Массаж при заикании: логопедический, точечный, взрослым

Всем привет! Можете сказать, какой способ чаще всего используется при проблемах с речью у ребёнка? Думаю, добрая часть читателей ответит, что это логопедические упражнения. Да, вы правы. Но это далеко не единственная методика! Например, массаж при заикании у детей тоже оказывает положительное действие. Я заинтересовалась этой темой и решила изучить её подробнее.

А массаж, ну как он может помочь? Ведь массируется шейный отдел, плечевой пояс, часть грудной клетки… какая тут связь с языком? Дорогие читатели — самая прямая!

Давно замечено, что у заикающихся деток сильно напряжены мышцы шейного отдела и верхнего плечевого пояса. И если воздействовать на эти группы мышц, можно расслабить корень языка. Что в свою очередь будет постепенно помогать ребёнку заговорить чисто.

Выделяют несколько видов этой методики лечения.

Виды

Порывших в интернете, встретила несколько типов. Кстати, врач иногда может посоветовать их сочетание. Делается это для достижения наибольшего эффекта. Самыми популярными являются:

Итак, в обоих случаях происходит воздействие на артикуляционный аппарат. Но эти виды сочетаются не только между собой. В комплексе выполняются различные занятия для язычка, физиотерапия и другие.

Но всё же хочется знать подробнее о каждом виде в отдельности. Давайте расскажу.

Точечный массаж

Название говорящее. Происходит надавливание на определённые точки, отвечающие за речевой аппарат. Вообще, эта техника считается безвредной и довольно простой. Пишут, что каждый родитель в состоянии справиться самостоятельно с подобной схемой.

Но упражнения сначала должен показать специалист. Только потом мамы и папы могут начинать делать их самостоятельно. А я сама придерживаюсь такого мнения, что весь курс должен делать профессиональный массажист. Самим можно и ошибок нагородить. Ведь надавливание на определённую точку может вызвать даже сильную боль у малыша. Как с таким смириться?

Чтобы таких неприятных моментов не было, нужно соблюдать несколько простых правил точечного воздействия.

Правила точечного массажа

Этот вид считается довольно эффективным при лечении заикания у деток. Правда, обычно рекомендуется сочетание с логопедическими занятиями и остальными методиками. Кроме этого существует несколько простых правил, при выполнении этого массажа:

  1. Без сильного давления. Не надавливать на точку сильно и долго. Прикосновения должны быть лёгкими. Без фанатизма.
  2. Массируются сразу две симметричные точки синхронно.
  3. Первый сеанс не должен проходить долго по времени. И тут затрагивается не больше 4-х точек. С каждым сеансом количество точек увеличивается.
  4. Ребёнок во время процедуры должен быть спокоен.

А ещё этот тип хорошо сочетается с сегментарной техникой.

Сегментарный массаж

Тут за основу берётся уже определённый участок — мышца, отвечающая за речевую функцию. Но важно не только правильно отыскать эту мышцу и размять её. Крайне много тут зависит от поведения логопеда.

Он должен помочь ребёнку максимально расслабиться и принять удобное положение. Но и это не всё.

Правила сегментарной техники

Вообще, любая процедура, особенно связанная с лечением, должна быть приятна малышу. Взрослому необходимо об этом помнить. Если во время сеанса кроха почувствовал себя плохо, закончите. И кроме этого соблюдайте такие правила:

  1. Начинаем с 5 минут. Постепенно доводим продолжительность сеанса до 20 минут.
  2. Курс должен быть длительностью не меньше 2-х недель.
  3. Самой лучшей считается поза: лёжа на спине, руки вытянуты вдоль тела, ноги выпрямлены. Хотя можно проводить сеанс и в сидячем положении. Но подголовник должен при этом высоким и тело максимально расслабленным.

В заключение хочется пожелать вам не отчаиваться. Главное, вовремя заметить проблему и начать с нею бороться. Возрастной диапазон (так называемая группа риска), когда дитя может начать заикаться колеблется от 2-х до 5-ти лет.

Как правило, сочетание этих методик творит чудеса. Правда, не всегда сразу помогает. Может пройти несколько сеансов, прежде, чем наступят какие-то сдвиги.

А бывает наоборот. Мамочки видят улучшения после первого раза. И решают, что всё, хватит лечиться. Помните, результат нужно закреплять. Не останавливайтесь на полпути. Ведь это самый верный шаг назад.

Источник: https://neurologystatus.ru/massazh-pri-zaikanii-u-detei-effektivnaya-pomoshch-pri-lechenii-problem.html

Как делать логопедический массаж при заикании и дизартрии? Какие существуют методики, приемы и инструменты для логопедического массажа?

Описание проведения процедур профилактики и лечения заикании и дизартрии. Действенные методы лечения малыша.

Как делать логопедический массаж при заикании и дизартрии?

Фото : на приеме у массажиста

Развитие каждого ребенка проходит по—разному. Один малыш без особых проблем начинает говорить, другой сталкивается  с затруднениями при произношении звуков и слов. Некоторые дети вообще отказываются разговаривать и молчат до определенного возраста.

  • Причиной такого детского поведения  выступают разнообразные физические отклонения, проблемы психологические, послеродовые травмы и послеродовые заболевания
  • Такая ситуация должна исследоваться специалистами, так как проблема нарушения речи не исчезнет просто. Пройдите консультацию с врачом—логопедом, определитесь с наиболее эффективным комплексом лечения
  • Сегодня самым действенным способом вылечивания выступает массаж от логопеда. Такое средство лечения в приоритете при заикании, дизартрии и  дефективных сложностях

Что такое логопедический массаж?

Фото : логопедический массаж в положении лежа

Массаж логопеда — упражнения, с воздействием приемов механики на состояние нервов, тканей в речевом аппарате, где расположены сосуды кровеносные. Это техника по лечению и  нормализации состояния речевого произношения, эмоциональности ребенка.

Такой массаж применяют успешно при дизартрии, заикании. Он прекрасно улучшает кровообращение и проводит активизацию лимфа системы, общее  организма состояние на физиологическом уровне.

Основными задачами такого массажа выступают:

  • активация аппарата речи, мышц с небольшой способностью сократительной
  • приведение в тонус артикуляции
  • активное стимулирование проприоцептивных ощущений
  • техника крепости глотательного рефлекса
  • стимулирование головного мозга в речевой зоне афферентации

Массаж логопедический обязан проходить в теплом и вентелируемом помещении. Цикл состоит из десяти – двадцати каждодневных сеансов. Перерыв следует делать промежутком в один — два месяца.

Читайте также:  Страх ответственности: психология, причины, как преодолеть

Виды логопедического массажа при заикании и дизартрии

  • Точечный – действует в активных биологических точках. Проходит  в зоне волосяного покрова
  • Классика — массаж практики поглаживаний, вибрационных действий
  • Сегментарно — рефлекторный: сегментируются приемы классического приема в определенных зонах. Выполняются упражнения в воротниковой зоне, в шейном отделе лица
  • Массаж зондовый. Выполняется за счет использования инструмента — зонда

Фото : сеанс у логопеда

Можно ли самостоятельно выполнять логопедический массаж? Массаж языка

Такой специфический вид массажа необходимо доверять квалифицированному и специально обученному человеку, для безопасности и лучшей эффективности проводимой процедуры.
Для использования в домашних условиях возможно использование следующих упражнений:

  • Массаж губ проводиться с помощью нетрудных поглаживаний и пощипывание губ у малыша
  • Массаж языка проводиться с использование электро зубной щетки. С ее помощью проводим воздействие на кончик языка в самом центре
  • Массаж рук ребенка сопровождаем нежными движениями массажирующими конечностей пальцев

Эффективность любого из методов логопедического массажа будет достигнута даже при тяжелых формах в нарушении речи.
Обязательно проводить все процедуры  в установленный невропатологом и педиатром срок. Посмотрите видео ниже, как делать такой массаж.

Видео: Логопедический массаж языка: мастер класс

Какие существуют методики, приемы и инструменты для логопедического массажа?

Логопедический массаж состоит из целого комплекса методик и приемов. Существует три комплекса, целенаправленных в зону  симптомов патологических.

  • Первый сборник упражнений происходит при высоком тонусе
  • Второй — при дистонии, атаксии и появившихся гиперкинезах
  • И последний комплекс предполагает  массаж при низком тонусе

Пример массажа предполагает:

  • нормирование  тонуса мышечной массы в органах артикуляции
  • нормализацию моторного аппарата
  • налаживание рефлексов точности, ритма, переключения

Профессиональный массажист в ходе проводимых приемов должен определить:

  • последовательность работы со звуками; отработать и довести до автоматики основные артикуляционные уклады звуков, которые нуждаются в корректировке
  • развить слух фонематики
  • отработать слова сложной звука — слоговой структурированности

Диагноз дизартрии – часто встречающееся заболевание в логопедии. К первоначальным симптомам на болезнь относят: ужасную дикцию, невероятные замены звуков в структуре слога, невнятную речь.

Основная логопедическая программа спланирована так:

  • На обычных упражнениях с детками изучается материал, который направлен на преодоление недоразвитости речевого рефлекса
  • На занятиях индивидуального характера происходит коррекционные действия произносительной стороны речи, проходит устранение  дизартрии
  • Лечебный процесс проходит в некоторые определенные этапы. На первоначальном этапе предусмотрена нормализация мышечного тонуса. Здесь логопед  проводит массаж, и планирует занятия ведущие к нормализации моторики артикуляционного аппарата
  • Вводит специализированные упражнения для укрепления голоса и дыхания. Основополагающим элементом всех занятий с логопедом является развитие мелкой моторики

Основным видом специализированного массажа выступает массаж  на языке.

  • Здесь вступает в дело собрание действий физических, которые определены на выздоровление участков тела ребенка, которые поражены
  • Длительность процедуры  не меньше шести минут и не больше двадцати на последних занятиях сеанса
  • Противопоказаниями к такому массажу выступают: рвотные позывы, заболевание зубной полости, заболевания вирусно — инфекционной группы

Фото : инструменты для применения в логопедическом массаже

Инструменты логопедического массажа

Логопед имеет вспомогательные элементы в своей работе. К ним относят зонды.  Делятся они на два подвида: разработанные из металла  и из пластмассы. Форма их достаточно разнообразна:

  • Шарик, улитка, топорик, усы, грибок

Эти приспособления безопасны для ребенка.

Правила проведения массажа инструментами

Различают две безопасных позы для выполнения  массажных упражнений:

  • Расположение  — лежа на спине с использованием подушки под шеей
  • В позе – сидя на стуле, с использованием подголовника (возможно использование детских приспособлений: кресла, коляски). Для успешности в процедуре мышцы должны быть расслаблены и быть в покое. Сначала выполняется гимнастические упражнения для растяжки

Упражнения, проводимые при дизартрии:

  • Усиление продольной и поперечной мышцы за счет сдавливания пластмассовым зондом точек на языке. Двигательные процессы нацеливаются от корней к кончику языка
  • Проведение зондом в виде шарика по продольным мышцам, для их укрепления. Упражнение выполняем десять раз
  • Глажка мышц поперечных зондом
  • Весь периметр языка обкалываем зонтом в течение десяти секунд
  • Проводим точечные двигательные повороты против стрелки часовой
  • Массажируем весь язык пальцами. Для укрепления мышц
  • Нацеливаем надавливания и потряхивания языка, держим его за кончик
  • Проводим вибрационные телодвижения зондом по краю языка

Количество проводимых массажем зависит от индивидуальных особенностей организма ребенка.

Польза от логопедического массажа при заикании и дизартрии будет достигнута только при регулярном проведении занятий.

Дети, имеющие меньшую степень болезни быстрее восстанавливают развитие речи.

Видео: Логопедический массаж при заикании и дизартрии

Сохранить

Источник: https://heaclub.ru/kak-delat-logopedicheskij-massazh-pri-zaikanii-i-dizartrii-kakie-sushhestvuyut-metodiki-priemy-i-instrumenty-dlya-logopedicheskogo-massazha

Логоневроз (Заикание) — Все о массаже..

Логоневроз — является видом речевого расстройства, который проявляется в виде запинок в речи и заикания.

Речь ребенка при таком расстройстве замедлена, и зачастую характеризуется частыми длительными паузами, растянутым произнесением или повторением звуков, слогов и слов.

Помимо речевых расстройств логоневроз также проявляется в сопровождающих движениях лица: дрожание челюсти и губ, быстрое моргание, напряжение всех мимических мышц при попытке произнести слово или слог.

  • Этиологический фактор.
  • Логоневроз или невроз речи может развиваться как реакция на сильный стрессовый фактор или быть следствием органического поражения головного мозга.
  • Более распространенными причинами логоневроза считаются:
  • Травмы головного мозга, инфекционные заболевания, при которых инфекционный агент тропен к нервной ткани, ДЦП, опухолевые новообразования, нарушения трофики головного мозга, инсульты.
  • Психические заболевания и психопатии: шизофрения, неврастения, шизоаффективное расстройство.
  • Наследственная предрасположенность. Замечено, что у детей и подростков данное состояние развивается чаще, чем у взрослых. При этом для каждого возраста выделяют отдельные причины. Так у маленьких детей, которые только учатся говорить, логоневроз может быть нормальным этапом формирования речевого аппарата. А вот у подростков причиной невротического заикания является неустойчивость психики, повышенная эмоциональна возбудимость, склонность к драматизации и излишняя впечатлительность.
  • Нарушение речи проявляется как ответная реакция на семейные неурядицы и частые конфликты. Когда обстановка в доме напряженная, то соответственно имеют место постоянные конфликты, тогда ребенок, а особенно подросток может реагировать на это проблемами с речью.
Читайте также:  Формы заикания: классификация, этиология, виды

Последствия заикания

В тех случаях, когда логоневроз не исчезает и усиливается, то существует вероятность того, что он может привести к тяжелой форме заикания и психологическим последствиям на всю жизнь.

Особенно тяжело дети переживают данный недуг в подростковом возрасте, когда подросток, чтобы избежать насмешек со стороны окружающих сверстников, начнет избегать общения и случаев, когда требуется изложить информацию устно.

В случае тяжелой стадии логоневроза ребенок будет бояться произносить слова и звуки, начнет отказываться говорить и выступать на публике, у него может начать  формироваться состояние неполноценности.

Запинки в речи будут становится более явными во время выступления перед аудиторией, при разговоре с незнакомыми людьми, перед важным собеседованием и в других ситуациях, вызывающих психологическое давление.

И в итоге стресс, который испытывает человек, страдающий логоневрозом, приведет к еще большему ухудшению состояния речи, и как следствие к изменениям личности – появляется молчаливость, замкнутость, депрессия.

Причины заикания

Заикание наиболее часто развивается у детей дошкольного возраста.

Большую роль играет тот факт, что окончательное формирование полушарий головного мозга завершается примерно к пяти годам — у ребенка реакции возбуждения выражены сильней, чем процессы торможения.

Вот эти самые реакции с легкостью превращаются в двигательную активность, в том числе и мышц речевого аппарата. Артикуляционные мышцы (языка, губ, мягкого неба, гортани) развиты недостаточно и работают не совсем четко.

Дети довольно часто, воспринимая на слух различные звуки и слова, но не понимая их значения, могут просто смешивать их в кучу.

Когда ребенок учится разговаривать, его центральная нервная система испытывает колоссальные нагрузки, в результате которых могут возникать сбои в ее работе, приводящие к заиканию. В возникновении логоневроза может сыграть важную роль фактор подражания.

Когда в семье или в ближайшем окружении ребенка присутствует человек, страдающий заиканием, то дети могут попросту перенять эту манеру разговора.

Источник: https://fine-massage.ru/logonevroz-zaikanie/

Как делать логопедический массаж при заикании и дизартрии? Какие существуют методики, приемы и инструменты для логопедического массажа? Массаж языка и тела для развития правильной речи у детей

Массажные логопедические процедуры являются одним из методов коррекционного воздействия при различных формах нарушения речевого развития.

Логопедический массаж благоприятно действует на организм человека и стимулирует мышечную и нервную системы, что важно для речедвигательного процесса.

Он может быть частью комплекса медико-педагогической восстановления взрослых после инсультов, детей, подростков, у которых ставят диагнозы речевых расстройств и нарушений (в том числе заикания).

Для чего логопедами назначается массаж

Логопедический массаж – это механическое раздражение (поглаживание, разминание) в зонах мышц верхнего плечевого пояса, шеи, головы, особенно области языка, мягкого неба, щек и губ.

Практически физиопроцедура сокращает период формирования и нормализации произносительной стороны речи при воздействии логопедического характера, способствует улучшению состояния голоса, речевого дыхания, стабилизирует эмоциональный фон человека.

Указанная процедура рассматривается одним из инструментов развития речи – вот как можно охарактеризовать, что такое логопедический массаж (ЛМ).

Но причинами непонятной для окружающих речи может быть не только нарушения тонуса органов артикуляции (подвижности мышечных тканей губ, языка), но и проблемы грамматического построения речи и слоговых структур слов, недоразвитость фонематического слуха. Следовательно, для коррекции общего и речевого развития необходим подход системный.

К основным задачам логопедического массажа относят активизацию и нормализацию периферического речевого и артикуляционного аппаратов, укрепления глоточного рефлекса, стимуляцию речевого развития, уменьшение слюнотечения

О показаниях и противопоказаниях к массажу

  • Существуют определенные показания к логопедическому массажу, связанные с нарушениями артикуляционной моторики. К ним относят:
  • – состояние дизартрии – когда имеются нарушения иннервации (снабжения нервами) мышц речевого аппарата;
  • – механическую дислалию (укороченность подъязычной связки);
  • – ринолалию (нарушения речепроизношения вследствие дефектов строения аппарата речи).
  • Для этого врач-логопед обследует пациента, исключая противопоказания:
  • – состояния с острыми воспалительными процессами и повышенной температурой тела;
  • – наличие эпилепсии, судорог;
  • – инфекционные заболевания полости рта;
  • – высыпания герпеса на губах, болезни кожи на голове;
  • – склонность к кровотечениям из носа;
  • – рвота, тошнота;
  • – конъюнктивит.

Бывают случаи назначения ЛМ ребенку при аутизме, моторной алалии, задержке речевого развития (ЗРР). Логопедический массаж при ЗРР – сомнительное назначение, так как он помогает корректировать звукопроизношение, а ребенок в данном случае не говорит. Следовательно, использоваться может не как основной метод коррекции, а только в комплексе с другими методиками.

Разновидности массажа

  1. Виды логопедического массажа классифицируются на:
  2. – классический – со стандартным набором ручных приемов;
  3. – точечный – воздействие на биоактивные точки;
  4. – аппаратный – методика с применением вакуумных и вибрационных приборов;

– зондовый – массаж с применением специального инструмента по методу Новиковой Е.В.;

– массаж, разработанный Дьяковой Е.А. – систематизированная и обобщенная методика для различного рода речевых нарушений;

– сегментарно-рефлекторный – выполняется в технике классического с сегментарным делением на зоны (лицо-голова – шейный отдел – воротниковая зона).

О лечебном классическом массаже

Традиционный вид массажа проводится на поврежденном участке тела непосредственно или рядом с ним, при этом не учитывается рефлекторное воздействие. Процедурой предполагается проведение ЛМ лица и языка, а также гимнастика для дыхательного и артикуляционного аппарата. Применяются классические массажные приемы.

Читайте также:  Нлп-техники манипулирования людьми: как управлять собой и другими, сознанием, скрытно

Логопедический массаж в картинках можно рассмотреть ниже.

  1. Проработка лобной части лица: от середины лба к виску поглаживающие движения, к волосам от бровей и легкое разминание лобной зоны.
  2. Зона щек: разминание, растягивание по щекам от уголков рта к височной части лица, к нижней части подбородка от скул.
  3. Участок носа: поглаживающие и растягивающие движения крыльев носа, далее – поглаживание к уголкам рта.
  4. Зона рта: нижнюю и верхнюю губы поглаживают поочередно с растяжкой к уголкам.
  5. Участок подбородка: проработка приемами поглаживаний и разминаний от центра к периферии.

Такой логопедический массаж лица ребенку можно делать в домашних условиях. После этого проводят массаж язычной мускулатуры и при необходимости гимнастику.

Кратко о выполнении точечного массажа

Эффективность точечного массажа во многом зависит от правильности определения при пальпации локализации точек воздействия, на лице часто отмечают в таких местах пульсацию. Следует начинать массажный курс с проработки не более четырех точек, с постепенным увеличением их количества.

Источник: https://wotsite.ru/ventilation/kak-delat-logopedicheskii-massazh-pri-zaikanii-i-dizartrii-kakie/

Самомассаж при заикании — Виртуальный кабинет логопеда

ПРИЕМЫ САМОМАССАЖА В УСТРАНЕНИИ ЗАИКАНИЯ

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Массаж выполняется для снятия напряжения и скованности речевых и мимических
мышц, и наоборот, соответственно для повышения тонуса слабых и вялых мышц.

Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так
называемый самомассаж. Здесь мы познакомимся с двумя его видами: гигиеническим
и вибрационным.

Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются
расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную
роль: он снимает напряженность и скованность лицевых и мимических мышц и
усиливает тонус этих мышц, если они слабые.


Вибрационный массаж
делается энергичным постукиванием, при этом
активизируется работа нервных окончаний, расположенных глубже в толще кожного
покрова. Самомассаж вызывает умеренное расширение кровеносных сосудов и оказывает
благотворное влияние на нервную систему. При выраженном напряжении мышц артикуляционного аппарата (спастические
состояния) нужно использовать приемы массажа, направленные на его расслабление. Расслабление мышц шеи, лица и губ производится путем поверхностного
поглаживания.

РЕКОМЕНДАЦИИ

—————————————————————————

  • Кожа массируемых частей тела и руки должны быть чистыми.
  • Все движения следует проводить по рекомендуемым направлениям.
  • Массируемые мышцы должны быть расслаблены.
  • Массаж делается медленно, плавно.
  • Массаж следует комбинировать с миогимнастикой.
  • Продолжительность массажа не должна превышать 2-3 минут в один прием.
  • Движения осуществляются выпрямленной кистью, первый палец отведен, остальные согнуты. Прилагаемое усилие не должно вызывать смешения кожи.
  • Каждое движение повторяется 4-6 раз.
  • Массаж не рекомендуется проводить при респираторных заболеваниях, высокой температуре, высыпаниях на коже.

2. РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ   ШЕИ Расслабление мышц шеи рефлекторно расслабляет мышцы корня языка.

Упражнение 1. Медленно поглаживать шею сверху вниз в области горла
ладонью то правой, то левой руки.

Упражнение 2. Медленно поглаживать шею одновременно ладонями обеих рук
Сверху от околоушной области лица по боковым поверхностям шеи до подмышечных
впадин.
Упражнение 3. Положить обе руки на заднюю часть шеи, близкую к затылку
(кончики пальцев рук касаются друг друга). Руки медленно скользят по боковым
поверхностям шеи до подмышечных впадин.

  • 3. РАССЛАБЛЕНИЕ ЛИЦЕВОЙ И
    ГУБНОЙ МУСКУЛАТУРЫ МЕТОДОМ ПОГЛАЖИВАНИЯ
  • Движения выполняются в замедленном темпе. Направление движений:
  • от середины лба к вискам;
  • от середины лба до ушных раковин;
  • от бровей до волосистой части головы;
  • от спинки носа к ушным раковинам;
  • от середины верхней губы до ушных раковин;
  • от линии лба вниз через лицо к шее;
  • от мочек ушей по щекам к крыльям носа;
  • от середины верхней губы на подбородок;
  • поглаживание кончиками пальцев вокруг глаз (расходящимися движениями от середины лба — и снова к середине);
  • по верхней губе от углов рта к середине;
  • по нижней губе от углов рта к середине;
  • поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта;
  • легкое постукивание губ.

4. РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ  ЯЗЫКА
Упражнение 1. Вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами
челюсти (в течение 15 секунд).
Упражнение 2. Похлопывание, поглаживание, вибрация (в течение 15 секунд)
языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка.

5. ВИБРАЦИОННЫЙ
(ПОСТУКИВАЮЩИЙ) МАССАЖ СО ЗВУКОМ

Упражнение 1.
Постукивать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам и
одновременно вслух тянуть на выдохе сонорный согласный м. Повторить 4-6
раз.
Упражнение 2.

Постукивать кончиками пальцев обеих рук верхнюю часть лица
от спинки носа к ушам и одновременно вслух тянуть на выдохе поочередно сонорные
м
и п. Повторить 4-6 раз.
Упражнение 3. Постукивать кончиками пальцев одной руки верхнее надгубное
пространство и одновременно тянуть вслух на выдохе щелевой согласный в.

Повторить 4-6 раз.
Упражнение 4. Постукивать кончиками пальцев одной руки пространство под
нижней губой и одновременно тянуть вслух на выдохе согласный з.
Повторить 4-6 раз.
Упражнение 5.

Постукивать кончиками пальцев одной или обеих рук по
верхней части грудной клетки и одновременно тянуть вслух на выдохе щелевой
согласный ж или сонорный м. Повторить 4-6 раз.
Упражнение 6.

Постукивать ребрами ладоней обеих рук боковую часть
грудной клетки, начиная с нижней части и вверх, и одновременно тянуть вслух на
выдохе сонорный м. Повторить 4-6 раз.
Упражнение 7. Постукивать кончиками пальцев одной руки область
нижнебрюшных мышц одновременно с постукиванием другой рукой области поясницы.
Во время постукивания тянуть на выдохе сонорный м. Повторить 4-6 раз.

Поварова, И.А.
Коррекция заикания в играх и тренингах: Практическое руководство для
заикающихся и логопедов /И.А. Поварова — СПб.:Союз, 2001

Источник: https://www.sites.google.com/site/kopiasl123/home/logopedy—roditelam/samomassaz-pri-zaikanii

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector