Cтресс в школе: как справиться, диагностика стрессоустойчивости у ребенка

  • Совсем недавно психологи считали стресс проблемой исключительно взрослых, Специалисты все чаще говорят о случаях возникновения такого психологического состояния и у детей, что стало причиной введения термина «школьный стресс».
  • Детская психика слабее психики взрослого, поэтому стресс у школьников возникает и проявляется иначе.
  • Современная жизнь школьников полна информационных и психологических нагрузок, которые их организмы не могут самостоятельно перенести.

cтресс в школе: как справиться, диагностика стрессоустойчивости у ребенка

Первый день в школе -большой стресс для ребенка

Школа и психологическое воспитание

Психологическое состояние ребенка, идущего в 1 класс, претерпевает значительные изменения. Это волнующий момент для ребенка и его родителей. Попав в новое для себя окружение, ребенок не должен замкнуться в себе. Первоклассник еще не умеет находить контакт со сверстниками. Помочь ему адаптироваться в школе должны родители и педагог.

Учащимся в 1 классе очень сложно перейти на новый социальный уровень. Связано это с расширением круга общения. Теперь ребенка окружают не только близкие люди, но и сверстники. К нему предъявляются новые требования. Ребенок становится жертвой стресса, начинается его психологическое воспитание.

cтресс в школе: как справиться, диагностика стрессоустойчивости у ребенка

Роль учителя — помочь адаптироваться к школе

Психическое состояние человека отражается на его здоровье. Существует гипотеза стрессовых ситуаций, появившаяся благодаря Г. Селье. Ученый установил влияние накопления стрессов с процессом старения.

Адаптивный синдром как истощение организма в результате накапливания переживаний и плохих эмоций, становится причиной возникновения патологических изменений в работе внутренних органов.

Те люди, которые регулярно подвергаются стрессовым ситуациям, чаще подвергаются заболеваниям.

Избежать первокласснику появления стрессовых ситуаций самостоятельно очень сложно.

Родители и педагоги закладывают стрессоустойчивость ребенка, или могут сделать стресс первоклассника менее опасным.

cтресс в школе: как справиться, диагностика стрессоустойчивости у ребенка

Памятка для родителей первоклассника

Классный час

Формирование подготовленной к новым социальным условиям личности складывается из большого количества нюансов.

Подготовка школьников к правильному восприятию учебного процесса и коммуникабельности лежит на плечах классного руководителя.

Прибывшие в учебное заведение дети, чужие друг другу, плохо адаптируются к тем требованиям, которые перед ними ставит школа. Поэтому классный руководитель должен поближе узнать каждого ребенка, его способности и умения.

Для выявления всех личностных особенностей важна открытая беседа с детьми. Лучше всего использовать классные часы. Следует проводить беседы с учащимися на тему общего представления о стрессах.

Учитываются личные переживания учащихся, а также сформированные на примерах и словах родителей.

Школьники воспринимают стресс как психологическое состояние, полученное из-за воздействия негативных эмоций.

Кроме разговора о стрессах, следует касаться и других важных вопросов психологии. Хорошим примером является сила воли, воспитать которую в ребенке должны как родители, так и преподаватель.

Факторы риска

Учащиеся младших и средних классов ежедневно страдают от физической и умственной усталости, поддаются определенным эмоциональным нагрузкам. Иногда это приводит к серьезным психологическим проблемам, стрессу.

cтресс в школе: как справиться, диагностика стрессоустойчивости у ребенка

Фактор стресса — детские конфликты

Вредоносные факторы:

  • отсутствие взаимопонимания со сверстниками;
  • боязнь преподавателя;
  • боязнь получить низкую оценку;
  • предстоящие контрольные работы и экзамены и др.

Признаки стресса у школьников

Когда у ребенка стресс от школы, заметить это просто. Симптомы этого психологического состояния чаще всего проявляются в поведении. У ребенка может быть психологическая подавленность, приступы агрессии и т. д. Специалисты уверены, что психологическая картина состояния человека всегда имеет более широкий спектр признаков:

  1. Физиологические. Проблемы со сном, утомляемость и психосоматические заболевания.
  2. Эмоциональные. Раздражительность, тревожность, заниженная самооценка и др.
  3. Поведенческие. Агрессия, проблемы с концентрацией на учебе, неуважение в отношении другого человека и т. д.
  4. Познавательные. Отсутствие интереса к учебе, снижение интеллектуальной деятельности.

cтресс в школе: как справиться, диагностика стрессоустойчивости у ребенка

Нежелание идти в школу — признак стресса

Заметив один из признаков стресса, родители или учитель должны понаблюдать за изменением психологического состояния малыша. Длительное присутствие одного из признаков или же их комплексное проявление требуют профессиональной диагностики. Задача преподавателя – помочь учащемуся бороться с психологическими проблемами.

Диагностика стресса у детей и подростков

Родители могут узнать только примерные причины возникновения стресса. В этом поможет методика диагностики стрессоустойчивости, составленная психологами в виде опроса или интервью, а также же способ «Поговорим молча».

Интервью-тест

Такая диагностика состоит из 4 важных этапов, по итогам которых проводится оценка психологического состояния пострадавшего.

cтресс в школе: как справиться, диагностика стрессоустойчивости у ребенка

Беседа психолога с ребенком

Установка контакта

  • Беседа с ребенком. Психолог спрашивает о травматических событиях, повлиявших на его психологическое состояние. Такое общение помогает предрасположить ребенка к доверию, снять его тревожность, а также усталость.
  • Скрининг. Детальный сбор информации о травматических ситуациях, в результате которых определяются основные факторы стресса, вносимые в протокол в виде шкалы клинической диагностики (отмечается буквами A, В, С, D).
  • Опрос. Пострадавшему задаются вопросы, на которые следует дать простые ответы – да или нет. В тест входят 42 вопроса. Задается чаще всего только часть из них – те, что имеют существенное значение для определенного клинического случая. Данные заносятся в протокол.
  • Оценка. После полного сбора информации производится ее оценка и определяется характер стресса. Также важно провести завершающую беседу с ребенком. Чаще всего она проводится в неофициальной форме, развитие которой позволит предотвратить усталость, подавить негативные эмоции, полученные от воспоминания психологических травм.

Метод «Поговорим Молча»

Этот метод диагностики наиболее популярен для выяснения конфликтный ситуаций у детей и подростков. Преимущество метода – возможность использовать его с любыми людьми в совершенно разных условиях. Он позволяет получить новый опыт взаимодействия пострадавшего с обидчиком, что делает его терапией. Все, что нужно – это один чистый лист и 2 разных фломастера.

cтресс в школе: как справиться, диагностика стрессоустойчивости у ребенка

Психологическая помощь для ребенка очень важна

Для проведения эксперимента необходимо посадить рядом друг с другом двух школьников и выдать им 1 листик бумаги на двоих, положив рядом фломастеры. Все это делается молча. Пара должна:

  • Определиться с фломастерами.
  • Рисовать на одном листе не менее 5 минут.
  • Совместно придумать название для рисунка.

С первых мгновения проведения теста необходимо тщательно следить за школьниками. Учитывается то, как производится выбор фломастера – идет ли кто-то на уступки, доволен ли собственным выбором и т. д. После того как рисунок будет готов, его обследуют на разделение пространства и преобладание 1 из 2 цветов. Важно и то, что изображено на рисунке, совпадают ли фигуры и т. д.

Если результат терапии не дал четкого результата, психолог может задавать дополнительные вопросы о том, как работалось тому или другому человеку в паре, какие идеи у них возникали во время рисования и др.

Как избавиться от стресса

Некоторые дети хорошо идут на контакт со своими близкими, не скрывая причины стресса. Но чтобы ребенок поделился беспокоящими его проблемами, важно обеспечить подходящие для этого условия:

  1. Увести ребенка подальше от возможного источника стресса. Можно отправиться на прогулку в парк, в кино или кафе.
  2. Отвлечь его от негативных признаков стресса играми или свободным общением в развлекательной форме.
  3. Завести разговор о беспокойствах, которые мучают ребенка.

Не стоит оказывать психологическое давление на пострадавшего. Близкий человек всегда должен контролировать себя и свои эмоции, уступая ребенку. Спасителями школьника могут оказаться школьный психолог и классный руководитель.

Педагоги решают такие проблемы чаще всего познавательными играми, общением, активными физическими упражнениями и постоянной сменой тактики общения. Цель такой терапии – внушить доверие и оказать поддержку. Терапия способствует улучшению стрессоустойчивости.

Источник: https://psyhoday.ru/stress/shkolnyj.html

Причины стресса у ребенка в школе

Начало обучения в школе – неизбежный этап жизни каждого ребенка. Как бы старательно родители ни готовили своего ребенка, он все равно получает стресс, последствия которого могут проявиться в его поведении и настроении. Стресс в школе является частым для детей всех возрастов. Старшеклассники тоже оказываются в стрессовых ситуациях, несмотря на то что уже привыкли к учебному ритму.

cтресс в школе: как справиться, диагностика стрессоустойчивости у ребенка

Стресс в школе — отнюдь не редкое явление

Симптомы стресса первоклассника

Смена детского сада на школу не может не повлиять на ребенка. Вместо игровых занятий ему приходится сидеть на уроках, соблюдать дисциплину и выполнять домашние задания. Эти перемены вызывают огромный стресс, что может вылиться в проблемы с обучением, изменениями в поведении и ухудшении состояния здоровья:

  • тревожный сон или постоянная сонливость;
  • отсутствие аппетита;
  • истерики;
  • демонстративное отсутствие интереса к учебе и желание увильнуть от школьных занятий;
  • потеря веса;
  • чувство страха перед каждым приходом в школу;
  • апатия или раздражительность.

Эти симптомы могут проявляться в зависимости от характера. Дети, чья психоэмоциональная система устойчивее, менее подвержены стрессовым ситуациям и лучше переносят условия, к которым приходится приспосабливаться.

cтресс в школе: как справиться, диагностика стрессоустойчивости у ребенка

Отсутствие аппетита — один из симптомов стресса

Адаптация первоклассников к школе

Психологи выделяют три группы первоклассников в зависимости от их способности адаптироваться к незнакомой для них среде:

  1. Дети, которые за несколько месяцев приспосабливаются к условиям в школе. Они дружелюбны, веселы и у них ровное настроение. Им несложно выполнять требования учителя, они хорошо учатся. У детей с таким складом характера стресс в младшей школе проходит практически незаметно.
  2. Вторая группа учащихся тяжелее приспосабливается к новым условиям. Первоклассника могут угнетать уроки, на которых приходится сидеть долгое время. Эта группа тоже постепенно социализируется. Стресс проходит заметнее, но школьникам удается с ним справиться без помощи взрослых.
  3. Третьей группа детей младшего школьного возраста не может долго подстроиться под новый режим жизни. Они срывают уроки, демонстрируют плохую успеваемость. Помочь им адаптироваться в новой среде может только психолог. Стресс у этих школьников выливается в полное отсутствие взаимопонимания как со сверстниками, так и с учителями.
Читайте также:  Тест на алкоголизм: для мужчин и женщин, признаки, стадии

cтресс в школе: как справиться, диагностика стрессоустойчивости у ребенка

Некоторым детям для адаптации к школе нужны консультации у психолога

Трудности обучения

Безумный ритм жизни и переутомление все равно влияет на первоклассника следующим образом:

  • неуспеваемость;
  • лень;
  • потеря интереса к учебе;
  • уход в воображаемый мир;
  • задержка мышления при развитой речи (вербализм);
  • постоянные заболевания.

Среди острых проблем может стоять плохое поведение первоклассника. Ребенок не только не желает учиться, но и срывает уроки, отказывается отвечать на занятиях и с неохотой делает домашние задания. Он нередко оказывается зачинщиком драк и конфликтов, вступает в споры с учителями, привлекает к себе внимание.

Парадоксально то, что чем больше ребенка наказывают, тем сильнее проявляется его отрицательное поведение, поэтому родители не знают, что с этим делать.

Отсутствие физических упражнений, гиперактивность становятся причинами подобного поведения. Ребенку младшего школьного возраста требуется выпустить пар, что приходится делать в стенах учебного заведения. Таким детям рекомендуется посещение психолога, особое отношение к ним родителей.

cтресс в школе: как справиться, диагностика стрессоустойчивости у ребенка

Занятия спортом могут облегчить ребенку адаптацию к школе

Помощь первокласснику

Рекомендации психологов, как избежать стресса:

  1. Ребенку требуется поддержка. Если он провинился, не успевает в школе или не хочет учиться, необходимо показать ему, что его любят. Ребенку нужно прививать интерес к учебе, хвалить даже за самые мелкие победы и развивать в нем уверенность в собственных силах. Он должен знать, что его уважают и любят, считают умным и способным и верят в то, что ему удастся со всем справиться. Если ребенок уходит в себя, пряча таким образом свои переживания и школьный стресс, родителям необходимо наладить с ним контакт.
  2. Школьник с прекрасной речью, но отсутствием логического мышления, нуждается в дополнительном обучении. Такого первоклассника нужно не ругать, а обучать и делать с ним упражнения, в ходе которых его мышление будет развиваться.
  3. Плохое поведение подсказывает родителям, что их ребенок лишен внимания. Если он особенно агрессивен и имеет склонность к созданию конфликтов, ему потребуется помощь психолога. Качественная диагностика, упражнения для снятия стресса, повышение стрессоустойчивости и правильная работа с таким первоклассником непременно помогут улучшить ситуацию.

cтресс в школе: как справиться, диагностика стрессоустойчивости у ребенка

Проблемы с концентрацией поможет решить консультация у психолога

Причины стресса подростков

Несмотря на то что школьники 12–17 лет уже привыкли к учебному режиму и полностью под него адаптировались, они подвержены стрессу не меньше первоклассников. Подростки с их нестабильным гормональным фоном имеют массу причин, которые приводят к стрессовым ситуациям.

Ранимость юношей и девушек, желание казаться крутым и взрослым становятся почвой для многочисленных конфликтов как со сверстниками, так и с учителями.

Причины, которые вызывают стресс у ребенка старшего школьного возраста:

    • насмешки одноклассников;
    • недовольство собой;
    • страхи перед экзаменами и их результатами;
    • выбор профессии;
    • пугающая мысль об ошибке выбора в жизни;
    • загруженность, сложность восприятия школьного материала;
    • отставание в учебе по сравнению с одноклассниками;

Помощь подростку в стрессовых ситуациях

Психологи рекомендуют родителям подростков сделать все возможное, чтобы научиться понимать и выслушивать ребенка. Его нужно контролировать, но делать это ненавязчиво, оставляя личное пространство и свободу.

Научитесь относиться к нему как к взрослому, чтобы он чувствовал уважение и понимание с вашей стороны. Как бороться со стрессом в школе:

    1. Нельзя ни в коем случае осуждать и сравнивать его с более успешными школьниками в его классе.
    2. Прислушиваться к мнению подростка, т. к. навязывание собственной точки зрения – заведомо провальная тактика. Если ваши мнения диаметрально противоположны, постарайтесь проявить максимум терпения и уважения к ребенку, поговорить с ним и найти слова, способные убедить его в своей правоте. Это поможет избавиться как от школьных стрессов, так и общей нервозности.
    3. Снизить нагрузку. Порой занятия в большом количестве кружков и секций приводят к переутомлению и стрессу. Чтобы избежать этого, рекомендуется дозировать учебу ребенка и совмещать ее с чем-то, что подростку действительно интересно выполнять – творческими заданиями, музыкой, танцами и т. д.

Источник: https://urazuma.ru/stress/v-shkole.html

Как повысить стрессоустойчивость у ребенка | 4 работающих способа

Как и взрослые, дети стараются защититься от маленьких и больших сложных или неприятных событий, когда они случаются в их жизни.

К первым можно отнести незначительную ссору, легкие усталость или заболевание, посещение незнакомых мест или людей (например, врачей).

Пример вторых — переезд в другую часть страны или за границу, конфликты в семье или развод родителей, тяжелая болезнь кого-то из близких или самого ребенка, смерть члена семьи.

Стресс — самая естественная защитная реакция человека — помогает собраться с силами и выдержать неприятности, но у такого душевного и физического напряжения есть и последствия: дети могут некоторое время ощущать слабость, быть тревожными, капризными и легко расстраиваться, хуже есть, спать и меньше радоваться тому, от чего раньше получали удовольствие.

cтресс в школе: как справиться, диагностика стрессоустойчивости у ребенка

А хронический стресс, который бывает от слишком болезненных или длительных неприятностей, приводит к тому, что силы и ресурсы ребенка заканчиваются, и он рискует серьезно заболеть или начать вести себя проблемно.

Например, агрессивно, демонстративно или, наоборот, замкнуто, отчужденно.

Почти каждый из нас встречал детей, которые «кричат» о своих внутренних конфликтах и напряжении, но не языком слов, а языком обмана, воровства, правонарушений и т.п.

Помочь ребенку полностью справиться с небольшим стрессом и легче переносить хронический могут взрослые, если научат его способам уменьшать напряжение, то есть расслабляться. Вот несколько из них.

1. Говорить о своих чувствах и мыслях

Поощряйте детей не держать проблемы и напряжение внутри, а рассказывать о них при помощи слов. Тогда у ребенка не возникнет необходимости «сообщать» о стрессе через телесные симптомы (например, тики, навязчивые действия и др.), болезнь или вызывающее опасения поведение.

О сложных вещах легче рассказывать человеку, которому можно доверять и не бояться осуждения. Поэтому постарайтесь не оценивать, а просто понять ребенка и его переживания и только затем предложить свою посильную помощь.

cтресс в школе: как справиться, диагностика стрессоустойчивости у ребенка

2. Дышать

Дыхание — один из мощных механизмов саморегуляции нашего организма. Даже маленькие дети могут сосредоточиться на своем дыхании до нескольких минут, сидя в удобной позе на стуле или лежа с закрытыми глазами и вслушиваясь в свой вдох и выдох.

Таким образом ребенок отвлекается от проблем и восстанавливает ресурсы тела. В дополнение к этому можно использовать релаксационную музыку или медитацию.

Ежедневная практика осознанного дыхания принесет ребенку устойчивый результат: сохранение спокойствия даже в трудных ситуациях.

3. Визуализировать

Почувствовать себя спокойнее и счастливее легче, если ярко и наглядно представить себе место, где вам хорошо. Попросите ребенка закрыть глаза и описать это место: что он там видит, слышит, чувствует кожей, чем там пахнет. Лучше всего делать это в тихом помещении, где ему будет удобнее расслабиться и погрузиться в приятные ощущения.

cтресс в школе: как справиться, диагностика стрессоустойчивости у ребенка

4. Проводить время на природе

Солнце естественным образом повышает настроение благодаря витамину D, а свежий воздух, шелест деревьев, плеск воды и щебет птиц помогают укрепить эмоциональное здоровье и стрессоустойчивость. Независимо от того, находитесь ли вы в лесу, в парке или у водоема, попросите детей сосредоточиться на том, что их окружает: аромате цветов, звуках вокруг. А затем вместе сравните ваши впечатления.

Если же в силу сложных обстоятельств или предрасположенности ребенок обладает низким уровнем стрессоустойчивости, то дополнить эти способы и помочь ребенку научиться регулировать свое состояние можно при поддержке психолога.

От редакции

Задача родителя — не только проследить за тем, чтобы ребенок был накормлен, одет и безопасно доставлен из дома в школу и обратно. Конечно же, важную роль играет и эмоциональная связь.

Известный американский психолог Гэри Чэпмен предлагает сразу «5 путей к сердцу ребенка». Мы прочли эту книгу для вас и делимся выжимкой ключевых идей: https://psy.systems/post/gery-chepmen-ross-kempbell-pyat-putej-k-serdcu-rebenka.

Учить ребенка говорить с вами о своих чувствах важно и для развития его эмоционального интеллекта. Что такое эмоциональная сфера и почему важно уделять ей внимание, объясняет детский и подростковый психолог Оксана Юсупова: https://psy.systems/post/razvitie-emocionalnoj-sfery-u-detej.

Устойчивость к стрессу — необходимый для человека навык, который, несомненно, нужно формировать и тренировать с раннего возраста.

Тем не менее не стоит рассчитывать, что, выполнив несколько шагов, вы сможете обезопасить своего ребенка от последствий стрессовых ситуаций раз и навсегда.

Психолог Юлия Демьяненко объясняет, как определить, нанесло то или иное событие ребенку психологическую травму или нет: https://psy.systems/post/psixologicheskaya-travma-u-rebenka.

Дети и эмоции — тема неисчерпаемая. Маленький человек не всегда способен понять и обуздать все, что бушует внутри него.

Относиться к возрастным особенностям следует с пониманием, не ожидая, что ребенок будет отдавать отчет своим действиям, как взрослый.

Детский психолог Наталья Шошева объясняет настоящие причины детского «плохого» поведения: https://psy.systems/post/eti-neposlushnye-deti.

cтресс в школе: как справиться, диагностика стрессоустойчивости у ребенка

Источник: https://psy.systems/post/chetyre-sposoba-povysit-stressoustojchivost-u-rebenka

Школьный стресс: причины и скорая помощь

cтресс в школе: как справиться, диагностика стрессоустойчивости у ребенка

Начало учебного года, особенно первого, иногда превращается в проблему. Как помочь ребенку преодолеть стресс и не усугубить?

Cтресс у школьников — причины

Школа оказывает не только стимулирующие воздействие на общие процессы развития, она может стать источником нарастающего напряжения. Самыми стрессовыми в жизни ученика оказываются начало учебного года и смена образовательного учреждения. Другие факторы вызывающие стресс:

  • ситуации, связанные с обучением — оценки, проверка знаний, превышение обязанностей и т. д.
  • проблемы во взаимоотношениях со сверстниками
  • отношение родителей к плохой успеваемости — унижения, угрозы, наказания
  • трудности с учителем — педагог кричит, ругает или унижает при одноклассниках.
Читайте также:  Зависимость от интернета (аддикция): что такое, избавление, симптомы

Негативный настрой окружающих, отражается на здоровье ученика. В первую очередь страдают нервная и иммунная системы, нарушается кровообращение в связи с постоянным мышечным напряжением. Полноценная умственная работа в таких условиях невозможна, в итоге, возникает замкнутый круг — отметки не улучшаются, психика школьника подавляется еще больше.

Как проявляется стресс у школьников

Симптомы, которые являются результатом стресса, наиболее легко обнаруживаются у детей младшего возраста, потому что в отличие от подростков, они не скрывают своего состояния. Среди известных признаков, это:

  • ночное недержание мочи
  • раздражительность, агрессивное поведение
  • апатия, сонливость, снижение концентрации внимания
  • появление тенденции к пессимизму или фантазированию
  • пренебрежение обязанностями
  • желудочно — кишечные расстройства (например, боли в животе, диарея, рвота)
  • головная боль, сухость во рту, повышение мышечного тонуса (в частности, шеи и плеч)
  • снижение иммунитета.

Семья, как источник поддержки

В трудные минуты поддержка семьи имеет решающее значение. Ребенок должен быть уверен, что его услышат, а проблемы не будут высмеяны или преувеличены. При этом, нельзя всеми способами устранять неприятные ситуации. В конце концов, стресс является неотъемлемым элементом жизни и чем скорее школьник научится с ним справляться, тем легче переживет более серьезные ситуации.

cтресс в школе: как справиться, диагностика стрессоустойчивости у ребенка

Довольно часто, вместо помощи, семья способствует ухудшению психологического настроя. Чтобы этого не произошло, избегайте следующих моментов:

1. Запугивание с помощью школы или учителей. Сообщения «в школе над тобой будут смеяться » или » тебе будет трудно» вызывают тревогу и нежелание ее посещать. Вместо подобных выражений, расскажите, что в школе его ждут новые знакомства или друзья с которыми можно поделиться впечатлениями о прошедших каникулах.

2. Страх близких. Иногда родители, опасаясь за ребенка, показывают свое расстройство, что становится причиной стресса у школьника. Он полагает, что если мама и папа волнуются, значит класс не такое уж и безопасное место. Не проявляйте чрезмерного беспокойства в присутствии ученика, настраивайте его только на лучшее.

3. Пугающее будущее. Дети часто слышат от взрослых — «если не будешь хорошо учиться, ты ничего не добьешься в жизни». Эти слова приносят вред, особенно в случае детей среднего и старшего школьного возраста. Многие подростки имеют на этот счет иное мнение, потому что видят обратное.

В этой ситуации, объясните свою позицию на основе фактов без гипотетических последствий. Например, если ребенок решил, что хорошие оценки спортсменам не нужны, напомните о возможности травмирования.

Спортсмены покидают избранный путь после серьезной травмы, и приходится искать другую работу с достойной оплатой труда.

4. Амбиции.

Источник: https://maminmayak.ru/shkolnyiy-stress-kak-pomoch-rebenku/

Стоп-стресс: как развить стрессоустойчивость

Стресс у ребенка – явление такое же обыденное как приливы и отливы у моря. Волны стресса приходят и уходят регулярно. Думаете, нет повода? А как же школа с ее контрольными, оценками и отношениями с одноклассниками, атмосфера дома и вообще поиск истины и смысла жизни? Все это может стать причиной стресса у детей.

Чтобы определить уровень тревожности ребенка, сыграйте с ним в игру. Начните рассказывать сказку о птенчике/котенке/слоненке, который потерялся. И попросите малыша продолжить эту сказку.

Спросите, что будет делать наш герой? Если он скажет, что тот не растеряется и будет спрашивать дорогу у прохожих, у него хороший уровень стрессоустойчивости.

А если испугается и будет просто ждать, пока его найдут – над стрессоустойчивостью надо поработать.

Мы уже рассказывали, как понять, что у ребенка стресс. Признаками могут быть физиологические и психологические отклонения, и даже самое малейшее изменение в поведении. Конечно, если ваш малыш растет очень тревожным, с этим сложно совладать, ведь на подверженность стрессам влияет наследственность. Но подкорректировать можно.

Читай также: Самые распространенные болезни школьника

КАК ВОСПИТАТЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ

В этом нелегком деле в первую очередь нужно идти от противного, то есть, прежде чем действовать по принципу «не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней», нужно максимально убрать такие ситуации из жизни. Взрослым легче следовать этому золотому правилу и изменить отношение. А вот неокрепшей детской психике лучше пока ограничить контакт со стрессовозбудителями.

  • Просмотр телевизора – не самое благородное дело. Не приучайте ребенка к такому виду досуга. Особенно это касается дошкольников и ребят младшего школьного возраста. И выбирайте хорошие поучительные мультфильмы, и откажитесь от просмотра мультов и фильмов, которые, как вам кажется, не научат малыша ничему хорошему.
  • Музыка действительно влияет на настроение и самочувствие. В некоторых странах даже популярна музыкотерапия. Но не вся музыка полезна. Так, рок-песни нарушают пропорцию внутреннего ритма ребенка, что может повысить подверженность стрессам.
  • Компьютер и другие детские гаджеты – табу для малышей до восьми лет. Детям постарше установите четкие правила пользования гаджетами.
  • Для ребенка до 7 лет очень важно общение с родителями. К тому же в этом возрасте у него формируется самооценка. Поэтому ежедневно уделяйте ребенку внимание, разговаривайте с ним, слушайте музыку, читайте.
  • Четко разграничивайте, что хорошо, а что – плохо, но не зацикливайтесь на плохом.
  • В случае негативных ситуаций переключайте внимание ребенка на что-либо иное. Но, когда буря в его душе утихнет, обсудите произошедшее. Малышу важно научиться анализировать события.

Читай также: Как йога поможет при стрессе: советы Ольги Яценко

cтресс в школе: как справиться, диагностика стрессоустойчивости у ребенка

ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ОСТРОГО СТРЕССА

Вот, волна накатила и сейчас побережье зальется слезами малыша. Есть несколько экспресс-методов, которые помогут снять напряжение.

  • Умойте ребенка холодной водой или дайте стакан воды.
  • Акцентируйте внимание на физиологическом состоянии, а не на психологическом. Вместе с малышом поприседайте, помашите руками и ногами, пробежитесь. Это снимет нервное напряжение.
  • Научите его правильно дышать в стрессовых ситуациях. Успокоиться можно всего за три минуты. В течение этого времени нужно делать медленные вдохи и выдохи по пять секунд.
  • Как мы уже писали выше, хорошо помогает переключение внимания на любой другой объект.
  • Если ребенок в настроении, попросите его нарисовать свой стресс. Так он высвободит свои эмоции и переживания.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

Истина в игре. По крайней мере, для детей. Через игру малыши учатся новому, развиваются и преодолевают свои страхи.

Игра «Щит». Из картона сделайте щит и, по желанию ребенка, разрисуйте его. Затем поставьте малыша в другом конце комнаты и бросайте в него шарики. Задача ребенка – защищаться и не допустить, чтобы хоть один шарик попал в него. Проведите параллели: расскажите, что шарики – это плохие оценки, контрольные и другие стрессовые ситуации. И он в состоянии от них защититься.

Читай также: Что делать, если настроение «на нуле»?

Игра «Мантия-невидимка». Многие дети обожают фильмы о Гарри Поттере. Если ваш малыш из их числа, проведите аналогию с юным волшебником, если нет – просто расскажите об этом чудо-средстве. Предложите ребенку в стрессовых ситуациях надевать такую «мантию», которая создаст зону комфорта и не пропустит негативные эмоции. Как только малыш укутывается в нее – страхи уходят.

Также научите ребенка спокойно реагировать на повышение голоса. В таких ситуациях ему будет уместно говорить: «Не кричите, пожалуйста, я вам хорошо слышу» или «Когда вы кричите, мне сложно вас понять».

Еще хороший способ – проиграть ситуации, которые могут случиться в школе или на улице. Продумайте лучшие варианты поведения в разных ситуациях.

Более подробно об играх для развития стрессоустойчивости вы можете посмотреть ниже.

  • Читай также: Как пережить стресс: руководство для мужчин и женщин
  • Читай также: Как избавиться от стресса: простые и эффективные советы
  • Читай также: Беременные в большей степени подвержены стрессу

Источник: https://www.uaua.info/ot-6-do-9/psihologiya-ot-6-do-9/news-42859-stop-stress-kak-razvit-stressoustoychivost/

Как справиться со стрессом в школе

cтресс в школе: как справиться, диагностика стрессоустойчивости у ребенка

Скорее всего, однажды любой из вас говорил: «У меня ужасный стресс» или «Это такой стресс!» Дети, хотя не все взрослые готовы это признать, тоже подвержены стрессам, а школа часто становится его причиной. Наш блогер Галя Малых рассказывает, как помочь ребёнку здесь и сейчас — например, прямо в классе.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Что такое стресс

Стресс — это реакция нашего организма на негативные ситуации и настоящие или мнимые угрозы.

Исторически стресс — хороший. Его главная задача — правильно и быстро среагировать на опасность. В небольших количествах он нормален и даже полезен. Наше тело отвечает на опасность выбросом гормонов адреналина и кортизола. Мы переходим в режим «Бей или беги». Соплеменник поднял на тебя дубинку? Бей! Встретил медведя? Беги!

Адреналин и кортизол меняют многие процессы в организме. Это необходимо здесь и сейчас для выживания, но вредно для организма в долгосрочной перспективе.

Как он проявляется

Это может быть спазм в животе, зажатые кулаки, напряжённые плечи, туннельное зрение (мы буквально не видим ничего вокруг), изменённое дыхание (перестаём дышать или дышим часто). Кровь приливает к мышцам, лёгкие активно работают, сердце стучит.

Сейчас стресс часто возникает из-за мнимых угроз, когда на самом деле нам ничего не угрожает. Уроки, экзамены, отношения, недовольные родители и одноклассники — это то, что наш мозг может принимать за угрозу, постоянно выделяя эти гормоны.

Читайте также:  Застенчивый ребенок: рекомендации родителям, консультации, дошкольного возраста

Получается, мы длительное время чувствуем себя под угрозой — так появляется хронический стресс. Теперь мы волнуемся по любому поводу и всегда видим только плохой вариант развития событий. Это очень плохо.

Чем это плохо?

Доказано, что при постоянном стрессе у человека ухудшаются его интеллектуальные способности: снижается способность думать и рассуждать, хуже воспринимается новое, нарушается мышление и логика, становится невозможно сосредоточиться. Организм выживает, помните?

Алёна из Волгограда сильно переживала за результат ЕГЭ. Она доучивалась в 10-м классе, но ей уже было очень страшно.

Что её ждёт, если она не получит высокий балл? Что, если она не сможет никуда поступить? В день первого экзамена она так волновалась, что упала в обморок на пороге школы. Весь 11-й класс девочка провела в стрессе.

Переживания отняли у неё много физических и эмоциональных сил. Если бы она умела справляться со стрессом, она потратила бы эту энергию на дополнительные занятия и лучше подготовилась.

В стрессовом состоянии появляются беспокойство, навязчивые тревожные мысли, которые не имеют ничего общего с реальностью. Кажется, что всё всегда будет плохо. Вы находитесь на эмоциональных качелях. Вспыльчивость, усталость, придирчивость к близким и чувство одиночества. В таком состоянии сложно расслабиться, остановиться и подумать. В состоянии стресса мы не видим всей картины.

Как помочь самому себе

Со стрессом не надо бороться. Потому что в слове «бороться» есть конфликт, неприятие. Стресс — это реакция нашего организма на ситуацию, поэтому очень важно его принять и экологично прожить. Мы не можем свести к нулю это состояние, но можем уменьшить его на пару пунктов. Потом ещё на пару и так далее.

Как справиться со стрессом в моменте

Простой способ снятия стресса, которым мало кто пользуется, — наблюдение за своим дыханием. Это базовая медитация осознанности. Во время сложной ситуации человек забывает о том, как он дышит и что чувствует, он сосредотачивается только на своей раздражительности. Наблюдая за дыханием, мы переводим внимание с конфликта на осознавание дыхания.

Это помогает переключиться. Пока вы осознанно дышите, напряжение снижается. Это даст сигнал уму: ситуация не смертельная, и опасности для жизни нет. Новые гормоны стресса перестают выделяться. Дыхание меняет состояние тела на более расслабленное.

Как правильно дышать

Медленно вдыхаем и считаем про себя до пяти. Задерживаем дыхание также на пять счетов и, выдыхая, снова считаем до пяти, делаем минимум три раза. Ритмичное дыхание становится фокусом, на котором легко сосредоточиться и удерживать внимание.

Что ещё можно сделать

  1. Направить внимание в стопы, почувствовать давление на поверхность, свой вес, ощущение от обуви. Это вернёт ощущение устойчивости.
  2. Направить внимание в живот, кулаки, челюсть, плечи, расслабить их.

    Если не получается, сначала сжать сильнее, потом расслабить.

  3. Направить внимание на пространство вокруг: осматриваемся, как будто только что попали сюда. Находим новые детали. Это расширяет туннельное зрение.

Как справиться с затянувшимся стрессом и отпустить ситуацию

Снова практика дыхания. Заводим таймер на 10 минут и осознанно дышим. Сосредотачиваемся на том, как воздух входит в ноздри и как выходит. Не управляем дыханием, просто наблюдаем.

Источник: https://mel.fm/blog/galya-malykh/16853-kak-spravitsya-so-stressom-v-shkole

Воспитание стрессоустойчивости. Как помочь ребенку справиться со стрессом?

Профессор, директор Института возрастной физиологии Марьяна Михайловна Безруких рассказала об основных факторах развития хронического стресса и о том, как не допустить, чтобы естественное напряжение у ребенка перешло в хроническую форму.

Обычный стресс — это универсальная реакция человека на любые внешние раздражители: смену образа жизни, конфликты, сложности, неудачи… Иными словами, это совершенно нормально. А вот хронический стресс — это большая проблема, которая не дает ребенку развиваться, нормально учиться, общаться и радоваться жизни.

Как зарождается хронический стресс?

Все начинается с чувства первичной тревоги. Оно возникает, когда ребенок на короткий срок сталкивается с раздражителем: например, впервые услышал, как ссорятся мама и папа на кухне. Пошел сделать прививку.

Впервые проспал, собирался в школу как на пожар и бежал до автобуса, чтобы успеть до звонка.

Первичная тревога в общем не опасна для психики ребенка и даже может играть роль развивающего тренажера: мы пережили короткий стресс, осмыслили, что это такое с нами было, запомнили состояние дискомфорта и приготовились ко второй стадии — сопротивлению.

Сопротивление начинается тогда, когда раздражитель возвращается снова и снова или его воздействие вообще не прекращается.

Например, постоянный страх получить двойку по математике, напряженная атмосфера дома, мама все ругает и ругает, что ты такой неряха и у тебя вечный беспорядок… Организм ребенка уже знаком с ощущением стресса и сопротивляется всеми возможными способами.

Многим родителям этот период знаком как период постоянной «войны»: «Не пойду я в школу», «Не хочу в детский сад», «Не буду мыть голову», «Не хочу, чтобы вы ссорились», «Перестаньте меня ругать»… Именно на этом этапе организм детей начинает иногда «выдавать» первые психосоматические реакции: вялотекущие простуды, бессонницу, навязчивые движения.

Если на этом этапе источник беспокойства не исчезнет, мы рискуем перейти к ситуации хронического стресса, который грозит общим истощением.

Ребенок чувствует себя все хуже, болеет все чаще, никак не может сосредоточиться, плохо учится и уже как будто не очень всему этому сопротивляется.

На борьбу со стрессом у него уходят все жизненные силы, а на развитие и благополучную жизнь уже ничего не остается. К этому «букету» иногда присоединяются энурез и другие серьезные проблемы со здоровьем.

Где искать причину?

Хорошо, когда проблема лежит на поверхности: вы только переехали в новый дом, ребенок пошел в школу, сменил класс, у него проблемы со сверстником, конфликт с учителем, родители на грани развода, тяжело болеет любимая бабушка… Примечательно, что все эти факторы относятся к одной категории — социально-психологических. Но есть и две другие группы, которые не всегда столь очевидны даже для очень внимательных и заботливых родителей. Обо всех трех поговорим подробнее.

Физиологические факторы развития стресса:

  • Голод.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b9672fbef22f400aa2cf534/5daeb8c0c05c7100adaabe26

Родительское собрание «Воспитание «стрессоустойчивости» у детей и подростков как средство укрепления физического и психического здоровья»

Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что детям нужно уделять внимание. Но далеко не всегда удается побыть наедине со своим ребенком, пообщаться с ним, выслушать новости, принесенные из школы или детского сада.

И нередко случается так, что лишь когда малыш уснул, мы вспоминаем, что был он каким-то вялым, грустным, не мешал смотреть любимый телесериал. «Ничего, расспрошу завтра», — утешаем мы себя. А завтрашний день приносит новые хлопоты и заботы…

А ведь именно так можно проглядеть детский стресс.

Стресс — это не всегда плохо

Стресс — это потрясение, реакция на раздражитель или стрес­согенный фактор (в переводе с английского stress — это давление, нажим, напряжение). Стрессов бояться не следует, ведь человек нуждается в регулярных встрясках для ощущения всей полноты жизни и для того, чтобы его организм нормально функционировал.

И просто отлично, если стрессовая ситуация побуждает собраться, мобилизовать все силы на экзамене, во время визита к врачу, на публичных выступлениях или спортивных состязаниях. Но возможна и деструктивная реакция на аналогичные ситуации, при которых возникают растерянность, тревога, апатия.

То есть опасным является не сам стресс, а патологическая реакция на него.

Далеко не всем известно, что стрессом можно назвать не только какое-то серьезное, драматическое или даже трагическое событие.

Стресс может вызвать и жизнь в тяжелой безвыходной ситуации: сложные бытовые условия, материальные затруднения, перегруженность и хроническая занятость, постоянное недосыпание, череда мелких травмирующих событий (так называемая черная полоса).

Поэтому даже взрослый человек не всегда отдает себе отчет в том, что находится в состоянии хронического стресса. Что уж говорить о том, если нечто подобное переживает ребенок.

Причины стресса у детей

Насколько применимо к малышу такое понятие, как «стресс»? Увы, в такой же мере, как и к взрослому.

С той лишь разницей, что незрелая детская психика порой просто не в состоянии справиться с неприятностями без посторонней помощи.

И многое зависит от отношения родителей к детским горестям и радостям, от того, насколько уважительно они относятся к личности малыша, сумели ли научить справляться с проблемами.

Стрессогенные ситуации у детей могут быть те же, что и у взрослых: потеря близкого человека, развод родителей, смена коллектива, переезд на новое место проживания… Вместе с тем существуют и сугубо детские проблемы, которые связаны с возрастными изменениями, учебой, отношениями с родителями, сверстниками, учителями.

Стрессу подвержены даже грудные дети. У них он проявляется в повышенной раздражительности, отказе от принятия пищи, неожиданном и резком нарушении общей картины сна. Среди причин могут быть болезнь, госпитализация, разлука с близкими людьми, нарушение режима кормления, неприятности, переживаемые родителями.

Дети от 6 до 12 лет подвержены стрессам, которые вызваны требованиями к ним и дома, и в школе. Типичные стрессогенные ситуации в этом возрасте: давление по поводу успеваемости, зависть, чувство соперничества со старшими братьями и сестрами, ссоры с родителями и друзьями, возрастные изменения в строении тела.

Особо чреват наличием юношеских потрясений подростковый возраст. Тинейджеры драматически переживают сложности в отношениях с противоположным полом, страдают от различных комплексов и заниженной самооценки, переживают из-за неприятия их определенной группой сверстников.

Как распознать стресс у ребенка?

К сожалению, вне зависимости от возраста определить наличие у детей стресса достаточно сложно. Ведь пока ребенок мал, он еще не в состоянии сформулировать свои проблемы, а когда становится постарше, то уже не счи­тает возможным делиться ими со своими близкими. Поэтому родителям следует научиться распознавать косвенные признаки того, что ребенок находится в состоянии хронического стресса.

Итак, есть все основания заподозрить, что у вашего ребенка серьезные проблемы, если он стал раздражительным, неспокойным, у него преимущественно плохое настроение. Он может стать напряженным, тревожным, недовольным собой, склонным к необдуманным импульсивным поступкам.

Иногда можно наблюдать проблемы в общении, непродуктивное распределение времени, агрессивное поведение, склонность ко лжи, проявления отчужденности («никому я не нужен, никто меня не любит»). Одновременно могут возникнуть проблемы с учебой из-за ослабления памяти, спутанного мышления, ухудшения способности концентрироваться.

Бывает, что ребенок плохо спит из-за кошмаров или, напротив, страдает повышенной сонливостью.

Нередки и такие признаки стресса, как потеря аппетита или, наоборот, склонность к перееданию; речевые нарушения; головные боли; расстройства пищеварения (запоры или поносы); сердцебиение; тошнота; повышенная утомляемость; потливость; неопределенные боли, не поддающиеся врачебной диагностике; склонность к аллергическим реакциям; частые простудные заболевания и инфекции.

ни.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/vospitanie_stressoustojchivosti_u_detej_i_podrost_191250.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector