Дыхательная гимнастика при заикании у детей: упражнения, логоритмическое занятие, артикуляционная

При рождении маленький человечек умеет вдыхать и выдыхать воздух, и можно подумать, что ничего сложного в этом нет. Однако этот естественный процесс не всегда выполняется правильно, что грозит возникновением ряда проблем со здоровьем у ребенка.

Правильно выполненные упражнения очень полезны для развивающегося организма ребенка, ведь дыхание доставляет кислород в самые важные органы, такие как сердце, головной мозг, органы пищеварения.

Неправильное дыхание, особенно в холодное время года, часто становится причиной развития таких заболеваний, как ОРЗ или ОРВИ. Эффективным методом профилактики этих и многих других болезней может быть дыхательная гимнастика для детей. Такой комплекс упражнений особенно подходит малышам, часто болеющим недугами дыхательной системы, в частности, бронхитом или бронхиальной астмой.

Польза и основные принципы гимнастики

Научившись глубоко и равномерно дышать во время дыхательных упражнений, маленький ребенок будет это делать постоянно, каждый день. Объем легких понемножку будет увеличиваться, что позволит укрепить дыхательную систему, в дальнейшем гораздо дольше быть под водой, пробегать более длинные дистанции без остановок, то есть быть более быстрым и выносливым.

Дыхательная гимнастика при заикании у детей: упражнения, логоритмическое занятие, артикуляционная

Правильное дыхание очень важно в период, когда у ребенка формируется речевая система. С помощью него развивается речевой аппарат, что просто необходимо для развития речи и чистого произношения звуков в дальнейшем. Поэтому дыхательная гимнастика для детей 2-3 лет является необходимым элементом их развития.

Выполняя с ребенком дыхательные упражнения, стоит придерживаться определенных правил:

  1. Начиная выполнять дыхательную гимнастику, ребенок может заскучать и вообще отказаться от них. Необходимо проводить такие занятия у детей в форме игры, для каждого упражнения можно придумать какое-нибудь легкое и смешное название. Между упражнениями можно читать ребенку, а с детьми 5-6 лет можно проговаривать маленькие стишки-чистоговорки.
  2. Дыхательная гимнастика при заикании у детей: упражнения, логоритмическое занятие, артикуляционная

    Поместив, например, игрушку на животик маленького ребенка, можно увидеть, как он наблюдает за тем, как эта игрушка поднимается и опускается при вдыхании и выдыхании. В четыре-пять лет ребенок уже сам может выбирать интересные ему упражнения.

  3. Выполнять упражнения дыхательной гимнастики можно после того, как малыш проснулся. В идеале, если на улице хорошая погода, проводить занятия можно на свежем воздухе.
  4. Для первых занятий с малышом нужно выбрать пару-тройку интересных звуковых упражнений, далее предлагать уже другие варианты. То есть совершенно нет необходимости сразу выполнять весь комплекс упражнений, чтобы не утомить маленького ребенка.
  5. Дыхательная гимнастика при заикании у детей: упражнения, логоритмическое занятие, артикуляционная

    В случае если дыхание малыша сильно участилось, кожные покровы покраснели или, наоборот, стали слишком бледными, появились покалывающие ощущения в ногах и руках, нужно незамедлительно прервать занятие и сделать следующее упражнение – лодочкой складываем ладошки и как бы прикрываем ими лицо, дышим несколько раз медленно и размерено. Далее оцениваем самочувствие ребенка и либо продолжаем упражнения, либо откладываем их на следующий день.

  6. Важным моментом в дыхательных упражнениях является правильность их выполнения. Вдыхать воздух нужно непременно носом, не поднимая при этом плечи, а выдыхать нужно медленно и постепенно. При выполнении упражнения можно заметить, как малыш надувает щечки – это говорит о неправильном выполнении упражнения, поэтому нужно объяснить ему, что этого делать нельзя.

    Конечно, ребенку в 5-6 лет это сделать будет легче, но и малыши также могут научиться правильно выполнять упражнение, если показать им пример. При таком подходе дыхательная гимнастика для детей 3-4 лет станет для ребенка интересным и веселым занятием.

к оглавлению ↑

Тренировка дыхания по Стрельниковой для малышей

Методика, разработанная автором Стрельниковой, подходит для детей в возрасте от трех лет. Но пользоваться ею можно также взрослым людям и ребятами в подростковом возрасте.

На начальном этапе оптимальным вариантом будет занятие, состоящее из трех упражнений, хотя комплекс рассчитан на 14 упражнений. Занятия у детей следует проводить два раза в день после вечернего приема пищи и перед завтраком.

Сконцентрироваться автор предлагает именно на вдохе, выдох будет естественным.

Если освоить такую гимнастику, выполнять ее систематически, то вероятность избавления от многих заболеваний дыхательной системы очень высока.

Наиболее эффективными, можно считать:

  1. Упражнение «ладошки». Ребенок находится в положении стоя, согнув руки и повернув ладошки кверху. При вдохе он должен энергично сжимать ладоши в кулаки, как будто пытаясь поймать что-то. Упражнение выполняется исключительно кистями рук и на 4 вдоха. После пятисекундного перерыва повторяем серию из 4 вдохов. Всего должно получиться 96 вдохов.
  2. Дыхательная гимнастика при заикании у детей: упражнения, логоритмическое занятие, артикуляционнаяУпражнение «погончики». В положении стоя руки ребенок держит свободно, а кулаки сжимает. При вдохе резко разжимает кулаки. Необходимо выполнить не менее 8 коротких вдохов без паузы. После – пятисекундный перерыв, и повторить 12 раз.
  3. Упражнение «насос». В положении стоя ребенок расставляет ножки в разные стороны, руки опускает. Далее он наклоняется и округляет спину, шея при этом не напряжена, головка спокойно опускается вниз. Наклоняясь, ребенок вдыхает воздух носиком, а при выпрямлении выдыхает его. Исполнить таких циклов нужно 12.
  4. Упражнение «ветерок». Направлено на развитие длительного выдоха. Ребенок находится в положении стоя и дует как можно дольше и сильнее, например, на листочек бумаги или на шарик, имитируя ветер. Упражнение нужно повторить 6-12 раз.

к оглавлению ↑

Гимнастика при заикании

Дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании у детей весьма эффективна. С малышами, страдающими таким недугом, нужно заниматься не менее двух раз в день и не менее 5 дней в неделю. Основными упражнениями являются «насос» и «обними плечи».

Дыхательная гимнастика при заикании у детей: упражнения, логоритмическое занятие, артикуляционная

Выдох необходимо делать через рот в момент возвращения в исходное положение. Выполнить данное упражнение необходимо 12 раз по 8 вдохов. В положении сидя его также можно выполнять.

Источник: https://opnevmonii.ru/terapiya/detskaya-dyxatelnaya-gimnastika.html

Преодолеваем заикание с помощью упражнений дыхательной гимнастики

Дыхательная гимнастика при заикании у детей: упражнения, логоритмическое занятие, артикуляционнаяЗаикание — это, по сути, расстройство, при котором нарушается плавность речи, при этом непроизвольно возникают перерывы в произнесении слогов и звуков. Звуки повторяются, замедляя речь, не давая ей продолжаться. Маленького человека охватывает волнение и ситуация только обостряется. Это нарушение возникает в детстве и в детском возрасте должно подвергаться исправлению. Заикание может быть двух типов: функциональное, и органическое, которое является следствием других заболеваний.

Причины

Какие причины вызывают заикание:

  1. Физиологические: расстройства нервной системы, наследственность, болезни глотки, гортани, последствия кори, тифа, рахита.
  2. Психологические – потрясение, вызванное психоэмоциональным воздействием;
  3. Социальные: недостаточная работа родителей, большие перегрузки, слишком строгое отношение к детям в семье или в среде, где ребенок живет, продолжительное негативное психологическое воздействие близкого окружения ребенка.

Дыхательная гимнастика при заикании у детей: упражнения, логоритмическое занятие, артикуляционная

Лечение

В современной медицине существуют несколько вариантов устранения заикания, часто их рекомендуется применять комплексно.

Одно из направлений лечения заикающихся детей носит характер профессиональной коррекции, в течении которой логопед должен устранить функциональные нарушения речи.

Для этого он применяет специальные индивидуальные программы коррекции, состоящие из логопедических манипуляций, стабилизирующих плавность речи ребёнка.

В результате у ребёнка выстраивается правильный ритм дыхания, и он начинает меньше заикаться.

Дыхательная гимнастика при заикании у детей: упражнения, логоритмическое занятие, артикуляционная

Если в результате обследования малыша обнаружено нервное расстройство, то могут быть назначены медикаментозные средства. Следует помнить, в этом случае нельзя обойтись без консультации с лечащим врачом.

Однако большинство проблем решаются без применения медикментов, поэтому не следует слишком доверять врачам.

Читайте также:  Булимия, что такое: симптомы, нервная, лечение

Психологически проблемы, даже очень сложные, должны решаться путем тщательной работы над ребенком в семье, медикаменты в большинстве случаев угнетают личность, что может быть опасным для ребенка.

По мнению большинства специалистов, самым эффективным методом исправления дефектов такого рода считается дыхательная гимнастика. Её эффективность заключается в том, что она непосредственно воздействует на речевое дыхание – основу уверенного произнесения звуков.

Заикание нарушает плавное чередование звуков, превращая его в прерывистую и неравномерную последовательность. Количество воздуха при выдыхании оказывается настолько небольшим, что произносимая фраза прерывается. Задача этого комплекса — стабилизация дыхания, обеспечение его плавности.

Занятия с пациентами, подверженными таким недугом, концентрируются на конкретной и важной цели, чем объясняется высокая эффективность такого метода для устранения речевых нарушений.

Следует помнить, что лечение заболевания можно начинать только после обращения к специалисту, который обследует пациента, даст рекомендации и будет сопровождать процесс коррекции. Как правило, врач проводит первоначальное обучение малыша и родителей, особенно, в случае выполнения упражнений дыхательной гимнастики при заикании у детей.

Метод А.Н.Стрельниковой

Источник: https://gimnastikasport.ru/dyhatelnaya/pri-zaikanii-u-detei.html

Дыхательные упражнения при заикании

Дыхательная гимнастика при заикании у детей: упражнения, логоритмическое занятие, артикуляционная

Дыхательная гимнастика нашла широкое применение в борьбе с заиканием из-за своей высокой эффективности.

Заикание является распространённой речевой патологией приносящей множество проблем людям, которые им страдают. Однако каждодневное выполнение упражнений поможет избавиться не только от речевого нарушения, но и от причин, которые спровоцировали его развитие.

Дыхательная гимнастика при заикании способна полностью наладить разговорную функцию пациента при условии регулярного соблюдения всех правил выполнения.

Что такое заикание

Дыхательная гимнастика при заикании у детей: упражнения, логоритмическое занятие, артикуляционная

Напряжённое выражение лица у ребёнка, страдающего заиканием (фото: pravmir.ru)

Расстройство ритма и темпа речи называется заиканием.

Чаще всего им страдают мальчики в возрасте от двух до пяти лет.

Именно в это период малыши активно начинают пользоваться фразовой речью. Соответственно любые негативные факторы (патологии нервной системы, психологические проблемы, частые простудные заболевания) могут спровоцировать нарушения разговорной функции различного типа, в том числе и заикание.

  • Также не исключается наследственная предрасположенность к данному заболеванию.
  • При возникновении симптомов заикания у ребёнка, необходимо вместе с ним посетить несколько специалистов – невролога, психолога и логопеда.
  • Физиология заикания заключается в следующих процессах, протекающих в организме человека:
  • Происходит дисбаланс в передаче нервных импульсов в зону, отвечающую за репродуцирование речи.
  • Появляются спазмы мышц, так называемые «судороги». В органах артикуляционного аппарата (язык, гортань, губы, глотка). Также в патологическом процессе принимают участие диафрагма, мышцы груди и брюшины.
  • Заикающимся пациентам присуща высокая эмоциональность, психологическая неуравновешенность.
  • Присутствует постоянное расстроенное, напряжённое выражение лица.
  • Слова произносятся с заметным удлинением, неконтролируемыми остановками в процессе произношения – ррр-ря-бина, бб-бита.
  • Наблюдается тремор мышц рта.

Важно! Заикание гораздо легче и быстрее поддаётся коррекции при максимально раннем обращении к врачу. Ребёнок, столкнувшись сильным напряжением в общении, может вовсе отказаться разговаривать

Образование голоса, дыхание, артикуляция – это три неразрывно связанных процесса. Соответственно дыхательные упражнения будут очень полезны для восстановления разговорной функции при любом виде заикания, а также нормализации нервной системы.

Однако для полного выздоровления пациента необходимо комплексное лечение. Часто наряду с дыхательной гимнастикой, применяются медикаментозная терапия и различные психотерапевтические методики.

Общая характеристика дыхательной гимнастики

Дыхательная гимнастика при заикании у детей: упражнения, логоритмическое занятие, артикуляционная

Осмотр логопеда (фото: kosana.kz)

  1. Пациентам, которые заикаются, огромную помощь в борьбе с заболеванием, окажет дыхательная гимнастика, специально подобранная врачом после медицинского обследования.
  2. Она состоит из разных по сложности упражнений.
  3. Дыхательная гимнастика от заикания, при условии регулярного выполнения, поможет, наладить правильный ритм и темп речи.

Источник: https://SimptomyInfo.ru/stati/zaikanie/220-dyxatelnye-uprazhneniya-pri-zaikanii.html

Дыхательная гимнастика при заикании у детей: упражнения

Упражнения по дыхательной гимнастике отличаются эффективностью при решении проблемы заикания у людей разного возраста. Это распространенное речевое расстройство, доставляющее много неприятностей людям.

Регулярное выполнение упражнений помогает справиться с дефектами речи, причинами их возникновения. Дыхательная гимнастика при заикании у детей помогает улучшить функцию речи, если правильно ее выполнять.

Что представляет собой заикание

При таком расстройстве меняется темп речи и ритмика произношения. В детском возрасте пациенты активно применяют речевой аппарат. Разные факторы, воздействующие на нервную систему, могут вызывать проблемы с произношением, заикание.

Иногда проблемы могут возникать из-за плохой наследственности или же возникает невротическое заикание. Нередко при появлении признаков заикания у малышей нужно посещать специалистов, неврологов, логопедов.

Дыхательная гимнастика при заикании у детей: упражнения, логоритмическое занятие, артикуляционная

Перечислим процессы, способствующие возникновению подобных дефектов:

  • В нервной системе нарушается баланс распределения биоэлектрических импульсов на участках мозга, отвечающих за речевую функцию.
  • Возникают спазмы мышечных тканей, судороги. В патологических расстройствах участвует диафрагма, мышечные ткани на груди, в области брюшины.
  • Заикающимся людям свойственна повышенная эмоциональность, отсутствие психологической уравновешенности.
  • Человек всегда выглядит расстроенным, напряженным.
  • Фразы произносятся с отчетливым удлинением, остановки не контролируются при произношении.
  • Дрожат мышцы на лице.

Дыхательные упражнения благоприятно воздействуют на разговорную функцию при разных видах заикания, нормализуют нервную систему. Для выздоровления требуется комплексное лечение. Зачастую вместе с дыхательной гимнастикой назначается медикаментозное лечение, психотерапия.

Пациентам, которые заикаются, в борьбе с болезнью оказывается немалая помощь. Упражнения могут отличаться по степени сложности выполнения. Дыхательная гимнастика при регулярном соблюдении помогает стабилизировать ритм и темп произношения.

Источник: https://nevrology.net/metody-lecheniya/gimnastika-i-uprazhneniya/dyhatelnaya-pri-zaikanii-u-detej.html

Заикание у детей, известные методы лечения

Дыхательная гимнастика при заикании у детей: упражнения, логоритмическое занятие, артикуляционная
Заикание у детей встречается в возрасте 3 – 5 лет, когда речь активно развивается.

  • Эта проблема диагностируется у 2% детей, причем у мальчиков в 3 – 4 раза чаще, чем у девочек.
  • Заикание не является исключительно речевой проблемой, так как сопровождается нарушением деятельности ЦНС.

Что такое заикание?

Это сложный речевой дефект, который проявляется расстройством ритма, непроизвольными остановками и повторениями отдельных звуков во время высказывания в результате судорог артикуляционных органов.

Причины заикания у детей

Малыш может начать заикаться по множеству причин. К ним относятся:

  1. Наследственная предрасположенность — определяется слабостью артикуляционного аппарата. При этом речевой дефект сопровождается ночными страхами, энурезом, тревожностью. Как правило, проявляется уже с началом речевой активности, примерно с 2 – 3 лет.
  2. Перинатальные повреждения головного мозга вследствие токсикоза, гемолитической болезни новорожденного, внутриутробной гипоксии, асфиксии во время родов, родовых травм. Заикание у маленьких детей вследствие повреждений мозга проявляется в начале речевой активности.
  3. Тяжелые инфекционные заболевания – корь, коклюш, менингит, тиф, энцефалит. Чаще всего по этой причине дефект наблюдается у ребенка 8 – 9 лет.
  4. Черепно-мозговые травмы. Частая причина речевого дефекта у ребенка 5 лет.
  5. Рахит.
  6. Гипотрофия. По этой причине может возникнуть заикание в 10-летнем возрасте или у малыша 3 – 4 лет.
  7. Психические потрясения – страх, конфликты, испуг, авторитарный стиль воспитания, чрезмерная радость. Из-за психологических трудностей пубертатного периода может появиться заикание у подростка.

В научной литературе описаны случаи заикания у детей дошкольного возраста после переучивания из левши в правшу. Также дефект может возникнуть после копирования речи заикающегося родственника или сверстника.

  1. Часто дефект связан с другими речевыми нарушениями – тахилалией, дислалией, ринолалией, алалией, дизартрией.
  2. По патогенетическому механизму выделяют:
  1. Логоневроз или невротическое заикание у детей – функциональное расстройство.
  2. Неврозоподобное заикание – связанное с органическими поражениями ЦНС.

По характеру течения дефект может быть:

  1. Волнообразным (усиливается или слабеет в разных ситуациях, но полностью не исчезает).
  2. Постоянным (имеет стабильное течение).
  3. Рецидивирующим (периодически возникает на фоне речевого благополучия).
Читайте также:  Гипноз уличный: обучение

По характеру судорог заикание бывает:

  1. Тоническое, связанное с резким гипертонусом мышц губ, языка, щек, приводящим к паузе в речи.
  2. Клоническое – характеризуется многократным сокращением артикуляционных мышц, и приводит к повторению отдельного слога или звука.
  3. Тонико-клоническое.
  4. Клоно-тоническое.
  5. Артикуляционное.

Источник: https://doktordetok.ru/logopatolog/zaikanie-u-detey-metodyi-lecheniya.html

        Артикуляционная гимнастика– позволяет тренировать мышцы артикуляционного аппарата, а значит делает речь четкой и красивой.

        1. Покусывание  сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

        2.«Улыбка – Трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

        3. «Рыбки разговаривают». Хлопать губами друг о друга.

        4.«Часики».  Язык из одного уголка рта переходит к другому, словно маятник часов.

        5. «Лошадка фыркает.» Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

        6. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

        7. Надуть и втянуть щеки.

        8. Рот закрыт. Ударять кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит изо рта с силой и шумом.

         9. «Орешки.» Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

       10. «Почистим зубы». Рот открыт. Погладить языком за нижними зубами, за верхними зубами.

       11. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.

       12. «Вкусное варенье». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

  •       13. Для мягкого неба:
  • — открыть рот, покашливать. (4-6 раз)
  • — открыть рот, позевать (4-6 раз)

        Гимнастику можно выполнять перед зеркалом, можно под музыку. Упражнения можно осваивать постепенно, делать несколько движений для губ, несколько для языка и неба. Общая продолжительность гимнастики может быть 3-4 минуты.

       Упражнения для развития чувства темпа и ритма

      Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные темпы и ритмы, в том числе и музыкальные, а затем пропевание слогов, слов, стихов на заданные ритмы.

  1.       Вы можете предложить ребенку отхлопать вместе с вами (сопряженно), а потом вслед за вами (отраженно) такие ритмы:
  2. ///
  3. //    ///
  4. //    //    ///
  5.       Число палочек соответствует числу хлопков, расстояние между палочками означает паузу.

      Можно «отхлопывать» и стихи. При этом хлопок делается не на каждом слоге, а на сильной доле стиха. Например, НАшаТАняГРОмкоПЛАчетУроНИла вРЕчкуМЯчик.

      Рекомендуется в качестве речевого материала использовать хорошо знакомые детские стихотворения, написанные стихотворным размером хорей. Это стихи А. Барто «Наша Таня громко плачет», «Зайку бросила хозяйка», С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч», считалка «Аты-баты, шли солдаты». Многие стихи К. Чуковского, русские народные потешки, колыбельные песни написаны этим размером.

      Я искренне надеюсь, что эти упражнения помогут вам в долгой и кропотливой работе по лечению заикания у детей.

      Желаю крепкого здоровья вашим детям, а уважаемым родителям вдохновения и творчества. О том, как можно заниматься с малышами в домашних условиях и о других секретах логопедической работы можно прочесть в других статьях моего блога.

  • С уважением, Наталья Свинина
  • кандидат педагогических наук,
  • логопед для детей, подростков и взрослых

Источник: http://blog1.xn——dlckcd4dvap4a3i.xn--p1ai/igri_i_uprajneniy_dly_detey.html

Дыхательная гимнастика для заикающихся детей

Упражнения дыхательной гимнастики при заикании у детей способны полностью восстановить свободную непринужденную речь. Регулярные ежедневные занятия эффективны, но положительный результат достигается упорным трудом.

Первые тренировки должны выполняться под контролем специалиста, чтобы избежать ошибок.

Восстановление плавной речи важно, так как общение с окружающим миром играет ведущую роль в формировании личности и ее психологических качеств.

Начинать занятия гимнастикой Стрельниковой при заикании нужно как можно раньше, потому что дыхательные упражнения при заикании эффективны в раннем детском возрасте. Отсутствие коррекции может привести к тому, что ребенок замкнется в себе, ограничит общение и даже перестанет разговаривать.

Как нарушается дыхание при заикании?

Ритмичное дыхание во время произношения звуков и фраз обеспечивает свободную артикуляцию. При расстройстве функции двигательного центра в коре головного мозга расстраивается регуляция ритма дыхания.

В результате у малыша наблюдаются спазмы мышц гортани, глотки, губ, языка, которые могут сопровождаться судорогами. Нарушение ритмичного темпа вызывает логоневроз.

Для детей с заиканием характерны нарушения дыхательной функции:

  • недостаточный вдох (маленький объем воздуха не позволяет закончить смысловую фразу);
  • ощущение нехватки воздуха на середине предложения;
  • отсутствие участия в дыхании мышц диафрагмы и брюшного пресса.

Дыхательные упражнения при заикании координируют дыхательный акт, способствуют активации всех мышц, задействованных в его участии.

Причины заикания у детей

Существует ряд причин, которые вызывают сбой ритмичного дыхания при заикании.

Факторы, вызывающие заикание у детей

Врожденные Органические Психологические Неправильное воспитание
  • Наследственность (заиканием страдают один или оба родителя)
  • Инфекционные заболевания в первые годы жизни
  • Травмы во время родов
  • Гидроцефалия
  • Нарушение мозгового кровообращения
  • Конфликтные ситуации в семье
  • Агрессивное поведение родителей
  • Сильный испуг
  • Информационные перегрузки
  • Слишком раннее обучение иностранным языкам
  • Чрезмерное увлечение компьютерными играми и телевизионными передачами
  • Переучивание левши в правшу

На ребенка может повлиять один или несколько факторов. Для работы над дыханием у заикающихся потребуется выяснить и проанализировать каждую причину.

Правильное дыхание при заикании

Дыхательная гимнастика от заикания призвана обеспечить:

  1. Гармоничный баланс между вдохом и выдохом.
  2. Обучение дыханию с активным использованием диафрагмы.
  3. Регулирование ритмичности вдоха и выдоха с помощью сознательного контроля.
  4. Развитие мышц брюшного пресса, диафрагмы, глотки и повышение их тонуса.
  5. Расслабленное дыхание при произнесении отдельных слов и фраз.

Регулярное выполнение гимнастики способно наладить и отрегулировать правильное взаимодействие дыхательной и нервной системы. В результате улучшается не только речь, но и эмоциональное состояние ребенка.

Исчезает страх перед необходимостью общения, малыш приобретает уверенность в себе.

Личность получает дополнительный стимул для дальнейшего развития, так как заикание может стимулировать асоциализацию и препятствовать общению.

Виды дыхательной гимнастики от заикания

Для достижения положительного результата используют различные виды гимнастики для тренировки правильного дыхания. Упражнения делятся на две большие группы:

  • статические (выполняются без движения);
  • динамические (во время занятий используется двигательная активность).

Ребенок может лежать, стоять или сидеть во время тренировки.

Интерес у малышей вызывает комплекс дыхательной гимнастики с элементом игры: надувание воздушных шаров, мыльные пузыри. Ребенок вместе с родителями с удовольствием дует на воду или ватные шарики.

Обязательным условием является влажная уборка комнаты перед началом занятий, так как иначе частицы пыли могут попасть в дыхательные пути и вызвать защитный кашлевой рефлекс. Малыш должен быть заинтересован в выполнении упражнений, инструктор вместе с родителями следит за правильным их выполнением.

Читать:   Болит шея и голова: причины, лечение и профилактика

Метод Стрельниковой: список и техника упражнений

Гимнастика по методике Стрельниковой – наиболее эффективна для исправления заикания и связанных с ним нарушений дыхания в период артикуляции.

Читайте также:  Боязнь щекотки: как называется фобия, психология

Парадоксальная техника основана на чередовании быстрого, шумного и жесткого вдоха и длинного плавного выдоха. Вдохи должны быть короткими, а выдохи плавными и длинными.

Упражнения доступны даже для маленьких детей, поэтому заниматься необходимо при появлении первых признаков заикания.

Время выполнения упражнений ограничивается получасом, после употребления пищи должно пройти не менее двух часов. Родители должны быть готовы к тому, что у малыша может закружиться голова из-за резкого насыщения мозговых клеток кислородом.

Необходимо приучить ребенка начинать произношение слов после вдоха, чтобы вся фраза проговаривалась на длинном продолжительном выдохе.

В комплекс гимнастики включаются упражнения:

  • ладошки;
  • погончики;
  • насос;
  • обнять плечи;
  • кошка;
  • маятник.

Для каждого упражнения используется по 8-12 подходов.

Ладошки

Ребенок стоит прямо, его руки согнуты в локтевых суставах и подняты вверх. Ладони разжаты и направлены вперед. Губы необходимо плотно сомкнуть. Потребуется сделать 4-8 коротких вдохов подряд, одновременно сжимая ладони в кулаки. Выдох должен быть плавным и спокойным. После паузы в 3-4 секунды ребенок должен продолжить выполнения гимнастики.

Погончики

Руки лежат на поясе, ладони сжаты в кулак. Во время вдоха кулаки с силой опускаются вниз, подряд необходимо сделать 8 вдохов. На выдохе руки плавно возвращаются в исходное положение. Важно помнить о том, что вдох должен совершаться только через нос, а выдыхается воздух через рот.

Плечи поднимаются при вдыхании и опускаются при выдыхании наподобие погончиков.

Насос

Упражнение нужно проводить так, чтобы руки свободно свисали вниз. Нужно сделать 8 вдохов подряд, представляя, как накачивается воздухом автомобильный насос. На выдохе нужно выпрямиться и выдохнуть ртом. При появлении головокружения упражнение нужно выполнить сидя.

Читать:   Диагностика причин головной боли

Обнять плечи

Руки согнуть в локтевых суставах и опустить локти вниз. Охватить свои плечи руками, обнимая себя и сделать вдох. Голова должна быть запрокинута назад. На выдохе руки опускают вниз и расслабляются.

Кошка

Малыш встает на четвереньки наподобие кошки. На выдохе спина округляется и поднимается верх, а голова наклоняется книзу. При выдыхании спина должна прогнуться, а голову нужно поднять вверх.

Маятник

Ребенок наклоняет туловище вперед и резко вдыхает через нос, руками стртараясь дотянуться до пола. На выдохе ребенок должен выпрямиться и свободно расправить плечи.

Противопоказания к дыхательной гимнастике

При регулярном лечении дыхательной гимнастикой по Стрельниковой есть возможность полностью избавить больного от заикания. Перед началом выполнения дыхательной методики необходимо оценить состояния маленького пациента, так как метод имеет следующие противопоказания:

  • Заболевания нервной системы (ДЦП);
  • Врожденные пороки сердца;
  • Внутричерепная гипертензия;
  • Повышение артериального давления;
  • Искривление позвоночника;
  • Травматическое повреждение конечностей и позвоночного столба;
  • Острые инфекционные заболевания с высокой температурой тела.

После консультации специалиста подбираются альтернативные методы коррекции.

Эффективность упражнений доказана многочисленными положительными результатами. Речевое дыхание имеет первостепенное значение для плавного произношения слов и фраз. Болезни нервной системы функционального характера поддаются воздействию дыхательной гимнастики, а методика Стрельниковой зарекомендовала себя как наиболее действенная.

Лечение заикания должно проводиться с учетом противопоказаний, а родителям необходимо внести свой вклад в развитие речи благодаря полноценному общению с малышом. Решающее значение для коррекции заикания имеет эмоциональное состояние, так как напряженность во время занятий может препятствовать достижению успеха.

Источник: https://appteka.ru/nevrologiya/dyhatelnaja-gimnastika-pri-zaikanii-u-detej

Этапы индивидуальных логопедических занятий с применением артикуляционного массажа при заикании

Шевцова Е.Е.

  • Артикуляционный массаж при заикании
  • Москва 2006
  • АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ МАССАЖ В КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ
  • Каждый логопед знает о том положительном эффекте, который достигается в коррекции многих речевых расстройств, в том числе и заикания, в результате применения артикуляционного массажа.

Массаж — это лечебный метод, при котором используется механическая энергия, передаваемая органам и тканям в виде поглаживания, растирания, вибрации, поколачивания, надавливания. Артикуляционный массаж оказывает разностороннее влияние на организм и прежде всего на нервную систему.

Значительная роль принадлежит массажу в уменьшении патологических проявлений в коже, мышцах и т.д., в результате чего снижается поток патологической импульсации в центральную нервную систему.

В центральной нервной системе создаются условия для нормализации взаимоотношений между корой, подкоркой и нижележащими отделами. Доказано, что при воздействии массажа может повышаться или понижаться возбудимость нервной системы в зависимости от функционального ее состояния и методики воздействия.

Улучшаются кровообращение, окислительно-восстановительные и обменные процессы в нервной ткани, что, в свою очередь, положительно влияет на динамику нервных процессов.

Повышается работоспособность мышц, понижается тонус в спастических мышцах и значительно повышается при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, подавляются патологические двигательные синергии, а также синкинезии, достигается релаксация речевой мускулатуры.

Помимо этого, возникают положительные психологические изменения: улучшается эмоциональное состояние, уменьшается скованность, возникает чувство приятного тепла и проч.

Для достижения максимальной эффективности при проведении артикуляционного массажа логопед должен хорошо представлять, себе механизм нарушения, а также знать анатомию мимических мышц лица и область распространения кожных нервов головы и шеи.

Заикание является дискоординационным судорожным расстройством речи, возникающим в процессе общения по механизму системного речедвигательного невроза, и клинически представлено первичными, собственно речевыми, т.е.

нейромоторными расстройствами, и вторичными, невротическими, нарушениями, которые у взрослых часто становятся доминирующими.

Во многих случаях заикание возникает на органическом фоне в виде церебральной дефицитарности различного генеза.

Расстройство речи при заикании выражается в нарушении координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности.

Нарушение корковой деятельности является первичным и приводит к расстройству индукционных взаимоотношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно-рефлекторных механизмов, которые регулируют деятельность подкорковых образований.

В силу создавшихся условий, при которых нарушается нормальная регуляция коры, имеют место отрицательные сдвиги в деятельности стриопаллидарной системы.

Стрио-паллидум является важной составной частью двигательной системы. Он входит в состав экстрапирамидной системы.

В двигательной зоне коры головного мозга начинается двигательный — пирамидный — путь, по которому следуют импульсы о выполнении того или иного движения.

Экстрапирамидная система, важной составной частью которой является стрио-паллидум, включаясь в двигательную пирамидную систему, участвует в обеспечении произвольных движений.

Стриопаллидарная система находится в подкорковой области, в толще белого вещества полушарий мозга. Это скопление серого вещества, образующее так называемые базальные ядра.

В то время, когда кора головного мозга еще не была развита, стриопаллидарная система являлась главным двигательным центром, определявшим поведение животного. С развитием коры головного мозга стриопаллидарная система перешла в подчиненное состояние.

Главным двигательным центром является кора головного мозга.

Стриопаллидарная система обеспечивает фон «предуготованности» к совершению движения; на этом фоне осуществляются контролируемые корой головного мозга быстрые, точные, строго дифференцированные движения.

Для совершения движения необходимо, чтобы одни мышцы сокращались, а другие расслаблялись. То есть необходимо точное и согласованное перераспределение мышечного тонуса.

Такое перераспределение тонуса мышц как раз и осуществляется стриопаллидарной системой. Совершенствование движения в процессе обучения их выполнению приводит к их автоматизации, к формированию двигательных стереотипов.

Такая возможность обеспечивается стриопаллидарной системой.

Двигательные акты новорожденного носят паллидарный характер: они не координированы, бросковы и часто излишни. С возрастом, по мере созревания стриатума, движения ребенка становятся более экономичными, скупыми, автоматизированными.

Источник: https://megaobuchalka.ru/4/4672.html

Ссылка на основную публикацию