие писатели.

Найти себя, свой стиль, свой тематический ряд – сложный, нередко мучительный труд.

Так, прежде чем стать известным писателем, Михаил Зощенко освоил 15 профессий, а к своему успеху продвигался постепенно.

Границы продуктивного и непродуктивного творчества весьма размыты. Сочинительство может быть способом самовыражения, преодоления, замещения или восполнения недостающего. Мучительно рождённый текст способен избавить человека от боли и отчаяния, помочь переосмыслить ошибки и переживания. И при этом быть написанным талантливо.

Непрофессиональность текстов и масса недостатков не означают отсутствие литературных способностей. Для них необходимы знания, опыт и упорство. Игнорирование этого, упрощённый подход к писательскому ремеслу, определённый психологический склад характера – предпосылки развития графомании.

Нередко графомания развивается на основе внутреннего одиночества. Изливая свои сокровенные мысли на всё терпящую бумагу, графоман испытывает чувство облегчения, снижая уровень дефицита общения. Постепенно наступает период подмены, когда в процессе «творчества» на смену тяжким переживаниям одиночества приходит потребность писать.

К основным причинам графомании относят:

  • попытки компенсации комплексов неполноценности;
  • наличие бредовых идей различного толка типа сакральных побуждений к писательству «свыше»;
  • наличие сверхценных идей;
  • формы проявления шизофрении или паранойи (часто у сутяжных психопатов);
  • составляющий элемент маниакальных или гипоманиакальных состояний;
  • элемент на фоне синдрома психического автоматизма;
  • срабатывание компенсационного механизма интенсивных переживаний одиночества и отчуждённости.

Отличить графомана можно по ряду признаков.

  1. Неоправданно серьёзное, болезненное отношение графомана к своим «шедеврам», когда малейшая критика или юмор по поводу его произведений категорически не принимается.
  2. Чрезвычайно сильное стремление к изданию своих опусов. Публичность – непременное условие творчества графомана.
  3. Доминирующая тематика произведений – о себе. Знаний, впечатлений и опыта писать на иные темы, как правило, у автора нет. При этом в описаниях себя любимого содержатся бессознательно изложенные красивые, но, как правило, позитивно искажённые места – попытки объективного изложения отсутствуют полностью.
  4. Графоман демонстративен, он преданнейший ценитель своего «труда» (самопоклонение). Нередко представляет истероидный тип характера. Самореклама всегда и везде!
  5. Привычка поучать и, как правило, менторским тоном. Менторство в природе графомании.
  6. Графоман никогда не подвергает написанный текст переделкам или исправлениям, хотя бы частичным. Это выглядит для него кощунственным.
  7. Настоящий, тяжёлый труд ума для графомана чужд. Усидчивость и трудолюбие – это не про него.
  8. Отсутствие творческих кризисов по причине отсутствия реального творчества.
  9. Завышенная самооценка и непонимание юмора.

Как правило, тексты графомана имеют ряд отличительных черт:

  • наличие лишь внешних признаков словесного искусства, не приводящих к рождению настоящих, творческих художественных смыслов;
  • обилие мелких, излишних подробностей, засоряющих текстуру;
  • частая повторяемость, нередко неуместная, ряда эпитетов к словам;
  • злоупотребление речевыми штампами и стереотипными выражениями без их творческого, логичного осмысления;
  • излишнее применение разных способов выделения слов и предложений (шрифты, курсивы, зажирнения, заглавные и прописные буквы), для выделения своих сверхценных мыслей;
  • нелогичность сюжетов и поступков персонажей, не соответствующих их образному построению и ткани изложения;
  • заимствование образов, плагиат;
  • несвязность изложения, нарушения стиля и синтаксиса.

При лёгкой форме болезни полезно просто вернуть человека к полноценному общению, помогающему в преодолении барьеров одиночества. Желательно стимулировать его к поиску иных хобби или работы, на которой заболевший смог бы сконцентрироваться.

В случаях устойчивых форм заболевания применяют медикаментозные средства (психотропы и нейролептики) и сеансы психотерапии.

В этом контексте довольно эффективно зарекомендовала себя когнитивно-поведенческая терапия. Имеются данные о том, что хорошие результаты коррекции поведения показывает опыт семейной психотерапии, если у графомана имеется семья.

При отсутствии выраженной причины развития графомании применяют также методики символ-драмы, позволяющие эффективно отработать внутренние переживания больного в образных представлениях.

Человек, страдающий графоманией, не отличается асоциальным поведением, поскольку болезнь носит относительно спокойный характер. В своей лёгкой форме она вполне преодолима.

Без своевременного лечения болезнь прогрессирует, приводя к полной социальной изоляции «писателя», поскольку автор полностью погружается в свои сокровенные опусы.

Постоянные отказы при попытках издания шедевров нередко рождают у неудачника всплески агрессивного поведения, ухудшающего его и без того бедственное положение.

При её запущенных, длительно протекающих формах графомания может рассматриваться как признак более серьёзных психических заболеваний (шизофрения, паранойя и других). Поэтому обращение больного к психотерапевту показано однозначно.

Источник: https://vplate.ru/manii/grafomaniya/

Графоманство Графоман

Творческий кризис у графомана означает, что он выздоровел.
Фазиль Искандер

      Графоманство как качество личности – склонность проявлять болезненное влечение и гипертрофированное пристрастие к бездарному, бесплодному  писанию, к многословному, пустому и бесполезному сочинительству.

      Семья графоманов в  магазине: — Милый, возьми упаковку писчей бумаги и на меня, скоро выходные и я собираюсь написать пару глав своего очередного шедевра.   Конечно, родная. Я сейчас, только выберу папку для своего портфолио.   — А мне бумаги?- Чуть ли не выпрыгивает из штанов маленький сын.

— Я тут такое приключение придумал — закачаешься!… Папа, а можно я стану мультипликатором? Я тогда сразу буду и свои книги писать, и мультики по ним рисовать.  Так же интереснее! Приходят домой:   — Родная, ты не видела запасные ключи от моего кабинета? Ну… задумалась мама-графоман, — Скорее нет.

А что?    — Просто я дал свою связку поиграть нашему сыну, а теперь тот самостоятельно закрылся в кабинете, захватив все стратегические запасы бумаги!

      Графоман в каждой своей кляксе видит поцелуй Бога. Поэтому он никогда не правит свои тексты. Если их нашептывал Бог, значит, они совершенны. Зачем их отшлифовывать? Пусть этим занимаются бездари вроде Владимира Маяковского. Ведь это он писал: «Поэзия — та же добыча радия. В грамм добыча, в годы труды.

Изводишь единого слова ради Тысячи тонн словесной руды». Или вот еще: «Стихи стоят свинцово-тяжело, готовые и к смерти и к бессмертной славе. Поэмы замерли, к жерлу прижав жерло нацеленных зияющих заглавий. Оружия любимейшего род, готовая рвануться в гике, застыла кавалерия острот, поднявши рифм отточенные пики».

     Графоман убежден, что каждая его фраза и так отточена. Кому не нравится, тот мерзкий завистник, интриган и критикан. Графоман крайне болезненно реагирует на критику.

Не требовательный и не строгий к себе, он воспринимает критику, как неприкрытую агрессию со стороны врагов и недоброжелателей.

  Нужно обладать духовной слепотой, — думает графоман, — чтобы не видеть в моих произведениях совершенства.

     Михаил Веллер, касаясь темы графоманства, пишет: «Графоман — это страстный, бескорыстный писатель, который лишен способности к самокритике, к сторонней оценке того, что он делает, и не обладает даром сравнения своего продукта с продуктами других. Такая небольшая интеллектуальная патология».

      Признаком графоманства зачастую является скорострельность и плодовитость написанного. Но далеко не всегда. История мировой литературы знает примеры, когда количество и качество написанного не вступали в противоречие.

 Лопе де Вега (1562-1635) — испанский писатель, поэт и драматург написал более 2000 пьес (425 сохранилось до наших дней). Исследователи творчества Александра Дюма подсчитали, что его плодовитость нашла выражение в шестистах томах. Столько обыкновенному человеку не под силу прочесть за всю жизнь.

А с учетом того, что многие представители нынешнего поколения едва умеют читать, результат Дюма может  их шокировать, нанести непоправимый вред нервной системе.

      Графоманство –  это следы невежества на писательской ниве. Большой писатель, прежде чем взяться за перо, кропотливо и упорно будет собирать и анализировать необходимую информацию.

Если его героями являются врачи, он не поленится и глубоко изучит жизнь врачей, постарается постичь, хотя бы азы их специальности.

Словом, доскональное знание объекта изображения – это  визитная карточка настоящего писателя.

      Известный мастер пера – Артур Хейли в ходе работы над «Менялами» сумел получить разрешение от двух крупных банков на изучение практически всего механизма работы финансовых институтов — ему даже было позволено присутствовать на совещаниях советов директоров.

Работая над черновиком «Вечерних новостей», Хейли, которому тогда было уже 66 лет, прошел в Англии специальный курс противодействия терроризму: он выступал в роли заложника, ел змей на уроках выживания, принимал участие в тренировках по обезоруживанию противника и бою в закрытом помещении.

После этого он почти год составлял план книги, разрабатывал характеры героев и структурировал собранный материал. И еще год ушел у него на процесс работы над текстом.

     Работая над романом «Детектив», Хейли  по привычке досконально изучил материалы: провел несколько недель в рейдах с полицейскими Флориды и получил доступ к архивам. В результате получилось классическое остросюжетное произведение с захватывающим началом и динамично развивающимися событиями.

Читайте также:  Испуг при беременности на ранних сроках: последствия

     Графоман самодоволен, самонадеян и необычайно тщеславен. Жажда славы,  известности и почестей становится чуть ли не главной мотивацией его существования. Где воцаряется самодовольство, там умирает творческая составляющая разума. Графоман проявляет устойчивое нежелание личностного роста, чурается саморазвития.

В жизни нельзя оставаться на одном и том же уровне сознания. Человек либо прогрессирует, либо деградирует. Графоман, в своем ярко проявленном самодовольстве, раз взявшись за перо, затем выезжает на старом багаже знаний. Следствием нехватки знаний графомана, становится недостоверный,  примитивный текст с бесконечным числом ляпов и нелепиц.

Имея смутное представление об изображаемом объекте, графоман то и дело «садится в лужу».

    Когда уровень сознания человека растет, у него меняются вкусы. То, что ранее доставляло удовольствие, сейчас не вызывает никаких эмоций. Большой писатель постоянно самосовершенствуется.

Его уровень сознания неуклонно идет вверх. Тем не менее, он самокритичен. Прочитывая свои давние опусы, он может остаться недовольным написанным.

Исправить ничего уже нельзя, и это обстоятельство его сильно огорчает.

       Графоман – антиперфекционист в литературе. Прочитав свои юношеские стишки,  он останется в полном восторге от собственной гениальности.

Ему невдомек, почему лауреат Нобелевской премии по литературе, продолжает упорно работать над уровнем своего писательского мастерства.  Графоман – это мыльный пузырь на  литературном поприще. Раздутое самомнение – ярко проявленное качество его личности.

Графоман постоянно обеспокоен, как бы кто-то не присвоил авторство его опусам. Страх перед плагиатом лишает его сна и покоя.

      Среди графоманов есть свои мега звезды.  Такой звездой был граф Дмитрий Иванович Хвостов — герой бесчисленного множества эпиграмм и анекдотов, признанный еще при жизни настоящим «королем графоманов»:

Д. И. Хвостов «Ивану Ивановичу Дмитриеву»:«То изломаю ямб, то рифму зацеплю,
То ровно пополам стиха не разделю,
То, за отборными гоняяся словами,
Покрою мысль мою густыми облаками;
Однако муз люблю на лире величать;

Люблю писать стихи и отдавать в печать!»

    Для графоманства порой нужно быть состоятельным человеком. Нужно иметь хороший достаток, чтобы самому выкупать свои книги. Хвостов издал семитомное собрание своих сочинений. При этом они выдержали при жизни автора три издания!

   Хвостов был по современным понятиям  хорошим маркетологом. Обязательными получателями  рассылке были архиереи и митрополиты, такие государственные деятели, как Аракчеев и Паскевич, и даже сам прусский король.

Однако наиболее лакомым кусочком для графомана были учреждения – здесь он мог поистине развернуться. Так, Академия наук получила от него «в дар» 900 экземпляров трагедии «Андромаха».

Мало того: убежденный в своем «призвании» граф рассылал не только стихи, но и свои… бюсты! О том, что он был, к тому же, навязчивым чтецом своих творений, и говорить не стоит.

   В литературных кругах бытовал один характерный анекдот. Однажды в Петербурге граф Хвостов долго мучил у себя на дому племянника своего Ф.Ф. Кокошкина (известного писателя) чтением ему вслух бесчисленного множества своих виршей.

Наконец, Кокошкин не вытерпел и сказал ему:  – Извините, дядюшка, я дал слово обедать, мне пора! Боюсь, что опоздаю, а я пешком! – Что же ты мне давно не сказал, любезный! – отвечал граф Хвостов.

– У меня всегда готова карета, я тебя подвезу! Но только что они сели в карету, граф Хвостов выглянул в окно и закричал кучеру: «Ступай шагом!», а сам поднял стекло кареты, вынул из кармана тетрадь и принялся снова душить чтением несчастного запертого Кокошкина.

     Из книги Ю. Тынянова «Пушкин»: «Граф Хвостов был замечательное лицо в литературной войне. Среди друзей Карамзина, особенно молодых, были люди, которые как бы состояли при Хвостове, только им и жили, и с утра до вечера ездили по гостиным рассказывать новости о Хвостове… В стихах своих граф был не только бездарен, но и смел беспредельно.

Он был убежден, что он единственный русский стихотворец с талантом, а все прочие заблуждаются… У него была одна страсть – честолюбие, и он бескорыстно, разоряясь, ей служил. Говорили, что на почтовых станциях он, в ожидании лошадей, читал станционным смотрителям свои стихи, и они тотчас давали ему лошадей.

Многие, уходя из гостей, где бывал граф Хвостов, находили в карманах сочинения графа, сунутые им или его лакеем. Он щедро оплачивал хвалебные о себе статьи. Он забрасывал все журналы и альманахи своими стихами, и у литераторов выработался особый язык с ним, не эзоповский, а прямо хвостовский – вежливый до издевательства.

Карамзин, которому Хвостов каждый месяц присылал стихи для журнала, не помещал их, но вежливо ему отвечал: «Ваше сиятельство, милостивый государь! Ваше письмо с приложением получил» и т. д. «Приложением» называл он стихи графа. В морском собрании в Петербурге стоял бюст графа. Бюст был несколько приукрашен: у графа было длинное лицо с мясистым носом, у бюста же были черты прямо античные.

Слава его докатилась до провинции. Лубочная карикатура, изображающая стихотворца, читающего стихи черту, причем черт пытается бежать, а стихотворец удерживает его за хвост, висела во многих почтовых станциях».

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

Источник: https://podskazki.info/grafomanstvo/

Графомания

Графомания – это термин в психиатрии, который подразумевает под собой патологическое стремление, болезненное влечение или страсть к бесплодному писанию, к написанию текстов, не представляющих из себя культурной ценности, бесполезное сочинительство.

Графомания в психологии – это не поддающаяся контролю тяга писать, результатом которой обычно получается полная бессмыслица.

Поэтому произведения графоманов часто не представляют никакого интереса для критиков и читателей. Графомания, как и любое аналогичное заболевание, может иметь и более тяжелые проявления и формы.

Подобно другим диагнозам в такой области, мания к бесполезной и никому ненужной писанине не появляется на пустом месте.

Графомания в психологии – это патологическое стремление, непреодолимая страсть личности к сочинительству при отсутствии соответствующих способностей.

Графомания причины

Причинами графомании могут выступать неуверенность, стремление к мудрствованию, отчужденность, обособленность, отстраненность и пр.  Так, например, одинокий асоциальный индивид с низкой самооценкой не может найти ни с кем общий язык и выливает свои переживания, мысли на листок бумаги.

Графомания – это своеобразная попытка излить душу на бумаге. Творения графомана представляют собой часть его одинокого и болезненного мира. Психологи выявили следующую закономерность: чем больше человек, страдающий графоманией, сочиняет, тем меньше он перестает нуждаться в реальном, живом общении. Он просто перестает к нему стремиться.

Графоман с помощью написания текстов компенсирует свою потребность в общении. Однако произведения индивида, склонного к графомании, чаще вызывают недоумение, а сам индивид – чувство жалости.

Только для самого графомана его творения являются гениальными. Он искренне верит в свою гениальность.

По причине нарушения психики человек не может дать адекватную оценку своему состоянию и, поэтому, довольно болезненно реагирует на критические высказывания в свой адрес.

Большинство талантливых писателей учитывают мнение читателей, и это является для них своеобразным позитивным стимулом для дальнейшего профессионального роста.

А графоманы этого лишены, следовательно, они не могут профессионально совершенствоваться и развиваться. Именно поэтому их сочинительство не имеет никакой литературной и духовной ценности. Их писанина однообразна и неоригинальна.

По прошествии некоторого времени все реальное общение сводится только к демонстрации своих произведений.

Внешний мир, по причине навязывания ему своих творений, начинает сторониться и избегать графомана, однако, это в более тяжелых проявлениях.

В более легком проявлении, появление графомании может быть вследствие наступления каких-то временных обстоятельств, например, любимый человек уехал на время, а писательство является лучшей возможностью отвлечься от переживаний, связанных с такими обстоятельствами. Когда любимый человек возвращается, писательство прекращается и «графоман» становится прежним.

Также к причинам графомании относят: чрезмерно живой темперамент, патологическое повышение половых инстинктов, наследственность, отсутствие моральности, праздность и лень.

Графомания признаки

К основным признакам графомании относят необучаемость, неумение работать над собой, неспособность идти прогрессивным путем.

Также признаками графомании считают навязчивое повторение образов, нарушение синтаксиса, стилистики, лексики, связанности текста, увлеченность заурядными образами, нетерпимость к критике своих сочинений, неприязнь к печатающимся авторам. Все сочинения графоманов довольно шаблонны и скучны.

Графоманам обычно нравится абсолютно все, что он пишет. Они просто в восторге от своих произведений. Также они получают удовольствие и удовлетворение от процесса написания текстов. Так могут вести себя и настоящие писатели, но у них такое состояние редкость, а у графоманов – обычное состояние.

Люди, страдающие данной манией, очень много пишут. Они постоянно находятся в процессах сочинительства. Графоманы очень навязчиво предлагают окружающим оценить их творчество. Могут рассылать свои опусы, как знакомым людям, так и незнакомым.

Графоманы характеризуются постоянным стремлением быть опубликованными. Чаще всего, люди страдающие графоманией, пишут о себе. Так как для того чтобы писать о чем-то другом у них просто не хватает ни опыта, ни знаний. При этом, изображая себя, они подсознательно описывают себя такими, какими, по их мнению, они должны восприниматься окружающими.

Все графоманы достаточно серьезно относятся ко всей своей деятельности. У них полностью отсутствует чувство юмора. А шуточные высказывания в направлении их творчества просто недопустимы. У них отсутствует самоирония. Также, люди, страдающие болезненной тягой к сочинительству, нередко берут себе звучный и громкий псевдоним.

Совсем необязательно, что все перечисленные признаки должны присутствовать в комплексе. Однако существует один классический признак графомании – очень серьезное отношение к своему писательству.

Графомания лечение

Лечение мании зависит от тяжести проявлений заболевания. Так, начинающему графоману помочь может увлечение каким-нибудь новым хобби, появлением новых интересов. Т.е.

если графомания у индивида выражена в слабой форме, то его нужно просто отвлечь от бесполезного бумагомарательства, заинтересовав чем-то другим. А вот человеку с тяжелой формой заболевания требуется специализированное психотерапевтическое и медикаментозное лечение.

Медикаментозная терапия заключается в приеме психотропных препаратов или средств нейролептического действия.

Среди терапевтических методов довольно хорошо зарекомендовали себя: семейная психотерапия и  когнитивно-поведенческая терапия.

Когнитивно-поведенческая терапия направлена на избавление от робости, неуверенности, отчужденности, повышение самооценки, выработку смелости у пациента. Особенно важным в лечении графомании является поддержка близких и общение с ними. Близкие люди должны окружить графомана заботой и теплотой.

Они могут помочь тактичным, ненавязчивым общением с графоманом. Человек, склонный к графомании, должен понять, что есть люди, которым он искренне интересен таким, каким он есть, что он для них является значимой личностью.

Только совместно направленные на излечение усилия врача и родных людей помогут графоману отойти от бессмысленного сочинительства.

В некоторых источниках в качестве успешного метода излечения от графомании упоминается лоботомия, т.е. иссечение лобных долей мозга. Однако далеко не все графоманы соглашаются на данную операцию.

Источник: https://psihomed.com/grafomaniya/

Ссылка на основную публикацию