Какие факторы влияют на выбор профессии: что учитывать, советы, актуальность

Психологические и мотивационные факторы, которые могут повлиять на выбор специальности, стандартны для всех, но проявляются в разной степени. Среди них:

  • заинтересованность в какой-то области;
  • склонность к конкретной специальности;
  • уровень притязаний;
  • знания о специальности;
  • мнение сверстников, родителей, учителей;
  • наличие точной цели.

Какие факторы влияют на выбор профессии

Все это важно при выборе будущей профессии. Но нужно учитывать, есть ли у вас склонности к какой-то работе, потому что один интерес к специальности не сделает человека виртуозом.

Не станет музыкантом человек, который любит музыку, но не имеет слуха. Не будет великим танцором тот, кто редко попадает в такт.

При выборе нужно помнить, что без врожденного таланта вам точно не обойтись, и прислушиваться к себе.

Успешность — основа любой деятельности. Она — залог продвижения в карьере и хорошего настроения. Действительно успешным профессионалом сможет стать только тот человек, у которого есть и талант, и интерес к определенной специальности.

Задумываясь о том, что является фактором для выбора профессии, не забывайте об уровне притязаний.

Задайте себе вопрос: чего я хочу добиться в жизни, и хватит ли мне этого для счастья? Непритязательная личность будет рада полученной специальности слесаря в ЖЭКе, а человек с повышенными жизненными требованиями добьется большего успеха.

Это не значит, что работа делится на хорошую и плохую. Это всего лишь значит, что у людей разный уровень притязаний, и нет ничего плохого в том, чтобы любить свою профессию, где бы вы ни работали.

Какие факторы влияют на выбор профессии

На выбор специальности влияют и внешние обстоятельства. Что является внешними факторами, которые влияют на выбор профессии? Мнение учителей, родителей или сверстников.

Педагоги дарят ученикам массу полезных и нужных знаний. Поэтому обычно школьники учитывают их мнение для выбора профессии.

Родители — самые родные и влиятельные люди. Они априори желают ребенку самого лучшего, но часто это лучшее у родственников ограничено наследованием. Например, если в семье все были врачи, наследник обязан продолжить династию. Родителям часто совсем неважно, имеет ли ребенок талант или хотя бы желание продолжать традиции.

Мнение сверстников — это настоящий лабиринт сомнений. Многие подростки в силу своего возраста считают профессии модными и немодными. Мнение одноклассников часто становится решающим фактором при выборе будущей специальности, хотя во взрослой жизни они разбираются меньше родителей или учителей, поэтому шансы на везение и на ошибку примерно равны.

Какие факторы влияют на выбор профессии

Еще один фактор, определяющий профессию, — профессиональный план. На протяжении жизни каждый хочет кем-то быть, выстраивает в мыслях цепочку своего существования. Составление личного плана заранее станет надежной основой для принятия решения. Уделите этому повышенное внимание.

Будущая профессия и ее выбор: как избежать ошибок

Выбор будущей специальности часто сопровождается стандартными ошибками, которых можно было бы избежать, воспользовавшись такими советами:

  • не выбирайте будущую работу, не обладая о ней ни малейшей информацией. Так можно получить не профессию, а неприятный сюрприз. Если стрингер, аквизитор и постижер для вас — загадочные слова, то или оставьте их в покое, или постарайтесь узнать больше об этих профессиях;
  • не ориентируйтесь только на престижность и доходность специальностей. Часто документ о получении образования не становится поводом платить достойную зарплату. Хороший гонорар обычно получают люди, имеющие нужную должность, исполняющие сложную работу в компании;
  • не сравнивайте между собой школьные занятия и специальность. Любить литературу и быть литератором — это разные вещи. В основе филологических специальностей нет того, что напоминает обычные школьные уроки. Филология — это большой список профессий от корректора до научного сотрудника института;
  • нельзя выбирать специальность за компанию. Это говорит о полном нежелании нести личную ответственность за свои решения. Только в некоторых случаях из людей-компаньонов получаются хорошие специалисты. Гораздо чаще при таком выборе срабатывает невезение;
  • не прячьте глубоко свои таланты и интересы. Лучше всего сделать своей профессией то, что вам очень нравится или хорошо получается. Многие представители молодежи часто упускают этот момент, а его следовало бы внести в основу причин, определяющих выбор.

Будущая профессия и ее выбор: как избежать ошибок

На нашей планете живет немало людей, которые любят давать дельные советы. При выборе профессии стоит учитывать то, что далеко не каждый советчик компетентен в этом вопросе.

Не обращайте внимания на людей, которые разглагольствуют о специальности, не зная ее специфику, ситуации на рынке труда или талантов будущего студента.

Они могут уверенно говорить о том, в чем ориентируются весьма посредственно.

Источник: https://1000sovetov.ru/article_samoopredelenie-ili-samopreodolenie-faktory-vliyayushie-na-vybor-professii

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА | sibac.info

  • ФАКТОРЫ,  ВЛИЯЮЩИЕ  НА  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ  ВЫБОР  МОЛОДОГО  ЧЕЛОВЕКА
  • Исмаилов  Роман  Эльчинович
  • студент  2  курса,  СТПТ,  г.  Самара
  • E-mail:  ramzestil@gmail.com
  • Попова  Светлана  Владимировна
  • научный  руководитель,  преподаватель  высшей  категории  СТПТ,  г.  Самара
  • E-mail:  umnica2006@mail.ru

В  современных  условиях  рыночной  экономики  у  выпускников  как  будущих  молодых  специалистов  самой  важной  задачей  становится  не  просто  формальное  получение  диплома,  а  стремление  стать  конкурентоспособным  на  рынке  труда,  на  котором  всё  чаще  наблюдается  явное  несоответствие  между  спросом  на  рабочие  ресурсы  и  предложением.  Основополагающими  факторами,  влияющими  на  конкурентоспособность  современного  выпускника,  являются  политический  строй  страны  и  развитие  промышленной  отрасли  в  конкретном  регионе. 

На  сегодняшний  день  выпускники  для  построения  своей  профессиональной  карьеры  должны  обладать  готовностью  и  стремлением  «продолжать  образование  в  течение  всей  жизни»  и  быть  социально  и  профессионально  мобильными.

  Следовательно,  каждый  учащийся  должен  осознавать,  что  для  того  чтобы  быть  успешным  в  жизни  и  востребованным  на  рынке  труда,  необходимо  постоянно  обновлять  и  пополнять  свой  запас  знаний.  Эта  позиция  чётко  прослеживается  в  работах  многих  отечественных  учёных-педагогов.

  Горюнова  Л.В.

  в  своём  исследовании  отмечает,  что  на  сегодняшний  день  профессиональное  образование  призвано  «подготавливать  специалистов  способных  легко  обучаться,  быстро  приспосабливаться  к  меняющимся  условиям  и  содержанию  профессиональной  деятельности,  заинтересованных  в  своём  непрерывном  образовании  и  самосовершенствовании»  [1]. 

Каждый  выпускник  при  выборе  профессии  должен  учитывать  свои  способности  и  возможности.  Соответствие  требованиям  выбираемой  профессии  делает  возможным  достижение  необходимого  профессионального  уровня.  Первым  фактором,  влияющим  на  профессиональный  выбор  абитуриента,  являются  требования  работодателя  к  нему  как  к  потенциальному  работнику.

  1. Основными  требованиями,  выдвигаемыми  работодателями  к  специалисту  среднего  звена,  можно  выделить:
  2. ·     наличие  профессионально  важных  качеств:  системность  и  фундаментальность  знаний,  дисциплинированность,  ответственность,  заинтересованное  отношение  к  своей  работе;
  3. ·     готовность  к  постоянному  самообразованию  и  повышению  своей  профессиональной  квалификации; 
  4. ·     способность  к  самоанализу  процесса  и  результатов  своей  трудовой  деятельности;
  5. ·     наличие  личностных  качеств:  настойчивость,  самообладание,  энергичность,  активность,  обязательность  и  др.;
  6. ·     сформированность  умений  и  навыков  работы  в  команде;  умение  сотрудничать,  организаторских  способностей,  умения  руководить;
  7. ·     сформированности  навыков  в  поиске  и  работе  с  различными  источниками  информации,  способность  к  восприятию  новых  идей;
  8. ·     выработка  способности  принимать  ответственные,  быстрые  и  адекватные  решения  в  нестандартных  ситуациях.

Раньше,  в  условиях  распределительной  системы,  выпускник  мог  постепенно  адаптироваться  во  время  стажировки  и  в  начальный  период  работы  под  руководством  наставников,  когда  от  него  ещё  не  требовалось  полной  профессиональной  самоотдачи.

  В  современных  условиях  рынка  труда  сильно  сокращаются  сроки  приобретения  молодым  специалистом  профессиональных  навыков  и  доведение  их  до  требуемого  работодателем  профессионализма.

  Даже  высококвалифицированный  специалист,  не  продолжающий  своё  самообразование,  в  связи  с  быстро  изменяющимися  технологиями,  может  оказаться  невостребованным  и  неконкурентоспособным.

  Статистические  данные  показывают,  что  в  наши  дни  может  сложиться  ситуация,  когда  специалисты,  являющиеся  (по  объективным  оценкам  результатов  их  профессиональной  деятельности  и  мнению  коллег  и  наставников  и  т.  п.

)  достаточно  высококвалифицированными  работниками,  не  смогли  занять  достойной  ниши  в  сфере  своей  профессиональной  карьеры.  Они  как  бы  «затерялись»  в  стремительно  изменяющихся  социально-экономических  условиях,  когда  другие,  находящиеся  на  том  же,  а  то  и  на  более  низком  уровне  профессионального  развития,  смогли  остаться  востребованными  на  своих  рабочих  местах  [2].

Изменение  потребности  в  работниках  той  или  иной  профессии  под  воздействием  внешних  и  внутренних  причин  удовлетворяется  в  основном  путём  внутреннего  распределения  рабочей  силы  по  рабочим  местам  и  может  сопровождаться  даже  сменой  видов  деятельности.  Обеспечение  рабочих  мест  трудовыми  кадрами  в  этих  условиях  будет  определяться  профессиональной  мобильностью  имеющейся  рабочей  силы  [3]. 

Следующим  фактором  является  мотивация  молодого  человека  получить  конкретную  профессию.

  Мотивы  к  получению  какой-либо  профессии  могут  быть:  внутренними,  основанными  на  личностных  потребностях  человека  и  внешними,  сформированными  под  влиянием  внешних  факторов:  потребность  общества  в  тех  или  иных  специалистах,  престиж  профессии,  перспективы  её  изменения  и  развития  (одни  профессии  исчезают,  видоизменяются,  другие  наоборот  появляются),  материальные  и  моральные  ценности,  уровень  жизни  семьи  и  т.  д. 

  • К  внутренним  мотивационным  факторам  можно  отнести:
  • ·     материальные  мотивы  —  стремление  получить  высокооплачиваемую  работу,  хороший  социальный  пакет,  льготы;
  • ·     социальные  мотивы  —  занять  свою  нишу  в  обществе;
  • ·     моральные  мотивы  —  стремление  быть  полезным  обществу;
  • ·     престижные  мотивы  —  стремление  к  карьерному  росту,  выбор  уважаемой  профессии,  которую  оценят  окружающие;
  • ·     профессиональные  мотивы  —  стремление  быть  мастером  своего  дела  и  овладеть  всеми  нюансами  профессии;
  • ·     познавательные  мотивы  —  стремление  изучать  профессионально-значимую  информацию;
  • ·     утилитарные  мотивы  —  стремление  иметь  возможность  работать  в  городе,  иметь  работу  недалеко  от  дома,  возможность  продолжить  своё  образование  в  ВУЗе,  советы  более  старшего  поколения  или  друзей;
  • ·     творческие  мотивы  —  иметь  возможность  творчески  самореализовываться,  быть  оригинальным.

Мнение  семьи  для  абитуриента  при  выборе  профессии  зачастую  оказывает  очень  важное  влияние.  Молодой  человек  нередко  прислушивается  к  мнению  своих  близких,  в  первую  очередь  —  родителей.

  Согласно  опросу  абитуриентов  около  40  %  спрашивали  совета  у  родителей,  около  30  %  не  обсуждали  свой  выбор  в  кругу  семьи,  но  родители  всё  равно  высказывали  своё  мнение  относительно  планов  своего  ребёнка,  30  %  выбрали  профессию  самостоятельно,  исключительно  из  личных  соображений,  при  этом  родители  не  высказывали  ребёнку  свою  позицию.

По  результатам  опроса,  10  %  первокурсников  утверждают,  что  поступили  в  техникум  по  настоянию  родителей,  около  60  %  назвали  основной  причиной  желание  получить  именно  эту  профессию,  30  %  подали  документы  в  техникум  случайно  (за  компанию,  расположение  техникума  ближе  к  дому  и  т.  д.).

При  выборе  учебного  заведения  абитуриенты  отмечали  следующие  факторы,  повлиявшие  на  их  выбор:  качество  преподавания  специальных  дисциплин  и  материально-техническая  база,  наличие  компьютерных  классов  и  интернета,  взаимоотношения  преподавателей  и  студентов,  организация  внеучебной  деятельности,  возможность  участвовать  в  различных  исследовательских  проектах.

Во  время  обучения  студентов  в  техникуме  на  3—4  курсах  у  20  %  появилось  желание  перейти  на  другую  специальность  или  получить  дополнительный  диплом.  Многие  старшекурсники  начинают  рассматривать  возможности  освоения  смежных  специальностей  в  начале  своей  трудовой  карьеры.

  По  результатам  анкетирования  выпускников  разных  лет  выяснилось,  что  около  25  %  хотят  или  уже  сменили  полученную  специальность.  Но  более  40  %  выпускников  не  просто  ею  удовлетворены,  а  стремятся  продолжить  обучение  в  ВУЗе.

  Выпускники,  которые  добились  конкретных  профессиональных  успехов,  отмечают  постоянно  возрастающий  интерес  к  своей  профессии. 

Можно  выделить  ряд  типичных  ошибок,  которые  допускают  молодые  люди  при  выборе  будущей  профессии:  предосудительное  отношение  к  некоторым  «непристижным»  профессиям,  которые  на  самом  деле  являются  весьма  достойными  и  очень  важными  для  общества;  однобокое  увлечение  только  внешней,  какой-нибудь  частной  стороной  профессии;  неадекватная  оценка  своих  физических  возможностей  и  способностей;  отождествление  учебного  предмета  в  школе  с  профессией;  незнание  основного  содержания  выбираемой  профессии.

Необходимо  отметить,  что  работодатели  наиболее  заинтересованы  в  работниках,  которые  наиболее  подготовлены  и  ориентированы  на  освоение  смежных  профессий.  Этот  фактор  будет  способствовать  развитию  взаимозаменяемости  и  взаимопомощи  в  трудовых  коллективах,  а  также  организации  многоступенчатого  обучения  как  условия  их  профессионального  роста.

  Выделенные  качества  выпускника,  как  будущего  специалиста  формируются  «под  влиянием  глубокого  интереса  к  выбранной  специальности,  определяются  профессионализмом  преподавателей,  производственной  практикой,  активностью  в  самообразовании,  скоростью  восприятия,  понимания  и  прочного  усвоения  больших  массивов  сложно  организованного  знания»  [4].

 

По  данным  государственной  службы  занятости  населения  Самарской  области  около  40  %  безработных  имеют  высшее  или  среднее  профессиональное  образование.

  Среди  некоторых  выпускников  бытует  мнение,  что  для  приобретения  достойной  должности  достаточно  получить  только  диплом  и  хорошую  характеристику  с  места  учёбы.  В  наше  время  этого  мало.  Высокая  оплата  не  связана  напрямую  с  определённой  профессией.

  На  высокую  оплату  за  свой  труд  могут  претендовать  высококвалифицированные  специалисты.  Оплата  труда  —  это  результат  собственной  деятельности  человека  и  его  желания  самообразовываться,  самосовершенствоваться,  стремиться  получать  новые  знания.

Читайте также:  Ребенок боится темноты: что делать, советы психолога, как помочь

  Оплата  труда,  как  правило,  является  индикатором  соответствия  уровня  человека  с  его  возможностями  и  способностями.

  Поэтому  формирование  конкурентоспособных  и  профессионально  мобильных  специалистов,  чьи  личностные  и  профессиональные  качества  будут  наиболее  востребованы  на  рынке  труда,  становится  главной  задачей  средних  специальных  учебных  заведений  [3].  Качество  профессиональной  подготовки  молодого  специалиста  будет  соотноситься  работодателями  с  конкурентоспособностью  учебного  заведения,  подготовившего  данного  выпускника.

Список  литературы:

1. Горюнова  Л.В.  Профессиональная  мобильность  специалиста  в  контексте  компетентностного  подхода//  Гуманитарные  и  социально-экономические  науки.  Спецвыпуск  «Педагогика»  №  3,  2006.

2.Зеер  Э.Ф.  Психология  профессий:  учеб.  пособие  для  студентов  вузов.  2-е  изд.,  перераб.,  доп.  М.:  Деловая  книга,  2003.  —  336  с.

3.Попова  С.В.  Педагогические  условия  формирования  профессиональной  мобильности  специалистов  среднего  звена//  Образование  и  саморазвитие  —  №  4  (26),  Казань,  —  2011,  —  С.  149—153.

4.Паронджанов  В.Д.  Возможна  ли  новая  революция  в  образовании?  //  Высшее  образование  в  России  —  №  2,  М.,  —  2007.  —  С.  1—11.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xiii/34313

Какие факторы влияют на выбор профессии

Какие факторы влияют на выбор профессии?

Ответ

Для того чтобы твой выбор профессии максимально совпал с ожиданиями и возможностями, необходимо немало.

Во-первых, нужна осведомлённость о профессии. Чем больше ты о ней узнаешь, чем правдивее и точнее эта информация, тем меньше вероятность разочарования. Информацию о профессиях можно получить из специальных справочников, книг, в специальной службе профессиональной ориентации. Стоит поговорить с теми, кто в этой профессии чего-то добился.

Во-вторых, следует учитывать мнение футурологов (специалистов по прогнозированию будущего), которые полагают, что в XXI в. придётся не раз на протяжении жизни менять специальность из-за коренных изменений в технологии производства.

Значит, важно не просто выбрать профессию, а скорее определиться с направленностью и областью применения ваших способностей.

Области профессиональной деятельности принято делить на следующие: «человек — техника», где главный, ведущий предмет труда — технические системы, вещественные объекты, виды энергии; «человек — природа», где предполагаются в качестве ведущего предмета труда растения, животные или микроорганизмы; «человек — знак» — здесь ведущий предмет труда — условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки (например, компьютерные); «человек — человек» — область ориентирована на работу с людьми, на группы, коллективы; «человек — художественный образ» — эта область использует в качестве ведущего предмета художественные образы, условия их построения.

В-третьих, важно понимать, что далеко не каждый сможет стать в своей профессии знаменитым. А успех и слава не являются автоматическим приложением к профессии. Мода на профессии преходящая, а профессиональный успех — удел тружеников.

В правильном выборе профессии может помочь профессиональная консультация специалистов. Для некоторых профессий необходимо точнейшим образом определить, какова у человека быстрота звуковых и световых реакций, длительность нервной реакции, — все это можно определить только с помощью специальных установок и приборов.

Кроме удачного выбора профессии, человеку для достижения жизненных целей необходимо утром с радостью идти на работу, а вечером с радостью идти домой. Семья, семейный уют и понимание нужны человеку в разные периоды его жизни. В семейном коллективе, как и в других малых группах, в которых участвует человек, он проявляет себя как личность.

Источник: https://historyedu.ru/kakie-faktory-vliyayut-na-vybor-professii/

Будущая профессия. Проблема выбора профессии :

Вопрос выбора профессии является актуальным на протяжении долгих лет.

То, чем будет заниматься человек в будущем, существенно будет влиять на финансовое положение, социальный статус, общество, с которым придется пересекаться и общаться, на всю жизнь в целом.

Однако перед тем как стать специалистом в определенной отрасли, приходится проделать немалый путь, начиная от самой мысли «кем быть» и заканчивая получением всех необходимых знаний и опыта для работы.

С чего начинается выбор профессии?

Разговор о профессии начинается с самого детства.

Уже у маленьких детей спрашивают: «Кем ты хочешь стать в будущем?» Дети отвечают на этот вопрос по-разному: кто-то говорит, что хочет стать врачом, кто-то — учителем, мальчишкам нравятся летчики, космонавты, а кто-то даже отвечает, что желает стать Президентом. Стоит отметить, что даже игры, в которые играют дети, отражают интересы детей, где они или лечат кого-то, или что-то строят, готовят и так далее.

У кого-то и осуществляются детские мечты, а кто-то много раз меняет свое мнение по поводу того или иного вида деятельности. Если же ребенок сильно увлечен чем-то, ему нужно помогать развивать свои способности в этой сфере, подсказывать и направлять в нужном направлении.

В современном мире появляется множество разных профессий. Благодаря компьютеризации увеличился выбор специализаций. Появилась возможность работать не только в офисе, но и удаленно, например, дома за компьютером по Интернету. Чтобы иметь более четкое понятие о разнообразии профессий, можно разделить их на определенные группы.

Основные классификации профессий

Можно выделить типы, группы и отделы профессий.

Типы профессий определяются по предмету труда:

  • знаковые системы;
  • природа;
  • техника;
  • художественный образ;
  • человек.

Распределение профессий по группам осуществляется, исходя из условий труда:

  • бытовой микроклимат;
  • моральная ответственность;
  • необычность;
  • открытый воздух;
  • экстремальность.

В зависимости от средств труда выделяются следующие отделы профессий:

  • автоматические;
  • механические;
  • ручные;
  • теоретические;
  • функциональные.

Проблема выбора профессии

Будущая профессия является основным звеном для осуществления нормальной жизнедеятельности человека. Поэтому очень важно выбирать профессию именно ту, где можно проявить себя с хорошей стороны, быть нужным для общества. Проблема выбора состоит в том, что на данный момент существует огромное количество профессий, среди которых нужно выбрать лишь одну.

Факторы

Факторы выбора профессии принято выделять внешние и внутренние. Рассмотрим подробнее и те и те.

Внешние факторы подразумевают место профессии на рынке труда, заработную плату, мнение и отношение окружающих к данному виду деятельности. Особую роль играет престиж профессии. Однако это может вызывать определенные сложности при дальнейшем трудоустройстве из-за большого количества специалистов одной и той же отрасли.

Внутренние факторы подразумевают способности самого человека, который стоит перед выбором, кем стать.

Внешние факторы, влияющие на выбор профессии

Востребованность, которая тоже относится к внешним факторам, характеризуется нестабильностью. Профессии, которые пользуются спросом на сегодняшний день, могут быть невостребованными через некоторый промежуток времени.

Хоть и к заработной плате особое отношение, следует учитывать тот факт, что сама профессия не может гарантировать высокого заработка. Тут также нужно рассматривать возможность карьерного роста. Так как, будучи представителями одной профессии, кто-то может находиться на высокой должности и иметь хороший доход, а кто-то, наоборот, занимать низкую должность и получать небольшую зарплату.

Необходимо оценивать реальную возможность в получении профессии. Здесь немаловажную роль имеет финансовое положение, так как при поступлении сложно попасть на бюджетную форму обучения.

Что же касается мнения окружающих, в том числе родителей, то это, безусловно, важный момент при выборе профессии, но не самый важный.

Необходимо четко осознавать разницу между рынком труда, когда работали мама и папа, и нынешним, о котором они, возможно, не полностью осведомлены.

Можно воспользоваться Интернетом и изучить ситуацию, почитать отзывы людей разных профессий или попросить знакомых людей поделиться своим опытом. Проанализировав все вместе взятое, стоит самому определиться, как действовать дальше.

Внутренние факторы, влияющие на выбор профессии

От характера и личностных качеств зависит то, каким специалистом он станет. Не стоит ставить планку выше своих возможностей.

Не стоит окунаться с головой в медицину, если химия и биология являлись сложными и непонятными предметами. Хороший программист не получится из того, кто не дружил с математикой и информатикой.

Учитель без творческих способностей, терпеливости и любви к детям обречет себя на душевное расстройство.

Следует заниматься тем, где можно действительно применить все необходимые знания. Работа должна доставлять удовольствие и быть интересной для самого работника не только с ее материальной стороны, но и содержания.

Роль школы при выборе профессии

Проблема выбора профессии должна рассматриваться и в самой школе. Здесь как нигде проявляются способности учеников, оцениваются их знания, прослеживается уровень коммуникабельности в общении со сверстниками и учителями.

Классный руководитель должен посвящать этой теме не один классный час. Выбор профессии очень сложен для ребенка, ведь пока его шаги контролируются родителями и учителями. Здесь, все же, принять решение стоит самостоятельно, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь.

Определение будущей профессии требует немало времени. Для этого в школах проводятся специальные занятия для профориентации, предлагается заполнять анкеты, направленные на изучение способностей и предпочтений учеников. Учащиеся пишут эссе на тему «Моя будущая профессия». Все это делается для того, чтобы помочь каждому ученику в этом нелегком выборе, направив его на верные действия.

«Моя будущая профессия» — сочинение, где должны быть описаны желания и взгляды на ту или иную деятельность конкретного ребенка.

Это первый шаг, чтобы начать разговор с ребенком о том, кем ему можно стать, реально оценив все его качества, умственные способности и интересы.

Перед этим заданием учителю необходимо дать четкие указания, как писать эссе на тему «Моя будущая профессия». Важно донести значимость темы и объяснить, зачем она дается для написания.

«Моя будущая профессия» — сочинение, за которое недостаточно поставить просто отметку.

Роль родителей при выборе будущей профессии ребенка

Родители – люди, которые знают своего ребенка с пеленок, которые видели, как он развивался, что ему нравилось с самого детства. На протяжении всего времени они присутствовали рядом и вместе решали какие-то проблемы. Они лучше всех могут охарактеризовать свою дочь или сына и сказать, в какой сфере их ребенок мог бы добиться успеха.

Конечно, родители должны часто разговаривать с детьми об их будущем. Будущая профессия играет очень важную роль в жизни человека, поэтому бросать ребенка один на один с выбором, кем стать, нельзя.

Родителям следует вместе с детьми анализировать ситуацию в мире, определяться заранее. Это необходимо для того, чтобы в школе можно было уделять должное внимание тем предметам, которые в дальнейшем будут необходимы при поступлении.

Если позволяет финансовое положение — прибегнуть к помощи репетиторов, приобрести все необходимые книги для изучения.

На сегодняшний день существует огромное количество специализированных курсов, где детям помогают заполнить пробелы в знаниях по определенным школьным предметам.

Здесь более досконально изучается то, что может не объясняться в школе. Курсы английского языка – отличный вариант для тех, кому язык необходим в дальнейшем.

Все это, конечно, не бесплатно, однако если финансы позволяют — это будет очень разумное вложение.

Наиболее востребованные профессии

Будущая профессия должна соответствовать требованиям современного общества, поэтому при выборе необходимо изучить спрос на тех или иных специалистов. Востребованные профессии будущего, а точнее некоторые из них, представлены ниже.

  • Так как с каждым годом производство все более развивается, обществу необходимы будут инженеры, особенно химической, нефтедобывающей промышленности.
  • Так как без компьютеров практически невозможно представить современного человека, то специалисты ИТ будут всегда пользоваться спросом.
  • В последнее время должное внимание уделяется экологии окружающей среды, поэтому работники в этой сфере будут нужны всегда.
  • Профессионалы в области красоты, здоровья и развлечений — люди, без которых нельзя представить мир.

Строительство постоянно развивается. Оно нуждается как в рабочей силе (иными словами в строителях), так и в архитекторах.

Читайте также:  Окр (обсессивно-компульсивное расстройство): лечение, избавление, таблетки

Куда пойти учиться?

После окончания школы учащихся ждет новая ступень. Эта ступень может быть как поступление в колледжи, училища, так и в высшие учебные заведения.

В первые заведения можно поступить после 9 классов, соответственно, выйти раньше на работу и зарабатывать деньги. Если есть желание получить высшее образование после колледжа или училища, то можно одновременно работать и учиться заочно.

Этот путь обычно выбирают те, кто хочет скорее стать материально независимым от родителей, или те, кто просто нуждается в деньгах.

Поступление в высшее учебное заведение требует тщательной подготовки, которую следует начинать как минимум за полгода до поступления. Чтобы обучаться на бесплатной форме обучения, необходимо успешно сдать вступительные экзамены.

К сожалению, не все получают шанс обучаться бесплатно, обладая при этом очень хорошими знаниями. При поступлении в высшее учебное заведение нужно быть готовым, что вам предложат обучаться за собственный счет.

Из этого следует, что получение заветного диплома будет стоить немалых денег.

Подводя итог, нужно сказать, что человек, определяясь по поводу будущей профессии, должен быть на сто процентов уверен, что это именно то, что ему нужно, именно то, что будет доставлять ему положительные эмоции. Спонтанность в этом деле не к месту.

Источник: https://www.syl.ru/article/194939/new_buduschaya-professiya-problema-vyibora-professii

Необходимость и актуальность профориентации — Профориентация. Подготовка к ЕГЭ. Тестирование

Важность профориентации

Одно из самых важных решений, которые человек принимает в своей жизни это выбор профессии и карьерного пути, который определит качества всей дальнейшей жизни. К сожалению, очень часто подобный выбор совершается без должного обдумывания, на уровне интуиции или сиюминутных желаний и увлечений.

Ещё хуже, когда под давлением необходимости определения с необходимыми ЕГЭ основными помощниками в решении проблемы профессиональной ориентации отдельного человека становятся желания окружающих (например, друзей или родителей), настроение или впечатления от недавно увиденной профессии без осознания всех предъявляемых ею требований и слабым представлением о специальности в целом. Подавляющее большинство ошибок при выборе профессии с подробным описанием и путями их решения разобраны в нашем материале «Типичные ошибки выбора профессии», а сейчас давайте сосредоточимся на вопросе актуальности профориентации в целом.

На самом деле проблема выбора профессии и профориентация как таковая возникли относительно недавно. На протяжении многих веков у детей практически не было другого выбора, кроме как продолжать ремесло родителей за исключением, может быть, службы в армии, внезапно сложившихся обстоятельств или социальных потрясений, которые значительно изменяли структуру общества и делали часть профессий устаревшими и ненужными. Классовое и сословное разделение загоняли подавляющую часть населения в узкие рамки, практически не оставляя выбора. Тот факт, что множество родителей стараются сделать выбор за своих детей и сделать их продолжателями своего ремесла, является, вместе с искренним желанием помочь, небольшим отголоском тех времён.

Современное определение профориентации состоит из четырёх основных направлений:

Профессиональная ориентация как источник информации о рынке труда, настоящем и планируемым спросе на те или иные профессии, их требования к знаниям, навыкам и физическим возможностям человека. Сюда же относится информирования о различных программах обучения в средне специальных и высших учебных заведениях.

Профессиональное ориентирование и консультирование, где с использованием обширного инструментария (профориентационные тесты, литература, наблюдение, консультация и прочие) диагностируются наиболее развитые навыки и интересы каждого конкретного человека и сопоставляются с предъявляемыми требованиями к профессиям. Происходит выработка рекомендаций и возможных путей получения подходящего образования и наиболее полной самореализации в трудовой деятельности.

  • Профессиональный отбор делает окончательные выводы о возможности человека работать на той или иной специальности и его пригодности к осуществлению трудовой деятельности в разных направлениях.
  • Профессиональная адаптация, в свою очередь, занимается процессами приспособления человека к условиям, требованиям и содержанию выбранной им профессии.
  • Более подробно о том, что такое профориентация в целом, её функции, виды и краткую историю развития профориентационной работы в России можно ознакомиться в материале «Что такое профориентация».

Актуальность профориентации

Проблема профориентации, безусловно, является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности. Кроме этого одной из основных проблем профориентационной работы является преодоление или сведение к минимуму возникающих противоречий, которые существуют между объективными потребностями общества в достаточной и сбалансированной кадровой структуре и сложившимися за долгие годы субъективными профессиональными желаниями и стремлениями молодёжи, которая не может или не хочет подстраиваться по реалии текущего дня. В таких случаях неизбежно возникают перекосы в спросе и предложении профессий на рынке труда, необоснованно завышенный выпуск специалистов определённых специальностей, несостоятельные рейтинги престижности профессий и многие другие.

Таким образом, развитая и имеющая поддержку от государства системная профориентация должна решать все возникающие вопросы и существенно способствовать на распределение людских ресурсов, определение оптимальных профессий по способностям, успешно заниматься адаптацией трудовых ресурсов к полученной специальности и заниматься трудовым воспитанием подрастающего поколения.

Современные проблемы профориентации в России

  1. Отсутствие общепринятых, однозначных образов профессионального успеха
  2. Неопределённые цели самоопределения в профессиональном плане
  3. Практически отсутствующее или очень слабое взаимодействие государства, органов образования, образовательных учреждений с профориентационной наукой.

  4. Катастрофически недостаточное количество выделенного времени в школах и детских садах на знакомство детей с миром профессий, рынком труда, приучения к труду.
  5. Отсутствие желания родителей и других заинтересованных лиц заниматься профориентацией детей на всём протяжении обучения.
  6. Малое внимание от различных социальных институтов к профориентации и её проблемам.
  7. Возникшие противоречия между общегосударственной установкой технологического и научного производства недостаточные усилия системы образования на освоение соответствующих профессий в их наиболее актуальном и не устаревшем виде. В результате половина выпускников ВУЗов работают не по полученной специальности.
  8. Требуется системная организация профориентационной работы, профессионального и психолого-педагогического сопровождения человека на пути самоопределения. На практике же всё держится на плечах отдельных заинтересованных людей, которые при всём желании не могут кардинально повлиять на ситуацию в целом.
  9. Необходимо делать упор на лучшие международные и отечественные практики и научный подход к профессиональной ориентации с учётом местных реалий и особенностей.
  10. Отсутствие профильного образования у людей, занимающихся профориентацией. Большое количество дилетантов, работающих для галочки.
  11. Непонимание большого влияния и значимости профориентации для общества в целом и для конкретного человека в частности.
  12. Актуальность профориентации серьёзно недооценена, что влияет на недостаточность выделенной на неё времени и слабую подготовку психологов-профконсультантов.
  13. Необходимость помочь личности сделать осознанный, самостоятельный выбор будущей профессии с учётом всех индивидуальных умственных, физических, моральных возможностей с одной стороны и имеющаяся потребность в определённых профессиях с другой стороны, вызывают конфликт интересов.

Решение этих и других проблем профессионального самоопределения постепенно становится важной задачей, а актуальность профориентации становится очевидной и в России. Одним из наиболее важных условий успешного решения вышеперечисленных проблем должно стать совершенствование кадровой политики государства.

Пути решения проблем профориентации в России

Наиболее вероятным путём к увеличению актуальности и роли профориентации в России должно стать увеличение степени вовлечённости соответствующих специалистов в процесс обучения и воспитания детей, начиная с детского сада и заканчивая выпускными классами.

Помимо банальных занятий, игр в профессии и экскурсий на предприятия, оказать серьёзную помощь в профессиональном самоопределении и успешном выборе профессии могут такие вещи как:

  1. Профильное обучение, направленное на выявление талантов и склонностей к тем или иным видам деятельности, принимая во внимание текущие и планируемые потребности рынка труда.
  2. Увеличение количества практических занятий из разных сфер деятельности, как исследовательских, так и рабочих.
  3. Формирование у детей профессиональных навыков, которые будут востребованы в любой будущей практической деятельности.
  4. Оказание системной, полноценной помощи и сопровождения учащихся на всём пути выбора профессии и учебного профиля: от первого интереса в детстве до выбора высшего учебного заведения и программ повышения квалификации и дополнительного образования.
  5. Привлечение самого широкого круга социальных партнёров-представителей профессий для создания интересной и разнообразной среды для получения образования. Это могут быть различные кружки по интересам или хобби, совместная работа с уже успешными специалистами, практики, экскурсии на предприятия, мастерские при школах и тому подобные вещи.

Заключение

В современной России проблема актуальности профориентации стоит довольно остро и имеет большой ряд неразрешённых противоречий между потребностями, желаниями государства, общества и отдельно взятых людей, а системная работа в этом направлении либо не ведётся совсем или ведётся небольшим количеством заинтересованных людей на местах. Разработав, при помощи и активном участии государства, общую кадровую политику можно решить большую часть вопросов и снять наиболее серьёзные проблемы опираясь на наиболее успешные отечественные и международные практики, адаптируя их к современным реалиям России.

Источник: https://ProfOrientatsia.ru/career-guidance/neobhodimost-i-aktualnost-proforientatsii/

Галерея

21.02.2014

Проблема, связанная с выбором профессии во все времена считалась достаточно актуальной. Факторы, влияющие на выбор профессии, зависят от полученной информации учащегося и его родителей о профессии. Важно избегать ошибки при выборе профессии, поскольку они могут отрицательно сказаться на жизни человека.

Нравственный выбор или правила достижения успеха

Во всех сферах деятельности из-за роста квалификации наблюдается смена работы и должностных обязанностей. Известно, что наибольших успехов достигают те люди, которые прошли все ступени карьерного роста, начиная с самого низа. Если проанализировать обстановку на рынке труда, то можно прийти к выводу, что каждый год появляются всё новые профессии, из-за чего проблема с выбором специальности становится популярнее. Важно подготовиться к тому, что в будущем придётся повышать квалификацию, осваивая другие профессии. А одна из первых полученных специальностей будет кстати, при возникновении непредвиденных ситуаций.

Искажённые мнения о востребованности определённых профессий

Имеется ряд предрассудков в отношении к важным профессиям. К примеру, не слишком приличными профессиями считаются дворники, уборщицы. Однако экономисты и психологи также важны для общества, как и профессия уборщицы.

Поэтому профессиональная престижность должна быть учтена лишь после учёта способностей и интересов человека.

В обратном случае, можно занимать востребованную должность, но при этом не получать от рабочего процесса удовлетворение.

Проблемы выбора профессии — аргументы:

  • Родительское влияние.Будущая специальность должна выбираться с учётом личных пожеланий и способностей. Прислушивания к родительским или дружеским советам не помогут в процессе формирования самооценки. В связи с этим, можно слушать рекомендации, но исполнять их в точности не желательно. Каждый человек должен иметь своё мнение.
  • Перенос личного отношения на специальность.Выбирая профессию важно ориентироваться на особенности выбранного вида деятельности. Не стоит выбирать специальность по причине уважения человека, который занимается этой деятельностью. В большей степени опасна повышенная привязанность к учителям, которая часто приводит к неправильному выбору профессии. Также нередко люди ошибаются при желании получить профессию кумира, который может быть певцом, журналистом, спортсменом или политиком.
  • Внешние факторы увлечения специальностью.Каждая профессия имеет свои достоинства и недостатки. За непринуждённостью, которая наблюдается на сцене, стоит постоянный актёрский труд. А журналисты занимаются не просто выступлением в эфирах, но и прорабатывают многочисленную информацию, трудятся над данными архивов, берут интервью у тысячи людей. В связи с этим искажённое представление о профессии чаще всего ошибочное.
  • Предмет обучения и профессия, стоящая за ним.С дипломом о среднем профессиональном образовании и знанием в совершенстве языка можно остановить выбор на многих профессиях: гид, переводчик, телефонист связи международного уровня, где необходимо знание иностранного языка. Поэтому выбирая специальность важно учитывать реальность работы, которая стоит за конкретным предметом.
  • Отсутствие желания разбираться в своих способностях.Разобраться в себе помогут профессиональные консультации, учителя, родственники и друзья. Принесут пользу и тесты психологического содержания, а также статьи по теме психологии. Но важно понимать, что цель востребованных тестов состоит в активации работы по самоанализу и самопознанию, а не в выдаче результата качеств.
  • Недооценка физического здоровья. К немаловажному фактору, влияющему на выбор профессии относится реальное самооценивание. Имеются вредные и опасные для здоровья профессии.
Читайте также:  Боязнь прикосновений (гаптофобия): причины, как лечить

В связи с этим важно быть осведомлённым в медицинских противопоказаниях, чтобы в будущем не усугубить плохое состояние собственного здоровья.

Видео: Факторы влияющие на выбор профессии — какие бывают?



Источник: http://afrgsu.ru/ctati/faktoryi-vliyayushhie-na-vyibor-professii.html

Влияние внешних и внутренних факторов на профессиональный выбор

  • ОГЛАВЛЕНИЕ
  • Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение 
    человека 3
  • Типичные 
    ошибки при выборе профессии 4
  • Внешние факторы 
    выбора профессии 5
  • Внутренние 
    факторы выбора профессии 6
  • Классификация и выбор профессии 7
  • Факторы социальной среды влияющие на выбор специальности 7
  • Профессиональные 
    ориентации современного студенчества 13

Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение 
человека

Процесс профессионального  становления личности очень сложный, на него влияют различные факторы. Среди  этих факторов можно выделить несколько  групп: I группа факторов – социально-экономические:

  • Разнообразие профессий;
  • Перспективы их изменения и развития (одни профессии исчезают, видоизменяются; другие появляются).
  • Способы и орудия производства (например, еще двадцать лет назад компьютер был редкостью, использовали их только на промышленных предприятиях, в организациях; сегодня компьютер можно встретить почти в каждом доме, он превратился в совершенно новый вид человеческой деятельности и культуры).
  • Потребность общества в тех или иных специалистах, недооценка этого фактора приводит к перепроизводству – пример: сегодня на рынке труда наблюдается переизбыток экономистов, юристов.
  • Престиж профессии.
  • Материальные и моральные стимулы труда.

II группа – социально-психологические факторы:

  • Социальное окружение (на выбор профессии может оказать влияние статус ученика в классе, социальный статус родителей и материальное положение семьи, окружение).
  • Мотивы выбора профессии. Исследования выявили несколько разновидностей мотивов профессионального выбора, причем наметилась довольно определенная иерархия этих мотивов (исследование проводилось среди старшеклассников и студентов):
  1. 1 место – материальные  мотивы – стремление иметь  высокооплачиваемую работу, льготы;
  2. 2 место – социальные  мотивы – желание занять достойное  место в обществе;
  3. 3 место – моральные  мотивы – желание приносить  пользу людям, оказывать им  помощь, общаться;
  4. 4 место – группа  престижных мотивов – желание  быстро продвинуться по службе, выбор профессии, которая ценится  среди друзей и знакомых;
  5. 5 место – профессиональные  и познавательные мотивы –  стремление проникнуть в сущность профессии, стремление к мастерству;

6 место – утилитарные  мотивы – возможность работать  в городе, иметь чистую работу, близко к дому, легкость поступления  в ВУЗ, советы родителей, друзей  и т.д.;

  • 7 место – мотивы  творчества – возможность быть  оригинальным, неповторимым;
  • 8 место – эстетические  мотивы – стремление к красоте,  гармонии, желание работать по  специальности, связанной с созданием  красивого.
  • III группа – психологические факторы:
  • Интересы и склонности.
  • Общие и специальные способности.
  • Уровень интеллектуального развития.
  • Самооценка и уровень притязаний.
  • Особенности памяти, внимания.

IV группа – психофизиологические факторы:

  • Состояние здоровья.
  • Свойства нервной системы (сила – слабость, лабильность – инертность, подвижность). Многочисленные исследования убедительно показали, что в ряде профессий правильность действий специалиста в экстремальной ситуации зависит не столько от опыта работы, сколько от основных свойств нервной системы. Так, например, подавляющее большинство операторов энергосистем с сильной НС в аварийных ситуациях не терялись, принимали все меры, чтобы предотвратить аварию, а «слабые» либо совершали действия, приводящие к ухудшению ситуации, либо вообще покидали рабочее место. Но почти в любой профессии есть специальности, которые требуют разной выраженности свойств нервной системы. В профессии врача, например, для лиц со слабой нервной системой противопоказаны специализации хирурга, реаниматолога, но могут быть рекомендованы специальности терапевта, окулиста, где маловероятны экстремальные ситуации. Т.е., особенности НС не обязательно будут противопоказанием к той или иной профессии, но и игнорировать их нельзя, т.к. это может привести к серьезным ошибкам при выборе профессии.
  • Особенности темперамента (флегматикам, например, больше подойдут профессии, в которых деятельность осуществляется по редко меняющимся алгоритмам, не требующая спешки и принятия решений при дефиците времени).

Типичные ошибки при  выборе профессии

Необходимость учета  всех перечисленных факторов, высокая  неопределенность при выборе профессии  приводят к ошибкам, затруднениям. Е.А. Климов выделяет следующие причины ошибочного выбора профессии: 1 – отношение  к выбору профессии как к  выбору пожизненного пристанища. В условиях динамичного экономического  развития общества, технологического  прогресса человеку нередко приходится  несколько раз в течение жизни  менять специальность или профессию.

  1. 2 – предрассудки  – необоснованный взгляд на  некоторые важные профессии, считающиеся  непрестижными.
  2. 3 – выбор профессии  под прямым или косвенным влиянием  родственников, знакомых, друзей.
  3. 4 – перенос отношения  к человеку –представителю той  или иной профессии – на  саму профессию.

5 – увлечение  только внешней или какой–нибудь  частной стороной профессии. Например, к таким внешне привлекательным  профессиям относятся менеджер, топ – модель, летчик, актер и  др.

  • 6 – отождествление  учебного предмета в школе  с профессией.
  • 7 – незнание  или неадекватная оценка своих  физических возможностей и способностей.
  • 8 – незнание  основного содержания трудовых  действий и операций выбираемой  профессии или слабое представление  о нем.

Внешние факторы — это престиж профессии, ее востребованность на рынке труда, высокая заработная плата, реальная возможность получить профессию, мнения и желания близких.

Престиж профессии является основным фактором выбора для большинства молодых людей. Действительно, престиж — важный мотив. Однако на волне популярности может возникнуть переизбыток специалистов в престижной профессии, что создаст сложности при устройстве на работу.

О востребованности можно сказать то же. Те профессии, которые востребованы сегодня на рынке труда, могут оказаться невостребованными завтра и наоборот. Например, спрос на строительные специальности растет при высоких темпах строительства и падает в ситуации экономического кризиса. Поэтому в этом вопросе лучше ориентироваться на прогнозы специалистов, чем на существующую ситуацию.

Заработная плата в выборе профессии не может играть решающей роли, поскольку обычно оплачивается не профессия, а должность. Высокая заработная плата, связанная именное профессией, как правило, отражает степень риска.

Рассматривая фактор заработной платы, важно обращать внимание на возможность карьерного роста.

Для одних работ стартовая заработная плата может быть весьма высокой, но со временем она не будет повышаться; для других она растет с годами, и через какое-то время вторые значительно обгонят первых.

Реальная возможность получить профессию может быть ограничена отсутствием материальных условий, сложностью поступления и т.д. Для решения этой проблемы следует направить усилия на изменение ограничивающих условий — воспользоваться кредитом, найти альтернативное учебное заведение и т.д.

Мнения и желания близких, особенно родителей, — самое неоднозначное условие выбора. С одной стороны, представители старшего поколения обладают опытом, который необходимо использовать, нос другой — они не всегда хорошо разбираются в структуре и динамике современною рынка труда. Чужие мнения следует учитывать, но при этом понимать, что окончательное решение необходимо принимать самому.

Внутренние 
факторы выбора профессии

Внутренние факторы — это возможности, способности и интересы самого человека.

Идеальным является вариант, когда профессия 
соответствует всем заданным условиям. Однако чаще всего возникает необходимость 
пожертвовать какими-то из них. Все 
факторы довольно весомы, и провести их градацию по степени важности невозможно, так как для разных людей значимы 
разные факторы.

Внутренние 
факторы касаются самой личности — того, что она может и хочет. Поскольку итоговый выбор — это 
выбор личности, который может 
оказать решающее влияние на всю 
последующую жизнь, на внутренние факторы 
следует обращать особое внимание.

Возможности следует обязательно учитывать в числе внутренних факторов. Ряд профессий закрыт для людей с болезнями. Например. человек с больным сердцем не сможет стать летчиком, а аллергик — химиком. Для некоторых профессий нужна быстрая реакция, которая проверяется при помощи специальной аппаратуры. Дегустаторы должны иметь развитые вкусовые рецепторы, музыканты — слух и т.д.

Способности, как правило, проявляются в ходе обучения. Очевидно, что программирование для человека с плохими оценками по математике будет не лучшим выбором, а человек без видимых актерских 
способностей вряд ли сделает карьеру 
кинозвезды. Исключения существуют, но они довольно редки.

Интересы 
и предпочтения чрезвычайно важны 
в выборе. Работа должна быть интересной и проходить в тех условиях, которые наиболее комфортны. Для 
творческого человека не самым лучшим выбором будет ранний подъем и работа с восьми до пяти, а для человека, увлеченною техникой, — политическая или артистическая деятельность.

Классификация и выбор профессии

Даже 
выявив все факторы, сложно остановиться на какой-то одной профессии. В российском классификаторе тысячи профессий — 
от экзотического авербандщика (наносящего узор на шелк) до юрисконсульта. Для 
лучшей ориентации в профессиях существуют их классификации (табл. 2.1), которые 
помогают значительно сузить область 
поиска.

Таблица 2.1. Основные классификации профессий

Типы профессий(по предмету труда) Группы профессий(по условиям труда) Отделы профессий(по средствам труда)
Природа Бытовой микроклимат Ручные
Человек Открытый воздух Механические
Техника Необычность Автоматические
Знаковые системы Экстремальность Функциональные
Художественный образ Моральная ответсвенность Теоретические

Для примера рассмотрим типы профессий. Отношение «человек-природа» — это 
биолог, агроном или геолог; «человек-человек» — учитель, менеджер; «человек-техника» — инженер, ремонтник; «человек-знак» 
— языковед, программист; «человек-художественный образ» — артист, поэт и т.д.

Для 
каждого типа характерны особые способности 
и умения, наличие которых можно 
выявить на ранних этапах. Например, отношения «человек-человек» предполагают высокие коммуникативные способности, умение завязывать контакты, разрешать 
конфликтные ситуации и управлять 
людьми.

Существуют 
также психологические тесты, позволяющие 
выявить свои задатки и способности. Можно обратиться в профессиональные службы занятости за консультацией, к специальной литературе. Только серьезный подход к выбору поможет 
отдать предпочтение той профессии, которая будет способствовать дальнейшему 
раскрытию личностных качеств.

Факторы социальной среды влияющие на выбор специальности

    Зачастую  выбор дела по душе — процесс длительный. Выбор должен опираться на достоверную  информацию и на точную оценку своих  возможностей и способностей.

Но как  же ее получить, когда мы живем в XXI веке в потоке информации (а ее с каждым годом становится все  больше) ориентироваться становится все сложнее и сложнее. Особенно нелегко выпускникам школ, которым предстоит сделать первый в своей жизни важный выбор.

Это выбор направления дальнейшей профессионализации. И от того, насколько верным он будет, во многом зависит дальнейшая судьба юноши или девушки. Необходимо осознавать, что зачастую выбор специальности обусловлен социальной средой, в которой находится подросток.

Поэтому необходимо учитывать факторы макросреды, которые влияют на выбор подростком сферы профессиональной деятельности.
    

Рассмотрим  макро факторы, которые влияют на формирование профессиональных ориентаций подростка. Прежде всего, к таким факторам можно отнести территориальное неравенство и неравенство материальных возможностей.

 Сущность территориального неравенства в доступе к качественному высшему образованию заключается в том, что подростку из провинции требуется гораздо больше материальных и интеллектуальных ресурсов для получения качественного высшего образования.

Главными проблемами для подростка из провинции становятся:

    1. Отсутствие вузов с должным качеством образования в близлежащих городах, что влечёт за собой необходимость постоянных междугородних поездок и значительных материальных расходов (особенно на этапе поступления).
    2. Недостаточный уровень подготовки в школе, отсутствие возможностей дополнительной подготовки (в крупных городах у подростков больше возможностей для довузовской подготовки ).

    Получается, что старшеклассники из провинции  изначально при выборе специальности  вынуждены ограничивать свои притязания в профессиональной сфере, соглашаясь на менее престижное и качественное, но более доступное образование.

По результатам опроса молодых людей в возрасте до 30 лет оказалось, что наиболее оптимистичные оценки возможностям, существующим в их жизни, дают молодые люди, проживающие в Москве и Санкт-Петербурге, а молодежь малых городов и сел наиболее негативна в своих оценках.1    

Рассмотрим  второй фактор – материальное неравенство. Зачастую поступление в вуз влечёт за собой немалые материальные расходы и не каждая семья способна их понести безболезненно. Основными факторами, которые делают получение высшего образования материально обусловленным, являются:

    1. Не достаток школьной подготовки, что влечёт за собой необходимость нанимать для подростка репетиторов, направлять его на специальные курсы, платить за обучение в специализированной школе и т.д.
    2. Коррумпированность значительного сегмента российской высшей школы, влёкущая за собой необходимость платить даже за бюджетные места (особенно на престижных направлениях подготовки) и делающая декларируемое равенство в доступе к высшему образованию мифом.

    Система ЕГЭ, одной из целей введения которой  было создание равных стартовых возможностей для выпускников школ независимо от их материального положения, так  же не гарантирует равенства при  поступлении в вуз. Отличительной  чертой российского образования, к  сожалению, до сих пор является то, что любую систему можно обойти при наличии денег и связей.    

По  своей сути, получение высшего  образования направленно на дальнейшее трудоустройство молодого специалиста  по полученной специальности. Профессия  задает некоторый «социальный фон» жизни людей.

И поэтому многие молодые люди при выборе специальности  напрямую связывают свою будущую  профессию и своё возможное материальное благополучие.

Таким образом, уже на этапе поступления в ВУЗ происходит дифференциация молодёжи.    

С одной стороны, молодежь представляет собой наиболее перспективную возрастную категорию в плане осуществления  социальной и профессиональной карьеры.

С другой стороны, из-за сильного социального, материального и территориального неравенства возможностей получения  образования и самореализации такие  перспективы имеют далеко не все  молодые люди.

Они сталкиваются с  проблемой не равенства возможностей в сфере образования, с противоречием  между декларируемым равенством прав на получение образования, и  существующей в действительности социальной дифференциацией в образовательной  сфере.    

Поэтому, по мнению современных социологов2, при выборе профессии школьники на первое место зачастую ставят не те профессии, которые они хотели бы получить, а те, которые возможно получить по соображениям «доступности».

Очень часто профессиональный выбор, сделанный под влиянием каких-либо социальных факторов, не соответствует представлениям молодых людей о своей будущей профессии, их психофизиологическим особенностям. Результатом этого является то, что более 30% молодых людей желают выбранную профессию поменять3.

Кроме того, даже престижное образование не гарантирует успешного трудоустройства, зачастую всё решают «связи» семьи. Многие студенты изначально писимистично оценивают возможность своей реализации в выбранной профессиональной сфере деятельности.    

Источник: http://freepapers.ru/18/vliyanie-vneshnih-i-vnutrennih-faktorov/281210.1826298.list1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector