Влияние: что это такое, определение слова, понятие

  • Влияние: что это такое, определение слова, понятие Шприц — это устройство, используемое для введения или извлечения жидкости . Этот инструмент регулярно используется в области медицины и ухода за больными . Шприц состоит из трубки , в которой находится поршень . В соответствии с совершенным движением он может выталкивать или всасывать жидкость. На своем конце шприц заканчивается канюлей, где может быть прикреплена полая игла : так
  • Влияние: что это такое, определение слова, понятие Планиметрия — это термин, который был недавно включен в 23-е издание словаря Королевской испанской академии (RAE) . Концепция относится к инструменту, ориентированному на измерение и представление части поверхности Земли на плоскости. Планиметрию можно понимать как часть топографии, посвященной изучению процедур и методов, которые применяются для достижения масштаба деталей местности на плоской поверхности . Что делает п
  • Влияние: что это такое, определение слова, понятие От латинской библии , которая, в свою очередь, происходит от греческого слова, означающего «книги» , термин библия относится к работе, которая собирает знания по определенному предмету . Например: «Первая книга, опубликованная доктором Мафоэтом, является библией современной инфектологии». Однако наиболее распространенное использование э
  • Влияние: что это такое, определение слова, понятие Чтобы начать углубляться в определение термина астрономия, которое мы имеем перед нами, мы начнем с раскрытия его этимологического происхождения. В этом случае мы можем указать, что это результат суммы трех слов, которые пришли из греческого: — существительное «астрон», которое можно перевести как «звезда». Название «номос», что эквивалентно «норме» или «правилу». Суффикс «-ia», который используется для обозначения «качества». Астрономия — это наука, посвященная изучению характеристик и движений звезд . Следует помнить, что звезда — это небесное тело (то ест
  • Влияние: что это такое, определение слова, понятие От латинского гения , гений это термин, который во многих случаях используется в зависимости от контекста. Это может быть случайное настроение или состояние, в соответствии с которым человек действует. Например: «Я рекомендую вам не слишком много разговаривать с дедушкой, который проснулся с плохим характером» , «Хуан всегда радует нас своим хорошим гением» . Гений
  • Влияние: что это такое, определение слова, понятие План развития — это инструмент управления , который способствует социальному развитию на данной территории. Таким образом, он закладывает основы для удовлетворения неудовлетворенных потребностей населения и улучшения качества жизни всех граждан. Мы можем помнить, что концепция развития относится к увеличению или увеличению чего-то, что может быть физическим или интеллектуальным. Когда этот термин применяется к человеческому сообществу, он связан с эко

Источник: https://ru.tax-definition.org/14035-influence

Понятие авторитета у человека: как им пользоваться в обществе, какой бывает

Авторитет – это способность человека оказывать влияние на других людей. Такая форма взаимодействия основана на уважении и доверии. Не стоит путать ее с тиранией, которая базируется на страхе.

Влияние: что это такое, определение слова, понятие

От авторитета зависит успешность в жизни

Что это такое

В социальной психологии есть свое объяснение термина авторитет, что это такое и как получить такой статус. В бытовом понимании это слово обозначает человека или организацию, которая имеет большое влияние на общество. В отличие от тирании, признание получается ненасильственным путем. Оно дается за интеллектуальные достижения или моральные качества.

Определение в психологии

В социальной психологии немного иначе раскрывается термин авторитет, это понятие затрагивает социальную сферу. Оно означает особую форму влияния на группу людей.

Важно! Поклонники некритично воспринимают информацию от кумира и безусловно верят ему.

Основной способ управления – это убеждения. Люди добровольно признают власть за авторитетом и согласны следовать за ним. Далеко не каждый индивид умеет пользоваться авторитетом. Такое влияние образуется за счет особых личных качеств и способностей к организации общей деятельности.

Понятие личного авторитета

Под данным термином понимают особое развитие личности, которое достигает высокого уровня. Такой человек вызывает уважение у множества людей. Часто власть подобного вида основывается на харизме, т.е. бессознательной привлекательности.

У человека с личным авторитетом есть особая энергетика, увлеченность, умение говорить эмоционально и вдохновляюще. У него привлекательная внешность, хорошие риторические способности, и он уверен в себе.

Личный авторитет – это синтез врожденных и приобретенных качеств. Подобной формой влияния должен обзавестись каждый руководитель, который хочет стать успешным.

Инструмент власти

Многие люди стремятся занять место лидера, но это непросто сделать. Получить место главного насильственным путем можно, но это не даст полного удовлетворения от наличия власти.

Влияние: что это такое, определение слова, понятие

Авторитет в обществе многое значит и дает большие возможности

Особенность авторитета состоит в том, что люди сами выбирают, за кем следовать и кому верить. Их не нужно принуждать и заставлять. Индивид с такой формой влияния умеет убеждать, и в правильности его решений не приходится сомневаться.

В социальной психологии считается, что авторитет основывается на доверии, уважении, демократии. Именно это полезно для признания себя в качестве лидера. Все остальные методы не будут давать долговременных результатов.

В педагогике тоже важен авторитет, так как от него зависит послушность учеников. Современные дети не будут уважать учителя только из-за разницы в возрасте. Поэтому взрослому придется находить способы добиться расположения школьников.

Основные виды

В психологии выделяют разные формы авторитета. Каждый из них имеет свои особенности проявления. Многие люди хотят получить всеобщее признание, для этого избирают несколько путей.

Мнимый и подлинный

Лидерство — что это такое, определение

Истинный авторитет человек получает в результате своей конструктивной деятельности.  На это у него уходит много времени и сил. У индивида должны быть определенные личностные качества: уверенность, харизматичность, умение убеждать и т.п.

Не всегда человек понимает, какой бывает авторитет, и как его достичь. Некоторые хотят получить быстрый результат. Поэтому они выбирают простой путь: подставы, ложь, интриги, сплетни. В таком случае они возымеют ложную власть.

Так у лидера появляется не уважение других людей и признание, а поддержка влиятельных лиц. Его положение очень слабое и в любой момент может пошатнуться.

В редких случаях ложный авторитет помогает стать серым кардиналом, но не полноценным руководителем с крепкой властью.

Рациональный и иррациональный

Существует еще одна классификация. Если личность опирается на доводы разума, критично оценивает свои качества и способности, то может получить рациональный авторитет.

Важно! Чем выше уровень профессиональной компетенции, тем серьезнее признание.

Особенность этого вида заключается в том, что человек становится авторитетом в определенной области. Например, педагог может рассказывать, как воспитывать и обучать детей, и его мнение будет ценным. Но, если он начнет объяснять, как насчитывать зарплату, то его слова не будут иметь веса.

Влияние: что это такое, определение слова, понятие

Рациональный авторитет позволяет спокойно воспринимать критику

При иррациональном виде у человека сочетаются власть и статус. Его право быть лидером не обсуждается и просто признается за истину. Попытки объяснить выбор не приводят к успеху. Часто таким авторитетом наделяют представителей власти.

У психологов нет единого взгляда на то, какая форма влияния оптимальная. В каждой ситуации нужен индивидуальный подход. Поэтому, если индивид хочет признания, то ему стоит проявить гибкость в рассуждениях.

Как завоевать авторитет

Подсознание — что это такое, определение

Каждый человек может стать признанным лидером, но для этого ему придется приложить множество усилий. Он должен не только понимать, что такое авторитет, но и стремиться его заслужить.

При попадании в новый коллектив нужно внимательно рассмотреть его и найти неформального лидера. На него нужно произвести положительное впечатление, то же и с остальными коллегами.

Не стоит занимать место того, кого уже уважает коллектив. Рекомендуется проявлять лучшие личностные качества, демонстрировать профессионализм и тактичность, аккуратно высказывать оценку кого-либо. Можно интересоваться жизнью других людей, поддерживать их и искать общие точки интересов.

Положительную роль играет общение в неформальной обстановке, но вместе с этим не стоит высказывать негативное мнение о коллегах или начальстве. Даже если встреча проходит вне работы, это может привести к проблемам.

Нельзя пытаться всем угодить, лебезить и пресмыкаться – это неискренне и вызовет только отторжение. Притворство будет чувствоваться, и большого значения такой человек не получит.

В получении влияния играют роль дисциплина, уверенность в себе, профессиональные качества, жизненный опыт и другие факторы. Поэтому нельзя однозначно сказать, что значит авторитет, и как его получить.

Можно составить план личностного развития. Для этого определить свои качества, как они помогают в достижении цели, и что необходимо выработать. Такая рефлексия полезна всем – она помогает оценить свои особенности и характеристики.

Как пользоваться влиянием в обществе

Аффирмация — что это такое, определение

Умение вести за собой людей и быть убедительным полезно не только на работе. Это нужно для родителей, общения в любой социальной группе и во многих сферах деятельности.

Влияние: что это такое, определение слова, понятие

При высоком уровне влияния не придется впадать в зависимость от других людей

Не каждый скажет, кто такой авторитетный человек. Его нельзя назвать самоуверенным или наглым, но в нем есть что-то такое, что притягивает и вызывает уважение. Каждый сам решает, какое определение дать его личности.

Если индивид хочет оказывать влияние на людей, то он должен начать со своего внешнего вида. Прямая осанка, улыбка и отсутствие беспокойства демонстрируют его открытую позицию.

Для того чтобы получить признание других людей, придется совершать немало значимых поступков. После достижения цели индивид получает признание, внимание и уважение, это приятно и дает определенные преимущества.

Не всегда окружающие знают, кто такой авторитет. Это человек, который источает особую энергетику, она заставляет проникаться чужими убеждениями. Некоторым мировым лидерам приписывали владение сакральными знаниями, которые наделяли их магическим очарованием.

При наличии авторитета индивид всегда может рассчитывать на моральную и материальную поддержку от других людей. Это может означать то, что ему не придется сильно напрягаться для получения каких-то благ, достаточно будет попросить.

Влияние: что это такое, определение слова, понятие

С высоким уровнем влияния проще жить

Со временем у каждого человека формируется свое представление авторитета, что это значит и как его достигнуть. Не все стремятся к получению такой способности, но она может существенно облегчить жить.

Для того чтобы лучше понимать тот или иной термин, нужно обратиться к научным источникам. Авторитет – это определение, которое рассматривается в рамках социальной психологии. Именно в этой отрасли можно найти способы применения влияния на людей.

У авторитета есть еще определение, но уже бытовое. Так называют человека, которого уважают в семье. Это необязательно мама или отец, может быть бабушка или дедушка.

Иногда может возникать проблема с тем, как правильно писать афторитет или авторитет, верен второй вариант. Подобное качество личности позволяет достичь успеха не только на работе, но и в личной жизни.

Видео

Источник: https://srazu.pro/teoriya/avtoritet-opredelenie.html

Влияние: что это такое, определение слова, понятие

.

Успех работы зависит от слаженности действий всех сотрудников под единым руководством, которое необходимо организовать и поддерживать.

Влияние: что это такое, определение слова, понятие

Хороший руководитель должен знать методы влияния на сотрудников

Хороший руководитель обязан знать приемы воздействия и должным образом влиять на людей для получения желаемого результата.

Определение понятия

  • Влияние — это изменение в поведении, отношении отдельного человека или группы людей с помощью конкретных средств: просьбы, угрозы, убеждения и др.
  • Непосредственное влияние на людей оказывают каждый день СМИ, близкие люди, начальство на работе.
  • Для того чтобы сотрудники хорошо исполняли свои обязанности, руководитель должен знать интересы компании, должностные обязанности, уметь пользоваться наделенной властью.
  • Если рассматривать влияние только в отношении начальник – работник, власть в данном контексте имеет немаловажное значение. 
Читайте также:  Массаж при заикании: логопедический, точечный, взрослым

Власть как вид влияния

Власть — это предоставленная возможность воздействовать на подчиненных и их трудовую деятельность.

Руководство имеет власть над своими сотрудниками, и они беспрекословно подчиняются. Но и руководство находится в подчинении у работников компании, т. к. ее рост и прибыль зависят от качества их работы. Хороший руководитель умеет править фирмой, удерживая баланс власти.

Существует несколько основных форм власти:

С использованием принуждения

Это воздействие через страх. Принуждая немедленно выполнить задание, начальник может пригрозить увольнением или понижением заработной платы. Брошеное замечание о ненадлежащем исполнении рабочих обязанностей, адресованное компетентному сотруднику, унижает его самолюбие и заставляет испытывать страх.

Как показывает практика, компании, в которых к подчиненным применяется власть, основанная на принуждении, имеют более низкую производительность и размеры доходов.

С применением вознаграждения

Вознаграждение за хорошую работу является одним из самых действенных форм влияния на сотрудников, но следует понимать, что для них является достойной наградой.

Для поощрений своих работников фирма обычно не имеет достаточно ресурсов, поэтому успешный руководитель должен владеть и другими способами воздействия. 

Власть по должности

Она определяется функциями, обязанностями и правами в системе управления компании. Руководителю предоставляется право на управление персоналом, и оно является законным.

Пока исправно удовлетворяются потребности работников в зарплате, графике и т.д., работа идет бесперебойно. Если начальник не способен дать своим сотрудникам уверенность и защищенность, система рухнет.

Авторитет

Хороший и авторитетный руководитель сочетает в себе единство личности, должности и специалиста. Все его положительные характеристики позволяют сотрудникам доверять ему и не сомневаться в правильности его решений.

Характеристика авторитета личности:

  • сильная энергетика, передающаяся другим,
  • внешность (осанка, привлекательность),
  • умение полагаться только на себя, уверенность,
  • отличные риторические навыки,
  • адекватное восприятие восхищения в его сторону (нет себялюбия, надменности).

Характеристика авторитета специалиста:

  • знания и опыт,
  • видимые достижения.

Отсутствие авторитета у руководителя создают проблемы во взаимоотношениях с подчиненными.

Влияние: что это такое, определение слова, понятие

Определение авторитетного лидера

Психология влияния в повседневной жизни

Влияние, как сообщает словарь Ожегова, это воздействие на человека. Под ним находится каждый человек. Воздействие оказывается на каждого не только на работе, но и в повседневной жизни. Оно разделяется на неимперативные, императивные и дисциплинарные способы.

Неимперативные виды

Такие виды влияния включают в себя:

  • Просьба. Этот вид психологического влияния, которое используется при воздействии неофициального характера. Просьба от старших по должности или возрасту обычно очень льстит и формирует понимание своей значимости в данной ситуации. Но если человеку неудобно выполнить просьбу, он вправе отказать.
  • Совет. Это означает предложить к обсуждению идею решения какой-либо проблемы. Принятие идеи напрямую зависит от авторитета личности, которая его предлагает.
  • Убеждение. Это психологическое влияние на личность с помощью обращения его на сторону своих суждений, используя разъяснения сути, доказательства своей правоты и т.д. Психологическое влияние можно считать успешным, если человек убедился в правоте другого и не имеет сомнений в правильности выбранного решения.
  • Похвала. Это форма влияния проявляется в виде положительного оценивания действия. Каждый, независимо от пола, нуждается в похвале.
  • Поддержка и утешение. Такой вид воздействия связан с эмпатическими способностями и проявляется психологической помощью человеку, испытавшему неудачи. Его пытаются развеселить, приободрить или выражают искреннее сочувствие.
  • Внушение. Это самый опасный вид психологического влияния, т. к. человеку навязывают мнение или призыв к действию против его воли. Он беспрекословно верит уговорам и формирует в себе установку, буквально позволяет «править» своим сознанием.

Влияние: что это такое, определение слова, понятие

Методы влияния и воздействия на людей

Императивные методы влияния

Они включают:

  • Запрет, приказ и требования. Такие формы психологического влияния применяются в случаях, когда человек имеет право на распоряжение поведением других. Личность, попадающая под такое воздействие, чувствует себя униженной. Такие методы вызывают внутреннее недовольство и сопротивление и подавить негативные реакции можно только с помощью аргументированных убеждений и разъяснений причины требований.
  • Принуждение. Оно применяется, если другие методы влияния оказались недейственными или нет времени на них и проявляется в виде конкретных требований. С помощью принуждения можно в короткий срок добиться выполнения необходимых действий субъектом. Существуют случаи, когда необходимо принудить себя для выполнения чего-либо.



Дисциплинарные методы влияния

К таким методам относят:

  • Предупреждение. Это мягкий вид воздействия, «обещающий» при повторении более строгие меры.
  • Выговор. Часто применяется как влияние в рабочей сфере. Имея несколько выговоров, недобросовестного работника увольняют.
  • Наказание. Это лишение чего-то значимого за проступки. Лишение свободы является самым серьезным видом наказания.
  • Угрозы и запугивание. Угрозы представляют собой обещание причинить вред. Человек начинает испытывать страх, тревогу и выполняет все требования того, кто угрожает. Для шантажа в своих целях могут использоваться личные тайны, прошлые ошибки человека.
  • Критика. Слухи и сплетни являются распространенным видом психологического воздействия на человека.

К методам психологического воздействия на личность относят «заражение» (высокая энергетика человека, передающаяся другим), подражание (создание ложного поведения для примера другим или же осознанное вырабатывание определенных качеств), а также деструктивная критика (оскорбления и унижения).

Каждый находится под психологическим влиянием осознанно или неосознанно. Оказывают воздействие не только люди, но и общественное мнение, нормы поведения, воспитание.

Чтобы не поддаваться негативному давлению, необходимо научиться распознавать его и блокировать, сохраняя свое психическое здоровье.

Источник: https://eraminerals.ru/psihologiya/uchimsya-polzovatsya-vliyaniem

Влияние — это..

Влияние — в логике социально-психологической науки это и процесс, и результат (в рамках ряда подходов влияние не подпадает под категорию процессов, а рассматривается лишь как результат процесса воздействия) существенного изменения смысловых образований, установок, систем ценностей и т. -д.

, а также поведенческой активности человека при взаимодействии в условиях совместной деятельности и общения. Как правило, различают направленное и ненаправленное влияние. В первом случае субъект влияния четко осознает цель своего воздействия на личность другого, хотя последний далеко не всегда ее осознает и тем более адекватно оценивает.

Одним из наиболее ярких примеров подобной ситуации является результат манипулятивного воздействия.

Что касается ненаправленного влияния, то его субъект нередко не только не ставит перед собой цели каким-либо образом изменить социальную ситуацию развития объекта воздействия и добиться какой-либо личностной или конкретно-поведенческой динамики последнего, но и может вообще не подозревать, что оказывает своей активностью или просто самим фактом своего присутствия какое-то воздействие на другого. Это случаи, как правило, неосознаваемого и уж тем более нецеленаправленного влияния одной личности на другого или на других. Как правило, механизмами направленного влияния оказываются убеждение и внушение, а механизмами ненаправленного — заражение и подражание. Традиционно различают также прямое и косвенное влияние.

В данном случае речь идет о том, оказывается воздействие направлено, что называется, «-в лоб»-, непосредственно на того индивида, личностных или поведенческих изменений которого и ожидает субъект влияния, или воздействие выстроено и реализовано таким образом, что прямым его объектом является не сам индивид или индивиды на кого и направлены усилия влияющего лица, а социальное окружение и тем самым социальная и межличностная ситуации развития, качественная динамика которых в конечном счете меняет в нужном плане личностные проявления объекта воздействия, так как выступает в роли трансляционного канала притязаний и требований субъекта. Принципиально важным для понимания социально-психологической сущности феномена влияния является и его «-разведение»- на индивидуально-специфическое и функционально-ролевое. Индивидуально-специфическое влияние представляет собой одну из возможных форм персонализации, которая осуществляется путем трансляции одним индивидом другому неких неосвоенных им образцов активности. Одним из примеров этого вида влияния является, в частности, трансляция творческих и креативных вариантов решения задачи. Происходит это, как правило, в том случае, когда у объекта подобного влияния актуализируется образ того, кто, возможно, и не догадываясь об этом, оставил в сознании объекта влияния личностный «-след»- и осуществил своего рода личностный «-вклад»-. Что касается функционально-ролевого влияния, то это вид влияния, характер, интенсивность и направленность которого определяются не личностными особенностями партнеров по взаимодействию, а их ролевыми позициями. В отличие от индивидуально-специфического влияния, влияние функционально-ролевое осуществляется благодаря трансляции образцов активности, регламентированных ролевой расстановкой сил, и демонстрации определенного набора способов действия, не выходящих за пределы ролевых предписаний. Так, авторитарные руководители, как правило, видят свою задачу в оказании на подчиненных, в первую очередь, именно функционально-ролевого влияния, а потому в процессе взаимодействия и общения они главным образом ориентируются на соответствие своих и чужих действий и поступков нормативно определенному своду правил.

Наиболее ярко выраженной формой функционально-ролевого влияния является авторитет власти, если он не подкреплен подлинно личностным авторитетом ее носителя.

Такое абсолютно деперсонализированное функционально-ролевое влияние является обстоятельством, существенно затрудняющим оказание конкретным исполнителем роли индивидуально-специфического влияния на объект воздействия.

В то же время сам факт наличия функционально-ролевого влияния не исключает возможностей субъекта оказывать на других людей индивидуально-специфическое влияние. Во многих случаях функционально-ролевое влияние может выступать в качестве фундамента, облегчающего достижение индивидом идеальной личностной представленности в сознании окружающих.

Проблема влияния на протяжении многих лет остается одной из центральных в социальной психологии. Ей посвящены многочисленные исследования, в том числе, ставшие классическими эксперименты М. -Шерифа, С. -Аша, С. -Милграма и многих других. На основе анализа этого массива данных и результатов собственных исследований, Р.

 -Чалдини пришел к выводу, что все механизмы социального влияния можно сгруппировать в шесть категорий, каждая из которых «-соответствует одному из фундаментальных психологических принципов, которые лежат в основе человеческого поведения»-79. К этим принципам Р.

 -Чалдини отнес взаимный обмен, обязательство и последовательность, социальное доказательство, благорасположение, авторитет и дефицит.

Принцип взаимного обмена выражается широко известной расхожей формулой «-ты — мне, я — тебе»- и базируется на склонности большинства людей отвечать любезностью на любезность, а оказанную услугу «-оплачивать»- встречной услугой. Действие данного механизма наглядно проявилось в эксперименте проведенном Д. -Риганом в 1971 г.

: «-Субъект, который участвовал в исследовании, должен был оценить, качество ряда картин. Другой оценивающий — мы можем назвать его Джо — только представлялся таким же субъектом, будучи на самом деле ассистентом доктора Ригана. Эксперимент проводился в двух модификациях. В одном случае Джо оказывал маленькую непрошенную любезность истинному испытуемому.

Во время короткого перерыва Джо покидал комнату на пару минут и возвращался с двумя бутылками &ldquo-Кока-колы&rdquo-, одной для испытуемого, другой для себя, говоря: &ldquo-Я спросил у доктора, можно ли мне взять для себя «-Колу»-, и он разрешил, так что я купил еще одну для Вас&rdquo-.

В другом случае Джо не оказывал испытуемому любезности- он просто возвращался после двухминутного перерыва с пустыми руками. Во всех остальных отношениях Джо вел себя одинаково.

Позднее, когда все картины оказывались оцененными, и доктор Риган покидал комнату, Джо просил испытуемого оказать любезность ему. Он признавался, что продает лотерейные билеты и что, если он распространит большую часть билетов, то выиграет приз в пятьдесят долларов.

Джо просил испытуемого купить несколько лотерейных билетов по цене двадцать пять центов за штуку: &ldquo-Пожалуйста, купите любое количество, чем больше, тем лучше&rdquo-… Без всякого сомнения, Джо с большим успехом продавал лотерейные билеты тем участникам эксперимента, которые воспользовались ранее его любезностью.

Читайте также:  Как войти в транс: самостоятельно, новичку, самые эффективные техники

Явно ощущая, что они чем-то обязаны Джо, эти люди покупали в два раза больше билетов, чем те, кому Джо не оказывал любезности»-80.

Многие исследователи рассматривают склонность возмещать даже непрошенную услугу ответной любезностью как универсальное и жизненно важное человеческое качество, сформировавшееся в процессе исторического развития. В частности, Л. -Тайгер и Р. -Фокс «-…

рассматривают эту &ldquo-сеть признательности&rdquo- как уникальный приспособительный механизм человеческих существ, делающий возможным разделение труда, обмен различными видами товаров и услуг и формирование системы взаимосвязей, которые объединяют индивидов в чрезвычайно эффективно действующие организационные единицы»-81.

При всей справедливости данного замечания, совершенно очевидно, что принцип взаимного обмена может использоваться и для манипулятивного воздействия с корыстными целями. Следует также иметь в виду, что взаимный обмен может иметь характер как прямого, так и косвенного влияния.

Во втором случае индивид чувствует потребность ответить на услугу или любезность, оказанную не ему лично, а кому-то из друзей, близких и т. -п.

Принцип обязательства и последовательности исходит из того, что во-первых, большинство людей в гораздо большей степени склонны добросовестно выполнять принятые на себя обязательства, чем это может показаться на первый взгляд. И, во-вторых, сказав «-А»-, люди склонны сказать и «-Б»-.

Иными словами, приняв то или иное решение, люди чаще всего последовательно реализуют его даже в тех случаях, когда это сопряжено с риском и угрозой собственным интересам. В 1975 г. Т. -Мориарти поставил эксперимент в рамках которого его ассистенты «-…

инсценировали кражи на нью-йоркском городском пляже, чтобы посмотреть, пойдут ли посторонние наблюдатели на риск навлечь на себя неприятности, чтобы не дать совершиться преступлению. Участник эксперимента располагал свой пляжный коврик недалеко от коврика какого-либо отдыхающего, доставал портативный радиоприемник, а затем отправлялся погулять по пляжу.

Вскоре после этого другой участник эксперимента, изображая вора, подходил к радиоприемнику, хватал его и пытался с ним удрать. … В большинстве случаев люди очень неохотно вмешивались — в двадцати случаях инсценировки кражи только четыре человека сделали это. Однако при некотором изменении условий проведения опыта результаты радикально изменились.

Теперь перед тем, как отправиться на прогулку, участник эксперимента просил соседа &ldquo-присмотреть за вещами&rdquo-, на что согласен любой. Стремясь быть последовательными, в девятнадцати из двадцати случаев люди кидались за вором, останавливали его, требуя объяснения, или выхватывали у него радиоприемник»-82.

Столь радикальное изменение поведения испытуемых в результате принятия совершенно формальных и в общем-то навязанных обязательств естественно не было случайным. Многие авторитетные специалисты, такие как С. -Аш, Ф. -Хайдер, Л.

 -Фестингер и другие, рассматривали стремление к последовательности как одну из ведущих детерминант человеческого поведения. Это объясняется, в частности, тем, что последовательность и верность принятым обязательствам, как правило, высоко ценятся в обществе. Как отмечает Р.

 -Чалдини, эти качества в восприятии большинства людей ассоциируются «-…с интеллектуальностью, силой, логикой, рациональностью, стабильностью и честностью»-. В то же время «-человека, чьи слова и дела расходятся друг с другом, обычно признают пребывающим в замешательстве, двуличным или даже умственно больным»-83.

Как и принцип взаимного обмена, принцип последовательности может использоваться в деструктивных и манипулятивных целях, при этом он всегда носит характер прямого влияния.

Принцип социального доказательства подразумевает склонность индивида следовать убеждениям и поведенческим моделям, разделяемым другими людьми. Существенно важно при этом, что означенные «-другие»- сами по себе совершенно не обязательно являются авторитетными или референтными фигурами для данного индивида.

По сути дела, речь здесь идет о конформности — склонности подчиняться давлению группы. Классический эксперимент по изучению данного явления провел в 1951 г. С. -Аш. В рамках эксперимента, целью которого было объявлено исследование особенностей восприятия визуальных образов, «-…

членам группы, состоящей из шести человек, показывали отрезок определенной длины, после чего каждый из них должен был сказать, который из трех других отрезков равен по длине эталонному.

В группе был только один наивный испытуемый, все остальные были в сговоре с экспериментатором и, следуя его инструкции, в каждой экспериментальной пробе или через определенное количество проб давали неверный ответ.

Согласно замыслу, наивному испытуемому всегда приходилось выслушать мнение большинства, прежде чем объявить свой ответ. С. -Аш обнаружил, что при такой форме социального давления значительное число испытуемых отказывается доверять собственным безошибочным впечатлениям и соглашается с мнением группы»-84.

Следование принципу социального доказательства чаще всего является ненаправленной формой влияния и классическим примером действия механизмов заражения и подражания.

Эксплуатация данного принципа в качестве направленной формы влияния наиболее часто используется для манипуляции большими социальными группами в рамках избирательных и рекламных компаний, при создании финансовых «-пирамид»- и т. -п.

Принцип благорасположения гласит, что люди склонны выполнять просьбы и требования тех, кто им нравится. В частности, многочисленные исследования доказали влияние на установки и поведение физической привлекательности.

Так, например, в рамках эксперимента, проводившегося в 1978 г. Р. -Кулкой и Дж. -Кесслером, было установлено, что «-…

как женщины, так и мужчины из числа присяжных демонстрировали свои предпочтения, обусловленные физической привлекательностью подсудимых.

Другие эксперименты показали, что красивые люди чаще получают помощь, когда в ней нуждаются- в споре им без особых усилий удается склонить оппонентов на свою сторону. …

Любопытные данные были получены в ходе исследования, проведенного психологами в начальной школе.

Оказывается, взрослые придают меньшее значение агрессивным действиям, если они совершаются красивыми детьми, а учителя считают, что привлекательные дети умнее, чем их менее симпатичные сверстники»-85.

Не менее важными, чем физическая привлекательность, для возникновения благорасположения являются факторы сходства, лести и взаимодействия.

Принцип благорасположения является едва ли не самым распространенным видом направленного влияния в арсенале политиков, шоуменов, мошенников.

При этом он часто носит характер косвенного влияния, поскольку многим людям нравится то, что нравится референтным фигурам в их социальном окружении.

Принцип авторитета детально представлен в отдельной статье «-Азбуки»-. В контексте проблемы влияния, следует лишь отметить, что этот принцип наиболее наглядно иллюстрирует разницу между индивидуально-специфическим и функционально-ролевым влиянием. По сути дела, первое является проявлением «-власти авторитета»-, а второе — «-авторитета власти»-.

Наконец, согласно принципу дефицита, «-ценность чего-либо позитивного в наших глазах существенно увеличивается, если оно становится недоступным»-86. Действие данного принципа наиболее ярко проявляется в широко известном феномене «-запретного плода»-, который, как известно, наиболее сладок. Так, например, в ходе одного исследования «-студентам …

показали несколько рекламных объявлений, в которых речь шла о достоинствах одного романа. В половине случаев исследователи включили в текст объявлений такую строку: &ldquo-книга предназначена только для лиц старше 21 года&rdquo-.

Когда исследователи позднее попросили студентов рассказать о своей реакции на показанные рекламные объявления, они выяснили, что реакции молодых людей на запрет были типичными.

Те студенты, которые узнавали о возрастном ограничении, испытывали более сильное желание прочитать данную книгу и были больше уверены в том, что эта книга им понравится (по сравнению со студентами, которые не знали, что доступ к рекламируемой книге ограничен)87. Данный принцип влияния широко используется в рекламных компаниях, при ведении переговоров, особенно в так называемой стадии «-жесткого торга»- и т. -п.

Практический социальный психолог, решая свои профессионально значимые задачи, должен, с одной стороны, четко представлять себе, какой вид влияния и в каких сферах жизнедеятельности интересующей его группы или организации является превалирующим, а с другой — владеть всем комплексом технологий, позволяющих осуществлять разновидовое влияние и на отдельных членов сообщества, и на него в целом, предварительно оценив последствия подобного воздействия в каждом конкретном случае психологической коррекции и поддержки.

Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева

Влияние (в социальной психологии) — процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним. Различают направленное и ненаправленное В. Механизмом первого являются убеждение и внушение…

Психологическая энциклопедия

— изменение под каким-то влиянием поведения субъекта, его позиций, установок.

Психологическая энциклопедия

— в психологии — процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и прочего в ходе взаимодействия с ним. Различаются влияние направленное и ненаправленное. Механизм первого — убеждение и внушение. При этом…

Психологическая энциклопедия

(в психологии) — процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним.

Психологическая энциклопедия

Доктрина, что ощущения, чувства и мысли матери во время беременности непосредственно воздействуют на плод. Этот тезис довольно древний, он представлен даже в Книге Бытия. Хотя, конечно, верно, что многое, что происходит с матерью, имеет воздействие на плод (например, лекарства,…

Источник: http://www.insai.ru/slovar/vliyanie

ВЛИЯНИЕ

в логике социально-психологической науки это и процесс, и результат (в рамках ряда подходов влияние не подпадает под категорию процессов, а рассматривается лишь как результат процесса воздействия) существенного изменения смысловых образований, установок, систем ценностей и т. д.

, а также поведенческой активности человека при взаимодействии в условиях совместной деятельности и общения. Как правило, различают направленное и ненаправленное влияние. В первом случае субъект влияния четко осознает цель своего воздействия на личность другого, хотя последний далеко не всегда ее осознает и тем более адекватно оценивает.

Одним из наиболее ярких примеров подобной ситуации является результат манипулятивного воздействия.

Что касается ненаправленного влияния, то его субъект нередко не только не ставит перед собой цели каким-либо образом изменить социальную ситуацию развития объекта воздействия и добиться какой-либо личностной или конкретно-поведенческой динамики последнего, но и может вообще не подозревать, что оказывает своей активностью или просто самим фактом своего присутствия какое-то воздействие на другого. Это случаи, как правило, неосознаваемого и уж тем более нецеленаправленного влияния одной личности на другого или на других. Как правило, механизмами направленного влияния оказываются убеждение и внушение, а механизмами ненаправленного — заражение и подражание. Традиционно различают также прямое и косвенное влияние. В данном случае речь идет о том, оказывается воздействие направлено, что называется, «в лоб», непосредственно на того индивида, личностных или поведенческих изменений которого и ожидает субъект влияния, или воздействие выстроено и реализовано таким образом, что прямым его объектом является не сам индивид или индивиды на кого и направлены усилия влияющего лица, а социальное окружение и тем самым социальная и межличностная ситуации развития, качественная динамика которых в конечном счете меняет в нужном плане личностные проявления объекта воздействия, так как выступает в роли трансляционного канала притязаний и требований субъекта. Принципиально важным для понимания социально-психологической сущности феномена влияния является и его «разведение» на индивидуально-специфическое и функционально-ролевое. Индивидуально-специфическое влияние представляет собой одну из возможных форм персонализации, которая осуществляется путем трансляции одним индивидом другому неких неосвоенных им образцов активности. Одним из примеров этого вида влияния является, в частности, трансляция творческих и креативных вариантов решения задачи. Происходит это, как правило, в том случае, когда у объекта подобного влияния актуализируется образ того, кто, возможно, и не догадываясь об этом, оставил в сознании объекта влияния личностный «след» и осуществил своего рода личностный «вклад». Что касается функционально-ролевого влияния, то это вид влияния, характер, интенсивность и направленность которого определяются не личностными особенностями партнеров по взаимодействию, а их ролевыми позициями. В отличие от индивидуально-специфического влияния, влияние функционально-ролевое осуществляется благодаря трансляции образцов активности, регламентированных ролевой расстановкой сил, и демонстрации определенного набора способов действия, не выходящих за пределы ролевых предписаний. Так, авторитарные руководители, как правило, видят свою задачу в оказании на подчиненных, в первую очередь, именно функционально-ролевого влияния, а потому в процессе взаимодействия и общения они главным образом ориентируются на соответствие своих и чужих действий и поступков нормативно определенному своду правил. Наиболее ярко выраженной формой функционально-ролевого влияния является авторитет власти, если он не подкреплен подлинно личностным авторитетом ее носителя. Такое абсолютно деперсонализированное функционально-ролевое влияние является обстоятельством, существенно затрудняющим оказание конкретным исполнителем роли индивидуально-специфического влияния на объект воздействия. В то же время сам факт наличия функционально-ролевого влияния не исключает возможностей субъекта оказывать на других людей индивидуально-специфическое влияние. Во многих случаях функционально-ролевое влияние может выступать в качестве фундамента, облегчающего достижение индивидом идеальной личностной представленности в сознании окружающих.

Читайте также:  Снимает ли алкоголь стресс, стрессоустойчивость у алкоголика

Проблема влияния на протяжении многих лет остается одной из центральных в социальной психологии. Ей посвящены многочисленные исследования, в том числе, ставшие классическими эксперименты М. Шерифа, С. Аша, С. Милграма и многих других. На основе анализа этого массива данных и результатов собственных исследований, Р. Чалдини пришел к выводу, что все механизмы социального влияния можно сгруппировать в шесть категорий, каждая из которых «соответствует одному из фундаментальных психологических принципов, которые лежат в основе человеческого поведения»1. К этим принципам Р. Чалдини отнес взаимный обмен, обязательство и последовательность, социальное доказательство, благорасположение, авторитет и дефицит.

Принцип взаимного обмена выражается широко известной расхожей формулой «ты — мне, я — тебе» и базируется на склонности большинства людей отвечать любезностью на любезность, а оказанную услугу «оплачивать» встречной услугой. Действие данного механизма наглядно проявилось в эксперименте проведенном Д. Риганом в 1971 г.

: «Субъект, который участвовал в исследовании, должен был оценить, качество ряда картин. Другой оценивающий — мы можем назвать его Джо — только представлялся таким же субъектом, будучи на самом деле ассистентом доктора Ригана. Эксперимент проводился в двух модификациях. В одном случае Джо оказывал маленькую непрошенную любезность истинному испытуемому.

Во время короткого перерыва Джо покидал комнату на пару минут и возвращался с двумя бутылками “Кока-колы”, одной для испытуемого, другой для себя, говоря: “Я спросил у доктора, можно ли мне взять для себя «Колу», и он разрешил, так что я купил еще одну для Вас”.

В другом случае Джо не оказывал испытуемому любезности; он просто возвращался после двухминутного перерыва с пустыми руками. Во всех остальных отношениях Джо вел себя одинаково.

Позднее, когда все картины оказывались оцененными, и доктор Риган покидал комнату, Джо просил испытуемого оказать любезность ему. Он признавался, что продает лотерейные билеты и что, если он распространит большую часть билетов, то выиграет приз в пятьдесят долларов.

Джо просил испытуемого купить несколько лотерейных билетов по цене двадцать пять центов за штуку: “Пожалуйста, купите любое количество, чем больше, тем лучше”. … Без всякого сомнения, Джо с большим успехом продавал лотерейные билеты тем участникам эксперимента, которые воспользовались ранее его любезностью.

Явно ощущая, что они чем-то обязаны Джо, эти люди покупали в два раза больше билетов, чем те, кому Джо не оказывал любезности»1.

Многие исследователи рассматривают склонность возмещать даже непрошенную услугу ответной любезностью как универсальное и жизненно важное человеческое качество, сформировавшееся в процессе исторического развития. В частности, Л. Тайгер и Р. Фокс «…

рассматривают эту “сеть признательности” как уникальный приспособительный механизм человеческих существ, делающий возможным разделение труда, обмен различными видами товаров и услуг и формирование системы взаимосвязей, которые объединяют индивидов в чрезвычайно эффективно действующие организационные единицы»2.

При всей справедливости данного замечания, совершенно очевидно, что принцип взаимного обмена может использоваться и для манипулятивного воздействия с корыстными целями. Следует также иметь в виду, что взаимный обмен может иметь характер как прямого, так и косвенного влияния.

Во втором случае индивид чувствует потребность ответить на услугу или любезность, оказанную не ему лично, а кому-то из друзей, близких и т. п.

Принцип обязательства и последовательности исходит из того, что во-первых, большинство людей в гораздо большей степени склонны добросовестно выполнять принятые на себя обязательства, чем это может показаться на первый взгляд. И, во-вторых, сказав «А», люди склонны сказать и «Б».

Иными словами, приняв то или иное решение, люди чаще всего последовательно реализуют его даже в тех случаях, когда это сопряжено с риском и угрозой собственным интересам. В 1975 г. Т. Мориарти поставил эксперимент в рамках которого его ассистенты «…

инсценировали кражи на нью-йоркском городском пляже, чтобы посмотреть, пойдут ли посторонние наблюдатели на риск навлечь на себя неприятности, чтобы не дать совершиться преступлению. Участник эксперимента располагал свой пляжный коврик недалеко от коврика какого-либо отдыхающего, доставал портативный радиоприемник, а затем отправлялся погулять по пляжу.

Вскоре после этого другой участник эксперимента, изображая вора, подходил к радиоприемнику, хватал его и пытался с ним удрать. … В большинстве случаев люди очень неохотно вмешивались — в двадцати случаях инсценировки кражи только четыре человека сделали это. Однако при некотором изменении условий проведения опыта результаты радикально изменились.

Теперь перед тем, как отправиться на прогулку, участник эксперимента просил соседа “присмотреть за вещами”, на что согласен любой. Стремясь быть последовательными, в девятнадцати из двадцати случаев люди кидались за вором, останавливали его, требуя объяснения, или выхватывали у него радиоприемник»3.

Столь радикальное изменение поведения испытуемых в результате принятия совершенно формальных и в общем-то навязанных обязательств естественно не было случайным. Многие авторитетные специалисты, такие как С. Аш, Ф. Хайдер, Л.

Фестингер и другие, рассматривали стремление к последовательности как одну из ведущих детерминант человеческого поведения. Это объясняется, в частности, тем, что последовательность и верность принятым обязательствам, как правило, высоко ценятся в обществе. Как отмечает Р.

Чалдини, эти качества в восприятии большинства людей ассоциируются «…с интеллектуальностью, силой, логикой, рациональностью, стабильностью и честностью». В то же время, «человека, чьи слова и дела расходятся друг с другом, обычно признают пребывающим в замешательстве, двуличным или даже умственно больным»1.

Как и принцип взаимного обмена, принцип последовательности может использоваться в деструктивных и манипулятивных целях, при этом он всегда носит характер прямого влияния.

Принцип социального доказательства подразумевает склонность индивида следовать убеждениям и поведенческим моделям, разделяемым другими людьми. Существенно важно при этом, что означенные «другие» сами по себе совершенно не обязательно являются авторитетными или референтными фигурами для данного индивида.

По сути дела, речь здесь идет о конформности — склонности подчиняться давлению группы. Классический эксперимент по изучению данного явления провел в 1951 г. С. Аш. В рамках эксперимента, целью которого было объявлено исследование особенностей восприятия визуальных образов, «…

членам группы, состоящей из шести человек, показывали отрезок определенной длины, после чего каждый из них должен был сказать, который из трех других отрезков равен по длине эталонному.

В группе был только один наивный испытуемый, все остальные были в сговоре с экспериментатором и, следуя его инструкции, в каждой экспериментальной пробе или через определенное количество проб давали неверный ответ.

Согласно замыслу, наивному испытуемому всегда приходилось выслушать мнение большинства, прежде чем объявить свой ответ. С. Аш обнаружил, что при такой форме социального давления значительное число испытуемых отказывается доверять собственным безошибочным впечатлениям и соглашается с мнением группы»2.

Следование принципу социального доказательства чаще всего является ненаправленной формой влияния и классическим примером действия механизмов заражения и подражания. Эксплуатация данного принципа в качестве направленной формы влияния наиболее часто используется для манипуляции большими социальными группами в рамках избирательных и рекламных компаний, при создании финансовых «пирамид» и т. п.

Принцип благорасположения гласит, что люди склонны выполнять просьбы и требования тех, кто им нравится. В частности, многочисленные исследования доказали влияние на установки и поведение физической привлекательности.

Так, например, в рамках эксперимента, проводившегося в 1978 г. Р. Кулкой и Дж. Кесслером, было установлено, что «…

как женщины, так и мужчины из числа присяжных демонстрировали свои предпочтения, обусловленные физической привлекательностью подсудимых.

Другие эксперименты показали, что красивые люди чаще получают помощь, когда в ней нуждаются; в споре им без особых усилий удается склонить оппонентов на свою сторону. …

Любопытные данные были получены в ходе исследования, проведенного психологами в начальной школе.

Оказывается, взрослые придают меньшее значение агрессивным действиям, если они совершаются красивыми детьми, а учителя считают, что привлекательные дети умнее, чем их менее симпатичные сверстники»1.

Не менее важными, чем физическая привлекательность, для возникновения благорасположения являются факторы сходства, лести и взаимодействия.

Принцип благорасположения является едва ли не самым распространенным видом направленного влияния в арсенале политиков, шоуменов, мошенников.

При этом он часто носит характер косвенного влияния, поскольку многим людям нравится то, что нравится референтным фигурам в их социальном окружении.

Принцип авторитета детально представлен в отдельной статье «Азбуки». В контексте проблемы влияния, следует лишь отметить, что этот принцип наиболее наглядно иллюстрирует разницу между индивидуально-специфическим и функционально-ролевым влиянием. По сути дела, первое является проявлением «власти авторитета», а второе — «авторитета власти».

Наконец, согласно принципу дефицита, «ценность чего-либо позитивного в наших глазах существенно увеличивается, если оно становится недоступным»2. Действие данного принципа наиболее ярко проявляется в широко известном феномене «запретного плода», который, как известно, наиболее сладок. Так, например, в ходе одного исследования «студентам …

показали несколько рекламных объявлений, в которых речь шла о достоинствах одного романа. В половине случаев исследователи включили в текст объявлений такую строку: “книга предназначена только для лиц старше 21 года”.

Когда исследователи позднее попросили студентов рассказать о своей реакции на показанные рекламные объявления, они выяснили, что реакции молодых людей на запрет были типичными.

Те студенты, которые узнавали о возрастном ограничении, испытывали более сильное желание прочитать данную книгу и были больше уверены в том, что эта книга им понравится (по сравнению со студентами, которые не знали, что доступ к рекламируемой книге ограничен)3. Данный принцип влияния широко используется в рекламных компаниях, при ведении переговоров, особенно в так называемой стадии «жесткого торга» и т. п.

Практический социальных психолог, решая свои профессионально значимые задачи, должен, с одной стороны, четко представлять себе, какой вид влияния и в каких сферах жизнедеятельности интересующей его группы или организации является превалирующим, а с другой — владеть всем комплексом технологий, позволяющих осуществлять разновидовое влияние и на отдельных членов сообщества, и на него в целом, предварительно оценив последствия подобного воздействия в каждом конкретном случае психологической коррекции и поддержки.

Источник: https://vocabulary.ru/termin/vlijanie.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector