Тоническое заикание (логоневроз): тоно-клонического типа

Заикание или логоневроз классифицируют по нескольким признакам. В зависимости от типа речевых (т.е. артикуляционных) судорог, появляющихся при разговоре, выделяют три вида заикания: клоническое, тоническое и смешанное тонико-клоническое.

В этой статье рассмотрим, как проявляются эти формы заикания у детей и взрослых, как диагностируется тоническая, клоническая и тонико-клоническая формы логоневроза и как их лечить.

Содержание

  • 1 Сравнение видов по типу судорог
  • 2 Диагностика
  • 3 Как лечить?

Сравнение видов по типу судорог

В таблице ниже приведены основные характеристики каждого типа заикания:

Характеристика Типы заикания
Клоническое Тоническое Тонико-клоническое
Общее определение Заикание клонического типа возникает в результате клонических судорог мышц речевого аппарата, что сопровождается непроизвольным ритмичным и многократным мышечным сокращением. Тоническое заикание у ребенка и взрослого спровоцировано продолжительным напряжением речевых мышц, так называемыми тоническими судорогами. При этом в таком состоянии могут находиться и другие группы мышц, чаще всего дыхательные. Заикание тоно-клонического типа — смешанный тип, характерный для большинства заикающихся людей. В зависимости от ситуации и возраста возможно преобладание какого-то одного типа судорог.
Симптомы
  1. Многократное повторение отдельных звуков, слогов или целых слов, обычно заикание у ребенка или взрослого приходится на начало слова, первого слога или предложения, например то-то-то-тополь и т.д.
  2. Повторение звука больше двух раз характерно для начальной стадии заикания.
  3. Формируется укороченный выдох.
  4. Смягчение проявлений во время разговора шепотом, либо при пении.
  5. Появление сопутствующих движений, таких как наклоны головы, закрывание глаз, переступание с ноги на ногу.
  1. Возникает при попытке начать разговор.
  2. Продолжительные паузы при разговоре.
  3. Напряженное произношение определенного звука.
  4. Судорожное заикание и затянутое озвучивание согласных у детей и взрослых, например т-тополь, к-колесо.
  5. Растягивание гласных звуков.
  6. Мышцы лица и шеи заметно напрягаются.
  7. Недостаток воздуха, вследствие продолжительного спазмирования дыхательных мышц, длительностью до нескольких секунд.
  8. Сопутствующие движения проявляются в виде сжимания кулаков, откидывания головы.
  1. Поочередное проявление симптоматики клонического и тонического типа.
  2. Возможно одновременное повторение слогов и слов с длительными задержками и паузами.
Причины возникновения
  1. Генетическая предрасположенность – около 20% случаев заикания имеют наследственный характер.
  2. Повышенные стрессовые и эмоциональные нагрузки, например сильный испуг, страхи, а также постоянные семейные конфликты. Заикание, спровоцированное нервным потрясением, обычно, проходит к подростковому возрасту самостоятельно в 80% случаев.
  3. Органическое поражение ЦНС в грудном возрасте, либо при тяжелых родах, сопровождающихся травмой головы и шеи младенца.
  4. Повышенная речевая нагрузка в дошкольном возрасте. Усиленные занятия по развитию речи, которые не соответствуют возрасту ребенка, особенно при разучивании длинных стихов и преподавании иностранного языка без специальной методики.
  5. Некоторые специфические инфекционно-воспалительные заболевания могу спровоцировать появление речевых судорог, такие как скарлатина, корь, дифтерия и коклюш.
  1. Острые и хронические стрессовые нагрузки. К острым относятся: внезапное сильное потрясение, либо приступы гнева, хронические представляют собой длительную разлуку с близкими или постоянные конфликтные ситуации дома и вне его.
  2. Тонический тип может быть следствием заикания клонического типа.
  3. Наследственный фактор обусловлен предрасположенностью ребенка, если кто-то из родственников имеет данное отклонение.
  4. Черепно-мозговые травмы в детском возрасте.
  5. Неблагоприятный речевой климат дома. Это могут быть повышенные требования к развитию речи ребенка, а также наличие двух языков в семье.
Данный тип заикания может быть спровоцирован любыми причинами, приводящими к клоническим судорогам речевой мускулатуры или тоническим.
В каком возрасте проявляется
  1. Появление клоно-тонического заикания характерно для возраста от двух до шести лет. Это связано с активным развитием речи на фоне неокрепшей нервной системы, а также слабой слуходвигательной. Организм наиболее подвержен неблагоприятным внешним воздействиям в этом возрасте.
  2. Возможно позднее проявление клонического заикания в 7 лет, связанное с поступлением в школу.
  3. Подростковый период 15-17 лет, что связанно с гормональной и психологической нагрузкой.
Основное проявление заболевания встречается в период 4-5 лет. Однако при негативном воздействии внешних факторов заикание данного типа может проявиться в любом возрасте. Первое проявление может возникать в возрасте трех лет. Наиболее часто встречается в 4-6 лет. Возможно проявление в подростковом периоде 15-17 лет.

Подробнее о формах заикания расскажет видео:

Диагностика

Если определенные симптомы в виде нарушения ритма речи, трудностей и запинок в начале фразы или слова, наличие побочных движений при разговоре, не проходят в течение 3 месяцев, то необходима консультация логопеда и невролога.

Для начала выявляют основные симптомы заболевания:

  • нарушение правильности речи, появление в разговоре обрывков фраз или слов, повторение звуков, слогов или целого слова, растягивание гласных;
  • появление напряжения мышц лица и шеи при разговоре.

С целью исключения заикания из-за подражания взрослому человек, совместно проживающему с ребенком, проводят беседы с родителями. Невролог выясняет особенности протекания беременности и родов у матери ребенка.

После этого назначаются дополнительные методы обследования:

  • МРТ и ЭЭГ, чтобы выяснить наличие или отсутствие органических изменений в головном мозге;
  • анализ крови и спинномозговой жидкости с выявлением возбудителя при подозрении на нейроинфекционные заболевания.

Как лечить?

Терапия логоневроза основывается на нескольких принципах:

  1. Комплексность – применение различных способов лечения, использование медикаментозных и немедикаментозных методов.
  2. Этиологический принцип – основное лечение направленно на устранение причины возникновения логоневроза.
  3. Патогенетический – проведение полной диагностики для выявления механизма заикания в конкретном случае.

Основное лечение проводится логопедом. При этом для каждого случая разрабатывается индивидуальная программа коррекции дефектов речи:

  • контролируется скорость и темп речи;
  • все занятия проходят в спокойной обстановке;
  • развитие речи при помощи пения, заучивания стихов.

Применяются дополнительные методы лечения заикания, такие как:

  • Дыхательная гимнастика проводится под контролем врача-физиотерапевта. После чего выполняется самостоятельно дома под контролем родителей. Направлена на формирование и закрепление правильного вдоха и выдоха.
  • Массаж проводится специалистом и состоит из 10-15 сеансов. Благодаря этому устраняются спазмы, и происходит расслабление мышц. Также улучшается кровообращение и общее состояние.
  • Гипноз используется в подростковом возрасте с 10 лет. Направлен на выявление скрытых причин развития заикания.

Нарушение речи, спровоцированное судорогами мышечного аппарата, обязательно включает медикаментозную терапию:

  • при легкой форме назначаются успокоительные средства;
  • при тяжелом течении возможно применение транквилизаторов и противосудорожных средств;
  • органическое поражение головного мозга требует применения смазмолитиков, таких как толперизон и бенактизин;
  • при клоническом типе заикания назначается курс дегидратации, который может длится до 3 месяцев.

Теперь вы знаете, при какой форме судорог при заикании ребенок или взрослый заикается на первом слоге, на первом слове или в начале фразы, что означает заикание на согласные буквы (например, букву к).

По виду судорог речевого аппарата заикание подразделяется на три типа: тоническое, клоническое и тонико-клоническое. Данное заболевание в основном проявляется в детском возрасте, но может встречаться и у взрослых.

Логоневроз имеет наследственную предрасположенность и провоцируется внешними негативными факторами, влияющими на нервную систему. Своевременная диагностика и комплексное лечение способствует благоприятному исходу в 75% случаев.

Источник: https://nerv.guru/zabolevaniya/zaikanie/vidy-z/tonicheskoe-i-klonicheskoe.html

Заикание у детей: причины и лечение / Mama66.ru

Заикание у детей — это не только проблема в деятельности речевого аппарата, но и отголосок определённых трудностей в психоневрологическом здоровье ребёнка. Основной период проявления дошкольного заикания — возраст от 2 до 5 лет, когда идёт активное развитие речевых способностей становления фразовой речи.

Ребёнок младшего возраста, старающийся донести свою мысль до окружающих, торопится, перебирая второстепенные по его мнению слова, может проглатывать слова или окончания, жестикулировать вместо вербального обозначения действий, применяя все средства общения. На этом фоне формируется сбивчивая неразмеренная речь, ещё более нервирующая самого ребёнка.

При лечении заикания народные методы помогают в очень редких случаях, а экспериментировать на ребёнке нельзя.

Только специалисты могут установить истинные причины отклонения в речевом развитии и помочь его вылечить, применяя современные методики и упражнения, технические способы и массаж.

Иногда необходимы дыхательная гимнастика, медикаментозные средства, таблетки и иное лечение.

Причины заикания

По своему происхождению заикание может иметь невротический характер – при нарушениях работы мозга, причины которых имеют физиологический характер — это интоксикация или родовые осложнения. Недуг также возникает при перевозбуждении речевых центров, как следствие органического поражения нервной системы.

При заикании на фоне невроза, называемом логоневрозом, можно выделить несколько видов этого заболевания. Возникновение логоневрозов вызывается  также спонтанным появлением некоторых факторов, например, проблем в домашних условиях, бурно влияющих на эмоциональное состояние ребёнка дошкольного возраста.

При речевых неврозах полагают, что основной причиной является психологическая нестабильность и предрасположенность ребёнка младшего возраста к возникновению сбоев в речевой активности.

Причиной может послужить наличие в семье взрослого заикающегося. Вылечить невроз в таких случаях сложно. Успокоительная трава и обычная гимнастика, другие общеукрепляющие процедуры и лечение, которые часто советуют многие мамочки, не являются универсальными средствами. Лечение может быть поэтапным, когда вначале специалисты занимаются больше психикой, а потом – логопедическими проблемами.

Причины проявления логоневрозов — травмирующие детскую психику события, стрессы, подавление личностных проявлений в поведении ребёнка, давление, оказываемое взрослыми или каким-то фактором на его психику. Не всегда удаётся проследить, что именно явилось причиной начала развития логоневроза.

Порой провоцирующим фактором служит целая цепь событий, при которой ребёнок испытывает эмоциональную усталость и дискомфорт длительное время.

Если этап становления активной фразовой речи совпадает по времени с эмоциональной нагрузкой, болезнью и стрессом, это может значительно навредить развитию коммуникативных навыков. Вызовет полное нежелание разговаривать, замкнутость в коллективе или в привычных домашних условиях, а также станет причиной развивающегося заикания.

Виды заикания

Виды логоневрозов встречаются у детей те же, что и у взрослых:

  • тонический;
  • клонический;
  • смешанный — могут наблюдаться симптомы и тонические, и клонические.

Тонический логоневроз

При тоническом логоневрозе некоторые звуки в словах оказываются слишком растянуты, а последующие могут проглатываться. Отсутствует плавность речи, получается сбивчивый, запинающийся рассказ, у детей появляется раздражительность, боязнь разговаривать, дыхательная аритмия. Иногда они срываются на крик, так как не могут физически совладать со своим речевым аппаратом.

Во время пауз при тоническом заикании можно заметить непроизвольное напряжение мышц челюстно-лицевого аппарата, языка говорящего. Даже специальный массаж и упражнения, логопедическая гимнастика не снимают напряжения.

Тоническое заикание хорошо поддаётся коррекции, лечение проводится при помощи специалистов – логопедов и дефектологов. Для ребёнка необходимо установить полный покой в эмоциональном плане, создать благоприятную среду для общения.

Но ни в коем случае не форсировать развитие речи, стараться поддерживать режим тишины, предлагая ребенку сначала подумать, что именно он хочет сказать. Такой режим и терапевтические средства, а также логопедический массаж и дыхательная гимнастика при поддержке грамотного логопеда дают свои плоды уже через полгода занятий.

Читайте также:  Зависимость от кофе: ломка, симптомы, привычка

Дети, не имеющие проблем в психическом развитии, сами ощущают облегчение от занятий и стараются хорошо выполнять поставленные задания, с удовольствием позволяют проводить массаж. С детьми, имеющими также отклонения в развитии психики, обязательно должен работать психоневролог.

Специалисту необходимо устранить волнующие малыша дошкольного возраста проблемы, а также назначить поддерживающую медикаментозную терапию (седативные таблетки и др.) и помочь в создании условий, щадящих нервы ребёнка. Препараты, логопедические упражнения, гимнастика и массаж установят психическое равновесие, поспособствуют развитию речевых способностей и помогут вылечить логоневроз.

Клонический логоневроз

При клоническом логоневрозе можно заметить, что ребёнок испытывает сложности при произнесении сложных по фонематической структуре слов и повторяет несколько раз один из слогов слова, чаще– первый.

Причины клонических повторов слогов — прерывистые судороги, в которых участвует дыхательная система и речевой аппарат. Кроме того, осуществляется нервная проводимость сигналов в мозг, в речевые центры, которые регулируют всю цепочку речевой деятельности.

Для преодоления этих проблем нужно устранять возникающие спазмы речевых мышц, что является первоочередной задачей врача-психоневролога и практикующего занятия с ребёнком логопеда.

Специалисты проведут не только терапию и упражнения, но и массаж соответствующий возрасту, подберут при необходимости нужное лекарство. Общеоздоровительная гимнастика не должна перенапрягать малыша, нужно следить за тем, чтобы он не переутомлялся.

Смешанный тип

Логоневрозы смешанного типа говорят о нестабильности психо-эмоционального развития ребёнка, о значительном дискомфорте для его неокрепшей психики. Лечение тоно-клонических проявлений дисфункции речи дошкольного периода занимает много времени, не всегда устраняется бесследно и, исчезнув однажды, может вернуться после пережитого стресса или перенесённого заболевания.

Детей, страдающих заиканием, не следует перегружать эмоционально, ведь успехи, достигнутые на логопедических занятиях также дороги и самому ребёнку дошкольного возраста, как его педагогам и родителям.

Хорошо, когда ребёнок мотивирован, верит в то, что способен вылечиться, побороть недуг, и с готовностью принимает помощь логопеда. Будет обидно потерять первые положительные результаты и намечающуюся положительную динамику из-за разового случайного эмоционального напряжения.

Родителям заикающихся детей

Обычно логопед, работающий с ребёнком дошкольного возраста, имеющим логопедические проблемы, проводит полный инструктаж для членов семьи ребёнка.

Есть специальные упражнения, средства и общие правила, которым необходимо следовать в домашних условиях, если вы хотите помочь малышу как можно быстрее. От выполнения этих условий зависит исход лечения и коррекции речи в дошкольном возрасте.

Вы поможете ребёнку, если:

  • откажетесь на время от сложных развивающих занятий, усиленного дошкольного обучения, посещения различных дополнительных кружков и секций, бассейна, танцев;
  • исключите визиты гостей, проведение бурных праздников, вызывающих эмоциональное перенапряжение малыша;
  • сможете внимательно следить за соблюдением режимных моментов и выполнять упражнения, назначенные логопедом, и массаж, если будет своевременно проводиться дыхательная гимнастика и другое лечение;
  • позволите выражать ребёнку все его эмоции без оглядки на окружающих,  не станете стыдить его за плач и недовольство.

Просмотр телепередач и пользование интернетом могут перенапрягать психику дошкольника. Стоит выбирать спокойные, уже знакомые мультфильмы, читать его любимые книги, подходящие по возрасту.

В речевом общении между вами и малышом нужно установить правила, которые помогут ему раскрепоститься. Родителям необходимо помогать ребенку справляться с накатывающими эмоциями, правильно подбирать слова и выражения, использовать все инструменты речи.

Следует научиться вместе с ребёнком обсуждать те события, которые невольно вызывают переживания, различные стрессовые ситуации, не осуждая при этом поведение, не выдавая оценок. Если ребёнок сам затрудняется описать что-либо – сделайте это за него, дополните его рассказ чёткими грамотными ми, как если бы он сказал сам.

При общении с ребёнком или в его присутствии нужно избегать сложных речевых конструкций, обсуждения незнакомых ему тем или волнующих сюжетов. Нельзя давить на малыша, заставляя его говорить быстрее или медленнее, запрещая ему выражать негативное отношение к кому-либо или чему-либо, к происходящим событиям.

Ребёнок – всегда личность, даже едва начинающий говорить. Он обладает невероятной восприимчивостью, усваивает множество эмоций взрослых. Поэтому, к тому моменту, когда оформляется фразовая речь, он уже имеет множество своих представлений о жизни.

Усилия следует приложить к нормализации эмоционального климата в семье и в детском коллективе, где бывает ребёнок. Для дошкольника хороший контакт с родителями и домочадцами позволяет в большой степени быстро решить проблему заикания, преодолеть возникшие трудности.

Коррекцию речевой проблемы можно начинать с подбора специалиста, который сможет найти к ребёнку хороший подход, не рассчитывая на народные способы лечения. Хотя в некоторых случаях для нормализации эмоционального спокойствия лекарством может служить успокоительная трава и расслабляющие упражнения, гимнастика, иногда — таблетки.

Особую роль в лечении детей дошкольного возраста играют массаж и дыхательные упражнения, предлагаемые логопедом.

Источник: https://mama66.ru/detskie-bolezni/zaikanie-u-detejj

Заикание: симптомы, лечение

  • Заикание представляет собой частое повторение или пролонгацию звуков, слов, слогов, а также частые остановки, нерешительность в речи с нарушением ритмичного течения и плавности.
  • Симптомы
  • В основном заикание начинается в возрасте до 12 лет. Обычно оно имеет два острых периода:
  • между 2 и 4 годами
  • между 5 и 7 годами.

Развиться заикание может в течение нескольких недель или нескольких месяцев. Начинается данный процесс с повторения начальных согласных либо целых слов, являющихся началом предложения. По мере того, как расстройство прогрессирует, повторения становятся частыми с заиканием на важных фразах и словах. В некоторых случаях заикание может отсутствовать при пении, чтении вслух и разговоре с неодушевленными предметами и домашними животными.

Диагноз заикание ставится при продолжительном расстройстве на протяжении не меньше 3 месяцев.

Тонико-клоническое заикание – это нарушение ритма и плавности речи в виде остановок и запинок с выраженными нарушениями дыхания и частым повышением вокала, которые сопутствуют речи. Также можно наблюдать дополнительные движения в мышцах конечностей, шеи и лица.

Клонико-тоническое заикание – это нарушение плавности, темпа и ритма речи в виде повторения слогов или звуков, в начале речи наблюдаются клонические судороги, которые переходят в тонические.

Осложнения данного расстройства заключаются в снижении успеваемости в школе вследствие стеснительности страха речевых нарушений, а также ограничение профессии. Те, кто страдает хроническим заиканием, зачастую страдают депрессиями, тревогой и фрустрацией.

Лечение

Терапия заключается в нескольких направлениях. В основном, это внушение, релаксация и отвлечение внимания. Больных заиканием учат говорить одновременно с ритмичными движениями пальцев и рук, а также монотонно и нараспев. Эффект, как правило, временный.

Классический психоанализ, психотерапевтические методы в лечении заикания не эффективны.

Современные методы основываются на следующей точки зрения6 заикание – это форма выученного поведения, которое не связано с неврологической патологией или невротическими проявлениями.

При этом рекомендуют снизить факторы, которые усиливают заикание, минимизировать вторичные нарушения, убедить больного говорить даже с заиканием свободно, без страха и стеснения, для избегания вторичных блоков.

Эффективным считается и метод самотерапии, который основывается на предпосылке, что заикание – это определенное поведение, которое можно скорректировать. Данный подход заключается в десенсибилизации, которая снижает эмоциональные реакции и страх перед заиканием.

Медикаментозная терапия выступает, как вспомогательное направление и направлена на купирование выраженного страха, тревоги, депрессии и облегчение коммуникативных взаимодействий. Показаны седативные, успокаивающие и общеукрепляющие средства. Если наблюдаются спастические формы, то могут применяться спазмолитики.

Транквилизаторы используют осторожно, непродолжительными курсами. Существенный эффект можно ожидать от курсов дегидратации.

В комплексное лечение заикания входят физиотерапевтические процедуры, курсы специализированного и общего логопедического массажа, речевая терапия и психотерапия с использованием суггестивного метода.

Источник: http://lechdok.ru/nevrologiya/zaikanie/

Логоневроз что это такое

Логоневроз – это форма заикания, возникающая на фоне психоэмоционального состояния больного. Учитывая, что наиболее часто данное заболевание встречается в возрастной категории от 3 до 8 лет, причем в большинстве случаев у мальчиков, особую роль для дальнейшей нормальной жизнедеятельности занимает своевременное и эффективное лечение логоневроза у детей.

Невротическое заикание носит непостоянный характер. Наиболее ярко проявляется при стрессовых ситуациях, каких-либо волнений, переживаний, в том числе и положительного характера.

Логоневроз как у детей, так и у взрослых проявляется в нарушение речи, выражающееся в повторение звуков, слогов, слов, а также остановками, не громкостью (нерешительностью) в голосе. Это мешает им общаться, еще больше усугубляя состояние больного.

Данный диагноз ставится, только если нарушение речи регулярные, ярко выраженные.

Причины возникновения

Логоневроз в основе возникает в детском или подростковом возрасте, когда психоэмоциональная система еще неустойчива, подвижна. Поэтому любые ситуации, связанные с эмоциональной нагрузкой, могут навредить не сформировавшемуся организму. Кроме того, большую роль играет генетическая предрасположенность к заболеванию.

Такое заболевание, как логоневроз у взрослых может быть вызвано, гораздо меньшими факторами, в связи с их уже устоявшейся нервной системой. Как правило, единственным фактором может служить сильная стрессовая ситуация (авария, смерть близких, т. п.) особенно на фоне генетической предрасположенности.

Родителям надо внимательно следить за ребенком, знать причины способные вызывать логоневроз у детей, а также возраст, наиболее опасный для заболевания.

К причинам в зависимости от возраста относят:

  • у малышей от 2 до 6 лет, это связано с наиболее большим накоплением слов или, наоборот, в этом возрасте у них происходит задержка речи, плохо выговаривают слова, шепелявят;
  • в возрасте до 18 лет смогут спровоцировать логоневроз особенности нервной системы, это наиболее возбудимые личности, легко реагирующие на окружающую обстановку с повышенной чувствительностью;
  • до совершеннолетия, очень важны отношения внутри семьи, включая отношения к самому ребенку и между всеми членам семьи,
  • в возрасте от 8 до 17 увеличивается потребность установления личности в обществе, школа, кружки, секции — все это влияет на нервную систему детей, а именно отношение там к детям, в этом возрасте они устанавливают свою социальную значимость;
  • от 13 до 17 лет наиболее часто влияют на заикание гормональные изменения;
  • во всех возрастах инфекционное поражение нервной системы, детский церебральный паралич, эндокринные нарушения,
  • родовые травмы, патологии беременности.

Сами по себе эти факторы, как правило, не основные причины, вызывающие у детей логоневроз, но именно в эти периоды они наиболее легко подвержены болезням и любая стрессовая ситуация в это время способна его вызвать и им понадобится лечение.

Читайте также:  Подросток (ребенок) манипулирует родителями: что делать

Огромную роль у детей, могут сыграть какие-либо физические недостатки, которые формируют у них комплекс неполноценности. А также завышенные требования к ним, несоответствующие их возрастной особенности, тотальный контроль, придирчивость, отсутствие заботы и любви к ребенку, жестокость к нему, сильные стрессы, голод, холод, но не только дома, но и в обществе — садиках, школах и т. д.

Симптомы и диагностика

  • Признаки логоневроза у всех возрастов проявляются одинаково, имеют ярко выраженный характер и не требуют зачастую никаких специальных обследований.
  • При логоневрозе в ходе разговора у больного происходят спазмы речевого аппарата, человек начинает заикаться, при этом патологический процесс схож с икотой.
  • Встречается такое проявление, как дыхательная судорога, при которой человек начинает ощущать нехватку воздуха, меняется тембр голоса.

При разговоре больной неоднократно произносит одни и те же звуки и слоги, у него возникают проблемы в произношение сложных слов, а также самопроизвольные остановки речи, непроизвольное затягивание звука и слова (зависит от типа невроза тонического, клонического и смешанного). При этом у него могут дрожать губы, он моргает, у него повышенное потоотделение и на лице появляются нервные тики.

Внутренне пациент, что зачастую могут обнаружить только психолог, ощущает чувство неполноценности, эмоционального напряжения, страха, тревожности, бессонницы, отсутствие аппетита.

Диагностировать с помощью этих симптомов заболевание достаточно легко. Характерные ему признаки не дают возможности спутать его с другими заболеваниями. Но все-таки, перед тем как лечить логоневроз, следует провести анализ информации о психологической травме, спровоцировавшей заболевание.

К кому обращаться за помощью и лечение

Обнаружив симптомы логоневроза не надо надеяться, что заболевание пройдет само, а лучше обратиться к специалисту. Конечно, зачастую оно действительно может пройти само без лечения, но если этого не случиться несвоевременное лечение приведет к практически к невозможности вылечить или понадобиться приложить большое количество усилий для достижения эффекта в лечение.

К специалистам, обладающими необходимыми познаниями относят логопеда, психотерапевта, психолога, невролога, не лишней будет и физиотерапия. Хорошо помогают как расслабляющие средства — водные процедуры, массаж, иглоукалывание.

Особенностью лечения логоневроза у детей считается необходимостью посещения не только им психолога, но и всей семьи, чтобы устранить внешние факторы отрицательного воздействия на малыша и помочь ему справиться с проблемой.

Можно использовать лечение в домашних условиях, заключающееся в принятии водных процедур с успокаивающими травами, например, ромашкой, а также употреблением успокоительных настоев.

К травам из нетрадиционной медицины относят обыкновенную душицу, руту пахучею, крапиву, ясенца. Все травы можно приобрести в аптеке, и готовить отвар, а также применять его согласно инструкциям на упаковке.

Но применять их особенно при лечении детей, рекомендуется только после консультации с врачом.

  1. Зачастую лечащий врач может рекомендовать комплексное лечение, сразу несколькими специалистами и нетрадиционной терапией, но всё-таки предпочтительнее начать с психолога или психотерапевта (в зависимости от источника заболевания), которые помогут устранить причину заболевания, а потом можно удалять и дефекты речи, вызванные стрессовыми ситуациями, например, с помощью логопеда.
  2. Особенно тяжело справиться с логоневрозом малышам, поэтому родители должны быть терпимее, окружить своих детей уютом и теплом.

Диагнозы > Логоневроз

Данная информация не может использоваться при самолечении! Обязательно необходима консультация со специалистом!

Чем логоневроз отличается от других форм заикания?

Логоневроз — это одна из форм заикания. Характеризуется тем, что при нем не удается выявить определенных звуков или их сочетаний, произношение которых всегда вызывает у человека проблемы.

При логоневрозе речевые затруднения (нарушения ритма, плавности и темпа речи) возникают только в сложных в плане общения ситуациях (выступление на публике, беседа с незнакомым человеком и пр.). В привычной же обстановке больной может разговаривать абсолютно четко и чисто. Еще один симптом логоневроза — страх речи.

Каковы причины возникновения этого заболевания?

Причиной такого заикания являются судорожные сокращения мышц, обеспечивающих работу речевого аппарата. Единой точки зрения на происхождение этих судорог до сих пор не существует. Но определены некоторые факторы, повышающие риск развития логоневроза.

К ним относятся: возраст ребенка от 2 до 6 лет, наличие в анамнезе травм и заболеваний центральной нервной системы, перенесенных в раннем послеродовом периоде или даже внутриутробно. Имеют определенное значение индивидуальные особенности развития речи у конкретного ребенка.

К примеру, быстрое становление фразовой речи способствует возникновению заикания. Нередко оно становится результатом длительной психической травматизации или серьезной острой психической травмы.

Не исключается роль генетической предрасположенности, половой принадлежности (мальчики заикаются чаще, чем девочки).

Клинические формы логоневроза

В зависимости от клинических проявлений выделяют две формы логоневроза: тоническую и клоническую. При первой форме человек растягивает какой-либо звук, или же его речь прерывается паузами. При второй форме отмечается частое повторение слова, слога или звука. Может иметь место смешанный логоневроз, при котором наблюдаются и те, и другие речевые нарушения.

Как врач ставит диагноз?

Диагностикой и лечением этого заболевания занимается врач-дефектолог, психотерапевт или логопед, который в случае необходимости обращается за помощью к неврологам и физиотерапевтам. Диагноз логоневроза ставится на основании клинических проявлений.

При этом для определения тяжести заболевания оцениваются степень выраженности речевых нарушений и частота ситуаций, в которых человек начинает заикаться.

В некоторых случаях имеется потребность в проведении электроэнцефалографии, компьютерной томографии головного мозга, рентгенографии черепа.

Основные принципы лечения логоневроза

Вылечить логоневроз народными средствами, то есть без помощи специалистов, практически невозможно. Основная цель — выявить причину заикания, и направить усилия на ее устранение. Близкие больного должны правильно с ним разговаривать: произносить предложения плавно, но четко.

Лечение заикания должно быть комплексным, то есть включать терапевтические, педагогические и реабилитационные мероприятия. В настоящее время разработано множество методик лечения этой формы заикания.

Они подразумевают сочетанное использование медикаментозных, психотерапевтических, логопедических, физиотерапевтических методов. Осуществляться лечение может как амбулаторно, так и в условиях стационара. Оно может быть индивидуальным, групповым и даже семейным.

Занимается лечением этого речевого расстройства и нетрадиционная медицина.

Успех лечения зависит от состояния нервной системы и психики пациента, от его способности воспринимать коррекцию. Поэтому даже при получении в процессе лечения явно выраженной положительной динамики говорить об абсолютном выздоровлении нужно с большой осторожностью.

Профилактика логоневрозов подразумевает создание для каждого ребенка спокойной комфортной обстановки не только в семье, но и в детском учреждении. Детей в любом возрасте нужно оберегать от психических травм и стрессовых ситуаций.

© 2017 apreka.ru. vet.apreka.ru . Использование материалов разрешено с указанием ссылки на сайт. Все наименования торговых марок принадлежат их законным правообладателям.

Информация размещена на сайте только для ознакомления. Обязательно необходима консультация со специалистом.

Источник: https://nevrologmed.ru/logonevroz-chto-eto-takoe.html

Лечение клонического заикания

Заикание, обозначаемое в медицинской терминологии как логоневроз, является таким нарушением плавности, темпа и ритма голоса, дыхания и речи, при котором им сопутствуют судороги мышц, поражающие в речевой аппарат, а это язык, губы или гортань. Заикание у детей может появиться внезапным образом, более того, проявление у ребенка этого нарушения со временем начинает усиливаться. Как понятно, в любом случае необходимо принимать меры, и сегодня мы остановимся именно на них.

Речь заикающегося ребенка состоит из повторения отдельных звуков и слогов, также наблюдаются вынужденные остановки. Судороги, которыми сопровождается заикание, могут быть тоническими и клоническими. При тонических судорогах отмечается напряжение и невозможность на протяжении длительного периода времени преодолеть возникающий в речи сбой.

В свою очередь при клонических судорогах ребенок повторяет отдельные звуки или слоги (как правило, те из них, которые находятся в самом начале слова). Возможен и смешанный вариант – тоно-клоническое заикание.

Бывает так, что нарушения речи, обуславливаемые заиканием, долго не проявляются у ребенка, однако дают о себе знать при возникновении определенных стрессовых ситуаций, выступающих в этом случае в качестве пускового механизма.

О причинах

Причины заикания можно разделить на три основных группы: физиологические, социальные и психологические.

Физиологические причины заикания могут быть обусловлены наследственной предрасположенностью, родовой травмой, заболеваниями нервной системы и т.д.

Нередко бывает и так, что заикание появляется при заболеваниях, поражающих непосредственно речевые органы (нос, гортань или глотку).

Развиться заикание может и в результате нервного истощения на фоне предшествующего перенесения таких, например, заболеваний, как рахит, корь, тиф или коклюш.

Если актуальны социальные причины заикания, то в таком случае может иметь место, например, проблема недостаточной реализации мер со стороны родителей ребенка, направленных на формирование его речи. В итоге может быть нарушено произношение звуков, слова могут произноситься на выдохе или может развиться скороговорение.

Нередко бывает и так, что заикание развивается у ребенка при условии одновременного изучения им нескольких языков либо на фоне перегрузки, касающейся работы с речевым материалом, в особенности, если такая перегрузка в целом не соответствует возрасту ребенка. В качестве причины речевых нарушений также можно обозначить излишнюю строгость родителей в отношении ребенка.

В конце концов, допускается и такой вариант, как намеренное копирование речи действительно заикающегося человека. Группа вариантов, которые попадают под социальные причины, может спровоцировать развитие нарушений даже у детей с изначально нормальным состоянием нервной системы.

И, наконец, психологические причины заикания. Такие причины обуславливаются эмоциональным состоянием ребенка. Здесь не идет речь о каких-то проблемах с нервной системой, спровоцировать заикание может сильное и внезапное психоэмоциональное потрясение.

Зачастую в качестве предшествующих заиканию факторов выделяют определенные невротические реакции, проявляющиеся на фоне каких-либо детских страхов. К таким страхам можно отнести боязнь темноты, громких звуков, потери родителей, наказания и т.д. Нередкой причиной появления заикания у маленьких детей (от 3 лет и более) становится неадекватное поведение в их адрес животных.

В основном приступы заикания у детей проявляются чаще в период перенесения тех или иных заболеваний, в результате переутомления, при определенных неприятностях (дома, в школе и пр.).

Наблюдается даже некоторая зависимость от погодных условий, рациона питания и сезона.

Что примечательно, если в ежедневном рационе питания ребенка содержится слишком много белковой пищи, то проявление заикания усиливается и в этом случае.

Нарушения речи (и заикание в частности) также зачастую развиваются в переходном возрасте и в период активного роста зубов. Относительно часто отмечаются случаи появления заикания на фоне инфекционных заболеваний.

Заболевания в хронической форме течения причиной появления у ребенка нарушений речи не являются, хотя их наличие и может выступать в качестве фактора, усиливающего уже имеющиеся у него нарушения.

Читайте также:  Боязнь вождения автомобиля: как называется, у новичков, после дтп

К примеру, если из-за имеющихся аденоидных разрастаний ребенку становится труднее дышать носом, то из-за этого у него вполне могут появиться проблемы с речью.

Как лечить заикание?

Естественно, что заикание нужно пытаться устранить. И хотя посещение логопеда для этого является мерой правильной, она, между тем, является лишь одним из вариантов лечения.

Дополнительно нужно посещать педиатра и психолога.

Источник: https://kemgkb4.ru/lechenie-klonicheskogo-zaikanija/

Заикание тоно клоническое умеренной степени

Дефекты речи — большая преграда при общении с другими людьми. На фоне социальной отчужденности могут появиться психологические комплексы. Чтобы этого не допустить и распознать заикание на начальной стадии, нужно внимательно следить за развитием ребенка.

Заикание провоцируют спазмы артикуляционной системы речевого аппарата человека, которые происходят во время произнесения какого-то звука или слова. Такая речевая задержка может обостриться в начале слова или в его середине.

При спазмах человеку кажется, что ему не хватает воздуха, чтобы выговорить его целиком. Появляется одышка, лицо и выражение глаз искажаются.

Оратору хочется сказать слово быстро, чтобы его речевой недостаток не был так заметен, но под воздействием волнения или стресса заикание появляется чаще.

Это мешает спокойно жить: при важном телефонном звонке, на деловой конференции человек не может сказать его, порой от отчаяния и вовсе бросает затею выразить свои мысли.

При более тяжелых стадиях появляется боязнь определенных слов или сочетаний букв, тенденция к сокращению усилий для выражения мысли, замена тяжелых для произношения фрагментов другими. Иногда даже появляется фобия спонтанного общения.

Такие люди, если не получают надлежащей поддержки от других, становятся замкнутыми и неуверенными в себе, развивают неоправданные комплексы.

Они болезненно воспринимают насмешки или критику в свой адрес, особенно от представителей противоположного пола. Заслужить их доверие порой сложно, но они ценят настоящих друзей.

Это обычные люди, которые считают себя не такими, как все. Им неудобно перед другими, но этот комплекс стоит просто побороть.

Есть несколько видов заикания. Они отличаются причинами возникновения и характером выражения.

  1. Тоническое заикание — человек останавливается на одном и том же слоге, слове или звуке, не имея возможности сказать новое слово. Появляется неправильное сокращение мышц, участвующих в постановке речи.
  2. Клоническое заикание — это многократное повторение одних и тех же звуков, слогов или слов.
  3. Невротическое заикание возникает у детей как результат воздействия стрессов и испуга.
  4. Неврозоподобный вид связан с заболеваниями нервной системы как приобретенными, так и полученными в наследство.

Различают 4 стадии развития заикания тонического типа.

  1. Трудности в произношении слов возникают только иногда, в редких случаях. Это не мешает нормальной жизни ребенка, не заставляет чувствовать себя неудобно перед другими. Слова немного затягиваются, но это почти незаметно. Концом первой стадии и началом второй считается появление затруднений в выговоре начал слов и коротких слов служебных частей речи. Ребенок не замечает этого, говорит спокойно, без страха. Заикание возникает у детей от мгновенного испуга, и тут же может пройти.
  2. Трудности в общении появляются чаще. Сопутствующие психосоматические движения дают о себе знать. Иногда заикающимся тяжело сказать длинное слово. Ребенок пытается быстро сказать его, но сбивается и застревает на нем. Ощущения тяжести в общении нет, ребенок чувствует себя комфортно среди других детей.
  3. Во время запинок проявляются судороги мышц и нарушения речевого аппарата, мимики и жестов. Человек осознает свою проблему с расстройством речи, но не боится общения. Абсолютное спокойствие, отказ от оперативной медицинской помощи. Подсознательная оценка ситуации и замена одних звуков и слов другими.
  4. На последней стадии у некоторых страдающих заиканием клонического типа появляются проблемы с самооценкой, самокритичность и страх перед другими людьми, осознание своей неполноценности. Они избегают коммуникативных ситуаций. Замкнутость, постоянная замена сложных слов, вечное перефразирование мыслей, затягивание разговора свойственны им. Острое внимание обращают на мнение и реакцию окружающих людей. Без заикания пациент не представляет жизни, живет в вечном его ожидании и нервном напряжении.

Есть масса причин возникновения тонического заикания.

  1. Факторы, которые благоприятно влияют на развитие патологии: наследственность, особые заболевания, травмы, полученные во время родов, инфекции, что негативно воздействовали на слабую нервную систему, эмоциональная нагрузка.
  2. Факторы, которые провоцируют появление заикания: резкий испуг, разноязычие в окружении, проблемы с моторикой и чувством ритма, неправильное эмоциональное развитие, проблемы с психикой (незначительные, но скрытые) или быстрая речь. Любая из этих причин может послужить толчком к заиканию.

Механизм появления и борьбы с заиканием еще полностью не изучен. Известно, что это нарушения дыхания, артикуляционного аппарата и голоса, работы участков мозга, отвечающих за речь. Нарушается функционирование регуляторного центра, тоническая или клоническая задержка потока речи становится рефлексом, от которого трудно избавиться.

Источник: https://fobii.org/raznoe/zaikanie-tono-klonicheskoe-umerennoy-stepeni/

Тоническое заикание

  • наследственная предрасположенность;
  • черепно-мозговые травмы в родовом периоде и после него;
  • инфекции нервной системы;
  • повышенная судорожная активность;
  • лабильность (неустойчивость) нервной системы.

Оглавление:

Каждая из этих причин отражает определенную теорию. Однако, ни одна из данных теорий не получила широкого признания. Так, не у всех детей можно проследить наследственную предрасположенность.

Травмы и инфекции нервной системы также могут служить фактором риска заикания, но у некоторых детей с заиканием никаких патологий выявить не удается. У взрослых нередко удается проследить связь между черепно-мозговой травмой и заиканием.

Большинство специалистов предполагает, что в той или иной мере причиной заикания являются дефекты нервной системы. Данные дефекты формируются как вследствие перенесенных травм и инфекций, так и вследствие других факторов.

В свою очередь, они приводят к тому, что в моторном речевом центре Брока возникает судорожная активность, которая провоцирует приступы сокращения мышц речевого аппарата.

Формы заикания

По причине появления условно выделяют невротическую и неврозоподобную форму.

Невротическая форма заикания

Заикание появляется внезапно, на фоне хорошо развитой речи. Часто стрессовым фактором может выступать поход в школу, сложная адаптация в детском саду. Невротическое заикание редко развивается само по себе. Как правило, ему сопутствуют другие симптомы невротического уровня.

  • различные страхи – страх темноты, высоты, животных;
  • энурез (недержание мочи) – чаще всего ночной, но бывает и дневной;
  • импульсивное поведение.

Если психогенный фактор был очень сильный, то изначально может развиваться мутизм. При этом ребенок полностью прекращает говорить на некоторое время. Когда страх проходит, появляется речь, а вместе с ней и заикание. По мере того как заикание прогрессирует дети становятся раздражительными, капризными, плохо спят.

Резкое изменение поведения наблюдается у детей с невротическим заиканием к 10 – 12 годам. К этому моменту дети взрослеют и начинают глубже осознавать свой дефект. Они закрываются в себе, становятся замкнутыми. Дети начинают стесняться говорить, знакомиться.

К заиканию прибавляется боязнь речевого общения с обсессивным (навязчивым) ожиданием речевой неудачи. Данный феномен называется логофобией.

Со временем формируется порочный круг — страх заговорить формирует отрицательные эмоции, которые, в свою очередь, усиливают заикание.

При злокачественном течении логоневроза у детей развиваются различные страхи (фобии), панические атаки, тревожные расстройства. Чаще всего логоневроз ассоциируется с агорафобией (страхом общественных мест).

Неврозоподобное заикание

Признаки заикания

Заикание у детей

  • повторение звуков, слогов;
  • растягивание звуков и слогов;
  • паузы (блоки) молчания.

Речь ребенка теряет свою плавность и ритмичность. Чем сильнее ребенок нервничает и пытается преодолеть барьер, тем выраженнее проявляется заикание. Мышцы лица напрягаются, также нередко наблюдается напряжение в мышцах конечностей.

Во время разговора обращают на себя внимание нарушения в мимической и артикуляционной моторике. Также выявляются расстройства координации движений рук и ног, динамический праксис. При логопедическом обследовании строение речевого аппарата в норме, но, в то же время, артикуляционные движения характеризуются своей ограниченностью и скованностью. Речь также монотонная и однообразная.

  • тревога;
  • беспокойство;
  • моторные или вокальные тики;
  • напряжение мышц лица.

Ребенок начинает проявлять избегающее поведение — он старается избегать ситуаций, где необходимо высказаться или где просто собирается большое количество людей. Поведение отличается импульсивностью, а эмоциональный фон — лабильностью.

Заикание

Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков).

Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами.

При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука.

В своем развитии заикание проходит 4 фазы от редких приступов периодически возникающего заикания до серьезной личностной проблемы, ограничивающей способность человека к общению.

Заикание

Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков).

Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами.

При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука.

Выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания. Невротическое заикание возникает у здоровых детей, как результат стрессов и неврозов. Неврозоподобное заикание свойственно детям с заболеваниями нервной системы (как наследственными, так и приобретенными).

Этиология и патогенез

Выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие и провоцирующие.

Среди предрасполагающих причин возникновения заикания необходимо выделить:

  • наследственную отягощенность;
  • заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия;
  • внутриутробные, родовые травмы;
  • переутомление и истощение нервной системы (как следствие инфекционных заболеваний).

Условиями, способствующими возникновению заикания могут выступать:нарушение развития моторики и чувства ритма; скудность эмоционального развития; повышение реактивности в результате анормальности отношений с окружающими; скрытые психические нарушения (например, ущемленность).

Наличие одного из вышеперечисленных условий достаточно для нервного срыва и, как следствие, заикания. К причинам, провоцирующим возникновение заикания, относятся: одномоментная психическая травма (страх, испуг); двуязычие или многоязычие в семье; подражание; тахилалия (ускоренная речь).

Источник: http://ka-mode.ru/tonicheskoe-zaikanie/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector