Как определиться с выбором профессии подростку (помощь ребенку)

Ирина Балманжи

Жизнь слишком коротка, чтобы бо́льшую ее часть проводить на ненавистной работе. Поэтому к выбору будущей профессии нужно отнестись очень внимательно и серьезно. Но как найти путь, который подходит именно тебе? Авторы книги «Дорожная карта» уверены: профориентационных тестов недостаточно. Необходимо прислушиваться к себе, пробовать разные варианты и не бояться свернуть с проторенной дороги.

Не бойся сойти с проторенного пути

Есть избитая фраза: «Ты можешь стать тем, кем хочешь». Хоть она и кажется затертым штампом, так уж вышло, что это правда.

Но почему тогда все еще есть люди, которые занимаются не своим делом? Что мешает нам найти правильную дорогу к успеху, счастью и самореализации?
Как определиться с выбором профессии подростку (помощь ребенку) Дорожная карта

Ответ кроется в нашей природе. Одно из ее коварных свойств заключается в том, что мы склонны выбирать пути, которые до нас уже протоптали другие. Этот процесс начинается очень рано, и обойти его чертовски трудно.

Именно так и выглядит формула «успеха» в нашем обществе: универсальный путь, по которому все идут, дыша в затылок впереди стоящему, не обращая внимания на то, что делает нас самими собой. Это невидимый Конвейер, и, скорее всего, ты на нем.

Как определиться с выбором профессии подростку (помощь ребенку)

Наши персональные Конвейеры по винтику собраны из всех тех ожиданий, уроков, примеров для подражания, благих советов и заранее предопределенных вариантов выбора, которые мы впитываем с того дня, как выползли из песочницы и подумали, кем же мы станем, когда вырастем.

Мы слышим, что нам подойдет карьера врача или юриста, что неплохо было бы работать в семейном бизнесе. Слышим, что у нас слишком большие амбиции (нам это говорят «для нашего же блага»). И все решения мы принимаем под давлением этих требований и страхов.

Ради безопасности мы отказываемся от подлинных желаний.

Мы выполняем свой долг. Мы вкалываем на работе и тащимся по заранее проторенной дороге, которая обещает стабильность, безопасность и комфорт.

Возможно, самое сложное дело в твоей жизни — переписать этот сценарий. Это может огорчить твоих близких, пошатнуть твои взгляды и убеждения, и, в конце концов, это бывает попросту страшно. Но оно того сто́ит.

Начни с вопросов к себе. Идешь ли ты туда, куда хочешь? Оправдывает ли твоя цель затраченные усилия? Не думай о том, кем ты «должен» быть, или кем тебя считают друзья, или кем ты пытаешься казаться в соцсетях. Кто ты на самом деле здесь и сейчас?

Как определиться с выбором профессии подростку (помощь ребенку)

Эти вопросы помогут тебе понять, чем ты отличаешься от других, что делает тебя уникальным и что ты можешь предложить миру.

Отделяй ненужный Шум от полезных советов

Мы постоянно слышим галдеж тех, кто дает нам советы, и весь этот Шум заглушает нашу индивидуальность. Он исходит от членов семьи, учителей, социальных педагогов и в целом от общества.

Он в книгах, которые мы читаем, в телешоу, которые мы смотрим, во всех социальных сетях — и, что опаснее всего, он внутри нас самих.

Одним этот Шум постоянно напоминает, что нужно зарабатывать деньги или идти по стопам успешных братьев и сестер.

Другим он твердит, что они никогда не добьются успеха в выбранном деле или что они сумасшедшие, раз берутся за что-то новое, чего никто больше не делает.

Как определиться с выбором профессии подростку (помощь ребенку)

Спрятаться от Шума — не значит превратиться в бунтаря, который мечтает набить на лбу татуировку и плюет на родителей. Речь вообще о другом. Речь о том, чтобы объективно посмотреть на все настойчивые рекомендации, чужие ожидания и конструктивную критику и принять собственное взвешенное решение.

Вот простая схема, которая поможет отделить ненужный Шум от полезных советов и отзывов:

Как определиться с выбором профессии подростку (помощь ребенку)

Попробуй взвесить чужие предположения и убеждения и посмотри, гармонируют ли они с твоими интересами и ценностями — или же, напротив, противоречат им. Запомни главное: если, давая тебе совет, человек учитывает твою индивидуальность и его слова чем-то в тебе отзываются, есть вероятность, что это не Шум. А если что-то тебе подсказывает, что это не про тебя, это Шум.

Ищи дело жизни на стыке своих интересов

Люди, которые живут наиболее полно, стараются встроить свои интересы в работу. Подумай: чем тебе нравится заниматься? Может быть, ты все выходные выкладываешь видео, которые снял? А может, гуляешь по лесу или высаживаешь цветы в парке? Или строишь современные здания, играя в Minecraft?

Не пугайся, если интересы, которые ты в себе обнаружишь, покажутся тебе несерьезными. В наши дни рынок настолько разнообразен и так часто и резко меняется, что можно найти массу удивительных способов совместить свои увлечения с работой.

Как определиться с выбором профессии подростку (помощь ребенку)

Интерес к просмотру мультфильмов субботним утром может привести к руководящей должности на телеканале Cartoon Network, как это случилось с Майком Лаццо. Из человека, который просто любил разглядывать кости, вырос видный специалист в области судебно-медицинской антропологии — так было с профессором Университета Теннесси доктором Биллом Бассом.

Главное — не загонять себя в рамки. Мысли неординарно, комбинируй разные интересы, отражающие одновременно несколько сторон твоей личности, — так у тебя будет больше шансов найти что-то, что тебе понравится. Придумай себе роль. Изобрети, если ее еще нет.

Как определиться с выбором профессии подростку (помощь ребенку)

Изучай свои Основы

Увлечения, дела, которые тебя вдохновляют, — это кирпичики, из которых строишься ты сам. Но интересы — только первая составляющая. Есть еще кое-что, связывающее их воедино. Назовем это Основами.

Если вкратце, Основа — это твой центральный элемент, от которого зависит, что именно приносит тебе удовольствие. Она побуждает тебя увлекаться теми или иными занятиями и почти наверняка проявляется в каждом из них.

Допустим, ты любишь готовить. Эта информация лежит на поверхности. Но давай копнем глубже и посмотрим: на чем основан этот интерес? Тебе нравится экспериментировать с рецептами блюд и придумывать новые? Нравится работать руками? Ты пишешь детальный отзыв после посещения каждого кафе? Ты чувствуешь прилив сил, когда учишь племянницу печь печенье?

Поняв, что именно притягивает тебя к предмету твоих интересов, ты лучше поймешь, какой путь выбрать, чтобы он не противоречил твоим особенностям. Посмотри на примеры ниже. Какие из них находят в тебе отклик? А что тебе совсем не подходит?

Как определиться с выбором профессии подростку (помощь ребенку)

Чтобы осознать свои Основы, надо выйти за пределы привычного представления о себе. Их нельзя сформулировать фразами типа «я хороший человек» или «я люблю готовить». «Мне нужно о ком-то заботиться» или «мне нужно создавать что-то новое» — вот это уже другое дело.

А теперь соедини все то, что делает тебя тобой, — твои Основы и Ключевые интересы. Так ты получишь сценарий того, чем хочешь заниматься в жизни.

Как определиться с выбором профессии подростку (помощь ребенку)

Тебе не нужно принимать решение прямо сейчас. Попробуй поменять один из Ключевых интересов или Основу. Миксуй снова и снова. Пока что твоя цель — определить все сочетания, которые покажутся тебе привлекательными.

Помни: твои мечты не безумны

Первая трудность на пути к жизни, основанной на интересах, — осознать, что такая жизнь вообще возможна. Принять сам этот факт может быть крайне сложно. Если в твоей картине мира никогда не было места идее стать журналистом, инженером, шеф-поваром французского ресторана, уличным художником, скульптором или обжарщиком органического кофе, то любой из этих вариантов покажется тебе диким.

Из-за ограниченного вида, который открывается перед нами с Конвейера, мы отказываемся поступать по-другому. Но правда в том, что у каждого из нас есть масса возможностей.

Даже самые странные идеи могут работать и приносить доход, если неуклонно следовать своим интересам. Возьмем, к примеру, Элис Бенштейн. Имея ученую степень, она работает на кондитерской фабрике Jelly Belly. Элис объединила свою любовь к кулинарии и науке и сейчас зарабатывает, изобретая новые вкусы конфет.

Есть и другие профессии, словно бы сшитые на заказ для конкретных людей. Вот некоторые из них:

Как определиться с выбором профессии подростку (помощь ребенку)

Существует множество людей, которые не просто балансируют между домом и работой, а действительно живут с удовольствием, занимаются любимым делом и процветают. А теперь ответь: разве правы те, кто называет твои мечты безумными?

Больше о том, как разобраться в себе, вырваться за рамки и найти дело жизни, — в книге «Дорожная карта»

Иллюстрации из книги

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2019/02/28/5-sovetov-kotorye-pomogut-podrostku-opredelitsya-s-budushhej-professiej/

Как выбрать профессию ребенку

Как определиться с выбором профессии подростку (помощь ребенку)

Вопрос о том, как выбрать профессию ребенку, беспокоит многих родителей. И часто задолго до реального срока поступления в университет. О том как выбирать правильную профессию, на что стоит опираться и вообще, как относиться к этому вопросу расскажет практикующий психолог, профориентатор, тренер центра К.О.Т. Наталья Морозова.

Для современных подростков выбором профессии стоит заняться с 14 лет, раньше не стоит приступать к таковой «профориентации» в полном смысле слова. Здесь под профориентацией я понимаю выбор будущей профессии, ВУЗа или колледжа. То есть реальное определение сферы будущей профессиональной деятельности.

Однако, раньше сидеть без дела тоже не стоит. Ребенку нужно помочь собрать максимально много информации о мире, о своих способностях, возможностях, не фокусируясь на чём-то одном. Чем больше информации он сможет получить до этого возраста, тем проще будет ему выбрать профессию.

Как определиться с выбором профессии подростку (помощь ребенку)

Во-первых, по интересу ребёнка. Если у него есть мотивация заниматься чем-то, он с удовольствием посещает занятия, без напоминаний выполняет задания – стоит обратить внимание на эту сферу, даже если на первый взгляд она кажется вам «не серьезной». Так, легко пропустить увлечение собаками. А ведь кинология – целая профессия, у которой не меньше перспектив, чем у других.

Обратите внимание, какие предметы в школе удаются ребенку особенно легко, даже если это физкультура. Интересуйтесь у учителей и ведущих секций об успехах вашего чада. И старайтесь получить максимально полную информацию от педагогов – что у него получается, а что нет, видят ли они вашего ребенка в будущем в этой сфере.

Если ребенок сам выбрал кружок, просит куда-то его отвести и попробовать новое занятие – всегда поддерживайте его.

Если Вы уже выявили определённые навыки своего ребёнка? Или лучше остановиться и углубиться в одно направление?

Стоит смотреть на желание подростка. Если он устаёт, и не хочет больше никуда, заставлять конечно не надо. Но всё-таки детство – это время, чтобы всё пробовать и выбирать. Чтобы не «распыляться», не наткнуться на сопротивление, и при этом расширить сферу интересов вашего сына или дочери, можно обратить внимание на соседние направления.

Например, если хорошо получается заниматься вокалом, то попробовать актёрское мастерство. Увлечение лего-конструированием близко к робототехнике. То есть стоит расширить его диапазон навыков ребёнка в любимом направлении. А ещё лучше — постараться найти практическое применение таланта.

Отдать «пишущего» школьника в кружок журналистики, принимать участие в конкурсах робототехники, где нужно решать практические вопросы. Так талант Вашего ребёнка будет развиваться более многогранно. Потому что ни одна деятельность и ни одна профессия не состоит из одной яркой черты. Всегда нужен комплекс навыков. А развивать их помогает практика.

То есть, уделяя внимание именно практическому применению таланта, вы не только замаетесь «практической профориентаций». Вы развиваете дополнительные навыки, которые просто необходимы.

Как определиться с выбором профессии подростку (помощь ребенку)

Стоит прислушается к подростку и постараться понять. Не навязывать ничего. Жить в будущем с это профессией не вам, а ему. Но у родителей, конечно, намного больше опыта, понимания жизни. Если у вас есть сомнения по поводу профессии, которую выбрал подросток, им стоит делиться. Если вы хотите, что-то предложить, не надо делать это директивно, это не поможет.

В форме увлекательной истории, расскажите ему о том, как вы, ваши друзья выбирали профессию, с какими проблемами сталкивались. Поделитесь профессиональными историями о той работе, с которой ребенок хочет связать свою жизнь. Помогите рассмотреть все плюсы и минусы выбранной профессии. Но постарайтесь смотреть на эту ситуацию с точки зрения ребёнка.

Так возможно вам удастся его переубедить.

Но помните, это совершенно не значит, что «родитель всегда прав». Часто дети на самом деле выбирают профессии, которые им подходят. Поэтому услышать ребёнка и отнестись внимательно к его мнению очень важно.

Как определиться с выбором профессии подростку (помощь ребенку)

  • Когда слишком большой выбор – вроде много что нравится, а определиться с профессией не может.
  • Когда требуется дополнительная диагностика, хочется убедиться в правильности выбора.
  • Когда подросток не хочет с вами говорить на эту тему или вы пытаетесь донести информацию до школьника, а он вас не слышит.
  • Когда вы сами плохо разбираетесь на рынке профессий, и не знаете, что посоветовать.
  • Особенности проведения профориентации, каким образом она позволяет с точностью определить способности к профессии?

В нашем центре есть 2 варианта профориентации. Индивидуальная и групповая. И для эффективности важно понимать, какой вариант подходит вам.

Индивидуальная профориентация – это быстро, конкретно, качественно. Здесь удобно убедиться в правильности выбора, подобрать учебное заведение, провести диагностику подростка. Итог этой консультации – подробное заключение, составленное на основании способностей ребёнка, интересов и возможностей получения образования для подходящих профессий.

Тренинги по профориентации позволяют попробовать себя в разных ролях, пообщаться со сверстниками, побыть в состоянии выбора профессии. Ребята понимают важность этого вопроса. Участники не только проходят диагностику и понимают свои способности. Они участия выбирать, причём здесь речь не только о будущей специальности. Происходит развитие навыка «выбирать» в принципе.

Также важен момент получения информации о том, какие существуют, кто и что делает для того, чтобы принять верное решение. Узнать об опыте выбора людьми, которые это прошли, тоже крайне полезно. И это мы тоже делаем на нашем курсе.

Как определиться с выбором профессии подростку (помощь ребенку)

Занятия построены так, что все участники активно общаются, делятся опытом, и это очень ценно. Интересно, что сейчас много детей уже работают, делают сайты, ведут страницы в соц. сетях, пишут статьи – вариантов подработки для современных подростков существует много.

Если в группе попадаются такие ребята, они с гордостью рассказывают, как у них подучается зарабатывать, какими профессиями они уже овладели, как они нашли эту подработку, а другие участники тоже подхватывают идею практического применения своих навыков.

Ведь редкому подростку не хочется иметь собственные деньги.

На тренинге мы обсуждаем профессиональный опыт каждого, участники получают много идей и стимула к развитию, понимают как интересно быть профессионалом. Тренинг построен так, что участники получают информацию о профессиях не только от тренера, а еще и от других участников, своих родителей и и других ребят.

Читайте также:  Как снять ломку наркозависимого: в домашних условиях, таблетки, как облегчить

Повышается осознанность, расширяется кругозор и общая осведомленность. Больше всего внимания мы уделяем работе с семейной истории. Для этого на тренинге выделено отдельное занятие. Мы говорим о профессиях родителей. Дети, иногда с большим удивлением, узнают о том, кем работают и чем именно занимаются их родственники.

Как определиться с выбором профессии подростку (помощь ребенку)

Конечно, можно. Сейчас много тестов, которые можно пройти on-line. Но, во-первых, это будет достаточно узкая информация. И без интерпретации результаты не всегда понятны. А во-вторых, легко запутаться.

Часто к нам приходят дети, которые прошли уже много тестов в интернете, получили кучу информации, и в итоге просто запутались, им совершенно не понятно, к каким профессиям он предрасположены. Потому что не могут скомпоновать и воспользоваться этими знаниями.

Всё-таки реальный итог профориентации – это выбранное на основании способностей, склонностей, интересов и возможностей направление профессиональной деятельности и рекомендованные учебные заведения, где можно эту специальность получить.

Тогда всё становится ясным и понятным, когда известно, какая профессия подойдет тебе, проще составить план развития, дополнительных занятий и понять, чему уделять больше внимания.

Ответьте на вопросы теста и вы узнаете — знает ли ваш ребёнок, кем он хочет стать?

ПРОЙТИ ТЕСТ

Источник: https://www.tren-kot.ru/stati-po-detskoy-psihologii/kak-vybrat-professiyu-rebenku-2/

Профориентация школьников , или Как помочь ребенку с выбором профессии?

Выбор будущей профессии — очень ответственное занятие. Настолько ответственное, что профориентация не сходит со страниц интернет-изданий, посвященных образованию и воспитанию.

Что должно делать государство? Что делать школе: какие уроки вводить и с какого возраста? Эта статья написана для учителей и родителей и посвящена не вопросу выбора, но вопросу поддержки.

Как подготовить школьника к планированию будущей карьеры так, чтобы было комфортно в первую очередь ему?

Статистика такова, что среди выпускников и школьников процент тех, кто не имеет представления о будущей профессии, велик: от 30 до 55.

В конце прошлого века государство отказалось от каких-либо гарантий в сфере трудоустройства. Хорошо это или плохо — решать вам, нам же стоит отметить, что современную востребованность диктует рынок.

Но ведь экономистов, менеджеров, юристов сотни тысяч, как и рабочих мест…

Как определиться с выбором профессии подростку (помощь ребенку)

Итак, вы сели за стол и готовы обсудить с ребенком его будущее. «Господи, будет плохо учиться — пойдет работать дворником, — думает про себя обеспокоенная мама, – лучше бы в экономический пошел…» Итак, если вы подходите к этому разговору с такой позиции, прежде чем читать дальше, уясните — она неправильная.

Удачно складывается профессиональная деятельность не только у тех, кто пошел в престижный вуз, корочка МГУ еще не дает гарантий трудоустройства. Куда больше шансов устроиться на работу мечты у активных, креативных и горящих желанием. Согласитесь, быть креативным в профессии, которую вы не любите, — сложно, если не невозможно.

Мы подходим с вами к первому ответу на вопрос «Как помочь ребенку определиться с профессией?».

Мотивация ученика и ее влияние на учебную деятельность

Ответ 1. Пусть выбирает по любви

Уважаемые родители, успех зависит от упорства и любви. Чтобы преуспеть в деле, оно должно быть любимым или хотя бы нераздражающим. Вы хотите, чтобы ваш ребенок летел на любимую работу или еле тащился на ненавистную? Если выбор за первым вариантом, то необходимо придерживаться следующих правил.

Правило 1. Ребенок — это не вы

Плохо, когда родители пытаются воплотить в ребенке собственные мечты. Если папа всю жизнь хотел быть физиком, но не поступил в Бауманку, это не значит, что надо тащить туда сына или дочь.

Конечно, мы с вами желаем нашим детям только добра, но школьник — это не вы, более того, ситуация в мире совсем другая и, если раньше были нужны люди одной профессии, то к тому моменту, когда ваш ребенок окончит школу, все может измениться.

Правило 2. Начинайте заранее

Нельзя выбрать профессию, ткнув пальцем в атлас востребованных профессий, как бы хорош он ни был. Присмотритесь к увлечениям ребенка еще в младшем школьном возрасте. Что ему нравится?

Ответ 2. Начинать с младшего школьного возраста

Считать или писать сочинения? Рисовать или собирать конструктор? Присмотритесь и по возможности давайте ребенку информацию в этом направлении, создавая среду. Если долго сидит за компьютером — не бейте тревогу, а запишите на курсы программирования. Увлечение вполне может стать любимой работой.

Правило 3. Выбираете не вы

Если школьник будет считать, что профессию выбрали ему вы, у него появится к ней отторжение. Особенно это будет заметно в подростковом возрасте, когда «отделение» от родителей выступает в роли рефлекса. «Когда ты что-то делаешь для себя, ты делаешь это хорошо» — знаете поговорку? Вот и ребенок, выбравший вуз или предмет сам, будет посвящать ему время с большим удовольствием.

Правило 4. Личность

Профессия — это не только знание определенных предметов. Если у вашего сына в школе по математике 5, равно как и по информатике, но он просто ненавидит долгую работу и боится совершать ошибки, то профессия программиста может не прийтись ему по душе.

Если ваша дочь выигрывает олимпиады по обществознанию и собирается идти учиться на адвоката, но панически боится публичных выступлений, ее тоже стоило бы или отговорить, или дать ей возможность получить подобные компетенции.

Обязательно обсудите подобную ситуацию с ребенком.

Как определиться с выбором профессии подростку (помощь ребенку)

Ответ 3. Профессия должна подходить характеру

Правило 5. Дни открытых дверей

Ходите на них как можно чаще, показывайте ребенку экспертные статьи (подростки, увы, доверяют общественному мнению больше, чем родительскому), в младшем возрасте ходите вместе на мастер-классы или научные шоу.

Более того, делайте это заранее, а не в последний год обучения. Подросток в 11-м классе больше всего занят ЕГЭ, и ему кажется, что больше в мире ничего не существует, так что можете смело начинать класса с 8-го.

Ответ 4. Ходить на дни открытых дверей

Каждый раз, придя в вуз, спрашивайте своего ребенка: «Что ты думаешь по этому поводу?» Если школьник не думает ничего (такое тоже бывает — подростковый инфантилизм), то, прежде чем читать лекцию, спросите: «Ты хочешь знать мое мнение?» И вот тогда можете начинать с плюсов и минусов учебного заведения.

Ответ 6. Начните с общего

Лучше выбирать не конкретную профессию, а область. Постепенное сужение круга вариантов до избранного места работы создаст условия для выбора. Учитывайте, как мы уже сказали, характер ребенка, его качества и любимые предметы.

Например, вы с сыном выбрали сферу IT.

Дайте ему возможность узнать больше о программировании, разработке приложений, быть может, ему нравится чинить технику или продавать интернет-услуги, писать сайты — пусть увидит сферу во всем ее многообразии.

Ответ 7. За компанию

Классика кинематографа — поступить в вуз «за компанию». Школьник очень зависим от мнения сверстников, что имеет две стороны. Белая: ему будет не так страшно поступать. Черная: он не выберет профессию, которая ему нравится, просто потому, что это не модно или не престижно.

Поговорим о белом варианте. Минимум за год до поступления предложите школьнику найти кружок по интересам — такое мини профессиональное сообщество единомышленников, пусть познакомится с будущими абитуриентами. Сейчас много курсов, а в школах до сих пор действуют «Школа юного журналиста», «Исторический клуб» или подобные организации.

Поговорим о черном варианте. Бороться с друзьями подростка бесполезно, так вы только настроите его против себя. Лучше сесть и поговорить по душам, расспросить, что именно нравится ребенку и правда ли это его мнение.

Мой ребенок сдает ОГЭ (ЕГЭ). Советы родителям

Ответ 5. Клубы по интересам

Ответ 8. Востребованность профессии

Переворачиватель панд в зоопарке — это, конечно, мечта, но… После того как школьник радостно заявил вам, что выбрал, зайдите с ним вместе на сайты по поиску работы и подумайте (опять же вместе), какие перспективы карьерного роста предлагаются по данному направлению. Готов ли ваш ребенок отучиться в медицинском, а потом еще и пройти интернатуру, а потом — курсы повышения квалификации? Об этом тоже надо подумать заранее, но ни в коем случае не пугать школьника фразами «ой как страшно…» и «ой как сложно…».

Закончим тем, с чего начинали: пусть выбирает по любви, просто покажите ему обе стороны медали.

9 сентября в 15.25 смотрите на нашем сайте лекцию психологов Галины Тимошенко и Елены Леоненко «Как узнать, каким станет ваш ребенок во взрослой жизни». Лекция состоится в рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки (ММКВЯ), которая будет проходить с 6 по 10 сентября на ВДНХ.

Статья подготовлена совместно с Национальным ресурсным центром наставничества «Ментори» (проект «Рыбаков Фонда») *С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/proforientaciya-dlya-shkolnikov/

Как помочь подростку в выборе будущей профессии

Как определиться с выбором профессии подростку (помощь ребенку) 

Илья Базенков, психолог

Как помочь подростку в выборе будущей профессии.(размышления психолога)

О профориентации подростков говорят и пишут много. Действительно, как помочь подротску выбрать профессию в потоке информации и быстро меняющемся мире? Но, чаще всего, речь идет о выявлении способностей и склонностей с помощью различных психологических методик. Тестов на профориентацию для подростков хватает, и все время возникают новые.

Ни в малейшей степени не хочу оспаривать их полезность, но в них отсутствует самое главное – реальная ориентация в профессии.Не секрет, что после окончания ВУЗов по специальности работает относительно небольшой процент выпускников, многие разочаровываются как на стадии поиска работы, так и в первые месяцы после ее начала.

Да и студенты часто теряют интерес после 1-2-го курса учебы. И дело здесь не только в отставании системы образования от современных требований. Не последнюю роль во всем этом играет то, что старшеклассники при выборе профессии ориентируются только на внешние ее проявления, бросающиеся в глаза.

При этом требования самой профессии, предъявляемые  к человеку, остаются вне фокуса внимания. Естественно поэтому, что, сталкиваясь с реальностью, многие молодые люди разочаровываются.

Не претендуя на глубокий анализ, я хочу поделиться размышлениями о профориентации подростков — старшеклассников на основе своего профессионального опыта, а также методики, разработанной много лет назад на кафедре психологии труда психфака МГУ, но полностью нигде и никогда не опубликованной. 

В ее основе лежит не совсем обычное определение профессии. И хотя в основном речь пойдет о профориентации подростков-старшеклассников, но многое подойдет и к взрослым, перед которыми стоят вопросы: «Как и какую выбрать профессию»?  «Как понять, какая профессия тебе подходит»? «Как определиться с выбором профессии»?

Профессия – это деятельность, за которую человек получает деньги.

Именно деньги, заработок, разграничивают профессиональную деятельность от хобби. Если использовать это определение профессии, то гениальный художник, раздающий свои картины даром, — любитель. А художник, рисующий картинки-однодневки, – профессионал. В этом определении профессионализм и мастерство – разные понятия.

Если использовать это не совсем научное, но практическое определение профессии, то на его основе можно анализировать, какие требования предъявляет профессия к человеку.

Найдя ответ на вопрос: «За что человеку платят деньги?», — определим основные цели профессии и требования, предъявляемые профессией к человеку.

А профессиональная успешность зависит от того, насколько человек этим требованиям соответствует или хочет соответствовать. Кстати, ответить на этот вопрос часто очень непросто.

Вернемся к профориентации подростков, можно назвать это и помощью в построении профессиональной карьеры.

Профориентация подростков, или консультативная работа по построению профессиональной карьеры, должна опираться на анализ следующих моментов:

ХОЧУ – то, что человек хочетМОГУ – то, что человек может

НАДО – требования, предъявляемые профессией к человеку, а также его жизненная ситуация.

  • Разумеется, все эти три параметра не являются чем-то постоянным, они могут меняться, как в результате сознательных действий, так и под влиянием ситуации.
  •  Тесты на профориентацию подростков могут помочь в примерном определении «МОГУ» (через выявление каких-то психологических особенностей личности) и более четком формулировании «ХОЧУ», но «НАДО» они не определяют.

Тем не менее, именно на «НАДО» приходится обращать особое внимание при проведении работы по профориентации подростков. Чем лучше человек представляет требования профессии к человеку, ее преимущества и сложности, тем меньше вероятность разочарования, тем точнее он сможет выстроить план действий по достижению поставленной цели.

В последние годы стали очень популярны различные позитивные развивающие практики.

Книги, телепередачи, рекламные ролики, вдохновляющие статьи в интернете, направленные на формирование позитивного мышления, саморазвитие и  достижение субъективного благополучия, успеха, удовлетворенности жизнью и работой.

Читайте также:  Пивной алкоголизм: симптомы, у мужчин, лечение

Особой популярностью пользуются примеры достижения профессионального успеха разных людей.

Такой позитивный, мотивирующий на достижения и самореализацию  подход  полезен, т.к. помогает расширению  возможностей, снятию разного рода ограничений, опирается на сильные стороны человека и их развитие, помогает преодолеть навязанные родителями и обществом шаблоны.

Один из основных его принципов – человеку лучше заниматься любимым делом, тем, что ему нравится, и что надо развивать индивидуальные сильные стороны человека, наиболее полно использовать его ресурс.

Но есть и обратная сторона.

 Такой подход может формировать наивное мышление и ничем не подкрепленный оптимизм, основанный на идее «Ты все можешь, если захочешь!». А ведь на самом деле это не так (не каждый может стать балериной, музыкантом, художником, актером, капитаном дальнего плавания).

Есть понятие таланта, способностей, а также физических, данных от природы, возможностей, необходимых для определенных профессий.

И не надо забывать о ситуации на рынке труда, о востребованности той или иной профессии, уровне зарплат.

Это вовсе не означает, что нужно ограничивать стремление  подростка к чему-либо.

Известно, что негативная обратная связь, критика способностей и целей может формировать ограничивающие убеждения, демотивировать, подрывать самооценку.

А постоянно сомневающиеся в себе люди склонны отказываться от попыток решить какую-то сложную задачу, быстро сдаваться, избегать поражений и впадать в уныние  при малейшей неудаче.

  Работа по профориентации подростков или помощь в построении профессиональной карьеры ни в коем случае не должна приводить к демотивации и потере веры в собственные силы и возможности.ВНИМАНИЕ!  Это очень тонкий вопрос в профориентационной работе с подростками.

Как соблюсти баланс между реалистичным представлением о мире профессий и опасностью демотивировать подростка в достижении его целей, создав негативное представление о своих способностях и возможностях? Как совместить реальность и отсутствие огранивающих установок? Поэтому настоящей профессиональной профориентацией подростков должны заниматься подготовленные специалисты-психологи.Убить мечту легко, но так же легко создать неоправданные ожидания и иллюзии.Анализируя ту или иную профессию или целую область профессиональной деятельности с точки зрения: «за что человеку платят деньги?», сопоставляя этот анализ с «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО», можно помочь человеку:

— осознать свои ресурсы (возможности);- увидеть расхождение между реальностью и его представлениями, сопоставить «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО»;- скорректировать свои цели («ХОЧУ» и «НАДО»);

—   наметить план по достижению своих целей;

Главное!  Профориентация должна помочь подростку не столько в выборе конкретной профессии, сколько сориентировать его в мире профессий, научить его анализировать и отвечать на вопрос: «За что человеку платят деньги?», сопоставлять «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО».   Подростковая профориентация не будет эффективной, если не учитывать психологические особенности возраста.

  • Подростки часто подвержены влиянию своих сверстников гораздо сильнее, чем взрослых, в т.ч. и родителей.
  • Влияние родителей на выбор профессии может быть значимым, если родители не навязывают свое мнение авторитарно. Только помните, что родители могут исходить из своих сложившихся стереотипов, личного позитивного или негативного опыта, который не подходит для другого человека или современной ситуации.  
  • Подростки могут быть склонны одновременно и к идеализации и к негативизму, отрицанию взрослого опыта. «Это вы так думаете, т.к. ничего не понимаете в современной жизни, а у меня будет все по-другому», — примерно так может рассуждать подросток.
  • Подросток «здесь и сейчас», он может уверенно говорить о том, чего он хочет от профессии, но без четкого представления о том, как этого добиться.

Примеры из практики инфантильных представлений о профессии. В беседе старшеклассник говорит, что хочет поступать в военное училище. На вопрос, чем его привлекает военная карьера, отвечает, что к сорока годам хочет стать генералом.

Потом выяснилось, что в его представлении через каждые три года службы присваивается очередное звание, и значит, в сорок лет он будет генералом.Мама о своем 13-летнем сыне: «Он мечтает уехать в Америку и там стать миллионером».Девочка 12 лет хочет стать актрисой, т.к.

занимается в школьном театральном кружке и любит выходить на сцену.

Выбор профессии в жизни человека часто не является в современном мире  «раз и навсегда». Подробно об этом рассуждать не имеет смысла, т.к. на эту тему написано много. Но это не отменяет того, что роль выбора профессии в жизни человека велика, — особенно в начале жизненного пути. Чем более осознанным будет этот выбор, тем больше вероятность достижения успеха.

Осознанность в выборе профессии помогает сосредоточиться на получении необходимых компетенций и не тратить зря время и силы.

В заключение.

Профориентация подростков – сложное и психологически тонкое дело.  Тем более, что в современном быстроменяющемся мире трудно предсказать востребованность той или иной профессии даже через несколько лет.

 Многие исследования показывают, что в достижении профессионального успеха личностные качества играют даже большую роль, чем образование и знания. И одним из главных условий профессионального успеха является умение правильно выстраивать цели и способы их достижения.

А это трудно сделать без ответа на вопрос: «За что человеку платят деньги» и осознанности своих «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО». 

Источник: https://psylife.org/68-kak-pomoch-podrostku-v-vybore-buduschey-professii.html

8 советов родителям, как помочь своему ребёнку выбрать профессию

Бесплатное высшее образование в России даётся только один раз. Доверить выбор профессии школьникам, когда многим выпускникам и 18 лет нет, — опасное решение. По данным Росстата, по специальности у нас работает только около 40% населения. Цифры не то что намекают, они кричат о том, что больше половины выпускников зря потратили несколько лет на ненужную учёбу.

Нормальное желание родителей — помочь ребёнку с выбором. Вопрос только в том, как это сделать.

1. Воспитывайте в ребёнке самостоятельность

К сожалению, заниматься этим за год-два до выпускного поздновато, самостоятельного ребёнка надо было растить с рождения, но лучше начать хоть когда-нибудь. Главное правило в профориентации простое:

Ребёнок должен выбрать профессию сам.

Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.

Я хотела на актёрский. Но папа сказал, что все актёры остаются в районном театре, мало зарабатывают и спиваются. Инженер — вот это другое дело. Я была послушной и поступила на радиофак.

В политехе было весело, 6 лет я участвовала в студенческой весне, а вот знаний в голове ноль, как и желания работать инженером, хоть я и магистр. Из-за этого всю жизнь меня преследует чувство нереализованности и мысли о том, что всё могло сложиться как-то по-другому.

Хотя я понимаю, что папа прав и работа у актёров скотская. Родителей не виню, виню себя, что когда-то не сделала так, как мечтала.

Мария, редактор

2. Разберитесь, какие профессии востребованы

Только на самом деле востребованы, а не «престижны». Чтобы это понять, не надо читать подборки и рейтинги. Надо открывать сайты центров занятости и сайты, помогающие в поиске работы, и внимательно смотреть на вакансии.

Дедушка советовал выбрать что-то, связанное с иностранными языками, потому что это востребовано. Попробовала, увлеклась, поэтому было легко последовать его совету. Востребованность отошла на второй план, потому что стало интересно. Теперь я на любимой работе в IT-сфере. Дедушка плохого не посоветует!

Ангелина, переводчик

Просмотр вакансий помогает оценить популярность профессии, возможную зарплату и требования к соискателям. Возможно, окажется, что одного высшего для работы мечты недостаточно: параллельно надо учить языки и посещать какие-то курсы.

3. Покажите профессии изнутри

У взрослых большой круг знакомых с самыми разными специальностями. Попросите своих друзей рассказать ребёнку, чем и как они занимаются на работе. Важно услышать о самых обычных повседневных делах. Например, о том, как приходится писать письма, как работают с чертежами в реальных условиях, как по утрам нужно приходить ровно к восьми, как заполнять отчёты и пить чай с бухгалтерией.

На многих предприятиях проводятся дни открытых дверей. На таких мероприятиях надо задавать правильные вопросы: не о высоких показателях и великой цели, а о рутине, устройстве рабочих мест.

Мои родители — преподаватели. Заклинали не идти в педагогику, ну я и не пошла.

Лида, специалист по рекламе

О многих профессиях у нас смутное представление. Лучше познакомиться с работой поближе, чем потратить несколько лет и столкнуться с конфликтом ожидания и реальности.

Ещё немаловажно, что здоровье должно соответствовать условиям труда. Понять, потянет ребёнок или нет, можно только в боевых условиях или хотя бы во время откровенного разговора с представителем профессии.

4. Найдите варианты учёбы в других городах и странах

Зачастую мы даже не подозреваем, где и кем можно работать, понятия не имеем, какие специальности есть в вузах даже в соседних городах, не говоря об университетах на другом конце страны. И совершенно зря.

Когда пришла пора выбирать, кем быть, мне было всего 15 лет. В моём городе нельзя было учиться по специальности, о которой я мечтала, а у школы был другой профиль.

Чтобы поступить, надо было переводиться в другую школу, заниматься по особой программе, кататься за несколько сотен километров в другой город и подавать документы.

Я не смогла это провернуть, а родители не озадачились, в итоге выбрала профессию из тех, которые были доступны рядом. Мне скоро 30, я до сих пор жалею.

Настя, копирайтер

Конечно, переезд ребёнка в другой город — это не увеселительная прогулка в парк, поддерживать студента на расстоянии сложнее. Но это того стоит, если речь про профессию на всю жизнь.

5. Забудьте про тесты профориентации

Особенно про те, которые раскиданы в интернете. Они основаны на банальных вопросах и не учитывают огромного количества профессий. Выбор будущего на основе усреднённого тестирования — безысходность, когда вообще неизвестно, чем заняться.

6. Не путайте любимый урок в школе и профессию

Стандартная логика: хорошо даётся математика — иди учиться на «компьютерщика», хорошо даётся литература — на филолога, ничего не нравится — тогда давай на менеджера, там ЕГЭ по обществознанию.

Это знания нужно подгонять под цель, а не выбирать работу, исходя из знаний.

Выбирать надо профессию, которой ребёнок будет зарабатывать деньги, а не любимый предмет. Может быть, ребёнку нравится учитель, удобный кабинет и красивые наглядные материалы, а в профессии ничего такого не будет.

7. Не заставляйте непременно поступать в вуз

Если ребёнок ещё не определился, кем быть, дайте ему время и возможность подумать, кем стать.

Ничто (кроме страха перед армией у парней) не мешает после школы поработать пару лет, познакомиться с реальной жизнью, посвятить время образовательным курсам и поиску себя.

Если не можете представить, как после школы не учиться, попробуйте колледж. Там и экзамены попроще, и стоимость обучения поменьше, и готовая профессия получится быстрее.

Мама заставила меня поступить в технический колледж (в 15 лет у меня не было права голоса), чему я была не очень рада, поэтому всеми силами пыталась сделать так, чтобы меня отчислили. Не получилось.

После колледжа я сама уже выбрала университет и специальность. Сейчас я не жалею. После колледжа меня отправили на практику на «АвтоВАЗ». В 18 лет у меня уже была нормальная должность и зарплата.

Мария, менеджер

Повальное увлечение высшим образованием ни к чему хорошему не приводит. Часто диплом — просто бумажка, за которой нет ни грамма знаний и умений. Зато есть несколько убитых лет и потраченные сотни тысяч.

8. Не заставляйте заканчивать обучение

В период с 18 до 23 лет человек резко взрослеет, это возраст становления.

Иногда глаза открываются и студент понимает, что занимается не своим делом: находит более интересную специальность, осознаёт, какая перед ним цель.

Как правило, это уже более осознанный выбор, чем решение вчерашнего школьника, такой поворот принесёт больше пользы, чем унылое получение диплома, потому что «раз начал — заканчивай».

После девятого класса классный руководитель посоветовал моей маме отправить меня в техникум. Родители особо не выбирали, а отправили меня в строительный, потому что у мамы все коллеги его заканчивали.

Мне сказали, что главное — получить диплом. Я покорно согласился. Отмучился четыре года. После уже самостоятельно принял решение получать высшее по другой специальности.

Родители согласились, хоть и говорили: «Неужели зря четыре года отучился?».

Антон, дизайнер

Диплом об образовании и несколько лет учёбы — это не контракт на всю жизнь. В любой момент всё можно изменить. Не забудьте сказать это ребёнку, который не уверен, что выбрал своё дело.

Чек-лист заботливого родителя

Коротко о том, что делать для помощи ребёнку:

  • Не настаивать на своём выборе и дать ребёнку самому определиться, что делать.
  • Рассказать, какие профессии сейчас нужны.
  • Предлагать те профессии, которые заинтересуют ребёнка, а не те, которые подскажет тест или оценка в журнале.
  • Дать максимум информации о разных профессиях.
  • Показать неочевидные решения: специальности, о которых в вашей области не слышали.
  • Не заставлять учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную профессию.
Читайте также:  Всд и невроз: симптомы, лечение, панические атаки

А вам родители помогали с выбором?

Источник: https://Lifehacker.ru/kak-pomoch-vybrat-professiyu/

Консультация на тему: Как помочь ребёнку в выборе профессии | Социальная сеть работников образования

ПРОФЕССОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Советы родителям: как помочь подростку в выборе профессии

Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Выбор профессии — важный и ответственный шаг в жизни каждого  человека т.к. часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека.

Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе .

В результате неправильного выбора профессии подросток не может найти свое место в жизни, не может высоко подняться по карьерной лестнице, что ведет к нервным срывам и психическим расстройствам, а общество теряет талантливых журналистов, врачей, инженеров, ученых, поваров, портных…

Профессиональное становление и самоопределение подростка – это процесс многоаспектный. В нем должны соединиться и ужиться три базовых фактора: Я-хочу, Я-могу, Я-надо.

•  «Хочу» — это желания, интересы, склонности личности.

•  «Могу» — это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).

•  «Надо» — это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т. д.

« Я-хочу» должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо».

Профильная и профессиональная ориентация подростка включает в себя:

•  ориентацию в мире профессий (какие профессии существуют? И чем занимается человек определенной профессии?);

•  осознание того, что интересно ему и что он можешь делать;

•  ориентацию на рынке труда, т.е. в том, какие профессии нужны сегодня региону и стране в целом;

•  ориентацию на рынке образовательных услуг, т.е. то есть, где можно получить интересующую ребенка профессию.

 Отмечается, что значительная часть подростков (возраст 14-16 лет) испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе детям предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе.

Кто-то считает, что главное при выборе профессии – это совет родителей? А кто-то считает, что главное – личный интерес вашего ребенка? Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда . Это совсем не просто.

Даже многие взрослые работающие люди могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое мнение о «других» видах деятельности. А дела людей могут быть подчас неожиданно разнообразны: есть люди, которые лучшее время жизни отдают изучению клюквы и озабочены сохранением болот, другие видят смысл своего труда как раз в том, чтобы осушать, уничтожать болота.

Нет «интересных» и «неинтересных» профессий.

Главное для родителей — отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться , а вовсе не определяются вместо него.

Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность .

Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно. Важно учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и насколько такое влияние оказывается положительным.

Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

  • Сознательный выбор профессии (специальности) основывается на:
  • •  знаниях о мире профессий;
  • •  знаниях о выбираемой конкретной профессии;
  • •  изучении своих интересов;
  • •  изучении своих способностей;
  • •  знании своих сильных и слабых качеств;
  • •  состоянии своего здоровья;
  • •  учёте материальных условий семьи;
  • •  учёте ситуации на рынке труда.
  • Необходимо:

•  Решить какой путь избрать после 9 класса: продолжать общее образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях (техникум, профессионально-техническое училище и т.д.). В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:

  1. •  социальный заказ, положение на рынке труда;
  2. •  уровень материального обеспечения семьи;
  3. •  возможности получения помощи в обучении;
  4. •  условия оплаты труда в данной сфере;
  5. •  местная инфраструктура профессионального образования (местная конъюнктура учебных заведений).

•  Выбрать ту профессию и специальность, которую хочет ребенок («Я-хочу»). Следует ознакомиться с выбранной специальностью, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.

  • •  Учесть возможности ребенка ( «Я-могу»):
  • •  интересы, склонности;
  • •  успехи в учёбе и потенциальные способности;
  • •  свои сильные и слабые стороны;
  • •  состояние здоровья.
  • При выборе будущей профессии нужно:
  • •  Учесть какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете.
  • •  Учесть особенности ребенка (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка), помочь избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию.

•  Подробно изучить эту профессию , выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста. Дать возможность практически попробовать ребенку свои силы в этой профессии.

•  Сравнить полученные знания о профессии с профессиональными возможностями ребенка, при необходимости посоветоваться с другими (родителями, учителями, врачами, профконсультантами).

При соответствии профессиональных возможностей ребенка требованиям предпочитаемой профессии помочь ребенку в профессиональном самоопределении.

При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант.

  1. •  Выбрав будущую профессию, одобрять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве.
  2. Ошибки при выборе профессии:
  3. •  увлечение внешней или частной стороной профессии;
  4. •  незнание мира профессий, выбор «за компанию»;
  5. •  неумение разбираться в своих способностях
  6. Рекомендации родителям в помощи выбора профессии подростком:
  7. Каждый сам выбирает свою профессию; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему. Осознайте ценность выбора вашего ребенка (для себя и для общества), помогите ему:
  8. •  Изучить профессию и всё, что с ней связано.
  9. Составьте вместе таблицу профессиональных предпочтений :

— Выбирая профессию, человек выбирает не только способ добывания денег, но и социальную среду, образ жизни . Предложите ребенку подумать над тем, каким требованиям, по его мнению, должна отвечать его будущая работа .

— Составьте максимально подробный список таких требований (уровень заработной платы, характер и условия труда, престижность, занятость, реальное трудоустройство и т. д.).

— Впишите эти пункты в столбцы, а в строки — названия профессий, кажущихся ребенку наиболее привлекательными.

— Заполняя таблицу, сопоставляйте требование и профессию: если они совпадают, ставьте в этой клетке плюс, если нет — минус.

— Проанализируйте, какая профессия набрала плюсов больше всего. Возможно, около этой специальности ребенку и стоит искать свое призвание. Разумеется, такой способ не самый точный. Но его преимущество в том, что он предлагает школьнику самостоятельно поразмышлять (и может быть, впервые!) над личной системой ценностей, над тем, каким он видит свое будущее.

•  Сориентироваться в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).

Принцип «Больше информации»: Активно (вместе с ребенком!) собирайте информацию о рынке труда, о новых и перспективных специальностях . В этом могут помочь ежегодно выпускаемые справочники, профессиональные журналы, а также интернет-сайты.

Иногда в подобных изданиях ребенок находит профессию, о существовании которой он не догадывался (и даже не догадывались его родители!).

•  Понять, когда ребенок говорит «я хочу быть…», что он может и что надо в данных обстоятельствах. Расширяйте знания о профессиональном мире. Чтобы выбирать, нужно знать, из чего выбирать. Между тем, очевидно, что жизненный опыт подростка ограничен, его представления о трудовой деятельности отрывочны, а подчас и нереалистичны.

Например, многие старшеклассники утверждают, что собираются стать менеджерами, но на вопрос о том, что это за работа, внятно ответить не могут.

Другие смешивают понятия «профессия» и «должность», например заявляют: «Хочу быть начальником!» Кто-то говорит, что любит играть в компьютерные игры, получать информацию из Интернета, поэтому хочет стать программистом. А ведь программист — отнюдь не просто пользователь компьютера.

Задача родителя — выступить экспертом, поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, какие ограничения она накладывает. можно привлечь друзей и знакомых.

Например, если ваше чадо подумывает, не стать ли ему юристом — и среди ваших знакомых как раз таковые имеются, — стоит попросить их пообщаться с вашим ребенком, даже сводить его к ним на работу. Опыт подобного общения может заставить подростка задуматься о том, насколько его представления о выбранной специальности соответствуют действительности

•  Выделить дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнести её с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).

•  Построить для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.

•  Учесть при выборе не только профессию, но и связанный с ней образ жизни и подходящий вид деятельности.

— Принцип « От слов — к делу!» Не стоит ограничиваться только рассказами и разговорами. Все мы знаем, что подростки довольно скептически относятся к мнению взрослых, особенно родителей.

Гораздо важнее непосредственный опыт. Если ребенка заинтересовала какая-то профессия, предложите ему «порепетировать» ее в профильном кружке, секции, классе .

Задача в приобретении начального профессионального опыта, в оценке специальности «изнутри».

— Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.

— В институт — на экскурсию . Неплохо сводить ребенка на «день открытых дверей» в вуз — и желательно не в один. Не придавайте таким походам чрезмерное значение — ведь совсем не обязательно, что именно здесь ваш отрок захочет провести свои студенческие годы. Идите в вуз просто как в музей — посмотреть, пообщаться, прочувствовать «мое — не мое».

— Чтобы выбрать профессию, необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя — свои личностные качества, способности, стремления .

Карьерных высот человек скорее добьется в том деле, которое, с одной стороны, ему интересно, а с другой — соответствует его способностям.

Например, дизайнеру важно иметь зрительную логику и образное мышление, журналисту — умение замечать детали и связно излагать мысли, инструктору по фитнесу — физическую подготовку и организаторские способности и т. д..

•  Не бояться поиска, риска, смело исправлять ошибки, возвращаться с неправильно избранного пути и найти в случае необходимости резервный вариант на случай неудачи по основному направлению. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.

Обсуждайте альтернативы! Говоря с ребенком о будущей профессии, не зацикливайтесь на одном варианте.

Как правило, сам подросток о запасном аэродроме не задумывается, поэтому для родителей важно поставить перед ним вопрос: что он будет делать, если ему не удастся реализовать намеченное? Наличие альтернативы позволяет снизить у ребенка напряжение и тревогу.

Можно спросить прямо: «А чем ты собираешься заниматься, если у тебя не получится стать экономистом?» А можно обсуждать эту проблему применительно к третьим лицам: «Представляешь, Андрей всю жизнь мечтал стать футболистом, готовился к спортивной карьере, но получил травму, и ему пришлось уйти. Теперь он думает, кем быть».

•  Осознать трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.

•  Наметить (спланировать) пути и средства преодоления трудностей.

Таким образом, выбор профессии – это важный шаг в жизни подростка, в то же время сложный, но интересный процесс, включающий в себя разные аспекты, которые необходимо учесть. Необходимо помнить о том, что выбор профессии часто вызывает серьезные сомнения и трудности у подростков, т.к. в 14-16 лет они психологически еще не готовы сделать выбор самостоятельно.

Потому нуждаются в помощи взрослых. При этом следует понимать, что если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и воспринимать дальнейшую учебу и освоение профессии он будет как скучную и тягостную обязанность.

Поэтому важно: не сняв полностью ответственность за совершаемый выбор с ребенка сделать так, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2014/01/30/kak-pomoch-rebyonku-v-vybore-professii

Ссылка на основную публикацию