Застенчивый ребенок: рекомендации родителям, консультации, дошкольного возраста

Застенчивость – это и состояние психики, и черта характера, и соответствующее поведение. Застенчивый ребенок еще более стеснителен, чем взрослый застенчивый человек, так как помимо неуверенности в себе (наблюдающейся у всех застенчивых людей), у него еще недостает необходимых социальных навыков.

Плюсы и минусы застенчивости

Застенчивый ребенок робок, боязлив, скован и неловок при общении и взаимодействии с другими людьми, он нерешительно, медленно и напряженно выполняет любые социальные действия.

Родители совершают немало ошибок по отношению к застенчивым деткам, но эти ошибки не только в поведении и словах, обращенных к малышу, а еще и в неверном отношении к его застенчивости.

Застенчивость нельзя рассматривать в отрыве от остальных черт формирующегося характера и, конечно же, врожденного темперамента ребенка. Застенчивыми часто бывают меланхолики или флегматики, а также интроверты.

Застенчивый ребенок: рекомендации родителям, консультации, дошкольного возрастаНельзя говорить о том, что застенчивость – однозначно негативная черта. Она часто бывает признаком того, что у ребенка тонкая организация души, что он растет аккуратным, покладистым, чувствительным, рассудительным, вдумчивым и просто порядочным человеком.

Застенчивость – это не только боязливость и неуверенность в себе, это еще и скромность и сдержанность. Еще одна положительная черта, присущая большинству застенчивых детей – прекрасно развитые воображение, творческое мышление, фантазия.

Именно детки, которые не любят шумных компаний и стесняются их, никогда не скучают в одиночестве. Им интересно в своем мире, а так как их внутренний мир уже богат, они нередко бывают очень талантливыми. Из застенчивых детей вырастают талантливые деятели науки и искусства.

Но есть у застенчивости один большой минус, который способен перечеркнуть все плюсы. Застенчивый ребенок оказывается в изоляции, боясь проявить себя, он часто бездействует, остается безынициативным и пассивным, упускает возможности развития.

Тот же талант, который есть у чувствительного малыша, может так и не развиться, никем не замеченный и не оцененный только потому, что ребенок постеснялся его проявить на публике.

Ошибки родителей

Чтобы застенчивый малыш не превратился в стеснительного взрослого с множеством комплексов и низкой самооценкой, его родители должны предпринять ряд мер, прежде всего, по отношению к самим себе.

Застенчивый ребенок: рекомендации родителям, консультации, дошкольного возрастаЧастые ошибки родителей, приводящие к возникновению застенчивости у ребенка:

  • чрезмерная строгость, принципиальность и требовательность (особенно со стороны матери),
  • гиперопека, чрезмерная забота о ребенке,
  • условная любовь (грубо говоря, если ребенок хорошо себя ведет, ему говорят что он любимый, ему уделяют внимание, заботятся, если плохо – ничего этого нет),
  • завышенные требования и ожидания по отношению к ребенку,
  • постоянные сравнения с другими детьми не в лучшую сторону,
  • ранняя и болезная разлука с матерью (возможная психотравма).

Сначала малыш просто научается стесняться, а потом, со временем, становится застенчивым. Навык превращается в привычку, привычка – в черту характера.

Часто бывает, что когда у малыша уже развилась застенчивость, родители продолжают совершать все те же ошибки, лишь усугубляя положение.

Категорически нельзя:

  • давить на застенчивого ребенка, проявлять нетерпение, заставлять его делать то, что он не желает – «Ну! Давай! Ну, что ты! Смелее!»,
  • ругать и стыдить его за боязливость и нерешительность – «И что мне с тобой делать? Все дети как дети, а ты трус!»,
  • высмеивать малыша – «Посмотрите на него! Он опять стоит в сторонке и боится подойти к другим детям!»,
  • пытаться рационализировать – «Здесь нет ничего страшного! Чего тут бояться?!»

Нежные и ранимые малыши не выдерживают всего этого. Они еще больше замыкаются в себе, становятся еще стеснительнее!

Рекомендации родителям

Застенчивые детки привыкли думать и размышлять. А для этих действий нужно время! Отсюда первый совет родителям застенчивых малышей: дать ребенку время и возможность самому освоиться в обстановке, заставляющей его чувствовать себя неуверенно.

Нужно быть терпеливее! Лучше всего просто находиться рядом с малышом, показывая, что здесь безопасно, не подгоняя его и не критикуя.

Застенчивый ребенок: рекомендации родителям, консультации, дошкольного возрастаЕсли, к примеру, другие дети играют в новую для малыша игру (у него отсутствует этот социальный навык), ребенок боится к ним присоединиться. Не нужно его толкать: «Иди! Играй!». Пусть малыш сначала понаблюдает, поймет правила игры и вскоре он сам, спокойно, без страха присоединиться к детям.

Секрет этого способа таится в постепенном осознании ребенком того, что у него есть выбор и он может его осуществить не только свободно, но и самостоятельно. Развитие самостоятельности влечет повышение уверенности ребенка в себе, которой ему как раз и недостает.

Второй совет – нарабатывать позитивный опыт общения, приобретать те самые недостающие социальные навыки. Иными словами, нужно учить ребенка общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Ребенок учится общаться, подражая, он социализируется и постепенно адаптируется к детскому коллективу, только если находится в нем.

Чтобы у застенчивого малыша навыки общения и социального взаимодействия формировались в позитивном ключе, родители должны создавать своими руками позитивную среду для общения. Следует почаще приглашать в гости других деток, бывать на детских мероприятиях, тщательно выбирать группу детского сада/класс.

Застенчивые дети боятся всего нового и новых коллективов в особенности, поэтому вводить ребенка в них нужно постепенно. Первое время не нужно оставлять ребенка одного среди других деток, но и затягивать с пребыванием рядом тоже не стоит.

Когда малыш освоится в компании, это будет заметно. Что и послужит сигналом что робость (по крайней мере, в этой ситуации, в данный момент) ребенку удалось преодолеть.

Развивать творческие способности ребенка – третий и основной совет.  Это совет «три в одном».

Застенчивый ребенок: рекомендации родителям, консультации, дошкольного возрастаРазвивая творческие способности ребенка, можно:

  • воспитать в нем настоящий талант, тем самым открыв перед ним дорогу к возможной будущей профессии;
  • открыть для него наилучший способ выражать сложные, глубокие, волнующие его чувства и переживания (по сути, любое творчество всегда в некоторой степени и арт-терапия и способ донести свои мысли, чувства, воспоминания другим людям);
  • помочь утвердиться в среде сверстников за счет повышения самооценки, которая в свою очередь поддерживается успехами в творчестве.

Также психологи рекомендуют родителям:

  • не называть самим и не позволять другим людям называть ребенка застенчивым;
  • хвалить малыша за любые, даже незначительные проявления смелости, уверенности в себе и решительности;
  • мотивировать ребенка играть в шумные игры, бегать, прыгать, кричать, петь, то есть открыто выражать яркие эмоции (которых он стесняется);
  • при беседе с малышом с улыбкой смотреть ему в глаза и учить его устанавливать зрительный контакт с другими людьми;
  • рассказать о том, что такое общение и почему оно полезно;
  • играть в игры про общение, инсценировать процесс дружеского общения, ставить сценки из сказок;
  • делиться с малышом собственным опытом преодоления застенчивости или успешным опытом других людей (но без иронии и излишней требовательности: «Я смог, а ты что? Не сможешь?»);
  • учить малыша реагировать на агрессивных собеседников, рассказывать и показывать каким образом можно постоять за себя, если другой ребенок обижает;
  • учить малыша способам нравиться другим людям без слов (например, делиться своими конфетами и игрушками) и располагать собеседника словесно (говорить комплименты, подсказывать и так далее).

Застенчивый ребенок: рекомендации родителям, консультации, дошкольного возраста

В случае, если собственными силами не получается преодолеть чрезмерную стеснительность ребенка, необходимо обратиться за помощью к детскому психологу.

О том, как справиться с проблемой стеснительности взрослому человеку, читайте в статье “Как побороть застенчивость”. Там Вы сможете найти и дополнительную информацию о том, как помочь застенчивому ребенку. Если с проблемой застенчивости столкнулся подросток, ему также будет полезно ознакомиться со статьей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/zastenchivyj-rebenok-rekomendacii-roditelyam

Застенчивый малыш: как помочь ребенку преодолеть стеснение?

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 3-7 лет
  • круг общения
  • помочь ребенку

Застенчивый ребенок: рекомендации родителям, консультации, дошкольного возраста

Дома ваш малыш, кажется, никогда не замолкает и все свои действия сопровождает болтовней. Но стоит ему оказаться в новой обстановке, например, на площадке, где много незнакомых детей, – и он превращается в самого застенчивого ребенка в мире, прячется за ваши ноги и отказывается выходить.

Многие родители думают, что не так уж плохо иметь застенчивого ребенка. Небольшая стеснительность едва ли помешает ребенку, но в более выраженном варианте она отрицательно сказывается на его желании исследовать и познавать мир, сужает круг общения и даже может плохо влиять на успеваемость в начальной школе.

Бернардо Кардуччи, врач и автор книг о застенчивости, утверждает, что некоторые подростки начинают употреблять алкоголь и наркотики, чтобы справиться со своей стеснительностью. Есть и еще одно пугающее последствие «нелеченой» скованности, – такие дети становятся легкой добычей хулиганов среди ровесников.

Как отличить обычную осторожность от болезненной замкнутости в раннем возрасте?

Как отличить здоровую застенчивость от нездоровой?

Застенчивость – это состояние психики, обусловленное неуверенностью в себе или отсутствием социальных навыков. Но в то же время робость является естественной ступенью развития: это метод адаптации к новым ситуациям.

В детстве каждый человек переживает две фазы боязни незнакомцев: первую – в полгода и вторую – от двух до четырех лет. Эти процессы связаны с узнаванием и дифференциацией себя, людей и остального мира.

Но бывают случаи, когда стеснительность становится проблемой. Такие дети, по словам врачей, имеют и другие поведенческие проблемы. И если за ними понаблюдать, то станут заметны гнев и сильный страх – частые соседи стеснительности.

Если вы заметили, что ваш ребенок проявляет признаки нездоровой застенчивости, то Я – Родитель рекомендует уделить этому некоторое время. Ниже мы приводим семь рекомендаций, как это сделать.

8 рекомендаций родителям застенчивых детей

1. Подготовьте ребенка к разговору

Давайте рассмотрим ситуацию, в которой вы внезапно в магазине встречаете старого друга, который еще не знаком с вашим малышом. И в ответ на вопросы ребенок молчит и смотрит в пол.

Как в такой ситуации помочь ребенку? Прежде, чем их знакомить, поговорите с другом некоторое время. Пусть малыш увидит, что вам комфортно с этим человеком. Это успокоит его, и он будет готов заговорить. Но если ребенок отказывается, не настаивайте, уже после магазина спросите, почему ему было неуютно.

Потренируйте диалоги. Составьте вместе с ребенком список выражений, которые малыш сможет использовать в разговоре со сверстниками, воспитателями или учителями, вашими друзьями, членами семьи. Затем порепетируйте диалоги: меняйтесь ролями до тех пор, пока ребенок не почувствует уверенность и не станет самостоятельно и свободно с вами общаться.

2. Показывайте малышу, как инициировать общение

Застенчивый ребенок: рекомендации родителям, консультации, дошкольного возраста

Другая неловкая ситуация может случиться на игровой площадке. Вы приходите туда однажды и не видите ни одного знакомого лица. А ваш малыш стесняется завести дружбу с другими ребятами.

Что можете сделать в такой ситуации вы? Посоветуйте малышу помочь другим детям в их игре, например, предложить им свою игрушку. Также раскрепоститься могут помочь несколько комплиментов, сделанных вами в сторону ребят.

3. Заранее готовьте ребенка к шумным праздникам

Перед праздниками или другими шумными событиями в детском саду или дома расскажите ребенку, что будет происходить на празднике, кто приглашен, что будут делать.

Филипп Зимбардо, известный психолог, изучающий детскую застенчивость, в своей недавно вышедшей книге «Застенчивый ребенок» рекомендует родителям стеснительных малышей находить им друзей младшего возраста.

Это помогает детям раскрепоститься, ведь общение с младшим по возрасту ребенком дает почувствовать лидерство и ответственность, что так необходимо робким детям.

После этого ребенок уже более уверенно сможет контактировать со сверстниками.

4. Понаблюдайте за собой

Частая причина детской стеснительности кроется в поведении родителей: критике, публичном пристыживании, чрезмерном контроле каждого шага ребенка. Одновременно с этим такое поведение не уравновешивается проявлениями родительской любви и похвалами.

Понаблюдайте за собой и подумайте, как вы можете изменить отношение к ребенку, чтобы помочь ему раскрепоститься.

5. Не давайте противоречивых команд

Катерина Мурашова, психолог и автор книг о воспитании детей (http://www.ya-roditel.ru/parents/base/), утверждает, что на замкнутость и асоциальность ребенка влияют противоречивые указания родителей.

Когда малыш одновременно слышит «отстань», «куда пошел», «не лезь», «иди ко мне» и подобное, он не понимает, что ему нужно сделать, чтобы мама и папа были довольны, и замыкается в себе.

Читайте также:  Посттравматическое стрессовое расстройство: проявление, лечение

6. Не обсуждайте поведение ребенка с другими людьми

Не акцентируйте внимание на стеснительности ребенка. Не обсуждайте ребенка с родными и знакомыми в его присутствии. Проявляйте сочувствие к его проблемам, не игнорируйте его страхи.

7. Давайте ребенку «бытовые» задания

Обязательно помогайте малышу работать со стеснительностью, занимаясь повседневными делами: пусть он отвечает на телефонные звонки, сам себе заказывает еду в ресторане и расплачивается в магазине.

8. Учите ребенка благодарить

Учите малыша благодарить и говорить «пожалуйста» – это старый и проверенный способ обучения коммуникации.

Не стоит сильно волноваться: большинство детей переживает «застенчивый» период к семи годам, особенно, если они видят, как расслаблены в компании их родители. Убедитесь, что ваши дети видят в вас социально успешного человека, и старайтесь по возможности соответствовать этому примеру.

Александра Козлова

Застенчивый ребенок: рекомендации родителям, консультации, дошкольного возраста Тип темперамента вашего ребенка

Данный тест позволит получить представление о преобладающем типе темперамента вашего ребенка. Ведь разница в темпераментах между родителями и детьми может привести к глубоким конфликтам, если вовремя не осознать, в чем проблема.

Пройти тест

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/zastenchivyy-rebenok-kak-pomoch-rebenku-preodolet-stesnenie/

Рекомендации родителям застенчивых детей — Психологос

Застенчивый ребенок: рекомендации родителям, консультации, дошкольного возраста

Пожалуй, славянским родителям стоит обратиться к опыту еврейских родителей. Детей в Израиле рассматривают как символ жизни и важнейший потенциал нации. Для евреев дети — бесценный дар, а потому и отношение к ним трепетное и бережное.

Очевидно, поэтому процент израильтян, назвавших себя застенчивыми (35%), — самый низкий показатель среди 8 стран, обследованных американскими психологами в рамках кросскультурных исследований.

В сознании израильтян застенчивость связывается со слабостью, неспособностью справиться с жизненными трудностями, и поэтому родители прилагают все усилия, чтобы оградить детей от тревожности и чувства собственной неполноценности.

Родители занимают в жизни ребенка основное место. Кто, как не они, должны помочь своим детям в преодолении застенчивости?

Мы уже говорили о последствиях, которые наступают вслед за неправильным воспитанием. Поэтому первое, над чем следует задуматься, — это изменение стиля семейного воспитания.

Известный американский психолог и психотерапевт Луиза Хей написала немало книг, в которых говорит о том, что ребенок относится к себе так же, как относятся к нему родители.

Он точно так же себя ругает, как это позволяют себе родители. Он начинает себя не любить, а от нелюбви к себе рождаются все проблемы человека, в частности, болезни.

Луиза Хей рекомендует: «Никогда ни при каких обстоятельствах нельзя критиковать себя. Себя нужно любить».

Если мы обратимся к пословицам разных стран и народов, классикам-философам, то всюду найдем мудрые мысли типа: «Сам себя не уважаешь — и другие не будут тебя уважать» (японская пословица), «От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения» (М. Монтень).

Человеку дана одна жизнь, во всяком случае, на земле. Если верить Эрику Берну, жизненный сценарий ребенку задают его родители. И он должен жить именно по своему собственному сценарию, а не ориентироваться на чужие стандарты, которые могут измениться.

Основные задачи родителей

  • Развить у детей позитивное самовосприятие.
  • Сформировать уверенность в себе и адекватную самооценку.
  • Воспитать у ребенка чувство собственного достоинства.

Все это в комплексе даст возможность состояться продуктивному общению с людьми.

Позитивное самовосприятие

Не допускайте, чтобы ребенок говорил о себе плохо. Известно изречение: «Никогда не говорите о себе плохо, за вас это сделают ваши друзья». Естественно, прежде всего сами не позволяйте говорить плохо о своем ребенке. Ребенок не должен быть таким, как все. Он должен быть самим собой. Помните, что ненависть к себе порождает утрату смысла жизни.

В. Леви, отечественный психотерапевт и психолог, советует, как себя полюбить:

  • не сравнивать себя с другими, потому что каждый человек — индивидуальность;
  • перестать себя оценивать;
  • принимать себя как данность.

Родители могут изменить Я-концепцию (Я-концепция — это самовосприятие) ребенка в позитивном направлении, если будут соблюдать определенные принципы.

У хороших родителей должны быть в наличии:

  • Эмпатия — способность к пониманию ребенка и сопереживанию.

Создайте атмосферу доверия в своем доме, стимулируйте ребенка. Чтобы он говорил вам о своих проблемах, выслушайте его, проявите сочувствие.

Это приведет к тому, что ребенок почувствует, что его понимают и принимают таким, каков он есть. Ведь застенчивый ребенок всегда опасается, что его высмеют и предадут. Этого допускать нельзя.

  • Безусловное позитивное отношение — принятие ребенка со всеми достоинствами и недостатками, не давая воли чувству неудовлетворенности и желанию сию же минуту ребенка изменить.

Это, разумеется, не означает безоговорочного одобрения всего негативного, что есть у вашего ребенка. Просто вы должны понимать трудности, которые возникают у ребенка, и принимать ограниченность его возможностей на данной стадии развития.

Не доверяйте чужому мнению о своем ребенке. Часто ребенка ругают, к примеру, учителя. Разберитесь в ситуации и поймите, что могло спровоцировать нежелательное поведение вашего ребенка.

  • Искренность — неподдельное выражение своих чувств, естественность.

Ребенок должен испытывать чувство безопасности и непринужденности.

Самооценка и уверенность в себе

У застенчивых детей самооценка низкая.

Психологи в психической сфере выделяют важный аспект — самоотношение личности и три подсистемы — самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегуляцию.

Эмоционально-ценностное отношение — это не что иное, как оценочная функция, которая чрезвычайно важна. Оценочная функция имеет как положительную, так и отрицательную направленность.

Аутосимпатия — это представление личности о себе как о самоценности. И напротив — самонеуважение, эмоциональная неудовлетворенность, недовольство собой свойственны детям с комплексом неполноценности, то есть застенчивым.

1. Повышение самооценки начинается с похвалы. Подробнее о том как правильно хвалить ребенка вы можете прочитать в следующих статьях:

  • — Как правильно хвалить ребенка
  • — Как хвалить ребенка
  • — Как правильно критиковать ребенка

2. Уверенность в себе вырабатывается за счет успеха. (Успех порождает успех, неудача — неудачу.) Ставьте перед ребенком задачи, которые он может решить.

3. Изменяйте не ребенка, а его поведение. Поведение может быть неадекватным из-за отсутствия необходимых социальных навыков и высокого уровня тревожности.

4. Понижайте тревожность всеми возможными способами. Например, ребенок комплексует из-за того, что у него криво растут зубы. Обратитесь к стоматологу, поставьте пластину.

Хорошим помощником для снятия тревожности могут быть упражнения на расслабление — релаксация, медитация.

5. Обучайте ребенка навыкам общения. Объясните ему, что для того, чтобы быть интересным для ровесников, нужно много читать, интересоваться явлениями и событиями и таким образом привлечь к себе внимание.

6. Не позволяйте никому насмехаться над своим ребенком.

Воспитание чувства собственного достоинства

Внушите ребенку, что он не может обладать только негативными качествами (если ему так кажется). Обязательно в нем есть много хорошего. Задача родителей — найти сильные стороны личности своего ребенка и помочь ему самому их обнаружить.

В школе педагог или психолог могут поиграть с детьми в такую игру. Ребята садятся в круг, каждый на чистом листе бумаги пишет свои имя и фамилию, после чего листы передают по кругу.

Каждый ученик должен написать о каждом своем однокласснике на его листочке что-нибудь хорошее, какое-нибудь положительное качество. Причем комплименты должны быть как можно более конкретными: не просто что Вася П.

— хороший, а, например, он всегда готов прийти на помощь в трудную минуту, у него красивые глаза, он лучше всех в классе подтягивается на перекладине.

Часто для застенчивых детей бывают подлинные открытия — они узнают о себе столько хорошего, обнаруживают у себя массу достоинств, о которых даже и не подозревали. Но ведь недаром говорят: со стороны виднее.

Задача родителей — научить детей пользоваться достоинствами, не зацикливаясь на недостатках, то есть «включать» компенсаторные механизмы. Тогда ребенок поймет: «Да, я слаб в математике, но зато я лучший спортсмен».

Детям можно предложить самовыразиться в какой-то роли. Например, мысленно превратиться в другого человека, поговорить чужим голосом, придумать ситуации и проиграть поступки, не свойственные ребенку.

Возьмите на вооружение ролевые упражнения из книги В. Леви «Искусство быть другим». Обратите внимание на книгу Т. Л. Шишовой «Застенчивый невидимка». В ней содержатся эмоционально-развивающие игры на преодоление застенчивости для детей 5 — 14 лет.

Не воспитывайте детей пассивными и зависимыми от вас. Пусть они выражают несогласие с вами и вообще свое мнение. Конечно, послушные дети очень удобны, но «соглашатели» убивают собственную личность.

  1. Как можно раньше приучите детей к ответственности за свои поступки и принятию решений.
  2. Научите спокойно относиться к ошибкам, на которых учатся все и от которых никто не застрахован.
  3. Ребенок, преодолевший болезненную застенчивость, откроет для себя новый мир, почувствует вкус жизни и будет успешен и счастлив.

Как родителям помочь застенчивому ребенку

Коротко о главном: одна из основных причин застенчивости детей заключается в том, что их называют застенчивыми. Не позволяйте никогда и никому называть ребенка застенчивым — ни учителю, ни друзьям, ни родственникам, ни братьям и сестрам, ни незнакомым людям.

Робкие и застенчивые дети не ощущают всей полноты жизни. Они ограничивают свой опыт, не подвергая себя неизбежным социальным рискам, и в результате не чувствуют себя уверенными в различных ситуациях.

Неспособность войти в компанию и завести новых друзей будет преследовать их всю жизнь. И наконец, появится боль социального отторжения.

К счастью, мы можем помочь детям чувствовать себя увереннее в группе, привив им навыки общения. См. →

Застенчивый ребенок: рекомендации родителям, консультации, дошкольного возраста

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/rekomendacii-roditelyam-zastenchivyh-detey

Застенчивый ребенок. Рекомендации родителям

Консультация для родителей на тему «Застенчивость в детском возрасте»

Я – мама застенчивого ребенка. Чем старше становится дочь, тем более явно становится видно, что застенчивость мешает. Кому? Маме или самой дочери. Вот здесь не все однозначно. Маме-то совершенно определенно это не нравится, ей кажется, что ребенок как бы чего-то важного недополучает.

Дружбы, легкости в отношениях с окружающими, самовыражения… А вот ребенка как будто все устраивает. Это мама постоянно лезет со своими нравоучениями: «При встрече с одноклассниками нужно посмотреть в глаза и улыбнуться, поздоровайся первой, спроси сама, подойди, предложи, иди играй с девочками…». Это нереально.

Ничего из этого ребенок делать не хочет, его все устраивает и без этого. Интроверт? Просто черта характера? Где грань между свойством темперамента и приобретенной по каким-то причинам застенчивостью? А может здесь и то, и другое? Я стала разбираться, искать теорию в интернете.

Разнообразной информации хоть отбавляй, причем одна противоречит другой. Я – педагог, и часто посещаю различные мероприятия для повышения собственной квалификации. Так посчастливилось мне попасть на лекцию к Татьяне Дмитриевне Яковенко, практикующему детскому психологу города Новосибирска.

Она ежемесячно совершенно безвозмездно делилась с нами, педагогами, своим бесценным опытом. Моя первая лекция у Татьяны Дмитриевны – и такая удача: тема «Застенчивость в детском возрасте». Нужно ли говорить, что я ловила каждое слово, так уж мне эта тема близка и так она для меня непонятна.

Хочу поделиться и с Вами, уважаемые коллеги, педагоги застенчивых воспитанников и мамы застенчивых детишек.

Как внешне проявляется застенчивость

1. Избирательность в контактах: с близкими, хорошо знакомыми людьми ведет себя раскованно, с новыми, посторонними испытывает эмоциональный дискомфорт, неуверенность, напряжение 2. Страх перед публичным выступлением 3. Отказ от деятельности, которая не одобряется взрослыми 4. Отказ от главных ролей, которые требуют активности

САМОЕ ГЛАВНОЕ в этом вопросе. Самооценка.

Для меня было большим открытием, что застенчивый ребенок имеет ЗАВЫШЕННУЮ самооценку. Я-то всегда считала, что моей девочке не хватает уверенности в себе (не понимая: почему?), я беседовала с ней на темы, какая она у меня замечательная, как с ней интересно будет окружающим, как только она перестанет их стесняться и вступит в контакт. Застенчивый ребенок имеет высокую самооценку, но при этом СОМНЕВАЕТСЯ В ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ К СЕБЕ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, особенно незнакомых. Ожидает плохого, негативного в этой оценке, поэтому закрывается, этакая психологическая защита. Боится отрицательной оценки своей деятельности, поэтому просто отказывается ее совершать. Застенчивый ребенок сосредоточен на себе, на своих переживаниях, его волнует вопрос: как ко мне относятся другие? Другие дети для такого ребенка – лишь зеркала его внутреннего «я», они ему не интересны. Он постоянно испытывает чувство недооцененности.

Читайте также:  Успокоительное средство от нервов для женщин: что можно попить для быстрого действия

Почему ребенок застенчив? Причины.

1. Слабая нервная система. Это то, что дается от рождения. 2. Авторитарный стиль воспитания в семье 3. Ограниченность контактов семьи: мама с папой и сами не особо открытые люди, любят посидеть в тесном семейном кругу, не обзаводятся новыми знакомыми, редко куда-либо ездят с целью контактов 4. Настороженное отношение взрослых к миру: постоянное ограничение ребенка, предостережение, все вокруг враждебно, все люди плохие и опасные

Рекомендации. Как будем исправлять ситуацию.

1. Развиваем интерес к другим людям (взрослым и детям) Обращаем внимание ребенка на других, сдвигаем его со своего Я

  • Пример:
  • Пример:
  • Пример:
  • ЧЕГО делать НЕЛЬЗЯ:

посмотри, что это он делает? Ой, она наверное так устала сегодня, идет потихоньку. Как рано встала воспитательница, ей буде приятно, если ты с ней поздороваешься… Учим заботиться о других посмотри, как ушибся малыш, давай подойдем пожалеем папа наш так устал, иди предложи ему подушку и плед Делаем это ПОСТЕПЕННО, сначала вместе с ребенком: Мы с Мишей хотим тебе помочь 2. Взрослому самому быть доброжелательным в общении с другими людьми, отмечать в присутствии ребенка достоинства других людей 3. Говорить ребенку о хорошем отношении к нему других людей (воспитателя, учителя, одноклассников) Алла Ивановна к тебе очень хорошо относится Делать это настойчиво и постоянно. 4. Не называть ребенка застенчивым! Подчеркивайте его достоинства, веру в собственные силы. 5. Помогите ребенку наладить контакт с 1-2 детьми, пригласив в гости, организовав совместную деятельность. На территории ребенка нужно помочь наладить контакт и оставить. 6. Говорите с ребенком, как прошел день, спрашивайте об одноклассниках, учителе, воспитателе, хвалите за проявление смелости. Всегда начинайте разговор с вопросов О ДРУГИХ ДЕТЯХ. 7. Готовьте ребенка заранее к новым ситуациям. Расскажите, что будет происходить, как будет интересно, какие там люди замечательные будут. Подскажите, как можно начать разговор, Порепетируйте. 1. Критиковать робость 2. Заставлять выступать перед публикой (может возникнуть неврозоподобное заикание). Пускай читает стихотворение не в центре перед всеми, а стоя рядом с мамой 3. Добиваться послушания запугиванием 4. Ставить в пример ребенку незастенчивых ребят Желаю всем, для кого данная информация окажется актуальной, добиться больших успехов в работе с собственным ребенком или с воспитанниками!

Статью подготовила воспитатель МКДОУ детский сад № 508 Войтова И.В., по материалам лекции Т.Д. Яковенко, заведующей отделом здоровья и развития детей «ГЦОиЗ «Магистр», доцента НГПУ

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Застенчивый ребенок. Что делать?»

Как внешне проявляется застенчивость 1. Избирательность в контактах: с близкими, хорошо знакомыми людьми ведет себя раскованно, с новыми, посторонними испытывает эмоциональный дискомфорт, неуверенность, напряжение 2. Страх перед публичным выступлением 3. Отказ от деятельности, которая не одобряется взрослыми 4. Отказ от главных ролей, которые требуют активности

САМОЕ ГЛАВНОЕ в этом вопросе. Самооценка.

Застенчивый ребенок имеет высокую самооценку, но при этом СОМНЕВАЕТСЯ В ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ К СЕБЕ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, особенно незнакомых. Ожидает плохого, негативного в этой оценке, поэтому закрывается, этакая психологическая защита. Боится отрицательной оценки своей деятельности, поэтому просто отказывается ее совершать. Застенчивый ребенок сосредоточен на себе, на своих переживаниях, его волнует вопрос: как ко мне относятся другие? Другие дети для такого ребенка – лишь зеркала его внутреннего «я», они ему не интересны. Он постоянно испытывает чувство недооцененности.

Почему ребенок застенчив? Причины.

1. Слабая нервная система. Это то, что дается от рождения. 2. Авторитарный стиль воспитания в семье 3. Ограниченность контактов семьи: мама с папой и сами не особо открытые люди, любят посидеть в тесном семейном кругу, не обзаводятся новыми знакомыми, редко куда-либо ездят с целью контактов 4. Настороженное отношение взрослых к миру: постоянное ограничение ребенка, предостережение, все вокруг враждебно, все люди плохие и опасные

Рекомендации. Как будем исправлять ситуацию.

1. Развиваем интерес к другим людям (взрослым и детям) Обращаем внимание ребенка на других, сдвигаем его со своего Я

  1. Пример:
  2. Пример:
  3. Пример:
  4. Пример:
  5. ЧЕГО делать НЕЛЬЗЯ:
  6. 4. Ставить в пример ребенку незастенчивых ребят

посмотри, что это он делает? Ой, она наверное так устала сегодня, идет потихоньку. Как рано встала воспитательница, ей буде приятно, если ты с ней поздороваешься… Учим заботиться о других посмотри, как ушибся малыш, давай подойдем пожалеем папа наш так устал, иди предложи ему подушку и плед Делаем это ПОСТЕПЕННО, сначала вместе с ребенком Мы с Мишей хотим тебе помочь 2. Взрослому самому быть доброжелательным в общении с другими людьми, отмечать в присутствии ребенка достоинства других людей 3. Говорить ребенку о хорошем отношении к нему других людей (воспитателя, учителя, одноклассников): Алла Ивановна к тебе очень хорошо отностися Делать это настойчиво и постоянно. 4. Не называть ребенка застенчивым! Подчеркивайте его достоинства, веру в собственные силы. 5. Помогите ребенку наладить контакт с 1-2 детьми, пригласив в гости, организовав совместную деятельность. На территории ребенка нужно помочь наладить контакт и оставить. 6. Говорите с ребенком, как прошел день, спрашивайте об одноклассниках, учителе, воспитателе, хвалите за проявление смелости. Всегда начинайте разговор с вопросов О ДРУГИХ ДЕТЯХ. 7. Готовьте ребенка заранее к новым ситуациям. Расскажите, что будет происходить, как будет интересно, какие там люди замечательные будут. Подскажите, как можно начать разговор, Порепетируйте. 1.Критиковать робость 2.Заставлять выступать перед публикой (может возникнуть неврозоподобное заикание). Пускай читает стихотворение не в центре перед всеми, а стоя рядом с мамой 3. Добиваться послушания запугиванием Застенчивый ребенок: рекомендации родителям, консультации, дошкольного возраста Консультация для воспитателей младших групп детского сада Памятка для родителей в детском саду. Правила поведения в природе Памятка для родителей детского сада по ПДД Преодоление заикания у дошкольников

Как побороть застенчивость

Источник: https://ped-kopilka.ru/blogs/blog41704/konsultacija-dlja-roditelei-na-temu-zastenchivost-v-detskom-vozraste.html

Застенчивый ребенок: рекомендации родителям

Застенчивый ребенок: рекомендации родителям, консультации, дошкольного возраста

Сорванец или тихоня

Шумным, неугомонным сорванцам просто шагается по жизни. Они с легкостью находят общий язык с незнакомцами, обзаводятся друзьями.

Запросто осваиваются в новой обстановке, а если что их не устраивает, то могут отстаивать свои права (в силу особенностей возрастного мировоззрения, конечно).

Мамы и папы иногда ворчат по поводу проделок своих «живчиков», но в душе спокойны за не робкого десятка сына или дочь.

В некоторых семьях картина совсем иная. Их ребенок сторониться компании детей (особенно очень активных и агрессивных), а если вступает в игру, то сверстники спокойно могут его толкнуть, отобрать игрушку.

Он тушуется перед взрослыми и страшно смущается при повышенном внимании к своей персоне. Родственники с сожалением отмечают, что ребенок слишком стеснителен, застенчив. Как же он будет с ЭТИМ жить?- вопрошают они.

Действительно, можно ли как то исправить проблемы детей с коммуникацией, какую тактику воспитания выбрать?

Детская застенчивость как явление

Застенчивого ребенка могут также называть стеснительным, робким, нерешительным, нелюдимым. Синонимов у явления много, суть одна.

У таких детей проявляется неловкость, скованность и беспокойство в ситуациях общения со знакомыми и незнакомыми людьми. Иногда дискомфорт может вызывать даже безмолвное нахождение в обществе.

В самых крайних вариантах стеснительность принимает форму социофобии и мешает детям нормально развиваться и становиться полноценными членами общества.

Детские психологи отмечают, что проявления застенчивости можно заметить уже у 3-4-х месячных малышей, к двум годам появляются комплекс первых ярких признаков явления. Специалисты считают, что если выраженную патологическую застенчивость не компенсировать у семилетних детей – качество перекочует во взрослую жизнь и доставит определенные неприятности своему обладателю.

Как проявляется застенчивость у детей в 6-7 лет?

В этом возрасте дети еще не умеют «носить» психологические маски, поэтому, несмотря на разнообразие видов робости и стеснительности, признаки у этой возрастной группы удивительно схожи.

  • Покраснение лица;
  • Учащенное сердцебиение;
  • Одышка разной степени , потоотделение;
  • Сутулость и неуклюжие движения;
  • Сложности с выражением мыслей (при хорошем развитии);
  • Тихий, неуверенный голос;
  • Опущенный в пол взгляд.

Что говорят специалисты

Ученые Гарвардского университета пришли к выводу, что почти 15% детей рождаются с предрасположенностью к застенчивости. При неправильном воспитании оно может прогрессировать и создать проблемы в жизни взрослого человека. Единого мнения о природе этого явления в научных кругах не существует. Приведем основные версии.

  • Социологи утверждают, что застенчивость – неверно сформированные социальные установки, отсутствие навыков общения.
  • Психоаналитики объясняют проблему проявлением психических подсознательных противоречий, выражающихся на уровне сознания.
  • Социальные психологи считают, что застенчивость – не более, чем результат самовнушения. Когда человек говорит себе, что робок и застенчив, качество и проявляется. Детям дать установку на застенчивость может неумное ближайшее окружение.
  • Медицинская психология видит генетическую (врожденную) природу застенчивости.
  • По мнению нейробиологов болезненная стеснительность является проявлением обменных нарушений нейромедиаторов в головном мозге и астении центральной нервной системы.

Поскольку в ученой среде нет единого мнения, то и нам не стоит попусту теоретизировать. Лучше рассмотреть результативные способы избавления детей от болезненной стеснительности.

Все поправимо — Рекомендации родителям

Ситуация совсем не безнадежна. Психика в столь юном возрасте крайне пластична, поэтому правильно и вовремя оказанная помощь ребенку обязательно возымеет результаты. Только родителям нужно запастись терпением и окружить неуверенного в себе малыша заботой и любовью.

Введите строгое табу на упреки и ругань ребенка

Ругать ребенка за робость – то же самое, что упрекать больного гриппом высокой температурой. Акцентируя внимание на недостатках и просчетах чада, можно только усугубить ситуацию сильнейшими комплексами. Лучше хвалить малыша за незначительные достижения, иногда «раздавать пряники» авансом.

Учите общению на своем примере

Стоит в дом приглашать гостей. Пусть ребенок некоторое время будет уединяться. Через определенный промежуток ребенок привыкнет к общению, и незнакомая ситуация перестанет его пугать. При этом недопустимы шумные застолья со спиртным.

Не оставляете боязливого ребенка в незнакомой компании.

Новое общество всегда пугает застенчивых детей. Даже если это сверстники. Поэтому ненавязчиво будьте рядом. Хороший эффект даст ваше общение с детской компанией на интересную тему. Такой шаг поможет робкому малышу сблизиться со сверстниками.

Установите доверительные отношения

Выстройте так взаимодействие с малышом, чтобы он сам стремился делиться новостями прошедшего дня и, что особенно важно, своими тревогами и ожиданиями. Это должно быть общение с поверенным в делах без оценки поступков. Так у ребенка значительно повышается самооценка и снимается внутренний барьер в диалоге. Это незамедлительно проявится в общении с посторонними.

Игровая коррекция

Семилетние дети охотно играют в различные игры. Воспользуйтесь моментом. Репетируйте сложные для ребенка ситуации через ролевые игры, где он будет оттачивать навыки общения.

Самообладание, еще раз самообладание

Ни при каких обстоятельствах, даже если застенчивость ребенка имеет крайние формы, не демонстрируйте своего беспокойства и озабоченности. Робкие дети прекрасно чувствуют нюансы настроения человека, особенно близкого. Напряжение моментально передается детям, только ухудшая ситуацию.

Личный пример окрыляет

Психологи утверждают, что в той или иной степени, застенчивость присуща всем людям и даже животным. Наверняка вам также приходилось испытывать чувство стеснительности, робеть и заикаться перед незнакомцами. Расскажите, как вы справлялись с досадным чувством. Аналогия – прекрасный способ формирования стратегий поведения.

  • Домашние обязанности.
  • Определенный круг постоянных обязанностей повышает чувство собственной значимости у ребенка, развивает самодисциплину и формирует массу других важных в жизни качеств.
  • Это только некоторые способы нивелирования стеснительности.

Всегда можно придумать собственное «ноу-хау», достаточно присмотреться к малышу и понять, какие ситуации для него самые сложные. Если же ситуация слишком драматична, возможно стоит прибегнуть к психологической помощи.

Застенчивость – не приговор. Стеснительные дети также достигают немалых высот в жизни, становятся просто счастливыми и вполне уверенными людьми.

Застенчивость – путь к успеху

Среди известных, успешных людей есть немало закрытых, испытывающих трудности в общении, людей.

  • Актер Джастин Тимберлейк в детстве был очень зажатым ребенком.
  • Эпатажная Леди Гага в одном из интервью призналась, что до сих пор чувствует себя очень скованно в незнакомой обстановке и трудно сходится с людьми.
  • Знаменитый комик Джим Керри в юности был страшно робок и застенчив.
  • Российский писатель Валентин Пикуль был ориентирован на свой внутренний мир, порождавший увлекательные сюжетные ходы.
  • Прославленный актер Евгений Леонов в жизни был крайне застенчивым человеком.
  • Даже бывший президент США Картер недолюбливал публичные мероприятия из-за врожденной застенчивости.
Читайте также:  Патологическая жадность: избавление, перестать быть жадным

Именно застенчивость сослужила для них добрую службу, подтолкнув к освоению творческих профессий.

Источник: https://kindbi.com/article/zastenchivyy-rebenok-rekomendacii-roditelyam/

Индивидуальная консультация для родителей «Детская застенчивость»

  • Индивидуальная консультация для родителей (по запросу)
  • «Детская застенчивость»
  • Цель: расширить представления родителей о способах и методах преодоления застенчивости.

   Застенчивость — это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, эту черту можно назвать наиболее распространенной причиной возникновения коммуникативных трудностей.

Она может быть душевным недугом.

   Как правило, застенчивость, как характеристика поведения, начинает складываться в дошкольном возрасте.

   С течением времени её проявления становятся более устойчивыми и распространяются на всю коммуникативную сферу человека.

   Быть застенчивым — значит бояться общения. Застенчивый ребёнок воспринимает окружающих людей (особенно незнакомых) как несущих определённую угрозу. На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что, застенчивость формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании.

   Застенчивость может быть как избирательной, так и распространяться на всё социальное окружение малыша. Её возникновение может быть связано с заниженной самооценкой ребёнка. Считая себя хуже, слабее, некрасивее, чем остальные, ребёнок начинает избегать контактов с окружающими, подсознательно не желая травмировать и без того ущемлённое самолюбие.

   Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться — задача вполне выполнимая, однако решать её необходимо всем взрослым, которые взаимодействуют с застенчивым ребёнком. Чем раньше мы начнём преодолевать застенчивость, тем лучше.

С возрастом у ребёнка формируется стереотип застенчивого поведения, оно закрепляется и тяжело корректируется.

Ребёнок начинает отдавать себе отчёт в своём «недостатке», и это очень осложняет работу с ним, поскольку дошкольник непроизвольно фиксирует внимание на своей застенчивости и особенностях своего характера.

   Можно ли ребенку справиться с застенчивостью и как это сделать?

   Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальном поведении? Часто ли вы говорите своему малышу о том, как сильно вы его любите? Любите просто так, ни за что. Взгляните на ситуацию в семье глазами ребенка.

Может ему не хватает выражения вашей любви, похвалы, поддержки? Ведь мы так часто обращаем внимание на своих детей лишь тогда, когда они что-то делают плохо, и не замечаем их достижений, хороших поступков. Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные.

Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере. Они не заявляют об этом открыто, но потребности у них в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты сильно.

Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития, — доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески его осваивать и преобразовывать его.

Взрослый должен воспитать в себе умение быть внимательным к ребенку не только в том случае, когда тот обращается за помощью и поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд ему не нужна.

   Следующая задача — помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности, поддержать его уверенность в себе. Застенчивый ребенок боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то вместе с ребенком, выразите уверенность в том, что он справится с задачей, а если нет, то это не беда, и вы всегда поможете ему и вместе преодолеете трудности.

Если вы видите, что ребенок слишком сосредоточен на оценке и это тормозит его действия, отвлеките его от оценочной стороны деятельности. Здесь вам помогут игровые приемы и юмор. Обыграйте ситуацию, внесите в нее элемент воображения. Например, если ребенку не удается собрать фигурку из «Лего», сделайте их одушевленными и наделите вредным характером, который мешает ребенку справиться с задачей.

   Следует помнить, что застенчивые дети очень осторожны и побаиваются нового. Они в большей степени, чем их незастенчивые сверстники подвержены соблюдению правил, боятся их нарушить.

   У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Задумайтесь, не слишком ли часто вы ограничиваете свободу ребенку, его непосредственность, любознательность.

Не сочтите за кощунство совет – иногда нарушить правила, ваше гибкое поведение поможет малышу избавиться от страха наказания, от чрезмерной скованности. Почти любое, на первый взгляд «неправильное» желание ребенка можно обыграть и превратить в интересное и полезное занятие. Не бойтесь того, что ребенок перестанет быть дисциплинированным.

Далеко не всегда ограничения приносят пользу для развития. Напротив, чрезмерные ограничения оказываются причиной детских неврозов.

Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры — пантомимы, например, такие как «Угадай эмоцию», «Где мы были, не расскажем, а что видели — покажем», «Кто к нам пришел», «Куклы пляшут», и др. Желательно, что бы в игре участвовали несколько взрослых и детей.

Игра «УГАДАЙ ЭМОЦИЮ»     Правила игры очень просты: ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко. Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали.

Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (скажем, раздражение, возмущение, гнев, ярость).

Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоцию, но и разыграть экспромтом маленькую сценку (либо в куклах, либо «в живом плане») с соответствующим сюжетом. 

  Игра «ГДЕ МЫ БЫЛИ МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ ПОКАЖЕМ»  

Задача этой распространенной детской игры без слов показать какое-либо действие. Если ребят много, можно разделиться на две команды. Одна показывает, другая отгадывает. Затем они меняются местами.

     Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, как и ваш ребенок, попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них.

Часто дети стыдятся рассказывать о своих проблемах, а вот слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся открытыми для разговора о себе.

Игра «ИЗОБРАЗИ ЖИВОТНОЕ»     Эта игра используется многими специалистами. Детей просят пантомимически показать различных зверей и птиц. Тут важно учитывать два момента.

Во-первых, надо постараться создать обстановку безудержного веселья, чтобы каждое выступление встречалось взрывом хохота и аплодисментами, а во-вторых, не давать слишком трудных заданий.

Попробуйте всякий раз сначала представить себе: а как бы вы сами изобразили то, или иное животное? Старайтесь выбирать животных с яркими отличительными признаками и легко узнаваемыми повадками.

Обязательно обсуждайте потом с детьми, какой характер у показанного животного. Застенчивые дети испытывают трудности при общении с окружающими. Пантомимические игры помогут вашему ребенку не только раскрепоститься, но и лучше понять других людей.

Игра «ЖИВАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ»  Для этой игры идеально подходят стихи А.Барто. У нее очень много стихотворных жанровых зарисовок, точно передающих разнообразные детские переживания и окрашенных мягким юмором, который часто оказывается для детей целебней любых лекарств.

Ведущий — взрослый читает стихотворение, а ребенок мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции. Учите ребенка постепенно улавливать и передавать тонкие оттенки чувств. Стихи А.Барто предоставляют для этого богатейший материал. Малышам больше подойдут стишки типа «Мишка», Бычок», «Мячик».

Детям постарше — «Обида», «Любочка», «Сонечка» и другие. 

    Если игроков несколько, а ваша цель постепенно выводить застенчивого ребенка из замкнутого мирка семьи, то можно ввести элемент соревнования. Пусть ведущий оценивает выступления и награждает победителей.

Но, естественно, не должен забывать об основной цели игры и поощрять застенчивого ребенка даже, если он окажется не на высоте. Ваша задача в данном случае психокоррекция, а не установление справедливости.

   Такие игры помогут выразить свои эмоции, активизировать жизненную энергию, установить с ними отношения на основе равенства.

   Все игры должны оканчиваться благополучно, приносить детям удовольствие и облегчение. Опыт новых отношений со взрослыми и сверстниками, приобретенный в игре, поможет им лучше справляться с реальными жизненными ситуациями.

Упражнения для застенчивых детей:

  • 1.Расскажи стихи руками. Ребенок старается без слов с помощью рук и пантомимы рассказать известное стихотворение или сказку. Остальные пытаются угадать, что он рассказывает.
  • 2.Сказка. Ребенку предлагается придумывать сказку о человеке, которого зовут также как его, опираясь на значение имени. Например: «Марина-морская», сказка о девочке, которая живет в море.
  • 3.Рисунок «Какой я есть, и каким бы хотел быть». Ребенку предлагается дважды нарисовать себя. На первом рисунке таким, какой он сейчас, на втором – таким, каким он хотел бы быть. После рисования проводится обсуждение. В заключении ребенок сам должен сформулировать для себя, что нужно делать, чтобы стать таким, каким он хочет быть.

Несколько советов родителям, дети которых застенчивы:

  • Расширяйте круг общения своего ребёнка, чаще приглашайте к себе его друзей. Берите малыша в гости к знакомым, расширяйте маршрут прогулок, учите ребёнка спокойно относиться к новым, незнакомым местам.
  • Не стоит постоянно беспокоиться за ребёнка, стремиться полностью, оберегать его. Дайте малышу возможность проявить самостоятельность и активность, дайте ему определённую меру свободы действий. Постоянно укрепляйте в ребёнке уверенность в себе и своих силах.
  • Привлекайте ребёнка к выполнению разнообразных поручений, связанных с общением. Поощряйте контакты застенчивого ребёнка с «чужими взрослыми»: попросите его купить хлеба или спросить в библиотеке книгу. При этом старайтесь находиться рядом с малышом, чтобы он чувствовал себя уверенно и спокойно.
  •    Поддерживайте ребёнка, подчёркивайте его успехи в делах, а также рассказывайте ребёнку о том, как много нового и интересного можно узнать, общаясь и играя с другими детьми и взрослыми. Иногда застенчивость у ребенка с возрастом проходит. Но, к сожалению, это происходит не всегда.
  •    Большинству детей необходима помощь со стороны взрослых. Иногда застенчивость у ребенка с возрастом проходит. Но, к сожалению, это происходит не всегда.

Несколько советов родителям, дети которых застенчивы:

  • Расширяйте круг общения своего ребёнка, чаще приглашайте к себе его друзей. Берите малыша в гости к знакомым, расширяйте маршрут прогулок, учите ребёнка спокойно относиться к новым, незнакомым местам.
  • Не стоит постоянно беспокоиться за ребёнка, стремиться полностью, оберегать его. Дайте малышу возможность проявить самостоятельность и активность, дайте ему определённую меру свободы действий. Постоянно укрепляйте в ребёнке уверенность в себе и своих силах.
  • Привлекайте ребёнка к выполнению разнообразных поручений, связанных с общением. Поощряйте контакты застенчивого ребёнка с «чужими взрослыми»: попросите его купить хлеба или спросить в библиотеке книгу. При этом старайтесь находиться рядом с малышом, чтобы он чувствовал себя уверенно и спокойно.
  •    Поддерживайте ребёнка, подчёркивайте его успехи в делах, а также рассказывайте ребёнку о том, как много нового и интересного можно узнать, общаясь и играя с другими детьми и взрослыми. Иногда застенчивость у ребенка с возрастом проходит. Но, к сожалению, это происходит не всегда.
  •    Большинству детей необходима помощь со стороны взрослых. Иногда застенчивость у ребенка с возрастом проходит. Но, к сожалению, это происходит не всегда.

Источник: https://peskovcy.schools.by/pages/individualnaja-konsultatsija-dlja-roditelej-detskaja-zastenchivost

Ссылка на основную публикацию