Шкала личностной тревожности (а. м. прихожан): детская диагностика, для младших школьников

Методика была разработана в 1980-1982 гг. А.М.Прихожан на основании методики Amen Е.W., Renison N. (1954). Методика предназначена для диагностики школьной тревожности у учащихся 6-9 лет.

Описание теста

Для проведения теста необходимо 2 набора по 12 рисунков размером 18 х 13 см в каждом. Набор А предназначен для девочек, Набор Б– для мальчиков. Номера картинок ставятся на обороте рисунка.

Методика проводится с каждым испытуемым индивидуально. Требования к проведению стандартны для проективных методик. Перед началом работы дается общая инструкция. Кроме того, перед показом некоторых рисунков даются дополнительные инструкции.

Инструкция к тесту

Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Картинки у меня не совсем обычные. Посмотри, все – и взрослые, и дети – нарисованы без лиц. (Предъявляется картинка № 1.) Это сделано специально, для того чтобы интереснее было придумывать.

Я буду показывать тебе картинки, их всего 12, а ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое, а когда плохое – грустное, печальное.

Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо – веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него или нее такое лицо.

Выполнение задания по картинке №1 рассматривается как тренировочное. В ходе его можно повторять инструкцию, добиваясь того, чтобы ребенок ее усвоил.

Затем последовательно предъявляются картинки №2-12. Перед предъявлением каждой повторяются вопросы: Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у него такое лицо?

Перед предъявлением картинок №2, 3, 5, 6, 10 ребенку предварительно предлагается выбрать одного из персонажей-детей и рассказывать о нем.

Обработка результатов теста

Оцениваются ответы на 10 картинок (№2-11). Картинка №1 – тренировочная, №12 выполняет «буферную» функцию и предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом.

Вместе с тем следует обратить внимание на редкие случаи (по данным А.М.Прихожан, не более 5-7%), когда ребенок на картинку №12 дает отрицательный ответ.

Такие случаи требуют дополнительного анализа и должны быть рассмотрены отдельно.

Общий уровень тревожности вычисляется по «неблагополучным» ответам испытуемых, характеризующим настроение ребенка на картинке как грустное, печальное, сердитое, скучное. Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10.

  • Сопоставляя ответы испытуемого с его интерпретацией картинки, а также анализируя выбор героя на картинках с несколькими детьми (например, на картинке № 6 – выбирает ли он ученика на первой парте, решившего задачу, или ученика на второй парте, не решившего ее), можно получить богатый материал для качественного анализа данных.
  • Тестовый материал:
  • Шкала личностной тревожности (А. М. прихожан): детская диагностика, для младших школьников Шкала личностной тревожности (А. М. прихожан): детская диагностика, для младших школьников Шкала личностной тревожности (А. М. прихожан): детская диагностика, для младших школьников Шкала личностной тревожности (А. М. прихожан): детская диагностика, для младших школьников Шкала личностной тревожности (А. М. прихожан): детская диагностика, для младших школьников Шкала личностной тревожности (А. М. прихожан): детская диагностика, для младших школьников Шкала личностной тревожности (А. М. прихожан): детская диагностика, для младших школьников Шкала личностной тревожности (А. М. прихожан): детская диагностика, для младших школьников Шкала личностной тревожности (А. М. прихожан): детская диагностика, для младших школьников Шкала личностной тревожности (А. М. прихожан): детская диагностика, для младших школьников
  • Приложение 3

ШКАЛА САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ Т. ДЕМБО И С.Я. РУБИНШТЕЙН МОДИФИКАЦИЯ А.М. ПРИХОЖАН

Цель методики: изучение особенностей самооценки.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Шкала имеет два полюса и середину. Шкала – это то, что позже Дж. Келли назвал «индивидуальным конструктом» или «личностным конструктом».

Шкал может быть столько, сколько посчитает нужным исследователь. Полюса – это ценности: то, что человек декларирует как желательное или нежелательное состояние. На верхних полюсах находятся положительные ценности (к этому испытуемый стремится). Внизу находятся отрицательные ценности – то, чего человек старается (или, по крайней мере, верит, что старается) избежать.

Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый испытуемый заполнил первую шкалу.

Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно.

Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 10-12 мин.

ОБРАБОТКА Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы получают количественную характеристику (например, 54 мм соответствует 54 баллам).

  1. 1. По каждой из шести шкал определить: — уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»; — высоту самооценки — от «о» до знака «—»;
  2. — значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

БЛАНК (приложение 3)

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ 1. Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.

 Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение испытуемых к собственным возможностям. Нереалистический уровень притязаний свидетельствует о том, что школьник не умеет правильно ставить перед собой цели.

Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности. Чем ниже уровень притязаний, тем более данный показатель свидетельствует о неблагополучии.

Если очень низкий или очень высокий уровень притязаний отмечен по какой-либо одной шкале, то это может характеризовать повышенную значимость (или декларируемое пренебрежение) того или иного качества для школьника.

Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) свидетельствует о реалистичной (адекватной) самооценке. При этом оптимальным для личностного развития следует признать результат, находящийся в верхней части этого интервала — от 60 до 74 баллов.

Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности.

Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

3. Расхождения между уровнем притязаний и уровнем самооценки.

За норму здесь принимается расхождение от 8 до 22 баллов, свидетельствующее, что школьник ставит перед собой такие цели, которые он действительно стремится достичь. Притязания в значительной степени основываются на оценке им своих возможностей и служат стимулом личностного развития.

Расхождение от 1 до 7 баллов, и особенно случаи полного совпадения уровня притязания и уровня самооценки, указывают на то, что притязания не служат стимулом личностного развития, становления той или иной стороны личности.

Читайте также:  Боязнь метро: как называется страх ездить в метро

Расхождение в 23 балла и более характеризует резкий разрыв между уровнем притязаний и уровнем самооценки. Такой разрыв указывает на конфликт между тем, к чему школьник стремится, и тем, что он считает для себя возможным.

Дифференцированность уровня притязаний и самооценки. Оценка дифференцированности, т.е.

расхождения в высоте уровня притязаний и самооценки по разным шкалам у одного испытуемого зависит от того, при какой средней высоте самооценки наблюдается та или иная степень дифференцированности.

В таблице ниже даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.) [1].

Таблица. Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки учащихся 7-10 классов городских школ.

Параметр Количественная характеристика (балл)
низкий средний высокий Очень высокий
Уровень притязаний Менее 60 60-74 75-89 90-100
Уровень самооценки Менее 45 45-59 60-74 75-100

ИНСТРУКЦИЯ: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

1. здоровье; 2. ум, способности; 3. характер; 4. авторитет у сверстников; 5. умение многое делать своими руками, умелые руки; 6. внешность; 7. уверенность в себе.

  • На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя»
  • Бланк регистрации результатов оценки УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ и САМООЦЕНКИ (приложение 4)
  • Фамилия, имя ребенка _________________________________________
  • Дата рождения ________________ Дата эксперимента _______________
  • Анализ результатов:
Параметр Количественная характеристика (балл)
низкий средний высокий Очень высокий
Уровень притязаний Менее 60 60-74 75-89 90-100
Уровень самооценки Менее 45 45-59 60-74 75-100



Источник: https://infopedia.su/20x7a27.html

Шкала личностной тревожности (А. М. прихожан): детская диагностика, для младших школьников

С развитием детской, школьной и педагогической психологии во второй половине прошлого столетия специалисты столкнулись с проблемой наличия у детей беспокоящих состояний. Для диагностики и оценки требовался специальный метод. Так появилась шкала личностной тревожности А. М. Прихожан.

Шкала личностной тревожности (А. М. прихожан): детская диагностика, для младших школьников

Назначение

Шкалой личностной тревожности называется специальный тест, созданный А.М. Прихожан с целью определения ее уровня у детей школьного (гораздо реже дошкольного) возраста.

За рубежом тест обозначается термином «The Childrens Form of Manifest Anxiety Scale» или аббревиатурой CMAS. Дословный перевод — Шкала проявления детской формы тревожности.

История создания

А.М. Прихожан сформулировала основные идеи методики в первой половине 80-х годов XX века. Анна Михайловна при разработке опиралась на более раннюю методику О. Кондаша. Первоначально шкала строилась по классному принципу.

Во второй половине 80-х и 90-е годы метод оценки корректировался Прихожан и её коллегами. На основе практической отработки и корректировки к 1998 году была окончательно сформирована структура теста, сформулированы вопросу и выстроена оценочная шкала.

Шкала личностной тревожности (А. М. прихожан): детская диагностика, для младших школьников

Анна Михайловна Прихожан

С классного принципа построения шкала была переведена на возрастной. Это изменение отвечало современным условиям, когда в одном классе обучались дети нескольких возрастов.

Автор

Создатель шкалы — профессор психологии Анна Михайловна Прихожан. Годы жизни — 1946–2015. С 1968 года занималась научной деятельностью, изучая беспокоящие состояния у детей. Прихожан внесла существенный вклад в изучение проблемы:

  • классифицировала беспокоящие состояния,
  • выявила и систематизировала факторы, которые влияют на её появление и развитие,
  • сформировала методики по выявлению ситуативной и личностной тревоги.

Содержание теста

Шкала предназначена для определения личностной тревожности. В основу теста положен принцип получения картины о беспокоящих состояниях за счёт оценки человеком своего восприятия тех или иных жизненных ситуаций.

Шкала личностной тревожности (А. М. прихожан): детская диагностика, для младших школьников

Преимущества CMAS:

  • возможность определения конкретной сферы, вызывающей беспокоящее состояние,
  • в малой степени зависит от возможностей школьников адекватно распознавать свои переживания и чувства,
  • подходит для размещения на бланках, что позволяет проводить групповое тестирование.

Структура бланка:

  • сведения об испытуемом,
  • инструкция по применению,
  • содержание методики.

Скачать бланк с тестом по ссылке.

Шкала состоит из двух блоков:

  • А — предназначен для возрастных групп от 10 до 12 лет,
  • Б — применяется для возрастных категорий от 13 до 16 лет.

Работа с каждым блоком проводится по идентичному сценарию. Каждый из них предлагает по 40 ситуаций и обстоятельств. Любая из ситуаций предполагает ответ — вызывает тревогу, страх или нет.

Ответ не является категоричным, а включает несколько вариантов, которые обозначают степень проявления беспокоящего состояния. Варианты ответа выражаются цифрами.

Шкала личностной тревожности (А. М. прихожан): детская диагностика, для младших школьников

Ответ Нет Немного Достаточно Значительно Очень
Цифровое значение 1 2 3 4

Все ситуации и обстоятельства включены в четыре группы (субшкалы). Каждая группа позволяет по ответам определить наличие конкретного типа беспокоящего состояния.

А.М. Прихожан была также разработана проективная методика для диагностики школьной тревожности. В ней, вместо 40 вариантов ситуаций и обстоятельств в форме фраз, ребёнку предлагается посмотреть на 12 изображений.

Каждое из них показывает определённую ситуацию. На картинках у людей не прорисованы лица. Задача ребёнка — сказать, какие эмоции испытывает конкретный человек на изображении.

Проективный метод позволяет оценить уровень беспокойного состояния на основе количественного сопоставления положительных или отрицательных оценок реакций на изображениях.

Метод отлично подходит для диагностики и интерпретации беспокоящих состояний у учеников младших классов в возрасте до 10 лет.

Специфика использования

Тест приспособлен для широкого использования педагогами и психологами в школах. Оценка может проводиться в индивидуальном или групповом порядке.

Шкала личностной тревожности полезна для систематического использования на протяжении обучения школьника. Методика благодаря регулярным проверкам позволяет чётко отслеживать состояние у каждого ребёнка, оперативно выявить динамику изменений, своевременно принять меры по предотвращению развития расстройств.

Последовательность действий при работе с тестом:

  1. Педагог или психолог раздаёт бланки.
  2. Школьники подписывают свой бланк.
  3. Учитель знакомит учеников с порядком заполнения, разъясняя правила выставления ответов.
  4. Дети приступают к заполнению бланка. На каждое высказывание не стоит тратить много времени. Лучше фиксировать первые мысли, долго не задумываясь.
  5. После заполнения бланка учащиеся сдают тест педагогу.
  6. Педагог суммирует баллы, фиксирует первичную оценку. С помощью специальных таблиц переводит первичные данные в шкальную оценку. На её основе производится интерпретация, делаются выводы относительно уровня тревожности каждого ребёнка. При групповой выборке отклонения хорошо проявляются на фоне общей, среднестатистической картины по группе (классу).

Интерпретация

Подсчёт баллов осуществляется в целом за все 40 высказываний и по каждой субшкале в отдельности. Сумма баллов формирует результат первичной оценки. Она с помощью специальной шкалы переводится в итоговую оценку.

Шкала представляет собой значение от 0 до 10. Цифры обозначают степень проявления тревожности: 0 — это идеал, 10 — максимальное отклонение при явной клинической картине.

Шкала личностной тревожности (А. М. прихожан): детская диагностика, для младших школьников

Каждой цифре шкалы соответствует показатель баллов. При оценке осуществляется градация по половому признаку — мальчики и девочки оцениваются по своей градации. Проводится также разделение на возрастные группы по годам:

  • от 10 до 11,
  • 12,
  • от 13 до 14,
  • от 15 до 16.
Читайте также:  Ревность и недоверие: как справиться, советы психолога

Группы тревожности, по которым проводится оценка:

  1. Общая — включает уровень развития тревожных состояний у школьника.
  2. Школьная — показывает степень возникновения чувства тревоги в различных школьных ситуациях.
  3. Межличностная — определяет тревогу при общении с одноклассниками, учителями, другими людьми.
  4. Самооценочная — тревога во время анализа школьником отношения к самому себе.
  5. Магическая — направлена на выявление тревожных состояний, имеющих индивидуальный, личностный характер.

Для каждой группы беспокоящих состояний предусмотрена своя шкала оценки. Шкала по общей группе является основной. Остальные группы носят уточняющий характер.

Источник: https://eraminerals.ru/psihologiya/diagnostika-detej-po-shkale-lichnostnoj-trevozhnosti-a-m-prihozhan

Проективная методика для диагностики школьной тревожности

Название: «Проективная методика для диагностики школьной тревожности« А. М. Прихожан Область применения: выявление уровня школьной тревожности учащихся начальной школы. Формат:doc и pdf. в rar. архиве. Размер: 6,05 Мб Качество: хорошее

Проективная методика для диагностики школьной тревожности (Практикум по возрастной психологии / Ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб., 2002) была разработана А. М. Прихожан на основании методики Е. W. Amen, N. Renison (1954).

В силу неструктурированности стимульного материала, методика позволяет получить информацию, не зависящую от уровня развития рефлексии испытуемого, то есть от его способности замечать те или иные состояния, в том числе состояние тревоги.

Кроме того, проективный характер метода позволяет обойти «фильтр значимости школьной жизни», который зачастую не позволяет ребенку рефлексировать негативные эмоции, связанные со школой.

Цель методики. С помощью данной методики можно выявить общий уровень школьной тревожности учащихся начальной школы.

Возрастные ограничения. Методика предназначена для работы с учащимися начальной школы. Возраст испытуемых — 6-9 лет.

Процедура диагностики. Диагностика может проводиться только в индивидуальной форме, желательно в начале учебного дня, в отсутствии учителей и классного руководителя, в условиях позитивного контакта психолога с ребенком.

Необходимые материалы. Для проведения диагностики требуются два набора по 12 рисунков размером 18х13 каждый. Набор А предназначен для девочек, набор Б — для мальчиков. Картинки пронумерованы на обратной стороне листа. Кроме того, необходимы средства регистрации ответов ребенка. Возможно использование диктофона.

Инструкция. «Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Посмотри, все — и взрослые, и дети — нарисованы без лиц (предъявляется картинка 1). Это сделано специально, для того чтобы интереснее было придумывать.

Я буду показывать тебе картинки, их всего двенадцать, а ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое, а когда плохое — грустное, печальное.

Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо — веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него или нее такое лицо».

Выполнение задания по картинке 1 рассматривается как тренировочное. В ходе первого задания можно повторять инструкцию, добиваясь того, чтобы ребенок ее усвоил.

Затем последовательно предъявляются картинки 2-12. Перед предъявлением каждой картинки повторяются вопросы: «Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у нее (него) такое лицо?» Перед предъявлением картинок 2,3,5,6,10 ребенку предварительно предлагается выбрать одного персонажа и рассказать о нем. Все ответы детей фиксируются.

Обработка результатов. Оцениваются ответы на вопросы 2—11. Картинка 1 является тренировочной, на ее основе проверяется, усвоил ли ребенок инструкцию.

Картинка 12 выполняет «буферную» функцию и предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания положительным ответом. Подсчитывается количество «неблагополучных» ответов (максимальное количество — 10).

Примеры «благополучных» и «неблагополучных» ответов детей приведены в табл. 7.

Таблица 7 Наиболее типичные «благополучные» и «неблагополучные» ответы детей по картинкам Проективной методики для диагностики школьной тревожности

№ картинки «Благополучные ответы» «Неблагополучные ответы»
2 Девочка говорит другой: «Не грусти, ты скоро вырастешь и тоже будешь ходить в школу» Девочка болеет дома, а те, которые идут в школу, ей завидуют
3 Мальчики играют в футбол. Мальчику (с мячом) весело. Остальным тоже Мальчик (с мячом) разозлился на остальных и лупит мячом в стену
4 Мальчику весело. Он рассказывает анекдот про попугая маме Мама ругает девочку. Девочка говорит: «Я не виновата!». Плачет
5 Учительница на перемене играет со всеми. Интересно. Девочка (которая стоит ближе всех к взрослой женщине) сейчас будет водить Кто-то разбил цветок. Учительница ругается. Мальчик (который стоит ближе всех к взрослой женщине) злится. Это не он разбил. А ругают его. Остальные заступаются
6 Это математика. Девочка (на первой парте) решает задачу. У нее все решилось. Она ждет, что ее сейчас похвалят. Ей приятно Задача трудная. Девочка (на первой парте) решила. Только не знает, правильно или не правильно. Не хочет, чтобы ее вызвали решать к доске. Боится
7 Учительница говорит отметки за урок. Все хорошие Учительница читает рассказ. Все случают, а девочка наказана (в углу). Ей грустно
8 Мальчик дома делает математику. Он любит математику Мальчика заставляют сперва сделать домашку, а только потом смотреть телек. Ему не нравится
9 Играют в прятки. Мальчик (слева) спорит с другим, куда прятаться. Им радостно С девочкой (справа) поссорились и не разговаривают. Она говорит: «Вы дуры». Злится
10 Девочку вызвали к доске. Она выучила про существительное. Ей учительница поставит «пять». Она довольна Мальчик решил задачу, а учительница говорит: «Тройка!» Он обиделся и спорит с ней. Она всегда так
11 Играет в конструктор. Это интересно. Я тоже люблю Девочка сказала, что заболела, и осталась дома. Это хорошо, потому что сегодня контрольная. Теперь она не боится получить «двойку»

Интерпретация результатов. Общий уровень тревожность вычисляется по «неблагополучным» ответам ребенка, характеризующим настроение персонажа рисунка как грустное, печальное, сердитое, скучное, испуганное. Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10.

Сопоставляя ответы испытуемого с интерпретацией картинки, а также анализируя выбор главного героя на картинке с несколькими персонажами, можно получить богатый материал для качественного анализа данных.

Особого внимания заслуживают случаи, в которых ребенок дает отрицательный ответ на картинку 12 (по данным А. М. Прихожан, эти случаи редки и составляют не более 5—7 %). Такие случаи требуют дополнительного исследования и углубленного анализа причин.

Стимульный материал к методике приведен в приложении 1.

Образец стимульного материала:

Шкала личностной тревожности (А. М. прихожан): детская диагностика, для младших школьников Шкала личностной тревожности (А. М. прихожан): детская диагностика, для младших школьников

Скачать проективную методику диагностики школьной тревожности

Скачать стимульный материал к проективной методике диагностики школьной тревожности

Источник: https://5psy.ru/testi/proektivnaya-metodika-dlya-diagnostiki-shkolnoi-trevojnosti.html

Методика 7. «Шкала тревожности а.М. Прихожан»

Разработана
по принципу «Шкалы социально-ситуационной
тревоги» В. Кондаша.

Особенность шкал
такого типа состоит в том, что в них
чело­век оценивает не наличие или
отсутствие у себя каких-либо переживаний,
симптомов тревожности, а ситуацию с
точки зрения того, насколько она может
вызвать тревогу.

Преимущество шкал
такого типа заключается, во-первых, в
том, что они позволяют выявить области
действительности, объекты, являющиеся
для школьника основными источниками
тревоги, и во-вторых, в меньшей степени,
чем другие типы опросников, зависимы
от особенностей развития у учащихся
интроспекции.

Читайте также:  Деловые качества работника: личные, для резюме, при приеме на работу

Бланк
методики содержит инструкцию и задания,
что позволяет при необходимости проводить
ее в группе. На первой странице бланка
указывает­ся фамилия, имя школьника,
класс, возраст и дата проведения
исследования.

Инструкция.
На следующих страницах перечислены
ситуации, с ко­торыми вы часто
встречаетесь в жизни. Некоторые из них
могут быть для вас неприятными, вызвать
волнение, беспокойство, страх.

Внимательно
прочитайте каждое предложение и обведите
одну из цифр справа 0, 1, 2, 3, 4. Если ситуация
совершенно не кажется вам неприятной,
обведите цифру 0. Если она немного волнует
и беспокоит вас, обведите цифру 1.

Если
ситуация достаточно неприятна и вызывает
такое беспокойство, что вы предпочли
бы избежать ее, обведите цифру 2. Если
она для вас очень неприятна и вызывает
сильное беспокойство, тревогу, страх,
обведите цифру 3.

Если ситуация для вас
крайне неприятна, если вы не можете
перенести ее, и она вызывает у вас очень
сильное беспокойство, очень сильный
страх, обве­дите цифру 4.

Ваша задача
представить себе как можно яснее каждую
ситуацию и обвести кружком ту цифру,
которая указывает, в какой степени эта
си­туация может вызвать у вас опасение,
беспокойство, тревогу или страх.

Текст методики
1. Отвечать у доски 1 2 3 4
2. Пойти в дом к незнакомым людям 1 2 3 4
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах 1 2 3 4
4. Разговаривать с директором школы 1 2 3 4
5. Думать о своем будущем 1 2 3 4
6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить 1 2 3 4
7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают 1 2 3 4
8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи) 1 2 3 4
9. Пишешь контрольную работу 1 2 3 4
10. После контрольной учитель называет отметки 1 2 3 4
11. На тебя не обращают внимания 1 2 3 4
12. У тебя что-то не получается 1 2 3 4
13. Ждешь родителей с родительского собрания 1 2 3 4
14. Тебе грозит неудача, провал 1 2 3 4
15. Слышишь за своей спиной смех 1 2 3 4
16. Сдаешь экзамены в школе 1 2 3 4
17. На тебя сердятся (непонятно почему) 1 2 3 4
18. Выступать перед большой аудиторией 1 2 3 4
19. Предстоит важное, решающее дело 1 2 3 4
20. Не понимаешь объяснений учителя 1 2 3 4
21. С тобой не согласны, противоречат тебе 1 2 3 4
22. Сравниваешь себя с другими 1 2 3 4
23. Проверяются твои способности 1 2 3 4
24. На тебя смотрят, как на маленького 1 2 3 4
25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 1 2 3 4
26. Замолчали, когда ты подошел (подошла) 1 2 3 4
27. Оценивается твоя работа 1 2 3 4
28. Думаешь о своих делах 1 2 3 4
29. Тебе надо принять для себя решение 1 2 3 4
30. Не можешь справиться с домашним заданием 1 2 3 4
  • Методика
    включает ситуации трех типов:
  • 1)
    ситуации, связанные со школой, общением
    с учителями;
  • 2)
    ситуации, актуализирующие представление
    о себе;
  • 3)
    ситуации общения.

Соответственно
виды тревожности, выявляемые с помощью
данной шкалы, обозначены так: школьная,
самооценочная, межличностная. Дан­ные
о распределении пунктов шкалы представлены
в таблице 1.

Таблица
1.

Вид тревожности Номер пункта шкалы
Школьная 1 4 7 10 13 16 19 22 25 28
Самооценочная 2 5 8 11 14 17 20 23 26 29
Межличностная 3 6 9 12 15 18 21 24 27 30

Подсчитывается
общая сумма баллов отдельно по каждому
разделу шкалы и по шкале в целом.
Полученные результаты интерпретируются
в качестве показателей уровней
соответствующих видов тревожности,
по­казатель по всей шкале — общего
уровня тревожности.

Таблицы
стандартных данных, позволяющих
охарактеризовать показатели уровня
тревожности в различных половозрастных
группах.

Таблица
1

Уровеньтревожности Класс Школьнаятревожность Общая тревожность
Д М Д М
1 — нормальный 9 кл 7 — 19 4 -17 30-62 17-54
8 , 10 кл 2 — 14 1 – 13 17-54 10-48
11 кл 5 — 17 5 – 14 35-62 23-47
2 – несколькоповышен 9 кл 19-25 18-23 63-78 55-73
8 ,10 кл 15-20 14-19 55-72 49-67
11 кл 18-23 15-19 63-76 48-60
3 — высокий 9 кл 26-31 24-30 79-94 74-91
10 кл 21-26 20-25 73-90 68-86
11кл 24-30 20-24 77-90 61-72
4 – очень высокий 9 кл более 31 более 30 более 94 более 91
10 кл более 26 более 25 более 90 более 86
11 кл более 30 более 24 более 90 более 72
5 «чрезмерное» спокойствие 9 кл меньше 7 меньше 4 меньше 30 меньше 17
10 кл меньше 2 ——- меньше 17 меньше 10
11 кл меньше 5 меньше 5 меньше 35 меньше 23

Таблица
2

Уровеньтревожности Класс Межличностнаятревожность Самооценочная тревожность
Д М Д М
1 — нормальный 9 кл 7 — 20 5 -17 11-21 4 -18
10 кл 4 -19 3 -17 6 -19 1 -17
11 кл 5 -20 5 – 14 12-23 8 -17
2 – несколькоповышен 9 кл 21-27 18-24 22-26 19-25
10 кл 20-26 18-25 20-26 18-26
11 кл 21-28 15-19 24-29 18-22
3 — высокий 9 кл 28-33 25-30 27-31 26-32
10 кл 27-33 26-32 27-32 27-34
11кл 29-36 20-23 30-34 23-27
4 – очень высокий 9 кл более 33 более 30 более 31 более 32
10 кл более 33 более 32 более 33 более 34
11 кл более 36 более 23 более 34 более 27
5- «чрезмерное» спокойствие 9 кл меньше 7 меньше 5 меньше 11 меньше 4
10 кл меньше 4 меньше3 меньше 6 ——-
11 кл меньше 5 меньше 5 меньше 12 меньше 8

Методика
8. «Шкала самоуважения»


М.Розенберг.

Описание
методики
:
методика состоит из 10 утверждений,
предусматривающих 4 варианта ответов
(«полностью согласен», «согласен», «не
согласен», «абсолютно не согласен»).

Методика позволяет выявить наличие
двух факторов в «Я-концепции» — самоунижения
и самоуважения – и их соотношение. Они
могут быть параллельно представлены в
«Я- личности».

Опросник даёт возможность
фиксировать преобладающие настроения,
состояния, позиции подростка, тревожность,
активность, общительность, лидерство,
чувство межличностной безопасности,
отношение взрослых к учащемуся.

Материал: стандартный бланк обследования.

Бланк
ответов

Ф.И._________________________________________

  1. Дата
    __________________________________________
  2. Возраст
    ________________________________________
  3. Класс
    __________________________________________
п/п Полностьюсогласен Согласен Не согласен Абсолютноне согласен
1.
2.
….
10.

Методика
проведения
: студент предлагает ученику текст
опросника, бланк ответов и следующую
инструкцию: « Вам необходимо оценить по 4-х бальной шкале 10 утверждений:
«полностью согласен», «согласен», «не
согласен», «абсолютно не согласен» и
занести свои ответы в бланк».

Текст
опросника.

  1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере не менее, чем другие.

  2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.

  3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.

  4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.

  5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.

  6. Я к себе хорошо отношусь.

  7. В целом я удовлетворён собою.

  8. Мне бы хотелось больше уважать себя.

  9. Иногда я ясно чувствую свою беспомощность.

  10. Иногда я думаю, что во всём нехорош.

Обработка
результатов
. Подсчитывается количество баллов по
шкалам. Так утверждения «полностью
согласен», « согласен» по утверждениям
1, 3, 4., 6, 7 и «не согласен», «абсолютно не
согласен» по утверждениям 2, 5, 8, 9, 10
характеризуют высокий уровень самоуважения
и низкий уровень самоунижения.

Аналогично
утверждения «полностью согласен» или
«согласен», по пунктам 2, 5, 8, 9, 10 и «не
согласен», «абсолютно не согласен» по
пунктам 1, 3, 4., 6, 7 характеризуют высокий
уровень самоунижения и низкий уровень
самоуважения.

Источник: https://studfile.net/preview/3054039/page:18/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector