Стресс в работе медсестры: факторы риска возникновения, стрессоры медработника

Медработники часто сталкиваются с высокой нагрузкой на нервную систему. А происходит это чаще всего именно из-за профессиональной деятельности.

Стресс в работе медсестры: факторы риска возникновения, стрессоры медработника

Работа медсестры наполнена стрессами

Причины возникновения

В работе медсестер причин возникновения стресса , множество. Наиболее распространенная из них , психоэмоциональное напряжение. К нему приводят определённые факторы или как их иначе называют, стрессоры. Особенно выделяются следующие:

  • График. В большинстве случаев рабочий день медиков длится сутки. В таком случае естественные биоритмы нарушаются, так как ночь не предназначена для трудовой деятельности.
  • Ответственность за других людей. Консультирование и уход за пациентами требуют контроля.
  • Эмоции пациентов и их близких. На работе медсестра ежедневно окружена различными человеческими эмоциями — эти факторы создают нагрузку на психику.
  • Страх профессионального инфицирования. Возможно возникновение ситуаций, связанных с попаданием биологического материала на кожу или слизистые. Высокая концентрация на процедуре приводит к возникновению страха заразиться.
  • Сверхурочные. Некоторые работники получают низкую заработную плату, что вынуждает их работать больше нормы.
  • Физические нагрузки. Во многих отделениях персонал часто работает физически, к примеру, разгружая каталки с биксами. Некоторые вынуждены трудиться без помощи санитаров.

Стоит обратить внимание на такой фактор риска, как недостаточность технического оснащения рабочего места. В результате плохого освещения и отсутствия необходимой техники, возникает чрезмерная нагрузка на зрение.

Стресс в работе медсестры: факторы риска возникновения, стрессоры медработника

Медсестры страдают от ненормированного графика, эмоций пациентов и боязни заразиться

Личностные качества

Однако эти факторы не влияют на каждого медработника одинаково. Основываясь на анализе черт характера и подхода к осуществлению профессиональной деятельности, выделяют несколько типов людей, наиболее подверженных стрессу:

  • «Педантичный». Представитель этого типа — перфекционист. Он предъявляет высокие требования как к себе, так и к окружающим.Такому типу людей хочется, чтобы вокруг всегда был идеальный порядок.
  • «Демонстративный». Такой работник обладает качеством лидера и стремится быть им во всем. Не умеет уступать, находить компромисс, что часто становится причиной конфликтов на рабочем месте. У него есть страх сделать что-то хуже, чем другие. А также боится неудач и сильно переживает из-за них.
  • «Эмотивный». Медсестры этого типа чувствительные, ранимые и очень отзывчивые. Из-за того, что они принимают все близко к сердцу, любое ухудшение в состоянии пациента кажется им трагедией.

Стресс в работе медсестры: факторы риска возникновения, стрессоры медработника

Эмотивные медсестры принимают близко к сердцу состояние пациента

Опасность нервного напряжения на работе

Сильная нагрузка на психику является фактором риска для развития заболеваний, к которым из-за профессиональной деятельности предрасположены медицинские сестры.

Стресс в работе медсестры приводит к головным болям, повышению артериального давления, снижению иммунитета и раздражительности. Бессонница, беспричинная усталость также могут быть вызваны нервным напряжением.

В случае когда имеются хронические заболевания, под влиянием факторов риска они могут усугубиться.

Если стресс становится хроническим, возникает синдром профессионального выгорания. Потому влияние факторов риска необходимо снижать.

Борьба со стрессом

С психоэмоциональным перенапряжением в профессиональной деятельности медсестры помогает справиться специальная психологическая подготовка:

  • тренинги по разрешению конфликтных ситуаций,
  • обучение сотрудников методам коммуникации с людьми разных возрастов, национальностей и образования,
  • тренинги по карьерному и личностному развитию,
  • антистрессовые программы, обеспечивающие выход негативных эмоций,
  • участие групп поддержки для поднятия самооценки, развития смелости, уверенности в своих силах,
  • программы, направленные на развитие позитивного мышления,
  • тренинги по достижению эмоциональной устойчивости.

Важную роль в профилактике стресса играет трудовой коллектив. Нахождение среди людей, к которым можно обратиться за помощью и поделиться тревожными мыслями, делает эмоциональное состояние более стабильным. Помимо способов по предотвращению действия стрессоров, медицинская сестра должна прибегнуть к следующему:

  • Найти хобби, которые не касаются профессиональной деятельности. Это может быть рукоделие, коллекционирование чего-либо или игра на музыкальном инструменте.
  • Читать книги на немедицинскую тематику. Художественная и нехудожественная литература станет хорошим способ снять усталость.
  • Уделять внимание собственным желаниям. Это принесет много положительных эмоций.
  • Освоить методы расслабления. Научившись расслабляться и избавляться от негатива, можно вернуть душевное равновесие.
  • Стремиться воспринимать мир без агрессии и самобичевания.
  • Общаться. Родственники и близкие друзья могут поддержать и помочь расслабиться.
  • Применят лекарственные средства. Если нервное напряжение сильное, стоит воспользоваться медикаментами. Начать лучше с народной медицины — принимать ромашку или валериану. Эти же растения окажут успокаивающие воздействие при добавлении в теплую ванну. Но предварительно лучше проконсультироваться с врачом.

Выполнение этих рекомендаций способно избавить от перенапряжения и восстановить психоэмоциональное состояние, если оно было нарушено. Не следует забывать, что избавление от стресса в работе медсестры представляет собой комплекс мер. При этом действия по профилактике и избавлению от факторов риска должны организовываться не только самим работником, но и руководством медицинского учреждения.

Источник: https://eraminerals.ru/psihologiya/stress-v-rabote-mediczinskoj-sestry

Стресс в работе медсестры факторы риска возникновения стрессоры медработника

В работе медсестер причин возникновения стресса — множество. Наиболее распространенная из них — психоэмоциональное напряжение. К нему приводят определённые факторы или как их иначе называют, стрессоры. Особенно выделяются следующие:

  • График. В большинстве случаев рабочий день медиков длится сутки. В таком случае естественные биоритмы нарушаются, так как ночь не предназначена для трудовой деятельности.
  • Ответственность за других людей. Консультирование и уход за пациентами требуют контроля.
  • Эмоции пациентов и их близких. На работе медсестра ежедневно окружена различными человеческими эмоциями — эти факторы создают нагрузку на психику.
  • Страх профессионального инфицирования. Возможно возникновение ситуаций, связанных с попаданием биологического материала на кожу или слизистые. Высокая концентрация на процедуре приводит к возникновению страха заразиться.
  • Сверхурочные. Некоторые работники получают низкую заработную плату, что вынуждает их работать больше нормы.
  • Физические нагрузки. Во многих отделениях персонал часто работает физически, к примеру, разгружая каталки с биксами. Некоторые вынуждены трудиться без помощи санитаров.

Стоит обратить внимание на такой фактор риска, как недостаточность технического оснащения рабочего места. В результате плохого освещения и отсутствия необходимой техники, возникает чрезмерная нагрузка на зрение.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Медсестры страдают от ненормированного графика, эмоций пациентов и боязни заразиться

К формированию т.н. синдрома эмоционального выгорания приводит, прежде всего, специфика условий трудовой деятельности медицинской сестры.

Большие нагрузки, множество ситуаций, требующих быстрого принятия решений, работа в круглосуточном режиме – все это требует высокой функциональной активности.

По мере накопления подобных ситуаций, организм истощается, возникает стресс, нервные расстройства и прочие проблемы.

Дополнительно к числу провоцирующих ситуаций, способных приводить к возникновению нервозности и усталости, следует отнести нижеперечисленные факторы:

  • прием пациентов в количестве, превышающем нормативные показатели;
  • недостаточно качественное техническое оснащение мест осуществления трудовой деятельности;
  • чрезмерный объем канцелярской работы.

Также в работе медсестры встречается немало сугубо эргономических ситуаций, способных провоцировать стресс. В числе таковых:

  • большие нагрузки на опорно-двигательный аппарат;
  • перенапряжение зрения;
  • ненормированность рабочего дня, зачастую со сверхурочными.

Кто подвержен риску стрессовых ситуаций на работе?

В наибольшей степени риску возникновения стрессовых ситуаций подвержены сотрудники, предъявляющие к себе слишком высокие требования на работе и за ее пределами. В представлении таких медсестер «правильный» сотрудник должен быть совершенным, неуязвимым и способным переносить любые неблагоприятные ситуации. Для них труд является миссией, жизненным предназначением.

Чаще всего стресс на работе настигает медсестер, входящих в 3 следующие группы сотрудников:

  • педантичные работники. Яркой чертой таковых является чрезмерная добросовестность, а также педантичная аккуратность и стремление абсолютно во всем добиваться образцового порядка, нередко в ущерб собственной нервной системе;
  • демонстративные работники. Их цель – становиться лидерами во всем, за что берутся, чтобы это увидело как можно больше людей. Такие медсестры очень быстро истощаются на работе, даже занимаясь несложной рутинной деятельностью;
  • эмотивные сотрудники. Такие медсестры являются очень чувствительными и впечатлительными, проявляют чрезмерную отзывчивость, они склонны воспринимать чужой стресс и последствия неприятных ситуаций словно свои собственные. Нередко такая чувственность доводит медсестру до саморазрушения.

Личностные качества

Однако эти факторы не влияют на каждого медработника одинаково. Основываясь на анализе черт характера и подхода к осуществлению профессиональной деятельности, выделяют несколько типов людей, наиболее подверженных стрессу:

  • «Педантичный». Представитель этого типа — перфекционист. Он предъявляет высокие требования как к себе, так и к окружающим.Такому типу людей хочется, чтобы вокруг всегда был идеальный порядок.
  • «Демонстративный». Такой работник обладает качеством лидера и стремится быть им во всем. Не умеет уступать, находить компромисс, что часто становится причиной конфликтов на рабочем месте. У него есть страх сделать что-то хуже, чем другие. А также боится неудач и сильно переживает из-за них.
  • «Эмотивный». Медсестры этого типа чувствительные, ранимые и очень отзывчивые. Из-за того, что они принимают все близко к сердцу, любое ухудшение в состоянии пациента кажется им трагедией.

Эмотивные медсестры принимают близко к сердцу состояние пациента

Опасность нервного напряжения на работе

Сильная нагрузка на психику является фактором риска для развития заболеваний, к которым из-за профессиональной деятельности предрасположены медицинские сестры.

Стресс в работе медсестры приводит к головным болям, повышению артериального давления, снижению иммунитета и раздражительности. Бессонница, беспричинная усталость также могут быть вызваны нервным напряжением.

В случае когда имеются хронические заболевания, под влиянием факторов риска они могут усугубиться.

К чему приводит стресс в работе медсестры?

Среди наиболее серьезных последствий, к которым способен привести стресс во время осуществления трудовой деятельности, нужно отметить возникновение разнообразных соматических заболеваний и сопутствующих им симптомов, а именно:

  • частые головные боли;
  • ОРЗ;
  • повышение давления;
  • нервозность.

Частое эмоциональное перенапряжение приводит к увеличению вероятности возникновения соматических заболеваний, мигреней, повышению артериального давления, снижению устойчивости иммунитета к простудным заболеваниям.

Читайте также:  Невроз ситуационный (ситуационно обусловленный астено-невротический синдром): симптомы, лечение

Медсестры нередко страдают: заболеваниями опорно-двигательного аппарата из-за сидячего образа жизни; ухудшением зрения в результате постоянного выполнения канцелярско-оформительной работы; низкая оплата труда вынуждает медсестер работать сверхурочно, без возможности дать организму время на восстановление.

Кроме того, большинство медсестер испытывают колоссальные производственные нагрузки по причине круглосуточной вовлеченности в процесс приема пациентов, число которых нередко превышает нормативные показатели. Влияет на интенсивность стресса и низкая техническая оснащенность рабочих мест.

Группа риска

Стресс в работе медсестры: факторы риска возникновения, стрессоры медработника

Самыми беззащитными перед лицом стрессовых ситуаций являются добросовестные работники,  полностью отдающие себя профессии, предъявляющие к себе слишком высокие требования. В их предоставлении идеальный сотрудник должен отбросить все человеческие эмоции, целиком отдавая себя работе. Существует классификация психотипов медицинских сестёр, подверженных нервным сбоям под влиянием работы:

  1. Педанты, которым присуща полная отдача на службе, стремление к перфекционизму, точности, доведению любого дела до конца. При малейшем отклонении от идеала человек перестаёт испытывать удовлетворение от работы, раздражается. Часто такое самоотверженное служение профессии негативно и отражается на нервной системе работника.
  2. Демонстративные трудяги, стремящиеся доказать всему коллективу, что именно они его лидеры. Обычно несговорчивы, не умеют уступать. Растрачивая множество усилий на показную деятельность, такие сотрудники на самом деле очень быстро утомляются. Пребывают в постоянном страхе потерять свой авторитет перед коллегами.
  3. Эмпаты. Сердобольные медсестры, склонные проявлять сочувствие к каждому пациенту, воспринимать его проблемы, как собственные. Подобная сентиментальность приводит к нервным сбоям и депрессиям.

Поскольку работа медсестры связана с ответственностью за жизнь и здоровье человека (хоть и в меньшей степени, нежели у врача), она не может позволить себе расслабиться.

Люди в белом – это медработники, которым доверяют человеческие жизни. Подобные обстоятельства накладывают отпечаток на психику и нередко становятся причиной эмоционального выгорания, стресса в профессиональной деятельности.

Стрессоры в медицине

Рабочие условия и их влияние на нервную систему

Прогрессирование эмоционального спада во многом зависит от конкретного занятия медицинского работника и его загруженности. Необходимость успеть всюду, расторопность, работа круглые сутки – такое способен выдержать активный человек, стойкий, хладнокровный человек.

Источник: https://Fobiolog.ru/stress-rabote-medsestry-faktory-riska-vozniknoveniya-stressory-medrabotnika/

Стресс в профессиональной деятельности медицинской сестры

Одной из важнейших задач при создании безопасной больничной среды является определение, выявление и устранение различных факторов риска для медицинского персонала в ЛПУ.

В работе медицинской сестры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом зa больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения. Психологические факторы риска в работе медсестры могут приводить к различным видам нарушения психоэмоционального состояния.

Психоэмоциональное напряжение

Психоэмоциональное напряжение у медицинской сестры связано с постоянным нарушением динамического стереотипа и систематическими нарушениями суточных биоритмов, связанных с работой в разные смены(день-ночь).

Работа медицинской сестры связана также с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению.

Кроме того, к психологическим факторам риска относятся: опасение профессионального инфицирования, частые ситуации, связанные с проблемами общения (обеспокоенные пациенты, требовательные родственники).

  • Начинать проводить меры по профилактике развития нервного истощения необходимо как можно раньше.
  • Профессия медсестры является одной из самых сложных в мире, так как требует повышенной самоотдачи, постоянного совершенствования собственных навыков, предельной концентрации внимания, эмоциональной устойчивости, постоянного чувства личной ответственности за жизнь и здоровье своих пациентов.
  • Стресс медсестры на рабочем месте: закономерность или случайность?
  • Стресс в работе медсестры, нередко приводящий к эмоциональному выгоранию, в значительной степени обусловлен личностными особенностями.
  • Существует три типа медсестер, наиболее подверженных стрессу:
  • 1) «Педантичный»
  • Люди этого типа обычно являются перфекционистами, испытывают болезненную тягу к аккуратности и идеальному порядку (часто во вред себе).
  • Даже в случае небольшой неудачи или незначительного отклонения от задуманных результатов работы эти люди почти перестают испытывать удовлетворение от процесса деятельности.
  • 2) «Демонстративный»
  • К данному типу поведения склонны личности, у которых преобладают лидерские качества, желание держать первенство даже в самых незначительных вещах, неумение уступать, несговорчивость.
  • Страх быть обойденными другими коллегами и боязнь потери собственного авторитета из-за мелкой неудачи постоянно сопровождают этих людей.
  • 3) «Эмотивный»
  • Люди этого типа настолько близко принимают все к сердцу, что это в буквальном смысле становится патологией: чужая боль для них сродни собственной, отзывчивость не знает границ, а смерть пациента может привести к глубокой депрессии и суицидальным мыслям.
  • Чем опасен стресс в работе медсестры?
  • Частое эмоциональное перенапряжение приводит к увеличению вероятности возникновения соматических заболеваний, мигреней, повышению артериального давления, снижению устойчивости иммунитета к простудным заболеваниям.

Кроме того, большинство медсестер испытывают колоссальные производственные нагрузки по причине круглосуточной вовлеченности в процесс приема пациентов, число которых нередко превышает нормативные показатели. Влияет на интенсивность стресса и низкая техническая оснащенность рабочих мест.

Каким образом можно снизить стресс медсестры на рабочем месте?

Огромное значение в профилактике стресса в работе медсестры занимает правильная психологическая подготовка к выполнению профессионального долга:

  • тренинги, обеспечивающие постоянный личностный и профессиональный рост;
  • обучение действенным стилям коммуникациии методам разрешения конфликтов;
  • программы, направленные на повышение эмоциональной устойчивости, уверенности в своих силах, позитивное мышление;
  • помощь в формировании доброжелательной атмосферыв коллективе.
  1. Дополнительные способы снижения стресса в работе медсестры:
  2. 1) Поиск интересов, не относящихся к профессиональной деятельности
  3. Сюда входят хобби, приносящие положительные эмоции, чтение развивающей литературы, вышивание, рисование, игра на музыкальных инструментах, посещение концертов, выставок, фестивалей.
  4. 2) Забота о своем здоровье
  5. Работа медсестры напрямую зависит от физических возможностей ее организма, поэтому необходимо придерживаться правильного режима питания и сна, здорового образа жизни в целом.
  • Желательно спать не менее 8 часов в сутки, делать зарядку, совершать пробежки.
  • Дыхательная гимнастика, йога, плавание бассейн, баня, массаж– все это является прекрасным помощником в борьбе со стрессом и эмоциональным выгоранием.
  • 3) Открытость всему новому
  • Крайне желательно не замыкаться на достигнутом, встречаться с коллегами для обмена профессиональным опытом, посещать различные семинары и конференции, где можно почерпнуть передовой опыт и современные знания о профессии.
  • 4) Коррекция собственного поведения
  • Включает навыки ухода от стрессов, избегание общения с неприятными людьми по мере возможности, смена способа взаимодействия с коллегами.
  • Люди данной профессии должны вести диалоги с собой и окружающими, чтобы быть способными проводить достаточно полный самоанализ;
  • разумно использовать самовнушение в случае необходимости;
  • также необходим поиск грамотных путей преодоления психологической несовместимости с коллегами.

Важно: медсестрам следует преодолевать в себе излишний перфекционизм, понимать, что они такие же люди, как и все остальные. В запущенных случаях человек вообще перестает говорить о своих личных проблемах, прочно слившись с образом «железного работника».

В работе медицинской сестры важное значение имеет режим эмоциональной безопасности. Работа, связанная с уходом за больными людьми, требует особой ответственности, большого физического и эмоционального напряжения. Психологические факторы риска в работе медсестры могут приводить к различным видам нарушения психоэмоционального состояния.

Причинами усталости и нервозности можно также назвать превышение нормативного числа пациентов, большой объем канцелярско-оформительской работы, низкую техническую оснащенность рабочих мест

Работа медсестры связана с человеческими страданиями, смертью, колоссальными нагрузками на нервную систему, высокой ответственностью за жизнь и благополучие других людей. Сами по себе эти факторы уже приводят к физическому и эмоциональному перенапряжению.

Есть еще ряд факторов, усиливающих перенапряжение: неудовлетворенность результатами труда (отсутствие лекарственных средств для оказания помощи, отсутствие материальной заинтересованности) и завышенные требования к медсестре, необходимость сочетания профессиональных обязанностей с семейными обязанностями.

Действие постоянного стресса ведет к развитию нервного истощения. В здравоохранении нервное истощение определяется, как потеря интереса и отсутствие внимания к людям, с которыми вы работаете. Эмоциональное истощение, выражается в том, что медсестра больше не выражает ни каких позитивных, симпатий или уважения к пациенту.

Нервное истощение характеризуется следующими признаками:

  1. Физическое истощение, частые головные боли, боли в пояснице, снижение работоспособности, ухудшении аппетита, проблемы со сном (сонливость на работе, бессонница ночью).
  2. Психическое напряжение: негативное отношение к себе, работе, окружающим, развивается депрессия. В своем развитии нервное истощение проходит несколько стадий: Энтузиазм. Застой. Неудовлетворенность. Уход (депрессия).

Осуществлять меры по профилактике развития нервного истощения необходимо как можно раньше. Основная роль принадлежит организации труда: постановка реальных задач и целей.

С целью профилактики отрицательного воздействия стрессовых ситуаций в своей деятельности опирайтесь на следующие принципы:

  1. Изучайте свои служебные обязанности и постарайтесь ответить себе на вопросы: В чем состоит моя работа? Хорошо ли я работаю? Куда могу обратиться за помощью? Мои конкретные действия и взаимодействия с другими членами команды.
  2. Планируйте свой день. Определите цели и приоритеты, используя характеристики «срочно» и «важно».
  3. Сосредоточитесь на успехи. В любом случае подход должен быть только положительным.
  4. Не стремитесь делать больше, чем можете. Главное – стремитесь не к абсолютному совершенству, а к совершенству в рамках ваших возможностей.
  5. Не забывайте об отдыхе. Короткие, но регулярные периоды отдыха, более ценны, чем пара часов расслабления в конце дня. 2 часа работы – 15 минут отдыха.

Борьба с психологическими стрессами.

Необходимо научиться вести себя в конфликтной ситуации, бороться с влияниями стресса.

  1. Снять напряжение помогает сознательное отношение к « психологическому осадку», чтобы отбросить его нужно идти быстро, не « копаться» в себе
  2. Не пугать себя. Помните, что никто не является совершенством. Совершенство – это идеал. Гордитесь тем, что прилагаете все усилия для достижения совершенства.
  3. Улыбнитесь, сделайте вид, что ничего не произошло. Спросите себя, какой опыт вы приобрели.
  4. Ваше постоянное самопожертвование никому не поможет.
  5. Вы не смогли сделать все. Похвалите себя, сосредоточившись на том положительном, что вам удалось сделать за день.
  6. Умыться, подержать под водой руки с мыслью, что вода смывает и уносит все негативные мысли и чувства.
Читайте также:  Алкоголизм хронический: симптомы, что такое, стадии

Оригинал работы:

Стресс в профессиональной деятельности медицинской сестры

Источник: https://www.informio.ru/publications/id3535/Stress-v-professionalnoi-dejatelnosti-medicinskoi-sestry

Как преодолеть стресс в работе медсестры

В работе сотрудников медицинской сферы регулярно появляется множество ситуаций, вызывающих стресс, неприятные эмоции и все отсюда вытекающее. В соответствии с усредненными статистическими данными, в числе лидеров данного антирейтинга находятся медсестры.

Практически ежедневно сталкиваясь с такими понятиями как стресс и неприятные эмоции на работе, медсестры становятся невольными заложницами таких ситуаций, из-за чего вскоре и сами начинают испытывать чрезмерные эмоциональные нагрузки и в конечном итоге, если не предпринять соответствующие меры, «выгорают».

Ознакомившись с нижеизложенной информацией, вы узнаете, каких ситуаций должны остерегаться медсестры, чтобы исключить стресс из своей трудовой деятельности, получите примеры возможных негативных ситуаций и поймете, как их преодолеть.

Кто подвержен риску стрессовых ситуаций на работе?

В наибольшей степени риску возникновения стрессовых ситуаций подвержены сотрудники, предъявляющие к себе слишком высокие требования на работе и за ее пределами. В представлении таких медсестер «правильный» сотрудник должен быть совершенным, неуязвимым и способным переносить любые неблагоприятные ситуации. Для них труд является миссией, жизненным предназначением.

Чаще всего стресс на работе настигает медсестер, входящих в 3 следующие группы сотрудников:

  • педантичные работники. Яркой чертой таковых является чрезмерная добросовестность, а также педантичная аккуратность и стремление абсолютно во всем добиваться образцового порядка, нередко в ущерб собственной нервной системе;
  • демонстративные работники. Их цель – становиться лидерами во всем, за что берутся, чтобы это увидело как можно больше людей. Такие медсестры очень быстро истощаются на работе, даже занимаясь несложной рутинной деятельностью;
  • эмотивные сотрудники. Такие медсестры являются очень чувствительными и впечатлительными, проявляют чрезмерную отзывчивость, они склонны воспринимать чужой стресс и последствия неприятных ситуаций словно свои собственные. Нередко такая чувственность доводит медсестру до саморазрушения.

Специфика условий труда как причина стресса

К формированию т.н. синдрома эмоционального выгорания приводит, прежде всего, специфика условий трудовой деятельности медицинской сестры.

Большие нагрузки, множество ситуаций, требующих быстрого принятия решений, работа в круглосуточном режиме – все это требует высокой функциональной активности.

По мере накопления подобных ситуаций, организм истощается, возникает стресс, нервные расстройства и прочие проблемы.

Дополнительно к числу провоцирующих ситуаций, способных приводить к возникновению нервозности и усталости, следует отнести нижеперечисленные факторы:

  • прием пациентов в количестве, превышающем нормативные показатели;
  • недостаточно качественное техническое оснащение мест осуществления трудовой деятельности;
  • чрезмерный объем канцелярской работы.

Также в работе медсестры встречается немало сугубо эргономических ситуаций, способных провоцировать стресс. В числе таковых:

  • большие нагрузки на опорно-двигательный аппарат;
  • перенапряжение зрения;
  • ненормированность рабочего дня, зачастую со сверхурочными.

Подливает масла в огонь и такой фактор как стабильно низкая оплата труда, по причине которой медсестры зачастую вынуждены работать сверх нормы, что не позволяет в достаточной мере восстановить эмоциональное и физическое состояния организма

К чему приводит стресс в работе медсестры?

Среди наиболее серьезных последствий, к которым способен привести стресс во время осуществления трудовой деятельности, нужно отметить возникновение разнообразных соматических заболеваний и сопутствующих им симптомов, а именно:

  • частые головные боли;
  • ОРЗ;
  • повышение давления;
  • нервозность.

Как победить стресс?

Наиболее эффективной и обязательной профилактической мерой, направленной на борьбу с синдромом эмоционального выгорания на фоне профессиональной деятельности, является качественная психологическая подготовка сотрудника.

Чтобы предупредить возникновение стрессов и нервозов, нужно делать следующее:

  • обучать работников эффективным методам выхода из сложных, конфликтных и экстремальных ситуаций;
  • проводить тренинги по личностному и профессиональному развитию;
  • устраивать антистрессовые программы, собирать группы поддержки, в ходе посещения которых специалист мог бы корректировать свою самооценку, становиться более социально смелым и уверенным, достигая психофизической и эмоциональной устойчивости.

Немаловажную роль играет внутренний микроклимат – медсестра должна чувствовать адекватный и доброжелательный эмоциональный настрой со стороны коллег и начальства

Ощущая себя защищенной, имея возможность обсуждать волнующие вопросы, своевременно избавляться от напряжения и просто отдыхать, медсестра будет в гораздо меньшей степени подвергаться воздействию стрессовых ситуаций.

Среди конкретных рекомендаций, проявляющих выраженную эффективность в предотвращении появления стрессовых ситуаций в работе медсестры, можно выделить:

  • развитие сторонних интересов, не пересекающихся с работой;
  • поддержание здоровья на нормальном уровне, соблюдение режимов сна и бодрствования, работы и отдыха;
  • наличие адекватных товарищей, при этом лучше, чтобы они работали в другой сфере;
  • наличие хобби, разнообразных желаний и целей;
  • умение принимать действительность в любых ее проявлениях без агрессивности, вспыльчивости и самоуничижения;
  • готовность к новым открытиям;
  • умение расслабляться, ставить адекватные сроки на достижение поставленных целей и радоваться полученным результатам;
  • чтение литературы, не пересекающейся с трудовой деятельностью;
  • участие в конференциях и семинарах, позволяющих получать новые знания и обмениваться опытом и т.д.

Конечно, трудовая деятельность медсестры связана с множеством стрессовых ситуаций и не самых приятных эмоций, но справиться с ними можно. Для этого необходимо учиться спокойнее и проще воспринимать действительность, не поддаваться негативным впечатлениям и иметь интересы в каких-либо других сферах, не пересекающихся с работой.

Источник: https://prodepressiju.ru/psihicheskie-rasstrojstva/stress/kak-preodolet-v-rabote-medsestry.html

Текст к презентации "Стресс в работе медицинской сестры"

  • «Стресс в работе медицинской сестры».
  • Горохова Наталья Петровна, преподаватель ОГБПОУ «Черемховский медицинский техникум»
  • Актуальность : слайд 2

Известно, что работа медицинской сестры не меньше, чем работа врача, насыщена стрессовыми ситуациями, которые обусловлены не только обстоятельствами профессиональной деятельности, но и человеческим фактором (коммуникативной составляющей). В связи с этим медицинские сестры, как и все медицинские работники, подвержены риску синдрома профессионального выгорания.

  1. Таким образом, тему работы можно считать актуальной.
  2. Предмет исследования: профессиональный стресс у медицинских работников слайд 3
  3. Объект исследования: стрессовые состояния слайд 4
  4. Гипотеза исследования: слайд 5
  5. 1) Степень выраженности профессионального выгорания медицинских сестер в результате воздействия профессионального стресса в рамках профессиональной деятельности определяется как психологическими характеристиками, так и социально-демографическими характеристиками специалиста.
  6. 2) Уровень профессионального стресса напрямую зависит от стажа работы медицинского работника – чем больше стаж, тем выше уровень профессионального стресса у среднего медицинского персонала.
  7. Цель исследования: Рассмотреть проблему стресса у медицинских работников: слайд 6
  8. Задачи исследования: слайд 7
  • проанализировать понятие стресса.
  • изучить определение профессионального стресса и его причины.
  • рассмотреть способы предупреждения профессионального стресса

Понятие стресса: слайд 8

В повседневной жизни для обозначения разнообразных переживаемых трудностей, а также вызываемых ими состояний и переживаний люди часто пользуются понятием стресса.

В психологии под стрессом понимают состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сложных, трудных, неблагоприятных обстоятельств его деятельности и повседневной жизни или в особых, экстремальных ситуациях.

В качестве стрессоров (факторов, ведущих как к возникновению у человека кратковременных стрессовых состояний, так и к развитию тяжелых, продолжительных переживаний) могут выступать неблагоприятные физические воздействия окружающей среды, экстремальные ситуации, физические и психические травмы и т.д.

  • Сильный стресс может разрушительно действовать на общее состояние человека.
  • В качестве основных характеристик синдрома «выгорания» отмечаются: эмоциональное истощение, приводящее к снижению профессиональной продуктивности; деперсонализация (обезличенность и стремление формализовать работу); снижение профессиональной самооценки.
  • Можно утверждать, что профессиональный стресс – это, прежде всего, следствие снижения профессиональной мотивации и что «выгорание» и сохранение увлеченности работой — это два полюса взаимоотношений человека и профессии.

Источник: https://infourok.ru/tekst-k-prezentacii-stress-v-rabote-medicinskoy-sestri-1578956.html

Тема (5.8): безопасная больничная среда. Лечебно-охранительный режим лпу теоретическая часть

Факторы риска
возникновения стрессов
у
медсестры

1. Высокий
уровень моральной ответственности за
жизнь и здоровье человека.

  1. Выполнение множества обязанностей, связанных с уходом за тяжелобольными и умирающими пациентами.

  2. Частые ситуации, связанные с проблемами в общении: тре­бовательные пациенты, обеспокоенные родственники, нервничаю­щие коллеги.

  3. Профессиональный риск инфицирования.

  4. Посменная работа, частые бессонные ночи, особый режим дня. Если медицинский работник плохо адаптирован к этим факто­рам риска, возникает состояние, которое может привести к нервно­му истощению.

Нервное истощение
— явление, возникающее в результате
нако­пления последствий отрицательных
стрессовых ситуаций. Нервное истощение
характеризуется тремя признаками:

  1. Физическое истощение: быстрая утомляемость, общая сла­бость, частые головные боли, снижение аппетита, нарушение сна.

  2. Эмоциональное перенапряжение: депрессия, чувство беспо­мощности, неуверенности в себе, раздражительность, замкнутость.

  3. Психологическое перенапряжение: негативное отношение к себе и окружающим, к жизни вообще. Ослабление внимания, за­бывчивость, рассеянность.

Способы адаптации
к стрессам
:

  • Продуманная, рациональная организация труда; умение со­средоточиться на главном, отвлекаясь от второстепенных проблем.
  • Любовь к своей профессии, понимание ее важности и собст­венной значимости.
  • Умение сосредоточиться на том положительном, что уда­лось сделать за день, считая итогом дня только успехи.
  • Эффективное общение с коллегами, пациентами и их близ­кими. Умение обратиться за помощью в случае необходимости.
  • Здоровый образ жизни. Полноценный отдых, наличие хоб­би.
  • СТРОГОЕ СОБЛЮДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОН­ТОЛОГИИ.

Знание биомеханики
тела позволит предотвратить травму.

Сидеть,
стоять и поднимать тяжести можно с
соблюдением определенных
правил.

  • Правильная биомеханика в положении сидя заключает­ся в следующем:
  1. колени должны быть чуть выше бедер (это позволит пере­распределить массу тела и уменьшить нагрузку на поясничный отдел позвоночника);

  2. спина должна быть прямой, а мышцы живота — напря­женными;

  3. плечи должны быть расправлены и расположены симмет­рично бедрам.

Запомните! Для того чтобы повернуться, находясь в положении сидя, повернитесь всем корпусом, а не только грудью или плечами

Если
по роду деятельности сестры ей приходится
часто пово­рачиваться
в стороны, сидя на стуле, лучше, чтобы
этот стул был вертящимся
и на колесах. Кроме того, следует правильно
подо­брать
стул. Для этого сядьте на стул и обопритесь
на его спинку. Высота
стула и его глубина подобраны правильно,
если:

  • 2/3 длины ваших бедер находятся на сиденье;
  • стопы без напряжения касаются пола.
Читайте также:  Темы для разговора с девушкой: о чем говорить, 11 правил

Если
размер стула не подходит, следует
использовать различ­ные
приспособления (подушки, подставки для
ног), для того чтобы
биомеханика тела была правильной.

  • Правильная биомеханика тела в положении стоя заключается в следующем:
  1. колени должны быть расслаблены так, чтобы коленные суставы двигались свободно;

  2. масса тела должна быть распределена равномерно на обе ноги;

  3. ступни должны быть расставлены на ширину плеч;

  4. для того чтобы снизить нагрузку на поясничный отдел позвоночника, встаньте прямо и напрягите мышцы живота и яго­диц; голову при этом следует держать прямо, чтобы подбородок находился в горизонтальной плоскости;

  5. расположите плечи в одной плоскости с бедрами.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

Источник: https://studfile.net/preview/3095974/page:4/

Проблема стресса у медицинских работников

  • Содержание
  • Введение
  • 1. Понятие стресса
  • 2. Профессиональный стресс у медицинских работников
  • 2.1 Определение профессионального стресса
  • 2.2 Причины профессионального стресса
  • 2.3 Предупреждение профессионального стресса
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Организация труда специалистов различных профессиональных групп, связанного с интенсивным и нередко напряженным межличностным общением, становится в последние годы объектом все более активного внимания психологии и медицины[1]
. Это в полной мере относится к медицинским работникам, педагогам, психологам.

Особое место в вопросе эффективной организации труда таких специалистов занимает проблема профессионального стресса, или синдрома «выгорания».

Его рассматривают как многомерный феномен, выражающийся в психических и физиологических реакциях на широкий круг ситуаций в трудовой деятельности человека, при этом негативные последствия профессионального стресса рассматривают в нескольких плоскостях: влияние на результаты труда, психическое и физическое здоровье самих медработников.

Сравнение особенностей формирования и протекания «выгорания» в трех разных видах профессиональной деятельности (когда объектом труда являются люди, материальные объекты или информационные потоки; комбинация первых двух) показывает, что у специалистов, работающих с людьми, профессиональный стресс отмечается наиболее часто.

  1. Уже несколько десятилетий за рубежом профессиональный стресс у медицинских работников является объектом внимания и активного изучения не только медицинских психологов, но и клиницистов различных специальностей.
  2. Таким образом, тему работы «Проблема стресса у медицинских работников» можно считать актуальной.
  3. Цель работы: Рассмотреть проблему стресса у медицинских работников.
  4. Задачи:

1. Проанализировать понятие стресса.

2. Изучить определение профессионального стресса и его причины.

3. Рассмотреть способы предупреждение профессионального стресса.

1. Понятие стресса

В повседневной жизни для обозначения разнообразных переживаемых трудностей, а также вызываемых ими состояний и переживаний люди часто пользуются понятием стресса.

В психологии под стрессом понимают состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сложных, трудных, неблагоприятных обстоятельств его деятельности и повседневной жизни или в особых, экстремальных ситуациях.

В качестве стрессоров (факторов, ведущих как к возникновению у человека кратковременных стрессовых состояний, так и к развитию тяжелых, продолжительных переживаний) могут выступать неблагоприятные физические воздействия окружающей среды, экстремальные ситуации, физические и психические травмы и т.д.

Возникающее под влиянием стрессоров психическое напряжение может иметь полезное приспособительное значение, мобилизуя усилия человека на преодоление трудностей. Это явление, например, хорошо знакомо спортсменам или актерам, «предстартовое волнение» которых выполняет функцию настройки на предстоящую деятельность.

Однако если стресс оказывается слишком сильным из-за интенсивности воздействия или его неожиданности, ресурсы человека могут оказаться недостаточными для преодоления стресса, и он начинает оказывать деструктивное воздействие на человека вплоть до появления физиологических нарушений и полной дезорганизации его жизнедеятельности.

Та или иная степень переживания стресса характерна для любых критических жизненных ситуаций человека, вследствие чего все они часто именуются стрессами.

С психологической точки зрения, однако, целесообразно различать стрессы, вызванные физическими или иными кратковременными воздействиями (например, травма, полученная во время гололеда, или перебранка в транспорте), и относительно длительные переживания человека, связанные со значимыми для него психологическими проблемами.

Итак, стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование[2]
. Под требованием понимается всякое раздражение, превышающее порог восприятия сенсорных систем организма. Эти раздражения могут исходить как из внешней среды, так и из внутренних органов человека и иметь различную физическую природу. Роль раздражителя может играть и слово.

Под неспецифическим ответом Г. Селье понимал стереотипный ответ организма независимо от природы раздражителя. По физиологической сути стресс понимается как адаптационный процесс, обеспечивающий приспособление организма к новым условиям существования. Формирование ответа организма на раздражитель начинается с поступления сигнала в центральную нервную систему.

После соответствующей обработки раздражителя реакция ответа идет двумя путями. Один идет по нервной системе, второй — гуморальным путем. Нервный сигнал в течение долей секунды достигает органов исполнителей, обеспечивая таким образом быстрый ответ. Гуморальный ответ более медленный, но зато более мощный и продолжительный.

Рождается гуморальный импульс в одной из глубинных структур мозга — гипоталамусе, откуда по кровеносной системе в виде гормона поступает в гипофиз. Гипофиз находится в относительной близости от гипоталамуса, на основании мозга.

Под воздействием гипоталамического фактора гипофиз выделяет в кровеносную систему гормоны, которые, в свою очередь, побуждают периферические эндокринные железы выделять собственные гормоны. Роль как нервного, так и гормонального фактора сводится к подготовке организма к работе более интенсивного характера, чем в исходном состоянии.

Для этого требуется выработка дополнительно достаточного количества питательных веществ. Мобилизация энергии идет как за счет перераспределения ее в организме, так и путем мобилизации запасов и ускоренного синтеза глюкозы. Глюкоза является особенно емким субстратом аэробного окисления, потребляющим наименьшее количество кислорода в расчете на единицу энергии.

В процессе адаптации участвуют все периферические железы организма. В этой связи стимулируется выделение катехоламинов и кортикостероидов надпочечными железами, повышается секреция глюкагона поджелудочной железой, увеличивается в крови содержание тиреоидных и паратиреоидных гормонов.

Растет концентрация соматотропного гормона, а также вазопрессина и тиреокальцотонина. Одновременно угнетается секреция инсулина и половых гормонов, тормозится работа вилочковой железы — центрального органа иммунной системы.

Результатом такой деятельности нервной и эндокринной систем является перераспределение кровотока. Увеличивается кровоток в мышечной системе, в сердце, легких и мозге. Кровоснабжение пищеварительного тракта уменьшается.

Таким образом, органы, участвующие в борьбе, обеспечиваются необходимыми ресурсами, а пищеварительная система, репродуктивная функция и иммунная функция тормозятся[3]
.

Стрессорные гормоны влияют на обновление липидного слоя мембран клеток. Таким образом, повышается «текучесть» мембран, а вслед за этим растет «эффективность» действия регуляторных факторов на клетки. При интенсивной или длительной стресс-реакции усиление этого эффекта может привести не только к увеличению интенсивности жизнедеятельности клетки, но и к повреждающему эффекту.

Локализация повреждения обусловлена морфологическим и функциональным статусом органов или тканей, подвергающихся гормональным атакам. Первыми подвержены разрушению ослабленные или дефектные ткани. Кроме неспецифического ответа организма на стрессорное воздействие существует и специфический компонент реакции, обусловленный характером самого стрессора.

Частью такого специфического ответа являются эмоции. Их возникновение обусловлено предшествующим опытом человека и сохраненным сознанием в момент воздействия стрессора. По своей сути, это эмоциональная память на повторяющиеся события. Эмоциональная память может быть как истинной, т.е.

полученной на основе собственного опыта, так и абстрагированной, синтезированной из чужих впечатлений, полученных путем пересказа. При внешней оценке эмоции можно разделить на две группы: положительные и отрицательные. Первичная положительная эмоция возможна лишь при полном совпадении рабочего эффекта и предшествующего опыта.

Малейшее рассогласование немедленно вызовет чувство неудовлетворенности. Реакции, ярко окрашенные эмоциями в ответ на предъявленные требования, получили название эмоциональный стресс. Через первичную эмоцию проходит первая линия обороны. Положительные волнения вызывают чувство удовлетворения от ожидаемого эффекта. Отсутствие положительной реакции вызывает чувство дискомфорта.

Отсутствие должной положительной эмоции тут же создает новую комбинацию афферентных возбуждений, способных дать положительный эффект, т.е. создается своеобразный пеленг, который прекращает поиск при достижении положительного результата[4]
.

2. Профессиональный стресс у медицинских работников

Профессиональный стресс — многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10: Z 73: «стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью»).

В литературе встречается также термин «психическое выгорание», под которым обычно понимают синдром, возникающий вследствие длительных профессиональных стрессов.

Сравнение особенностей формирования и протекания синдрома «выгорания» в разных профессиональных группах показало, что это явление наиболее часто встречается и наиболее резко выражено у представителей профессий системы «человек — человек». Это в полной мере относится к медицинским специальностям.

Социальная и экономическая «цена» синдрома «выгорания» у медицинских работников очень высока. Например, в Англии 40 % всех случаев нетрудоспособности у лиц коммуникативных профессий, в частности, врачей, были связаны со стрессом.

Обследование 620 врачей общей практики в Великобритании выявило у 41 % из них высокий уровень тревоги и у 26 % врачей — клинически выраженную депрессию, нередко даже более значительную, чем у их пациентов.

Это неожиданное открытие оказалось важным стимулом не только к тому, что для врачей в Великобритании стали проводить регулярные семинары по диагностике и преодолению профессионального стресса, но и к тому, что в Британской медицинской ассоциации в середине 90-х гг. открыли круглосуточную службу психологической поддержки для медработников.

Источник: https://mirznanii.com/a/198624/problema-stressa-u-meditsinskikh-rabotnikov

Ссылка на основную публикацию