Невроз навязчивых движений у детей (обсессивно-компульсивное расстройство): симптомы, лечение

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей – психическое расстройство невротического уровня, характеризующееся непроизвольными повторяющимися мыслями и действиями. Проявлениями невроза являются ритуалы – частое мытье рук, завязывание шнурков, расчесывание волос; отдельные действия – постукивания, раскачивание ногой; тики – подергивание мышц лица, шеи, рук. Присутствует «застревание» на мысли или идее, вызывающее тревогу. Диагностика выполняется клиническими и психологическими методами. Лечение включает когнитивно-поведенческую психотерапию, применение медикаментов.

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) также называют неврозом навязчивых состояний. Название болезни происходит из латинского языка, означает «охватывание», «одержимость идеей», «принуждение». Подростковый возраст – пиковый период появления первых признаков невроза, заболеваемость колеблется от 0,5 до 2%.

С 3 до 12 лет распространенность болезни составляет 1%, в раннем возрасте оно встречается редко. Данные статистики искажаются тенденцией пациентов скрывать навязчивости. Зачастую симптомы определяются родителями и врачами спустя несколько лет после дебюта болезни.

До полового созревания заболеваемость среди детей обоих полов одинакова, в последующем отмечается преобладание пациентов мужского пола.

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей

Точные причины невроза неизвестны. Выделены группы этиологических факторов развития болезни. Биологические причины объясняют возникновение симптоматики особенностями функционирования организма:

  • Особенности ЦНС. Невроз развивается при инертности вегетативной нервной системы, заболеваниях, поражающих головной мозг.
  • Изменения метаболизма нейромедиаторов. Расстройства обмена серотонина, дофамина, норадреналина, ГАМК сопровождаются нарушением передачи синаптических импульсов. Снижается активность коммуникации между отделами ЦНС.
  • Генетические мутации. Развитие невроза происходит при изменениях гена-переносчика серотонина.
  • Инфекционный фактор. Появление либо усиление симптомов невроза провоцируется поражением структур головного мозга антителами, взаимодействующими с возбудителями стрептококковой инфекции.

Психологические причины рассматриваются как результат нарушенных межличностных отношений, внутренних конфликтов, особенностей эмоциональных реакций. Существуют различные психологические теории возникновения заболевания:

  1. Психоаналитическая теория. Развитие ОКР – результат конфликта сексуально-агрессивных влечений и родительской запрещающей инстанции Сверх-Я.
  2. Теория И. П. Павлова. Невроз свойственен людям мыслительного типа высшей нервной деятельности. Инертность процессов торможения-возбуждения способствует возникновению навязчивостей.
  3. Связь с конституционно-типологическими характеристиками. Заостренные ананкастные (застревающие) черты характера провоцируют развитие невротического расстройства.
  4. Обусловленность психотравмирующими событиями. Причиной невроза может стать потеря родителя, неблагополучная семейная обстановка (скандалы, насилие).

В числе социальных причин исследователи указывают негативное воздействие микро-, макросоциума. Невроз провоцируется строгим стилем воспитания, завышенными требованиями, принудительной приверженностью религии, строгим режимом учебно-воспитательного учреждения.

Основой ОКР является предрасположенность к развитию тревоги. Предикаты заболевания – повышенная тревожность, агрессивность детей, тревожно-мнительная, ананкастная акцентуация характера подростков. Пусковым механизмом служит семейная дисфункция, строгие правила, завышенные, невыполнимые требования к ребенку.

Воспитанием культивируется моральная ответственность, главными ценностями признаются следование долгу, игнорирование телесных и эмоциональных потребностей. В результате подавленного конфликта между потребностями и внутренними установками возникают навязчивые мысли, нарастает тревога.

Эмоциональная напряженность снижается выполнением навязчивых действий, которые приносят кратковременное облегчение.

В дошкольном возрасте обсессивно-компульсивное расстройство не имеет четкой классификации, определяется преобладание фобий, движений или действий. Невроз навязчивостей школьников имеет следующие формы:

  • Фобический невроз. Центральное место занимают фобии – оформленные страхи. Характерен для возраста 5-7 лет.
  • Компульсивный невроз. Проявляется навязчивыми действиями. Пик заболеваемости – 6-8 лет.
  • Обсессивный невроз. Преобладают навязчивые повторяющиеся мысли – концепции, идеи. Данная форма характерна для подростков.

Существует классификация ОКР у детей по особенностям течения. Выделяют однократное появление симптоматики, которое в последующем сохраняется недели, месяцы или годы; рецидивирующую форму с периодами полного выздоровления; непрерывное течение с периодическим усилением симптомов.

Основу невроза составляют обсессии, компульсии. Обсессии – повторяющиеся навязчивые мысли, побуждения, мысленные образы. Ощущаются как неприятные, доставляющие беспокойство, тревогу. Ребенок не может изменить их, старается игнорировать, подавить, заместить концентрацией внимания на действиях.

Распространенными являются обсессии о загрязнении, бедствиях, несчастных случаях, симметрии, религиозных идеях. Беспокоящие мысли способствуют нарастанию тревоги, для ее устранения пациент выполняет определенные действия – компульсии. Они могут быть внешними (пересчитывание предметов, закрывание-открывание двери), внутренними (счет, повторение молитвы).

Иногда компульсии возникают из-за спонтанного неопределенного чувства тревоги, дискомфорта (без обсессии).

Среди наиболее распространенных вариантов обсессий-компульсий выделяют излишнюю тревогу о расположении вещей. Она компенсируется раскладыванием учебных принадлежностей, книг, одежды по определенной системе.

Ребенок привержен принципу симметрии, увеличения размера, нарастания интенсивности цвета. Часто тревога связана с возможными несчастными случаями.

Для ее уменьшения больные обсессивно-компульсивным расстройством несколько раз подряд выполняют ритуалы, призванные обеспечить безопасность (перепроверка выключенной плиты, утюга, закрытого окна), действия, «работающие» как приметы («три раза посмотрю в зеркало – все будет хорошо»).

Боязнь получить плохую оценку заставляет ребенка много раз перепроверять выполненное задание. Беспокойство о заражении, загрязнении проявляется частым мытьем рук, полосканием рта, использованием дезинфицирующих салфеток.

Тревожные мысли не озвучиваются пациентом, являются пугающими, признаются неправильными. Молчание сохраняется, присутствует боязнь быть осужденным, признанным больным.

Комплексные устойчивые идеи трансформируются в фобии.

Повторяющиеся действия дети тоже стараются скрыть от взрослых, причиной обращения к врачу нередко становится вторичная симптоматика ОКР – тревожность, подавленность, замкнутость, снижение школьной успеваемости.

При отсутствии терапии обсессивно-компульсивное расстройство осложняется тревожно-депрессивными проявлениями. Ребенок угрюм, подавлен, не интересуется учебой, общением со сверстниками, много времени проводит дома один. Нарастание фобий, усиление компульсий приводит к изоляции, социальной дезадаптации.

В тяжелых случаях пациент не может выйти на улицу (боязнь загрязнений, общения, открытого пространства), заниматься ежедневными делами, появляются мысли о самоубийстве, причинении себе вреда.

Такие состояния требуют длительной реабилитации, активной работы психотерапевта, регулярного применения лекарственных средств.

ОКР у детей диагностируется врачом-психиатром. Основной метод исследования – клиническая беседа с родителем и ребенком. Врач уточняет начало проявления навязчивостей, характер, частоту. Использует опрос и наблюдение для оценки эмоционального состояния.

По необходимости клиническим психологом проводится тестирование, целью которого является выявление напряженности, тревоги, депрессии, ананкастных, тревожно-мнительных черт личности. Специалист использует проективные методики – рисуночные тесты, методы интерпретации образного материала.

Личностная сфера подростков исследуется с помощью патохарактерологического диагностического опросника (ПДО).

Требуется проведение дифференциальной диагностики обсессивно-компульсивного расстройства со схожими по проявлениям заболеваниями, состояниями. К ним относятся:

  • Обычные детские ритуалы. За навязчивости принимают ритуалы отхождения ко сну, выполнение правил игры или договоренности между детьми, коллекционирование, подражание кумирам. Нормальные ритуалы меняются по мере взросления, способствуют развитию, адаптации, социализации.
  • Первичная депрессия. ОКР и депрессия могут развиваться параллельно. Первичным является заболевание, симптомы которого появились раньше. При одновременном дебюте первичным считается депрессивное расстройство.
  • Эмоциональные расстройства. Обсессивно-компульсивное расстройство часто протекает с фобиями, паническими атаками. По выраженности симптомов диагностируется основное и сопутствующие заболевания.
  • Расстройства аутистического спектра (РАС) проявляются ритуалами, повторяющимися действиями. Также выявляются нарушения социального взаимодействия, общения, интеллекта.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/obsessive-compulsive-disorder

Синдром навязчивых движений у ребенка

Ребенок начал грызть ногти, совершать странные движения руками или головой, часто моргать или щуриться без причины. Все эти признаки могут являться проявлениями синдрома навязчивых движений. О том, что это такое и что с этим делать, мы расскажем в этом материале.

Невроз навязчивых движений является довольно распространенным именно в детском возрасте.

Чаще всего монотонные повторяющиеся движения или серии таких движений появляются у детей дошкольного или младшего школьного возраста.

Это не отдельная болезнь, а целый комплекс нарушений как на психическом, так и на эмоциональном уровнях. Движения, которые совершает ребенок, немотивированны, их очень сложно взять под контроль.

Медицина относит такое явление к проявлениям обессивно-компульсивного расстройства. Неврозы навязчивых состояний включены в классификацию болезней. Несмотря на это, детский синдром довольно мало изучен, и об истинных его причинах и механизмах можно только догадываться.

Чтобы не пугать родителей, сразу следует отметить, что психически больным ребенок с навязчивыми движениями не считается. Он не инвалид, не нуждается в изоляции и не представляет никакой опасности для окружающих. Единственный человек, которому он способен навредить, это — он сам. Да и то, только в тех случаях, когда навязчивые движения являются травмоопасными.

Чаще всего, по имеющейся на сегодняшний день педиатрической практике, родители идут к врачу с жалобами на то, что ребенок начал обкусывать себе губы, грызть ноги и кожу на руках, кусать сам себя за руки, вырывать у себя волосы или практически постоянно накручивать их на палец, взмахивать руками и трясти кистями, качаться корпусом из стороны в сторону. Примечательно, что малыш начинает повторять такие движения именно тогда, когда попадает в неудобную или некомфортную, с психологической точки зрения, ситуацию. Если он боится, если он растерян, огорчен, раздражен, обижен, он начинает компенсировать дискомфорт привычным и успокаивающим его движением или целой серией таковых.

Не всегда у проявлений синдрома имеются патологические неврологические или психиатрические причины. Ввиду малой изученности, порой бывает очень сложно установить, что стало «пусковым механизмом». Но этот диагноз, если его поставили ребенку, не является приговором и в большинстве случаев даже не требует классического лечения.

Считается, что основной причиной возникновения дурной привычки совершать навязчивые движения, является сильный стресс, глубокое эмоциональное потрясение, которое пережил ребенок.

В силу того, что малыш не может словами выразить одолевающих его чувств, эмоции находят выход на физическом уровне.

Такое расстройство обычно носит временный характер, и как только малыш оправится от переживаний, он сможет избавиться от ненужных ему движений и действий.

К психологическим причинам также относят:

  1. ошибки в воспитании малыша (строгость, физические наказания, попустительство и вседозволенность)
  2. тяжелый психологический климат в семье (развод родителей, скандалы и ссоры взрослых при ребенке, физическое насилие);
  3. резкая смена привычной среды обитания (внезапный переезд, переход в другую школу, другой детский сад, передача на воспитание бабушке и др.);
  4. конфликты ребенка с ровесниками.

К физическим причинам, которые могут привести к расстройству или способствуют его развитию при неблагоприятных внешних условиях относятся:

  • черепно-мозговые травмы в анамнезе;
  • неблагоприятная наследственность (имеются близкие родственники с психическими нарушениями, заболеваниями центральной нервной системы, а также злоупотребляющие алкоголем или наркотиками);
  • сопутствующие неврологические диагнозы (синдром гиперактивности);
  • врожденные психические заболевания (аутизм, шизофрения);
  • врожденные патологии головного мозга и ЦНС.

Иногда у детей наблюдается целый комплекс причин, который объединяет и физические, и психологические факторы, способствующие развитию состояния навязчивых движений.

Установление истинной причины — задача невероятно сложная даже для опытного врача, но сделать это обязательно нужно, чтобы знать, в какой конкретно помощи нуждается ребенок.

Часть причин легко решается доверительной беседой с малышом или посещением кабинета детского психолога, а часть придется лечить с применением медикаментов.

Синдром навязчивых движений имеет великое множество проявлений. Все зависит от личности ребенка, его характера, темперамента, особенностей физического развития, возраста. Наиболее часто в детском возрасте до шести лет встречаются тики. Они всегда носят физиологический характер, являются непроизвольными и часто проходят столь же внезапно, как и появились.

Навязчивые движения более сложного уровня лучше поддаются воздействию волевым усилием. Теоретически человек может запретить себе грызть ногти, но у ребенка с волей и мотивацией все обстоит не очень хорошо, а потому он просто не в состоянии справиться с такими движениями.

Читайте также:  Абстинентный синдром при алкоголизме (ломка): что такое, снятие, в домашних условиях

Чаще всего синдром навязчивых движений проявляется тем, что ребенок грызет ногти, кожу вокруг них, с завидной регулярностью причмокивает или дергает губой, кусает губы, часто и нарочито моргает, постоянно покашливает или шмыгает носом.

Иногда синдром проявляется более выраженно — раскачиванием корпуса вперед-назад или из стороны в сторону, трясением головой, неоправданным взмахиванием руками.

Все подобные движения не представляют ровным счетом никакой опасности, если они единичны или происходят редко.

Синдрому навязчивых состояний свойственна цикличность, регулярность, монотонность и постоянность повторений вполне определенных движений.

Часто родители пытаются просто пресекать такие проявления. При патологическом их происхождении ребенок не воспринимает критику и требования прекратить адекватно, движения усиливаются, а при настойчивости взрослых у малыша может начаться истерика.

Ни один в мире доктор при обращении к нему родителей с жалобами на навязчивые движения ребенка не сможет точно сказать, с чем связано такое поведение малыша. Потому маме и папе нужно очень внимательно присмотреться к чаду, проанализировать события последнего времени и только после этого отправляться на прием к врачу.

Начать диагностику лучше с посещения невролога. Этому специалисту родители должны будут подробно рассказать, в каких ситуациях и как часто повторяются серии движений, какой характер они носят, а также – не было ли у ребенка в последнее время стресса или потрясений.

Кроме того, следует записать на бумагу и принести врачу список всех лекарств, которые ребенок употреблял за последние пару месяцев. Некоторые медикаментозные средства могут оказывать такое действие на нервную систему.

Если после этого внятной причины не обозначится, доктор посоветует пройти МРТ головного мозга (чтобы исключить патологии мозга), а также нанести визит к детскому психиатру, который осмотрит ребенка на предмет психических отклонений.

Полезно будет сдать анализы крови и мочи, которые помогут определить, нет ли в организме крохи какого-либо воспалительного процесса, а также нет ли у него дефицита витаминов и некоторых минералов (в частности, кальция).

Их нехватка тоже может приводить к нарушениям нервной системы.

На этом доступный перечень диагностических мер заканчивается. В медицине на сегодняшний день нет единого стандарта оценки такого состояния, как невроз навязчивых движений, а потому ставить диагноз врачи будут, опираясь в основном на рассказы родителей.

Если психиатр и невролог посчитали, что ребенок здоров, а анализы не показали никаких существенных отклонений от нормы, то родители могут не волноваться, и не спешить пичкать чадо таблетками и уколами. Тут требуется другой подход. Терапия будет заключаться в устранении всех травмирующих психику малыша явлений и событий.

С ребенком нужно общаться, разговаривать, гулять, вместе заниматься рисованием, просмотром фильмов, чтением. И обязательно все обсуждать.

Рано или поздно кроха обязательно сообщит о том, что его так взволновало, и родители смогут понять, из-за чего возникли навязчивые движения.

Ни в коем случае нельзя настоятельно пресекать попытки ребенка совершать движения, не стоит лишний раз заострять на них свое внимание и обращать внимание ребенка.

Если движения ребенка представляют опасность для него самого (он кусает себя, царапает лицо), нужно обязательно посетить с ним занятия у детского психолога, а если понадобится, то и у психотерапевта.

За малышом нужно более внимательно следить.

Медикаментозное и сопутствующее лечение при неврозе навязчивых движений назначается в основном тогда, когда врачи-специалисты находят обоснованные медицинские причины для появления расстройства.

В особо сложных случаях назначают препараты — антидепрессанты. Во всех остальных стараются обойтись более мягкими вариантами терапии.

Назначают мягкие успокоительные, желательно естественного или растительного происхождения, к которым относят «Глицин» и «Персен», для улучшения мозгового кровоснабжения прописывают «Циннаризин» вместе с препаратом магния «Аспаркамом». Для укрепления нервной системы назначают витамины группы В, в частности, препарат «Мильгамма». В качестве успокоительного могут быть рекомендованы и фиточаи с седативным эффектом — на основе мяты, валерианы, душицы, пустырника. В домашних условиях можно будет делать ребенку успокаивающие лечебные ванны с лекарственными травами, правда, при условии, что доктор это одобрит, ведь такие процедуры довольно часто вызывают неадекватную реакцию у детей с предрасположенностью к аллергии.

По-настоящему «тяжелая артиллерия» – препараты психотропного действия при синдроме навязчивых состояний назначают только короткими курсами, и только если психиатр сумеет сформулировать точный психиатрический диагноз. Детям с этими целями обычно назначают «Фенибут», «Сонапакс», «Тазепам».

Одновременно с приемом медикаментов ребенку назначаются сеансы массажа, психотерапии, занятия у психолога. В некоторых случае показана гипнотерапия, но совсем маленьким детям ее не проводят. Электросон и электростимуляция головного мозга — хорошие физиопроцедуры, но рассчитывать на стойкий лечебный эффект от них при таком неврозе не стоит.

Сами по себе медикаментозные средства не способны вылечить невроз. Они только временно облегчают состояние, снимают часть симптоматики. И только комплексное лечение, благоприятные перемены в жизни малыша смогут помочь ему избавиться от навязчивых движений полностью.

Детям показана спокойная развивающая и обучающая программа, частые прогулки на свежем воздухе. Если возраст чада позволяет, ему можно дать в руки покрутить модный и популярный среди детей и подростков спиннер — он полностью удовлетворяет потребность в совершении простых движений во время эмоциональной нестабильности. Собственно, для этого эта игрушка и создавалась.

Хороший результат, по отзывам родителей, которые занимались лечением синдрома навязчивых движений у своих детей, дает общение с домашними животными.

Ребенку в качестве вспомогательной терапии можно подарить щенка или котенка, конечно, если у малыша нет на шерсть аллергии, и возраст позволяет ему осознанно общаться и заботиться о питомце.

О данном синдроме рассазывает психолог Елена Белокурова. Смотрите интерьвью с нем в нашем следующем видео.

Источник: https://o-krohe.ru/psihologiya/sindrom-navyazchivyh-dvizhenij-u-detej/

Синдром навязчивых движений и состояний у детей

Невроз навязчивых движений (синдром навязчивых движений, обсессивно-компульсивное расстройство) – одна из форм обсессивно-компульсивного расстройства, характеризующаяся непреодолимым стремлением пациента совершать стереотипные повторяющиеся действия.

Эта форма ОКР у детей и подростков может проявляться следующим образом:

  • ребенок грызет ногти;
  • наматывает на палец волосы;
  • сосет палец;
  • потирает руки;
  • дергает мочку уха;
  • чешет затылок или кончик носа;
  • топает ногой;
  • кусает губы;
  • мотает головой;
  • шмыгает носом и др.

Действия могут быть самыми разнообразными и назвать их все сложно. Общее во всех этих проявлениях – их частые повторения.

Важно отличать навязчивые действия от нервных тиков. Тик – это непроизвольное движение мышц; его нельзя остановить усилием воли, в то время как навязчивое движение ребенок может прекратить, если специально акцентировать на этом его внимание.

Часто неврозу навязчивых движений сопутствуют другие симптомы, свидетельствующие о психологическом неблагополучии ребенка или подростка. Это могут быть необоснованные истерики, потеря аппетита, капризность, нарушения сна, энурез, навязчивые мысли.

Развернутую клиническую картину невроза можно наблюдать у детей в возрасте старше 9 лет.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста не воспринимают навязчивые движения как что-то неестественное, поэтому столь распространенные у малышей дошкольного возраста сосание пальцев и обгрызание ногтей обычно не расценивают как симптомы невроза.

Дети более старшего возраста и подростки переживают из-за своих «вредных привычек», их мучают мысли о своей ущербности, но освободиться от навязчивостей они не могут.

Невроз не является психической болезнью, однако требует своевременного лечения.

Причины возникновения навязчивых движений у детей

Главная причина невроза – это психическая травма, но прямую связь  между травмой и неврозом не всегда можно проследить. Синдром навязчивых движений у детей и подростков чаще является не непосредственной реакцией на травматичную ситуацию, а результатом ее длительной проработки и неспособностью адаптироваться к изменившимся условиям. В результате эмоционального перенапряжения в определенных отделах мозга возникает возбуждение. Ребенку необходимо как-то от него избавиться. Навязчивые действия как раз и являются такой разрядкой.

Выделяют три группы факторов, которые могут спровоцировать обсессивно-компульсивное расстройство у детей и подростков.

Биологические факторы:

  • генетическая предрасположенность;
  • паталогии беременности и родов, приводящие к гипоксии плода
  • хронические болезни.

Психологические факторы:

  • особенности темперамента ребенка или подростка;
  • особенности характера ребенка или подростка – неврозу наиболее подвержены робкие, эмоциональные, педантичные и легковнушаемые дети;
  • психотравмирующие ситуации.

Социальные причины:

  • нежеланность ребенка;
  • трудная адаптация к детскому саду (особенно в возрасте до 3 лет);
  • неправильное воспитание;
  • отделение ребенка раннего возраста от матери (вообще нежелательно отдавать в дошкольное учреждение ребенка в возрасте младше 3 лет);
  • распределение ролей в семье (исследования выявили, что невроз чаще возникает в семьях, где доминирующую позицию занимает мать, а отец как бы оттеснен на второй план);
  • конфликты в семье;
  • развод родителей.

Важно помнить! Основным фактором, способствующим, возникновению таких расстройств как невроз навязчивых движений и невроз навязчивых состояний у детей, является не характер и темперамент ребенка, не его болезненность, а ошибки воспитания и психологические проблемы родителей!

Родительская требовательность и придирчивость, сверхтревожные мысли, постоянные разборки, жестокие наказания за поведение, расцениваемое родителями как плохое, приводят в колоссальное возбуждение неокрепшую детскую психику. А ранимость и эмоциональность ребенка становятся лишь благодатной почвой, в которой замечательно «приживаются» ростки невроза.

Пример: отец недоволен недостаточной мужественностью своего сына-подростка. Он называет его «тюфяком», «тряпкой». Сын не согласен с обвинениями отца, он не считает себя таким уж «слюнтяем» и пытается доказать это отцу.

Однако отец в упор не замечает успехов сына. У подростка формируется внутренний конфликт: его собственные мысли о себе и мысли о нем отца вступают в явное противоречие.

В результате возникает сильное напряжение, от которого он может попытаться избавиться с помощью навязчивых движений.

Часто родители усугубляют ситуацию, относясь к симптомам невроза как к плохому поведению, желанию ребенка привлечь к себе внимание.

Следует отметить, что синдром навязчивых движений у детей является обратимым расстройством нервной системы. Часто при устранении психотравмирующей ситуации и нормализации отношений в семье его симптомы исчезают совсем.

Лечение ОКР у детей

Обсессивно-компульсивное расстройство у детей необходимо начать лечить как можно раньше. Лечением может заниматься только квалифицированный врач-психотерапевт, психиатр или невролог.

Основной метод лечения – психотерапия. Хорошо зарекомендовали себя такие ее методы, как:

  • арт-терапия;
  • песочная терапия;
  • телесно-ориентированная терапия;
  • игровая терапия;
  • танцевально-двигательная терапия и др.

Очень важно также семейное консультирование родителей, так как без установления причины невроза и нормализации атмосферы в семье лечение будет малоэффективным.

В качестве дополнительных средств лечения врач может прописать седативные либо тонизирующие лекарственные препараты (здесь очень важно правильно подобрать дозу). В особо запущенных случаях врач может назначить сеансы гипноза.

Рекомендации родителям

  1. Если вы заметили у вашего ребенка симптомы невроза навязчивых движений, обратитесь за первичной консультацией к неврологу, медицинскому психологу или врачу-психотерапевту.
  2. Не относитесь к симптомам невроза как к плохому поведению: не наказывайте и не критикуйте ребенка за них.
  3. Если невроз проявляется в присутствии других людей, не оправдывайтесь перед ними, не отягащайте состояние ребенка чувством стыда и вины, не провоцируйте у него мысли о своей неполноценности.
  4. Реагируйте на навязчивые движения спокойно, но старайтесь переключить внимание ребенка на какие-то другие действия: например, предложите ему сделать какую-то поделку или попросите принести вам что-нибудь.
  5. Почаще беседуйте с ребенком, пытайтесь понять его внутренний мир, побуждайте озвучивать свои мысли.
  6. Проводите как можно больше времени с ребенком на свежем воздухе, поощряйте общение со сверстниками и подвижные игры.
  7. Помните, что невроз навязчивых движений – это ваша общая проблема с ребенком. Возможно, что-то не ладится в ваших с ним отношениях, или между членами вашей семьи существуют явные или неявные конфликты. В любом случае, чтобы выявить причины расстройства и решить проблему необходимо, обратиться к грамотному специалисту. Вместе с тем уясните: никакое лечение не поможет вашему ребенку, если вы не создадите психологически благоприятный климат в семье.
Читайте также:  Курение после инсульта: ишемического

Источник: https://vseostresse.ru/psihicheskie-rasstroystva/nevroz-navyazchivyx-dvizhenij-u-detej.html

Как помочь ребенку избежать навязчивых движений. Невроз навязчивых состояний у детей

Распространенным видом психических нарушений в дошкольном и младшем школьном возрасте является невроз навязчивых движений у детей, лечение которого должно осуществляться специалистом в тесном контакте с родителями маленького пациента. Невротические проявления у ребенка, как правило, возникают в ответ на травмирующую ситуацию или сильный стресс.

Факторами, провоцирующими развитие невроза, могут выступать напряженные отношения между родителями, авторитарная линия воспитания, давление в детском коллективе или его смена, переутомление и др. Таким образом, возможно нарастание симптоматики при увеличении или постоянстве стресса.

Наиболее вероятные возрастные рамки для появления невроза навязчивых движений определяются как 2-3 года и 5-9 лет.

Симптомы невротического состояния

Невроз навязчивых движений у ребенка можно предположить в ходе наблюдения за ним. Обычно для этого не требуется много времени, так как проявления расстройства весьма характерны. Предположить невроз позволяют, например, такие непроизвольные действия, неоднократно повторяющиеся в поведении:

  • ребенок грызет ногти, кончики волос;
  • сосет палец или предмет одежды;
  • теребит пуговицы;
  • притоптывает ногой;
  • шмыгает носом;
  • мотает головой;
  • покусывает губы и пр.

Перечислить все возможные действия сложно, так как они различны в каждом индивидуальном случае. Их объединяет постоянство повторения, доходящее иногда до причинения ребенком вреда самому себе (обкусывание ногтей до крови, выдирание волос и т. д.).

Поиск причины навязчивых движений обычно приводит специалиста к обнаружению более широкой психологической проблемы, которая именуется как невроз навязчивых состояний у детей. Его формируют испытываемые (или испытанные) ребенком страхи и отрицательные эмоции.

Возникновение навязчивости определенных движений, как правило, имеет яркую и ощутимую связь со страхами невротического характера.

Классическому проявлению данного вида невроза часто сопутствуют симптомы, свидетельствующие об общем неблагоприятном психическом состоянии малыша: беспричинные истерики, бессонница, потеря аппетита, снижение внимания, ухудшение памяти.

В связи с этим лечить ребенка нужно начинать как можно раньше при установлении диагноза. Диагностируя невроз навязчивых действий, важно отличать собственно навязчивые движения от нервных тиков.

Последние проявляются в автоматическом движении мышц, их подергивании, которое нельзя прекратить усилием воли или проконтролировать. Следует помнить о том, что нервные тики не всегда завязаны на психологической причине.

Остановить повторение навязчивых движений в конкретный момент ребенок способен сам или после акцентирования на них внимания со стороны взрослого. Возникновение невротических действий всегда обусловлено психологическим дискомфортом.

Источник: https://gippocrat-centr.ru/kak-pomoch-rebenku-izbezhat-navyazchivyh-dvizhenii-nevroz-navyazchivyh.html

Как определить и вылечить синдром навязчивых движений у ребенка

Невроз навязчивых состояний у детей встречается примерно в два раза реже, чем у взрослых. По статистике, им страдают 1-2 ребенка из 300-500, и далеко не всегда симптомы этого невроза могут быть ярко выраженными.

Часто навязчивые движения, свойственные этому расстройству, родители считают просто дурными привычками. Например, постоянное желание грызть ногти или колпачок ручки, дергать себя за волосы, ковырять в носу – все это порой раздражает родителей, хотя должно было бы насторожить, потому что такие симптомы говорят о повышенной тревожности у ребенка.

Общая информация о заболевании

В настоящее время невроз навязчивых состояний называется другим термином – обсессивно-компульсивное расстройство и имеет код F42 в МКБ-10. Однако при работе с детьми психологи чаще всего пользуются «устаревшим» названием, поскольку оно несколько точнее отражает то, что происходит с ребенком.

Обсессиями называют навязчивые мысли, как правило, негативные, которые больной не может остановить усилием воли. Компульсии – это навязчивые действия, повторяемые раз за разом.

Больше всего данному расстройству подвержены люди с высоким интеллектом, эмоциональные, тонко чувствующие. Для них также характерно ощущение небезопасности окружающего мира, разнообразные страхи и фобии.

Впервые невроз навязчивых состояний проявляется обычно на фоне сильно стресса, переживания. Но чтобы случился дебют заболевания, недостаточно одной лишь психотравмы – она станет лишь триггером, запускающим процесс, но не его причиной.

Иногда появление навязчивостей может быть не связано с конкретным событием – именно этим данный невроз у детей отличается от того же расстройства у взрослых. Тревога как бы «накапливается» постепенно, и симптомы появляются сначала редко, а потом становятся все чаще.

Что касается причин ОКР, то на этот счет есть несколько теорий:

  • Нейромедиаторная – объясняет начало заболевания недостаточностью в организме гормона серотонина;
  • Теория PANDAS-синдрома предполагает, что причиной ОКР может быть перенесенная стрептококковая инфекция;
  • Генетическая теория утверждает, что причиной данного невроза являются генетические мутации, которые передаются по наследству.

И хотя ученые до сих пор не пришли к единому мнению по поводу причин возникновения невроза навязчивых состояний, существуют наблюдения практикующих врачей, которые доказывают, что ОКР чаще проявляется у детей, среди родственников которых уже есть больные данным расстройством.

Проявления ОКР у детей

ОКР у детей проявляется чаще всего в виде навязчивых движений и тиков, а также страхов, фобий и «странных», негативных идей и мыслей.

К симптомам обсессивно-компульсивного расстройства могут относиться следующие проявления:

  • Сосание пальцев;
  • Причмокивание губами;
  • Накручивание волос на палец или вырывание волос (некоторые дети съедают вырванные волосы, что иногда приводит к кишечной непроходимости);
  • Назойливое покашливание;
  • Щипание кожи или расковыривание прыщиков;
  • Обгрызание ногтей или других предметов – колпачка от ручки, карандаша и тд;
  • Щелканье суставами пальцев;
  • Частые моргания;
  • Гримасы, наморщивание лба;
  • Притопывание, хлопанье в ладоши.

Это далеко не полный список возможных проявлений, так как у каждого конкретного ребенка проявления невроза могут отличаться. Кроме того, нередко к собственно движениям присоединяются тики – непроизвольные сокращения отдельных мышц, похожие на подергивания или легкие судороги.

Количество таких движений резко усиливается, если ребенок взволнован, перевозбужден.

По сути, компульсии (а это именно они) «служат» нервной системе неким «предохранительным клапаном», позволяющим выпустить излишнее напряжение. Уровень тревоги при этом снижается до легко переносимого.

Если же заставлять ребенка сдерживать эти движения, то психологическое напряжение будет расти, в конце концов прорвавшись неукротимой истерикой или паникой.

У большинства детей, страдающих ОКР, отмечаются не только компульсии, но и обсессии – навязчивые мысли. Обычно они касаются загрязнений, бедствий или симметрии. Например, ребенок может постоянно мыть руки, бояться заразиться каким-то опасным заболеванием, по той же причине не употреблять в пищу определенные продукты.

Отдельно стоит сказать о детях из религиозных семей, где родители уделяют много времени обрядам и ритуалам, связанным с верой в Бога. Обычно их не настораживает, что ребенок начинает неистово возносить молитвы по многу раз в день, но как ни странно, такое поведение также может свидетельствовать об ОКР.

Еще одной ошибкой верующих (или околоцерковных родителей) могут быть попытки отвести дитя к «бабке», которая «с божьей помощью изгонит из него беса». Такие ситуации встречаются довольно редко, но все же они бывают, поэтому мы решили упомянуть о них отдельно.

Тем более что ни молитвами, ни «отчитками», ни отварами трав психические расстройства не лечатся.

Психолог Жавнеров Павел рассказывает о причинах возникновения разнообразных неврозов у детей и взрослых.

Дети постарше и подростки, как правило, стараются скрыть свои особенности поведения от окружающих людей, потому что боятся осуждения, что их сочтут «ненормальными».

Такие мысли еще больше усиливают дискомфорт и провоцируют новый виток симптомов.

Поэтому важно вовремя помочь ребенку, обратившись к специалистам, иначе в подростковом возрасте он получит множество ненужных комплексов и страхов, которые сильно осложнят ему жизнь в дальнейшем.

Лечение ОКР у детей и подростков

Чтобы вылечить невроз навязчивых состояний, обязательно необходимо обратиться к специалисту – психиатру или квалифицированному психотерапевту.

Далеко не всегда при неврозах у детей требуется медикаментозная терапия, поскольку психика в этом возрасте гораздо более «гибкая», и опытный врач поможет справиться со многими проявлениями ОКР даже без применения лекарств.

Но это зависит от очень многих факторов, которые родители не смогут определить самостоятельно.

Кстати, когда речь идет о неврозе у ребенка, врачи обычно тщательно собирают семейный анамнез и интересуются условиями, в которых растет маленький пациент. Например, если в семье кто-то страдает алкоголизмом, то закономерно, что у ребенка будут проявляться разнообразные невротические симптомы.

То же самое можно сказать о семьях, где родители постоянно ссорятся и скандалят, плохо относятся друг к другу и живут вместе «ради детей». Очень сильно давят на юную психику и гиперопека, чрезмерные родительские требования и другие нездоровые проявления отношений в родительском доме.

В таких ситуациях, прежде чем задавать вопрос «как вылечить?», нужно внимательно проанализировать возможные факторы, которые постоянно заставляют ребенка переживать и тревожиться.

В деструктивной семье по определению не может вырасти психически здоровое дитя, и родителям следует запомнить, что от их отношения зависит и прогноз болезни, и сроки выздоровления.

Поэтому первое, что следует сделать, если ребенку поставлен диагноз «невроз навязчивых состояний» — это изменить обстановку в доме и снизить давление на психику ребенка. Иначе лечение может оказаться малоэффективным.

Как лечить невроз навязчивых состояний? Основным методом терапии ОКР считается работа с психотерапевтом. Для лечения маленьких детей применяются методы арт-терапии, сказкотерпии, игротерапия и так далее. Для подростков более эффективным будет метод экспозиции, то есть – столкновение со своим страхом лицом к лицу, чтобы убедиться, что ничего ужасного в итоге не происходит.

Но основная мысль, которую терапевт должен донести до ребенка при лечении навязчивых состояний – это убеждение в безопасности мира, в надежности родителей и их поддержке.

Маленький пациент в конце концов должен придти к мысли, что «меня все любят, у меня все получится».

Читайте также:  Мания чистоты и порядка: болезнь, название

Уверенность в себе, своем окружении и мире – это тот путь, который, в конечном счете, приводит юного больного к ремиссии, а то и полному выздоровлению.

Что касается лечения лекарственными средствами, то обычно их назначают на небольшой промежуток времени в ситуациях, когда обсессии и компульсии сильно осложняют жизнь.

Иногда симптомы проявляются настолько часто, что, в конце концов, приводят к неврастении и нервному истощению.

В таких случаях использование медикаментов (антидепрессантов и транквилизаторов) помогает быстро и эффективно убрать большинство признаков невроза, чтобы пациент мог отдохнуть и начать работу с психотерапевтом.

Подведем итог: памятка для родителей

К сожалению, даже в наше время не знают, что такое невроз навязчивых состояний и как он может проявляться у детей. В то же время число детей, страдающих этим заболеванием, увеличивается с каждым годом.

Чтобы вовремя распознать признаки данного расстройства у своего чада, папам и мамам нужно внимательно следить за поведением ребенка, и не оставлять без внимания возможные странности и повторяющиеся движения.

Помните, что любой невроз легче преодолеть, если начать лечение вовремя, не затягивая ситуацию, а отсутствие подобных симптомов в дальнейшем поможет ребенку нормально адаптироваться в обществе и вырасти уверенным в себе и счастливым человеком.

Источник: https://psihodoc.ru/nevrozy/sindrom-navyazchivyh-dvizhenij-u-rebenka.html

Синдром навязчивых движений у детей

Моторные стереотипы (навязчивые движения) у ребенка – это непроизвольные не эффективные координированные движения, которые повторяются по фиксированной схеме.

Вторичные, патологические стереотипы возникают при нарушениях развития нервной системы (аутизм, умственная отсталость, синдром Ретта) и сенсорных нарушениях. В таком случае, лечение синдрома навязчивых движений у детей основано на терапии основного расстройства.

Но дергания встречаются у детей с нормальным психомоторным развитием (первичные, физиологические стереотипы).

При дифференциальной диагностике следует учитывать тики, эпилептические приступы, пароксизмальную дискинезию, структурные поражения головного мозга, синдром Сандифера. Хотя моторные стереотипы – это доброкачественные навязчивые движениями, они могут сохраняться во взрослой жизни.

Существует также связь навязчивых состояний с СДВГ, тиковым расстройством и другими психическими нарушениями (тревожность, обсессивно-компульсивное расстройство).

Первичные стереотипы

Первичный невроз навязчивых состояний у детей (код по МКБ-10 – F42.

1) обычно начинается в дошкольном возрасте (около 3 лет) и встречается у относительно большого процента детей с нормальным психомоторным развитием.

Данные о распространенности варьируются от 22 до 72% в зависимости от типа исследования и оцениваемых движений. У мальчиков расстройство встречается немного чаще, чем у девочек (3:2).

Первичные стереотипы делятся на 3 группы в зависимости от импульса:

  • простые стереотипы;
  • раскачивание головы;
  • сложные стереотипы.

Простая стереотипия

Наиболее распространенные простые стереотипы, которые обычно не вызывают беспокойства у родителей, не приводят к консультации психолога. Они относятся к группе вредных привычек и включают:

  • сосание большого пальца;
  • кусание ногтей;
  • облизывание губ;
  • постукивание пальцами или ногами;
  • накручивание волос на палец;
  • покачивание туловища;
  • шмыгание носом;
  • стук головой;
  • скрипение зубами.

У детей до 3 лет эти признаки появляются в 90% случаев, в старшем возрасте (в т.ч. в подростковом) – в 20-50% случаев. Самый распространенный простой стереотип у младенцев – сосание пальца и покачивание корпуса, у детей дошкольного возраста и подростков – скручивание волос, кусание ногтей.

Высокий уровень распространенности простых стереотипов обнаруживается также у взрослых. Они имеют такие проявления, как покачивание туловищем (3-25%), скручивание волос, постукивание карандашом, нижними конечностями, царапанье головы.

Сложная (комплексная) стереотипия

Кивание головой и сложные моторные стереотипы уже создают впечатление наличия болезненного физического проявления, связанного с неврологическим (неврастения, невроз и др.) или психическим расстройством.

Чаще всего покачивание головок встречается у младенцев и грудничков. Ритмичное кивание происходит в переднезаднем направлении, из стороны в сторону или от плеча к плечу.

Оно может быть связано с отклонением глаз, их перемещением вверх или вниз. Эти стереотипы начинаются раньше, чем сложные.

В одном неврологическом исследовании с небольшим количеством детей была обнаружена связь с незначительными неврологическими нарушениями (гипотонией, замедленным развитием моторики и речи).

При дифференциальной диагностике необходимо различить патологические и физиологические движения, характерные для этого возраста.

Сложные стереотипы движения встречаются реже, чем простые (около 5% детей дошкольного возраста) и в различной степени затрагивают верхние конечности. Они могут протекать по-разному. Проявления включают:

  • взмахи руками;
  • тряска;
  • кашель;
  • сжимание кулаков;
  • кружение запястьями;
  • движения руками перед лицом;
  • сгибание и разгибание локтей.

Могут добавляться также другие движения, такие как махи ногами, открывание рта, растяжение шеи, но движения верхних конечностей в клинических проявлениях доминируют.

В качестве сопровождающих признаков возможно появление звуковые явлений, таких как рычание, жужжание, ворчание, стоны.

В рамках исследования, включившего небольшое количество детей, было показано, что сложные двигательные стереотипы начались у 80% детей в возрасте до 2 лет, у 12% – в возрасте 24-35 месяцев и только у 8% – через 36 месяцев. Во время обсуждения результатов исследования, ни у одного из исследуемых детей во время теста не было выявлено признаков вторичного стереотипирования.

Кроме раннего возраста начала и характерной модели движения синдром навязчивых движений у ребенка обычно связан с эмоциональными стимулами (радость, возбуждение, стресс, беспокойство), концентрацией, периодами усталости или скуки.

Движения начинаются внезапно, занимают секунды или минуты, появляются много раз в день и прекращаются сразу же после переключения внимания. У каждого ребенка есть свой характерный двигательный «репертуар», который со временем может меняться.

Во время стереотипов ребенок иногда прерывает деятельность, но он полностью сознателен. В основном дети не осознают нарушения, только некоторые описывают приятные ощущения.

Комплексные навязчивые состояния характеризуются более сложными согласованными движениями (подпрыгивание на стуле, сгибание коленей). Некоторые особенности у них общие – они периодические, имеют определенный характер, ухудшаются при стрессе, беспокойстве, усталости.

В отличие от тиков, характер стереотипов относительно не меняется (тики со временем развиваются и меняются).

Их распределение различно, моторные стереотипы возникают на конечностях или по всему телу, а тики часто появляются в области лица, головы и плеч (подмигивание, гримасы, дерганье челюсти, движения головы, пожимание плечами).

Стереотипы часто бывают ритмичными (взмахи, покачивания) и обычно длятся дольше, чем тики. В отличие от тиков, они не подавляются волей, не связаны с побуждением двигаться, увеличением внутреннего напряжения при подавлении.

Сложные навязчивые состояния могут также имитировать некоторые обычные действия – повторяющиеся ритуалы (напр., мытье рук при обсессивно-компульсивном расстройстве) или маньеризм. Иногда вместе со стереотипией встречаются тики и компульсивное поведение.

Вторичная стереотипия

Основное условие диагностирования вторичной патологической стереотипии – ее связь с различными заболеваниями и расстройствами. Т.е. причина заключается в психическом или соматическом нарушении.

Вторично возникшие навязчивые движения у взрослых и детей связаны с присутствующим заболеванием. Самые частые расстройства, последствием которых являются навязчивость в движениях и действиях:

  • патологии развития: детский аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм, другое детское дезинтеграционное расстройство;
  • умственная отсталость;
  • сенсорная депривация: конгенитальная слепота или глухота;
  • врожденные метаболические расстройства: синдром Леш-Нихана;
  • нейродегенеративные и генетические болезни: нейроакантоцитоз, синдром Ретта, синдром Прадера-Вилли, синдром ломкой Х-хромосомы;
  • лекарственно обусловленное состояние: психостимуляторы, гомеопатия;
  • психические болезни: обессивно-компульсивное расстройство, шизофрения.

Наиболее часто вторичный синдром навязчивых движений встречается у аутистов, у пациентов с синдромом Ретта, умственной отсталостью, генетическими синдромами и сенсорными нарушениями.

Отсутствуют существенные различия между клиническими проявлениями первичных и вторичных стереотипов, за исключением того, что вторичный тип более причудливый и частый, чем первичный.

Патофизиологические механизмы синдрома навязчивых состояний не выяснены.

Специфическая хронологическая взаимосвязь между стереотипией и вехами развития наблюдается в раннем детстве, когда проявление движений в определенное время может быть физиологическим; только с взрослением, увеличением интенсивности и устойчивости, оно воспринимается как патология (напр., сосание пальца вне периода сна, повторяющийся зажим кулаков).

Гипотезы, предполагающие психогенную основу синдрома навязчивых состояний, основаны на наблюдении за детьми с сенсорной депривацией и за животными в неволе. Стереотипия может быть формой сенсорной самостимуляции для повышения бдительности в отсутствие внешней стимуляции.

Или наоборот, повторяющиеся движения могут служить способом избавления от избыточной энергии и поддержания внимания.

В пользу биологической основы, в частности сложных стереотипов, может свидетельствовать их более частое возникновение у пациентов с расстройствами ЦНС (аутизм, умственная отсталость) и при провокации лекарственными препаратами.

Объемное магнитно-резонансное исследование у детей со сложными стереотипами показало уменьшение объема хвостатого ядра и лобного белого вещества в мозге.

Также предполагается роль аномалий в кортикально-стриато-таламико-кортикальных цепях и недостаточности дофаминергической передачи.

Эту гипотезу также подтверждают частые сопутствующие расстройства (СДВГ, обсессивно-компульсивное расстройство).

Играть роль могут также наследственные факторы; по мнению некоторых специалистов, навязчивые состояния встречаются у 25% родственников 1-й степени.

Дифференциальная диагностика

Для успешного лечения навязчивых движений у ребенка важна дифференциальная диагностика, в рамках которой важно исключить тики и эпилептические приступы.

Эпилепсия (повторяющиеся движения век, рта, языка или рук) не имеют ритмического характера и специфических провокационных моментов. В зависимости от клинической картины дифференциация иногда бывает непростой.

Правильной постановке диагноза способствует видеомониторинг ЭЭГ.

Подозрение на атонические эпилептические приступы у маленьких детей вызывают стереотипные движения головы, особенно в переднезаднем направлении; падение головы бывает более выраженным, чем движение назад.

У большинства пациентов подозрение на эпилептические приступы является причиной для неврологического обследования.

Прогноз

Прогноз расстройства неоднозначен. Согласно некоторым исследованиям, стереотипы начинаются в младенчестве, достигают кульминации около 3-го года и отступают после 4-х лет. В то же время другие исследования обнаружили, что навязчивые движения сохраняются в подростковом возрасте, особенно при их продолжительности (более 1 года).

Терапия

При навязчивых движениях у детей лечение преимущественно основано на различных поведенческих методах. Лечение с помощью фармакологических средств (таблеток) обычно не используется. Иногда применяется Клоназепам, Галоперидол или Клонидин, но их эффекты неубедительные.

В определенных случаях лечить навязчивые состояния помогает гипноз. Кроме устранения последствий, он может выявить и устранить причины нарушения.

Важно не пытаться избавляться от расстройства самостоятельно (народными способами, «перевоспитанием»). Это может привести к углублению проблемы.

Итоги

Синдром навязчивых движений – это моторное проявление, начинающееся в раннем детстве, и в некоторых случаях сохраняющееся в старшем возрасте.

Хотя первичные расстройства встречаются у детей с нормальным развитием, наблюдается более частая связь с СДВГ, обсессивно-компульсивным и тревожным расстройством, тиками, особенно, в случае сложных стереотипов. Этиология нарушения не известна. Предполагается, что проявления могут быть обусловлены биологически.

В частности, движения головы вызывают подозрение на неврологическое или психиатрическое заболевание (эпилепсия, аутизм, тиковое расстройство, пароксизмальная дискинезия). Часто типичная клиническая картина не требует дополнительных обследований.

Если движения не видны во время обследования, для диагностики будет полезна домашняя видеозапись.

Источник: https://vsepromozg.ru/oslozhneniya/sindrom-navyazchivyh-dvizhenij

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector