Любостяжание: что такое, примеры

  • «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть
    и любостяжание, которое есть идолослужение»
  • (Кол. 3:5)

Любостяжа́ние — 1) алчность к приобретению материальных благ; 2) чрезмерное попечение о богатстве; 3) забота о земных благах сверх необходимого для жизни в ущерб правильным отношениям с Богом и ближними. Разновидность страсти сребролюбия.

Грех любостяжания  относится к идолопоклонству, поскольку идол есть предмет обожествления, а любящий богатство (любостяжатель) обожествляет богатство и служит ему, оберегая его и приумножая его любой ценой.

Апостол Павел говорит: любостяжание есть идолопоклонство (Кол. 3:5), а также «…ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5:5).

Господь Иисус Христос предупреждает, что нельзя служить двум господам: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф 6:24).

***

Слово πλεονεξία (плеонексия) в разных местах русского текста Нового Завета переводится как лихоимство (1Кор.6:10), корыстолюбие (Рим.1:29) и любостяжание (Кол.3:5). Свт. Феофан Затворник объясняет суть этого явления как «пристрастие к имению и возложение на него упования, — чему возможно быть подвержену и при небольшом стяжании, как и свободным от сего возможно быть при большом».

***

Не надо заботиться ни о чем сверх необходимого для жизни и прилагать старание о пресыщении и о пышности: надо быть чистым от всякого стяжания и щегольства. В чем состоит любостяжание? В том, что преступается предел закона, и человек больше заботится о себе, чем о ближнем.

святитель Василий Великий

Пределом твоей заботы о жизни пусть будет удовлетворение нужды тем, что у тебя есть. Любостяжание не дает никакого покоя своему служителю, который чем больше работает, услуживая велениям владыки и приобретая по его пожеланиям, тем к большему понуждается труду.

…Ибо мучительство любостяжательности превосходит меру всякой жестокости.

Поработив бедную душу, оно всегда принуждает исполнять свои ненасытимые пожелания, непрестанно принимая в себя и никогда не наполняясь, подобно какому-то многоглавому зверю, тысячами челюстей передающему пищу в ненаполнимое чрево, не только нимало не насыщаемое, но всегда разжигаемое желанием большего.

святитель Григорий Нисский

Грешный человек любит многостяжание, а о правде нерадит, не помышляя о неверности, непостоянстве и кратковременности жизни, не помня о неподкупности и неизбежности смерти. Если же кто и в старости живет так постыдно и бессмысленно, то он, как гнилое дерево, не годится ни на какое дело.
преподобный Антоний Великий

При любостяжательности не может быть любви. Да и как ей быть? Кто пристрастился к деньгам, тот ненавидит брата, стараясь отнять у него что-нибудь…
Если идешь путем к Царству, ничем не обременяй себя, ибо не угодно Богу, чтобы ты вошел в Его чертог, обремененный ношей. Если идешь к Царству, сбрось с себя лишнее.

Разве будет чего-нибудь недоставать тебе в Царстве? Будь благоразумен. К Своей Трапезе призывает тебя Бог; сбрось всякое бремя. Соберись в путь без бремени и иди с Богом в Царство Его. Он ищет тебя, чтобы ты с Ним шел и с Ним вселился в Его чертог. Смотри, Царство Божие внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи там Царства и без труда найдешь его.

Не гоняйся за приобретением имения, вырвись из сетей похотей, из тенет греха, из дебрей лихоимства. Войди в самого себя, живи в себе, в тишине внутреннего, с умеренной и чистой душой, с покойным и смиренным духом. Войди в себя самого и ищи там Царства Божия, оно действительно там, как Сам Господь научил нас в Евангелии.

В душе, любящей Бога, обитает Бог, там и Царство Его, потому-то и говорит Он, что «Царствие Божие внутрь нас есть» (Лк. 17:21). Итак, вырвемся из сетей внешнего мира и будем в душах своих искать Царствия Божия; пока не найдем его там, не перестанем искать.

И если не вселилось оно еще в нас, будем искать, как Господь учил нас: «Отче наш… да приидет Царствие Твое», и оно придёт, если будем об этом просить.
преподобный Ефрем Сирин

Если Сотворивший все единым Словом не имел «где приклонить голову» (Мф. 8:20), то ты, несчастный человек, зачем предаешься попечениям о суетном, зачем ослепляешься безумной несытостью? Рассмотри это и избери для себя благое. Любостяжание – злая мать всех зол.
Душа не в состоянии преодолеть восстания духов, если не освободится от всех забот и попечении мира сего.

  1. преподобный авва Исаия
  2. Что возлюбил человек в этом мире, то и обременяет его мысль, влечет и пригибает к земле, не дает ей воспрянуть.
    преподобный Макарий Египетский

Сильная и готовая на все любовь к стяжанию, не зная сытости, вынуждает плененную душу идти до крайнего предела зол. Будем отражать ее, особенно в самом начале, чтобы она не стала неодолимой.
Как не бывает моря без волн, так и души, погруженной в заботы, – без скорбей, без страха; за первыми следуют другие, их сменяют третьи и не успеют они утихнуть, вздымаются новые.

Ничто так не подчиняет нас диаволу, как желание большего и любостяжание.
Когда злой навык или страсть к любостяжанию будет сильно обольщать тебя, вооружись против них такой мыслью: презрев временное удовольствие, я получу великую награду. Скажи своей душе: ты скорбишь о том, что я лишаю тебя удовольствия, но радуйся, потому что я готовлю для тебя Небо.

Ты трудишься не для человека, но для Бога; потерпи немного и ты увидишь, какая произойдет отсюда польза; пребудь твердой в настоящей жизни и ты получишь неизреченную свободу. Если таким образом будем беседовать с душою, если будем представлять не одну тягость добродетели, но и венец ее, то скоро отвлечем ее от всякого зла.

Человек, слишком занятый земными делами, не может должным образом усвоить небесного, но по необходимости, заботясь об одном, лишается другого.

Душа, однажды плененная любостяжанием, уже не может легко и удобно удерживаться, чтобы не сделать или не сказать чего-либо такого, что прогневляет Бога, так как она стала рабой другого господина, который повелевает ей все, противное Богу. Любовь к богатству – страсть не естественная… Отчего же она усилилась? От тщеславия и крайней беспечности.

Лихоимец отдаляется от Бога, как и идолослужитель.
Проклят жертвенник любостяжания! Если придешь к жертвеннику идолов, чувствуешь от него запах крови козлов и крови быков; если же подойдешь к жертвеннику любостяжания, почувствуешь тяжелый запах человеческой крови.

А если остановишься здесь, то не увидишь ни сжигаемых птиц, ни запаха от них и поднимающегося дыма – увидишь принесенные в жертву человеческие жизни. Одни бросились с крутизны, другие накинули на себя петлю, третьи перерезали горло. Ты видел жертвы грубые и бесчеловечные.

Хочешь ли посмотреть на еще более жестокие? Я покажу тебе не только человеческие тела, но и закланные человеческие души. Заклание душ преимущественно и совершается на жертвеннике любостяжания .

До каких пор будет продолжаться это неистовство наживы? До каких пор будет сжигать неугасимая печь? Разве вы не знаете, что этот пламень переходит в вечный неугасимый огонь? Как погасить пламя любостяжания? Можно погасить, даже если оно поднялось до неба. Стоит только захотеть – и мы, без сомнения, одолеем это пламя.

Как оно усилилось вследствие нашего желания, так от желания и уничтожится. Разве не наша свободная воля зажгла его? Следовательно, свободная воля в состоянии будет и погасить, только пожелаем.

Но каким образом может явиться в нас такое желание? Если обратим внимание на суетность и бесполезность богатства, на то, что оно не может нам сопутствовать в Вечную Жизнь; что и здесь оно оставляет нас; что даже если оно пребывает здесь, раны от него идут с нами туда.

Если посмотрим, как велики богатства, уготованные там, и если сравним с ними земное богатство, то оно покажется ничтожнее грязи.

Если заметим, что оно подвергает бесчисленным опасностям, что оно доставляет только временное удовольствие, смешанное с огорчением, если хорошо рассмотрим иное богатство, то есть то, которое уготовано в Вечной Жизни, тогда будем иметь возможность презреть богатство земное. Если вникнем в то, что богатство нисколько не приумножает ни славы, ни здоровья, ни чего-либо другого, а, напротив, погружает нас в бездну гибели, если узнаем, что несмотря на то, что здесь ты богат и имеешь много подчиненных, отходя туда, ты отойдешь одиноким и нагим, – если все это мы будем часто повторять и слышать от других, то, может быть, к нам возвратится здоровье, и мы избавимся от этого тяжкого наказания. Насколько душа выше тела, настолько тяжелее раны, которые мы наносим себе каждый день заботами, соединенными со страхом и опасениями. Руки даны для того, чтобы ты простирал их на молитву, но если ты не ведешь себя трезвенно, ты простираешь их на любостяжание. Сбросим и мы бремя грехов, подобно Закхею… Перестанем похищать и начнем раздавать милостыню. Ибо если одно поднимает падающего, как милостыня, а другое тянет его на землю, как корыстолюбие, такое сражение противоположных сил разрывало бы человека. Итак, чтобы с нами этого не случилось, да не влечет нас к земле корыстолюбие и да не оставляет милостыня; так сделаемся мы легкими и взлетим.

святитель Иоанн Златоуст

Из людей любостяжательных и обидчиков одни знают, а другие и не знают, что грешат неисцелимо. Ибо неспособность чувствовать недуг, в котором находишься, – следствие усиления нечувствительности, которое заканчивается совершенным бесчувствием и омертвением. Поэтому таких людей более всего надо жалеть.

Делать зло – более достойно сожаления, чем терпеть зло. Тем, которые делают зло (обижая людей из-за любостяжания), угрожает крайняя опасность, а у тех, которые терпят, ущерб касается только имущества.

Притом первые не чувствуют своего сугубого омертвения… как дети, которые ни во что ставят то, что действительно страшно, и могут сунуть руки в огонь, а увидев тень, приходят в страх и трепет.

Подобное этому бывает и с любителями стяжания: боясь бедности, которая не страшна, но еще и хранит от многих зол и содействует скромному образу мыслей, принимают за нечто великое неправедное богатство, которое страшнее огня, потому что обращает в прах и мысли, и надежды обладающих им.
преподобный Исидор Пелусиот

Кто хочет предстать перед Богом с чистым умом, но смущает себя попечениями, тот подобен крепко сковавшему себе ноги и покушающемуся быстро идти.
преподобный Иоанн Лествичник  

Брат спросил старца: «Благослови мне иметь у себя две златницы по немощи тела моего». Старец, видя, что он желает удержать их у себя, сказал: «Имей». Брат возвратился в келлию, и его начали тревожить помышления: «Как ты думаешь? Благословил ли тебя старец иметь деньги или нет?».

Встав, пришел он опять к старцу и так спросил его: «Ради Бога, скажи мне истину, потому что помышления смущают меня по поводу двух златниц». Старец отвечал: «Я видел твое произволение иметь их, потому и сказал тебе: имей их, хотя и неполезно иметь более, чем сколько нужно для тела. Две златницы составляют надежду твою, как если бы Бог не промышлял о нас.

Но может случиться, что ты потеряешь их, тогда погибнет и надежда твоя. Лучше возложи надежду на Бога, потому что Он печется о нас».

  • «Отечник»
  • Священное Писание называет сребролюбие идолослужением: сребролюбие переносит любовь сердца (в вере и надежде) от Бога к деньгам, делает деньги богом, истинного Бога уничтожает для человека… Нестяжание – один из обетов монашества; нестяжанием и девством или непорочным вдовством монах отличается от мирянина, обязанного соблюдать все заповеди Христовы наравне с монахом: отвержение нестяжания есть отвержение монашества, есть попрание обетов, данных при пострижении в монашество…
    епископ Игнатий (Брянчанинов)
Читайте также:  Боязнь диких зверей: зоофобия, агризоофобия

Иноки монастыря аввы Феодосия рассказали такой случай. По уставу основателя их обители у них был обычай в Великий Четверг всем приходящим к ним убогим, вдовам и сиротам выдавать по известной мере пшеницы, вина и меда и по пять медных монет.

Но однажды в окрестностях монастыря случился неурожай и хлеб стал продаваться по дорогой цене. Наступил пост, и братия сказали игумену: «Отче, не раздавай в этом году пшеницу, потому что у нас ее мало, придется покупать по дорогой цене и оскудеет наш монастырь».

Игумен отвечал: «Зачем нам оставлять благословение нашего отца? Он позаботится о нашем пропитании, а нам нехорошо преступать его заповедь». Иноки, однако, не переставали упорствовать и говорили: «Нам самим мало, не дадим!». Опечаленный игумен, видя, что увещания его ни к чему не ведут, сказал: «Ну, делайте как знаете».

Наступил день раздачи, и бедные ушли ни с чем. Но что же случилось? Когда после этого инок вошел в житницу, он к ужасу своему увидел, что вся пшеница заплесневела и испортилась. Все узнали об этом. А игумен сказал: «Кто преступает заповеди настоятеля, тот бывает наказан.

Раньше мы раздавали по пятьсот мер пшеницы, а теперь пять тысяч мер погубили и сделали двойное зло: преступили заповедь нашего отца и возложили надежду не на Бога, а на житницы наши».

  1. «Пролог в поучениях»
  2. См. также: МШЕЛОИМСТВО

Источник: https://azbyka.ru/lyubostyazhanie

Любостяжание в православии, значение слова, почему это качество считается грехом

Любостяжание считается одним из основных пороков, растлевающих человечество. Многие проповеди священников направлены против этого греха, они обличают его, указывая на обширность распространения в современном обществе.

Что это такое

Для более точного толкования следует обратиться к этимологии и тексту Священного Писания.

Происхождение слова

Термин взят из церковнославянского языка, образуется из двух слов: «любо» и «стяжать».

«Стяжать» по толковому словарю Т.Ф. Ефремовой означает:

  1. Наживать, приобретать (деньги, имущество), проявляя корыстолюбие.
  2. Добиваться, достигать чего-либо (славы).
  3. Доставлять, приносить кому-либо ( уважение).

Словосочетанием «любовь к стяжательству» переведено греческое слово πλεονεξία (плеонексия), которое встречается в разных местах Нового Завета. Так термин появился в русском языке.

Значение понятия

В наше время это слово считается уже устаревшим, поэтому в большинстве современных словарей его толкование отсутствует. Несмотря на это, термин часто употребляют в быту. Он носит негативный характер и обозначает чрезмерную любовь к деньгам и любому имуществу. Основные религии, особенно православное христианство, осуждают страсть к богатству.

Значения слова «любостяжание»:

  • сребролюбие;
  • пристрастие к имуществу;
  • корыстолюбие;
  • страсть к наживе;
  • любовь к деньгам;
  • нездоровое потребительство.

Упоминания в Библии

Данная проблема многократно рассматривается в Священном Писании. Вопрос раскрывается на примере аналогичных пороков.

Некоторые из них:

  1. Сребролюбие. Всякий, кто является идолопоклонником (любит богатство и видит в нем смысл жизни), «не будет наследником Царства Божия».
  2. Лихоимство, мздоимство. Исходят из сердца человека и оскверняют его душу. Эти качества развиваются из чувства жадности. Такие люди нечестивы и неправедны.
  3. Алчность. Она способна отнимать жизненные силы у жаждущих «чужого добра».
  4. Скупость. «Кто сеет скупо», тому и пожинать придется скудный урожай. От жадности она отличается тем, что сохраняет и охраняет уже имеющееся собственное добро.
  5. Корыстолюбие. Грех, за который следует наказание. У всех служителей церкви отсутствие корыстолюбивых помыслов является обязательной чертой.
  6. Зависть. В Библии говорится, что если завистливый человек «спешит к богатству», то его обязательно настигнет бедность.
  7. Эгоизм. Чувство «не от мира сего», данное человеку не от Отца.
  8. Ненасытность. Постоянное желание обогащаться Библия называет суетой. Чрезмерная любовь к богатству не приводит к счастью.

В Библии сказано, что люди, не берущие взяток и презирающие любую корысть, будут «обитать на высотах», а в жизни у них всегда будет все необходимое.

Апостол Павел четко определяет страсть к стяжанию как идолопоклонство и сравнивает такого грешника с блудником и нечистым.

Об этом говорит и Христос в Евангелии от Матфея, что нельзя служить богатству и Господу одновременно, «ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть».

Связь с лихоимством

Страсть к наживе характеризуется не только желанием обладать богатством, но и многократно приумножать его, забывая о законности методов и моральной стороне поступков. Речь идет о ресурсах «сверх меры». Человек начинает «стягивать» к себе все подряд, а не только необходимые для жизни блага (одежда, обувь, продукты питания).

Проблема такого индивида состоит в том, что стяжательство окутывает все его мысли, заставляя страстно желать обогащения, доводя до невротических состояний или вовсе лишая рассудка. Человек начинает пренебрегать жизнью близких, их чувствами. Смысл жизни у него сводится к владению как можно большим количеством денег или имущества.

Несмотря на смысловое сходство, у этих двух терминов есть небольшое семантическое отличие: любовь к стяжательству — это страсть, а лихоимство — это конкретные действия в угоду собственному обогащению. Отличие в толковании невелико, поэтому слова можно использовать как синонимы.

В данном видеоролике дается более полное определение этого понятия.

Почему это — грех

Любостяжание в православии считается идолопоклонством. Деньги и богатство выступают как идолы, а поклонение им и есть грех. Проповедники называют страсть к стяжательству «злой матерью всех зол», они считают это омрачением души.

Такие люди не умеют вовремя остановиться, сказать себе «хватит», они не знают границ, рядом с ними не может быть любви.

В своей страсти идолопоклонник все дальше уходит от Бога, теряет свое лицо и способствует духовной деградации окружающих.

Как бороться с грехом

Решить проблему позволяет опыт православных святых, которые на практике помогают всем желающим избавиться от порока. Святитель Иоанн Златоуст считает, что самое главное — это захотеть избавления от греха, потому что все зависит от желания человека. Любой порок оставляется с трудом, но осознание ошибочности своего пути может сильно в этом помочь.

Необходимые действия для исцеления:

  1. Осознать, что эта страсть несет душе только разрушение.
  2. Принять свое падение и осознать беспомощность перед пороком.
  3. Просить у Господа милости и сил для оставления греховной страсти.
  4. Исправить свои ошибки и пути.
  5. Вернуть обманом полученные деньги тем, у кого они были взяты.
  6. Молиться о прощении.

Примеры в литературе

В художественной литературе существует множество персонажей, чьей главной страстью является стяжательство. Зачастую описано проявление крайней формы этого качества, когда полностью теряется и исчезает личность человека. Вместо нее рождается некое существо, отдаленно напоминающее изначальный образ Божий.

Одним из ярких примеров является произведение Н.В. Гоголя «Мертвые души»:

  1. Чичиков, главный герой романа, проворачивал аферу под прикрытием «благих намерений».
  2. Плюшкин собирал все подряд, был жаден по отношению к себе и родным.
  3. Манилов и его супруга отдались чревоугодию, они «прожигали жизнь», интересуясь только негой, телесными удовольствиями и вкусной едой.
  4. Помещица Коробочка вовсе не может говорить и думать ни о чем, кроме возможности что-то получить или продать.

Миф о царе Мидасе доносит до читателей мысль о том, как губительна может быть страсть к стяжательству. За свою услугу древнегреческому богу Дионисию повелитель пожелал обладать предметом, превращающим в золото все, к чему он прикоснется. Это и стало проклятием Мидаса, от которого царь едва не умер.

Видео о толковании понятия в Библии

Данное видео посвящено толкованию смысла понятия «любостяжание». 

Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/otvety/lyubostyazhanie-v-pravoslavii.html

Любостяжание – это излишнее попечение о богатстве и приобретении земных благ :

Любостяжание – это жадность, корысть, непомерное стремление к обогащению (грехи и беды человеческие). И все людям бывает мало, хочется побольше всяческих благ. А когда достигается желаемое, то возникают новые потребности, превышающие прежние.

Определение

Из вышесказанного становится ясно, что любостяжание — это непомерное желание приобретать богатство сверх всякой меры, превышая нормальные человеческие потребности. Так толкуется любостяжание в христианстве, в религиозных трактатах. Причем отмечается, что при любостяжании человек забывает Бога и прекращает заботиться о ближнем.

Синонимы

Если использовать синонимы, можно сказать, что любостяжание – это корысть, сребролюбие, стяжательство, алчность, златолюбие и своекорыстие. Эти термины встречаются в речи чаще, чем «любостяжание», значение при этом имеют примерно одно и то же.

Материальная польза всегда превалирует над остальными проявлениями чувств, если сам человек слаб духовно, падок на деньги и наживу. Такие люди могут предать друзей или близких людей ради своего обогащения. Им чужды светлые помыслы, благородные поступки. Чаще всего рядом с любостяжанием идут чревоугодие и гордыня.

О грехе

В православной вере грех любостяжания считается сродни идолопоклонству. Это объясняется тем, что деньги, богатство – идолы, а поклонение им и есть грех. Так представляется нам, что такое любостяжание.

В христианстве идолопоклонство неприемлемо. «Злая матерь всех зол», — так названо любостяжание проповедниками.

Они считают, что всякий, кто любит мир стяжательства и корысти, тем самым омрачает душу (проповедник Исаия).

Любостяжательный человек никогда не сможет остановиться, сказать: «Хватит». Так считал святитель Василий Великий. Он говорил о море, которое вовек не выходит за свои пределы, и о ночи, не покидающей своих временных границ. Так и стяжательный человек — не уважает время и не чтит пределы.

Проповедник Ефрем Сирин говорил о том, что рядом с любостяжанием не может быть любви. Тот, кто пристрастился к деньгам, ненавидит ближних и стремится забрать у них что-либо.

Любовь к деньгам и наживе порою так сильна, что человек полностью теряет свое лицо. Он уходит от Бога все дальше в своей непрекращающейся погоне за материальными благами. Душа его не получает должных уроков, которые ей были предназначены свыше. Таким образом происходит духовная деградация человеческого существа. Вот поэтому вера православная любостяжание считает грехом.

Библия о любостяжании

Поговорим также о том, что такое любостяжание в Библии. Слово Божие не оставляет в стороне данную проблему и раскрывает понятие, соотнося его с аналогичными пороками:

  • Сребролюбие и любостяжание. Всякий, кто является идолопоклонником (любостяжателем), «не будет наследником Царства Божия», а сребролюбие является корнем всех других пороков.
  • Мздоимство, лихоимство. Исходят из самого сердца человека и оскверняют его душу. Эти качества – пособники жадности. Мздоимцы и лихоимцы – нечестивые люди, неправедные, «не наследуют Царства Божия».
  • Алчность (жадность). Она способна отнимать жизненные силы (и саму жизнь) у «алчущих чужого добра».
  • Скупость. «Кто сеет скупо», тому и пожинать придется лишь скупой урожай. От алчности она отличается лишь тем, что сохраняет и охраняет уже имеющееся собственное добро. А тех, кто любит отдавать, – того любит Бог.
  • Корыстолюбие. Грех, за который следует наказание от Бога. У всех церковнослужителей отсутствие корыстолюбивых помыслов является обязательной чертой.
  • Зависть. В Библии говорится, что если завистливый человек «спешит к богатству», то его обязательно настигнет бедность.
  • Эгоизм. Чувство «не от мира сего», не от Отца человеку данное.
  • Ненасытность. Любовь к серебру не приведет к насыщению, а любовь к богатству не даст человеку пользы («ненасытимы глаза человеческие»). Постоянное желание обогащаться или получать иные блага Библия называет суетой: «И это – суета и недоброе дело».
Читайте также:  Как выйти из запоя: в домашних условиях, как помочь человеку, самостоятельно

Также в Библии написано, что те люди, которые берегут от взяток свои руки и «презирают корысть», будут «обитать на высотах». И будут у них всегда хлеб и вода, необходимые для жизни.

Назидательная проповедь

Евангельская христианская баптистская церковь также выразила своё отношение к пороку. Создав одну из своих проповедей – проповедь на жадность (ЕХБ). Любостяжание в ней – ключевой предмет обсуждения.

В проповеди говорится о том, что в наше время отовсюду: из СМИ, телевизионных передач поступает большое количество информации о деньгах, о стремлении их зарабатывать, о способах достижения финансовых вершин. Именно это и приводит к любостяжанию среди молодого поколения.

Все большее количество людей из-за жажды наживы забывают о других людях, порою зависимых от них. Позволяют неисправным самолетам взлетать в небо и на теплоходы помещают больше пассажиров, чем он может вместить.

Жажда наживы не должна губить человеческие жизни — ключевая мысль проповеди. Любостяжание – это то, что «затмевает разум человека и не дает, порой, здраво мыслить».

Примеры любостяжания

Мы будем говорить о том, что примеров любостяжания в жизни очень много. Причем встречаются крайние формы проявления этого качества, когда личность человека полностью теряется, исчезает.

Вместо нее рождается некое новое существо, порою лишь отдаленно напоминающее первоначальный облик.

Писатели в образах героев произведений представили нам примеры своего понимания, что означает любостяжание.

«Мертвые души»

Иногда самые крайние формы любостяжания описывали классики русской литературы. Например, Н.В. Гоголь использовал свой синоним – скопидомство. Показав, что порою рождается фантастическая нечеловеческая жадность к наживе, деньгам. Причем скопидомство полностью деформирует личность, рождает на свет «монстров».

Роман «Мертвые души» можно назвать великолепным каталогом, в котором автор ярко и образно представил некие разновидности любостяжателей. Рассмотрим их на примерах:

  1. Любостяжание, приводящее к жадности. Самый яркий образец – Плюшкин. Гоголь нарочно утрировал образ, создавая некую «матрицу» скопидомства. Герой полностью утратил облик человека, копил и собирал все без разбору, стал жаден не только в отношении родных, но и самого себя. Все мысли его были направлены только на увеличение накопленного «хлама», в который медленно превращалось богатство. Гоголь назвал Плюшкина «прорехой человечества».
  2. Любостяжание, приводящее к плотским излишествам. Манилов и его супруга – яркие образы чревоугодников и «прожигателей жизни». Сытная, вкусная еда, отдых для тела, нега и телесные удовольствия – лишь это стало кругом интересов супружеской четы.
  3. Любостяжание, приводящее лишь к торговой деловитости, примитивному мышлению. Помещица Коробочка – глупое, недалекое существо, окруженное многочисленными перинами, подушками, запасами и заготовками. Все мысли ее заняты только лишь формированием своего личного пространства, заполнением его всяческими «благами», а также возможностью что-то продать. На все прочие темы Коробочка говорить не может, мозг ее работает узконаправленно, примитивно.
  4. Еще один пример любостяжания, приводящего к лживости, стремлению обманывать ради наживы – это герой романа Собакевич. Он игрок, душа которого давно стала злобной и хитрой. Герой обманывает всякого, кто встречается у него на пути. Если играет, то нечестно; если что-то рассказывает, врет на ходу. Ему и самому неведомо, зачем он лжет на каждом шагу. Собакевич делает это автоматически.

Гоголь разложил по полочкам для нас, читателей, образы любостяжателей: скупердяев, лжецов и чревоугодников. В его ряду есть еще незабываемый Чичиков – главный герой романа, который воплощал в жизнь непревзойденную по своей наглости аферу – скупал «мертвые души». Это еще один вид любостяжания, когда под прикрытием «благих намерений» решаются вопросы собственной выгоды.

Что объединяет литературных героев

В любой разновидности любостяжания, описанных Н.В. Гоголем, есть одна общая черта –потеря человеческого облика. Трансформация личности в подобие людей. Но самое главное – их души являются «мертвыми». Именно это хотел передать классик потомкам.

Если оглянуться, то можно увидеть в современном мире чичиковых, плюшкиных, коробочек или собакевичей. Они реальны, осязаемы, их видно и слышно рядом с нами и с экранов телевизоров. Среди любостяжателей существуют экземпляры, вобравшие в себя несколько описанных образов.

Гобсек

Оноре де Бальзак сделал бессмертным образ Гобсека – еще один классический пример любостяжания и скопидомства. На примере главного героя мы видим, как могут быть погублены природные таланты, честность, благородство из-за стяжательства и наживы.

Гобсек – состоятельный ростовщик, накопивший миллионы. Жадность его такова, что он ведет очень скромный образ жизни, отказывая себе во всем. Он исключил из жизни родных людей только лишь для того, чтобы не делиться с ними богатством. Все мысли поглощены исключительно наживой. Герой отрешен от Бога и от земных желаний, он страшен и зловещ.

По сути, так человек стал одержимым «стражем» накопленного богатства. Душа его мертва, а золото Гобсек считает единственным надежным «земным благом», к которому стоит стремиться. Так, в своем произведении Оноре де Бальзак показал губительную мощь денег и показал свое понимание того, что означает слово «любостяжание».

«Иудушка» Головлев

Ярчайшим примером любостяжателя в русской литературе является Порфирий Головлев в произведении Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». Прозвище «Иудушка» ему дано не случайно, оно намекает на личностные качества героя произведения. У Порфирия были и другие прозвища: «Крапивушка», «Кровопивец».

Ради стяжательства и наживы Порфирий Головлев с детства притворялся и подстраивался под обстоятельства. Был услужлив с властной маменькой и доносил на родных братьев.

Еще с малых лет он «примирялся» к будущей наживе, а когда повзрослел – суметь обобрать родных братьев и сделать приживалкой собственную мать.

И своих детей Иудушка не пощадил: не помог деньгами, отказался, выбросил из своей жизни.

Цинизм, бессердечие, лицемерие, лживость, сребролюбие – качества, которыми наделил Иудушку Салтыков-Щедрин. Писатель в свойственной ему манере, язвительно и остро описал человеческий порок – грех любостяжательства.

Мифы и высказывания великих людей

Из Древней Греции до нас дошел миф о царе с ослиными ушами – Мидасе.

Правитель однажды оказал небольшую услугу Дионисию, древнегреческому богу, и взамен возжелал, чтобы любой предмет, к которому прикоснется Мидас, был тут же превращен в золото.

Такое желание стало проклятием алчного человека. Царь даже свою еду превращал в драгоценный металл, а в итоге едва не умер. Проклятие было снято с огромным трудом.

Этот миф доносит до нас мысль о том, как любостяжание способно погубить человека.

Философ Сократ говорил, что можно назвать настоящим богатством не наличие множества вещей или денег, а способность обходиться без такого же количества оных. Но понимать и воплощать эту идею – участь лишь высоко духовных, нравственных людей.

Источник: https://www.syl.ru/article/329547/lyubostyajanie-eto-izlishnee-popechenie-o-bogatstve-i-priobretenii-zemnyih-blag

Грех любостяжания и борьба с ним

  • Определение
  • Православное понимание
  • Как бороться с грехом

Слово «любостяжатель» и «любостяжание» встречается в Новом Завете в Евангелиях и посланиях апостола Павла. Для современного человека это определение не совсем точно и мешает понять весь смысл текста.

Существует теория, что это слово изобрели сами переводчики на Синодальный текст Писания, поскольку точного термина не было в русском языке. Что же на самом деле любостяжание и почему оно опасно для верующего?

Определение

Слово любостяжание изредка заменяется синонимом лихоимство, потому что греческое слово «πλεονεξία» или плеонексия переводится именно так. Это можно проследить и в тексте Священного Писания: первое послание Коринфянам 6:10, Римлянам 1:29 и Колоссянам 3:5. Так что не будет ошибки использовать оба слова.

Библия осуждает грех любостяжания

Есть несколько вариантов толкования данного понятия:

  • св. Феофан объясняет любостяжание как пристрастие к имуществу и упования на него;
  • словарь же терминов объясняет явление как излишнюю заботу о богатстве и страстном стремлении увеличить его.

Любостяжание является страстным желанием не только иметь богатство, но и приумножать, не обращая внимание на моральность или законность методов. Причем речь идет не о необходимых для жизни человека благах (продукты питания, минимум одежды или обуви), но о богатстве «сверх меры», т.е. определенном капитале. Человек начинает любить «стягивать» к себе все, до чего может дотянуться.

Читайте о других грехах в православии:

  • Грех празднословия
  • Грех злословия
  • Грех лени

Проблема такого человека в том, что богатство заполонило все мысли, он страстно желает обогащения и эта страсть сводит с ума. Он пренебрегает жизнь близких и их чувствами, Богом и христианской моралью, единственное желание — иметь как можно больше денег или имущества. Несмотря на синонимичность понятий любостяжание и лихоимство у них есть незначительное семантическое отличие:

  • любостяжание — страсть по имуществу:
  • лихоимство — конкретные плохие поступки в угоду собственному обогащению.

То есть любостяжатель только начал накапливать имущество, а лихоимец уже обманывает людей ради этого. Семантическое отличие этих понятий невелико, так что не будет ошибки использовать их синонимично. Данный грех (независимо от определения) относится к идолопоклонству, поскольку человек сознательно выбирает страсть по материальным предметам, а не по Господу.

Идол — это некий предмет, который вызывает у человека чувство поклонения, обожания. А когда деньги стоят на первом месте и вызывают страстное желание ими обладать, это и есть поклонение. Человек служит богатству, а не своему Создателю и тем самым становится идолопоклонником.

Апостол Павел четко определяет любостяжание как идолопоклонство (послание к Колоссянам, третья глава) и сравнивает такую персону с блудником и нечистым. Об это говорит и Христос, упоминая в Евангелии от Матфея (6 глава), что нельзя служить богатству и Господу одновременно, потому что служба одному из них будет поверхностная.

Православное понимание

Любостяжание — это не просто забота о своем имуществе, это страстное попечение о приобретении, которое затмевает не только всякую меру, но и заботу о близком. Человек становится жадным и алчным, отвергает всякое милосердие и попирает близких людей.

Многие противники веры говорят, что «вера требует быть нищим» — это не так.

Важно! Церковь не против, чтобы человек работал и зарабатывал, она побуждает к труду, как и сам Господь. Но когда стремление заработать становиться одержимостью — вот против этого Церковь и протестует.

Писание говорит: «Сребролюбие — корень всех бед» в Притчах Соломоновых.

Любостяжание является отраслью корня, ведь начинается оно из любви к деньгам. Именно из страстной любви к финансам и вырастает корень любостяжания.

Писание призывает верующих заботиться о душе и отвергать страсть по финансам во множестве мест: послания Колоссянам, Ефесянам, Притчи и Евангелия.

Грех любостяжания относится к идолопоклонству

Православие называет любовь к материальному грехом, потому что духовная подоплека — идолопоклонничество. Любовь к некоему предмету — это и есть создание идола.

И первым признаком этого является переступание через милосердие и готовность навредить другому человеку в погоне за наживой.

К лихоимцам относятся все ростовщики, нечестные продавцы, которые настраивают весы неправильно, мошенники и прочие негодяи.

В чем разница поклонения идолам и живому Богу? Почему первое должно верующим отвергаться, а второе поощряться? Потому что служение Господу требует принести в жертву собственные жизни и желания, а поклонение идолу — чужие. То есть служа Богу, верующие жертвуют своими жизнями, а идолопоклонники — приносят в жертву близких. Так и страстно жаждущие наживы жертвуют чужими целями и имуществом ради собственного обогащения.

Любой грех произрастает из одного семени: какая-то мысль попадает в голову и человек уже не может от нее избавиться. Он ходит с ней, поливает ее своими желаниями и рано или поздно из нее вырастает целое дерево и начинает приносить плоды. Любостяжание начинается с мысли побольше заработать, чтобы позволить себе больше.

Потому начинают приходить мысли о том, что зачем людям, которые не могут правильно распорядиться деньгами, вообще нужны средства? Или что небольшой обман на весах не представляет ничего страшного.

И со временем из этих, казалось бы, незначительных мыслей вырастают мошенники и воры, для которых милосердие совсем чуждо.

Вместо служения Творцу и людям, человек начинает служить своей страсти и предает всех.

Как бороться с грехом

Как оставить страсть по деньгам, как побороть любостяжание? Любой грех можно оставить, было бы для этого желание. Как желание подогревает и усиливает страсть по финансам, так желание усиливает страсть по Господу.

Важно! Есть один выход из любого порока — возжаждать Господа и стремиться к Его познанию так сильно, чтобы эта страсть вытеснила все прочие.

Преимущества человека заключается в свободном выборе, который подарил нам Отец Небесный, поэтому всегда можно захотеть и избавиться от любого порока, который поразил сердце и мысли.

Искренняя молитва помогает побороть любой порок

Что необходимо для оставления этого греха? Для начала:

  1. Осознать, что эта страсть греховна и несет только разрушение духу;
  2. Принять свое падение и осознать беспомощность перед пороком;
  3. Просить у Господа милости и сил для оставления;
  4. Исправить свои ошибки и пути;
  5. Раздать обманом полученные деньги назад;
  6. Молиться о прощении.
Читайте также:  При стрессе болит: спина, ноги, тело, мышцы - что делать

Читайте о православной вере:

Любой грех оставляется с трудом, ведь побороть его всегда сложнее, чем начать делать. Но осознание своего неправильного пути может помочь в этом. Необходимо понять, что богатство — это всего лишь пустота, его не возьмешь с собой после смерти (несмотря на то, что предки пытались), оно не согреет ночами и не поддержит в трудностях, как близкий человек.

Если посмотреть на деньги и материальные блага с позиции вечности, то это всего лишь пустота. Сегодня оно есть. А завтра человека не стало и лишняя машина ему больше просто не нужна.Необходимо понять, что эта жизнь лишь маленький незначительный кусочек перед целой вечностью, в которой не будет ничего материального. С такой позиции можно осознать суетность и ничтожество финансов.

Важно! В вечной жизни есть богатство, которое ждет людей, и оно не материальное — это спасение и вечная жизнь, которую подарил нам Иисус Христос. И только это богатство важно! К нему надо стремиться и зарабатывать его добрыми делами, познанием Творца и милостью по отношению к остальным людям. И это лишь важно!

Православная азбука. Любостяжание

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/greh-lyubostyazhaniya-i-borba-s-nim.html

ЛЮБОСТЯЖАНИЕ

Любостяжатель же преимущественно живет во тьме, и на всех распространяет великий мрак. Любостяжатель — вор и разбойник, даже хуже, по­тому что бесчеловечнее.

  • Святитель Иоанн Златоуст
  • ЕВАНГЕЛИЕ
  •  
  • Апостол Лука 

Предостережение перед любостяжанием

Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк.12:13-15).

  1. Святой Макарий Великий
  2. Что возлюбил человек в настоящем мире сем, то и обременяет его мысль, как бы влечет и толкает вниз и не дает ей воспрянуть к Богу.
  3.  
  4.  Преподобный Исаак Сирин 

Кто связан любостяжательностию, тот раб страстей

Когда человек пребывает в нестяжательности, непрестанно приходит ему на мысль переселение из сей жизни, – и всегдашнее прилагает он попечение о приготовлении к тому, – бегает всякого покоя, помысел о пренебрежении мiра животрепещет в уме его, крепкое стяжает он сердце для встречи опасностей без страха, не боится смерти, потому что ежечасно устремляет на нее взор, скорби, если встретятся, принимает с веселием и радованием, зная, что они доставляют венцы. Если же случится ему приобрести что-либо преходящее, то в сей же самый час в душе его начинает пробуждаться любовь к телу, возникают помыслы о плотском покое, и о способах достать все служащее к тому, от сего далее отъемлется у него та твердость сердца, какую имел он, когда в своей нестяжательности был выше мiра, и душу его начинают обуревать мысли, наводящие страх за жизнь, потому отходит от него крепкое упование на Бога.

Кто с ведением убегает суетной славы, тот ощутил в душе своей будущий век

Кто говорит, что оставил мир, и препирается с людьми из-за какой-либо потребности, чтобы не было у него в чем-либо недостатка к упокоению его, тот совершенно слеп, потому что, хотя добровольно оставил целое тело, однако же, ратует и препирается об одном его члене.

Кто бегает покоя в настоящей жизни, у того ум соглядал уже будущий век. А кто связан любостяжательностию, тот раб страстей.

Не думай, что одно приобретение золота и серебра есть любостяжательность, она есть приобретение чего бы то ни было, такого, к чему привязана воля твоя.

Как с корнем вырываются деревья сильным и постоян­ным потоком вод, так искореняется и любовь к миру в сердце притоком искушений, устремленных на тело.

Преподобный Иоанн Лествичник

 

  • Презревший вещество избавился от словооправданий и прекословий, любостяжательный же за иглу готов состя­заться до смерти.
  • Святитель Василий Великий 

В чем состоит любостяжание?

Как недостаток горючего вещества тушит пожар, так любостяжательное сердце и несытый глаз одним только останавливается, тем, чтобы не иметь ни одного соседа на рубеже своих владений.

Самый худший род любостяжательности — не уделять нуждающимся и того, что может повредиться.

Ад не скажет: довлеет (Притч. 30:16), и любостяжательный никогда не говорит: «довольно».

Море знает свои пределы, ночь не преступает издревле положенных ей границ, но любостяжательный не уважает времени: не знает предела… все захватывает, все пожира­ет.

В чем состоит любостяжание? Когда преступает кто предел закона. А сие по Ветхому Завету значит заботиться больше о себе, нежели о ближнем.

  1. Святитель Григорий Нисский 

Мучительство любостяжательности 

Мучительство любостяжательности не превосходит ли меру всякой жестокости? Поработив бедную душу, всегда принуждает исполнять ненасытимые свои пожелания, непрестанно принимая в себя и никогда не наполняясь, подобно какому-то многоглавому зверю, тысячами челюстей передающему пищу в ненаполнимое чрево, у которого приобретение никогда не служит хотя малым насыщением, но всегда получаемое делается пищею и поджегою к пожеланию большего.

  • Авва Исайя 

Любостяжание есть злая матерь всех зол. Кто любит мир сей, тот помрачает душу свою.

  1. Преподобный Ефрем Сирин

Да не будет для нас сладостною любовь к земному, чтоб не соделался горьким плач наш там (по смерти)! Пренебрегая здесь любовию Божией и Царством Божиим, мы предпочли землю и все, что на ней.

  • Святитель Иоанн Златоуст 
  • Ничто столько не подвергает нас власти диавола, как желание большего и любостяжание
  • Не так море воздымается волнами, как такая душа объятая любостяжанием обуревается помыслами и стра­стями и ко всем, своим и чужим, питает неприязнь.

И в настоящей жизни это дело (т.е. любостяжание) не может доставить никакого удовольствия, а сопровож­дается ежедневными тревогами и неприятностями.

  1. Если кто из любостяжательных лишится хотя не­которой части своего богатства, вот тогда-то именно уви­дишь, что жизнь для них становится невыносимой.
  2. Любостяжательным мы называем того, кто хочет при­своить чужое и не довольствуется своим.
  3. Любовь к богатству противна любви к поучениям.

Представь любостяжание, когда бываешь чужд этой страсти. Нет ничего гнуснее, ничего отвратительнее хи­щения и любостяжания.

Любовь к богатству — страсть неестественная. Есте­ственные пожелания вложены в нас с самого начала, а о золоте и серебре долгое время даже не было известно, существуют ли они. Отчего же усилилась эта страсть? От тщеславия и крайней беспечности.

Если приятною представится тебе любостяжательность, тогда подумай, что на это не соизволяет Христос, и она тотчас же покажется тебе противною.

Если мы не удержим рук от любостяжания и не пре­рвем этого нечистого потока, то, хотя бы стали давать и милостыню, все будет напрасно.

Любостяжание в том и состоит, чтобы желать иметь больше надлежащего. Так бывает и с имуществом: когда мы хотим собрать его больше и больше, то, сами не замечая, питаем в себе дикого зверя, имея многое, нуж­даемся во многом, навлекаем на себя бесчисленные заботы и представляем диаволу множество поводов.

Если бы ты и мало погряз в море этого безумия , с трудом можешь выйти из него и, как в водовороте, сколько бы ты ни старался, не преодолеешь легко (стремления воды), так и еще гораздо хуже, впавши в бездну этой страсти, погубишь себя со всем своим иму­ществом.

Любостяжатель же преимущественно живет во тьме, и на всех распространяет великий мрак.

Любостяжатель — вор и разбойник, даже хуже, по­тому что бесчеловечнее.

Вор не настолько, по крайней мере, дерзок, он таится и налагает руку ночью, как бы стыдясь и боясь греха, напротив, любостяжатель, поправ всякий стыд, с открытым лицом среди площади грабит всех, будучи в одно и то же время и вором, и мучителем.

Он не подкапывает стен, не гасит светильника, не откры­вает сундука, не разламывает печатей. Но что? Он посту­пает более дерзко, нежели те: на глазах обижаемых он выкидывает все вон, с дерзостью открывает все и за­ставляет их самих выкладывать свое имущество.

Это верх насилия! Он тем гнуснее воров и разбойников, чем бес­стыднее и бесчеловечнее. Потерявший что-нибудь вслед­ствие обмана хотя и скорбит, но немало утешается тем, что обидевший его, по крайней мере, боится его самого, а тот не только претерпел зло, но еще подвергся презрению, не имея возможности противиться наглости, так как воз­будил бы только больший смех.

Порок любостяжания, как бы охватывая нашу душу своими, так сказать, бесстыдными руками и крепко держа ее, даже против нашей воли влечет и удаляет ее оттуда.

Любостяжание хуже всякой грязи, оно оскверняет не тело, но душу, так что трудно бывает очистить ее.

Доколе это неистовство наживы? Доколе эта неугаси­мая печь будет все наступать и пожигать? Разве вы не знаете, что этот пламень производит тот вечный неуга­симый огонь, что это изнурение рождает того ядовитого червя?

  • Преподобный Исидор Пелусиот
  • Сильная и на все отваживающаяся любовь к многостяжательности, не зная сытости, нудит плененную душу идти до крайнего предела зол
  • Посему будем отражать ее от себя, наипаче в самом начале, потому что, возобладав, сделает­ся неодолимою.

Всякая почти другая страсть имеет свою степень зрело­сти, знает и упадок сил, известно ей и пресыщение, сама собою приходит к концу: но страшная любовь к многостяжательности, будучи не врожденной, но привнесенной откуда-то совне, не знает упадка сил, не признает возможно­сти пресыщения, и веселие ей неизвестно, и конца она не терпит, но всегда… усиливая свою зрелость, старается стать юнее и самоуправнее себя самой. Ибо не с другими только страстями, но и с собою ведет состязание, и уси­ливается сама себя препобедить. Скорее иной достигнет недостижимого, нежели она ощутит сытость, потому-то приращение, не знаю почему, почитая убавлением и ума­лением, больший и больший возжигает огонь, который, говорят иные, и твоей коснулся души. Поэтому угаси его скорее, а если не угасишь, то и здесь будешь вести жизнь, не похожую на жизнь, и там подвергнешься тяжкой от­ветственности.

Желающий большего, хотя бы у него были тьмы сокровищ, никогда не почувствует удовольствия, потому что не знает сытости. А кто соблюдает себя в пределах потребности, тот никогда не подвергнется этой неисцельной болезни, но будет в благодушии и радости и останется недоступным для других страстей, которым подвергается постоянно желающий богатства.

Страшная, неудобоизлечимая болезнь любостяжательности не кончится иначе, разве когда одержимый ею отступится от мысли найти выгоду, в чем думает, потому что в действительности найдет весьма великий ущерб.

Если же кто не верит сему, то справедливо будет поверить Божественному Судии, изрекшему: кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит (Мф. 16:26).

Если мало-помалу перестанет собирать и начнет раздавать другим, то возвратится в совершенное здравие.

Если хочешь угасить в себе пещь любостяжательности, будь надежен, удобно успеешь в этом отнятием, а не прибавлением у нее пищи, к угашению же сребролюбия служат милостыня и благотворение нуждающимся.

Поелику впадшему в любостяжательность трудно, т. е. нелегко изникнуть из этой страсти (такой делается не скажу неисправимым, но трудно исправимым), то надле­жит сделать все, чтобы не быть уловлену этим злом. Ибо удобнее избежать плена, нежели плененному освободить себя.

  1. Преподобный Нил Синайский 

Горе любостяжательному! Богатство от него бежит, ожидает же его огонь.

  • Преподобный Григорий Синаит 
  • Будучи отягощаем печалью о вещественных стяжа­ниях, страстный ум во глубину отчаяния погружается помыслами своими.
  • Святитель Григорий Палама
  • Где налицо это холодное слово «мое», там, как гово­рят божественные отцы, нет союза любви и Христос из­гнан, те, которыми овладела эта страсть (собственничест­ва), тем тогда становятся свойственны себялюбие, сребро­любие, братоненавидение и всякий вид зла, который и ныне позорит их.

Источник: http://AzbukaSpaseniya.ru/biblioteka/lyubostyazhanie.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector