Профилактика заикания (логоневроза): предупреждение рецидивов, памятка для родителей, предрасполагающие причины

  • Исключить отрицательные воздействия на ребенка после рождения (беречь от ушибов голову, содержать в порядке носоглотку, ротовую полость, не допускать хронических заболеваний, своевременно проводить лечение, удалять аденоидные разращения).

  • Избегайте чрезмерной речевой нагрузки: не используйте для чтения, пересказа и заучивания слишком сложные, трудные для понимания и для произнесения рассказы и стихи.

    Правильно выговаривать все звуки речи ребенок может только после 4 лет, когда разовьется и окрепнет его артикуляционный аппарат.

    Поэтому до тех пор нельзя заставлять его произносить слова и фразы – трудные и в звуковом, и в смысловом отношении.

  • Не перегружайте ребенка впечатлениями, которые вызывают эмоциональное перенапряжение. Не рекомендуется часто посещать кино, театр, цирк, подолгу смотреть телевизор. Посещение кинотеатра детям дошкольного возраста вообще не рекомендуется.

    Во-первых, потому что специальных художественных фильмов для такого возраста почти нет, а во-вторых, сеанс в полтора часа очень утомителен для дошкольников. Телевизионные передачи детям также не рекомендуется смотреть, за исключением специальных передач для самых маленьких, например, «Спокойной ночи, малыши».

    После просмотра передач, так же как и после посещения кино, театра, цирка, у ребенка возникает очень много впечатлений, вопросов.

    Рассказывая о своих впечатлениях, расспрашивая взрослых, он, не владея в достаточной мере речью, захлебывается, глотает звуки, с трудом подбирает многие слова и выражения, перескакивает с одной мысли на другую, останавливается, снова начинает торопливо говорить. В таких случаях в речи малыша появляются запинки, которые могут закрепиться и перейти в стойкое заикание.

  • Необходимо постепенно развивать речь ребенка: читать ему книги (конечно, только детские, соответствующие его возрасту), потом просить пересказать основное содержание. При этом малышу необходимо подсказывать слова, задавать наводящие вопросы, показывать на картинки.

  • Непозволительны скандалы и конфликты в семье, запугивание ребенка, побои, строгие наказания, частые претензии и одергивания, так как у нервных и впечатлительных детей вызывают заикание.

  • По возможности ограничьте ребенка от общения со взрослыми и маленькими заикающимися, так как заикание может возникнуть и в результате подражания: ребенок начинает и в собственной речи воспроизводить те же запинки.

  • Источник: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-po-preduprezhdeniyu-zaikaniya-u-detey-856156.html

    рекомендации родителям по устранению заикания

    Рекомендации родителям по устранению заикания.

    Автор-составитель: учитель-логопед Федосова М.А.

    Обычно заикание (логоневроз) у детей появляется в возрасте от 3 до 5 лет. В этот период речь наиболее активно развивается, но речевая функция еще недостаточно сформирована, поэтому происходит ее «поломка».

    По сравнению с девочками заикание у мальчиков возникает в 3-4 раза чаще, что объясняется их меньшей эмоциональной устойчивостью.Такие речевые запинки могут продолжаться в течение какого-то периода, потом на время проходить и опять возвращаться.

    Это может продолжаться до четырех-пяти лет и редко затягивается до школьного возраста.

    Общие понятия

    Заиканием называют нарушение ритма, темпа, плавности голоса, речи и дыхания, вызванное судорогами мышц органов речевого аппарата (гортани, языка или губ). Оно может появиться внезапно и постепенно усиливаться. В речи заикающегося наблюдается повторение отдельных слогов, звуков и вынужденные остановки.

    Различают тонические судороги (напряжение, длительная невозможность преодолеть «сбой» в речи) и клонические (повторение отдельных слогов либо звуков, обычно в начале слова). Также нередко встречается тоно-клоническое заикание.

    Логоневроз у детей может длительное время не проявляться и возникнуть только в стрессовой ситуации.

    Причины заикания

    Физиологические

    Прежде чем искать решение, как вылечить заикание у ребенка, необходимо понимать, что данное нарушение появляется по целому ряду причин. Заикание может быть вызвано заболеваниями нервной системы, связанными с родовой травмой, наследственной предрасположенностью и т.д.

    В ряде случаев причиной заикания является органическое нарушение подкорковых отделов мозга. Также проблемы с речью могут быть связаны с болезнями речевых органов (глотки, гортани, носа) или с истощением нервной системы после перенесения тифа, кори, коклюша, рахита.

    ПсихологическиеПричины заикания могут крыться в эмоциональном состоянии. Невротическое заикание, или логоневроз, у детей может быть вызвано не проблемами нервной системы, а, например, внезапным сильным психоэмоциональным потрясением. Когда ребенок возбужден, его речь работает медленнее, чем мозг.

    Как правило, заиканию предшествуют невротические реакции, вызванные различными детскими страхами: боязнью громких звуков, темноты, наказания, потери родителей, одиночества и т.д. Множество случаев заикания у детей от 3 лет и старше связано с неадекватным поведением животных.

    СоциальныеЕсли родители недостаточно работали над формированием речи малыша, у ребенка может возникнуть скороговорение, нарушение звукопроизношения, произнесение слов на выдохе. Иногда заикание проявляется при одновременном изучении нескольких языков или из-за перегрузки ребенка речевым материалом, особенно не соответствующим возрасту.

    Причиной нарушений может стать чрезмерная строгость родителей по отношению к малышу. Некоторые дети непроизвольно подражают заикающемуся или копируют его речь. Социальные причины могут вызвать нарушения даже у ребенка с изначально здоровой нервной системой.

    Провоцирующие факторы

    Обычно приступы заикания учащаются при переутомлении, во время болезни, в случае семейных или школьных неприятностей. Наблюдается некоторая зависимость от погоды, сезона и рациона питания. Интересно, что избыток белковой пищи усиливает проявление заикания.

    Также развитие нарушений наблюдается в период роста зубов и в переходном возрасте. Сравнительно часто возникновение заикания провоцируют инфекционные заболевания. Хронические заболевания не считаются причиной развития нарушений речи, но они могут усилить уже существующие.

    Например, при аденоидных разрастаниях затрудняется носовое дыхание, и у ребенка появляются проблемы с речью.

    Общие рекомендации

    Как и любой другой невроз, заикание сильно нагружает нервную систему. Поэтому прежде, чем пойти с ребенком к врачу, следует снизить его эмоциональную нагрузку к минимуму.Причем действовать надо как можно быстрее, чтобы у вашего маленького человечка навык заикания не закрепился надолго.

    Если вы четко будете следовать правилам общения с ребенком, начавшим заикаться, то врач вам может вообще не понадобится.Соблюдать распорядок дняДля ребенка необходимо создать четкий режим дня. Малыш в возрасте от 3 до 7 лет должен спать 10-11 часов ночью и 2 часа днем, от 7 лет и старше – 8-9 часов ночью и 1,5 часа днем. Следует исключить просмотр телевизора перед сном.

    Создавать благоприятную психологическую обстановкуПостоянные замечания и одергивания травмируют ребенка. Должны быть исключены ссоры и шумное поведение в присутствии ребенка. Родители не должны показывать малышу свои волнения по поводу его речи. Не торопите ребенка во время ответов и чаще хвалите, доставляя положительные эмоции.

    Помогать ребенку в ежедневном общенииРебенок должен слушать правильную речь. Говорите ласково, медленно и спокойно, так как малыш быстро начинает подражать темпу речи и усваивает его. При выраженном заикании говорите с ребенком нараспев. Нельзя заставлять малыша проговаривать трудные слова по нескольку раз.

    Укреплять общее здоровьеРодители должны позаботиться об ослаблении нервного напряжения ребенка, исключить шумные компании и переутомление. Рекомендуются закаливающие процедуры: игры на улице, воздушные ванны, обтирание и т.д. Чтобы снять эмоциональное напряжение малыша, чаще делайте вместе с ним гимнастику и играйте.

    Соблюдать правила• Попробуйте первыми не обращаться к ребенку с какими-либо просьбами, не начинайте с ним разговор. Заикание — это нарушение коммуникативной функции речи. Разговаривая и играя сами с собой, дети редко заикаются. Говорите с ребенком медленно, плавно, почти нараспев. Старайтесь не обсуждать ничего при ребенке слишком эмоционально, на повышенных тонах.

    • Ограничьте время просмотра телевизора. Если не получится полностью отказаться от мультиков (для многих детей это может быть дополнительным стрессом), то постарайтесь хотя бы не давать смотреть новые. Книги рекомендуется читать только хорошо знакомые. И не спешите разучивать стихи — для этого еще будет более подходящее время.

    • Играть лучше в спокойные игры, очень хорошо, если они будут проводиться на воде, так как она воздействует на детскую психику очень благотворно. Если есть возможность посещения дельфинария — это будет большим плюсом. Хороши игры с песком и лепка из пластилина. Если ребенок очень подвижен, то не стоит ему запрещать бегать и прыгать, но сами не спешите играть в «догонялки».

    Основные методы лечения заикания у детей

    Дыхательные упражнения

    Источник: http://www.mbdou10-tula.ru/sovety-roditelyam/sovety-spetsialistov/355-rekomendatsii-roditelyam-po-ustraneniyu-zaikaniya

    Предупреждение и профилактика заикания у детей

    В этой статье родители найдут практические советы и рекомендации как вести себя, если ребенок начал заикаться. Как помочь ребенку, если у него появились запинки в речи? Как предупредить рецидивы заикания? Как снизить стрессовые моменты?

    Родители готовы весело подпевать песенке мушкетеров «…Пока-пока-пока-чивая перьями на шляпах…», но стоит их малышу сказать: «Пока-пока-покакать хочу» , как это вызовет панику во всей семье. С чего же начинается заикание? Как проявляется? Какими обладает факторами риска, и как его следует предупреждать?

    Всему этому, а также тому, какие действия следует предпринимать родителям, если их ребенок неожиданно начал заикаться, я постараюсь уделить внимание в этой статье.

    Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.
    При заикании в речи ребенка возникают вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет.

    Факторы риска появления заикания:

    1. Дети с тревожными чертами характера. Эти детки, обычно привязаны к матери, плаксивы, раздражительны. Нередко такие малыши неспокойно спят и имеют плохой аппетит. Они могут отреагировать заиканием на перемену обстановки (поход в детский сад, переезд, долгое отсутствие матери).

    2. Дети с ранним речевым развитием (первые слова и фразы в год); а затем с очень быстрым темпом наращивания словаря (в 2 -2.5 они уже говорят развернутыми фразами). Заикание может появиться от сбивания дыхания во время произнесения длинной фразы и желания сказать сразу все, тогда как детский язычок и легкие еще не могут справиться с таким объемом речевой информации.

    3. Дети с задержкой речевого развития. Слова у них появляются ближе к двум годам. Фразовая речь после трех. Речь у таких деток часто бывает невнятная, с плохим звукопроизношением. Заикание у них может быть вызвано двигательной расторможенностью.

    4. Дети, имеющие среди родственников заикающихся, чаще, чем другие, подвержены этому недугу. Так же следует быть внимательными, если в семье есть левши. У таких деток заикание может быть следствием сниженной возможности адаптации к внешнему миру у ЦНС (центральной нервной системы).

    5. Дети с двуязычием в семье также обладают фактором риска появления заикания.

    Конечно, совершенно необязательно, что двуязычный, беспокойный или леворукий ребенок начнет заикаться. Но повышенный контроль родителей за такими детками поможет им избежать лишних трудностей, в случае их возникновения.

    Как вести себя родителям, если у ребеночка присутствует фактор риска появления заикания:

    • Соблюдать режимные моменты (сон, питание, прогулки — в соответствии с возрастом ребенка).
    • Избегать эмоциональных перегрузок (частое посещение мест скопления большого количества людей); чрезмерных физических нагрузок (при первых признаках усталости позволяйте ребенку отдохнуть, не нажимайте на него).
    • Следить за благоприятным эмоциональным климатом в семье. Не позволяйте себе кричать, ругаться в присутствии малыша.
    • Стараться следить за тем, чтобы предъявляемые к ребенку требования разными членами семьи не противоречили друг другу.
    • При возникновении у ребенка страхов (темноты, одиночества, замкнутого пространства) ни в коем случае не приучайте его быть храбрым. Не провоцируйте появление страхов показом фильмов или запугиванием. При возникновении боязни позволяйте ребенку спать при приглушенном свете, побудьте возле него некоторое время при засыпании. Если страх не проходит длительное время следует обратиться к психоневрологу.

    Очень важным является контроль родителей за собственной речью — ведь для малыша она является образцом для подражания.

    • Речь родителей должна быть:
      Плавной, медленной, эмоционально-выразительной. Не спешите и не повышайте голоса при общении с ребенком.
    • Не используйте в речи звукоподражания и искаженные варианты произнесения слов. Ваша речь должна быть четкой, правильной.
    • Старайтесь, общаясь с малышом, не использовать сложные речевые обороты, длинные конструкции. Общайтесь при помощи достаточно простых для понимания фраз.
    • Не давите на ребенка, призывая его быстрее реагировать на ваши слова.
      Ни в коем случае не ругайте и не корите ребенка за неверный ответ.
    Читайте также:  Тест на интернет-зависимость: для подростков, школьников

    Первые признаки заикания

    • Ребенок внезапно замолкает, отказывается говорить. Такое состояние может длиться от двух часов до суток, после чего малыш снова начинает говорить, но уже, заикаясь.
    • Ребенок начинает вставлять перед некоторыми словами лишние звуки (а, и).
    • Ребенок повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы.
    • Ребенок вдруг вынужденно останавливается в середине слова, фразы.
    • У ребенка вызывает затруднение (ступор) начало речи.

    Поведение родителей ребенка с возникшими речевыми запинками:

    • Максимально снизить количество поступающей информации (исключить массовые зрелищные мероприятия, книги и фильмы не соответствующие возрасту).
    • Если у ребенка есть проблемы со звукопроизношением — направить усилия на их устранение (возможно, корень заикания лежит в трудности верного произнесения звуков).
    • Если начавший заикаться ребенок предпочитает пользоваться левой рукой, то переучивать его не стоит. Можно лишь в ненавязчивой форме предлагать пользоваться правой рукой (класть столовые приборы справа, протягивать к правой руке карандаши). Запрещать пользоваться левой рукой нельзя.
    • Если заикание ребенка провоцируется заиканием кого-то из близких — сократить их общение (а еще лучше — на время прервать его).
    • Если заикание возникло у малыша из двуязычной семьи, следует убрать один язык из обихода. До того момента, когда у ребенка улягутся речевые нормы одного языка. Обычно, это происходит к 5-6 годам.

    Как не позволить заиканию закрепиться в речи ребенка:

    1. При «остром» возникновении заикания (обычно, после испуга), следует как можно скорее создать ребенку благоприятные условии для улучшения эмоционального состояния. Это может быть смена обстановки в которой произошла травма на иную.
    2.

    Усиленно следить за режимом — возможно, удлинить сон и ограничить поступление новой возбуждающей информации.
    3. Родители должны постараться никак внешне не проявлять свое беспокойство по поводу речи ребенка. Ни в коем случае не ругать малыша и не принуждать его произносить слова правильно.

    Передразнивания и насмешки — недопустимы.
    4. Речь окружающих начавшего заикаться ребенка должна быть тихой и спокойной. Постарайтесь некоторое время поменьше разговаривать с ребенком (иногда рекомендуют даже вводить режим молчания).
    5.

    Предлагать ребенку тихие спокойные игры — рисование, лепка, конструирование — не требующие речевого контакта.

    6. Формируйте у ребенка правильное дыхание (глубокий вдох и медленный выдох). Для этого подойдут следующие игры:

    Источник: http://zaikanie-vl.ru/preduprezhdenie-i-profilaktika-zaikaniya-u-detey/

    Заикание

    Это статья №4 из серии «Нарушения развития речи у детей и их коррекция»

    Статья №1: «Нарушения развития речи у детей»Статья №2: «Классификации нарушений развития речи у детей»Статья №3: «Алалии»Статья №5: «Лечение нарушений развития речи у детей»

    Заикание (логоневроз) — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Возникает заикание чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет (в период интенсивного развития речи, чаще всего с 3 до 3,5 лет).

    В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. В начальной стадии этот дефект имеет обычную легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале заикание может со временем усилиться.

    Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжелый, стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка. Кроме того, заикание лишает ребенка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учебе.

    Поэтому данный речевой дефект важно устранять еще до поступления ребенка в школу.

    Запинки несудорожного характера

    Запинки несудорожного характера — это физиологические запинки, а так же запинки, возникшие под неблагоприятным воздействием социума или задержке речевого развития на фоне быстрой хаотичной речи.

    Такие запинки характерны для определенного периода развития детей (80% детей). Если не происходит осложнений, то такие запинки проходят, как только ребенок приобретает уверенность в себе и в выражении своих мыслей. Таким образом физиологические запинки и повторы — это следствие того, что мышление опережает развитие его речевой возможностей.

    Речевые возможности ограничены периодом формирования активной речи: активный словарь, связная речь и артикуляторные умения не сформированы полностью.

    Кроме того ребенок много понимает, многое хочет узнать, а общение его происходит на эмоциональном подъеме поэтому речь ребенка с 2 до 5 лет изобилует повторами, перестановками, спотыканиями, хаотичностью.

    Однако со временем под влиянием воспитательного процесса, совершенствования речевых знаний, умений и навыков, детская речь выравнивается, ее несовершенства исчезают. Но при воздействии неблагоприятных факторов запинки могут задерживаться. Часто наблюдаются запинки у детей с задержкой психического развития (ЗПР) и общим недоразвитием речи (ОНР).

    В возрасте между 2 и 4 -мя годами почти все дети начинают повторять звуки, слоги, слова. Обычно это происходит несколько раз во время речевого высказывания. Это не заикание, а нормальные дублирующие повторы.

    Чисто повторов у каждого ребенка может быть различными и связаны с различными ситуациями. Иногда период, когда дети повторяют звуки, слоги занимает несколько недель, иногда несколько месяцев. Внезапно такие повторения прекращаются.

    В это время очень важно терпение и внимание к ребенку!!!

    Помощь близких ребенку с физиологическими запинками:

    • Не оказывайте внимания к повторам, ни выражением своего лица, а тем более словами поступками.
    • Не просите говорить ребенка медленно, или более понятно.
    • Удостоверьтесь в том, что ребенок достаточно отдыхает, питается и двигается.
    • Постарайтесь исключить из домашней обстановки все напряженные ситуации (говорите между собой (папа-мама) спокойно, не ругайтесь, меньше эмоций).
    • Удостоверьтесь, что ребенок знает, что: его любят таким, какой он есть, а не только когда он сидит и слушается маму и папу.
    • Давайте ребенку время говорить без перерыва.
    • Не заставляйте ребенка быть «маленьким взрослым» во всем, что он делает.
    • Если ребенок левша не переучивайте его.
    • Будьте спокойны и сдержаны.
    • Помните, что запинки и повторы, естественны для ребенка  в этом периоде жизни и могут продолжаться некоторое время.

    Когда возникает заикание?

    Заиканию предшествуют речевые изменения, вовремя заметив которые можно быстрее начать лечение детей, и получить лучший результат. Первые признаки заикания таковы:

    • малыш вдруг отказывается говорить, при этом молчание может продолжаться несколько часов и даже целые сутки; после этого периода ребенок начинает говорить уже заикаясь (если успеть обратиться к психологу, логопеду до того, как ребенок начнет говорить с заиканием его вообще можно предотвратить);
    • ребенок перед произнесением отдельных слов добавляет лишние звуки, например а или и;
    • перед тем как начать говорить ребенок задумывается, как будто собирается с мыслями, напрягается, — затрудняется начать речь;
    • в словах и фразах ребенок делает паузы, «передышки»;
    • рассказывая что-либо, ребенок повторяет первые слоги в словах или целиком слова/фразы.

    Если вы заметили какие-то симптомы из перечисленных, незамедлительно обратитесь к специалисту.

    Заикание или запинки судорожного характера

    Если заикание все же возникло и от начала  его возникновения прошло несколько дней или 2-3 недели (не дольше), — такое заикание считается первичным и для его преодоления необходимо соблюсти некоторые рекомендации:

    Ребенку с первичным заиканием необходим домашний охранительный режим:

    • Снижение раздражающий факторов, спокойная обстановка дома, устранение волнений. Взрослые дома должны говорить не громко. Исключит просмотр телевизора, радио. Прекратить на время контакты с окружающими (не ходить самим в гости, не принимать гостей у себя, меньше походов в магазины и т.п.). Лучше соблюдать режим молчания (на сколько это возможно) или использовать шепотную речь.
    • Ни в коем случае не говорить в присутствии ребенка о заикании, не обсуждать случившееся. Не задаривать ребенка подарками и не уступать капризам ребенка.. Не исправлять ребенка в момент его не правильного произношения, тем самым не фиксировать его внимание на дефекте.
    • Проконсультироваться с неврологом и педиатром по поводу назначения ребенку успокаивающих, общеукрепляющих, снотворных (если это необходимо) средств.
    • Строгое соблюдение режима дня, с обязательным дневным сном и прогулками не мене 2 раз в день.
    • Рекомендуются обтирания теплой водой, успокаивающие ванны, расслабляющий массаж.
    • Режим питания: 4 -5 раз в день, пища должна быть разнообразной, но рекомендуется острая пища

    Чаще всего при соблюдении этих рекомендаций заикание исчезает.

    Но если этого не случилось, то ребенку будет необходим лечебно-педагогический комплекс мероприятий, предусматривающий воздействие на нервную систему и организм в целом, на его общую и речевую моторику, на речь и личность. Содружественная работа логопеда, психоневролога и родителей.

    Каковы причины заикания?

    Причиной заикания и нарушения речи может быть:

    • Инфекционное заболевание, ослабившее организм в целом и центральную нервную систему в частности.
    • Испуг или при постоянное грубое отношение.
    • Резкое изменение бытовых условий в худшую сторону, внезапное изменение режима дня, стрессовые перемены в семье (развод, смерть близкого родственника). При этом заикание может возникнуть как у ребенка, который начал говорить рано (с опережением), так и того, кто, наоборот, долго молчал. В первом случае заикание могут спровоцировать сами родители — постоянными просьбами «рассказать стишок» напоказ. Во втором случае, у ребенка, молчавшего до трех лет, и в раз начавшего стремительно и много (как говорится «взахлеб») говорить, вместе с бурным развитием речи может появиться и заикание.

    И в зависимости от того, почему возникли нарушения речи, врачи строят прогнозы о выздоровлении. В одном случае детское заикание быстро излечивается. В другом — остается на всю жизнь. Чтобы помочь ребенку избавиться от этого недуга, самое важное — не пропустить его развитие. Для этого нужно:

    • быть очень внимательным к своему ребенку;
    • при необходимости обратиться к грамотному специалисту (и если логопед скажет, что «нужно подождать пару лет, а сейчас диагноз ставить рано», значит, нужно искать другого логопеда);
    • знать ответы на такие вопросы о заикании — когда, почему, как?..

    Как предотвратить заикание?

    Естественно, что логоневроз, так же как и любое заболевание, легче предотвратить, чем лечить. Это может показаться странным. Ведь понятно, что можно попытаться предотвратить простуду или ожирение. Но заикание кажется не таким предсказуемым, чтобы его можно было не допустить. Тем не менее профилактика заикания существует. И она такова:

    • Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.
    • Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.
    • Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.
    • Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.
    • Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.
    • Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
    • Не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.
    • Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
    • Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, помогите ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.
    • На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.
    • Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.
    • Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.
    Читайте также:  Стресс у мужчин: симптомы, как снять, влияние на потенцию, последствия

    И самое важное — в ребенке всегда нужно поддерживать положительную самооценку, находить время на общение с ним и никогда-никогда не обращаться к нему с упреком: «Замолчишь ли ты когда-нибудь, наконец…»

    • Эти же рекомендации применимы для предупреждения рецидивов заикания.
    • Далее: Статья № 5: «Лечение нарушений развития речи у детей»
    • А так же: Статья № 1: «Нарушения развития речи у детей» Статья № 2: «Классификации нарушений развития речи у детей» Статья № 3: «Алалии»Статья № 4: «Заикание»
    • Кольпоскопия — метод обследования шейки матки при увеличении микроскопом.

    Приведенная на сайте информация не является руководством к самолечению.
    Возможны противопоказания. Необходима консультация специалиста!

    © ИЦЗ «Витасайт» 2005-2019 гг. г. Челябинск

    Источник: https://www.vitasite.ru/articles/baby-article/zaikanie/

    Заикание: лечение и профилактика, советы родителям

    Заикание (логоневроз) – это задержка произношения фраз или невозможность произношения некоторых звуков, слов.

    Заикание (логоневроз) – это задержка произношения фраз или невозможность произношения некоторых звуков, слов. Нередко заболевание связано с психологическими травмами в раннем детском возрасте, неумелыми действиями родителей по предотвращению недуга или позднее обращение к врачам-специалистам.

    Нередко заикание имеет наследственный характер: если кто-то из родителей страдает (или страдал) логоневрозом, вероятность появления его у ребенка повышается. Если же больны оба родителя, то ребенок будет заикаться в 40% случаях. Но оно не передается напрямую, передается лишь предрасположенность к заиканию.

    Скажем так, если у ребенка от родителей-заик не было стрессов или испугов до 7-ми лет, его внимательно выслушивали, не перебивали, прилагали все усилия, чтобы ребенок не нервничал – заболевание может вообще не проявиться.

    А если же были пережиты некоторые вышеперечисленные моменты – риск появления логоневроза выше, чем у детей от здоровых родителей в тех же условиях. Так что первое, на что следует обратить внимание, это наследственный фактор.

    Если же ваш ребенок все-таки начал заикаться, не пытайтесь заниматься самолечением, обратитесь к специалистам. Но следующие советы будут вам очень полезны:

    1. С первого же дня, как проявилось заикание (пусть даже небольшое), сведите к минимуму общение с ребенком, договоритесь об условных знаках, с помощью которых вы будете общаться. Это не даст заболеванию прогрессировать. Желательно соблюдать молчание в течении месяца. Но все равно нужно немедленно обратиться к логопеду.
    2. После вышеописанной процедуры создайте ребенку все условия, чтобы он не переживал, не нервничал и находился в спокойной домашней обстановке. Старайтесь вежливо его выслушивать, даже если он запинается в начале фразы. Заставьте его (именно заставьте, пообещайте ему что-нибудь взамен) говорить все фразы нараспев, очень медленно.
    3. Почаще улыбайтесь, доставляйте приятное своему чаду. Старайтесь сделать настроение ребенка максимально хорошим.
    4. Если есть возможность, пусть ребенок не посещает детский сад или школу, пока заикание не пройдет. Однако, вы должны заниматься с ребенком дома (если он ходит в школу) самостоятельно, чтобы он не отстал от сверстников и не начал беспокоиться по этому поводу.
    5. Поговорите с классным руководителем/воспитателем по этому поводу. Скажите, чтобы ребенка спрашивали преимущественно письменно, не кричали на него (всякое бывает, лучше предупредить).
    6. Никогда (никогда!) не надейтесь, что заикание пройдет само. Само оно не пройдет, ведь появление логоневроза связано, в первую очередь, с нарушением работы центральной нервной системы. Не тяните до последнего с посещением логопеда – чем раньше, тем лучше. Иначе потом придется ходить не только к логопеду, но и к психиатру, психотерапевту и неврологу.
    7. Ограничьте употребление продуктов, которые стимулируют работу центральной нервной системы (например, кофе, кока-кола и тд). Пейте побольше чая, на ночь можно чуть-чуть валерьянки (после консультации у специалиста).

    Все эти советы помогут вам избавиться от заикания в раннем детском возрасте окончательно. Но помните самое главное — вы можете пренебречь всеми этими советами, кроме одного: не затягивайте с посещением доктора, потому что в раннем возрасте вы почти всегда можете навсегда избавиться от этого недуга, чего почти невозможно добиться в возрасте 14-15 лет.

    Поделиться/добавить в закладки:

    Источник: https://viveris.ru/read/250/zaikanie_lechenie_i_profilaktika_sovety_roditelyam

    Предупреждение заикания у детей

    Для того чтобы уберечь ребенка от заикания, необходима большая профилактическая работа со стороны взрослых, окружающих его в семье, яслях, детском саду.

    Прежде всего необходимо, чтобы речь окружающих была неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Ребенок должен говорить, достаточно широко открывая рот, не очень громко, не крикливо, не спеша. Вредно говорить на вдохе, захлебываясь и задыхаясь.

    Нельзя допускать у детей ускоренной речи. Ранняя, слишком торопливая речь ребенка часто свидетельствует о повышенной возбудимости, ослабленности его нервной системы. Впоследствии она может привести к заиканию.

    Заикание может возникнуть и по подражанию. Поэтому следует ограждать малыша от контактов с заикающимися.

    Для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нервной системы. У детей нервная система находится еще в стадии развития, она очень хрупка и не выдерживает сильных перегрузок.

    Поэтому с первых дней жизни ребенка необходимо проявлять о ней особую заботу: оберегать малыша от психических и физических травм, бурных проявлений гнева или радости, от пребывания среди нервных, беспокойных детей.

    Отрицательно сказывается на состоянии речи детей и неблагоприятная обстановка в семье. Скандалы и конфликты между взрослыми, запугивание ребенка, побои, чрезмерно строгие наказания, частые одергивания у нервных и впечатлительных детей могут вызывать заикание.

    Нельзя слишком перегружать речь ребенка, форсировать ее без учета возрастных возможностей, стремясь к преждевременному развитию.

    Необходимо помнить, что в младшем дошкольном возрасте речевые возможности ребенка ограниченны: у него не развито еще в достаточной степени произношение, беден словарный запас, он недостаточно владеет грамматическими средствами языка.

    А взрослые порой требуют от малыша слишком многого, заставляя его произносить сложные фразы, незнакомые и непонятные слова, заучивать слишком много стихотворений, сложных по содержанию и форме.

    Следует учитывать, что правильно выговаривать все звуки речи ребенок сможет только после 4 лет, когда разовьется и окрепнет его артикуляционный аппарат. А до тех пор нельзя заставлять его произносить отдельные слова и фразы, трудные и в звуковом, и в смысловом отношении.

    В противном случае возникает несоответствие между недостаточно развитым речевым аппаратом и чрезмерной речевой нагрузкой.

    Не менее вредна для ребенка и другая крайность, когда взрослые в семье не читают ему, не просят пересказать прочитанное, не разучивают с ним стихотворений, очень мало разговаривают и не поправляют, когда он говорит неверно.

    Не следует перегружать малышей и избыточными впечатлениями, которые вызывают у них эмоциональное перенапряжение.

    К сожалению, некоторые родители, бабушки и дедушки часто водят детей в кино, театр, цирк, разрешают подолгу смотреть телевизор. Между тем посещение кинотеатров ребенку дошкольного возраста не рекомендуется вообще.

    Во-первых, потому что специальных художественных фильмов для детей такого возраста почти нет, во-вторых, сеанс в полтора часа очень утомителен для малышей.

    Возбужденный и утомленный, перегруженный впечатлениями после посещений кинотеатра, театра, цирка, ребенок не может удержаться от расспросов, высказываний. При этом он глотает звуки, слоги, запинается, повторяет звуки или слова, перескакивает с одной мысли на другую, говорит торопливо..

    Нельзя оставлять без внимания случаи, когда малыш боится один спать в комнате, пугается темноты, не остается один в помещении.

    Выяснив причину страха, надо постараться или устранить ее (например, оставлять в спальне ночник, пока ребенок не заснет, не рассказывать на ночь страшных сказок, волнующих историй), или показать ребенку, что в том, что он считает таинственным и страшным, на самом деле ничего таинственного и страшного нет. Ирония, насмешка, равно как и выговоры и наказание, в таком случае не помогут, а, наоборот, еще больше усилят чувство страха. Осторожно, тактично и бережно нужно приучать ребенка преодолевать свой страх. Малыш боится оставаться один в комнате — обойдите вместе с ним все углы, загляните под диван, другую мебель, покажите, что никого там нет и бояться некого.

    Особого внимания требуют дети, которые лучше владеют левой рукой, чем правой. Нередки случаи, когда от того, что этих детей насильственно заставляют все делать правой рукой, у них возникает заикание.

    Если у ребенка-левши существует предрасположенность к заиканию: нервная возбудимость, ускоренная речь, неоправданные повторения звуков в момент речи, речь на вдохе, — переучивать его вообще нельзя.

    Если же с речью все благополучно и у ребенка не отмечается ослабленности нервной системы, переучивание допустимо и приступать к нему следует как можно раньше. Делать это надо очень постепенно, осторожно, мягко, любовно, без принуждений и тем более без угроз и наказаний.

    Но при этом необходимо очень внимательно следить за речью ребенка и при малейшем проявлении заикания немедленно предлагать ему снова действовать левой рукой. Наибольший успех достигается тогда, когда ребенок переучивается без постороннего вмешательства, добровольно, чтобы быть «как все».

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Источник: https://studopedia.ru/4_112537_preduprezhdenie-zaikaniya-u-detey.html

    Предупреждение появления заикания у дошкольников

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
    «Детский сад №9»
    Энгельсского муниципального района Саратовской области
    Консультация учителя­логопеда:
    Предупреждение появления заикания у детей
    дошкольного возраста
    Подготовила: 
    учитель­логопед МДОУ №9
    Львова Инна Владимировна

    Предупреждение   появления   заикания   у   детей   связано   главным   образом   с
    просветительской работой среди родителей и работников дошкольных учреждений.

    Поскольку в появлении заикания значительную роль играют особенности речевого
    развития   ребенка,   его   характерологические   качества,   внутрисемейные   отношения   и
    многое другое, необходимо, чтобы родители, воспитатели и окружающие ребенка близкие
    люди были осведомлены о закономерностях речевого развития и об условиях, которые
    могут способствовать возникновению речевой патологии.
    В профилактике заикания выделяются три основных направления:
    1) Предупреждение возникновения заикания у заикания;
    2) Предупреждение хронификации и рецидивов заикания;
    3) Предупреждение нарушений социальной адаптации.
    Можно выделить несколько групп детей с фактором риска по заиканию.
    Во­первых, это дети с тревожными чертами характера. Обычно они очень привязаны
    к матери, реагируют на изменения ее настроения. Такие дети нередко дают реакцию в
    виде   нарушения   сна,   аппетита,   раздражительности,   плаксивости   в   ответ   на   резкое
    изменение окружающей среды (помещение в ясли, детский сад, длительное отсутствие
    матери и т.п.).
    Во­вторых, это группа детей с ранним речевым развитием. У таких детей первые
    слова появляются до 1­го года. В 1,6­1,8 года у них формируется фразовая речь. В 2­2,5
    года они начинают говорить развернутыми фразами. Их речевая активность высокая. В
    этот период в речи у них появляются множественные итерации. Речь протекает часто в
    период инспираторной фазы дыхания.
    В­третьих, это дети с некоторой задержкой речевого развития. Слова у таких детей
    появляются  после 1­го  года, чаще  всего  к 1,3­1,5  годам. Фразовая   речь формируется
    после 3­х лет, фаза ее интенсивного развития падает на возраст 3,6 года. Речь таких детей
    зачастую невнятна с существенным нарушением звукопроизносительной стороны речи.

    В­четвертых, это дети с генетическими факторами риска, т.е. дети с признаками
    левшества,   а   также   имеющие   родственников   с   заиканием   или   левшеством
    (обнаруживается генетическая обусловленность речевой патологии).
    Дети,   имеющие   в   ближайшем   речевом   окружении   лиц,   страдающих   заиканием,
    подвержены этой речевой патологии чаще, чем другие.

    Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычием также находятся в ситуации риска
    заикания.   Возникновению   заикания   у   этих   групп   детей   способствует   снижение
    адаптационных возможностей их центральной нервной системы.
    В  просветительской   деятельности   логопеда   большое   внимание   должно   уделяться
    работе с родителями.

     В семье детей с факторами риска заикания должны быть созданы
    условия для нормального соматического и нервно­психического развития ребенка.

    Читайте также:  Профессиональное самоопределение личности: выбор профессии, что такое,в психологии

     Сюда
    относятся:   соблюдение   режимных   моментов,   соответствующих   возрасту   ребенка,
    правильное   питание,   избегание   соматических   и   психических   перегрузок,   создание
    благоприятного   эмоционального   климата   в   семье,   согласованные   единообразные
    воспитательные воздействия.

    У детей дошкольного возраста, особенно у детей с тревожными чертами характера,
    легко возникают страхи. Эти страхи могут возникать в результате запугивания, чтения
    книг   или   просмотра   фильмов   устрашающего   содержания   и   т.п.

      Нередко   дети   боятся
    остаться в темноте и просят не гасить свет перед засыпанием, боятся остаться одни в
    комнате, пройти по темному коридору и т.п.
    Не   следует “приучать”  детей   быть   храбрыми,  настаивать   на  том,  чтобы  ребенок
    обязательно   был   в   темноте   перед   засыпанием,   так   как   это   может   усилить   страхи   и
    зафиксировать их.

     Можно оставить приглушенный свет в комнате засыпающего ребенка,
    посидеть с ним рядом, пока  он не уснет. При разумном поведении родителей  страхи
    ребенка постепенно проходят. Если возникшие страхи наблюдаются длительное время,
    следует обратиться к психоневрологу.
    Следует обратить внимание родителей на то, что для детей в возрасте от 1­го до 6­7­
    ми   лет   речь   родителей   является   образцом.  Общими   правилами   речевого   поведения
    родителей являются следующие:
    — речь должна быть достаточно плавной, эмоционально­выразительной, умеренной
    по темпу;

    — желательно, чтобы речь родителей была четкой;
    — нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение;
    —  речь   взрослых   не   должна   быть   перегружена   труднопроизносимыми   для   детей
    словами;
    — взрослые не должны включать в речь при общении с ребенком сложные лексико­
    грамматические обороты, фразы по конструкции должны быть достаточно простыми;
    —   при   общении   с   ребенком   следует   задавать   только   конкретные   вопросы,   не
    торопить с ответом;
    —   ребенка   нельзя   наказывать   за   погрешности   в   речи,   передразнивать   его   или
    раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие
    их возрасту. Дети легко запоминают их, а ритмизованная речь способствует выработке
    правильных речедвигательных автоматизмов.
    Случаи   раннего   речевого   развития  не   следует   оценивать   как   положительное
    явление. Такого ребенка опасно “перегружать” речевым общением: вводить новые слова,
    речевые   обороты   в   обиходную   речь,   поощрять   речевую   активность,   демонстрировать
    “речевые успехи” ребенка окружающим и пр. Напротив, необходимо максимально снизить
    интенсивность поступающей информации. Выбор книг должен быть ограничен и строго
    соответствовать   возрасту.   Таким   детям   противопоказаны   массовые   зрелищные
    мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.
    Речевые   образцы   взрослых   играют   особо   важную   роль  в   организации
    речедвигательных автоматизмов  таких детей. Речь взрослых должна быть спокойной и
    неторопливой, с четким проговариванием слов и предложений. Для таких детей полезны
    игры   с   ритмическими   движениями,   ритмическим   проговариванием   отдельных   слов   и
    коротких фраз. Очень важно обратить внимание на процесс становления у них речевого
    дыхания.
    Таким   образом,   для   детей   с   ранним   речевым   развитием   профилактические
    мероприятия, прежде всего, связаны с охранительным речевым режимом, ритмизацией
    речи и формированием речевого дыхания.

    В тех случаях, когда итерации и речь на вдохе наблюдаются более полугода без
    тенденции   к   “сглаживанию”   и   далее   к   исчезновению   этих   феноменов,   необходимо
    начинать коррекционную педагогическую работу в целях предупреждения заикания.

    Дети  с   некоторой   задержкой   речевого   развития  нередко   при   тщательном
    обследовании   их   психоневрологом   обнаруживают   те   или   иные   симптомы
    церебрастенического   синдрома   (повышение   внутричерепного   давления,   двигательная
    расторможенность, снижение внимания и т.д.).

    Такие   дети   нуждаются   в  стимуляции   речевого   развития,  однако   эта   стимуляция
    должна   быть   очень   осторожной   и   умеренной.   В   первую   очередь,   таким   детям   надо
    формировать звукопроизносительную сторону речи и речевое дыхание (базовые уровни
    речедвигательного акта).

    В период интенсивного накопления словаря и развития фразовой речи у этих детей
    необходимо быть предельно внимательным к появлению итераций. Если на протяжении 3­
    4­х месяцев количество итераций не снижается, необходимо переходить к коррекционным
    воздействиям, направленным на выработку плавности речи.

    У   детей   с  семейным   левшеством  полезно   своевременно   выявлять   симптомы
    нарушения   формирования   нормальных   межполушарных   отношений.   В   дошкольном
    возрасте у части     детей не сразу устанавливается доминантность одной из рук. Дети
    могут одинаково свободно использовать то правую, то левую руку в своих действиях.

     В
    этих случаях рекомендуется организовать деятельность ребенка так, чтобы максимально
    активизировать   Правую   руку.   Необходимо   последовательно,   но,   в   то   же   время   не
    насильственно, вкладывать ложку перед едой (карандаш перед рисованием и пр.) в правую
    руку. Во время прогулок стараться держать ребенка за его правую руку и т.д.

     Если же
    ребенок,   несмотря   на   эти   мероприятия,   настойчиво   продолжает   пользоваться   левой
    рукой, не следует этого запрещать ребенку.
    Известно,   что   дети­левши   эмоционально   неустойчивы,   тревожны,   имеют   низкий
    уровень адаптационных  возможностей  центральной нервной системы. Для таких детей
    особенно важна эмоциональная стабильность в семейных отношениях и вредна резкая
    смена   окружающей   обстановки   (например,   помещение   в   детский   сад   без   периода
    адаптации).

    Наличие   заикающихся   в   семье  может   иметь   патогенное   значение   для
    развивающейся   речи   ребенка.   В   первую   очередь,   должно   быть   рекомендовано
    значительное   ограничение   речевого   общения   заикающегося   с   маленьким   ребенком,
    особенно в период формирования у того фразовой речи.

     Их общение может протекать
    только при использовании  таких видов речи, в которых у взрослого заикающегося не
    проявляется заикания (например, чтение стихов, односложная вопросно­ответная речь и
    пр.).
    Заикающимся   родителям   рекомендуется   пройти   курс   лечебно­коррекционного
    воздействия для устранения заикания.

    Для детей, речь которых формируется в условиях семьи с  двуязычием  (т.е. где
    говорят   на   двух   или   более   языках),   должны   быть   созданы   особые   условия.   Нервная
    система   детей   в   период   развития   речи   испытывает   значительное   напряжение.   Оно
    возрастает   в   тех   случаях,   когда   формируются   одновременно   две   языковые   системы.

    Нередко   в   этой   ситуации   появляются   те   или   иные   симптомы   речевой   патологии   или
    возникают   отклонения   от   нормы.

      В   одних   случаях   это   задержка   развития   каждой   из
    языковых   систем,   которыми   ребенок   овладевает   одновременно,   несоответствующий
    возрасту   малый   словарный   запас,   задержка   формирования   грамматических   структур,
    использование разных языков при построении одной фразы и т.д. В других случаях может
    развиться и заикание.

    Для того чтобы избежать развития патологии речи, необходимо создать условия для
    формирования   лексико­грамматической   базы   сначала   одной   языковой   системы.   Это
    происходит в норме, как правило, к 4­м годам. После этого овладение другой языковой
    системой   не   приводит   к   отклонениям   в   речевом   развитии   или   речевой   патологии,   и
    ребенок свободно овладевает вторым языком.

    Источник: https://znanio.ru/media/preduprezhdenie_poyavleniya_zaikaniya_u_doshkolnikov-232122/259439

    Профилактика заикания

    Профилактика
    заикания у детей

    Заикание относится к тяжелым нарушениям
    речи у детей. Оно, как правило, приводит к затруднению речевого общения,
    нарушению их адаптации в условиях социальной среды.

    Заикание известно с древнейших времен.
    Однако научное изучение этого заболевания началось в конце XIX столетия.

    В настоящее время доказано, что причины
    заикания различны и в какой-то степени связаны с возрастом детей. Например, для
    маленьких детей (от 1,5 до 3-х лет) – это чаще всего неправильное воспитание в
    семье, яслях, детском саду. С возрастом повышается роль «шоковых» травм (испуг)
    или психической хронической 
    травматизации (конфликтная среда, боязливое вступление в речевое общение
    и т. д.).

    Заикание всегда сопровождается
    судорогами в мышцах, обеспечивающих произнесение слов. В зависимости от
    характера судорог они приводят к повторению одного и того же звука, слога или к
    напряжению и остановке перед «трудными» звуками.

    Иногда наблюдаются оба эти
    явления одновременно. Под влиянием заикания у детей могут развиться и вторичные
    симптомы заболевания: чрезмерное мышечное напряжение, лишние движения, жесты,
    вставные слова, звуки, стеснительность, грубость, злобность.

    Вот почему так
    важно предупреждать заикание или своевременно начать лечение.

    Чтобы предупредить заикание

    Одно из древнейших условий
    предупреждения заикания в раннем возрасте – правильная организация быта и
    воспитания детей в домашних условиях.

    Очень многое зависит от обстановки в
    семье. Дети чутки не только к тому, как к ним относятся взрослые, но и к взаимоотношениям
    родителей. Всякие неурядицы в семье, особенно разрушение ее, всегда плохо
    отражаются на психическом здоровье ребенка.

    Большое внимание должны уделять родители
    развитию речи у ребят. Нельзя подлаживаться под детский лепет. Дети должны
    всегда слышать правильную, неторопливую речь. Очень вредно перегружать речь
    ребёнка трудными словами, заставлять его читать большое количество стихов.

    Дети
    в этом возрасте быстро схватывают ритм стиха, заучивают сложный текст, не
    всегда понимая его. Торопливо, иногда захлебываясь, произносят они сложные
    слова, искажая их. В таких неправильно заученных словах закрепляется
    сбивчивость, способствующая развитию заикания.

    Вот почему надо выбирать книги,
    соответствующие возможностям ребенка.

    Многие родители, стремясь успокоить
    ребенка перед сном, запугивают его: «Вот придет старик и заберет тебя, если не
    будешь спать». Другие рассказывают на ночь страшные сказки. И то и другое
    крайне нежелательно.

    У ребенка появляется страх, особенно перед засыпанием. Он
    начинает бояться даже обычных предметов и явлений, темноты, теней от мебели,
    животных.

    Нервная система у такого ребенка становится неуравновешенной и
    слабой, и это тоже способствует возникновению заикания.

    Для укрепления нервной системы ребенка
    очень важно заботься о его физическом здоровье. Надо строго соблюдать режим
    дня, вовремя кормить ребенка, следить, чтобы он достаточно играл, отдыхал,
    гулял на свежем воздухе, меньше болел.

    Правильное воспитание во многом
    определяется и ровным отношением к детям. Дети очень переживают, когда родители
    выделяют кого-либо из братьев и сестер.

    Нередко на почве этого у них появляется
    болезненное чувство ревности, что неблагоприятно сказывается на развитии
    характера. Некоторые родители чрезмерно строго воспитывают детей. Это вызывает
    протест ребенка, чувство обиды.

    У детей с повышенной впечатлительностью даже
    развиваются невротические черты характера.

    Причиной заикания у маленьких детей
    бываю не только отрицательные (испуг, наказание и т. д.), но и положительные
    эмоции.

    Такие безобидные на первый взгляд явления, как поездка к любимым
    родственникам, бурное выражение радости, шумная игра с детьми старшего возраста
    могут привести к перевозбуждению эмоциональной, двигательной и речевой функции,
    к сбивчивости, хаотичности, захлебываниям в речи.

    Заикание может возникнуть на почве
    сильного ослабления организма после тяжелых инфекционных и простудных
    заболеваний, особенно таких, как тяжелый вирусный грипп, бронхит (с
    астматическим компонентом), пневмония (чаще – повторная), тяжелые ангины,
    гнойные заболевания среднего уха, тяжелые «свинка», корь, дизентерия и других.

    Иногда ребенок начинает заикаться,
    подражая заикающемуся члену семьи или товарищу. В таком случае родители должны
    ограничить его общение с заикающимся ребенком или взрослым. Если заикаются отец
    или мать, им тоже нужно по-возможности поменьше общаться с ребенком, особенно в
    возрасте от 2 до 5 лет. Они должны говорить с ним несколько замедленно,
    короткими фразами.

    Особенно велика вероятность заикания у
    детей с торопливой, сбивчивой, «спотыкающейся» речью, с бурным речевым
    развитием или, наоборот, с задержкой развития речи, у детей с нарушениями речи
    органического происхождения, а также лорорганов.

    Причинами этих нарушений могут
    быть тяжелое течение беременности, родовые травмы, ушибы головы, тяжелые
    инфекционно-простудные заболевания с высокой температурой, бредом.

    Речевое
    развитие таких детей редко протекает благополучно, поэтому родители должны
    особенно внимательно относиться к ним и тщательно выполнять рекомендации
    специалистов – психоневрологов, логопедов, отоневрологов и фониатров.

    Если ребенок заикается.

    При первых же симптомах заболевания
    нужно сразу показать ребенка логопеду и врачу психоневрологу – специалисту по
    патологии речи. Очень важно проявить особый подход к заикающемуся ребенку.
    Прежде всего, нельзя допускать передразнивания ребенка и требовать правильного
    произнесения слов, если он не может этого сделать.

    Окружающие не должны проявлять при
    ребенке волнения по поводу его заикания. Говорить с ним нужно спокойно, четко
    выговаривая слова, задавать меньше вопросов.

    Полезно переключать внимание ребенка с
    речи на игры и другие виды деятельности (рисование, склеивание, лепка из
    пластилина). Желательно рассматривать с ним картинки, изображающие отдельные
    предметы, называть их и предлагать ребенку повторять названия этих предметов.

    Чтобы предупредить рецидивы заикания,
    очень важно систематически проводить диспансеризацию заикающихся детей,
    своевременно начинать борьбу с рецидивами заикания. Большое значение имеет
    общее оздоровление и закаливание организма, упорядочение взаимоотношений в
    семье.

    Источник: https://kindergrad.moy.su/publ/azbuka_dlja_roditelej/profilaktika_zaikanija/1-1-0-136

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector