Методы диагностики уровня тревожности у дошкольников и школьников: «паровозик» и другие игровые тесты, скачать бланки опросников и инструкции по интерпретации результатов

Психодиагностические методики

№1 Выявление страхов и уровня тревожности у детей с помощью теста тревожности Р.Тэммла, М. Дорки, В. Амен

Данный тест составлен на основе 14 типичных ситуаций для жизни младшего школьника. Цель тестирования — выявление детей с подлинной школьной тревожностью.

Исследователь просит детей представить их сверстника в ряде обыденных ситуаций (игра с младшими детьми, ребёнок и мать с младенцем, объект агрессии, одевание, игра со старшими детьми, укладывание спать в одиночестве, умывание, выговор, игнорирование, агрессивное нападение, собирание игрушек, изоляция, ребёнок с родителями, еда в одиночестве) и мотивирует их отреагировать на данные ситуации согласно их опыту или тому, что им кажется правильным в той или иной ситуации. Детям раздают листы бумаги с текстом задания и предложенными ситуациями: «Представьте себе вашего сверстника. Какое выражение лица будет у него (нее) в следующих ситуациях, радостное или печальное? Если радостное, то обведите кружком +, а если печальное, то -.

1.Ваш сверстник играет с младшими детьми: + —

2. Он (она) гуляет со своей мамой и младшим братом или сестрой: + -3.Что-то сердит его (ее): + —

  • 4.Он (она) одевается утром в школу: + —
  • 5. Он(она) играет со старшими детьми: + —
  • 6. Он(она) идёт спать: + —
  • 7. Он(она) умывается или купается: + —
  • 8.Ему (ей) делают выговор, ругают: + —
  • 9.Родители ухаживают за младшим братом или сестрой, а на него (нее) не обращают внимания: + —
  • 10.У него (нее) отбирают книгу или игрушку: + —
  • 11.Он (она) убирает игрушки: + —
  • 12. Он (она) сидит в одиночестве: + —
  • 13.Он (она) со своими родителями: + —
  • 14. Он (она) обедает в одиночестве: + — »

Данные тестирования подвергаются количественному анализу, на их основании вычисляется индекс тревожности ребёнка (И.Т.),который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (Э.Н.В) (печальное лицо) к общему числу рисунков (14). Это можно представить следующей формулой: И.Т.=(Э.Н.В./14)*100%

В зависимости от индекса тревожности дети подразделяются на три группы:

А) Высокий уровень тревожности (И.Т. выше 50%)

Б) Средний уровень тревожности (И.Т. от 20 до 50 %)

В) Низкий уровень тревожности (И.Т. от 0 до 20%)

Данные тестирования заносятся в таблицу, позволяющей наглядно показать индекс тревожности каждого ребёнка испытуемой группы.

Ф.И.О. ребенка Вычисление И.Т Показатель И.Т. Уровень тревожности

Методика «Паровозик» (Выявление тревожности у дошкольников)

Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.

Источник: Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост. Велиева С.В. СПб: Речь, 2005.

Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.

Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Инструкция: «Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.».

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

  1. Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.
  2. Обработка данных.
  3. 1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый — на третью; красный, желтый, зеленый — на шестую.
  4. 2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый — на вторую; красный, желтый, зеленый — на седьмую, синий — на восьмую.
  5. 3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий — на седьмую; красный, желтый, зеленый — на восьмую позицию.
  6. Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах — как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7 — 9 баллах — как НПС средней степени; больше 9 баллов — НПС высокой степени.
  7. Оценка результатов
  8. 4 балла — позитивное психическое состояние
  9. 3 балла — негативное психическое состояние низкой степени
  10. 2 балла — негативное психическое состояние средней степени
  11. 1 балл — негативное психическое состояние высокой степени

Наряду с полученным индивидуальным результатом можно определить и общий психологический климат в группе. Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается на 100 %.

  • Оценка результатов:
  • 70 % и выше — высокая степень благоприятности психологического климата (сБПК);
  • 42 — 69 % — средняя сБПК;
  • 26 — 41,9 % — незначительная сБПК;
  • 0 — 25 % — начальная степень неблагоприятного психологического климата (сНПК);
  • -1 до — 25% -средняя сНПК;
  • — 26 % и ниже — сильная сНПК.
  • Социометрия

Остановимся на описании методики, соответствующих возрастным особенностям дошкольников 4—7 лет. «Капитан корабля»Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы: 1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие? 2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей? 3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание? 4. Кто еще остался на берегу? Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться «популярными» в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу «игнорируемых». 

Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу):

ФИО Юра К. Боря Ж. Инна Г. Света Ч. Коля И.
Юра К. +
Боря Ж. + + +
Инна Г. +
Света Ч.
Коля И.

При анализе результатов методики важным показателем является также взаимность выборов детей. Наиболее благополучными считаются случаи взаимных выборов. На основании ответов детей в каждой из методик составляется социограмма группы, где есть ярко выраженные звезды и отверженные.

Следует подчеркнуть, что далеко не всякая группа имеет столь четкую социометрическую структуру. Встречаются такие группы, в которых все дети получают примерно равное количество положительных выборов.

Это свидетельствует о том, что внимание и доброжелательное отношение сверстников распределяется примерно поровну между всеми членами группы.

По-видимому, данная ситуация обусловлена правильной стратегией воспитания межличностных отношений и является наиболее благоприятной. [1 с.282-286].

Два домикаДля проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них — большой красивый, красного цвета, а другой — маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики.

В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик».

После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/02/07/psihodiagnosticheskie-metodiki

Выявление тревожности у дошкольников. Методика "Паровозик"

  • Здравствуйте, читатели и гости блога!
  • Сегодня пост для коллег педагогов-психологов, но может и пригодиться всем педагогам, работающим с дошкольниками. 
  • Методика выявления тревожности у дошкольников «Паровозик»
  • Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.

Стимульныйматериалпаровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Инструкция«Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.».

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики
в поле зрения.

Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция,
одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания
ребенка.

  1. Обработкаданных.
  2. 1 балл присваивается, если ребенок поставил
    вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый — на третью;
    красный, желтый, зеленый — на шестую.
  3. 2 балла присваивается, если ребенок поставил
    вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый — на вторую;
    красный, желтый, зеленый — на седьмую, синий — на восьмую.
  4. 3 балла присваивается, если черный, серый или
    коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий — на седьмую; красный, желтый,
    зеленый — на восьмую позицию.
  5. Если в результате суммирования полученных данных,
    баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное,
    при 4-6 баллах — как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при
    7 — 9 баллах — как НПС средней степени; больше 9 баллов — НПС высокой степени.
  6. Оценкарезультатов
  7. 4 баллапозитивноепсихическоесостояние
  8. 3 балланегативноепсихическоесостояниенизкойстепени
  9. 2 балланегативноепсихическоесостояниесреднейстепени
  10. 1 баллнегативноепсихическоесостояниевысокойстепени

Наряду с полученным индивидуальным результатом
можно определить и общий психологический климат в группе. Для этого определяется
сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается
на 100 %.

  • Оценка результатов:
  • 70 % и выше — высокая степень благоприятности
    психологического климата (сБПК);
  • 42 — 69 % — средняя сБПК;
  • 26 — 41,9 % — незначительная сБПК;
  • 0 — 25 % — начальная степень неблагоприятного
    психологического климата (сНПК);
  • -1 до — 25% -средняя сНПК;
  • — 26 % и ниже — сильная сНПК.

Источник: Диагностика
психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост.
Велиева С.В. СПб: Речь, 2005.

Направлена на определение
степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется
индивидуально с детьми с 2,5 лет.

Источник: http://v-vs.blogspot.com/2015/04/blog-post_27.html

Тревожность — Лэпбук, Лучик детства

Тревожный ребенок

Положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл

Читайте также:  Витамины от нервов и стресса: названия, список

1. Не может долго работать, не уставая. 

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то. 3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство. 4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован. 5. Смущается чаще других. 6. Часто говорит о напряженных ситуациях. 7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. 8. Жалуется, что ему снятся страшные сны. 9. Руки у него обычно холодные и влажные. 10. У него нередко бывает расстройство стула. 11. Сильно потеет, когда волнуется. 12. Не обладает хорошим аппетитом. 13. Спит беспокойно, засыпает с трудом. 14. Пуглив, многое вызывает у него страх. 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается. 16. Часто не может сдержать слезы. 17. Плохо переносит ожидание. 18. Не любит браться за новое дело. 19. Не уверен в себе, в своих силах. 20. Боится сталкиваться с трудностями. 

  • Суммируйте количество баллов, чтобы получить общий балл тревожности. 
  • Высокая тревожность — 15—20 баллов 
  • Средняя — 7—14 баллов 
  • Низкая — 1—6 баллов.
  • Диагностика уровня школьной тревожности

Внимательно прочитайте расшифровку, прежде чем тестировать ребёнка!Методика направлена на выявление уровня школьной тревожности у младших и средних школьников. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”. Отвечая на вопрос, ребёнок должен записать его номер и ответ “+”, если согласен с ним, или “-”, если не согласен. 

Вопросы:

  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
  20. Похож ли ты на своих одноклассников?
  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
  45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
  48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
  49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
  50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
  51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
  52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
  53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
  54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
  55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
  56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
  57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
  58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Обработка и интерпретация результатов. При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил “Да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “-”, то есть ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается: 1.

Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности. 2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае.

Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством. 1. Общая тревожность в школе — 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; сумма = 222. Переживание социального стресса — 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44; сумма = 113.

Фрустрация потребности в достижение успеха — 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 134. Страх самовыражения — 27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 65. Страх ситуации проверки знаний — 2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 66. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — 3, 8, 13, 17, 22; сумма = 57.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — 9, 14, 18, 23, 28; сумма = 58. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47; сумма = 8

Содержательная характеристика каждого фактора.

Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками). 

Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих

Источник: https://www.luchik-detstva.ru/kopilka-pedagoga/testy/trevozhnost/

2.2. «Шкала тревожности»

Назначение –
выявить
уровень тревожности ребёнка, сферу
значимых переживаний.

Их три:

1. Процесс обучения
в детском саду, общение с воспитателями
внутри этой деятельности (учебная
тревожность).

2. Ситуации анализа
представлений о себе (самооценочная).

3. Ситуации общения
(межличностная).

Материал
три цветных карточки: красная, зелёная,
голубая (или жёлтая).

Инструкциия.
«Я тебе буду говорить о разных случаях,
которые бывают в твоей жизни. Некоторые
из них могут быть неприятными для тебя,
вызывать у тебя страх, беспокойство.

У
меня здесь 3 карточки разного цвета.
Если тот случай, о котором я говорю,
очень неприятен для тебя, ты возьмёшь
и покажешь мне красную карточку. Если
это только немножко неприятно – зелёную.

А если этот случай тебе не страшен –
голубую».

(Все выборы и
спонтанные комментарии фиксируются.)

Опросник:

1. Ты отвечаешь у
доски на занятиях.

2. Тебя ругает папа
или мама.

3. Встречаешься с
ребятами из детского сада.

4. Идёшь в гости к
незнакомым людям.

5. Ты остаёшься
дома один.

6. Сам подходишь
разговаривать с воспитателем.

7. Не можешь
справиться с заданием на занятии.

8. Сравниваешь себя
с другими ребятами.

9. Думаешь о своих
делах.

10. На тебя смотрят,
как на маленького.

Читайте также:  Гипноз на расстоянии без ведома человека

11. Ты часто плачешь.

12. Воспитатель
тебе неожиданно задаёт вопрос на занятии.

13. Никто не обращает
на тебя внимания на занятии, когда ты
хорошо, красиво выполнил работу.

14. С тобой не
согласны ребята, спорят.

15.
Встречаешься со старшими ребятами во
дворе, в подъезде.

16. На тебя не
обращают внимания, когда ты что-то
делаешь, играешь.

17. Тебе снятся
страшные сны.

18. Воспитатель
даёт трудное задание.

19. Выбираешь в игре
главные роли.

20. Оценивают твою
работу родители или ребята.

21. Не понимаешь
объяснений воспитателя.

22. Ребята смеются,
когда отвечаешь на занятии.

23. Смотришь «ужасы»
по телевизору, тебе рассказывают страшные
истории.

24. Думаешь о том,
что будет, когда вырастешь большим.

25. На тебя сердятся,
непонятно почему, взрослые.

26. Воспитатель
оценивает работу, которую ты выполнил
на занятии.

27. На тебя смотрят,
наблюдают за тобой, когда ты что-то
делаешь.

28. У тебя что-то не
получается.

29. Ребята с тобой
не играют, никогда не берут в игру, не
дружат с тобой.

30. Воспитатель
тебе делает замечание на занятии.

  • Оценка.
  • Один выбор красного
    цвета оценивается в 3 балла;
  • зелёного – 2 балла;
  • голубого – 0 баллов.
  • Подсчитывается
    сумма баллов в целом и по каждому виду
    тревожности.

1. Учебная – 1, 6, 7,
12, 13, 18, 21, 22, 26, 30.

2. Самооценочная
– 5, 8, 9, 11, 17, 19. 20, 23.24.28.

3. Межличностная
– 2, 3, 4. 10, 14, 15, 16, 25, 27, 29.

  1. Обратить внимание
    на:
  2. – высокий уровень
    тревожности – более 20 баллов по одному
    разделу или более 60 баллов в сумме;
  3. – очень низкий
    уровень тревожности – не выше 5 баллов
    по разделу.
  4. Норма – от 10 до 20
    баллов по каждому разделу.

2.3. Тест тревожности(р. Тэммл, м. Дорки, в. Амен)

Американский
тест тревожности, разработанный Р.
Тэммл, М. Дорки, В. Амен, представляет
собой комплект из 14 сюжетных картинок,
где лицо ребенка не прорисовано
художником.

Испытуемым (детям 4–7 лет)
предлагается выбрать предлагаемое лицо
на рисунке – «грустное» или «веселое».
Картинки делятся по половому признаку:
для девочек – картинки с девочкой, для
мальчиков – с мальчиком. Для практического
психолога тест удобен в использовании
и в обработке.

Однако существует ряд
сложностей, которые необходимо учитывать
и устранять при работе с данным тестом:

  1. Данный тест выявляет не личную тревожность, а ситуативную тревогу детей.

  2. Дети с нарушениями восприятия мимики (реальной и рисуночной) не отражают в тесте тревогу, с ними требуется проводить дополнительное исследование.

  3. Дети с личной тревожностью требуют объяснения причин отсутствия лица на рисунке.

  4. Некоторые дети делают выбор, не анализируя ситуацию на картинке, а учитывая пространственное соотношение (какое ближе, чередование и т. д.)

В связи
с этими трудностями предлагается
применять на практике следующую
модификацию данного теста, состоящую
из 2-х частей.

I.

Инструкция.
«На
картинке девочки и мальчики смотрят в
окошки. Раскрась грустные окошки (где
грустное лицо) синим карандашом, а
веселые окошки (где веселое лицо) –
желтым карандашом ».

При
анализе данного задания учитывается
адекватность рисунка и цвета, которые
использует ребенок. Если у ребенка
нарушено восприятие мимики лица, то
прежде, чем предлагать тест «тревожности»,
необходимо провести обучение, например,
с помощью психогимнастики.

II.

Затем ребенку
предлагаются поочередно 14 картинок без
дополнительных рисунков (см.
работу
Р.
В. Овчаровой «Практическая психология
в начальной школе»).

Инструкция.
«Один
знакомый художник нарисовал картинки,
но не смог; нарисовать лица детей. Он не
знает, какое должно быть лицо у ребенка:
грустное или веселое. Давай ему поможем!»

  • Протоколы
    обследования подвергаются качественному
    и количественному анализу.
  • Количественный
    анализ.
    На
    основании данных протокола вычисляется
    индекс тревожности (тревоги) ребенка
    (ИТ), который равен процентному отношению
    числа эмоционально-негативных выборов
    (грустное лицо) к общему числу рисунков
    (14):
  • Но ИТ
    дети в возрасте от 3,5 до 7 лет подразделяются
    на три
    группы:
  • а)
    высокий уровень тревожности (ИТ > 50
    %);
  • б)
    средний уровень тревожности (20 % < ИТ < 50
    %);
  • в)
    низкий уровень тревожности (0 % < ИТ

Источник: https://studfile.net/preview/4018486/page:41/

Диагностика эмоционально-волевой сферы

Комплекс методик, используемых для оценки состояния
эмоционально-волевой сферы дошкольников

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

Методика «Выбери нужное лицо»

Данная методика используется
для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него
жизненных ситуаций общения с другими людьми.

Методика «Контурный САТ-Н (Детский
апперцептивный тест Л. Беллак, О. Беллак)

Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное)
через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между
ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или
травматичных для ребенка жизненных ситуациях.

 Цветовой тест Люшера

Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального
состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных
конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

Методика
«Лесенка»

Методика изучает самооценку ребенка: как
он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою
значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.

Ребенку предлагается бланк с изображенными
лестницами. Нужно определить свое место на лестнице ума, здоровья, красоты и
т.д.

 .

  • Методика «Два дома»
  • Цель методики – определить круг значимого
    общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе,
    выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих
    для ребенка ситуаций.
  • Ребенку предлагают поселить в нарисованные
    на листе красный и черный домики жильцов.

Методика

«Несуществующее
животное»

Методика изучает личностные особенности
ребенка: уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие
страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или
оборонительного характера, творческие способности и т.д.

Несуществующее животное.pdf

Adobe Acrobat документ 134.9 KB

Методика
«
Кактус»

Методика направлена на изучение состояния
эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и
интенсивности.

Ребенку предлагают на листе бумаги
нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится беседа.

Методика Кактус.pdf

Adobe Acrobat документ 175.8 KB

Рисунок семьи

Методика направлена на изучение
особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.

Рисунок семьи.pdf

Adobe Acrobat документ 255.0 KB

Методика «Паровозик» (Велиева С.В.)

Методика позволяет определить
особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение,
состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной,
социальной среде (выявление тревожности у дошкольников).

Источник: http://www.psiholog-blr.ru/p/blog-page_99.html

Выявление тревожности у детей Педагог-психолог МБОУ СОШ 9 Кушова Н.Н. — презентация

1 Выявление тревожности у детей Педагог-психолог МБОУ СОШ 9 Кушова Н.Н.

2 1.

Признаки тревожности -Повышенная возбудимость, напряженность, скованность; — Страх перед всем новым, незнакомым, непривычным; — Неуверенность в себе, заниженная самооценка; — Ожидание неприятностей, неудач, неодобрения старших; — Исполнительность, развитое чувство ответственности; — Безынициативность, пассивность, робость; — Склонность помнить скорее плохое, чем хорошее. 7 признаков говорит о высокой тревожности; 3-5 о тревожности среднего уровня; 1-2 о низкой тревожности.

3 2. «Уровень тревожности ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.) 1.Не может долго работать не уставая. 2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то. 3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство. 4.

Во время выполнения заданий очень напряжен, скован. 5. Смущается чаще других. 6. Часто говорит о возможных неприятностях. 7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке. 8. Жалуется, что снятся страшные сны. 9. Руки обычно холодные и влажные. 10.

Нередко бывает расстройство стула.

4 2. «Уровень тревожности ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.) 11. Сильно потеет, когда волнуется. 12. Не обладает хорошим аппетитом. 13. Спит беспокойно, засыпает с трудом. 14.

Пуглив, многое вызывает у него страх. 15. Обычно беспокоен, легко расстраивается. 16. Часто не может сдержать слезы. 17. Плохо переносит ожидание. 18. Не любит братьев за новое дело. 20. Не уверен в себе, своих силах. 21.

Боится сталкиваться с трудностями.

5 2. «Уровень тревожности ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.) Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности. Высокая тревожность: баллов; Средняя тревожность 7-14 баллов; Низкая тревожность 1-6 баллов.

6 3. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен) Цель методики: Определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет.

Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.

7 4. Тест на оценку уровня тревожности (Захаров А.И.) Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу. Чуть что – в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться. Капризничает ни с того ни с сего, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.

Более чем часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно. Все больше грустит и печалится без видимой причины. Как и в первые годы, снова сосет палец, соску, все вертит в руках.

Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких, беспокойно спит, просыпается. Не может сразу прийти в себя утром. Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.

Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.

8 4. Тест на оценку уровня тревожности (Захаров А.И.) Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и поступках. Все быстрее устает, отвлекается, не может сконцентрировать внимание продолжительное время.

Все труднее найти с ним общий язык, договориться: становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя. Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; не редко бледнеет, краснеет, потеет, беспокоит зуд без видимой причины, аллергия, раздражение кожи.

Снижается аппетит, часто и подолгу болеет; повышается без причин температура; часто пропускает детский сад или школу.

9 4. Тест на оценку уровня тревожности (Захаров А.И.) Возможные варианты ответов: данный пункт выражен и возрастает в последнее время – 2 балла; данный пункт проявляется периодически – 1 балл; данный пункт отсутствует – 0 баллов. Подсчитывается сумма баллов и делается вывод о наличии невроза или предрасположенности к нему.

От 20 до 30 баллов – невроз. От 15 до 20 баллов – невроз был или будет в ближайшее время. От 10 до 15 – нервное расстройство, но не обязательно достигающее стадии заболевания. От 5 до 9 баллов – необходимо внимание к этому ребенку. Менее 5 баллов – отклонения несущественны и являются выражением проходящих возрастных особенностей ребенка.

Читайте также:  Как убрать страх у ребенка (дошкольного возраста): советы психолога, методы коррекции

10 5. тест «Сказка» ( Луиза Дюсс) 6. Тест «Страхи в домиках» Цель: диагностика тревожности и страхов у детей дошкольного возраста 7. Методика «Паровозик» Цель: определение особенностей эмоционального состояния, состояния тревоги, страха

11

12 Ресурсы Диск Арт Галлери Clipart Images

Источник: http://www.myshared.ru/slide/562145/

Изучение тревожности у детей дошкольного возраста

Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее  в ситуациях неопределенной опасности  и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий [13]. Тревожные люди живут, ощущая постоянный беспричинный страх.

Все что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу.

Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей — не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми.

Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер — ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.       

Тревожность как определенный эмоциональный  настрой с преобладанием чувства  беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам развивается  ближе к 7 и особенно 8 годам при  большом количестве неразрешимых и  идущих из более раннего возраста страхов [5]. Главным источником тревог для дошкольников оказывается семья. В дальнейшем, уже для подростков такая роль семьи значительно уменьшается; зато вдвое возрастает роль школы.     

Высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие  личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным [10].         

 Важное место в современной психологии занимает изучение гендерных аспектов тревожного поведения. Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки.

Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. Девочки могут       связывать свою тревогу не только с друзьями, родными, учителями.

  Девочки боятся опасных людей — пьяниц, хулиганов и т. д.      

Мальчики  же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые  можно ожидать от родителей или  вне семьи: учителей, директора школы  и т. д. [12].     

В младшем дошкольном возрасте у мальчиков  чаще представлены страхи сказочных  персонажей, высоты, крови, темноты, уколов. У девочек — одиночества, темноты  и боли.

  По мере увеличения интенсивности  познавательного развития в старшем  дошкольном возрасте количество связей  между  страхами  начинает  уменьшаться,  достигая минимума в  подростковом  возрасте.

  В  младшем  дошкольном  возрасте  страх одиночества, основанный на  диффузном  чувстве  беспокойства  или  тревоги, конкретизируется   страхом   нападения,   воплощенном   в   лице   сказочных персонажей. Так, ребенок,  оставшись  один  без поддержки родителей, испытывает чувство  опасности.

  Обычно  дети  достаточно активно манипулируют сказочными образами в  игре,  а  при  участии  в  играх родителей, особенно отца, подобные страхи сходят на нет,  если  ребенок  сам распределяет роли. Положительный  эффект  также  наблюдается  при  рисовании различных  чудовищ в представлении детей. Типичными страхами этого возраста являются: одиночество, темнота, замкнутое  пространство.
     

Старший дошкольный возраст – это возраст  наибольшей  выраженности  страхов,  что  обусловлено  не столько эмоциональным, сколько возросшим пониманием  опасности.  Центральное место  занимает страх смерти. Из других  типичных  страхов  следует  отметить страх глубины.

Связующим звеном страхов у старших дошкольников  будет  страх смерти. Это обусловлено  развитием абстрактного  мышления,  пониманием  категорий   времени   и   пространства. Возникновение  страха смерти означает  осознание  необратимости  происходящих возрастных изменений.

Ребенок начинает понимать, что взросление на  каком-то этапе  знаменует собой смерть. Начиная  со  старшего  дошкольного  возраста  у мальчиков  и  девочек  представляется   страх  чертей,   как   представителей потустороннего мира.

Появляются также страхи покойников, драконов и т.д.     

Так, рассмотрев гендерные различия и  особенности проявления тревожности  у дошкольников можно делать следующие  выводы:      

Тревожность — это эмоциональное состояние, возникающее  в ситуациях неопределенной опасности  и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны.

Тем не менее, у детей дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий [5], а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.  
  

 Диагностическое исследование уровня тревожности  у  дошкольников     

2.1 Методы  и методики изучения тревожности  у  дошкольников      

В дошкольном возрасте дети усваивают  нормы и правила поведения, принятые в обществе, устанавливают отношения  со взрослыми и сверстниками. Процесс  социализации у многих протекает  нелегко. В настоящее время растёт количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью.

Тревожные  дети нуждаются в особом подходе  и психологической помощи. Особую опасность эти состояния представляют на пятом году жизни: «В четыре года у мальчиков и девочек  проявляются заострение боязливости  и пугливости, робости и нерешительности, чувство вины и переживание случившегося, что говорит о пике эмоционального развития в этом возрасте.

Чаще всего  отмечается несамостоятельность и  пассивность (зависимость), медлительность и тики» [5].      

Тревожные дети чаще, чем другие, испытывают беспокойство, плохо концентрируют внимание на заданиях, напряжены (имеют мышечные зажимы в области лица, шеи, плечевого  пояса); раздражительны, плохо спят и т.д.

Поэтому важно, чтобы взрослые, и педагоги, и родители осознали проблемы тревожных детей, вовремя  распознали проявления тревожности  и помогли детям стать увереннее  в себе, научили управлять собой  в различных ситуациях [20].      

Для диагностики тревожности у детей  существуют различные методы и методики, перечислим некоторые из них:

   Методика  позволяет определить особенности  эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой  или привычной, социальной среде. Применяется  индивидуально с детьми с 2,5 лет.    

Стимульный  материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются  на белом фоне.

Инструкция: «Рассмотри все вагончики. Давай  построим необычный поезд. Первым поставь  вагончик, который тебе кажется самым  красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.».

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все  вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

  • Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.
  • Обработка данных.
  • 1 балл  присваивается, если ребенок поставил  вагончик фиолетового цвета на  вторую позицию; черный, серый,  коричневый — на третью; красный,  желтый, зеленый — на шестую.
  • 2 балла  присваивается, если ребенок поставил  вагончик фиолетового цвета на  первую позицию; черный, серый,  коричневый — на вторую; красный,  желтый, зеленый — на седьмую, синий  — на восьмую. 
  • 3 балла  присваивается, если черный, серый  или коричневый вагончик поставлен  на первую позицию; синий — на  седьмую; красный, желтый, зеленый  — на восьмую позицию. 
  • Если  в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее  трех, то психическое состояние оценивается  как позитивное, при 4-6 баллах — как  негативное психическое состояние  низкой степени (НПС нс); при 7 — 9 баллах — как НПС средней степени; больше 9 баллов — НПС высокой степени.
  • Графическая методика «Кактус»

     Методика  предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Тест используется для  исследования эмоционально-личностной сферы ребенка. При проведении диагностики  испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант  с использованием восьми «люшеровских» цветов, при интерпретации учитываются  соответствующие показатели теста  Люшера.
     

  1. Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус — таким, каким ты его себе представляешь».     
  2. Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.     
  3. При обработке результатов принимаются  во внимание данные, соответствующие  всем графическим методам, а именно: пространственное положение, размер рисунка, характеристики линий, сила нажима на карандаш. Кроме того, учитываются  специфические показатели, характерные  именно для данной методики:
         

1. характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)     

2. характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)     

3. характеристика иголок (размер, расположение, количество)     

По  результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать  качества личности испытуемого ребенка.      

Агрессивность — наличие иголок, особенно их большое  количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу  иголки отражают высокую степень  агрессивности.     

  • Импульсивность — отрывистые линии, сильный нажим.     
  • Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный  рисунок, расположенный в центре листа.     
  • Неуверенность в себе, зависимость — маленький рисунок, расположенный внизу листа.     
  • Демонстративность, открытость — наличие выступающих  отростков в кактусе, вычурность форм.     
  • Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.     
  • Оптимизм — изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в  варианте с цветными карандашами.     
  • Тревожность — преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование  темных цветов в варианте с цветными карандашами.     
  • Женственность — наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.     
  • Экстравертированность — наличие на рисунке других кактусов или цветов.
         
  • Интровертированность — на рисунке изображен только один кактус.
         
  • Стремление  к домашней защите, чувство семейной общности — наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего  кактуса.     
  • Отсутствие  стремления к домашней защите, чувство  одиночества — изображение дикорастущего, пустынного кактуса.     
  • Таким образом, треовжность у детей  выражается в неблагоприятном эмоциональном  фоне, который можно определить по внешним признакам (если внимательно  наблюдать за ребенком) и при диагностике.
  • .
  • Тест тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена

     Мы  остановили выбор на данной методике поскольку тест позволяет выявить  тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных  ситуаций общения с другими людьми. Тревожность, кроме того, рассматривается  как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении  безопасности субъекта на личностном уровне.     

Цель: определение общего уровня тревожности  ребенка.     

Тревожность, испытываемая человеком по отношению  к определенной ситуации, зависит  от его отрицательного эмоционального опыта в этой и подобных ситуациях.

Повышенный уровень тревожности  свидетельствует о недостаточной  эмоциональной приспособленности  ребенка к тем или иным социальным ситуациям.

Экспериментальное определение  степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к  конкретной ситуации, дает косвенную  информацию о характере его взаимоотношений  со сверстниками и взрослыми в  семье, детском саду, школе.     

Указанный тест предназначен для детей 4-7 лет  с нормальным развитием и с  отклонениями в психическом развитии.      

Экспериментальный материал, состоящий из 14 рисунков, интересен как в практическом, так и в теоретическом отношении. На каждом рисунке из известных тестов изображена некоторая типичная для  жизни ребенка дошкольного возраста ситуация.      

Каждый  рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунках изображены девочки) и для мальчика (на рисунках — мальчики). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке.

На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом печальное. Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию. Для избежания персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется названия лица.

Дополнительные вопросы ребенку не задаются.     

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные  высказывания ребенка можно зафиксировать  в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).     

Тест  проводится индивидуально с каждым ребенком; результаты заносятся в  протокол. На основании полученных данных вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка, который равен процентному  отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему их числу.       

  1. число негативных выборов
         
  2. ИТ = ——————————— х 100%     
  3. Общее число выборов      
  4. По  индексу тревожности дети подразделяются на три группы:     
  5. а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50 %);     
  6. б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50 %);     
  7. в) низкий уровень тревожности (ИТ до 20 %).     

Наряду  с количественным, тестом предусматривается  и качественный анализ тревожности. Анализируется каждый ответ ребенка, после чего делается вывод относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным  значением обладают рис. 6,4 (Одевание) и 6,6 (Укладывание спать в одиночестве).

Дети, делающие в этих ситуациях  отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего будут обладать наивысшим ИТ. Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется  в ситуациях, моделирующих отношения  ребенок-ребенок. Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый и в ситуациях, моделирующих повседневные действия.

      

Источник: http://stud24.ru/psychology/izuchenie-trevozhnosti-u-detej-doshkolnogo/421827-1469374-page3.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector