Формы заикания: классификация, этиология, виды

Формы заикания: классификация, этиология, видыВ современном мире заикание распространённое заболевание. Им страдают и взрослые, и дети. У первых же эта патология затягивается с детства, в дальнейшем могут прибавляться психологические расстройства, связанные со страхом общения.

Болезнь может проявлять себя по-разному и усиливаться или затухать в определённой обстановке или при эмоциональном состоянии пациента.

В этой статье поговорим о клинических видах, формах и степенях заикания у детей дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых людей, дадим характеристику типам течения логоневроза.

Степени тяжести

Какое количество степеней заикания различают? Заболевания делят по степени его выраженности. Поэтому выделяют 3 степени заикания у ребенка и взрослого:

    Формы заикания: классификация, этиология, виды

  1. Лёгкая форма заикания (логоневроза). Практически не мешает свободному общению. Патология практически никак себя не проявляет. Но в стрессовой ситуации или при попытке что-то быстро сказать, возможны незначительные запинки.

    Но в спокойной ситуации, речь становится опять ровной и членораздельной. Если легкая степень заикания обнаружилась у ребёнка, то родителям стоит обратить внимание, ведь лучше лечить болезнь на ранней стадии.

    Иначе она может прогрессировать. В будущем эта наиболее ранняя и легкая форма заикания может доставить немало проблем.

  2. Средняя. Заикание сильно проявляется у ребенка или взрослого только в момент эмоционального возбуждения. Пациент не может закончить фразу. В повседневном общении, человеку заикание средней степени тяжести практически не мешает, хоть и затрудняет его.
  3. Тяжёлая форма заикания. Патология проявляется в любом эмоциональном состоянии. Больной испытывает трудности при общении или всячески его избегает. Заикание высокой степени также сопровождается разного рода осложнениями: судороги мышц лица, рук, ног и пр.

Взрослые страдают от заикания с детства. Именно с тех пор, когда патология была не долечена или попросту проигнорирована.

Обычно человек начинает заикаться при нахождении среди большого количества людей. Оно сопровождается паническими этакими, ощущением удушья и сильным сердцебиением. Во взрослом возрасте регистрируются судороги во всех отделах речевого аппарата.

Речь сопровождается бессознательными и хаотичными движениями рук, ног и туловища. Человек обычно склонен избегать общения. Очень замкнут. На этой почве может развиваться депрессия.

Классификация по типу течения

Возникает вследствие распространения чрезмерного возбуждения двигательных центров головного мозга к соседним структурам, в том числе и на те центры, которые отвечают за эмоции.

Спазмы, возникающие в речевом аппарате (мышцы нёба, языка, губ) или в мышцах гортани, вызывают заикание. Оно проявляется при нарушении дыхания, так как происходят дыхательные судороги.

Патология может протекать по разному типу:

    Формы заикания: классификация, этиология, виды

  1. Регредиентный. Улучшение симптоматики, исчезновение признаков заикания и страха боязни речи, уменьшаются судороги и сопутствующие патологии.
  2. Хронический. Если в течение некоторого времени (6 мес.), признаки заболевания не проходят, то заикания считается хроническим. Оно протекает по таким типам:
    • постоянному. Признаки и тяжесть течени не меняется со времени. Сопутствующие симптомы: моторные и психопатические нарушения тоже не изменяются. Болезнь протекает однообразно;
    • рецидивирующему. Рецидивирующее заикание характеризуется периодами ремиссии, когда клинические признаки затухают и рецидивами: заикание проявляется вновь;
    • волнообразному. Речь больного постоянно меняется: она то улучшается, то ухудшается. Симптоматика волнообразного заикания может носить сезонный характер, например, ухудшаться в весенне-летний период и пр. Изменения могут зависеть от возраста больного или каких-либо эмоциональных причин. Но такой тип течения болезни проявляется и в спокойном состоянии человека, то есть без видимых причин.
  3. Прогредиентный. Отмечается постепенное ухудшение состояния больного.

Выявляется и сопутствующее осложнение — эмболофразия. Это нарушение характеризуется тем, что больной в речи постоянно добавляет лишние слова (короче, так сказать, ну, это и пр.) или повторяет их, они не имеют смысла.

Это делается для того, чтобы потянуть время и выбрать более удобные для произношения слова или конструкции.

Характеристика по этиологическому признаку (причинам возникновения)

Патологию также различают по причине её возникновения. По этиологическому признаку различают следующие виды заикания: невротическое и неврозоподобное.

Сравнительная характеристика невротической и неврозоподобной форм заикания представлена в таблице:

Вид патологии Причины Симптомы
Невротическое Болеют взрослые и дети. Источник заболевания — негативный психологический фактор, испуг или стресс, который пережил человек в детстве. Но не все люди, пережив негативный опыт становятся заиками. Виною всему генетическая предрасположенность. У таких пациентов наблюдается повышенная судорожная готовность речевого центра и мускулатурный и нервный тонус. Ребёнок может начать заикаться под влиянием постоянного стресса, например, при неблагоприятной обстановке в семье. По степени тяжести может быть лёгким, средним и тяжёлым. По течению оно бывает постоянным и независящим от внешних обстоятельств, волнообразным и рецидивирующим. То есть периоды болезни могут усиливаться или ослабляться или вовсе прекращаться на некоторое время и возвращаться вновь. Заикание напрямую зависит от эмоционального состояния человека. Так, если он находится среди близких и в спокойной обстановке, то клинические признаки могут отсутствовать. И, наоборот, в обществе или в незнакомой обстановке клиника заикания может показать себя во всей красе и мешать пациенту взаимодействовать с обществом.
Неврозоподобное Источник болезни — органическое поражение мозга и функциональное изменение ЦНС. Эти поражения возникают обычно в период внутриутробного развития плода. Влияет на формирование патологии родовая травма или инфекционные болезни.
К предрасполагающим факторам развития изменений в головном мозге ребёнка, относят:

  1. Инфекционные заболевания родителей.
  2. Психические расстройства родителей.
  3. Осложнения беременности.
    Приём медицинских препаратов во время вынашивания ребёнка, которые противопоказаны к этому.
  4. Алкоголизм и наркомания родителей.
Симптоматика патологии формируется и проявляется во время активного формирования речи. Проявления болезни не зависят от психоэмоционального состояния пациента и носят постоянный характер. Для этого вида заиканий характерны судороги в артикуляционном аппарате: языке, небе и губах. Речь больного монотонная и невыразительная. У детей может наблюдаться общее недоразвитие речи. Клинические признаки заикания возрастают при повышенной речевой нагрузке или после перенесённых инфекционных заболевания. В переходном возрасте у ребёнка симптоматика может усиливаться. Появляется боязнь разговаривать с посторонними людьми. Усиливается тревожность. Патология в основном носит волнообразный характер. Зависит от психологического и физического состояния.

По форме судорог и их проявлениям

Какое еще бывает заикание? В зависимости от их локализации, заикание разделяют на:

    Формы заикания: классификация, этиология, виды

  1. Тоническое. Наиболее распространённый тип патологии. Чрезмерное возбуждение передаётся на речевой аппарат, где происходит судорога. Вследствие этого нарушается нормальная речь.

    Обычно больной не может произнести какой-либо звук или начать новое слово. При этом лицо и шея выглядят со стороны очень напряжёнными.

    Может также быть длительно сокращение дыхательных мышц и больному часто не хватает воздуха для продолжения речи.

  2. Клоническое. Выражается в повторении отдельных звуков, частей слова или всего слова целиком. Для этого типа патологии характерно непроизвольное и частое сокращение мышц речевого аппарата. Обычно заикание проявляется перед произношением сложно произносимыми звуками.
  3. Смешанное. Смешанная форма заикания может проявляться как клоническими, так и клоническими судорогами. Одна форма может накладываться на другую. У больного наблюдаются длительные паузы или же провалы в речи.

По локализации

Судороги, которые приводят к запинкам в речи, локализуются в разных отделах:

  1. Артикуляционный. Судорога может затрагивать мышцы лица (происходит сокращение мышц верхней или нижней губы, в результате чего происходит оттягивание уголков рта в стороны или судорожное его открытие, в некоторых случаях мышцы шеи, лба и ушей тоже принимают участие), мышцы языка (непроизвольное его вываливание из полости рта, непроизвольное открытие рта и пр.), мышц мягкого нёба (в этом случае проход из глотки в носовую полость то закрывается, то открывается).
  2. Дыхательный. Наблюдаются при вдохе, но они мало заметны и проявляются как незначительные паузы в разговоре. Происходят с различной частотой и интенсивностью. При выдохе пациенту с трудом удаётся закончить слово или фразу. При этом происходит сильное сокращение мышц пресса. Судорога затрагивает лицевые мышцы, в результате чего лицо искажается. Ощущается нехватка воздуха.

Источник: https://nerv.guru/zabolevaniya/zaikanie/vidy-z

Формы заикания

  • Добрый день!
  • В этой статье я бы хотел поговорить о формах заикания.
  • Официальная медицина классифицирует заикание на две группы:

Невротическая и неврозоподобная формы заикания

Формы заикания: классификация, этиология, видыНеврозоподобная форма заикания часто появляется на фоне ярко выраженного психического расстройства с нарушениями моторики и потерей контроля над артикуляцией. Эта форма фиксируется на приборе Электроэнцефалограммы, показывая чаще всего патологическое функционирование мозга, дети с этой формой часто отстают в развитии от сверстников. Неврозоподобное заикание имеет мало общего с обычным заикание и является лишь малой частью, верхушкой гораздо более серьезного заболевания, связанного с отклонениями психики. В отличии от невротической формы, неврозоподобная форма заикания обнаруживается средствавами объективной диагностики, попросту говоря, ее видно, когда делают МРТ.

Прочитайте мою книгу, в которой я рассказываю мой опыт избавления от заикания, введите ниже ваш email и получите ее, это совершенно бесплатно!

Невротическая форма заикания это обычное нам заикание, которое не обнаруживается средствами медицинского обследования.

Электроэнцефалограмма показывает вполне гармоничное состояние головного мозга (если нет отклонений, связанных с другим заболеванием), в отличие от неврозоподобной формы, если заикающийся молча пройдет обследование, то врачи не смогут выявить, что у человека заикание. Невротическое заикание у детей возникает в большинстве случаев в возрасте 3-4 лет, начинается внезапно и быстро прогрессирует.

Типы течения заикания при этом зависит от обстановки: часто наедине с собой заикание значительно ослабевает, а при внутреннем диалоге с самим собой заикание полностью отсутствует.

Но в стрессовой ситуации, особенно в ситуации связанной с публичными выступлениями, обращением к не знакомым людям, звонок по телефону, заикание значительно усиливается, и каждое слово дается с большим усилием из-за сильнейших спазмов речевого аппарата.

Классификация заикания: клоническая и тоническая формы

  • Клоническое заикание: при этой форме заикающийся многократно произносит одно и то же слово или слог. Клоническая форма проявляется так же судорогами при заикании.
  • Тоническое заикание: при ней наблюдаются длительные паузы, как перед началом речи, так и во время произнесения фразы. Пауза сопровождается судорогами речевых мышц, а так же лица, губ и даже мышц живота.
  • Так же существует смешанная форма, это совокупность тонической и клонической формы.
Читайте также:  Заикание (логоневроз) у детей: лечение, причины, избавление

Но это все официальная версия. Я бы хотел озвучить свою, на основе многолетнего опыта, я каждый день ощущал эти чувства.

Хоть я и не врач, не профессор и медицинский университет не заканчивал, собственное мнения я, надеюсь, заслужил.

Я не касаюсь формы: неврозоподобное заикание, так как это клинический случай, который фиксируют медицинские приборы. Это уже явное психическое расстройство, конечно это тоже заикание, но оно вызвано дисфункцией головного мозга и тут, к сожалению, я бессилен.

На мой взгляд, классификация заикания на тоническую и клоническую не имеет смысла, так как я не встречал ни разу, чтоб была только какая-то одна какая-то форма.

Всегда имеет место и паузы, особенно перед началом речи, которые конечно же вызваны спазмом и повторения слогов и слов.Формы заикания: классификация, этиология, виды

А на счет тонической формы я вообще не уверен, что такая существует. Проявление этой форма без клонической если и бывает, то крайне редко. Я уже писал свое мнение об этом в статье «Причины заикания», разрешите повторить!

Я тоже повторял слога, слова и даже целые словосочетания. Осознать, почему так происходит, потребовало самоанализа, я понял это только лет в 25.

А причина, на мой взгляд, вот в чем: заикающийся всей душой хочет выглядеть нормальным (конечно потому что он и есть АБСОЛЮТНО нормальный) и стоять с перекошенным лицом, пытаясь преодолеть спазм, пугать народ своей физиономией это серьезный удар по самолюбию.

Под самолюбием тут я подразумеваю огромное желание выглядеть нормальным. Самолюбие у заикающегося очень ранимое, иногда простая насмешка вызывает бурю обиды, злобу и слезы. Особенно это касается девушек.

В студенческие годы я подрабатывал в баре и однажды я где-то не много «накосячил» и пытался объяснить подвыпившему посетителю, что ему надо доплатить. Этот посетитель сделал пренебрежительное лицо и ответил: «Что нормального бармена не могли найти, не заику?».

Любой заикающийся поймет, какие чувства я испытывал. Даже какой-то «синий» маргинал способен меня морально уничтожить одной фразой, попытался бы я что-то возразить, начал бы заикаться еще сильнее, что вызвало бы только большие насмешки.

Таких моментов в моей жизни было сотни.

Подведя итог, могу выделить только две формы заикания:

  1. Неврозоподобная – может наблюдаться на ряду с психическим расстройством. Определяется объективными средствами медицинской диагностики. Как лечить мне не известно.
  2. Невротическая – это заикание не связанное с психическими расстройствами или физическими травмами. Человек с этой формой не имеет объективных физических или психических травм или отклонений, которые могли бы вызвать заикание. Может проявляться в клонической и тонической форма. О лечение этого типа читайте тут.

Степени заикания, которые я встречал, можно условно расположить на 10 бальной шкале, от легких запинок, чуть выше нормы, до практически не понятной речи. Скажу, что примерно 70% заикающихся, заикаются примерно одинаково, на 5-6 баллов из 10.

Если вам есть, что добавить или возразить, буду очень рад увидеть ваши комментарии!

Формы заикания: классификация, этиология, виды

Источник: https://zaikanieblog.ru/zaikanie/formy-zaikaniya-klonicheskaya-tonicheskaya-nevroticheskaya.html

Формы заикания. Типы заикания

Формы заикания: классификация, этиология, виды

Конечно же, правильнее было бы назвать пост так: «Классификация заикания по типу и форме в зависимости от его характера и места локализации судорог мышц артикуляционного аппарата».

Но согласитесь, что подобное название больше подходит для научного трактата. А никак не для статьи обычной мамы, столкнувшейся в своей жизни с такой проблемой, как заикание у любимого малыша. Мамы, желающей поделиться с себе подобными той информацией, которую ей удалось собрать по крупицам из разных источников и систематизировать. Мамы, пытающейся выложить эту информацию в своем блоге на понятном для людей, не имеющих медицинского образования, языке. Так что, раз уж начала писать без сложных формулировок, значит, и дальше буду действовать в том же духе. Итак, продолжаем разбираться с тем, что означает, обычно, диагноз, поставленный специалистами ребенку, имеющему запинки в речи, и включающий в себя какие-то типы, степени, формы и виды. Из предыдущих постов вы узнали, что такое заикание и какие бывают виды заикания, исходя из причин его возникновения, или, говоря, по-научному, в зависимости от этиологии заболевания.

Но заикание классифицируется не только согласно его происхождению. Как вы, должно быть, уже поняли, при заикании нарушение плавности речи, запинки и паузы в разговоре происходят вследствие судорожного сокращения мышц, участвующих в воспроизведении речи. От чего эти судороги могут появляться? Постараюсь, не вдаваясь в дебри, кратко объяснить вам сам принцип их возникновения.

От чего возникают речевые судороги при заикании?

Формы заикания: классификация, этиология, виды

В коре головного мозга человека непрерывно протекают два процесса. Процесс возбуждения центральной нервной системы и процесс ее торможения. Их гармоничное взаимодействие – это и есть норма высшей нервной деятельности всех систем человеческого организма.

У детей в период активного развития фразовой речи и формирования мышления особо уязвимой областью высшей нервной деятельности становиться речь.

В силу различных обстоятельств, о которых мы, обязательно, поговорим в посте, посвященном причинам возникновения заикания, нервная система может быть ослаблена.

Она, просто, не в состоянии сопротивляться той нагрузке, которая на нее ложиться в процессе формирования личности ребенка.

Тут и нарушается равновесие между деятельностью корки головного мозга и подкорки, перенапряжение процессов торможения и возбуждения центральной нервной системы.

Вследствие такого сбоя вырабатывается патологический (неправильный) условный рефлекс.

Он характеризуется нарушением координации движений при воспроизведении речи, темпа и ритма дыхания, а также повышением тонуса артикуляторных мышц – речевыми судорогами.

От того, насколько они сильны и где локализируются, зависит, какого типа и формы будет диагностироваться заикание и, соответственно, какую методику лечения лучше применить для его коррекции. Вот поэтому-то вам и нужно четко понимать, что означает диагноз, поставленный вашему ребенку врачами.

Механизм возникновения речевых судорог мы разобрали. Теперь перейдем, непосредственно, к их классификации. Выясним, какие типы заикания бывают по характеру судорог артикуляционных мышц, и какие выделяют формы заикания, исходя из локализации судорог речевого аппарата.

Типы заикания по характеру судорог мышц, участвующих в реализации речевой функции

Формы заикания: классификация, этиология, виды

Характер судорог мышц артикуляционного аппарата бывает разным. В зависимости от этого, выделяют три типа заикания:

1. Клонический.

2. Тонический.

3. Смешанный.

При клоническом типе

Источник: http://www.detsko.com/blogs/moi-rebenok-zaikaetsja-chto-delat/kakim-byvaet-zaikanie-po-tipu-i-forme.html

Заикание: этиология, симптоматика заикания. Характеристика основных форм заикания

Заикание – это расстройство темпа, ритма и плавности речи в результате речевых судорог. Механизм заикания объясняется с позиции учения Ив. П. Павлова о неврозах о физиологии высшей нервной деятельности (сам Павлов заиканием не занимался).

  В коре головного мозга протекают основные нейродинамические процессы:  возбуждение и торможение, они обладают рядом свойств: сила, подвижность, равновесие, при неблагоприятных условиях происходит «ошибка» нервных процессов. В результате равновесие нарушается и появляется «застойный очаг! («больной пункт») в коре головного мозга.

Из-за этого ослабевает регулирующее воздействие коры над подкоркой, подкорка перестает регулировать мышечный тонус, он начинает меняться хаотично, это выражается в  виде речевых судорог.

Причины заикания:

1 группа – предрасполагающие:

  • Соматическая ослабленность
  • Наследственность (около50%) – передается по наследству не само заикание, а слабый тип ЦНС («половинчатый» тип) – холерики, меланхолики – группа риска – чаще у них возникает заикание
  • Переученная леворукость

2 группа – вызывающие:

  • Психотравма:           -острая, одномоментная.

                                               -микротравма, действующая в течение некоторого времени (капля, переполнившая сосуд): стойкое нежелание ходить в дс, авторитарное воспитание, разноречивые требования к ребенку, ссора в семье, ускоренный темп речи взрослых.

            Симптоматика:

1.           Судороги.

Клинические – легкое многократное повторение первого звука без мышечного тонуса. С этих судорог все и начинается.

  • Тонические – тяжелый спазм, делающим невозможным начало речи.
  • Смешанные судороги: клонические, клоно-тонические, тоно-клонические, тонические.
  • Место локализации судорог:
  • Артикуляционные – судороги губ, челюсти, языка.

Голосовые – голос становится неровным, блеющим, м.б. внезапная немота.

Дыхательные – дыхание очень шумное, шумный вздох, шумный выдох, дыхание короткое, речь на вдохе.

  1. Непроизвольное двигательное расстройство – разнообразные двигательные акты, которые не поддаются волевой задержке.
  2. Маскировка.
  • Двигательные уловки отвлекают внимание слушателей, на какое-то время успокаивает заикающего. При выполнении движения с периферии в кору головного мозга поступает дополнительный поток импульсов, который нейтрализует, снимает, застойный очаг в КГМ и заикающему действительно в этот момент легче говорить.

Отрицательные свойства этого симптома: в большинстве случаев двигательные уловки раздражают слушателей. Привязанность к движениям, невозможность говорить без этого движения.

-невнятное тихое бормотание.

-Эмболофазия (у пациента в речи много лишних слов-паразитов: э-э-э, ну-у, вот и т.п.)

  1. Симптомы личностных изменений.
    • Логофобии (страх перед речью) появляются после того, как в какой-то ситуации неожиданно в унизительной форме критикуется речь заикающего.
    • Характерологические изменения:
  1. ¾    Робость, мнительность, обидчивость, чувство малоценности, самоизоляция.
  2. ¾    Характеризуется тем, что у пациента оборонительно- агрессивное поведение.
  3. Симптоматика заикания с возрастом утяжеляется, не дает регресса, самокоррекции не происходит.
  4. Характеристика основных форм заикания.

Патогенетическая теория заикания Л.Белякова, Оганесян, Буланов и др. (невротическое и неврозоподобное заикание).

Невротическое заикание – функциональное расстройство речи.

Причины: сочетание предрасполагающих причин и вызывающих. Заикание возникает остро, одномоментно (родители могут указать точное время и причину). Время: с 2 до 4-х лет. Течение заикания: заикание утяжеляется постепенно, медленно. В одних ситуациях общения заикание проявляется, а в других нет.

Психолого-педагогическая характеристика: повышенная нервная возбудимость, общие характерологические изменения, особенности поведения ребенка зависят от условия воспитания. Состояние моторики: существенных отличий от нормы нет. Сопутствующие нарушения речи: достаточно редки, м.б. отсутствие, замены, смешение звуков, но они быстро коррегируются.

Читайте также:  Защита от манипуляций: как противостоять, техники

Неврологическая симптоматика практически отсутствует.

Неврозоподобное заикание – органическое расстройство речи.

Причины: органическое поражение ЦНС (внутриутробное, в период родов, в ранний послеродовой период). Начало заикания: заикание возникает исподволь, малозаметно (то есть, то нет), родители не могут определить причину. Время возникновения: при тяжелых поражениях ЦНС с появлением первых слов (бывает редко), с 4 до 7 лет, а иногда и позднее.

Течение заикания: Заикание утяжеляется очень быстро, оно практически не зависит от ситуации общения. Психолого-педагогическая характеристика: повышенная нервная возбудимость, общие характерологические изменения.

На поведение ребенка отражается церебрастенический синдром: непереносимость духоты, жары, резкие перепады настроения, вспыльчивость, капризность, дети не переносят транспорт, чувство голода, посторонние запахи, избирательность в пище.

  В таком состояние ухудшается работоспособность, снижается память, замедляется скорость мыслительных операций, раздражительность. Состояние моторики: моторная неловкость, неуклюжесть. Сопутствующие нарушения речи: дефект произношения по типу искажения, м.б.

саливация, нарушение голоса, интонации (все недостатки схожи с дизартрией). Неврологическая симптоматика: множественные признаки, свидетельствующие о поражении ЦНС.

  •             При неврозоподобном заикании система логопедической работы такая же, что и при невротическом заикании.
  • Особенности:
  • ¾    Увеличиваются сроки работы до года и больше.
  • ¾    Традиционный основной курс:1,5 – 2 месяца, затем микрокурсы (недельные)  5-7 раз в год. Кроме этого пациенты имеют право в любой момент явиться в кабинет, как только почувствуют ухудшение
  • ¾    Увеличивается роль медикаментозного лечения.

При неврозоподобном заикании чаще возможны рецидивы. Заикающие должны  об этом знать, предупредить об особенностях течения болезни.

Психологическая теория заикания – пр. Р.Левина (автор). Методические рекомендации для дошкольников разработаны С.Мироновой, для мл. школьников Н.Чевелевой.

            Заикание  (по Левиной) – это расстройство коммуникативной функции речи, выражается в виде трудности отбора языковых средств, структурирования  высказывания, наступившее в результате скачкообразного перехода от ситуативной речи к контекстной и раннего усложнения ситуации общения.

            Причины: в возрасте от 2 до 4х лет осуществляется плавный  постепенный переход от ситуативной к контекстной речи. У детей под влиянием неправильного педагогического воздействия происходит скачкообразный переход от ситуативной к контекстной речи. В этом случае у ребенка затрудняется отбор языковых средств и программирование фразы. Ошибки педагогического воздействия:

¾    избыточная информация, которая еще не нужна ребенку по возрасту;

¾    раннее усложнение ситуации общения (тесты, экзамены и т.д.);

  1. ¾    чтение текстов не по возрасту;
  2. ¾    общение с ребенком не адаптированной к его возрасту речью;
  3. ¾    слишком раннее изучение иностранных языков;
  4. ¾    двуязычие в семье.

Течение заикания: во время речи ребенок делает многократные паузы, повторы, это связано не с судорогами, а с трудностями в построении фразы. Проявляется у маленьких детей, а родители не обращают внимания.

Коррекционная работа. Главная задача: систематизировать словарь, сформировать навыки программирования высказывания и навыки правильного речевого поведения, т.к.

чаще всего подобные трудности возникают у детей расторможенных, чрезмерно активных, импульсивных. В коррекционной работе не нужны те виды работ, которые используются для снятия судорог.

Ребенок должен быть возвращен на этап простой ситуативной речи, а затем постепенно, последовательно должен освоить сложную контекстную речь.

Источник: https://students-library.com/library/read/54836-zaikanie-etiologia-simptomatika-zaikania-harakteristika-osnovnyh-form-zaikania

Заикание, этиология, феноменология, классификация

Вопрос № 30(источник:О.А. Козырева; интернет)

  • Технология обследования звукопроизношения
  • По данным различных авторов, выделяются от 3 до 10 этапов логопедического обследования:
  • 1 этап — ориентировочный
  • 2 этап – диагностический
  • 3 этап – аналитический
  • 4 этап – прогностический
  • 5 этап – информирование воспитателей и родителей
  • Задачи ориентированного этапа:
  • — сбор анемнестических данных;
  • — выяснение запроса родителей;
  • — выявление предворительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.
  • Решение данных задач позволяет сформировать адекватный возрастным и речевым возможностям, а также интересам ребенка пакет диагностических материалов.
  • Виды деятельности:
  • — изучение медицинской и педагогической документации;
  • — изучение работ ребенка;
  • — беседа с родителями.
  • Изучение медицинской и педагогической документации.
  • К медицинской документации относятся: — медицинская карта ребѐнка; — Выписки специалистов;
  • — Заключения специалистов и др.
  1. К педагогической документации относятся: — Педагогическая характеристика; — Логопедическая характеристика;
  2. — Психологическая характеристика.
  3. Изучение работ ребѐнка. К данному виду документации относятся: — Рисунки;
  4. — Творческие поделки;
  5. — Контрольные тетради с диктантами и др.

Беседа с родителями. — Беседу с родителями рациональнее всего начинать с выявления запроса родителей или жалоб родителей на речь ребѐнка. — Заполнение анкеты родителями (матерью или отцом);

— Рекомендации для родителей.

II. Диагностический этап.

  • Диагностический этап представляет собой собственно процедуру обследования речи ребенка. При этом взаимодействие логопеда и ребенка направленно на выяснение следующих моментов:
  • — какие языковые средства сформированы к моменту обследования;
  • — какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;
  • — характер несформированности языковых средств;
  • — в каких видах речевой деятельности проявляются недостатки ( в говорении , в аудировании, чтении, письме);
  • — какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.
  • Методы логопедического обследования: — Педагогический эксперимент; — Беседа с ребѐнком; — Наблюдение за ребѐнком;
  • — Игра.
  • Характер дидактического материала. В каждом конкретном случае будет зависеть: — От возраста ребѐнка; — От уровня развития речи; — От уровня психического развития ребѐнка;
  • — От уровня обученности ребѐнка.
  • 4 принципа и подхода последовательности проведения логопедического обследования:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода; 2. От общего к частному; 3. От сложного к простому; 4. От продуктивных видов речевой деятельности к рецептивным.

5. Исследование объѐма и характера употребления языковых и речевых единиц.

  1. Направления обследования: — Состояние связной речи; — Состояние словарного запаса; — Состояние грамматического строя речи;
  2. — Состояние звукопроизношения;— Обследование слоговой структуры слова;
  3. — Обследование фонематического восприятия;

— Состояние артикуляционного аппарата;

III. Аналитический этап.

  • Задачей аналитического этапа является интерпритация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчѐтным документом логопеда, независимо от его места работы.
  • В речевой карте, как правило, представлены разделы: — Паспортная часть, в том числе и возраст ребѐнка на момент обследования; — Анамнестические данные; — Данные о физическом и психическом здоровье ребѐнка; — Раздел, посвящѐнный характеристике речи;
  • — Логопедическое заключение.

IV.Прогностический этап.

  1. На этом этапе на основании результатов обследования дошкольника логопедом определяется прогноз дальнейшего развития ребѐнка, основные направления коррекционной работы с ним, составляется индивидуальный план работы.
  2. Формы реализации индивидуальных маршрутов: — Индивидуальные занятия по индивидуальному плану; — Групповые занятия по определѐнной коррекционной программе; — Подгрупповые занятия; — Интегрированные занятия при взаимодействии со специалистами ДОУ;
  3. — Занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов ДОУ.
  4. Логопедическое заключение, направления коррекционной работы и еѐ организационные формы должны быть донесены до родителей и обсуждены с нимина 5 этапе обследования.

V. Информационный этап.

Информирование родителей – деликатный и сложный этап обследования ребѐнка. Он проводится в виде беседы с родителями при отсутствии ребѐнка.

  • Требования к информированию родителей — Беседу с родителями следует строить на доступной для них терминологии; — Беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребѐнку;
  • — Беседа должна быть построена в конструктивном направлении с целью найти союзников в лице родителей.
  • Обследование звукопроизношения
  • Обследование звукопроизношения проводится только в том случае, если у ребенка в процессе беседы с ним, обследовании связной речи или по жалобам родителей обнаруживаются недостатки в звукопроизношении.
  • В качестве дефектов звукопроизношения рассматриваются:
  • — отсутствие звука;
  • — искажение звука;
  • — замены звуков (устойчивые или не устойчивые).

Логопед отмечает в речевой карте, какие звуки имеют дефекты. При наличии пропусков звуков, их замены или смещения обязательно проводится углубленное обследование фонеморазличения, причем дефектные звуки включаются в языковой материал в обязательном порядке.

  1. Для оценки качества звукопроизношения и определения направлений коррекции определяется уровень, на котором звукопроизношение сформировано недостаточно:
  2. — в самостоятельной (спонтанной) речи;
  3. — на специально отработанном материале (в словах, слогах) под контролем сознания;
  4. — изолированное произнесение.
  5. Обследование звукопроизношения проводится в процессе деятельности ребенка и в совместной деятельности с логопедом.

Вопрос 31(источник: лекции Л.А. Брюховских, интернет)

Заикание, этиология, феноменология, классификация.

Заикание–наруш. темпа, ритма, плавности речи, вызыв-е судорогами в разл-х частях реч. аппарата. При заикании наблюдаем в его речи вынужд-е остановки или повт-я отд. зв. и слогов.

Чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию, чем девочки.

Но чаще всего заикание проходит с возрастом, по статистике только 3 % взрослых заикается.

Причины заикания:

1. предрасполагающие («почва»);

2.производящие(«толчок»).

Предрасполагающие причины:1)невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие функции ЦНС); 2)невротические особенности ребенка (ночные страхи, энурез, раздражительность, эмоциональная напряженность); 3)конституционная предрасположенность (заболевания вегетативной НС, повышенная ранимость); 4)наследственная отягощенность (врожденная слабость речевого аппарата; 5)поражения головного мозга (родовые травмы, асфиксия, инфекции, обменно-трофические нарушения).

Производящие причины:1)анатомо физиологические: энцефалолитические последствия заболеваний; 2)травмы головного мозга (асфиксия, сотрясение); истощение или переутомление нервной системы; инфекционные заболевания (корь, тиф, коклюш);3) детские болезни, истощающие нервную систему (рахит); 4)болезни внутренней секреции, обмена веществ; 5)несовершенство звукопроизношения (дислалия, дизартрия, ЗРР). 6)психические и социальные причины: психотравма (испуг, страх);7)неправильное воспитание в семье (длительная психотравма);8)хронические конфликтные переживания; длительные отрицательные эмоции; острое потрясение; чрезмерная радость; неправильное формирование речевой функции (речь на вдохе, скороговорение); 9)речевая и мыслительная перегрузка; полиглоссия(многоязычие); 10)подражание заикающимся (пассивное и активное). Симптоматика заикания.В настоящие время выделяют две группы симтомов проявления заикания: 1.физиологические симптомы: речевые судороги; нарушения ЦНС; нарушения физич. здоровья, общей и реч. моторики. 2. психологические симптомы: речевые запинки; фиксация на дефекте; логофобии; уловки; особ-ти личности.Различают три формы заикания:1.невротическое ( обусловленное воздействием психотравмирующих факторов) заикание 2.неврозоподобное (обусловленное органическим поражением центральной нервной системы) заикание. 3.Неврозоподобное заикание с невротическими наслоениями — заикание, сочетающее признаки логоневроза и неврозоподобного состояния.

Феноменология заикания

Судороги(основной симптом) при заикании длятся от 0,2 до 12,6 сек. и различаются по форме:

Читайте также:  Шкала личностной тревожности (а. м. прихожан): детская диагностика, для младших школьников

1.ТОНИЧЕСКИЕ. Спазматические сокращения мышц (Т–ОПОЛЬ). 2.КЛОНИЧЕСКИЕ. Ритмически повторяющиеся судорожные движения мышц (ТО-ТО-ТОПОЛЬ).

3.СМЕШАННЫЕ. Клонические+тонические судороги: тоно-клоническое, клоно-тоническое.

По локализации

Источник: https://studopedia.net/4_47917_zaikanie-etiologiya-fenomenologiya-klassifikatsiya.html

2. Заикание (определение, этиология, классификация, клиническая характеристика, основные принципы медико-педагогического метода лечения. Профилактика заикания)

Согласно МКБ-10,
заикание — это нарушение речи, которое
характеризуется частым повторением
или пролонгацией звуков или слогов, или
слов; или частыми остановками или
нерешительностью в речи, разрывающей
её ритмическое течение. Диагноз ставится,
когда эти симптомы значительны.

В
отечественной логопедической литературе
устоялось более простое, но только
обобщающее предыдущие, определение
заикания как «нарушения темпо-ритмической
организации речи, обусловленного
судорожным состоянием мышц речевого
аппарата».

Синонимы:логоневроз,логоклония,lalonevros,balbuties.[1]

Классификация.
Формально принято выделять две формы
заикания: тоническую,
при которой возникает пауза в речи, либо
какой-то звук растягивается, и клоническую,
характеризующуюся повторением отдельных
звуков, слогов или слов[2].
Также выделяют смешанную
форму
заикания, при которой наблюдаются и
тонические, и клонические судороги.

В
другой классификации различают
неврозоподобную
и невротическую форму заикания
.
Неврозоподобная форма заикания
подразумевает выраженный неврологический
дефект, в частности, нарушения моторики
в целом и артикуляции в частности;
типична коморбидность с дизартрией.

При этом возможно возникновение
невротических реакций, но течение
заикания мало зависит от них. При
невротической форме заикания типично
нормальное, либо раннее речевое и
моторное развитие. Запинки изначально
возникают на фоне стресса, как однократного
(испуг), так и хронического.

У таких детей
отсутствуют выраженные неврологические
нарушения, их ЭЭГ отражает более
гармоничное функционирование мозга,
чем в предыдущей группе.

При этом
выраженность заикания крайне зависит
от функционального состояния: эти люди
зачастую почти чисто говорят в спокойной
обстановке, но с случае стресса (публичное
выступление, разговор с незнакомым
человеком, внезапно заданный вопрос)
не могут сказать ни слова из-за сильных
речевых судорог. Также отмечается
сильная выраженность логофобии (страха
речи) и избегающего поведения.

Признаки

Заикание
клонической формы сопровождается
прерываниями речи, которые могут
выражаться в повторении отдельных
звуков, слогов или целых фраз, в
неестественных растягиваниях звуков(при
клонической форме заикания звуки, слоги
повторяются, например: «м-м-м-м-м-м-м-м-м-мячик»,
«па-па-па-па-па-паровоз», при тонической
форме заикания часто возникают паузы
в речи, например: «м….ячик»,
«авт…обус»).

Заикание
почти всегда сопровождается напряжением,
тревогой и страхом перед речью.

При
этом возможны неестественные движения,
гримасы лица или тики,
с помощью которых заикающийся человек
пытается преодолеть заикание.

Часто
при заикании наблюдаются разного рода
фобии,
например социофобия, связанная со
страхом перед речью. Возможны случаи
хикикомори.

Причины возникновения

Причины
возникновения заикания точно не
установлены. Предполагается, что
возникновение заикания обусловливается
совокупностью генетических
и неврологических
факторов.

В любом случае, заикание
сопровождается повышением тонуса и
возникновением судорожной готовности
двигательных (моторных) нервных речевых
центров, включая центр
Брока.
Также есть вполне обоснованное мнение,
что заикание возникает вследствие
испуга в раннем возрасте у детей.

Так к
примеру многие заикающиеся утверждают,
что дефект речи появился в раннем
возрасте вследствие сильного испуга.
У взрослых людей заикание может появиться
вследствие контузии, такое заикание
может пройти со временем.

Методики лечения

Существует ряд
способов вылечить заикание, но, к
сожалению, ни один из них не даёт гарантии
100%. Все методы[источник не указан 757 дней]
так или иначе делятся на рассматривающие
заикание как дефект речи и как логоневроз.

Первые советуют
«говорить плавно» или как-то нормализовать
речь.

Вторые концентрируются
на нервной
системе
,
считая заикание лишь одним из проявлений
невротизма. Методик лечения заикания
великое множество (см. ссылки), но единой
«правильной» не существует.

Все методики
лечения заикания подразделяются по
типам методического подхода и видам
терапевтического воздействия. В целом
их можно подразделить на:

  • Логопедические
  • Психологические
  • Психотерапевтические
  • Логопсихотерапевтические
  • Социореабилитационные
  • Медикаментозные
  • Физиотерапевтические
  • Комплексные
  • Нетрадиционные.

Терапевтическая
организация методик лечения заикания
может быть: амбулаторной, стационарной,
семейной, групповой и индивидуальной.

Билет 17

  1. Виды расстройства обоняния

Ухудшение
обоняния (гипосмия) или полное его
отсутствие (аносмия) может быть
респираторным и эссенциальным, врожденным
и приобретенным. Редко встречаются
повышение обоняния (гиперосмия) и
извращение его (кокасмия).

Респираторное
нарушение обоняния — обусловлено
патологическими процессами в полости
носа, при которых доступ вдыхаемого
воздуха, содержащего пахучие вещества,
в обонятельную щель затруднен (наступает
гипосмия) или полностью прекращен
(аносмия).

Причины:

  1. набухлость слизистой носовых раковин; 

  2. атрезия хоан; 

  3. врожденная аномалия носа; 

  4. инородные тела носа; 

  5. искривление носовой перегородки; 

  6. травматические или иной природы сращения (синехии) в носовой полости; 

  7. полипоз, опухоли носа. 

Эссенциальная
аносмия наблюдается при поражении
обонятельного рецептора или обонятельного
нерва. Глубокая атрофия слизистой
оболочки носа сопровождается вначале
эссенциальной гипосмией, затем и аносмией
в связи с поражением обонятельных
рецепторов атрофическим процессом.

Причины:

  1. инфекционные заболевания: вирусные (грипп), детские инфекции;

  2. туберкулезный, сифилитический процесс в носу;

  3. отравление различными ядами, лекарственными препаратами;

  4. опухолевые процессы;

  5. травма ольфакторной зоны полости носа или повреждение проводящих путей и центра органа обоняния.

  1. Клинико-анатомическая и физиологическая характеристика гортани. Особенности строения у детей. Механизм голосообразования.

Гортань,
являясь частью верхнего отдела дыхательных
путей, завершает его и переходит в
трахею — начальную часть нижних
дыхательных путей. У взрослого человека
расположение гортани соответствует
V-VI шейным позвонкам, у детей III-IV
шейным
позвонкам, у стариков она может
опускаться до уровня VII шейного позвонка.

Основа
гортани, ее скелет, состоит из хрящей,
которые соединены связками и суставами.

Различают три непарных хряща —
щитовидный (cartilago thiroidea), перстневидный
(cartilago cricoidea), надгортанник (epiglottis) и три
парных — черпаловидный (cartilago
aritenoidea), рожковидный (cartilago corniculata) и
клиновидный (cartilago cuneiformis). Щитовидный,
перстневидный и черпаловидный хрящи
гиалиновые, остальные эластические.

У
взрослых мужчин верхняя часть щитовидного
хряща заметно выпячивается на пердней
поверхности шеи, образуя выступ гортани
— кадык, или адамово яблоко. У детей
кадыка нет. У мальчиков щитовидный хрящ
несколько крупнее, чем у девочек.
Надортанник у детей раннего возраста
узкий, имеет желобовидную форму.

В готани
имеется два сустава, оба — парные:
перстнещитовидный и перстнечерпаловидный.
Они подкрепляются мелкими связками.
Другие связки гортани более мощные.
Так, посредством щитоподъязычной
мембраны горань подвешена к подъязычной
кости.

Перстнетрахеальной связкой
гортань соединена с трахеей, между
передненижним краем щитовидного хряща
и дугой перстневидного имеется
перстнещитовидная — коническая
связка. Надгортанник укреплен
щитонадгортанной и подъязычно-
надгортанной связками. Срединная и
боровая язычно-надгортанные
складки
соединяют надгортанник с корнем языка.
Углубления-ямки между этими складками
называются валлекулами.

Источник: https://studfile.net/preview/1721694/page:7/

Конспекты по логопедии "Заикание: этиология, симптоматика заикания. Характеристика основных форм заикания."

  1. Заикание: этиология, симптоматика заикания. Характеристика основных форм заикания.

Заикание – это расстройство темпа, ритма и плавности речи в результате речевых судорог.

В коре головного мозга протекают основные нейродинамические процессы: возбуждение и торможение, они обладают рядом свойств: сила, подвижность, равновесие, при неблагоприятных условиях происходит «ошибка» нервных процессов.

В результате равновесие нарушается и появляется «застойный очаг» в коре головного мозга. Из-за этого ослабевает регулирующее воздействие коры над подкоркой, подкорка перестает регулировать мышечный тонус, он начинает меняться хаотично, это выражается в виде речевых судорог.

  • Причины заикания:
  • 1 группа – предрасполагающие:
  • -Соматическая ослабленность;
  • -Наследственность (около50%) – передается по наследству не само заикание, а слабый тип ЦНС («половинчатый» тип) – холерики, меланхолики – группа риска – чаще у них возникает заикание;
  • -Переученная леворукость;
  • 2 группа – вызывающие:
  • -Психотравма: -острая, одномоментная.
  • -Микротравма, действующая в течение некоторого времени (капля, переполнившая сосуд): стойкое нежелание ходить в дс, авторитарное воспитание, разноречивые требования к ребенку, ссора в семье, ускоренный темп речи взрослых.
  • — Подражание.
  • Симптоматика:
  • Судороги.

Клинические – легкое многократное повторение первого звука без мышечного тонуса. С этих судорог все и начинается.

  1. Тонические – тяжелый спазм, делающим невозможным начало речи.
  2. Смешанные судороги: клонические, клоно-тонические, тоно-клонические, тонические.
  3. Место локализации судорог:
  4. Артикуляционные – судороги губ, челюсти, языка.

Голосовые – голос становится неровным, блеющим, м.б. внезапная немота.

  • Дыхательные – дыхание очень шумное, шумный вздох, шумный выдох, дыхание короткое, речь на вдохе.
  • Непроизвольное двигательное расстройство – разнообразные двигательные акты, которые не поддаются волевой задержке.
  • Симптоматика заикания с возрастом утяжеляется, не дает регресса, самокоррекции не происходит.
  • Характеристика основных форм заикания.

Патогенетическая теория заикания Л.Белякова, Оганесян, Буланов и др. (невротическое и неврозоподобное заикание).

Невротическое заикание – функциональное расстройство речи.

Причины: сочетание предрасполагающих причин и вызывающих. Заикание возникает остро, одномоментно (родители могут указать точное время и причину). Время: с 2 до 4-х лет. Течение заикания: заикание утяжеляется постепенно, медленно. В одних ситуациях общения заикание проявляется, а в других нет.

Психолого-педагогическая характеристика: повышенная нервная возбудимость, общие характерологические изменения, особенности поведения ребенка зависят от условия воспитания. Состояние моторики: существенных отличий от нормы нет. Сопутствующие нарушения речи: достаточно редки, м.б. отсутствие, замены, смешение звуков, но они быстро коррегируются.

Неврологическая симптоматика практически отсутствует.

Неврозоподобное заикание – органическое расстройство речи.

Причины: органическое поражение ЦНС (внутриутробное, в период родов, в ранний послеродовой период). Начало заикания: заикание возникает исподволь, малозаметно (то есть, то нет), родители не могут определить причину. Время возникновения: при тяжелых поражениях ЦНС с появлением первых слов (бывает редко), с 4 до 7 лет, а иногда и позднее.

Течение заикания: Заикание утяжеляется очень быстро, оно практически не зависит от ситуации общения. Психолого-педагогическая характеристика: повышенная нервная возбудимость, общие характерологические изменения.

На поведение ребенка отражается церебрастенический синдром: непереносимость духоты, жары, резкие перепады настроения, вспыльчивость, капризность, дети не переносят транспорт, чувство голода, посторонние запахи, избирательность в пище.

В таком состояние ухудшается работоспособность, снижается память, замедляется скорость мыслительных операций, раздражительность. Состояние моторики: моторная неловкость, неуклюжесть. Сопутствующие нарушения речи: дефект произношения по типу искажения, м.б.

саливация, нарушение голоса, интонации (все недостатки схожи с дизартрией). Неврологическая симптоматика: множественные признаки, свидетельствующие о поражении ЦНС.

Источник: https://infourok.ru/konspekti-po-logopedii-zaikanie-etiologiya-simptomatika-zaikaniya-harakteristika-osnovnih-form-zaikaniya-3028543.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector